Особенности изучения королевской сакральности и ритуалов эпохи Средневековья и раннего нового времени в англо-американской историографии конца XIX - начала XXI вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.09, кандидат наук Шайхутдинова, Елена Нургалиевна
- Специальность ВАК РФ07.00.09
- Количество страниц 215
Оглавление диссертации кандидат наук Шайхутдинова, Елена Нургалиевна
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Тенденции развития континентально-европейских исследований королевской сакральности в конце XIX - начале XXI вв
1.1. Становление методологии и концептуальных основ изучения королевской сакральности и ритуалов в первой трети
XX века
1.2. Формирование методологических основ изучения королевской сакральности в исторической науке: 1920-е - 1940-
е гг
1.3. Направления методологического и концептуального поиска
в 1940-1980-е гг.: от структурализма к «новой истории»
1.4. Новый рубеж интеллектуальной истории: современные исследования средневековой сакральности и ритуалов
Глава 2. Основные направления исследований и особенности изучения сакральности и ритуалов в средние века и раннее Новое время в англо-американской исторической науке конца XIX-начала XXI в
2.1 Королевская сакральность и ритуалы эпохи Средневековья и раннего Нового времени в английской историографии конца XIX в. - первой половины XX в. (основные направления исследований)
2.2. Концепция Э. Канторовича как основа для зарождения исследований королевской сакральности в США
2.3. Влияние «социальной истории» на исследования королевской сакральности и ритуалов в средние века и раннее
Новое время в англо-американской историографии 1960-1970-х
гг.
2.4. Развитие разнонаправленных методик изучения сакральности и ритуалов в англо-американской историографии: 114 конец 1970-х - 2000-е гг. Глава 3. Интерпретация королевской сакральности и ритуалов эпохи Средневековья и раннего Нового времени в англоамериканской историографии 133 3.1 Понимание королевской сакральности в средние века и раннее Новое время и ее истоков в трудах британских и американских ученых 133 3.2. Проблема эволюции коронации в исследованиях англоамериканских медиевистов 144 3.3 Интерпретация элементов коронационного ритуала 154 3.4. Интерпретация других королевских ритуалов и их значения 165 в процессе сакрализации власти Заключение 179 Список источников и литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Историография, источниковедение и методы исторического исследования», 07.00.09 шифр ВАК
Сакральная легитимация королевской власти: на примере Англии IX - первой половины XV века2017 год, кандидат наук Бабинцев, Евгений Олегович
Сакральность королевской власти во Франции середины VIII - XV вв.: Церемониальный и символический аспекты проблемы1999 год, кандидат исторических наук Польская, Светлана Анатольевна
Проблемы политической и институциональной истории раннесредневековой Англии в англо-американской историографии второй половины XX - начала XXI вв.2004 год, кандидат исторических наук Круглов, Даниил Юрьевич
Образы Карла I Стюарта в политической полемике начального периода Английской революции2011 год, кандидат исторических наук Кирьянова, Елена Анатольевна
Формирование и развитие критического направления в английской историографии конца XIX-начала XX вв.2004 год, доктор исторических наук Сидорова, Тамара Анатольевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Особенности изучения королевской сакральности и ритуалов эпохи Средневековья и раннего нового времени в англо-американской историографии конца XIX - начала XXI вв.»
Введение
Актуальность темы. Данное исследование посвящено изучению и трактовкам в англо-американской историографии конца XIX - начала XXI вв. проблем королевской сакральности и ритуалов, связанных с ее формированием в эпоху Средневековья и раннего Нового времени.
Сакрализация (от латинского «sacro» - освящать, объявлять священным) - превращение в священное, наделение сакральным смыслом объектов и событий внешнего мира, а также мысленных образов, сценариев, невербальных символов, действий, слов1. Относительно королевской власти данное понятие можно трактовать как процесс формирования представлений
0 священной ее природе и наделения правителя статусом «божьего избранника». Однако наряду со священным понятие «сакрального» при оценке властных институтов можно определить как нечто тайное, запретное, связанное с готовностью подчиниться, наделяемое нравственным
л
совершенством и противопоставленное профанному . Сакрализация в политическом контексте в большей степени связана не только с обожествлением, но и с формированием в общественном сознании убеждения в том, что некоторые группы или категории людей, а также социальные институты обладают сверхъестественными и сверхэффективными знаниями и средствами воздействия на людей. Соответственно, процесс сакрализации можно приравнять к формированию психологических установок и веры в особый статус государственного лидера посредством специальных слов, жестов и действий, объединенных в ритуалы.
Научное осознание процессов освящения королевской власти и создания сакрального образа правителя в средние века и раннее Новое время
1 Меркулов И. П. Сакрализация // Философия: энциклопедический словарь / под ред. А. А. Ивина. М., 2004. С. 745.
2 Шмитт Ж.-К. Сакральное // Словарь средневековой культуры / под ред. А Я. Гуревича. М., 2007. С. 246.
относится к началу XIX столетия и имеет свое развитие на протяжении всего хронологического периода, анализируемого в диссертации. Исследователями из США и Великобритании подробно описаны и изучены политические функции власти: государственное управление, военная, внешнеполитическая деятельность. С конца XIX по начало XXI вв. интерес исследователей к изучению подобных политических институтов не утрачивал своей актуальности. Однако угол зрения на власть и ее восприятие в средние века и раннее Новое время значительно изменился под влиянием исследований в психологии, антропологии, социологии и внутренних трансформаций в исторической науке. К примеру, значительные нововведения привнесла французская школа «Анналов». Введение в научный оборот понятия «ментальность», стремление оценить события прошлого, ориентируясь на особенности мировоззрения представителей эпохи, интеграция истории и антропологии, внимание к политическому ритуалу и ряд других факторов позволили открыть новые элементы понятия «королевская власть» и «власть» в целом.
