Особенности этнокультурных процессов в Тропической Африке: Тенденции и проблемы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Нго Йон Мадлен Мишель

  • Нго Йон Мадлен Мишель
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2001, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 153
Нго Йон Мадлен Мишель. Особенности этнокультурных процессов в Тропической Африке: Тенденции и проблемы: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Москва. 2001. 153 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Нго Йон Мадлен Мишель

Введение

ГЛАВА I ОСОБЕННОСТИ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ В ТРОПИЧЕСКОЙ АФРИКЕ: ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ.

1.1 Этнический фактор в развитии человеческих общностей, йсторико-методологический аспект. .2 Взаимодействие этносов в процессе их формирования: тенденции и проблемы.

1.3 Роль этнических и культурных традиций у народов Тропической Африки.

ГЛАВА II ТИПОЛОГИЯ ЭТНИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ТРОПИЧЕСКОЙ АФРЖЕ.

2.! Этногенез африканских народов в контексте культурных процессов.

2.2 Основные проблемы этнокультурного и языкового развития пародов Тропической Африки.

2.3 Роль африканской интеллигенции в этнокультурном развитии народов Тропической Африки.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Особенности этнокультурных процессов в Тропической Африке: Тенденции и проблемы»

Актуальность темы диссертации. Характерной особенностью современного этапа социального развития человечества является возрастание роли этнического фактора во всех сферах общественной жизни: политической, эконмической, идеологической и т.д. Учеными выдвигается теория «этнического ренессанса», подтверждением которой являются такие факты, как многочисленные конфликты и сепаратистские движения именно на этнической почве в Испании, в Канаде, в Руанде, в Бурунди, в Мозамбике, в Анголе и т.д. Поэтому перед современными африканскими государствами встает проблема осмысления и отображения этнокультурных процессов континента.

Анализ этнокультурных проблем и выбор правильных рещений в сложной политической и социокультурной ситуации в полиэтнических обществах, какими являются практически все государства Тропической Африки, ныне чрезвычайно важны. Недостаточно провозгласить "Одна страна, один язык, одна нация" (надпись на гербе Уганды), или объявить всех жителей страны одной нацией. Поэтому в африканских странах все больше внимание уделяется изучению современных этнических процессов .

Этнокультурная история Африки сложна. Формирование новых исторических общностей, развитие их культур осуществляется в течение длительного времени, как следствие сложных миграционных процессов, воздействия многих современных напластований на первоначальный субстрат, взаимодействия и взаимовлияния разных этнокультурных компонентов.

Культурные контакты и передача культурной информации происходили как на уровне локальных этнических культур, так и на уровне цивилизаций. Важно подчеркнуть не только сложность, но крайнюю противоречивость этнокультурных процессов в современной Африке.

Наряду с разложением этнических структур и ослаблением этнического самосознания происходят противоположные процессы укрепления этничности, сопровождающиеся возникновением конфликтных ситуаций и сепаратистских движений. Поэтому анализ этно и социокультурных процессов в Тропической Африке крайне актуален и вызван современными потребностями науки и практики.

Степень разработанности проблемы. Изучение истории и культуры Африки издавна привлекало внимание исследователей. Уже с начала XX в. этой проблеме уделялось и до сих пор уделяется особое внимание в философской, социологической, этнографической литературе.

В современных идейно-теоретических спорах большое место занимают проблемы культурных процессов и взаимодействия культур. Одним из основоположников этого направления является О. Шпенглер.

Культурологические концепции английского ученого А. Тойнби, американского социолога П. А. Сорокина, американских философов и этнографов Ф. Нортропа, А. Кребера и другихЛ посвященные методологическим проблемам изучения культур и цивилизаций, находят сторонников и в наши дни. Для многих из зарубежных ученых ( как и для О. Шпенглера, А. Тойнби и П. Сорокина) характерно признание преемственности духовного развития, общих культурно-исторических закономерностей, но лишь в пределах отдельных локальных цивилизаций.

Важный вклад в исследование многообразных проблем африканской культуры и ее философского осмысления внесли крупные западные ученые как Ж. Баландье, С. Липсет, Р. Склар, С. Эйзенштадт, Л.М. Эптер и другиеЛ.

Проблемы, связанные с историей африканских народов, их культурой, наиболее интенсивно стали изучаться советскими исследователями в 60-х, а в 1 Ипенг-лер О. Закат Европы//Самосознание европейской ктльт\ры. М. 1991: Тойнби А. Постижение истории. М,, 1992; Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., j992.

Democracym Developing Counlries; Afnca//L. Diamond, S.M. I.ipset. - ! i 988-, Cartvvnghl .t. Politica! Leadership 111 Africa. I.,., 1983; Eiseiistadt .S.M. Revolution and the Transfomiation of Societies. Л comparative Study of Civilization, N.Y. -1. I')78. ещё большей степени в 70-х годах XX в. В этот период намечается новый этап в исследовании проблем культурных процессов в Африке, проблем взаимодействия и взаимовлияния культзф: изучаются его механизмы и последствия, проводятся конкретные полевые исследования, влияние культурных контактов, связей на развитие отдельных регионов, на эволюцию отдельных сфер духовной культуры. Большое внимание уделяется изучению сохранения и передачи культурной информации.

В советской, а затем в российской науке вопросам культурных процессов посвящены работы этнографов, философов, историков, лингвистов. Большой вклад в изучение культурных процессов, структуры контактов, соотнощения внешних влияний и внутренних закономерностей культурного развития и многих других проблем, связанных с историей и культурой Африки, внесли советские ученые Ю. В. Бромлей', Н.И. Конрад, С.А. ТокаревЛ, Н.Н. Чебоксаровл, Б.В, Андрионов"*, С.Н. Артановскийл С.А. Арутюновл, Вяч. В. Иванов, Ю.М. Лотман, Д.А. Ольдерогге Ю. Н. Завадский и другие. Б.С. ЕрасовЛ, A.M. Мосейко, Р. И. Исмагилова, Э. С. Львова, о п.к. Гречко , Н.С. Иллиаронова, А.Б. Летнев - заложили основу современной российской традиции изучения африканских социально-политических институтов и культурно-философской мысли.

