Педагогическая деятельность ликбезов в 20-40-е годы XX столетия: На примере Республики Татарстан тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Муртазина, Ляля Раисовна

  • Муртазина, Ляля Раисовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2003, Казань
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 183
Муртазина, Ляля Раисовна. Педагогическая деятельность ликбезов в 20-40-е годы XX столетия: На примере Республики Татарстан: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Казань. 2003. 183 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Муртазина, Ляля Раисовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ЛИКВИДАЦИЯ БЕЗГРАМОТНОСТИ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ ТАТАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ПРОБЛЕМА.

§ 1. Социально-экономические предпосылки становления ликбезов.

§2. Состав, структура и содержание деятельности ликбезов.

§3. Педагогические условия ликвидации безграмотности среди татарского населения и народов, входящих в поликультурную группу региона.

ГЛАВА II. ЛИКБЕЗЫ КАК ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ТАТАРСКОЙ

РЕСПУБЛИКЕ.

§1. Школы ликбеза — инвариантный компонент педагогической системы.

§2. Этнокультурное содержание учебно-программного и методического обеспечения педагогического процесса в школах ликбеза.

§3. Педагогическая структура форм и методов обучения в школах ликбеза как отражение национальных традиций региона.

§4. Социально-политическое воспитание как приоритетное педагогическое условие ликвидации безграмотности.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогическая деятельность ликбезов в 20-40-е годы XX столетия: На примере Республики Татарстан»

Актуальность исследования. Происходящие в последние годы в стране социально-экономические и политические изменения закономерно усилили интерес к изучению и осмыслению исторического прошлого и духовного наследия народа. Учеными больше внимания стало уделяться изучению проблем, касающихся развития народного просвещения до и после Октябрьской революции, которые до середины 80-х освещались несколько односторонне. Одной из таких проблем, требующих некоторого переосмысления, является изучение деятельности ликбезов в Татарской Республике, широкомасштабно развернувшейся после принятия Декрета Совнаркома РСФСР «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» от 26 декабря 1919 года (68, 50).

В настоящее время достаточно много источников, посвященных изучению деятельности ликбезов в разных регионах РСФСР (труды А.М.Ивановой, В.А.Куманева, Л.И.Биргера, А.Р.Исмаилова,

Т.А.Мусаевой, Л.Г. Гибадуллиной и др.). В Татарстане изучением проблемы в историческом плане занимались такие ученые-исследователи, как З.Г.Гарипова, Д.Ш.Хакимова, Р.Х.Низамов, Х.Х.Хасанов и др.

Деятельность ликбезов в Татарской Республике представляет большой интерес не только как исторический процесс, как определенный этап в развитии просвещения и культуры народов, населяющих ее, но и с точки зрения педагогической науки. Ликвидация безграмотности являлась в полном смысле этого слова педагогическим процессом, так как преследовала не только образовательные, но и воспитательные цели.

Анализ проведенных до сих пор исследований свидетельствует, что педагогическая деятельность ликбезов в Татарской Республике не была предметом специальных исследований. Однако некоторые аспекты проблемы были затронуты в трудах М.И.Махмутова, Б.П.Рождественского, К.Толстякова, М.З.Тутаева, В.М.Горохова и других. К тому же следует подчеркнуть, что многие стороны деятельности ликбезов рассматривались раньше под давлением идеологии своего времени, иногда необъективно оценивались и с точки зрения организации педагогического процесса. При изучении данной проблемы мы также столкнулись с массой спорных вопросов, несмотря на кажущуюся ее изученность как историками, так и учеными-педагогами.

Под понятием «ликбез» (ликвидация безграмотности) подразумевалась ликвидация, т.е. устранение неграмотности, иными словами, обучение элементарной грамоте взрослых, не умеющих читать, писать и считать вообще. В отличие от широкого понимания слова, в системе ликбезов слово «грамотность» означало лишь азбучную грамотность. В то же время нельзя не учесть и тот факт, что параметры определения грамотности менялись в зависимости от времени, задач и места расположения школ ликбеза. Если на начальном этапе ликвидации безграмотности основной задачей было обучение элементарной технике чтения, письма и счета, то в 30-е годы обучаемый, кроме всего этого, должен был обладать и знаниями по экономической географии, обществоведению, истории и началам агро, зоотехнической (в деревне) и политехнической (в городе) грамот. Перед малограмотными (т.е. теми, кто обучался в школах для малограмотных) ставились несколько другие задачи. «Сами понятия «неграмотность» и «малограмотность» весьма относительны. Если мы в этом году говорим, что малограмотным называется тот, кто умеет читать и писать, то в будущем году мы должны будем считать малограмотным того, кто не способен ориентироваться в газете, хотя умеет читать и писать», — писал Г.Бройдо (44, 19). Таким образом, получается, что ликвидация безграмотности есть первая и изначальная степень грамотности. В то же время ликбез является педагогическим процессом, преследующим образовательные и воспитательные цели. Следовательно, вопрос о ликвидации безграмотности является одним из важных аспектов проблемы народного образования в целом.

Татарстан — многонациональная республика. Мы остановились на рассмотрении педагогических условий ликвидации безграмотности среди татарского населения и частично народов, входящих в поликультурную группу региона. Общие же вопросы, касающиеся ликвидации безграмотности взрослого населения республики вообще, рассмотрены вне зависимости от национального признака. При изучении же проблем методического характера основное внимание уделено материалам о деятельности татарских школ ликбеза.

Особый интерес для нас представляет деятельность ликбезов в Татарской Республике с точки зрения педагогической науки, ибо в школах ликбеза 20-40-х годов XX столетия сложилась своеобразная система организации образовательного процесса.

Актуальность изучаемой проблемы объясняется и тем, что есть широкая возможность применения педагогического опыта некоторых учителей школ ликбеза в современной школе. Например, элементы комплексной системы преподавания, бригадно-лабораторного и других методов вполне применимы и при обучении татарскому языку русскоязычных школьников. В современной школе широко практикуются интегративные курсы. А они, на наш взгляд, и являются в некотором роде отражением той комплексной системы преподавания, которая применялась в школах ликбеза. Углубление интегративных связей, применение, например, на уроках татарского языка наряду с материалами из истории, литературы или русского языка и некоторых данных из географии, математики и т.д. могло бы дать больше результатов, способствовало бы расширению кругозора учащихся и еще лучшему усвоению неродного языка.

Актуальна тема исследования и потому, что в последние годы все больше возрастает в России число безграмотных детей, подростков, взрослых. Появились целые группы взрослых, беспризорных детей, инвалидов, беженцев, переселенцев, не умеющих читать и писать. Войны, миграции порождают особый контингент, состоящий из отлученных от педагогического процесса детей. Поэтому большое значение приобретает обращение к опыту истории, который является одним из важнейших источников знания, средств познания действительности. Некоторый опыт тех лет в области ликвидации азбучной безграмотности, возможно, применим и сегодня.

Таким образом, имеет место противоречие между наличием в истории образования Татарстана первой половины XX столетия ценного опыта и традиций школ ликбеза, с одной стороны, и отсутствием исследований, в которых был бы обобщен этот опыт, что ограничивает возможность его использования в современной практике, с другой стороны. Это противоречие и обусловило выбор проблемы исследования: каковы сущность педагогической деятельности ликбезов в 20-40-е годы XX столетия в Татарской Республике и возможности использования педагогического наследия школ ликбеза в современной системе непрерывного образования?

Цель исследования — раскрыть педагогическую сущность ликбезов как одного из важнейших этапов в истории развития народного просвещения Татарской Республики и возможности использования педагогического наследия школ ликбеза на современном этапе.

Объектом исследования являются школы ликбеза как непрерывная педагогическая модель обучения населения.

Предметом исследования являются тенденции, цели, содержание и формы организации педагогического процесса ликвидации безграмотности 20-40-х годов XX столетия, способы и средства обучения в школах ликбеза.

В исследовании, носящем историко-педагогический характер, мы исходим из гипотезы о том, что использование педагогического наследия школ ликбеза Татарской Республики 20-40-х годов будет эффективным средством развития современной системы непрерывного образования взрослых, если: путем теоретического анализа выявить историко-педагогические и социально-экономические предпосылки возникновения и развития ликбезов как педагогической системы образования взрослых; осуществить их систематизацию и выявить возможности их возрождения в современных условиях.