Данные нововведения позволили актуализировать в научной среде комплекс проблем, связанных с исследованием феномена сакрализации: интерпретация образа правителя и его восприятие подданными, коммуникативные функции власти, особенности королевских ритуалов и прочее. Анализ ритуала как способа формирования сакрального характера власти определил цели ряда ученых при исследовании политической жизни европейских государств в средние века и раннее Новое время. Представители британской исторической науки, а также американские социологи, антропологи и историки не остались в стороне от разработки данной проблематики.
Можно говорить о том, что, несмотря на довольно богатое наследие, связанное с изучением в Англии и США процессов сакрализации королевской власти в средние века и раннее Новое время, ещё нет
обобщающих работ, в которых был бы оценен вклад англо-американских исследователей в развитие настоящего вопроса. В результате представляется актуальной и своевременной попытка проанализировать методы и подходы относительно анализа королевской сакральности и трактовок сакральных ритуалов в трудах английских и американских ученых, а также выявить общие тенденции и специфику трактовки феномена сакрализации в сравнении с развитием аналогичных исследований в европейских континентальных странах и прежде всего во Франции.
Актуальность темы также можно определить тем, что в современном мире психологические аспекты восприятия власти приобрели большую популярность. Пути и способы презентации политических лидеров часто ориентированы на чувственную природу общественного мнения. Создание образа политика с учетом особенностей целевой аудитории, ее социального состава, интересов и предпочтений на сегодняшний день является распространенной практикой. Несмотря на то, что европоцентристское сознание большинства государственных деятелей в современном мире апеллирует к власти как политическому феномену, функционирующему строго в рамках закона и общественных норм, нельзя отрицать ее социальную функцию, основанную на особенностях ее ментального восприятия. В данном случае уместно говорить об афро-азиатском регионе, где власть основана именно на сакральном фундаменте, который сформировался благодаря традициям и обществу, которое непрестанно данные традиции соблюдает. Заинтересованность подобными проявлениями, а также, в общем, развитие исследований, посвященных психологии власти и методам ее эффективной презентации, формируют на сегодняшний день существенное число научных работ, рассматривающих этот вопрос. В этой связи представляет дополнительный интерес, каким образом историки, социологи и антропологи конца XIX - начала XXI века интерпретировали данную проблему и какие пути актуализации авторитета отдельных
правителей в средние века и раннее Новое время считали наиболее действенными.
Степень изученности проблемы. Основное внимание диссертационного исследования сосредоточено на англо-американской традиции. Говоря о том, насколько изучена деятельность британских и американских специалистов в области анализа процессов сакрализации власти, можно отметить наличие небольшого числа работ, освещающих их достижения. Тем не менее, уже имеющиеся историографические исследования зарубежных и отечественных ученых частично раскрывают вклад отдельных британских и американских авторов в изучение вопросов, касающихся формирования сакрального образа средневекового правителя.
Так, еще в конце XIX столетия появляется работа Г. В. Протеро (18581922) , посвященная деятельности Генри Брэдшоу (1831-1886), ученого, оказавшего большое влияние на освещение истории английского коронационного ритуала. Г. В. Протеро отметил значимый вклад историка в развитие британской исторической науки, дал высокую положительную оценку его достижениям в области источниковедческого анализа, выделив отдельной строкой инициативы Г. Брэдшоу в области публикации архивных материалов. Г. В. Протеро подробно описал жизненный путь британского историка, акцентировав внимание на его наиболее важных и знаковых успехах. Безусловно, самым главным он назвал колоссальную работу, связанную с публикацией документов, хроник и других видов исторических источников. Также исследователь творчества Генри Брэдшоу отметил обработку архивных материалов по истории средневековых коронаций английских монархов. Отмечая ценность данной информации, Г. В. Протеро констатировал значение трудов ученого в освещении данной проблемы и создании базы для дальнейшего ее изучения - тем самым раскрыл ценность деятельности Г. Брэдшоу для всей британской исторической науки.
3 Prothero G.W. A Memoir of а Henry Bradshaw. London,! 888.
К сожалению, больше нельзя назвать специальных монографических работ, которые бы столь подробно анализировали достижения других британских или американских специалистов в области изучения сакральности и ритуалов. Чаще их имена и сведения об их исследованиях и заслугах звучат в очерках в специализированных периодических изданиях либо в статьях коллективных монографий или сборников.
Так, в статье Д. Старди4 отмечен вклад британских ученых, работавших на рубеже XIX-XX вв., в изучение королевских коронаций в средние века и раннее Новое время. Его оценке подверглась деятельность Общества Генри Брэдшоу. Автор определил ценность выводов в сфере изучения коронаций, сделанных Викхамом Легом, Дугласом Маклином, Френсисом Карлосом Илесом, Эдвардом Самуэлем Дьюиком. Д. Старди констатировал высокий уровень профессионализма названных исследователей и их безусловное влияние на формирование научного подхода к изучению коронационного ритуала. Признавая безусловное значение деятельности этих ученых в освещении данной проблемы (прежде всего богатый источниковый материал; кроме того - комплексный анализ коронации, ориентированный на воссоздание сценария ее проведения и выявление ее характерных черт и особенностей), автор статьи не обходится и без критических замечаний. По мнению автора, представители Общества Генри Брэдшоу в своих исследованиях односторонне подходили к рассмотрению и оценке английской коронационной процессии5. В частности, Д. Старди подчеркивал, что названные ученые не увидели динамики в развитии практики ритуала, для них ритуал оставался неизменным в течение нескольких столетий. Согласно выводам автора, достаточно однобоко рассматриваемыми историками производилась работа с источниковым материалом.
