Основные тенденции грузинской советской поэзии двадцатых годов и Терентий Гранели тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Цкитишвили, Ингишер Александрович

  • Цкитишвили, Ингишер Александрович
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1982, Тбилиси
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 181
Цкитишвили, Ингишер Александрович. Основные тенденции грузинской советской поэзии двадцатых годов и Терентий Гранели: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Тбилиси. 1982. 181 с.

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Цкитишвили, Ингишер Александрович

ВЫВОДЫ

1. Грузинская советская поэзия возникла на лучших традициях грузинской литературной классики.Почву для нее подготовили события,последовавшие за революцией 1905 года,в частности всемирно-исторические события 1917-1918 годов. В истории грузинской общественной:лшсли это был наиболее сложный период ломки старой и формирование новой идеологии.Лучшие поэтические сипы Грузии,правильно сориентировавшись в значительных идеологических и социально-политических противоречиях той эпохи, сознательно вступили на путь борьбы за общенародное дело.Самое активное участие в этой борьбе принимали представители демократического крыла литературы - пролетарские писатели.

2. Путь художественного отображения новой,советской действительности не с самого начала был последовательным и единообразным. Незадолго до февральской буржуазно-демократической революции 1917 года в Кутаиси возникла литературная группа "голубороговцев",которая в грузинской литературе дала начало символистско-декадентским и друтим литературным течениям. Каждое из этих течений имело свой эстетический статус,по-свое-тду понимало назначение художественной литературы,в частности, поэзии.

3. "Голубороговцы" явились инициаторами ряда нововведений в грузинской поэзии. Многие их поэтические произведения вошли в золотой фонд грузинской лирики. Но наряду с положительным совершенствованием стихотворной формы,"голубороговцы" до крайности развили самые отрицательные стороны символизма: -они долгое время настойчиво отстаивали идею поэтизации негативных явлений с окраской мистики и упадка,что и задерживало их сближение с социалистической действительностью.

Борьба с символистскими взглядами "голубороговцев" продолжалась до конца двадцатых годов.

4. "Футуризм" ворвался в грузинскую поэзию с лозунгом "террора против оставшегося в коммунистическом обществе литературного хлама". По утверждению футуристов,только признающая акустику стиха, построенная на звучании слов и избавленная от содержания "поэзия" соответствовала новому времени,только такая какафония слов,лишенная тематической актуальности,могла спасти поэзию. Грузинский "футуризм" никакого следа не оставил в литературе, хотя ведущей силой этого течения являлась весьма талантливая молодежь. К концу двадцатых годов "футуристы" осознали и осудили свои ошибки и взялись за реалистическую разработку актуальных тем. Позже ими создано было не одно значительное произведение,авторов которых сегодня называют в числе грузинских классиков.

5. Мелкобуржуазная эстетика Западной Европы лежала в основе довольно сильной литературной группировки,известной под названием "Академической литературы". Основной задачей литературы они считали борьбу за национальное освобождение Грузии, а не за уничтожение классового неравенства. Ко второй половине 20-х годов представители "Академической литературы" поняли беспочвенность своей идеи, избавились как от узкого национализма,так и от сковывающего их иноземного влияния, снискав впоследствии славу своими эстетическими изысканиями,отображающими новый социалистический быт.

6. Становление пролетарской поэзии связано не с литературным окружением журнала "Кура",а с творческой деятельностью поэтов -представителей демократического крыла старшего поколения грузинских литераторов того периода,хотя окончательное ее формирование связано с приходом в литературу второго поколения пролетарских поэтов. Следует отметить,что творчество пролетарских поэтов как первого, таи второго поколений не было с самого же начала -единообразным,чисто пролетарским: пролетарская литература утверждалась довольно медленно и бессистемно. Ошибки пролет-культовцев и пути их преодоления четко были отражены в партийных документах .В. И. Ленин не раз заострял на них внимание.

