Патриотическое воспитание подрастающего поколения в истории отечественной педагогики ХI-ХХ вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Рождественская, Римма Леонидовна

  • Рождественская, Римма Леонидовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1997, Белгород
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 209
Рождественская, Римма Леонидовна. Патриотическое воспитание подрастающего поколения в истории отечественной педагогики ХI-ХХ вв.: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Белгород. 1997. 209 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Рождественская, Римма Леонидовна

ВВЕДЕНИЕ. С.

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ИДЕИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ (XI - начало XX в.в.)

1.1. Своеобразие патриотической идеи Древней Руси ( Х1-ХУП в.в.)

1.2. Нравственный идеал патриота - «истинного сына Отечества» в представлении русских просветителей второй половины XVIII века.

1.3. Общечеловеческое содержание идеи патриотического воспитания подрастающего поколения в философско-педагогическом наследии XIX -начала XX в.в.

ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ ИДЕИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЕЕ РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ (1917-1991 г.г.)

2.1. Социально-историческая обусловленность становления и развития основных идей и принципов советского социалистического патриотизма. С.

2.2. Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения в истории советской школы.

ГЛАВА 3. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИДЕИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ НОВОГО ЭТАПА РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ (1991 -1996 г.г.)

3.1. Деформации советского патриотизма и причины их возникновения.

3.2. Сущность государственно-патриотической идеологии как основы нового подхода к патриотическому воспитанию в современных условиях.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Патриотическое воспитание подрастающего поколения в истории отечественной педагогики ХI-ХХ вв.»

Переживая болезненный период духовного брожения, самопознания и самоопределения, переосмысливая свое прошлое, Россия ищет себя, ищет идеи, которые могли бы стать фундаментом ее новой государственности. Безусловно, нынешний период в общественном развитии нашей Родины - переломный. Поэтому, на наш взгляд, особую значимость приобретают прежде всего те идеи, которые обращены к Отечеству, связаны с патриотизмом. Наше государство должно быть способно в кратчайшее время преодолеть экономический хаос, царящий в обществе, разгул преступности и падение уровня жизни, разобщенность русского народа, его нравственную, умственную и духовную растерянность. Только любовь к Родине - основа основ, непреходящая общечеловеческая ценность, побуждающая человека испытывать возвышенные чувства и совершать благородные поступки, поможет найти нам пути выхода России из того всеобъемлющего кризиса, в котором она оказалась в последние годы.

Патриотизм представляет собой одну из наиболее сложных и противоречивых реалий современности. Достаточно сопоставить названия и стратегические цели программ ряда общественно-политических партий и движений, действующих в российском обществе, чтобы понять неоднозначность, альтернативность провозглашаемых патриотизмов и даже полную их несопоставимость, исходящих из своего собственного понимания «блага» отечества и его будущего «образа». На сегодняшний день, пожалуй, не осталось ни одного политика, не заявлявшего громогласно и публично о своем самом искреннем, глубоком и пламенном патриотизме.

В последние годы часто повторяли афоризм о том, что «патриотизм- последнее прибежище негодяев», пытаясь представить его как весьма сомнительную вещь, за которую хватаются именно негодяи. Приписывая это высказывание великому русскому писателю J1.H. Толстому, всевозможные «правозащитники» и «демократы» усиленно используют его в целях пропагандистской обработки сознания россиян, особенно молодежи, ставя под сомнение тем самым многие такие жизненно важные нравственные ценности, как коллективизм, солидарность, долг, честь, совесть, справедливость, трудолюбие, бескорыстие, взаимопомощь, которые составляют национальное кредо каждого народа, наполняя патриотизм общечеловеческим содержанием. Между тем, афоризм принадлежит выдающемуся английскому публицисту и мыслителю XVIII века Сэмуэлю Джонсону и содержит в себе отнюдь не осуждение и не хулу патриотизму, а, напротив, осуждение негодяйства и негодяев, которые, напакостив, как только могли, своему родному отечеству, затем объявляют, что хотели, как лучше, что стремились к пользе Отечества, что действовали из любви к нему и побуждений самых патриотических.

Отсюда представляется существенно необходимым определить истинное конструктивное и исторически оправданное духовное содержание понятия «патриотизм», неотъемлемой частью которого являются патриотические чувства и идеи. О необходимости такого анализа говорил в свое время Н.Г. Чернышевский: «Как все высокие слова, как любовь, добродетель, слава, истина, слово «патриотизм» иногда употребляется во зло непонимающими его людьми для обозначения вещей, не имеющих ничего общего с истинным патриотизмом, употребляя священное слово «патриотизм», часто бывает необходимо определить, что именно мы хотим разуметь под ним» (Чернышевский: 1950, 575).

Такая задача является актуальной в каждый исторический период. Важна она и на нынешнем этапе, в условиях становления новой российской государственности, когда наблюдается многообразие видов патриотической идеи и патриотического действия. Считаем, что наиболее эффективным средством консолидации и согласования интересов различных социальных групп и политических партий и движений в современных условиях может стать именно нравственное содержание патриотизма, его связь с общечеловеческими ценностями.

С возникновением в нашем обществе новой социальной ситуации, когда устарели прежние конкретные подходы к патриотизму, возникла острая необходимость внести определенные коррективы в постановку патриотического воспитания подрастающего поколения с целью преодоления его деформаций, избавления от политических наслоений и формализма. Серьезным препятствием на пути научной разработки этой проблемы явилась утвердившаяся в прошлом идеологизированная трактовка советского патриотизма, которая была сформулирована в соответствии с государственными программами и господствующей идеологией. Все известные нам постановления советского правительства в области культуры и народного образования являлись мощным идеологическим и организационным стимулом для развития школы и педагогической мысли. Каждое такое постановление воспринималось как документ «исторического значения», и таковым по сути и было, ибо вслед за ним всегда начинались кардинальные перемены. Поэтому мы посчитали невозможным обойтись без объективного их анализа в исследовании содержания патриотической идеи в советский период.

Уровень разработанности отдельных педагогических и историко-педагогических сторон развития патриотического воспитания создает серьезную базу для изучения педагогического аспекта идеи патриотического воспитания, поскольку появляется возможность охватить рамками одного исследования эволюцию идеи в историко-педагогическом процессе не только при помощи первоисточников, но и введения в ретроспективный анализ выводов и положений, полученных другими исследователями в работах по истории педагогики и теории воспитания.

Значительный интерес представляет собой гуманистический потенциал патриотизма, который к сожалению, в условиях административно-командной системы был отодвинут на второй план. Поэтому в период нынешнего этапа гуманизации нашего общества, перестройки всей системы воспитания, нам представляется важным обобщить накопленный опыт, использовать все ценное, наработанное в истории педагогической мысли России, и в то же время выявить недостатки и просчеты, которые порождались условиями своего времени.

Осуществляя историко-педагогический подход к исследованию указанной проблемы, мы опирались на работы по истории школы и педагогической мысли Н.К.Гончарова, И.АКаирова, Н.А.Константинова, Н.П.Кузина, М.Н.Колмаковой, Т.Д.Корнейчик, Ф.Ф.Королева, Е.Н.Медынского, Э.И.Моносзона, З.И. Равкина, М.Ф. Шабаевой и др. При этом были приняты во внимание выводы философа Э.В. Ильенкова о необходимости изучения прошлого и его иллюзий «не только со стороны его плюсов, но и со стороны неразрывно связанных с ними минусов», исследовать прошлое, не идеализируя его. (Ильенков: 1968, 57)

Актуальность исследования усиливается и новым этапом в педагогической науке, объективно-исторической переоценкой взглядов, сложившихся в истории педагогики на проблемы воспитания. В этой связи большой интерес для нашего исследования представляют вышедшие совсем недавно учебные пособия по истории отечественной педагогики и школы, рассматривающие послеоктябрьский период их развития. Это работы И.И.Августевич («История школы и педагогики России 1917-1992гг.».-М.-Б., 1994), Ф.А. Фрадкина, М.Г. Плоховой, Е.Г. Осовского («Лекции по истории отечественной педагогики» -М., 1995). Авторам удалось по-новому подойти к истолкованию и оценке событий недавнего педагогического прошлого.

Полнее и объективнее представить советский период истории отечественного образования как неоднозначный и неединообразный позволил нам учебник-справочник В.Г.Пряниковой и З.И.Равкина («История образования и педагогической мысли». -М., 1995), где авторы в более или менее целостном виде излагают мировой процесс исторического развития образования и педагогической мысли в их важнейших чертах и направлениях.