4 Sturdy D.J. «Continuity» versus «Change»: Historians and English Coronations of the Medieval and Early Modern Periods // Coronations: Medieval and Early Modern Monarchic Ritual / ed. by J.M. Bak. Berkeley, 1990. P. 228-244.
5 Ibid. P. 236.
Источниками они пытались подтвердить теорию о глубоком консерватизме и самобытности ритуала. Несмотря на подобные замечания, Д. Старди высоко оценил достижения британских историков конца XIX - начала XX вв., подчеркивая их неоценимый вклад в расширение источниковой базы исследований проблемы коронаций в английском государстве.
Определенное внимание в английской историографии уделено научной деятельности Вальтера Ульмана. Анализ его творчества и заслуг в области изучения власти в средние века содержится, в частности, во введении к книге «Государство и власть»6, изданной к юбилею историка. Редакторы коллективной монографии Б. Тиерни и П. Лайнхэн отметили особое значение деятельности В. Ульмана для развития медиевистики в Кембридже. Его глубокие познания в области функционирования папской власти, ее взаимодействия со светскими правителями в средние века, по замечанию авторов, позволили его последователям открыть новые направления в изучении средневековой истории. Отмечая интерес историка к вопросу диалога светской и религиозной властей, авторы монографии подчеркивали заслуги В. Ульмана в подробном освещении данной проблемы и назвали его главным специалистом в этой области. Нужно отметить, что монография приурочена к 70-летнему юбилею историка. В этой связи вполне понятно отсутствие критических замечаний по поводу его творчества.
Относительно современного этапа исследований в Великобритании следует сказать, что несмотря на широкий диапазон работ по проблемам сакрализации королевской власти, достижения их авторов, к сожалению, пока не получили достойного освещения.
Среди американских исследователей наибольший интерес вызвала деятельность Эрнста Канторовича. Его имя зазвучало в 1990-е гг. благодаря
6 Authority and Power. Studies on Medieval Law and Government presented to Walter Ullmann on his Seventieth Birthday. / ed. by Tierney B., Linehan P. Cambridge, 1980.
работе Нормана Кантора «Создавая Средние века» . В данной монографии Н. Кантор рассуждал о творческом пути Э. Канторовича. В поле его зрения попали успех, связанный с публикацией книги «Фридрих II», его всеобщее признание в научных кругах Германии, деятельность на посту профессора Франкфуртского университета, отказ признать власть нацистов, лишение должности и вынужденная иммиграция в Великобританию, а затем в США. Описывая жизненные перипетии ученого, Норман Кантор допустил нелестные комментарии, касающиеся предположительного сотрудничества Э. Канторовича с нацистами. Очевиден субъективный подход при оценке деятельности немецкого историка. Также в историографическом очерке присутствует анализ научных достижений историка. Работу «Два тела
о
короля» Н. Кантор назвал «последним продуктом германского идеализма» , который он определяет как научное направление, ориентированное на поиск идеальных форм общественного и политического устройства, где отсутствуют проблемы социального неравенства, борьбы за власть и финансовое могущество. Интерес Э. Канторовича к такой отдаленной от данных вопросов теме, как сакрализация власти в Англии XVI в., автор историографического очерка объяснил именно этим. В целом он оценил научную деятельность Эрнста Канторовича положительно.
После выхода книги «Создавая Средние века» в полемику с Н. Кантором вступил ученик и последователь Э. Канторовича Ральф Гизе. Он в частности назвал предположения Н. Кантора о пособничестве Э. Канторовича нацистам во 1930-е гг. ложью и ошибкой9. Задачей было
7 Cantor N.F. Inventing the Middle Ages: The Lives, Works and Ideas of the Great Medievalists of the Twentieth Century. New York, 1991.
8 Ibid. P. 112.
9 Giesey R.E., Benson R.L., Sevcenko M.B. Defending Kantorowicz [Electronic resource] // The New York Review of Books. Electron, data. [S.I.], 19632013 .URL:http://www.nybooks.com/articles/ archives/1992/aug/l 3/defending-kantorowicz/?pagination=false (access date: 08.12.2012).
создать полноценную картину творческой и научной жизни его наставника и идейного вдохновителя.
Нужно отметить, что Р. Гизе проделал немалую работу для того, чтобы создать банк работ, статей и публикаций Э. Канторовича. В том числе в 1982 г. он написал очерк, посвященный деятельности своего учителя10. В нем отведено место для анализа исследований, посвященных средневековой истории. Историк достойно оценил заслуги немецкого исследователя в области изучения отношений власти и общества в средние века. Дав подробный анализ работы «Два тела короля», Ральф Гизе констатировал уникальность данного труда и его безусловную значимость в сфере освещения вопросов, связанных с утверждением власти в средние века и раннее Новое время, а также ее восприятием и интерпретацией.
