Особенности сценарной драматургии балета 1930-1960 гг.: на материале истории создания балета "Спартак" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.01, кандидат наук Потемкина, Светлана Борисовна

  • Потемкина, Светлана Борисовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.01
  • Количество страниц 165
Потемкина, Светлана Борисовна. Особенности сценарной драматургии балета 1930-1960 гг.: на материале истории создания балета "Спартак": дис. кандидат наук: 17.00.01 - Театральное искусство. Москва. 2013. 165 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Потемкина, Светлана Борисовна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3-19

Глава I Сюжет «Спартака» в оперно-балетных сценариях. История возникновения замысла балета.

1.1. Либретто оперы Д.П. Смолина - Г.Н. Дудкевича (1926-1928)..20-25

1.2. Сценарий балета О.М. Мартыновой - К.К. Петипа (1936)

1.3. Сценарий балета В.Г. Яна-К.Я. Голейзовского (1931-34)

1.4. Сценарий балета Н.Д. Волкова. История создания. (1934-56).46-58

Глава II Сценарная драматургия как основа музыкальной партитуры.

11.1. Балет «Спартак» Т.Н. Вахвахишвили (1931-1934)

11.2. Б.В. Асафьев и его замысел балета «Спартак» (1934-1936)

Глава III От сценария балета к режиссерской экспликации.

Изменения в сценарии под влиянием балетмейстера.

III. 1. Сценарий Н.Д. Волкова и режиссерская экспликация

И.А. Моисеева (1949-1958)

III.2. Сценарий Н.Д. Волкова и режиссерская экспликация

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

Л.В. Якобсона (1955-1956)

Ш.З. Кристаллизация сценария Н.Д. Волкова в интерпретации Ю.Н. Григоровича (1967-1968)

132-144

106-132

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

145-151

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Особенности сценарной драматургии балета 1930-1960 гг.: на материале истории создания балета "Спартак"»

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее исследование посвящено сценарной драматургии балета как первоэлементу хореографического спектакля. Сам термин «драматургия балета» был введен в научный оборот в 1920-е годы композитором и музыковедом, профессором Б.В. Асафьевым и означал музыкальную драматургию балетного спектакля. В следующее десятилетие историк и балетный сценарист Ю.И. Слонимский, продолжая исследование драматургии, уточнил, что балет строится на взаимодействии драматургии сценарной, хореографической и музыкальной. Как автор многих исторических трудов он всегда начинал свои исследования с изучения либреттологии, поскольку в предшествующем XIX веке участие сценариста в сочинении балета являлось для хореографа отправной точкой и было общепринятой практикой.

Определение «сценарная драматургия» укрепилось в 1930-е годы с появлением жанра «драмбалет» и возникшей ориентацией балета па серьезную литературу. Но во второй половине 1960-х годов профессия балетного сценариста практически прекратила свое существование - балетмейстеры старались избегать соавторства и создавать либретто самостоятельно. Причиной тому стала, во-первых, исторически сложившаяся, перенесенная из драматического театра установка - автором балета считался именно сценарист. Кроме того, кажущаяся легкость создания либретто побуждала отказаться от соавтора. Между тем, в 1977 году хореограф П.А. Гусев писал, обращая внимание на самостоятельное и первостепенное значение сценарной драматургии: ее «необходимо защищать, поскольку есть много охотников, пытающихся приуменьшить, а то и вовсе

перечеркнуть ее значение»1. Сторонники этого взгляда (в их числе теоретики, историки и практики балетного театра Ю.И. Слонимский, Ф.В. Лопухов, Л.А. Липькова) способствовали введению курса «Сценарная драматургия балета» в программу Ленинградской консерватории сначала как факультатива, а с 1976 года как обязательного предмета основной учебной программы для балетмейстеров и теоретиков балета.

О необходимости развития этого дальновидного начинания и его использования в программах обучения хореографов свидетельствует сложившийся с конца XX века в современном балетном репертуаре дефицит новых сюжетных балетов, который сегодня заставляет театры восстанавливать спектакли прошлого века, создававшиеся при активном участии сценариста.

Однако до сих пор не появилось специальных работ, в которых бы сценарная драматургия конкретного спектакля рассматривалась отдельно и всесторонне. Современное балетоведение уделяло сравнительно мало внимания и драматургии одного из главных спектаклей эпохи - балету «Спартак», его истории, трактовкам первых постановщиков, и, в частности, версии Ю.Н. Григоровича, которая достаточно быстро была признана «важным этапом в развитии отечественной хореографической культуры» " . Этот спектакль неизменно остается визитной карточкой труппы Большого театра и даже культуры государства в целом во время зарубежных гастролей.

Из всего вышесказанного очевидно, что в настоящий момент назрела необходимость научного осмысления роли сценария в хореографических спектаклях XX века на примере тщательного

1 Слонимский Ю.И. Драматургия балетного театра XIX века [Текст] : очерки, либретто, сценарии / Ю. Слонимский ; [предисл. П. Гусева, с. 6-22]. - М. : Искусство, 1977.-С. 10.

2 Красовская, В.М. В середине века (1950-1960-е годы) // Советский балетный театр. 1917-1967: Сб. ст. — Л.-М., 1976. - С. 218-290.

изучения сценарной драматургии балета «Спартак», так как оно предоставляет возможность сформировать новое отношение к сценарной драматургии в практике балетного театра в целом.

Тема древнеримского восстания заинтересовала хореографов только в первой половине XX века. Однако в целом героические сюжеты были востребованы балетным театром уже в XVI веке с появлением первых представлений. События самого раннего балета «Цирцея» (1581 год) развивались вокруг столкновения богов с волшебницей Цирцеей, кульминацией которого стало масштабное сражение. За четыре века существования балетного искусства героические сюжеты заимствовались из сказок, мифов, а также из истории. Среди спектаклей, посвященных героической теме и создававшихся в разные эпохи: «Поединок Танкреда и Клоринды»3, «Амур-корсар, или Отплытие на остров Цитеры», «Горации и Куриации»3 «Творения Прометея, или власть музыки и танца» 6,

п

«Семира» , «Рауль де Креки, или возвращение из крестовых походов»8 и другие.

Закономерно, что наибольший интерес к героике возникал в предвоенные или послереволюционные эпохи. При этом созданные на злобу дня представления чаще всего носили синтетический

3

«11оединок Танкреда и Клоринды» К. Монтеверди. Текстом либретто стала поэма Т. Тассо «Освобожденный Иерусалим». Премьера состоялась в 1624 в доме Жиролами Мочениго в Венеции.

4 «Амур-корсар, или Отплытие на остров Цитеры». Автор либретто и балетмейстер Ж.Ж. Новерр. Премьера состоялась в Лионе в 1759 году.

5 «Горации и Куриации». Балег по трагедии П. Корнеля, музыка Й. Старцера. Балетмейстер Ж. Новерр. Премьера состоялась в «Кертнертортеатре (Вена) в 1775 году.