Достижение цели потребовало решения следующих задач:

1. Изучить и систематизировать социально-экономические и историко-педагогические предпосылки ликвидации безграмотности среди татарского населения и народов, входящих в поликультурную группу региона в 20-40-е годы XX столетия.

2. Раскрыть сущность и содержание многоуровневой модели ликвидации безграмотности в Татарской Республике.

3. Обосновать возможность практического использования опыта школ ликбеза на современном этапе.

Методологической основой исследования явились: философские концепции образования и культуры (антропологические, культурологические), опирающиеся на принципы историзма, научности, обьективности, идеи взаимосвязи и взаимообусловленности социальных, экономических, культурологических и педагогических, обьективных и субъективных факторов развития общества.

Методологическому и теоретическому анализу проблемы способствовали: концепции стратегического приоритета развития образования (М.И.Махмутов, Г.В.Мухаметзянова, А.М.Новиков), идеи гуманизма, гуманитаризации и регионализации системы образования (J1. А.Волович, Г.В.Myхаметзянова).

В процессе работы над диссертацией мы также опирались на труды по истории образования и педагогики Г.И.Ибрагимова, З.И.Равкина, М.И.Махмутова, З.Г.Нигматова, Л.П.Тихоновой, Я.И.Ханбикова, М.З.Тутаева, З.Т.Шарафутдинова и других.

Методы исследования: теоретический анализ историко-педагогической литературы, учебно-методической документации (программ, учебников, методических пособий); изучение и анализ архивных документов по теме (РГИА, ф. А-2314; НА РТ, ф. 3682); изучение и обобщение педагогического опыта и наследия школ ликбеза 20-40-х годов XX столетия в Татарской Республике. При подготовке диссертации использовались также сравнительно-исторический анализ, историко-ретроспективный метод, метод актуализации, статистический метод для обработки количественных материалов.

Географические рамки темы составляет Татарская Республика, избранная не как типичная, а, напротив, выделяющаяся особым своеобразием. Во-первых, Татарская Республика была многонациональной. Опыт школ ликбеза Казани и республики играли очень большую роль в истории развития системы ликбезов многих народов Поволжья.

Во-вторых, Казань, особенно в отношении народного образования, являлась важным центром учебного округа (до Октябрьской революции). Учебники и многие методические руководства для школ ликбеза не только на татарском, но и на языках других национальностей, живущих на территории республики и за ее пределами, печатались в основном в Казани.

Хронологические рамки темы определяются самой историей существования ликбезов — это время с 26 декабря 1919 года до начала 40-х годов XX столетия. Однако по результатам наших исследований стало известно, что работа была начата еще до принятия известного Декрета о ликвидации безграмотности, и процесс прослеживается вплоть до настоящего времени.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что: выявлены состав, структура и содержание деятельности школ ликбеза Татарской Республики 20-40-х годов XX столетия как педагогическая модель непрерывного обучения взрослого населения региона; определена специфика этнокультурного компонента в процессе обучения взрослого населения; проведена систематизация и классификация педагогического опыта школ ликбеза; осуществлена периодизация ликвидации безграмотности в Татарской Республике; обоснована возможность использования педагогического опыта и традиций школ ликбеза в развитии современной системы образования взрослых; введены в научный оборот новые материалы, источники, архивные документы, программы, учебники и методические материалы, позволяющие воссоздать наиболее целостную картину уровня грамотности взрослого населения Татарской Республики в 20-40-е годы XX века.

Практическая значимость исследования. Материалы диссертации могут быть использованы при разработке обобщенных трудов по истории Республики Татарстан, ее культуры, системы народного образования; истории России; а также при изучении учащимися и студентами истории

Татарстана, курса истории педагогики; при разработке методических рекомендаций для современной системы ликбезов РТ, РФ, исламских государств дальнего Зарубежья.

Источники исследования. Источниковую базу нашего исследования составляют материалы, которые можно объединить в следующие группы: материалы из фондов Российского государственного исторического архива и Национального архива Республики Татарстан; статистические сборники; программы, учебники и методические пособия по обучению неграмотных взрослых, изданные для системы ликбезов в 1919-1958 гг.; материалы периодической печати 1919-1940 гг. (газеты «Уку ударнигы» — «Ударник учебы», «Эшче» — « Рабочий», «Крестьян гэзите» — «Крестьянская газета», «Кызыл Татарстан» — «Красная Татария», «Башлап уку» — «Газета для начинающих читать» и др.).

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются методологическими позициями, использованием комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования, целостным историко-педагогическим анализом деятельности школ ликбеза в Татарской Республике.

Апробация и внедрение результатов исследования. Выводы и положения диссертации отражены в докладах и выступлениях на итоговых научных конференциях Казанского государственного университета и Института истории АН РТ: «Научно-итоговая конференция факультета татарской филологии и истории КГУ» (2001 г.), «Итоговая конференция молодых ученых кафедры методики татарского языка» (2002 г.), «Итоговые конференции Института истории АН РТ» (1999, 2001, 2002 гг.), «Итоговая конференция молодых ученых и аспирантов Института истории АН РТ» (2000 г.). По содержанию исследования опубликовано 6 статей объемом 1,8 п.л., издана монография в объеме 8,5 п.л., разработаны методические рекомендации для преподавателей факультета татарской филологии и истории КГУ, сотрудников ИПКРО и Комитета по реализации Закона Республики Татарстан «О языках народов Республики Татарстан» при Кабинете Министров РТ.

На защиту выносятся:

1 .Исторические и социально-экономические предпосылки и условия, характерные для каждого этапа ликвидации безграмотности 20-40-х годов XX столетия в Татарской Республике (стихийный — 1919-1923 гг., экспериментально-поисковый - 1924-1932 гг., систематизированный -1933-1940 гг.).

2. Модель ликвидации безграмотности взрослого населения Татарской Республики в 20-40-е годы, ориентированная на этнокультурные особенности татарского народа, представляющая уровни, цели и учебно-методическое обеспечение ликбеза.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 227 наименований архивных материалов и научных работ, 11 приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Муртазина, Ляля Раисовна

Выводы

Деятельность ликбезов в Татарской Республике представляет большой интерес не только как исторический процесс, как определенный этап в развитии просвещения и культуры народов, населяющих ее, но и с точки зрения педагогической науки. Ликвидация безграмотности является в полном смысле этого слова педагогическим процессом, так как преследовала не только образовательные, но и воспитательные цели.

Школы ликбеза являлись инвариантным компонентом педагогической системы. Они способствовали не только поднятию общей грамотности взрослого населения, но и участвовали в формировании нового мировоззрения, новых отношений, воспитания активных членов молодого Советского государства. Основная цель школ ликбеза состояла в обучении элементарной грамоте, необходимой в повседневной жизни и трудовой деятельности взрослых. Школы для малограмотных не только предупреждали рецидив неграмотности, но и готовили к следующим ступеням образовательной системы — школам взрослых повышенного типа, совпартшколе и рабфаку.

Школы ликбеза, кроме обучения чтению, письму и счету, должны были содействовать и формированию у неграмотных нового, пролетарского сознания. Именно поэтому социально-политическое воспитание является приоритетным педагогическим условием ликвидации безграмотности.

Национальные традиции региона отражались в педагогической структуре форм и методов обучения. Последние, как известно, отличались от современных. Основными методами обучения грамоте в школах ликбеза были звуковой и аналитико-синтетический метод целых слов. Из обще дидактических методов применялись такие, как беседа, рассказ, школьная лекция, упражнение и др., которые, в отличие от современных, учитывали возрастные и психологические особенности взрослых, были непосредственно связаны с их жизнедеятельностью.

