Педагогическая оценка: вопросы совершенствования структуры и практики использования в современном учебно-образовательном процессе: на примере преподавания музыкально-исполнительских дисциплин тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Алешникова, Людмила Петровна
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 179
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Алешникова, Людмила Петровна
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ОЦЕНКА В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1.1. Категория оценки в прошлом и настоящем
1.2. Оценка в контексте теории и практики обучения музыке
1.3. Контрольно-проверочные мероприятия в системе музыкального воспитания и образования
1.4. Критерии контрольно-проверочных испытаний и их специфика (на материале преподавания музыкально-исполнительских дисциплин)
ГЛАВА II. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ НА КОНТРОЛЬНО-ПРОВЕРОЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ
2.1. Педагогические наблюдения
2.2. Вербально-коммуникативные методы
2.3. Педагогический эксперимент
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Инновационные подходы к начальному обучению игре на фортепиано: На материале учебной работы с учащимися подросткового и раннего юношеского возраста2000 год, кандидат педагогических наук Чертовской, Алексей Николаевич
Процесс углубления профессионально-личностного потенциала учащегося в контексте непрерывного образования: на материале занятий музыкой2012 год, доктор педагогических наук Смирнов, Александр Владимирович
Педагогические аспекты формирования и развития художественно-творческих способностей: На материале преподавания музыки2000 год, доктор педагогических наук Ощепкова, Ольга Владимировна
Феномен исполнительской интерпретации в музыкально-педагогическом образовании: методологический аспект2011 год, доктор педагогических наук Корноухов, Михаил Дмитриевич
Учебное задание в системе профессионального музыкального образования2004 год, кандидат педагогических наук Самарцева, Светлана Леонидовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогическая оценка: вопросы совершенствования структуры и практики использования в современном учебно-образовательном процессе: на примере преподавания музыкально-исполнительских дисциплин»
Подготовка специалиста в области художественно-творческого воспитания и образования сталкивается сегодня с рядом серьёзных трудностей. Не свободна от них и сфера музыкального воспитания и образования. Выведем временно за рамки разговора трудности общего («внепрофессионального») свойства, затрагивающие не только художественно-творческую, но и другие виды и разновидности педагогической деятельности. Сосредоточимся на тех, которые непосредственно связаны с проблематикой, рассматриваемой в настоящем исследовании.
Современная жизнь, с присущей ей динамикой и стремлением к обновлению, постоянно выдвигает новые задачи перед педагогами и обучающимися. Одна из них связана с категорией оценки, кардинальной категорией в теории и практике обучения. В давнем и недавнем прошлом педагогики проблема оценки и отметки (эти термины многое объединяет и разъединяет) не раз оказывалась в поле зрения педагогов, психологов, социологов, представителей других профессий; ей посвящались конференции, о ней писала специальная пресса, она привлекала внимание учёных-исследователей. Казалось бы, достигнут некий консенсус, некая степень взаимопонимания, однако проходило время, и вопрос о педагогической оценке вновь выходил на повестку дня, становясь средоточием различных суждений, мнений, не совпадающих методологических подходов.
Оценка как таковая «определяется общим контекстом актуальных вопросов, которые касаются оценки успешности реализации образовательного процесса» [132]. Поскольку современный образовательный процесс в России по ряду параметров отличается от образовательного процесса семидесятых-восьмидесятых годов минувшего столетия, отличаться должна по логике вещей и оценка его успешности. Однако здесь возникают вопросы, на которые далеко не всегда есть однозначные и бесспорные ответы. Отсюда противоречивость ситуации, сложившейся сегодня в теории и практике отечественной педагогики.
Особый ракурс проблемы - оценка в учебной практике художественно-творческих учебных заведений, в частности, музыкальных школ, колледжей и вузов. Вопросы, дискуссионные в ареале общей педагогики, не теряют своей остроты и в этой специфической сфере. Более того, обретают в ней подчас ещё большую дискуссионность. Из чего исходить, из каких параметров, определяя достижения учащегося-музыканта? Каковы основные, наиболее важные слагаемые оценки, если трактовать последнюю как комплекс (а именно на этом настаивают ведущие специалисты, включая и музыкантов). Имеются ли у оценки как педагогического феномена какие-либо побочные, сопутствующие эффекты и в чём они выражаются? Необходимо ли считаться с ними и в какой мере?
Сказанное даёт основание определить цель настоящей работы: теоретико-методическая разработка и экспериментальное исследование комплекса вопросов, связанных с категорией оценки' в педагогике, в частности, «педагогике искусства» на примере преподавания музыкально-исполнительских дисциплин.
Объект исследования: теория и практика оценки в преподавании музыки.
Предмет исследования: оценка как принципиально важный компонент процесса обучения музыкально-исполнительскому искусству.
Гипотеза исследования:
1. Споры относительно необходимости оценок (отметок) в процессах обучения, периодически возникавшие в истории педагогики, сами по себе, в «абстрактном варианте», в современных условиях не имеют смысла: оценки нужны, в том числе и в художественно-творческой деятельности. В то же время следует учитывать, что эффект их может быть как конструктивным, так и деструктивным в зависимости от комплекса условий и факторов, которые будут рассмотрены в настоящем исследовании.
2. Существуют различные подходы к оценке результатов деятельности учащегося - от сравнительно простых, односторонних, констатирующих результативность деятельности учащегося в контексте того или иного контрольно-проверочного мероприятия - до оценочных подходов, развёрнутых вглубь и вширь, вбирающих в себя ряд показателей, которые сопрягаются как с конкретными результатами действий учащихся, так и целым спектром других показателей (например, отношением к учебной деятельности, и др.).
Какой принцип оценки рассматривать в качестве приоритетного и определяющего зависит от различных факторов, прежде всего от типа контрольно-проверочного испытания, его назначения и функциональных особенностей. Придерживаться одного-единственного принципа оценки на различных контрольно-проверочных мероприятиях может означать получение неполной, неточной информации об испытуемых.
