Конфликты в общественных отношениях горцев Дагестана: XIX - 30-е гг. ХХ в. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, доктор исторических наук Магомедсалихов, Хайбула Гамзатович

  • Магомедсалихов, Хайбула Гамзатович
  • доктор исторических наукдоктор исторических наук
  • 2013, Владикавказ
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 383
Магомедсалихов, Хайбула Гамзатович. Конфликты в общественных отношениях горцев Дагестана: XIX - 30-е гг. ХХ в.: дис. доктор исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Владикавказ. 2013. 383 с.

Оглавление диссертации доктор исторических наук Магомедсалихов, Хайбула Гамзатович

Введение.

Раздел I. Конфликтогенность; регламентация и разрешение конфликтов в горских обществах (XIX - начале XX в.)

Глава I. Социально-экономическая обусловленность конфликтов в горских обществах

1.1. Конфликтогенность в сфере экономической деятельности.

1.2. Набеги горцев на территории сопредельных народов; социальная дифференциация.

1.3. Конфликты по воровству и грабежам, их регламентация и разрешение.

Глава II. Конфликты, обусловленные ментальными особенностями горцев; их профилактика и разрешение

2.1. Природно-географический и социальный факторы в стереотипе горцев Дагестана.

2.2. Женщина-горянка: социальный статус и роль в конфликтном потенциале.

2.3. Бракоразводные процессы и способы их регламентации.

2.4. Оружие, как фактор конфликтного потенциала.

2.5. Остракизм в обществах горцев.

Глава III. Профилактика и разрешение конфликтов в традиционных горских обществах Дагестана

3.1. Корреляция адата и шариата в разрешении конфликтов

3.2. Морально-этические аспекты конфликтов.

3.3. Регламентация общественных отношений в джамаатах.

3.4. Проблемы самоуправления в джамаатах.

3.5. Маслаат - самобытная форма разрешения конфликтов у горцев Дагестана.

3.6. Трансформация общественных отношений во 2-ой половине XIX в.

Раздел II. Трансформация характера общественных отношений и социальных конфликтов у горцев в период советской модернизации (1917-1939 гг.)

Глава IV. Социальные катаклизмы 1917 - 1922 гг. и общественные отношения в Дагестане.

4.1. Социальные конфликты в период октябрьской революции 1917 г. а) общественно-экономические отношения и быт горцев накануне революции. б) октябрьская революция 1917 г. и горцы.

4.2. Гражданская война, как социальный конфликт. а) восстание в Западном Дагестане в 1920 - 1921 гг. б) последствия Гражданской войны. в) «политический бандитизм» 20-х гг. и разоружение в Дагестане.

4.3. Социальные конфликты в начале социалистических преобразований: социально-экономический и культурный аспекты (1917 -1929 гг.).

Глава V. Трансформация общественного сознания горцев и социальные конфликты в период коллективизации 30-х гг.

5.1. Канун коллективизации.

5.2. Переход к сплошной коллективизации.

5.3. Дальнейшая коллективизация и ее результаты.

5.4. Морально-психологический климат в обществе в период коллективизации.

Глава VI. Политические репрессии 20 - 30-х годов, как социальный конфликт. Трансформация общественного сознания горцев Дагестана

6.1. Антагонизм и насилие в идеологии большевиков.

6.2. Политические репрессии 1930-х гг. Масштабы репрессий

6.3. Методы репрессий и формы борьбы с «врагами народа» в Дагестане.

6.4. Репрессии в отношении мусульманского духовенства.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Конфликты в общественных отношениях горцев Дагестана: XIX - 30-е гг. ХХ в.»

Конфликтология, как новое научно-прикладное направление является одной из актуальных и соответственно востребованных областей познания общества. Если до последнего времени к конфликтам имело место быть только негативное отношение, то в настоящее время в науке все большую актуальность приобретает новый взгляд на конфликты, как на непременный атрибут общественного развития. «Конфликт есть нормальное явление общественной жизни; выявление и развитие конфликта в целом - полезное и нужное дело. Не надо вводить людей в заблуждение с помощью мифа о всеобщей гармонии интересов. Общество, властные структуры и отдельные граждане будут достигать более эффективных результатов в своих действиях, если они не будут закрывать глаза на конфликты.»'.

Из множества существующих дефиниций конфликта концептуально наиболее соответствующей тематике данного исследования является предложенный М.Ю. Зеленковым: «Социальный конфликт - это особый вид социальных отношений, возникающий при столкновении конфликтующих сторон по разным основаниям, и принимающих насильственные формы, крайние из которых: бунт, революция, самоубийство, суицид, терроризм, война»2. Однако данное определение не может охватить все аспекты, поднимаемые в исследовании и в контексте предмета изыскания важной характеристикой социального конфликта по JI. Козеру является «борьба из-за ценностей или претензий на статус, власть или ограниченные ресурсы, в которой целями конфликтующих сторон являются не только достижение желаемого, но также нейтрализация, нанесение ущерба или устранение соперника»3. Также следует отметить, что предметом исследования наряду с обозначенными стали конфликтогенные условия и факторы, а также формы и методы разрешения конфликтов у горцев Дагестана в XIX в.

После Октябрьской революции 1917 г. наметилась трансформация общественного сознания горцев Дагестана, что было обусловлено наряду с самой революцией, Гражданской войной, последующими социальными преобразованиями, насильственной коллективизацией и политическими

1 Здравомыслов А.Г. Социология конфликтов. М., 1996. С. 9.

2 Зеленков М.Ю. Социальная конфликтология в тестах. М., 2005. С. 155.

3 Цитирую по: Гришина Н.В. Психология конфликта. Спб., М., Харьков, Минск, 2002. С. 30. репрессиями, которые также аккумулировали значительный конфликтный потенциал и нашли отражение в работе.

Итак, основной концепцией предлагаемого исследования является природа социальных конфликтов в традиционных горских обществах Дагестана, методы и способы их регламентации и разрешения, а также трансформация общественного сознания и характера социальных конфликтов у исследуемых народов в первые два десятилетия советской власти.

Актуальность темы исследования

С учетом вышесказанного исследование конфликтов в общественных отношениях в дагестанском социуме, как в прошлом, так и настоящем, является одной из приоритетных задач науки. Тем более, что общественные процессы в дагестанском обществе в историческом прошлом и настоящем взаимосвязаны и взаимообусловлены и ответы на многие современные социальные проблемы следует искать в прошлом дагестанских народов. Этим обусловлена актуальность предлагаемой темы исследования.

Актуальность предлагаемого исследования также обусловлена тем, что рассматриваются отдельные аспекты ментальных особенностей горцев Дагестана в XIX в. и их трансформация в период социалистических преобразований 20- 30-х гг. XX вв., чем, в том числе, были обусловлены конфликтные взаимоотношения в обществе.

Знание природы социальных конфликтов, источников и механизмов их возникновения и развития в обществе, а также методов их профилактики и конструктивного разрешения будет способствовать повышению культуры взаимоотношений между людьми, сделает жизнь, как отдельного человека, так и в целом общества более спокойной, конфликто- и стрессоустойчивой.

Все эти аспекты ввиду их мало изученности или же их интерпретации с иной идеологической точки зрения представляют актуальность для данного исследования.

Объектом данного исследования является горские общества Дагестана в хронологических рамках XIX- 30-х годах ХХв. в динамическом их развитии и трансформации в контексте социальных конфликтов и условий, способствующих конфликтности.

Предметом исследования является причинно-следственная взаимообусловленность конфликтных взаимоотношений у горских народов в процессе социальной коммуникации, а также способы их профилактики, урегулирования и разрешения в традиционных обществах горцев. Трансформация социальных конфликтов горцев в период Октябрьской революции 1917г., Гражданской войны и годы социалистических преобразований также являются предметом предлагаемого исследования.