Наряду с классно-урочной системой в годы деятельности ликбезов применялись также такие формы, как индивидуально-групповое обучение, бригадно-лабораторная форма, «метод проектов». Были даже попытки заменить двумя последними формами классно-урочную систему. Но они, так же, как и комплексный метод обучения, позже были признаны педагогическими ошибками в процессе перестройки школы. Действительно, использование таких форм организации учебного процесса как основных препятствовало получению учащимися системных знаний. Поэтому знания во многих случаях оказывались поверхностными и незаконченными. Но в изучаемом нами периоде и именно в обучении взрослых применение этих форм имело и некоторые положительные стороны: взрослые приучались к плановой работе, правильному рассуждению и наблюдению.

Деятельность ликбезов в Татарской Республике особенно интересна в отношении использования методов обучения чтению. Наряду со звуковым методом с начала 20-х годов применяется новый метод — метод целых слов, который, по мнению дидактов того периода, являлся наиболее подходящим для обучения взрослых. С точки зрения психологических особенностей взрослых, он в некотором смысле и оправдывал себя. Но в целом его нельзя признать с методической стороны подходящим для обучения грамоте татар, русских и др. народов Татарской Республики.

В процессе работы основное внимание было уделено на этнокультурное содержание учебно-программного и методического обеспечения педагогического процесса в школах ликбеза. С этой точки зрения наибольший интерес представляют буквари для взрослых и книги для чтения на татарском языке, напечатанные на арабской, латинской и русской графиках, которые не только помогали усвоению урочного материала, но и с их помощью осуществлялось и идейно-политическое воспитание взрослых. Главные задачи школ ликбеза заключались именно в этом.

Заключение

Характерной чертой современного исторического познания является растущий интерес к изучению истории духовной жизни народа, его культуры. Ныне, когда заново осмысливается прошлое, особое значение приобретает осознание социальной роли, исторической значимости для общества также и ликвидации безграмотности, которой принадлежит значительное место в истории просвещения Татарстана.

Изучение многочисленных архивных материалов и историко-педагогической литературы позволило прийти к выводу, что работа по ликвидации безграмотности в республике протекала несколько иначе, чем в других регионах России. Это объяснялось многонациональным характером Татарии, разным уровнем грамотности народов, населяющих ее. По результатам наших исследований выяснилось, что грамотность татар на родном языке к моменту принятия Декрета о ликвидации безграмотности была распространена намного шире, чем до этого считалось.

На характер проведения ликвидации безграмотности повлияли трудности экономического характера (голод 1921 года, снятие органов народного образования с госбюджета и др.). Решением проблемы в какой-то мере стало применение новых форм организации учебного процесса (ОДН, культпоход, культэстафета, соцсоревнование и др.).

К началу 40-х годов ликвидация безграмотности в республике была в основном завершена. Исследование показало, что единичные случаи обучения оставшихся неграмотными (особенно в сельской местности) аблюдались и в 50-60-е годы. Но работа по их обучению уже не требовала такого размаха и объема, как в 20-30-е годы.

Интересна деятельность ликбезов в Татарской Республике и с точки зрения педагогической теории.

Сущность многоуровневой модели ликвидации безграмотности 2040-х годов XX столетия в Татарской Республике заключается, в первую очередь, в выявлении уровней ликбеза (см. схему). В то же время каждый уровень представлял особый компонент этнокультурной системы образования взрослых, отличающийся от остальных целью, содержанием и учебно-методической обеспеченностью. Первоначальная задача всех уровней заключалась в предоставлении возможности обучающимся овладеть техническими навыками чтения, письма и счета, в приобщении их к активному участию в общественно-политической жизни.

Школы ликбеза, помимо учебной цели, содействовали и социально-политическому воспитанию взрослых. Последнее являлось приоритетным педагогическим условием ликвидации безграмотности, так как основной целью данной системы было в первую очередь предоставление взрослым возможности самостоятельного изучения декретов и постановлений Советской власти. Воспитательная работа была тесно связана с содержанием учебного материала, даваемого в ликпунктах и школах малограмотных. Другим направлением общественно-политического воспитания являлось проведение политчасов, перед которыми ставилась задача научить разбираться обучающихся в текущих событиях, мероприятиях Советской власти и т.д.

Школы ликбеза отличались не только целью и задачами, но и возрастными особенностями обучающихся; в них не было возрастного ограничения: вместе с подростками обучались грамоте взрослые люди до 45 лет. Поэтому и формы организации учебного процесса должны были учитывать возрастные и психологические особенности взрослых.

Особенностью дидактики взрослых 20-30-х годов являлось одновременное существование нескольких форм организации учебного процесса. В отличие от современной школы, где классно-урочная система является основной, а все остальные дополнительными, в сети школ ликбезов наряду с классно-урочной системой применялись в качестве основных и другие формы обучения (например, индивидуально-групповое обучение и др.). В этот период в практике ликбезов внедрялись и такие специфические формы организации учебного процесса, как «Дальтон-план» (его видоизмененный вариант «бригадно-лабораторный метод»), «метод проектов» и комплексная система. Некоторые из них претендовали на место классно-урочной системы, вытесняя, таким образом, последнюю. Данные формы не смогли прижиться как основные в системе ликбезов (как и в школьной системе вообще).

20-30-е годы - это период многообразия и в использовании методов обучения грамоте (звуковой, метод целых слов). Наиболее долго применялся в годы существования ликбезов метод целых слов, который, несмотря на множество недостатков, позволял в течение одного урока запоминать сразу образы нескольких слов (а для взрослых важнее было осознавать, что на каждом уроке имеются определенные достижения), поэтому его использование отчасти было оправданным.

Немаловажную, даже большую, чем в современной школе, роль в школах взрослых играли средства обучения. Это объясняется тем, что в тот период еще не было соответствующего опыта по обучению взрослых, мало было ликвидаторов-специалистов, которые могли бы работать с татарской аудиторией. Применение многочисленных средств обучения помогало решению данной проблемы.

Основным (в начальном периоде ликвидации безграмотности единственным) учебником в ликпунктах являлся букварь. Буквари, разработанные по комплексным программам, содержали в себе материалы по чтению, письму и математической грамоте, заменяя, таким образом, учебники по отдельным предметам. Буквари же, выпущенные после отмены комплексных программ, стали напоминать по форме современные. Представляют большой интерес также учебники по математике, русскому языку, экономической географии для татарских школ ликбеза и по татарскому языку для нетатар.

Невозможно представить процесс обучения неграмотных без методических пособий. Среди наиболее успешно работавших над разработкой методики обучения татар в ликпунктах можно выделить таких ученых-методистов, как М.Курбангалеев, Т.Бадигов, Г.Дистанов, Х.Бадигов, М.Сафин, Р.Газиз и др. Они одновременно являлись авторами и букварей, и учебников по математике, русскому языку, и многих методических руководств.

Многие из средств обучения, использовавшиеся в системе ликбезов, успешно применяются и сегодня. Это различные картины, плакаты, географические карты, глобус и др. В отличие от современных школ мало применялись в школах ликбеза технические средства обучения ввиду их отсутствия.

Таким образом, ликвидация безграмотности в Татарстане представляет собой ценность не только как исторический процесс, как особый период в развитии культуры и просвещения народов республики, но и с точки зрения педагогической теории.

Реформа общества и модернизации системы образования, а также новые требования, поставленные перед современной школой, создали условия для возрождения и использования некоторых педагогических традиций и опыта школ ликбеза в обучении детей. Мы считаем, что некоторые элементы комплексной системы в более усовершенствованной форме могли бы применяться и в обучении русскоязычных учащихся татарскому языку. Использование материалов различных учебных предметов для изучения единой темы послужило бы ускорению работы над изучением неродного языка. Получение разносторонней информации о том или ином предмете, явлении или процессе способствовало бы расширению кругозора учащихся и повышению интереса к обсуждаемой теме, привело бы к созданию интегративных курсов, являющихся одним из основных принципов обучения в современной школе.

И сегодня, хотя мы живем уже в XXI веке, некоторые теоретические и практические закономерности ликвидации безграмотности не потеряли своей актуальности. В 1981 году в докладе федерального министерства образования и науки ФРГ говорилось о существовании неграмотности и в Германии (227, 7). В настоящее время в России насчитывается около 2 млн подростков, не умеющих читать и писать вообще. Появились целые слои населения, состоящие из безграмотных взрослых, беспризорных детей, беженцев, переселенцев. Войны, миграции, голод, материальные затруднения порождали и продолжают порождать особый контингент детей, отлученных от педагогического процесса. Поэтому сегодня большое значение приобретает обращение к опыту истории, который является одним из важнейших источников знания, средств познания действительности.

