Патриотизм как форма социокультурной идентификации в конфликтных условиях российского переходного общества тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, доктор философских наук Беспалова, Татьяна Викторовна

  • Беспалова, Татьяна Викторовна
  • доктор философских наукдоктор философских наук
  • 2011, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 318
Беспалова, Татьяна Викторовна. Патриотизм как форма социокультурной идентификации в конфликтных условиях российского переходного общества: дис. доктор философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Санкт-Петербург. 2011. 318 с.

Оглавление диссертации доктор философских наук Беспалова, Татьяна Викторовна

Введение.

Глава 1. Национально-патриотическое измерение современной российской идентичности: социально-философские проблемы исследования.

1. Идентичность российского общества переходного периода: фило-софско-методологический поиск интеграционных оснований.

2. Российская этнонациональная конфликтогенность: цивилизацион-ный подход.

3. Патриотизм в системе интеграционных оснований национально-государственной идентичности.

Глава 2. Патриотизм как форма социокультурной и национальной идентификации.

1. Национально-патриотическая идентичность и идентификация.

2. Идеократическое измерение патриотизма: категориальный анализ.

3. Политический патриотизм как конструктивистский принцип идентификации согражданства.

Глава 3. Политическое проектирование российского патриотизма: социально-философская реконструкция (1993-2003 гг.).

1. Национал-патриотизм в российском политическом процессе.

2. Электоральная эффективность патриотизма в основных избирательных циклах.

3. Русский патриотизм: проблемы идеологического программирования и партийного позиционирования.

Глава 4. Социокультурная легитимация российского политического патриотизма.

1. Русская национально-патриотическая идентичность: переход от традиционализма к.модернизации.

2. Суверенная демократия: альтернативные модели идентификации государственного патриотизма.

3. Евразийский имперский патриотизм в интеграции этнонациональ-ных интересов.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Патриотизм как форма социокультурной идентификации в конфликтных условиях российского переходного общества»

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена необходимостью уяснения сущности особенностей переходного состояния современного российского общества, а так же назревшей потребностью разработки системы средств социально-философской аналитики, адекватной целям антропопологической и методолого-мировоззренческой осмысленности патриотизма как универсальной формы социокультурной идентификации.

Проблема национально-патриотической'* идентичности является основным смысловым ядром, определяющим стратегию модернизации российской государственности. Связано это с расслоением национального самосознания («русские» и- «россияне», «новые русские» и «старые русские») и распадом идентичности на ряд градаций (этнические, расовые, религиозные, лингвистические, мифологические и др.). Отсюда: укрепление позиций идеологии и практик мультикультурализма, различных форм этнонационального сепаратизма и обострение социальных противоречий.

В девяностых годах двадцатого века вновь актуализировался старый спор между славянофилами и западниками. Как и в прошлом, он расколол российское общество на две части: сторонников убеждений в том, что Россия - это европейская страна (преимущественно либерально ориентированная часть интеллигенции) и национал-патриотов, отстаивающих положение об особом предназначении России. Аналогичные процессы осмысления собственной национальной идентичности, широкая полемика по поводу кризиса идентичности в условиях крушения Вестфальской системы международных отношений, краха биполярного устройства мира интенсифицировались и за рубежом. По мнению С. Хантигтона, кризис национальной идентичности носит глобальный характер. Недавнее признание лидерами западной политической элиты (А. Меркель, Н. Саркози и др.) провала многолетних усилий политики мультикультурализации придает вопросам национально-патриотической идентичности особую остроту и актуальность.

В современной России патриотизм стал одной из самых дискуссионных тем, широко обсуждаемых в связи с поиском интеграционных оснований социокультурной-идентичности. Разброс мнений достаточно велик: от дискредитации патриотизма как источника деструктивности и конфликтогенности до призывов верховной власти к единению российского народа на основе патриотизма и принятия очередной государственной программы патриотического воспитания граждан Российской-Федерации-на 2011—2015 годы.

В российском политическом, процессе эффективность патриотической риторики обнаружилась со всей очевидностью в* основных избирательных парламентских и президентских циклах. Патриотический камуфляж неизменно способствовует электоральному успеху так называемых «партий власти» и близких к ним политических движений («Наш дом — Россия», «Единая Россия», «Родина» и т.д.).

Вместе с тем национально-патриотическая оппозиция находится в неразвитом политическом состоянии. Постоянно безуспешно разыгрывая «русскую карту» в избирательных кампаниях, она остается за пределами парламентского политико-правового оформления национальных интересов русского народа.

Либерально-демократическое «прочтение» патриотизма в целом имеет антинациональный характер и требует отказа от традиционного наполнения его содержания (национального самосознания, православной духовности и русской культуры, имперской государственности), предлагая взамен суверенитет и свободу личности, национальное согражданство без этнической идентификации и смену цивилизационной парадигмы для российского общества переходного периода.

В коммунистическом проекте также активно используется патриотизм путем соединения его с социалистическими ценностями и советским типом государственности (аналогом имперской наднациональной самоидентификации). Однако, огромные возможности патриотического ресурса не подкрепляются конкретной борьбой с партикулярными интересами, ущемляющими национальное достоинство государствообразующего этноса.

Таким образом, идея патриотизма в ее разнообразных версиях включена в программные установки, стратегию и тактику основных российских политических партий. Ей придается значение универсального интеграционного фактора, действие которого рассматривается в контектсе представлений о политизации этнической самоидентификации русских (национальное государство) до идеологизации и мифологизации российского способа овладения результатами развития западноевропейской цивилизации.

Такая социальная, политическая и этнонациональная востребованность патриотизма предполагает его предметный социально-философский анализ и критическую оценку с учетом позиций институционального и конфликтологического подходов, еще не нашедших отражения в современных исследовательских проектах.

Степень научной разработанности проблемы. В исследовании патриотизма можно выделить несколько направлений: а) теоретико-методологическое, связанное с определением сущностных признаков данного феномена и его основных измерений, которое представлено, прежде всего, работами русских философов H.A. Бердяева, Н.Я. Данилевского, И.А. Ильина, М.Н. Каткова, К.Н. Леонтьева, П.Б. Струве, E.H. Трубецкого, Н.В. Устрялова, Г.В. Флоровского, П.Я. Чаадаева и других, еще не интерпретируемых в полной мере в таком контексте.

Среди современных авторов следует отметить работы К.С. Гаджиева, Ю.И. Ефимова, В.В. Ильина, В.В. Кожинова, Н.Г. Козина, И.И. Кондрашина, A.A. Королькова, А.П. Мозелова, A.C. Панарина, В.Д. Соловья, В.И. Стрельченко, И.Р. Шафаревича и других, не только актуализирующие наследие отечественной социально-философской мысли, но и устанавливающие взаимосвязь патриотизма с русским национальным самосознанием и духовностью, имперской и национальной государственностью, а также критикующих политически извращенные формы патриотизма; б) институциональное и структурно-функциональное, включающие в себя различные варианты типологизации патриотизма и его социокультурных форм: державного (в работах A.A. Безвербного, В.Ю. Верещагина, Г.А. Зюганова, JI.A. Тихомирова, В.В. Черноуса), государственного (в работах В.Г. Бондаренко, И.М. Клямкина, А.А.Королькова, В.В. Лапкина, В.И. Jly-товинова, В.Д. Соловья, Ч.С. Кирвеля), национального (в работах В.И. Белова, C.B. Городникова, H.H. Лысенко, Б.С. Миронова, В.Г. Распутина, А.Н. Севастьянова, Е.С. Троицкого и других), метафизического (А.Г. Дугин, Н.М. Ильичев, Ю.В. Мамлеев, В.В. Жириновский, A.C. Ципко, A.A. Янов и другие), религиозно-православного (В.В. Асюочиц, Г.Н. Бурков, митрополит Иоанн (Снычев), O.A. Платонов, В.Н. Тростников и др.); в) политологическое, устанавливающее взаимосвязь патриотизма с национализмом в качестве политических ценностей современных политических партий и движений, отождествляющее электоральную значимость патриотизма и национализма, интерпретирующее патриотизм с позиций конституционализма и гражданственности в трудах отечественных и зарубежных ученых: В.А. Авксентьева, Б. Андерсона,,Э; Балибара, О. Бауэра, С. Бенхабиба, Ю.В. Бромлея, И. Валлерстайна, Э. Геллнера, О. Данна, А.К. Дегтярева, А. Захарова, Дж. Кейтеба, Д. Лукача, А.Ю. Мордовцева, С. Хантингтона, Э. Смита, В.Ю. Сморгуновой, В.А. Тишкова, Ю. Хабермаса, В.Ю. Шпака и др.