Следует заметить, что конфликт является предметом исследования и других научных дисциплин, например, юриспруденции, где преступление и конфликт идут параллельно и нередко эти понятия переходят друг в друга и трудно их разграничить. Однако преступление категория юридическая, а конфликт - категория более широкая - социологическая, психологическая, историческая, философская и т.д. Если для юристов преступление ограничивается рамками конфликта, за которым неминуемо должно последовать наказание, то предметом конфликтологии в его историко-этнографическом спектре является социально-экономические, политические, религиозные, морально-этические и другие причины и факторы, способствующие конфликтности в обществе. Наряду с причинно-следственной обусловленностью предметом исторической конфликтологии является соответствующие методы профилактики, регламентации и разрешения этих конфликтов. В этом контексте ни одна научная дисциплина кроме историко-этнографической не занимается исследованием конфликтов. С учетом этого предметом настоящего исследования является причинно-следственная обусловленность социальных конфликтов, а также разные формы, методы их профилактики и разрешения.

Цель и задачи исследования

С учетом вышеизложенного целью исследования является анализ конфликтов в системе общественных отношений в традиционных горских обществах Дагестана и процесс их трансформации в период социалистических преобразований.

В рамках обозначенной цели и ради ее достижения предусматривается решить следующие основные задачи:

- проследить причинно-следственную обусловленность конфликтов социально-экономическими, политическими, морально-этическими, этнопсихологическими, религиозными и иными причинами и факторами;

- рассмотреть формы и методы профилактики, регламентации и разрешения конфликтов, происходивших на экономической почве;

- проанализировать проблему корреляции адата и шариата в регламентации и разрешении социальных конфликтов, в том числе возникавших на семейно-бытовой почве;

- проследить конфликты, обусловленные ментальными особенностями горцев, а также их профилактику и разрешение в динамическом развитии;

- проанализировать место и роль этикета и культуры поведения горцев, как фактора динамической стабильности в джамаатах;

С учетом того, что после Октябрьской революции 1917г. в обществе начали происходить кардинальные изменения социально-экономического и политического характера и соответственно происходила трансформация общественного сознания горцев, в предлагаемом исследовании также предусматривается:

- рассмотреть процессы трансформации характера общественных отношений и соответственно социальных конфликтов у горцев в годы социалистических преобразований (1917-1939гг.);

- особо при этом следует остановится на социальных конфликтах, обусловленных насильственной коллективизацией в 30-х годах XX в.;

- одной из актуальных задач исследования является также анализ социальных конфликтов, обусловленных политическими репрессиями 20-30-х годов.

Методологические принципы исследования

Методологической основой при освещении поднятых в работе проблем послужил ряд взаимно дополняющих друг друга методов и принципов исследования. Первым и основным принципом при рассмотрении общественных процессов у горцев Дагестана является восприятие общества как единого социального организма, функционирующего в конкретном историческом времени и пространстве и имеющего множество бесконечных взаимосвязей и взаимозависимостей.

Из других методологических принципов в процессе разработки данной проблемы мы руководствовались следующими:

- Принцип исторического детерминизма, предусматривающий анализ исторических явлений с позиций взаимной обусловленности, последовательности, причинно-следственной связи событий и явлений истории, рассмотрение их в единстве прошлого, настоящего и будущего;

- Принцип всеобщей связи, который предполагает исследование максимально большего количества связей конкретного конфликта с системой общественных отношений;

- Принцип объективности, исходя из которого в работе достигается обоснованность и непредвзятость подхода к оценке основных явлений и процессов, имевших место быть в горских обществах;

- При освещении отдельных вопросов использован метод исторической ретроспекции, позволяющий исходя из определенной закономерности развития общества, соотносить и использовать данные позднего времени к более раннему историческому периоду;

- Принцип конкретно-исторического подхода, предусматривающий учет в процессе изучения конфликтов конкретных обстоятельств, ^ которых они развиваются: места, времени, макро- и микросреды в условиях которого складывались и развивались конфликтные взаимоотношения в обществе;

- Принцип поиска скрытого содержания конфликтов, ориентирующий исследователя на то, чтобы при их анализе не ограничиваться изучением только доступной, лежащей на поверхности информацией. Важно всегда искать и находить скрытие, глубинные мотивы и причины социальных конфликтов. Конфликты вообще и конкретные в частности представляют собой «айсберг», у которого доступная наблюдению часть составляет 10%, а 90% скрыто под водой 4.

- Не менее важное значение при исследовании данной проблемы имеет принцип соблюдения законов диалектики. Диалектический закон единства и борьбы противоположностей применительно к теме исследования предусматривает, что конфликты в системе общественных отношений сами по себе не являются только негативным явлением. Они носят объективный,

4 См. Анцупов А.Я. Шипилов А.И. Конфликтология. М., 2002. С. 138 -149. перманентный и имманентный характер, более того, являются существенным фактором прогрессивных перемен в обществе.

Накопленный общечеловеческий теоретический и практический опыт исследования конфликтов в системе общественных отношений, методологические подходы и принципы изучения механизмов их возникновения, развития, профилактики и конструктивного разрешения имеют весьма ценное значение для исследования аналогичных процессов в традиционном дагестанском обществе. В этом отношении ценность представляют концепции и теоретические взгляды отечественных и зарубежных историков, социологов и психологов.

Из современных научных концепций наибольший интерес в методологическом плане для разработки данной темы представляет теория социального конфликта немецкого социолога Р. Дарендорфа, согласно которой наличие конфликтов в социальных процессах:

- естественно и неизбежно;

- присуще любому типу общества;

- является источником изменений общества5.

Руководство и учет этих методологических принципов призвано способствовать более эффективному достижению целей и задач в ходе исследования.

Хронологические рамки диссертации (XIX - 30-е годы XX в.) представляют интерес тем, что обусловлены бурными и поворотными событиями в истории народов Дагестана и горцев в частности, наиболее важные их которых: Кавказская война, окончательное присоединение Дагестана в состав России, адаптация горцев к Российским порядкам. Все эти события и процессы были прерваны Октябрьской революцией, за которыми последовала продолжительная Гражданская война в Дагестане и социально-экономические преобразования. Насильственная коллективизация и политические репрессии 30-х годов обусловили социальные конфликты и трансформацию общественного сознания и быта горцев Дагестана. Все эти события в течение относительно непродолжительного исторического периода оказали существенное влияние на трансформацию общественного

5 Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы. М., 1993. С. 84. уклада и менталитета горцев Дагестана, чем обусловлен выбор хронологических рамок исследования.

Географические рамки исследования

Предметом предлагаемого исследования стали три наиболее крупные по численности горские народы - аварцы, даргинцы и лакцы, проживающие в Центральной части Дагестана. Локализация этими народами обусловлена значительным объемом привлекаемого материала, а также обширными хронологическими рамками изыскания. Выход за рамки этих народов негативно сказалось бы на качестве проводимого исследования.

Научная новизна

Как выше отмечалось, конфликтология как относительно новая научно-прикладная дисциплина переживает период становления и утверждения в качестве самостоятельной области знания. В период социалистического строительства такая дисциплина в силу идеологических соображений не была востребована и соответственно общественные процессы в свете конфликтных взаимоотношений не подлежали научной разработке. По этой причине в отечественной историографии почти отсутствуют исследования на подобную тематику, и поэтому предлагаемая разработка, тем более в историко-этнографической проекции, является одной из первых в этой области.

С учетом этого в предлагаемом исследовании достаточно много научной новизны. Так, в работе достаточно внимания уделяется социально-экономической, морально-психологической и ментальной обусловленности конфликтов в традиционных горских обществах, а также способам их регламентации и принципам разрешения.

Новизна исследования также в том, что его хронологические рамки предусматривают изучение социальных конфликтов и конфликтогенных факторов в традиционном обществе и их трансформацию в период советской модернизации. В диссертации также достаточно внимания уделяется традиционному стереотипу поведения горцев и конфликтному поведению, связанным с этим фактором. В этой же связи прослеживается конфликтный потенциал в обществе обусловленный наличием оружия у горцев, а также анализируются причины их разоружения в первые годы советской власти.