Исследованием культурных процессов начали заниматься и африканские ученые Шейх Анта Диоп'л, Леопольд Седар Сенгор'л, Теофил Обенга", Жозеф Ки-Зербо'л, Али Мазруи'"' и др. Этот интерес к изучению Бромлей КЭБ. Этнос и :)пю1рафия. - М., 1973. Токарев С.А. Происхождение магии. -Исслсгокания и магериа:н>1 но isoupocaM нсрнобычни.х резнилиозных licponaiiHH. M ., 1959, л Чсбоксаров ГШ, Народы, Расы, Культуры, М,, 1985, Андрионои Б,В, ')moci>i и (тиичсские процесс1>1 к А(|)рикс (к проблеме типо.Ю! ии). - Сопоская 'ткирафия, 1979.

5.

Артаионский С,Н, Историческое единство человечества и взаимное в.чияние культур. Л., 1967. " Арутюнов С.А. Африка: встречи цивилизаций. М., 1970. Африка; культзра и общественное развитие. М. 1984., Ас|)рика: культурное наследие и современность. М. 1984. Ерасов Б. С. Хроническая Африка: идеология и проблема клльчуры. М., 1972. 'л["речко П. К. Введете в обществознание. М,, 1996 Diop Ch. А. Nation negre et culture. P., 1964, Senghor L, S, Negritute et himianisme. F,, 1964, " Obenga T. Les peules Bantu, migration, expansion et idendilc culUirclle. P. 1989.

Ки-Зербо Ж. Состояние и неспективы новой африканской ^ju.TNpbi // Зар\бежн1. 1е ;нггера1Л'ры и современность. И1Л!1, 2. К4. 1973. различных культурологических проблем был вызван поисками путей культурного самоопределения, необходимостью разобраться в сложных процессах становления новых культурных общностей в рамках государственных границ, определить роль традиционного культурного наследия в этих процессах.

Изучение проблем культуры и истории Тропической Африки успешно осуществляется учеными восточных факультетов московских университетов и институтов и Российской академии наук. В то же время многие современные проблемы, связанные с культурными процессами, ещё ждут своей разработки.

Цель и задачи диссертации. Целью данной диссертации является исследование этнокультурных процессов в Тропической Африке, а также выявление социально-философских проблем модернизации современной африканской культуры и её влияние на духовную жизнь общества.

В соответствии с целью исследования диссертации, автор ставит перед собой следующие задачи:

- Изучить специфику формирования этносов в Тропической Африке;

- Выявить особенности духовной культуры стран Тропической Африки, и, прежде всего, показать её самобытность и влияние элементов культурной модернизации;

Провести анализ сложного и противоречивого процесса этнокультурных проблем и попытаться выработать варианты решения этнических проблем;

- Выявить роль языка, образования, религии, СМИ в сохранении самобытной культуры;

- Рассмотреть механизм взаимодействия культурных традиций и инноваций в современных африканских обществах;

Ма/уш Л, \ЛЧ1г1с1 Ге1.!епШ(лп orcullm^es, ЫЛ',. 1976

Комплексно рассмотреть роль африканских государств, обшественных, а также интеллигенции в борьбе за самоопределение и развитие африканской культуры.

На защиту автор выносит следующие положения:

- диалектический характер этнокультурных процессов в Тропической Африке имеет как внутренние причины, так и влияние Запада;

- решение национального вопроса должно соответствовать процессу этнического развития и способствовать формированию и гармоничному развитию наций в границах одного государства;

- развитие национальной культуры требует ускоренного решения языковой проблемы, коренной перестройки системы образования и подготовки национальных кадров;

- автор не соглашается с термином «развивающиеся нации» применительно к африканской многоэтничности, считая, что многообразие этнических общностей в современных государствах Тропической Африки, подвижность этнических граней, наличие больо10го числа переходных типов не всегда позволяет адекват1ю и оптимально охарактеризовать уровень этнического развития;

- автор полагает, что политическая и идеологическая системы выступают в качестве мощного фактора не только интенсификации этнических процессов, но и сплочения разных этнических групп в более крупную социально-историческую форму общности.

Объектом исследования являются этнокультурные процессы в Тропической Африке.

Предмето.А исследования являются источники, причины, механизм и роль этнических факторов в развитии современных африканских государств.

Научная новизна исследования.

- Намечены некоторые аспекты нового подхода к изучению формирования этнических обгцностей в условиях сложных и противоречивых этнокультурных процессов;

- Определены возможности вариантов культурной политики в контексте полиэтничности большинства государств Тропической Африки в условиях взаимодействия и взаимовлияния культур;

- Обоснована необходимость дистанцирования культуры от политики при выработке возможных вариантов решении этнических проблем;

- Выявлена роль африканских обшественных мыслителей в поиске культурной идентичности.

Методологическую основу диссертации составляет принципы историзма, диалектического, системного и объективного рассмотрения процессов, методы структурно-функционального и этно-методологического аншшза.

Теоретическую и эмпирическую базу диссертации составили фундаментальные труды по этнографии, этнометодологии, социальной философии, культурологии, социологии, а также статьи и материалы периодических и специальных изданий, программные и нормативные документы партий и правительств африканских государств.

Научно-практическая значимость работы состоит в том, что материалы исследования, основные положения и теоретические выводы по конкретным проблемам могут представлять интерес для проведения эффективной культурной политики, для предотвращения возможных конфликтов на этнической почве, для развития и совершенствования содержания образования, для политиков и ученых, разрабатывающих проблемы идеологии, философии и культуры в Африке. Кроме того, содержание данной диссертации может быть полезно востоковедам, африканистам, философам и историкам при чтении курсов или спецкзфсов и в их исследованиях.

