Памятники права Нагорного Дагестана XV-XVIII вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.01, кандидат наук Исаев, Шамхалдибир Магомедович
- Специальность ВАК РФ12.00.01
- Количество страниц 151
Оглавление диссертации кандидат наук Исаев, Шамхалдибир Магомедович
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПАМЯТНИКОВ ПРАВА
НАГОРНОГО ДАГЕСТАНА
§ 1 .Предпосылки формирования памятников права Дагестана
§ 2.Общее понятие об источниках права и виды источников
обычного права
§ 3 .Историко-правовая характеристика памятников права
§ 4.Теоретико-правовая характеристика памятников обычного права
ГЛАВА II. АДАТЫ АНДАЛАЛА
§ 1. Социально-правовая характеристика политического устройства
Андалала
§ 2. Общая характеристика адатного свода Андалала
§ 3. Краткая редакция адатов Андалала
§ 4. Пространная редакция адатов Андалала
ГЛАВА III. АДАТЫ ГИДАТЛЯ
§ 1. Общая характеристика адатов Гидатля
§ 2. Правовое положение населения Гидатля
§ 3. Преступление и наказание по адатам Гидатля
§ 4. Влияние шариата на адаты Гидатля
ГЛАВА IV. АДАТЫ КАЙТАГА
§ 1. Общественно-политический строй Кайтага
§ 2.Источники и периодизация становления адатного свода норм
Кайтага
§ 3 .Историко-правовая и технико-юридическая характеристика
адатного свода норм Кайтага
§ 4.Преступление и наказание по адатам Кайтага
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЯ
146
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК
Взаимодействие в Дагестане адата, шариата и законов Российской империи: историко-правовой аспект2008 год, кандидат юридических наук Агакеримова, Чинара Агашерифовна
Формирование и развитие права народов Дагестана (XVII - нач. XX вв.)2005 год, доктор юридических наук Исмаилов, Магомедсагид Абдулмуслимович
Теоретико-исторические аспекты возникновения и развития обычного права народов Дагестана2006 год, кандидат юридических наук Абдулаева, Патимат Абдугамидовна
Формирование системы правового регулирования брачно-семейных отношений в Дагестане в XIX веке2011 год, кандидат юридических наук Ашурбекова, Альбина Ашурбековна
Государственные и правовые институты в Дагестане в XIX веке: Основные тенденции и изменения2004 год, доктор юридических наук Халифаева, Анжела Курбановна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Памятники права Нагорного Дагестана XV-XVIII вв.»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. С распадом СССР начался переходный период в истории стран СНГ и Балтии - со всеми присущими для него трудностями, осложняемыми к тому же острыми кризисными проявлениями в экономической, политической и государственно-правовой сферах. Несмотря на некоторые признаки стабилизации, Российское государство все еще не вышло из этого кризисного периода.
Актуальность поиска путей выхода из продолжающегося кризисного периода очевидна сама по себе. С правовой стороны основная трудность состоит в том, что прежняя советская правовая система уже разрушена, а новая пока еще не создана, несмотря на прилагаемые усилия органами власти. Отечественная правовая мысль на современном этапе все менее склонна к модернистским экспериментам в духе подражательного следования опыту Запада. И, напротив, все более выявляется стремление к конструированию эффективно работающей, пригодной для целей практического правового регулирования юридической системы, способствующей выведению из кризиса нашего общества и государства, преодолению затянувшегося «переходного периода». При этом закономерно возрастает интерес к реальному, исторически проверенному отечественному правовому опыту прошлых эпох, в котором вполне оправданно усматривается возможность найти ответы на многие актуальные вопросы регулирования общественных отношений. Именно этим можно объяснить тот интерес исследователей к обычному праву народов Российской Федерации, который наблюдается в правовой науке в последние два десятилетия.
Попытки прямого насаждения в нашей стране передовых форм, напрямую заимствованных у «развитых стран», уже не раз обнаруживали свою неэффективность и неадекватность в отечественных условиях, что, в свою очередь, стимулировало интерес и практиков, работающих в сфере права, и ис-
следователей к апробированному самой историей отечественному юридическому наследию и традициям.
Одна из самых интересных сторон этого опыта - умение законодателей прошлых эпох учесть, а иногда и соединить правовые традиции полутораста народов огромной евразийской державы в единую, органичную, достаточно эффективно работающую, практически пригодную систему правового регулирования, включающую, среди прочих частей, и региональные подсистемы, основанные на существенно различных цивилизационных принципах и традициях. В Северо-Кавказском регионе таковой была известная система «военно-народного управления», соединившая в себе элементы российского права XIX в., горские адаты и элементы шариатского фикха. Весьма возможно, что она не была идеальной, и критические замечания о ней, раздававшиеся на протяжении 70 лет XX в., небезосновательны. Однако столь же верно и то, что царская администрация оказалась способна после затяжной полувековой войны достичь компромисса с горским обществом Северного Кавказа, признав необходимость учета исторически сложившегося социально-культурного своеобразия горцев.
Из трех компонентов «военно-народного управления» наиболее интересны для научного исследования горские адаты. Несмотря на сравнительно меньшую их изученность и локальное разнообразие, усложняющие исследовательскую задачу, адаты в наибольшей степени выявляют своеобразие правовых воззрений, норм и традиций народа, региональные культурно-исторические особенности горского общества, своеобразие исторического пути его складывания и развития. Все это, в свою очередь, открывает перспективы для широких сравнительно-правовых исследований, сопоставления правовых систем, исторически сложившихся в различных цивилизациях. На сегодняшнем уровне развития историко-правовых исследований, таким образом, очевидна научная актуальность исследования горских адатов в их сопоставлении у различных народов Дагестана в ХУ-ХУШ вв. накануне судьбоносного поворота в ходе их исторического развития.
Вместе с тем данная тема актуальна не только в научно-теоретическом, но и в прикладном плане. Поскольку становление российской правовой системы далеко еще не завершено, рассмотреть и учесть подобный опыт пока еще не поздно - возможно, он окажется не менее полезным в XXI веке, чем во второй половине XIX века.
Однако для сколько-нибудь эффективных действий в этом направлении сначала необходимо объективное и точное представление об исходных основах главной и наиболее своеобразной составляющей любых региональных юридических подсистем такого рода. Отсюда очевидна не только научно-теоретическая, но и практическая актуальность исследуемой темы.
