Особенности "армейской трилогии" Джеймса Джонса в контексте антимилитаристской прозы США XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат наук Щукина, Вероника Александровна

  • Щукина, Вероника Александровна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Воронеж
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 172
Щукина, Вероника Александровна. Особенности "армейской трилогии" Джеймса Джонса в контексте антимилитаристской прозы США XX века: дис. кандидат наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Воронеж. 2013. 172 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Щукина, Вероника Александровна

Содержание

Введение

Глава 1. Антимилитаристский роман в американской прозе. Этапы развития

1.1. Истоки антимилитаристской прозы США

1.2. Развитие американской антимилитаристской прозы после

Второй мировой войны

Глава 2. Расширение границ антимилитаристского романа в «Отныне и вовек» Дж. Джонса

2.1. Роман Дж. Джонса «Отныне и вовек» и антимилитаристская проза США

2.2. «Отныне и вовек» Дж. Джонса в общелитературном

контексте

Глава 3. Новые грани антимилитаристской прозы в романах

Дж. Джонса «Тонкая красная линия» и «Только позови»

3.1. Роман Дж. Джонса «Тонкая красная линия» и американская антимилитаристская проза: точки соприкосновения и отталкивания

3.2. Расхождение романа Дж. Джонса «Только позови» с

антимилитаристской прозой США

Заключение

Библиография

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Особенности "армейской трилогии" Джеймса Джонса в контексте антимилитаристской прозы США XX века»

Введение

Для американской литературы 1950-е годы ознаменовались появлением множества молодых талантливых писателей, первым же своим произведением привлекших внимание критиков и вызвавших интерес у читателей (можно вспомнить Нормана Мейлера с его романом «Нагие и мертвые» (1948) и Джерома Дэвида Сэлинджера с его книгой «Над пропастью во ржи» (1951)). К числу авторов, стремительно начавших творческий путь в этот период, принадлежит и Джеймс Рамон Джонс (James Ramon Jones, 1921-1977) - один из наиболее ярких и самобытных прозаиков США второй половины XX века. Уже в 1952 г. он получил Национальную Книжную Премию (National Book Award) за свой первый роман «Отныне и вовек» ("From Here to Eternity", 1951), обойдя основных претендентов на эту награду - Дж. Д. Сэлинджера («Над пропастью во ржи») и Г. Вука («Восстание на «Кейне»). Литературное дарование Дж. Джонса сразу же было высоко оценено многими американскими критиками, в том числе и хорошо известным в нашей стране Максуэллом Гайсмаром, назвавшим «Отныне и вовек» «лучшим романом того времени» [Гайсмар, 1976, с. 286], а его создателя - «автором, подарившим нам первую превосходную книгу об армии» [Гайсмар, 1976, с. 300]. Действительно, дебютное произведение американского писателя печаталось огромными тиражами в 1950-е годы (а в 1953 г. было экранизировано режиссером Фредом Циннеманом, фильм которого получил 8 наград американской киноакадемии) и до сих пор остается в списке бестселлеров ("The National Bestseller", как позиционируют роман «Отныне и вовек» современные издатели1). Популярность творчества Дж. Джонса в целом в США XXI века не только не угасает, но, напротив, стремительно растет, что подтверждает и недавнее появление в сети

1 В 1998 году издательство "Modern Library" включило «Отныне и вовек» в список «100 лучших англоязычных романов XX века».

Интернет «Литературного общества Джеймса Джонса» - "James Jones Literary Society" (URL: http://www.iamesionesliterarysociety.org).

Жизнь Дж. Джонса оказалась неразрывно связанной с огромными потрясениями в мировой истории, и впечатления от всего увиденного и испытанного на собственном опыте впоследствии нашли отражение в его произведениях. Родившийся в небольшом городке Робинсон (штат Иллинойс) Дж. Джонс в связи с вызванным Великой Депрессией 19291939 гг. тяжелым экономическим положением своей семьи был вынужден в 1939 году завербоваться в армию. Будущий писатель нес службу на Гавайях, где его и настигла Вторая мировая война. В качестве рядового 27-го пехотного полка он был направлен на тихоокеанский остров Гуадалканал и оказался в эпицентре военных действий, принимая участие в битвах американской армии с японскими вооруженными силами за Соломоновы острова. В 1944 году Дж. Джонс получил ранение, что вскоре повлекло за собой демобилизацию. Вернувшись в США, он окончил университет штата Нью-Йорк (1945), где завершил обучение, начатое в 1939 г. в Гавайском университете, и всецело посвятил себя литературному творчеству.

Решение стать писателем Дж. Джонс принял еще во время армейской службы в Гонолулу, что повлекло за собой желание прослушать курс лекций по истории литературы и технике литературного письма. В одном из интервью1 он назвал и имена своих предшественников, творчество которых оказало на него наибольшее влияние и подтолкнуло к созданию собственных произведений. Доминирующую роль в своем становлении как писателя Дж. Джонс отводил трем авторам - Стендалю, Ф. М. Достоевскому и Т. Вулфу; не отрицал увлечения также книгами У. Фолкнера, Э. Хемингуэя, Ф. С. Фицджеральда, Дж. Дос Пассоса, Дж. Стейнбека, Г. Джеймса, Н. Готорна, Г. Д. Topo, Р. У. Эмерсона, Дж. Джойса. Перу самого Дж. Джонса принадлежит ряд значительных произведений: романы «И

1 См. интервью Нельсона Олдрича с Джеймсом Джонсом: Aldrich N. W. James Jones / Nelson W. Aldrich // Writers at Work: the Paris Review Interviews: Third Series. - N. Y., 1967. - P. 245.

подбежали они» ("Some Came Running", 1957), «Ступай туда, где делают вдов» ("Go to the Widow-Maker", 1967), «Веселый месяц май» ("The Merry Month of May", 1971), «Прикосновение опасности» ("A Touch of Danger", 1973), повесть «Пистолет» ("The Pistol", 1959), сборник рассказов «Головная боль от мороженого и другие рассказы» ("The Ice-Cream Headache and Other Stories", 1968) и др.

Несмотря на разнообразие интересовавших Дж. Джонса и затрагиваемых в его творчестве тем, истинным и единственным источником вдохновения для американского писателя всегда являлась армия. Он, как никто другой, смог не только прекрасно изобразить армию - особый мужской мир, но и осмыслить весь комплекс существующих в сознании людей представлений об этой организации. Благодаря собственному опыту службы в вооруженных силах США Дж. Джонс также осознал, что именно армия, где человек постоянно пребывает в «многолюдном одиночестве казарм» ("the crowded loneliness of the barracks" [Jones, 1998 a, p. 96]), послужит идеальным объектом для репрезентации экзистенциального мироощущения: на примере армейской жизни легче всего показать, говоря словами самого писателя, «агонию разочарования, потерянности, отчаяния и одиночества, которую чувствуют все» [цит. по: MacShane, 1985, р. 44]. В результате центральное место в творческом наследии Дж. Джонса заняла «армейская трилогия»1, состоящая из романов «Отныне и вовек» ("From Here to Eternity", 1951), «Тонкая красная линия» ("The Thin Red Line", 1962) и «Только позови» ("Whistle", посмертная публикация в 1978). Эти произведения, с одной стороны, могут рассматриваться в качестве вполне самостоятельных, так как каждое имеет законченную сюжетную канву и собственных действующих лиц, с другой - их сближают переходящие из книги в книгу схожие типы персонажей, фиксация дальнейшей трансформации некоторых центральных характеров. Наличие такой

1 Автор не дает общего названия для трех своих романов; относительно этих произведений в отечественном литературоведении используется термин «военная трилогия», однако нам представляется более точным определение, бытующее в зарубежной науке, - "army trilogy".

особенности является логическим результатом замысла Дж. Джонса и вытекает из его оригинальной трактовки понятия «трилогия»: «каждый роман должен сохранять самостоятельность в качестве отличного от других произведения» [Jones, 1978, p. xix], иначе возникает «один большой роман, а не трилогия» [Jones, 1978, р. хх].

В зарубежном литературоведении «армейская трилогия» вызывала и до сих пор вызывает повышенный интерес, причем работы исследователей характеризуются неоднозначностью оценок. Думается, что основной причиной разнообразия мнений среди американских критиков относительно творчества Дж. Джонса является многогранность произведений этого автора: за повествованием об исторических событиях на тихоокеанском фронте Второй мировой войны скрывается вневременное, философское осмысление человеческой жизни.

Проанализировав и классифицировав исследовательские работы разных лет, можно выделить несколько бытующих в зарубежной науке точек зрения на «армейскую трилогию» в целом и составляющие ее романы в частности.

1). "Realistic novels about army life" («реалистические романы об армейской жизни»).

Один из наиболее распространенных взглядов на творчество Дж. Джонса связан с рассмотрением его романов в качестве реалистических произведений. Эта точка зрения, появившись во второй половине XX века, продолжает сохраняться и в современном американском литературоведении. Так, подобно Роберту Кьернану, который в конце прошлого столетия назвал произведения Дж. Джонса «реалистическими романами об армейской жизни» [Kiernan, 1983, р. 12], Рассел Картер в своем диссертационном исследовании «Джеймс Джонс: Дань фронтовику» ("James Jones: A Tribute to a Conflicted Combat Veteran", 2009), анализируя воссоздание в «армейской трилогии» процесса «эволюции солдата» [Carter, 2009, p. iv], приходит к аналогичному

выводу: в книгах американского писателя он находит прежде всего точное «отражение солдатской жизни» [Carter, 2009, p. iv].