Вместе с тем феномен патриотизма в конфликтных условиях российского переходного общества еще не становился предметом социально-философского анализа, что актуализирует обозначенную тему диссертационного исследования.

Объектом диссертационного исследования выступает российское переходное общество в его национально-патриотической динамике, а предметом — патриотизм как форма социокультурной идентификации индивидов и социальных групп в конфликтных условиях современных трансформационных процессов.

Целью диссертационного исследования является социально-философский анализ патриотизма как формы социокультурной идентичности и идентификации в ее консервативном и инновационном потенциале солидаризации социальных групп и индивидов.

-Реализация поставленной цели осуществляется решением следующих задач:

- дать характеристику национально-патриотическому измерению современной российской идентичности;

- обосновать теоретико-методологические основания исследования идентичности российского переходного общества;

- показать методологическую значимость цивилизационного подхода к российской этнонациональной конфликтогенности как социокультурному признаку идентичности;

- выявить категориальные особенности идеократического измерения патриотизма как формы социокультурной и национальной идентификации;

- систематизировать и критически оценить основные концептуальные версии патриотизма в русской социально-философской традиции;

- определить идентификационные признаки социального конструирования патриотизма;

- проанализировать проекты социокультурной и политической легитимации государственного патриотизма с целью определения модельного варианта национально-патриотической идентичности в конфликтных условиях российского переходного общества;

- представить политический патриотизм как проектную форму национально-культурной идентичности трансформирующегося российского общества переходного периода.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования выступают принципы социально-философской компаративистики, системно-структурного и институционального анализа и синтеза, диалектического детерминизма и телеономности, методы социальной транзитологии, моделирования и глобалистики, формационный и цивилизационный подходы.

В социально-философском аспекте используются труды классиков философской мысли, отечественных и зарубежных мыслителей, посвященные анализу природы и сущности патриотизма как формы социокультурной и национально-государственной идентификации личности и общества.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

1. Обоснованы теоретико-методологические принципы исследования патриотизма как специфической формы антропологической и социокультурной идентичности «переходного состояния» (Ф.Энгельс) в развитии российского общества в контексте социокультурного конструирования доминирующей идентичности и социального проектирования новых типов идентификации.

2. Установлено познавательное значение и границы применимости ци-вилизационного подхода в исследовании факторов этнонациональной детерминации конфликтогенеза в процессах радикального реформирования российского общества.

3. Выявлены особенности патриотизма как формообразующего принципа национально-государственной идентичности в интервале от ее имперской до республиканской форм, сочетающих свободу личности и ее ответственное служение.

4. Показано, что концептуализация идеократических аспектов русской идеи патриотизма является важнейшим элементом стратегии актуализации ее консолидационных возможностей.

5. Определены основные признаки патриотизма как формы социокультурной и национальной идентификации личности и общества.

6. Разработана теоретически корректная и аксиологически выверенная концепция патриотизма, аутентичная целям идентификации согражданства в рамках политических практик национально-ориентированной государственности.

7. Обобщен опыт социально-философской реконструкции политического проектирования российского патриотизма в основных избирательных циклах (1993-2003 гг.).

8. Построена комплексная модель социокультурной и политической легитимации государственного патриотизма российского переходного общества (русский патриотизм, суверенная демократия, евразийский патриотизм).

9. Систематизированы- и обоснованы важнейшие признаки отечественной национально-патриотической идентичности в.рамках модернизационных трансформаций современного этнонационального разнообразия.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Теоретико-методологический поиск интеграционных оснований идентичности российского общества переходного периода включает стратегии определения, во-первых, приоритетного типа идентичности, во-вторых, социокультурных форм конструирования доминирующей идентичности (гражданской, национальной, конфессиональной, патриотической и т.п.), в-третьих, социально-политических технологий разрешения конфликтов этно-национальных интересов и ценностей.

2. Цивилизационный подход к российской этнонациональной конфлик-тогенности позволяет преодолеть методологическую ограниченность ее социокультурной легитимации на основе политико-правовых технологий, благодаря учету двойственной природы этнонациональной напряженности, связанной с балансом национально-культурной и политической (гражданской) идентичности различных социальных сообществ.

3. Патриотизм как формообразующий принцип национально-государственной идентичности характеризуется многоуровневостью объек-тиваций конституирующей активности, которая развертывается в единстве трех основных типов идентификации: государственном, национальном и личностном. Этим обеспечивается возможность самоопределения человека, осваивающего духовный опыт и национально-культурные практики народа в интервале от имперской до республиканской форм государственности.

4. Патриотизм как форма социокультурной и национальной идентификации обнаруживает свои интеграционные и консолидационные возможности в условиях модернизации сложносоставных обществ с нарушенной этнонациональной идентичностью.

Концептуализация идеократичности - необходимый этап на пути выявления и реализации интегративного потенциала патриотизма в единстве его национально-культурных, религиозно-философских, государственно-правовых, социально-этических, художественно-эстетических, мировоззренческих измерений.

5. Социальное конструирование российского патриотизма в рамках десятилетнего периода (1993-2003 гг.) учитывает специфику и партийную структуру политического процесса, которые определяются с позиций институционального подхода на основе следующих критериев: самоназвание, идеократичность программных документов, организационное самовыражение и электоральная эффективность деятельности партии или движения. В современных общественных практиках патриотизм обнаруживает очевидные черты политического проекта национально-государственной идентичности российского переходного общества.

6. Электоральная эффективность политического патриотизма институционализирует личностные (индивидуальные), национальные и народные интересы, которые модифицируют его формы в основных российских избирательных циклах разными способами, используемыми партиями (политические технологии, манипулирование, имитация, мимикрия, административный и информационный ресурсы, протестное поведение и голосование избирателей, идеологический и программный факторы).Политическое измерение патриотизма в таком контексте лишает его интегративного статуса и заменяет электоральной эффективностью структурно-функционального и инструментального характера.

7. Русский патриотизм в программных проектах российских партий и движений не получил адекватного выражения из-за антиномичности его гражданско-правовой и этнокультурной трактовок и разнообразия форм современной российской идентичности (национальной, культурной, религиозной и т.д.). В политическом проектировании русского патриотизма не учитывается его обусловленность национально-культурной самобытностью, составляющей вместе с единодержавием, и «соборной личностью» естественную основу отечественной идентификационной традиции.

8. Русская национально-патриотическая идентичность, ее социокультурная и политическая легитимация как государственного патриотизма отличается особым цивилизационным статусом (наднациональной государственностью, межконфессиональной диалогичностью и суперэтничностью), исключающим политизацию этничности. Интеграционный потенциал государственного патриотизма в наиболее полной мере реализуется на путях органичного встраивания в общий социокультурный контекст самобытных культур и их ценностных ориентаций.

9. Суверенная демократия как альтернативная модель институционали-зации государственного патриотизма базируется на принципе согражданства в широком культурно-цивилизационном контексте (приоритет ценности прав человека, свободы творчества, равенства перед законом, гражданского общества) и реализует модернизационную версию российской самоидентификации в противовес неоимперской (возвращение к традиционной государственности) и этнократической (создание государственности на основе ведущего этноса) моделям преодоления советской согражданственности.