На волне повышенного внимания к персоне Э. Канторовича в 1990-е гг. вышли публикации, посвященные деятельности автора в журнале «Центральноевропейская история»11. В круг интересов исследователей деятельности американского историка вошли вопросы, связанные с его ранним творчеством и историей формирования его научных взглядов. Так К. Ландауэр предпринял попытку объяснить природу идей, заложенных автором в монографии «Фридрих II», и проанализировать специфику подхода Э. Канторовича к изучению немецкой истории XIII в. Д. Фрид также попытался вступить в полемику с Н. Кантором и доказать ценность концепций, предложенных Э. Канторовичем в сфере изучения власти. Обобщающий характер носит изданная в 2001 г. работа А. Буре
10 Giesey R.E. Essay on Ernst Kantorowicz [Electronic resource] // Internet Archive Electron, data. [S.l. et a.]. URL: http://www.archive.Org/stream/ernstkantorowicz00reel01#page/n29/mode/lup (access date: 08.12.2012
11 Landauer C. Ernst Kantorowicz and the Sacralization of the Past // Central European History (Brill Academic Publishers). 1994. Vol. 27, iss. 1. P. 1-25; Freed J.B. Ernst Kantorowicz: An Accounting. // Central European History (Brill Academic Publishers). 1999. - Vol. 32, iss. 02. P. 221-227.
«Канторович: истории историка». В рецензии на данную работу Н. Рич
отмечает компетентность автора в области исследования творческого пути и
биографии немецкого ученого и называет данную работу важным
достижением в области сохранения памяти об историке, определившим
научные интересы многих представителей исторической науки на
современном этапе.
Ввиду значительного влияния антропологов на изучение ритуально-
обрядовых практик в американской традиции изучения сакральности власти
необходимо упомянуть исследования, освещающие их достижения в данной
области. Вклад В. Тернера в разработку методологических подходов к
1 ^
изучению ритуалов оценил Мэтью Дефлем . Он отметил оригинальность идеи и способов изучения ритуала, развитие особых, ранее не применяемых методик, а также взаимосвязь научных достижений антрополога с событиями его личной жизни, так как автор историографического очерка считал их важными и даже знаковыми.
Его открытия в области трактовки ритуально-обрядовых практик и доказательство их влияния на массовое сознание позволили М. Дефлему дать высокую положительную оценку работе американского антрополога. Также он связывал подобный прогресс с обращением ученого к католической вере и отхода от марксистских установок - рациональных и прагматичных оценок окружающей действительности. По словам автора, именно обращение к религии позволило В. Тернеру иначе взглянуть на проблему ритуала и его воздействия на человеческое мышление.
Можно говорить о том, что исследование деятельности англоамериканских специалистов в области изучения сакральности и ритуалов
12 Rich N. Book Review. Kantorowicz: Stories of a Historian by Alain Boureau. Baltimore. 2001. P. xxi + 112 // Central European History (Brill Academic Publishers). 2002. Vol. 35, iss. 04. P. 611-613.
13 Deflem M. Ritual, Anti-Structure, and Religión: A Discussion of Víctor Turner's Processual Symbolic Analysis. // Journal for the Scientific Study of Religión 30(1), 1991. P. 1-25.
посвящено работам наиболее выдающихся ученых. Достижения ряда специалистов не получили достаточного освещения либо представлены в виде сжатых характеристик.
В общих исследованиях, которые посвящены анализу изучения ритуала и сакральности в мировой науке, рассматриваются опыт и открытия представителей различных научных школ и направлений, оказавших влияние на развитие проблемы сакрализации власти и формирования священного образа правителя.
В монографии, освещающей этапы изучения ритуала в мировой практике, К. Белл14 провела анализ достижений многих западноевропейских исследователей в сфере изучения ритуала. В ее работе звучат имена Э. Дюркгейма, 3. Фрейда, Б. Малиновского, JI. Леви-Брюлля, К. Леви-Стросса и других известных исследователей. К. Белл попыталась выделить научные направления в области освещения феномена ритуала. Согласно ее выводам, социологи первыми обратили внимание на понятие «сакральность» и на ее значение в формировании взаимодействия между различными социальными группами. Затем инициативу переняли антропологи, которые пытались общие теории функциональности ритуалов изучить на практике, обращаясь к полевым наблюдениям за представителями традиционных народов Полинезии и Новой Зеландии. Роль психологов, по словам автора, заключалась в формировании теорий о влиянии ритуальных практик на массовое сознание.
Историографические работы и работы, посвященные методологии исследований, также представляют значительную важность. В данном контексте актуальны работы Г.П. Гуча15, Д. Каннадина16, Э. Брайзаха17,
14 Bell С. Ritual. Perspectives and Dimensions. Oxford, New York, 2009.
15 Gooch G.P. History and Historians in the Nineteenth Century. New York, 1913.
16 Cannadine D. Making History: Now and Then. Discoveries, Controversies and Explorations. New York, 2008.
1 n
Breisach E. Historiography: ancient, medieval & modern. Chicago, 1994.
1 К
П. Берка , отражающие основные подходы англо-американских специалистов к освещению событий прошлого в общем и процессов сакрализации власти в частности.
Существенное значение для понимания методологической базы и особенностей взглядов на развитие исторического процесса британских
историков XX в. оказывают научные разработки И.И. Шарифжанова19.
20 21 22 Обобщающие труды Л.П. Репиной , О.Э. Терехова , М.М. Крома .
