Учебное задание в системе профессионального музыкального образования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Самарцева, Светлана Леонидовна
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 163
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Самарцева, Светлана Леонидовна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ КАК НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
КАТЕГОРИЯ.
1.1 .Учебное задание и учебная задача: общее и различное.
1.2.Учебное задание как способ активизации творческого потенциала учащегося.
1.3.Учебное задание в теории и практике преподавания музыки.
1.4. Системный подход к учебному заданию в области преподавания музыкальных дисциплин.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ В СИСТЕМЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
2.1. Констатирующий эксперимент.
2.2. Обучающий (формирующий) эксперимент.
ВЫВОДЫ.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Педагогические аспекты формирования и развития художественно-творческих способностей: На материале преподавания музыки2000 год, доктор педагогических наук Ощепкова, Ольга Владимировна
Инновационные подходы к начальному обучению игре на фортепиано: На материале учебной работы с учащимися подросткового и раннего юношеского возраста2000 год, кандидат педагогических наук Чертовской, Алексей Николаевич
Педагогические принципы Я.И. Мильштейна в современной теории и практике преподавания музыки2004 год, кандидат педагогических наук Хмунина, Татьяна Алексеевна
Школа А.Б. Гольденвейзера в общем эволюционном русле отечественной музыкальной педагогики2009 год, кандидат педагогических наук Хорошилова, Юлия Андреевна
Репродуктивный метод обучения музыке как сложносоставная и многоуровневая структура: Реальные учебно-образовательные возможности, ресурсы, перспективы2000 год, кандидат педагогических наук Вановская, Ирина Николаевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Учебное задание в системе профессионального музыкального образования»
Актуальность. В современных условиях социально-экономических преобразований возрастает роль и значение творчески активной, нацеленной на созидание личности. Сформировать такую личность, подготовить ее к общественно-полезной деятельности призвана отечественная система воспитания и образования.
Становление будущего учителя музыки, способного к творческой деятельности в современной школе, требует мобилизации разнообразных педагогических средств, активизирующих развитие общих и специальных способностей студента, его эмоциональной сферы, интеллектуального потенциала.
В настоящее время отечественная музыкальная педагогика, основываясь на национальных традициях, достигла в целом высокого уровня учебно-воспитательной работы с творческой молодежью. Создан и апробирован на практике широкий спектр педагогических воздействий, имеющих своей целью интенсивное профессионально-техническое развитие учащегося. Однако не является секретом и то, что на практике нередко встречаются односторонние варианты обучения, которые игнорируют, по сути, задачу воспитания инициативной и самостоятельно мыслящей личности учащегося и нацелены прежде всего на то, чтобы приобщить его к академически «правильной» расшифровке композиторского текста, формируя, таким образом, у будущего специалиста ограниченный по составу и масштабам комплекс профессиональных умений и навыков. Отсюда проблема исследования, суть которой заключается в поиске оптимального варианта обучения, направленного на формирование у студентов необходимого комплекса умений и навыков самостоятельной когнитивной деятельности.
Проблема активизации учебной деятельности подростков и юношества поднималась в трудах Ю.К.Бабанского, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова,
И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина, З.П.Шабалиной, А.К.Громцевой и др. Отмечалась в этой связи важность совершенствования структуры домашних учебных заданий как основной формы инициирования творческого потенциала учащегося. На аналогичных позициях стояли в данном вопросе и ведущие российские педагоги-музыканты (К.Н. Игумнов, А. Б. Гольденвейзер, Г.Г.Нейгауз, Л.Н.Оборин и др.). Однако, несмотря на признание принципиальной важности учебного задания в процессе формирования личности будущего специалиста (музыканта), оно не являлось до настоящего времени предметом специальных музыкально-педагогических исследований. Не разработанными остаются, по сути, его теоретические основы, не определены конкретные методические подходы и принципы. Все это обусловило АКТУАЛЬНОСТЬ настоящего исследования.
Его ЦЕЛЬ - определение роли и места учебного задания в целостной структуре обучения музыке; выявление основных функций, параметров, содержательных компонентов, образующих учебные задания.
ОБЪЕКТ исследования - учебный процесс на музыкальных факультетах педагогических вузов.
ПРЕДМЕТ исследования - учебное задание как составная часть процесса обучения, как способ инициирования самостоятельных креативных действий учащихся-музыкантов.
ЗАДАЧИ исследования:
1. Определить с современных дидактических позиций сущность и структуру учебного задания в области преподавания музыки, обосновать дефиницию категории «учебное задание» применительно к теории и практике преподавания музыкальных дисциплин.
2. Проанализировать состояние проблемы активизации самостоятельной, творчески-поисковой деятельности учащегося в отечественной и зарубежной научно-педагогической и музыковедческой литературе.
3. Дифференцировать виды учебных заданий в музыкально-образовательной практике; выявить оптимальные формы составления домашних учебных заданий для обучающихся в музыкально-исполнительских классах; оптимизировать приемы и способы выполнения заданий учащимися.
4. Очертить творчески-поисковый вектор в содержании и структуре учебных (музыкальных) заданий; уточнить методологию его реализации на практике.
5. Проверить в ходе опытно-экспериментальной работы обоснованность и целесообразность предлагаемых в исследовании методических положений и рекомендаций.