Действительно, в своей «трилогии» автор достоверно изображает и повседневную жизнь гавайской «ананасной армии» мирного времени накануне нападения Японии на США в декабре 1941 года («Отныне и вовек»), и особенности пребывания американских солдат на тихоокеанском театре военных действий в 1942 году («Тонкая красная линия»), и психологические трудности, с которыми в 1943 году сталкиваются на родине вернувшиеся домой раненые ветераны («Только позови»). Однако произведения Дж. Джонса не ограничиваются описанием казарменного и фронтового быта. За, казалось бы, довольно незамысловатыми картинами американской армейской жизни XX века скрывается широкая панорама всего человеческого существования, предстающего в качестве вечной трагедии.

Следует также обратить внимание на то, что сам Дж. Джонс вовсе не считал себя реалистом: «Я совершенно не люблю слово «реализм». Меня могут называть реалистом и натуралистом, но я не знаю, кем я являюсь» [цит. по: Aldrich, 1967, р. 249]. Однозначно охарактеризовать художественную манеру автора, действительно, сложно, поскольку в его романах с реалистическими и натуралистическими описаниями сочетаются романтические детали и экзистенциальные черты.

Учитывая тематическую многогранность «армейской трилогии», многие зарубежные исследователи (речь о которых пойдет ниже) совершенно справедливо считают присвоенное входящим в ее состав произведениям определение «реалистический роман об армейской жизни» [Kiernan, 1983, р. 12] не точным и предпочитают расширять и дополнять его.

2). "Nonfiction documentary" («биографический документализм»).

Сторонники данной точки зрения делают акцент на связь жизненного и творческого пути Дж. Джонса. Одним из первых на присутствие «свойств биографического документализма» [Garrett, 1984, р. 135] в «армейской трилогии» обращает внимание Джордж Гарретт. Указав на эту особенность

произведений Дж. Джонса, исследователь, тем не менее, оставляет подобный тезис без доказательств.

В 2002 году Пэнни Мэри Сонненбург в своей диссертации «Художественная литература как история: Джеймс Джонс, «Отныне и вовек» ("Fiction as History: James Jones, From Here to Eternity"), подробно рассматривая биографические и документальные факты в романе «Отныне и вовек», подчеркивает, что это произведение содержит «описание не только того, что военная служба делает с человеком, но также того, что она сделала с Джеймсом Джонсом в эмоциональном плане» [Sonnenburg, 2002, р. 2]. Литературовед, как нам кажется, чересчур категорично заявляет: «Джонс <...> ограничил свое повествование лишь тем, что он знал или испытал» [Sonnenburg, 2002, р. 30], а это не вполне соответствует действительности.

Подобный взгляд на романы американского писателя, несмотря на репрезентацию в них некоторых биографических и документальных фактов, представляется довольно узким, поскольку сторонники такой точки зрения совершенно не учитывают наличие в «армейской трилогии» художественного вымысла и отождествляют тем самым это произведение с дневниково-мемуарной литературой, эго-нарративом.

3). "Heroic fiction" («героическое повествование»).

Уже в 1969 г. Джозеф Вэлдмейр определяет ключевую особенность произведений Дж. Джонса как "gung-ho" tradition" [Waldmeir, 1969, р. 34] («чрезвычайно восторженную» манеру»). В подобной характеристике содержится справедливый намек на наличие в «армейской трилогии» романтических черт. Однако, по нашему мнению, исследователь несколько преувеличивает роль "gung-ho" tradition", поскольку в произведениях американского писателя такая манера все же не является доминирующей.

Наиболее подробно о творчестве Дж. Джонса как образце «героического повествования» пишет Леонард Лутвак в книге «Героическое повествование. Эпическая традиция и американские романы двадцатого века» ("Heroic Fiction. The Epic Tradition and American Novels of the Twentieth

Century", 1971). Исследователь упоминает о том, что Дж. Джонс «скрывает грубые факты современной экономической и политической войны за аурой мифической святости, которая рождает героев и героические поступки» [Lutwack, 1971, р. 145]. В поведении персонажей Дж. Джонса JI. Лутвак выделяет стремление «хранить и защищать от разрушения <...> традиционную концепцию героизма» [Lutwack, 1971, р. 153], а также попытки «следовать примеру почитаемого предшественника» [Lutwack, 1971, р. 153]. Автор монографии верно подмечает присутствие в «армейской трилогии» своеобразного «двойного» плана в изображении событий и персонажей. В романах Дж. Джонса герои на самом деле живут и действуют будто бы в двух мирах: реальном (исторические события Второй мировой войны) и иллюзорном (идеализированное прошлое с идеализированными кумирами - мифическими (рыцарь Галахад), либо историческими (генерал армии Конфедерации Джеб Стюарт) личностями).

Необходимо отметить, что и американский критик Максуэлл Гайсмар справедливо называет произведения Дж. Джонса «героико-эпическими» [Гайсмар, 1976, с. 287], поскольку в них осмысляются «вечные истины» [Гайсмар, 1976, с. 287], а автор «все современное общество мыслит как театр военных действий, как воплощение врожденной жестокости, разрушающих и саморазрушительных инстинктов» [Гейсмар, 1967, с. 207].

Многие исследователи (JI. Лутвак, П. Д. Джонс, М. Гайсмар, С. Картер) совершенно точно указывают также на связь творчества Дж. Джонса с «романтической традицией сильных страстей» [Гайсмар, 1976, с. 295], выделяя в качестве «романтических элементов сюжета и характеров» [Carter, 1998, р. 64] романов «армейской трилогии» «переполненность напряженными и захватывающими эпизодами, <...> необычными персонажами» [Carter, 1998, р. 64].

С упомянутыми американскими литературоведами вполне можно согласиться и в том, что «армейская трилогия» (прежде всего роман «Отныне и вовек») сочетает в себе реалистические и романтические черты: «Именно

<...> смесь «романтических» страстей и добротных реалистических фактов <...> делает книгу столь привлекательной» [Гайсмар, 1976, с. 296].

4). "Bildungsroman" («роман воспитания»).

Впервые произведения Дж. Джонса называет «романами воспитания» Питер Джонс1. Однако подробнее эту мысль развивает Фрэнк МакШейн. Согласно его точке зрения, «армейская трилогия» освещает «фазы жизни человека. В «Отныне и вовек» показаны драматические столкновения юности, первый конфликт индивида с обществом, борьба между свободой и приказом. <...> «Тонкая красная линия» изображает следующий шаг, рассматривая, как личность теряется в толпе, деперсонализируется, чувствует свою незначительность. <...> Финальный шаг происходит в «Только позови», и это отказ от надежды, приходящий с осознанием того, что для большинства людей правда жизни - слишком тяжелая ноша» [MacShane, 1985, pp. 305-306].

Следует добавить, что каждая часть «армейской трилогии», несмотря на то, что центральные персонажи всех романов предстают молодыми, отражает и мироощущение, характерное для определенного возраста: первая - романтику юности, ищущей идеал и находящей его в мечте (это обусловливает преобладание в «Отныне и вовек» романтических мотивов и тем); вторая — «отрезвление» зрелости, впервые увидевший мир таким, каков он есть (поэтому в «Тонкой красной линии» уже доминируют натуралистические черты); третья - разочарованность «старости», отвергающей неприглядное настоящее ради иллюзорного прошлого.

5). "Folk art fiction" («фольклорное повествование»).

Такая довольно необычная точка зрения принадлежит Джеффри Уэлшу, который полагает, что «творчество Джонса стремится сымитировать искусную простоту фольклора и обходиться без чрезмерной сложности языка и запутанности сюжета» [Walsh, 1982, р. 142].

jCm.: Jones P. G. War and the Novelist. Appraising the American war novel. - Columbia & London, 1976. - P. 32.

Исследователь оказывается близок к истине, указывая на то, что «армейская трилогия» не отличается «чрезмерной сложностью языка» [Walsh, 1982, р. 142], но его утверждение об отсутствии в этом произведении запутанного сюжета вызывает сомнения. Романы Дж. Джонса перенасыщены событиями и персонажами, причем действия героев часто оказываются совершенно непредсказуемыми. Такая особенность «армейской трилогии» даже позволила Ф. МакШейну сравнить ее с «приключенческой литературой» ("the literature of quest" [MacShane, 1985, p. 120]). Это определение, конечно, нельзя считать точным, но мотив поиска приключений в произведениях Дж. Джонса все же можно обнаружить: не случайно сам автор называет своих персонажей «воюющими туристами» ("the fighting tourists" [Jones, 1998 b, p. 65]).

6). "Magic realism" («магический реализм»).

