Оркестровое письмо А.К. Лядова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Зайцева, Вера Васильевна
- Специальность ВАК РФ17.00.02
- Количество страниц 186
Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Зайцева, Вера Васильевна
ВВЕДЕНИЕ.
Глава I. Оркестр и его роль в музыке А. К. Лядова
§ 1.Трактовка оркестра в музыке конца XIX - нач. XX в.: основные тенденции.
§ 2. Трактовка оркестра А. К. Лядовым и процесс работы композитора над партитурой.
Глава II. Особенности трактовки инструментальных групп в оркестровке А. К. Лядова
§ 1. Струнная группа.
§ 2. Группа деревянных духовых инструментов.
§ 3. Медные духовые и ударные инструменты.
Глава III. Эволюция оркестрового письма А. К. Лядова
§ 1.«Скерцо» ор.16 как образец раннего оркестрового письма композитора.
§ 2. «Баба-Яга» как пример зрелого оркестрового письма
А. К. Лядова.
§ 3. От «Мессинской невесты» к «Из Апокалипсиса»: об эволюции оркестрового письма композитора.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Партия валторны в контексте эволюции симфонической партитуры XVIII - XX веков2005 год, доктор искусствоведения Беленов, Леонтий Дмитриевич
Оркестровая техника в симфонических произведениях татарских композиторов2004 год, кандидат искусствоведения Загидуллина, Дильбар Ренатовна
История оркестровой педали как элемента функциональной музыкальной ткани2011 год, кандидат искусствоведения Буймистр, Сергей Владимирович
Эволюция инструментовки в отечественной духовой музыке до 70-х годов XIX века2000 год, кандидат искусствоведения Ермоленко, Александр Леонидович
Темброво-оркестровое мышление в симфонической музыке композиторов Удмуртии2011 год, кандидат искусствоведения Анисимова, Елена Валерьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Оркестровое письмо А.К. Лядова»
А.К. Лядов вошел в историю русской музыки как мастер оркестрового колорита, виртуозно владеющий оркестровой техникой, умеющий придать своим партитурам особое блестящее и красочное звучание. Являясь учеником Н.А. Римского-Корсакова, автора «Основ оркестровки», Лядов уделял большое внимание инструментовке своих сочинений, которая, на наш взгляд, становится одной из наиболее важных композиционных составляющих его произведений.
Удивительно, но несмотря на высочайшую репутацию А.К. Лядова в области оркестровки, феномен его мастерства все еще не изучен. Его владению оркестровой техникой и умению воплощать в оркестровой звучности тончайшие грани музыкальных образов отдавали должное как современники, так и следующие поколения музыкантов - профессионалов и слушателей.
Вот, например, высказывание друга композитора, И.И. Витоля о «Кикиморе»: «Он перевоплотил сказку в оркестровую поэзию. В этой картине творчество Лядова достигло совершенства»1.
Б.В. Асафьев пишет о «Бабе-Яге» и «Кикиморе»: «Красивый инструментальный колорит, прозрачность ткани, умение сочетать характерные и жанровые интонации с отвлеченной от всякой программности логикой чисто музыкального построения присущи как упомянутым пьесам, так и "Восьми русским народным песням", в которых Лядов выказал искусство инструментального преломления песенной мелодики»2.
Обаяние музыки Лядова находило живой отклик и у слушателей. В письме Л. Брук и М. Тайманова к Л.И. Винокуру описывается концерт, в котором наряду с пьесами Лядова исполнялись произведения, по праву считающиеся шедеврами: «В этом замечательном концерте исполнялось: в 1-ом отд. Стравинский -Петрушка; во 2-ом - Лядов - Баба Яга и Волшебное озеро и Скрябин - Поэма экстаза. Дирижировал Мравинский. Оркестр играл превосходно, а Мравинский
1 Лядов Анатолий Константинович. СПб.: Композитор, 2005. С. 122
2 Асафьев Б. В. Русская музыка XIX и начало XX века. Л.: Музыка, 1979. С. 183 был действительно в экстазе. Кстати, большое впечатление произвели мелочи Лядова. Это маленькие шедевры»3. Как видно из этого письма, «маленькие шедевры» Лядова не потерялись рядом с «большими» симфоническими произведениями и воспринимались слушателями с большой теплотой.
Возможно, самой высокой оценкой и признанием оркестрового мастерства композитора служит тот факт, что к нему постоянно обращались с просьбой сделать оркестровку того или иного произведения. Так, Лядовым были сделаны оркестровки номеров «Князя Игоря» А.П. Бородина для концерта Бесплатной школы по просьбе H.A. Римского-Корсакова4, пять номеров «Сорочинской ярмарки» М.П. Мусоргского, оперы А.Г. Рубинштейна «Дети степей» по просьбе дирекции консерватории5 и многих других произведений.
В настоящее время необходимость подробного изучения принципов оркестровки особенно актуальна, поскольку тембровое наполнение партитур композиторов XX-XXI в. часто становится наиболее важным из всех средств выразительности, создающих музыкальное произведение. Звук приобретает независимость и ценность сам по себе. Один из основателей спектрализма Т. Мюрай пишет: «У меня и нескольких других композиторов возникла идея использовать строение звука как такового в качестве основы музыкальной формы, и этот метод как раз и можно назвать спектральной техникой. По нашему мнению, музыка заключена уже внутри каждого отдельного тона, а не только в их сочетаниях»6. А, например, С.Губайдулина отмечает: «По-моему, самое сильное из желаний нашего времени - проникнуть в глубину, во внутреннее пространство звука»7.
Важность оркестровки в создании звукового пространства симфонического произведения отмечали в том числе и композиторы XIX в. Еще М.И. Глинка в «Заметках об инструментовке» писал: «Инструментовка находится в прямой
3 ВМОМК им. М.И. Глинки, Ф. 212, ед.хр. № 21. (Л. Брук, И. Тайманов - Л.И. Винокур, 1946 г.)
4 Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни. М.: Музгиз, 1935. С. 175
5 Лядов Анатолий Константинович. С. 54
6 Композиторы о современной композиции. М.: Московская консерватория, 2009. С. 345
7 Там же. С. 350 зависимости от самого творчества музыкального»8. В «Летописи» H.A. Римского-Корсакова находим следующее высказывание: «В оркестровке я никогда не проявлял склонности к вычурным эффектам, не вызываемым самою музыкальною основою сочинения»9. Эти замечания дают понять, что их авторы не отделяли инструментовку от собственно музыкальной идеи произведения. Творчество А.К. Лядова также дает нам пример отношения к инструментовке как к полноправному действенному способу развития музыкального процесса наравне с мелодией, гармонией, полифонией и другими музыкальными средствами.
Выскажем предположение, что оркестровка для этого композитора является основополагающим средством воплощения музыкальных идей и данная проблема заслуживает подробного изучения. Основной интерес представляет то, каким образом композитору удается, обходясь традиционным составом оркестра, добиваться такого красочного, яркого и разнообразного звучания своих оркестровых партитур. Это и определяет цель нашей работы: выявление особенностей оркестрового письма А.К. Лядова и техники работы композитора над партитурой.