ГИПОТЕЗА исследования:
Задание учащемуся-музыканту как одно из центральных компонентов учебно-образовательного процесса обретает высокую результативность и эффективность в том случае, если это задание:
- требует для своего выполнения определенных интеллектуальных и волевых усилий учащегося, мера и степень которых должны быть априори рассчитаны педагогом; включает в себя творчески-поисковый (эвристический) компонент; инициирует устойчивый профессиональный интерес у данного учащегося;
- предполагает владение учащимся приемами и способами самостоятельной работы, то есть умением обозначить цель работы, отобрать адекватные средства ее достижения, воспользоваться механизмами самоконтроля и т.д.; наличие этих условий должно быть предусмотрено и обеспечено педагогом;
- соответствует индивидуальной траектории развития данного учащегося, органично вписывается в нее; нацелено на решение актуальных учебно-образовательных задач и одновременно способствует общему личностно-профессиональному развитию учащегося.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ исследования послужили: теоретические идеи отечественных дидактов о пропедевтической подготовке учащихся к выполнению домашнего задания (К.Д.Ушинский, В.П. Вахтеров, П.Ф.Каптерев и др.), о содержании и методах образования (И.Я.Лернер,
М.Н.Скаткин, В.В.Краевский, А.И.Пискунов и др.); положения об индивидуализации учебных заданий, в частности, домашних учебных заданий (Б.М.Теплов, С.Л.Рубинштейн, Ю.К.Бабанский, Е.И.Климов, А.А. Кирсанов и др.); концептуальные установки, ориентирующие учителей на актуализацию креативных способностей обучающихся в процессе выполнения домашних учебных заданий (С.Т.Шацкий, А.В.Брушлинский, И.Я.Лернер, А.М.Матюшкин, М.Н.Скаткин и др.); теоретико-методические позиции педагогов-музыкантов, которые, определяя место, роль и функциональные свойства учебных заданий, связывали последние с задачей формирования художественно-образного мышления учащегося, всего комплекса его общих и специальных способностей (А.Г.Рубинштейн, В.И.Сафонов, К.Н.Игумнов, А.Б.Гольденвейзер, Г.Г.Нейгауз, С.Е.Фейнберг и др.); новейшие исследования в области эстетического и, в частности, музыкального воспитания и образования, которые, при всей своей многовекторности и разноплановости, базируются, как правило, на принципах развивающего обучения, трактуют учебные задания как важный структурный компонент целостного, гармонично сбалансированного учебного процесса (Л.Г.Арчажникова, А.Ю.Гончарук, Т.С.Комарова, Е.А.Леванова, А.Н.Малюков, Т. Г. Мариупольская, О.П.Радынова, Л.А.Рапацкая, Г.М.Цыпин и др.).
МЕТОДЫ исследования:
- теоретический анализ научной литературы (педагогической, психологической, музыкально-методической и др.);
- обобщение передового педагогического опыта (включая профессиональный опыт ведущих российских преподавателей-музыкантов);
- ретроспективный анализ и обобщение личного педагогического опыта автора исследования;
- педагогические наблюдения, анкетирование, обучающий (формирующий) эксперимент и другие методы эмпирического уровня.
НОВИЗНА исследования:
1. В контексте проблемы «учебное задание» очерчены современные подходы к музыкальному воспитанию и образованию; уточнены место и роль учебных (домашних) заданий в целостной, динамично соподчиненной системе подготовки специалиста в области музыкальной педагогики; выявлены принципы биполярности, моделирования домашних занятий в классе и др.
2. Проанализирована специфика учебных заданий в сфере преподавания музыки; охарактеризованы функциональные свойства и особенности учебных заданий на различных этапах личносгно-профессионального становления музыканта-профессионала.
3. Выявлены факторы, инициирующие креативную, творчески-поисковую деятельность учащихся-музыкантов в ходе выполнения учебных заданий; даны необходимые в данной связи теоретико-методические рекомендации.
4. Рассмотрен широкий комплекс проблем, связанных с оптимизацией практики составления и структурирования учебных заданий для учащихся (будущих учителей музыки); уточнены новые виды учебных (домашних) заданий, предполагающие использование учащимися современных технических средств обучения (аудио- и видеоаппаратуры).
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования:
1. Разработаны и обоснованы теоретико-методические основы учебных (домашних) заданий в области преподавания музыки; охарактеризована их специфика, атрибутивные качества и свойства; дифференцированы основные виды и разновидности учебных заданий в широкой музыкально-образовательной практике.
2. Выявлены сущностные различия между заданиями, ориентированными на тренаж профессиональных (музыкально-исполнительских) умений и навыков, - и заданиями, рассчитанными на активизацию когнитивных (познавательных) процессов у обучающихся, на развитие их художественно-образного мышления, комплекса общих и специальных способностей.
3. Очерчены корреляционные связи и зависимости между содержанием учебных зданий, степенью их сложности - и профессионально-техническим потенциалом, объемом знаний, умений и навыков, которыми располагает учащийся-музыкант; уточнены этапы и стадии постепенного, плавного перехода от репродуктивно-творческих заданий к творчески-поисковым.
4. Определены закономерности эволюции учебных заданий в контексте личностно-профессионального становления будущего специалиста (учителя музыки); выявлены движущие силы, внешние и внутренние импульсы, а также критерии оценки креативных, творчески-поисковых действий учащихся-музыкантов в процессе выполнения учебных заданий.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования:
Разработанные автором теоретические и методические подходы к структурированию учебных заданий позволяют повысить эффективность обучения в музыкально-исполнительских классах педагогических вузов, улучшить качество подготовки учителей музыки для общеобразовательной школы. Опубликованные материалы по теме диссертации дают необходимые ориентиры преподавателям-практикам (пианистам, вокалистам, струнникам, дирижерам-хоровикам и др.) при определении содержания и форм учебных заданий, их индивидуализации в рамках занятий с конкретным учащимся. Уточнены модификации учебных заданий на различных этапах и стадиях профессионального созревания учащегося.
