Отношение к религии студенческой молодежи среднерусского региона: На примере Ивановской области тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.04, кандидат социологических наук Большаков, Егор Александрович
- Специальность ВАК РФ22.00.04
- Количество страниц 182
Оглавление диссертации кандидат социологических наук Большаков, Егор Александрович
Введение. C.4.
Глава 1. Религия и религиозность.
1.1. Основные подходы к пониманию феномена религии. С.23.
1.2. Религиозность: понятия, общие принципы и методологические проблемы изучения. С.43.
1.3. Теоретическое построение модели религиозности. С.58.
Глава 2. Эмпирическое исследование религиозности студенческой молодежи.
2.1. Цели и задачи применительно к эмпирике. С.96.
2.2. Методологическое значение вопросов. С.99.
2.3. Социально-демографические характеристики респондентов. С.113.
2.4. Соотношение социально-демографических характеристик и количественного показателя степени) религиозности. С. 116.
2.5. Соотношение социально-демографических характеристик и первичной религиозности. С. 127.
2.6. Соотношение социально-демографических характеристик и традиционных форм вторичной религиозности. С. 134.
2.7. Соотношение социально-демографических характеристик и особых традиционных форм вторичной религиозности (отношение к мантике, магии и эзотеризму). С. 144.
2.8. Соотношение социально-демографических характеристик и новых (нетрадиционных) форм вторичной религиозности. Заключение.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК
Конфессиональные и типологические характеристики "Свидетелей Иеговы": религиоведческий анализ2006 год, кандидат философских наук Шилишпанов, Роман Владимирович
Религиозная ситуация на территории Крайнего Северо-Востока России: состояние и тенденции развития2004 год, кандидат социологических наук Башлыков, Тимофей Васильевич
Социально-психологические аспекты религиозности молодежи в контексте психологической безопасности2008 год, кандидат психологических наук Сучкова, Ольга Владимировна
Специфика проявления конфликтности и деструкции в религиозной жизни общества1999 год, кандидат социологических наук Ним, Евгения Генриевна
Нетрадиционные религии в современной России: системно-аналитический подход2006 год, доктор философских наук Балагушкин, Евгений Геннадиевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Отношение к религии студенческой молодежи среднерусского региона: На примере Ивановской области»
Современное российское общество находится на сложном и противоречивом этапе развития. Происходит трансформация не только политического, административного и экономического устройства, но и духовных основ общества. Данный процесс в настоящее время далек от своего завершения, которое можно понимать как оформление в более-менее постоянной форме устойчивых духовных ориентиров, разделяемых членами общества. Напротив, при кризисе идеологии старой (то есть советской) и фактическом отсутствии идеологии новой происходит резкая дивергенция духовно-культурных ориентиров у разных групп общества.
При этом следует учесть, что так называемая «старая идеология» не умерла — она лишь перестала быть официальной идеологией государства. Сама идеология как некая система, пусть даже и искусственная, установок, требований и ориентиров жива до тех пор, пока живы ее носители. Идеология изначально есть нечто, сформированное некой группой или от имени некоей группы для более широкой группы. Однако, воздействуя на конкретных людей, идеология трансформируется в совокупность взглядов человека на социальную среду и свое место в ней, каковую совокупность принято именовать индивидуальным общественным сознанием, т.е. общественным сознанием индивида. Идеология не обязательно присуща государству — она может быть присуща и отдельным составляющим общества, например, партиям (партийная идеология — своя для каждой самостоятельной партии).
Поэтому реальная новая идеология сформируется и займет свое законное место в общественном сознании лишь тогда, когда новое поколение выйдет на общественно-политическую сцену в государстве.
А поэтому, для того, чтобы узнать завтрашнюю картину общественного сознания нашего общества, необходимо изучать составляющие общественного сознания тех, кто завтра будет составлять основу этого общества. Учитывая, что наличие высшего образования является ключевым условием общественного успеха человека, можно с уверенностью сказать, что группа, определяющая завтрашнее общественное сознание — это сегодняшние студенты ВУЗов.
Общественное сознание, как индивидуальное, так и общее, устроено таким образом, что отражает все аспекты сфер общества, каковых сфер, как известно, четыре: политическая, экономическая, правовая и духовная. Первые три сферы отличаются тем, что конкретный индивид там практически бессилен (если только этот индивид - не абсолютный монарх вроде Людовика XIV или Сталина) — даже в демократическом обществе в этой сфере закон довлеет над человеком, при этом неважно, какой закон -уголовный кодекс, рыночный закон спроса и предложения или тот естественный закон, что гласит «нет государства без власти сильного». Иначе говоря, отражение данных сфер общества в том, что называется общественным сознанием индивида, так или иначе детерминировано теми факторами, которые являются по отношению к этому индивиду внешними и посторонними. И лишь духовная сфера общества устроена по закону, противоположному устройству трех первых сфер: здесь сами индивиды, сами члены общества определяют содержание сферы. Содержанием данной сферы являются такие явления, как культура, религия, наука не производительно-прикладная, а теоретическая, духовно-нравственная социализация молодого поколения, в какой-то мере информационная жизнь общества. Иначе говоря, если в изучении первых трех сфер объективистская парадигма наиболее приемлема, то в изучении четвертой сферы она уступит место субъективистской.