3. Оценка должна соотноситься со спецификой той или иной учебной дисциплины, учитывать её характерные особенности. Так, в учебных заведениях художественно-творческого профиля оценка предполагает определённые особенности и свойства, поскольку сам материал искусства диктует здесь необходимость особых, адекватных подходов к учащемуся, к его деятельности.
Имеет смысл в учебных заведениях художественно-творческого профиля (музыкальных и др.) практиковать комплексную оценку, вбирающую в себя несколько «составляющих». Так, на музыкально-исполнительских экзаменах и других мероприятиях аналогичного свойства целесообразно использовать оценку, суммирующую такие слагаемые как «качество исполнения (техничность, владение исполнительскими умениями и навыками, использование разнообразных выразительных приёмов и средств»); «сложность исполняемых произведений»; «своеобразие, нестандартность трактовки музыкального материала», «креативность, творческий подход к музыке и её интерпретации».
4. При проведении контрольно-проверочных мероприятий в учебных заведениях художественно-творческого профиля имеет смысл базироваться на 10-балльной шкале. Пятибалльная шкала не даёт возможности достаточно дифференцированно подходить к оценке результатов деятельности учащегося (деятельности в широком смысле слова, вбирающем в себя различные аспекты, связанные так или иначе с учёбой). Педагоги вынуждены пользоваться «плюсами - минусами» что является не лучшим вариантом решения вопроса. 10 балльная шкала даёт возможность более тонко и точно определить то, что подлежит учёту при выведении оценки.
Задачи исследования:
- обосновать дефиницию оценки как одной из центральных категорий педагогики; проанализировать содержание данной категории, уточнить её семантику, отличительные особенности и свойства; рассмотреть возрастные аспекты проблемы оценивания деятельности учащегося-музыканта;
- рассмотреть эволюцию взглядов, трактовок, методологических подходов к проблеме оценки в истории отечественной педагогики;
- определить специфические особенности и свойства оценки в «педагогике искусства», в теории и практике преподавания музыки;
- выявить спектр функций и назначений оценки, её возможные прямые и побочные (сопутствующие) эффекты;
- обосновать рекомендации, направленные на оптимизацию процессов оценки деятельности учащегося в ходе музыкальных занятий и контрольно-проверочных мероприятий; проверить в рамках опытно-экспериментальной работы целесообразность предлагаемых теоретико-методических установок и рекомендаций.
Методологическую основу исследования составили: а) психолого-педагогические исследования, посвященные вопросам отметок и оценок (Б.Г.Ананьев, Ш.А.Амонашвили, Ю.Б.Бабанский, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, И.Я.Лернер, А.И.Липкина, С.Л.Рубинштейн и др.); б) труды специалистов в области художественно-творческого воспитания и образования (А.Ю.Гончарук, Н.И.Киященко, Т.С.Комарова, С.И.Курганский, С.П.Ломов, А.И.Щербакова); в) труды музыкантов-педагогов и методистов (А.Д.Алексеев, В.Ю.Григорьев, Г.М.Коган, Я.И.Мильштейн, Г.Г.Нейгауз, С.И.Савшинский, и др.); г) исследования специалистов в области музыкального воспитания и образования, затрагивающие вопросы обучаемости, мотивации, межличностных контактов учителей и учащихся (Л.Г.Арчажникова, Г.А.Аванесова, И.В.Евтушенко, А.В.Малинковская, А.И.Николаева, И.Н.Немыкина, Л.А.Рапацкая, Г.М.Цыпин, П.А.Хазанов и
ДР-)
Методы исследования: а) теоретический анализ научной литературы (педагогика, психология, педагогическая социология), б) изучение архивных материалов, относящихся к проблеме оценок и отметок в российской и зарубежной педагогике; в) обобщение передового педагогического опыта в ракурсе настоящего исследования; г) анализ и обобщение личного педагогического опыта автора исследования; д) методы эмпирического уровня (педагогические беседы, опросы, педагогические наблюдения, обучающий эксперимент).
Новизна исследования: рассмотрена категория оценки в контексте художественно-творческой (учебной) деятельности; обоснована с позиций сегодняшнего дня дефиниция указанной категории, её педагогическая семантика; определены основные составляющие, образующие оценочный комплекс, рассмотрены их корреляционные связи и зависимости; проанализирована практика контрольно-проверочных мероприятий (экзаменов и др.) в музыкальных учебных заведениях различного уровня. Дана конструктивная критика этой практики, выявлены её недочёты, сказывающиеся, в частности, на оценках обучающихся музыке (фортепиано, вокал, гитара и др.); обоснованы предложения, направленные на оптимизацию содержания и формо-структур контрольно-проверочных мероприятий (экзаменов и др.) в области музыкально-исполнительских дисциплин; выявлены условия, необходимые для всесторонней и объективной оценки качества учебной деятельности в различных её аспектах и проявлениях (с учётом специфики музыкальных занятий); раскрыты внутренние связи и зависимости между компонентами, входящими во внутреннюю структуру оценки, определяющими её значение, её достоверность и обоснованность; рассмотрена сквозь призму музыкальной педагогики система цифровых оценок, основанная на 5-балльной шкале и утвердившаяся сегодня в практике контрольно-экзаменационных мероприятий; обоснована с позиций сегодняшнего дня критика этой системы, отработаны на теоретическом и практическом уровне предложения, направленные на оптимизацию этой системы.
Теоретическая значимость исследования:
Рассмотрена в психолого-педагогическом и музыкально-педагогическом аспектах проблема оценки в современной учебно-образовательной практике. Изучен и выведен на уровень научно-обоснованных положений ряд конкретных установок, связанных с оптимизацией оценочных процедур в области преподавания музыки. Проанализированы факторы, способствующие при определённых обстоятельствах искажению оценок на контрольно-проверочных (экзаменационных и других) мероприятиях, осуществляемых в музыкальных учебных заведениях разных уровней. Теоретические подходы, отработанные в исследовании, могут быть экстраполированы в смежные отрасли художественно-творческой педагогики.