Этот взгляд на творчество Дж. Джонса разработан Стивеном Картером в монографии «Джеймс Джонс: Восточный мастер американской литературы» ("James Jones: An American Literary Orientalist Master", 1998). Исследователь считает «армейскую трилогию» образцом «работ магического реализма» [Carter, 1998, р. 165], так как в составляющих ее романах за изображением реалистической картины мира («органической метафоры» [Carter, 1998, р. 7]) лежит воспроизведение магических элементов - «Анима Мунди, Брахмы и <...> Сверх-души» [Carter, 1998, р. 36]. С точки зрения С. Картера, Дж. Джонс стремится отразить некий «процесс обучения <...>, в ходе которого каждая душа принуждена разглядеть свое сходство с другими душами на земле, а также свою изолированность от них» [Carter, 1998, р. 7].

Позиция С. Картера довольно любопытна и не лишена объективности. Автор «армейской трилогии», действительно, воспроизводит в своих романах некие медитативные состояния персонажей - «видения, иллюзии, полусны, слабоумие» ("vision, illusion, waking daydream, dementia" [Jones, 1978, p. 33]), которые часто приводят к изменению мировоззрения героев (галлюцинации Пруита в тюремной «яме» («Отныне и вовек»), видения

Белла в джунглях («Тонкая красная линия»), галлюцинации Стрейнджа под наркозом и перед смертью («Только позови») и т. д.). Как упоминалось выше, персонажи Дж. Джонса будто бы сосуществуют в двух мирах: реальном и иллюзорном («магическими элементами» в данном случае можно считать мечты и фантазии героев, воспринимаемые ими как действительность, видения, галлюцинации, странные сны и т. д.). Такие «эпизоды видений» [цит. по: Aldrich, 1967, р. 239], которые сам Дж. Джонс связывает с «сюрреализмом» [цит. по: Aldrich, 1967, р. 239], помогают писателю «объяснить тончайшие, едва уловимые оттенки характеров и событий» [цит. по: Aldrich, 1967, р. 239].

Что касается упоминаемой С. Картером проблемы отчуждения, то ее доминирующая роль в «армейской трилогии» не вызывает сомнений, но обусловливается, как представляется, влиянием экзистенциализма, а не «магического реализма».

Можно считать, что в целом С. Картер небезосновательно соотносит творчество Дж. Джонса с несколькими философскими системами:

- трансцендентализмом Ральфа Уолдо Эмерсона (1803-1882): «Эмерсон и Джонс рассматривают духовную личность, внутреннюю долю божественности» [Carter, 1998, р. 12], «Джонс перенял стремление Эмерсона <...> разделять всех людей на две группы - идеалистов и материалистов» [Carter, 1998, р. 13];

- нео-теософией Елены Петровны Блаватской (1831-1891): «Джонс находился под сильным влиянием теософской системы, разработанной Еленой Петровной Блаватской <...> Джонс разделял теософскую точку зрения относительно реинкарнации» [Carter, 1998, р. 14];

- восточной философией: индийской (буддизм) и египетской («Книга мертвых»);

- диалектикой Сократа и Платона.

Интересно, что задолго до С. Картера о «магическом реализме» Дж. Джонса (хотя и не используя этот термин) упоминает Норман Мейлер в

статье «О некоторых детях богини»: «Описания его чуть ли не оргаистичны, а сильнее всего Джим как писатель, - когда он с легкостью переводит своего героя от мистических реакций к практическим» [Мейлер, 1974, с. 316]. Эта довольно точная мысль Н. Мейлера, однако, не совсем соотносится с его дальнейшими рассуждениями о характере творчества Дж. Джонса, которого он считает реалистом: «Из перворазрядных американских писателей только Джеймс Джонс способен нарисовать реалистическую картину американской действительности во всей ее сложности» [Мейлер, 1974, с. 334]. Думается, что такое противоречие критика во взглядах на особенности художественного метода Дж. Джонса только подчеркивает своеобразие творческого почерка автора «армейской трилогии».

7). "Horrific comedy" («ужасающая комедия») + "existential absurdity" («экзистенциальный абсурд»).

О прозе Дж. Джонса как образце новых романных жанров -«ужасающей комедии» и «экзистенциального абсурда»1 упоминает Моррис Дикстейн. Как справедливо указывает исследователь, произведения Дж. Джонса являются «настоящими притчами об американской жизни» [Dickstein, 2002, р. 30]. Следует заметить, что и Эдмонд Вольп характеризует одну из частей «армейской трилогии» - «Тонкую красную линию» - как «экзистенциальный роман» [Volpe, 1966, р. 111], который «обнажает все существующие идеи и все иллюзии, метафизические или социальные, о человеческом <.. .> бытии» [Volpe, 1966, р. 111].

В своих романах Дж. Джонс, как нам представляется, действительно затрагивает и осмысляет многие экзистенциальные проблемы: отчуждения, одиночества человека, внутреннего выбора, бессмысленности жизни. Тем не менее, экзистенциальное мироощущение персонажей изображается автором на фоне исторических событий, поэтому «армейскую трилогию» нельзя назвать экзистенциальным произведением в чистом виде.

1 Cm.: Dickstein M. Leopards in the Temple: The Transformation of American Fiction, 1945-1970. - Cambridge (Massachusetts); London, 2002. - P. 38.

Таким образом, в зарубежном литературоведении сосуществует множество точек зрения на творчество Джеймса Джонса, что подчеркивает неоднозначность его романов и синтетичность его художественной манеры.

Необходимо отметить и то, что в современной американской науке о литературе наблюдается новый всплеск исследовательского интереса к «армейской трилогии» (достаточно упомянуть монографию С. Картера 1998 г., диссертации П. М. Сонненбург (2002) и Р. К. Картера (2009)), что связано с осознанием огромного количества не выявленных ранее художественных, жанровых и идейных достоинств произведений Дж. Джонса.

В отечественном литературоведении, напротив, можно констатировать недостаточное внимание к наследию этого автора, все значение романов которого до сих пор сводится к их антивоенному пафосу.

Немногочисленные работы (а это были статьи и предисловия к книгам)

0 Дж. Джонсе в нашей стране выходили лишь в 50-80-х годах прошлого века

1 2 (одна из самых ранних датируется 1959 г. , самая поздняя - 1989 г. ). При

этом до настоящего времени в отечественной науке не появлялось, с одной

стороны, ни одной монографии либо диссертационного исследования,

посвященного «армейской трилогии», с другой - ни одной биографической

книги об авторе этого произведения.

Необходимо при этом сразу обратить внимание и на то, что все имеющиеся в нашем литературоведении статьи о Дж. Джонсе принадлежат перу советских ученых, которые часто рассматривают его творчество сквозь призму социалистической идеологии. Так, П. М. Топер полагает, что «армейская трилогия» посвящена обличению «растущего гнета железной пяты милитаризма» [Топер, 1985, с. 565], Э. Д. Муратова считает главным достоинством этого произведения изображение «нравственного обнищания,

1 См.: Орлова Р. Жертвы и победители одиночества / Р. Орлова //Литературная газета. - 1959, 3 дек. -N° 148(4114).-С. 4.

2 См.: Мулярчик А. С. «Военный роман» в современной литературе США / А. С. Мулярчик // Проблемы американистики. Вып. 7: Милитаризм в США. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - С. 272-295.

трагичности жизни в буржуазном обществе» [Муратова, 1979, с. 115], М. О. Мендельсон - критику «роста милитаризма в империалистической Америке середины XX в.» [Мендельсон, 1962, с. 62], А. М. Шевченко -«раскрытие перед читателем наиболее типичных пороков и язв капиталистической Америки» [Шевченко, 1969, с. 6].

Однако, несмотря на небольшое количество исследовательского материала, следует акцентировать внимание на посвященных творчеству Дж. Джонса работах М. О. Мендельсона, А. С. Мулярчика и Ю. В. Ковалева.

М. О. Мендельсон обращается к анализу романа «Отныне и вовек» (у М. О. Мендельсона - «Отныне и во веки веков») в статье «Сильный человек» в современной литературе США» (1962) и монографии «Современный американский роман» (1964), в которой упоминает и о романе «Тонкая красная линия» (у М. О. Мендельсона - «Шеренга»), а в книге «Роман США сегодня - на заре 80-х годов» (1983) исследователь кратко характеризует роман «Только позови» (у М. О. Мендельсона - «По свистку»),

М. О. Мендельсон сопоставляет романы «Отныне и вовек» и «Нагие и мертвые» (у М. О. Мендельсона - «Обнаженные и мертвые»), приходя к верному выводу о том, что «Отныне и во веки веков» <...> - произведение более сложное и значительное, нежели книга Мейлера» [Мендельсон, 1964, с. 425]. Исследователь поясняет: «Если в «Обнаженных и мертвых» основное внимание автора сосредоточено на конфликте между двумя людьми -Кэммингсом и Хирном, - конфликте, социальный характер которого к тому же несколько затемнен психопатологическим налетом, то в романе «Отныне и во веки веков» дана более широкая картина» [Мендельсон, 1964, с. 431]. Роман Дж. Джонса М. О. Мендельсон считает «очень интересным - при всех его недостатках - литературным произведением» [Мендельсон, 1964, с. 431]. Но с точки зрения автора монографии, «интересным <...> произведением» [Мендельсон, 1964, с. 431] «Отныне и вовек» делает то, что в этой книге американский писатель выказывает «понимание ответственности империалистической буржуазии за изуродованные судьбы миллионов