При этом понятно, что должно существовать некое средство интеракции между духовной сферой общества как объективной данностью, выраженной материальными и информационно-эстетическими предметами и явлениями, и той частью общественного сознания индивида - члена общества, которая отражает эту духовную сферу. Иначе говоря, должно быть «нечто», что позволяет индивиду взаимодействовать с духовной сферой. Это «нечто» называется духовность. В это понятие можно включить те качества индивида и совокупности индивидов, которые позволяют индивиду, с одной стороны, воспринимать и эстетическим, этическим и иным образом перерабатывать явления духовной сферы общества, а с другой стороны, воздействовать на формирование этой сферы, реализуя тем самым принцип постоянного формирования духовной сферы за счет отдельных индивидов и их совокупностей. Так, например, духовность — это способность эстетически усваивать произведения искусства, но при этом духовность — это и необходимое качество для создания такого произведения. Духовность имеет количественное измерение — то есть можно оценить степень духовности отдельного индивида или совокупности индивидов.
Подобно тому, как духовная сфера включает религиозную жизнь в качестве одной из составляющих, так и духовность как средство интеракции индивида и духовной сферы включает в себя религиозность — как такое же средство интеракции, в этот раз индивида и религиозной составляющей духовной сферы общества.
Религия — явление, свойственное исключительно человеческому обществу, она — один из компонентов его духовной сферы. Религиозность же - явление, свойственное индивиду или какой угодно по объему группе людей, или обществу в целом (религиозность общества). При этом религиозность имеет и количественные, и качественные показатели. Количественные - это степень религиозности, выражающая степень вовлеченности индивида в культовую практику («воцерковленность» у православных) и степень адекватного понимания индивидом догматики той конфессии, к которой себя индивид причисляет. Качественные — это содержание религиозности, то есть, собственно, во что человек верит, что составляет объект его религиозных воззрений. При рассмотрении качественных показателей религиозности мы предлагаем выделить религиозность первичную и вторичную. Первичная религиозность, или религиозность конфессиональная — это самоопределение верующего относительно существующих конфессий, иначе говоря, это то, к какой конфессии верующий себя формально относит. Конфессию, к которой верующий себя относит, назовем декларируемой конфессией относительно этого верующего. Вторичная же религиозность — это конкретная для каждого человека совокупность его религиозных взглядов, каковая совокупность отнюдь не всегда соответствует догматике декларируемой конфесии. Подробнее о первичной и вторичной религиозности смотрите ниже в тексте работы.
Как известно, религия как явление общественное покоится на вере отдельных индивидов - членов общества. Каково же соотношение веры и религиозности? Вера — это отнюдь не синоним и не тождество религиозности. Вера — это свойство личности принимать какую-либо информацию без доказательства достоверности этой информации. Религиозная вера, соответственно — свойство принимать информацию религиозного содержания, например, конфессиональную догматику, в качестве аксиоматично истинной информации. Интересно, что вера иногда как бы предшествует разуму — так, к примеру, Фома Аквинат выдвинул логические доказательства существования Бога намного позже, нежели вся Европа приняла христианство. Вера сама по себе ничего не содержит — это просто свойство психики человека, и не более. Другое дело - объект веры. Этот объект веры содержится: на уровне религии как явления общественного — в догматике этой религии, а на уровне индивида — в его, индивида, религиозности. Таким образом, вера необходима для религиозности, но отнюдь не тождественна ей.
Роль религии в общественном сознании исключительно велика. Часто «религиозность» как понятие употребляют вместо понятия «духовность» -это терминологически неверно, но, однако, служит индикатором хотя бы интуитивного понимания того, насколько важное место занимает религия в обществе. Само понятие «религия» может принимать разную широту — от весьма узкого «догматика плюс культовая практика» до тождественности всей духовной сфере общества. Даже источники самого термина религия не раскрыты полностью: этот термин произошел, по мнению Цицерона, от relegere («прочитывать надлежащим образом»), по мнению Августина, от religare («связывать»), а по мнению Р. Грэйвза - от rem legere («выбирать верное») [10,351]. Соответственно, каждому из этих этимологических толкований соответствует своя широта понимания термина.
Роль религии в обществе можно проиллюстрировать массой исторических примеров, начиная от возникновения социальных институтов (особенно власти) от сакрализированных форм, и заканчивая религиозными войнами, менявшими карту мира. Религия зачастую лежит в основе национальных или партийных идеологий, на религии строится этическая система любого общества (пусть даже и провозгласившего себя атеистическим — ведь атеизм, по сути, это не отсутствие религии, а ее форма). Классическое искусство тоже имеет религиозные корни.
Как показывают исследования, религиозным институтам доверяет значительно больший процент респондентов различных групп, нежели институтам политическим [11].
Все это говорит о том, что религиозная сфера - весьма важный элемент духовной сферы и общества в целом. Поэтому изучение религиозной жизни общества, особенно содержания и степени религиозности общества в целом и отдельных его групп, является важной и насущной проблемой. Информация о состоянии и динамике данных показателей является ключом к пониманию всей культурной сферы общества, и необходимым условием для разработки или изучения такого явления, как идеология.
Как уже ранее отмечалось, сегодняшние студенты — это завтрашняя основа общества. Однако и сегодня студенты являются активной общественной группой, требующей несомненного изучения. Особенность студентов как объекта исследования заключается в том, что, с одной стороны, у студентов уже сформированы или находятся на завершающей стадии формирования культурные и политические мировоззренческие позиции, а с другой стороны — студенты еще не способны активно влиять на процессы культурной и политической жизни общества.