Злободневные и острые вопросы о патриотизме, о месте его идей в истории русской гуманистической мысли, в духовном развитии России, встающие сегодня перед каждым учителем и воспитателем, можно решить, лишь зная и используя в работе весь опыт великого творческого наследия наших предков. Только с возвращения памяти прошлого можно начать поиск пути в будущее. Отсюда повышенное внимание к идеям русских мыслителей - это, пожалуй, не просто дань действительной истории, несправедливо подвергшейся забвению в предшествующие десятилетия, но прежде всего стремление к становлению преемственности в духовных основах нашего развития, к укреплению традиций в культуре российского народа, к повышению национального самосознания, укорененного в общечеловеческих ценностях. Нельзя не согласиться со словами П.В.Алексеева, что если сейчас не заложить в фундамент нового поколения общечеловеческих понятий о духовности и нравственности, не связать настоящее с историческим, то можно оказаться на обочине мировой цивилизации. (Педагогическое наследие.: 1993,5). Особенность русской гуманистической мысли заключается прежде всего в том, что она ориентирована на человека, который рассматривался обычно не как отдельно существующая особь, самодовлеющая в своем противопоставлении другим людям, а как сопричастная, «соприродная» с ними. (Из истории.:1993,4)Издавна на Руси проявляли особый интерес к внутреннему миру человека, его душе, совестливости, состраданию. Для русской гуманистической мысли в большей мере характерна нравственная выверенность, которую нельзя свести к простому морализированию, ибо это исключено, потому что в поисках оптимального соотношения действительного и желаемого прослеживается тот нравственный идеал, к которому всегда стремились наши предки.

Личность и народ, свобода и нравственность рассматривались русскими мыслителями в неразрывной связи с понятием Отечества. Глубокие раздумья об исторической судьбе России, страдания которой они переживали как свои собственные, патриотическая любовь к ней обретают высший социально-философский и нравственный смысл: «. мы должны творить конкретную русскую жизнь, ни на что не похожую, а не отвлеченные социальные и моральные категории. Вся жизнь наша должна быть ориентирована на конкретных идеях нации и личности, а не на абстрактных идеях класса и человечества. Судьба России бесконечно дороже судьбы классов и партий, доктрин и учений » (Бердяев : 1990,89). Так писал НА. Бердяев - один из наиболее ярких представителей течения русской гуманистической мысли, который любил свою родину во всех ее противоречиях, с ее грехами и недостатками.

Сегодня настало время открыто сказать о поучительности философских и педагогических раздумий минувших столетий. Вдумываясь в пережитое нами в последние годы, мы осознали главное - путь, которым до сих пор шло наше общество, привел нас в тупик. Именно сегодня, как никогда, философская логика, работа мысли в ключе М.В. Ломоносова, В.Н.Татищева, АД.Кантемира, М.М.Щербатова, Н.И.Новикова, А.Ф.Бестужева, АН.Радищева, В.В.Попугаева, И.П.Пнина, В.Г. Белинского, П.Я. Чаадаева, К.С.Аксакова, АС.Хомякова, АИ.Герцена, Н.Г.Чернышевского, Ф.М.Достоевского, В.С.Соловьева, Н.И.Бердяева, ИАИльина, Г.П. Федотова - вот условие, без которого невозможно творческое, освобождающее, исторически значимое преодоление современных нравственных перипетий.

Пришло время подводить итоги культурному достоянию, русской духовной и творческой традиции. Подводить итоги не для того, чтобы хоронить или ставить на полку в музей старинных отживших культур, а чтобы питать и вдохновлять жизнь: готовить новую восстановленную, свободную жизнь в освобожденной России. История устремлена вперед: то молодое поколение, на ответственности которого лежит строительство будущего. должно, однако, строить его, вдохновляясь из того лучшего, чем веками жил и питался духовно русский народ, из его духовных сокровищ, из того, что выше народа и народного, но чем живет народ и душа его, - из Источников Высшей Жизни.», - писал Н.ААрсеньев, отметив, что в Советской России эта преемственность была «насильно извне нарушена наложенным на народ ярмом рабства и беззакония, которого история еще не видела, ибо это рабство также и духовное, убивающее совесть и живую сущность человека или во всяком случае, стремящееся убить их». (Арсеньев: 1992, 7-8)

О практической значимости идей, об их безусловной ценности в общественном развитии говорил В.Г. Белинский: «Над обществом имеют прочную власть только идеи, а не слова, свойство же и существенное отличие идеи от всего, что не есть идея, состоит в том, что она движется, идет вперед, -словом развивается». (Белинский: 1982, 149) Советская историко-педагогическая литература располагает целым рядом работ по истории идей, дающих возможность проследить их развитие с древнейших времен до начала 90-х г.г. нашего столетия. (В.К.Бобровникова, И.А.Деревцов, Е.И.Зейлигер-Рубинштейн, Ф.Ф. Королев, Л.АЛеревалова, М.Я.Поляков, Ф.Ф. Сетин, М.В.Соколов, Б.М.Теплов, И.Ф. Харламов)

Проблема отношения к Родине, духовной сущности патриотизма, со всей актуальностью проявившаяся и волнующая в настоящее время педагогов, философов, социологов, не нова. Всесторонне рассмотренная еще два столетия назад А.Н.Радищевым («Беседа о том, что есть сын Отечества», «Житие Федора Васильевича Ушакова», «Путешествие из Петербурга в

Москву»), подхваченная Н.М.Карамзиным («О любви к Отечеству и народной гордости»), А.Ф.Афтонасьевым («Мысли о воспитании»), ААМусиным-Пушкиным («О космополитизме нашей школы»), В.Г. Белинским («О детских книгах», «Стихотворения Лермонтова» и др.), В.Н. Сорокой-Росинским («Путь русской национальной школы», «Национальное и героическое в воспитании»), эта проблема была продолжена в многочисленных трудах блистательных мыслителей XX века (В.С.Соловьев, Н.И.Бердяев, ИАИльин, Г.П.Федотов и др.).

Замечательный русский философ И.А.Ильин отмечал: «Родина есть духовная реальность, чтобы найти ее и узнать, человеку нужна личная духовность. Это просто и ясно: родина воспринимается живым и непосредственным духовным опытом: человек совсем лишенный его, будет лишен и патриотизма». (Ильин: 1993,223)

Обращение к духовному наследию прошлого, возрождение и воссоздание его в общеобразовательном процессе, предоставление возможности подрастающему поколению глубже прочувствовать наши национальные достоинства, возвращение к проверенным веками основам русского душевного склада, осмысление того, что Россия - это особая, уникальная часть мирового сообщества, объединившая в себе самые разные народы и этносы - вот, по всей видимости, путь к укреплению нравственного отношения человека к своему Отечеству, который поможет нам найти последовательное и основательное приобщение к родной культуре, к гуманистической мысли национальных гениев.

Изучение теоретических воззрений отечественных мыслителей позволило нам проследить эволюцию развития идеи патриотического воспитания подрастающего поколения, приведшую к его сегодняшнему состоянию, и в целях нашего собственного духовного развития определить те стержневые ориентиры в воспитании личности патриота, которые позволят молодому поколению россиян прочувствовать всю прелесть и полноту патриотического мироощущения.

В настоящее время, когда в современном обществе легко просматривается затухающее чувство любви к Родине, отступничество от России, антипатриотизм (Гончаров: 1994, 6), наблюдается процесс «размывания» понятия истинного патриотизма (Валеев: 1992, 2), считаем вполне обоснованным выбор темы нашего исследования, ориентирующегося на использование идей русской гуманистической мысли в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Необходимость обращения в современных условиях к оригинальной и творческой русской гуманистической мысли связана и с тем, чтобы помочь молодому поколению, говоря словами Г.П.Федотова, «обрести потерянную духовную родину» (России.: 1990, 448), найти новые источники патриотического воспитания с учетом гуманистических тенденций в развитии личности.