По нашему мнению, работу по ликвидации азбучной неграмотности сегодня нужно начать прежде всего с учета неграмотных. Организовать работу с ними можно, опираясь на опыт воскресных школ Татарстана по изучению национальных языков. Один из путей решения этой проблемы видится нами в организации вечерних курсов по обучению чтению и письму на базе общеобразовательных школ.

В более широком понимании ликбез означает охват всех форм деятельности, направленных на удовлетворение образовательных потребностей различных категорий населения. Недаром вошли в употребление такие слова, как автоликбез, компьютерный ликбез, ликбез по латинской графике и др. Жизнь требует от взрослых усовершенствования полученных до этого знаний во всех сферах деятельности. Именно поэтому сегодня представляется своевременной постановка вопроса о функциональной грамотности и неграмотности. Тот уровень знаний и умений, который двадцать или тридцать лет назад позволял считать человека вполне грамотным, может быть уже недостаточным сегодня, и функционально грамотный тогда человек, если его знания и умения остались на том же уровне, теперь может оказаться функционально неграмотным.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Муртазина, Ляля Раисовна, 2003 год

1. Документы Российского Государственного исторического архива

2. Фонд А-2314. Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. Оп.9

3. Д. 60. Отчеты и тезисы докладов с 14января по 15 июня 1930 года.

4. Документы Национального архива Республики Татарстан.

5. Фонд 3682. Народный комиссариат Татарской АССР (1920-1945 гг.).1. Оп.1.

6. Д. 38. «Материалы о деятельности чрезвычайной комиссии по ликвидации неграмотности по Буинскому кантону».

7. Д. 40. «Чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности по Мамадышскому району».

8. Д. 269. «Протокол заседания I съезда ликвидаторов безграмотности, отчеты и доклады о работе по ликбезу в Бугульминском районе».

9. Д. 272. «Материалы по ликвидации безграмотности (1921 г.)».

10. Д. 273. «Отчеты о деятельности отдела ликвидации безграмотности за 1921-22 гг.».

11. Д. 274. «Материалы по ликвидации безграмотности (28 января -31 декабря 1921 г.)».

12. Д. 277. «Переписка ВЧК по л/б о ликвидации безграмотности в ТАССР (с 2 февраля по 11 ноября 1921 г.)».

13. Д. 449. «Протокол заседаний и собраний инструкторов отдела и материалы к ним (4 января 13 ноября 1922 г.)».

14. Д. 452. «Материалы по ликвидации безграмотности (14 февраля -18 мая 1922 г.)».

15. Д. 617. «Протоколы общих собраний преподавателей школ г.Казани по ликвидации неграмотности».

16. Д. 624. «Переписка с кантполитпросветами ТАССР по ликвидации безграмотности».

17. Д. 862. «Протокол представительного совещания III областной методической конференций по ликвидации неграмотности от 20 марта 1924 г.».

18. Д.864. «Материалы по ликвидации неграмотности в Татарской АССР за 1924-1925 гг.».

19. Д. 865. «Материалы по ликвидации неграмотности в ТАССР за 1924-25 уч.год.».

20. Д.867. «Переписка с КОНО ТАССР по ликвидации неграмотности (9 октября 1924 20 сентября 1925 г.)».

21. Д. 1445. «Материалы о ликвидации неграмотности по ТАССР (16 марта 1927 1 марта 1928)».

22. Д. 1635. «Материалы о ликвидации неграмотности и малограмотности среди взрослого населения (1 января 10 мая 1928 г.)».

23. Д. 1871. «Постановления коллегии Наркомпроса РСФСР, учебные планы и программы на 1932-33 уч.год.».

24. Д. 2007. «Тезисы и контингента неграмотного населения».

25. Д. 2147. «Отчеты об итогах учебного года в школах взрослых за 1935-36 уч.год.».3. Литература.

26. Азизов Я. О состоянии обучения взрослых в Альметьевском районе //Социалистический Татарстан. 1937. - №4. - С. 104-108.

27. Аз белемле зурлар мэктэбе очен еллык урнэк план (Авыл варианты). —Казан: Татгосиздат, 1931.

28. Аз белемлелэр ечен программа. Казан: LUehep культпоход штабы, 1931.-20 6.

29. Аз грамоталылар мектебенец уку планы Ьэм программалары (шэЬар очен). Казан, Татгосиздат. - 1933. - 40 б.

30. Аз укый-яза белучелэр мектеплере ечен программалар. Казан, Татгосиздат. 1940. - 18 б.

31. Амирханов Р.У. Некоторые особенности развития народного образования у татар в дооктябрьский период //Народное просвещение у татар в дооктябрьский период. Казань: ИЯЛИ им. Г.Ибрагимова КНЦ РАН, 1992.-С.22-60.

32. Арсланов М.Ф. Зурлар ечен уку мектеплере программасы (Кыскача метод курсетмелере белен). М.: СССР халыклары YH, 1929. -59 б.

33. Арслан М.Ф. Зурларны укыту очен кулланма («Эшчелэр елифбасы» белен укытучыларга метод курсетмелере). М.: Центриздат, 1931.-88 б.

34. Афанасьев П.О. Методы обучения грамоте в связи с комплексной системой. М.: Новая Москва, 1926. - 45 с.

35. Бабаджанова М.М. Борьба за ликвидацию неграмотности в кишлаках Узбекистана (1925-1926 гг.) //Труды Ташкентского гос.университета им.В.И.Ленина. Ташкент, 1960. - С.87-94.

36. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. - 207 с.

37. Баишев И.Н. Развитие школьного образования и особенности его реформирования в Башкортостане в 1917-1930 гг.: Дис. .канд.ист.наук. -Уфа, 1997.— 232 с.

38. Белявский Н. Реорганизация школ для взрослых неграмотных и малограмотных //Просвещение Среднего Поволжья. — 1928. — №1—2. -С.46-49.

39. Биктимирова Т.А. Деятельность партийных организаций Среднего Поволжья по вовлечению женщин в социалистическое строительство (1921-26 гг.): Дис. . канд.ист.наук. Казань, 1981. - 225 с.

40. Биктимирова Т.Э. Урта Азия республ икал ары мэгарифен оештыруда татар хатын-кызларыныц булышлыгы //Милли мэктеп Ьэм укытуныц меЬим мосьэлэлэре. — Казан: Мастер Лайн, 2001. 30-33 б.

41. Биргер Л.И. Борьба за ликвидацию неграмотности на Средней Волге в годы первой пятилетки //Ученые записки Куйбышевского пед.ин-та им.В.В.Куйбышева. Куйбышев: Тип.им.Мяпе, 1965. - С.53-77.

42. БНЖ^нец IV Ботентатарстан съезды материаллары. Казан: БНЖнец Татарстан Элкэ советы басмасы, 1930. - 34 б.

43. Бобрышев В. Год работы по ликвидации неграмотности. М.: Долой неграмотность, 1925. - 48 с.

44. Богуславская Н. О комплексном методе преподавания //Коммунистическое просвещение. 1922. - №1. - С.66-68.

45. Богуславская Н. В посиках методов занятий с неграмотными и малограмотными взрослыми //Пять лет борьбы с неграмотностью. М.: Долой неграмотность, 1925. - С.35-45.

46. Болджурова И.С. Ликвидация неграмотности женщин в Киргизии: историческая ситуация (1920-1930 гг.) //Ислам, перестройка и образование женщин. Юнеско /Киргизский женский пед.институт, 1991. -С.11-18.

47. Бочков А. Три года Советской власти в Казани. Хроника событий. 1917-1920. — Казан: Госиздат, 1921 — 63 с.

48. Бройдо Г.И. В атаку против неграмотности и бескультурья. М.-Л.: Госиздат, 1929,- 110 с.

49. Бурнашева 3. Татар хатын-кызлары харекэте тарихыннан. -Казан: Тат.кит.нэшр., 1971. 150 б.