Итак, с одной стороны, мы имеем необходимость изучения религиозной сферы общества, с другой стороны, существует необходимость исследовать перспективу данного явления, каковую перспективу можно проследить исходя из нынешнего состояния студенческой молодежи.
Следовательно, изучение всех аспектов религиозности студенческой молодежи представляется на данном этапе весьма актуальным. Именно этой проблеме посвящена данная работа.
Степень разработанности проблемы.
Проблема религиозности в целом достаточно хорошо освещена в отечественной и зарубежной социологии и культурологии. Специальная проблема религиозности студенческой молодежи освещена гораздо меньше.
Особенностью изучения религиозности является фактическое отсутствие единого теоретико-методологического подхода. Фактически каждый автор, работающий в данной теме, вырабатывает свой подход. Тем не менее, еще во времена зарождения социологии были выработаны две генеральных линии, в рамках которых осуществляются подобные подходы.
Первую линию можно условно назвать дюркгеймовской. Данный подход оправдывает себя в моноконфессиональных обществах, и при рассмотрении первичной религиозности в обществах, характеризующихся устойчивыми этнокультурными комплексами. Продолжателями линии Дюркгейма стали Б. Малиновский, Д.Фрэзер, А.Тейлор, Рэдклифф-Браун, в некоторой степени У.Бадж и Р.Бертон, ряд русских философов (Соловьев, Флоренский, Шестов), и ряд других исследователей, как правило, британцев по происхождению [подробнее см. 7; 44]. Позиция Дюркгейма подвергалась критике со стороны Мертона и Иингера [см.49;53] (считавших, что религия выполняет не только интегрирующую, но и дезинтегрирующую функцию). Влияние культурных факторов на образование религиозных систем рассматривал Зиммель [см. 57].
Вторую линию можно условно назвать веберовской по основателю — М.Веберу, держащемуся в корне отличного от Дюркгейма подхода. Данный подход выбран Вебером в силу того, что общество, знакомое Веберу - то есть Германия, или, вернее, германский культурный ареал, поликонфессионально, и в таком обществе возможна смена конфессий. Именно этот подход пригоден при изучении современных обществ. Продолжателями линии Вебера стали Э.Трельч, описавший сектантство как явление, Р.Нибур, создавший использующуюся до сих пор классификацию религиозных образований, Д.Кэмпбелл, создавший теорию культового пространства, Р.Белла, по примеру Вебера рассмотревший влияние новых конфессиональных образований, и ряд других авторов. Маркс и Энгельс также близки к подходу Вебера. Подробнее с идеями этой школы можно ознакомиться в [7;44;54;55].
Синтетической теории, называемой «структурный функционализм», придерживались Парсонс и Зиммель. Парсонс, как и Зиммель, считал, что религия играет в обществе интегративную функцию, представляя собой культурные элементы в соотнесении их с «конечными проблемами существования». Мертон, кстати, критиковал именно такую позицию, и говорил о ситуационной вариативности функций религии. В рамках структурного функционализма религия рассматривается как символическая система. Подробнее в [57].
Большой вклад в изучение религии как социально-психологического явления внесли Франкл и Фромм. Оба они считали, что религия может иметь как институциализированные, так и неинституциализированные формы, и, более того, религиозность присуща каждому человеку.
Необходимо также указать, что помимо светской, существовала и теологическая ветвь социологии религии. Более того, теология в некотором роде предшествовала светскому изучению религии. В современных условиях теологическое направление представлено протестантской и католической социологией религии на Западе, в России же в качестве представителей подобного подхода можно вполне рассматривать философов «Серебряного века». В нашей работе мы придерживаемся атеистической парадигмы и считаем излишним использование факторов мистического характера при рассмотрении социальных явлений; по этой причине мы не рассматриваем подробно данное направление социологии религии, ограничиваясь его упоминанием.
В дореволюционной России проводились некоторые исследования, касающиеся религиозности населения. Однако, т.к. православие было возведено в ранг официальной идеологии, по-настоящему социологических исследований не проводилось, равно как и не разрабатывалось никаких теоретических моментов, не считая философских изысканий «на грани дозволенного».
В советские времена атеизм являлся частью официальной государственной идеологии, и любое социологическое изучение религии предполагало изначально атеистическую ориентацию авторов.
Поэтому литература советского времени по вопросам социологии религии и религиоведения имеет ярко выраженную атеистическую специфику. При изучении данной литературы необходимо относиться критически к некоторым приводимым данным, так как эти данные могут быть подкорректированы с идеологическими целями.
Несмотря на это, исследования религии и религиозности в СССР проводились достаточно часто. Обобщенный опыт и результаты этих исследований приведены в работе В.Д. Кобецкого «Социологическое изучение религиозности и атеизма»[17].
Изучение религиозности молодежи в советское время проводилось в рамках общего изучения религиозности населения. В основном изучение религиозности молодежи в СССР проводилось с целью выяснить степень эффективности атеистического воспитания. Результаты таких исследований опубликованы в тех же работах, что и результаты исследований религиозности общества в целом.