Практическая значимость исследования:
Отработаны и экспериментально проверены практические рекомендации, направленные на совершенствование системы оценок в ходе контрольно-проверочных мероприятий в музыкальных учебных заведениях. Методологические принципы, сформулированные в настоящем исследовании, создают необходимую базу для более точной и обоснованной диагностики итогов учебно-образовательной работы в музыкально-исполнительских классах музыкальных учебных заведений. Результаты исследования могут быть использованы в рамках занятий музыкально-исполнительской деятельностью в музыкальных учебных заведениях разных видов и типов.
Положения на защиту:
1. Обоснованность и достоверность оценок в различных видах и разновидностях учебной деятельности обусловлены рядом факторов, одним из наиболее важных среди которых является релевантность (соответствие) структуры и основных параметров оценки специфике данного вида деятельности.
2. Музыкально-исполнительская деятельность в силу присущих ей особенностей и свойств предполагает комплексную, многоплановую оценку, вбирающую в себя компоненты, которые отражают основные аспекты музыкального исполнительства в их различных сочетаниях и комбинациях.
Существующая практика оценки, опирающейся на 5-балльную шкалу, чаще всего существенно ограничивает, сужает возможности педагогов, не позволяет адекватно оценить результаты работы учащихся-музыкантов.
3. К числу важных аспектов, которые должны найти адекватное отражение в оценке музыкально-исполнительской деятельности, должны быть отнесены те, которые связаны со своеобразием, убедительностью интерпретаторского замысла, его художественными достоинствами; качественным уровнем воплощения этого замысла (техникой исполнения); творческий активностью и инициативой исполнителя;
Резюмируя впечатления от исполнения учащегося, вынося ту или иную оценку, педагогам следует учитывать сбалансировать вышеперечисленных качеств, гармоничность их взаимодействия.
4. Оценка учащемуся может рассматриваться под определённым углом зрения и как оценка работы педагога, работы, понимаемой в широком толковании этого термина. Общая направленность этой работы, диапазон её целей и задач, качество её реализации - всё это опосредовано сказывается на деятельности ученика, на её учебных и иных проявлениях.
Достоверность результатов диссертационного труда обеспечена: а) применением методологии исследования, релевантной его основным целям и задачам; б) опорой на обширный круг исследований отечественных и зарубежных специалистов, занимавшихся проблемами оценивания результатов учебной деятельности в различных её видах и на различных уровнях; в) использованием системного подхода, выражавшегося в выявлении основных элементов, обеспечивающих необходимую подготовку специалиста соответствующего профиля и подлежащих оцениванию, а также установлению реальных связей и зависимостей между этими элементами.
Апробация и внедрение результатов исследования проходили: а) в процессе целенаправленной музыкально-педагогической деятельности, осуществлявшейся в ДМШ №1 г. Белгорода, на кафедре народных инструментов Белгородского государственного института искусств и культуры; б) в ходе проведения обучающего эксперимента, содержание и результаты которого изложены в диссертации; в) в рамках рассмотрения материалов исследования на расширенных заседаниях кафедры педагогики и методики профессионального образования и кафедры народных инструментов Белгородского государственного института искусств и культуры; г) посредством публикаций научных статей по теме диссертации в открытой печати; д) в докладах автора на межвузовских научно-практических конференциях: всероссийской конференции «Народные инструменты в современном социокультурном пространстве» (Белгород, 2010), V Региональной научно-практической конференции «Развитие личности через музыку, язык, общение» (Белгород, 2011), IV Всероссийской научно-практической конференции «Социокультурное пространство России: проблемы и перспективы развития» (Белгород, 2012), Международной научно-практической конференции «Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание» (Тамбов, 2011, 2012), Международной научно-практической конференции «Перспективы работы образовательных учреждений искусства в условиях модернизации художественного образования» (Белгород, 2012).
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, содержащего 198 источников, 5 приложений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Свободная музыкально-исполнительская практика как специфическая форма учебной работы на музыкальных факультетах педагогических вузов2001 год, кандидат педагогических наук Гостева, Дина Ростиславовна
Музыкальное образование как процесс: реалии времени, тенденции, прогнозы, перспективы2003 год, доктор педагогических наук Горлинский, Вячеслав Иванович
Формирование полифонического мышления начинающего пианиста2008 год, кандидат педагогических наук Давидчик, Анна Борисовна
Организационно-педагогические условия непрерывности образования в многоуровневом музыкальном учебном заведении2004 год, кандидат педагогических наук Ходырева, Виктория Виталиевна
Репродуктивный метод обучения музыке как сложносоставная и многоуровневая структура: Реальные учебно-образовательные возможности, ресурсы, перспективы2000 год, кандидат педагогических наук Вановская, Ирина Николаевна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Алешникова, Людмила Петровна
Выводы ко второй главе
1. Для учащихся ситуация оценивания результатов их учебной деятельности является значимой и эмоционально переживаемой.
2. Критерии выставления отметки не всегда понятны ученикам, затрудняет им возможность соотнести свой результат выполнения задания с нормами выполнения таких заданий.
3. Критерии выставления отметки в большинстве случаев не обсуждаются учителем, который предполагает, что эти критерии и так знакомы учащимся. Учащиеся имеют возможность уточнить у педагога критерии выставления отметки, в виде уточняющих вопросов и чаще всего получают разъяснительный ответ учителя.
4. Во время ожидания отметки у большинства учащихся присутствуют нейтральные эмоции, не отражающие внутреннее состояние учащегося (скрывающего его). После объявления отметки эмоциональное состояние меняется в зависимости от совпадения или несовпадения ожиданий оценки (балла) и удовлетворенностью данной отметкой.
5. Установлено, что предлагаемые в исследовании содержание и формо-структуры контрольно-проверочных мероприятий: а) способствуют большей информативности оценок; б) предоставляют возможность более точного, адекватного отражения в оценке результатов деятельности учащихся.