50. Бэдигый Т. Зурлар элифбасына урнак. Казан: Тат.даул.нашр., 1920.- 15 6.

51. Бэдигов X. Уку китабы. Грамота мектэплере очен. Казан: Татгосиздат, 1934. - 98 б.

52. Веденов А. Общественно-политическое воспитание в школах грамоты и в начальной общеобразовательной школе взрослых. M.-J1.: Госиздат., 1930. - 62 с.

53. Вестник научного общества Татароведения. -Казань: Изд.Акад.Центра Наркомпроса ТССР, 1926. № 5.

54. Вишняков Ю.Л. Проблемы ликвидации неграмотности в РСФСР (вторая половина 1920-х — 1930 гг.): Дис. . канд.ист.наук. М., 1994. -273 с.

55. Всесоюзная перепись населения 1926 г. Том.III (Народность. Родной язык, возраст, грамотность). М.:Изд.ЦСУ Союза ССР, 1928. 628 с.

56. Валит Г., Арслан М. Эшчелар элифбасы. М.: Центриздат, 1930. -88 б.

57. Валит Г., Арслан М. Укыйбыз-тезибез. Элифба. (Зурлар мактапларе ечен). -Казан: Татиздат, 1932. -129 б.

58. Газиз X., Гафар Г., Насрый И. Аз белемле зурлар очен эш китабы. Казан: Illahap культпоход штабы, 1930. - 62 б.

59. Гайфуллин В.Г. Национальная школа сегодня: пути развития //Магариф. — Казань, 1996. — №7. — С.3-7.

60. Галиев Р. Беренче кучма мактаплар //Совет мэктабе. 1972. -№10.-58-61 б.

61. Галлам М. Наданлыкны бетеру мэктапларенда газит Ьам китап //1926 елныц жэенда укытучы Ьам ликвидаторлар курсында эшланган материаллар жыентыгы. — Оренбург: Магариф вэ миллэтлар булекчасе, 1926,- 10-20 б.

62. Гарипова З.Г. Культурно-просветительская работа в Татарии в годы I пятилетки. Казань: Тат.кн.изд., 1985. - 155 с.

63. Гериберт Хинцен. Стратегия и практика работы по преодолению неграмотности: опыт и попытки истолкования //Образование взрослых и прогресс (перевод с немецкого). — Бонн, 1994. — С.213-232.

64. Гибадуллина Л.Г. Борьба Башкирской партийной организации за ликвидацию неграмотности среди взрослого населения //Развитие народного образования в Татарии и Башкирии. Казань, 1976. - 131 с.

65. Гибадуллина Л.Г. Деятельность Башкирской партийной организации по ликвидации неграмотности взрослого населения (19191937 гг.): Дис. . канд.ист.наук. Пермь, 1977. -215 с.

66. Голант Е.Я. К вопросу о комплексе в школах грамоты и малограмотных// Подготовка ликвидаторов неграмотности. — М.-Л.: Долой неграмотность, 1926. — С.75-80.

67. Голант Е., Ширяев Е. Школьная работа со взрослыми. М.-Л.: Учпедгиз, 1931. - 135 с.

68. Горохов В.М., Рождественский Б.П. Развитие народного образования в Татарской АССР. Казань, 1958. - 78 с.

69. Горностаев П.В. Развитие теории общего образования взрослых в советской педагогике (1917-1931 гг.): Дис. .д-ра.пед.наук. Коломна, 1987.-490 с.

70. Григорьев А.Н., Даулей Р.П., Любов С.Н. Жанга тормыш. — Казан. 127. — 72 с.

71. Гусев К.П. Культурное строительство в Марийской АССР (19171937 гг.).: Дис. .канд.ист.наук. М., 1965. - 380 с.

72. Декреты Советской власти. — T.VII. — М.: Политиздат, 1975. —676 с.

73. Дельвиг А.Я. ОДН и национальные меньшинства. -М.: Госиздат., 1928.-47 с.

74. Дидактика средней школы. М.: Просвещение, 1975. - 302 с.

75. Директивы ВКП(б) и постановления Советского правительства о народном образовании за 1917-47 гг. Вып.Н. — M.-JI.: Изд. АПН РСФСР, 1947.— 304 с.

76. Дистанов Г. Укый-яза белмеучелэрне hoM аз белемлелэрне укытучылар очен кулланма. Казан: Тат.дэулэт нэшр., 1926. - 104 б.

77. Дистанов Г. Культпоход укытучылары очен методика кулланмасы. — Казан, Татиздат, 1931. — 41 б.

78. Дистанов Г., Бурнаш В. Яна ил (Аз белемле зурлар ечен эш китабы). Казан: Татиздат, 1929. - 61 б.

79. Дистанов Г. Авыл зурлары ечен тезелген «Яна ил» элифбасы буенча дерес алып бару турында методика анлатмасы. Казан: Татиздат, 1930.-23 б.

80. Дистанов Г., Бурнаш В. Яца ил (Зурлар алифбасы). Авыл ечен. — Казан: Татиздат, 1930. 95 б.

81. Дроздов И., Калашников Г. Как организовать ликвидацию неграмотности. -М.: Госиздат., 1929. 135 с.

82. Дронов И.Т. Основные этапы исторического развития общеобразовательной школы взрослых (1859-1971 гг.).: Дис. .канд.пед.наук. -М., 1971. -275 с.

83. Ермолаев В.М. Демографический очерк Тат.республики //Материалы по изучению Татарстана. Вып.Н. - Казань: Восток, 1925. -С.113-133.

84. За большевистские темпы ликбез-работы в летний период. М.: Наркомпрос РСФСР, 1931. - 47 с.81.3а грамоту. Материал по проведению 3-х дневника по ликвидации неграмотности. — Псков, Изд.Губполитпросвета, 1925. — 98с.

85. Здоров А.Е. Методика обучения грамоте взрослых. М.: Госиздат., 1929.- 112 с.

86. Зиновьев М., Плешакова А. Как был выполнен ленинский декрет. М.: Гос.изд.полит.литер., 1961. - 126 с.

87. Знаменский Н.А. Комплексная система преподавания (теория и практика). Кострома: Изд.газ. «Красный мир», 1923. - 90 с.

88. Знаменский Н.А. О комплексной системе преподавания //Руководителям занятий. М.: Красная Новь, 1924. -№6. - С.5-6.

89. Знаменский П. Казанские татары. Казань: Типолитография Императорского Университета, 1910. - 67 с.

90. Зурлар арасында укый-яза белмэучелекне бетеру мэктэбенец берлэштерелгэн программасы. -М.: Центриздат, 1931. 22 б.

91. Зурлар олифбасы. Тел -эдебият дэреслеклэре хэзерлэуче хейят тарафыннан тозелде. Казан: Татгосиздат, 1921. - 54 б.

92. Зурлар элифбасы (niehep очен). Казан: ШэЬэр культпоход штабы нэшр., 1929. - 16 б.

93. Зурлар елифбасына урнэк- Казан: Узэк Меселман Хэрби коллекциясе, 1920. 15 б.91.3ейни X., Исхаков Ф. Крестьян элифбасы. М.: СССР халыклары YH, 1928. - 71 б.

94. Ибрагимов Г.И. Формы организации обучения: Теория, история, практика. — Казань: Матбугат йорты, 1998. — 326 с.

95. Ибрагимов Ф.И. Развитие методики обучения татарской грамоте и буквари. — Автореф.дис.канд.пед.наук. — Казань: 1969. — 51 с.

96. ИбраЬимов Ф. Татарча элифба тарихыннан //Совет мэктэбе. 1966. — №7. — 59-63 б.

97. Иванова A.M. Что сделала оветская власть по ликвидации неграмотности среди взрослых. М.: Учпедгиз, 1949. - 95 с.

98. Иванова A.M. Ликвидация неграмотности среди взрослых в СССР (1917-1941 гг.): Дис. .канд.пед.наук. М., 1955.-325 с.

99. Инструкция для учителей школ грамотности 2 ступени и программы этих школ. — Петроград, 1919. — 48 с.