В настоящее время исследований, посвященных вопросам социологии религии, насчитывается не так уж много. Из значительных отечественных публикаций можно назвать работу авторского коллектива во главе с Филатовым «Религия и общество: очерки религиозной жизни современной России» и работу авторского коллектива во главе с Д.Фурманом и К.Каариайненом «Старые церкви, новые верующие» [11]. Также следует отметить докторскую диссертацию Костиной Н.Б. «Религиозная общность: институционально-доктринальный аспект исследования» [4]. Из значительных авторов можно выделить В.Гараджу, Ю.Синелину, М.Мчедлова, Л.Митрохина, Р.Лопаткина, Г.Гудим-Левковича, Е.Аринина.
Исследованию затронутой нами темы, то есть религиозности молодежи, посвящено, в общем, небольшое число работ. Можно отметить работу Мчедлова М.П. «Религиозность российской молодежи» (1997), исследование независимого исследовательского центра «Социум» весной 2001 в Омске [37], и статью В.Г. Немировского, П.А. Старикова «О квазирелигиозных представлениях студентов Красноярска (1988-2000гг)» [42], статью Васильева В.Г., Мазеина В.О., Мартыненко Н.И. «Отношение студенческой молодежи к религии»[67], работу Добрускина М.Е. «Новая религиозная ситуация в вузах Украины»[68], работу научного коллектива из НГГУ «Исследовательский проект «молодежь и религия»»[87]. В принципе, большинство современных работ по этой теме — это статьи, крупных работ мало.
Помимо перечисленного, есть работы авторов-церковников на эту тему. Среди авторов-клириков наиболее значимым являются А.Кураев. Проблемам сектантства и тоталитарных сект посвящены работы А.Дворкина, в частности, его труд «Сектоведение», вызвавший множество неоднозначных оценок.
Подробнее по данному вопросу смотрите источники [7;17;27;44;46-49 и 51-60].
Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является выяснение отношения к религии студенческой молодежи среднерусского региона. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть на теоретическом уровне особенности и возможные источники формирования религиозности у студентов.
2. Выявить при помощи эмпирического исследования конкретные показатели религиозности в исследуемой выборочной совокупности, а также соотношение социально-демографических характеристик с показателями религиозности и соотношение первичной и вторичной религиозностей.
3. Сравнить религиозность различных групп внутри совокупности.
4. Выявить особенности формирования религиозности студентов в различных типах вузов.
5. Дать анализ сложившейся религиозной ситуации в изучаемой совокупности.
Особый интерес представляет изучение и рассмотрение проблемы соотношения первичной и вторичной религиозности, где под первичной религиозностью понимается декларируемая конфессиональная самоидентификация, а под вторичной - истинное содержание веры человека. Этой проблеме стоит уделить внимание не только в силу того, что это наиболее интересная проблема в изучении современной религиозности, но и потому, что это ключ к пониманию феномена религиозности вообще.
Объектом исследования является студенческая молодежь среднерусского региона, в качестве которого выбрана Ивановская область.
Предметом исследования выступает религиозность студенческой молодежи, а именно: показатели уровня религиозности и содержания религиозности, а также соотношения социально-демографических характеристик с показателями религиозности и соотношение первичной и вторичной религиозностей. Подробнее это рассмотрено ниже.
Основная гипотеза заключается в том, что дивергенция уровней религиозности в студенческой среде достигает значительных размеров, тогда как степень религиозности в этой же среде определяется как низкая.
Эмпирическая база исследования представлена выполненным автором в 2003-2004 годах исследованием религиозности студенческой молодежи. В целях наиболее полного охвата диапазонов генеральной совокупности в качестве объекта выбраны студенты 1, 3 и 5 курсов вуза гуманитарного (Ивановский Государственный университет - ИвГУ), естественно-технического (Ивановский Государственный энергетический университет -ИГЭУ и Ивановский Государственный химико-технологический университет - ИГХТУ) и вуза с особой религиозной ситуацией - Шуйский Государственный педагогический университет (ШГПУ). Такой выбор обусловлен необходимостью отследить динамику религиозности студентов в процессе получения ими образования, сравнить религиозность студентов-гуманитариев с религиозностью студентов-технологов и естественников, а также отследить влияние особых религиозных условий в образовании на формирование религиозности студентов. Выборочная совокупность составила 260 человек.
Теоретико-методологической основой диссертации выступает теория разделения уровней религиозности. Применен комплексный подход к проблеме, включающий элементы структурно-функционального и институционального подходов. Социологическое исследование основывается на общеметодологических принципах анализа: принцип изучения взаимодействия личности и общества, принцип соотнесения личностных параметров и интеллектуально-аффективных проявлений.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Первая глава посвящена теоретическим и методологическим проблемам разрабатываемой темы, а также теоретическому анализу ситуации, а вторая - анализу эмпирически полученных данных.
Научная новизна работы.
1. Использованы понятия первичной и вторичной религиозности, что является новым методом при исследовании религиозности общества или его части. Под первичной религиозностью мы понимаем конфессиональную самоидентификацию респондента, а под вторичной - реальное содержание индивидуального религиозного сознания респондента.
2. В соответствии с введением понятий первичной и вторичной религиозности, в инструментарии эмпирического исследования использована анкета, направленная в первую очередь на выяснение соотношения у респондентов первичной и вторичной религиозностей.
3. Обозначены источники формирования первичной и вторичной религиозности у студентов.