10. Евразийский патриотизм в интеграции этнонациональных интересов утверждает консервативно-революционную парадигму социокультурной и политической легитимации русского национализма в формате новой империи. Ее конкретная государственно-правовая форма может быть любой, но воспроизводящей и укрепляющей основные признаки русской национальной идентичности: служение мессианской идее, выстраивание адекватной модели, взаимоотношения русских с другими этническими группами (ротация элит, этнонациональная иерархия и мобилизация, геополитическая статусность, идеократический тип общества и т.п.).

Научно-теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что его результаты позволяют идентифицировать патриотизм в контексте модернизации российского общества как его интеграционное и консолидационное основание, которое является формой социокультурной идентификации человека, учитывающей религиозно-духовный опыт и национально-культурную самобытность народа.

Концептуализация российской национальной идентичности включает в себя интегративную трактовку патриотизма, объединяющую его социокультурные, религиозно-философские, государственно-правовые измерения на чувственном, рациональном, иррациональном и духовном уровнях развития личности, нации, народа, методологически значимую для междисциплинарных взаимодействий.

Полученные результаты исследования можно использовать в преподавании спецкурсов- по социальной философии, политической социологии и философии политики и права.

Они имеют важное значение для выработки стратегии и тактики деятельности современных российских партий в условиях становления многопартийности и парламентской демократии как форм гражданской идентичности, профессиональной подготовки организаторов и специалистов патриотического воспитания в рамках государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011—2015 годы».

Апробация результатов исследования. Основные выводы и положения данного диссертационного исследования докладывались и обсуждались на следующих международных и всероссийских конференциях: «Право и политика: проблемы взаимосвязи» (Ростов-на-Дону, 1995), «Политический менталитет» (Ростов-на-Дону, 1996), «Проблемы самобытности российской государственности: правовые и национально-идеологические аспекты» (Ростов-на-Дону, 1996), «Право и культура: проблемы взаимосвязи» (Ростов-на-Дону, 1996), «Российская государственно-правовая идеология» (Ростов-на-Дону, 1998), «Сравнительная политология» (Ростов-на-Дону, 1999), «Философия права как учебная и научная дисциплина» (Ростов-на-Дону, 1999), «Русская философия права: основные проблемы и традиции» (Ростов-на-Дону, 2000), «Философия права и вопросы формирования, современной государственно-правовой идеологии» (Ростов-на-Дону, 2001), «Философия права в условиях глобализации» (Ростов-на-Дону, 2003), «Правовое и политическое взаимодействие» (Таганрог, 2004), Правовая политика» (Таганрог, 2005), «Регулирование миграционных процессов в Российской Федерации» (Ростов-на-Дону, 2007), «Миграционный порядок» (Таганрог, 2008), «Региональная безопасность в современном мире: политико-философские и правоохранительные аспекты» (Ростов-на-Дону, 2009), «Насилие в Северо-Кавказском регионе: политико-философские, криминологические и уголовно-правовые аспекты» (Ростов-на-Дону, 2010).

Материалы диссертации прошли апробацию при чтении авторских спецкурсов «Политический патриотизм», «Проблемы войны в условиях глобализации XXI века» на факультете социологии и политологии Южного федерального университета.

Диссертация апробирована на заседании кафедры теоретической и прикладной политологии Южного федерального университета, кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Ростовского юридического института МВД России, обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии РГПУ имени А.И. Герцена.

Основные положения диссертационной работы изложены в пятидесяти публикациях автора.

Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования, а также избранной автором логикой их раскрытия и включает в себя введение, четыре главы, состоящие из двенадцати параграфов, заключение и список литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Беспалова, Татьяна Викторовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Патриотизм как интеграционное основание идентичности российского общества переходного периода органично связан с приоритетным типом идентичности, социокультурными формами конструирования доминирующей идентичности (гражданской, национальной, конфессиональной), политическими технологиями разрешения конфликтов этнонациональных интересов и ценностей в рамках искусственного формирования государственно-управленческими и властными структурами социума новых типов идентификации конкурирующих в рамках знаково-символической реальности иден-тичностей.

Патриотизм в конфликтных условиях российского переходного общества приобретает разные формы выражения и определенную специфику.

Во-первых, актуален тезис о многоликости, многоуровневости, много-аспектности патриотизма. Чувственная форма патриотизма, содержащаяся во всех понятийных формулировках, является одним из уровней осмысления ценностной значимости* патриотизма и не отражает его целостного содержания. В этой связи заслуживает внимания определение патриотизма через установление его связи с государством как политической формой отечества (И.А. Ильин), что обычно не вызывает критики в рамках других интерпретаций. Подобное восприятие государства означает изменение смыслового содержания патриотизма, дополняет его чувственный уровень политическим образом родины в государственной форме.

В качестве одной из форм государственного патриотизма выступает советский патриотизм, возникший путем целенаправленного идеологического формирования сверху и отразивший определенный интеграционный запрос общества, приобретая наднациональное значение с собственной спецификой.

Чувственная и государственная формы патриотизма находят свое выражение в трактовках этнофилического и гражданского патриотизма, которые обозначают сменяющиеся и дополняющие друг друга качественные уровни патриотизма в его национальной и космополитической субъектности.

Во-вторых, понятие «национальный патриотизм» используется для обозначения характера конкретной направленности любви к родине и ее религиозного, духовного и иных аспектов освоения. Взаимодействие национального патриотизма с государственным отражает способность гармоничного сочетания чувственной значимости патриотизма с его формируемым государственным (советским, российским и т.д.) и политическим (коммунистическим, либерально-демократическим, социал-демократическим, национал-патриотическим и т.д.) содержанием.

Сложность взаимодействия, государственной и национальной форм патриотизма состоит в том, что они могут совпадать друг с другом или находиться в противоречивых отношениях, это зависит от способа их социокультурной легитимации.

В таком* контексте эвристично понятие «конституционного'патриотизма», предложенное' Ю. Хабермасом и обозначающее готовность субъекта идентифицировать себя с политическим порядком и принципами Основного закона с одновременным расширением содержания патриотизма и изменени- і ем форм национальной идентичности.

Отсюда все попытки определить сущностные признаки патриотизма в пределах его государственного, политического и национального измерений односторонни и антиномичны.

В-третьих, одной из самых спорных перманентных тем российских научных дискуссий стало обсуждение иррациональной природы патриотизма, обоснование происхождения патриотизма вне этики. Детальное исследование основных субъективно определенных составляющих патриотизма в форме национального эроса, его религиозных, этических и эстетических параметров приводит к разному содержательному и функциональному значению патриотизма.

В целом патриотизм представляет собой форму этического и эстетического самоопределения личности в рамках духовного опыта и национально-культурного единения народа, осваивающего самобытные формы его жизнедеятельности в границах единого государства.

В-четвертых, российский патриотизм в рамках его социально-философской реконструкции за десятилетний период (1993—2003 гг.) включает в себя специфику и партийную структуру национально-патриотического измерения российского политического процесса, которая' адекватно институционализируется на основе следующих критериев: самоназвание, национальная идеократичность программных документов, организационное самовыражение и электоральная эффективность деятельности партии или движения.

Электоральная эффективность патриотизма определяется не столько итогами выборов, сколько спецификой каждой избирательной кампании: неожиданный результат, новая политическая технология, поведение временно I созданных бутафорских патриотических структур, сочетание безликой идеологии с патриотическими лозунгами и т.д. Политические модификации патриотизма в современном избирательном процессе оформляют его идеологическую востребованность при построении предвыборных платформ, а также инструментальную направленность в конкретных политических действиях.

