Взаимодействие христианских объединений и социальных институтов: На примере Прибайкальского региона тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.04, кандидат социологических наук Баёв, Павел Анатольевич

  • Баёв, Павел Анатольевич
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 2002, Иркутск
  • Специальность ВАК РФ22.00.04
  • Количество страниц 203
Баёв, Павел Анатольевич. Взаимодействие христианских объединений и социальных институтов: На примере Прибайкальского региона: дис. кандидат социологических наук: 22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессы. Иркутск. 2002. 203 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Баёв, Павел Анатольевич

Введение

Глава I. Институциональные аспекты и структурные компоненты христианских объединений в Прибайкаль-ком регионе

§ 1. Исследование структуры феномена сакрального как базового компонента религиозных институтов

§ 2. Терминология и классификации в поле религиозной практики

§ 3. Региональные особенности христианских объединений: структура и процессы

Глава II. Характер взаимодействия христианских объединений с социальными институтами

§ 1. Характеристика методики и объекта исследования

§ 2. Внешнеинституциональные и внутриинституцио-нальные аспекты взаимодействия христианских объединений в Прибайкальском регионе

§ 3. Христианские объединения в Прибайкальском регионе: институциональные процессы в' период духовной трансформации российского общества

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Взаимодействие христианских объединений и социальных институтов: На примере Прибайкальского региона»

Актуальность темы исследования

Религия всегда вызывала пристальный интерес мыслителей разных эпох. На ранних стадиях развития человечества религия в сознании людей существовала как вера в сверхъестественные силы, которые могут контролировать ход жизни. Религия сохраняет свое значение и в современном мире, несмотря на процессы секуляризации. В нашей стране за годы социальных реформ, направленных на создание демократической основы государства, существенно возрос интерес к проблемам, связанным с взаимодействием религии и общества, христианских объединений и социальных институтов. Начавшееся во второй половине 80-х годов прошлого столетия интенсивное изучение религиозного опыта, его состояния и взаимодействия в современных светских условиях продиктовано требованием времени. Мы сталкиваемся с необходимостью глубокого осмысления и анализа тех сакральных феноменов бытия, которые, как показывает история, континуально присутствуют в мире повседневности, а главное - являются одним из существенных типов мотивации социального поведения людей.

Христианство - одна из самых распространенных религий в России, что обусловлено историческим прошлым страны и связано со многими традициями русского народа. В последние 15-20 лет наблюдается массовизация влечения к христианским обрядам и ритуалам. Вместе с тем, христианизация народа сопровождается, как отмечают некоторые отечественные исследователи, существенным ростом аморфной религиозности населения, что дает возможность иным авторам предположить, что мы живем в «постхристианскую эпоху»1. Подобная амбивалентность «стихийной веры и безграничного восхищения» (С. Московичи), которая иногда трактуется как «единство преемственности и изменений»2, является следствием глубокого кризиса, поразившего все сферы нашего общества, в том числе сферу религиозной

1 Рормозер Г. Ситуация христианства в эпоху «постмодерна» глазами христианского публициста // Вопросы философии. - 1991. -№ 5. - С.75-86.

2 Циприани Р. Религиозность, секуляризм и секулярные религии // Международный журнал социальных наук. -1994.-№4(7).-С. 160. практики и духовного самочувствия наших граждан. Таким образом, представляется актуальным и практически значимым поиск причин такого поведения людей, поиск ответов на вопросы: имеется ли какая-нибудь связь рассматриваемого социального феномена с доктринальными принципами и социальными установками тех или иных христианских объединений, существуют ли корреляции возникшего «прорелигиозного консенсуса» с социально-статусным положением самих верующих; что является причиной возрастающего интереса к религии - позитивные христианские ценности или мотив реванша по отношению к прошлой идеологии, дань моде или политическая игра.

Принятый в октябре 1990 г. в СССР Закон о свободе вероисповедания предоставил широкие возможности для свободного выбора и отправления религиозных и атеистических убеждений. Как следствие, в России значительно возросло количество миссий христианской и других направленностей, что вызвало определенный резонанс, как в широких кругах общественности, так и в институтах власти. Тем самым, возникла насущная потребность в выявлении основных тенденций взаимодействия христианских объединений и социальных институтов (семьи, образования, политики и проч.), что, помимо собственно академической значимости, может внести определенный вклад в предупреждение вероятных социальных конфликтов в нашей стране. Кроме того, научный интерес представляет анализ структуры и деятельности отдельных христианских групп и объединений, что позволит определить, какое преимущественное воздействие они оказывают, в конечном счете, на своих адептов, другие социальные институты и общество в целом.

Степень научной разработанности проблемы

В нашей стране изучением взаимодействия христианских объединений и социальных институтов занимается относительно небольшое количество ученых, специалистов в области социологии религии и культуры. Наряду с этим именно христианство вызывает огромный (и научный, и идеологический) интерес среди российских исследователей различных гуманитарных направлений: истории, социологии, социальной философии и др.

Произошедшие в стране за последние 15-20 лет преобразования дали возможность по-иному, без политического и идеологического давления, взглянуть на религиозную практику и связанные с ней идейно-доктринальные установки христианской веры. Однако новые демократические условия не явились полным гарантом беспристрастности и объективности в исследованиях данной проблемы. В настоящее время есть немало работ, отражающих действительность в преломленном, пристрастном свете3. Часто авторы некоторых публикаций несколько преувеличивают исторические заслуги христианства (или отдельной его конфессии) в развитии отечественной 4 культуры .

Вместе с тем есть немало весомых научных трудов 90-х гг. прошлого столетия с верифицированными эмпирическими данными и серьезной аналитикой, на многие из которых опирался диссертант в процессе исследовательской работы. К таковым можно отнести: «Верующие, атеисты и прочие (эволюция российской религиозности)», авторы Каариайнен К. и Фурман Д.; «О динамике развития христианских конфессий» Каргиной И.Г.; «Основные характеристики динамики религиозного населения» Новиковой Л.Г.; «Религия в зеркале общественного мнения», авторы Мчедлов М.П., Нуруллаев A.A. и др.; «Религия в постсоветской России» Филатова С.Б.

Географические рамки работы ограничены Восточно-Сибирским регионом, конкретнее - Иркутской областью. Количество исследований, посвященных религиозной практике данного региона вообще, и христианским конфессиям и деноминациям, в частности, весьма невелико. Среди таких работ можно назвать исследования советских ученых Л.П. Шорохова («Возникновение монастырских вотчин в Восточной Сибири») и В.И.

