Особенности отражения этнокультурных ценностей народов Северного Кавказа в периодической печати: межнациональный аспект тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.10, кандидат наук Рева, Екатерина Константиновна

  • Рева, Екатерина Константиновна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.10
  • Количество страниц 387
Рева, Екатерина Константиновна. Особенности отражения этнокультурных ценностей народов Северного Кавказа в периодической печати: межнациональный аспект: дис. кандидат наук: 10.01.10 - Журналистика. Москва. 2015. 387 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Рева, Екатерина Константиновна

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................4

ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы изучения массовой информации в этнокулы урологическом контексте....................................20

1.1. Основные принципы взаимодействия этнологии, культурологии и журналистики...........................................................................................20

1.2. Исторический контекст освещения национальной культуры периодической печатью..........................................................................36

1.3. Компаративистский подход в изучении журналистики: межнациональный аспект.......................................................................51

ГЛАВА II. Своеобразие отражении национальной культуры в периодической печати на рубеже XX-XXI вв................................................69

2.1. Особенности интерпретации этнокультуры в журналистике второй половины ХХ-начала XXI вв.................................................................69

2.2. Функционирование национально-религиозной культуры в печатных средствах массовой информации как фактор восприятия этноса аудиторией.............................................................................................108

2.3. Современная периодическая печать об исторической памяти как явлении национальной культуры народов Северного Кавказа........131

ГЛАВА III. Роль жанра в процессе отображения этнической культуры Северного Кавказа............................................................................................175

3.1. Значение жанра интервью в раскрытии образа респондента как носителя национальных культурных ценностей................................175

3.2. Очерк в системе жанровых представлений национальных культурных ценностей народов Северного Кавказа...............................................207

3.3. Художественно-литературные формы выражения национально-культурных ценностей в периодической печати...............................237

ГЛАВА IV. Националыши периодическая печать Северного Кавказа

в этнокультурном пространстве (на материале журналов Чечни, Дагестана)............................................................................................................264

4.1. Общая характеристика современной периодической печати Северного Кавказа: этнокультурный аспект......................................264

4.2. Проявление социоэтнокультурной идентификации в национальных периодических изданиях......................................................................284

4.3. Творческое самовыражение национальной периодической печати в контексте этнокультуры (журнал «Нана»).........................................314

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................352

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.....................................356

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Особенности отражения этнокультурных ценностей народов Северного Кавказа в периодической печати: межнациональный аспект»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В настоящее время национальные проблемы приобретают особую остроту. Внимание к ним обусловлено стремлением сохранить Россию как единое многонациональное государство, признающее равноправие всех народностей, отмену любых дискриминационных мер, необходимость углубления прогрессивного, гуманистического характера осуществляемой национальной политики и сознающее опасность для социума таких проявлений общественного сознания, как агрессивный национализм, расизм, ксенофобия, которые имеют глубокие исторические корни. Все это привело к тому, что национальный вопрос, по мнению В.В. Путина, стал носить фундаментальный характер [166, 4].

Национальные вопросы и парадоксы национализма актуальны сегодня как часть глобальной философской проблемы поиска человеком своей самобытной и исторической общнос ти.

Последнее десятилетие отмечено особым вниманием к политической и этнокультурной жизни Северного Кавказа. Установившиеся в начале XXI века тенденции укрепления межнациональных отношений с республиками Северного Кавказа актуализировали вопрос изучения этнокультуры населяющих его народов.

В соответствии с одним из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в области координации поликультурных отношений институт СМИ призван аккумулировать положительное межнациональное взаимодействие, содействовать развитию диалога культур. Для достижения такого результата на практическом и теоретико-методологическом уровнях необходимо исследовать принципы отображения национальной культуры в средствах массовой информации.

Каждый из этапов исторического развития России в ХХ-ХХ1 вв. имеет свою уникальную политическую, социальную, культурную основу, что позволяет определить специфику представления черт национальной культуры в периодической печати на определенном хронологическом отрезке. Такой подход к изучению массовой информации актуален в аспекте упорядочения информационной политики по этническому вопросу посредством отражения национальных культурных ценностей.

Актуальность диссертационной работы обусловлена также отсутствием в отечественном литературоведении монографического исследования, которое рассматривало бы вопросы национальной культуры с точки зрения их отражения в средствах массовой информации. Существующие научные исследования уделяют внимание проблеме межэтнических взаимосвязей, как правило, с позиции истории, социологии, политической науки, конфликтологии, психологии. О роли журналистики в процессе поликультурного диалога почти не упоминается. Между тем масс-медиа как система основных информационных источников способны объективно создать «портрет» национальностей Северного Кавказа в контексте их взаимоотношений с другими народами.

Выбор указанного региона обусловлен сходным культурным фоном в развитии народов, проживающих в республиках Северного Кавказа, социально-историческими и религиозными параллелями в их жизнеустройстве.

В силу того, что внимание средств массовой информации всегда обращалось (с большей или меньшей активностью) к событиям, происходящим на Северном Кавказе, представляется возможным проследить процесс модификации в интерпретации национальных вопросов. Этому способствует не только рассмотрение обозначенных проблем в контексте социально-политических преобразований, этнологическом и

культурологическом аспектах при анализе моделей отражения национальной

культуры в периодической печати, но и в рамках изучения компаративистики

5

и жанровых представлений национальной культуры. Предложенная концепция позволит выявить функциональные особенности национальных культурных ценностей в СМИ и проследить эволюцию в способах их подачи.