В-пятых, социально-философский анализ показывает, что институцио-нализация российского патриотизма в политике выражает: народные интересы как безусловный приоритет общественных обязанностей человека — такую позицию занимают сторонники партий коммунистической и социалистической направленности; национальные- интересы, которые первичны, отражают позицию этнокультурной основы российского общества (нация создает государство, а не наоборот), — такова позиция классических национал-патриотов; личностные интересы как доминанта в осознании своего единства с Отечеством, которое происходит путем духовно-творческого возвышения личности. Служение государству — это необходимость, в которой первостепенная роль отводится субъекту патриотизма (личности) и второстепенная — объекту (государству). Данная позиция характерна для представителей либеральных партий в различных трансформациях.

В-шестых, современное партийно-программное выражение русского вопроса различно. Политическое измерение русского вопроса в современной России включает в себя, кроме незначительных попыток его адекватной постановки, огромную степень декларативности, мистифицирования- и спекуляций. Преодоление существующего политического негатива по русской проблематике возможно лишь при более пристальном внимании и научном изучении рассматриваемого вопроса, поскольку одной из главных причин такого положения дел является ослабление властного центра и отсутствие последовательной национальной политики, учитывающей интересы русского народа.

Новое законодательное оформление политических партий игнорирует этнокультурное измерение политического процесса, т.к. запрещает указание-в уставе и программе политической партии целей защиты профессиональных, расовых, национальных или религиозных интересов, а также отражение указанных целей в наименовании политических партий.

В целом, специфика патриотизма в современном российском политическом процессе сводится к противоборству его либеральных, социалистических (коммунистических) и национальных форм, институционализирующих индивидуальные, народные и национальные политические процессы.

В-седьмых, русская национально-патриотическая идентичность традиционно обеспечивалась сильной государственностью (прежде всего самодержавной и имперской), ее социокультурная и политическая легитимация как государственного патриотизма отличается особым цивилизационным статусом (наднациональной государственностью, межконфессиональной диалогичностью и суперэтничностью, объединяющей универсальность межкультурного дискурса с уникальностью этнонационального культурного разнообразия), не допускающим политизации этничности и отчасти реализующим свой интеграционный потенциал путем встраивания в общий социокультурный контекст различной степени развитости самобытных культур и их ценностных ориентаций.

В-восьмых, суверенная демократия как альтернативная модель государственного патриотизма базируется на принципе согражданства в широком культурно-цивилизационном контексте (приоритет ценности прав человека, свободы творчества, равенства перед законом, гражданского общества) и реализует модернизационную версию российской самоидентификации в противовес неоимперской (возвращение к традиционной государственности) и этнократической (создание государственности на основе ведущего этноса) моделям преодоления советской согражданственности путем строительства российской гражданско-политической общности нового типа, лишенной конфликтогенного потенциала и сохраняющей национально-культурный плюрализм.

В-девятых, евразийский патриотизм в интеграции этнонациональных интересов утверждает консервативно-революционную парадигму социокультурной и политической легитимации русского национализма в формате новой империи, конкретная государственно-правовая форма которой может быть любой, но воспроизводящей и укрепляющей субстанциональные признаки русской нации: служение мессианской идее, выстраивание адекватной модели взаимоотношения русских с другими этническими группами (ротация элит, этнонацональная иерархия и мобилизация, геополитическая статус-ность, идеократический тип взаимоотношений в обществе и т.п.).

При этом имперский патриотизм реализует свою консолидирующую природу на основе принципа евразийского согражданства, решающего две важнейшие задачи: сохранение и приумножение территориальности, отличающейся поликультурностью и поликонфессиональностью, и нейтрализация русского и нерусского вариантов национализма на идеологически-цивилизационном уровне.

Таким образом, патриотизм обнаруживает антиномическую природу в конфликтных условиях российского переходного общества, связанную с балансом этнонациональной и гражданской идентичности различных антропологических сообществ, социокультурной легитимацией форм разрешения конфликта национальных интересов и ценностей в рамках сохранения традиционной национально-государственной идентичности.

Список литературы диссертационного исследования доктор философских наук Беспалова, Татьяна Викторовна, 2011 год

1. Авксентьев В.А. Этническая конфликтология: в поисках научной парадигмы. Ставрополь, 2001.

2. Абулмагд А.К., Ариспе Л., Ашрави X. Преодолевая барьеры: Диалог между цивилизациями. М., 2002.

3. Аверьянов В. Природа русской экспансии. М., 2003.

4. Агурский М. Идеология национал-большевизма. М., 2003.

5. Аксючиц В-.В. Идеократия в России. М., 1995.

6. Алексеев H.H. Русский народ и государство. М., 2000.

7. Александров В. Будущее русской культуры глазами патриота // Молодая гвардия. 1995. № 11.

8. Аналионис Г.Л., Зотова H.A. Глобальный мир: единый и разделенный. Эволюция теории глобализации. М., 2005.

9. Андерсон Б. Западный национализм и восточный национализм: есть ли между ними разница? // Русский журнал. 2001. №11.

10. Анисимова Т., Бурикова И., Коновалова М. Политические партии и политики России как объекты классификации (по материалам их программ и публичных выступлений) // Власть. 2003. № 9.

11. Аннинский Л.А. Русские плюс . М., 2001.

12. Анфилов А. Абстрактного патриотизма быть не может // Независимая газета. 2000. 9 декабря.

13. Артемов Г.П. Политические парадоксы России: природа и значение // Вестник СПб. ГУ. 1994. Сер. 6. Вып. 1.

14. Афанасьев М.Н. Невыносимая слабость государства: Очерки национальной политической теории. М., 2006.

15. Ахиезер A.C. Динамика цивилизационного анализа российского общества // История России. Теоретические проблемы. М., 2002. Вып. 1.

16. Ахиезер А., Клямкин И., Яковенко И. История России: конец или новое начало? М., 2005.

17. Бабаков В .Г., Семенов В.М. Национальное сознание и национальная культура. М., 1996.

18. Бабурин С.Н. Современный русский консерватизм: борьба за государство и русскую идею. М., 2010.

19. Базовые ценности россиян: Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы. М., 2003.

20. Балибар Э., Валлерстайн И. Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности. М., 2003.

21. Белов В.И. Раздумья на родине. М., 1986.

22. Бельков О. Национальное и национализм // Безопасность Евразии. 2005. № 4.

23. Беговатов А.И., Козырева Л.Д. Россия как Евразия: идеология и геополитика. СПб., 1995.

24. Бессмертная О.Ю., Журавский A.B. и др. Россия и мусульманский мир: Инаковость как проблема. М., 2010.

25. Бердяев H.A. Философия неравенства. М., 1990.

26. Беспалова Т.В. Политический патриотизм. Ростов н/Д, 2004.

27. Беспалова Т.В., Верещагин В.Ю., Филатов Г.А. Русская национальная идентичность. Ростов н/Д, 2005.

28. Беспалова Т.В., Верещагин В.Ю., Соколов В.А. Политическое измерение русского вопроса. Ростов н/Д, 2005.

29. Беспалова Т.В., Зименков А.Б., Свиридкина Е.В., Шпак В.Ю. Паб-лик рилейшнз в политике. Ростов н/Д, 2005.

30. Беспалова Т.В., Бжеников P.P., Контарев A.A., Свиридкина Е.В. Национальный вопрос в России: институционально-правовая и этнокультурная идентификация. Ростов н/Д, 2007.

31. Беспалова Т.В., Ерохин O.B. Национализм как политический проект. Ростов н/Д, 2007.

32. Беспалова Т.В., Сидоров A.B. Идеологическое проектирование российской государственно-правовой идентичности. Ростов н/Д, 2008.

33. Беспалова Т.В. Социокультурная и политическая легитимация патриотизма в конфликтных условиях российского переходного общества. СПб., 2010.

34. Бойков В. Историческая память российского населения: состояние и проблемы формирования //Государственная служба. 2002. № 1.

35. Бондаренко В.Г. Красный лик патриотизма. М., 2002.

36. Бондаренко В.Г. Белый лик патриотизма. М., 2003.

37. Бондаренко В.Г. Русский лик патриотизма. М., 2003.