Результаты исследования могут быть использованы на индивидуальных занятиях в музыкально-исполнительских классах, при подготовке студентов к педагогической практике, в системе повышения квалификации преподавателей-музыкантов, а также в рамках лекционного курса «Теория и методика профессиональной (музыкально-исполнительской) подготовки учителя музыки».
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:
1. Учебное задание - один из центральных компонентов целостного учебно-образовательного процесса. В соответствии с логикой развития и сущностными особенностями указанного процесса, этот компонент пребывает в постоянной динамике, внутренних и внешних изменениях, отражая наиболее существенные черты и особенности учебной ситуации, образовавшейся на данный период времени. Преображаясь и трансформируясь под влиянием конкретных условий, складывающихся в ходе занятий, учебное задание в свою очередь влияет - в случае его успешной реализации - на эти условия, изменяет их.
Постепенное и последовательное усиление творчески-поисковой «составляющей» в учебных заданиях, плавный переход от репродуктивных к творчески-ориентированным заданиям - всё это обеспечивает целенаправленность и эффективность стратегического курса преподавателя в работе с обучающимся музыке.
2. Учебное задание в сфере преподавания музыки, как правило, полифункционально и должно предполагать, с одной стороны, усвоение общих и специальных знаний, тренаж профессиональных умений и навыков; с другой стороны, оно призвано обеспечивать постоянное и целенаправленное развитие комплекса специальных способностей учащегося-музыканта, формирование его художественно-образного мышления, интеллектуального потенциала, эмоциональной сферы. Педагог, определяя целевые ориентиры и предназначение учебного задания, отбирая и структурируя его содержание, должен держать в поле зрения все функциональные особенности (аспекты) этого задания, весь спектр его вероятных следствий и потенциально возможных результатов. Только при таком условии становится возможным гармоничное и сбалансированное развитие учащегося.
3. Результативность выполнения учебных заданий учащимися-музыкантами напрямую зависит от умения использовать в ходе домашних занятий соответствующие схемы действий и операций, от владения учащимися методологией и «техникой» самостоятельной работы. Это обстоятельство зачастую упускается из виду преподавателями-практиками. Необходимо в интересах максимально полной реализации и «отдачи» учебных заданий приобщать учащихся к рациональным, профессионально-грамотным приёмам и способам действий, необходимо, другими словами, моделировать и отрабатывать эти действия в процессе занятий в классе, под наблюдением педагога («учить учиться»). Только в этом случае цели домашних учебных заданий будут достигнуты, их назначение оправдает себя.
АПРОБАЦИЯ результатов исследования осуществлялась в ходе опытно-экспериментальной работы на базе Института художественного образования Самарского государственного педагогического университета; через опубликование научно-теоретических и методических материалов по теме исследования; в выступлениях автора диссертации на научно-практических конференциях: «Эстетическая и профессиональная направленность образования в системе «Школа - вуз» (февраль 2001 г., Самара), «Актуальные проблемы психологии и педагогики высшего и среднего образования на современном этапе» (февраль 2002 г., Самара); в процессе обсуждения результатов диссертационного исследования на кафедре фортепиано Института художественного образования Самарского государственного педагогического университета.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Педагогические основы освоения учащимися нового музыкального материала1983 год, кандидат педагогических наук Цатурян, Константин Амаякович
Инновационный подход в преподавании музыкально-теоретических дисциплин: На материале музыкальной гимназии2004 год, кандидат педагогических наук Шайхутдинова, Дамира Ильдаровна
Свободная музыкально-исполнительская практика как специфическая форма учебной работы на музыкальных факультетах педагогических вузов2001 год, кандидат педагогических наук Гостева, Дина Ростиславовна
Педагогическое наследие крупнейших российских пианистов и его роль в современном музыкальном образовании2001 год, доктор педагогических наук Федорович, Елена Наримановна
Упражнение в теории и практике обучения музыке: На материале трудов западноевропейских педагогов-музыкантов и методистов2001 год, кандидат педагогических наук Жилина, Анна Валерьевна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Самарцева, Светлана Леонидовна
ВЫВОДЫ
1. Проведенное исследование подтвердило положение о том, что необходимым условием активизации самостоятельных, креативных действий учащегося-музыканта в процессе обучения является эффективное использование учебного задания - центрального и системообразующего компонента учебно-образовательного процесса.
2. Учебное задание, являясь основным «инструментом» преподавателя и непосредственно применяемое в активизации творческого потенциала личности учащегося, формировании его готовности к последующей профессиональной деятельности, может быть предназначено для выполнения в классе, а также для реализации в ходе самостоятельной (домашней) работы учащегося.
3.Каждое задание может носить репродуктивный, репродуктивно-творческий или творческий характер (по соотношению степени участия в его выполнении педагога и учащегося). Отнесение задания к определенному виду тесно связано со структурой и содержанием задания. Отдельно взятое задание состоит из трех компонентов-действий: цель, средства, результат. В выполнении задания репродуктивного вида ведущая, руководящая роль принадлежит педагогу, то есть он задает цель (демонстрирует образец), указывает способы, приемы достижения цели, оценивает результат. Выполнение заданий репро-дуктивно-творческого типа требует совместных усилий преподавателя и студента: цель задается педагогом, студент ищет способы решения поставленной задачи, педагог оценивает результат и др. Творческие задания предполагают если не полную, то, во всяком случае, максимально возможную самостоятельность студента при выполнении всех компонентов-действий.