7. В конце 20-х годов одним из основных направлений грузинского эстетического мышления стало т.н."попутничество". В число "попутчиков" вошли лучшие представители грузинской советской литературы; они стали опоррой силой пролетарской культуры. "Попутничество" способствовало тому,что грузинские поэты вплотную подошли к революции,классовым интересам пролетариата. "Попутничеству" в те годы было посвящено шото содержательных научно-обоснованных объемистых исследований и статей,направленных на пресечение грубых выпадов против "попутчиков", преодоление неправильного отношения к ним. Коммунистическая партия и Советское правительство с самого начала положительно оценивали творческое обновление "попутчиков". Именно это течение подготовило почву известному постановлению "0 создании литературно-художественных организаций" от 23 апреля 1932 года,упразднившему литературные ассоциации.Его с большим воодушевлением встретили и грузинские писатели,

8. Поэзия Терентия Гранели питалась лучшими традициями грузинской классической литературы,хотя по поэтическому мировосприятию он совершенно оригинален и в поэтическом творчестве он не имел предшественников.Он стоял обособленно от литературных объединений своего времени. Терентий Гранели создал совершенно оригинальный поэтический мир, интерес и любовь читателя к которому-не иссякнут до тех пор,пока будут существовать человеческая печаль и радость.

9. , Терентий Гранели с восторгом встретил Октябрьскую рево- -люцию,в которой он вид ел избавление трудового народа от вековечной нужды и рабства.Увлеченный революционными идеями, он приехал в Тбилиси и включился в общественную деятельность, сознательно встав на сторону победившего класса;.Революции он посвятил замечательные стихи: "Огонь души","Революция","Родина" ,"Казарма" и др.Его настроения,идейно-политические убеждения тех лет заявлены в словах: "Верю только в одно - в трудовой народ,я тоже в числе трудового народа".

Терентий Гранели прекрасно понимал значение Октябрьской революции и необходимость служения ее идеям,но создавшаяся в начале 20-х годов обстановка в стране- нерешенность ряда социально-экономических проблем,неблагоприятный творческий климат из-за обилия литературных группировок,а также крайняя материальная нужда и частые болезни,наконец, не позволили одаренному поэту проявить сполна свои незаурядные творческие возможности,хотя по мнению его современников,"есть моменты, когда настроения Терентия Гранели ничем не уступают настроениям пролетарских поэтов.Напротив,Гранели видит больше перспективы". ( 98,8/5 )

10. Поэзию Терентия Гранели нельзя считать выражением только лишь печали и мистических настроений,а тем более -сугубо личных интимных чувств и переживаний. Его творчеству не чуждо оптимистическое звучание,в его лирике немало философских раздумий об общечеловеческих бедах и боли. В единичном,кон-кретном он ищет общее,существенное и наиболее характерное для класса явление .Печаль Терентия Гранели- проявление т.н. мировой скорби. Проникающие в сердце стихи Терентия Гранели проповедуют и насаждают гуманность,призывают к духовноь/у катарсис и полногду освобождению от сковывающих условностей.На примере творчества Терентия Гранели надо решать проблему "Плач и слезы" на уровне личности",) так как нет и не может быть подлинной поэзии без человеческой печали и "слез".

10. По философским взглядам Терентий Гранели скорее идеалист, чем материалист,но его идеализм в поэзии не есть идеализация ирреального мира и бессмертной души". Напротив,он беспредельно любит реальную жизнь и не приемлет предельности жизни: его поэзия - протест против скоротечности жизни человека.То, что существует,его не удовлетворяет; поэтому и начинается в его творчестве поиск "третьего пути". Мысль поэта кружится вокруг бесконечности вселенной и преходящести всего живого, он жалеет людей - они ведь ничего изменить не могут.

Терентий Гранели своей поверенной объявляет вечную сестру - тишину,а феноменом бессмертия - "третий путь",поэзию, которой он сознательно посвящает свою жизнь,"всю свою звонкую силу поэта".

11. Идеологически Терентий Гранели наиболее близок к С.Есенину .Поэтическое воображение и душевный настрой у них часто одинаковы. Поэтические, убеждения Терентия Гранели близки также к поэтическим взглядам А.Блока.Они оба и Т.Гранели и

А.Блок отдали дань символизму,от которого ни один из них не смог избавиться полностью. Подобно А.Блоку и С.Есенину,Терентий Гранели близко подошел к революции,но не смог понять ее до конца.

12. С уверенностью можно сказать,что если бы не болезнь,которая прогрессировала в 1928 году,Терентий Гранели мог,шея для того все данные, следовать новой,магистральной линии партии и применить свой поэтический дар соответственно этому новому курсу .Ведь заметный поворот входивших в различные литературные группировки поэтов и писателей к партийным позициям начался именно с 1928 года.