38. Бондарев B.C. Кто есть кто и почему: политическая элита России в портретах. М., 1995.

39. Буркин А.И. Патриотизм — это любовь // Десятина. 1998. № 5.

40. Буркин А.И. Россия Православная — стратегия пути. М., 2000.

41. Бурова М. Россия и русские // Москва. 1998. № 1.

42. Бызов Л.Г., Львов Н.В. Россия: империя или национальное государство? // Вестник Моск. ун-та. 1995. № 5.

43. В поисках теории российской цивилизации. М., 2009.

44. Васильцов С., Обухов С. Коммунисты и русский вопрос // Советская Россия. 1997. 27 марта.

45. Вдовин А.И. Российская нация. М., 1996.

46. Вдовин А.И. Русские в XX веке. М., 2004.

47. Верещагин В.Ю. Лекции по русской культуре. Ростов н/Д, 1998.

48. Верховский А., Лапп А., Прибыловский В. Политический экстремизм в России. М., 1996.

49. Верховский А., Михайловская Е., Прибыловский В. Национализм и ксенофобия в российском обществе. М., 1998.

50. Верховский А., Михайловская Е., Прибыловский В. Политическая ксенофобия. Радикальные группы. Представления лидеров. Роль Церкви. М.,1999.

51. Верховский А., Прибыловский В. Национал-патриотические организации в России. История, идеология, экстремистские тенденции. М., 1996.52'. Веснин В.Р. Угрожает ли России фашизм? // Социально-гуманитарные знания. 2002. № 5.

52. Возлинский Г.М. Патриотизм есть чувство любви к Родине // Национальная безопасность и геополитика России. 2000. № 3.

53. Возрождение и будущее Отечества — в патриотизме молодежи. М.,2000.

54. Волков Ю.Г. Идеология и современная идентичность в России. Ростов н/Д, 2003.

55. Волков IO.F. Гуманистическая идеология и формирование российской идентичности. М., 2006.

56. Волков C.B. Почему РФ еще не Россия. Невостребованное наследие империи. М., 2010.

57. Волкогонова О.Д. Есть ли будущее у русской идеи? // Мир России. 2000. № 2.

58. Волкогонова О.Д., Татаренко И.В. Этническая идентификация русских, или искушение национализмом // Мир России. 2001. № 2. T. X.

59. В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. М., 1994. Ч. I—II.

60. Вортман Р. Национализм, народность и Российское государство // Неприкосновенный запас. 2001. № 17.

61. Второй электоральный цикл в России (1999—2000). М., 2002.

62. Вьюнов Ю.А. Слово о русских (характер, склад мышления и духовные ценности народа в историческом контексте). М., 2002.

63. Гавриш M. А. Евразийское измерение современного российского политического процесса. Ростов н/Д, 2006.

64. Гавриш Г.Б. Онтология неоевразийского политико-правового дискурса. Ростов н/Д, 2006.

65. Гайдар Е.Т. Государство и эволюция. Как отделить собственность от власти и повысить благосостояние россиян. СПб., 1997.

66. Галлиссо Р. Одолеть национализм или национализм одолеет нас. М., 1993.

67. Гельман В.Я. Демократическая оппозиция в постсоветской России (на примере общественного объединения «Яблоко») // На путях политической трансформации (политические партии и политические элиты постсоветского периода). М., 1997. Вып. 8. Ч. 1.

68. Гельман В.Я. Избирательные кампании в России: испытание электоральной формулы // Политические исследования. 1996. № 2.

69. Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1991.

70. Говоров В. Патриотизм одна из основ безопасности России // Красная Звезда. 2001. 14 марта.

71. Говоря откровенно: Заметки писателей о межнациональных* отношениях. М., 1989.

72. Голотвин Ж.Г., Мирский Р.Я. Традиции советского патриотизма. М., 1975.

73. Городников C.B. Историческое предназначение русского национализма. М., 2000.

74. Гостев C.JI. Общественно-политические организации радикально-националистического толка, их электорат и роль в современном политическом процессе // Вестник Моск. ун-та. 1999. № 2.

75. Государственная стратегия национальной безопасности Российской Федерации (Основные направления 2005-2020 гг.) // Социология идеологии: Хрестоматия. М., 2005.

76. Гранин Ю.Д. Нации, национализм и федерализм: Опыт философ-ско-методологического исследования. М., 2002.

77. Грачев Н. Ориентация .на патриотизм // Основы безопасности жизнедеятельности. 2000. № 8.

78. Громовик В.Г. «Идеология» и «идеологии» как предмет научного анализа. М., 2004.

79. Губогло М.Н. Идентификация идентичности: Этносоциологические очерки. М., 2003.

80. Гулыга А.В. Русский вопрос // Наш современник. 1990. № 1.

81. Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. М., 1995.

82. Гумилев Л.Н. Из истории Евразии. М., 1993.

83. Гирц К. Идеология как культурная система // Интерпретация культур. М., 2004.

84. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

85. Даниленко В.И. Современный политологический словарь. М., 2000.

86. Данн О. Нации и национализм в Германии. 1770—1990. СПб., 2003.

87. Дегтярев А.К. Генезис русского национализма: к вопросу о дефинициях идеологии // Социально-гуманитарные знания. 2002. № 2.

88. Дегтярев А.К. Национализм как идеологический генотип (опыт социокультурной рефлексии). Ростов н/Д, 1997.

89. Денисова Г.С., Уланов В.П. Русские на Северном Кавказе: Анализ трансформации социокультурного статуса. Ростов н/Д, 2003.

90. Десять лет, которые потрясли . 1991—2001. М., 2002.

91. Джунусов М.С. Национализм: Словарь-справочник. М., 1998.

92. Динес В., Николаев А. Партийный дизайн в России: теория и реалии // Власть. 2003. № 5.94'. Докторов Б.З. Россия в европейском социокультурном пространстве // Социологический журнал. 1994. № 3.

93. Дробижева JI. Российская и этническая идентичность: противостояние и совместимость // Безопасность Евразии. 2003. № 2.

94. Дробижева Л.М., Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. М., 1996.

95. Дробижева Л.М. Возможность либерального этнонационализма // Реальность этнических мифов. М., 2000.

96. Дугин А.Г. Карл Шмитт: 5 уроков для России // Философия права. 2000. № 2.

97. Дугин А.Г. Русская вещь: В 2 т. М., 2001.

98. Дугин А.Г. Евразийский путь как Национальная Идея. М., 2002.

99. Дугин А.Г. Выбор Президента Путина: патриотизм или либерализм? // Политический класс. 2005. № 5.

100. Дюверже М. Политические партии. М., 2000.

101. Евразийская концепция современного Российского государства («круглый стол» журнала «Философия права») // Философия права. 2000. № 2.

102. Евразийство: теориями практика. М., 2001.

103. Ефимов Е. О патриотах, негодяях и Родине // Независимая газета. 2000. 24 июня.

104. Жаде З.А. Векторы геополитической идентичности. Майкоп, 2007.

105. Жданов Ю.А. Государство-континент // Восток—Запад-Россия. Ростов н/Д, 1993.

106. Жириновский В.В. Мы возродим Великую Россию. М., 1997.

107. Жириновский В.В. О судьбах России. Ч. I—III. М., 1993.

108. Жириновский В.В. Очерки по геополитике. М., 1997.

109. Журавлев А.И. Кто мы, русские? Ростов н/Д, 2007.

110. За алтари и очаги. М., 1989.

111. Задарновский Б.Н. Национальная политика в Российской Федерации. М., 1993.

112. Зарезин М. Процент патриотизма на душу населения // Российская газета. 2001. 5 января.

113. Заславская Т.Н. Социентальная трансформация российского общества: деятельностно-структурная концепция. М., 2002.

114. Зорькин В. Патриотизм истинный и ложный // Диалог. 1994: №9, 10.

115. Зубайраев Б. Патриотическое воспитание: духовная сфера, опыт // Советская педагогика. 1990. № 5.