100. Исмаилов А.Р. Ликвидация неграмотности в Дагестане. — Махачкала: Изд.Дагестанского филиала АН СССР, 1971. — 133с.

101. История педагогики и современность. — Л.: Ленингр.гос.пед.инс-т. им.А.И.Герцена, 1970. — 350 с.

102. Исхакова P.P. Педагогическое образование в Казанской губернии в сер.Х1Х-нач.ХХ в. — Казань: Новое знание, 2001. — 279 с.

103. Кайданова О. Формы и методы привлечения взрослых учащихся на ликпункты //Коммунистическое просвещение. — 1926. — №1. — С.101-102.

104. Калинин М.И. О вопросах социалистической культуры. -— М.: Гос.изд.полит.лит-ры, 1938. — 112 с.

105. Канападзе Т.И. Ликвидация неграмотности в Советской Грузии 1921-37 гг.: Дис. .канд.ист.наук. Тбилиси, 1972. -220 с.

106. Каримуллин А.Г. У истоков татарской книги. Казань: Тат.кн.изд., 1992.-204 с.

107. Климов И.М. Образование и развитие Татарской АССР. 1920-26 гг. — Казань: Изд.Каз.ун-та., 1960. — 368 с.

108. Китаев И.В. Вопросы граммотности и образования в Киргизии //Ислам, перестройка и образование женщин. — Юнеско /Киргизский женский педагогический институт, 1991. — С.22-25.

109. Клипиницер И. Комплексная система преподавания //Ликвидация неграмотности и малограмотности среди молодежи. М.-Л., 1925. - С.113-116.

110. Коблов Я.Д. Конфессиональные школы казанских татар. -Казань, 1916.-119 с.

111. Коблов Я. Мечты татар-магометан о национальной общеобразовательной школе. Казань: Типолитография Императорского Университета, 1908. - 20 с.

112. Кольцов А.В. Культурное строительство в РСФСР в годы I пятилетки (1928-1932). М.-Л.: Изд.Акад.Наук СССР, 1960. - 207 с.

113. Корбангалиев М. Ысул саутия белен тезелген темринле татар елифбасы. -7 басма. Казан: Корылтай, 1918. - 58 б.

114. Корбангали М. Олылар ©чен ресемле татар елифбасы. Казан: Миллэт, 1920.-46 б.

115. ИЗ. Корбангалиев М. Олыларны укырга ейрету юллары heM дерес биру урнеклере. Казан: Тат.деул.нешр., 1921. - 43 б.

116. Корбангалиев М. Бетенроссия жемИуриятенде яшэуче терек-татар халыклары арасында мегариф эшлеренен мона кадер кузгатылмаган почмагы //Мегариф. 1923. - №9-10. - 10-18 б.

117. Корбангалиев М. Зурларны укырга-язарга ейрэту //Мегариф. 1924. -№1-2.-27-34 б.

118. Корбангалиев М. Комплекс системасында ана телен укыту юллары. Казан: Наркомпрос, 1926. - 63 б.

119. Корбангалиев М., Бедигый X. Укый-яза белмеучелекне бетеру мектеплеренде укытучылар ечен кулланма. М.: Тип. ВЧК л/б, 1924. -1126.

120. Корбангалиев М., Бэдигый X. Крестьян елифбасы (зурлар ечен). -М., 1925.-48 б.

121. Корбангалиев М., Богданов Г. Бераз укый-яза белуче зурлар ечен хисап дереслеге. Казан: Тат.деул.нешр., 1926. - 132 б.

122. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций, пленумов ЦК. В 6 томах. М.: Изд.полит.лит-ры., 1954-1985.

123. Крупская Н.К. «Метод проектов» в политпросветработе //Коммунистическое просвещение. 1923. — №3. - С.27-31.

124. Крупская Н.К. Еще раз о ликвидации неграмотности //Ликвидация неграмотности в городе и деревни. — М.-Л.: Госиздат, 1926.1. С.7-9.

125. Крупская Н.К. Педагогические сочинения в 10 томах. — Т.9. — М.: Изд. АПН, 1960. — 838 с.

126. Кузнецов И. Политграмота на ликпункте //Ликвидация неграмотности и малограмотности среди молодежи. М.-Л., 1925. С. 120.

127. Культармеецка юлдаш. Укый-яза белмэуче Ьем аз белемле зурларны 1931 ел жэй айларында укыту турында. Казан: Татиздат, 1931.27 б.

128. Культурная революция в Татарии (1917-1937 гг.). Казань: Тат.кн.изд., 1986.-304 с.

129. Куманев В.А. Массовый культурный поход за ликвидацию неграмотности в советской деревне (1928-1932 гг.) //История СССР.1958. — №5. С.92-110.

130. Куманев В.А. Ликвидация массовой неграмотности в советской деревне в годы I пятилетки (1928-1932 гг.).: Дис. . канд.ист.наук. М.,1959.

131. Куманев В.А. Социализм и всенародная грамотность. М.: Наука, 1967.-327 с.

132. Курская А. Больше внимания ликвидации неграмотности среди женщин //Ликвидация неграмотности в городе и деревне. М.-Л.; 1926. -С. 181-184.

133. Кырым «Бетсен наданлык» )кэмгыяте белэн Татарстан «Бетсен наданлык» жэмгыяте арасында социализм ярышы буенча тезелгэн договор. Казан: БНЖ Татарстан елкэ совет басмасы, 1930. - 12 б.

134. Керимов X., Тукаль Д. Зурлар элифбасы. Уфа, Вилаять нэшр. Комиссиясенец мэктвптэн тыш мвгариф шегъбесе, 1920. - 31 б.

135. Кульбиков 3. Зурлар мэктэбе ечен элифба. Твзэтелген 2 нче басма. Уфа.: Башк.дэулэт нэшр., 1935. - 75 б.

136. Ликвидация неграмотности (Декрет Инструкция). - М., 1920.12 с.

137. Луначарский А.В. О народном образовании. М.: Изд. АПН РСФСР, 1958.-557 с.

138. Магазинер Е. Новая система охвата неграмотного населения (индивидуальное и групповое обучение) //Коммунистическое просвещение. М.: Госиздат, 1924. — №5. - С. 105-109.

139. Марковский И. В полосе затишья //Красная Татария. — 1932. — 20 авг.

140. Материалы I Всетуркестанского съезда по ликвидации неграмотности с 5/VII/24 по 11/VII/24. Ташкент: Изд. Туркглавполитпросвет, 1924. - 32 с.

141. Материалы III съезда ОДН Татреспублики. — Казань: Тип.Обл.Совета ОДН Татреспублики, 1927. — 32 с.

142. Махмутов М.И. Современный урок: Вопросы теории. — М.: Педагогика, 1981. — 191 с.

143. Махмутова А.Х. Становление светского образования у татар (1861-1917). Казань: Изд.Казанского ун-та, 1982.-96 с.

144. Мусаева Т.А. Борьба за развитие народного образования в Азербайджане в годы первой пятилетки (1928-1932 гг.): Автореф. Дис.канд.ист.наук. Баку, 1962. - 30 с.

145. Методические письма № 2 и 3. О работе школ I ступени. — Покровск, Изд. «Наркомпроса» АСОРНП, 1926. 82 с.

146. Мухаметзянова Г.В. Современные проблемы образования. — Казань: ИСПО РАО, 2000. — 84 с.

147. Мухаметзянова Г.В., Ялалов Ф.Г. История и становление татарского гимназического образования. — Казань: ИССО РАО, 1997. — 100 с.

148. Мэхмутов М. 50 елда Татарстанда халык мэгарифе // Совет мэктэбе, 1967, —№11.-5-106.

149. Мэхмутов М. Эхлакныц нигезе матур бетенлек //Татарстан. -2001. -№7.-56-60 б.

150. Мохтасаров М. Аз белемле зурлар ечен уку китабы. Казан: Тат.даул.нэшр., 1926. - 204 б.

151. Мехэммэдев М.Н. Эшчелэр алифбасы. М., 1924. - 80 б.

152. Мехэммэдев М., Арсланов М. Крестьяннар ечен «Яца авыл» алифбасы. М.: СССР халыклары YH, 1927. - 71 б.