13. Терентий Гранели был любимым поэтом молодежи и остался им до наших дней .Молодых привлекает не т.н. "пессимизм" или "скорбная душа" Терентия Гранели,а огонь его истинрой поэзии, поэтическая смелость и безграничный гуманизм.Их впечатляет несравненное мастерство.Философское мировосприятие Терентия Гранели,очаровывает эстетическая привлекательность лирического героя поэта,музыкальность философски содержательных стихов,

14. Истинная поэзия тесно связана с жизнью,она возникает на прочной основе глубокой связи и явлениями реальной жизни. Вне этой связи истинная поэзия невозможна. По выражению эпи-кура,"из ничего даже бог не всилах создать что-либо".Возникнув опосредованно из общественных потребностей,истинная поэзия сама содействует общественному прогрессу, И место среди бессмертных сможет занять только тот,кто своим творчеством служил обществу,нугедам и потребностям "брата-человека? кто внес достойный вклад в сокровищницу искусства. Такой вклад Терентий Гранели, бе с спорно, вне с.

Знаю,придет время,когда меня поймут? Писал Терентий Гранели.

Это время настало: Терентий Гранели занимает подобающее ещу место в пантеоне грузинских писателей.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Цкитишвили, Ингишер Александрович, 1982 год

1. Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература.

2. Поли.соб.соч.; т.12,с.99-105.

3. Ленин В.И. О двоевластии.- Поли.соб.соч. т.31,с.145-148

4. Ленин В.И. Социалистическая революция к право нации на самоопределение.- Полн.соб.соч. т.41,с.398-408

5. КПСС В Резолюциях и Решениях съездов, конференции и пленумов.

6. Постановление ЦК ВКП/б/ о перестройке литературно-художественных организаций.- т.5. М.1977,с.44-45

7. Агиашвили Н.Д. Остались ;юными навсегда.- Тбилиси; Накадули, 1971.1. На груз.яз. 342 с.

8. Алимонаки Л.А. Серафим в трауре. Литературные статьи.- Тбилиси:

9. Мерани,1974. На груз.яз. 178 с.

10. Бальзак 0. Сочинения.- Тбилиси: Сабчота Мцерали,1959. На груз.яз.с.171-172.

11. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений, Т.П. М.Академия наук1. СССР. 1953,с.129-130.

12. Бенашвили Д. Галактион Табидзе.- Тбилиси: Сабчота Сакартвело.1961. На груз.яз. 103 с.

13. Беридзе Ф. Поэзия прежде всего.- Тбилиси: Сабчота Сакартвело,1968. На груз.яз. 126 с.

14. Блок А.А. Сочинения в 2-х томах. T.I-П М. Государственноелитературное издательство, 1975. 815 с.

15. Гамсахурдия К. Критика.- Тбилиси: Академия наук ГССР, 1956.1. На груз.яз. 311 с.

16. Гвердцители Г. Михаил Дкавахишвили.- Тбилиси: Сабчота Сакартвело,1977, На груз. яз. 175 с.

17. Гомартели И.Г. Поэт угнетенных. Избранные статьи.- Тбилиси:

18. Литература да Хеловнеба, 1966. На груз.яз. 495 с.

19. Гранели Т.О."М^ь^О.Сборник стихов.- Тбилиси: Изд.

20. Красного Креста,1924.На груз.яз.- 79с.

21. Гранели Т.С. Стихи.- Тбилиси: Типография Полиграфтреста,1926. На груз.яз. 36 с.

22. Гранели Т.О. Лирика,- Тбилиси: Сабчота Сакартвело,1972:1. На груз.яз. 184 с.

23. Гранели Т.С. Избранное.- Тбилиси: Сабчота Сакартвело.1979.На груз.яз. 456 с.

24. Гранели Т.С. Жизнь поэта. Сборник воспоминаний.- Тбилиси:

25. Накадули,1984.На груз.яз. 271 с.

26. Джибладзе Г.Н. Поэтический гений Бараташвили.- Тбилиси:

27. Сабчота Сакартвело, 1968.На груз .яз. 487 с.

28. Достоевский Ф.М. Сон смешного человека. Повести и рассказы.