Обратившись к теоретическому анализу исследований по проблеме патриотического воспитания, мы пришли к выводу о том, что круг вопросов, изучавшихся их авторами, достаточно широк и разнообразен, представляет собой определенную систему. Так, изучались содержание, принципы и методы воспитания патриотизма (Н.И.Бодцырев, Н.Г.Базилевич, И.П. Егоров, В.И.Куфаев, В.А.Сухомлинский, МАТерентий, А.В. Янковская и др.); исследовалась сущность патриотического воспитания, пути и средства формирования патриотических убеждений в учебно-воспитательном процессе и во внеклассной деятельности (Е.А.Голант, Ш.И.Ганелин, И.М.Дуранов, Г.Н.Каиров, Л.Г.Кощуг, А.З.Лешинская, И.С.Марьенко, И.Т.Огородников, О.А.Павленко, Л.А.Саклешина, А.Д.Солдатенков, П.Н.Шимбирев, Г.И.Щукина и др.); раскрывались особенности воспитания патриотизма на различных возрастных и исторических этапах (Е.И.Альтов, С.Я.Батышев, Л.Р.Болотина, А.Н.Веселов, Л.П.Вягина, Г.Н.Волков, Р.Г.Гусейнов, Г.А.Дружинина, А.Ф.Ильтенбаев, Г.К.Королевич, П.Ф.Лукин, Л.И.Мищенко, В.М.Малиновская, И.Ш.Ослянский, Е.Г.Осовский,

ВАСластенин, Ю.П.Сокольников, С.С.Ткачев, В.Ф.Фарфоровский, Ф.И.Хвалов и др.).

Однако исследования, выполненные учеными на определенном этапе исторического развития нашего общества, были результатом своего времени и отражали его потребности: с одной стороны, наличие сильной идеологической доминанты, автоматически смещавшей акцент с личности патриота на политизированные мероприятия, и с другой - недостаточное внимание к национально-культурным и социально-историческим ценностям.

Не будет преувеличением сказать, что на характере научных работ по проблеме патриотического воспитания отразилась и политическая ситуация, имевшая место в мире (тотальная гонка вооружений, а вместе с ней разработка идеологических доктрин, направленных на укрепление обороноспособности государств, в частности, сверхдержав), многие педагогические исследования носили военно-ориентировочную направленность.

Изучение монографий и публикаций периодической печати последних лет показало, что в них отчетливо прослеживаются новые тенденции как в постановке общих теоретических проблем воспитания и практической их реализации, так и проблем, связанных с патриотическим воспитанием подрастающего поколения.

В исследованиях Г.Ж.Асылхановой, Л.А.Алыпевской, М.К.Андреевой, С.М.Ахмедова, Э.Р.Багдасарова, Е.Д.Варнаковой, И.И. Валеева, Х.Х. Галимовой, Л.В. Кузнецовой, О.В.Лебедевой, ГАЛогвиненко и др., а также в публикациях Е.В.Бондаревской, О.С.Газман, В.В. Давыдова, А.Л. Зубайраева, ВАКараковского, М.В.Кабатченко, Б.Т.Лихачева, Д.С.Лихачева, АВ.Мудрик, С.В.Мягченкова, ЛАРадзиховского, Э.С.Соколовой, Г.Н.Филонова, С.В.Черенкова и др., раскрываются особенности нового формирующего направления общей педагогической теории и практики, которое предусматривает среди своих задач воспитание, базирующееся на общечеловеческих, национально-культурных ценностях; обосновывается гуманистическая направленность культурологического личностно ориентированного образовательного процесса; определяются пути национального самоопределения русской школы, в основу которой положена Русская идея с ярко выраженной патриотической доминантой (Е.П.Белозерцев, В.Н.Ганичев, И.Ф.Гончаров, В.Ю.Троицкий, В.Д.Шадриков и др.).

Характерной чертой педагогических работ последних лет является приоритетное признание личности ребенка абсолютной ценностью воспитания. Выдвинуты принципиально новые основы взаимодействия социальных условий с формированием личности, предполагающие приоритет общегуманистической идеи, позволяющие преодолеть отношение к ребенку как к «винтику» воспитательной системы. Важным результатом ориентации воспитания является суверенная личность, воплощающая в себе не только совокупность общественных отношений, но все богатство своих индивидуальных черт. (Воспитание гражданина.: 1990, 7)

Учитывая изложенные выше аргументы, считаем необходимым использование в обновленном подходе к патриотическому воспитанию трудов современных философов, раскрывающих сущность таких понятий и категорий, как культура, нравственность, ценности, гуманизм, человеческая деятельность (С.Ф.Анисимов, Г.С.Батищев, В.С.Библер, М.Н.Громов,

A.Г.Здравомыслов, Э.В.Ильенков, С.Н.Иконникова, М.С.Каган,

B.А.Лекторский, Ю.В.Согомонов, И.Т. Фролов, Н.З.Чавчавадзе, В.Ф. Черноволенко, В.А.Ядов и др.).

Принимая во внимание недостаточную разработанность проблемы патриотического воспитания в сфере национального самосознания, российского менталитета, русского духа, приведшую к недооценке древнейшей идеи воспитания, к ее забвению или неполному использованию в педагогической теории и практике воспитания гражданина своего

Отечества, считаем, что для выработки единого подхода к понятию «патриотическое воспитание» в условиях становления новой российской государственности необходимо выявить закономерности и тенденции его развития, характерные для отечественной культурно-педагогической традиции, с тем, чтобы в соответствии с их содержанием подойти к решению поставленной проблемы с точки зрения новых теоретических положений, имеющих методологический смысл. Это решение, на наш взгляд, связано с выделением идеи патриотического воспитания как одного из основополагающих компонентов теории воспитания.

Целью настоящего исследования является теоретический анализ развития концептуальных положений идеи патриотического воспитания в истории отечественной педагогической науки.

Объект исследования - генезис теории воспитания личности в отечественной педагогике.

Предмет исследования - эволюция идеи патриотического воспитания.

Перед настоящим исследованием не ставилась задача дать исчерпывающий анализ развития идеи патриотического воспитания, т.к. для ее изучения был избран тот круг авторов и их сочинений, в котором идея воспитания личности патриота нашла свое наиболее яркое отражение и способствовала систематизации и обобщению знаний о ее сущности на каждом историческом этапе развития отечественной педагогической мысли.

Гипотеза исследования : историко-педагогический процесс развития патриотической идеи отражает объективную необходимость утверждения в сознании подрастающего поколения коренного значения исторических связей с предшествующей жизнью России, своего народа, организацию воспитания патриота на духовно-национальных началах, на принципах органического восприятия высоких патриотических идей, берущих свое начало в глубине веков и составляющих основы русского национального самосознания.

Исходя из степени разработанности изучаемой проблемы, автор ставит следующие задачи:

1.Определить признаки патриотической идеи и ее особенности в контексте древнерусской педагогики.

2.Исследовать ведущие факторы развития патриотической идеи в отечественном философско-педагогическом наследии XVIII - XIX в.в.

3. Раскрыть сущность идеи патриотического воспитания, закономерности и тенденции ее эволюции в истории школы и педагогики России советского периода, а также охарактеризовать ее достижения и недостатки согласно их социально-исторической детерминированности.

4. Выявить особенности отражения идей патриотического воспитания в современной педагогической теории и практике.

Методологической и теоретической основой исследования является признание философского и гносеологического плюрализма; реализация принципов диалектического развития, историзма, единства исторического и логического, связи исторического с современностью; фундаментальные философско-психологические положения культурно-исторической теории формирования и развития личности, теория деятельности Л.С.Выготского; учение о социальных функциях воспитания и рассмотрение педагогических явлений согласно их социально-исторической детерминированности; общественно-государственные требования, ориентирующие теорию и практику воспитания на личностно-деятельностный подход в процессе формирования общественно и личностно значимых качеств, на необходимость развития и обогащения национальной культуры, традиций и языка каждого народа и формирование на этой основе национального самосознания. При изучении темы мы базировались на историко-культурном, системно-структурном и комплексном подходах изучения историко-педагогических явлений и фактов.

Цель и задачи диссертационной работы, методологические принципы исследования определили следующие подходы к выбору источников:

- изучение трудов представителей различных направлений и течений общественно-педагогической мысли России, в которых идея патриотического воспитания нашла свое наиболее яркое отражение;

- широкое использование материалов и выводов об истории развития проблемы патриотического воспитания, полученных другими исследователями;

- анализ памятников древнерусской культуры;

- привлечение материалов по теории педагогики и воспитательной практики, опубликованных в педагогических журналах «Прибавление к «Московским ведомостям», «Трутень», «Народное просвещение», «Свободное воспитание и свободная школа», «Советская педагогика», «Народное образование», «Воспитание школьников», «Свободное воспитание», «Педагогика», «Вестник высшей школы», в современных общественно-политических и литературно-художественных журналах «Наш современник», «Москва», «Октябрь», «Свободная мысль», а также использование материалов центральной и местной печати; при проведении исследования активно использовались историографические обзоры систематизированных библиографических указателей, составленных Э.Д.Днепровым, А.И.Пискуновым, анталогии педагогической мысли России.