4. При проектировании любых учебных заданий необходимо учитывать их биполярную природу, связанную с особенностями музыкальноисполнительской деятельности, которая являет собой сложный комплекс психофизиологических явлений и факторов, основанных на взаимодействии художественно-интеллектуальных, эмоционально-чувственных и двигательно-моторных (мышечных) структур организма человека. Сосредоточение в широком педагогическом обиходе внимания педагогов исключительно на проблемах двигательно-моторного («технического») свойства не позволяет подниматься значительной части таких заданий над сугубо ремесленническим, «технологическим» уровнем.
5.Для успешной реализации учебных заданий в практике обучения музыке необходимо соблюдение ряда психолого-педагогических условий - таких, как создание благоприятного психологического климата в процессе занятий, утверждение положительного эмоционального контекста в обучении, упрочение курса на сотрудничество и сотворчество педагога и студента, формирование у молодого музыканта уверенности в своих силах одновременно с формированием критичности и самокритичности ума.
6.Гармоничное сочетание различных видов заданий от репродуктивных, репродуктивно-творческих до творчески-поисковых, постепенное и последовательное усиление творчески-поисковой составляющей в учебных заданиях, соблюдение принципа посильности - все это в совокупности обеспечивает эффективность стратегического курса преподавателя на активизацию творческого потенциала обучающегося музыке. Творческий потенциал студента-музыканта должен рассматриваться как интегративная характеристика личности, как сложносоставное, многоуровневое образование, пронизанное диалектическими связями и зависимостями, состоящее из блоков музыкальных, педагогических и творческих способностей, а также включающее такие личностные качества, как активность и самостоятельность.
7.Учебные задания развивающего характера, направленные на максимальную активизацию сил и способностей учащихся, являются основой, фундаментом для формирования самостоятельности учащегося, которая представляет более высокий, качественно новый уровень развития личности.
Как показало настоящее исследование, приобщение учащихся к рациональным приемам и способам самостоятельных действий, моделирование и отработка этих действий в процессе занятий в классе под наблюдением педагога повышает результативность выполнения учебных заданий учащимися-музыкантами. Особую роль в процессе овладения учащимися технологией самостоятельной работы приобретают задания, позволяющие студенту освоить регулятивно-управленческие функции учителя с целью обращения их на самого себя («самозадания»). Выступая по отношению к самому себе как «я - учитель» и «я - ученик», студент овладевает умениями и навыками самоорганизации, самоконтроля, самоанализа и самооценки, что в значительной степени повышает его активность в обучении, улучшает качество самостоятельной работы и поднимает на более высокий уровень профессиональную квалификацию молодого музыканта.
148
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Самарцева, Светлана Леонидовна, 2004 год
1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. - М: «Музыка», 1971.-278 с.
2. Антология педагогической мысли России второй половины XIX нач.ХХ в. /Сост. П.А.Лебедев. -М.: Педагогика, 1990.-608 е.: ил.
3. Антология по истории педагогики в России (первая половина XX века): Учеб. пособие для студ. пед.учеб. заведений /Сост. А.В.Овчинников, Л.Н.Беленчук, С.В.Лыков. -М.: Издательский центр «Академия», 2000.-384с.
4. Арчажникова Л.Г. Методика обучения игре на фортепиано. Учебное пособие. -М.: МГОПИ, 1995. 192 с.
5. Арчажникова Л.Г. Некоторые условия оптимизации профессиональной подготовки учителя музыки.//Совершенствование подготовки учителя музыки на музыкально-педагогическом факультете./Отв. Ред. П.Н.Лукьянов.-Свердловск, 1979.-С. 3-12.
6. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1984. -111 с.
7. Арчажникова Л.Г. Теория и методика музыкального воспитания. Учебное пособие. М.: МГОПИ, 1994. - 160 с.
8. Абульханова-Славская К. А. Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М., 1989.
9. Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М.: Знание, 1987.-80 с.
10. Ю.Базиков А.С. Педагогические условия формирования положительного эмоционального отношения учащихся к музыкальным занятиям. Автореф. дисс.к.п.н. — М., 1997. -26 с.
11. Балл Г. А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект.-М.: Педагогика, 1990.-184 с. ил.
12. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.:Сов. композитор, 1974,- 334 с.
13. Баренбойм JI.A. За полвека /Очерки. Статьи. Материалы. -Л.: Советский композитор, 1989.- 368 с.
14. Баринова М.Н. О развитии творческих способностей ученика /Сб. ст. под ред. В.Михелис, Л.: Музгиз, 1961. 60 с.
15. Бернштейн М.С. Физиология движения и активность. М.: Наука, 1990. -496 с.
16. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1997. - 304 с.
17. Благой Д.Д. Значение образных ассоциаций в работе педагога-пианиста. //Методические записки по вопросам музыкального образования./ Ред,-сост. Н.Л.Фишман. -М.: Изд-во Музыка. -1996. С.201-219.
18. Благой Д.Д. Ещё из «Пёстрых листков».//Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 1. Сб. ст. /Ред.-сост. В.А. Натансон. -М.: Музыка, 1979. С.58-71.
19. Блауберг И.В. Проблема целостности и системный подход. М. : Эдитори-алУРСС, 1997.-448 с.
20. Блинова Л.Н. Комплексные задания как средство совершенствования педагогической практики студентов старших курсов. Дисс. канд. пед. наук. -Л., 1986.21 .Блок В.М. Заметки композитора о музыкальном воспитании детей //Педагогика. -1992. -№-9-10. С.46.