Апробация работы осуществлена в публикациях, научных докладах, выступлениях диссертанта на научных конференциях, симпозиумах и заседаниях кафедр социологии и социальной философии. Результаты исследования использовались автором при чтении семинарских занятий со студентами по курсу "Социология культуры".

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Нго Йон Мадлен Мишель

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В диссертационном исследовании мы попытались анализировать этнокультурные процессы в Тропической Африке.

Этнокультурные процессы, и в частности этнические - это часть общего вопроса о коренных социальных и экономических преобразованиях в Африке. Однако взаимосвязь этнических элементов с экономическими и социально-политическими носит диалектический характер: при определяющей роли экономики и социально-политических факторов первые в то же время активно влияют на темпы и характер развития вторых. По целому ряду причин, в том числе ввиду сложности ситуации в Африке, этнический фактор оказывает здесь большое влияние на ход социально-экономических процессов и, особенно на политическую жизнь.

Особенности исторического развития многих африканских государств Тропической Африки, определившие расстановку социальных сил, привели к тому, что после получения независимости многие проблемы, среди них и этнические, решены не были. Более того, трудности социально-экономического развития, продолжающееся засилье иностранных монополий в экономике большинства государств Африки, отсутствие политической стабильности и т.д. не могли не вызвать обострения экономических, социальных, этнических, политических противоречий.

Большинство народов Африки уже избавляются от рудиментов племенной стадии развития. Тем не менее, сохраняются многие обычаи, обряды, нормы родоплеменной морали, этнические предрассудки и предубеждения, восходящие к этой преодоленности в экономическом и политическом отношениях ступени развития общества. Здесь, как всегда, надстроечные явления оказываются более консервативными, чем базисные. Самым ярким примером такого консерватизма может служить почти повсеместное сохранение института традиционной власти, а также межплеменных союзов, даже в тех случаях, когда в среде того или иного народа уже давно развиваются кашиталистические отношения (например у бамилеке в Камеруне).

Серьезным препятствием на пути эффективного разрешения проблем, связанных с этническим развитием, укреплением государственной независимости и национального единства является трибализм. Трибализм не только способствует сохранению архаичных институтов и этнического плюрализма, но активно используется для разобщения и противопоставления африканских народов.

Сложность этнических проблем в странах Тропической Африки, 'приводящие в ряде случаев к конфликтным ситуациям может служить причиной трудностей и в будущем.

Задачи, стоящие перед правительствами африканских государств в области преодоления последствий вызванных колониальной структурой границ, подход к проблеме самоопределения в новых исторических условиях развития, решение лингвистических проблем и выработка соответствующей языковой политики свидетельствует об огромных трудностях, с которыми они регулярно встречаются. Эти трудности в большей мере предопределяют и решение этнических проблем.

В современную эпоху при решении национального вопроса следует учитывать весь комплекс международных проблем. События в Судане или В Заире,; пограничные спорьгЛ; и конфликты немедленно сказывались на отношениях между африканскими'государствами, на положении ОАЕ. Анализ тех' или иных явлений, связанных с этническими проблемами, Л невозможен без учета борьбы индустриальных стран за укрепление своего господства в Африке.

Пракгическое решение этнических проблем в сфаиах Африки пока находится в начальной стадии. Во многих случаях мы имеем дело лишь с декларациями, не подкреплешньши последующими конкретными мероприятиями.

Называя народы своих государств едиными нациями, конституции тем самым подчеркивают национальное единство, то общее, что объединяет людей различной этнической принадлежности. Но сохраняя чувство гордости за принадлеженность к своей стране, необходимо сохранять и гордость за принадлеженность к своему конкретному народу. В этом нет никакого противоречия. Не исключена возможность, что в рамках государства может в перспективе сложиться и единая нация. В качестве примера можно привести процессы происходящие в Танзании или Мали, однако в настоящее время движение по пути консолидации и интеграции далеко еще не закончено.

Конкретные исторические условия, существующие в той или иной стране, обусловливают различные варианты этнического развития. В одних странах они могут привести к образованию единой этнической общности на базе различных этнических компонентов государства, в других могут сложиться несколько общностей, в том числе и наций.

В таких случаях, естественно, политика правительств должна соответствовать процессам этнического развития и способствовать формированию, а затем и гармоничному развитию нескольких наций в границах одного государства.

Сложный этнический состав во многих странах факт бесспорный. Пройдет еще немало времени преладе, чем масаи перестанут осознавать себя масаи, басса откажутся от этнического самосознания и станут называть себя только камерунцами, и ибо и йофуба - только нигерийцами. Этническое сознание еще сильно, что несомненно сказывается на выработке этнического стереотипа и предубеждений, и на взаимоотнощениях с представителями других этнических групп.

Борьба против этнических предубеждений означает прежде всего ликвидацию экономических и социальных корней, порождающих эту болезнь.

Каждое из независимых государств Африки имеет свою специфику, которая несомненно накладывает отпечаток и на различные стороны национального вопроса. Поэтому этно и социокультурные проблемы должны решаться с учетом исторического прошлого и особенностей развития. Нельзя не учитывать также крайнюю сложность и противоречивость этнических процессов, происходяших в той или иной стране, когда наряду с детрибализацией, ростом национального самосознания и складываниел4 крупных этнических общностей наблюдается супертрибализация, усиление националистических настроений.

Решение этнических проблем немыслимо без одновременного решения "языковой проблемы" т.е. принятия единого языка государственного общения, стоящей остро почти во всех государствах Африки, а также коренной перестройки системы образования и подготовки национальных кадров.