Терминологическую базу исследования составляют следующие основные понятия: нация (от лат. nation - племя, народ) - историческая общность людей, основанная на единстве территории, исторических, экономических и политических связей, литературного языка и прочих особенностей культуры [29, 1027]; народ - этническая общность [29, 1019]; этнос — этническая общность (от греч. ethnos - племя, народ), исторически сложившаяся группа людей, обладающих общим самосознанием и самоназванием, единством происхождения и культуры, при своем возникновении этнос связан с определенной территорией [29, 1855].

На основании изложенных определений в диссертационной работе указанные понятия рассматриваются как синонимичные, поскольку исследование проводится на источниках журнальной периодики, а не на этнографическом материале, где имеет место дифференциация этих терминов. Отсюда следует другая синонимичная пара, используемая в понятийном ряду научного построения изучаемой темы: национальная и этническая культура. В этом отношении считаем необходимым привести точку зрения автора книги «Основы культурологии: морфология культуры» A.C. Кармина, который рассматривает этническую культуру частью национальной. Ученый считает, что «в культуре развитой нации всегда присутствует этническая составляющая — культура этносов (одного или нескольких), из которых нация образовалась. Этническая (народная) культура - наиболее древний слой национальной культуры» [61, 144]. Мы же в своем диссертационном исследовании акцентируем в большей степени не разделение понятий «национальная» и «этническая», а единство их на основе ключевого понятия «культура», выполняющего функцию самопознания, сохранения ценностных компонентов своей самобытности, передачи традиций для развития народа.

б

С этой функцией культуры связано вводимое нами понятие исторической памяти, которое при учете его традиционного научного толкования (передача из поколения в поколение исторических сведений, их интерпретаций, что оказывает влияние на культурную сторону жизни этноса и межкультурную коммуникацию) мы используем его как составляющую культурного слоя многих публикаций, а журналистику в этом смысле считаем одним из способов накопления, сохранения и передачи историко-культурных фактов прошлого.

Наряду с используемым понятием отражение мы прибегаем к общенаучному термину репрезентация (изображение, представление). В межнациональном дискурсе важным представляется применение понятия толерантность, то есть терпимость, что в контексте диссертационной темы приобретает общечеловеческий, ин тернациональный смысл.

Хронологические рамки исследования. В диссертации рассматривается периодическая печать советского периода 1920-80-х годов, но преимущественное внимание уделяется материалам конца XX - начала XXI вв. - времени возросшего интереса средств массовой информации к событиям, происходящим в республиках Северного Кавказа. Обозначенные годы представляют научный интерес с точки зрения исторических и политических процессов, сыгравших существенную роль в национальных движениях и конфликтах, пол и культурных отношениях. Кроме того, указанный диапазон позволяет выявить закономерности исторического развития журналистики с точки зрения отражения национальной культуры. Советский период, когда провозглашалась идея слияния наций, сменился распадом СССР, временем, которое для многих стало этапом своего национального самоопределения и особого отношения к другим этносам. Знаковым в этническом и религиозном аспектах событием в 90-е годы XX в. стала чеченская война, последствия которой в вопросе межнационального и межкультурного урегулирования остро ощущаются и сейчас. Начало XXI

столетия характеризуется тенденцией сплочения проживающих на

7

территории Российской Федерации народов при сохранении их национальной идентичности, в особенности это касается народов Северного Кавказа.

Объект диссертационного исследования - отражение в периодической печати национальной культуры народов Северного Кавказа.

Предмет исследования - способы отражения этнической культуры народов Северного Кавказа в медиа тексте.

Цель исследования - комплексный анализ форм и приемов отражения национальной культуры Северного Кавказа в российской периодической печати на рубеже ХХ-ХХ1 вв.

В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:

— проанализировать вызывающие дискуссию вопросы по национальным проблемам в средствах массовой информации на основе систематизации и обобщения опыта исследований в сфере культурологии, этнологии, журналистики;

— установить характерные признаки отражения национальной и религиозной культуры Северного Кавказа в периодической печати ХХ-ХХ1 вв.;

— изучить способы отражения национальной культуры народов Северного Кавказа в журналистском дискурсе;

— исследовать жанровую специфику публикаций в периодических изданиях, отражающих этническую культуру Северного Кавказа;

— раскрыть значение литературных традиций в периодической печати в этнокультурном контексте;

— на основе компаративистики рассмотреть периодическую печать Северного Кавказа с учетом отражения в ней самобытной культуры и выявить роль местных журналов в этнокультурном пространстве Чеченской Республики и Республики Дагестан.

Степень разработанности проблемы. Вопрос о межнациональных отношениях находится в центре внимания этнологов, политологов, социологов, психологов, теоретиков и практиков журналистики. В силу этого обширная литература может быть представлена следующим образом.

Прежде всего это труды этнологов, рассматривающих закономерности формирования и развития этических особенностей культуры и идентификации, процессы межкультурных взаимодействий (С.А. Арутюнов [12]), и тех ученых в данной области, в работах которых акцентируются проблемы толерантности в контексте межэтнических конфликтов, вопросы национальной терпимости раскрываются исследователями на материалах журналистских выступлений (В.К. Малькова [76], [77], [78], В.А. Тишков [119]).

Наряду с этим в аспекте нашей темы приобретают значение работы этносоциологов Ю.В. Арутюняна |140|, |141], [142], J1.M. Дробижевой [13],

A.Г. Здравомыслова [54J, М.11. Губогло [421, [43], М.О. Мнацаканяна [84], [162], A.A. Сусоколова [13J, отражающие особенности национальных проблем, характерных для России. Значимую роль при разработке концепции исследования сыграли труды этнопсихологов B.C. Агеева [7], Ю.П. Платонова [95], [96], Т.Г. Счефаненко [113], [168], Г.Г. Шпета [132], выясняющие социально-психологические аспекты этнической, этноконфессиональной идентичности и межэтнических отношений.