21. Богоявленская Д.Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества. //Вопросы психологии. 1999. - № -2. - С.35-41.
22. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчест-ва./Отв. ред. Б.М.Кедров. Ростов на Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1983,- 173 е., ил.
23. Бодалев А. А. Проецирование и взаимодействие в общении.//Педагогика. 1994. -.N«-1. С. 11-14.
24. Бочкарёв Л. Эмоциональная экспрессия как компонент художественной одарённости. //Психолого-педагогические аспекты обучения студентовтворческих вузов./ Межвузовский сборник научных трудов. М.: ГИТИС, 1984,-С. 129-135.
25. Браже Т.Г. Развитие творческого потенциала учителя.// Сов. Педагогика. -1989.-№-8. С.88 -94.
26. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. -М.: Знание, 1983. -96 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»; №6).
27. Бухвалов В. А. Алгоритмы педагогического творчества. Книга для учителя. М.: «Просвещение», 1993. - 96 с.
28. Веретенникова JI.K. Подготовка будущих учителей к формированию творческого потенциала школьников. Автореф. дисс.канд. пед. наук,- Казань, 1997.
29. В классе А.Б.Гольденвейзера: Сб. статей. Сост. Д.Благой, Е.Гольденвейзер. -М.: Музыка, 1986. -214 е., нот.
30. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. -М.: Просвещение, 1991. - 93 е.: ил.
31. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. М.: Педагогика - Пресс, 1996. -536 с.
32. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учеб. пособие для вузов. — М.: «Книжный дом «Университет», 2000. -336 с.
33. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. Л.: Изд-во Ленингр. Унта, 1984. -176 с.
34. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию /Отв. ред. и сост. П.В.Алексеев. М.: «Школа - Пресс», 1995. - 448 с.
35. Гинзбург Л. О работе над музыкальным произведением. 4-е изд., доп. М.: Музыка, 1981. - 143 е., нот.
36. Гировский Е.К. К вопросу об эффективности методов обучения игре на фортепиано. //Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 1. Сб. ст. /Ред.-сост. В.А.Натансон. М.: Музыка, 1979. - С.29-37.
37. Гончарук А.Ю. Педагогика зрелищных искусств в канун века образованности и профессионализма. Монография. М.: МПГУ, 1997.
38. Гончарук А.Ю. Социокультурные основы педагогики зрелищных искусств и эстетического творчества. Монография. М.: МПГУ, 1997.
39. Готсдинер A.JI. Стимулирование творческого потенциала учащихся.//Психолого-педагогические аспекты обучения студентов творческих вузов./Межв. Сб-к. научных трудов. М.: ГИТИС, 1984. - С. 161-172.
40. Гофман И. Фортепианная игра Ответы на вопросы о фортепианной игре./Ред., вступ. ст. и примеч. Когана Г.М. М.: Музгиз, 1961.- 223 с.
41. Григорьев В.Ю. Специфика исполнительского творчества и работа над музыкальным произведением.//Актуальные вопросы струнно-смычковой педагогики. Новосибирск, 1987. - С.25-37.
42. Громцева А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию: Учеб. пособие по спецкурсу для пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1983. - 144с.
43. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. - 544 с
44. Дмитриев А.Е., Дмитриев Ю.А. Тренинговые и контрольные занятия по дидактике: Учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 1998. -96 с.
45. Дружинин В.Н. Психология творчества / Психология. Учебник для гумани тарных вузов / Под общ. ред. В.Н.Дружинина СПб.:Питер, 2001. - 656 с.
46. Дьяченко О.М. Проблема развития способностей: до и после JI.C. Выготского //Вопр. психологии. 1996. -№-5. - С. 98 -109.
47. Егоров С.Ф. Проблема активности и самостоятельности учащихся в русской дидактике конца XIX- начала XX в. Автореф. дис. канд.пед.наук.-М„ 1965.-21 с.
48. Жуков Р.Ф. Для чего нужны методы активного обучения // Оптимизация педагогической работы в вузе: Тематический сборник научных трудов. -Челябинск: ЧПИ, 1983. -137 с.
49. Каптерев П.Ф. Эвристическая форма обучения в народной школе. /Антология педагогической мысли России второй половины XIX- нач. ХХв. /Сост. П.А.Лебедев. М.:Педагогика, 1990. - 608 с.:ил.
50. Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1982. - 224 е., ил.
51. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1969. -277 с.
52. Ключарёва Т. Развитие слухового, музыкального и художественного восприятия в начальном периоде обучения.//Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 1. Сб. ст. /Ред.-сост. В.А. Натансон. -М.: Музыка, 1979. С.3-21.
53. Ковалёв А.Г. Способности /Общая психология / Под ред. В.В.Богословского и др. М.: Просвещение, 1973. - С. 332-349.
54. Коган Г.М. О работе музыканта-педагога. Основные принципы.//Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 1. Сб. ст. /Ред.-сост. В.А. Натансон. -М.: Музыка, 1979. -С.71-85.
55. Коган Г.М. У врат мастерства. Работа пианиста. М.: «Музыка», 1969. - 342 с. с нот.
56. Кознев В.Н. Формирование профессиональных качеств личности учителя. Л, 1987.
57. Колышева Т. А. Стимулирование интереса к профессии учителя музыки у первокурсников. //Активизация учебно-воспитательного процесса на музыкально-педагогическом факультете. Куйбышев: ПИ, 1983. -108с.
58. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. Книга для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мнемозина, 1995. - 158 с.
59. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. -М: Педагогика, 1990. -142 с.