3 Назовем лишь некоторые публикации из газет и журналов: Кригер М. Выжидательная борьба с ересями // Москва, 1997, №5; Соколов А. Пленники «Сторожевой башни» // Воспитание школьников, 1997, №4; Будцилович П. Какое «христианство» несет в Россию Запад // Молодая гвардия. 1994, №7; Кураев А. Осторожно, ИнСЕКТЫ: Проблема // Сельская молодежь, 1999, №1-2.

4 Громыко М.М., Кузнецов C.B., Буганов A.B. Православие в русской народной культуре: направление исследований // Этнографическое обозрение, 1993, №б.

Корецкого («Из истории заселения Сибири накануне и во время «смуты» (конец XVI - начало XVII в.)»), научные доклады Н.Г. Галеткиной («Переселенцы - католики в Иркутской губернии во время столыпинской аграрной реформы (по материалам ГАИО и РГИА)») и И.Ю. Ваниной («Особенности миссионерской деятельности РПЦ в Восточной Сибири (до середины XVII века)»). Особо стоит отметить труды А.П. Щапова, который занимался глубинными исследованиями культуры сибирского народа и проблемой распространения старообрядчества в Сибири. Не меньшего внимания заслуживает монография Н.М. Никольского «История русской церкви». Эта работа раскрывает социальную природу и религиозные предпосылки возникновения русской церкви (православия, старообрядчества, сектантства). Одна из глав монографии JI.M. Дамешека «Ведомство православной церкви и народы Сибири» посвящена христианизации Сибирского края в царское время. Вопросом распространения в Сибири старообрядческих общин занимались В.А. Александров и H.H. Покровский («Власть и общество. Сибирь в XVII в.»). Существенным дополнением в социально-историческом аспекте явились работы Н.Д. Зольниковой «Сибирская приходская община в XVIII веке» о взаимоотношении приходских и светских властей, JI.B. Островской «Христианство в понимании русских крестьян пореформенной Сибири (народный вариант православия)».

Таким образом, исследования темы, применительно к Восточно-Сибирскому региону, осуществлялись, прежде всего, представителями исторической науки. В то же время социологический подход к анализу проблемы практически не применялся. Данный пробел призвана восполнить настоящая диссертация.

Объектом исследования являются христианские объединения Прибайкальского региона и социальные институты.

Предметом исследования - взаимодействие прибайкальских христианских объединений с социальными институтами - общественными организациями, системой образования, религиозными объединениями, институтами искусства, а также государственными структурами.

Цель и задачи исследования

Целью диссертации является социологический анализ взаимодействия структурных компонентов христианских объединений, их влияние на характер общественных взаимосвязей и жизненных установок людей через систему социальных институтов. Названной цели подчинены следующие задачи исследования:

- рассмотреть и проанализировать классификацию основных понятий, характеризующих социальные взаимосвязи и жизненные установки людей;

- определить типы христианских объединений, характерные для Прибайкальского региона;

- исследовать структуру феномена сакрального как базового компонента религиозного института;

- проанализировать процессы развития христианских объединений в Прибайкальском регионе;

- рассмотреть компоненты структуры христианских объединений (обрядовая темпоральность, тип руководства, количество и состав прихода, источник членства, тип вероучения, источники доходов) как элементы интерактивной связи с социальными институтами;

- определить тенденции институционального развития христианских объединений в период социальной трансформации.

Хронологические рамки исследования включают два периода:

Первый период охватывает обширный временной отрезок (ХУП-Х1Х вв.)

- анализируются процессы духовного освоения Сибирского края. Второй период: начало XX века - до наших дней. Собственно эмпирическое исследование проводилось в период с 1997 по 2002 годы. Оно включает исследование христианских объединений методами: деятельностного включенного наблюдения (ДВН), анкетного опроса и неформального интервью практикующих верующих", контент-анализа религиозной литературы и периодической печати - 1997-2002 гг.

Территориальные рамки исследования

Изучение темы ограничивается территорией Иркутской области, включая такие города как Иркутск, Усолье-Сибирское, Черемхово, Ангарск, Байкальск, Усть-Илимск, Зима.

Теоретико-методологическая основа исследования

Теоретическую основу исследования составляют научные труды российских и зарубежных ученых по проблеме происхождения и значения феномена сакрального, его связей и отношения с другими элементами социальной структуры. Прежде всего, это представители теории структурного функционализма (М. Вебер, Т. Парсонс, Р. Мертон). Были также использованы некоторые принципы и идеи следующих научных направлений: структурная антропология (Б. Малиновский, К. Леви-Стросс,), антропологические и этнографические подходы, развившиеся в двух противоположных традициях -этноцентризма (Й. Лукач, Ю.А. Левада, С.А. Токарев, А. Донини), и культурного релятивизма (Э. Тайлор, Дж. Фрезер, Л. Леви-Брюль); социально-детерминистские подходы К. Маркса и Ф. Энгельса; некоторые положения социологии познания К. Манхейма; феноменологические направления в исследовании религии (Э. Гуссерль, П. Бергер, Т. Лукман); некоторые положения социальной психологии и психоанализа (У. Джеймс, 3. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм, С. Московичи).

В качестве методологической базы эмпирического исследования были использованы практические разработки представителей Чикагской школы (Е. Уайт, М. Элиаде) и исследовательские подходы российских социологов (В.Б. Ольшанский, A.M. Алексеев, Л.А. Петровская); в процессе собственно сбора, обработки, качественного и количественного анализа данных применялись прикладные стратегии, описанные отечественными и зарубежными авторами (В.А. Ядов, Г.М. Андреева, И.Ф. Девятко, О.М. Маслова, В.И. Добреньков, A.A.

Радугин, Ч. Глок, М. Иингер, Р. Старк, Д.Л. Томпсон). Кроме того, были использованы методы контент-анализа и транссимволического анализа (ТСА).

Таким образом, при исследовании взаимодействия феномена сакрального с другими социальными институтами и структурами диссертантом была предпринята попытка комплексного использования вышеперечисленных подходов.

Источниковая база исследования

При работе над диссертацией, кроме основной литературы, помещенной в библиографическом списке, автор использовал разнообразные источники, напрямую или опосредованно связанные с исследовательской темой. Наиболее ценный статистический материал содержится в архивных документах и статистических сборниках федерального и областного значения. К таковым относятся: Журнал «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены» (ВЦИОМ); Религиозные объединения РФ. Справочник. - М., 1999; Российский статистический ежегодник. - М., 2000; Бизнес-путеводитель по России. Информационно-аналитический сборник. - М., 1996; Государство и религия в России / Электронный журнал (Мр:/Лу\у\у.81а1е-religion.ru/html); Еженедельные новости сайта «Научный атеизм» (http://www.atheism.ru/html). Использовались также: Архивы комитета по связям с общественностью и национальным отношениям аппарата губернатора области и комитета по молодежной политике администрации Иркутской области; Государственный реестр религиозных объединений, зарегистрированных Главным управлением Министерства юстиции РФ по Иркутской области.