позволяют оценить методологию и специфические черты анализа
исторических явлений в континентальной западноевропейской науке. Они
указывают на эволюцию концепций ученых и трансформацию научной
парадигмы. Важную информацию об этапах развития подходов к изучению
политической власти и ее интерпретации в работах как западноевропейских,
23
так и американских ученых можно почерпнуть у H.H. Крадина .
Особую роль для полноценного раскрытия рассматриваемой темы играют выводы, оформленные в диссертационных исследованиях
1Л "li л/г
М.А. Бойцовым , С.Б. Бахитовым , Д.С. Коньковым . М.А. Бойцов подробно проанализировал понятие церемониала и ритуала и их функционального значения в процессе презентации власти. Данные его работы позволяют рассуждать о функциях ритуально-обрядовых практик и дают представление об их значении в процессе утверждения авторитета правителя. С.Б. Бахитов рассмотрел английскую историографию
1Я
Burke P. Sociology and History. London; Boston 1980.; Burke P. History and Social Theory. Cambridge, 2004.
19 Шарифжанов И.И. Английская историография в XX веке. Казань, 2004.
20 Репина Л.П., Зверева В.В. История исторического знания. М., 2004.
21 Терехов О.Э. Историческая мысль и историческая наука Запада XIX - XX веков: учебное пособие. Кемерово, 2006.
2 Кром M. М. Историческая антропология [Электронный ресурс] // Культурология : теория, школы, история, практика. Электрон. дан. [Б.м. и г.] URL: http://www.countries.ru/library/ antropology/krom/stan.htm (дата обращения: 28.05.2008).
23 Крадин H.H. Политическая антропология. М., 2010.
24 Бойцов М.А. Политический церемониал в Священной Римской империи XIV - начала XVI вв.: дисс. ...док. истор. наук. М., 2011.
25 Бахитов С.Б. Эволюция культа королевской власти в Англии под влиянием континентальных традиций: автореф. дисс. ... канд. истор. наук. Томск, 1999.
26 Коньков Д.С. Проблема власти в раннесредневековом обществе: историографический и методологический аспекты: дисс.... канд. истор. наук. Томск, 2004.
формирования культа власти у англосаксов. Его исследование демонстрирует историографический обзор работ британских ученых о проблемах формирования авторитета власти англо-саксонских королей. Д.С. Коньков обратился к историографическому анализу исследований, посвященных изучению институтов власти в раннее средневековье. Однако, в общем, в отечественной науке внимание к англо-американской историографии королевской сакральности средневековой эпохи было и в целом остается незначительным.
Исходя из вышесказанного, можно определить цель исследования: изучение и анализ трактовки королевских ритуалов и понятия «сакральность» в средние века и раннее Новое время в англо-американской историографии и выявление особенностей данных исследований в сравнении с континентальной европейской традицией, представленной, прежде всего, трудами французской школы «Анналов», а также исследованиями немецких и российских ученых.
В соответствии с этим необходимо решить следующие задачи:
- выделить общие тенденции в изучении феномена сакральности и процессов сакрализации королевской власти в средние века и раннее Новое время и показать основные взгляды, теории и подходы к исследованию проблемы в работах континентальных западноевропейских и отечественных медиевистов конца XIX - начала XXI вв.;
- проанализировать основные взгляды, теории и подходы отдельных специалистов и представителей научных школ Англии и США в отношении средневековой королевской сакральности и ритуалов;
- определить основные этапы изучения проблемы королевской сакральности и обрядово-ритуальных практик в англо-американской историографии, выявить специфические особенности каждого из этапов;
- рассмотреть оценки и трактовки британскими и американскими исследователями конкретных ритуалов и обрядов королевской власти,
выявить, какое значение придают им ученые и с помощью каких методов раскрывают их смысл;
- показать специфику и отличительные особенности методов изучения процессов сакрализации власти в англо-американской исторической науке относительно западноевропейской континентальной традиции.
Объект исследования - англо-американские исследования конца XIX - начала XXI вв., посвященные королевским ритуалам и сакральности власти в средние века и раннее Новое время27. С целью выявления особенностей англо-американской историографии в диссертации уделяется внимание основным подходам к изучению королевской сакральности и ритуалов в континентальной европейской традиции (преимущественно на примере работ французских, немецких и российских ученых).
Предмет исследования - подходы к изучению процессов сакрализации королевской власти, трактовка королевских ритуалов в эпоху Средневековья и раннего Нового времени в британской и американской историографии конца XIX - начала XXI вв., и их особенности в сравнении с континентальной европейской традицией изучения проблем сакрализации средневекового правителя.
Территориальные рамки. В диссертационном исследовании сделан акцент на изучении исследований медиевистов по королевской сакральности и ритуалам в США и Великобритании. Однако для создания более выразительной картины развития англо-американской историографии изучаемой проблемы и выделения ее особенностей рассматриваются основные подходы к изучению процессов освящения власти правителя и формирования его священного образа в средние века и раннее Новое время в работах ученых из Франции, Германии и России.
27
Внимание английских и американских исследователей в основном было сосредоточено преимущественно на английских и французских монархах.
Хронологические рамки историографического исследования охватывают конец XIX - начало XXI вв. Конец XIX столетия отмечен появлением первых работ, посвященных проблеме сакрализации власти, а начало XXI в. демонстрирует повышенный интерес ученых к данному вопросу, что выражается в публикации исследований, отражающих проблемы сакрализации власти.