Степень разработанности проблемы. Традиционное право горцев Дагестана давно привлекало к себе внимание исследователей, однако систематический сбор и осмысление местных адатов относится к XIX веку. При этом преобладали практические, утилитарные цели. Военная администрация хотела иметь адекватное представление о реальных нормах, регулирующих жизнь горского общества. Особое место в этом первоначальном сборе материалов для исследования принадлежит A.B. Комарову, П.К. Услару, А. Руновскому. Эмпирический подход тогдашних исследований был положен в основу системы военно-народного управления, как попытка совместить с основами имперского права местные адаты и шариат. Научный подход на принципах тогдашнего позитивистского правоведения XIX в. был осуществлён впервые М.М. Ковалевским и продолжен Ф.И. Леонтовичем, Б.К. Далгатом. Это была более высокая ступень осмысления правовых основ горского общества и его места среди правовых систем мира. В трудах этих исследователей заметно влияние принципов историко-правовой школы М.Ф. Владимирского-Буданова, E.H. Трубецкого, В.И. Сергеевича и других.
Одновременно продолжали существовать иные направления и подходы к исследованию обычного права горцев Дагестана. Продолжателями «традиционной восточной науки» здесь выступают А.К. Бакиханов и его продолжатель Г.Э. Алкадари, в значительной степени близок к ним
М.А. Казембек. Традиционную восточную образованность они соединяли с использованием достижений европейской науки, что особенно характерно для деятельности просветительства XIX - начала XX вв. на Кавказе. Продолжателями утилитарно-эмпирического подхода оставались члены со-словно-поземельной комиссии - И .Я. Сандрыгайло и другие.
Революционные события 1917-1920 гг. оказали сильное влияние как на саму общественную жизнь и правосознание региона, так и на изучение традиционного местного права. В правоведении в послереволюционные годы выделяются работы И.Ю. Крачковского, A.M. Ладыженского, М.О. Косвена. Эти учёные сформировались ещё до революции, по сути, они продолжили лучшие традиции дореволюционной отечественной науки, хотя пытались в той или иной степени использовать новую историко-материалистическую методологию. В те же годы трудились и продолжатели местной просветительской традиции - А. Каяев, М. Инквачилав и М.-С. Саидов. Со временем, однако, сформировалось поколение исследователей, опирающееся на историко-материалистическую методологию, - Х.-М.О. Хашаев, P.M. Магомедов, В.Г. Гаджиев.
Таким образом, продолжаются исследования традиционного горского права в академических центрах. Но одновременно всё более развивается и региональная - местная школа исследователей. В послевоенные годы она представлена работами Л.И. Лаврова, А.Р. Шихсаидова, A.C. Омарова, Р.Г. Маршаева, М.А. Агларова, много сделавших для сбора и изучения дагестанских средневековых правовых памятников. Следует также отметить этнологов, занимавшихся научным осмыслением истории права народов России -А.И. Першица, Ю.И. Семёнова, Л.И. Кубеля, В.А. Зибарева и других.
Наиболее результативны исследования по горскому обществу и по теории обычного права, Х.М. Думанова, Г.В. Мальцева, З.М. Мисрокова, А.Н. Маремкулова, А.И. Ковлера, Л.Г. Свечниковой, Л.И. Бабич, Г.В. Савенко, Ю.Д. Шапсугова и других.
В настоящее время исследованием истории права дагестанских народов занимаются Т.М. Айтберов, М.А. Исмаилов, Х.Г. Магомедсалихов, В.О. Боб-ровников, М. Кемпер и другие. В частности профессор М.А. Исмаилов подготовил к публикации серию памятников права Дагестана, а также работы, предназначенные для учебных целей. Возглавляемая им лаборатория обычного права является кузницей для подготовки молодых специалистов по обычному праву. Исследованию проблем государственно-правовых институтов в Дагестане посвящены работы А.К. Халифаевой. Среди новейших работ, посвященных обычному праву и обычно-правовым системам традиционного общества, является работа Г.Г. Небратенко. Он первый среди российских юристов-исследователей предпринял попытку всестороннего рассмотрения феномена обычного права, с присущими ему типологическими особенностями в рамках эпох, культур и цивилизаций, а также процессов генезиса, становления и функционирования его в традиционном обществе и современном мире.
Цель и задачи исследования. Основной целью работы является исто-рико-правовая и теоретико-правовая характеристика памятников права Нагорного Дагестана ХУ-ХУШ вв. и изучение их прикладной роли применительно к современной правовой системе Российской Федерации.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
- определить место дагестанских памятников ХУ-ХУШ вв. среди иных правовых систем Северо-Кавказского субрегиона - т.н. «горского общества» и их стадиально-правовой уровень;
- опираясь на теоретико-правовые разработки предшественников, реконструировать (насколько это позволяют источники, а при необходимости гипотетично) нормативный состав источников права ХУ-ХУШ вв.;
- определить место историко-правовых и обычно-правовых памятников народов Дагестана в истории российского права;
- рассмотреть основные формы и этапы генезиса письменных правовых источников в неразрывной связи с общественно-политическим развитием общин Дагестана.
Источниковая база исследования. Выбор темы исследования предопределил необходимость использования всей совокупности имеющихся источников, которые могут быть разделены на две группы: историко-правовые и обычно-правовые памятники. Оба вида источников являются по происхождению местными, написанными на арабском языке и аджаме (в частности, кайтагском языке).
Методологическая база исследования. Методологическую основу исследования составил принцип историзма, предполагающий изучение фактов и событий в конкретных исторических условиях, рассмотрение их в сравнительно-юридическом плане, причинно-следственной связи, развитии и взаимосвязи общественных явлений, признающий многовариантность развития государства и права. При исследовании обычно-правовых источников применялись общенаучные, специальные и частнонаучные методы: формально-юридический, сравнительно-правовой, структурно-аналитический и системный.
Предмет и объект исследования. Предмет исследования составляют памятники права, возникшие в горских обществах в эпоху расцвета общин Нагорного Дагестана в XV-XVIII вв. Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в сфере функционирования ранних форм права, характерных для развития традиционного общества Нагорного Дагестана XV-XVIII вв.
Теоретической основой исследования является учение о формацион-ном и цивилизационном подходах к изучению общества и права, а также труды выдающихся зарубежных и отечественных исследователей в области общей теории права и философии права: Р. Иеринга, Г. Кельзена, Р. Давида, М.Ф. Владимирского-Буданова, A.B. Комарова, E.H. Трубецкого, В.И. Сергеевича, И .Я. Сандрыгайло, М.М. Ковалевского, Ф.И. Леонтовича, С.С. Алексеева, М.И. Байтина, B.C. Нерсесянца, Г.В. Мальцева, Д.Ю. Шапсугова, Л.Г. Свечниковой и др.
Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что в нем сделана одна из первых попыток комплексного историко-правового и теоретико-правового анализа памятников права Нагорного Дагестана как предпосылок формирования биюридической системы в Дагестане. В этой связи выявлены редакции, списки, прослежены этапы сложения и датировки памятников права. Некоторые из них обнаружены автором в Рукописном фонде ИИАЭ ДНЦ РАН, переведены с арабского языка на русский язык, снабжены правовыми комментариями и необходимой историко-правовой интерпретацией, в т.ч. впервые введены в научный оборот Краткая редакция адатов Андалала и Новые списки «Завещания Андуника».
Непосредственно научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
1. Определено сходство в памятниках права Нагорного Дагестана XV-XVIII вв., выделены модели, виды, типы взаимодействия содержащихся в них норм, прослежены основные способы имплементации и рецепции норм исламского и адатного права.
2. Выявлены общие и специфические особенности формирования обычно-правовых памятников Нагорного Дагестана ХУ-ХУШ вв.
3. Обосновано существование в период ХУ-ХУШ вв. в Нагорном Дагестане биюридической правовой системы с определением сфер регулирования и применения обычно-правовой и религиозной (мусульманской) систем.
4. Подтверждена гипотеза об одинаковом стадиональном уровне развития союзов сельских общин и феодальных владений Дагестана. При этом сам факт существования и фиксации памятников обычного права сельских общин свидетельствует о сравнительно высоком социально-правовом уровне их развития, а содержание указывает на значительную развитость юридической практики в союзах сельских общин Дагестана.
5. Прослежена несомненная корреляция между традиционными адат-ными нормами в исследуемых сборниках и внутренней структурой горской
общины - джамаата с характерными её особенностями, что позволяет прояснить вопрос о генезисе многих адатных норм.
Положения, выносимые на защиту:
1. В ХУ-ХУШ вв. в основном было завершено оформление местных систем адатного права в большинстве земель, общинных союзов и феодальных владений Дагестана. При этом формирование адатного права происходило без значительного правового влияния извне, поскольку заметное влияние шариата на правовую систему начинается в конце XVII в., достигая повсеместного размаха лишь в XVIII в.
2. Итогом развития обычного права народов Дагестана в ХУ-ХУШ вв. стало полное и окончательное оформление его основных принципов (общих для всего Дагестана), что нашло также отражение в общественном сознании горцев, которое не удалось поколебать здесь даже правовым рецепциям мусульманского, а затем и российского имперского права.
3. В ХУ-ХУ1 вв. в Дагестане появляются не только нормативно-правовые, но и другие виды источников права. Особого внимания заслуживает политико-правовой акт аварского правителя Андуника б. Ибрагима к своему племяннику Булач-нуцалу, который, будучи по своей сути политическим завещанием, является ценным меморандумом, не только затрагивающим важные стороны государственного и «внешнего» права, но и раскрывающим некоторые правовые понятия одного из сильных государственных образований Северо-Восточного Кавказа - Аварского ханства.
4. Другим важным историко-правовым памятником права этого периода являются «Податные списки аварских ханов». Анализируемые в работе списки податей аварских ханов представляют собой весьма содержательные историко-правовые источники, отражающие политико-правовую жизнь Аварского ханства, как развитого и сильного к тому времени (конец ХУ-начало XIX вв.) феодального государственного образования на СевероВосточном Кавказе.
5. По содержанию «Податных списков аварских ханов» можно выделить основные этапы становления Аварского ханства и его политико-правовых институтов. В этом источнике, прежде всего, отражены отношения государства и его подданных, которые относятся к разным институтам государственного права.
6. Анализ памятников права Нагорного Дагестана ХУ-ХУШ века свидетельствует о том, что основными правовыми регуляторами в указанное время выступали обычно-правовые нормы, несмотря на сильное влияние шариата на адатную систему горцев. Начиная с XV века, и особенно в XVII-XVIII века, под влиянием ислама адаты подвергались трансформации. Но, тем не менее, шариат не смог сколь-нибудь существенно вытеснить обычное право, даже в период освободительной борьбы под руководством трех имамов в XIX в. Хотя при имаме Шамиле шариатские нормы стали преобладать над обычными, в последующем сферы применения шариата и адата были четко разделены.
7. Выявлена Краткая редакция адатов Андалала, путем сравнительного анализа установлена логическая необходимость и целесообразность включения Краткой редакции в состав Пространной редакции.
8. Историко-правовой анализ адатов Гидатля показал, что этот свод норм складывался с XI в. по первую половину XVII века, в составе которого необходимо выделить два периода: первый период - с XI века до 1475 года, основными источниками для которого являлись правовые обычаи и правовые прецеденты; второй период - с 1475 г., с принятием ислама обществом Ги-датль, до середины XVII века, связанный с восприятием некоторых норм исламского права. В последующие годы были рецепцированы передовые нормы шариата в сфере уголовного права для ограничения круга кровомстите-лей, брачно-семейного права - заключения и расторжения брака, наследственного - раздела имущества. Приблизительно с этого периода было положено начало биюридизму, т.е. параллельному существованию двух незави-
симых правовых систем в Дагестане с активным заимствованием и влиянием норм шариата.
9. Сравнительно-правовой анализ адатов Кайтага подтвердил существование более древних адатов, а также протографа, относительно которых проведена авторская реконструкция архаического ядра этого обычно-правового памятника.
10. Исследование памятников права народов Дагестана ХУ-ХУШ века убедительно свидетельствует о неодинаковой развитости основных отраслей обычного права, в составе которых наибольшее развитие получило уголовное право. Что касается имущественного права, то в основном гражданские дела разбирались на основе норм шариата. При этом наиболее развитыми подотраслями имущественного права являлись брачно-семейное, наследственное и обязательственное право, которые находились под влиянием исламского права.
Научная значимость исследования состоит в том, что материалы и выводы диссертации могут быть использованы при проведении исследовательских работ по истории государства и права Северного Кавказа, Дагестана, при подготовке спецкурсов и спецсеминаров по указанной тематике, а также при написании квалификационных работ по истории права Дагестана и Северного Кавказа.
Практическая значимость исследования. Обоснованные в работе положения могут быть использованы в законотворчестве, при разрешении гражданских дел, в учебном процессе при преподавании курсов «История отечественного государства и права», «История государства и права Дагестана», а также реализации магистерской программы «Обычное право» и спецкурсов «Обычное право народов Дагестана» и «Памятники права Дагестана».
Апробация результатов исследования. Работа подготовлена на кафедре теории государства и права Дагестанского государственного университета, где были проведены ее рецензирование и обсуждение. Основные положения диссертации отражены в 6 опубликованных научных статьях автора, в том числе в 4 публикациях, рекомендованных ВАК, общим объемом 1,97
п.л., в выступлениях автора на научно-практических конференциях международного, всероссийского, регионального и республиканского уровня, а также используются в учебном процессе.