29. Государственное издательство художественной литературы,М.1956,687 с.

30. Думбадзе Нелли,Грузинский Символизм.- Батуми: Сабчота

31. Аджара,1973. На груз.яз. 240с.

32. Есенин С.А. Избранное. Л.Лениздат, 1975,495 с.

33. Жгенти Б.Д. Писатель и современность,- Тбилиси: Мерани,1977.На груз.яз. 766 с.

34. Зурабашвили А.Д. Психология и патопсихология личности.- Тбилиси: изд. Тбилисского государственного университета,1969. На груз.яз. 134 с.

35. Кванчилашвили Т.С. О периодозадии грузинской литературы.

36. Партия и Литература.- Тбилиси: Сабчота Сакартвело,1979.На груз.яз. 254 с.

37. Кверенчхиладзе Д.К, Союз писателей Грузии.- Тбилиси:

38. Мерани,1983. На груз.яз. 414 с.

39. Киачели Л.М. Сочинения,- Тбилиси: Сабчота Сакартвело,1977, На груз.яз. 394 с.

40. Кобидзе Д.И. Среди поэтов. Когда начиналась новая жизнь.- Тбилиси:

41. Ганатлеба, 1977. На груз.яз. 165 с.

42. Кржижановский Г.М. Шу-шу. Из воспоминаний о В.И.Ленине.

43. М. Детская литература, 1972, 32 с.

44. Лорткипанидзе И.Г. Хроника тэт Галактиона Табидзе.- Тбилиси:

45. Сабчота Сакартвело, 1968. На груз.яз. 187 с.g

46. Мержковский Д.С. Полное собранные сочинения, т.ХХП, M.I9I4, с.114.

47. Мерквиладзе Г.И. Развитие социалистического реализма в грузинскойсоветской литературе 30-х годов.- Тбилиси: Сабчота Мцерали, 1954. На груз.яз. 314 с.

48. Мирцхулава А. А. Извранное,- Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1961.1. На груз.яз. 595 с.

49. Мишвеладзе Р.А. Критика. Тбилиси: Meрани, 1970. На груз. яз.232 с.

50. Мосашвили М.И. Хроника жизни Ило Мосашвили. Тбилиси: Хеловнеба,1981. На груз.яз. 380 с.

51. Витязь в тигровой шкуре.- Тбилиси: Ганатлеба, 1966. На груз.яз. 364 с.

52. Избранное.- Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1959. На груз.яз. 627 с.

53. Избранное.- Тбилиси: Сабчота Сакартвело, I960. На груз.яз. 351 с.

54. Дни моей юности.- Тбилиси: Мерани, 1968. На груз, яз. 271 с.

55. Тварадзе Р.А. Галактион. Тбилиси: Накадули, 1972. На груз. яз.230 с.

56. Тевзадзе Д.Г. Современность в грузинской советской литературе.

57. Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1964. На груз.яз. 162 с.37. Руставели Ш.38. Табидзе Г.В.39. Табидзе Т.П.40. Тагор Р.

58. Топурия А.С. Критические этюды.- Тбилиси: Сабчота Сакартвело,1980.На груз.яз. 239 с,

59. Топурия А.С. О генезисе "Я и ночь". Литературные статьи.

60. Тбилиси: Мерани,1972. На груз,яз. 270 с.

61. Убилава .Е.Г.Терентий Гране ли. Избранное.- Тбилиси:

62. Сабчота Сакартвело,1961.На груз.яз. 271 с.

63. Херхеулидзе Г.М. Современная грузинская поэзия.- Тбилиси:

64. Мецниереба,1977. На груз.яз. 310 с.

65. Цискаридзе В.К. Вопросы новейшей грузинской литературы.-Тбилиси: изд. Тбилисского Государственного университета, 1972. На груз.яз. 425 с.

66. Чилая С.Е. Грузинская литература XX века.- Тбилиси:

67. Сабчота Мцерлоба, т.1 1956. На груз .яз.380 с.

68. Чилая С.Е. Грузинская литература XX века.- Тбилиси:

69. Сабчота Мцерлоба, т.П, 1959. На груз .яз . 528 с.

70. Чилая С.Е. Был один поэт.Я и мой профессор.- Тбилиси:

71. Мерани, 1977.На груз.яз. 5-90.