6 «Творения Прометея, или власть музыки и танца». Мифолото-аллегорический балет в двух действиях. Автор либретто и балетмейстер С. Вигано. Премьера состоялась в 1801 в Придворном театре Вены.

7 «Семира». Автор либретто и балетмейстер Г. Анджолини. Премьера в 1772 году на сцене Большого театра (Петербург).

8 «Рауль де Креки, или Возвращение из крестовых походов». Автор сценария и балетмейстер Ш. Дидло. Премьера состоялась в 1819 году на сцене Большого театра (Петербург).

характер, и балет играл в них второстепенную роль. Так, в период Великой Французской революции получило популярность зрелище, поставленное П. Гарделем, под названием «Дароприношение Свободе» и его разновидности. Отечественная война 1812 года стала импульсом к появлению разнообразных танцевальных героико-патриотических дивертисментов А.П. Глушковского, И.И. Вальберха.

Революция в России в октябре 1917 года вызвала к жизни недолговечные спектакли 1920-х годов (большинство из которых сходило со сцены после трех-десяти показов)9. Однако они питали балетмейстеров следующего десятилетия отдельными темами и режиссёрскими приёмами. Сюжетами для них становились в той или иной степени революционные события: «Стенька Разин» (1918) и «Вечно живые цветы» (1922) A.A. Горского, «Красный вихрь» /«Большевики»/ (1924) и «Крепостная балерина» (1927) Ф.В. Лопухова (1924), показанный единственный раз «Смерч» К.Я. Голейзовского (1927). Самой продолжительной оказалась сценическая жизнь «Красного мака», в основу которого легли события китайской революции (1927), правда, представшие в сценарии в традиционной форме классического либретто XIX века.

Балетный театр вынужден был в эти годы кардинально пересмотреть свой репертуар, но, как и в других ситуациях, откликнулся на веяния времени с опозданием. Основу репертуара по-прежнему составляла классика XIX столетия, диссонировавшая и с новыми культурными ценностями, и с темами нового искусства.

На рубеже 1920-30-х годов проблема современного балетного сценария встала настолько остро, что за одно пятилетие - с 1929 по 1934 год - сценарный конкурс объявляли трижды: в 1929 -Ленинградский театр им. Кирова; в 1932 и 1934 - Большой театр.

9 См. Суриц, Е. Я. Хореографическое искусство двадцатых годов. — М. : Искусство, 1979.— 360 с.

Участниками всех трех конкурсов были по преимуществу непрофессиональные литераторы. Но даже в 1940 году, когда дирекция Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова обратилась с предложением написать советский балет к профессиональным драматургам К.А. Тренёву, В.В. Вишневскому, В.П. Катаеву, А.Т. Твардовскому, ожидаемого эффекта данный опыт не получил и на развитии балетного искусства не отразился.

Не дали конкретных практических результатов и конкурсы, если не считать относительно чётко сформулированных за это время требований к сценарию. В 1929 году, публикуя условия соревнования либреттистов, руководство Ленинградского театра обращало внимание авторов на необходимость использования современной тематики, предлагая среди сюжетов «эпоху гражданской войны», а также упоминая, что «спектакль должен быть построен на движениях масс».10

19 апреля 1932 года, во время проведения одного из конкурсов, Большой театр совместно с редакцией газеты «Комсомольская правда» организовал диспут о путях развития советского балета, в котором участвовали представители различных областей искусства: театральные критики, музыканты, писатели, артисты балета".

В результате этого обсуждения балетному театру - «последней области искусства, которая отвлекает нас от реальной действительности» - было предъявлено требование

10 Советский балет «Красная газета». J1., 1929, 7 января. Цит. по: Слонимский, 10.И. Советский балет. Материалы к истории советского балетного театра. — М.; Л: Искусство, 1950.-С.87.

11 Среди участников, выступавших с сообщениями - писатель H.H. Асеев (18891963), чтец Э.И. Каминка (1902-72), один из ведущих членов ФОСХа, театральный критик П.И. Новицкий (1888-1971), писатель, журналист И.И. Бачелис (1902-51), артисты балета И.А. Чарноцкая (р.1908-не ранее 1975), Сильвия Чсн (в СССР в 1927-1936), М.М. Габович (1905-65), композитор Н.К. Чемберджи (1903-1948), сценарист и кинорежиссёр К.К. Юдин 1896—1957), заместитель главного редактора Гос. издательства социально-экономической литературы Р.П. Абих (1901-1940).

«социалистической реконструкции»: воплощения Новых, созвучных

действительности, тем и сюжетов, полных «революционных

аллегорий» и пафоса, в которых «появлялся бы человек, танцующий

1 ^

за себя, за свой человеческий образ»

Обращая внимание на наивное истолкование революционной темы, присутствовавшее в большинстве предложенных ранее сценариев, заведующий балетной труппой М.М. Габович

предостерегал: «Я могу привести прямо анекдотический случай, какие либретто нам представлялись. Такие либретто могут только испортить балетный театр, а ие помочь ему встать на должную высоту. Так, например, создают такое либретто - стоит советский пароход в Одессе. И там советский матрос, спускаясь на морское дно (с места: «Советское!»), спускаясь на советское морское дно, встречает русалку (с места: «Советскую!»), советскую русалку. Происходит бунт в русалочьем царстве против русалочьего царя. Поэтому матрос, конечно, не может пройти мимо этого бунта равнодушно и помогает свергнуть русалочьего царя. Это просто анекдотический случай, но таких либретто у нас много»13.

Подобные приведенному многочисленные примеры подсказывали необходимость выбора значительной исторической темы. И скоро она была найдена. Современные российские историки обращают внимание на то, что тема французской революции оставалась в нашей стране актуальной благодаря постоянному сопоставлению событий XVIII века с Октябрьской революцией 1917 года. Как заметил специалист по Французской культуре XVIII века, историк A.B. Гордон, «общество, возникшее благодаря революции,

12 Стенограмма диспута о путях советского балета (в связи с конкурсом либреттистов к XV годовщине Октябрьской революции). 19 апреля 1932. Маш. копия // РГАЛИ, Ф.648, Оп.2. Ед.хр.842. Л.22.

13 Стенограмма диспута о путях советского балета (в связи с конкурсом либреттистов к XV годовщине Октябрьской революции). 19 апреля 1932. Маш. копия // РГАЛИ, Ф.648, Оп.2. Ед.хр.842. Л. 12.

искало в исторической памяти человечества особо поучительные и вдохновляющие для себя образцы революционного созидания нового общественного строя <...> наиболее адекватным этому общественному интересу образцом оказалась революция XVIII века во Франции» и.

Тема привлекла внимание российских балетмейстеров уже в первые послереволюционные годы. Впервые она промелькнула в 1918 году в балете Б.В. Асафьева - Б.А. Романова «Карманьола», чтобы через 14 лет стать основой одноимённого спектакля с музыкой В.А Фемслиди, поставленного H.A. Болотовым и П.П. Вирским в Московском Художественном балете.