В соответствии с заявленной целью в иследовании поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть оркестр А.К. Лядова в контексте эпохи и проследить процесс работы композитора над оркестровкой;
2. проанализировать особенности применения композитором инструментальных групп оркестра;
3. проследить эволюцию оркестрового письма А.К. Лядова.
Материалом исследования служат партитуры симфонических произведений А.К.Лядова: «Мессинская невеста», Скерцо ор. 16, Мазурка «Сельская сцена у корчмы» ор.19, «Интермеццо» ор. 8, №1, «Про старину», баллада op.21-bis, «Полонез» памяти А.С.Пушкина ор.49, «Полонез» к торжеству открытия статуи А.Г. Рубинштейна, ор.55, «Баба-Яга», ор.56, «Восемь русских v л
8 Глинка М. И. Автобиография. Заметки об инструментовке. / под ред. С. Л. Гинзбурга. Л.: Музгиз, 1937. С. 27
9 Римский-Корсаков Н. А. Летопись. С. 199 народных песен» op.58, «Волшебное озеро», ор.62, «Кикимора», ор.63, «Танец Амазонки», ор.65, «Из Апокалипсиса» ор. 66, «Nenie», op.67. Также материалом исследования являются архивные рукописные партитуры, находящиеся в ВМОМК им. Глинки, Ф 65: пять пьес А.Г. Рубинштейна в оркестровом переложении А.К. Лядова («Менуэт» ор. 93, №2; «Серенада» ор. 93, № 9-е; «Колыбельная» ор. 93, № 9-с; «У окна» ор. 93, № 9-к, «Сарабанда» ор.38, №4); «Скерцо» op. 16 А.К. Лядова.
Дополнительным материалом исследования являются архивные документы РГАЛИ - Ф № 796, Ф № 2743, и ВМОМК им. Глинки - Ф 65, Ф 23, Ф 212. А также партитуры современников А.К. Лядова: «Summer Night on the River» Ф. Дилиуса, «Водяной» А. Дворжака, «Морская симфония» Р. Воан-Уильямса, «Море» К. Дебюсси и другие.
Объектом исследования служат симфонические произведения А.К. Лядова и его оркестровые переложения сочинений других композиторов.
Предметом исследования являются средства оркестровки, применяемые А.К. Лядовым при создании симфонического произведения.
Степень разработанности темы исследования. В зарубежной литературе творчество А.К. Лядова практически не освещается - на данный момент известна лишь работа Дороти Эберляйн «Анатолий К. Лядов: Жизнь. Творчество. Музыкальные воззрения»10.
Вопросы, интересующие отечественных исследователей творчества Лядова охватывают широкий круг тем: это прежде всего его фортепианное наследие, изучение архивных документов и рукописных эскизов, педагогическая деятельность, влияние фольклорных источников на стиль композитора. Освещение этих проблем можно найти в сборниках статей, посвященных творчеству А.К. Лядова. Первый сборник «Ан.К. Лядовъ»11 появился в 1916 году. Этот сборник интересен тем, что материалы писались друзьями и современниками - людьми, которые хорошо знали и любили композитора.
10 Eberlein D. Anatolij К. Ljadov: Leben-Werk-Musikanschauung. Köln, 1980.256 с.
11 Ан.К. Лядов. Пг.: Сириус, 1916.221 с.
Поэтому при чтении возникает особая атмосфера погружения в его внутренний мир, которая подкрепляется публикацией писем, стихов и рисунков Лядова. В 2005 году осуществляется переиздание этого сборника, дополненное обновленным списком сочинений12.
В 2009 году выходит сборник «Непознанный А.К. Лядов» . Авторами сборника освещается широкий круг тем: творчество композитора в контексте культурной жизни Петербурга «Серебрянного века», исследование новых архивных источников, прояснение биографических эпизодов, изучение аспектов его педагогической и творческой деятельности.
Существует и литература монографического характера: книги Н.В. Запорожец «А.К. Лядов. Жизнь и творчество»14 и М.К. Михайлова «А.К. Лядов. Очерк жизни и творчества»15. Н.В. Запорожец освещает жизненный путь композитора, его педагогическую и исполнительскую деятельность. Особый интерес, на наш взгляд, представляет публикация в этой монографии архивных материалов и писем композитора. Однако, автор не ставит задачу дать подробный анализ произведений Лядова и эти главы носят обзорный характер. Список сочинений композитора дан по дате издания произведения. Это создает не совсем верное представление о последовательности создания произведений, так как часто партитура издавалась гораздо позже реального написания и исполнения сочинения. Так, например, партитура «Nenie» была издана в 1914 г., а первое исполнение состоялось 13 марта 1910 г.16
В книге А.К. Михайлова, по сравнению с монографией Н.В. Запорожец, расширены аналитические разделы, вводятся новые архивные источники: письма, документы и рукописные нотные материалы, представляющие большой интерес. Особую ценность, на наш взгляд, имеет публикация фрагмента «Легенд» -последнего произведения, над которым работал композитор. Партитура дана в четырехручном переложении А.К. Михайлова с подписанными в клавире
12 Лядов Анатолий Константинович. 168 с.
13 Непознанный А. К. Лядов: сб. ст. и материалов / Ред.-сост. Т. А. Зайцева. Челябинск : MPI, 2009.400 с.
14 Запорожец Н.В. А.К.Лядов.Жизнь и творчество. М. : Музгиз, 1954. 216 с.
15 Михайлов М.К. А.КЛядов.Очерк жизни и творчества. Л.: Музыка, 1985. 208 с.
16 Ламм П.А. Каталог произведений А.К. Лядова. РГАЛИ, Ф № 2743, on. 1, ед. хр. 20 инструментами, так что можно представить в общих чертах звучание этого фрагмента. В таком же виде представлены эскизы ненаписанной оперы «Зорюшка». В списке сочинений даны, в большинстве случаев, и даты исполнения, и издания, что позволяет представить более объективную картину эволюции творческого пути композитора.
В книге Б.В. Асафьева «Русская музыка XIX и начало XX века»17 один из параграфов посвящен Лядову. Дается общий обзор творчества композитора и влияние его творческих принципов на младших современников.
Научный интерес отечественных исследователей связан, в основном, с областью фортепианного творчества композитора. Можно указать на кандидатские диссертации Т.А. Зайцевой «Фортепианное творчество Лядова: стилевые особенности и проблемы исполнительского воплощения» (Ленинград, 1987) и О.В. Лукьянович «Особенности творческого мышления Лядова на примере фортепианной миниатюры» (Санкт-Петербург, 2005).
Специальных исследований, посвященных проблеме оркестрового письма А.К. Лядова, как целостного явления пока не существует.
Поскольку рассмотрение принципов оркестрового письма отдельного композитора не представляется возможным без изучения общих работ по инструментовке, в нашем исследовании мы обращаемся к существующим трудам об искусстве оркестровки.