72. Щукшин В.М. Думы. Избранные произведения.- Ставропольскоекнижное издательство,1980. с.90

73. Яшвили П.Д. Стихи,поэма,рассказы,переводы.- Тбилиси:

74. Сабчота Мцерали,1959. На груз.яз. 495 с.1. Статьи

75. Абашели А. Поэт истинной души.- Цисарткела,1920, JS 7,с.86-89. На груз.яз.

76. Абашвдзе Г.Г. Из отчетного доклада IX съезда писателей

77. Грузии.- Литературули Сакартвело, 1981, 6 апреля. На груз .яз.

78. Абашидзе К.Г. Новая Грузия и национальное творчество.

79. Публицистика Терентия Гранели.- Литературули Сакартвело, 1971,18 апреля.На груз.яз. 0 разговорных тетрадях Бетховена.- Наука и жизнь,1969, № 2. с.37

80. Терентий Гранели.- Терентий Гранели, 1924, 21 декабря .На груз.яз. 0 вечере поэзии Г.Табидзе.- Ахали Накади, 1920, № 4, с. 18-19. На груз.яз. Даисеби.- Кроносис Сарке,1919, № 2, с.3-4. На гряз.яз.

81. Новые задачи писателей.- Салитературо газети,1933,29 алреля.На груз.яз.

82. Опять о формалистической поэтике'.'- Мнатоби,1926,),? 4, с. 184-193. На груз,яз. Формализм и проблемы методологии исследования в искусстве.- Мнатоби,1926,Jfc 4, с.161-178. На груз.яз.

83. День поэзии.- Мнатоби, 1928, №9,10, с. 143-148 На груз.яз.

84. Поэт скорбной души.- Литературули Сакартвело,1974.29 марта. На груз.яз.

85. Нынешнее положение грузинской художественной литературы.- Мнатоби,1926, I0-II,c.I59--183. На груз.яз.

86. Проблема скорби в поэзии.- Сахалхо Сакме,1920.30 мая.На груз.яз.

87. Терентий Гранели.- Терентий Гранели, 1924,21 декабря. На груз.яз.

88. Идея и форма.- Театри да цховреба,1924,4, с.37-41. На груз.яз.

89. Эпистоле к партиям.- Сакартвело,1919,7 января.На груз.яз.

90. Пролетарская литература 1926 года.- Мнатоби,1927, JH, с. 3-4. На груз.яз.

91. На идеологическом Фронте.-Мнатоби, 1927,1. I, сД89 194. На груз.яз.

92. Голубые пираты.- Сакартвело,1919, 7 января.е.- 20-22. На груз.яз.

93. Терентий Гранели.- Ушба,1926,.№ 3,с.20-22.1. На груз.яз.

94. Он жил лишь поэзией.- Цискари,1966, № II, с.135-148. На груз.яз.

95. Келбакиани Г. Он жил лишь поэзией,- Цискари, 1967, №1, с.122137, На груз.яз.

96. Киасашвили Д. "Баррикады" пример критинизма.- Ахали Квали,1921, №1, с.27-31. На груз.яз.

97. Кобидзе Д. Слово о Торентий Гранели.- Критика, 1981,'№3,е.121-125. На груз.яз.

98. Котетишвили В. По выпуску "Лейла" и "Сафирони".- Алиони, 191910 апреля. На груз.яз.

99. Курепели К, Новый горизонт.- Алиони, 1917, 17 октября. На груз.языке•

100. Лорткипанидзе К. Восстание города.- Динамит, 1924, №1, с.8 Нагруз.яз.

101. Луарсамидзе В. 0 перестройке работы ассоциации пролетарскихписателей.- Салитературо газети, 1931, 21 ноября На груз.яз.

102. Маградзе Э. Новизна в искусстве.- Сабчота Хеловнеба, 1959,8, с.79-81. На груз.яз.

103. Мушишвили Г. 0 качественности пролетарской литературы.

104. Мнатоби, 1929, №2, с.76-79. На груз.яз.

105. Орбелиани П. Терентий Гранели.- Трибуна, 1922, 9 июня.1. На груз.яз.

106. Редакционная статья: Меньшевистское гражданство. Сахалхо Секме,1919, II апреля. На груз.яз.