Одним из основных источников информации стала периодическая печать, в том числе ее электронная версия. В ходе работы были исследованы методом контент-анализа материалы, опубликованные в российских и зарубежных газетах и журналах: «Комсомольская правда» (1997 - 2000 гг.); «ВосточноСибирская правда» (1997 - 2000 гг.); «Независимая газета» (1996 - 2000 гг.); «СМ - Номер один» (1997 - 2000 гг.); «Религия в современном мире.

Информационный бюллетень по материалам зарубежных средств массовой информации».

Кроме того, автором были исследованы источники, принадлежащие конкретным христианским деноминациям. Сюда вошли газеты, журналы, брошюры, пригласительные листки, а также некоторые официальные документы (церковные уставы, постановления и др.), проповеднические книги и учебные пособия.

Научная новизна работы заключается в следующем:

- впервые дается углубленная дефиниция ключевых понятий (традиционный и нетрадиционный верующий, неверующий, атеист, сочувствующий, колеблющийся, индифферентный, действительный член общины и др.), посредством чего в научный оборот вводятся когнитивные смыслы качественно иного уровня, которые, на наш взгляд, более верно отражают суть рассматриваемых явлений;

- определены типы христианских объединений, характерные для Прибайкальского региона;

- изучена структура и проанализированы структурные компоненты христианских объединений Прибайкальского региона;

- впервые были изучены христианские объединения методом деятельностного включенного наблюдения (инкогнито). В результате получены более достоверные знания о деятельности замкнутых христианских групп и организаций;

- выявлены тенденции институционального развития христианских объединений в период социальной трансформации: православие -использование имеющихся структур, их инкорпорация в социальные институты (проявление консерватизма); католицизм - поиск структурных переменных, которые позволяют им облегчить связь с общественными институтами; протестанты - связь с социальными институтами осуществляется за счет использования новых структурных компонентов.

Теоретическое и практическое значение диссертации

Целостное раскрытие проблемы отношений христианских объединений и социальных институтов позволит по-новому взглянуть на социокультурные явления, связанные с феноменом сакрального, религиозной практикой людей.

Во-первых, данная работа призвана устранить разрыв в знании и взаимопонимании, чтобы дать объяснение тем явлениям, которые зачастую оцениваются и воспринимаются неадекватно российскими СМИ и обществом в целом. Например, в сознании российской общественности есть место заблуждению, согласно которому «культ» и «секта» - одно и то же, что связано с заведомо негативным восприятием.

Во-вторых, результаты, полученные в ходе эмпирического исследования, могут быть полезны как для преподавания соответствующих дисциплин (социологии религии, истории края и др.), так и для решения проблем, связанных с воспитанием подрастающего поколения;

В-третьих, можно предположить, что выводы, сделанные на основе настоящего исследования, при благоприятных обстоятельствах внесут свой скромный вклад в дело строительства демократической основы российского общества.

Апробация работы

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях:

1. Баёв П.А. Православие и католицизм, их сосуществование в Сибири // Человек. Среда. Вселенная. Международная научно-практическая конференция. Иркутск, 1997. С. 9-11;

2. Баёв П.А. Кризис рациональности в меняющемся обществе // Взаимоотношение общества и природы: история, современность и проблемы безопасности. Международная научно-практическая конференция. Иркутск, 1999. С. 62-65;

3. Баёв П.А. Россия христианская: пессимистический экскурс в будущее // XXI век: будущее России в философском измерении. Второй Российский философский конгресс. Екатеринбург, 1999. С. 17-19;

4. Баёв П.А. К вопросу об истории и перспективах русского социологического наследия // Социология в Санкт-Петербурге и Санкт-Петербургском государственном университете. Всероссийская научная конференция. Санкт-Петербург, 1999. С. 63-67;

5. Баёв П.А. Инкорпорация православных традиций в социальном пространстве постсоветской России - проблема духовной монополии // Общество и социология: новые реальности и новые идеи. Всероссийский социологический конгресс. Санкт-Петербург, 2000. С. 29-32;

6. Баёв П.А. The Russian Orthodox Church and The Old Believers: The Character of Relationships in Modern Russia // Oriental Religions in Central-Eastern Europe - Religious Multiculturalism and Renaissance. Papers of The Summer University, Central-European University, Budapest, 24 July - 4 August, 2000. 4 pages;

7. Баёв П.А. Проблема свободы совести и массовая трансформация религиозного сознания в 90-е годы XX века в России // Studium II Сборник трудов. Изд-во ИГУ. Иркутск, 2001. С. 25-33;

8. Баёв П.А. Sociology of Religion in Contemporary World. A syllabus. (Социология религии в современном мире. Учебный курс. 15 с.) // Curriculum Resource Center of the Central-European University. Session on Sociology, Warsaw, 20-25 May, 2002.

13

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная структура, социальные институты и процессы», Баёв, Павел Анатольевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в настоящей работе мы обследовали основные стороны (социальные, психологические, культурные) христианских объединений, находящиеся на территории Прибайкальского региона, и предприняли попытку проникнуть в глубь их взаимодействий с социальными институтами.

Мы попытались внести ясность в основные исследовательские понятия, связанные с религиозной практикой, которые, на наш взгляд, страдали неопределенностью и многозначностью. Подобная корректировка типов религиозной организации и мировоззренческих групп, сущности религиозности позволяет дать объективную характеристику событиям и процессам, происходящим в России в период духовной трансформации.

Анализ феномена сакрального демонстрирует его континуальное присутствие в повседневной практике людей независимо от исторической и социальной обусловленности. Он может выражаться в рациональных и иррациональных социальных действиях индивидов с той только особенностью, что формы его проявления различны. Особенно активизация религиозных элементов происходит в России в ее исторический переломный момент (смена идеологии, социокультурная трансформация и экономические реформы), затрагивающий все сферы жизнедеятельности (институты семьи, образования, культуры).