Интерес к этой теме возник еще в XIX веке и ознаменовался выходом
18
Большого трактата об инструментовке и оркестровке» Г. Берлиоза , где даются сведения о технических возможностях инструментов и их выразительных свойствах. Принципы изложения материала этого трактата положили начало появлению особой ветви музыкальной науки - инструментоведению. Учебные пособия по этой дисциплине строятся похожим образом - объяснение конструкции инструмента, его регистровых характеристик, технических возможностей, примеры использования в партитурах. Также в них в разной
17 Асафьев Б. В. Русская музыка . 376 с.
18 Берлиоз Г. Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке. М.: Музыка, 1972.531 с. степени подробности и глубины объяснены принципы построения оркестровой вертикали и строение партитуры в целом. К такому типу можно отнести следующие труды: «Инструментовка для симфонического оркестра»
С. Василенко19, «Методический курс оркестровки» Ф. Геварта20, «Современный
01 оркестр» Д. Рогаль-Левицкого , «Инструменты симфонического оркестра»
М. Чулаки , «Оркестровка» У. Пистона , С. Адлера «Учение об оркестровке» .
В «Основах оркестровки» Н.А. Римского-Корсакова25 наряду с описанием инструментов и их технических характеристик, разрабатываются теоретические основы оркестровки: учение о регистрах, дублировках, соотношении тесситурных отрезков, принципы расположения тесситур и регистров инструментов в аккорде, вводит термин «область выразительной игры». Таким образом, он пытается не только дать представление о технических и выразительных возможностях инструментов оркестра, но и выявить объективные принципы оркестровки.
Подобный подход нашел свое развитие в дальнейших исследованиях оркестровки.
26
Например, книга Г. Банщикова «Законы функциональной инструментовки» , А. Веприка «Трактовка инструментов оркестра»27. В этих трудах авторы уже не дают характеристик инструментов, а пытаются объяснить сущность и процесс оркестровки, дать ответ на вопрос «почему» и «с какой целью». Другое, похожее, направление в литературе об оркестре связано с проблемой оркестровых стилей и истории оркестровки, поскольку определение оркестрового стиля также исходит из принципа существования объективных основ инструментовки, которыми пользуется композитор. К таким исследованиям можно отнести: А. Веприк «Очерки по вопросам оркестровых стилей»28, Ф. Витачек «Очерки по истории
19 Василенко С. Н. Инструментовка для симфонического оркестра: в двух томах. / под ред. Ю. А. Фортунатова. -T. 1. - М.: Музгиз, 1952. 395 е.; - Т. 2. -М. : Музгиз, 1959. 624 с.
20 Геварт Ф.О. Методический курс оркестровки. М. : Юргенсон, 1898. 350 с.
21 Рогаль-Левицкий, Д.Р. Современный оркестр. В четырех томах. - T. 1. - М.: Музгиз, 1953. 482 е.; - Т. 2. - М. : Музгиз, 1953.448 е.; - T. З.-М. : Музгиз, 1956. 356 е.; - Т. 4.-М. : Музгиз, 1956.315 с.
22 Чулаки М.И. Инструменты симфонического оркестра: Пособие. СПб. : Композитор, 2004. 224 с.
23 Пистон У. Оркестровка. M. : Сов. композитор, 1990.455 с.
24 Adler S. H. The Study of Orchestration. New-York - London: W.W. Norton 3-rd édition, 2002. p. 864
25 Римский-Корсаков Н.А. Основы оркестровки. // Римский-Корсаков Н.А. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка. - Т. 3. - М.: Музгиз, 1959. 805 с.
26 Банщиков Г. И. Законы функциональной инструментовки: учебное пособие. СПб. : Композитор, 1999.240 с.
27 Веприк А. М. Трактовка инструментов оркестра. М. : Музгиз, 1961. 303 с.
28 Веприк А. М. Очерки по вопросам оркестровых стилей. М. : Сов. Композитор, 1961.453 с. оркестровки 19 века»29, А. Каре «История оркестровки»30, Ю. Фортунатов «Лекции по истории оркестровых стилей»31.
В связи с появлением новых техник игры на музыкальных инструментах возникает потребность в обновлении учебников оркестровки с учетом современных тенденций использования выразительных возможностей инструментов. В связи с этим вышло пособие А. Радвиловича32, дополняющее учебник инструментовки М. Чулаки. В свете этих тенденций и в России, и за рубежом стали появляться книги, посвященные отдельным инструментам или группам инструментов, раскрывающие их новые возможности. Чаще всего их авторами являются музыканты-исполнители и композиторы. Это такие исследования как, например, Г. Дмитриев «Ударные инструменты: трактовка и современное состояние»33, М. Пекарский «Нотация мультиперкуссии»34, тс
Э. Денисов «Ударные инструменты в современном оркестре» , П. Арто «Флейты
36 г^ нашего времени» . Эти издания рассчитаны как на композиторов, так и на исполнителей, поскольку в них даны описания и технические рекомендации исполнения различных приемов игры на инструментах. О ценности подобных исследований для композиторов свидетельствует вступительное слово Оливье Мессиана к книге П. Арто «Флейты нашего времени», в котором он дает высокую оценку этой работе.
Подробное изучение тембрового мышления композиторов и их принципов инструментовки на данный момент привлекает многих исследователей, поскольку в партитурах современных симфонических произведений аспект оркестровки часто становится определяющим. Об интересе, проявляемом исследователями к этой проблематике, свидетельствует появление ряда сборников, выпущенных
29 Витачек Ф.Е. Очерки по искусству оркестровки 19 века. М.: Музыка, 1979. 151 с.
30 Каре А. История оркестровки. М.: Музыка, 1989. 304 с.
31 Фортунатов Ю.А. Лекции по истории оркестровых стилей. Воспоминания о Ю. А. Фортунатове / Сост., расшифровка текста лекций, примеч. Е. И. Гординой. М. : Научно издательский центр «Московская консерватория», 2009. 384 с.
32 Радвилович А. Ю. Приложение к учебнику М. И. Чулаки «Инструменты симфонического оркестра». СПб. : Композитор, 44 с.
33 Дмитриев Г.П. Ударные инструменты: трактовка и современное состояние. М.: Сов композитор, 1991.143 с.
34 Пекарский М. И. Нотация мультиперкуссии. М.: Композитор, 2006. 54 с.
35 Денисов Э.В. Ударные инструменты в современном оркестре. М.: Сов композитор, 1982. 256 с.
36 Artaud Р., Geay G. Present day ilutes. París: Editions musicales transatlantiques, 2000. p.131
Московской консерваторией: «Оркестр. Сборник статей и материалов в честь
37 38
Инны Алексеевны Барсовой» , «Оркестр. Инструменты. Партитура» , «Оркестр без границ. Материалы научной конференции памяти Ю.А. Фортунатова» .