Возникший на ленинградской сцене тогда же, в 1932 году, с разницей в несколько месяцев, балет «Пламя Парижа» вновь обращался к событиям 1789 года. Истоки постановки восходят к сценарию К.Я. Голейзовского и Г.А. Пожидаева «Гамелен, или Революция победит», написанному в 1919 году. Этот спектакль балетмейстер планировал осуществить в Детском художественном театре. По наблюдению историка балета Е.Я. Суриц, отдельные детали предполагаемой постановки (среди них сюита народных французских танцев, финальный праздник Революции, использование музыки эпохи) предвосхищали будущий балет «Пламя Парижа»13.

Постановка «Пламени Парижа», осуществлённая в июне 1932 года, открыла целую эпоху преобладания на сцене балета-пьесы. Качественно новое либретто имело недостатки, по оценке современников, ничуть не умалявшие «исторического значения премьеры спектакля»16. Их чётко сформулировал и обобщил Ю.И.

14 Гордон, A.B. Великая французская революция, преломлённая советской эпохой / Одиссей. Человек в истории. — М. : Наука, 2001. — С. 31 1.

15 Суриц, Е. Я. Хореографическое искусство двадцатых годов. — М. : Искусство, 1979. — С. 162.

16 Слонимский, Ю.И. Советский балет. Материалы к истории советского балетного театра. — М.; J1: Искусство, 1950. — С. 105.

Слонимский: «главные персонажи начинают действовать активно, затем уступают место другим и постепенно вытесняются настолько, что почти исчезают из поля зрения; каждый акт имеет своих героев. Типы зарисованы бегло, контурно. Важнейшие узлы сюжета решены пантомимными средствами. Бале г отдаёт дань концертной традиции:

17

в центре каждого акта соответствующий дивертисмент» . Но главным достоинством сценария, по мнению Слонимского, было «стремление авторов «Пламени Парижа» показать не отвлечённую идею борьбы, а мотивы поведения в пей конкретных действующих лиц», что позволяло ему (в отличие от «Карманьолы») быть именно

I о

пьесой, а не обозрением .

«Пламя Парижа» стало первым балетным сценарием Н.Д. Волкова, написанным им в соавторстве с художником В.В. Дмитриевым. Театральный критик, автор монографий о A.A. Блоке, Евг.Б. Вахтангове, В.Э, Мейерхольде, Волков всего за несколько лет до этого опубликовал свой первый отклик о балете19, в котором был воодушевлён идеей создания «новых по стилю», драматургичсски-чётких» балетов.

После удачного дебюта с «Пламенем Парижа», он вновь обращается к героической теме, избрав па этот раз не менее значимое историческое событие - древнеримское восстание под предводительством Спартака. Исследователь балетного театра НЛО. Чернова обратила внимание на то, что в либретто «Спартака» «повторялись некоторые драматургические приемы «Пламени Парижа». Как и во дворец Тюильри в XVIII веке, на пир к Крассу во время праздника врывались восставшие. Здесь и там во время

17 Слонимский, Ю.И. Советский балет. Материалы к истории советского балетного театра. — М.; JI: Искусство, 1950. — С. 105.

18 Слонимский, Ю.И. Советский балет. Материалы к истории советского балетного театра. — М. ; JI: Искусство, 1950. — С. 105

19 Волков, Н.Д. «Красный мак» в Большом театре // Известия ЦИК - 1927. - 22 июня.

развлечений знати исполнялся «балет в балете». <...> Либретто

[«Спартака» - С.П.] толкало на путь не сюжетного балета, а массового

героического зрелища, с которым тесными узами было связано

либретто «Пламени Парижа»»" .

Нет ничего удивительного в сходстве драматургических

приемов первых советских героико-революционных сценариев. Тем

более, что принадлежали они одному и тому же автору. «Спартак»

(история написания которого длилась почти двадцать лет) должен был

стать следующим, вторым балетным сценарием Н.Д. Волкова.

Документы позволяют восстановить хронологию - в 1934 году Волков

одновременно работал над «Бахчисарайским фонтаном» и

«Спартаком» (руководство театра поначалу даже выбирало - какому

из этих спектаклей отдать предпочтение).

Актуальность темы древнеримского восстания в эти годы

очевидна и выходит за рамки балетного театра. В середине 1930-х

годов советская историография обращается к античности, активно

переосмысляя данный период в соответствии с марксистско-

ленинской концепцией истории. Появляется большое количество

научных исследований, посвященных крупнейшим восстаниям •) 1

древности" : восстанию скифов, рабов и гладиаторов в Риме. И, наконец, в 1936 году Государственное социально-экономическое издательство публикует монографию A.B. Мишулина «Спартаковское

'У)

восстание» *"*" . Впервые в отечественной и зарубежной истории подробно разработана хронология, география, масштаб движения, его причины, последствия и место в истории.

20 Чернова, Н. Путь Спартака //Театр. -1977. -№6. С. 104-105.

~> 1

Жебелев С. А., Ковалев С. И. Великие восстания рабов 11— 1 вв. до н. э. в Риме.—В кн.: Из истории античного общества [Изв. ГАИМК, вып. 101] - М.; J1., 1934, с. 139-180; Жебелев С. А. Последний Перисад и восстание скифов на Боспоре. ... ГАИМК. Вып. 99). М.; JI., 1934; Валлон А. «История рабства в античном мире»/.— М.: ОГИЗ-Госполитиздат, 1941. - 662 с.

22 Мишулин, A.B. Спартаковское восстание. — М. : Соцэкгиз, 1936. — 291 с.

По материалам опубликованной в те же годы «Литературной энциклопедии», «Спартак» Р. Джованьоли считался одним из агитационных произведений 23 и обращение к самому сюжету древнеримского восстания, таким образом, отвечало ужесточившимся требованиям цензуры. В Российском государственном архиве литературы и искусства сохранилась переведенная на русский язык пьеса М. Оливье, также датированная 1930-ми годами (издана она не была, но сам заказ свидетельствует об официальном одобрении темы)24.

До «Спартака» героических сюжетов такого масштаба балет не знал. Не знал ии героя-полководца (а тем более двух), ни борьбы за общественную идею. Даже в том случае, если главным героем спектакля становился мужчина, конфликт лежал, как правило, в области душевных переживаний, и значительную роль в его разрешении играла женщина.

Для балета сюжет оказался настолько новым, что почти четверть века не находилось балетмейстера, готового воплотить тему древнеримского восстания на сцене. Композиторы откликались на предложение сценариста чаще, но из-за отсутствия постановщика сочинения так и не были завершены (как сочинение Б. Асафьева) или не нашли воплощения на сцене (как клавир Т. Вахвахишвили).

Сегодня можно проследить, как на протяжении двух десятилетий выстраивалась новая система образов и их взаимодействия, прежде, чем балет «Спартак» появился на сцене.