116. Зуева Т.Ф. Русский вопрос. СПб., 1995.

117. Зюганов Г.А. Глобализация и судьба человечества. М., 2002.

118. Зюганов Г.А. Россия — родина моя. Идеология государственного патриотизма. М., 1996.

119. Зюганов Г.А. О национальной гордости патриотов // Завтра. 2002. 3 сентября.

120. Ибрагимов Р.Ю. Русская рулетка? Национальный вопрос и судьба России. М., 2009.

121. Иваненков С.П., Кусжанова А.Ж. Родина, как ценность у современной российской молодежи // Credo. 2002. № 1.

122. Иванова С.Ю., Лутовинов В.И. Современный российский патриотизм. Ростов н/Д, 2008.

123. Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948-1954 годов: В 2 т. М., 1992. Т. 1.

124. Ильин И.А. Родина и мы: Статьи. Смоленск, 1995.

125. Ильин В.В. Россия в системе мировых цивилизаций. М., 2009.

126. Имперский вопрос национальный ответ. М., 2009.

127. Ильин В.В., Панарин A.C., Рябов A.B. Россия: опыт национально-государственной идеологии. М.,Л994.

128. Иоанн (митрополит). Русь соборная: Очерки христианской государственности. СПб., 1995.

129. Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Одоление смуты. СПб., 1996.

130. Ильичев Н.М. О сущности, содержании и значении патриотизма // Вестник российского философского общества. 2002. № 3.

131. Интервью с руководителем «Русского Национального Единства» (РНЕ) А.П. Баркашовым //Русский порядок. 1998. № 1.

132. Казарян Л.Г. Россия Евразия - Мир // Цивилизации и культуры: Россия и Восток: геополитика и цивилизационные отношения. М., 1996. Вып. 3

133. Казин А.Л. Великая Россия: Религия; культура, политика. СПб.,2007.

134. Кантор В.К. Между произволом и свободой. К вопросу о русской ментальности. М., 2005.

135. Каплер А. Россия многонациональная империя. Возникновение. История. Распад. М., 1996.

136. Кара-Мурза A.A., Панарин A.C., Рябов A.B. Духовно-идеологическая ситуация в современной России: перспективы развития // Политические исследования. 1995. № 4.

137. Кара-Мурза A.A. Кризис идентичности в современной России: возможности преодоления // Реформаторские идеи в социальном развитии России. М., 1998.

138. Кара-Мурза A.A., Панарин A.C., Пантин И.К. Духовно-идеологическая ситуация в современной России: перспективы развития // Политические исследования. 1995. № 4.

139. Каспэ С. Империя и модернизация: общая модель и российская специфика. М., 2001.

140. Каспэ С.И. Центр и вертикаль: политическая природа путинского президентства // Полития. 2001—2002. № 4.

141. Касьянова К. О русском национальном характере. М., 2003.

142. Катков М.Н. Имперское слово. М., 2002.

143. Качанов Ю.Л. Политическая топология: структурирование политической действительности. М., 1995.

144. Качанов Ю.Л., Сатаров Г.А. Метаморфозы политического сознания // Российский монитор. Архив современной политики. М., 1993. Вып. 3.

145. Коваленко В.И., Костин А.И. Политические идеологии: история и современность // Вестник МГУ. Сер. 12. Политические науки. 1997. № 2.

146. Кожинов В.В. У России нет и не может быть национальной идеи // Российское аналитическое обозрение. 1998. № 7.

147. Кожинов В.В. О русском национальном сознании. Mi, 2002.

148. Кожинов В.В. Пятый пункт: Межнациональные противоречия в России. М., 2005.

149. Кожинов В .В. Грех и святость русской империи. М., 2006: .

150. Кожинов В.В. Правда «Четной сотни». М., 2006.

151. Козин Н.Г. Постижение России: опыт историософского анализа. М., 2002.

152. Кольев А.Н. Нация и> государство: опыт консервативной реконструкции. М., 2005. а

153. Кольев А.Н. Политическая мифология. М., 2003.

154. Кондратенко Н. Россия будет русской // Наш современник. 2000.4.

155. Кондрашин И.И. О современном понимании «патриотизма» // Вестник российского философского общества. 2002. № 2.

156. Консерватизм и традиционализм на юге России. Ростов н/Д, 2002.

157. Конрад Н.И. Запад и Восток. М., 1966.

158. Корешкин А.И. Вставайте, люди,русские! М., 2004.

159. Корешкин А.И. Вчера и завтра русского народа. СПб., 2001.

160. Корольков A.A. Русская духовная философия. СПб., 1998.

161. Корольков A.A. Духовный смысл русской кульутры. СПб., 2006.

162. Коротеева В. Существуют ли общепризнанные истины о национализме? // Pro et Contra. 1997. № 2.

163. Коргунюк Ю.Г. Российские партии весной 2002 г. // Полития. 2002. № 2.

164. Коргунюк Ю.Г. Российские политические партии, декабрь 2002 г. -март 2003 г. // Полития. 2003. № 1.

165. Кочетков А. Кто победит на парламентских выборах 2003 года? // Власть. 2003. № 3.

166. Кудрявцев И.Е. Национальное «я» и политический национализм // Политические исследования. 1997. № 2.

167. Кутахов« Ю.Л., Явчуновская P.A. Человек. Полиэтнический мир. Безопасность: Опыт социолого-политологического анализа. СПб., 1998.

168. Кутковец Т.И., Клямкин И.М. Русские идеи // Политические исследования. 1997. № 2.

169. Крылов H.A., Алексеев М.Ю. Особенности национального поведения. М., 2001.

170. Лакер У. Черная сотня. Происхождение русского фашизма. М.,1994.

171. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей России // Социологические исследования. 1996. № 5.

172. Лапкин В.В., Пантин В.И. Русский порядок // Политические исследования. 1997. № 3.

173. Лапкин В.В., Пантин В.И. Политические ориентации и политические институты в современной России: проблемы коэволюции // Политические исследования. 1999. № 6.

174. Левада Ю.А. Человек в поисках идентичности: проблема социальных критериев // От мнений к пониманию. М., 2000.

175. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. М., 1980. Т. 26, 35.

176. Леонтьев К.Н. Избранное. М., 1993.

177. Лебедев И.А. Политические ценности как сложный и многомерный объект // Вестник Моск. ун-та. 1999. № 2.

178. Лихачев Д.С. О национальном характере русских // Из истории русской гуманистической мысли. М., 1993.

179. Лубский A.B. Национальный менталитет и легитимация этнокра-тии (к методологии исследования) // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 1998. № 2.

180. Лукач Дж. Конец двадцатого века и конец эпохи Модерна. СПб.,2003.

181. Лукин В.П., Уткин А.И. Россия и Запад: общность или отчуждение? М., 1999.

182. Лутовинов В.И. В патриотизме молодежи будущее России. М., 1999.

183. Лутовинов В.И. Патриотизм: история, современность и будущее России. М., 1997.

184. Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание молодежи: концепция, программа, организационно-методические основы. М., 2001.

185. Лутовинов В.И. Современное понимание российского патриотизма // Обозреватель. 1998. № 7.

186. Лутовинов В.И., Радионов Е.Г. У истоков патриотизма // Мое Отечество. 2000. №1,2.

187. Лысенко Н. Абсолютная идея нашего будущего // Молодая гвардия. 1994. №9.

188. Лысенко Н. Национальная империя: идея и смысл // Молодая гвардия. 1995. № 11.

189. Люкс Л. Россия между Западом и Востоком. М., 1993.

190. Малинова О.Ю. Россия и «Запад» в XX веке: трансформация дискурса о коллективной идентичности. М., 2009.

191. Малинова О.Ю., Сунгуров А.Ю. Права человека и проблемы идентичности в России и в современном мире. СПб., 2005.

192. Малыгина И.В. Национализм как форма культурной идентичности и его российская специфика // Общественные науки и современность. 2004. № 1.