Что же касается оркестрового наследия А. К. Лядова, то существует ряд статей, посвященных симфоническим произведениям композитора, но вопросы, интересующие авторов, чаще всего связаны с драматургией, формой, программной направленностью, при этом рассмотрение оркестровки как целостного явления не становится отдельной проблемой. Главы, посвященные симфоническим сочинениям композитора в монографиях H.A. Запорожец40 и М.К. Михайлова41, носят обзорный характер в связи с самим жанром исследования и характером поставленной задачи. Отзывы и заметки об оркестровом творчестве Лядова можно найти в литературном и эпистолярном наследии людей, лично знавших композитора, - H.A. Римского-Корсакова42, М.Ф. Гнесина43, И.И. Витоля44, но специальных исследований, посвященных оркестровому письму А.К. Лядова, на данный момент не существует. Этим обусловлена новизна нашего исследования.
В процессе исследования применяются различные методы. В связи с тем, что единых общепринятых методов анализа оркестровых партитур пока не существует, при анализе собственно оркестровых средств мы опираемся на терминологию и подход, предложенный Г. Банщиковым в «Законах функциональной инструментовки» и А. Веприком в «Трактовке инструментов оркестра». При анализе взаимосвязи оркестровки с другими композиционными методами мы опираемся на метод структурно-функционального анализа. При рассмотрении оркестровки отдельных произведений и связанных с ними
37 Оркестр. Сборник статей и материалов в честь Инны Алексеевны Барсовой. / ред. Г. И. Лыжов, Д. Р. Петров, С. И. Савенко. М.: Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского, 2002. 427 с.
38 Оркестр. Инструменты. Партитура. Вып. 1 / Отв. ред. Е.В. Назайкинский. М.: Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского, 2003. 239 с. ; Оркестр. Инструменты. Партитура . Вып. 2 / Отв. ред. Е.В. Назайкинский. М. : Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского, 2007.218 с.
39 Оркестр без границ. Материалы научной конференции памяти Ю.А. Фортунатова. М. : Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009. 272 с.
40 Запорожец Н. В. А. К. Лядов. Жизнь и творчество. М. : Музгиз, 1954. 216 с.
41 Михайлов М.К. А.КЛядов.Очерк жизни и творчества. Л.: Музыка, 1985. 208 с.
42 Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни. М.: Музгиз, 1935.453 с.
43 Гнесин М.Ф. Мысли и воспоминания о Н.А.Римском-Корсакове. М.: Музгиз, 1956.336 с.
44 Лядов Анатолий Константинович. С. 98 -127 исторических фактов нами был использован исторический подход, а также применен его компаративный аспект, позволяющий через сравнение (с другими сочинениями композитора и произведениями его современников) выявить характерные черты оркестровой техники композитора. Поскольку в процессе исследования возникла необходимость обращения к архивным материалам для прояснения процесса и последовательности работы композитора над оркестровкой, в необходимом для данного исследования объеме был применен также текстологический подход.
Новизна исследования определяется объектом исследования. Это первая работа, посвященная исследованию оркестрового письма А.К. Лядова как целостного явления. Впервые осуществляется анализ произведений этого композитора с точки зрения принципов оркестровки, рассмотрены особенности использования инструментальных групп и прослеживается процесс работы композитора над оркестровой партитурой.
В данном исследовании выдвигается предположение, что оркестровка -наиболее важный драматургический элемент в композициях Лядова, неразрывно связанный с тематической работой, влияющий на характер и формирование тематизма.
Цели и задачи работы определяют ее композиционное решение. Работа состоит из Введения, трех глав, Заключения и Приложения. В первой главе рассматриваются основные тенденции в подходе к оркестровке зарубежных и русских композиторов конца XIX - начала XX в., определяется исторический контекст, в котором развивалось творчество А.К. Лядова, на основе архивных источников прослеживается процесс работы композитора над партитурой. Вторая глава раскрывает особенности применения инструментальных групп в оркестровке А.К. Лядова. Третья глава посвящена вопросам эволюции оркестрового письма композитора. В Заключении обобщаются результаты проведенного исследования и формулируются основные выводы. В приложении даются нотные примеры, таблица оркестровых составов в произведениях А.К. Лядова, список иллюстративного материала.
Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Тембр тромбона в оркестре М. И. Глинки: Полифункциональность и колористика1999 год, кандидат искусствоведения Ульянов, Виктор Семенович
Оркестровое tutti2004 год, кандидат искусствоведения Саков, Сергей Владимирович
Концерт для баяна с оркестром в отечественном музыкальном искусстве: процессы стилевой эволюции и принципы организации фактуры2013 год, доктор искусствоведения Лебедев, Александр Евгеньевич
Инструментовка как средство художественной выразительности в современной духовой музыке1998 год, кандидат искусствоведения Гилев, Александр Геннадиевич
Произведения А.К. Глазунова для духовых инструментов: историко-текстологические аспекты2013 год, кандидат искусствоведения Латышев, Николай Анатольевич
Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Зайцева, Вера Васильевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги проведенного исследования, мы отмечаем, что для А.К. Лядова оркестровка яляется одним из важнейших компонентов создания музыкального образа и одним из действенных композиционных и драматургических средств. Оригинальное использование возможностей оркестра, тщательный «аналитический» подход к созданию партитуры, мельчайшая детализация и продуманность всех оркестровых компонентов позволяет композитору создавать особый оркестровый колорит своих сочинений, которые не утратили актуальности и по сей день и пользуются заслуженным успехом у музыкантов-исполнителей и слушателей.
В данной работе освещались вопросы оркестрового письма А.К. Лядова и были сделаны следующие выводы:
1) Оркестровое творчество А.К. Лядова органично вписывается в контекст эпохи. Являясь учеником H.A. Римского-Корсакова и во многом следуя его подходу к оркестровке, Лядов в то же время сумел значительно расширить и обогатить звуковую палитру современного ему оркестра.
2) Процесс работы композитора над партитурой характеризуется тщательной продуманностью и выверенностью всех деталей инструментовки. Изучение архивных рукописей оркестровых переложений пьес А.Г. Рубинштейна, выполненных А.К. Лядовым, сравнение их с партитурами его собственных сочинений позволило сделать вывод о тесной связи и взаимозависимости качества и характеристик тематического материала и его оркестрового воплощения.
3) Особенностью оркестровки Лядова можно считать его отношение к струнной группе оркестра, основная роль которой связана не с проведением мелодического материала, а с созданием колористического вибрирующего и мерцающего фона. Поиски новых выразительных возможностей струнной группы приводит к тому, что прием игры pizzicato приобретает значение самостоятельного тембрового колорита оркестровых партитур композитора.
4) В интерпретации тембра деревянных духовых также есть свои особенности: на их долю выпадает основная тематическая нагрузка, при этом композитор активно использует видовые инструменты, ищет необычные регистровые краски.
5) Группа медных и ударных инструментов используется в различных проявлениях: от подчеркивания акцентированных нот в оркестровой фактуре до проведения важного тематического материала в кульминационных эпизодах. Интересной деталью является своеобразная «эволюция» отношения композитора к медным инструментам: создание подвижных мелодий в ранем творчестве уступает место более осторожному их применению в зрелых произведениях.
6) Сравнение вариантов фактуры и оркестровых решений в ранних и более поздних симфонических партитурах А.К Лядова дало возможность сделать вывод об эволюции оркестрового письма композитора, постоянном отборе наиболее удачного оркестрового колорита, не прекращающемся процессе совершенствования мастерства на протяжении творческого пути.