Результаты проведенного исследования также нашли отражение в реализации научно-исследовательского проекта «Антология памятников права народов Кавказа», осуществляемого Академическим правовым институтом, и научно-исследовательского проекта «Памятники права народов Дагестана», выполняемого в лаборатории обычного права ДГУ.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, включающих шестнадцать параграфов, заключения, библиографии и приложений.
14
ГЛАВА I.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПАМЯТНИКОВ ПРАВА НАГОРНОГО ДАГЕСТАНА (ХУ-ХУН1 вв.)
§ 1. Предпосылки формирования памятников права Дагестана
Любые формы права обусловлены особенностями и уровнем развития того общества, которое их формирует. Поэтому для понимания их сути и своеобразия целесообразно начать с краткого обзора общественно- исторических предпосылок их становления - в особенности, если речь идет о таком своеобразном явлении как дагестанское традиционное обычное право.
Канун изучаемого периода (ХУ-ХУШ вв.) характеризуется завершением смены типа расселения в Нагорном Дагестане. Прежний архаичный тип расселения (мелкие аграрные посёлки - хутора, заселённые семейными общинами, сохранявшими родовые традиции) с XI века стал заменяться новым: формируются крупные сёла с соседскими общинами «античного» (циркум-понтийского) типа1, главная черта которых - относительное равновесие между частной и общинной формами собственности на землю. Другая характерная их черта - сохранение в структуре такой сельской общины (джамаата) родственных коллективов (тухумов). Своеобразие таких форм поземельной собственности и внутриобщинной структуры детально отразилось в традиционных адатах. Стремление к оптимизации в использовании джамаатских земель и в их защите вело к формированию общинных союзов (т.н. «вольных обществ») - межсоюзные договоры2 известные с XVII вв., составили особую часть традиционного права. С другой стороны, джамааты XV в. давно утратили архаическое равенство своих членов - ясно наметилась социальная
1 Гаджиев М.Г., Давудов О.М., Шихсаидов А.Р. История Дагестана с древнейших времен до конца XV в. Махачкала, 1996. С. 267-268.
2 Айтберов Т.М. О древнейших формах обычного права в Дагестане и об актуальных проблемах его изучения. Махачкала, 2004. С. 79.
15
о
стратификация, отразившаяся в адатах : полноправные общинники, - т.н. уздени, неполноправные свободные общинники, чужесельцы (подобные античным метекам), зависимые землепользователи - лаги, рабы.
Объемы прав и обязанностей каждой из социальных групп, их сложные взаимоотношения ясно отражены в адатах того времени (отметим попутно отличительную черту горских адатов Дагестана: здесь полным объемом прав обладает узденство, составляющее большинство общины, численно преобладающее над всеми остальными её группами вместе взятыми).
Хозяйственной основой горского общества издревле было земледелие. Среднегорный и высокогорный ландшафт не оставлял никаких возможностей для его экстенсивного расширения - поэтому очень рано оно приобрело интенсивный характер (террасирование, орошение). Та же тенденция к интенсификации заметна и в развитии скотоводства: наряду с придомными оседлыми формами уже с XI в. есть бесспорные письменные сведения об отгонно-эйлажных формах, а позже - об альпийских формах скотоводства4. Высокий уровень специализации ремесел также стимулировался общим стремлением к максимальной интенсификации и предельной рационализации в использовании скудных горных ресурсов. Это наложило свой отпечаток на традиционное обычное право: в нем весьма тщательно разработаны вопросы владения и пользования всеми видами угодий, поземельных прав и обязанностей общинников.
Такая структура общества обуславливала его своеобразную политическую организацию. Уже в вольных обществах наряду с традиционными общинными собраниями мы видим выборные органы власти5, состоящие из выборных должностных лиц с разграниченными функциями, а также суды с
3 Гидатлинские адаты / Подг. к печати Х.-М.О. Хашаев и М.-С. Саидов. Махачкала, 1957. С. 20-25.
4 Миклухо-Маклай Н.Д. Географическое сочинение XIII в. На персидском языке // Ученые записки Института востоковедения АН СССР. M.-JL, 1954. Т. IX. С. 106; Османов М.О. Формы традиционного скотоводства народов Дагестана. М., 1990. С. 47.
5 Рук. фонд ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 14. № 218. Л. 19. б; Айтберов Т.М. Институт главного наследственного кади (первоначально имама) в политической системе Андалала в конце XVI - первой половине XVIII века // Духовенство и политическая жизнь на Ближнем и Среднев Востоке в период феодализма. М., 1935. С. 6; Ахдуханов М.А. Предания с. Согратль как исторический источник. Махачкала, 1976. С. 11, 55-57.
определенной судебной процедурой. Наряду с традиционным ополчением наблюдается выделение профессиональных групп воинов и охранников. В основе общественной организации в вольных обществах бытует уже территориальный, а отнюдь не родовой принцип. Все это первичные атрибуты государственной организации и политической жизни. Однако социальное неравенство внутри общины, приобретая сословные формы, делало возможным развитие одного из двух типов государственно-политической организации: общинно-республиканский (с выборной верховной властью) и наследственно-монархический (выделение княжеской династии). Если в южноаварских общинных союзах возобладала общинно-республиканская форма, то в Кайта-ге развитие получила наследственно-владетельная форма (главенствовал род князей - уцмиев). Это различие резко проявлялось в их адатных списках, хотя следует отметить, что верховная власть князей-уцмиев ограничена традиционными общинными нормами и весьма далека от абсолютной.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК
Роль норм обычного права в становлении и развитии судопроизводства аварцев в XIX-начале XX в.2004 год, кандидат исторических наук Саидова, Тахмина Махачевна
Особенности генезиса сельской общины, обычного права и судопроизводства Джара: XVIII - XIX вв.2009 год, кандидат юридических наук Махаев Махмуд Абдул Кадыр-оглы
Конфликты в общественных отношениях горцев Дагестана: XIX - 30-е гг. ХХ в.2013 год, доктор исторических наук Магомедсалихов, Хайбула Гамзатович
Развитие органов публичной власти и их влияние на обычное право Дагестана: XIX - нач. XX вв. : историко-правовое исследование2018 год, кандидат наук Джалилов, Шамиль Надирович
Развитие органов публичной власти и их влияние на обычное право Дагестана (ХIХ - нач. ХХ вв.): историко-правовое исследование2018 год, кандидат наук Джалилов Шамиль Надирович
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Исаев, Шамхалдибир Магомедович, 2012 год
БИБЛИОГРАФИЯ
I. Источники
1. Адаты Дагестанской области и Закатальского округа / под ред. И.Я. Сандрыгайло. Тифлис, 1899.