6. Опытно-экспериментальная работа, проведённая' в русле основной проблематики исследования, подтвердила целесообразность и обоснованность выработанных в нём теоретико-методических установок и рекомендаций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня в практике музыкального обучения все острее стоит вопрос о том, как необходимо оценивать музыкальное исполнение, какой должна быть оценка и имеет ли место отметка в системе музыкального исполнительского обучения. Споры вокруг оценки продолжаются, что вполне объяснимо, поскольку в комплексе вопросов, относящихся к педагогической оценке, много дискуссионных моментов. Учет достижений учащихся - сложный и глубокий процесс. Он включает в себя не только учет количества и качества, полученных знаний, но и способности применять эти знания в практической деятельности. Вместе с тем, обобщение и анализ наиболее распространённых в педагогической среде подходов и точек зрения на оценку, дают возможность выделить те из них, которые имеют сегодня наибольшее количество сторонников.
Мы провели детальный психолого-педагогический анализ системы оценивания в современном музыкальном образовании, сделали попытки осмысления роли оценки и отметки в процессе итогового контроля, изучили психологические условия формирования у учащихся отношения к школьной отметке как показателю результативности собственной учебной деятельности. Проведенный анализ представлений учащихся, их родителей и учителей об оценке выявили содержательные особенности представлений об оценке учащихся, родителей и учителей, различия между оценкой учителя и самооценкой учащегося, а также психологические причины несовпадения оценки учителя и самооценки ученика на экзамене, академическом концерте и т.д. Благодаря этому стола возможным разработать принципы организации проведения оценивания на уроке, способствующего позитивному изменению позиции учащегося и ситуации оценивания.
Педагогическая оценка является отражением в тех или иных условных знаках (цифрах, словесных отметках) мнения педагога (или группы педагогов) относительно:
1. меры и степени усвоения учащимся определённых систем знаний, разветвлённости этих систем, глубины и основательности знаний;
2. владения требуемыми в данной отрасли учебной деятельности и на данном этапе обучения умениями и навыками (обозначенными в учебных программах, где указано на их обязательный уровень);
3. соответствия поведения учащегося установленным нормам и правилам, эталонным образцам поведения;
4. выполнения учащимся учебных обязанностей, проявлению отношения к занятиям, добросовестности и ответственности;
5. динамики общего развития учащегося, обогащения его интеллектуального потенциала в ходе обучения, расширения диапазона учебных интересов, запросов, потребностей;
6. способности к самостоятельной учебной деятельности, релевантной возрастным и индивидуальным возможностям;
7. расширения креативных возможностей, способности выходить на творческий уровень при решении учебно-образовательных задач;
8. активизирующей и мотивирующей функции оценки.
Деятельность музыканта-исполнителя системна; она целостна и одновременно внутренне организована, в ней неразрывна связь компонентов, необходимых и достаточных для её функционирования. Системная деятельность - принцип системности необходимо отражать и в оценке этой деятельности.
Современной педагогике требуются широко образованные, эрудированные, инициативно мыслящие специалисты, владеющие коммуникативными механизмами, культурой общения с молодёжью, умеющие говорить и слушать, способные к эффективному диалогу. Готовить такого специалиста надо заблаговременно, уточняя уровень его подготовленности на соответствующих контрольно-проверочных мероприятиях. Целевая направленность и структура этих мероприятий должны быть идентичны той деятельности, к которой воспитанника готовили в стенах профессиональных музыкальных учебных заведений.
Решая проблему оценки на контрольно-проверочных мероприятиях в музыкальных учебных заведениях необходимо обратить внимание на принципы оценивания, диапазон которых шире практикуемой сегодня оценочной шкалы (10 балльная).
Опытно-экспериментальная работа, проведённая в русле основной проблематики исследования, подтвердила целесообразность и обоснованность выработанных в ней теоретико-методических установок и рекомендаций.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Алешникова, Людмила Петровна, 2013 год
1. Абдуллин Э.Б. Теория преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. - М: Прометей, 2003 г. - 224 с.
2. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации Учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2006. - 236 с.
3. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано / А.Д. Алексеев. М.: Музыка, 1971. - 278 с.
4. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001. - 464 с
5. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. Трактат о начальной ступени образования, основанный на принципах гуманно-личностной педагогики. М.: Народное Образование, 1998 - 80 с.
6. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. // Избранные психологические труды. М: Педагогика, в 2 т. - 2000.
7. Ананьев Б.Г. Формирование одаренности // Склонности и способности. Сборник статей. JL: Издательство Ленинградского университета, 1962. - 126с.
8. Апраксина O.A. О современных требованиях к подготовке учителя-музыканта для общеобразовательной школы Текст. / O.A. Апраксина // Музыкально-педагогическая подготовка учителя. М., 1973,- С. 364.
9. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984. - 111 с.
10. Асафьев Б.В. Ф.М. Блуменфельд / Б.В. Асафьев. // Сов. Музыка. 1963. - №4. - С.74.
11. Асауляк Г.В. Пути повышения объективности оценки знаний учащихся. / Г. В. Асауляк. // Советская педагогика. 1978. - №8. - С. 97 - 100.
12. Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М.: Знание, 1987. 80 с.
13. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методические основы / Ю.К. Бабанский. М.: Просвещение, 1982. -192 с.
14. Бардин К.В. Подготовка ребенка к школе (психологические аспекты). М.: Знание, 1983. - 96 с.
15. Баренбойм Л.А. За полвека / Очерки. Статьи. Материалы. Л.: Советский композитор, 1989.- 368 с.
16. Баренбойм Л. А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства / Л.А. Баренбойм. Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1969. -288 с.
17. Батурин H.A. Проблема оценивания и оценки в общей психологии / H.A. Батурин // Вопросы психологии. Педагогика. 1989. - №2. -С. 81-89.
18. Безбородова Л. А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. Учеб. Пособие для студ. муз. фак. педвузов. / Л.А. Безбородова, Ю.Б. Алиев. М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 416 с.
19. Березовин H.A. Психология пед. общения: учеб.-метод. Пособие для студентов пед. специальностей и педагогов / H.A. Березовин, Н. А. Цырельчук. Мн.: МГВРК, 2008. - 464 с.
20. Березовин H.A., Сманцер А.П. Воспитание у школьников интереса к учению / Н. А.Березовин, А.П. Сманцер. Минск, 1987. - 74 с.