Исследование оркестрового письма А.К. Лядова нельзя считать законченным — данная работа только первый этап в изучении тайн мастерства оркестровки этого замечательного композитора. В перспективе необходимо углубленное изучение его оркестровой фактуры, принципов построения туттийных эпизодов, особенностей тембровой драматургии. Отдельного рассмотрения требует вопрос «преемственности» оркестрового мастерства, линии, идущей от H.A. Римского-Корсакова - старшего современника и учителя Лядова, к его младшим коллегам и ученикам - Н.Я. Мясковскому, С.С. Прокофьеву. Новые исследования в этих направлениях помогут раскрыть и оценить историческое значение А.К. Лядова, его влияние на русскую культуру в целом, на формирование и развитие оркестрового мастерства его младших современников.
149
Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Зайцева, Вера Васильевна, 2013 год
1. Агафонников, H.H. Симфоническая партитура / H.H. Агафонников JI. : Музыка, 1981.- 196с.
2. Алексенко, Н. В. Роль тембра в оркестровых произведениях композиторов Новой венской школы : дис. канд. иск. : 17.00.02. / Алексенко Наталья Владимировна-М., 1985.-215 с.
3. Ан.К. Лядов. Пг. : Сириус, 1916. - 221 с.
4. Антипова, Е. К. Автографы Лядова и материалы, связанные с его деятельностью в фондах Российского центрального музея муз.культуры им. Глинки. Каталог-справочник / Е. К. Антипова М. : Музгиз, 1983. - 15 с.
5. Арановский, М. Г. Рукопись в структуре творческого процесса: очерки музыкальной текстологии и психологии творчества. Глинка, Римский-Корсаков, Чайковский, Рахманинов, Прокофьев. / М. Г. Арановский М. : Композитор, 2009. - 340 с.
6. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс / Б. В. Асафьев. — 2-е изд., — Л. : Музыка, 1971. — 376 с.
7. Асафьев, Б.В. Русская музыка XIX и начало XX века / Б. В. Асафьев. Л. : Музыка, 1979. - 344 с.
8. Асафьев, Б.В. Симфонические этюды / Б.В. Асафьев. М. : Издательство «Композитор», 2008. - 308 с.
9. Ю.Балакирев, М.А.: Личность. Традиции. Современники / Ред.-сост. Т.А. Зайцева. СПб. : Композитор, 2004. - 336 с.
10. Банщиков, Г. И. Законы функциональной инструментовки: учебное пособие / Г. И. Банщиков. — СПб. : Композитор , 1999. — 240 с.
11. Бараш, Е.В. Концерты Эдисона Денисова (Проблемы жанра и оркестрового стиля) : дис. канд. иск. : 17.00.02. / Бараш Елена Владимировна. М., 2000.-266 с.
12. Баринштейн, И.Э., Мазин, В.А. Романтизм в русской музыкальной культуре / И.Э. Баринштейн, В.А. Мазин // Проблемы отечественной и зарубежной культурологии XIX-XX веков. Вып. 6. Нижневартовск, 2004. - С. 70-87.
13. Барсова, И. А. Симфонии Густава Малера / И. А. Барсова. М. : Сов. композитор, 1975. -495 с.
14. Берлиоз, Г. Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке / Г. Берлиоз. Ч. 1. - М.: Музыка, 1972. - 531 с.
15. Бобровский, В. П. О двух методах тематического развития в симфониях и квартетах Шостаковича / В. П. Бобровский // Дмитрий Шостакович. Сб. ст.; сост. Г. Ш. Орджоникидзе — М.: Музыка, 1967. — С. 359-397.
16. Бобровский, В. П. О переменности функций музыкальной формы / В. П. Бобровский. — М. : Музыка, 1970. — 227 с.
17. Бобровский, В. П. Функциональные основы музыкальной формы / В. П. Бобровский. — М. : Музыка, 1977. — 332 с.
18. Болашвили, К.Г. Сонористические средства и проблемы крупной инструментальной композиции : дис. канд. иск.: 17.00.02. / Болашвили Кетеван Георгиевна. М., 1994. - 269 с.
19. Браудо, Е. М. А.К.Лядов. Жизнь и творчество. / Е. М. Браудо // Еженедельник Императорских театров. 1915. -№616 -Пг. - Ст. 189-197.
20. Браудо, И.А. Артикуляция (О произношении мелодии) / И.А. Браудо Л. : Музгиз, 1961.-199 с.
21. Булез, П. Ориентиры I. Воображать. Избранные статьи / П. Булез М. : «Логос-Альтера», "Eccehomo", 2004. - 200 с.
22. Валькова, В.Б. Александринская эпоха и XX век / В.Б. Валькова // Муз. академия. 2007. - № 3. - С. 149-156.
23. Василенко, С. Н. Инструментовка для симфонического оркестра: в двух томах / С. Н. Василенко — Т. 1. — М. : Музгиз, 1952. — 395 с.
24. Василенко, С. Н. Инструментовка для симфонического оркестра: в двух томах / С. Н. Василенко Т.2. — М. : Музгиз, 1959. — 624 с.
25. Васина-Гроссман, В. А. Лядов А.К. Очерк жизни и творчества. / В. А. Васина-Гроссман. М.-Л. : Музгиз, 1945. - 47 с.
26. Веприк, А. М. Очерки по вопросам оркестровых стилей / А. М. Веприк. — М. : Сов. Композитор, 1961. — 453 с.
27. Веприк, А. М. Трактовка инструментов оркестра / А. М. Веприк. — М. : Музгиз, 1961. — 303 с.
28. Волков, К. Е. Фольклор и современное композиторское творчество / К.Е.Волков // Сов. музыка. — 1982. — № 11. — С. 25-33.
29. Вопросы оркестровки / Ред. Г.П. Дмитриев. М. : Музыка, 1980. - 152 с.
30. Видор, Ш. Техника современного оркестра. М.: Музгиз, 1938. - 488 с.
31. Витачек, Ф.Е. Очерки по искусству оркестровки 19 века / Ф.Е. Витачек -М. : Музыка, 1979- 151 с.
32. Виноградов, Г.В. Музыкальная фактура и индивидуальный стиль композитора (на примере симфоний Л. Ревуцкого, В. Лятошинского, А. Штогаренко) : автореф. дис. канд. иск.: 17.00.02. / Виноградов Георгий Васильевич. Тбилиси, 1987. - 23 с.
33. Вихарев, М. А., Котенко, А. Г. Инструментовка для духового оркестра: учебное пособие. / М. А. Вихарев, А. Г. Котенко. М., 1991. - 92 с.
34. Геварт, Ф.О. Методический курс оркестровки / Ф.О. Геварт. М. : Юргенсон, 1898.-350 с.
35. Гилев, А. Г. Инструментовка как средство художественной выразительности в современной духовой музыке : автореф. дис. канд. иск. : 17.00.02. Гилев Александр Геннадьевич-Ростов-на-Дону, 1998-24 с.