Проблемный характер исследования, его цель и задачи определили выбор методов исследования, среди которых значительная роль отведена различным видам анализа: историческому, аналитическому, сравнительному (сопоставление и противопоставление). Это продиктовано необходимостью проследить за развитием и использованием идеи патриотического воспитания в различные исторические периоды российского государства, критически подойти к рассматриваемой проблеме. Привлечение к анализу парных философских категорий возможного и действительного при определении содержания патриотического воспитания способствовало отражению противоречий между ожидаемыми и реальными результатами воспитательной деятельности. Существенная роль принадлежит методам систематизации, обобщения, интерпретации, экстраполяции, использованных нами для работы над научной информацией, изложенной в других исследованиях с целью получения целостного представления об эволюции патриотического воспитания.

Исследовательская работа проводилась в три этапа:

На первом этапе (1991-1993 г.г.) были определены цель, объект, предмет, методология исследования, изучались теория и история проблемы, составлялась программа исследования и определялись исходные теоретические позиции; собирались документальные и литературные материалы.

На втором этапе (1993-1995 г.г.) осуществлялся глубокий системно-структурный анализ собранного материала, его критическое осмысление, оценка, характеристика. Продолжалось изучение библиографических источников. Было начато литературное оформление глав и апробация.

На третьем этапе (1995-1996 г.г. ) проводился теоретический анализ, обобщение и систематизация накопленных материалов, их обработка и апробация, формулировались выводы. Завершено литературное оформление диссертации.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается исходными методологическими позициями автора, обоснованностью выбора комплекса методов исследования, разнообразием привлеченных источников, опорой на научные труды по педагогике, истории, философии, проверкой и взаимопроверкой получаемых знаний об объекте изучения по ходу исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость заключается в следующем: 1) эволюция идеи патриотического воспитания впервые представлена как предмет специального изучения, сделана попытка определить основные концептуальные положения теории патриотического воспитания: выявлены ее источники, сущность и признаки теоретико-педагогических разработок исследуемой идеи в отечественной педагогике;

2) рассматриваются факторы, влияющие на развитие идеи патриотического воспитания, закономерности и тенденции ее эволюции;

3) обоснованы особенности теоретического развития идеи патриотического воспитания в современной отечественной педагогике;

4) использован сравнительный анализ для изучения историко-педагогических процессов, введены новые источники, систематизированы и обобщены исследования по проблеме патриотического воспитания, проведенные ранее.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в связи с пересмотром идеологических ориентиров, постановкой новых целей воспитания различных общественных воспитательных институтов настоящее исследование может быть использовано как исходная база для разработки целостной теории и методики патриотического воспитания в современных условиях. Материалы и выводы исследования могут быть использованы в практике обучения и воспитания в школах, гимназиях, лицеях; включены в чтение курсов лекций по теории и истории педагогики для студентов педколледжей и вузов, при составлении учебных методических рекомендаций, при повышении квалификации учебных заведений в ИУУ.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации докладывались на Всероссийских научно-практических конференциях (КГПИ, 1994 г.; КГПУ, 1995 г.; КГПУ, 1997 г.), научных конференциях БГПУ (1995, 1996 г.) Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики КГПУ ( 1995, 1996, 1997 г.г.).

На защиту выносятся выявленные в результате проведенного исследования основные концептуальные положения теоретических разработок идеи патриотического воспитания в отечественной педагогике:

1. Развитие идеи патриотического воспитания подрастающего поколения на разных этапах ее истории обуславливалось политическими, социально-экономическими и психолого-педагогическими условиями и факторами.

2. Теоретические разработки идеи патриотического воспитания позволяют рассматривать ее как цель нравственного воспитания личности.

3. Сущность идеи патриотического воспитания состоит в необходимости целенаправленного воспитания личности в интересах общества и правового демократического государства.

4. Возрастание в духовной жизни общества приоритета общечеловеческих ценностей усиливает гуманистическую направленность в постановке как общих вопросов воспитания, так и патриотического в частности, и способствует устранению догматической идеологии в воспитательной деятельности социальных институтов.

5. Стремление к национальной самоидентификации, характерное для всего периода постсоветского времени, обязывает считаться с национально-культурными и нравственными традициями, сформированными на протяжении тысячелетней истории Отечества, и непременно учитывать их в системе патриотического воспитания подрастающего поколения в условиях нового этапа российской государственности.

Цели и задачи исследования определили структуру диссертационной работы, состоящей из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Рождественская, Римма Леонидовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проделанное исторнко-педагогическое исследование позволило разрешить проблему, заключающуюся в необходимости получения знаний об идее патриотического воспитания с целью ее использования в современной теории и практике. Выдвинутые в исследовании положения, имеющие методологический смысл, основанные на теоретических разработках русской гуманистической мысли, на наш взгляд, могут войти необходимым элементом в содержание современной концепции патриотического воспитания подрастающего поколения россиян и приблизиться к практическому решению проблемы - определить место, объем, последовательность введения в учебно-воспитательный процесс патриотических идей, составляющих основы русского национального самосознания.

Не претендуя на исчерпывающий охват проблемы, в настоящей работе мы постарались сфокусировать внимание на общих идеях, идущих из глубины веков, которые помогут сконцентрироваться на нравственном содержании патриотизма, тесно связанном с общечеловеческими ценностями.

Отечественная культурно-педагогическая традиция свидетельствует о том, что значительное влияние на эволюцию рассматриваемой идеи оказал общепризнанный воспитательный идеал, который рельефно прослеживается с древнейших времен. В его основе лежат этические парадигмы, содержащие в сущности установку на то, чтобы воспитанник, во-первых, был человеком и гражданином, во-вторых, следовал моральным заповедям человеческого общежития, в-третьих, ценил труд, в-четвертых, умел согласовывать стремление к личному благу с благом общественным. Представления о воспитании в отечественной педагогике всегда связывались прежде всего с идеями служения Отечеству и личной свободы воспитуемых.

Исследование показало, что развитие идеи патриотического воспитания определялось, в первую очередь, событиями социально-политической жизни страны, а также проблемами взаимоотношения верховной (государственной) власти и общества.

Изменчивость социально-политических и идеологических процессов непременно сказывалась на социальном содержании целей патриотического воспитания, одновременно предъявляя требования к необходимому идеалу патриота в исторически оформленных границах. Так, обострение противоречий между различными социальными слоями общества в XVIII -XIX в.в. способствовало формированию идеала «истинного сына Отечества» -человека-борца за установление справедливого общественного строя, а с утверждением политической власти партии большевиков в 1917 году воспитание получило направленность на идеал всесторонне гармонически развитой личности, обладающей качествами коммуниста - «коммунистический идеал». Проблема формирования личности гражданина своего Отечества, патриота, в советский период сводилась в основном к политическим задачам воспитания и только по мере демократизации общественной жизни стала рассматриваться в общечеловеческом аспекте нравственного развития личности.

Мы не ставили перед собой задачи специального изучения средств достижения цели и задач патриотического воспитания подрастающего поколения в современных условиях. Однако материалы историко-педагогического исследования развития идеи патриотического воспитания отчетливо указывают на необходимость утверждения в сознании учащихся коренного значения исторических связей с предшествующей жизнью России, своего народа. В связи с этим, организация обучения и воспитания на духовно- национальных началах, на принципах органического восприятия высоких идей любви к Отечеству, а также утверждение гуманистического сознания по отношению к другим народам и ко всему человечеству в целом является непременным условием формирования корректного мышления личности патриота. Вместе с тем, знание и понимание, осознание причин возникновения исторически сложившихся патриотических идей поможет молодому поколению россиян обрести потерянное чувство национального достоинства, на необходимость которого настойчиво указывали отечественные педагоги и философы. Вот как об этом писал И.А.Ильин: «Русский ребенок должен с самого начала почувствовать и понять, что он славянин, сын великого славянского племени и в то же время сын великого русского народа, имеющего за собою величавую и трагическую историю, перенесшего великие страдания и крушения и выходившего из них не раз к подъему и расцвету. Необходимо пробудить в ребенке уверенность, что история русского народа есть живая сокровищница, источник живого научения мудрости и силы. Преподаватель истории не должен скрывать от ученика слабых сторон национального характера, но в то же время должен указывать ему все источники национальной силы и славы.Становясь между прошедшим и будущим своего народа, должен сам видеть его судьбу, разуметь его путь, любить его и верить в его призвание.» (Ильин : 1993а, 239-240).