Следующий комплекс исследований - работы ученых-политологов, которые анализируют особенности и возможности участия журналистики в реализации национальной политики, выявляют сущности, взаимообусловленности и взаимозависимости информационно-политической и этнической идентичности, в том числе в пространстве массовой коммуникации. Это исследования М.А. Аствацатуровой [15], [143], М.Л. Ахмедова [176], И.Н. Ьлохина [ 178].

Необходимо отметить также труды по теории и истории журналистики

B.М. Березина [26], A.A. Грабельникова [38], [41], И.М. Дзялошинского [47],

9

И.В. Ерофеевой [49], Я. И. Засурского [53], Ш.Н. Кадыровой [181],

A.А. Камалова [182], Р.П. Овсепяна [91], [92], С.С. Солтагариева [192]. Наряду с рассмотрением межнациональных проблем в указанных работах уделяется большое внимание хронологическому и идеологическому контексту освещения этнических вопросов в средствах массовой информации, специфике национальных средств массовой информации.

Социально-политические процессы конца 1980-х-начала 1990-х годов, непосредственно затронувшие национальный вектор в политике постсоветского государства, обусловили возросший научный интерес к национальной журналистике (Ф.А. Аракелян [175], Н.С. Гегелова [179], Ю.А. Мишанин [186], П.Ф. Потапов [191 |, А.И. Станько [111], [112],

B.Д. Таказов [193], О.Д. Якимов |196|). Гак, в докторской диссертации П.Ф. Потапова «Печать республик Поволжья и этнокультурные процессы в переходном обществе (80-90-е гг. XX века)» исследуется периодические издания Мордовии, Татарстана, Чувашии с опубликованными на их страницах материалами по этнической проблематике. В докторской диссертации «Журналистика и взаимодействие этнокультур в информационном пространстве (мордовско-русские этнокультурные контакты: XIX — первые десятилетия XX века)» Ю.А. Мишанин раскрывает особенности процесса становления и развития мордовской периодической печати в этнокультурном аспекте взаимодействий с художественной литературой, издательским делом. О.Д. Якимов в своем диссертационном исследовании поднимает вопросы формирования и функционирования многонациональной печати в регионах расселения народов Сибири и Дальнего Востока, взаимосвязи прессы и этнокультуры. Одна из сторон научной деятельности А.И. Станько касается прессы Южного региона России, в том числе и Северного Кавказа. Комплексное изучение развития журналистики и литературного процесса Осетии, взаимосвязей национальной периодики Кавказа с изданиями других регионов стало

предметом докторской диссертации В.Д. Таказова. Одним из аспектов

ю

докторской диссертации Н.С. Гегеловой «Культурно-просветительская миссия телевидения» является рассмотрение автором телеобмена как одной из форм постоянного диалога культур между народностями нашей страны и как высокоэффективный способ информационного и духовного взаимодействия между народностями. Кандидатская диссертация Ф.А. Аракелян посвящена иноэтнической прессе в России. Автор рассматривает функционирование национальной периодической печати в стране на материале армянской периодической печати.

Проблеме выявления потенциала и специфики политического функционирования журналистики в системе национальных отношений посвящена докторская диссертация И.Н. Блохина. «Этножурналистика в политических процессах: ролевой анализ» [178].

Важно отметить сборник статей разных лет И.М. Дзялошинского, М.И. Дзялошинской «Российские СМИ: как создается образ врага» [47]. Основное направление работы характеризуется определением роли средств массовой информации в формировании установок к толерантности (интолерантности). Авторы выдвигают положение о том, что с точки зрения коммуникативистики интолерантность есть следствие культурно-коммуникативного конфликта между индивидом и социальными группами по поводу восприятия реальности в условиях отсутствия положительного эмоционального контакта.

Непреходящее значение имеют исследования Р.П. Овсепяна,

посвященные многонациональной периодической печати России. В работе

«Возвращение утраченного. Заметки историка журналистики» [90] автор

рассматривает национальную периодическую печать начала XX века. В

учебнике «История журналистики XX века» [17], написанном

Р.П. Овсепяном в соавторстве с Е.В. Ахмадулиным, отечественная

журналистика представлена с точки зрения этапов ее развития. Из общего

рассмотрения средств массовой информации авторы выделяют

национальную прессу. Характеризуя условия новой политической ситуации

11

1990-х годов, когда в печати, на телевидении и радио серьезно обсуждался вопрос об исторической памяти, исследователи отмечают утверждение в типологической структуре периодики изданий национальных групп и землячеств, что, по справедливому замечанию авторов, явилось положительным фактором в многоаспектном информировании населения коренной национальности, а также в межнациональном сотрудничестве.

В свете поставленной в нашей диссертации проблемы отражения национальных культурных ценностей средствами массовой информации важное значение имеет тезис, выдвинутый Р.П. Овсепяном и Е.В. Ахмадулиным: «Журналистика из средства идеологии давления преобразилась в мощное культурологическое средство, с широким внедрением в сознание масс многовековых духовных ценностей Российского государства и народов, населявших его» [17, 389].

Национальный вопрос в средствах массовой информации не может исчерпываться только опорой на журналистику. Феномен проблемы - в точке соприкосновения таких наук, как философия, социология, этнология, психология^ политология. Видные политики обращались и сейчас обращаются к этой теме. Доминантой ее интерпретации на современном этапе становится чувство толерантности, которое необходимо культивировать в российском обществе. Примером тому служит статья В.В. Путина «Россия: национальный вопрос» [166, 4].