Научные труды, посвященные изучению типологии религиозной организации и степени религиозности (мировоззренческие позиции и установки) в современной России, в основе своей имеют весомые неоправданные рассогласования в категориальном аппарате, что нередко приводит к неверной интерпретации и пониманию (осмыслению) происходящих событий. Нивелирование идейного ангажемента основных понятий позволяет уйти от пространных иносказательных описаний, наделяя объективными характеристиками события и процессы, происходящие в России в период культурной трансформации.

Христианство в Восточной Сибири распространяется с тем идеологическим и догматическим разнообразием, которое оно вбирает в себя с момента освоения сибирского края. От этого зависит и степень традиционности каждой из рассматриваемых конфессий. Поэтому православные традиции с учетом различных модификаций доминирующей конфессии не являются для русского народа единственными в традиционном смысле. Структура современных христианских общин, населяющих Прибайкальский регион, имеет определенные различия, связанные, прежде всего, с культурно-историческими предпосылками возникновения и распространения.

Использование в методе деятельностного включенного наблюдения системы полного, частичного и нулевого погружения в исследуемую среду, представляется оптимальным решением для исследования религиозной активности различных типов верующих (от «пассивных» или номинальных до «активных» или практикующих), а также их социальной мобильности. Данный принцип позволяет изучать недоступные (локальные) социальные организмы (религиозные новообразования - деноминации и секты), причины их возникновения и степень влияния на социум и его составляющие (социальные группы, институты).

Степень традиционности («ортодоксальности») и внутреннее устройство (структура) христианского объединения непосредственно влияют на социально-демографические и психологические характеристики адептов, на их выбор, внутрицерковную и внешнецерковную (социальную) активность. Так же и социально-психологические черты духовных лидеров (священников и проч.) обусловливают в той или иной мере поведение верующих. Служители культа и рядовые верующие демонстрируют высокий уровень религиозной толерантности по отношению к другим представителям христианской религии. Прослеживается их позитивная направленность в отношении к социальным институтам (семьи, образования, политической власти).

Развитие основных христианских конфессий (православия, католицизма и протестантства) в современных (светских) условиях происходит неравномерно и неравнозначно. Неохристианские движения (имеющие в основном западное происхождение) быстрее усваивают ценности современной жизни российского общества, привлекая в свои ряды наиболее молодое и активное поколение. Традиционные и менее традиционные христианские церкви основной акцент делают на преемственности традиций и сохранении канонов. И те, и другие христианские объединения вызывают определенный резонанс в широких кругах общественности, что не всегда способствует регуляции процессов культурного обмена.

Россия сегодня находится в состоянии социальной трансформации, психических стрессов и общественных потрясений. Именно в это сложное для страны время у большинства людей усиливается «тенденция к моральной индифферентности» (П. Сорокин) и стремление к удовлетворению гедонистических потребностей. Вместе с тем возрастают также потребности идеационального порядка. Именно религия (ее доктрины) не только удовлетворяют потребности человеческого духа (Г. Моска), но и организуют индивида к противостоянию «рутинному поведению».

В данной работе мы попытались осветить те стороны социально-религиозной практики людей, которые провоцируют возникновение в общественном сознании неоправданно негативных установок и тем самым увеличивают рост религиозной нетерпимости. Возможно дальнейшее изучение феномена сакрального по методологическим принципам, описанным в настоящем диссертационном исследовании, позволит глубже понять скрытые стороны религиозной практики людей и предотвратить распространение предрассудков в обществе в целом.

139

СШСОК СОКРАЩЕНИЙ ОСОРО - отдел по связям с общественностью и религиозными объединениями; ГРЭ - государственная религиоведческая экспертиза; МИНЮСТ - министерство юстиции;

Служба ПР - служба Паблик Рилейшнз (отдел по связям общественностью), существуют в некоторых религиозных объединениях (например, у Свидетелей Иеговы);

РПЦ - русская православная церковь во главе с патриархом Московским и всея Руси;

РПСЦ - русская православная старообрядческая церковь (митрополия) во главе с митрополитом Московским и всея Руси; эта аббревиатура в данной работе используется для обозначения старообрядческих общин в целом;

РДПЦ - русская древлеправославная церковь (архиепископия) во главе с архиепископом Новозыбковским, Московским и всея Руси;

РПСЦ - российская православная свободная церковь; находится под юрисдикцией и евхаристическом общении с РПЦЗ;

РПЦЗ - русская православная церковь за границей;

ХВЕ (п) - христиане веры евангельской (пятидесятники);

ХЕВ (х) - христиане евангельской веры харизматического направления;

ЕХ - евангельские христиане;

ЕХб - евангельские христиане - баптисты;

СХВЕ - союз христиан веры евангельской в России;

ХПЕ - христианство полного Евангелия;

ХАПО - христианская апостольская православная община;

НЦ - новоапостольская церковь;

СИ - свидетели Иеговы;

АСД - адвентисты седьмого дня;

АСЦ - адвентистская свободная церковь;

РКЦ - римско-католическая церковь;

ГКЦ - греко-католическая церковь;

МХО - межконфессиональное христианское объединение; СМИ - средства массовой информации;

ДВР - дети верующих родителей («дэвээровцы»), термин, употребляемый новообращенными в сознательном возрасте христианами для характеристики тех, кто родился и был воспитан в религиозной семье. По большей мере носит негативный оттенок;

ДВН - метод деятельностного включенного наблюдения;

141

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Баёв, Павел Анатольевич, 2002 год

1. Абаев H.A. Нетрадиционные конфессии в условиях буддийского и православного ареала Бурятии // Вестник. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2000. -Вып. 8. - С.155 - 162

2. Абдрашитова Г. Работа любви // Советская молодежь. -1993. -6 февраля.

3. Азбука христианства. Словарь-справочник / Сост. А. Удовенко. М.: Наука, 1997.

4. Александров В.А. Русское население Сибири XVII начала XVIII веков. -М„ 1964.-1,3 гл.

5. Александров В.А. Власть и общество. Сибирь в XVII веке. Новосибирск: Наука, 1991.-401 с.

6. Алексий II. Пока воссоединений церквей быть не может // Коммерсантъ. Власть. 1998. -28 апреля.

7. Аллан Дж. Духовные искания // Религии мира. Белфакс, 1994.

8. Ануфриева О. Не все дороги ведут в храм.: Беседа с депутатом городской Думы М. Корневым // Восточно-Сибирская правда. Иркутск, 1998. -28 сентября.

9. Арзамазов В.П. Подлинное лицо иеговизма. Иркутск, 1964.

10. Баптизм и баптисты: (Социологический очерк) Минск, 1969.

11. Басенко В.А. Соотношение религиозного и нерелигиозного в нравственном сознании современных верующих. Киев, 1975.