людей» [Мендельсон, 1964, с. 431]. К числу же «недостатков» романа М. О. Мендельсон относит наличие в нем «отзвуков философии бесперспективности и бессмысленности жизни» [Мендельсон, 1964, с. 431], а также множества «совершенно никчемных, затемняющих смысл натуралистических подробностей» [Мендельсон, 1964, с. 430]: «Автор с утомительнейшей добросовестностью воспроизводит повседневный быт казармы, снова и снова возвращается к сценам в домах терпимости, назойливо фиксирует грубейший солдатский язык» [Мендельсон, 1964, с. 430]. Однако, как нам представляется, именно эти особенности романа «Отныне и вовек» позволяют Дж. Джонсу донести до читателей основной смысл своей книги. Автор наглядно показывает, что постоянное созерцание «повседневного быта казармы» [Мендельсон, 1964, с. 430] и «сцен в домах терпимости» [Мендельсон, 1964, с. 430] порождает глубокое отвращение к реальности, заставляя персонажей осознать ее абсурдность, а это в свою очередь влечет за собой возникновение экзистенциального мироощущения. К тому же, изображение гарнизонного мира и ночной жизни Гонолулу (публичных домов, баров, ресторанов), для которых характерен «грубейший солдатский язык» [Мендельсон, 1964, с. 430], оттеняется воспроизведением внутренних монологов героев и описанием картин природы с использованием лексики, присущей поэтической речи.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Щукина, Вероника Александровна, 2013 год

Библиография

Художественные тексты

1. Джонс Дж. Отныне и вовек / Дж. Джонс; пер. с англ. А. Михалева. -М.: Правда, 1989.-768 с.

2. Джонс Дж. Только позови / Дж. Джонс; пер. с англ. Г. Злобина. - М.: Радуга, 1983.-448 с.

3. Джонс Дж. Тонкая красная линия / Дж. Джонс; пер. с англ.

A. Ф. Фроловой. - М.: Центрполиграф, 2002. - 655 с.

4. Донн Дж. По ком звонит колокол [Электронный ресурс] / Дж. Донн; пер. с англ. А. В. Нестерова. - URL: http://www.bibliotekar.ru/encSlov/15/77/htm (дата обращения: 20.10.2013).

5. Дос Пассос Дж. Три солдата / Дж. Дос Пассос; пер. с англ. В. Азова. - М.: ACT: Астрель, 2011. - 478 с.

6. Достоевский Ф. М. Записки из Мертвого дома / Ф. М. Достоевский // Село Степанчиково и его обитатели: сборник. - М.: ACT, 2004. - С. 207-485.

7. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание / Ф. М. Достоевский. -М.: Мир книги, Литература, 2006. - 512 с.

8. Крейн С. Алый знак доблести / С. Крейн П Алый знак доблести. Рассказы; пер. с англ. Э. Линецкой. - М., Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1962. - С. 21-146.

9. Майрер Э. Однажды орел... / Э. Майрер; пер. с англ. И. Разумного, Г. Федотова - М.: Воениздат, 1978. - 806 с.

10. Мейлер Н. Нагие и мертвые / Н. Мейлер; пер. с англ. И. Разумного,

B. Михайлова и В. Гладышевой. - М.: Воениздат, 1976. - 575 с.

11. Морган Э. Генеральская звезда / Э. Морган; пер. с англ. П. Видуэцкого и А. Горского. - М.: Воениздат, 1970. - 238 с.

12. Стайрон У. Долгий марш / У. Стайрон // Долгий марш. В заразном бараке; пер. с англ. В. П. Голышева. -М.: ACT: Астрель, 2011. - С. 5-121.

13. Флэнаган Р. Черви / Р. Флэнаган; пер. с англ. Т. К. Белащенко. - М.: Воениздат, 1979. - 344 с.

14. Хеллер Дж. Уловка-22 / Дж. Хеллер; пер. с англ. В. Мачулис. -Киев: Трамвай, 1995. - 496 с.

15. Херси Дж. Возлюбивший войну / Дж. Херси; пер. с англ. А. Горского. - М.: Художественная литература, 1970. - 463 с.

16. Шоу И. Молодые львы / И. Шоу; пер. с англ. В. А. Вебера. - М.: ACT, 2002. - 783 с.

17. Crane S. The Red Badge of Courage / Stephen Crane. - N. Y., London: Penguin Books, 1994. - 160 p.

18. Donne J. For Whom the Bell Tolls [Электронный ресурс] / John Donne. - URL: http://www.diryan.tripod.com/inspirations/poems/bell.html (дата обращения: 20.10.2013).

19. Emerson R. W. History [Электронный ресурс] / Ralph Waldo Emerson // Ralph Waldo Emerson Texts [сайт]. - URL: http://www.emersoncentral.com/history.htm (дата обращения: 22.10.2013).

20. Frost R. Two Roads [Электронный ресурс] / Robert Frost // Антология мировой лирики: [сайт]. - URL: http://highpoetry.clan.su/board/antologiia_mirovoi_liriki/frost_robert_li/dye dorog i/10 (дата обращения: 29.10.2011).

21. Hill J. The Tramp [Электронный ресурс] / Joe Hill. - URL: http://www.sacredchao,net/iww/thetramp.shtml (дата обращения: 29.01.2012).

22. Jones J. From Here to Eternity / James Jones. - N. Y.: Dell Publishing, 1998 a.-852 p.

23. Jones J. The Thin Red Line / James Jones. - N. Y.: Dell Publishing, 1998 b. - 510 p.

24. Jones J. Whistle / James Jones. -N. Y.: Delacorte Press, 1978. - 457 p.

25. Kipling R. Gentlemen-Rankers [Электронный ресурс] / Rudyard Kipling // Poets' Corner: [сайт]. - URL:

http://www.theotherpages.org/poems/kiplinI 1 .html (дата обращения:

10.12.2012).

26. Kipling R. Prelude / Rudyard Kipling // The Collected Poems of Rudyard Kipling. - Ware, Hertfordshire: Wordsworth Editions Limited, 1994. -P. 3.

27. Kipling R. Tommy [Электронный ресурс] / Rudyard Kipling // Poets' Corner: [сайт]. - URL: http://www.theotherpages.org/poems/kiplin02.html (дата обращения: 10.12.2012).

28. Online Parallel Bible: King James Version [Электронный ресурс]. -URL: http://kingibible.com/psalms/121 .htm (дата обращения: 24.01.2013).

29. Online Parallel Bible: The Russian Synodal Text of the Bible (Orthodox Synodal Edition 1917) [Электронный ресурс]. - URL: http://st.scripturetext.com/psalms/121 .htm (дата обращения: 24.01.2013).

Справочная литература

30. Библейская хамартология [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gracetime.ru/UserFiles/Studv/Hamartology-I-The-nature-of-sin.pdf (дата обращения: 03.02.2012).

31. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу / Ж. Лапланш, Ж.-Б. Понталис. - М.: Высшая школа, 1996. - 623 с.

32. Ленская В. С., Слука Н. А., Уваров П. Ю., Черных А. П. Город / В. С. Ленская, Н. А. Слука, П. Ю. Уваров, А. П. Черных // Новая Российская энциклопедия: в 12 т. / Редкол.: А. Д. Некипелов, В. И. Данилов-Данильян и др. - T. V(l). - M.: Энциклопедия, ИНФРА-М, 2008. - С. 80-88.

33. Либман В. А. Американская литература в русских переводах и критике: Библиография. 1776-1975 / В. А. Либман. - М.: Наука, 1977. - 452 с.

34. Либман В. А., Исаева И. Н. Американская литература в русской критике: Библиогр. указ. 1976-1980 / В. А. Либман, И. Н. Исаева. - М.: ИНИОН, 1984.-116 с.

35. Литературная энциклопедия терминов и понятий [Сост., гл. ред. А. Н. Николюкин]. - М.: Интелвак, 2001. - 1600 с.

36. Мифологическая энциклопедия [Электронный ресурс] // Bestiary: [сайт]. - URL: http://www.bestiary.us (дата обращения: 29.10.2011).

37. Муравьева Т. В. Сто великих мифов и легенд / Т. В. Муравьева. -М.: Вече, 2004.-480 с.

38. Непомнящий Н. Н. Сто великих загадок истории / Н. Н. Непомнящий. -М.: Вече, 2005. - 544 с.

39. Несмелова О. О. Пути развития отечественной литературной американистики XX века / О. О. Несмелова. - Казань: Книжный дом, 1998. -257 с.

40. Новая философская энциклопедия [Электронный ресурс] // Институт Философии Российской Академии Наук: [сайт]. - URL: http://iph.ras.ru/elib/3505.html (дата обращения: 13.01.2013). •

41. Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник / Науч. ред. и сост. И. П. Ильин, Е. А. Цурганова. - М.: Интрада-ИНИОН, 1999.-320 с.

42. Торн Т. Словарь современного англоязычного сленга / Т. Торн. -М.: Астрель: ACT, 2010. - 479 с.