4. Показано состояние религиозной среды в студенческой молодежи относительно ряда признаков, в частности, относительно типа вуза, получаемого образования и года обучения студента.
Научная значимость работы.
Научная значимость работы заключается в анализе сущности религиозности и отношения к религии в среде студенческой молодежи, что позволяет понять многие явления, происходящие в религиозной среде общества, а также строить прогнозы на дальнейшее развитие ситуации.
Практическая значимость работы.
Заключается в возможности использования материалов работы в деятельности, направленной на корректирование религиозной ситуации. Такая деятельность приобретает особую значимость в последнее время из-за двух основных моментов:
1) рост числа сект, часть которых имеет, по мнению ряда авторов, деструктивный характер;
2) интенсивное развитие религиозного экстремизма.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Понятия «первичная религиозность» и «вторичная религиозность» необходимы при изучении современной религиозности. Под религиозностью в рамках данной работы понимается отношение к религии. Это необходимо в первую очередь в силу того, что, как показывает практика, декларирование принадлежности к определенной конфессии вовсе не тождественно реальной принадлежности к данной конфессии, и, более того, реальное содержание религиозных воззрений индивида зачастую находится в противоречии с догматикой декларируемой данным индивидом конфессии.
2. Религиозность студенческой молодежи среднерусского региона может быть оценена в целом как низкая по количественному критерию (степени) и эклектичная по качественному критерию. Основанием для такого вывода может служить хотя бы то, что в студенческой среде практически не заметны, за редким исключением, проявления каких-либо религиозных форм выражения. Кроме того, данный вывод позволяет сделать и анализ данных, полученных при проведении диссертационного эмпирического исследования. В целом можно сказать, что подавляющее большинство религиозных проявлений в студенческой среде носят модный, показной характер.
3. В среде студенческой молодежи наблюдается значительная дивергенция первичной и вторичной религиозности. Это происходит из-за дивергенции источников формирования первичной и вторичной религиозностей. Для студентов это положение приобретает особую актуальность потому, что именно в студенческом возрасте происходит восприятие наибольшего количества информации, на основе которой складывается вторичная религиозность.
4. Источником формирования первичной религиозности выступает этнокультурная самоидентификация, тогда как источником формирования вторичной религиозности выступают культурные условия, в которых находится индивид.
Апробация работы.
Идеи, изложенные в данной работе, нашли отражение в 9 публикациях, изданных автором с 2003г. Основная идея работы - концепция дивергенции слоев религиозности - изложена в статье «К вопросу об уровнях и типах религиозности: методологический аспект», тезисы которой опубликованы в сборнике материалов X международной конференции «Ломоносов-2003», проходившей в Москве в 2003 году. Основные теоретические положения работы изложены в 9 публикациях автора. Основные положения работы вошли в доклады и опубликованы в тезисах на научных коференциях фестиваля студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодая наука в классическом университете» (Иваново, 2003, 2004 и 2005), на МНК «Актуальные проблемы социально-экономического развития Ивановской области» (Иваново, 2003), и на МНК «Ломоносов» (Москва, 2003 и 2004).
Терминология и понятийный аппарат работы.
В работе, представленной вашему вниманию, используется ряд узко специальных терминов и понятий, не имеющих широкого распространения вне рамок религиоведения и социологии религии. Кроме того, некоторые из этих терминов имеют довольно широкое расхождение в своей трактовке; зачастую одно и то же явление у разных авторов обозначено различными терминами, а один и тот же термин может означать у разных же авторов разные явления. Поэтому целесообразно будет раскрыть содержание некоторых терминов, используемых в этой работе, с той стороны, в какой именно они использованы в работе.
1 Гепотеизм - свойство религии быть распространенной только в определенной этнической среде. Генотеистическими религиями, как правило, выступают различные направления язычества; да и само слово «язычество» произошло от «языки», что в древнеславянском обозначало «племена, народы», так что первоначально язычеством назывался не политеизм, а генотеизм. Генотеизм был широко распространен в прошлом. В настоящее время генотеистические религии сохранились у относительно небольшого количества народов, например, у народов Крайнего Севера, у племен и народов Индии, у этноплеменных сообществ экваториальной Африки. Самая крупная генотеистическая религия - индуизм. Мнение, что индуизм прозелитичен, неверно, хоть и широко распространено в последнее время.
2 Прозелитизм — антоним генотеизма: свойство религии распространяться на любого человека, независимо от его генетико-этнической принадлежности. Все современные «мировые» религии, кроме индуизма, прозелитичны. Иудаизм, ошибочно считающийся генотеистическим, на самом деле прозелитичен [см.6]. Также прозелитизмом, или прозелитической деятельностью, называется деятельность по обращению кого-либо как правило, в широком масштабе: народа, например) в определенную религию, проводимую каким-либо конфессиональным образованием. Первоначально прозелитизмом называлось обращение представителей народов, обитающих по соседству с иудеями, в иудаизм. Генотеистические тенденции в иудаизме появились тогда, когда сами иудеи стали жертвой прозелитизма при завоевании их вавилонянами [19]. Шутка истории заключается в том, что вавилонская религия (древнейшая из религий человечества, так как ее исповедовали в Шумере 5200 лет назад — раньше, чем появилась египетская цивилизация) дожила до наших дней, сохранившись у ассирийцев, но превратилась в генотеистическую. Современные крупные, «мировые» религии, такие, как христианство, ислам и буддизм, прозелитичны по своей сути — прозелитизм есть совершенно неотъемлемая их часть. Отличительной особенностью догматики прозелитической религии является заявление о единственной собственной «правильности», и, соответственно, неправильности», «неверности» других религий. Генотеистические религии лишены этого, так как язычники признают своих богов богами своего народа, не исключая и не осуждая наличия у других народов совершенно других божеств.