21. Бибрих P.P., Васильев И.А. Особенности мотивации и целеобразования в учебной деятельности студентов младших курсов // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 1987. - № 2. - С. 20-30.
22. Бодалев A.A. Психология о личности Текст. / A.A. Бодалев. -М.: Изд-во МГУ, 1988. 188 с.
23. Воронина Е.Г. Методика работы с детским фольклорным коллективом: Учебно-методическое пособие // РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, -2010.-40 с.
24. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Просвещение, 1972. - С. 23-24.
25. Божович Л.И., Морозова Н.Г., Славина Л. С. Развитие мотивов учения у советских школьников / Л.И. Божович, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина. //Известия АПН РСФСР. Вып. 36. 1951. - С. 29-104.
26. Бондаревский, В.Б. / Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. / В.Б. Бондаревский. М.: Просвещение, 1985. - 143с.
27. Бордовская Н.В., Реан A.A. Педагогика: Учебник для вузов. -СПб: Питер, 2000. 304 с.
28. Браверман Э.М. Проблемы проверки и оценки работ учащихся: виды, содержание, тенденции развития. / Э.М. Браверман // Физика в школе. -2008. №6.-С. 9-16.
29. Брунер Дж. Психология познания. • За пределами непосредственной информации / Дж. Брунер. М.: Прогресс, 1977. - 413 с.
30. Буртовой И.Д., Зязин Б.П. О критериях оценки результатов труда учителей и учащихся. / И.Д. Буртовой, Б.П. Зязин. Алма-Ата, Мектеп, 1985.- 78 с.
31. Бычков Ю.Н. Социокультурные аспекты истории музыкальной педагогики / Ю.Н. Бычков. М.: РАМ им. Гнесиных, 1999. - 61 с.
32. Введение в психодиагностику: Учебник для вузов / Под ред. М.К. Акимовой, K.M. Гуревича, В.Т. Козловой, H.A. Ференс. СПб.: Питер, 2003. - 652 с.
33. Вессель E.H. Некоторые из приемов, указаний и замечаний А.Г. Рубинштейна в его фортепианном классе в Санкт-Петербургской консерватории / E.H. Вессель. СПб. : Тип. С. J1. Кинда, 1901. - 35 с.
34. Ветлугина H.A. Музыкальное воспитание в детском саду. -М. :Просвещение, 1981. 240 с.
35. Вопросы музыкальной педагогики: Сб. ст.. Вып. 1 / Ред.-сост. В.А. Натансон. - М.: Музыка, 1979. - 156 с.
36. Воровщиков С.Г., Новожилова М.М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать. М.: 5 за знания, 2008. - 352 с.
37. Воронежева A.A. Оценка на уроке музыки. http://pskovmuzmo. ucoz.ru/publ/rekomendaciidljauchitelja.
38. Воронцов А.Б. Некоторые подходы к вопросу контроля и оценки учебной деятельности учащихся. / А.Б. Воронцов // Начальная педагогика. 1999. - №7. - С.26-34.
39. Выготский JI.C. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. 536 с.
40. Гальперин П.Я., Запорожец A.B., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М.: МГУ, 1978. - С. 52-76.
41. Герасимова Н. Оценка знаний должна воспитывать. / Н. Герасимова. // Воспитание школьников. 2003. - №6. - С. 37 - 40.
42. Гершунский Б. Школа 21 века: проблемы управления. / Б.Гершунский. // Школа. 1998. - № 5. - С. 13.
43. Гинзбург JI.C. Пабло Казальс. М.: Музыка, 1966. - 245 с.
44. Гончарук А.Ю. Основы теории и истории музыкального искусства: учеб.-метод. пособие / Гончарук А.Ю. М. : МПГУ, 2009. - 255 с.
45. Голубовская Н.И. Работа пианиста. / Н.И. Голубовская. Диалоги. Избранные статьи. СПб., - 1994. - С. 127.
46. Горностаева В.В. Два часа после концерта / В.В.Горностаева. Сб. ст. и материалов. М.: Сов. комп., - 1991. - 201с.
47. Гофман И. Фортепианная игра. Вопросы и ответы. М.: Искусство, 1961. - 144 с.
48. Гранин Ю.Д. О гносеологическом статусе понятия "оценка" / Ю.Д. Гранин // Вопросы философии. 1987. - № 6. - С. 69 - 75.
49. Грехнев B.C. Культура педагогического общения. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. - 144с.
50. Гречкина Э.Р. О преодолении формализма в оценке деятельности учащихся и учителей. Советская общеобразовательная школа к 60-летию СССР. М.: Педагогика, 1983. - С.158-166.
51. Григорьев В.Ю. Исполнитель и эстрада. М.: Издательский дом «Классика - XXI», - 2006. - 156 с.
52. Гринберг М.И. Статьи, воспоминания, материалы. М.: Музыка, 1987.-356 с.
53. Груенко И.С. Методологический анализ оценки качества знаний в современном образовательном процессе. / И.С. Груенко. // Вести мое. Ун-та. Сер. 7. Философия. 2005. - №6. - С. 112-115.
54. Гуревич П.С. Современный гуманитарный словарь-справочник: Философия, психология, социология, культурология / П.С. Гуревич. М.: ACT: Олимп, - 1999. - 525 с.
55. Гурянова О. Історія і сьогодення шкільної оцінки// Педагогіка толерантності. 2007. - №2. - С. 67 - 93
56. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. M.: Академический Проект, 2000. - 184 с.
57. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. - 240 с.
58. Джуринский А.Н История образования и педагогической мысли. -М.: Владос-пресс, 2004. 254 с.
59. Дошкольная педагогика: Тексты лекций: В 2 ч. Ч. 1. / Бел. гос. пед. ун-т им. М.Танка; Е.А.Архипова, И.А.Зыкова, И.И.Кобитина и др., -1999.- 135 с.
60. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студентов сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 464 с.
61. Знаменская И.А., Власова Е.О. Еще о педагогических оценках на уроке музыки / И.А. Знаменская, Е.О. Власова. // Музыка в школе. М.: Просвещение, 1987. - №3. - С.59-63.