43. Философская энциклопедия: в 5. т. [Электронный ресурс] / Под ред. Ф. В. Константинова. - М., 1960-1970. - URL: http://www.dic.academic.ru/dic.nsf/enc philosophy (дата обращения: 16.01.2011).

44. Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве / Дж. Холл. -М.: Крон-Пресс, 1997. - 656 с.

45. Христианский словарь [Электронный ресурс]. - URL: http://www.olegdal.rU/hristian/vocab/a.htm (дата обращения: 12.07.2013).

46. Этнопсихологический словарь [Электронный ресурс] / Под ред. В. Г. Крысько. - М.: МПСИ, 1999. - URL: http://wiki.mvword.ru/index.php (дата обращения: 10.01.2012).

47. Battle Honours 1806-1902: "The Thin Red Line" - "Balaklava" -Crimean War [Электронный ресурс] // The Argyll and Sutherland Highlanders (Princess Louise's) [сайт]. - URL: http://www.theargylls.co.uk/battlebalaklava.php (дата обращения: 21.11.2012).

48. Cutrer Т. W. J. E. B. Stuart (1833-1864) [Электронный ресурс] / Thomas W. Cutrer // Encyclopedia Virginia: [сайт]. - URL: http://www.encvclopediavirginia.org/Stuart J E B_1833-1864 (дата обращения: 13.01.2013).

49. Galahad: texts, images, basic information [Электронный ресурс] // The Camelot Project at the University of Rochester: [сайт]. - URL: http://www.lib.rochester.edu/camelot/galmenu.htm (дата обращения: 13.01.2013).

50. Online Etymology Dictionary [Электронный ресурс]. - URL: http://www.etymonline.com (дата обращения: 16.10.2013).

Теоретические работы и научно-критические исследования

51. Агапов Б. Искусство остается / Б. Агапов // Иностранная литература. - 1966. - № 8. - С. 201-204.

52. Аллен У. Традиция и мечта: Критический обзор английской и американской прозы с 20-х годов до сегодняшнего дня / У. Аллен. - М.: Прогресс, 1970.-424 с.

53. Анастасьев Н. А. Американцы / Н. А. Анастасьев. - М.: Культура, 2002.-432 с.

54. Анастасьев Н. А. Обновление традиции: Реализм XX века в противоборстве с модернизмом / Н. А. Анастасьев. - М.: Советский писатель, 1984.-352 с.

55. Анастасьев Н., Зверев А. Заметки на полях переводной прозы / Н. Анастасьев, А. Зверев // Новый мир. - 1972. - № 9. - С. 242-253.

56. Анцыферова О. Ю. «Севастопольские рассказы» Льва Толстого и военная проза Стивена Крейна [Электронный ресурс] / О. Ю. Анцыферова. -URL: http://www.ksu.ru/miku (дата обращения: 15.11.2010).

57. Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / Я. Ассман. -М.: Языки славянской культуры, 2004. - 368 с.

58. Байдак Л. Загадки Пирл-Харбора [Электронный ресурс] / Л. Байдак // Тайны XX века: [сайт]. - URL: http://www.macbion.narod.ru/war/perl2.htm (дата обращения: 12.07.2013).

59. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет / М. М. Бахтин. - М.: Художественная литература, 1975. - 504 с.

60. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин. -М.: Художественная литература, 1972. - 470 с.

61. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества [Электронный ресурс] / М. М. Бахтин. - М.: Искусство, 1979. - URL: http://www.i-u.ru/biblio/archive/bahtin estetika (дата обращения: 13.12.2010).

62. Белая Г. А., Павлова Н. С. О позиции писателя в современном критическом реализме / Г. А. Белая, Н. С. Павлова // Критический реализм XX века и модернизм: сборник статей. - М: Наука, 1967. - С. 44-73.

63. Белов С. Б. Бойня номер «X»: Литература Англии и США о войне и военной идеологии / С. Б. Белов. - М.: Советский писатель, 1991. - 368 с.

64. Бернштейн И. Факт и условность / И. Бернштейн // Иностранная литература. - 1966. - № 8. - С. 192-194.

65. Бесси А. Новые американские романы (Письмо из Сан-Франциско) / А. Бесси // Иностранная литература. - 1963. - № 5. - С. 202-205.

66. Боголепова Т. Г. Авторская позиция в романе Дж. Херси «Возлюбивший войну» / Т. Г. Боголепова // Литература и общественно-политические проблемы эпохи: межвузовский сборник: Проблемы истории

зарубежных литератур. Вып. 2 [Редкол.: В. Е. Балахонов (отв. ред.) и др.]. -Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1983. - С. 149-160.

67. Боголепова Т. Г. Развитие жанра антимилитаристского романа в послевоенной литературе США / Т. Г. Боголепова // Проблемы жанра и стиля художественного произведения: межвузовский сборник. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1988. - С. 184-191.

68. Большакова А. Ю. Типология и менталитет (К проблеме русско-западных межлитературных схождений) / А. Ю. Большакова // Филологические науки. - 1996. -№ 6. - С. 3-13.

69. Брукс В. В. Литературная жизнь Америки / В. В. Брукс // Писатель и американская жизнь: в 2-х т. - М.: Прогресс, 1971. - Т. II: Избранные статьи.-С. 177-193.

70. Бунич И. Влекомые роком / И. Бунич // Перл-Харбор. - М.: Яуза, Эксмо, 2010.-С. 7-291.

71. Буранок С. О. Трагедия в Перл-Харборе и американская пресса / С. О. Буранок // Новая и Новейшая история. - 2010. - № 5. - С. 210-221.

72. Ванслов В. В. Эстетика романтизма / В. В. Ванслов. - М.: Искусство, 1966. - 404 с.

73. Васильев А. От документа - к книге / А. Васильев // Вопросы литературы. - 1971.- №3,- С. 123-139.

74. Васильевская О. В. Творчество Стивена Крейна / О. В. Васильевская. - М.: Наука, 1967. - 318 с.

75. Великовский С. О факте упрямом и факте податливом / С. Великовский // Иностранная литература. - 1966. - № 8. - С. 198-201.

76. Бенедиктова Т. Д. Наедине с войной: концепция личности в современной американской антивоенной прозе / Т. Д. Бенедиктова // Проблемы американистики. Вып. 7: Милитаризм в США: сборник под ред. Е. Ф. Язькова. - М.: МГУ, 1989. - С. 295-312.

77. Веселовский А. Н. Историческая поэтика / А. Н. Веселовский. - М.: Гослитиздат, 1940. - 648 с.

78. Волкогонов Д. А. Предисловие / Д. А. Волкогоиов // Тонкая красная линия / Дж. Джонс. -М.: Воениздат, 1983. - С. 3-11.

79. Высоцкая Н. А. От «универсума» к «плюриверсуму»: смена культурной парадигмы в США / Н. А. Высоцкая // Американский характер. Очерки культуры США. Традиция в культуре. - М.: Наука, 1998. -С. 309-333.

80. Гайсмар М. Джеймс Джонс и американский военный роман / М. Гайсмар // Американские современники. - М.: Прогресс, 1976. -С. 286-301.

81. Гайсмар М. Норман Мейлер: Представитель богемы в национальной литературе / М. Гайсмар // Американские современники. - М.: Прогресс, 1976. - С. 258-268.

82. Гейсмар М. Размышления о современной американской прозе / М. Гейсмар // Иностранная литература. - 1967. - № 12. - С. 203-213.

83. Генри М. Армия США на Тихом океане, 1941-1945 / М. Генри. - М.: ACT: Астрель, 2002. - 61 с.

84. Гиленсон Б. А. В поисках «другой Америки»: Из истории прогрессивной литературы США / Б. А. Гиленсон. - М.: Художественная литература, 1987. - 318 с.

85. Гильдина А. «Почему Леопольд Блум - еврей?» [Электронный ресурс] / А. Гильдина. - URL: http://www.iames-ioyce.ru/articles/pochemu-leopold-bloom-evrey.htm (дата обращения: 22.10.2013).

86. Гинзбург Л. О документальной литературе и принципах построения характера / Л. Гинзбург // Вопросы литературы. - 1970. - № 7. - С. 62-92.

87. Джонс Дж. Из интервью / Дж. Джонс; пер. с англ. А. Мулярчика // Писатели США о литературе: в 2-х т. - М.: Прогресс, 1982. - Т. 2. -С. 279-282.

88. Документальное и художественное в современном искусстве [Ред. коллегия: В. М. Полевой и др.]. - М.: Мысль, 1975. - 278 с.

89. Дудин М. Пять погибелей после боя (Послесловие к роману Дж. Джонса «Только позови») / М. Дудин // Иностранная литература. - 1982. - №9.-С. 183-187.

90. Дуров Б. Ю. Человек и война в романе Нормана Мейлера «Нагие и мертвые» / Б. Ю. Дуров // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. - 2005. - № 1. - С. 20-24.

91. Дюришин Д. Теория сравнительного изучения литературы / Д. Дюришин. - М.: Прогресс, 1979. - 320 с.