Среди работ зарубежных и отечественных специалистов по изучению королевской сакральности и обрядовой жизни прежде всего будут рассматриваться исследования, посвященные монархам классического и позднего Средневековья, а также раннего Нового времени, то есть с середины XI в. и по XVII в. Однако мы будем обращаться и к работам по раннему Средневековью в том случае, если они сыграли важную роль в изучении анализируемой темы в целом.
Похожие диссертационные работы по специальности «Историография, источниковедение и методы исторического исследования», 07.00.09 шифр ВАК
Представления о власти в славянских легендах о первых князьях2005 год, кандидат исторических наук Щавелев, Алексей Сергеевич
Исторические модификации имперской идеи и института империи в культуре Западной Европы IX-XI веков2008 год, кандидат философских наук Титова, Анна Олеговна
Проблема власти в раннесредневековом обществе: историографический и методологический аспекты2004 год, кандидат исторических наук Коньков, Дмитрий Сергеевич
Судебный процесс в средневековой Англии: проблема соотношения юридических и ритуальных форм2007 год, кандидат юридических наук Пахалов, Михаил Юльевич
Религиозная история Англии XVI - первой половины XVII века в освещении современной британской историографии2009 год, доктор исторических наук Ерохин, Владимир Николаевич
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Шайхутдинова, Елена Нургалиевна, 2013 год
Список литературы
196. Алпатов, В.М. История лингвистических учений / В.М. Алпатов. - М.: Языки Славянской культуры, 2005. - 368 с.
197. Бессмертный, Ю.Л. Некоторые соображения об изучении феномена власти и о концепциях постмодернизма и микроистории / Ю.Л. Бессмертный // Одиссей. Человек в истории. 1995. - М.: Наука, 1995. -С. 5-19.
198. Вайнштейн, О. Л. История советской медиевистики: 1917-1966 / О.Л. Вайнштейн. - Л.: Наука, 1968. - 424 с.
199. Гуревич, А. Я. Исторический синтез и Школа «Анналов» / А.Я. Гуревич. -М: Индрик, 1993. - 328 с.
200. Гуревич, А.Я. «Новая историческая наука» во Франции: достижения и трудности / А.Я. Гуревич // История нескончаемый спор. Медиевистика и скандинавистика: статьи разных лет. - М.: Изд-во Рос. гос. гуманит. ун-та, 2005.-С. 185-222.
201. Гуревич, А.Я. Загадка Школы «Анналов»: «Революция во французской исторической науке», или Об интеллектуальной ситуации современного историка / А.Я. Гуревич // История - нескончаемый спор. Медиевистика и скандинавистика: статьи разных лет. - М.: Изд-во Рос. гос. гуманит. ун-та, 2005. - С. 509- 522.
202. Гутнова, Е.В. Историография истории средних веков / Е.В. Гутнова. -М.: Высшая школа, 1974. - 399 с.
203. Кондратенко, Т.А. Развитие английской государственности в XVI -первой половине XVII вв. в освещении британской историографии второй половины XX в.: автореф. дисс. кандид. ист. наук: 07.00.09 / Кондратенко Татьяна Александровна. - Омск, 2009 . - 29 с.
204. Косминский, Е.А. Историография средних веков / Е.А. Косминский. — М.: Изд-во Мое. гос. ун-та, 1963. - 430 с.
205. Крадин, H.H. Политическая антропология / H.H. Крадин. - М.: Логос, 2004. - 270 с.
206. Кром, М.М. Историческая антропология [Электронный ресурс] / М.М. Кром // Культурология: теория школы, история и практика. Электрон.дан.[Б.м.и r.]URL:http://www.countries.ru/library/antropology/k rom/stan.htm (дата обращения: 18.09.2012).
207. Курьянович, A.B. История повседневности: особенности подхода, цели и методы / A.B. Курьянович // История в XXI веке: историко-антропологический подход в преподавании и изучении истории человечества. - М.: Московский общественный научный фонд, 2001. -С. 35-44.
208. Ле Гофф, Ж. Предисловие / Ж. Ле Гофф // Блок М. Короли-чудотворцы. Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространённых преимущественно во Франции и в Англии. -М.: Языки русской культуры, 1998. - С. 11-57.
209. Людтке, А. Что такое история повседневности? Ее достижения и перспективы в Германии / А. Людтке // Социальная история. Ежегодник. - 1998/99. - М., 1999. - С. 77-100.
210. Меркулов, И. П. Сакрализация / И.П. Меркулов // Философия: энциклопедический словарь / под ред. А. А. Ивина. - М.: Гардарики, 2004. - С. 745 - 748.
211. Могильницкий, Б.Г. История исторической мысли XX века: Курс лекций. Вып. I. Кризис историзма / Б.Г. Могильницкий. - Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 2001. -210 с.
212. Могильницкий, Б.Г. История исторической мысли XX века. Курс лекций. Вып.И.: Становление «новой исторической науки» / Б.Г. Могильницкий. - Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 2003. - 177 с.
213. Могильницкий, Б.Г. История исторической мысли XX века: Курс лекций. Вып. III: Историографическая революция / Б.Г. Могильницкий. - Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 2008. - 554 с.
214. Пименова, JI.A. Анналы: Экономики. Общества. Цивилизации / Л.А. Пименова// Thesis. - 1993. - вып. 1. - С. 203-213.
215. Прозорова, Ю.А. Теория интерактивных ритуалов Р. Коллинза: от микроинтеракции к макроструктуре / Ю.А. Прозорова // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2007. - Том X. - № 1. - С. 57-73.