Значительное внимание в работе уделяется проблемам профилактики и разрешения конфликтов в традиционных горских обществах народными способами, в том числе посредством медиаторского суда - маслаата.

В научную терминологию применительно к теме исследования вводится новые обороты, как превентивная форма разрешения конфликтов, регламентация конфликтов, конфликтный потенциал, конфликтогенная психологическая атмосфера и т.д.

Научная новизна в исследовании касается также вопросов относительно трансформации общественных процессов в советское время. В частности трансформация имела место относительно сознания горцев Дагестана в период социалистических преобразований в 20-30-х гг. XX в.

Социалистическая революция 1917 г. и последующая Гражданская война в силу неподготовленности горцев к подобным катаклизмам, представляли собой социальный конфликт и оказали на жизнь горцев больше деструктивное, чем конструктивное воздействие. Продолжительная Гражданская война довела горцев до крайней степени нищеты, отчаяния и безысходности и тем самым способствовала процессу разложению устоев общины-джамаата.

Последующие мероприятия на пути социалистических преобразований сопровождались политическими репрессиями. Если в советской историографии эти события интерпретировались тенденциозно и в угоду господствующей идеологии, то в связи с демократическими переменами в обществе стал возможным более взвешенный объективный исследовательский подход к этим проблемам. С учетом этого рассматриваются социально-экономические преобразования в дагестанском обществе, что также является одним из компонентов новизны предлагаемого исследования.

Следует заметить, что конфликты в советский период были обусловлены серьезными противоречиями между политической системой с одной стороны и человеческой личностью и социумом с другой.

Новаторской в работе также является отражение процесса трансформации общественного сознания горцев Дагестана в контексте конфликтоности от традиционного к социалистическому.

Этими и другими аспектами обусловлена научная новизна предлагаемого исследования.

Научно-практическая значимость исследования

Именно наука, и прежде всего историко-этнографическое его направление, призвано ответить на актуальные проблемы, стоящие перед современным дагестанским обществом. Историческая память быстро и бесследно не исчезает, а проявляется через поколения. В этом отношении предлагаемое исследование, в том числе призвано помочь разобраться в прошлой истории ради научной объективности.

Предлагаемое исследование также может послужить подспорьем для подобных разработок по другим народам Северного Кавказа.

Практическая значимость исследования также в том, что многие проблемы современного общества своими корнями уходят в традиционное прошлое. Соответственно, анализ и знание ментальных особенностей дагестанских народов, обусловленных разными причинами и факторами в прошлом, будет способствовать лучшему познанию их современного состояния, а также - содействовать прогнозу перспективы общества.

Уроки социальных преобразований обусловленных Октябрьской революцией 1917г. и последующей Гражданской войной также имеют назидательное значение в том плане, что искусственно вызванные общественные процессы, как насильственная коллективизация и политическое репрессии, якобы ради достижения социальной справедливости, оказались для общества чреваты серьезными социальными потрясениями и катаклизмами.

Научная апробация

Отдельные положения по предлагаемому исследованию автором опубликованы в монографии - «Маслаат. Традиционные формы разрешения конфликтов у аварцев в XIX- начале ХХв.». (Махачкала, 2003).

Кроме того, статьи, в которых отражены основные идеи по теме диссертации, опубликованы в реферируемых изданиях ВАК6, а также с

6 Маслаат - самобытная форма разрешения конфликтов // Вопросы истории. № 6. М., 2008. С. 137 - 142. 2) События Гражданской войны в Дагестане 1918-1921гг.: их социальный характер и последствия // Военно-исторический журнал № 10. М., 2008. С. 37 - 40. 3) Роль природно-географического фактора в формировании характера и стереотипа поведения горцев Дагестана в традиционных горских обществах // Вестник ДНЦ РАН. № идеями, изложенными в исследовании, автор выступал на различных Международных, Российских и региональных конференциях, материалы которых опубликованы . Основные положения темы диссертации нашли отражение в тезисах, опубликованных в изданиях Российских и региональных научных форумов. Общее число публикаций с учетом тезисов докладов на различных научных форумах по теме исследования превалирует за пятьдесят.

2. Махачкала, 2008. С. 55 - 61. 4) Насильственная коллективизация в горах Дагестана // Вопросы истории. М., 2009. № 6. С. 137 - 142. 5) Традиции остракизма в дагестанском обществе // Восток. М., Наука. 2009 № 5. С. 57 - 62. 6) Регламентация общественной жизни в традиционных обществах горцев Дагестана // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Ростов, 2009. С. 51 - 55. 7) Регламентация общественных отношений в Дагестане в XIX в. // Вопросы истории. №4. 2010. С. 138 -141.

7 Мораль и нравственность в союзах сельских обществ Дагестана // Сельская община Дагестана и Северного Кавказа. Махачкала, 2003. СС. 106-109; Конфликтность и конфликты в традиционном дагестанском обществе. (Тезисы). Санкт - Петербург, 2003. С. 20 - 21; Маслаат - традиционный институт примирения у дагестанских народов // Дикаревские чтения (11) (Северокавказская конференция) Краснодар, 2005. С. 275 - 282; Традиции миротворчества народов Дагестана и Чечни. Тезисы доклада // Исторические связи народов Дагестана и Чечни. Научно-практическая конференция. Махачкала, 2006. С. 27 - 28; Разрешение конфликтов, связанных с женщиной в традиционных горских обществах Дагестана // Материалы Среднеазиатско-Кавказских исследований. Этнология, история, археология, культурология. 2006 - 2007. Лавровский сборник. СПб. 2007. С. 194 - 196; Благопожелания и проклятия как важный аспект в изучении этнопсихологии аварцев // Материалы Международной научной конференции. Археология, этнография и фольклористика Кавказа. Махачкала, 2007. С. 247 - 250; Регламентация конфликтных отношений в традиционных горских обществах Дагестана (XIX - начало XX в.) // VII конгресс этнографов и антропологов России. Саранск, 2007. С. 311; Остракизм в дагестанском обществе: традиции и современность // Неклассическое общество: векторы развития. / Материалы всероссийской научно-практической конференции. Владимир, 2008. С. 297 - 301; Шариат и адат в регламентации общественных отношений и решении конфликтов в горских обществах Дагестана в XIX в. // Обычное право и правовой плюрализм на Кавказе в XIX - начале XX века. Карачаевск, 2009. С. 159 - 165; Мораль как фактор общественной стабильности в джамаатах Дагестана // Материалы международной конференции. Баку, 2009. С. 497 - 500; Конфликты и традиции их разрешения у горцев Дагестана // VII Конгресс этнографов и антропологов России: тезисы докладов. Оренбург, 1 - 5 июля 2009г. Оренбург. 2009. С. 286 - 287; Шариат в регламентации семейных и общественных отношений в традиционном Дагестанском обществе // VII Конгресс этнографов и антропологов России: тезисы докладов. Оренбург, 2009г. С. 493; и др.

Основные положения и выводы диссертации автором также используются при составлении спецкурса по теме: «Традиционные формы и методы разрешения конфликтов у горцев Дагестана» для студентов 4-го курса исторического факультета ДГУ, а также в преподавании курса «Конфликтология в социальной работе» на социальном факультете ДГУ.

Диссертационное исследование обсуждено в научно-исследовательском Центре этнополитических стратегий при СОГУ им. К.Л. Хетагурова, в результате которого критические замечания и пожелания сотрудников в работе учтены и исправлены.

Историография проблемы.

С учетом того, что настоящее исследование хронологически охватывает как традиционное общество, так и первые два десятилетия советского периода, представляется логически целесообразным историографию относительно каждого периода привести в хронологической последовательности.

Источниковая база по традиционному периоду исследования достаточно разнообразна, разнохарактерна и его значительная часть представлена нормами адата, описаниями и исследованиями представителей русской интеллигенции, просвещенными авторами из числа горцев, а также различными соглашениями и договорами на арабо-язычной графике. Из этого числа источников самым многочисленным и значимым подспорьем для исследования общественных отношений горцев в XIX в. являются адатные о нормы, определенная часть которых опубликована .