2. Айтберов Т.М. Два кайтагских документа XV - XVI вв. // Источниковедение истории досоветского Дагестана. Махачкала, 1987.
3. Айтберов Т.М. Источники по истории Аварии XVI-XVII вв. // Развитие феодальных отношений в Дагестане. Махачкала, 1980.
4. Айтберов Т.М. Материалы по истории Дагестана XV-XVII вв. // Восточные источники по истории Дагестана: сб. статей и материалов. М., 1980.
5. Айтберов Т.М. Сведения по экономической истории Дагестана XV в. в «Перечне повинностей, которые получали Шамхал и Крым-Шамхал» // Письменные памятники и проблемы истории и культуры народов Востока: XVI годичная научная сессия ДО ИВ АН СССР. М., 1979. Ч. 1.
6. Айтберов Т.М. Хрестоматия по истории права и государства Дагестана в XVIII-XIX вв. Махачкала, 1998. Ч. 1-2.
7. Айтберов Т.М., Шихсаидов А.Р. Из дагестанских памятных записей // Восточные источники по истории Дагестана. Махачкала, 1980.
8. Алкадари Х.Э. Джираб ал-Мамнун (на араб.яз.). Темир-Хан-Шура,
1912.
9. Ахвердов А.И. Описание Дагестана, 1804 г. // История, география и этнография Дагестана XVIII - XIX вв.: Архивные материалы / под ред. М.О. Косвена и Х.-М.О. Хашаева. М., 1958.
Ю.Ахдуханов М.А. Предания с. Согратль как исторический источник. Махачкала, 1976.
11. Бакиханов А.К. Гюлистан-и Ирам / редакция, комментарии и примечания и указатели акад. АН Аз.ССР З.М. Буниятова. Баку, 1991.
12.Бакиханов А.К. Гюлистан-Ирам // Труды общества обследования и изучения Азербайджана. Баку, 1926. Вып. 4.
13. Белокуров С.А. Сношения России с Кавказом. М., 1889.
14. Броневский С.М. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. М., 1823. Ч. 1.
15. Броневский С.М. Новейшие известия о Кавказе, собранные и пополненные Семеном Броневским: в 2 т. Т. 1,2/ подготовка текста к изданию, предисловие, примечания, словарь малоупотребительных слов, указатели И.К. Павловой. СПб., 2004.
16. Бутков П.Г. Выдержка из «Проекта отчета о персидской экспедиции в виде писем». 1796 // История, география и этнография Дагестана. М., 1958.
17.Бэрроу Христофор. 1579 - 1581 гг. // Английские путешественники в Московском государстве в XVI веке / пер. с анг. Ю.В. Готье; отв. ред. Н.Л. Рубинштейн. Л., 1938.
18.Гидатлинские адаты / подг. к печати Х.-М.О. Хашаев и М.-С. Саи-дов. Махачкала, 1957.
19. Далгат Б.К. Материалы по обычному праву даргинцев // Из истории права народов Дагестана: материалы и документы. Махачкала, 1968.
20. Далгат Б.К. Материалы по обычному праву ингушей // Изв. Ингушского НИИ краеведения. 1930. Вып. 2-3.
21. Далгат Б.К. Обычное право и родовой строй народов Дагестана // Рукописный фонд ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 5. Оп. 1. Д. 22. Л. 7.
22. Движение горцев Северо-Восточного Кавказа в 20-50-е гг. XIX века: сб. док. Махачкала, 1959.
23. Действующее международное право: в 3 т. / сост Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчинова. Т. 1. М., 1991.
24. Записки о Тушетии (Тушина И. Цискарова). Б.м., Б.г.
25. Извлечение из истории Дагестана, составленное Мухаммад Рафии: сб. сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1871. Вып. V.
26. Инквачилав М. К истории Дагестана. Ф. 1. Оп. 1. Д. 378.
27. Информатор Ахдуханов А. 1910 г.р. (с. Согратль).
28. История политических и правовых учений: Хрестоматия / под ред. О.Э. Лейста. М., 2000.
29. Каталог арабских рукописей Института истории, языка и литературы Дагестанского филиала АН СССР. Москва, 1977. Вып. I.
30. Комаров A.B. Адаты и судопроизводство по ним (с приложениями) // ССКГ. Тифлис, 1868. Вып. I.
31. Комаров A.B. Адаты и судопроизводство по ним (с приложениями) // ССКГ. Тифлис. 1868. Вып. I.
32. Комаров A.B. Адаты и судопроизводство по ним: сб. сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1868. Вып. I.
33.Комаров A.B. Списки населенных мест Дагестанской области: сб. статист, сведений о Кавказе. Тифлис, 1859. Т. I.
34. Конституция Российской Федерации с комментариями Конституционного Суда РФ. М., 2003.
35.Коцебу М.А. Сведения о Джарских владениях. 1826 г. // История, география и этнография Дагестана XVIII - XIX вв.: Архивные материалы / под ред. М.О. Косвена и Х.-М.О. Хашаева. М., 1958.
36. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев // Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. Одесса, 1882 - 1883. Часть 1-2.
37. Магомедов P.M. Памятник истории и письменности даргинцев XVII в. Махачкала, 1964.
38. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 19.
39. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21.
40. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 46.
41. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 9.
42. Материалы по истории Дагестана и Чечни. Т. III. Часть I. 1801 - 1839 гг. / Том подготовлен к печати Г.Е. Грюнберг и С.К. Бушуевым. Вступительная статья С.К. Бушуева. Махачкала, 1940.
43. Миклухо-Маклай Н.Д. Географическое сочинение XIII в. На персидском языке // Ученые записки Института востоковедения АН СССР. М.-Л., 1954. Т. IX.
44. Норденстам И.И. Описание Антль-ратля. 1832 г. // История, география и этнография Дагестана XVIII - XIX вв.: архивные материалы / под ред. М.О. Косвена и Х.-М.О. Хашаева. М., 1958.
45. Омаров Х.А. 100 писем Шамиля // Памятники письменности Дагестана: пер. с араб., введение, коммент. и примеч. Х.А. Омарова. Махачкала, 1997. Вып. I.
46. Омаров Х.А. Образцы арабоязычных писем Дагестана XIX в. / сост., пер. с араб., введ., коммент., примеч. и указ. Х.А. Омарова. Махачкала, 2002.
47. Памятники обычного права Дагестана XVII - XIX вв. // Архивные материалы / составление, предисловие и примечания Х.-М.О. Хашаева. М., 1965.
48. Памятники русского права. М., 1953. Вып. III.