~ Агитационные произведения // Литературная энциклопедия. Т. 1. М. ,1930 // «Литературная энциклопедия», М., 1929-1939. Т. 1-11; Издания: Русск. перев.: Спартак, СПБ., 1881 (первонач. в жури. «Дело», 1880, №№ 8—10—12, 1881, №№ 1—8); перев. А. Каррик и С. Гулишамбаровой, изд. 2-е, Поповой, СПБ., 1904; изд. Гиз, М., 1921; лучший нерев. в изд. «Пролетарий», Харьков, 1925. Существовали также сокращенные и обработанные переводы «Спартака»: сокращ. и обраб. А. И. Ромма, изд. «Красной нови», М., 1924.

О Л

Репертуарный сектор. Марсель Оливье. Спартак - пьеса в 4 д. 8 картинах. Русский текст М.К. Левиной. 1937 г. Маш. копия. // РГАЛИ. Ф. 962. Оп.1. Ед. хр. 308.60 Л.

Объектом данной диссертации стало исследование процесса создания балетного сценария.

Предметом исследования является история создания балета «Спартак» - одной из выдающихся хореографических постановок XX века, трансформация его сценарной драматургии в 1930-1960-е годы при участии многих сценаристов, композиторов и балетмейстеров.

Степень разработанности научной проблемы

Начало изучению сценарной драматургии балета было положено в XX веке исследователями Ю.И. Слонимским и НЛО. Черновой. Работы Слонимского 1960-1970-х гг. были посвящены

25

определению роли сценарной драматургии в создании спектакля . Написанная Ю.И. Слонимским до войны и изданная в 1977 году «Драматургия балета XIX века», а также опубликованные им в 1967 году «Семь балетных историй», представляющие собой описание собственного сценарного опыта автора, до сих пор остаются двумя важнейшими исследованиями данной темы.

В 1980-е гг. НЛО. Чернова сосредоточила свое внимание на изучении «сценарных жанров» балета, однако ее работа завершена пе была.

О специфической природе балетного образа и его взаимодействии с литературой писал филолог и балетовед П.М. Карп («О балете», 1967). Проблемы синтеза в балетном спектакле и, в частности, значение сценарной драматургии среди других компонентов спектакля исследовали музыковед Е.Н. Курилепко («Проблемы художественного син теза в балетном спектакле», 2003) и искусствовед М.А. Брайловская («Русский балет в контексте традиции синтеза искусств: на примере первой послеоктябрьской

25 Слонимский, Ю.И. Драматургия балетного театра XIX века. — М.: Искусство, 1977. — 344 е.; Слонимский, Ю.И. В честь танца. — М.: Искусство, 1968. — 402 с; Слонимский, Ю.И. Семь балетных историй : рассказ сценариста. -Л. : Искусство, 1967.-258 с

эмиграционной волны», 2006). Роли сценария в создании хореографического спектакля посвятили главы методических пособий для балетмейстеров хореографы И.В. Смирнов («Искусство балетмейстера», 1986), Р.В. Захаров («Сочинение танца : страницы педагогического опыта», 1989). Работы последнего времени, в которых авторы обращаются к теме балетного сценария как основы спектакля, также принадлежат практикам балетного театра - A.B. Елизарову («К проблеме либретто в современной хореографической постановке»), P.C. Зарипову («Драматургия и композиция танца. Взгляд из зрительного зала», 2009), что еще раз подтверждает важность подробного изучения особенностей сценарной драматургии как важного раздела балетоведения, востребованного современным театром.

Несмотря на то, что в балетном репертуаре ведущих московских и петербургских театров одной из значительных постановок продолжает оставаться балет «Спартак», давно ставший классикой, истории создания этого спектакля и, в целом, сценарной драматургии балета XX века, до сих пор не посвящено ни одной специальной научной работы. Хотя о постановке «Спартака» Ю.Н. Григоровичем идет речь во всех исследованиях, касающихся творчества хореографа и истории балетного театра XX века и, в частности, в работах В.М. Красовской, A.A. Соколова-Каминского, А.П. Демидова, почти во всех балет разбирается лишь в ряду других спектаклей своего времени. Наиболее подробное исследование, посвященное балету «Спартак», принадлежит В.В. Ванслову. В его монографии «Балеты Григоровича и проблемы хореографии» последовательно освещено взаимодействие хореографической и музыкальной партитур. Однако внимание автора сфокусировано прежде всего на сценическом воплощении темы и отнюдь не в ракурсе сценарной драматургии. Кроме того, В.В. Ванслов практически не анализирует постановку в

исторической ретроспективе, сравнивая с трактовками предшественников. Таким образом, настоящее исследование направлено на то, чтобы заполнить лакуну, существующую в современном балетоведении.

Актуальность и новизна определяется избранным диссертантом новым ракурсом исследования, а также привлеченным материалом. Впервые подробно проанализирована трансформация балетного сценария XX века во взаимосвязи с музыкальной и хореографической драматургией. В диссертации впервые предпринята попытка систематизировать материалы, касающиеся истории создания балета «Спартак», проанализировать его драматургическую основу как специфическое литературное произведение и детально воспроизвести историю возникновения замысла от первых сценарных планов до воплощения его в музыкальной, а затем в хореографической партитуре.

Автором впервые обнаружены и проанализированы разработки темы древнеримского восстания в первых сценариях, принадлежащих Д.П. Смолину - Г.Н. Дудкевичу (1926-1928), создавших оперное либретто, а также О.М. Мартыновой и К.К. Петипа (1936), представивших один из первых вариантов балетного сценария. Впервые зафиксированы попытки обращения к теме «Спартака» композиторов Т.Н. Вахвахишвили и Б.В. Асафьева (1934-1936). Впервые установлено участие в создании «Спартака» балетмейстера К.Я. Голейзовского и писателя В.Г. Япа [Янчевецкого], чье либретто впервые подробно анализируется и тем самым вводится в научный оборот. Выявлено сходство между написанными в одни и те же годы сценариями В.Г. Яна - К. Голейзовского, с одной стороны, и Н.Д. Волкова, с другой, что позволило установить значительное влияние И.А. Моисеева на окончательный вариант сценария, так как он

впервые соединил обе сценарные версии в первой режиссерской экспликации.

В диссертации автор детально проанализировал преемственность и новаторство в разработке темы первыми постановщиками — И.А. Моисеевым, Л.В. Якобсоном и Ю.Н. Григоровичем. Новым для балетоведения является сопоставление этих постановок, принадлежащих разным авторам и посвященных одной и той же теме, что позволяет, с одной стороны, дополнить портрет каждого из упомянутых хореографов, а с другой - выявить специфические черты балетного либретто как основы спектакля.

История создания и воплощения сценария рассматривается в культурно-историческом контексте. Кроме того, затрагивается развитие техники мужского классического танца, анализируются возможности балетного театра данного периода, способствовавшие появлению принципиально нового героя балетной сцены.