Адатные нормы разных обществ отражают различные аспекты внутренней жизни джамаатов и союзов обществ и способствуют анализу вопросов, связанных с регламентацией общественных отношений посредством норм обычного права. Адаты также способствуют познанию в определенной степени вопросов, связанных с хозяйственно-экономической о

Адаты Даргинских обществ // ССКГ. Вып. 7. Тифлис, 1873; Адаты Дагестанской области и Закатальского округа. Тифлис, 1899; Алибеков М. Адаты кумыков // Дагестанский сборник. Махачкала, 1927; Гидатлинские адаты. (Подготовка к печати Х.М. Хашаева и М.С. Саидова) Махачкала, 1957; Памятники обычного права Дагестана XVII -XIX вв. Архивные материалы / Составление, предисловие и примечания X. М. Хашаева М, 1965; Из истории права народов Дагестана. / Сост. Омаров A.C. Махачкала, 1968. Адаты общества Каралал / Сост. Магомедсапихов Х.Г. Махачкала, 2003. деятельностью горцев, а также их ментальными особенностями и уровнем правосознания в XIX веке.

Наряду с опубликованными адатами, в Рукописном фонде ИИАЭ ДНЦ РАН хранятся записи неопубликованных адатных норм по отдельным обществам, которые оказались полезными и были привлечены к данной разработке9.

Значительным подспорьем при разработке темы наряду с адатными нормами явились соглашения и своды решений по разным джамаатам и союзам обществ, извлеченные из Рукописного фонда ИИАЭ ДНЦ РАН10.

Помимо материалов Рукописного фонда в Центральном Госархиве РД также хранятся материалы и документы, которые хронологически относится ко 2-ой половине XIX - началу XX в. и тоже оказались полезными при исследовании темы11. В указанных архивных фондах хранятся сводные сведения о числе преступлений, как в целом по Дагестанской области, так и отдельным округам горского населения, которые способствуют восспроизвести многие аспекты горской действительности, в том числе связанных с конфликтогенными условиями и факторами, а также морально-психологической атмосферой в горских обществах.

Период Кавказской войны в историографии по настоящей теме представлен разными источниками документального характера, в числе которых хроника секретаря имама Шамиля Мухаммад-Тахира ал Карахи «Блеск дагестанских сабель в некоторых шамилевских битвах» (Махачкала,

9 Адаты аварских аулов // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН Ф.5. Оп.1. Д. 57; Адаты селения Мачада // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН Ф. 5 Оп. 1. Д. 1658; Адаты селения Хучада // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН Ф. 5. Оп. 1.Д. 1658; Адаты селения Урада//РФ ИИАЭ ДНЦ РАН Ф. 5. Оп. 1.Д. 1658; Адаты селения Тидиб // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН Ф. 5. Оп. 1. Д. 1662.

10 Свод решений и обычаев Цекубского сельского общества // Памятники обычного права Дагестана ХУП-Х1Х вв. / Сост. Х.-М Хашаев. М.,1%5; Свод решений, обязательных для жителей Андалальского округа // Памятники обычного права Дагестана ХУП-Х1Х вв. / Сост. Х.-М. Хашаев. М., 1965; Соглашение аварских общин XVIII - нач. XIX вв. // Письменные памятники Дагестана ХУШ-Х1Х вв. / Сост. Айтберов Т.М. Махачкала, 1989.

11 Ф. 2. Канцелярия военного губернатора Дагестанской области. Г. Темир-Хан-Шура (1883—1917гг.) Оп.1, 2, 4, 5. Ф. 3. Командующий войсками и управляющий гражданской частью в Прикаспийском крае. г. Темир-Хан-Шура. 8 ноября 1847г. - 16 мая 1860г. Оп. 1, 14. Ф. 4. Органы государственной власти Дагестанской области. Оп. 2. Ф. 147. Управление Хасавюртовского округа Терской области, г. Хасавюрт. (1869-1917гг.) Оп.З. Ф. 168. Гунибское лесничество Дагестанской области. Укрепление Гуниб. Оп. 10. Ф. 191. Гунибский окружной суд Дагестанской области. Сел. Гуниб. Оп. 1.

1998). События периода Кавказской войны освещаются также в небольшой работе секретаря имама Гаджи-Али «Сказание о Шамиле» (Махачкала, 1990).

Не меньшую ценность в исследовании темы представляет хроника событий периода антиколониальной борьбы горцев, автором которого является зять имама Шамиля Абдурахман из Газикумуха - «Книга воспоминаний». (Махачкала, 1997). Названные сочинения и отчасти письма, относящиеся к этому периоду и хранящихся в Рукописном фонде ИИАЭ 12

ДНЦ РАН , способствуют выявить особенности конфликтного потенциала в горских обществах, а также показать обусловленность конфликтов разными причинами и факторами.

Достаточно много полезной информации в раскрытии исследуемой темы содержится в трудах представителей русской интеллигенции, которые являлись непосредственными участниками описываемых событий или наблюдали их. В силу того, что авторами работ являются современники описываемых событий и содержат значительный объем информации фактического плана, то эти работы носят не только исследовательский, но источниковый характер. Таковыми, например, являются следующие сочинения, в которых содержатся довольно редкие и потому ценные сведения об общественном укладе и социальных отношениях горцев Дагестана, в числе которых: Хрисанф «Сведения об Аварском ханстве. 1828г.» // История, география и этнография Дагестана. XVIII - XIX вв.: (Архивные материалы. Под ред. М.О. Косвена и Х.-М. Хашаева М., 1958) (Далее ИГЭД), Розен Р.Ф. «Описание Чечни и Дагестана. 1830г.» // ИГЭД, Норденстам И.И. «Описание Антль-Ратля». 1832г. // ИГЭД и др.

Во второй половине XIX в. увеличивается число исследований представителей русской интеллигенции по горцам Дагестана, и хотя конфликты в общественных отношениях не стали предметом специального исследования, в этих работах по данной теме имеется немало ценных и полезных сведений. Прежде всего, здесь следует отметить одну из первых публикаций относительно адатных способов регламентации конфликтов у народов Дагестана, автором которой является начальник Дагестанской области второй половины XIX в. A.B. Комаров «Адаты и судопроизводства

12 Письма №№ 1308, 1699, 1701, 1702, 1704, 1708, 1742 // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН Ф. 16. Оп. 1. по ним» // ССКГ (Тифлис, 1868. Вып. I.). В этой работе содержатся подробные сведения о разнохарактерных конфликтах в Дагестане, обусловленных экономическими причинами с подробными комментариями к ним. Обладая значительным материалом фактического характера по всей Дагестанской области, А.В. Комаров в деталях и со знанием дела провел исследование отдельных аспектов общественного быта горцев. К тому же, его труд может служить образцом бережного и корректного отношения к истории и культуре дагестанских народов в XIX в.

Определенный научный интерес представляет работа Н. Львова «Домашняя и семейная жизнь дагестанских горцев Аварского племени» // ССКГ Т. III. (Тифлис, 1870.), находившегося несколько лет в плену у горцев, на бытовом уровне усвоившего аварский язык, а соответственно запечатлевшего свой взгляд через призму русского интеллигента на горскую действительность. Его сочинение содержит довольно занимательные наблюдения, характеризующие различные стороны общественного и семейного быта аварцев во второй половине ХГХв. Однако, необходимо отметить, что Н. Львов не до конца объективен при освещении и оценке особенностей горского быта, что вполне естественно, если учесть что на его взгляды и интерпретации некоторых аспектов горской действительности отразилось положение пленника. Так, в описании Н.Львова женщина в горских обществах низведена до «рабочего скота»13. Или же Н. Львов полагает, что значительная часть горцев молится не от набожности, а «отбывает молитву»14.