49. Письмо имама Шамиля к обществу Тлях. (Копию письма нам подарил в 1994 г. известный арабист М.Г. Нурмагомедов).
50. Полевой материал, собранный нами в 1991-1993 гг.
51. Постановления Кайтагского Уцмия Рустем-хана, написанные в XII веке по Р.Х. и отданные на хранение кадию магала Гапш: сб. сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1868. Вып. I.
52. Рук. фонд ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 14. № 218. Л. 19 6-20.
53. Рук. фонд ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 25. Оп. 1. Д. 1679. Л. 30-32.
54. Рук. фонд ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 6. Оп. 1. Д. 175.
55. Сведения о податных селениях Аварского ханства и податях, которые платили хану // Феодальные отношения в Дагестане. Х1Х-начало XX в.: Архивные материалы / сост., предисл. и прим. Х.-М. Хашаева. М., 1969.
56. Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. М.-Л., 1941. Т.П.
57. Тихонов Д.И. Описание Северного Дагестана. 1796 г. // ИГЭД. М.,
1958.
58.Хашаев Х.-М.О. Кодекс законов Умму-хана (Справедливого). М.,
1948.
59. Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права / под ред. Батыра и Е.В.Поликарповой.- М., 1996. Т.1.
60.Хрисанф. Сведения о Аварском ханстве. 1828 г. // История, география и этнография Дагестана ХУШ-Х1Х вв.: архивные материалы / под ред. М.О. Косвена и X,- М. Хашаева. М., 1958.
61. Цицерон. О государстве // История политических и правовых учений. Ч. Хрестоматия. Воронеж. М., 2000.
62. Шихалиев Д.М. Рассказ кумыка о кумыках. Махачкала, 1993.
63.Шихсаидов А.Р. Дагестанская историческая хроника «Тарих Дагестан» Мухаммада Рафии. (К вопросу об изучении) // Письменные памятники Востока. Историко-филологические исследования: Ежегодник. 1972. М., 1977.
64. Шихсаидов А.Р. Эпиграфические памятники Дагестана X - XVII вв. как исторический источник. М., 1984.
65. Шихсаидов А.Р., Айтберов Т.М., Оразаев Г.М. Дагестанские исторические сочинения. М., 1993.
66. Эпиграфические памятники Северного Кавказа / На арабском, персидском и турецком языках; Тексты, пер., коммент., введ. и прилож. Л.И. Лаврова. М., 1966. Ч. I.
67. Эпиграфические памятники Северного Кавказа / На арабском, персидском и турецком языках; тексты, пер., коммент., введ. и прилож. Л.И. Лаврова. М., 1968. Ч.Н.
68. Эпиграфические памятники Северного Кавказа / На арабском, персидском и турецком языках; тексты, пер., коммент., введ. и прилож. Л.И. Лаврова. М., 1980. Ч.Ш.
II. Монографии, учебники, учебные пособия и научные издания
69. Агларов М.А. Сельская община в Нагорном Дагестане в XVII -начале XIX в. Исследование соотношения форм хозяйства, социальных структур и этноса. М., 1988.
70. Айтберов Т.М. Аваро-чеченские правители из династии Турловых и их правовые памятники XVII в. (Гумбетовцы в средневековой и новой истории Северо-Восточного Кавказа). Махачкала, 2006.
71. Айтберов Т.М. О древнейших формах обычного права в Дагестане и об актуальных проблемах его изучения. Махачкала, 2004.
72. Алиев Б.Г., Ахмедов Ш.А., Умаханов М.-С. Из истории средневекового Дагестана. Махачкала, 1970.
73. Байтин М.И. Сущность права. Современное нормативное правоприменение на грани двух веков. Саратов, 2001.
74. Бартольд В.В. Сочинения. Т. V. М., 1968.
75. Бобровников В. О. Мусульмане Северного Кавказа: обычай, право, насилие: Очерки по истории и этнографии права Нагорного Дагестана. М., 2002.
76. Вестник Европы, 1809. Ч. 43. № 3.
77. Витрук Н.В. Конституционное правосудие: судебное и конституционное право и процесс М., 2001.
78. Гаджиев М.Г., Давудов О.М., Шихсаидов А.Р. История Дагестана с древнейших времен до конца XV в. Махачкала, 1996.
79. Духовенство и политическая жизнь на Ближнем и Среднем Востоке в период феодализма. М., 1985. Освободительная борьба народов Дагестана в эпоху средневековья. Махачкала, 1986.
80. Ефименко А. Я., Исследования народной жизни. Обычное право. М., 1884. Вып. I.
81. Зиновьев А.З. О начале, ходе и успехах критической российской истории. М., 1827.
82. Ислам и мусульмане в России. М., 1999.
83. Ислам: Краткий справочник. 2-е изд., доп. М., 1986.
84. Исмаилов М.А. История государства и права Дагестана: курс лекций. Часть I. Махачкала, 2006.
85. Исмаилов М.А. История государства и права Дагестана: хрестоматия. Часть I.Махачкала, 2006.
86. Исмаилов М.А. История государства и права Республики Дагестан. Махачкала, 2004.
87. Исследования по общей этнографии. М., 1979.
88. Источники (формы) права: вопросы теории и истории: матер, все-рос. науч. конф. Сочи, 2002.
89. Карамзин Н.И. История государства Российского. Т.1. СПб., 1816.
90. Ключевский В.О. Сочинения. T.IV. М., 1959.
91. Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе.М.,1890.Т. 2.
92. Конституционное право: восточно-европейское обозрение. 1999. № 3(28).
93. Косвен М.О. Этнография и история Кавказа. М., 1961.
94. Крачковский И.Ю. Избранные сочинения.М.-Л.,1960.Т. 6.
95. Кушева E.H. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией. М., 1963.
96. Ладыженский A.M. Адаты горцев Северного Кавказа. Подготовка текста и комментарии ИЛ. Бабич / Под ред. A.C. Зайналабидова и В.В. Черноуса / Южнороссийское обозрение Центра системных региональных исследований и прогнозирования ИППК при РГУ и ИСПИ РАН. Ростов-на-Дону, 2003. Вып. XVIII.
97. Ланглуа Ш., Сеньобос Ш. Введение в изучение истории. М., 1899.
98. Магомедов А.Р. Хозяйственная жизнь и социальный строй Нагорного Дагестана в XV - XVII вв. Ростов-на-Дону, 1985.
99. Магомедов P.M. Адаты дагестанских горцев как исторический источник. М., 1960.
100.Магомедов P.M. Дагестан: Исторические этюды. Махачкала, 1975. Вып. II.
101.Магомедов P.M. Даргинцы в дагестанском историческом процессе. Махачкала, 1999.