60. Коржуев А.В. Познавательные затруднения в учении школьников. //Педагогика. 2001. -№-1. - С.28 -31.
61. Коржуев А.В., Попков В.А., Рязанова B.JI. Рефлексия и критическое мышление в контексте задач высшего образования.Шедагогика. 2002. - №-1. С. 18-20.
62. Корто А. О фортепианном искусстве. М.: «Музыка», 1965. - 363 с. с нот. илл.
63. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. Самара: Изд-во Сам ГПИ, 1994. - 165 с.
64. Кременштейн Б.Л. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано. М.: «Музыка», 1966. - 120 с. с нот. илл.
65. Кременштейн Б.Л. Педагогика Г.Г.Нейгауза. М. :Музыка, 1984. - 89 с.
66. Крутецкий В.А. Психология. 2-е изд. перераб. и доп. -М., 1986. -335 с.
67. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера произ водственного обучения. М.: «Высшая школа», 1990. 119 с.
68. Кузьмин В.П. Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода.//Психологический журнал. 1982. -Т.З, -№3. -С. 3-14
69. Кулыгина JI.C. Активизация учения: Сущность и содержание //Педагогика. -1994. №-1. -С.7-11.
70. Кулюткин Ю.И. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения // Вопросы психологии.-1984. №-5.-С.41-47.
71. Куриленко Л.В. Активизация познавательной деятельности школьников в условиях инновационных образовательных процессов: Учебное пособие. Самара: Изд-во «Самарский университет», 1998.- 95 с.
72. Леванова Е.А. Формирование практической готовности педагога к взаимодействию с учащимися// В сб. науч. статей. Проблемы педагогического образования. М., 1998.
73. Леванова Е.А. Формирование готовности к субъекту взаимодействия// В сб. науч. статей. Проблемы педагогического образования. М., 2000.
74. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.-186 с.
75. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: «Знание», 1974. 64 с. с ил.
76. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М., «Знание», 1980. -96с.
77. Либерман Е.Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом. М.: Музыка, 1988. -236 е., нот.
78. Л.Н.Оборин педагог. Сб. статей. М.: Музыка, 1989, 190 е., нот.
79. Лобанова Н.Н., Косарев В.В., Крючатов А.П. Профессиональная компетентность педагога. Самара СПб.: ОАО «СамВен», 1997. -106с.
80. ЛопатинаТ.С. Творческий потенциал учителя. //Вечерняя средняя школа.1989. -№-2.- С.52-55.
81. Лук А.Н. Творчество / Популярная психология: Хрестоматия / Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. /Сост. В.В.Мироненко.- М.: Просвещение,1990.-398 с.
82. ЛюбомудроваН. Методика обучения игре на фортепиано: Учеб. пособие. -М.: Музыка, 1982. -143 е., нот.
83. Ляховицкая С. Развитие активности, самостоятельности и сознательности учащихся. /Вопросы фортепианной педагогики. / Под общ. ред. В.Натансона.- М.: «Музыка», 1971. 333 с. с нот. ил.
84. Майковская Л.С. Артистизм учителя музыки. Учебное пособие по специальности 030700 Музыкальное образование. - М.: Mill У, 1999.- 65 с.
85. Малинковская А. К вопросу моделирования структуры деятельности музыканта-педагога. //Актуальные проблемы музыкальной педагогики. /Отв. Ред. В.И.Авратинер. М.: ГМПИ, 1982. С.7-31.
86. Малинковская А. Фортепианно-исполнительское интонирование: Проблемы художественного интонирования на фортепиано и анализ их разработки в методико-теоретической литературе XVI-XX веков: Очерки. М.: Музыка, 1990. -191 с.
87. Малюков А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности. Дубна: Издательский центр «Феникс», 1999. - 256 с.
88. Матюшкин A.M. Концепция творческой одарённости.//Вопросы психологии, 1989, №6. -С.29-33.
89. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. - 208 с.
90. Мариупольская Т.Г. Проблема национальных традиций в преподавании музыки (теоретический и методический аспекты): Автореф. дисс. докг. пед. наук. М.: МПГУ. 2002 г. -53 с.
91. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. - 367 с.
92. Машбиц Е.И. Психологический анализ учебной задачи //Советская педагогика -1973,-№-2. с. 85-65.
93. Медушевский В. Интонационная форма музыки: Исследование. М.: Композитор, 1993. -262 с.
94. Мещерякова Л.В. Развитие творческого потенциала учителя в процессе освоения педагогических инноваций. Автореф. канд.пед.наук,- Челябинск, 1998.
95. Миль штейн Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства. М.: Со ветский композитор, 1983,- 205 е., с ил.
96. Милыптейн Я.И. Константин Николаевич Игумнов. М.: Музыка, 1975.471 с.
97. Милыптейн Я.И. Лист. М.: Музыка, 1999. - 651 с.
98. Муцмахер В.И. Формирование профессионально значимых качеств личности будущего учителя музыки. М.: МГГТИ, 1988. - 62 с.
99. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 5-е изд. М.: Музыка, 1988. - 240 е., портр., ил., нот.
100. Немов Р.С. Способности // Психология. В 3 кн. Кн. I.Общие основы психологии. 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - С.-315 - 332.
101. Немыкина И.Н. Возможные пути организации проблемного обучения в классе фортепиано. //Совершенствование подготовки учителя музыки на музыкально-педагогическом факультете. /Отв. Ред. П.Н.Лукьянов -Свердловск: Свердл. ГПИ, 1981. С. 19-28.