36. Гиро, Э. Руководство по практическому изучению инструментовки. / под ред. Д.Р. Рогаль-Левицкого. / Э. Гиро. М. : Музгиз, 1934. - 350 с.
37. Глинка, М. И. Автобиография. Заметки об инструментовке. / под ред. С. JI. Гинзбурга. / М. И. Глинка. J1. : Музгиз, 1937. - 34 с.
38. Гнесин, М.Ф. Мысли и воспоминания о Н. А. Римском-Корсакове / М.Ф. Гнесин. М. : Музгиз, 1956. - 336 с.
39. Гнесин, М. Ф. Начальный курс практической композиции / М. Ф. Гнесин. — М.-Л. : Музгиз, 1941. — 206 с.
40. Гуляницкая, Н. С. Методы науки о музыке: Исследование / Н. С. Гуляницкая. М. : Музыка, 2009. - 256 с.
41. Гуревич, Л.И. Роль фактурно-тембровых средств в симфонической драматургии Кара Караева : автореф. дис. канд. иск. : 17.00.02. / Гуревич Леонид Иосифович. М., 1979. - 24 с.
42. Данилевич, Л. В. О симфонической драматургии (5-я, 15-я, 16-я, 21-я, 24-я, 27-я симфонии Мясковского) / Л.В. Данилевич // Сов. музыка. — 1952. — № 12. — С. 35-38.
43. Дарваш, Г. Правила оркестровки / Дарваш Г.- Будапешт, Corvina, 1964120 с.
44. Денисов, Э.В. Ударные инструменты в современном оркестре. / Э.В. Денисов. М. : Сов. композитор, 1982. - 256 с.
45. Дмитриев, Г.П. О драматургической выразительности оркестрового письма / Г.П. Дмитриев. М. : Сов. Композитор, 1981. - 176 с.
46. Дмитриев, Г.П. Ударные инструменты: трактовка и современное состояние. /Г.П. Дмитриев. -М. : Сов. композитор, 1991. 143 с.
47. Добрынина, Е. В. А. К. Лядов. Мастер русской музыкальной миниатюры / Е. В. Добрынина // Музыкальная жизнь. 2005. - Вып. 5. - С. 27-29
48. Дубинец, Е. A. Made in the USA: Музыка это всё, что звучит вокруг / Е. А. Дубинец. — М. : Издательский Дом «Композитор», 2006. — 416 с.
49. Дувирак, Д. А. Темброво-динамические аспекты музыкального мышления: взаимодействие творчества и восприятия: автореф. дис. канд. иск. : 17.00.02. / Дувирак Дагмара Андреевна. Киев, 1987. - 18 с.
50. Дунаев, Л. Ф. Становление инструментовки науки и ее развитие в отечественном музыкознании XX века : автореф. дис. докт. иск. 17.00.02. : / Дунаев Леонтий Федорович. - М., 2000. - 43 с.
51. Дурандина, Е. Е. Камерные вокальные жанры в русской музыке XIX— XXвв.: Историко-стилевые аспекты : дис. докт. иск. : 17.00.02. / Дурандина Елена Евгеньевна. — М., 2002. — 381 с.
52. Евсеев, С. В. Народные песни в обработке А. Лядова / С. В. Евсеев. М. : Музыка, 1965.-92 с.
53. Егорова, В. Н. Симфонические поэмы Дворжака на сюжеты баллад Эрбена / В. Н. Егорова // Антонин Дворжак. М. : Музыка, 1967. - С. 23-54
54. Емельянова, И.Н. Бирюльки А.К. Лядова в аспекте воплощения игры / И.Н. Емельянова // Музыка и время. 2008 - Вып. 12. - С. 17-21.
55. Енфуткина, О.Ф. Жанр музыкальной картины в симфоническом творчестве композиторов второй половины XIX начала XX веков : автореф. дис. канд. иск. : 17.00.02. / Енфуткина Ольга Федоровна. - Новосибирск, 2004-24 с.
56. Житомирский, Д. В. О А. К. Лядове. К 100-летию со дня рождения. / Д. В. Житомирский. -М. : Сов. композитор, 1981. 350 с.
57. Задерацкий, В. В. Музыкальная форма. Вып. 2. / В. В. Задерацкий. — М. : Музыка, 2008. — 528 с.
58. Зайцева, Т. А. Под сенью балакиревской музы: Глава "Новой русской школы" и Лядов / Т. А. Зайцева // Петербургские страницы русской музыкальной культуры : Сб. ст. и материалов./ Ред.-сост. : Л. Г. Данько, Т. В. Брославская. СПб., 2001. - С. 26 - 35.
59. Зайцева, Т.А. По страницам писем Лядова / Т.А. Зайцева // Грань веков: Рахманинов и его современники. СПб., 2003. - с. 199-209
60. Зайцева, Т.А. Фортепианное творчество Лядова: стилевые особенности и проблемы исполнительского воплощения : автореф. дис. канд. иск. : 17.00.02. / Зайцева Татьяна Андреевна. Л., 1987. - 14 с.
61. Запорожец, Н.В. А.К.Лядов. Жизнь и творчество / Н.В.Запорожец. М. : Музгиз, 1954.-216 с.
62. Запорожец, Н. В. Лядов и русская сказка. / Н.В. Запорожец // Муз. жизнь — 1968. -№ 15-С. 15—17.
63. Запорожец, Н. В. Язык симфонических произведений А. К. Лядова. / Н. В. Запорожец // Вопросы музыкознания. 1991. - Вып. 1. - С. 301-326.
64. Зенкин, К. В. Лядов и Скрябин: К типологии творческой личности Серебряного века / К.В. Зенкин // А. Н. Скрябин в пространствах культуры XX века. М. : Композитор, 2008. С. 102-109.
65. Зряковский, Н. Н. Общий курс инструментоведения. / Н. Н. Зряковский. -М. : Музыка. 480 с.
66. История русской музыки: Конец Х1Х-начало XX века. Т. 9 . / ред.: Ю. В. Келдыш, О. В. Левашова, М. П. Рахманова, А. Г. Соколов. — М.: Музыка, 1994. — 452 с.
67. История русской музыки: 1890-1917 годы. Т. 10 Б. / ред. : Л. 3. Корабельникова, Е. М. Левашов. — М. : Музыка, 2004. — 1072 с.
68. Ищенко Ю.Я. Тембровая драматургия в симфониях Б. Лятошинского : автореф. дис. канд. иск. / Ищенко Юрий Яковлевич. Киев, 1977. - 23 с.
69. Кабялис Р.И. Тембровая динамика в оркестровых сочинениях современных композиторов : автореф. дис. канд. иск. / Кабялис Ричардас Игнович. -Вильнюс, 1989.-22 с.
70. Каренин Вл. Ан. К. Лядов и его «Зорюшка» / Вл. Каренин. Пг. : Сириус, 1916.-15 с.
71. Каре А. История оркестровки / А. Каре М. : Музыка, 1989. - 304 с.
72. Клопов В. А. Акустические закономерности сочетаний тембров в оркестровке классической традиции : дис. канд. иск. : 17.00.02. / Клопов Владимир Алексеевич. Л., 1988. - 156 с.