193. Мамлеев Ю.В. Россия вечная. М:, 2002:

194. Мартынов A.B. Трансформация макросоциальных систем в постсоциалистическом мире: методологический аспект. М., 2006.

195. Марченко Г.И. Методологические подходы к исследованию этно-политических явлений // Вестник Моск. ун-та. 1995. № 2.

196. Матвейчев О. Суверенитет духа. М., 2009.

197. Межуев Б.В. Понятие «национальный интерес» в российской общественно-политической мысли // Политические исследования. 1997. № 1.

198. Ментальность россиян (специфика сознания больших групп населения России). М., 1997.

199. Мертес М. Немецкие вопросы европейские ответы. М., 2001.

200. Миронов Б.С. Об отношении русских к коренным народам-России. М., 2002.

201. Миронов Б.С. Что делать русским в России. М., 1998.

202. Михневич O.A. Национальное самосознание как интегративный признак нации. Минск, 2007.

203. Мордовцев А.Ю., Попов В.В. Российский правовой менталитет. Ростов н/Д, 2007.

204. Мустафин В. Обеспечение самовластия в современной России // Свободная мысль XXI. 2000. № 4.

205. Мухарямов Н.М. Национализм, демократия, этнопопулизм // Вестник Моск. ун-та. 1995. № 3.

206. Назаренко JI. Национальный характер и политическое поведение // Открытая политика. 1996. № 3.

207. Назаров М.М. Политические ценности и политический протест // Социологические исследования. 1995. № 1.

208. Нарочницкая H.A. Россия и русские в современном мире. М., 2009.

209. Наследие империй и будущее России. М., 2008.

210. Национализм (Взгляд из-за рубежа). М., 1995.

211. Национальный вопрос и государственное строительство: проблемы России и опыт зарубежных стран. М., 2001.

212. Национальная идея: история, идеология, миф. М., 2004.

213. Национализм. Полемика. 1909-1917. М., 2000.

214. Национальные интересы России и реальные приоритеты государственной политики за полтора века // Отечественная история. 1996. №6.

215. Наш путь: стратегические перспективы развития России в XXI веке. М., 1999.

216. Неизбежность Империи. М., 1996.

217. Николаев А. Народ и партия едины? // Власть. 2004. № 2.

218. Никовская Л.И., Степанов Е.И. Формирование конфликтологии этнонациональных отношений // Конфликты в современной России (проблемы анализа и регулирования). М., 1999.

219. Обращение Организационного комитета Русской партии национального возрождения // Русский вестник. 1992. № 12.

220. Обращение Русского общенационального союза // Рубеж. 2002.41.

221. Олещук В.А., Павленко В.Б. Политическая Россия: партии, блоки, лидеры. Год 1997. М., 1997.

222. Орлов Б. На перекрестках судьбы // Избранное. М., 2000. Т. 2.

223. Осмонова Н.И. Культурные основания мифа как фактора национальной идентификации. Бишкек, 2004.

224. Панарин A.C. Философия политики. М., 1996.

225. Панарин A.C. Православная цивилизация в глобальном мире.' М., 2003.

226. Панарин A.C. Стратегическая нестабильность в XXI веке. М.,2003.

227. Партии, движения и общественные объединения. Документы. Комментарии, разъяснения, рекомендации. М., 1996.

228. Патриотизм: общероссийский и национальный. Истоки. Сущность. Типология. М., 1996.

229. Патриотическое сознание: сущность и формы. Новосибирск, 1985.

230. Пашенцев E.H. Оппозиционные партии и движения современной России. М., 1998.

231. Первый электоральный цикл в России (1993-1996). М., 2000.

232. Перевезенцев C.B. Русский выбор: очерки национального самосознания. М., 2007.

233. Петров В.П. Россия. Идеология здравого смысла. Псков, 2007.

234. Платонов O.A. История русского патриотизма // Молодая гвардия. 2003. № 7, 8, 9, 11, 12; 2004. №1,2, 3, 4.

235. Платонов O.A. Битва за Россию. М., 2010. г

236. Поздняков Э.А. Нация, национализм, национальные интересы. М.,1994.

237. Покосов В.В. Трансформация российского общества (социологические аспекты). М., 2002.

238. Политика: Толковый словарь. М., 2001.

239. Политические партии России. М., 1995.

240. Политический анализ: Доклады Центра эмпирических политических исследований СПб. ГУ. СПб., 2000.

241. Политические партии России: история и современность. М., 2000.

242. Политические партии в конце лета осенью 2001 г. // Полития. 2001-2002. №4.

243. Политические партии зимой 2001-2002 гг. // Полития. 2002. № 1.

244. Политические партии России в первой половине 2001 г. // Полития. 2001. №3.

245. Политические партии, движения и организации современной России на рубеже веков. 1999 г.: Аналитический справочник. СПб., 1999.

246. Политический процесс: основные аспекты и способы анализа. М., 2001.

247. Посттоталитарное общество на рубеже веков. Динамика изменений социальной структуры и ценностных ориентаций. М., 1992.

248. Почему вымирают русские? М., 20041

249. Права русского человека. М., 2002.

250. Православие и патриотизм. СПб., 2005.

251. Программа общероссийской политической партии «Национально-державная партия России». Ростов н/Д, 2003.

252. Программа политической партии «Евразия». М., 2002.

253. Распутин В. Патриотизм и интеллигенция»// Патриот. М., 1991.

254. Распутин В., Шафаревич И., Белов В. и др. Обращение к депутатам Госдумы III Советская.Россия. 1997. 23 января.

255. Реформирование России: реальность и перспективы. М., 2003.

256. Рогозин Д.О. Враг народа. М., 2006.

257. Россия в диалоге цивилизаций. М., 2001.

258. Россия между Европой и Азией. Евразийский соблазн. М., 1993.

259. Россия: глобальные вызовы и локальные риски. Социальная и социально-политическая ситуация в России в 2004 г. М., 2005.

260. Россия в поисках стратегии: общество и власть. Социальная и социально-политическая ситуация в России в 1999 году. М., 2000.

261. Россия: партии, выборы, власть. М., 1996.

262. Россия: социальная ситуация и межнациональные отношения в регионах. М., 1996.

263. Российская идентичность в условиях трансформации: опыт социологического анализа. М., 2005.

264. Россия в начале XXI века: новый курс. М., 2005.

265. Россия на новом переломе: страхи и тревоги. М., 2009.

266. Русские. Азбука русского национального самосознания. М., 2008.

267. Русская нация: историческое прошлое и проблемы возрождения. М., 1995.

268. Русские на Северном Кавказе: вызовы XXI века. Ростов н/Д, 2001.

269. Савельев А.Н. Время русской нации. М., 2007.

270. Сагарева О. Это «Родина» моя: хроники гениальной авантюры. М.,2004.

271. Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? СПб., 1994.

272. Салмин A.M. Россия в ожидании политического воплощения: нация, государство, федерация // Российский монитор. 1995. № 5.

273. Самоваров A.B. Останутся ли в России русские? Русское' национальное самосознание: триумф или катастрофа. М., 2007.

274. Самоваров A.B. Перспективы русского национализма: национализм с человеческим лицом. М., 2008.

275. Святая Русь. Большая энциклопедия русского народа. Русский патриотизм. М., 2003.

276. Севастьянов А.Н. Итоги XX века для России. М., 2002.

277. Севастьянов А.Н. Русская идея, век XXI-й. М., 2002.

278. Семанов С.Н. Русское возрождение: борьба продолжается. М.,2009.

279. Семенникова Л.И. Концепт цивилизации в современной исторической ситуации в России // История России. Теоретические проблемы. М., 2002. Вып. 1.

280. Сергеев С. Пришествие нации? М., 2010.f í

281. Сидорина Т.Ю., Полянников T.JI. Национализм: теории и политическая история. М., 2006.