Исследование существенно расширяет фактологическую базу истории балетоведения, вводя в научный оборот корпус пеиспользовавшихся ранее архивных материалов, среди которых документы из фондов РГАЛИ и ЦГАЛИ СПб, Государственного театрального музея им. A.A. Бахрушина: материалы совещаний художественных советов ведущих театров Москвы и Ленинграда, обсуждения в Союзе композиторов, переписка авторов с театральной дирекцией; а также личного архива балетмейстера К.Я. Голейзовского, хранящегося у его потомков. Анализ проблематики диссертации проводится с привлечением зарубежной прессы, связанной с показом «Спартака» на гастролях в США.

Похожие диссертационные работы по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Потемкина, Светлана Борисовна, 2013 год

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

Архивные документы:

1. «Грибоедовская Москва». Либретто оперы. 1931 год // РГБИ, РО Фонд Н.Д. Волкова.

2. «Спартак» /Вождь гладиаторов/: опера в 4-х действиях и 9 картинах. [Пьеса и текст Дм. Смолина. Муз. Г. Дудкевича]. Маш. копия // РГАЛИ. Ф. 656. Оп.1. Ед. хр. 2687. Л. 45-69.

3. «Спартак». Либретто Н.Д. Волкова. Разрешение Главлита от 3 июля 1953 № III 04203. Маш. копия //РГАЛИ. Ф. 648. Оп.5. Ед.хр.903. 54 JI.

4. «Спартак». Режиссерские разметки и монтировки, составы исполнителей. 17 марта. 1964 г. // ЦГАЛИ СПб. Ф. 87. Оп.1. Ед.хр.112. 70 Л.

5. Выписка из протокола заключительного заседания жюри Всесоюзного конкурса на оперу и балет по рассмотрению либретто от 9 мая 1934 // РГАЛИ. Ф. 648. Оп.2. Ед. хр. 846. Л.35.

6. Голейзовский К.Я. Дневниковые записи 1930 - 1970 гг. Автограф // Архив К.Я. Голейзовского.

7. Дневник В.П. Ивинга за 1935 год. Автограф // РГАЛИ. Ф. 2694. Оп.2. Ед. хр. 25.

8. Докладная записка М.М. Габовича о работе драматургов над балетными либретто для Большого театра. Автограф// РГАЛИ. Ф.648. Оп.7. Ед.хр.54.

9. Заключение Главного управления музыкальных театров от 29 октября 1952. [Гл. лит.ред. В.Тихонов, рецензент Н.Гурьева] // ЦГАЛИ СПб., Ф.377. Оп.1. Ед.хр. 377. Л.45

10. Ленцман Я.А., кандидат исторических наук, сотрудник Института истории АН СССР. Отзыв на либретто Н.Д. Волкова «Спартак». 25 сентября. 1952. Маш. копия // ЦГАЛИ СПб. Ф.377. Оп.1. Ед.хр. 377. Л.45

11. Либретто «Спартака» 12 июня 1941 года. Маш. копия // РГБИ, РО, Фонд Н.Д. Волкова.

12.Мартынова, О.М., Петипа К.К. Спартак. Либретто балета. Маш копия б/д // РГАЛИ. Ф. 648. Оп. 4. Ед. хр. 182.

13.Материалы к постановке «Спартака» 9 июня 1947 - 22 января 1957 г. Маш. копия // ЦГАЛИ СПб. Ф.377. Оп.1. Ед.хр. 377.

14.Материалы Л.В. Якобсона к постановке балета «Спартак» в ГАБТ // ЦГАЛИ СПб. Ф. 87. Оп.1. Ед. хр. 117.

15. Небольсин, В.В, дирижер ГАБТа. Отзыв о музыке композитора Вахвахова к балету «Спартак». 17 декабря 1932 г. Маш. копия // РГАЛИ.Ф.648. Оп.7.Ед.хр.45.

16.Оливье, М. Спартак - пьеса в 4 д. 8 картинах. [Рус. текст М.К. Левиной]. 1937. Маш. копия // РГАЛИ. Ф. 962. Оп.1. Ед. хр. 308. 60 Л.

17.Переписка дирекции ГАБТ с композиторами и либреттистами // РГАЛИ. Ф.648. Оп.1. Ед.хр. 1036. Л.2.

18.Письмо А.И. Хачатуряна Гусеву П.А. от 19 (30) января 1950. Автограф //ЦГАЛИ СПб. Ф.377. Оп.1. Ед.хр.377. Л.37.

19.Письмо А.И. Хачатуряна Цыганову II.И. от 19.12. 1956 . Автограф//ЦГАЛИ СПб. Ф.87. Оп.1. Ед.хр. 120. Л. 16-17.

20.Письмо Б.В. Асафьева Арканову Б.С. от 12 декабря 1934 года. Автограф // РГАЛИ. Ф.648. Оп.2. Ед.хр.745. Л. 7.

21.Письмо Б.В. Асафьева Волкову Н.Д. от 20 октября. 1936. Автограф // ГЦТМ им. A.A. Бахрушина. Ф. 468. Ед. хр. 90.

22.Письмо Б.В. Асафьева Волкову Н.Д. от 24 октября 1935 года. Автограф // ГЦТМ им. A.A. Бахрушина Ф. 648. Ед.хр.93.

23.Письмо Б.В. Асафьева Волкову Н.Д.от 18 ноября 1934 года. Автограф // ГЦТМ им. A.A. Бахрушина. Ф. 468. Ед.хр. 1.

24.Письмо Б.В. Асафьева Волкову Н.Д.от 20 октября 1935 года. Автограф // ГЦТМ им. A.A. Бахрушина. Ф. 468. Ед.хр. 1.

25.Письмо Б.В. Асафьева Волкову Н.Д.от 24 октября 1935. Автограф // ГЦТМ им. A.A. Бахрушина. Ф. 468. Ед.хр. 1.

26.Письмо Б.В. Асафьева Волкову Н.Д.от 26 ноября 1935. Автограф // ГЦТМ им. A.A. Бахрушина. Ф. 468. Ед.хр. 95.

27.Письмо Б.В. Асафьева Волкову Н.Д.от 28 марта 1935. Автограф //ГЦТМ им. A.A. Бахрушина. Ф. 468. Ед.хр.1.

28.Письмо Б.В. Асафьева Волкову Н.Д. без даты. Автограф //ГЦТМ им. A.A. Бахрушина. Ф. 468. Ед.хр.1.

29.Письмо Б.В. Асафьева Н.Д. Волкову от 27 ноября 1935 года. Автограф //ГЦТМ им. A.A. Бахрушина. Ф. 468. Ед.хр.1. JI.4.

30.Письмо В.Г. Яна Голейзовскому К.Я. от 21 сентября 1933. Автограф. // Архив К.Я. Голейзовского.

31 .Письмо В.Г. Яна Голейзовскому К.Я. от 27 августа 1932. Автограф // Архив К.Я. Голейзовского.

32.Письмо В.Г.Яна Епукидзе A.C. от 10 октября 1933 года. Автограф // РГАЛИ. Ф.648. Он. 1. Ед.хр. 1036. Л. 126.