73. Когоутек, Ц. Техника композиции в музыке XX века / Ц. Когоутек. — М. : Музыка, 1976. — 358 с.
74. Кожухарь, В.И. Инструментоведение. Симфонический и духовой оркестры: Учебное пособие. / В.И. Кожухарь. СПб. : Издательство «Лань»; «Издательство Планета музыки», 2009. - 320 с.
75. Композиторы о современной композиции: Хрестоматия / сост. Т. С. Кюрегян, В. С. Ценова. М. : Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009. - 356 с.
76. Ксенофонтова, H.H. Камерный оркестр в музыке первой половины XX века: к проблемам исторической типологии оркестрового письма : автореф. дис. канд. иск.: 17.00.02. / Ксенофонтова Наталья Николаевна. М., 1984. -24 с.
77. Лукьянович, О. В. Особенности творческого мышления Лядова: на примере фортепианной миниатюры : дис. канд. иск.: 17.00.02. / Лукьянович Ольга Владимировна. СПб., 2005,- 288 с.
78. Лукьянович, О. В. Программность в симфонических миниатюрах
79. A.К. Лядова. / О. В. Лукьянович. СПб., 2003. - 29 С.
80. Лядов Анатолий Константинович. / А. К. Лядов СПб. : Композитор, 2005. -168 с.
81. Лядов А. К. "Искусство будущая религия человечества" / Авт. публ., предисл. и коммент. Т. А. Зайцева / А. К. Лядов // Муз. жизнь. - 1994. -Вып. 1. —С. 36-39.
82. Мазель, Л. А. Строение музыкальных произведений / Л. А. Мазель. — М. : Музыка, 1979. — 536 с.
83. Мазель, Л. А. Вопросы анализа музыки. Опыт сближения теоретического музыкознания и эстетики / Л. А. Мазель. — М. : Сов. композитор, 1978. — 352 с.
84. Мазель, Л. А., Цуккерман, В. А. Анализ музыкальных произведений. Элементы музыки и методика анализа малых форм / Л. А. Мазель,
85. B. А. Цуккерман. — М. : Музыка, 1967. — 751 с.
86. Милка, А. П. Функциональность и музыкальная форма / А. П. Милка // Сов. музыка. — 1973. — № 6. — С. 117-121.
87. Милка, А. П. Теоретические основы функциональности в музыке: исследование / А. П. Милка. — JI. : Музыка, 1982. — 150 с.
88. Михайленко, JI. А. Стиль модерн и творчество русских композиторов начала XX века : автореф. дис. . канд. искусствоведения / Михайленко Лариса Алексеевна. М., 1998. - 24 с.
89. Михайлов, М.К. А.К.Лядов. Очерк жизни и творчества / М.К. Михайлов. -Л. : Музыка, 1985. 208 с.
90. Назайкинский, Е. В. Логика музыкальной композиции / Е. В. Назайкинский. — М. : Музыка, 1982. — 319 с.
91. Неизвестный Николай Мясковский: сб. ст. / сост. Е.Б. Долинская. — М. : Композитор, 2006. — 224 с.
92. Непознанный А.К. Лядов: сб. ст. и материалов / сост. Т. А. Зайцева. — Челябинск : MPI, 2009. — 400 с.
93. Оркестр. Сборник статей и материалов в честь Инны Алексеевны Барсовой. / ред. Г. И. Лыжов, Д. Р. Петров, С. И. Савенко. М. : Московская консерватория, 2002. - 427 с.
94. Оркестр без границ. Материалы научной конференции памяти Ю.А. Фортунатова / Ред.-сост. И.А. Барсова, И.В. Вискова. М. : Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009. - 272 с.
95. Оркестр. Инструменты. Партитура. Вып. 1 / Отв. ред. Е.В. Назайкинский. -М. : Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского, 2003. 239 с.
96. Оркестр. Инструменты. Партитура. Вып. 2 / Отв. ред. Е.В. Назайкинский. М. : Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского, 2007. 218 с.
97. Оркестровые стили в русской музыке. / сост. В.И. Цытович. Л.: Музыка, 1987.-205 с.
98. Пекарский, М.И. Нотация мультиперкуссии / М.И. Пекарский М. : Композитор, 2006. - 54 с.
99. Пистон, У. Оркестровка / У. Пистон М. : Сов. композитор, 1990 - 455 с.
100. Попова, И. П. Волшебная музыкальная сказка: к проблеме соотношения фольклорного инварианта и музыкальной трансформации в
101. Кикиморе» А. Лядова / И.П. Попова Тамбов : ТГМПИ им. C.B. Рахманинова, 2000. - 24 с.
102. Попова, И.П. Константные элементы волшебной музыкальной сказки (на примере несценических произведений русских композиторов рубежа XIX XX веков) : автореф. дис. канд. искусствоведения / Попова Ирина Петровна. - М., 2003. - 22 с.
103. Прокофьев С. С. Автобиография / С. С. Прокофьев. — 2-е изд., — М. : Сов. композитор, 1982. — 600 с.
104. Прокофьев, С. С. Дневник. 1907-1918 / С. С. Прокофьев. — Париж : SPRKFV, 2002. —813 с.
105. Прокофьев, С. С. Дневник. 1919-1933 / С. С. Прокофьев. — Париж : SPRKFV, 2002. —891 с.
106. Протопопов, В. В. Вариационные процессы в музыкальной форме / В. В. Протопопов. — M : Музыка, 1967. — 151 с.
107. Радвилович А. Ю. Приложение к учебнику М. И. Чулаки «Инструменты симфонического оркестра». / А. Ю. Радвилович. СПб. : Композитор, 44 с.
108. Римский-Корсаков, А. Н. Ан. К. Лядов в освещении посторонних людей. Пг. : Сириус, 1916. - 27 с.
109. Римский-Корсаков, Н. А. Лядов, А.К. Переписка. - Пг. : Сириус, 1916.-22 с.
110. Римский-Корсаков, H.A. Летопись моей музыкальной жизни / H.A. Римский-Корсаков М. : Музгиз, 1935. - 453 с.
111. Римский-Корсаков, H.A. Основы оркестровки. / H.A. Римский-Корсаков // Римский-Корсаков, H.A. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка. Т.З. - М. : Музгиз, 1959. — 805 с.
112. Рогаль-Левицкий, Д. Р. Беседы об оркестре. / Д. Р. Рогаль-Левицкий. -М. : Музгиз, 1961.-288 с.
113. Рогаль-Левицкий, Д. Р. Современный оркестр / Д. Р. Рогаль-Левицкий. Т. 1. - М. : Музгиз, 1953. - 482 с.
114. Рогаль-Левицкий, Д. Р. Современный оркестр / Д. Р. Рогаль-Левицкий.- Т.2. М. : Музгиз, 1953. - 448 с.
115. Рогаль-Левицкий, Д. Р. Современный оркестр / Д.Р. Рогаль-Левицкий.- Т. 3. М. : Музгиз, 1956. - 356 с.