Имеющиеся крупные научные исследования достаточно подробно рассматривают проблемы межэтнических взаимосвязей. Анализ трудов, на которые мы опираемся в диссертации, дал основу для выделения двух основных подходов в изучении национальной периодической печати:

• региональный подход, предполагающий рассмотрение периодической печати конкретного региона;

• исторический подход, поэтапно рассматривающий развитие журналистики.

Однако при наличии солидной концептуальной базы внимание ученых в недостаточной степени обращено на отражение национальной культуры в средствах массовой информации. Между тем обозначенный аспект является одним из важных факторов установления толерантного отношения к этносам, населяющим территорию Российской Федерации.

Приведенные исследования свидетельствуют, что не все этнические вопросы, рассматривающиеся средствами массовой информации, изучены в настоящее время. Теория этножурналистики на современном этапе требует новых подходов, новой методологии в изучении периодической печати.

Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что впервые анализируется в контексте отражения национальной культуры народов Северного Кавказа российская периодическая печать, в том числе журналы Дагестана и Чечни. Исследованием создаются предпосылки для получения объективных данных о состоянии отечественной журналистики в эпоху значимых политических и социальных преобразований, в период этнических конфликтов, происходящих на территории Российской Федерации. Рассматривается вопрос о роли жанровых представлений национальной культуры в периодической печати, что обогащает исследования жанроведческого характера. Выдвигается новая и актуальная концепция отражения национальных культурных ценностей народов Северного Кавказа в аспекте объективизации образа этноса, достигается полнота филологического анализа привлекаемых к исследованию публикаций посредством изучения журналистских способов репрезентации национальной культуры.

Гипотеза исследования заключается в следующем: национальная

культура проявляется в разнообразных видах деятельности этноса, во

множестве общественных процессов, происходящих как в пределах

этнической группы, так и за се рамками, представляя образ нации. Внимание

к нюансам этнической культуры дает основу для эффективности

стабилизационных процессов межкультурной и межэтнической

13

направленности. Это касается и журналистики, актуализирующей функционирование национальной культуры в аспекте межэтнического общения как способа понимания специфических особенностей нации.

Теоретическую базу исследования составили культурологические концепции в рассмотрении этнических вопросов (JI.A. Волова [34], Г.Д. Гачев [35], С.Н. Иконникова [56], A.C. Кармин [61], И.В. Кондаков [65], [66], A.A. Моль [85], Л.В. Петров [188], Л.Г. Почебут [97], [98], Л. Уайт [124]); исследования по этнологии (Ю.В. Бромлей [30], В.И. Козлов [154], [155], [156], [157], Т.М. Мастюгина [80], [81], Ж. Сервье [108], В.А. Тишков [118], [120], [170], Г.Г. Шпет [ 133]), философии (Р. Барт [19], [144], B.C. Библер [27], М.С. Каган |60], М.М. Керимов [183], [184], A.C. Колесников [64], Л.А. Поелусва [189], Б.А. Чистяков [195]), социологии и этносоциологии (B.C. Агеев [7], П. Бурдье [31], А.Г. Здравомыслов [55], Л.Г. Ионин [57], [58], [59], З.В. Сикевич [109], [110], В.А. Ядов [136], [137]), политологии (Р.Г. Абдулатипов |3], [4], [5], [6], М.Л. Ахмедов [176], В.И. Фенухин [194]), теории массовых коммуникаций (А.И. Акопов [8],

B.В. Барабаш [177], Е.Л. Вартанова [33], [148], A.A. Грабельников [39], [40], Б.И. Есин [50], П.Н. Киричек [62], [63], Н.В. Кондакова [67],

C.Г. Корконосенко [69], А.П. Короченский [185], Л.Е. Кройчик [158], М.М. Лукина [75], Т.В. Наумснко [87], [88], Р.П. Овсепян [91], [92], Е.П. Прохоров [99], [100], [101 [, [102], i 165 j, Л.Г. Свигич [105], [106], [107], A.A. Тертычный [115], [116], [117], М.В. Шкондин [130], М.И. Шостак [131]). Междисциплинарный характер исследования обусловил обращение к литературоведческим трудам, работам по этнолингвистике и лингвокультурологии, выясняющим языковую картину мира (В.Р. Аминева [9], [174], В.П. Белянин [24], АЛО. Большакова [147], Н.С. Валгина [32], Н.И. Глушков [36], [37], Л.Д. Гудков [44[, У.Б. Далгат [45], O.A. Дорофеева [180], H.A. Жирмунский [51], В.Г. Костомаров [70], А.Ф. Лосев [160], Ю.М. Лотман [73], [74], [161], В.А. Маслова |79|, Е.М. Мелетинский [83], В.Н. Топоров [121], В.И. Тюпа [122], [123], [1711, В.Е. Хализев [126], У. Эко [135]).

14

Теоретико-методологическое значение для нас имел опыт зарубежных исследований ([235 - 243]). Концепция работы регламентирована положениями официальных документов Российской Федерации ([1], [2]).

Методология исследования представлена сочетанием традиционных (историко-генетический, историко-функциональный, структурный, сравнительно-сопоставительный, сравнительно-типологический,

компаративистский) и относительно новых (культурологический, герменевтический, контекстный) подходов к изучению журналистики с опорой на системный анализ. Указанные методы исследования и обращение к концепциям перечисленных выше социологов, этнологов, конфликтологов, психологов позволили выявить многоаспектность функционирования элементов национальной культуры в отечественной (в том числе и республиканской) периодической печати.