33.Письмо Г.Д. Кремшевской Голейзовскому К.Я. от 17 ноября 1934. Автограф // Архив К.Я. Голейзовского.

34.Письмо из Секретариата Президиума ЦИК в Дирекцию ГАБТ от 14 октября 1933 года. Маш. копия // РГАЛИ. Ф.648. Оп. 1. Ед.хр.1036. Л.123.

35.Письмо Л.В. Якобсона Коркину Г.М. от 30 января 1959 года. Автограф // ЦГАЛИ СПб. Ф.87. Оп.1. Ед.хр. 12.

36.Письмо М.М. Габовича Голейзовскому К.Я. от 29 октября 1934. Автограф // Архив К.Я. Голейзовского.

37.Письмо Н.Д. Волкова Асафьеву Б.В. от 13 февраля 1935 года. Автограф // ГЦТМ им. A.A. Бахрушина. Ф. 468. Ед.хр.1.

38.Письмо Н.Д. Волкова Гусеву П.А. от 13 сентября 1949 года. Автограф // ЦГАЛИ СПб. Ф.377. Оп.1. Ед.хр.377. JI.25.

39.Письмо Н.Д. Волкова Гусеву П.А.от 8 февраля 1950 года. Автограф //ЦГАЛИ СПб. Ф.377. Оп.1. Ед.хр.377. Л.49.

40.Письмо Н.Д. Волкова Коркину Г.М. от 24 января 1959 года. Автограф // ЦГАЛИ СПб. Ф.87. Оп.1. Ед.хр. 12. Л.

41.Письмо Н.Д. Волкова Цыганову II.И. от 8 июля 1950 года. Автограф // ЦГАЛИ СПб. Ф.377. Он. 1. Ед.хр.377. Л.55.

42.Письмо Н.Д.Волкова Гусеву П.А. от 8 марта 1950. Автограф // ЦГАЛИ СПб. Ф.9539. Оп. 1. Ед. хр. 377. Л.38-39.

43.Письмо П.А.Гусева Моисееву H.A. от 9 июня 1947 года. Автограф // ЦГАЛИ СПб. Ф.377. Оп.1. Ед.хр. 377. Л.6.

44.Протокол заседания экспертной комиссии по либретто Всесоюзного конкурса на оперу и балет от 9 апреля 1934. Маш. копия // РГАЛИ. Ф.648. Оп. 2. Ед.хр.849. Л.5.

45. Протокол обсуждения либретто Корсакова «Поганое дело» и В. Ширвадзе «Спартак» на заседании художественного руководства балета ГАБТ от 23 ноября 1932 г.// РГАЛИ. Ф. 648. Оп.7. Ед.хр.73.

46. Рославец, Н. Отзыв об опере Дм. Смолина [текст] и Г. Дудкевича [музыка] «Спартак» // РГАЛИ. Ф. 656. Оп.1. Ед. хр. 2687. Л. 44.

47.Спартак [Огонь столетий]. Либретто историко-революционной пьесы. Заявка. //РГАЛИ. Ф.2822. Оп.1. Ед.хр.55. Л.2.

48.Спартак. Балет в 4-х действиях и 9 картинах, либретто Н.Д.Волкова (новая редакция). [1941]. Маш. копия // Личный архив К.Я. Голейзовского.

49.Список писателей и драматургов, работающих над либретто для ГАБТа и его филиала. Март 1933 г. // РГАЛИ. Ф. 648. Оп.2. Ед.хр.745. Л.30.

50.Стенограмма диспута о путях советского балета (в связи с конкурсом либреттистов к XV годовщине Октябрьской революции). 19 апреля 1932. Маш. копия//РГАЛИ, Ф.648, Оп.2. Ед.хр.842. Л. 1-48.

51 .Стенограмма диспута о путях советского балета (в связи с конкурсом либреттистов к XV годовщине Октябрьской

революции). 19 апреля 1932. Маш. копия // РГАЛИ, Ф.648, Оп.2. Ед.хр.842. Л. 1-48.

52.Стенограмма обсуждения эскизов художницы Т.Г. Старженецкой к балету А.И.Хачатуряна «Спартак» 11 января 1955 года. Бетховенский зал //Архив музея ГАБТ, без указания фонда.

53.Стенограмма открытого заседания секретариата, комиссии музыкальной критики и музыковедения и оперной комиссии ССК СССР, посвященного обсуждению балета А.И.Хачатуряна «Спартак». 4 июня 1954 г. Союз композиторов. Маш. копия. // РГАЛИ. Ф.2077. Оп.1. Ед.хр.937. Л.42.

54.Фракийская песня («Спартак»). Пролог. //РГАЛИ. Ф.2822. Оп.1. Ед.хр.55. Л.ЗЗ.

55.Чернова, НЛО. Традиции романтизма в балетном театре (Сценарная драматургия балета на пути к «Сильфиде» Ф. Тальони)» // РО Научной библиотеки СТД.

56.Черновик телеграммы К.Я. Голейзовского в Тифлис б/д -сентябрь 1934 // Архив К.Я. Голейзовского.

57.Южный, Е. Театры Тифлиса // «Известия». 20 сентября 1934 г. // Архив К.Я. Голейзовского.

Книги

1. Арам Хачатурян: жизнь и творчество [Авт.-сост. : Д.А. Арутюнов]. - М. : Слово/81оуо, 2003. - 256 с.

2. Балетмейстер Юрий Григорович. Статьи. Исследования Размышления. [Сост. Ю.Смирнов] —-М.: Фолиант, 2005. - 400 с

3. Басовская, НИ. Человек в зеркале истории / Н.И. Басовская. — М.: Астрель: Олимп, 2009.-474 с.

4. Валлон, А. История рабства в античном мире / А. Валлон. — М ОГИЗ-Госполитиздат, 1941. - 662 с.

5. Ванслов, В. В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии. — Изд. 2-е, доп. — М. : Искусство, 1971. — 302 с.

6. Владимирський Б.В.«Вшок сюжет1в». - Винница: Континент-ПРИМ, 1994,- 110 с.

7. Волков, И. Д. Театральные вечера / И. Д. Волков. — М.: Искусство, 1966. — 478 с.

8. Волькенштейн, В.М. Спартак. Трагедия - М. : Гиз, 1920. — 142 с.

9. Волькенштейн, В.М. Драматургия / В.М. Волькенштейн. — М.: Советский писатель, 1960. -335с.

Ю.Гаевский, В.М. Дивертисмент. Судьбы классического балета / В.М. Гаевский. — М. : Искусство, 1981. — 384 с.

11.Гордон, A.B. Великая французская революция, преломлённая советской эпохой // Одиссей. Человек в истории. — М. : Наука, 2001.-С.311.

12.Гришина, Е. Николай Фадеечев / Е. Гришина. — М.: Искусство, 1990, —288 с.

П.Гудкова, В.В. Рождение советских сюжетов: Типология отечественной драмы 1920-х - начала 1930-х годов / В.В. Гудкова. - М. : Новое литературное обозрение, 2008. - 456 с.