12. Белла Р. Гражданская религия // Новое время. 1994, №11.

13. Белла Р. Социология религии // Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. М., 1972.

14. Белов A.B. Адвентизм. 2-е изд. - М., 1973.

15. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Академия, 1995.

16. Бергсон А. Два источника морали и религии. М.: Канон, 1994.

17. Бессмертный А., Филатов С. Парадоксы советского благочестия Религия и демократия: На пути к свободе совести. Вып. II. - М.: Прогресс-Культура , 1993.

18. Бичурин А. Горящие церкви и мечети // НГ-Религии. -2000. -12 января.

19. Бойко В.В. Социально-культурная деятельность РПЦ в современном российском обществе. Автореф. на соиск. уч. ст. док. фил. наук. М., 1997.

20. Болонев Ф. Переселение из Польши в Сибирь старообрядцев: Верхотурский этап 1764-1765 гг. // Байкал. 1991. - № 6.

21. Большой толковый социологический словарь (Collins). Том 1 (А-О): Пер. с англ. М.: Вече, АСТ, 1999. - 544 с.

22. Большой толковый социологический словарь (Collins). Том 2 (П-Я): Пер. с англ. М.: Вече, АСТ, 1999. - 528 с.

23. Борзенко В.И. Религия в посткоммунистической России // Экономические и социальные перемены. Информационный бюллетень мониторинга ВЦИОМ.1993,- Декабрь.

24. Бочарникова В.И. Политика царизма в отношении школы и церкви в государственной деревне Западной Сибири (последнее десятилетие предреформенного периода // Вопросы истории Сибири досоветского периода (Бахрушинские чтения, 1969). Новосибирск, Наука, 1973.

25. Брайерли П. Христианство сегодня // Религии мира. Белфакс, 1994.

26. Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995.

27. Буддилович П. Какое «христианство» несет в Россию Запад // Молодая гвардия. 1994. - № 7.

28. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М.: Республика,1994.

29. Бурдье П. Социология политики. M.: Socio-Logos, 1993.

30. Бызов JL, Филатов С. Религия и политика в общественном сознании советского народа // Религия и демократия: На пути к свободе совести. М.: Прогресс-Культура, 1993. - Вып. 2. - С.

31. Вадим, епископ. Устои православия поколебать невозможно // Иркутская культура. -1994. -сентябрь. -№ 8-10.

32. Василевич И.С. Религиозные секты баптистов и иеговистов. Иркутск, 1958.

33. Василевский Ю.Л. Заметки о религиозной ориентации учителей // Социологические исследования. 1997. - № 9.

34. Василенко Л., Филатов С. Возродит ли религия Россию? // Истина и жизнь. 1995.- №5.

35. Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994.

36. Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984.

37. Ведерников А.Д. О некоторых особенностях появления и деятельности религиозных объединений в Восточной Сибири (кон. XIX 1941 г.) // Годичная научная сессия Иркутского медицинского института: Тезисы докладов. - Иркутск, 1984.

38. Володарская О. В нашей стране все религии равны // Наука и религия. -1997. № 5.

39. Вопросы научного атеизма. Эволюция христианского сектантства в СССР. М„ 1979.-вып.24.

40. Воронова Е.А. Благотворительность в социальной политике России// Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6. 1998 - № 27. - вып. 4.

41. Время собирать камни/ Церковный совет Православной Старообрядческой общины // Восточно-Сибирская правда. -1996. -26 марта.

42. Вырупаева Е. Под одной крышей с сектой // СМ Номер один 1998 - 28 мая

43. Гамплова Д. Программа социальных исследований 1999 // Социологические исследования. - 2002. - № 7. С. 78-86.

44. Герасимов А.И. Проблема преодоления социально-психологического воздействия религии. Воронеж, 1973.

45. Гордиенко Н.С. Современный экуменизм. Движение за единство христианских церквей. М.:Наука, 1972.

46. Гордиенко Н.С., Курочкин П.К. Особенности модернизации современного русского православия. М., 1978.

47. Государственный доклад о положении молодежи в Иркутской области // Комитет по молодежной политике администрации Иркутской области. Иркутск, 2000.

48. Государственный реестр религиозных объединений Ленинградской области-СПБ, 1998.

49. Грудинин Н.Н. Иеговизм и дети. (На примерах Иркутской области). -Иркутск, 1965.

50. Губернские ведомости // Пресс-бюллетень № 532. Иркутск, 2000. -2 марта.

51. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург, 1998.

52. Демидов A.M. Социокультурные стили в центральной и восточной Европе // Социологические исследования. 1998. - № 4.

53. Демьянов А.И. Религиозность: тенденции и особенности проявления. -Воронеж, 1984.

54. Джеймс У. Воля к вере. М.: Республика, 1997. - 450 с.

55. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М.: Наука, 1993. - 320 с.

56. Джонстоун П. Операция «Мир». СПб,: «Библия для всех», 1996. - 620 с.

57. Добреньков В.И., Радугин А.А. Методологические вопросы исследования религии. М., 1989. - 237с.

58. Дамешек Л.М. Внутренняя политика царизма и народы Сибири (XIX начало XX века). Иркутск, 1986.

59. Дамешек Л.М. Русская церковь и народы Сибири в первой половине XIX века // Социально-экономическое развитие Сибири XIX XX вв. - Иркутск, 1976.

60. Донини А. У истоков христианства (от зарождения до Юстиниана). М.: Политиздат, 1989. - 341 с.

61. Дулуман Е.К. Верующие и неверующие! Давайте жить дружно!! (Статья для вдумчивых и находчивых!!!) <http://www.edu.nsu.ru/atheism/duluman/statO 1 .Мт>

62. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М.: Канон, 1996.

63. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М.: Канон, 1995.

64. Жартун С. Божье дело любовь, а не ссоры // Иркутск. -1998. 5 декабря.

65. Журавлева И.В., Пейкова З.И. Религиозность российских и финских подростков // Социологические исследования. 1998. № 10.

66. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса. М.: Аспект Пресс, 1995.

67. Золоторева И.А. Ценностный базис христианства и современность: проблема адаптации. Автореф. на соиск. уч. ст. док. фил. наук. Ставрополь,1998.

68. Зольников Н.Д. Межконфессиональная полемика сибирских староверов XX в: «часовенные» против «австрийских» // Гуманитарные науки в Сибири.1999.

69. Зольников Н.Д. Сибирская приходская община в XVIII веке. -Новосибирск, Наука, 1999.

70. Иваненко С. Надо ли боятся Свидетелей Иеговы? // Московские новости. -1997. №7.