Эмпирической базой исследования является отечественная периодическая печать ХХ-ХХ1 вв., в частности, журнальная периодика, представленная такими изданиями, как «Дружба народов», «День и ночь», «Коммерсантъ», «Континент», «Наука и религия», «Нева», «Новый мир», «Огонек», «Октябрь», «Отечественные записки», «Родина», «Русский репортер», «Смена». Логикой исследования обусловлено привлечение к анализу ряда публикаций из таких печатных органов, как «Новая газета», «Российская газета». В число изучаемой журнальной периодики включены республиканские издания (журналы «Вайнах», «Нала», «Дагестан», «Дош», «Культура Чеченской Республики», «Народы Дагестана»), которым уделяется особое внимание, поскольку национальная культура Северного Кавказа наилучшим образом воспроизводится именно в средствах массовой информации народов, населяющих этот регион. Выбор печатных органов и отдельных публикаций обусловлен, во-первых, представленными в них элементами национальной культуры, во-вторых, значимостью вклада журналистов в процесс стабилизации межнациональных отношений и межкультурного диалога.

Положения, выносимые на защиту:

1. Культуру этноса, функционирующую в журналистском тексте, мы рассматриваем как объективную категорию отражения образа нации. Порою, в силу многочисленных причин социально-политического характера, изменений информационной политики, «портрет» нации может быть представлен неполноценно, провоцируя искаженное читательское восприятие.

2. Диапазон типологически отличных между собой периодических изданий позволяет проследить не только функциональное значение элементов этнокультуры в журналистском тексте, что было обнаружено в подавляющем большинстве рассмотренных публикаций, но и выявить особенности репрезентативных моделей.

3. Системный анализ периодической печати предполагает исследование жанроведческого характера: разбор интервью, очерков и жанров художественной литературы. 11ривлечение художественных жанров (рассказа, повести, стихотворения) считаем приемлемым в рамках взаимосвязей журналистики и литературы, а также с точки зрения целей тех или иных журналов, стремящихся к достижению задачи приобщения читателя к проблемам национальной культуры. Изучение публицистики и литературы как структурных компонентов ряда периодических изданий в контексте национальной культуры Северного Кавказа - новое перспективное направление в исследовании содержания этнокультуры в его жанровом воплощении.

4. В системе журналистских жанров особая роль отводится интервью в

аспекте отражения национальных культурных ценностей. Посредством этого

жанра представляется возможнос ть увидеть респондента, который вызывает

у аудитории сильную ассоциативную связь: герой интервью - это, прежде

всего, носитель национальной и религиозной культуры своего народа. В

современной информационной среде жанр интервью активизирует процесс

осмысления и интериоризации этнокультурных ценностей, приближая

16

читателя к пониманию этнокультуры, чго зачастую делает позицию человека более толерантной.

5. Элементы национальной культуры содержатся также в материалах социальной и политической тематики. В таких случаях в журналистском дискурсе этнокультурная составляющая вторична. Тем не менее, включение ее в текст позволяет отразить этническую ментальность, основу жизни человека на Кавказе.

6. Рассмотрение исторической памяти как феномена социальной и этнокультурной самоидентификации национальной группы в сфере массовых коммуникаций - один из способов информирования об этносе, что обеспечивает более полное восприятие национальной сущности народа.

7. Доминирующим показателем содержания журналов Дагестана, Чечни является концепция «культурного ядра» и его оболочки, представленной элементами бытовой и религиозной культуры, национальной символикой. Предлагаемая концепция — новаторский способ научного анализа национальной периодической печати с точки зрения идеи самоидентификации.

Похожие диссертационные работы по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Рева, Екатерина Константиновна, 2015 год

Использованные СМИ

244. Абакумова H. Российский ислам / Н. Абакумова // Отечественные записки. - 2003. - № 5. - С. 75-81.

245. Абдурзакова Ф. «Рыцари Кавказских гор» / Ф. Абдурзакова // Нана. -2007.-№ 10.-С. 34-40.

246. Адаев С. Оглядываясь на день вчерашний / С. Адаев // Культура Чеченской Республики. - 2012. - № 3 (10). - С. 4-6.

247. Алленова О. Историческое убежище / О. Алленова // Огонек. - 2012. -№ 15 (5222).-С. 34-35.

248. Алленова О. Как счастливы мы будем / О. Алленова // Огонек. — 2011.— №25.-С. 34.

249. Алленова О. Марш в никуда / О. Алленова // Огонек. - 2011. - № 43 (5201).-С. 14-15.

250. Алленова О. Не сдаться ненависти / О. Алленова // Огонек. - 2013. - № 27 (5283).-С. 18-19.

251. Алоева Л. Спасение - в просвещении разума /Л. Алоева // Дружба народов. - 2006.-№ 8.-С. 122-126.

252. Амхадова 3., Мутаева Ф. Яркие искры огня / 3. Амхадова, Ф. Мутаева // Нана. - 2013. - № 5-6.-С. 58-63.

253. Анохина С. Бежта: Наизат, мицо и гьачо / С. Анохина // Дагестан. - № 9 (60). - С. 44.-46.

254. Анохина С. Табасаранские мастерицы / С. Анохина // Дош. - 2010. - № 2 (28). - С. 48-50.

255. Антоненко-Давидович Б. Три чечена / Б. Антоненко-Давидович // Дружба народов. - 1996. - № 1.-С. 123-126.

256. Арма Д. Дорога домой / Д. Арма // Нана. - 2007. - № 12. - С. 22-37.