3 Индоктринация - комплекс мероприятий по превращению неофита в адепта. То же самое, что прозелитичекая работа, только в масштабе не народа, а личности. Термин появился в 60-е, вместе с распространением сект. Термин «дсдоктринация» означает вывод адепта из какого-либо конфессионального образования путем соответствующей работы.
4 Неофит (в религиозном смысле) - человек, недавно пришедший в какое-либо конфессиональное образование и не прошедший пока всех необходимых обрядов. Добровольные неофиты, как правило, проявляют весьма высокую степень религиозности.
5 Адепт - рядовой член конфессионального образования, прошедший посвящение. То же, что и верующий. Как правило, употребляется по отношению к членам сект и деноминаций, но вообще применимо к представителю любого конфессионального образования. Ключевой признак для отнесения человека к адептам - наличие инициации.
6 Конфессиональное образование — большая религиозная организация, аналог общественного института церкви в дюркгеймовском случае (то есть при моноконфессиональном обществе); синоним термина «конфессия» применительно к конкретному обществу; может включать в себя множество религиозных организаций, исповедующих одну религию. В широком смысле - любая религиозная организация, имеющая какое угодно количество приходов.
7 Экклесия - термин, используемый рядом авторов для обозначения конфессионального образования, доминирующего в обществе. Правомерность использования данного термина оспаривается многими авторами, но иногда (как в нашем случае) его использование может оказаться целесообразным. Доминирование выражается в формировании общественной идеологии, количестве адептов и других признаках. В России экклесией является РПЦ. Термин происходит от греческого слова, означающего «собрание», и изначально означал любое собрание верующих, а позже -церковь в широком смысле. Вокруг правомерности данного термина ведутся значительные споры, рассмотрим их несколько ниже (для понимания сути этих споров необходимо знание еще двух терминов).
8 Деноминация - конфессиональное образование, промежуточное между экклесией (церковью) и сектой. Наиболее распространены протестантские деноминации: баптисты, пятидесятники, адвентисты и т.д.; большинство деноминаций - осколки внутрицерковных коллизий. При применении классификации «экклесия-деноминация-секта» деноминация может быть выделена по территориальному признаку: то, что в одной местности будет экклесией, в другой станет деноминацией, и наоборот (например, католики — деноминация в РФ и экклесия во Франции).
9 Секта - конфессиональное образование, как правило, мелкое, характеризующееся ярко выраженной неортодоксальностью догматики, экстравагантными формами культовой практики и жестким контролем над адептами. Определению термина «секта» посвящен ряд работ, как классических (Трельч, Нибур), так и современных (Дворкин A.JI., Макдауэлл и Стюарт, С.Хассен и др), но современные работы, как правило, довольно тенденциозны. На Западе зачастую понятию «секта» соответствует понятие «культ» -почти во всех переводных изданиях секта именуется культом. Секты, как правило, недолговечны и невелики по количеству адептов, хотя из этого правила есть исключения, к примеру, секта Муна, кришнаиты, иеговисты, мормоны, сайентологи и т.д.
10 Спорные моменты термина «экклесия». В настоящее время существует параллельно 2 классификации конфессиональных образований: эккпесия-депоминация-секта и церковь-депомипация-секта, причем предпочтение в религиоведческом плане отдается второй классификации (эту классификацию изобрел Р.Нибур, продолжая идею Э.Трельча). Автор предлагаемой вашему вниманию работы считает, что первая классификация предпочтительней с социологической точки зрения, тогда как вторая, действительно, более адекватно отражает действительность с религиоведческой точки зрения. «Церковь» в рамках второй классификации означает крупное конфессиональное образование, обладающее значительным весом в обществе и большим количеством адептов. Но этот термин не включает в себя положение о доминировании данного конфессионального образования по сравнению с другими. Так, церковью является и Римская Католическая церковь (РКЦ), и Русская Православная церковь (РПЦ), но РКЦ при этом - не экклесия в России, в отличии от РПЦ. Таким образом, правомерными являются обе классификации, но они отражают реальность с различных ракурсов. Несмотря на наличие спорных моментов, отказываться от термина «экклесия» считаем нецелесообразным. В любом случае этот термин в тексте работы употребляется как заменитель выражения «доминирующее религиозное образование в конкретном обществе».
11 Догматика и культовая практика — составляющие части религии. Догматика есть совокупность доктрин, содержащаяся в священных текстах определенной религии. Культовая практика -деятельность ритуального характера: молитвы, обряды, ритуалы и так далее. Культ - система поклонения чему-либо. В отношении культовой практики применяется понятие «процедуирование культовой практики».