Не менее интересные сведения о занятиях горцев, специфике общественного уклада, о взаимоотношениях и других особенностях содержатся в работе другого русского автора Н. Воронова, поездки которого в разные общества горного Дагестана также относятся к периоду после завершения Кавказской войны15. В работе этого автора заметное место занимает сравнительно-сопоставительное наблюдение между разными союзами сельских обществ горцев, которые касаются хозяйственно

13 Львов Н. Домашняя и семейная жизнь дагестанских горцев Аварского племени» // ССКГ. Т. III. Тифлис, 1870. С. 11 (Примечание)

14 Там же. С.2.

15 Воронов Н. Из путешествия по Дагестану // ССКГ Т. III Тифлис, 1870. экономической деятельности, специфических ментальных особенностей горцев, общественного и семейного их быта.

Существенную помощь при проведении настоящего исследования оказал объемный труд Е. Маркова «Очерки Кавказа» (М., СПб., 1878.), который представил оригинальные взгляды и интерпретации по многим аспектам общественного быта горцев разных союзов обществ. Достаточно наглядно и убедительно в своей работе Ев. Марков интерпретирует обусловленность стереотипа поведения горцев природно-географическими условиями проживания.

Из числа представителей местной интеллигенции во второй половине XIX в. заметный вклад в научное исследование горцев внесли А.

• ЛП 1 О

Чиркеевский , Г-М. Амиров и А. Омаров , работы которых проникнуты пониманием ментальных особенностей горцев и которые сумели через свои сочинения передать их дух и чаяния. Работы этих исследователей помогают понять особенности стереотипа поведения горцев, что содействует пониманию специфики конфликтного потенциала в горской социокультурной среде.

Важным подспорьем для исследования данной темы явился сборник источников «Хрестоматия по истории права и государства Дагестана в XVIII -XIX вв.» в 2-х частях. (Махачкала, 1999), составителем и переводчиком документов с арабского на русский язык выступил Т.М. Айтберов, а также опубликованные этим же автором «Соглашения аварских общин XVIII - XIX вв.» в книге «Письменные памятники Дагестана XVIII-XIX вв.» (Махачкала, 1989).

К концу XIX века интерес исследователей в общем к Кавказу и к Дагестану в частности возрастает, что было связано с втягиванием региона в общероссийское экономическое, социо-культурное и правовое пространство. К тому же в связи с административным обустройством края возникла потребность в изучении правовой базы местных народов с целью введения эффективного управления ими. В этом ключе пристальное внимание

16 Чиркеевский А. О происхождении аварцев // Газ. «Кавказ» №64-65. 1865. Его же. Аварские народные сказания // ССКГ. Тифлис. Вып. 2. 1869. С. 1-76.

17 Амиров Г.М. Среди горцев Северного Дагестана // ССКГ. Вып. 7. Тифлис. 1873. С. 1-35.

18 Омаров А. Как живут лаки // ССКГ. Вып. 3. Тифлис, 1870. С. 1- 46. Его же. Воспоминания муталлима// ССКГ. Вып. I. Тифлис, 1868. С. 1- 64. исследователей в течение более века привлекает труд известного в XIX в. юриста и исследователя норм обычного права кавказских горцев Р.И. Леонтовича19. В его работе освещается значительный круг вопросов относительно устройства горского быта, регламентируемого посредством норм обычного права, в котором также должное внимание уделяется третейскому суду - маслаату. Являясь одним из первых в числе подобных, представляемый труд не потерял своей актуальности до настоящего времени и пользуется у исследователей заслуженным вниманием.

Не менее весомый вклад в изучение вопросов регламентации общественных отношений народов Кавказа посредством норм обычного права внес другой крупный исследователь XIX в. М.М. Ковалевский, который своей работой «Закон и обычай на Кавказе» (М. 1890г.) акцентировал внимание на проблемах кавказоведения российской и зарубежной научной общественности. Однако необходимо отметить, что отдельные положения и выводы М.М. Ковалевского в работе были признаны последующими исследователями ошибочными. Так, Х-М. О. Хашаев и P.M. Магомедов в своих работах подвергли критике концепцию М.М.

Ковалевского, в которой дагестанский тухум приравнивается к

20 классическому роду . Также признано ошибочным в известной работе М.А.

01

Агларова положение об абсолютной эндогамности дагестанского тухума . Несмотря на отдельные издержки, труд М.М. Ковалевского не утратил своей научной ценности до сих пор.

Башир Далгат, будучи учеником М.М. Ковалевского и видным историком-этнографом северокавказских народов, своей работой «Обычное право и родовой строй Дагестана» // (РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 5. On. 1. Д. 1534), внес значительный вклад в историко-этнографическое исследование горцев Дагестана, в том числе в вопросах, касающихся их общественных взаимоотношений.

Не меньшую актуальность в разработке вопросов общественных взаимоотношений народов Северного Кавказа, и в том числе горцев

19 Леонтович Р.И. Адаты Кавказских горцев. Одесса, 1882. В 2-х томах

20См.: Магомедов P.M. К вопросу о семейной общине в Дагестане // Труды 2-ой научной сессии Даг. филиала АН СССР. Махачкала, 1949. С. 44-54. Хашаев Х.-М. Общественнополитический строй Дагестана в XIX веке. (Материалы к сессии). Махачкала, 1954.

21 См.: Агларов М.А. Сельская община в Нагорном Дагестане в XVII - начале XIX в. М.,

1988.

Дагестана в XIX - начале XX в., имеет труд одного из крупных исследователей A.M. Ладыженского «Очерки социальной эмбриологии». (Ростов-Дон, 1929). В его монографиях значительное внимание уделяется изучению социальных взаимоотношений народов Северного Кавказа на основе адатах норм.

На завершающем этапе и после окончания Кавказской войны во второй половине XIX в. по указанию Российского правительства в Области был проведен большой объем работы по сбору и систематизации норм обычного права народов Дагестана с целью их внедрения в правосудие горцев. Предпринятое мероприятие имело своей целью вытравить из сознания горцев мусульманскую идеологию и шариатские законы, под знаменем которых происходила продолжительная освободительная борьба. Своды этих адатных норм были систематизированы, унифицированы и изданы в Тифлисе в 1899г. («Адаты Дагестанской области и Закатальского округа»). Предисловие, комментарии и пояснения к сборнику были составлены известным исследователем обычного права народов Дагестана И .Я. Сандрыгайло.

Те нормы обычного права, которые по каким-либо соображениям не вошли в этот сборник и сохранились в архивах, были впоследствии переведены М.-С. Саидовым и изданы Х-М.О. Хашаевым (Памятники обычного права народов Дагестана XVII - XIX вв. М., 1965).

Также необходимо отметить, что адатные нормы народов Дагестана которыми пользовался профессор Р.И. Леонтович при написании своего труда, хранились в архиве г. Одессы и впоследствии были изданы A.C.

22

Омаровым .

Наряду с адатными нормами в регламентации общественных отношений в горских джамаатах значительная роль принадлежала предписаниям шариата. Вопросы теоретического и прикладного характера в области мусульманского права и вообще шариата рассматриваются и анализируются в трудах таких крупных исследователей ислама, как Н. Торнау «Изложение начал мусульманского законоведения» (СПб., 1850); Массэ А. «Ислам» (М., 1961); Керимов Г.М. «Шариат и его социальная сущность» (М., 1978); Сюкияйнен Л.Р. «Мусульманское право» (М., 1986);

22 Из истории права народов Дагестана. (Сост. A.C. Омаров). Махачкала, 1968.

Караулов-I «Основы мусульманского права» // Историческое наследие. (Ставрополь, 1991).

В процессе разработки темы диссертации состоялись неоднократные экспедиционные поездки автора по горным районам республики Дагестан, материалы которых способствовали воссозданию многих малоизученных аспектов исследуемой темы. Состоялись также многократные встречи с информаторами-выходцами из разных горных районов, проживающих ныне в городах республики Дагестан. Встречи и беседы с информаторами способствовали большему пониманию традиционных морально-психологических и ментальных особенностей исследуемых народов, а также воссозданию событий, связанных с социалистическими преобразованиями в годы строительства социализма.