62. Занков JI.B. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990. - С.61-66.
63. Запорожец A.B. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. Л. Психологическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 1986. - 320 с.
64. Зеленин В. Роль речевого общения в скрипичной педагогике. Вопросы методики начального музыкального образования: Сб. статей / Ред.-сост. В.И. Руденко, В.А. Натансон. М.: Музыка, 1981. - 230 с.
65. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2009. - 434 с.
66. Ильина Т.А. Педагогика. Курс лекций. М.: Просвещение, 1984.-274 с.
67. Исмагилова А.Г. Стиль педагогического общения воспитателя детского сада / Исмагилова А.Г. // Вопросы психологии. 2000. - №5. - С. 6572.
68. Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы / И.Ф. Исаев. Москва-Белгород, 1993. -219 с.
69. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений. Под ред. А.И. Пискунова. М.: ТЦ «Сфера», 2001.-512 с.
70. Исторические и дидактические аспекты обучения музыкальному искусству: межвузовский сборник науч. тр. / ред.-сост. П.А. Хазанов. М., МГИМ, 2000. - 126 с.
71. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. М.: Педагогика, 1973. - 336 с.
72. Кабалевский Д.Б. Ещё о педагогических оценках на уроках музыки / Кабалевский Д.Б. // Музыка в школе. 1986. - № 4 (16). - С. 7 - 13.
73. Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М., Политиздат, 1974. - 328 с.
74. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Психологические особенности человека Т. 2 / А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев. Л.: ЛГУ, 1950. - 304 с.
75. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. М.: Таланты - XXI век, 2004. - 496 с.
76. Киященко Н.И., Эстетика жизни: Учебн. пособие для учащ. лицеев и гимназий в 3 ч. Ч. 2. М.: ИНФРА-М,: ФОРУМ, 2000.- 124 с.
77. Ковина Н. О проверке успеваемости школьников / Ковина Н. // Народное образование. 1978. - №7. - С.47-48.
78. Коган Г.М. Из письма М.И.Гринберг. М.Гринберг. Статьи. Воспоминания. Материалы./Г.М. Коган. М.: Музыка, 1987. -С. 198.
79. Коган Г.М. У врат мастерства: Психологические предпосылки успешности пианистической работы. 3-е, доп. изд. М.: Музыка, 1969. - 115 с.
80. Коган Г.М. Ферруччо Бузони / Г.М.Коган. Изд. 2-е, доп. - М.: Советский композитор, 1971. - 232 с.
81. Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. 03.08 «Дошк. воспитание» / Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.Б.
82. Халезова и др.; Под ред. Т.С. Комаровой, Зе изд., дораб., - М.: Просвещение, 1991 г. - 256 с.
83. Костылев Ф.В. Учить по-новому: Нужны ли оценки-баллы: Кн. для учителя. М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 104 с.
84. Кривошапова Р.Ф., Селютина О.Ф. Функции проверки и оценки в учебном процессе / Р.Ф. Кривошапова, О.Ф. Селютина // Советская педагогика, 1980. - № 5. - С. 60-61.
85. Критский Б.Д. Теория и практика подготовки будущего учителя музыки: образовательный метатекст и проблемы его интерпретации: Автореф. дис. .д-ра пед. наук. М., - 2001. - 49 с.
86. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя в режиме перехода к развивающему обучению. Учебно-методическое пособие для слушателей ФПК ПП РО. Тверь, 1998. - 86 с.
87. Кудрявцев А.Я. К проблеме принципов обучения / А. Я. Кудрявцев // Советская педагогика. 1981. - № 8. - С. 100-106.
88. Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя / Н. В. Кузьмина -Л.: Знание, 1985. 32 с.
89. Курдюкова H.A. Оценивание успешности учебной деятельности как психолого-педагогическая проблема: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук: Спец. 19.00.07 / Курдюкова H.A.; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб., 1997. - 17 с.
90. Левинов A.M. Возможность надежностной оценки знаний учащихся. / А. М. Левинов // Советская педагогика. 1978. - №8. - С. 101 -105.
91. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980. - 96с.
92. Либерман Е.Я. Экзамен по специальности и его оценка. // Сов. Музыка. 1976.-№7.-С. 81.
93. Липкина А.И. Воспитательная роль оценки знаний учащихся. //Начальная школа, 1969. - № 7. - С. 18-23.
94. Ломов СП. Наша оригинальность специализация.// Совершенствование методов преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Сб. статей. - М., 1998,- с. 8-11.
95. Люблинская A.A. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1971 - 415 с.
96. Малинковская A.B. Фортепиано-исполнительское интонирование: Проблемы художественного интонирования на фортепиано и анализ их разработки в методико-аналитической литературе XV1-XX веков: Очерки. М.: Музыка, 1990. 186 с.
97. Марданова О.П. Элементы технологии проверки знаний и умений. / О.П. Марданова // Физика в школе. М., «Школа-Пресс», 2008. -№6.-с. 27-31.
98. Маркова А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя / А.К. Маркова // Советская педагогика. 1990. - № 8. - С. 82-88.
99. Мартинсен К.А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. / К.А.Мартинсен М.: Классика - XXI, 2004. - 120с.
100. Меркулова C.K проблеме оценки компетентности. / С. Меркулова // Высшее образование в России. М., Просвещение - 2008. - №2, С. 163 - 165.
101. Мильштейн Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства. М.: Советский композитор, 1983. - 262 с.
102. Монтень М. Опыты. М.: Правда, 1991. - 656 с.
103. Морарь М.М. Оценивание школьных результатов на уроке музыкального воспитания. Преподавание музыки. / М.М. Морарь // Открытый урок http://festival.lseptember.ru/articles/416200/
104. Морозова Н.Г. / Учителю о познавательном интересе. / Н.Г. Морозова. М.: Знание, 1979. - С.52.
105. Музыкально-исполнительское искусство и педагогика: афоризмы, цитаты, изречения: учебное пособие / сост. Г.М. Цыпин; Белгор. гос. ин-т культуры и искусств, Белгород: Белгор. обл. тип., 2007. - 412 с.