92. Женетт Ж. Повествовательный дискурс / Ж. Женетт // Фигуры: в 2-х т. - М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998. - Т. 2. - С. 60-282.

93. Задорнова В. Я. Восприятие и интерпретация художественного текста /В. Я. Задорнова. - М.: Высшая школа, 1984. - 152 с.

94. Залыгин С. Черты документальности / С. Залыгин // Вопросы литературы. - 1970. - № 2. - С. 41-54.

95. Засурский Я. Н. Вторая мировая война и послевоенное наступление конформизма / Я. Н. Засурский // Американская литература XX века. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - С. 352-385.

96. Затонский Д. В. Искусство романа и XX век / Д. В. Затонский. - М.: Художественная литература, 1973. - 535 с.

97. Зверев А. М. Американский милитаризм и «военный роман» / А. М. Зверев // Американская литература и общественно-политическая борьба: 60-е - начало 70-х годов XX века: сборник статей. - М.: Наука, 1977. -С. 154-180.

98. Зверев А. М. Движение времени - движение темы (Американский роман о войне) / А. М. Зверев // Вторая мировая война в литературе зарубежных стран / Отв. ред. П. М. Топер. - М.: Наука, 1985. - С. 509-549.

99. Зверев А. М. Дворец на острие иглы: Из художественного опыта XX века / А. М. Зверев. - М.: Советский писатель, 1989. - 416 с.

100. Зверев А. М. Иллюзия достоверности / А. М. Зверев // Иностранная литература. - 1966. - № 8. - С. 189-191.

101. Зверев А. М. Логика литературного десятилетия / А. М. Зверев // Литература США в 70-е годы XX века: сборник под ред. Я. Н. Засурского. -М.: Наука, 1983.-С. 11-80.

102. Зверев А. М. Модернизм в литературе США: Формирование, эволюция, кризис / А. М. Зверев. - М.: Наука, 1979. - 318 с.

103. Зверев А. М. Шесть американских повестей / А. М. Зверев // Современная американская повесть. -М.: Прогресс, 1980. - С. 5-17.

104. Злобин Г. П. Погибли перед боем (Послесловие) / Г. П. Злобин // Отныне и вовек / Дж. Джонс. - М.: Правда, 1989. - С. 761-767.

105. Злобин Г. П. Страницы семидесятых / Г. П. Злобин // По ту сторону мечты: Страницы американской литературы XX века. - М.: Художественная литература, 1985. - С. 276-330.

106. Камю А. Миф о Сизифе / А. Камю // Изнанка и лицо. - М.: ЭКСМО-Пресс; Харьков: Фолио, 1998. - С. 107-215.

107. Камю А. Человек бунтующий / А. Камю // Изнанка и лицо. - М.: ЭКСМО-Пресс; Харьков: Фолио, 1998. - С. 239-533.

108. Клягин Н. В. Человек в истории / Н. В. Клягин. - М.: ИФРАН, 1999.-238 с.

109. Ковалев Ю. В. Американский романтизм: хронология, топография, метод / Ю. В. Ковалев // Романтические традиции американской литературы XIX века и современность: сборник статей. - М.: Наука, 1982. - С. 27-55.

110. Ковалев Ю. В. Джеймс Джонс и его герои / Ю. В. Ковалев // Только позови / Дж. Джонс. - М.: Радуга, 1983. - С. 5-23.

111. Ковалев Ю. В. Предисловие / Ю. В. Ковалев // Отныне и вовек / Дж. Джонс. -М.: Радуга, 1986. - С. 3-21.

112. Конрад Н. И. К вопросу о литературных связях / Н. И. Конрад // Запад и Восток. - М.: Наука, 1972. - С. 315-329.

113. Кораллов М. Искусство начинается с факта / М. Кораллов // Иностранная литература. - 1966. - № 8. - С. 194-195.

114. Коренева М. М. Литература и война / М. М. Коренева // Литература США XX века: Опыт типологического исследования (Авторская позиция, конфликт, герой). - М.: Наука, 1978. - С. 209-239.

115. Коссак Е. Экзистенциализм в философии и литературе / Е. Коссак. - М.: Политиздат, 1980. - 360 с.

116. Кузнецова Л. Е., Савченко А. Л. Стивен Крейн: поэзия и новеллистика (опыт сравнительного анализа) / Л. Е. Кузнецова,

A. Л. Савченко. - Воронеж: Истоки, 2005. - 161 с.

117. Кузьмин А. И. Человек и война в литературе / А. И. Кузьмин // Сравнительное изучение литератур: сборник статей к 80-летию академика М. П. Алексеева. - Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1976. - С. 550-555.

118. Ландор М. Конформизм и традиция (О послевоенной американской прозе) / М. Ландор // Вопросы литературы. - 1963. - № 3. -С. 130-146.

119. Лапланш Ж. Жизнь и смерть в психоанализе / Ж. Лапланш. - СПб.: Владимир Даль, 2011. - 373 с.

120. Лесевицкий А. В. Исследование феномена «пограничной ситуации» в произведениях Ф. М. Достоевского и экзистенциальных авторов [Электронный ресурс] / А. В. Лесевицкий // Познавательный открытый журнал. - 2012. № 2 (10 марта 2012). - URL: http://пoзнaвaтeльный.pф/all/isledovanie-fenomena-pogranichnoi-situaci-v-proizvedeniiah-f-m-dostoevskogo-i-yekzistencialnyh-avtorov.html (дата обращения: 31.10.2012).

121. Лотман Ю. М. Происхождение сюжета в типологическом освещении / Ю. М. Лотман // Избранные статьи: в 3-х т. - Таллин: Александра, 1992. - Т. 1: Статьи по семиотике и типологии культуры. -С. 224-243.

122. Мануковский В. В. «Пограничная ситуация» и «подлинное бытие» в экзистенциальных концепциях К. Ясперса и Л. Шестова /

B. В. Мануковский // Вестник Челябинского государственного университета.

Философия. Социология. Культурология. Вып. 25. - 2012. - № 18(272). -С. 127-130.

123. Марзани К. Литература отчаяния / К. Марзани // Литературная газета. - 1962. - 8 марта. - № 29(4462). - С. 4.

124. Маслов М. С. Перл-Харбор: Ошибка или провокация? / М. С. Маслов, С. Л. Зубков. - М.: Вече, 2006. - 443 с.

125. Мейлер Н. О некоторых детях богини / Н. Мейлер // Писатели США о литературе: сборник статей. - М.: Прогресс, 1974. - С. 312-337.

126. Мендельсон М. О. Роман США сегодня / М. О. Мендельсон. - М.: Советский писатель, 1977. -400 с.

127. Мендельсон М. О. Роман США сегодня - на заре 80-х годов / М. О. Мендельсон. - М.: Советский писатель, 1983. - 415 с.

128. Мендельсон М. О. Современный американский роман / М. О. Мендельсон. - М.: Наука, 1964. - 534 с.

129. Мендельсон М. О. «Сильный человек» в современной литературе США / М. О. Мендельсон // Современная литература США: сборник под ред. Г. П. Злобина. - М.: Изд-во Академии наук СССР, 1962. - С. 44-70.

130. Мировые войны XX века: в 4 кн. / Ин-т всеобщей истории. - М.: Наука, 2002. - Кн. 3: Вторая мировая война: Ист. очерк / Отв. ред. Е. Н. Кульков. - 597 с.

131. Морозова Т. Л. «Американская Мечта» (и размышления о России) / Т. Л. Морозова // Американский характер. Очерки культуры США. Традиция в культуре. - М.: Наука, 1998. - С. 254-277.

132. Мотылева Т. Достоевский и зарубежные писатели XX века / Т. Мотылева // Вопросы литературы. - 1971. - № 5. - С. 96-129.

133. Мулярчик А. С. «Военный роман» в современной литературе США / А. С. Мулярчик // Проблемы американистики. Вып. 7: Милитаризм в США: сборник под ред. Е. Ф. Язькова. - М.: МГУ, 1989. - С. 272-295.

134. Мулярчик А. С. Война и мир Джеймса Джонса / А. С. Мулярчик // Иностранная литература. - 1978. - № 9. - С. 205-213.

135. Мулярчик А. С. Джонс Джеймс / А. С. Мулярчик // Писатели США: Краткие творческие биографии / Сост. и общ. редакция Я. Засурского, Г. Злобина, Ю. Ковалева. - М.: Радуга, 1990. - С. 130-132.

136. Мулярчик А. С. Общественно-исторические судьбы США в зеркале романа / А. С. Мулярчик // Литература США в 70-е годы XX века: сборник под ред. Я. Н. Засурского. - М.: Наука, 1983. - С. 80-111.

137. Мулярчик А. С. Послевоенные американские романисты / А. С. Мулярчик. - М.: Художественная литература, 1980. - 279 с.

138. Мулярчик А. С. Проблемы международной политики в современной литературе США / А. С. Мулярчик // Американская литература и общественно-политическая борьба: 60-е - начало 70-х годов XX века: сборник статей. - М.: Наука, 1977. - С. 134-154.

139. Мулярчик А. С. Современный реалистический роман США: 19451980 / А. С. Мулярчик. - М.: Высшая школа, 1988. - 174 с.