Важным фактором ускорения национальной интеграции будет культура в африканских странах, складывающаяся в рамках существующих политических границ. В то же время, развитие национальной культуры также требует быстрейшего решения "языковой проблемы". В настоящее время в странах Африки отсутствует единая точка зрения на пути и темпы решения этой проблемы. В большинстве стран Тропической Африки положение языка бывшей метрополии, по существу, остается непоколебимым даже в тех случаях, когда имеются достаточно развитые языки, располагающие собственной письменностью (Нигерия,- Заир и др.). Исключение составляет лишь Танзания, где язык суахили уже стал государственным языком, и некоторые другие страны.

Помимо декларативных заявлений, ныне в странах Африки (хотя далеко не во всех) ведутся и конкретные этно-социологические исследования. Вырабвтывается и — общий путь развития основанный на традиционных ценностях, с наложенением на них ценностей метрополии. Это в чем-то несомненно способствует общенациональному объединению. К тому же и урбанизация в известной мере способствует (хотя далеко и не всегда) национальному строительству и росту общенационального сознания.

Многие явления африкансжой деятельности не могут быть поняты без учета этнического фактора. Речь идет не только о сложности этнолингвистической структуры большинства африканских государств, ставящей перед ними все проблемы полиэтнического государства и необходимость решения различных аспектов, связанных с национальным вопросом. В силу ряда специфических институтов родоплеменного строя этнический фактор оказывает и будет, по-видимому, еще долго оказывать огромное влияние на ход и характер социально-экономических процессов и политическую жизнь африканских государств.

Едва ли можно согласиться с некоторыми исследователями, утверждающими, что нынешняя пестрота этнической карты Тропической Африки - временное явление. Несмотря на интенсификацию в последние годы этнических процессов, двойственный и противоречивый их характер будет, по-видимому, способствовать сохраненрпо этнического многообразия еще долгое время. Задача заклкочается в том, чтобы решать этнические проблемы применительно к сложности состава населения сегодняшней Африки. По мнению автора, при всей важности этих проблем, имеется еще не мало формализма в подходе к классификации этнических общностей. Анализируя этнические процессы в современной тропической Африке, диссертант приходит к выводу, что многообразие этнических общностей в современных государствах Тропической Африки, подвижность этнических граней, наличие большого числа переходных типов не всегда позволяет достаточно мобильно, всеобъемлюще и до конца определенно охарактеризовать уровень этнического развития.

Для обозначения типа формирующихся ныне в странах Африки наций некоторые ученые предлагали ввести новый термин - «развивающиеся нации». Едва ли, однако, это предложение следует признать удачным: термин этот не совсем адекватно отражает сложные этнические процессы происходящие в современной Африке в силу своей расплывчатости, поскольку любая этническая общность развивается и постоянно изменяется.

Вместе с тем, совершенно ясно, что в странах, освободившихся от колониального гнета, формирующиеся нации имеют некоторую специфику, но определить тип этих наций пока не всегда представляется возможным.

Теория узлов или центров этнической консолидации разработанная советскими африканистами в 50 - 60-е годы, сохранила свое значение и до настоящего времени. Как правило, в каждой стране имеется один или несколько таких центров, вокруг которых группируются другие, более малочисленные этнические грзшпы. Процессы консолидации и ассимиляции приводят со временем к образованию более крупной этнической общности.

Однако в настоящее время можно говорить о новых явлениях, непрсредственно связанных с социально-экономическим развитием африканских народов в условиях существования национального государства, ь Полщ1щеская ; и выступает в качестве мощного фактора не только интенсификащии этнических процессов, но и сплочения разных этнических групп в более крупную социально-историческую форму общности.

В современных африканских государствах происходит процесс взаимодействия, сближения народов разных и по языку и происхождению, и по уровню социально-экономического и культурного развития. Иными словами происходит процесс национальной интеграции и складываний каких-то новых общностей. Это является нредметом дальнейших исследований ученых.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Нго Йон Мадлен Мишель, 2001 год

1. Литература на русском язьдке

2. IV Всесоюзная конференция африканистов. Африка в 80-е годы: итоги и нерснективы развития. М., 1984.

3. Абрамян Л.А.: Первобытный ираздник и мифология. Ереван, 1983.

4. Агеева P.A. Страны и народы: происхождение названий. М., 1990.

5. Алексеев В.В. Род, племя, народность, нация как исторические формы общности людей. М., 1962.

6. Андрианов Б.В.: Население Африки / этносоциалистический обзор. М. 1964.

7. Андрионов Б.Б.: Этносы и этнические процессы в Африке (к проблеме типологии) Советская этнография, 1979, № 5.

8. Артановский С.Н.: Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. Л., 1967.

9. Афанасьев А.Н.: Происхождение мифа, метод и средства его изучения / дерево жизни. М., 1983. >

10. Африка, Культура и Общество. М., 1990.

11. Африка: взаимодействие культур. М., 1985.

12. Африка: культура и общественное развитие. М., 1984.

13. Африка: культура и общество. Этносоциальные процессы. М., 1990.

14. А.фрика: культурное наследие и современность. М., 1985.

15. Бабакар Сине: Динамика культуры и современные средства коммуникации в Африке. М., 198>2.

16. Баграмов Э.А.: Национальный вопрос и буржуазная идеология. М., 1966.

17. Балагун О.: Традиционные искусства и культурное развитие Африки. Культура. П., 1984, № 1.

18. Бальзан Франсуа: Черный козерог. М., 1973.

19. Беилис В.А.: культурное наследие Африки. М., 1987.

20. Беилис В.А.: Традиция в современных культурах Африки. М., 1986.

21. Беилис В.А.: Традиция в современных культурах Африки. М., 1986.

22. Библия. Современный перевод библейских текстов. М., 1993.

23. Битек О. Африканские традиционные религии. М., 1979.

24. Боас Ф.: Ум первобытного человека. М. Л., 1926.

25. Богумил О. Боги тропической Африки. М., 1976.

26. Брик А. Бунтарский дух культуры. Новости ЮНЕСКО. Париж, 1982, № 10.