216. Репина, Л.П. История исторического знания. Пособие для вузов / Л.П. Репина, В.В. Зверева. - М.: Дрофа, 2004. - 288 с.
217. Симонова, O.A. К формированию социологии идентичности / O.A. Симонова // Социологический журнал. - 2008. - № 3. - С. 45-61.
218. Соловьева, Т.С. Оксфордское движение: борьба за церковное возрождение в Англии / Т. С. Соловьева // Альфа и Омега. - 2000. - № З.-С. 25-37.
219. Терехов, О.Э. Историческая мысль и историческая наука Запада XIX -XX веков: учебное пособие / О.Э. Терехов. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2006. - 164 с.
220. Тош, Д. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка / Д. Toni. - М: Издательство «Весь мир», 2000. - 296 с.
221. Трубникова, Н.В. Историческое движение «Анналов»: традиции и новации / Н.В. Трубникова. - Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 2007. - 352 с.
222. Харитонович, Д.Э. Жорж Дюби - историк средневекового искусства / Д.Э. Харитонович // Дюби Ж. Время соборов. Искусство и общество 980-1420 годов. - М.: Ладомир, 2002. - С. 5-31.
223. Шайхутдинова, E.H. Вальтер Ульман: немецкие истоки английской историографии королевской власти / E.H. Шайхутдинова //
III Исторические чтения Томского государственного педагогического университета. Материалы Международной научной конференции 11-12 ноября 2010 г. - Томск: Изд-во Том. гос. педагог, ун-та, 2011 С. 387388.
224. Шайхутдинова, E.H. Вклад А.Я. Гуревича в становление антропологической методики изучения королевской власти в советской медиевистике / E.H. Шайхутдинова // Образование, наука, инновации -вклад молодых исследователей. Материалы IV (XXXVI) Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных. Кемерово: «ИНТ», 2009. - Т. 1. — С. 8082.
225. Шайхутдинова, E.H. Вклад британских историков конца XIX - начала XX вв. в изучении королевской сакральности / E.H. Шайхутдинова // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы. Мат-лы всероссийской научно-практической конференции. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. гуманит. ун-та, 2012. - С. 490-492.
226. Шайхутдинова, E.H. Исследования американскими историками конца XX в. традиций и новаций коронационного ритуала во Франции и Англии XIII - XVII вв.: основные подходы и характеристики / E.H. Шайхутдинова // Вопросы истории, международных отношений и документоведения: Сборник материалов Российской молодежной научной конференции. - Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 2011. - Вып. 7. - С. 72-75.
227. Шайхутдинова, E.H. Истоки королевской сакральности в исследованиях Эрнста Канторовича (по монографии «Laudes regiae. А Study in Liturgical Acclamations and Medieval Ruler Workship») / E.H. Шайхутдинова // Сакральный образ правителя: Сборник научных статей. - Кемерово: «Стивэс», 2011. - С. 146-150. (Сер. Медиевистика вып. 5).
228. Шайхутдинова, E.H. К вопросу об изучении королевской сакральности в англо-американской исторической науке в 50-е-70-е годы XX в. / E.H. Шайхутдинова // Актуальные проблемы исторических исследований: взгляд молодых ученых: Сборник материалов I Всероссийской молодежной научной конференции. - Новосибирск: Параллель, 2011.-С. 6-12.
229. Шайхутдинова, E.H. К вопросу об исследованиях Э. Канторовича в области сакрализации власти / E.H. Шайхутдинова // Вестник Томского государственного университета. История. - № 1 (13) - Томск, 2011. -С. 108-110.
230. Шайхутдинова, E.H. Коронационные ритуалы в исследованиях британских позитивистов / E.H. Шайхутдинова // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер.: История, филология. - 2012. - Том 11.- Вып. 1: История. - С. 111-116.
231. Шайхутдинова, E.H. Процессы сакрализации власти средневековых правителей в трактовке англо-американских историков XX века / E.H. Шайхутдинова // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер.: История, филология. - 2012. - Том 11. Вып. 8: История.-С. 16-20.
232. Шайхутдинова, E.H. Ритуал как способ презентации власти в исследованиях М.А. Бойцова / E.H. Шайхутдинова // Материалы XLVII Международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс». - Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. ун-та, 2009.-С. 16-18.
233. Шайхутдинова, E.H. Ритуал как способ усиления королевской власти в исследованиях отечественных историков / E.H. Шайхутдинова // Политическая культура в истории Германии и России: сб. статей. -Кемерово: Кузбассвузиздат, 2009. - С. 279-283.
234. Шайхутдинова, E.H. Становление «социальной истории» в английской исторической науке начала XX в. как составляющей методов исследования королевской сакральности / E.H. Шайхутдинова // Дш Науки юторичного факультету - 2010: Матер1али III М1жнародно1 науково1 конференцп молодих учених, присвячено1 Перемоги у Великш В1тчизнянш Вшш - Вии. III: у 4-х част- Кшв: Кшвський нацюнальний ушверситет iMeHi Тараса Шевченка, 2010. - Ч. III. С. 6668.
235. Шайхутдинова, E.H. Становление концепции «социальной истории» как основы для изучения сакральности королевской власти (на примере английской и французской исторических школ) / E.H. Шайхутдинова // Ученые записки факультета истории и международных отношений: сборник научных статей памяти д-ра ист. наук, профессора Юрия Владимировича Галактионова. - Кемерово: Кемеров. гос. ун-т, 2010. -Вып. III. - С. 74-78.