140. Мулярчик А. С. Спор идет о человеке: О литературе США второй половины XX века / А. С. Мулярчик. - М.: Советский писатель, 1985. - 359 с.

141. Муратова Э. Д. Джеймс Джонс и его рассказы / Э. Д. Муратова // Вопросы зарубежной литературы: сборник научных трудов № 603 / Отв. ред. Т. Р. СалиховиГ. Б. Окунь. - Ташкент: ТашГУ, 1979.-С. 109-117.

142. Муратова Э. Д. Солдаты вернулись домой... / Э. Д. Муратова // Литературное обозрение. - 1980. -№ 12. - С. 101-102.

143. Мустафин Р. Из реки по имени Факт / Р. Мустафин // Литературное обозрение. - 1973. -№ 1. - С. 102-106.

144. Неделин В. «Возлюбившие войну» и их жертвы / В. Неделин // Иностранная литература. - 1961. - № 7. - С. 171-185.

145. Николаев П. А. Типология и компаративистика: современная жизнь понятий / П. А. Николаев // Филологические науки. - 1996. - № 3. -С. 3-14.

146. Николюкин А. Н. Американский романтизм и современность / А. Н. Николюкин. - М.: Наука, 1968. - 411 с.

147. Николкжин А. H. Взаимосвязи литератур России и США: Тургенев, Толстой, Достоевский и Америка / А. Н. Николюкин. - М.: Наука, 1987.-351 с.

148. Николюкин А. Н. Реализм и модернизм в творчестве Нормана Мейлера / А. Н. Николюкин // Проблемы литературы США XX века: сборник статей. - М.: Наука, 1970. - С. 30-48.

149. Новинская М. И. Утопические черты американского сознания / М. И. Новинская // Американский характер. Очерки культуры США. Традиция в культуре. - М.: Наука, 1998. - С. 99-126.

150. Овчаренко Н. Ф. Современный антимилитаристский роман США / Н. Ф. Овчаренко. - Киев: Наукова думка, 1981. - 183 с.

151. Олдридж Дж. «Военные романисты»: десять лет спустя / Дж. Олдридж // После потерянного поколения: сборник статей. - М.: Прогресс, 1981.-С. 120-129.

152. Олдридж Дж. Джеймс Джонс: простодушный в Париже / Дж. Олдридж // После потерянного поколения: сборник статей. - М.: Прогресс, 1981. - С. 210-220.

153. Орлова Р. Д. Жертвы и победители одиночества / Р. Д. Орлова // Литературная газета. - 1959. - 3 декабря. - № 148 (4114). - С. 4.

154. Орлова Р. Д. Маленькие люди на большой войне (Военная тема в современном американском романе) / Р. Д. Орлова // Вопросы литературы. -i960.- №6. -С. 100-120.

155. Орлова Р. Д. Маленький человек на большой войне (Норман Мейлер, Джеймс Джонс, Бенджамин Эппел, Энтон Майрер) / Р. Д. Орлова // Потомки Гекльберри Финна: Очерки современной американской литературы. - М.: Советский писатель, 1964. - С. 306-333.

156. Павлова Н. Концепция и художественность документального произведения / Н. Павлова // Иностранная литература. - 1966. - № 8. -С. 187-189.

157. Палиевский П. Документ в современной литературе / П. Палиевский //Иностранная литература. - 1966. - № 8. - С. 178-185.

158. Петровская M. М. Милитаризм и массовое сознание в США / M. М. Петровская // Проблемы американистики. Вып. 7: Милитаризм в США: сборник под ред. Е. Ф. Язькова. - М.: МГУ, 1989. - С. 235-255.

159. Пинаев С. М. Эпоха выскочек или второе открытие континента / С. М. Пинаев // Американский литературный ренессанс XX века. - М.: Азбуковник, 2002. - С. 3-57.

160. Потебня А. А. Теоретическая поэтика / А. А. Потебня. - М.: Высшая школа, 1990. - 344 с.

161. Рымарь Н. Т. Поэтика романа / Н. Т. Рымарь. - Куйбышев: Изд-во Сарат. ун-та, Куйбышев, фил., 1990. - 255 с.

162. Саврасова Ю. В. Историческое событие в социально-философском контексте: дис. ... канд. философских наук: 09.00.11 / Саврасова Юлия Владимировна. - Таганрог, 2008. - 147 с.

163. Самарин Р. М. Военизация чтива. Милитаристский роман в США / Р. М. Самарин // Иностранная литература. - 1969. - № 12. - С. 200-210.

164. Самарин Р. М. Современный милитаристский роман в США / Р. М. Самарин // Проблемы литературы США XX века: сборник статей. - М.: Наука, 1970.-С. 5-20.

165. Санданова 3. Д. Стереотипы национальной культуры в межкультурном общении на примере испаноязычных и англоязычных народов [Электронный ресурс] / 3. Д. Санданова. - URL: http://www.profistart.rU/ps/blog/l5205.html (дата обращения: 06.09.2013).

166. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Ж.-П. Сартр. - М.: Республика, 2000. - 639 с.

167. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм [Электронный ресурс] / Ж.-П. Сартр // Скепсис: научно-просветительский журнал [сайт]. -URL: http://www.scepsis.net/library/id 545.html (дата обращения: 16.10.2013).

168. Смирнов Б. Стивен Крейн (Вступит, статья) / Б. Смирнов // Алый знак доблести. Рассказы / С. Крейн. - М., Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1962. - С. 3-20.

169. Сохряков Ю. И. Русская классика в литературном процессе США XX века / Ю. И. Сохряков. - М.: Высшая школа, 1988. - 111 с.

170. Спиллер Р. Э. К вопросу о натурализме в прозе / Р. Э. Спиллер // Литературная история Соединенных Штатов Америки: в 3 т. / Под ред. Р. Э. Спиллера, У. Торпа, Т. Н. Джонсона, Г. С. Кэнби. - М.: Прогресс, 1979. -Т. III.-С. 101-127.

171. Спиноза Б. Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье / Б. Спиноза // Избранные произведения: в 2 т. - М.: Госполитиздат, 1957. -Т. 1.-С. 67-173.

172. Спиноза Б. Этика, доказанная в геометрическом порядке / Б. Спиноза // Избранные произведения: в 2 т. - М.: Госполитиздат, 1957. -Т. 1.-С. 359-619.

173. Спэнкерен К. ван. Краткая история американской литературы [Электронный ресурс] / К. ван Спэнкерен. - URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/spankeren/index.php (дата обращения: 06.09.2013).

174. Стеценко Е. А. Документальная проза / Е. А. Стеценко // Литература США в 70-е годы XX века: сборник под ред. Я. Н. Засурского. -М.: Наука, 1983.-С. 141-183.

175. Стеценко Е. А. Судьбы Америки в современном романе США / Е. А. Стеценко. - М.: Наследие, 1994. - 237 с.

176. Субири К. Исторический факт и историческое событие / К. Субири // Человек. - 2002. - № 2. - С. 66-89.

177. Танасейчук А. Б. Очертания уникального: формирование культурного пространства Соединенных Штатов Америки и проблема североамериканского этноса / А. Б. Танасейчук. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2007.- 144 с.

178. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика / Б. В. Томашевский. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 334 с.

179. Топер П. М. Ради жизни на земле: Литература и война: Традиции. Решения. Герои / П. М. Топер. - М.: Советский писатель, 1985. - 656 с.

180. Фрейд 3. Мы и смерть / 3. Фрейд // Танатология (учение о смерти) / Под ред. С. Рязанцева. - СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа, 1994.-С. 13-27.

181. Фрейд 3. Неизбежна ли война? Письмо Альберту Эйнштейну [Электронный ресурс] / 3. Фрейд // Электронная библиотека психологии: [сайт]. - URL: http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Psihol/Freid/neizb v.php (дата обращения: 11.02.2013).

182. Хайдеггер М. Бытие и время / М. Хайдеггер. - Харьков: Фолио, 2003. - 503 с.

183. Хантингтон С. Кто мы?: Вызовы американской национальной идентичности / С. Хантингтон. - М.: ACT: Транзиткнига, 2004. - 635 с.

184. Хассан И. После 1945 года / И. Хассан // Литературная история Соединенных Штатов Америки: в 3 т. / Под ред. Р. Спиллера, У. Торпа, Т. Н. Джонсона, Г. С. Кэнби. - М.: Прогресс, 1979. - Т. III. - С. 549-586.

185. Чернец Л. В. О формах интерпретации литературных произведений / Л. В. Чернец // Художественное восприятие: проблемы теории и истории: Межвуз. темат. сб. науч. тр. - Калинин: КГУ, 1988. -С. 42-53.

186. Шевченко А. М. Предисловие к русскому изданию / А. М. Шевченко // Отсюда и в вечность / Дж. Джонс. - М.: Военное издательство, 1969.-С. 5-19.

187. Шестаков В. П. США: псевдокультура или завтрашний день Европы? Ридерз дайджест по американской культуре / В. П. Шестаков. - М.: ЛКИ, 2012.-224 с.

188. Эстетика американского романтизма: сборник статей. - М.: Искусство, 1977. - 464 с.