102.Магомедов P.M. История Дагестана. С древнейших времен до конца XIX в. Махачкала, 1968.
103.Магомедов P.M. Легенды и факты о Дагестане. Махачкала, 1969.
104.Магомедов P.M. Общественно-экономический и политический строй Дагестана в XVIII - начале XIX в. Махачкала, 1957.
Ю5.Маллачиханов Б.Г. О прошлом Аварии. Махачкала, 1928.
106.Международное право: учебник для вузов / отв. ред. проф. Г.К. Иг-натенко и проф. О.И. Тиунов. М., 2005.
107.Методология историко-правовых исследований. М., 1980.
108.Наука истории русского права. Формация народа и государства. Казань, 1899.
109.Небратенко Г.Г. Обычно-правовая система традиционного общества. М., 2011.
110. Общая теория права: курс лекций / под ред. В.К. Бабаева. Н. Новгород, 1993.
111. Обычное право и правовой плюрализм в изменяющихся обществах / Под ред. В.А. Тишкова и Н.И. Новикова. М., 1997.
112.Обычное право народов Сибири. М., 1997.
113.Османов М.О. Формы традиционного скотоводства народов Дагестана. М., 1990.
114.Основные задачи науки советского и социалистического права. М.,
1938.
115.Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII - XV вв.: курс лекций. Л.,
1966.
116. Понтович Э.Э. Философия права. Общее учение о праве. Кинешма,
1920.
117.Проблемы общей теории права и государства: учебник для вузов / под общ. ред. академика РАН, д-ра юрид. наук., проф. B.C. Нерсесянца. М., 2004.
118.Пронштейн А.П. Методика исторического исследования. Ростов-на-Дону, 1971.
119.Пушкарев JI.H. Классификация русских письменных источников по отечественной истории. М., 1975.
120.Селюков Ф.Т. Обычное право: основные понятия, структуры, функции, методы изучения. М., 1991.
121.Сеньобос Ш. Исторический метод в применении к социальным наукам. М., 1902.
122.Социальная терминология в языках Дагестана. Махачкала, 1989.
123.Супатаев М.А. Культурология и право. (На материале стран тропической Африки). М., 1988.
124.Сюкияйнен JI.P. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М., 1986.
125.Томсон Дж. Исследования по истории древнегреческого общества / Пер. с анг. М., 1958.
126.Трубецкой E.H. Лекции по энциклопедии права. М., 1909.
127. Труды ВИЮН. М., 1946. Вып. 8.
128.Труды летописи общества истории и древностей российских. Ч. IV. Кн. 1.М, 1828.
129.Ученые записки МГУ. М., 1946. Вып. 110. Кн.2.
130.Халифаева А.К. История государства и права Дагестана. Махачкала,
2011.
131.Хачатуров Р.Л. Становление права (на материале Киевской Руси). Тбилиси, 1988.
132.Хашаев Х.-М.О. Общественный строй Дагестана в XIX в. М., 1961.
133.Шебанов А.Ф. Форма советского права. М., 1968.
134.Шихсаидов А.Р. Дагестан в X - XIV вв. Махачкала, 1975.
135.Шихсаидов А.Р. Ислам в средневековом Дагестане. Махачкала,
1969.
136.Шлецер А.Л. Нестор. Русские рукописи на древнеславянском языке, сличенные, переведенные и объясненные А.Л. Шлецером. Ч. 1. СПб., 1809.
137.Юридическая антропология. Закон и жизнь / отв. ред. Н.И. Новикова, В.А. Тишков. М., 2000.
III. Статьи, публикации
138. Айтберов Т.М. Институт главного наследственного кади (первоначально имама) в политической системе Андалала в конце XVI - первой половине XVIII века // Духовенство и политическая жизнь на Ближнем и Среднем Востоке в период феодализма. М., 1985.
139. Айтберов Т.М. Центральная часть Восточного Дагестана в ХИ-ХШ вв. (к хронологии географии борьбы с мусульманами) // Освободительная борьба народов Дагестана в эпоху средневековья. Махачкала, 1986.
140. Александров Н.Г. Понятие источника права // Труды ВИЮН. М., 1946. Вып. 8.
141. Баранов В.М. Формы (источники) права // Общая теория права: курс лекций / под ред. В.К. Бабаева. Н. Новгород, 1993.
142. Бартольд В.В. К вопросу о происхождении Кайтагов // Сочинения. Т. V. М., 1968.
143. Гаджиев В.Г. Адаты народов Северного Кавказа (опыт источниковедческого анализа) // Известия Академии наук Азербайджанской ССР. Серия истории, философии и права. 1987. № 2.
144. Гаджиев В.Г. Памятники обычного права Дагестана (опыт источниковедческого анализа) // Известия Северо-Кавказского научного центра Высшей школы. Общественные науки. Ростов-на-Дону, 1987. № 3.
145. Гаджиев Г.А. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации как источник конституционного права // Конституционное право: восточно-европейское обозрение. 1999. № 3(28).
146. Далгат Б.К. О горском словесном суде // Утро гор. 1910. № 1.
147. Джидалаев Н.С., Айтберов Т.М., О термине «уздень» на СевероВосточном Кавказе // Социальная терминология в языках Дагестана. Махачкала, 1989.
148. Дзагурова В.П. Еще раз о союзах сельских обществ // Вопросы истории Дагестана (досов. пер.). Махачкала, 1974. Вып. I.
149. Добров A.C. Законодательство без законодателя: Очерки по теории источников права. Часть первая. Обычное право / пер. с укр. Г.В. Савенко // Иваново-Вознесенский юридический вестник. Иваново, 2001. № 5, 6, 7, 8.
150. Думанов Х.М., Першиц А.И. Мононорматика и начальное право // Государство и право. 2000. № 1.
151. Думанов Х.М., Першиц А.И. Мононорматика и начальное право // Государство и право. 2001. № 9.
152. Закс В.А. Некоторые особенности языка и логики областного права средневековой Норвегии // Средние века. Вып. 52. М., 1989.
153. Исаев Ш. М. Предпосылки формирования биюридической правовой системы в Дагестане в XV-XVIII вв. // Юридический вестник ДГУ. Махачкала, 2009. № 1.
154. Исаев Ш.М. «Завещание Андуника б. Ибрагима» как историко-правовой документ XV в. // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. Ростов-на-Дону, 2007. №6.
155. Исаев Ш.М. Адаты Андалала: списки, состав, датировка // Вестник Дагестанского научного центра РАН. Махачкала, 2005. № 23.