236. Шайхутдинова, E.H. Трансформация социального диалога «власть-общество» в контексте изучения М. Фуко процедуры наказаний в Средние века и Новое время / E.H. Шайхутдинова // Гуманитарные науки и образование в XXI веке. Социокультурные и политические трансформации на европейском и евразийском пространстве в новое и новейшее время: тезисы международной научной конференции. -Кемерово: ООО «ИНТ», 2012. - С. 95-97.
237. Шарифжанов, И.И. Английская историография в XX веке / И.И. Шарифжанов. - Казань: Изд-во Казанского госуниверситета, 2004. -238 с.
238. Шлюмбом, Ю. Микроистория: большие вопросы в малом масштабе / Ю. Шлюмбом, М. Кром, Т. Зоколл // Прошлое - крупным планом: современные исследования по микроистории. - СПб.: Алетейя, 2003. -С. 14-27.
239. Яровицкий, В. Сто великих психологов [Электронный ресурс] / В. Яровицкий // Национальная психологическая энциклопедия [Б. д. и м.] - URL: http://vocabulary.ru/dictionary/372/word/levi-bryul-lyusen (дата обращения: 11.02.2012).
240. Alexander, J.C. Durkheim's Religious Revival / J.C. Alexander, P. Smith // American Journal of Sociology. - Sep., 1996. - Vol. 102. - Issue 2. - P. 585-592.
241. Authority and Power. Studies on Medieval Law and Government presented to Walter Ullman on his Seventieth Birthday / Edited by Brian Tierney and Peter Linehan. - Cambridge, London, New York, New Rochelle, Melbourne, Sydney: Cambridge University Press, 1980. - 274 p.
242. Bak, J. M. About P.E. Schramm / J. Bak // Kelly Boyd (Hg.): Encyclopedia of Historians and Historical Writing. - London,Chicago: Fitzroy Dearborn Pub, 1999.-P. 1200.
243. Bell, C. Ritual. Perspectives and Dimensions / C. Bell. - Oxford, New York: Oxford University Press, 2009. - 351 p.
244. Breisach, E. Historiography: ancient, medieval & modern / E. Breisach. -Chicago: The University of Chicago Press, 1994. - 481 p.
245. Burke, P. History and Social Theory / Р/ Burke. - Cambridge: Polity Press, 2004. - 224 p.
246. Burke, P. Sociology and History / P. Burke. - London; Boston: G. Allen & Unwin, 1980,- 116 p.
247. Cannadine, D. Making History Now and Then. Discoveries, Controversies and Explorations / D. Cannadine. - New York: Palgrave Macmillan, 2008. -390 p.
248. Cantor, N.F. Inventing the Middle Ages: The Lives, Works and Ideas of the Great Medievalists of the Twentieth Century / N.F. Cantor. - New York: Quill. William Morrow, 1991.-452 p.
249. Craig, D.M. The Crowned Republic? Monarchy and Anti-Monarchy in Britain, 1760-1901. / D.M. Craig // The Historical Journal. - 2003. - 46, 1. -P. 167-185.
250. Deflem, M. Ritual, Anti-Structure, and Religion: A Discussion of Victor Turner's Processual Symbolic Analysis / M. Deflem // Journal for the Scientific Study of Religion - 1991. - №30 (1). - P. 1-25.
251. Freed, J.B. Ernst Kantorowicz: An Accounting. / J/B/ Freed // Central European History (Brill Academic Publishers). - Vol. 32. - Issue 02. - June 1999.-P. 221-227.
252. Giesey R.E. Essay on Ernst Kantorowicz [Electronic resource] // Internet Archive Electron. data. [S.l. et a.]. URL: http://www.archive.Org/stream/ernstkantorowicz00reel01#page/n29/mode/l up (access date: 08.12.2012).
253. Defending Kantorowicz [Electronic resource] / R. E Giesey., R. L Benson., M. B. Sevcenko // The New York Review of Books. Electron, data. [S.l.], 1963-2013. URL: http://www.nybooks.com/articles/ archives/1992/ aug /13/defending-kantoro wicz/?pagination=false (access date: 08.12.2012).
254. Gooch, G.P. History and Historians in the Nineteenth Century / G.P. Gooch. - New York: Longmans, Green, 1913. - 604 p.
255. Kertzer, D. I. Social Anthropology and Social Science History / D.I. Kertzer // Social Science History 33:1. - Spring, 2009. - P. 1-16.
256. Landauer, C. Ernst Kantorowicz and the Sacralization of the Past / C. Landauer // Central European History (Brill Academic Publishers). - Vol. 27.-Issue 1.-March 1994.-P. 1-25.
257. Prothero, G.W A Memoir of a Henry Bradshaw / G.W. Prothero. - London: Kegan Paul, Trench & Co, 1888. - 447 p.
258. Rich, N. Book Review. Kantorowicz: Stories of a Historian. By Alain Boureau. Baltimore: Johns Hopkins University Press. 2001. Pp. xxi + 112. /
N. Rich // Central European History (Brill Academic Publishers). - Vol.35. - Issue 04. - December 2002. - P. 611-613.
259. Sturdy, D.J. «Continuity» versus «Change»: Historians and English Coronations of the Medieval and Early Modern Periods / D. J. Sturdy // Coronations: Medieval and Early Modern Monarchic Ritual. - Berkeley: University of California Press, 1990. - P. 228-244.
260. Turner, S. The Significance of Shils / S. Turner // Sociological Theory 17:2 -July, 1999.-P. 125-145.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.