106. Найдин A.A. Мой подход к оценке знаний и умений учащихся. / A.A. Найдин // Физика в школе. М. «Школа-Пресс», - 2008. -№6. - с. 24 -27.
107. Назайкинский Е.В. Оценочная деятельность при восприятии музыки. /Восприятие музыки: Сб. статей. Ин-т эстет, восп-я при Центр.совете Пед.общ-ва РСФСР; Ред.-сост. В.Н. Максимов.- М., 1980.- С.210-213.
108. Нейгауз Г.Г. Размышления, воспоминания, дневники. М.: Советский композитор, 1983. - 527 с.
109. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепьянной игры. М.: Гос. муз. изд-во, 1958. - С. 196.
110. Немов P.C. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. уч. заведений: в 3 кн. 4-е изд. Кн. 2: Психология образования,- М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 608 с.
111. Немыкина И.Н. Основы музыкальной педагогики: Учеб.пособие / Урал.гос.пед.ин-т. Екатеринбург, 1993. 64.с.
112. Николаева А.И. Стилевой подход в фортепианно-исполнительском классе педагогического вуза как фактор формирования личности ученика музыканта. М.: МНГУ, 2003. 252 с.
113. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. - 374 с.
114. Овсянкина Г.П. Музыкальная психология. С.-Пб.: Союз художников, 2007. - 240 с.
115. Остапенко А. Может ли школьная оценка быть справедливой? / А.Остапенко // Народно образование. М.: Просвещение, -2006. -№1. С. 125- 131.
116. Педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. институтов. Под ред. Ю.К. Бабанского, 2-е изд. М.: Просвещение, 1988. - 479 с.
117. Педагогика. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1995. - 637 с.
118. Педагогический словарь под ред В.И. Загвязинского и А.Ф. Закировой. М.: Академия, 2008. - С. 139.
119. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. 286 с.
120. Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого -дидактический справочник преподавателя высшей школы. М.: Педагогическое общество России, 1999. - 354 с.
121. Полуянов Ю.А., Матис Т. А. Формирование оценки на начальном этапе учебной деятельности. // Психологическая наука и образование. 1996. № 4. - С.38 - 44.
122. Попов В.А. История педагогики и образования: учебное пособие для вузов по специальностям «Педагогика и психология», «Педагогика» / В. А. Попов ; Ред. В. А. Сластенин . М. : АКАДЕМИЯ, 2010. - 208 с.
123. Проклюшина С. А. Роль оценки в образовательных достижениях учащихся. / С.А. Проклюшина // Физика в школе М.: «Школа-Пресс», - 2008. №6. - С. 21-24.
124. Психолого-педагогический словарь / авт.-сост. В. А. Мижериков; под ред. П.И. Пидкасистого. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. -544 с.
125. Пудовский В.М., Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 320 с.
126. Рапацкая Л. А. Формирование художественной культуры учителя музыки. М.: Прометей, 1991. 193 с.
127. Растимешин Д. «Получили аттестат посмотрите, что в нем написано». / Растимешин Д. // Семья и школа - 2005. №5. - С. 16.
128. Реан A.A., Бордовская Н.В., Розум С.Й. Психология и педагогика. СПб.: Питер Ком, 2000. - 432 с.
129. Редько Л. Л. и др. Педагогическая антропология: Методические рекомендации / Под ред. Л.Л. Редько, E.H. Шиянова, Е.Г. Пономарева. Ставрополь: «Бюро новостей», 2007. - 177 с.
130. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.
131. Саблина Т.А. Мотивация достижения в младшем школьном возрасте: Автореф. дис. : канд.психол.наук. Ростов н/Д, 1993. - 27 с.
132. Савонько Е.И. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку и на оценку другими людьми // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежиной. М.: Педагогика, 1972. - С. 81 - 112.
133. Савшинский С.И. О педагогических суждениях. Детская фортепианная педагогика. Как научить играть на рояле. Первые шаги. М.: Издательский дом «Классика - XXI», 2006. - 220 с.
134. Сафин В.Ф. Устойчивость самооценки и механизм ее сохранения. / В.Ф. Сафин // Вопросы психологии. М.: «Педагогика», - 1975. №3. - С.62-71.
135. Селезнев Н.В. Оценочная деятельность учителя: Практикум по технике оценочной деятельности учителя.- Борисоглебск, 1993.- 38 с.
136. Селенкин В.А. Уроки с отметками и уроки без отметок / В.А. Селенкин // Вестник воспитания 1901 - №3. - С. 160 - 164
137. Склярова Т.В. Возрастная психология и педагогика: учеб. пособ. М.: Из-во ПСТГУ, - 2005. - 128 с.
138. Серебрякова С.Б. Психолого-педагогическая компетентность педагога дополнительного образования. М.: МПГУ, 2005. - С. 3.
139. Сизова Е.Р. Профессиональная компетентность специалиста-музыканта: структура, содержание, методы развития / Е.Р.Сизова // Высш. образование сегодня. 2007. - № 11. - С. 36 - 39.
140. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. 2 -е изд. -М.: Педагогика, 1984. 96 с.
141. Скрыпова Е.Е. Накопительная система оценивания учащихся. / Скрыпова Е.Е. // Открытая школа. М.: Просвещение, 2008. №4. - с. 32 -34.
142. Сластенин В.А. и др. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, E.H. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр "Академия", 2006. - 576 с.
143. Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В.А. Мижериков; Под общ. ред. П.И. Пидкасистого. М.: ТЦ Сфера, 2004. - 448 с.
144. Сманцер А.П. Гуманизация педагогического процесса / А.П. Сманцер. Бестпринт, 2005. - 362 с.
145. Смирнов С.Д. Психологические факторы успешной учебы студентов вуза. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Академия, 2005 - 400 с.
146. Смирнова Н.М. Рабочая программа по курсу «Методика обучения на инструменте». СГК им. Л.В.Собинова. Саратов, 2006. - 30 с.