107. Редакционная статья: Кура, 1922, №1, с.21-24. На груз.яз.

108. Редакционная статья: Новые пути поэзии. Картули Мцерлоба,1925, № 3-4, с.24-26. На груз.яз.

109. Редакционная статья: Левизна.- Картули Мцерлоба, 1927, №1, с.47-491. На груз.яз.

110. Редакционная статья: Ати цели. 1931, 25 февраля. На груз.яз.101. Сулава A.102. Рондели Д.Л.103. Рондели Д.104. Табидзе Т.П.105. Табидзе Т.П.106. Хомлели107. Хуродзе В.108. Цайшвили Сол.

111. Церетели Ал. НО. Церетели В.111. Цкитишвили И.А.

112. Цкитишвили И.А. 1137 Цкитишвили И.А. 114. Цкитишвили И.А. По. Цкитишвили И.А.

113. Творческие дискуссии.- Салитературо Газети, 1931, 21 января. На груз. яз. Троцкий "Литература и Революция" в грузинском переводе.- Пролетарули Мцерлоба, 1927, №1, с.123-125. На груз.яз.

114. Параллельные замечания.- Пролетарули Мцерлоба, 1927, №2, с.104-112. На груз.яз. День поэзии.- 1921, 16 июня. На груз.яз. Програмное слово.- Циспери канцеби, 1916, №1, с.4-6. На груз.яз.

115. Грузинская литература прошлого года. Тависуп-леба, 1917, №3, с.32-35. На груз.яз. Два стиля.- Пролетарули Мцерлоба, 1929, №2, с.178-193. На груз.яз.

116. Замечательные люди: Шанава Яков.- Литература да Хеловнеба, 1948, 28 ноября. На груз.яз. Литературное выраждение.- Самшобло, 1916, 7 марта. На груз.яз.

117. Футуризм и Наука.- Самшобло, 1916, II марта. На груз яз.

118. Убежденность поэта.- Соплис цховреба, 1971, 22 октября. На груз.яз.

119. Дневники Терентия Гранели.- Комунизмис дрошит, 1978, 15 июня. На груз.яз. Влюбленный в жизнь,- Критика, 1975, №4, с.162-168. На груз.яз.

120. Об инициале "Т.Р."- Критика, 1976, №1, с.95-99. На груз.яз.

121. Верю только в одно.- в рабочий класс.- Гантиадр 1977, №5, с.131-138. На груз.яз.117. Цкитишвили И.А.118. Цкитишвили И.А.

122. Цкитишвили И.А. "Циспери Канцеби" и Терентий Гранели.

123. Пирвели Схиви, I98I,№I5, с.151-156. На груз.яз.

124. Сверкание поэта. Рица, 1977, № 17, с.142-145. На груз. яз.

125. Гантиади. Квали, 1898, 21 декабря. На груз.яз.

126. Хроника литературной жизни. Диалог.- Цискари, 1984, № 3,с.146-150. На груз.яз.

127. Хроника литературной жизни.-Поэты Революции, 1927, октябрь,с. 186. На груз.яз.

128. Хроника литературной жизни.-Кумбара (Бомба), 1921, август.1. На груз.яз.119. Церетели А.Р.120. Челидзе А.121. Чиковани С.122. Чумбуридзе Г.123. Экаладзе И.

129. Хроника литературной жизни. Новые задачи. Эпоха, 1925, Н,с.47. На груз.яз.

130. Хроника литературной жизни. Члены редколлегии:- Буачидзе Б.

131. Эули С. Лорткипанидзе К. Машашвили А. Радиани Ш. Сулава А. Луарсамишвили В. (ответственный редактор).

132. Хроника литературной жизни. Поэты революции.- Литературули

133. Сакартвело, 1969, 27 июля. На груз.яз.

134. Архивы и другие материалы.

135. Спецфонд и фонды соответствуюшего периода Государственной Республиканской библиотеки ГССР. им. К.Маркса.

136. Государственный Центральный Исторический архив ГССР. Ф № 489.

137. Государственный Литературный музей ГССР им.Г.Леонидзе. Ф № 18089.

138. Фонды Научной библиотеки Тбилисского государственного университета. К № 6387.

139. Воспоминания современников Терентия Гранели, добытые диссертантом, хранится в личном архиве диссертанта.