71. Иванов Вяч. И. Родное и вселенское. М.: Республика, 1994.

72. Иванова JI.O. Религия и права человека. // Социологические исследования. 1998,- №6.

73. Игнаций, отец. Католики и Сибирь // Аргументы и факты. -1999. № 4 (Приложение).

74. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993.

75. Информационный бюллетень по материалам зарубежных средств массовой информации. Российская академия управления. Журнал «Диспут». М.- 1992. -№ 4 (23); № 6 (25).

76. Иркутск. Три века. Страницы жизни. Иркутск, 1986.

77. История Сибири с древнейших времен до наших дней. JL, 1968.

78. Каариайнен К., Фурман Д.Е. Верующие, атеисты и прочие (эволюция российской религиозности), // Вопросы философии. 1997. - № 6.

79. Капков А. Осторожно: секта // Свет. 1997. - № 7.

80. Кара-Мурза С. По следам Менелая: О трансформации христианского сознания в современной Европе, России // Советская Россия. -1995. -26 января.

81. Кара-Мурза С. Православие в прошлом, настоящем и будущем России // Наука и религия. 1996. - № 7.

82. Каргина И.Г. О динамике развития христианских конфессий // Социологические исследования. 1998. - № 6.

83. Кармадонов O.A. Престиж и пафос как жизненные стратегии социоэкономической группы // Социологические исследования. 2001. - № 1.

84. Кармадонов O.A. Социальная функция символа. Автореф. на соиск. уч. ст. канд. фил. наук. Иркутск, 1997.

85. Карнышев А.Д. Межэтническое взаимодействие в Бурятии: социальная психология, история, политика. Улан-Удэ: изд. БГУ, 1997.-184 с.

86. Классификатор религиозных объединений Иркутской области. Иркутск, 1998.

87. Клибанов А.И, Религиозное сектантство и современность: (Социологический и исторический очерки). М., 1969.

88. Клибанов А.И. История религиозного сектантства в России (60-е гг. XIX в. 1917). -М., 1965.

89. Кобенков А. Мы все под богом ходим (беседа с настоятелем старообрядческой общины в Иркутске В. Секериным // Восточно-Сибирская правда. -1999. -27 августа.

90. Козьмина A.A. О религиозном сектантстве в Иркутской области. Иркутск, 1939.

91. Кондратьев В. О прогрессивной роли атеизма в деле религиозной пропаганды // Наука и религия. 1990. - № 9.

92. Копаница М.М. Современные социальные концепции русского православия. Харьков, 1988.

93. Корецкий В.И. Из истории заселения Сибири накануне и во время «смуты» (конец XVI начало XVII в.) // Байкальская историческая школа: Проблемы региональной истории. Тезисы докл. и сообщ. науч. конф. - ч. I. - Иркутск, 1994. - 27-30 июня.

94. Корк Б. Запретные культы Иркутска // СМ-Номер один. -1998. -12 янв. С.

95. Костюк К.Н. Социальной учение католической церкви // Социально-политический журнал. 1997. - № 5.

96. Красиков А. От анафем к терпимости // Новое время. 1997. - № 24.

97. Кротов Я. Третий Рим против первого: «наши» люди не должны собирать грибы с католиками // Новое время. 1996. - № 18-19.

98. Кублицкая Е. "Общество массового атеизма" глазами социолога // Наука и религия. 1990. - № 1.

99. Кулаков П.А. Учащаяся молодежь и религия // Социологические исследования. 1995.- №11.

100. Кулаков П.М. Церковь Адвентистов 7-го дня // Россия и современный мир. 1995. - № 2.

101. Культурные традиции народов Сибири. Д., Наука, 1986.

102. Кураев А. Осторожно, ИнСЕКТЫ: Проблема // Сельская молодежь. -1999. № 1-2.

103. Кырлежев А. «Безрелигиозное христианство» в «совершеннолетнем мире» // Знамя. -1995. № 10.

104. Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993.

105. Левада Ю.Н. Социальная природа религии. М., 1965.

106. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-пресс, 1994.

107. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994.

108. Лейн Т. Новая общность церкви // Религии мира. Белфакс, 1994.

109. Лейн Т. Христианские мыслители. СПб.: «Мирт», 1997.

110. Лекции по методике конкретных социальных исследований. М., 1972.

111. Леныдина И. Бог это американский футбол // СМ-Номер один. -1998. -15 июня.

112. Леныпина И. Церковь Муна в Иркутске теряет свои позиции // СМ-Номер один. -1999. 13 января.

113. Листова Л. С верой в человека (интервью с протоиереем Е. Касаткиным) // Советская молодежь. -1989. -21 сентября.

114. Лозинский С.Г. История папства. 3-е изд. - М.: Политиздат, 1986.

115. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.

116. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. -М.: Республика, 1995.

117. Лукач Й. Пути богов: К типологии религий, предшествовавших христианству. М.: Политиздат, 1984.

118. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997. - 570 с.

119. МакГавран Д.А. Закономерности роста Церкви. СПб., 1995.

120. Макдауэл Дж., Стюарт Д. Обманщики. М.: «Протестант», 1993. - 200 с.

121. Малиновский Б. Магия, наука и религия // Этнографическое обозрение. -1993.- № 6.

122. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994. - 700 с.

123. Маслак Д. Деятельность церкви «Слово жизни» в Иркутске // ВосточноСибирская правда. -1999. 29 мая.

124. Медведко C.B. Межконфессиональные отношения как диалог культур. -Автореф. на соиск. уч. ст. док. фил. наук. М., 1997.

125. Мельник В.И. Эволюция современного пятидесятничества. Львов, 1985.

126. Мень А. История религии в 7 томах. М.: Слово, 1991.

127. Меркулова Н. В пять часов вечера, на "Православных чтениях" // Советская молодежь. -1996. -19 ноября.

128. Метер К.Н. ван. Методология социологии // Международный журнал социологических наук. 1994. - № 3(6).

129. Мечковская Н.Б. Язык и религия. М.: «ФАИР», 1998.

130. Миллер А. История христианской церкви. M.: «GBV», 1992. - 705 с.

131. Миловидов В.Ф. Старообрядчество и социальный прогресс. М., 1983.

132. Миненко H.A. Живая старина: Будни и праздники сибирской деревни в XVIII первой половине XIX в. - Новосибирск, Наука, 1989.

133. Митрохин Л.Н. Баптизм: история и современность (философско-социологические очерки). СПб., 1997.

134. Моисеев H.H. Мир XXI века и христианская традиция // Вопросы философии. 1993. - № 8.