27. Бромлей Ю.В.: ОчерБси теории этноса. М., 1983.

28. Бромлей Ю.В.: Современные проблемы этнографии. М., 1987.

29. Брук СМ.: Население мира: М., 1988. •

30. Васильев Л.С.: Становление политической администрации (от локальной группы охотников :И; собирателей к протогосударству чифдом) народы Азии и Африки, 1981 :№1. . , ; '

31. ГолосовкерЯ:Э.: Логика мифа. М., 1987.

32. Гречко П.К.: Введение в обществознание. М., 1996:

33. Гроссе Э.: Происхождение йсжусства. М., 1899.

34. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989.34; Данилова Л.В.: Дискуссионные проблемы теории докапиталистических: обществ --проблемы истории докапиталистических обществ. М, 1968. 35. Два- нагфавления социальНа-экоНомичЛ Африке: М';Л1980.

35. Ерасов Б.С.: Социальная культура. Часть 1. М., 1994.

36. Ерасов B.C.: Социально-культурные традиции и общественное сознание в развивающихся странах Африки. М., 1982.

37. Ерасов Б.С.: Тропическая Африка: Идеология и проблемы культуры. М., 1972.

38. Ерофеев H.A.: Африка в королевстве кривых зеркал. Источниковедение африканской истории. М., 1917.

39. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М., 1997

40. Зотова Ю.Н.: Традиционные политические институты Нигерии (первая половина XX в.). М., 1979, , ;ч; >

41. Зубков И.Ф.; Курс диалектического материализма. М., 1990. »

42. Иорданский В.Б.: Звери , Люди, Боги. М., 1991.

43. Иорданский В.Б.: Хаос и Гармония. М., 1982.

44. Исмагилова Р.Н.: Африка. Взаимодействие культур. М., 1989.

45. ИсмагиловаР.Н: Африка. Культура и общество: этносоциальные процессы. М., 1990. ,

46. Исмагилова Р.Н.: Африка. Культурное наследие и современность. Мл, 1985.

47. Ки-Зербо Жозеф.: Состояние и перспективы новой африканской , • культуры. Зарубежная литературами современность. Вьш: 2;, М., 1973.

48. Киселев Г С: Доколониальная Африка. Формирование классового общества. М., 1985.

49. Киселев Г С: Колониальная Африка. Формирование классового общества / состояние проблемы и перспектива ее разработки. М., 1986.

50. Ключников Б.Ф.: Концепщия и прогнозы нового международного экономического порядка. Горизонты 2000 года. М., 1982.

51. Кон И.С.: Психология предрассудка / о социально-психологических корнях этнических предубеждений. «Новый мир». М., 1979.

52. Коренчук Е.Г.: Идеологическая экспансия французского неоклониализма в Тропической Африке 1958 1972 гг. М., 1979.

53. Коренчук Е.Г.: Неоколониализм в Тропической Африке (1958 1972). М., 1981.

54. Котлдр Е.С. Предисловие. Сказки народов Африки. М., 1976.

55. Крочанцсв В.А.: Африка под покровом обычая. М., 1978. •

56. Куббель Л.Е.: Очервйттотестарно-политической этнографии. М., 1988.

57. Кулик С.Ф.: Африка: по следам событий. М., 1983.

58. Кулик С.Ф.: Черный феникс. М., 1988.67.'ЯевиФрюль: Сверхъёетествеиное в первобытном мышлении. М., 1937. л

59. ЛевйСтрос К: Структурная антропология. М., 1985.

60. ЛетневА.Б.: Общественная мораль в Западной Африке 1918 1939 гг. М.,1983.

61. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 46. -А , н

62. МелетиНский Е.М.-Поэтика мифа. М., 1976.

63. Мид. М.: Культура и мир детства. М., 1988.

64. Мифы народов мира. Энциклопедия. М., Сов. Энциклопедия, 1991.

65. Мосейко А.Н.: Идеология в странах Тропической Африки. М., 1985

66. М'Боу: Культура и развитие: место и роль человека. Курьер Юнеско, 1982, №8.

67. Маке Жак: Цивилизации Африки южной Сахары. М., 1974.

68. Маретин Ю.В.: Проблемы истории докапиталистических обществ. Кн. 1. М., 1968.

69. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 46.

70. Мелетинский Е.М.: Поэтика мифа. М., 1976.

71. Мид. М.: Культура и мир детства. М., 1988.

72. Мифы народов мира. Энциклопедия. М., Сов. Энциклопедия, 1991.

73. Мосейко А.Н.: Идеология в странах Тропической Африки. М., 1985

74. Mocea М.: Концепции зарубежной этнологии. М, 1979.

75. Нйжников С .А.: Проблема духовного в западной и восточной культуре и философии. М., 1995. Л • v .

76. Ольдорегго ДА.: Иерархия родовых структур и типы большесемейнных домашних общин. Социальная (организация народов Азии и Африки. М., 1975. . .

77. Ольдорегго Д,А.: Эпигамия. М., 1968.

78. ОсидоровЕ.С: Шаман. Человек,Религия. Якут, 1994.

79. Панов В. А.: Ашантийцы в XIX в. Опыт этносоциологического исследования. Л., 1982. : г

80. Пиотровский Б.Б.: Африка. Взаимодействие культур. М., 1989.

81. Т1лемяиГосударствов Африке. М., 1991.8Яи-Рас1Л1: ,и народы.- .Ежегодиик.лСоЛфеменные:,этнические и расовыеЛ проблемы. М., 1990. .90.; Рели М., Наука, 1990.

82. Семушкин A.B.: У истоков европейской рациональносги (11ачало древнегреческой философии). М. : 1996.

83. Синицына И.Е.: Обычаи и обычное право в современной Африке. М., 1978.

84. Средние городские слои в Тропической Африке. М., 1985.