102. Немыкина И.Н. Проблемные ситуации в процессе изучения полифонических произведений. //Совершенствование подготовки учителя музыки на музыкально-педагогическом факультете. /Отв. Ред. П.Н.Лукьянов.-Свердловск: Свердл. ГПИ, 1979. С.37-44.
103. Немыкина И.Н. Методология и методика организации профессиональной подготовки учителя музыки. Екатеринбург: У ГПУ, 1999.
104. Немыкина И.Н. Теоретические основы формирования обобщенного понятия в профессиональной подготовке учителя музыки. Екатеринбург: УГЛУ, 1997.
105. Низамов Р.А. Дидактические основы оптимизации учебной деятельности студентов.//Оптимизация педагогической работы в ВУЗе: Тематич. сборник научных трудов. Челябинск: ЧПИ, 1983. -137с.
106. Николаева А. А. Пути сближения задач профессионального и общего музыкального образования.//Методические записки по вопросам музыкального образования./Ред.-сост. Н.Л.Фишман.- М: Изд-во Музыка, 1966. -155-169 с.
107. Николаев А. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма: Учеб. пособие. — М.: Музыка, 1980. 112 е., нот.
108. Николаев Л.В. Статьи и воспоминания современников. Письма. Сост. ЛБаренбойм и Н.Фишман. Л.: Советский композитор, 1979. - 328 е., с ил.
109. Осипова Л.В. Формы повышения качества фортепианной самоподготовки. //Совершенствование подготовки учителя музыки на музыкально-педагогическом факультете. /Отв. Ред. П.Н.Лукьянов.-Свердловск, 1979.-С.53-60.
110. Основы дидактики. /Под. ред. Б.П.Есипова. М., Просвещение, 1967. -472с.
111. Очерки по методике обучения игре на фортепиано./Под ред А.А.Николаева, М.: Государственное музыкальное издательство, 1955. -217 с.
112. Ощепкова О.В. Психолого-педагогические основы формирования художественно-творческих способностей учащихся-музыкантов. Самара: Изд-во Сам ГПУ, 1999. -168 с.
113. Пак М.С. Роль и место познавательных заданий в формировании мотивации учения //Химия в школе. -1999. -№-2,- С. 15-20.
114. Педагогический словарь: В 4-х т. Т. 1. / Под ред. И.А.Каирова, Ф.Н.Петрова. М., 1964.
115. Педагогический словарь: В 4-х т. Т.4./ Под ред. И.А.Каирова, Ф.Н.Петрова. М., 1964.
116. Перельман Н. В классе рояля. М.: Издательство «Музыка», 1981. 95 с.
117. Пепгрупшн В.М. Музыкальная психология. М/.ТОО «Пассим», 1994. -304 с.
118. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. М.: Педагогика, 1972. -184 с.
119. Пискунов М.У. Организация учебного труда студентов. Мн.: Изд-во БГУ, 1982.-142 с.
120. Платонов К.К. Проблемы способностей. -М.: Наука, 1972. 311 с.
121. Пономарёв Я. А. Психология творения. М.- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999.-480 с.
122. Пономарёв Я. А. Психология творчества и педагогика. М.: «Педагогика», 1976.-279 с.
123. Посталюк Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. Казань: Изд-во Казанского университета, 1989. -206 с.
124. Прокофьев Г.П. Формирование музьпсанта-исполнителя-пианиста /Под ред Б.М. Теплова. М.: АПН РСФСР, -1956. 479 с.
125. Психология активизации обучения в вечерней средней школе./Под ред. Д.Н.Богоявленского. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963. -200 с.
126. Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности./Отв. ред. Ломов Б.Ф., Абульханова К.А. М.: Наука, 1989.-180 с.
127. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевско-го. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
128. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ.ред. В.Н.Дружинина. СПб.: Питер, 2001. - 656 с.
129. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: Изд. центр «Академия», 1998. - 235 с.
130. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. В 2 ч. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1997. -Ч.1.- 605с. 4.2 -397 с.
131. Разумовский В.Г. Обучение и научное познание. //Педагогика. 1997. -№-1. с. 7-13.
132. Рапацкая JI.A. Основы общехудожественной подготовки учителя музыки: Учебное пособие. М.,1996.
133. Рапацкая JI.A. Русская художественная культура. М.: Гуманитар, изд. центр «ВЛАДОС», 1998. - 607 с.
134. Репкин В.В., Дорохина В.Т. Процесс принятия задания в учебной деятельности //Теория задач и способов их решения. Киев . Институт кибернетики АНУССР, 1973,-С.58-69.
135. Рожина Л.Н. Развитие эмоционального мира личности: Учеб.-метод. Пособие,- Мн.: Ушверспэцкае, 1999. -257 с.
136. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. / Гл. ред. В.В.Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - Т. 1 - 608 с.
137. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Изд-во Питер, 1999. -720 с.
138. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т.- М.: Педагогика, 1989.-Т.1.-488 с.
139. Руднева Т.И. Педагогика профессионализма. -Самара: СГПУ,1998. -158 с.
140. Рыданова И.И. Основы педагогики общения. Мн.: Беларуская навука, 1998,-319 с.
141. Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. -М.-Л.: Издательство «Музыка», 1964. 187 с.
142. Самостоятельная работа студентов: поиски, проблемы, решения./Под ред. А.М.Юркова. Ростов на Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1991. - 176 с.
143. Саранцев Г.И. Метод обучения как категория методики преподавания //Педагогика,-1998.-№-1 .-с28-30.
144. Семёнов М. Трудоёмкость учебного задания //Педагогика.-1998.-№-1.-С.121-122.