257. Ахмадов М. Предания, исполненные благородства / М. Ахмадов // Дружба народов. - 2009. - № 5.-С. 169-190.

258. Ахмадова Л. Чтобы помнили... / Л. Ахмадова // Нана. - 2011. - № 5-6. -С. 30-31.

259. Ахмедова М. Другая Чечня / М. Ахмедова // Русский репортер. - 2010. -№ 50 (178). -С. 110-113.

260. Ахмедова М. Женщина горной судьбы / М. Ахмедова // Огонек. — 2013. -№28 (5284).-С. 30-33.

261. Ахмедова М. Мозг Чечни. Анатомия братской республики / М. Ахмедова// Русский репортер. - 2013. -№ 41 (319). - С. 25-32.

262. Ахмедова М. Понять дракона / М. Ахмедова // Русский репортер. -2011.-№ 3 (181).-С. 38-49.

263. Ахмедова М. Ученики вооружаются / М. Ахмедова // Русский репортер. -2011.-№44 (222).-С. 38.

264. Ахмедханов Д.И. Лед тронулся... / Д.И. Ахмедханов // Дагестан. -2011.-№5 (68). - СЛ

265. Базиева Г. Национальные элиты Российской империи / Г. Базиева // Нева.-2012.-№7.-С. 172-180.

266. Батукаев Ш. Выселение: не сделанные выводы / Ш. Батукаев // Нана. -

2008.-№2.-С. 20-22.

267. Беловецкий Д. Салман Радуев: с первомайским приветом / Д. Беловецкий // Огонек. - 1997. - № 18. - С. 24-27.

268. Беляков Д. Испытание сомнением / Д. Беляков // Русский репортер. -2014. -№ 7 (335). -С. 38-51.

269. Булатов Г. Отношение к старшим и долгожительство на Кавказе / Г. Булатов // Отечественные записки. - 2005. - № 5. - С. 303-311.

270. Бурмистров П, Дятликович В. 100 жестов в политике / П. Бурмистров,

B. Дятликович // Русский репортер. - 2010. - № 40 (168). - С. 24-35.

271. Вазаева А. Гастроли: 2006 г. Праздник Согласия / А. Вазаева // Нана. -

2009.-№ И.-С. 26.

272. Вачагаев М. Долгое возвращение домой / М. Вачагаев // Дош. — 2012. — № 1 (35).-С. 23-27.

273. Вишневецкая Ю. Жила-была одна баба. История чеченской девушки, у которой не получилось умереть / Ю. Вишневецкая // Русский репортер. -2013.-№6(284).-С. 40-45.

274. Газета «ГУМС». Гастроли: 2002 г. «Вайнах» покорил Францию спустя 190 лет после взятия Москвы Наполеоном // Нана. - 2009. - № 11. - С. 24-26.

275. Гамзатов Р. Молитва / Р. Гамзатов// Дружба народов. - 1997. - № 10. -

C. 15-16.

276. Гарсаев Л, Гарсаева М, Шоипова Т. Роль и место вайнахской бурки в кавказской этике / Л. Гарсаев, М. Гарсаева, Т. Шоипова // Нана. - 2011. -№ 5-6. - С. 36-39.

277. Голованов В. Восхождение в Согратль / В. Голованов // Дружба народов. -2012. -№ 2. -С. 133-196.

278. Голованов В. Возвращение в Согратль / В. Голованов // Дружба народов. -2012.-№4.-С. 182-224.

279. Горюхина Э. «Хочется жить, зная, что будет завтра» / Э. Горюхина // Дружба народов. - 2010. - № 9. - С. 152-166.

280. Горюхина Э. Место жительства - война / Э. Горюхина // Дружба народов. - 2000. - № 11. - С. 155-170.

281. Горюхина Э. Путешествие учительницы на Кавказ / Э. Горюхина // Дружба народов. - 1997. - № 12.-С. 156-181.

282. Горюхина Э. Чечня. Год 1997 / Э. Горюхина // Дружба народов. - 1998. -№4.-С. 153-183.

283. Гусейнов Ч. Письма о Коране / Ч. Гусейнов // Наука и религия. - 2011. -№2.-С. 37-39.

284. Дадакаева Э. Вечная современность реализма / Э. Дадакаева // Нана. -2013.-№5-6.-С. 46-48.

285. Дадуев М. Читая Дикалу... (или размышления об этнической идентичности вайнахов) / М. Дадуев // Нана. - 2010. - № 11-12. - С. 10-15.

286. Данилова Д. Как поссорились Юнус-Бек Баматгиреевич с Рамзаном Ахматовичем / Д. Данилова // Русский репортер. - 2012. - № 35 (264). - С. 46^18.

287. Дегоев В. Чеченская война прежде и теперь / В. Дегоев // Дружба народов. - 2000. - № 1.-С. 163-175.

288. Дмитриченко В. Связь / В. Дмитриченко // Нана. - 2007. - № 5. - С. 1920.

289. Дружин Г. Перечитывая «Хаджи-Мурата» : Чечня, горцы, пограничье / Г. Дружин // Новый мир. - 2002. - № 10. - С. 205-210.

290. Жилетежев С. Мухаджирство. Плач волны / С. Жилетежев // Нана. -2007.-№ 9.-С. 38-51.

291. Зайцев Н. 10 самых успешных этнических музыкантов / Н. Зайцев // Русский репортер. - 2011. - № 34 (212). - С. 66-71.

292. Закриев Р. Они заслуживают1 того, чтобы их оградили от грязных чернил продажных ничтожеств... / Р. Закриев // Нана. - 2011. - № 7-8. - С. 76-78.