85. Старостин Б.С: Освободившиеся страны. Общество и личность. М., 1984.

86. Страны и народы. М., 1978.

87. Стратанович Г.Г.: Проблемы этнографии и этнической истории народов восточной и юго-восточной Азиш. М., 1968.

88. Стратанович Г.Г.: Проблемы этнографии и этнической истории народов восточной и юго-восточной Азии. М., 1968.

89. Таболина Т.В.: Этническая проблематика в современной американской науке. М., 1985. , . ,

90. Токарев;С.А.: Истоки этнографической науки;М., 1978;

91. Тернбул Колип М.: Человек в Африке. М.,1981.

92. Токарев С.А.: Истоки этнографической науки. М., 1978.

93. Токарев С. А.: История зарубежной этнографии. М., 1978.

94. Токарев С.А.; Происхождение магии. Исследования и материалы по вопросам первобытных религиозшых верований. М., 1959.

95. Томаносвкая О.С.: Лоанго, Каконго и Нгойо. М.: 1980. i

96. Томаноская О.С: Социально-политическая структура Лоанго; Каконго иНгойовХУП-ХУШвв. Л.,1976. ^ л .

97. ЮбЛрадиции и Культура в Афрмке. М., 1984. 107; Традиция в современных куии>турах Африки. М., 1986.

98. Тэнер В.: Символ йритуал. М., 1983.

99. Федорова Л.Н.: Африканский танец, обычаи, ритуалы; традиции. M.f1986. .•• :.lA.J.:y:

100. Фщософский энциклопедический словарь. М, 1989;

101. Форрс?5|л1ч; ЩЛвщсгШ политические системы».1. Лондон, 1941; г

102. Франкфорт Г.Е. и др.: В предверии философиил М:, 1984. ,

103. Францов Г.П.: Фетищизм и проблема происхождения религии. ГАИЗ, 1940.

104. Фрезер Джеймс Джордж: Золотая ветвь. М., 1983.

105. Фрейд Зигмунд: Я и ОНО. Тбилиси, 1991.

106. Фрейденберг О.М.: Миф и литература древности, М., 1978.

107. Хюбнер К.: Истина мифа. М.: Республика, 1996,448 с.

108. Цивилизации Тропической Африки общества, культуры, языки.

109. Чаныщев А.Н.: Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.

110. Чербаков Н.Н. Народы. Расы. Культуры. М., 1985.

111. Шабаев Б.А.: Африка из прошлого в будущее. М., 1984. 122.111арерская Б.И.Л Кобишанов Ю.М.: Традиционные и синкретическиерелигии. М, 1986. , л ;

112. ШаревскаяБ.И.: Старые и новые религии Тропической и Южной

113. Африки. М., 1964. 124.111ахнович М.И.: Первобытная мифология и философия. Л., 1971.

114. Швейцер Алберт: Культура и этика. М.: Прогресс, 1973. ;

115. Шпажников Г.А.: Религии стран Африки. М., 1967.

116. Этническая История Африки. Доколониальный период. М., 1977.

117. Этнографические исследования развития Kyjn>iypbi. M., 1985.

118. Этнос вдоклассовом и раннеклассовом обществе. М., 1982. . .

119. Эфендиев А.Г.: Основы социологии. М., 1993.

120. Юдин;:Ю.А.: Высшие органы государства в странах Тропической Африки. М., 1980:

121. Юнг К.Г.: Один современный миф. О вещах, наблюдаемых в небе. М.,1993. . :u,.,nv: Д.:,,,.:А.

122. Литература на французском и английском языках

123. Л33 .Actueldeveloppe! ment. 6 janvier 1989. №ЛЛ4ЛЛ

124. Ajayi J. F. Ade. Gliristian Missions in Nigeria 1841-1891. The Making of a New Elite. L., 1984. P. 255.

125. Alexandre P. Et Binet.: Le groupe dit Pahouin (fang-Beti). P. 1973.

126. Amadou Mahtar Mbo.: Les memoires de rAfrique des origines a nos jours. Paris, 1972.

127. Andreev I., Marx K.: Le marxisme et l'Afrique. M.: Novosti, 1976, 102 p.

128. Bendix R.: What is modernisation? In developing Nations: Quest for a model, N.Y., 1970,265 p.

129. Biblical revelation and African beliefs. London, 1972.

130. BokarN'Diaye.: Les castes au Mah. Bamako, 1970,214 p.

131. Boni Nazi.: Crepuscule des temps anciens. Paris, Seuil, 217 p.

132. Brunschwing.: Mythe et realite de l'imperialisme culturel fran?ais. Paris, colin., 1960,298 p.

133. Buclnnan J.: L'Afrique noire independante. Paris, librairie generale de droit et de jurisprudence, 1964, 364 p.149: Burton W.F.P. : Luba Religion and Magic in Custom and beliefs. Tervuren, A 1961.

134. Calve/. J-Y.: Aspects politiques et sociaux des pays en voie de , > : .developpement; Dalloz, 1971, P. 5 2aa >. LSI;; Cesaire Aime.: Discours sAuA

135. Cheikli Anta Diop.: L'Afrique noire precoloniale, Paris, 1960, 152 p.

136. Claude Wauthier;: L'Afrique des africains, Paris, Seuil, 19 .154:: Goiiference intergouvernementale sur les politiques de la communication et- ; Afrique, Yaounde, 22-31 juillet, 1980,105 p. I;

137. Cory H.: The political indigenous system of Sukema. L, 1960.

138. Crahay F.: De «decollage» conceptual: condition d'une philosophie bantoue. Paris, Diogenes, 1965, 150 p. •

139. Currie H.C.: A protection of sociolinguistics: the relationship of speech to ; i ; ' . .

140. Deschamps H.: Les religions de l'Afrique noire. P., 1960.

141. Deschamps H.: Traditions orales et archives au Gabon. Paris, 1962.

142. Dieng Amadou Aly.: Hegel, Marx, Engels et les problemas de l'Afrique noire, Dakar, 1978,126 p.

143. Diop, Cheikh Anta: Anteriorite des civilisations negres: Mythes ou verite historique.

144. Diop, Cheikh Anta: L'Afrique noire precoloniale. Paris, 1987.

145. Diop, Cheikh Anta: Notions negres 2e edition 2 tomes Presence africaine, 1979.

146. Domatob J.K.: L'education en matiere de media en Afrique sub-saharienne face a des problemes // Le journaliste Democratique, 1990, P. 12 15.168, Domenach J.M.: Enquete sur les idees contemporaines, Paris, Seuil, 1981,.•••258p-- , . ' .