Великие русские педагоги, писатели, общественные деятели всегда боролись за подлинно русскую школу, выступали против жалкого подражательства, низкопоклонства, ратовали за воспитание высокого национального достоинства, благородного и добродетельного человека Отечества.

К сожалению, те деформации патриотизма, с которыми мы столкнулись в постсоветское время, есть результат забвения и утраты святости исторических традиций, духовного подвижничества в лице выдающихся людей своего времени, русской народности, гуманности, свободомыслия. В современном обществе сформировался массовый человек, утерявший черты национальной самобытности.

В решительном преодолении прежнего дегуманизированного в основном подхода к патриотическому воспитанию, полностью подчиненного идеологическим установкам тоталитарного государства, выработалось ничем не оправданное, отрицательное отношение к таким понятиям, как «Родина», «Отечество», «патриотизм». Учитывая данные обстоятельства, считаем, что важнейшая особенность использования идеи патриотического воспитания в кризисных условиях общественного развития - сохранение положительного. Последнее возможно при условии целенаправленной государственной поддержке исторически сложившихся духовных ценностей, бережного отношения и использования гуманистического потенциала патриотической идеи, берущей истоки в древнерусской культуре, без которого немыслимо полное возрождение истинного смысла патриотического воспитания и соответственно освобождение от позднейших его деформаций.

Результаты проведенного исследования позволили сформулировать следующие выводы:

1. Изучение развития идеи патриотического воспитания в целях его совершенствования и наполнения новым содержанием диктуется современными процессами развития общества и педагогической мысли.

2. Исторический опыт развития идеи патриотического воспитания показывает, что данному процессу свойственны изменчивость и постоянное его обновление, т.к. непосредственная связь с общественной идеологией заставляет пересматривать имеющиеся взгляды, существенно меняя методологические позиции.

3. В результате изучения историко-педагогического развития идеи патриотического воспитания автором получен убедительный материал, показывающий, что патриотическое воспитание становится устойчивым процессом, если неразрывно связано с национальными особенностями развития общества. Индивидуальный путь развития государств настолько уникален и своеобразен, что организация воспитания подрастающих поколений невозможна без учета этого своеобразия. Историко-педагогический опыт развития идеи патриотического воспитания показывает, что становление полноценной личности может осуществляться только в горниле национального воспитания. Об этом не раз писали отечественные мыслители, разъясняли, чем чреват путь копирования чужого опыта, слепого подражания Западу. Только идя по пути самобытного развития многонациональное российское государство может обеспечить плодотворный творческий расцвет ее народов, ибо не может быть самобытности без национального своеобразия, опирающегося на национальные начала.

4. Материалы историко-педагогического изучения развития патриотической идеи отчетливо показывают необходимость активного использования главного средства - просвещения. В этом отношении особая роль принадлежит гуманитарной стороне образовательного процесса, которая становится определяющим направлением развития современной школы.

5. Присущие каждому народу самобытность, его культурное своеобразие должны быть обязательным компонентом каждого этапа школьного образования.

6. Исследование показало, что использование принципа историзма позволило нам не только проследить генезис исторически выработанных взглядов на идею патриотического воспитания подрастающих поколений, но и способствовало прогнозированию тенденций дальнейшего развития теории патриотического воспитания.

7. На основе проведенного исследования, считаем, что на современном этапе патриотическое воспитание подрастающих поколений должно рассматриваться как составная часть, как одно из полноправных направлений в школьном воспитательном процессе.

8. Проделанная в ходе нашего исследования работа по выяснению направления и путей патриотического воспитания подрастающего поколения, а также материалы изучения особенностей патриотического воспитания в современных условиях могут стать исходным пунктом решения многих проблем воспитания в целостной системе духовной жизни общества и служить основой для дальнейшей исследовательской и опытно-экспериментальной работы по определению задач патриотического воспитания для конкретных возрастных групп.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Рождественская, Римма Леонидовна, 1997 год

1. Абдулатипов Р.Г. Человек, нация, общество М.: Политиздат, 1991. - 222с.

2. Августевич И.И. История школы и педагогики России 1917- 1992 г.г.: Учеб.пособие. Москва - Белгород, 1994. - 105 с.

3. Агаев А.Г. Патриотизм и интернационализм советского человека .- М.: Сов.Россия, 1975.-350 с.

4. Аксаков К.С., Аксаков И.С. Литературная критика. М.: Современник, 1982.-383 с.

5. Аксючитц В. «Бог и отечество формула Русской идеи»// Москва. 1994.-N 1. - С. 120-127.

6. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988.-253 с.

7. Анисов М.И. Источники изучения истории педагогики в России: Учеб,-метод. пос. для пед. ин-тов./ Моск.гос.заочн.пед.ин-т. М.: Б.и., 1991. - 196 с.

8. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV XVII в.в./ АПНСССР - М.: Педагогика, 1985,- 367 с.

9. Антология педагогической мысли России первой половины XIX века' АПНСССР М.: Педагогика, 1987.-558 с.

10. Арсеньев Н.С. Из русской культурной и творческой традиции. London : Overseas Publications Interhanqe Ltd, 1992. - 302 с.

11. Архив Минпроса РСФСР, Ф. ГУСа, д.6.

12. Базилевич Н.Г. Проблема патриотического воспитания младших школьников в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского. Дисс. .канд.пед.наук. Киев, 1985. 208 с.

13. Баруздин С. Выступление на пленуме Союза писателей СССР//

14. Литературная газета. 1988. N 10. - С. 4.

15. Белинский В.Г. Статьи и рецензии 1841 1844 // Полн.собр.соч.: В 13-ти т. - М.: Изд-во Акад.наук СССР, 1954. - Т. 5. - 863 с.

16. Белинский В.Г. Статьи о Пушкине (1843 -1846 г.г.)// Полн. собр.соч.: В 13-ти т. М.: Изд-во Акад.наук СССР, 1955. - Т.7. - С. 97-579.

17. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982.-287 с.

18. Бердяев Н.А. Судьба России: опыты по психологии войны и национальности. М.: Мысль, 1990. - 240 с.

19. Берков П.Н. Александр Петрович Сумароков (1717 -1777). Л,- М.: Искусство, 1949. - 100 с.

20. Блонский П.П. Задачи и методы новой школы. М.: Задруга, 1918. - 173с.

21. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. М.: Изд-во АПНСССР, 1961 -695 с.

22. Блонский П.П. Гражданское или человеческое воспитание // Своб.воспитание и своб.школа. 1918. N 4-5. - С. 79-87.

23. Бобровникова В.К. Педагогические идеи и деятельность Ломоносова. -М.: Изд-во пед.наук РСФСР, 1961. 183 с.

24. Болдырев Н.И. О воспитании советского патриотизма / Сов. педагогика. 1939.-N1.-С. 6.

25. Болдырев Н.И. Общественно полезный труд важнейший фактор воспитания//Сов. педагогика. 1956.-N6.-C.41.

26. Болдырев Н.И. Торжество ленинских принципов коммунистического воспитания// Сов. педагогика. 1957. N 11. - С. 21.

27. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания// Педагогика. 1995. N.4. - С. 29-35.

28. Борисов Н.С., Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Ключ к истории Отечества: Пос. для абит- в. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995. - 192 с.

29. Бык А.С. Воспитание гражданственности старшеклассников в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского. Дисс. .канд.пед.наук. Киев, 1985.-208 с.

30. Валеев И.И. Самоуправление как средство эффективности патриотического воспитания. Автореф. дисс. .канд.пед.наук. М., 1992. - 18 с.

31. Вентцель К.Н. Социализм и свободное воспитание// Своб.воспитание и своб. школа. 1918. -N 6-7. С. 34.

32. Володин Э. Возрождение реально (национально патриотическое движение сегодня и завтра)// Литературная Россия. 1991. - N 18. - 6 мая . - С. 3.

33. Воспитание гражданина в советской школе. М.: Педагогика, 1990.176с.

34. Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика, практика: Сб. науч. тр. М.: НИИК, 1989. - 171 с.

35. Всесоюзная пионерская организация им. В.И. Ленина: документы и материалы. М.: Мол. гвардия, 1974. - 272 с.

36. Гаджиев К.С. Заметки о перспективах российской государственности (национально-территориальный аспект)// Вопросы философии. 1994. N 9. -С. 3-22.

37. Газман О.С. Общественное гражданское воспитание: взгляд в будущее// Сов.педагогика. 1990. N 7. - С. 38-44.

38. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия IX XIX в.в. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. - 743 с.

39. Гасанов З.Г. Формирование культуры межнационального общения в многонациональном окружении//Педагогика. 1994. N5.-C. 11-15.

40. Геллерштейн Л.С., Кошелева О.Е. Педагогика в контексте древнерусской культуры// Сов. педагогика. 1983. -N 8. С. 94 - 101.

41. Герцен А.И. Письма об изучении природы 1842 1846 г.г.// Собр.соч.: В13.ти т. М.: Акад. Наук СССР, 1954. - Т. 3. - 363 с.

42. Гончаров И.Ф. Какой быть российской школе? // Воспитание школьников. 1993. N 3. - С. 8-12.

43. Гончаров И.Ф. Какой быть российской школе? // Воспитание школьников. 1994. -N 5. С. 5-10.

44. Гончаров Н.К. Очерки по истории советской педагогики. Киев: Рад. школа, 1970. - 363 с.

45. Гусев А.И. Год за годом: Из летописи детского коммунистического движения СССР. 1917-1981 г.г. М.: Мол. гвардия, 1981.-207 с.

46. Гусейнов P.JI. Роль революционных и боевых традиций в военно-патриотическом воспитании молодежи. Дисс. .канд.филос.наук. Баку, 1983. - 176 с.

47. Дайч З.Г. Школьная политика в СССР: уроки партийно-государственного руководства, перспективы развития. М.: Прометей, 1991. -123 с.

48. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т.. -М.: Изд.центр «Терра», 1995. Т. 4: P-V. - 683 с.

49. Деревцов И.А. Педагогические идеи А.Н.Радищева. М.: Учпедгиз, 1962.-91 с.

50. Добролюбов Н.А. Русская цивилизация, сочиненная г. Жеребцовым// Избр.пед.соч./ АПНСССР. М.: Педагогика, 1986. - С. 95-105.

51. Достоевский Ф.М. Ряд статей о русской литературе. 18451861 .//Полн.собр.соч.: В 30-ти т. Л.: Наука (Ленин.отд.-е), 1978. - Т. 18. - С. 41-103.

52. Достоевский Ф.М. Ответ редакции «Времени» на нападение «Московских ведомостей»//Полн.собр.соч.: В 30-ти т. Л.: Наука (Ленин.отд-е), 1980.-Т. 20.-С. 97-101.

53. Достоевский Ф.М. Дневник писателя за 1877 г.//Полн.собр.соч.: В 30-т. -Л.: Наука (Ленин.отд.-е), 1983. Т. 25 - 470 с.

54. Достоевский Ф.М. Записи литературно- критического и публицистического характера из записной тетради 1880 1881 г.г.// Полн.собр.соч.: В 30-ти т. - Л.: Наука (Ленин.отд.-е), 1984. - Т. 27. - С. 42-87.

55. Духовное наследие» работает на будущее// Советская Россия. 1995. 8 июня . С. 3.

56. Душенов К.Ю. Основные тенденции общественно- политической жизни современной России (анализ и прогноз)// Наш современник. 1994. N 7. - С. 130-138.

57. Ешимханов С.Е. Воспитание юных патриотов. Алма-Ата: Мектеп, 1976.- 172 с.

58. Жажда познания: Сборник / Сост.А.С. Орлов и др. М.: Мол.гвардия, 1986.-669 с.

59. Журавлев В.В., Доброхотов Л.Н., Колодежный В.Н. История современной России. 1985 1994 : Экспер.учеб.пособие. - М.: Терра, 1995.256 с.

60. Закон «Об общественных объединениях»//Известия. 1990. 16 октября. -С. 1-2.

61. Замалеев А.Ф. Философская мысль в средневековой Руси (XI XVI в.). -Л.: Наука (Ленин.отд.-е), 1987. - 246 с.

62. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986. - 221 с.

63. Златоструй: Древняя Русь X XIII в.в.: Сборник/Сост. А.Г. Кузьмина и др. - М.: Мол.гвардия, 1990. - 303 с.

64. Зорькин В.Д. Прощание с мифами//Наш современник. 1994. N 9. - С. 135-150.

65. Зубайраев А.А. Патриотическое воспитание: духовная сфера, опыт//Сов.педагогика. 1990. N 5. - С. 37-42.

66. Иванов А. На пороге третьего тысячелетия// Москва. 1994. N 2. - С. 123-129.

67. Избранные произведения русских мыслителей второй половины XVIII века: В 2 т./ Моск.гос.ун-т им. М.В. Ломоносова. М.: Госполитиздат, 1952. -Т.1. - 711 с.

68. Из истории русской гуманистической мысли: Хрест. для уч-ся ст. классов/ Сост. А.Ф. Малышевский и др. М.: Просвещение, 1993. - 288 с.

69. Из истории русской философии: Сб.статей/ Мос.гос.ун-т им. М.В. Ломоносова. М.: Госполитиздат, 1951. - 764 с.

70. Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. -М.: Политиздат, 1968. 319 с.

71. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. 431 с. (1993а)

72. Ильин И.А. Избранные статьи// Наш современник. 1993. N 4.- С. 144 -154(19936).

73. Ильин И.А. О христианском национализме//Вече. 1991. -N 43.- С. 175.

74. Ильин В.В., Ильина Т.А. Россия: опыт национально-государственной идеологии//Соц.-полит. исследования. 1993. -N 1. С. 3-15.

75. Историко-педагогические исследования и проблемы стратегии развития современного отечественного образования: Сб.науч.тр./Под ред.З.И. Равкина. М.: РАО, 1993.-226 с.

76. История Коммунистической партии Советского Союза. М.: Политиздат, 1980. - 800 с.

77. Кабатченко А.П., Лебедев Г.А. Интернациональное и патриотическое воспитание учащихся. М.: Высшая школа, 1987. - 318 с.

78. Калинин М.И. О воспитании и обучении. Избр. статьи и речи. М.: Учпедгиз, 1957. - 344 с.

79. Калинин М.И. О коммунистическом воспитании. Избр.речи и статьи. -М.: Просвещение, 1968. 103 с.

80. Каптерев П.Ф. Педагогика и политика// Свободная мысль. 1992. N 8. -С. 59-63.

81. Капто А.С. Классовое воспитание: методология, теория, практика. М.: Политиздат, 1985. - 416 с.

82. Караковский В.А. Общечеловеческие ценности основа учебно-воспитательного процесса//Воспитание школьников. 1993.- N 2.- С. 6.

83. Ключевский В.О. Специальные курсы// Сочинения: В 9 т. М.: Мысль, 1989.-Т. 6-С. 70-71.

84. Ключевский В.О. Афоризмы и мысли об истории//Сочинения: В 9 т. -М.: Мысль, 1990. Т.9. - С. 365.

85. Ковалев А.М. Государственная идеология. Что это такое?//Вестник Моск. ун-та. Серия 12. Общ. полит, исследования. 1994. - N 1. - С. 8.

86. Конституция Российской Федерации//Российская газета. 1993. 25 декабря.

87. Концепция воспитания учащейся молодежи//Педагогика 1992. N3-4.-С.11-19.

88. Королев Ф.Ф. Логическое и историческое в педагогических исследованиях//Сов.педагогика. 1970. -N 3. С. 83-94.

89. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898 1986 ): В 15 т. - М.: Политиздат, 1983. - Т. 2. - 606 с.

90. Крупская Н.К. Общие вопросы педагогики. Организация народного образования в СССР//' Пед.соч.: В 10-ти т. М.: Изд-во Акад.пед.наук., 1958. -Т.2. - 735 с.

91. Крупская Н.К. Обучение и воспитание в школе//Пед.соч. В 10-ти т. М.: Изд-во Акад.пед.наук, 1959. - Т. 3. - 798 с.

92. Крупская Н.К. Военное воспитание молодежи//Народное просвещение. 1918.-N 1-2.-С. 42.