Приведенные выше опубликованные источники по нормам обычного права наряду с материалами Рукописного фонда ИИАЭ ДНЦ РАН, Центрального Государственного архива Республики Дагестан (ЦГА РД), литературными источниками, а также полевым экспедиционным материалом составили источниковую базу по первому разделу предлагаемого исследования.

Наряду с материалами источникового характера и вышеприведенными исследованиями по теме имеются также исследования современных ученых, которые способствуют раскрытию различных аспектов темы настоящей разработки. В этом плане большую ценность представляют труды таких исследователей, как Хашаев Х-М.О.23, Магомедов P.M.24, Агларов М.А.25,

OA

Абдулаев М.А. , Османов М-З.О. и др.

23 Хашаев Х.-М. Общественно-политический строй Дагестана в XIX веке. (Материалы к сессии). Махачкала, 1954. Его же. Общественный строй Дагестана в XIX веке. М.,1961. Памятники обычного права Дагестана XVII - XIX вв. Архивные материалы / Составление, предисловие и примечания^ М. Хашаева М, 1965 и др.

2 Магомедов Р. М. Общественно-экономический строй лаков в XVIII в. Махачкала, 1948. Его же. Общественно-экономический и политический строй Дагестана в XVIII - начале XIX в. Махачкала. 1957. Его же. Легенды и факты о Дагестане. Махачкала, 1969. Его же. По аулам Дагестана. Махачкала, 1977. Его же. Борьба горцев за независимость под руководством Шамиля. Махачкала, 1991. Его же. Обычаи и традиции народов Дагестана. Махачкала, 1992. и др.

25 Агларов М.А. Сельская община в Нагорном Дагестане в XVII - начале XIX в. М., 1988.

26 Абдулаев М.А. Из истории философской и общественно-политической мысли Дагестана. М., 1993.

Немалая заслуга в изучении общественно-экономических проблем Дагестана XIX в. принадлежит P.M. Магомедову, который провел плодотворную работу по сбору и систематизации значительного полевого материала, содержащего ценные сведения по различным аспектам общественно-экономических отношений горцев Дагестана . Магомедов Р.М также является автором крупного исследования «Общественно-экономический и политический строй Дагестана в XVIII - начале XIX в.» (Махачкала, 1957), которое способствует анализу обусловленности конфликтных отношений экономическими причинами и социальными условиями.

28

Своими трудами Х-М.О. Хашаев внес значительный вклад в изучение системы общественно-экономических отношений горцев Дагестана, в том числе связанных с конфликтами. Являясь крупным историком и одним из высококвалифицированных юристов своего времени в республике, Х-М. О. Хашаев проделал большую работу по изучению вопросов, связанных с обычным правом народов Дагестана, а также внес большой вклад в выявление многих документов и материалов историко-этнографического характера, связанных с обычным правом горцев Дагестана. Работы Хашаева Х-М.О. отличаются широтой охвата и глубиной анализа исследуемых проблем.

Глубокое исследование общественно-экономических отношений и политических процессов в сельских обществах горцев Дагестана провел М.А. Агларов29.

Дагестан представляет собой уникальный регион со специфическими природно-климатическими и географическими условиями, которые посредством экономической деятельности отражаются на социальных взаимоотношениях. Пониманию этих особенностей дагестанской

27 Магомедов P.M. К вопросу о семейной общине Дагестане. Махачкала, 1949; Его же. Легенды и факты о Дагестане. Махачкала, 1969; Его же. Дагестан. Исторические этюды. Махачкала, 1971; Его же. Дагестан. Исторические этюды. Махачкала, 1975; Его же. По аулам Дагестана. Махачкала, 1977; Его же. По аулам Дагестана. Махачкала, 1979 и другие.

2 Хашаев Х.-М.О. Общественно-экономический строй Дагестана в XIX веке. (Материалы к сессии) Махачкала, 1954; его же. Занятия населения Дагестана. Махачкала, 1959; его же. Общественный строй Дагестана в XIX в. М. 1961;

29 Агларов М.А. Указ. Соч. действительности способствуют работы М.-З.О. Османова30 и в частности одна из последних - «Хозяйственно-культурные типы (ареалы) Дагестана». (Махачкала, 1996). В этой и других работах М.-З.О. Османова пристальное внимание уделяется вопросам экономики народов Дагестана, в том числе горцев, что способствует пониманию влияния хозяйственно-экономической деятельности на их социальную сферу и общественный быт.

Кроме того, во многих других монографиях историко

31 этнографического характера , раскрывается общее и особенное в общественных отношениях горцев, что способствует выявлению конфликтогенного потенциала в традиционных горских обществах.

Некоторые аспекты относительно стереотипа поведения, этнопсихологии и этноидентичности горцев Дагестана способствуют раскрыть работы Лугуева С.А.32 и Магомедханова М.М.33

В последние годы появился ряд работ российских исследователей, которые способствуют под иным спектром взглянуть на социокультурные проблемы народов Кавказа, в том числе горцев Дагестана. В их числе заслуживают внимания такие работы, Карпова Ю.Ю. «Джигит и волк: мужские союзы в социокультурной традиции горцев Кавказа». (СПб., 1996), его же «Личность и традиционные социальные институты: принципы взаимодействия» // Северный Кавказ. Человек в системе социокультурных связей. (СПб, 2004), его же, «Взгляд на горцев взгляд с гор. Мировоззренческие аспекты культуры и социальный опыт горцев

30 Османов М.-З.О. Формы традиционного скотоводства народов Дагестана в XIX- начале ХХв. М., 1990г. Его же. Хозяйственно-культурные типы (ареалы) Дагестана в Советскую эпоху. М., 2002. Его же. Обычное право как институт организации и правового регулирования хозяйственной жизни общины Дагестана XVII- XIX вв. // Вестник ИИАЭ ДНЦ РАН. Махачкала, 2006. №3 и др.

31 Алимова Б.М., Магомедов Д.М. Ботлихцы. Историко-этнографический очерк. Махачкала, 1993; Мансуров Ш.М Салатавия. (Социально-экономическая и политическая история в конце XVIII- первой половине ХГХв.) Махачкала, 1995; Мусаева М.К. Хваршины. Историко-этнографический очерк. Махачкала, 1995; Ризаханова М.Ш., Гунзибцы. Историко-этнографический очерк. Махачкала, 2001; Лугуев С. А., Магомедов Д.М., Дидойцы. Историко-этнографический очерк. Махачкала, 2002; Исламагомедов А.И. Аварцы. Историко-этнографическое исследование XVIII- нач. XX в. Махачкала, 2002 и др

Лугуев С.А. Культура поведения и этикет дагестанцев. XIX - начало XX века. Махачкала, 2006.

33 Магомедханов М.М. Дагестанцы: этноязыковые и социокультурные аспекты самосознания. М., 2009.

Дагестана.» (СПб., 2007); Бобровникова В.О. «Мусульмане Северного Кавказа. Обычай, право, насилие». (М., 2002); Дмитриева В.А. «Способы преодоления насилия в традиционном обществе горских народов Северного Кавказа // Адат. Традиции и современность. (Москва-Тбилиси, 2003); Клычникова Ю.Ю. Линец С.И. «Северокавказский узел: особенности конфликтного потенциала (исторические очерки)». (Пятигорск, 2006) и др.

В методологическом плане значительную помощь в исследовании предлагаемой темы диссертации оказали работы доктора исторических наук, профессора JI.M. Дробижевой34 и доктора философских наук Р.Г. Абдулатипова, в частности, его труды: «Природа и парадоксы национального «Я» (М., 1991); «Управление этнополитическими процессами: вопросы теории и практики.» (М., 2001); «Российская нация (этнонациональная и гражданская идентичность россиян в современных условиях).» (М. 2005) и другие.

Также методологическую помощь при исследовании темы оказали труды других отечественных исследователей, в числе которых внимания заслуживают работы известного современного специалиста по социальным конфликтам Здравомыслова А.Г., в частности, его труд «Социология конфликта» (М., 1996). Не меньшую пользу для исследования оказала монография Н.В. Гришиной «Психология конфликта» (М., 2002).