156. Исаев Ш.М. Архаическое ядро Кайтагского адатного свода норм // Перспективы взаимодействия национальных правовых систем в условиях глобализации и регионализации: сб. научных статей по материалам V международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию Ро-
стовского государственного университета (РИНХ) и 15-летию юридического факультета Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) 16-17 октября 2010. Ростов-на-Дону, 2010.
157. Исаев Ш.М. Колофон рукописи Абулайса ас-Самарканди как источник исторических сведений об Анди XVI в. // Труды Международного форума по проблемам науки, техники и образования / под ред. В.П. Савиных, В.В. Вишневского. М., 2005. Т. 1.
158. Исаев Ш.М. Общее понятие и виды источников обычного права // Северокавказский юридический вестник. 2011. № 3.
159. Исаев Ш.М. От конфессионального плюрализма к исламскому монотеизму // Фундаментальные и прикладные вопросы естественных наук (региональные проблемы): материалы сессии АЭН. T. II. Махачкала, 1994.
160. Исаев Ш.М. Податные списки аварских ханов как историко-правовой источник // Вестник Дагестанского научного центра. Махачкала, 2005. №21.
161. Каченовский М.Г. Об источниках для русской истории // Вестник Европы, 1809. Ч. 43. № 3.
162. Кельзен Г. Чистое учение о праве // История политических и правовых учений: Хрестоматия / под ред. О.Э. Лейста. М., 2000.
163. Кечекьян С.Ф. О понятии источника права // Ученые записки МГУ. М., 1946. Вып. 110. Кн.2.
164. Ковалевский М.М. Дагестанская народная правда // Этнографическое обозрение. М., 1890. № 1.
165. Ковалевский М.М. Родовые устройства Дагестана // Юридический вестник. Ч. З.М., 1888. Т. 29.
166. Косвен М.О. Материалы по истории этнографического изучения Кавказа в русской науке // Кавказский этнографический сборник. М., 1962. Вып. 3.
167. Криштопа А.Е. К вопросу о письменных источниках по периоду феодализма в Дагестане // Вопросы истории и этнографии Дагестана: сб. научных сообщений. Вып. VII. Махачкала, 1976.
168. Куббель JI.E. Потестарная и политическая этнография // Исследования по общей этнографии. М., 1979.
169. Магомедов А.Р. Горская средневековая община (к методологии изучения) // Известия Северо-Кавказского научного центра высшей школы. Общественные науки. Ростов-на-Дону, 1984. № 4.
170. Магомедов P.M. К вопросу о семейной общине в Дагестане // Труды 2-й научной сессии Дагестанской базы АН СССР. Махачкала, 1950.
171. Маршаев Р.Г., Омаров A.C. Постановление Рустем-Хана как источник по истории Кавказа XVII в. // Ученые записки Института истории, языка и литературы. Махачкала, 1959. Т.7.
172. Омаров A.C. Памятники обычного права XVI - XVII вв. // VII международный конгресс антропологических и этнографических наук. М., 1964.
173. Омаров A.C. Система композиции в обычном праве Дагестана. // Ученые записки Института истории, языка и литературы. Махачкала, 1966. T.XVI.
174. Омаров A.C. Судебник Гидатлинского союза «вольных» обществ. // Ученые записки Института языка и литературы Дагестанского филиала АН СССР. Сер.: Общественные науки. Махачкала, 1967. Т. XVII.
175. Омаров A.C., Маршаев Р.Г. Об одном памятнике по истории Аварии XVII в. // Ученые записки Института истории, языка и литературы. Махачкала, 1958. T.V.
176. Оразаев Г. М-Р., Ахмадов Я.З. К истории политических связей Чеченского феодального владения с Россией в XVII - XVIII вв. // Роль России в исторических судьбах народов Чечено-Ингушетии. Грозный, 1983.
177. Памятники права народов Дагестана / сост. Исмаилов М.А., Айтбе-ров Т.М., Акбиев A.C., Магомедсултанов И.И., Исаев Ш.М. СКАГС, 2010. -40 п.л. (авторство не разделено).
178. Першиц А.И. Проблемы нормативной этнографии // Исследования по общей этнографии. М., 1979.
179. Першиц А.И. Проблемы нормативной этнографии // Исследования по общей этнографии. М., 1979.
180. Савенко Г.В. Обычное право: отечественная наука в поисках объекта изучения // Иваново-Вознесенский юридический вестник. Иваново, 2001. № 11.
181. Саидов М.-С.Д. Возникновение письменности у аварцев // Языки Дагестана. Махачкала, 1948. Вып. I.
182. Свечникова Л.Г. Обычай в правовой системе // Обычное право и правовой плюрализм в изменяющихся обществах / Под ред. В.А. Тишкова и Н.И. Новикова. М., 1997.
183. Свечникова Л.Г. Понятие обычая в современной науке: подходы, традиции, проблемы (на материалах юридической и этнологической наук) // Государство и право. 1988. № 9.
184. Селюков Ф.Т Отечественный опыт экологии культуры в обычном праве // Советское государство и право. 1992. № 10.
185. Семенов Ю.И. Обычное право в доклассовом обществе: происхождение, сущность и эволюция // Обычное право народов Сибири. М., 1997.
186. Семенов Ю.И. Основные понятия обычного права: возникновение и развитие // Юридическая антропология. Закон и жизнь / отв. ред. Н.И. Новикова, В.А. Тишков. М., 2000.
187. Строев П.М. О византийском источнике Нестора (Труды летописи общества истории и древностей российских). Ч. IV. Кн. 1. М., 1828.
188. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право (шариат и фикх) // Ислам и мусульмане в России. М., 1999.
189. Халфина P.O. Значение историко-правовых исследований для теории права // Методология историко-правовых исследований. М., 1980.
190. Шихсаидов А.Р. «Завещание Андуника нуцала» (к вопросу об изучении) // Вестник Дагестанского научного центра РАН. Махачкала, 1998. Вып. I.
IV. Авторефераты диссертаций
191. Закарияев З.М. Социально-политическое развитие союзов сельских общин Самурской долины в XV - XVIII вв.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Махачкала, 2000.
192. Криштопа А.Е. Политическое развитие Дагестана в XIII - XIV вв.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Махачкала, 1981.
193. Халифаева А.К. Государственные и правовые институты в Дагестане в XIX веке: основные тенденции и изменения, автореф. дис. ... доктора, юрид. наук. М., 2005.
V. Литература на иностранных языках
194. Aglarov М. Les avars du Caucase // Les questions fondamentales du penplement bassin des Carpathes du VIII an X siecle. Budapest, 1972.
195. Herrschaft, recht und islam in Daghestan. Von den khanaten und ge-meind- btinden zum gihad -Staat von Michael Kemper Reichept verlag. Wiesbaden, 2005.
146
147
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.