12 Термины «религия» и «религиозность» рассмотрены в основном тексте работы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК
Деструктивное влияние нетрадиционных религиозных движений на духовную безопасность современного российского общества2013 год, кандидат философских наук Сыроваткин, Александр Николаевич
Протестантизм и неопротестантизм в постсоветском Башкортостане: трансформация конфессиональной идентичности2011 год, кандидат исторических наук Кляшев, Александр Николаевич
Особенности самосознания современной молодежи с различной религиозной ориентацией2004 год, кандидат философских наук Храмова, Ксения Вячеславовна
Западно-христианские вероисповедания и общество в России XVIII в.2011 год, доктор исторических наук Андреев, Александр Николаевич
Взаимодействие христианских объединений и социальных институтов: На примере Прибайкальского региона2002 год, кандидат социологических наук Баёв, Павел Анатольевич
Заключение диссертации по теме «Социальная структура, социальные институты и процессы», Большаков, Егор Александрович
На основании работы можно сделать следующие выводы. 1. Религиозность студенческой молодежи в среднерусском регионе в
настоящее время имеет следующие характеристики:
• Степень - относительно низкая, не нревышающая нределов
• Характер конфессиональной самоидентификации -
преобладающая доля самоидентификаг^ии «православие»;
• Характер мировоззренческих религиозных установок, или
вторичной религиозности - крайне эклектичен,
мировоззренческие религиозные компоненты имеют высокую
степень дивергенции с догматикой декларируемой конфесии. 2. На основании приведенных характеристик можно сделать следующие
заключения:
• Относительно низкая степень религиозности означает
отсутствие в ближайшей перспективе опасности религиозных
конфликтов и возникновения религиозного экстремизма в среде
студенческой молодежи среднерусского региона. В то же
время, это означает и нецелесообразность использования
религиозных компонентов в патриотической или иной
пропаганде. • Преобладание однотипной, гомогенной конфессионалыюй
самоидентификации означает относительно высокую степень
социокультурной сплоченности в данной среде. • Высокая эклектичность мировоззренческих религиозных
установок говорит о наличии внутриличностной религиозной свободы, отсутствии навязывания студентам каких-либо
определенных религиозных догматов. В то же время это
говорит о кризисе традиционной религии и неспособности ее
справиться с прозелитическими задачами на данном периоде. • В целом, при низкой степени религиозности и эклектичности
мировоззренческих показателей, мы можем говорить о том, что
конфессиональная самоидентификация, равно как и
соблюдение каких-либо особенностей культовой практики,
носит характер моды, а не того, что принято именовать
«истинной верой». 3. Кроме того, можно выделить еще ряд особенностей:
• Прекратился рост сект, начавшийся в конце 80-х прошлого
^ , века. Численность адептов альтернативных традиционному
конфессиональных образований крайне низка, вера в
догматические особенности, входящие в догматику наиболее
распространенных сект, также невысока. В ближайшее время
не следует ожидать роста численности сект и сектантов. • Культурные особенности, обозначаемые как «система New Age», имеют некоторое влияние на студентов среднерусского
региона; однако, учитывая эклектичность данных
особенностей, потенциальной опасности они не представляют. • На настоящий момент не существует такого вероисповедания,
которое принималось бы сколь-нибудь значительной частью
^/ студентов за истину, имеющую аксеологический смысл. В общем, потенциальных социальных опасностей религиозная область таит
в себе немало, но наиболее вероятными, а потому наиболее опасными, являются Во-первых, это религиозный экстремизм. В настоящее время особо ярко
проявляется религиозный экстремизм, в основе которого лежит искаженная
исламская идея. Ислам — религия мира и покорности, но современные политики
используют религиозные идеи для достижения своих целей. Деструктивный
потенциал заложен в любой религии. В истории ислама был период, когда
халифат расширялся при помощи постоянных войн. Такие войны получили
название «джихад» и «газават». На современном этапе некоторые политические
силы, действующие в регионах с преобладанием исламского населения,
используют понятия «джихада» и «газавата» для разжигания выгодных им
конфликтов. Однако не только ислам имеет деструктивный потенциал. Деструктивный
потенциал имеют все религии, особенно, конечно, авраамические (иудаизм,
христианство, ислам). Если в иудаизме, скованном Торой как жестким
сборником моральных законов, этот потенциал проявляется не столь резко (хотя
в Израиле существуют свои террористические группы, по степени жестокости
не уступающие палестинским), то в христианстве этот потенциал весьма часто
выплескивается наружу. Уже первые христиане (те самые, которых христиане современные ставят в
пример) отличились на почве деструктивизма: лидеры христианской общины
убили двух человек, которые, придя в общину (для чего надо было продать
имущество и отдать вырученные деньги в общину) не внесли всех денег в
общий котел, а оставили небольшую часть себе (потерпевших звали Сапфира и
Анания). Этот факт описан в «Деянии апостолов», части Евангелия. , Сам Иисус, кстати, говорил: «Не мир принес вам я, но меч». Современные
христиане утверждают, что это сказано относительно «духовной брани», но мы
не можем сейчас точно утверждать, это ли имели в виду авторы Евангелий. Христианизация Европы показала, что крещение водой - это, так сказать,
второй этап после крещения мечом и огнем. Позже в правоте этого утверждения убедились русы и скандинавы. Кстати, варварское племя, разрушившее
Древний Рим - вандалы - исповедовало христианство; варвары разрушали
памятники античного искусства под предлогом борьбы с
идолопоклонничеством (в самом конце своего сушествования Рим, будучи уже