93. Кудрявцев В.Н. Механизмы социальной деформации//Вопросы философии. 1989. N 11. - С. 4-9.

94. Куницын Г. «Русская идея» прежде и теперь// Советская культура. 1991. 22 июня, 6 июля.

95. Ленин В.И. Главная задача наших дней//Полн. собр. соч. М.: Политиздат, 1981. - Т. 36. - С. 78-82 (1981а).

96. Ленин В.И. Речь на I Всероссийском съезде по просвещению 28 августа 1918 г.// Полн.собр.соч. М.: Политиздат, 1981. - Т. 37. - С. 74-78. (19816).

97. Ленин В.И. О государстве// Полн.собр.соч. М.: Политиздат, 1981. - Т. 39. - С. 64-84 (1981в).

98. Ленин В.И. VIII Всероссийский съезд Советов 22-29 декабря 1920 г. Заключ. слово по докладу о концессиях на фракции РКП (б) // Полн.собр.соч. -М.: Политиздат, 1981. Т. 42. - С. 118-127 (1981г).

99. Лепешинский П.Н. О принципах единой трудовой школы// Народное просвещение. Приложение к «Известиям ВЦИК». 1918. N 4.

100. Либединский В.В. Основные этапы пионерского движения. М.: Просвещения, 1974.- 207 с.

101. Лихачев Б.Т. Образование: идеология и политика// Педагогика. 1995. N 4.-С. 42-45.

102. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учеб.пос.длястуд.пед.учеб.заведений и слушателей ИПК и ФПК.- М.: Прометей, 1992. 528 с.

103. Лихачев Д.С. Культура русского народа X-XVII в.в. М. - Л.: Изд-во Акад.наук СССР, 1961,- 120 с.

104. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. М.: Наука, 1970.180 с.

105. Лихачев Д.С. Великое наследие. Классич.произв.литер. Древней Руси. -М.: Современник , 1980. 412 с.

106. Лихачев Д.С. О национальном характере русских//Вопросы флософии. 1990.-N4 .-С. 6-7.

107. Лихачев Д.С. Помнить о своих корнях// Воспитание школьников. 1993. -N3.-С. 33-37.

108. Ломоносов М.В. Труды по филологии 1739-1758 г.г.//Полн.собр.соч.: В 10 т. М,- Л.: Акад.наук СССР, 1957. - Т. 7. - 943 с. (1957а).

109. Ломоносов М.В. Служебные документы. Письма. 1734-1765 г.г.

110. Полн.собр.соч.: В 10 т. М,- Л.: Акад.наук СССР, 1957. - Т. 10. - 934 с. (19586).

111. Ломоносов М.В. Для пользы общества. М.: Сов.Россия, 1990. - 381 с. Луначарский А.В. Мораль с марксисткой точки зрения. - М., 1925. - С. 9. А.В. Луначарский о народном образовании. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.-540 с.

112. Луначарский А.В. О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1976.- 636 с.

113. Луначарский А.В. О коммунистическом воспитании. Киев: Рад.школа, 1977.- 144 с.

114. Макаренко А.С. Педагогическая поэмаУСочинения: В 7 т. М.: Изд-во АПН, 1957.-Т. 1.-784 с.

115. Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания/7 Сочинения: В 7 т. М.: Изд-во АПН, 1958. - Т. 5. - С.109-190 (1958а).

116. Макаренко А.С. Дети в стране социализма// Сочинения: В 7 т. М.: Изд-во АПН, 1958. - Т. 7. - С. 394-399 (19586).

117. Макаров В.В. Патриотизм как философская проблема. Дисс. .д-ра филос.наук. М., 1990. - 288 с.

118. Макогоненко Г.П. Николай Новиков и русское просвещение XVIII века.- М. Л.: Госполитиздат, 1952. - 542 с.

119. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения: В 3 т. М.: Политиздат, 1985. - Т. 3.-С. 157.

120. Материалы Пленума Центрального комитета КПСС. 19-20 сентября 1989г. М.: Политиздат, 1989,- 255 с.

121. Моряков В.И. Русское просветительство второй половины XVIII века: Из истории общ.-полит.мысли России. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. - 216 с.

122. Мосолов В.А. Ленинский принцип партийности в современной перестройке идейно-воспитательной работы//Ленинское наследие и проблемы современного образования. М., 1990. - С. 37.

123. Наказ императрицы Екатерины II, данный комиссии о сочинении проекта нового изложения. Спб, 1907. - С. 103-104.

124. Народное образование В СССР. 1917 1967. - М.: Просвещение, 1967.543 с.

125. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сб. документов. 1917-1973. М.: Педагогика, 1974. - 559 с.

126. Нахушев В.Ш. Социалистическое отечество и воспитание советского патриотизма// Научный коммунизм. 1985. N 4 . - С. 133.

127. Национальная доктрина России: Проблемы и приоритеты. М.: Информ изд.агенйтво «Обозреватель»: АО «РАУ» - корпорация, 1994. - 501 с.

128. Новиков Н.И. О воспитании и наставлении детей//Прибавление к «Московским ведомостям». М., 1783. -N 88. - С. 345-347 (1783а).

129. Новиков Н.И. О воспитании и наставлении детей// Прибавление к«Московским ведомостям». М., 1783. -N 83/ - С/ 343 (17836).

130. Н.И. Новиков и его современники. Избр.сочинения. М.: Изд-во Акад.наук СССР, 1961. - 535 с.

131. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Новая школа, 1996. - 64 с.

132. Общественно-политическое воспитание учащихся: из опыта работы старших классов. М., 1960. - С. 66-70.

133. Ольшанский О. В. Социальная психология «винтиков»//Вопросы философии. 1989. -N 8. С. 92 -102.

134. Орлов В.И. Русские просветители 1790-1800-х годов. М.: Литгиз, 1953. -541 с.

135. О России и русской философской культуре: Сб./АН СССР. Сост.

136. М.А.Маслин. М.: Наука, 1990. - 525 с.

137. О тоталитарной культуре и национальной идее// Литер, газета. 1991. 1 июля.

138. Очерки истории русской этической мысли /Ред.кол.: М.Н.Пеунова и др. -М.: Наука, 1976.-400 с.

139. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в./ Отв.ред. Э.Д. Днепров. М.: Педагогика, 1989. - 479 с.

140. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX нач. XX века/ Отв.ред. Э.Д. Днепров. - М.: Педагогика, 1991. - 445 с.

141. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1917 -1941./ Отв.ред. Н.П.Кузин и др. М.: Педагогика, 1980. - 456 с.

142. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1941 -1961/Ред.кол. A.M. Арсеньев и др. М.: Педагогика, 1988. - 270 с.

143. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1961-1986/Отв.ред. Ф.Г. Паначин и др. М. Педагогика, 1987. - 414 с.

144. Очерки по истории советской школы и педагогики. 1917-1920/Под.ред.Ф.Ф.Королева и др. М.: Педагогика, 1958. - 551 с.

145. Очерки по истории советской школы и педагогики. 1921-1931. /Под.ред.Ф.Ф.Королева и др. М.: Педагогика, 1961. - 308 с.

146. Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы XI -нач. ХНв.: Сб. текстов/Под.ред. Л.А.Дмитриева, Д.С.Лихачева. М.: Худож.лит., 1978. - 464 с.

147. Памятники литературы Древней Руси: XII век/Под.ред. Л.А.Дмитриева, Д.С.Лихачева. М.: Худож.лит., 1980. - 707 с.

148. Памятники литературы Древней Руси: XIII век/Под.ред. Л.А.Дмитриева,

149. Д.С.Лихачева. М.: Худож.лит., 1981. - 620 с.

150. Памятники литературы Древней Руси. Конец XVI нач. XVII в.в. /Под.ред. Л.А.Дмитриева, Д.С.Лихачева. - М.: Худож.лит., 1987. - 616 с.

151. Педагогическое наследие русского зарубежья. 20-е годы/ Сост. П.В. Алексеев. М.: Просвещение, 1993. - 288 с.

152. Перевалова JI.A. Педагогические взгляды М.В. Ломоносова. М.: Просвещение, 1964 - 144 с.

153. Плюснин Б.А. Пути и цели революционной педагогики//Народное просвещение. 1923. N 6. - С. 3.-7.

154. Привалова Е.П. Социальная проблема на страницах журнала Новикова «Детское чтение для сердца и разума»//ХУШ век. Сб. 11: Н.И. Новиков и общественно литературное движение его времени. - Л.: Наука (Ленин, отд-е), 1976.-С. 112.