189. Aldrich N. W. James Jones / Nelson W. Aldrich // Writers at Work: The Paris Review Interviews: Third Series. -N. Y.: Viking, 1967. -P. 231-251.

190. Aldridge J. W. After the Lost Generation. A Critical Study of the Writers of Two Wars / John W. Aldridge. - N. Y.: McGraw-Hill Book Company, 1951.-263 p.

191. Aldridge J. W. In Search of Heresy. American Literature in an Age of Conformity / John W. Aldridge. - N. Y.; Toronto; London: McGraw-Hill Book Company, 1956. - 210 p.

192. Aldridge J. W. The American Novel and the Way We Live Now / John W. Aldridge. - N. Y.; Oxford: Oxford University Press, 1983. - 166 p.

193. Aldridge J. W. The Devil in the Fire. Retrospective Essays on American Literature and Culture. 1951-1971 / John W. Aldridge. - N. Y.: A Harper's Magazine Press Book, 1972. - 364 p.

194. Aldridge J. W. Time to Murder and Create. The Contemporary Novel in Crisis / John W. Aldridge. - N. Y.: McKay, 1966. - 264 p.

195. Anderson C. R. Guadalcanal [Электронный ресурс] / Charles R. Anderson. - Washington: U. S. Government Printing Office, 1993. - URL: http://www.history.army.mil/brochures/72-8/72-8.htm (дата обращения: 23.02.2012).

196. Balakian N. Critical Encounters: Literary Views and Reviews, 19531977 / Nona Balakian. - Indianapolis (N. Y.): Bobbs-Merrill, 1978. - 250 p.

197. Bradley S. Stephen Crane / S. Bradley, R. C. Beatty, E. H. Long // The American Tradition in Literature. - N. Y.: Norton & Company, 1962. -Vol. 2: Whitman to Present. - P. 816-818.

198. Brooks V. W. The Writer in America / Van Wyck Brooks. - N. Y.: An Avon Book, 1953. - 192 p.

199. Carter R. K. James Jones: A Tribute to a Conflicted Combat Veteran. A dissertation submitted to the Caspersen School of Graduate Studies Drew University in partial fulfillment of the requirements of the degree Doctor of Letters / Russell Kendall Carter. - Madison, New Jersey, December 2009. - 156 p.

200. Carter S. R. James Jones: An American Literary Orientalist Master / Steven R. Carter. - Urbana and Chicago: University of Illinois Press, 1998. -191 p.

201. Critical Angles European Views of Contemporary American Literature / Ed. by Marc Chenetier. - Carbondale; Edwardsville: Southern Illinois University Press, 1986.-251 p.

202. Cullen J. The American Dream: A Short History of an Idea that Shaped a Nation / Jim Cullen. - Oxford: Oxford University Press, 2003. - 220 p.

203. Davies D. The Thin Red Line. Philosophers on Film / Ed. by David Davies. - N. Y.: Taylor & Francis US, 2009. - 113 p.

204. Dawes J. The Language of War: Literature and Culture in the U. S. from the Civil War through World War II / James Dawes. - Cambridge (Mass.); London: Harvard University Press, 2002. - 308 p.

205. Dickstein M. Leopards in the Temple: The Transformation of American Fiction, 1945-1970 / Morris Dickstein. - Cambridge (Massachusetts); London: Harvard University Press, 2002. - 242 p.

206. Finkelstein S. Existentialism and Alienation in American Literature / Sidney Finkelstein. - N. Y.: International Publishers, 1968. - 310 p.

207. Freud S. Reflections on War and Death [Электронный ресурс] / Sigmund Freud; translated by A. A. Brill & A. B. Kuttner. - N. Y.: Moffat, Yard & Co., 1918. - URL: http://www.bartleby.com/282 (дата обращения: 10.12.2012).

208. Gamblin S. Luxor: A Tale of Two Cities / Sandrine Gamblin // Upper Egypt: Identity and Change / Ed. by Nicholas Hopkins and Reem Saad. - N. Y., Cairo: The American University in Cairo Press, 2004. - P. 267-290.

209. Garrett G. James Jones / George Garrett. - San Diego, New York, London: Harcourt Brace Jovanovich Publishers, 1984. - 218 p.

210. Hassan I. H. Contemporary American Literature: 1945-1972 / Ihab Habib Hassan. -N. Y.: Frederick Ungar Publishing Co., 1974. - 194 p.

211. Hassan I. H. Radical Innocence: Studies in the Contemporary American Novel / Ihab Habib Hassan. - Princeton (New Jersey): Princeton University Press, 1971.-362 p.

212. Helterman J. James Jones / Jeffrey Helterman // Dictionary of Literary Biography / Ed. by Jeffrey Helterman and Richard Layman. - Detroit, Michigan: A Bruccoli Clare Book, Gale Research Company, Book Tower, 1978. - Vol. 2: American Novelists Since World War II. - P. 244-252.

213. Hendrick G. To reach eternity: The letters of James Jones / George Hendrick. - N. Y.: Random House, 1989. - 380 p.

214. Jones J. A Note by the Author / James Jones // Whistle. - N. Y.: Delacorte Press, 1978. - P. xix-xxii.

215. Jones P. G. War and the novelist. Appraising the American war novel / Peter G. Jones. - Columbia & London: University of Missouri Press, 1976. -262 p.

216. Kiernan R. F. American Writing Since 1945: A Critical Survey / Robert F. Kiernan. -N. Y.: Frederick Ungar Publishing Co., 1983. - 178 p.

217. Kohls R. L. The Values Americans Live By [Электронный ресурс] / Robert L. Kohls. - URL: http://www.claremontmckenna.edu/pages/faculty/alee/extra/American values.html (дата обращения: 03.11.2012).

218. Lutwack L. Heroic Fiction. The Epic Tradition and American Novels of the Twentieth Century / Leonard Lutwack. - Carbondale and Edwardsville: Southern Illinois University Press; London and Amsterdam: Feffer & Simons, 1971.-174 p.

219. MacShane F. Into Eternity: The Life of James Jones, American Writer / Frank MacShane. - Boston: Houghton Mifflin Compony, 1985. - 355 p.

220. Modern American Fiction: Form and Function / Ed. by T. D. Young. -Baton Rouge; London: Louisiana State University Press, 1989. - 246 p.

221. Modern American Literature: Fifth Edition (Joann Cerrito and Laurie DiMauro, Editors). - Detroit; London: St. James Press, 1999. - Vol. II: H-O. -422 p.

222. Moore M. Face It, You'll Never Be Rich [Электронный ресурс] / Michael Moore // The Guardian. - Thursday, October 09, 2003. - URL: http://www.zcommunications.org/face-it-youll-never-be-rich-by-michael-moore (дата обращения: 08.10.2012).

223. Morris W. Introductory Note / Willie Morris // Whistle / J. Jones. -N. Y.: Delacorte Press, 1978. - P. xv-xviii.

224. Morris W. James Jones: A Friendship / Willie Morris. - N. Y.: Doubleday, 1978.-259 p.

225. Morrison J., Schur T. The Films of Terrence Malick / James Morrison, Thomas Schur. - Westport: Greenwood Publishing Group, 2003. - 162 p.

226. Olderman R. M. Beyond the Waste Land. A Study of the American Novel in the Nineteensixties / Raymond M. Olderman. - New Haven-London: Yale University Press, 1972. - 258 p.

227. Sanders D. James Jones / David Sanders // Contemporary Novelists / Editor James Vinson. - London: St. James Press; N. Y.: St. Martin's Press, 1976. -P. 731-733.

228. Shams I. American Literature at a Glance / Ishteyaque Shams // New Perspectives on American Literature. - Delhi: Nice Printing Press, 2004. - P. 1-28.

229. Sonnenburg P. M. Fiction as History: James Jones, From Here to Eternity. A thesis presented to the faculty of the Department of History East Tennessee State University in partial fulfillment of the requirements for the degree Master of Arts in History / Penny Marie Sonnenburg. - East Tennessee, May 2002. -57 p.

230. Steves R. Luxor - The City of Palaces [Электронный ресурс] / Rick Steves // University of Liverpool Online Master Degrees [сайт]. - URL: http://www.huffingtonpost.com/rick-steves/luxorthe-city-of-

palaces b 31 32507.Мт1(дата обращения: 16.10.2013).

231. Styron W. Foreword / William Styron // To Reach Eternity: The Letters of James Jones / G. Hendrick. -N. Y.: Random House, 1989. - P. vii-xviii.

232. Volpe E. L. James Jones - Norman Mailer / Edmond L. Volpe // Contemporary American Novelists / Edited by Harry T. Moore. - Carbondale: Southern Illinois University Press, 1966. - P. 106-120.

233. Waldmeir J. J. American novels of the Second World War / Joseph J. Waldmeir. - The Hague-Paris: Mouton, 1969. - 180 p.

234. Walsh J. American War Literature: 1914 to Vietnam / Jeffrey Walsh. -N. Y.: St. Martin's Press, 1982.-218 p.

235. Wisniewski J. The Great Crusade. American Literature of the First World War / Jacek Wisniewski. - Warszawa: University of Warsaw, 1995. -118 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.