14.Гюнтер, X. Архетипы советской культуры // Соцрсалистический канон / Под общ. ред X. Гюнтера и Е. Добренко. - Спб: Феникс, 2000. - С. 743-785.

15.Деген, А., Ступников, И. Балет. 120 либретто / А. Деген, И. Ступников. — СПб.: Композитор - Санкт-Петербург, 2008. -447 с.

16.Демидов, А. Золотой век Юрия Григоровича / А. Демидов.— М. : Алгоритм: Эксмо, 2007. — 432 с.

17.Джованьоли, Р. Спартак [пер. А. Каррика и С. Гулишамбаровой, 3 изд.] / Р. Джованьли. — СПБ, 1906.

18.Добровольская, Г. Н. Балетмейстер Леонид Якобсон / Г. II. Добровольская; [Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии]. - Л. : Искусство, 1968. - 177 с. 19.3арипов, P.C., Валяева, Е.Р. От замысла к сюжету. - Изд. 2-е, испр. и доп / P.C. Зарипов, Е.Р. Валяева. - Новосибирск, 2009. -637 с.;

20.Зарипов, P.C. Драматургия и композиция танца. Взгляд из

зрительного зала / Р. С. Зарипов. - Новосибирск, 2008 - 344 с. 21.Захаров, Р.В. Сочинение танца : страницы педагогического опыта : [учеб. для студентов театр, вузов и ин-тов культуры] / Р.

B. Захаров. - М. : Искусство, 1983. -223 с.

22. Захаров, Р. В. Искусство балетмейстера / Р. В. Захаров. - М. :

Искусство, 1954. - 427 с. 23.3вездочкин, В.А. Творчество Леонида Якобсона / В. А. Звездочкин; С.-Петерб. гуманитарный ун-т профсоюзов. - СПб. : СПбГУП, 2007.-219 с.

24.Ильичева, М.А. Аскольд Макаров / М.А. Ильичева. — Л. : Искусство, 1984. - С.

25. Карп, П.М. О балете / П.М. Карп. — М.: Искусство, 1967. - 225 с.

26.Касьян Голейзовский. Жизнь и творчество. Сб. ст. — М. : Музгиз., 1962.-256 с.

27.Кобылина, М. Искусство Древнего Рима / М. Кобылина. — М. -Л. : Искусство, 1939. - 156 с.

28.Ковалев, С.И. История античного общества. Эллинизм. Рим. /

C.И. Ковалев. — Л., 1936. - с.

29.Ковалев, С.И. История Рима / С.И. Ковалев [Ленингр. гос. ордена Ленина университет]. — Л. : Ленинградский государственный ордена Ленина университет, 1948. — 807 с.

30. Колесников, А.Г. Юрий Григорович / А.Г. Колесников. — М. : Театралис, 2007. — 368 с.

31 .Косачёва, Р. «Спартак» А. Хачатуряна. Новая редакция Ю. Григоровича / Римма Косачева // Антология музыкального театра московских композиторов (вторая половина XX века) / автор проекта и отв. ред. Р. Г. Косачёва; сост.: А. Алексеева, Э. Мирзоева. - М. : Союз композиторов России и Москвы, РАТИ-ГИТИС, Московская консерватория, Кафедра современной музыки, Издательский дом «Композитор», - 2006. - С.29-34.

32.Красовская, В.М. Западноевропейский балетный театр: очерки истории: от истоков до середины XVIII века / В.М. Красовская.

— Л. : Искусство, 1979. - С.

33.Куриленко Е. II. Проблемы художественного синтеза в балетном спектакле / Е. Н. Куриленко . - М. : ГИИ, 2003. - 287 С.

34.Лесков, В. А. Спартак / В.А. Лесков. — М. : Молодая гвардия, 1983. —383 с.

35.Лиспа, М.Э. Я хочу танцевать сто лет / М.Э. Лиепа. - М. : Аст-пресс книга. - 2006. - 344 с.

36.Линькова, Л.А.. О драматургии балета/ Л.А. Линькова // Музыка и хореография современного балета.— Л.: Музыка, 1979.— Вып. З.-С. 54-71.

37. Лопухов Ф.В. Шестьдесят лет в балете: воспоминания и записки балетмейстера/ Ф.В. Лопухов. - М. : Искусство, 1966.

— 373 с.

38.Львов-Анохин, Б.А. Алла Шелест / Б.А. Львов- Анохин. — М: Искусство, 1964. — 128 с.

39.Львов-Анохин, Б.А. Григорович/ Б.А. Львов-Анохин // Мастера большого балета. — М. : Искусство, 1976. — С. 5-54.

40.Мазуркевич, Вл. Спартак (Восстание рабов в Риме): пьеса в одном действии/ Вл. Мазуркевич. - Пг. : Политическ. Отдел 7-й арм, 1920.-23 с.

41.Машкин, H.A. История древнего Рима / H.A. Машкин. - [JL] : Госполитиздат, 1948. - 679 с.

42.Мессерер, A.M. Танец. Мысль. Время /A.M. Мессерер. - М. : Искусство,- 1990.-С. 243.

43.Мишулин, А. В. Спартак/ A.B. Мишулин. — М. : Учпедгиз, 1947. — 138 с.

44.Мишулин, А. В. Спартаковское восстание. — М. : Соцэкгиз, 1936. —291 с.

45.Молев, Е. А. Властитель Понта. — Н. Новгород: ННГУ, 1995. -144 с.

46.Моммзен Т. История Рима : 1- /Теодор Моммзен. - Москва : Соцэкгиз, 1936.-891 с.

47.Оливье, М. Спартак / М.Оливье. - M.-JL, 1930. - 159 с.

48.Петр Гусев - рыцарь балета. СПб. : Изд-во Политехи, ун-та, 2006.-211 с. С. 34-35.

49.Плисецкая, М.М. Я, Майя Плисецкая /М. Плисецкая. - М.: Новости, 1994.-С.

50.Плутарх. Сравнительные жизнеописания. В 2 т. / Изд. подг. С. С. Аверинцев, М. JI. Гаспаров, С. П. Маркиш. Отв. ред. С. С. Аверинцев. (Серия «Литературные памятники»). 1-е изд. В 3 т. — M.-JL, Издательство АН СССР. 1961—1964. 2-е изд., исир. и доп. — М., Наука. 1994. Т.1. 704 стр. Т.2. 672 с.

51. Пожидаев, Г. А. "Спартак" - балет А. Хачатуряна / Г.А. Пожидаев. -М. : Музыка, 1978. - 48 с.

52.Сандомирский, Ю.И. Спартак: Трагедия в 5 д. и 8 картинах: По Джиованиоли. — Одесса: А. И. Гомберг, 1917. — 76 с.

53.Слонимский, Ю.И. Драматургия балетного театра XIX века. — М.: Искусство, 1977. — 344 с.