155. Проблемы истории советской школы и педагогики: В 3-х ч./Под ред.З.И.Равкина. М.: РАО, 1991. - 4.II. - 244 с.

156. Программа Коммунистической партии Советского Союза. М.: Политиздат, 1965. - С. 120.

157. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли: Уч.- справочник. М.: Новая школа, 1994. - 96 с.

158. Равкин З.И. К вопросу методологии и методах проблемного исследования по истории советской школы//Сов. педагогика. 1965. N 2. - С. 13.

159. Равкин З.И. Логическое и историческое в проблемных исследованиях по истории советской школы//Сов.педагогика. 1970. N 2. - С. 3 -14.

160. Равкин З.И. Вопросы изучения всемирного историко-педагогического процесса//Сов.педагогика. 1986. N 5. -С. 53.

161. Равкин З.И. История педагогики и современность //Сов.педагогика. 1988.-N7.-С. 102-108.

162. Равкин З.И. Мифы и реалии в истории отечественной школы//Сов. педагогика. 1991. N 10. - С. 110-113.

163. Равкин З.И. Есть ли будущее у прошлого? //Воспитание школьников. 1993,-N5.-С. 13-15.

164. Радищев А.Н. Поли, собр.соч.: В 2 т. М. - JL: Изд-во Акад.Наук СССР, 1938.-Т. 1.- 503 с.

165. Радищев А.Н. Статьи и материалы. JL, 1953. - С. 124.

166. Радзиховский Л.А. Два патриотизма// ПТО, 1990. N 5. - С. 13-16.

167. Развитие ленинского учения об образовании и воспитании в советской педагогической теории: Сб.науч.тр. М.: Изд-во АПН СССР, 1989. - 192 с.

168. Россия сегодня: Политический портрет в документах. 1985 1991. - М.: Меяодун.отн-я, 1991. - 510 с.

169. Россия сегодня реальный шанс: Проблемы, анализы, прогнозы. - М.: ИАА «Обозреватель», 1993. - 538 с.

170. Русская идея/ Сост. М.А.Маслин. М.: Республика, 1992. - 494 с.

171. Русские просветители: От Радищева до декабристов. Собр.соч.: В 2-XT.-M.: Мысль, 1966. Т.1. - 440 с.

172. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании// Пед.соч.: В 2-х т. М.: Педагогика, 1981. - Т. 2. - 334 с.

173. Сайфуллаева П.Ф. Воспитание патриотизма у учащихся старших классов общеобразовательных школ в годы Великой Отечественной войны. -Ташкент, 1980.- 176 с.

174. Саклешина Л.А. Патриотическое воспитание старшеклассников в процессе обучения. Дисс. . канд.пед наук. М.,- 1978.- 192 с.

175. Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных. М.: Просвещение, 1988. -206 с.

176. Семин А.А. Воспитание трудящихся: к истории вопроса//Соц,-полит.науки. 1990. N 8. - С. 49 - 55.

177. Семин А.А. Педагогика и политика: исторический и современный опыт//Сов. педагогика. 1991.-N5.-C.3-10.

178. Сетин Ф.Ф. Патриотические идеи в древнерусской литературе для детей// Детская литература. 1980. N 2. - С. 29-30; 1980. - N 6. - С. 30-31; 1980. -N9.-С. 27-28.

179. Смирнов В.З. Очерки истории прогрессивной русской педагогики XIX в.- М.: Учпедгиз, 1965. 312 с.

180. Современная русская идея и государство. М.: Инф. - агенство «Обозреватель», 1995. - 181 с.

181. Соловьев B.C. Оправдание добра// Соч: В 2-х т. М.: Мысль, 1988. - Т. 1.- С. 47 548.

182. Соловьев B.C. Национальный вопрос в России//Соч. В 2-х т. М.: Правда, 1989. - Т. 1 . - 687 с.

183. Соловьев B.C. Литературная критика. М.: Современник, 1990. - 421 с. Сорока -Росинский В.Н. Педагогические сочинения. - М.: Педагогика. 1991.-239 с.

184. Социология в СССР: В 2 т. М.: Мысль, 1966. - Т. 2. - С. 198. Стоюнин В.Я. Избр.пед.сочинения. - М.: Педагогика, 1991. - 367 с. Сухомлинский В.А. Воспитание советского патриотизма у школьников. -М.: Учпедгиз, 1959.- 148 с.

185. Сухомлинский В.А. Родина в сердце. М.: Мол.гвардия, 1978. - 175 с. Сухомлинский В.А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности// Избр.произведения: В 5-ти т. - Киев: Рад.школа, 1979. - Т. 1.- С. 59218.

186. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа//Избр.произведение: В 5-ти т. Киев: Рад.школа, 1980. - Т. 4. - С. 7-410.

187. Сухомлинский В.А. Наша добрая семья//Свободное воспитание. Выпуск 3. 1993. С. 16.

188. Толстой Л.Н. О народном образовании//Пед. сочинения. М.: Просвещение, 1953. - С. 63-82.

189. Троицкий В.Ю. Пути русской школы. М.: Свет Отечества, 1994. - 96 с. Трутень. Лист I. Ежен.соч. - Спб., 1769. - С. 3.

190. Уледов А. Русская идея как феномен национального самосознания/УВестник высшей школы. 1992. N 7-9. - С. 48-55.

191. Учительская газета. 1948. 29 апреля. Учительская газета. 1948. 22 августа.к'

192. Учительская газета. 1948. 23, 30 сентября. Учительская газета. 1948. 25 ноября. Учительская газета. 1949. 16 марта.

193. Учреждения и уставы, касающиеся до воспитания и обучения в России юношества обоего пола. Спб., 1774. - Т. 1. - С. 3.

194. Ушинский К. Д. Статьи в «Журнале министерства народного просвещения». О нравственном элементе в воспитании//Полн.собр.соч.: В 7 т.- М. -Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. Т. 2. - С. 425 -488. (1948а)

195. Ушинский К.Д. Статьи в «Журнале министерства народного просвещения».// Полн.собр.соч.: В 7 т. М. -Л.: Изд-во АПН РСФСР. 1948. - Т. З.-С. 11-252.(19486)

196. Ушинский К.Д. Проблемы русской школы/УИзбр.пед.соч. : В 2-х т./Под ред. А.И. Пискунова. М.:Педагогика, 1974. - Т. 2. - 438 с.

197. Федосеев П.Н. Социализм и патриотизм. М.: Наука, 1954. - С 25. Федотова В.И. Подготовка к жизни - важнейшая задача комсомола/Сов.педагогика. 1958. -N 9. - С.7.

198. Философские проблемы теории и практики национальных отношений при социализме: материалы «круглого стола»//Вопросы философии. 1988. N 9.-С. 28-92.

199. Фонвизин Д.И. Собрание сочинений: В 2 т. М. - Л.: Гослитиздат, 1959. -Т.1 .-631 с. (1959а)

200. Фонвизин Д.И. Собрание сочинений: В 2 т. М. - Л.: Гослитиздат, 1959.- Т. 2. 742 с. (19596).

201. Фрадкин Ф.А., Плохова М.Г., Осовский Е.Г. Лекции по истории отечественной педагогики: Уч.пособие. М.: ТЦ СФЕРА, 1995. - 160 с.

202. Хомяков А.С. Собрание отдельных статей и заметок разнородного содержания/УПолн.собр.соч./ Под ред. И.С.Аксакова. М.: Тип.П. Бахметева.1861.-Т. 1.-721 с.

203. Черник С.А. Советская общеобразовательная школа в годы Великой Отечественной войны. М.: Педагогика, 1975. - 119 с.

204. Чернышевский Н.Г. Полн.собр.соч.: В 15 т / Под ред. В.Я.Кирпотина. -М.: ОГИЗ Госуд.изд-во худож. литер., 1947. Т 3. - 884 с.

205. Чернышевский Н.Г. Избранные философские сочинения: В 3 т. /Под ред. М.М. Григорьяна. Д.: Госполитиздат, 1950. - Т.1. - 872 с.

206. Шильникова М.Е. Учебно-воспитательная работа школы в 1930-1934 г.г. М.: Учпедгиз, 1959. - 227 с.

207. Школьные музеи: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1977. - 143 с. Элькин Г.Ю., Огризко З.А. Школьный музей. - М.: Просвещение, 1972.112 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.