Совокупность всех этих источников и литературы составили историографическую основу первого раздела предлагаемого исследования.

Источниковая база исследования периода первых десятилетий советского периода также представлена довольно обширным и разнохарактерным материалом, в числе которых значительную часть составляют материалы и документы из Центрального Государственного архива РД. Документы из фондов ЦГА РД способствуют освещению многих вопросов социально-экономического, политического и идеологического характера обусловленных социально-экономическими преобразованиями в

34 Дробижева Л.М., Кузнецов КМ. Социальные параметры межэтнической стабильности и напряженности // Мир России. 2000. № 4. Дробижева JI.M. Национально-гражданская и этническая идентичность: проблемы позитивной совместимости // Россия реформирующаяся. Ежегодник / Отв. ред. М.К. Горшков. М.: Институт социологии РАН, 2008. Вып.7. Ее же. Толерантность и проблемы интеграции многокультурных сообществ // Вестник Института Кеннана в России. 2009. Выпуск 16. первые два десятилетия советского периода35. В частности, здесь имеются в виду вопросы, связанные с масштабами социально-экономических трансформаций, вызванных политическими событиями 1917 года и последующей Гражданской войной. В фондах Госархива также имеются сводные годовые отчеты и доклады местных руководителей на партийных конференциях и других форумах, в которых содержится материал обобщающего характера по теме данного исследования.

Однако необходимо заметить, что в фондах ЦГА РД под грифом «секретно» еще хранятся документы по репрессиям, пока малодоступные для исследователя, но которые, безусловно, будут способствовать научной разработке и раскрытию масштабов и характера социальных конфликтов в 30-х гг. XX в. По мере доступности источникового материала из фондов ЦГА РД, безусловно, появятся интересные историко-этнографические исследования по предлагаемой проблеме.

Интересный источниковый материал, способствующий раскрытию темы исследования, хранится в Рукописном фонде ИИАЭ ДНЦ РАН, который наряду с материалами Госархива способствует пониманию различных аспектов связанных с трансформацией общественного сознания горцев Дагестана в начальный период социалистических преобразований в республике36.

35Ф. 1-п. Дагестанский областной комитет КПСС (1920—1991 гг.); Ф. р-3. Главное управление рабоче-крестьянской милиции ДАССР и окружные управления милиции 28.04. 1920 - . ; Ф. р-4. Революционный комитет ДАССР. Г. Махачкала. (1920 - 1921гг.); Ф. р-9. Центральный комитет помощи инвалидам войны, больным, раненым и демобилизованным красноармейцам при ЦИК ДАССР. г. Махачкала. (1922 - 1930гг.); Ф. р-12. Народный комиссариат продовольствия;Ф. р-37. Центр Исполнительного Комитета Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Дагестанской АССР. г. Махачкала (1921—1938гг.); Ф. р-41. Отдел внутреннего управления Революционного комитета Дагестана. (1920-1930гг.); Ф. р-43. Главный суд Дагестанской АССР. (1927— 1937гг.); Ф. р-230. Аварская окружная комиссия по борьбе с последствиями голода. Сел. Хунзах. 1923 год; Ф. р-609. Комиссар (Временного правительства) по управлению Дагестанской областью, г. Темир-Хан-Шура. Март 1917г.- май 1918г.; Ф. р-800.

Дагестанский отдел ОГПУ ДАССР. г. Махачкала.

-2 £

Воспоминания Али Гимринского, активного участника за установление Советской власти в Дагестане // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН Ф.1. Оп. 1; Борьба трудящихся Дагестана за власть Советов. 1917-1921гг. // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН Ф.2. Оп.1.; Воспоминания участников гражданской войны в Дагестане 1918-1920гг. // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН Ф.2. Оп.1.; Воспоминания К. Андийского «Моя революционная борьба в подполье. 1905-1917гг.» // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН Ф. 2. Оп. 1.; Воспоминания участников гражданской войны в Дагестане, собранные в лакских районах // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН

В частности в Рукописном фонде ИИАЭ ДНЦ РАН хранятся свидетельства и воспоминания участников событий и процессов, связанных с Октябрьской революцией, Гражданской войной и социалистическими преобразованиями в Дагестане. Эти воспоминания зачастую отражают индивидуальное восприятие конкретного участника, обусловленного идеологическими, классовыми соображениями, что предусматривает критический подход при использовании этого рода документов.

Ценный материал по теме исследования содержится в воспоминаниях непосредственных участников событий-информаторов. Однако, очевидцев, год рождения которых приходится на 20-е гг. прошлого века, в силу объективных причин, почти не осталось, в связи с чем их воспоминания и свидетельства, хранящиеся в Рукописном фонде ИИАЭ ДНЦ РАН, (а также опубликованные) в качестве исторического источника приобретают еще большую ценность.

Относительно событий, связанных с коллективизацией и политическими репрессиями, информаторов гораздо больше и их свидетельства как непосредственных участников событий, наряду с другими источниками, дают возможность воспроизвести морально-психологический климат в дагестанском обществе в 30-х годах XX в.

Материалы периодической печати соответствующего периода содержат разнохарактерный материал по теме исследования, которые способствуют проникнуться в морально-психологическую атмосферу того времени. В этом

37 отношении особое внимание заслуживает газета «Красный Дагестан» , в публикациях которого достаточно много материала по теме исследования.

В числе источников особую ценность представляют опубликованные документы и материалы, среди которых такие работы как, «Борьба за установление и упрочение советской власти в Дагестане 1917—1921гг.»: Сб. документов и материалов. (М., 1958); «Союз объединенных горцев

Ф.2. Оп. 1; Гасанов Ш.Г. Крестьянство в Дагестане в предвоенные годы (1938 - июнь 1941 гг.) // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.З.Оп.2.; Документы и материалы по классовой борьбе в Дагестане (1930-1933гг.) // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН Ф.2. Оп.1.

37 Газета «Красный Дагестан» за 1 сентября 1921г., 8 декабря; 1922г.,1 сентября; 1923г., 16 декабря 1923г., 4 февраль 1924г., 15 июня и 21 декабря 1925г., 10 февраля, 14 апреля, 28 апреля 1927г., 17 сентября 1928г., 21 октября 1929г., 10 марта и 30 марта 1929г., 5 февраля, 19 февраля, 12 сентября 1930г. 9апреля 1931г. и т. д.

Северного Кавказа и Дагестана (1917- 1918); Горская республика (1918 -1920). Документы и материалы». (Махачкала, 1994) и др.

С 90-х гг. XX в. исследователям больше стал доступным архивный и иной материал, который способствует более объективному отражению событий 20 - 30-х гг. XX в., в том числе связанных с политическими репрессиями и насильственной коллективизацией, значительная часть которого теперь опубликована. В числе этих публикаций необходимо назвать: «Репрессии в Дагестане. Документы и материалы» / Сост.: Какагасанов Г.И., Бутаев М.Д., Джамбулатова Р.И. (Махачкала, 1997); «Коллективизация и антиколхозные выступления в Дагестане (1927-1940гг.) / Документы и материалы» Сост.: Какагасанов Г.И. (Махачкала - 2007); Власть и мусульманская религия в Дагестане. Документы и материалы / (Сост.: Какагасанов Г.И., Бутаев М.Д., Амирханова М.М.) Махачкала, 2007.

Значительный фактический материал о первых годах социалистических преобразований в народном хозяйстве республики содержаться в материалах сборника «Районированный Дагестан» (Махачкала, 1930).

Материалы ЦГА РД, РФ ИИАЭ ДНЦ РАН, опубликованные документы и материалы, воспоминания участников событий и сведения информаторов, а также материалы периодической печати составляют источниковую базу предлагаемого исследования, которые способствуют освещению советского периода настоящей темы.