54. Слонимский, Ю.И. В честь танца.— М.: Искусство, 1968.— 402 е.;

55. Слонимский, Ю.И. Семь балетных историй : рассказ сценариста. — JI. : Искусство, 1967. - 258 с.

56.Слонимский, Ю.И. Советский балет. Материалы к истории советского балетного театра.— M. - JI: Искусство, 1950.— 368 с.

57. Смирнов, И. В. Искусство балетмейстера : [Учеб. пособие для культ.-просвет. фак. вузов культуры и искусств].— М.: Просвещение, 1986. — 190 с.

58.Советский балетный театр. 1917-1967: Сб. ст. - JI. - М. : Искусство, 1976. - 377 с.

59.Спартака Восстание // Советская военная энциклопедия / под ред. И. В. Огаркова. — М.: Воениздат, 1980. — Т. 7. — 693 с. ■— (в 8-ми т). — 105 000 экз.

60.Суриц, Е.Я. Хореографическое искусство двадцатых годов. М.: Искусство, 1979. -360 с.

61.Тигранов, Г.Г. Арам Ильич Хачатурян: Очерк жизни и творчества/Г.Г. Тигранов.. — J1. : Музыка, 1978. — 191 с.

62.Утченко, C.JI. Древний Рим. События. Люди. Идеи. - М. : Наука, 1969.- 324 с.

63.Фридлендер, Л. Картины из бытовой истории Рима в эпоху от Августа до конца династии Антонинов. Часть I. - С-Пб.: Брокгауз-Ефрон, 1914.

64. Хёфлинг, Г. Римляне, рабы, гладиаторы / Г. Хефлинг. — М. : Мысль, 1992.

65. Хубов, Г. Н. Арам Хачатурян: монография / Г.Н. Хубов. - 2-е изд. - Москва : Музыка, 1967. - 439 с.

66.Чернова, Н.Ю. Путь «Спартака» // Музыкальный современник. Вып. 2. Сб. ст. — М„ 1977. - С.122.

67.Шамина, JI.A. Моисеева О.И. «Театр Игоря Моисеева» - М.: Театралис, 2012. -С.

68.Шаншиашвили С.И. «Спартак». - М. : ОГИЗ, 1948. — 512с.

69.Юзефович, В. А. Арам Хачатурян / В.А. Юзефович. - Москва : Сов. композитор, 1990. - 295 с.

70.Якобсон, И.Д. Беседы о Леониде Якобсоне или Необходимый разговор и письмо, посланное вслед : разговор ведут И. Д. Якобсон и Вл. Зайдельсон / И. Д. Якобсон; [интервьюер В. Зайдельсон]. - СПб. : Максима, 1993. - 65 с.

71.Якобсон Л.В. Письма Новерру . - New York: Hermitage Publishers, 2001.— 508 р.

72.Ян, В. «Спартак». — М. : Молодая гвардия, 1932.

73.Янчевецкий, М.В. Писатель-историк В. Ян. Очерк творчества. -М. : Детлит, 1977.- 191 с.

Диссертации:

74.Брайловская, М.А. Русский балет в контексте традиции синтеза искусств :на примере первой послеоктябрьской эмиграционной волны: дис. ... канд. иск. : 24.00.01 / Брайловская М.А. - М., 2006.-220 с.

75.3озулина, H.H. Проблема интерпретации драматургии Шекспира в балетном театре Джона Ноймайера. «Ромео и Джульетта» : дис. ... канд. иск. : 17.00.01/ Зозулина H.H. - СПб., 2005.-241 с.

76.Суриц, Е.Я. Балетмейстеры Московского Большого театра 19171927 : дис. ... канд. иск. : 17.00.01/Суриц Е.Я..-М., 1970. с.

Периодическая печать:

77.Волков, Н.Д. «Спартак». Авторские примечания к либретто / Николай Волков // За советское искусство. - 1953. - №18. - С.2.

78.Гаевский В.М. Умерла Алла Шелест / Вадим Гаевский // Коммерсантъ. — 1998.-№230 (1633). —9 декабря. - С.9.

79.Голейзовский, К. Я. Почерк художника / Касьяна Голейзовский //Театр.— 1986.- №7.-С. 10-14.

80.3алесский, В. Литература и балет / Валентин Залесский // Сов. муз. - 1959. - №8, август. - С. 46-57.

81. Моисеев, И. Балет «Спартак». Режиссерский сценарий И. Моисеева / Игорь Моисеев // Сов. артист. - 1954. - 13 октября. -С. 3.

82.Пахомов, В. Большой театр за океаном / Василий Пахомов // Известия. - 1962. — 6 октября.

83.Розанова, О.И. «Спартак» Леонида Якобсона / Ольга Розанова // Балет ad libitum. - 2009. - № 4 (18). - С. 24.

84.Саква, К. Спартак на сцене Большого театра / Константин Саква //Сов. муз. - 1958.-№5, май, - С. 78-83.

85.Хачатурян, А. Балет «Спартак» / Арам Хачатурян // Советское искусство - 1940. - 29 декабря.

86.Чиглинцев, Е.А. Спартак: герой без биографии? / Евгений Чиглинцев// Диалог со временем. - № 8. - М., 2002. - С. 309325.

87.Юзефович В. «Спартак» Арама Хачатуряна / Виктор Юзефович //Муз. Жизнь- 1983.-№12,- С.15.

Источники на иностранных языках:

88. "Spartacus" Taken Out of Ballet repertoire // Los Angeles Times. 1962. —24 September.

89.Ballet Note // Chicago Daily Tribune. — 1962. — 20 September.

90.Barnes C. Bolshoi Back in Gorgeous 'Spartacus" // The New York Times. — 1975. — 23 April.

91.Battey J. Bolshoi Schedules The Tried and True// The Washington Post / Times Herald. — 1962. — 30 September.

92.Bolshoi, in Shift, Cancels 3 "Spartacus" Showings// The New York Times. — 1962. —18 September.

93.Crowther B. Screen: 'Spartacus' Enters the Arena: 3 - Hour Production Has Premiere at DeMille // The New York Times. — I960. — 7 October.

94.Hughes A. Ballet: Bolshoi Stages U.S. Premiere of "Spartacus" // The New York Times. — 1962. — 13 September.

Электронные ресурсы:

95.Елизаров, A.B. К проблеме либретто в современной хореографической постановке // http://www.ceo.spb.ru/libretto/kon_lan/ogl.shtml

Клавиры

96.Спартак: Балет в четырех действиях, девяти картинах: Либретто Н.Волкова: переложение для фортепиано Э.Хачатуряна: 1954 / комп. А. Хачатурян = Spartacus : Ballet in 4 Acts, 9 Scenes / Aram Khachaturyan. - M. : Музыка, 1985. - 278 с.

97.Хачатурян, А.И. Спартак: Балет в 4-х д., 9-ти карт. / Либретто Н. Волкова; Перелож. для ф.-п. в 2 руки Эмина Хачатуряна; Предисловия И. Страженковой и Н. Волкова. - М. : Музгиз, 1960 .-295 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.