293. Зумакулова Т. Закон высоты / Т. Зумакулова // Смена. - 1975. - №. 10. -С. 12-17.

294. Имаев Т. Папаха - символ чести / 'Г. Имаев // Культура Чеченской Республики. -2013,-№ 1 (11).-С. 13.

295. Каграманов Ю. Многоликий Джинн / Ю. Каграманов // Новый мир. -2000.-№5.-С. 168-173.

296. Калинина М. Два интервью о Дагестане и не только // Дружба народов. -2013.-№3.-С. 212-231.

297. Камышев Д. Парад отречений / Д. Камышев // Коммерсантъ. Власть. -2010. - № 33 (887). - С. 27-28.

298. Кашурко С. «Родина вас... не забудет!..» /С. Кашурко // Дош. - 2003. -№ 1 (1). — С. 7-13.

299. Кизилов М. Читателю / М. Кизилов // Смена. - 2009. - № 3. - С. 4.

300. Ковальков Н. Режим ожиданий / Н. Ковальков // Огонек. - 2012. - № 41 (5246).-С. 20-21.

301. Краснов Н. Физическая культура и спорт в Чечне и Ингушетии / Н. Краснов // Нана - 2007. - № 3,- С. 49-53.

302. Куни Л. «... Приоритетной задачей вижу популяризацию чеченских обычаев и традиций» / JI. Куни // Нана. - 2013. - № 1-2. - С. 32-33.

303. Куни Л. «Летят утки...» / J1. Куни // Нана. - 2009. - № 12. - С. 25-28.

304. Куни Л. Абрисы / Л. Куни // Нана. - 2008. - № 10. - С. 8-21.

305. Куни Л. Абрисы / Л. Куни // Нана. - 2008. - № 8. - С. 16-21.

306. Куни Л. Абрисы / J1. Куни //1 lana. - 2008. - № 9. - С. 4-37.

307. Куни Л. Будущее нашего народа представляется позитивным... / Л. Куни //Нана. -2011. -№ 11.-С. 18-19.

308. Куни Л. Время собирать камни / Л. Купи // Нана. - 2009. - № 12. — С. 16-24.

309. Куни Л. Женщина - хранительница очага / Л. Куни // Нана. - 2010. -№ 9-10.-С. 6-7.

310. Курбахажиев И. Хроника выселения 1944 г. в судьбах и лицах / И. Курбахажиев // Дош. - 2012. - № 1 (35). - С 12-22.

311. Магомедов Б. Намаз / Б. Магомедов // Дружба народов. - 2008. - № 9. -С. 133.

312. Макалов Ш. Колыбель моя / III. Макалова // Нана. - 2007. - № 2. - С. 2829.

313. Малашенко А. Политический ислам: мирное сосуществование или глобальное противостояние? / А. Малашенко // Отечественные записки. -2001.-№ 1.-С. 222-227.

314. Малкина Т. От редакции /Т. Малкина // Отечественные записки. - 2003. - № 5. - С. 8.

315. Марьям. Союз, скрепленный на небесах / Марьям // Дош. - 2003. - № 1 (1).-С. 32-33.

316. Мельников С. Обошлось без жертв / С. Мельников // Огонек. - 2011. - № 45 (5203).-С. 30-31.

317. Минкаилов Э. Цель / Э. Минкаилов // Дружба народов. - 2008. - № 7. -С. 74-77.

318. Минутко И. Покорительница огня / И. Минутко // Смена. - 1981. - № 6. -С. 1-4. '

319. Михайлов Ю. К вере через знания / Ю. Михайлов //Дружба народов. -2012. - № 4. - С. 167-181.

320. Музакаев Д. Чеченский народный танец / Д. Музакаев // Нана. - 2009. -№ 11.-С. 38-43.

321. Мурадов М. «Я же не таким тупым сапогом-воякой был» / М. Мурадов // Коммерсантъ. Власть. - 2009. - № 5 (809). - С. 22-25.

322. Мурдаева М. И смех, и слезы, и восторг / М. Мурдаева // Культура Чеченской Республики. - 2012. - № 3 (10). - С. 29.

323. Муртазалиева А. В чеченской семье муж - гость / А. Муртазалиева // Культура Чеченской Республики. - 2012. - № 3 (10). - С. 61.

324. Муртазалиева А. Любовь с первого концерта / А. Муртазалиева // Нана.

- 2009. - № 11.-С. 10-21.

325. Мусаев 3. Чеченский дуализм / 3. Мусаев // Нана - 2007. - № 3. - С. 4748.

326. Мусаев 3, Хатуев И. чеченцы - мидийцы? / 3. Мусаев, И. Хатуев // Нана. -2008.-№2.-С. 46-49.

327. Мусаев С. Урок литературы / С. Мусаев // Дружба народов. - 2008. - № 7.-С. 79-81.

328. Мусаева Л. Время цвета хаки / Л. Мусаева // Нана. - 2008. - № 3. - С. 34-36.

329. Натаев С. Роль и место женщины в чеченском обществе / С. Натаев // Нана. - 2007. - № 3 - С. 10-12.

330. Наш толковый словарь// Родина. - 1994. -№ 3-4. - С. 152-153.

331. Нашхоев М. Мне нужна только моя Родина / М. Нашхоев // Нана. - 2007.

- № 1. - С. 34-37.

332. Нашхоев М. Слово о Рамзане... / М. Нашхоев // Нана. - 2011. -№ 3-4. -С. 44-45.