Помимо материалов источникового характера в отечественной историографии по исследуемой теме имеется обширный круг литературы, в которых освещаются события и общественно-политические процессы советского периода. В числе первых из таких следует отметить работу Н. Самурского (Эфендиева) «Дагестан» (M.,JI., 1925). Будучи активным участником военно-политических событий 20-30-х гг. XX века Н. Самурский сумел достаточно тонко уловить суть основных проблем того времени, что нашло отражение в упомянутом исследовании. В работе проводится сравнительно-сопоставительный анализ по вопросам, касающимся общественно-политической жизни Дагестана досоветского и советского периодов. Такую же ценность представляет работа А. Тахо-Годи «Революция и контрреволюция в Дагестане» (Махачкала, 1927).

Наряду с работой Н. Самурского, значительный интерес для данного исследования представляет монографическое исследование Ан. Скачко «Дагестан» (М., 1931), в котором автор достаточно беспристрастно попытался представить проблемы общественно-политической и социально-экономической ситуации, как в традиционном, так и послереволюционном дагестанском обществе. Примечательно то, что идеологический подход в двух последних работах прослеживается относительно меньше, чем в других подобных исследованиях.

В последующий период ценные исследования, имеющие отношение к изучаемой теме, провели Даниялов Г.Д. «Социалистические преобразования в Дагестане (1920 - 1941гг.)» (Махачкала, 1960), Каймаразов Г.Ш. «Культурное строительство в Дагестане (1920 - 1940гг.)», (Махачкала, 1960) и др.

Не менее весомый вклад в изучение истории доколхозного аула и национально-государственного строительства внесли такие ученые, как: Г.Г.

38 39

Османов , М.А. Казанбиев и другие. Особый интерес представляет обобщающий труд «История Дагестана с древнейших времен до наших дней. Т.2. XX век», (Махачкала, 2005).

Относительно историографии советского периода, необходимо заметить, что характерной ее особенностью является тенденциозное отражение событий 20 - 30-х годов в интересах господствующей идеологии, когда все представлялось в радужном свете, всячески выпячивалось только позитивное. К тому же доступ ко многим архивным материалам для исследователей в период социализма был ограничен.

Из числа современных исследований научный интерес представляют труды профессора В.Д. Дзидзоева, в которых освещаются различные аспекты этнополитических процессов периода рубежа XIX - XX вв., а также идеологического противостояния во время революции 1917 г. и последующей гражданской войны в республиках Северного Кавказа40.

38 Османов Г.Г. Социально-экономическое развитие Дагестанского доколхозного аула. Махачкала, 1965

39 Казанбиев М.А. Создание и укрепление национальной государственности народов Дагестана. Махачкала, 1970.

40 Дзидзоев В.Д. Белый и красный террор на Северном Кавказе в 1917 - 1918 годах. Владикавказ, 1997. Его же. Кавказ конца XX века: тенденции этнополитического развития. Историко-политическое развитие. 2-е издание. Владикавказ, 2004. Его же. Из

Отдельные аспекты относительно исследуемой проблематики получили свое освещение в монографиях и публикациях зарубежных и отечественных авторов, которые в научно-методическом плане ориентируют в теме исследования. В их числе следует назвать работу Рыбакова П. А. «Политика сплошной коллективизации в Московской области» // Вопросы истории (№11. 2008), и В.В. Кондрюшина «Голод 1932 - 1933 годов: трагедия Российской деревни». (М., 2008) и другие.

Несмотря на то, что в 1956г. после XX съезда партии в СССР наступил период оттепели, тема репрессий долгое время оставалась запретной. Это было вполне обоснованно, если учесть то, что еще были живы участники репрессий, свежи в памяти беззакония и произвол «радетелей» социальной справедливости и тема репрессий могла провоцировать обострение социальной напряженности. Соответственно главные источники о политических репрессиях - архивные материалы, были надолго закрыты для исследователей, и в СССР тема репрессий вновь оказалась под запретом.

Однако зарубежные исследователи активно интересовались политическими событиями 30-х годов в СССР, зачастую интерпретируя события в СССР в угоду своих идеологических установок, и поднося заведомо завышенные сведения о масштабах репрессий. Первые монографии о политических репрессиях в России вышли за рубежом.

К тому же слишком масштабными были политические репрессии 30-х годов, чтобы обойти их вниманием и поэтому к ним вернулись в 90-х годах XX в., что было обусловлено началом демократических преобразований в России. В рамках начавшихся перемен дагестанскими исследователями были опубликованы ряд работ источникового характера и в том числе документы и материалы по репрессиям. В этой же связи были изданы заявления и письма репрессированных - «Люди и судьбы: заявления и письма репрессированных в 30-е годы». / Сост. М.Д. Бутаев, В.Г. Гаджиев, Г.И. Какагасанов, Р.И. Джамбулатова (Махачкала, 1997). Интерес также представляет статья историка и современники репрессий М.Д. Бутаева «Мрачные тайны 30-х годов» // Журнал «Дагестан» № 2, за 2002 г., в которой автор, как очевидец и историк, воссоздает морально-психологическую атмосферу в обществе. истории досоветских национальных государственных образований на Северном Кавказе (1917- 1920 гг.). Владикавказ, 2004 и др.

Вопросам касательно репрессий дагестанской интеллигенции посвящена кандидатская диссертация Шамхалова Ш.Ш.41

Необходимо заметить, что в двухтомной истории Дагестана вопросы, касающиеся репрессий в республике, получили поверхностное освещение и рассматриваются как досадные исключения, которые «омрачили» «достижения в области промышленности, сельского хозяйства и культуры»42.

В последние годы проводится большая и плодотворная работа по составлению «Книги памяти» жертв политических репрессий, составителем которой выступил полковник КГБ в отставке, доктор исторических наук С.И. Сулейманов43.

Интерес к политическим репрессиям в обществе в настоящее время не затихает, так как в памяти старших поколений еще свежи ее трагедии и к тому же, уроки репрессий для истории имеют назидательное значение. В этой связи особый интерес представляет публикация одного из членов комиссии по реабилитации жертв политических репрессий в Дагестане Мусаева М.М. «Жертвы репрессии». (Махачкала, 2009). Ценность публикации М.М. Мусаева в том, что он имел непосредственный доступ к архивным материалам по репрессиям и монография основана на данных Государственного архива РД, малодоступных для других исследователей.

Наряду с исследованиями дагестанских ученых значительным подспорьем для раскрытия темы репрессий в Дагестане, в методологическом плане имеют труды российских ученых, число которых ежегодно увеличивается. Так, в последние годы вышел ряд работ, которые отражают новый взгляд на события, связанные со становлением идеологии насилия во время революции и последующий период. В числе этих трудов следует назвать работу Мельгунова С. П. «Красный террор в России 1918-1922гг.» (М., 1990), и Литвина Л. А. «Красный и белый террор в России 1918-1922 гг.» (Казань, 1995), а также статью А.Дугина «Сталинизм: Легенды и факты»

41 Шамхалов Ш.Ш. Тридцатые годы в судьбах дагестанской интеллигенции: истоки, механизмы и последствия репрессий. Автореф. канд. дисс. Махачкала, 2002.

42 История Дагестана с древнейших времен до наших дней. В 2-х томах. М., «Юпитер» 2005. Т.2. С. 199

43 Сулейманов С.И. Книга памяти жертв политических репрессий 20 - 50-х годов XX века в Дагестане / Документы и материалы. Махачкала. 2007. Том I. Его же. Книга памяти жертв политических репрессий 20 - 50-х гг. XX в. в Дагестане. Списки, документы и материалы. Махачкала. 2009. Том II. Слово. 1990. №7. Исследования, в которых с новых методологических позиций интерпретируются события, связанные со строительством социализма в стране, в том числе по красному террору и последующим массовым репрессиям, с каждым годом увеличиваются. В перспективе это должно способствовать интерпретации того, чем были сопряжены столь масштабные репрессии в отношении граждан своей страны и другие социальные катаклизмы в период строительства социализма в СССР.

Опубликованный материал документального характера относительно советского периода, вместе с полевым материалом, а также исследования отечественных специалистов по теме изыскания в совокупности составляют историографию предлагаемой диссертации.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.