153. Наданлыкны бетеру юлында. Малмыж, 5-тип., 1921. - 20 б.

154. Народное образование. — 1957. — №5.

155. Народное образование в Казанской губернии. Вопросы внешкольного образования. Казань: Лито-типогр. И.Н.Харитонова, 1905. -210с.

156. Народное образование в СССР. Сборник документов. 1917-1977.-М., 1974.-250 с.

157. Народное образование в Татарии за 1925-26 гг. Казань: Изд.Наркомпроса TP, 1927. - 74 с.

158. Народное просвещение в РСФСР к 1924-25 учебному году. — М.: 1925, —266 с.

159. Народный комиссариат по просвещению РСФСР. 1917 -октябрь 1920. М., Госиздат. 1920. - 112 с.

160. Хроника //Народное просвещение. Еженедельник народного комиссариата по просвещению. 1920. - №65-68. — С 19.

161. Нигматов З.Г., Хузиахметов А.Н. курс лекций по педагогике (Теория и методика воспитания). — Казань: матбугат йорты, 2000. — 383 с.

162. Низамов Р.Х. Ликвидация неграмотности трудящихся //Борьба КПСС за развитие народного образования и культуры. Казань, 1972. -С.31-45.

163. Никаноров В.А. Русский язык для татар. Рабочая книга для комвузов, совнартшкол, рабфаков, техникумов, курсов для взрослых. -Казань: Татиздат, 1931. 224 с.

164. Никулина Т.Е. Развитие начальной школы и ликвидации неграмотности в Удмуртии: исторический опыт и уроки (1920-34 гг.): Дис. канд.ист.наук. Ижевск, 1994. - 190 с.

165. Нугайбэк Г. Элифба. Зурлар очен. Казан: Яцалиф, 1927. - 16б.

166. Общество «Долой неграмотность». Устав Общества и инструктивный материал. М., Красная Новь, 1924. - 27 с.

167. Онищук В.А. Типы, структура и методика урока в школе. -Киев: Ряданьска школа, 1976. 182 с.

168. Очерки истории школы и педагогики за рубежом (К.И. Салимова, В.Г. Безрогов, Б.М. Бим-бад и др.) -- 4.11. — М: АПН СССР, 1989.— 264 с.

169. Опыт ликвидации неграмотности среди народностей нерусского языка. М.: «Кр.Новь», 1924. - 100 с.

170. Педагогика среднего профессионального образования. — Казань: ИСПО, 2001. — 383 с.

171. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Изд.Центр.Комис.министерства внутр.дел., 1903.

172. Попов К. Политика и методика //Коммунистическое просвещение. 1923. -№6. - С. 10-32.

173. Программа для занятий со взрослыми в русских ликпунктах г.Баку и его районах. — Баку, 1928. — 18 с.

174. Равкин З.И. Творцы и новаторы школы, рожденной Октябрем. — М.: Просвещение, 1990. — 208 с.

175. Русский язык для нерусских. Рабочая книга по русскому языку для национальных отделов совпартшкол, комвузов и национальных школ взрослых. М., Центр.изд.народов Союза ССР, 1927. - 229 с.

176. Ратнер Ф.Л., Юсупова А.Ю. Основы монтессори-педагогики. Метод М.Монтессори в России. — Казань: КГУ, 2002.

177. Рэхмэтуллин И. Татарстанда культура походы. Казан: Татиздат, 1930. - 72 б.

178. Санникова Т. Татар укытучы хатын-кызлары Торкестанда //Совет мектобе, —1987. — №11. — с.9-10.

179. Саттаров Ш. Кызылармеец элифбасы. М.: Дэул.хэрби нэшр., 1925, —64 б.

180. Сафин М. Зурлар мэктебендэ математика белеме //Мэгариф, 1925. —№1-2.

181. Сафин М., Газиз Р. Наданлыкны бетеру мэктэплоренец программы. Казан: Тат. дэулет нэшр., 1926. - 73 б.

182. Сафин М., Газиз Р. Аз белемлелэр мэктэплэрендэ укытучылар очен кулланма материаллар. Казан: Тат.доул нэшр., 1926. - 44 б.

183. Сборник декретов и постановлений рабоче-крестьянского правительства по народному образованию. Вып.П. М.: Госиздат, 1924.

184. Сборник распоряжений по министерству народного просвещения. — T.IV (1865-1870). — Спб., Тип.имп.Акад.наук, 1870. — 835 с.

185. Семенов Н. О культурном походе //Просвещение и жизнь. — 1929. — №2. — С.52-57.

186. Солтанбеков Б. Татарстан тарихы //Мвгариф. 2000. - №5. -6163 б.

187. Сперанский А. Казанские татары (Историко—этнографический очерк). Казань: Центр.типогр., 1914. - 30с.

188. Спутник организатора ликвидации неграмотности. — М., 1928.

189. Султанбеков Б. История Татарстана: страницы секретных архивов. — Казань: Тат.кн.изд.,1994. — 253 с.

190. Татарский энциклопедический словарь. Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1999. - 703 с.

191. Тихонова Л.П. История развития форм и методов обучения в современной высшей школе. (1917-1941гг.) Дис. канд. Пед. наук. К: 1975. -213с.

192. Толстяков К. Совет властенын беренче елларында Татарстанда халык мегарифе (1917-1920) //Совет мектебе. 1966. -№11.- 5-7 б.

193. Тутаев М.З. Развитие народного образования в Татарии (19171940 гг.). Казань: Тат.кн.изд-во, 1975. - 202с.

194. Укый-яза белмеучелерне укыту турында № 6 методика хаты. -Казан: Татполиграф, 1929. 48 б.

195. Укый-яза белмеуче зурларны укыту очен программ. Казан: Татполиграф, 1929. - 69 б.

196. Укый-яза белмэучелек белен корешу юлында игенче хатын. -М., Нешрият, 1927.-27 6.

197. Укый-яза белмеучелекне бетеру группалары ечен урнек эш планы (Авыл варианты). Казан: Татиздат, 1931. - 28 б.

198. Укый-яза белмэучелэрне укыту буенча инструктив-методик курсетмелер. Казан: Тат.кит.нэшр., 1958. - 62 б.

199. Укый-яза белмеучелвр Ьэм аз укый-яза белучелер ечен программалар. Татар теле. Казан: Татгосиздат, 1952. - 22 б.

200. Укый-яза белмеучелерне укыту мектеплере ечен программалар.- Казан: Татгосиздат, 1936. 10 б.

201. Ульянов Г. Трудная проблема //Ликвидация неграмотности в городе и деревне. М.-Л.: Госиздат., 1926. - С. 139-146.

202. Фазлуллин М.А. Татар теле методикасы. Казан: Таткнигоиздат, 1954. - 920 б.

203. Фукс К. Казанские татары. Казань: ФОН ТЯК, 1991. - 209 с.

204. Хакимова Р.Ш. Борьба татарской партийной организации за ликвидацию неграмотности среди населения //Борьба КПСС за развитие народного образования и культуры. Казань: 1972. - С.3-30.

205. Хангилдин В. «Крестьян елифбасы» буенча олыларны укыту турында кулланма. Уфа: Башкорт халык комиссариатынын милли меркезе, 1926. - 32 б.

206. Хасанов Х.Х. Культурное строительство в Татарии в 1921-25 гг. //Известия Казанского филиала АН СССР. — Вып.1. — Казань: Таткнигоиздат, 1955. — С.15-24.

207. Хлебовска К. Введение //Ислам, перестройка и образование женщин. — Юнеско /Киргизский женский педагогический институт, 1991.1. С.7-9.

208. Худяков М. Мусульманская культура в Среднем Поволжье. -Казань: Гая гос.тип., 1922.-21 с.

209. Хужиехметов Э.Н. Педагогика. Казан: 1998. - 450 б.

210. Хейри К., Саттаров Ш. «Эш Ьем белем» елифбасы буенча укыту ечен кулланма. М.: 1926. - 31 б.

211. Чанбарисов Ш.Х. Формирование советской университетской системы. — Уфы: Башкирское книжное издательство, 1973. — 472 с.