145. Сизова Л.С. Теоретические основы методики музыкального воспитания в школе. Учебное пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений. М.:Институт практической психологии, 1997. -104 с.
146. Сивер М.Я. В порядке обмена опытом.// Методические записки по вопросам музыкального образования./Ред.-сост. Н.Л.Фишман,- М.: Изд-во Музыка, 1966.-С. 170-180.
147. Симонов П.В. «Сверхзадача» художника в свете психологии и нейрофизиологии // Психология процессов художественного творчества / Отв.ред. Б.С.Мейлах, Н.А.Хренов. -Л.: «Наука», 1980. 285 с.
148. Скаткин М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении М.: Просвещение, 1965.
149. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: «Педагогика», 1971.-208 с.
150. Словарь русского языка: В 4-х т./ Под ред. А.П.Евгеньевой.-2-е изд. испр. и доп. М.: Русский язык, 1981. - Т. 1. А-Й. -696с.
151. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для слушателей фак-тов и ин-тов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов.- М.: Аспект Пресс, 1995. -271 с.
152. Смирнова М. Артур Шнабель. Л.: «Музыка», 1979. 26 с.
153. Способности//Пед. словарь. Т. 2. -М.: Изд-во АПН, 1960. -с.418-419.
154. Способности. Специальные способности//Психология. Словарь. Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп., -М.: Политиздат, 1990. - С.381-382.
155. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. M.-JL, 1941. -388 с.
156. Станкин М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения. М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. - 368с.
157. Стефановская Т. А. Педагогика: наука и искусство. Учебное пособие. М.: «Совершенство», 1998. -368с.
158. Сухобская Г.С. Психологические аспекты проблемного обучения и развитие познавательной активности взрослых учащихся. //Вопросы психологии.-1984.-№-5. С.45-47.
159. Суходольский Г.В. Основы психологической теории деятельности. JL: Изд-во Ленингр. Ун-та. 1988. - 168 с.
160. СЭС /гл. ред. A.M. Прохоров, изд. 4, испр., дополненное. М.: «Советская энциклопедия», 1990. 1630 с.
161. Теория и методика обучения игре на фортепиано: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. А.Г.Каузовой, А.И.Николаевой. -М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. -368 с.
162. Теория и практика педагогического эксперимента /Под ред. А.И. Писку-нова, Г.А. Воробьева. -М.: Педагогика, 1979.-208 с.
163. Теплов Б.М. Избранные труды : В 2-х т. T.l. -М.: Педагогика, 1985. -328с.
164. Толковый словарь русского языка: в 4-х т. /Сост. В.В. Виноградов, Г.О.Винокур, Б.А. Ларин и др.; под ред. Д.Н.Ушакова. М.: Русские словари, 1994. - Т. 1. -844 с.
165. Торгашина Т.И. Научно-исследовательская работа студентов педагогического вуза как средство развития их творческого потенциала Дисс. канд. пед. наук. Волгоград, 1999. - 183 с.
166. Уразова А.Н. Педагогическое управление как фактор развития творческого потенциала подростка. Автореф. дис. канд.пед.наук, Оренбург, 1998.
167. Ушинский К.Д. Педагогическая поездка по Швейцарии. /Педагогические сочинения: В 6т. Т.2.Сост. С.Ф.Егоров.-М.: Педагогика, 1988.- 496 с.:ил.
168. Фейгенберг И.М. Педагогические цели и типы учебных задач //Оптимизация педагогической работы в вузе: Тематич. сборник научных трудов. Челябинск: ЧПИ, 1983. -137 с.
169. Фейгин М. Э. Воспитание и совершенствование музыканта-педагога -М.: «Сов. Композитор», 1973. 158 с.
170. Фейгин М. Э. Мелодия и полифония в первые годы обучения фортепианной игре. Методическое пособие для педагогов-пианистов. М.: «Советская Россия», 1960. 72 с.
171. Фейгин М. Музыкальный опыт учащихся. //Вопросы фортепианной педагогики. М.: Музыка, 1971. - №-3. - С.3-39.
172. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. М.: Музыка, 1969. - 598 с.
173. Хазанов П. А. Оптимизация самостоятельных (домашних) занятий учащихся-музыкантов (на материале работы классов общего фортепиано). Автореф. Канд. пед. наук. М., 1996. - 22 с.
174. Харламенкова Н.Е. Психология деятельности и адаптация / Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В.Н.Дружинина. СПб.: Питер, 2001. - 656 с.
175. Хуторский А. От свободы к творчеству // Детское творчество. -1999. -№-4-5.-С.4-6.
176. Цыпин Г.М Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. Пособие для учащихся. М.: -Интерпракс, 1994. -384 с.
177. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2119 «Музыка и пение». М.: Просвещение, 1984. -176с.
178. Шабалина З.П. Домашняя учебная работа школьников. М.: Знание, 1982.-96 с.
179. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. /Под ред. Н.П.Кузина, М.Н.Скаткина, В.КШацкой.- М: Педагогика, 1980. Т. 1. -304 с.
180. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. /Под ред. Н.П.Кузина, М.Н.Скаткина, В.Н.Шацкой.-М.: Педагогика, 1980.- Т.2.-416 с.
181. Шульпяков О. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ. JL: Музыка, 1986. -128 с.
182. Яков Зак. Статьи. Материалы. Воспоминания. М.: «Советский композитор», 1980. 208 с.
183. Яковлева Е.Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста //Вопр. психологии.-1994. -№5. С.37 - 42.
184. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. -М.: «Флинта», 1997. 224 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.