200 лет христианским, снова обратился к язычеству - настолько сильно
христианство развратило нравы). В ХПв. пример крестовых походов полностью показал, на что способно
христианство при определенных условиях. Ислам к тому времени превратился в
религию мира и культурного процветания, в Палестине того времени были
сосредоточены не только огромные богатства, но и большинство научных
заведений того времени. Естественно, после нескольких крестовых походов от
этого не осталось практически ничего; «крестоносец» до сих пор является среди
арабов архетипичным отрицательным образом. Наконец, инквизиция. Про преступления этой церковной христианской
организации написано и сказано очень много. Геноцид евреев в Испании,
уничтожение огромного количества женш;ин в Германии, развязывание
нескольких войн - это те богоугодные дела, память о которых жива до сих пор. Подобно тому, как в наше время некоторые исламские идеологи
пользуются лозунгами джихада и газавата для весьма неблаговидных целей,
также и некоторым христианским политикам может прийти мысль использовать
идеи «святых отшельников-крестителей», крестоносцев и инквизиторов для
достижения таких же целей. Кстати, попытки уже есть - в виде призывов
некоторых политиков к «новому крестовому походу». .f Поэтому нельзя полностью исключить опасность возникновения
религиозного экстремизма на базе христианства в наше время. Вторая опасность, таящаяся в религиозной сфере, тесно связана с первой. Дело в том, что все конфессиональные направления делятся на множество
образований, и за счет этого плюрализм мнений в среде одного конфессионального направления может достигать значительных величин. Эти
образования - церкви, деноминации, секты - могут обладать различными
социальными нрограммами и различной стененью проявления деструктивности. Например, экстремистские исламские организации и мирные, цивилизованные
исламские объединения имеют одну конфессиональную основу, но разное
социальное выражение. В настоящее время считается, что ряд образований, относящихся к типу
сект, имеют большой деструктивный потенциал, направленный как нротив
внешнего, не-сектантского окружения, так и нротив самих членов сект. Секты
занимаются активной индоктринационнои деятельностью, численность адептов
сект в мире постоянно возрастает. Методы индоктринации, применямые
сектами, намного превосходят по эффективности методы, применяемые
^ «традиционными» конфессиональными образованиями. Деструктивность сект, по мнению ряда специалистов, заключается в том
реальном и потенциальном вреде, который секты наносят своим адептам и
внешнему окружению; причем зачастую вред внешнему окружению
заключается не в какой-то особой антисоциальной деятельности (хотя есть и
такие примеры), а скорее в том, что из среды внешнего окружения вербуются
новые адепты для этой секты. Деструктивными элементами выступают методы
первичной индоктринации (вовлечение неофитов в секту) и вторичной
индоктринации (удержание адептов в секте), предполагающие как
психологические, так и иные методы насилия (см. Хассен). Все же секты, хоть и представляют собой серьезную опасность, являются
у скорее потенциальной угрозой, нежели реальной. Пик роста сект прошел в
середине 90-х прошлого века. Всю же эту опасность необходимо учитывать и
применять соответствующие меры.в связи с вышесказанным мы предлагаем следующие рекомендации. В качестве мер нрофилактики роста сект и возникновения
религиозного экстремизма:
1. Руководствам ВУЗов, учебных подразделений и научным
работникам:
• Расширить нренодавание дисциплины «религиоведение», в
учебной программе дисциплины обращать особое внимание на
информацию о деятельности различньк конфессий в прошлом
и настоящем;
• Помимо преподавания дисциплины «религиоведение»
проводить беседы разъяснительного характера со студентами,
особенно 1 курса (года обучения), тема бесед - опасность сект;
• Проводить мониторинг состояния религиозности студентов, в
случае изменения ситуации принимать соответствующие меры. Тревожными симптомами будут являться повышение уровня
религиозности без изменения в структуре первичной
религиозности (угроза экстремизма) и снижение доли
приверженцев традиционных конфессий без изменения уровня
религиозности, но с изменением структуры вторичной
религиозности в сторону преобладания каких-либо
определенных элементов (угроза роста сектантства). • Вести нейтральную политику в отношении различных
конфессий, не допускать поошрения либо отрицательного
отношения к какой-либо из них. 2. Представителям местной власти, депутатам городских и областных
• Не вмешиваться в деятельность религиозных организаций, пока
эта деятельность не противоречит законодательству РФ и решениям местной власти. Это означает не поддерживать и не
препятствовать никаким религиозным организациям;
• Проводить мониторинг религиозности населения области, с
теми же оговорками, что и для студентов;
• Любое сотрудничество с религиозными организациями вести
либо в целях благотворительности, либо в культурных целях,
использовать образ доминирующей конфесии только в качестве
элемента культурной традиции;
• Запретить нерелигиозным учреждениям и организациям вести
агитацию в пользу той или иной конфесии.
Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Большаков, Егор Александрович, 2006 год
1. Выяснение показателей первичной религиозности у исследуемой совокупности, а именно: выяснение первичной религиозности и источников ее формирования, а также выяснение зависимости данных показателей от социально-демографических характеристик;
2. Выяснение количественного показателя (степени) религиозности.
3. В исследуемой нами группе помимо христиан-православных есть и представители других конфессий; абсурдно было бы проверять соответствие воззрений мусульманина или язычника догматике православного христианства.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.