212. Шараф Г. К вопросу о принятии для тюркских народностей латинского шрифта //Вестник научного общества Татароведения. — №5. — Казань, Изд.Наркомпроса ТССР, 1926. — С. 15-81.

213. Шарафутдинов З.Т., Ханбиков Я.И. История педагогики Татарстана. Казань: Изд.КГПИ. 1998. - 306 с.

214. Штейнберг А.А. Вопросы просвещения нерусских народов до Великой Октябрьской революции и строительство национальной школы в РСФСР в первые годы Советской власти (1917-1920). Дис. .канд.ист.наук. М., 1956. - 280с.

215. Шэрэфетдинов. Казанда уткэрелган «культтревога» йомгаклары //Мегариф. — 1931. — №2. — С.21-22.

216. Элькина Д. Долой неграмотноть. Букварь для взрослых. -Гомель, ГИЗ, 1920.-44 с.

217. Элькина Д.Ю. На культурном фронте. М.: Изд. АПН РСФСР, 1959.— 141 с.

218. Элькина Д., Богуславская Н., Курская А. Долой неграмотность. Букварь для взрослых. Петербург: Госиздат., 1921. - 48 с.

219. Элькина Д., Троицкая Н. Вооружайся знанием! Букварь и первая книга для чтения. М.: Новая Москва, 1925. - 42 с.

220. Энтина Г. Как обучать неграмотных по букварям ВЧК л/б //Ликвидация неграмотности и малограмотности среди молодежи. М.-Л.: Госиздат, 1925.-С.116-119.

221. Эпштейн М. ОДН и его задачи (К итогам Всероссийского съезда ОДН, январь 1926) //Коммунистическое просвещение. М.: Госиздат. 1926. - №1. - С.31-36.

222. Языковая политика в Республике Татарстан. — Казань: Магариф, 1998.— 208 с.

223. Элифба. Укый-яза белмеучелэр мектэплэре ечен. — Казан: Татгосиздат, 1939. — 96 б.

224. Эмирхан Р. Иманга тугрылык. Казан: Тат.кит.нэшр., 1997.384 б.225. 1926 елньщ жоендэ укытучы Ьэм ликвидаторлар курсында эшлэнгэн материаллар жыентыгы. Оренбург: Мэгариф вэ миллэтлэр булекчвсе, 1926. - 50 б.

225. Internationale Perspektiven der Erwachsenenbildung, 4. Bonn: IIZ/DVV, 1993.-C.5-13.

226. E.Fuchs-Bruninghoff, W.Kreft, U.Kropp. Analphabe'tisme fonctionnel et activite's d'alphabetisation dans les pays de'veloppe's: le cas de Pe'publigue fede'rale d'Allemagne. IUE, Hambourg, 1987. - C.7, 11.

227. Глоссарий базовых понятий ликбеза

228. Азбучная грамотность — умение различать буквы, умение читать и писать.

229. Аншлаг — взятый из разрезной азбуки и наклеенный на бумажную полосу политический лозунг.

230. Аналитико-синтетический метод целых слов — метод, при котором обучение чтению начинается с чтения целого слова или фразы.

231. Безграмотный — тот, кто не умеет ни читать, ни писать.

232. Бригадно-лабораторный метод — модификация, видоизмененный вариант «дальтон-плана», сущность которого в условиях становления ликбеза заключается в самостоятельной работе обучающихся в лабораториях с консультациями учителя и коллективной отчетности.

233. ВЧК л/б (Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности) (1920-1930) — специальная организация при Наркомпросе РСФСР, руководившая обучением неграмотных и малограмотных.

234. Дальтон-план — система индивидуализированного обучения, где центральным являлось самостоятельная учебная деятельность обучающихся.

235. Дивари элифба — настенная таблица с рисунками на каждую букву.

236. Изба-читальня — организованное при промышленном предприятии или специально построенное для проведения читки и обсуждения Декретов Советской власти помещение.

237. Инструктивный ликпункт — школа, оказывающая методическую помощь учителям-ликвидаторам в практической работе, разрабатывающая и претворяющая в жизнь новые инструкции и методы обучения взрослых.

238. Культармеец — доброволец-общественник, участник культпохода.

239. Культпоход — массовое культурное движение в СССР, возникшее по почину комсомола в конце 20-х гг. И ставшее своей главной целью борьбу с неграмотностью. Формы культпохода — культтревога, культштурм, культэстафета.

240. Ликбез — государственная политика советского правительства по ликвидации безграмотности всего взрослого населения; форма организации обучения безграмотных.

241. Ликбезовец — то же, что и ликвидатор.

242. Ликвидатор — учитель, наставник, обучающий безграмотных как в школах ликбеза, так и по месту работы, по месту жительства.

243. Ликпункт — первый уровень ликбеза, школа безграмотных; здание, помещение для обучения безграмотных.

244. Лозунг — вывод в форме фразы, вытекающий из проведенной беседы на политическую тему.

245. Малограмотность — умение читать, писать и считать.

246. Малограмотный — окончивший ликпункт и обучающийся в школе малограмотных.

247. Медресе — средняя (реже высшая) конфессиональная мусульманская школа в дореволюционной России.

248. Метод проектов — система обучения, при которой обучающиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий проектов.

249. Мектебе — начальная конфессиональная мусульманская школа в дореволюционной России.

250. Начальные школы взрослых — школы взрослых I звена, объединявшие ликпункт и школу малограмотных с трехгодичным сроком обучения.

251. Непрерывный учебный год — форма организации обучения безграмотных, когда занятия с теми, кто не освоил программу, велись и в летнее время.

252. ОДН (Организация «Долой неграмотность!») — созданное в 1923 г. под председательством М.И.Калинина добровольное массовое общество содействия ликбезу.

253. Опорно-инструктивные школы — школы взрослых, являющиеся методическим центром нескольких ближайших школ, занимающиеся оказанием методической помощи учителям, контролем над их деятельностью.

254. Передвижные школы — организованы впервые в Татарии в 1924 году. Основная цель — сформирование знаний по агрономии, бюджету, страхованию, истории РКП(б) и т.д., необходимых для всестороннего развития рабочих и крестьян.

255. Школы грамоты — то же самое, что и ликпункт, но отличительной чертой является мобильность обучаемого коллектива.

256. Яналиф — татарский алфавит на основе латинской графики.

257. Выполнение плана ликвидации безграмотности в Татарской Республике в 1928-1929гг.

258. По плану Фактически % выполнения1 .По линии Наркомпроса 1. Кантоны 18440 19437 105%г.Казань 1900 2207 116%1. Всего 20340 21644 106,4%

259. По линии общественных организаций1. Кантоны 14095 14839 106%г. Казань 3100 3932 126,8%1. Всего 17195 18871 109,7%1. Всего

260. Кантоны 32535 34376 105,6%г.Казань 5000 6139 122%1. Всего 37395 40515 108%

261. НА РТ. Ф.3682. On. 1. Д. 1445. Л.474.

262. Список школ по ликвидации безграмотности в г.Казани (1922 г.)число

263. Фабрика «Татодежда» №4 и №1 23

264. Фабрика «Татодежда» №2 и №3 513. 1 -й дом младенца и 1 -я детская больница 214. Фабрика «Поляр» 225. 1 -я рабочая больница 216. Районная школа 247. Гараж №1 28

265. Завод Братьев Крестовниковых 179. 8-й госпиталь 3010. Окружная лечебница 2111. Учкпрофком 2612. Заб.пл. Райком 20

266. Объединенная школа Городского района, 2214. При Новой клинике 2115. 2-я Советская больница 2216. Фабрика «Татодежда» №5 30

267. Фабрика «Татодежда» №6 и фабрика кожи №4 2918. Резерв милиции 15

268. Объединенная школа Городского района 2520. При кожевенном заводе 28

269. При 1 -й государственной фабрике вяленой обуви 19

270. При доме отдыха Татарии 1723. При 4-й пожарной части 4024. При санитарном обозе 2225. При союзе пищевиков 3026. Губтюрьма 221. Красноармейские школы1. школа при военном госпитале 262. при конвойной команде 363. дом инвалидов 8

271. НА РТ. Ф. 3682. On. 1. Д.273. Л.77.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.