282. Скворцов JI.B. Самоидентификация России: проблемы теории // Россия: тенденции и перспективы развития. М., 2005. Вып. 1.

283. Сморгунова В.Ю. Человеческое измерение права. СПб., 2008.

284. Согрин В.В. Либерализм в России: перипетии и перспективы // Общественные науки и современность. 1997. № 1.

285. Соколов К.Н. Духовные основания'геополитической борьбы. М.,2009.

286. Соловей В.Д. Кровь и почва русской истории. М., 2008.

287. Соловей В. Современный русский национализм: идейно-политическая классификация // Общественные науки и современность. 1992. № 2.

288. Соловей В. Русские против империи // Свободная мысль XXI. 2002. № 12.

289. Сталин И.В. Сочинения. 1921-1923. М., 1947. Т. 5.

290. Степанов Е.И. Конфликтология переходного периода: методологические, теоретические, технологические проблемы. М., 1996.

291. Стерлигов А.Н. Я обвиняю. Ростов н/Д, 1994. &

292. Строганов В. Русский национализм. Его сущность, история и задачи. М., 1997.

293. Струве П.Б. Patriótica: Политика, культура, религия, социализм. М., 1997.

294. Струве П.Б. Избранные сочинения, М., 1999.

295. Сумерки глобализации: настольная книга антиглобалиста. М.,2004.

296. Сунягин Г.Ф. Монологи скорбного патриота. СПб., 2007.

297. Сургуладзе В.Ш. Грани российского самосознания. Империя, национальное сознание, мессионизм и византизм России. М., 2010.

298. Сухомлинский В.А. Воспитание советского патриотизма у школьников. М., 1959.

299. Тимошенко В.И. Доктрины российских политических партий (теоретический очерк) // Социально-политический журнал. 1995. № 3.

300. Тимошенко В.И. Центризм в многопартийной среде России (теоретические аспекты и практические реалии) // Социально-политический журнал. 1995. № 2.

301. Тихонова Н.Е. Личность, общность, власть в российской социокультурной модели // Общественные науки и современность. 2001. № 3.

302. Тихонова Н.Е. Мировоззренческие ценности и политический процесс в России // Общественные науки и современность. 1996. № 4.

303. Тишков В,А. Забыть о нации // Вопросы философии. 1989. № 9.

304. Тишков В.А. О нации и национализме // Свободная мысль. 1996. № 3.

305. Тишков В.А. Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии. М., 2003.

306. Тер-Минасова С.Г. Война и мир языков и культур: вопросы теории и практики. М., 2007.

307. Тренин Д. Россия и конец Евразии // Pro et Contra. 2005. №J1.

308. Третьяков B.T. Наука быть Россией. Наши национальные интересы и пути их реализации. М., 2007.

309. Троицкий Е. Возрождение русской идеи. М., 1991.

310. Троицкий Е. О русской идее. М., 1994.

311. Троицкий Е.С. Государство этнополитический статус русского народа // Русская нация и государство. М., 2002.

312. Троицкий Е.С. Концепция русско-славянской цивилизации // Русско-славянская цивилизация. М., 1998.

313. Тростников В.Н. Быть русскими наша судьба. М., 2009.

314. Тростников В.Н. Патриотизм — путь к внутренней свободе // Русский дом. 2000. № 12.

315. Трубецкой Н.С. Общеевразийский национализм // Наследие Чин-" гисхана. М., 2000.

316. Угроза «фашизации России»: мифы и реальность // Советская Россия. 1997. 29 мая.

317. Улюкаев А. Куда качнется маятник российских реформ? // Открытая политика. 1996. № 7—8.

318. Улюкаев А. Национальная идея, национальный интерес, национальная гордость // Русская мысль. 1999. 4 марта.

319. Устименко С., Иванов А. «Партия власти» в современной России: ретроспектива и перспектива // Власть. 2003. № 8.

320. Устрялов Н.В. В борьбе за Россию. Харбин, 1920.

321. Устрялов Н.В. Национал-большевизм. М., 2003.

322. Уткин А.И. Мировой порядок XXI века. М., 2002.

323. Фатющенко В.И: Русский мир в контексте мировых цивилизаций. М., 2009.

324. Федотова В.Г. Глобализация и российская идентичность' // Глобализация и перспективы современной цивилизации. М., 2005.

325. Федотова В.Г. Хорошее общество. М., 2005. Л

326. Флоровский Г.В. Из прошлого русской мысли. М., 1998.

327. Фролов А. Политические партии России: парадоксы выживания // Власть. 1998. № 10-11.

328. Хабермас Ю.В. В поисках национальной идентичности. Донецк,1999.

329. Хабермас Ю. Расколотый Запад. М., 2008.

330. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М., 2008.

331. Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности. М., 2004.

332. Хохлов И.И. Наднациональность в политике Европейского Союза. М., 2007.

333. Хюбнер К. Нация. М., 2001.

334. Ципко A.C. Россию пора доверить русским. Критика национального нигилизма российских либералов. М., 2003.

335. Ципко A.C. Почему я не демократ. Критика национального нигилизма российских либералов. М., 2005.

336. Ципко A.C. Ценности и борьба сознательного патриотизма. М.,2009.

337. Цыганков П.А. Российская идентичность и европейский порядок // Социально-политический журнал. 1996. № 6.3401 Цыцулин А. Многоликий русский патриотизм // Русское самосознание. 2000. № 7.

338. Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. М., 1991. Т. 1.

339. Чекалкин В. Коалиции и вторые президентские выборы в России // Власть. 1996. № 7.

340. Чекалкин В. Региональные праймериз третьих парламентских выборов // Власть. 1998. № 2.

341. Черноус В.В. Державный патриотизм в русском национальном самосознании // Жизнь национальностей. 1998. № 1-2.

342. Чеснокова Т., Черкесова Н. Россия DELETE? 2030 год: Глобальная схватка цивилизаций. М., 2007.

343. Шадже А.Ю. Формирование образа «мы — россияне» в российском регионе (к постановке проблемы). М., 2006.

344. Шаронов В.В. Основы социальной антропологии. СПб., 1997.

345. Шафаревич И.Р. Русский вопрос. М., 2003.

346. Шафаревич И.Р. Есть ли у России будущее? М., 1991.

347. Шафаревич И.Р. Русский народ на переломе тысячелетий. Бег наперегонки со смертью. М., 2000.

348. Шварцмантель Д. Идеология и политика. Харьков, 2010.

349. Шелов-Коведяев Ф. Равноправие. Либеральная национальная политика для России // Открытая политика. 1995. № 6.

350. Шепилов Д. Советский патриотизм // Советская Россия. 2002. 13 августа.

351. Шестопал Е. Итоги 1996 года: произошла ли смена политического стиля // Власть. 1997. № 3.

352. Шестопал Е.Б. Образ власти в России: желания и реальность (политико-психологический анализ) // Политические исследования. 1995. № 4.

353. Шмачкова Т.В. Мир политических партий // Политические исследования. 1992. № 1-2.

354. Шмелев И.С. Душа Родины: Рассказы. Воспоминания. Публицистика. М. Архангельск, 2007.

355. Электоральные процессы и власть в зеркале политологического анализа // Власть. 2003. № 4.

356. Юрьев А. Классификация партий по их политической аргументации // Власть. 1997. № 7.

357. Янов А.Л. От «патриотизма» к национальному самоуничтожению // Общественные науки и современность. 1998. № 6. г

358. Янов А.Л. Россия против России: Очерки истории русского национализма. 1825-1921. Новосибирск, 1999.

359. Kateb George. Patriotism and other mistakes / George Kateb. New Haven: Yale University Press, 2006.

360. Turner B. Democracy in One Country // European Journal of Social Theory. 2004. Vol. 7. № 3.

361. Viroli M. For Love of Country: an Essay on Patriotism and Nationalism / M. Viroli. Oxford: Clarendon Press; N. Y.: Oxford Univ. Press, 1995.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.