333. Олейников Д, Бондарев В. 11еревернутый мир бесконечной войны / Д. Олейников, В. Бондарев // Родина. - 1994. - № 3-4. - С. 17-23.

334. Орстхо Р. Дети «врагов народа» / Р. Орстхо // Нана. - 2007. - № 2. - С. 10-19.

335. Орстхо Р. Дети униженного детства / Р. Орстхо // Нана. - 2010. - № 2. -С. 18-25.

336. Переведенцев В. В отпуск с рюкзаком В. Переведенцев // Смена. — 1984.-№.21 (1379).-С. 6-7.

337. Радин А. Страна гор / А. Радин // Смена. - 1932. -№ 24. - С. 18-19.

384

338. Ревзин Г. Воплощение и обмен / Г. Ревзин // Огонек. - 2013. - № 15 (5271).-С. 24-25.

339. Редакция. Дорогие друзья! / Редакция // Дош. - 2003. - № 2 (2).

340. Редакция. К читателям / Редакция // Дош. - 2004. - № 2 (4).

341. Рощин М. Фундаментализм в Дагестане и Чечне / М. Рощин // Отечественные записки. - 2003. - № 5. — С. 95-103.

342. Санникова Е. «Мне все страшнее кого-то терять на этой войне...» / Е. Санникова // Дош. - 2011. - № 4 (34). - С. 22-24.

343. Свинаренко И. Вайнах и мир / И. Свинаренко // Российская газета. -2009.-№4883.-С. 6.

344. Серганова Т. Люди чести /Т. Серганова // Дош. - 2011. - № 4 (34). -С. 44-46.

345. «Сила чеченского общества - в традиционной семье» // Нана. - 2012. -№ 5-6. - С. 24-27.

346. Сотникова Т. Неисторичсскис факты / Т. Сотникова // Континент. -2004.-№ 122.-С. 147-153.

347. Спирин П. Семена добра и зла /11. Спирин // Родина. - 1994. - № 3-4. -С. 148-149.

348. Субботин А. Гастроли: 2009 г. «Вайнах» - легенда мира - готовится к покорению Украины / А. Субботин // Нана. - 2009. - № 11. - С. 27.

349. Сюкияйнен Л. Мусульманское право собственности: юридическое осмысление религиозных постулатов / Л. Сюкияйнен // Отечественные записки. - 2004. - № 6. - С. 56-64.

350. Текеев У. Кавказские игры / У. Текеев // Дош. - 2010. - № 4 (30). -С. 49-51.

351. Теракопян Л. Уроки чеченского, или Работа над ошибками / Теракопян Л. // Дружба народов. - 2008. - № 9. - С. 152-173.

352. Умарсултанов В. Талант принято удивлять / В. Умарсултанов // Культура Чеченской Республики. - 2013. - № 1 (11). - С. 7-8.

353. Унцукуль - металл и дерево // Дош. - 2011. - № 4 (34). - С. 47-48.

385

354. Филина О. Доучились до следс твия О. Филина //Огонек. - 2012. - № 24 (5230).-С.'8.

355. Хажиханова X. Отношение ислама к самоубийству / X. Хажиханова // Вайнах. - 2007. - № 9. - С. 57-58.

356. Хайкин С. Правоверно-советская Чечня / С. Хайкин // Отечественные записки. - 2003. - № 5. - С. 85-93.

357. Хирачев Г. Салам тебе, Далгат! / Г. Хирачев // Октябрь. - 2010. - № 6. -С. 101-125.

358. Цуциев А. Русские и кавказцы: по ту сторону дружбы народов / А. Цуциев // Дружба народов. - 2005. - № 10. - С. 152-176.

359. Червонюк Е, Гончарова Н, Канорская О. и др. Многоликая Россия / Е. Червонюк, Н. Гончарова, О. Канорская и др. // Смена. - 2009. - № 3. - С. 6-17.

360. Чеченская И. Там, где орлы - совсем рядом... / И. Чеченская // Нана. -2013. -№ 5-6. - С.64-65.

361. Чичеров И. По Северному Кавказу / И. Чечеров //Смена. - 1925. - № 24. -С. 12-13.

362. Чукаев П. Грозный / П. Чукаев // Русский репортер. - 2011. - № 4 (182). -С. 83.

363. Шамурзаева М. «Американский дневник» чеченского делегата программы «Открытый мир» / М. Шамурзаева // Нана. - 2007. - № 7. - С. 611.

364. Шатаев А. Темные лица / А. Шатаев // Нана. - 2008. - № 6. - С. 39-41.

365. Шеремет П. «Я слуга Всевышнего, я раб Всевышнего» / П. Шеремет // Огонек.-2010.-№35.-С. 16.

366. Эбаноидзе А. Нам дорого Ваше доверие / А. Эбаноидзе // Дружба народов, - 1996.-№ 1.-С. 3.

367. Эльдиева М. Из века в век звенит пондур / М. Эльдиева // Дош. - 2012. -№ 1 (35).-С. 55-56.

368. Эльдиева М. Кровавый рассвет этой долгой войны / М. Эльдиева // Дош. -2011.-№4(34).-С. 18-19.

369. Эльдиева М. Прощеная кровь / М. Эльдиева // Дош. - 2011. - № 1 (31).-С. 22-23.

370. Эльсункаев Н., Хасмагомадов Э. О ценностях сиюминутных и вечных / Н. Эльсункаев, Э. Хасмагомадов // Нана. - 2010. - № 7-8. - С. 24-27.

371. Юсупов Р. Чеченскому Государственному ансамблю танца «Вайнах» / Р. Юсупов // Нана. - 2009. - № 11. - С. 9.

©

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.