147. Douglas M.: The Lete of Kassai. African Worlds. L., 1954.

148. Dupire M.: Situatiopude la femme dans une societe pastorale. Femme d'Afrique noire. P., I960.

149. DurkeimE.: Les formes elementaires de la vie religieuse. P., 1912.

150. Eisenstadt S .N.: Tradition ? change and modernity, N. Y., 1973, P: 98 102.

151. Erassov B.: La formation, de l'ideologie dans les pays de l'Afrique Tropicale et, les,traditipps: culturelles (2-eme Congres international des africanistes.) Communications de la delegation de l'URS S, Moscou, 1967,16 p.

152. Esclavage en Afrique coloniale. P., 1975.

153. Evans Pritcharrd E.E.; Lareligion des primitifs. P., 1971.

154. Fanon F.: Peau noire, masques blancs, Paris, 1952, 234 p.

155. Fukiau A.: Le jMukongo et le monde qui l'entourait. Cosmogonie Kongo. Kinshasa, 1969.

156. Gherari Rachida Belahouane, l'endettement: la spirale infernale //Afrique-Asie, 30 juillet, 1984, № 327, P. 56.

157. Goma Foutou: Histoire des civilizations du Congo. Paris, 1981.

158. Hama Boubou.: Le retard de l'Afrique. Essai philosophique, Paris, 1972, 231 p.

159. Hamond P.B.: Cultural and social antliropology selected readings, sector IV, "political systems" N.Y.L., 1964.

160. Herskovits M.: Anthropology and culture Change in Africa, Pretoria, 1972, 231 p.

161. Heusch, de. L.: Le sorcier, le pere Tempels et les jumeaux malvenus. La notion de personne en Afrique noire. P., 1973.

162. Heusch, de. L.: Le roi ivre ou l'origine de l'Etat. P., 1972.

163. Holas В.: Le separatisme religieux en Afrique noire. P., 1965.

164. Horton R.: On the rationality of conversation Africa 1975, vol. 45, № 3. ,

165. Houis M.:;Les situations de langage en Afrique. Сотр. du Colloque 24, 25, 26 fevrier 1978 a Epemay sur le Theme: audiovisuel et choc des cultures.

166. Inongo Sakombi.: Authenticite, Kinshasa, 1974, 11 p.

167. Jalm J.:-Value conceptions in Sud, Sahara, Africa, in: Cross cultural understanding, N. Y., 1964, 115 p.

168. Jean Loup Amselle et Elikia Mbokolo: Au coeur de l'etlmie, tribahsme et Etal en Afrique.

169. July RAW: The; origin ofmodem Africa Thought, London, 1968, P. 282.

170. Junod H.A.: Moeurs et coutumes des Bantu. T.TP., 1936.

171. Kagame A.: La philosophie Bantu, rwandaise de l'etre. Memoire presente a la seance du 20 juin 1955.

172. Kagame A: La Philosophie Bantu comparee. P., 1976.

173. Kississou Boma: Anti-Senghor ou la cririque marxiste du pseudo-socialisme de Aenghor, Brazzaville, 1978, 158 p. ,

174. Kjolseth R.: The development of the sociology of language and its social implications // Sociolinguistics Newsletter, 1972, № 3, P. 7 10, 24-29.

175. KouroumavAmadou: Monne, outrages et defis, Paris, Seuil, 1992, 218 p.

176. Kjatinde Francis.: La privee enfin a la «une» Jeune Afrique, 30 janvier 5 fevrier 1991, № 1570, 27 p.

177. Kwame N'Krumah: La lutte des classes en Afrique, Paris, 1972 / в книге: «Consciencism», London, 1964, 217 p.

178. La publicite radio televisee deviendra - t - elle un facteiuA de development en Afrique? Le journaliste democratique, Checos, Fevrier 1990, P. 10 - 12.

179. Labat J.B.: Relation historique de l'Ethiopie occidentale, contenant la description, Angola et Matamba.

180. Lacoste Y.: Les pays sous-developpes, coll. que sais-je? P.U.F. // Aspects politiques et sociax des pays en voie de developpement, Paris, Dalloz. 1971, 298 p. '

181. Latour B.: Nous n'avons jamais ete modernes. Essai d'antropologie symetrique, Paris, La decouverte, 1991, 316 p.

182. Le Zaire: civilisations traditionnelles et culture moderne, Paris, Presence africiane, 1964, 350 p.

183. Leon Frobenius: Histoire de la civilisation africaine, Paris, 1938 5-e edition, 488p.

184. Les Ancetres racontent: Ed. St. Paul Afrique.

185. Les edits africains en difficulte? // Voix d'Afrique, 7 mars, 1990, P. 70 72.

186. Levi-Sfrausse C: La pensee sauvage. P., 1962.

187. Libert E.: Les missionnaires belges face au mouvement kimbanguiste. Documents contemppra.ins 1921. Etudes d'histoire africaine. Paris Lou vain, 1971.

188. Lisspuba,, Pascal: Qonsience de developpement et democratie. 1975.211 .Lombard, Jacques: Autorites traditionnelles et pouvoirs europeens en Afriquenoire. Paris, 1967.