135. Моска Г. Правящий класс. Церкви, партии и секты. II Социологические исследования.- 1994. № 11-12.

136. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс . М.: «Центр психологии и психотерапии», 1996.

137. Мчедлов М. Как идет религиозное возрождение России // Наука и религия. 1997. - № 1.

138. Мчедлов М. Социальное учение церкви: новые аспекты // Свободная мысль.-1998.- №3.

139. Мчедлов М.П., Гаврилов Ю.А., Шевченко А.Г. О социальном портрете современного верующего // Социологические исследования. 2002. - № 7. С. 68-77.

140. Мчедлов М.П. Нуруллаев A.A., Филимонов Э.Г., Элбакян Е.С. Религия в зеркале общественного мнения // Социологические исследования. 1994. -№5.

141. Мчедлов М.П., Филимонов Э.Г. Социально-политические позиции верующих в России // Социологические исследования. 1993. - № 3.

142. Немира J1. Все содействует ко благу (беседа с заместителем Председателя Союза Евангельских христиан-баптистов A.M. Бычковым) // Наука и религия. -1992.- №4-5.

143. Неусыхин А.И. «Эмпирическая социология» Макса Вебера и логика исторической науки / Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994.

144. Никольский Н.М. История русской церкви. Мн.: Беларусь, 1990. - С.

145. Новейшая социология религии // Социологические исследования. 1999. -№2.

146. Новикова Л.Г. Основные характеристики динамики религиозного населения // Социологические исследования. 1998. - № 6.

147. Основы научного атеизма. М.: Высшая школа, 1983.

148. Островская Л.В. Христианство в понимании русских крестьян пореформенной Сибири (народный вариант православия) // Общественный быт и культура русского населения Сибири (XVIII начало XX в.). - Новосибирск, 1989.

149. Ошавков Ж. Опыт социологического исследования религиозности населения в Болгарии // Опыт и методика конкретных социологических исследований. М.: Мысль, 1965.

150. Пазухин Е. Пути "религиозного ренессанса" Религия и демократия: На пути к свободе совести / Е. Пазухин. Вып. II. -М.: "Прогресс-Культура", 1993.

151. Пейкова З.И. Об исследовании нетрадиционных конфессий (по поводу одной публикации) / З.И. Пейкова // Социологические исследования. 1998. -№2.

152. Писманик М.Г. Индивидуальная религиозность и ее преодоление./ М.Г. Писманик. М., 1984.

153. Пихоя Р.Г. Общественно-политическая мысль трудящихся Урала (конец XVII-XVIII вв.) / Р.Г. Пихоя. Свердловск, 1987.

154. Покровский H.H. Массовое антицерковное движение урало-сибирских крестьян и секретный указ от 9 марта 1783 г. // Вопросы истории Сибири досоветского периода (Бахрушинские чтения, 1969). Новосибирск, Наука, 1973.

155. Покровский H.H. Организация учета старообрядцев в Сибири в XVIII в. / H.H. Покровский // Русское население Поморья и Сибири. Новосибирск. -1973.

156. Покровский H.H. Три документа по истории церкви в Сибири в XVII в. // Христианство и церковь в России феодального периода (материалы). -Новосибирск,. 1989.

157. Полищук Ю.Д. Специфика религиозности современного верующего и факторы ее преодоления. Киев, 1973.

158. Попов И.И. Забытые иркутские страницы: Записки редактора. Иркутск, 1989.

159. Поспеловский Д. Комментарий к сборнику «Богослужебный язык русской церкви». Ересь языкопоклонства НГ-Религии. -2000.-№ 2(49) <http://religion.ng.ru/concepts/2000-01-26/5comment.htm>

160. Поссенти В. Демократия и христианство.// Вопросы философии. 1996. -№4.

161. Православие и образование // География в школе. 1996. № 4.

162. Православие и современность: Философско-социологический анализ Киев, 1988.

163. Правоторов В. За строкой закона (беседа с председателем подкомитета Комитета Верховного Совета СССР по законодательству народным депутатом СССР А.Е. Себенцовым). // Наука и религия. 1990. - № 5.

164. Правоторов С. Церковь и демократия. // Наука и религия. 1995. - № 7.

165. Протасов Э. Угринович Д. Исследование религиозности населения и атеистическое воспитание // Политическое самообразование. 1975. - № 11.

166. Пругавин A.C. Программа для собираний сведений о русском расколе, или сектантстве // Социология в России XIX начала XX веков. Социология как наука. - Тексты. - М.: 1997.

167. Работы М. Вебера по социологии религии и идеологии М., 1985.

168. Радугин A.A. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии. М.: «Центр», 1996. - 304 с.

169. Религиозные объединения Московской области: Справочник / Сост. Е.П. Аверичев и др. М.: Славянский диалог, 1998. - 115 с.

170. Розанов В.В. Уединенное. М.: Политиздат, 1990.- 473 с.

171. Романцова Т. В союзе с верой и наукой. // Иркутская культура. -1996. -ноябрь (№11).

172. Рормозер Г. Ситуация христианства в эпоху «постмодерна» глазами христианского публициста. // Вопросы философии. 1991. - № 5.

173. Савельев С. Бог и коммисары (к истории комиссии по отделению церкви от государства при ЦК ВКП(б) антирелигиозной комиссии) Религия и демократия: На пути к свободе совести. - Вып. II. -М.: "Прогресс-Культура", 1993.

174. Самыгин С.И., Нечипуренко В.И., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. - 500 с.

175. Сапожников Д.И. Самосожжения в русском расколе. М., 1891.

176. Сборник федеральных конституционных законов и федеральных законов. Выпуск 17 (53). -М.: Известия, 1997.

177. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. М.: Политиздат, 1987.

178. Свенцицкая С. От общины к церкви. М.: Политиздат, 1984.

179. Свод Законов Российской империи. Т. XIV. СПб, 1890.

180. Семенов А. Через призму веры // Восточно-Сибирская правда. -1989. -22 июня.

181. Серафим (Роуз), иеромонах. Православие и религия будущего / Серафим (Роуз), иеромонах. Издание Сретенского монастыря, 1996.

182. Силищев A.M. Забайкальские старообрядцы. Семейские. Иркутск, 1920.

183. Симонов И.В. Нижегородский регион: религиозный портрет // Социологические исследования. 1999. - № 12.

184. Сирин А.Д. Кому не терпится разбрасывать камни? (беседа с епископом Вадимом) // Восточно-Сибирская правда. 1996. -2 марта.