147. Собкин B.C. Калашникова Е.А. Социология школьной отметки. / B.C. Собкин, Е.А. Калашникова // Педагогика, 2011. № 3. - С. 8.
148. Совершенствование качества подготовки специалистов в ссузах. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования». М.: Издательский дом «Новый учебник», 2004. - 159 с.
149. Современная дидактика: теория практике /Под ред. И.Я. Лернера, И К. Журавлева. - М.: ИПП и МИО РАО, 1993. - 228 с.
150. Современный словарь иностранных слов. СПб.: Дуэт; Комета, 1994. - 740 с.
151. Сорокин Ю.А. Стереотип, штамп, клише: К проблеме определения понятий / Сорокин Ю. А. // Общение: Теоретические и прагматические проблемы. М., 1998. - 268 с.
152. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: 1972. С.111.
153. Станиславский К.С. Работа актёра над собой. М., 1938, 264 с.
154. Стенографические записи С.-Петербургского педагогического общества//Семья и школа. 1973. - № 1-12;- 1974. - № 1-12;- 1975.-№ 1-12.
155. Степанов Н.И. Учить быстро! Играть - выразительно! / Н.И. Степанов // Народник. - 1999. № 2. - С.21 - 25.
156. Стравинский И.Ф. Диалоги: Воспоминания. Размышления. Комментарии / Пер. с англ. В.А. Линник, ред. пер. Г.А. Орлова, общ. ред. и послеслов. М.С. Друскина. Л., 1971. С. 351.
157. Стулова Г.П. Хоровое пение в школе : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.П. Стулова. М.: Музыка, 2010. - 176 с.
158. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский 7-е изд. - К.: Радянська школа, 1981. - 382 с.
159. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М.: Академия, 1998.-288 с.
160. Теплов Б.М. Избранные труды Текст. В 2-х т. Т.2. Психофизиология индивидуальных различий / Б.М. Теплов. М.: Педагогика, 1985.-360 с.
161. Тестов В.А. «Жесткие» и «мягкие» модели обучения. / В.А. Тестов // М.: Педагогика, 2004. №8. - С. 35.
162. Тимакин Е. Воспитание пианиста. М.: Сов. композитор, 1989.- 144 с.
163. Туулик М.А. Оценивание как социально-воспитательное явление: Автореферат дис. д-ра пед. наук / М.А. Туулик! Таллин, 1991. -36с.
164. Умняшова И.Б. Психологические особенности отношения учащихся к школьной отметке. // Диссертация кан. психологических наук: 19.00.07. -М. 2006. - 143 с.
165. Уткина Н.Г. Контроль за качеством знаний учащегося. Пути и средства достижения прочности знаний в начальных классах. Пособие для учителей под ред. М.П. Кашина. М.: Просвящение, 1978. - С. 58-60.
166. Философский энциклопедический словарь / сост. Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблев, В.А. Лутченко М.: ИНФРА-М, 1997. - 575 с.
167. Хазанов П. А. Оптимизация самостоятельных домашних занятий учащихся-музыкантов (На материале работы класса общего фортепиано): Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1996. 25 с.
168. Хитрюк Ю. Воспитывающие возможности оценивания. / Ю. Хитрюк // Народное образование. М., - 1978. №8. - С. 84-88.
169. Цукерман Г. А. Кто учит, учится (взаимное обучение: возможности и пределы возможностей): История и соврем, использование метода «взаимное обучение» / Г.А. Цукерман // Начальная школа. 1999. №7. -С. 53-61.
170. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: Проблемы, суждения, мнения. М.: Интерпракс, 1994. - 384 с.
171. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. Учебное пособие для студентов пед. институтов по музыкальным специальностям. М.: Просвещение, 1984. - 176 с.
172. Шабалина O.JI. Влияние стиля педагогического общения на отношение младших школьников к учению: Дис. канд. пед. Наук. М., 1994 -200с.
173. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие для вузов. М.: Логос, 1996. - 318 с.
174. Шаляпин Ф.И. Литературное наследство: В 2 т. Т. 1. М.: Искусство, 1957. - С. 276.
175. Шаталова Н.П. Азбука конструктивного обучения. Монография. Красноярск: ООО «Научно-инновационный центр», 2011. -204 с.
176. Шацкий С.Т. Педагогика: Учеб. пособие для пединститутов / Под ред. Ю.К. Бабанского. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1988. - 479 с.
177. Шишкин Ф.Т. Объективная оценка результатов учебной деятельности. / Шишкин Ф.Т. // Физика в школе. 2008. №6. - С.34-36.
178. Шостак Г.В. Массовые музыкальные жанры XX века в системе музыкально-эстетического воспитания. Учебно-методическое пособие для учителей музыки и мировой художественной культуры и студентов педагогических вузов. Брест, 2002. - 116 с.
179. Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. М.: Издательский дом «Классика-ХХ1», 2009. - 176 с.
180. Щербакова А.И. Основы прогнозирования и оценки эффективности музыкально-образовательных моделей в научноисследовательской деятельности современного музыканта / А. И. Щербакова //Казанская наука.- 2011. № 6,- С. 16-22.
181. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. / Г.И. Щукина. М.: Педагогика, 1988. - 208с.
182. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. М.: Педагогическое общество России, 2002. - 224 с.
183. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
184. Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слёз, или я детский педагог. - СПб: «Союз художников», 2002. - 112 с.
185. Юдина Е. Педагогическая оценка развития и актуального состояния ребенка. // Дошкольное воспитание.- 1998. № 2. - С. 39.
186. Яворский Б. JL Статьи, воспоминания, переписка. / Сост. И. С. Рабинович. Общая редакция Шостаковича Д.Д. М.: Сов. Композитор, 1972. -711 с.
187. Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. - 144с.
188. Якунин В.А. Педагогическая психология. Учеб. пособие 2-е изд. - СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 2000. - 349 с.
189. Ядова И. Не хочу играть гаммы. Учебное пособие для музыкальных школ. Челябинск: MPI, 2006. - 48 с.196. http://doc-market.com197. http://cyberleninka.ru198. http://librar.org.ua
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.