189. Louyot Alain: Ethiopie: l'aide margre tout // Journal l'Express, 22.- 28 . , janvier, 1988,34 p.

190. M'Bokolo Elikia: Le continent convoite, Paris, Montreal, 1980, 270 p.

191. Mabona A: Aspects de la philosophie africaine // Presence africaine, 1962, №41, P. 45-60.

192. Mamadou Dia: Reflexion sur l'economie africaine, Paris, 1960, 216 p.

193. Mamonju E.A.: Les medias de Madagascar // Le journaliste democratique. Juillet 1989, P. 13.

194. Maquet Emma, et autres: Histoire de l'Afrique Centrale: Des origines au milieu du 20 eme siecle. Paris, 1971.

195. Marc H. Piault: La colonisation: rupture ou paranthese. Paris, 1987.

196. Marcello J.A.: Voyage to Congo "A Churchill's collection of voyage and fravels". London, vol. 1,1704.

197. Mazrui A. A. World federation of cultures, N. Y., 1.976. 152 p.

198. Mbiti J.: African Religions & philosophy, N.Y., 1969, 116 p.

199. Mertens S.J.: Les chefs, couronnes chez les bakongo orientaux. Etudes du •r-roAA 1942. Institut Royal colonial Belge. Memoirecoll. In 8 t. 3.226;; Miske AALAAmecABA ouverte aux elites du tiers monde, Paris, 1981,206p.

200. Morin E.; Le paradigme perdu: La naissance humaine, Paris, Edition du Seuil, 1973, 378 p.22S: Mulagp gAyaA№ traditionnelle des bantu et leur vision dumonde. Kinhasa, 1973.229; MurdockGP.:: Africa peoples and their culture history, N. Y., 1959, 233 p.

201. NdongoJacque. Fame;;Le prince"et le scribe. Lecture politique et esthetique du Roman negrorafricain et post-colonial, Yaoimde, Berger-Levrault, 1988, 388p.

202. Ngouabi Marien: Socialisme scientifique (l'experience congolaise) // Service presidentiel d'infonnation de presse, 1975, 67 p.

203. Nyerere J.: Freedom and Unity, L., 1976, 206 p.

204. Obenga Theophile: Afrique Noire precoloniale. Paris. 1974.

205. Obenga Theophile: Introduction a la connaissance du Peuple de la Rep. Pop. Du Congo. Brazzaville, 1973.

206. Obenga Theophile: Les peoples Bantu, migration, expansion et identite culturelle. CICIBA: Paris, 1989.

207. Ogot B.A.: Reintroducing the African Man into the Word. Traditional Communalism and European Socialism in African Politics // East Africa Journal, Nairobi, 1968, 70 p. .

208. Paminder G: African traditional religion. L., 1954.

209. Paulin J.: Sur la philosophie africaine: ACritique de l'elhnophilosophie, Francois Maspero, Paris, 1976, 240 p.

210. Pigafctta Ph.: Le Congo. La verdique description du royaume africain. Bruxelles, 1883.

211. Rabesahala Gisele: Un parti de patriotes et d'internationalistes // La nouvelle ' v revue Internationale, 1981, № 1, P. 111-117.

212. Revolution // organe du Parti Communiste togolais. Mars, 1984A № 74,12 p. .245. Sartre .J.P.: OrpheeAnoir. En: Anthologie de la nouvelle poesie negre etmalgache, Paris, 1948, 192 p.

213. Saussure F: Essai sur la linguistique generale. M.: Progres, 1990, 314 p.

214. Scheitzer A.: Histoires de la foret vierge. P., 1955.

215. Senghor L.S.: La poesie de l'action: conversation avec Mohamed Aziza, Paris, Editions Stock, 1964, 218 p.

216. Senghor L.S.: Nation et voie africaine du socialisme, Paris, 1961. 188 p.

217. Senghor L.S.: Negritude et humanisme, Paris, 1964. 296 p.

218. Senglior L. S.: Piere Teilliard de Chardin et la politique africaine, Paris, 1962. 274 p

219. Sinda M.: Le messianisme congolais. P., 1972.

220. Soret, Marcel: Les Teke de l'Est. Lille, 1973.

221. Sorman G.: Les vrais penseurs de notre temps, Paris, Fayard, 1989. 409 p.

222. Suret-Canale J., Diop C.A.: L'unite culturelle de l'Afrique noire // Recherches africaines, Conakry, 1960. № 4, 314 p.

223. Tempels P., Bantu: Philosophie ontology und ethik, Paris, Heidelbegg, 1956.118 p.

224. Temples P., Bantu philosophy, Paris, Presence africaine, 1969.189 p.

225. Temples P.: La philosophie Bantou, Paris, 1949,189 p.

226. Towa M.: «Les pUr-sang». Negritude Cesarienne et surrealisme, Yaounde, i 1969. №2 3, 118 p.

227. Towa M: Essai sur la problematique philosophique dans l'Afrique actuelle, Yaounde,Ed. Cle, 1971.328 p.

228. Towa M.: Leopold SedarSenghor: Negritude ou Servitude? Yaounde, 1980. 296 p.

229. Tradre Sekou: Les intellectuels africains face au marxisme, Paris, Points de vue, 1983. 125 p.

230. Troubnikov V.: L'option non capitaliste: theorie, l'experience, perspectives, Moscou, ed. Novosti, 1986. 25 p. .264. ' UNESCO: Tradition 'et developpement dans l'Afrique d'aujourd'hui. Paris, 1990.

231. Zerbo J.K.: African Personnality and the new african society // In "Independent Black Africa", Chicago, 1964. P. 265 275.153

232. Zerbo J.K.: Histoire generale de l'Afrique. Methodologie et prehistoire africaine, Paris, Unesco, 1980. 776 p.

233. Zerbo J.K.: Peau noire, masques blancs // Nouvel observateur, 25 janvier, 1967. P. 2-3.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.