185. Сирин А.Д. Общий курс философии / А.Д. Сирин. Иркутск, 1995.

186. Словарь <http://www.express.irk.ru/1000/religion/dict.htm>

187. Словарь античности. М.: Прогресс, 1989. - 840 с.

188. Словарь иностранных слов. М.: ЮНВЕС, 1995. - 832 с.

189. Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1994. - 675 с.

190. Соболев B.JI. Вера и ее социокультурное пространство / Автореф. на соиск. уч. ст. док. фил. наук. М., 1997. - 23 с.

191. Советский энциклопедический словарь. М.: «Советская энциклопедия», 1980. - 1600 с.

192. Современный словарь иностранных слов. М.: «Русский язык», 1993.

193. Соколов А. Пленники «Сторожевой башни» // Воспитание школьников. -1997.- №4.

194. Соколов В.М. Нравственные коллизии современного российского общества (Социологический анализ) // Социологические исследования. 1993. - №9.

195. Соловьев П. Страсти по боярыне Морозовой: конфликт // Советская молодежь. 1995. -17 июня.

196. Соловьева JI. О правах верующих в России // Журнал христианской церкви «Слово Жизни». Иркутск. - 1998. - № 5(1).

197. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / П.А. Сорокин. М.: Политиздат, 1992. - 590 с.

198. Стахеева H.H. Миссионерская деятельность РПЦ среди старообрядцев Восточной Сибири в XIX веке // Из истории иркутской епархии: Сб. науч. тр. -Иркутск- 1998.-С. 25-27.

199. Сумерки богов. М.: Политиздат, 1990. - 302 с.

200. Сэдгроув М. Ветви церкви // Религии мира. Белфакс, 1994. - С. 214-216.

201. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989.

202. Тиселтон Э. От экзистенциализма к постмодернизму / Э. Тиселтон // Религии мира. -Белфакс, 1994.

203. Тиссен Г.К. Лекции по систематическому богословию. СПб.: «Библия для всех», 1994. - 457 с.

204. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991.

205. Токарев С.А. Ранние формы религии. М.: Политиздат, 1990.

206. Толстов С.П. Пережитки тотемизма и дуальной организации у туркмен // Проблемы истории докапиталистических обществ. 1935. - № 9-10.

207. Толстов С.П. Проблемы дородового общества // Советская этнография. -1931. №3-4.

208. Угринович Д.М. Психология религии. М.: Эфес, 1986.

209. Фактор этноконфессиональной самобытности в постсоветском обществе (Моск. Центр Карнеги) / Под ред. М.Б. Олкотт, А. Малашенко,- М., 1998.

210. Федоров В.А. История России. 1861-1917. М.: Высшая школа, 1998.

211. Федотов Г.П. Христианин в революции. Париж, 1957.

212. Филатов С.Б., Фурман С. Религия и политика в массовом сознании // Социологические исследования. 1992. - № 7. - С. 47-52.

213. Философский энциклопедический словарь М.: Советская энциклопедия, 1989.-837 с.

214. Фрезер Дж. Золотая ветвь. М.: Политиздат, 1990. - 620 с.

215. Фрейд 3. «Я» и «Оно» Труды разных лет в 2-х тт. - Тбилиси: Мерани, 1991.

216. Фрейд 3. Введение в психоанализ. М.: Наука, 1990. - 475 с.

217. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. - 540 с.

218. Фромм Э. Здоровое общество II Психоанализ и культура: Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. М.: Юрист, 1995.

219. Харнахоев В.Х. Национальное и интернациональное в духовной сфере советского образа жизни (на материалах развития народов Сибири) / В.Х. Харнахоев // Дис. на соиск. учен, степени док. фил. наук. Иркутск, 1988. -380 с.

220. Хилл К. Православная церковь и плюралистическое общество Религия и демократия: На пути к свободе совести. Вып. II. -М.: "Прогресс-Культура", 1993.

221. Хозяйственное освоение Сибири в период капитализма: Историография проблемы. Новосибирск: Наука, 1998.

222. Хомяков М.Б. Толерантность в христианской философии // Философия и общество. 1999. - № 2.

223. Христианство: Словарь. М.: Республика, 1994. 804 с.

224. Церковь и светская жизнь (Мониторинг) // Социологические исследования. 1998. - № 6.

225. Циприани Р. Религиозность, секуляризм и секулярные религии // Международный журнал социальных наук. 1994. - № 4(7).

226. Чаадаев П.Я. Поли. собр. соч. и избранные письма. 1-2 т.- М.: Наука, 1991.

227. Шарден П. Тейяр де. Феномен человека. М., 1987.

228. Шорохов Л.П. Возникновение монастырских вотчин в Восточной Сибири / Л.П. Шорохов // Байкальская историческая школа: Проблемы региональной истории. Тезисы докл. и сообщ. науч. конф., ч. I. Иркутск. 1994, 27-30 июня.

229. Щапов А.П. Собрание сочинений. Иркутск, 1937.

230. Энциклопедия Брокгауза <http://agama.com/scripts/brokhaus.htm>

231. Эразм Роттердамский. Философские произведения. М.: Наука, 1986.

232. Юнг К. Психологические типы. СПб.: «Ювента», 1995.

233. Ядов В.А. Стратегии и методы качественного анализа данных. М., 1999.

234. Языкова И. Экуменическое движение. Второе дыхание Религия и демократия: На пути к свободе совести. Вып. II. -М.: "Прогресс-Культура", 1993.

235. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991.

236. Allport G. The Religions Consciousness. Berkeley, 1976.

237. Bellah R. Beyond belief, New York, Harper & Row, 1970.

238. Cambell T.A. Christian Confessions. A First Introduction. Louisville, Westminster John Knox Press. 1996.

239. Dictionary of Christianity in America. Inter Varsity Press, 1990.

240. Luckmann T. The Invisible Religion. N.Y., 1967.

241. Malinowski B. A Scientific Theory of Culture and Other Essays. N.Y., 1969.

242. Martin W.R. The Kingdom of the Cults, fifth ed. Minneapolis: Bethany House Publishers, 1985.

243. O'Dea T.F. The Sociology of Religion. Prentic-Hall, New Jersey, 1966.

244. Stark R., Glock Ch. American Piety: The Nature of Religions Commitment. Berkeley, 1968.

245. The Penguin Dictionary of Religions. N.Y., 1997.

246. The Perennial Dictionary of World Religions. N.Y. 1989.

247. World Christian Encyclopedia. Oxford University Press, 1982.

248. Yinger M. The Scientific Study of Religion. N.Y., 1970.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.