116. Рогаль-Левицкий, Д. Р. Современный оркестр / Д.Р. Рогаль-Левицкий . Т. 4. М. : Музгиз, 1956. 315 с.
117. Ручьевская, Е. А. Функции музыкальной темы / Е. А. Ручьевская. — Л. : Музыка, 1977. — 160 с.
118. Рыцарев, С. А. Из истории оркестровых стилей / С. АРыцарев // Проблемы музыкальной науки. Вып. 4. М. : Советский композитор, 1979. -С. 201-231
119. Сабанеев, Л. Л. Воспоминания о России / Л.Л.Сабанеев. — М. : Классика XXI, 2005. — 268 с.
120. Садуова, А.Т. Волшебное озеро А. Лядова: Черты импрессионизма / А.Т. Садуова // Проблемы музыкальной науки. Вьга.З. М. : Советский композитор, 2009. - С. 132-135
121. Саков, C.B. Оркестровое tutti : дис. канд. иск.: 17.00.02. / Саков Сергей Владимирович. М., 2004. - 181 с.
122. Серебрякова, Л. А. Тема Апокалипсиса в русской музыке XX века / Л. А. Серебрякова // Библейские образы в музыке. СПб., 2004. - С. 152165.
123. С. С. Прокофьев и Н. Я. Мясковский Переписка / Ред. сост. Д. Б. Кабалевский. — М. : Музыка, 1977. — 599 с.
124. Сергей Прокофьев: Воспоминания, письма, статьи. — М. : "ДЕКА-ВС", 2004. —417 с.
125. Скребков, С. С. Симфонический тематизм Мясковского / С. С. Скребков // Сов. музыка. — 1946. — № 4. — С. 42-55.
126. Скребков, С. С. Анализ музыкальных произведений / С. С. Скребков.- М., 1958. —332 с.
127. Слабкая, Л.О. К 150-летию со дня рождения А.К. Лядова / Л.О. Слабкая // Музыкант-классик. Вып. 8. М., 2005. - С. 19-21
128. Способин, И. В. Музыкальная форма / И. В. Способин. — 2-е изд., — М. : Музгиз, 1958. — 408 с.
129. Танеев С. И. Материалы и документы. Т. 1. / ред. А. В. Асафьев. -М. : Издательство Академии Наук СССР, 1952. 855 с.
130. Теория современной композиции / ред. В. С. Ценова. — М. : Музыка, 2007 — 624 с.
131. Тараканов, М. Е. О симфонизме Н. Мясковского / М. Е. Тараканов // Сов. музыка. — 1961. — № 4. — С. 81-86.
132. Тертерян P.A. О роли тембра и тембровой драматургии в современной советской симфонии (на примере армянской симфонической музыки) : дис. канд. иск. : 17.00.02. / Тертерян Рубен Альфредович -М., 1985.-196 с.
133. Томпакова, О. М. Фольклорные истоки «Детских песен» Лядова / О. М. Томпакова // Сов. музыка. — 1960. — № 4. С. 106-110.
134. Фортунатов, Ю. А. Лекции по истории оркестровых стилей / сост., расшифровка текста лекций, примеч. Е. И. Гординой . / Ю. А. Фортунатов
135. М.: Научно издательский центр «Московская консерватория», 2009. — 384 с.
136. Филатова, М. С. Драматургия симфоний Мясковского / М. С. Филатова // Вопросы теории музыки. — М. : Музыка, 1968. — С. 167206.
137. Филатова, М. С. Драматургическая роль фактуры в музыке / М. С. Филатова // Проблемы музыкальной науки. Вып.З. — М. : Сов. композитор, 1975. — С. 164-197.
138. Холопов, Ю. Н. Очерки современной гармонии / Ю. Н. Холопов. — М. : Музыка, 1974. — 288 с.
139. Холопова, В. Н. О линейно-мелодическом мышлении композиторов XX века / В. Н. Холопова // Критика и музыкознание. Л., 1980. - С. 23-34.
140. Холопова, В.Н. Формы музыкальных произведений / В. Н. Холопова.
141. СПб.: Лань, 1999. — 496 с.
142. Холопова, В. Н. Фактура: Очерк / В. Н. Холопова. — М. : Музыка, 1979. — 87 с.
143. Цуккерман, В. А. «Камаринская» Глинки и ее традиции в русской музыке / В.А. Цуккерман. — М. : Музыка, 1957. — 426 с.
144. Цуккерман, В. А. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм /
145. B.А. Цуккерман. — М. : Музыка, 1964. — 159 с.
146. Цуккерман, В.А. Анализ музыкальных произведений: Вариационная форма. / В.А. Цуккерман. — М. : Музыка, 1974. — 243 с.
147. Цуккерман, В.А. Анализ музыкальных произведений: Сложные формы. / В.А. Цуккерман. — М. : Музыка, 1984. 214 с.
148. Чулаки, М. И. Инструменты симфонического оркестра: Пособие / М. И. Чулаки. СПб. : Композитор, 2004. - 224 с.
149. Шёнберг, А. Основы музыкальной композиции / А. Шёнберг. — М. : ПРЕСТ, 2000. —231 с.
150. Эрбен К. Я. Баллады.Стихи.Сказки. / К. Я. Эрбен. М.: ОГИЗ, 1948 -300 с.1. Зарубежная литература
151. Adler, S. Н. The Study of Orchestration. New-York - London : W.W. Norton 3-rd edition, 2002. — p. 864.
152. Artaud Р., Geay G. Present day ilutes. París : Editions musicales transatlantiques, 2000. - p. 131.
153. Blatter, A. Instrumentation and orchestration. New-York City : G. Schirmer Inc., 1997. — p. 508.
154. Войтенко, А. С. Специфика оркестровых составов Николая Мясковского / А. С. Войтенко // Науковий вісник НМАУ ім.
155. П.І. Чайковського: Проблеми музичної інтерпретації. — К., 2011. — Вип. 95. —С. 310-320.
156. Войтенко, A.C. Сталевая специфика функциональной трактовки оркестрового тембра в произведениях Н.Я.Мясковского. : дисс. канд. иск.:17.00.03. / Алексей Сергеевич Войтенко — К., 2012. — 183 с.
157. Жарков, А. К. Тембр как фактор интонирования музыкального произведения / А. К. Жарков // Музичний твір як процес : Науковий вісник НМАУ ім. П. І. Чайковського : сб. статей. К., 2002. - Вып. 21. - с. 50-67
158. Жарков А. К. К проблеме тембрового смыслообразования // Теоретичні та практичні аспекта музичного смислоутворення : Науковий вісник НМАУ ім. П. I. Чайковського : сб. статей. К., 2006. - Вып. 60. - с. 98-124
159. Eberlein D. Anatolij К. Ljadov: Leben-Werk-Musikanschauung. Köln, 1980.-p. 256.
160. Russo W. A new approach composing music. Chicago-London : University of Chicago edition, 1988. - p. 227.1. Архивные материалы
161. РГАЛИ Фонд 796 on. 1 (ед. хр. №№ 1-7, 10, 12, 13-15)
162. РГАЛИ Фонд 2743 on. 1 (ед. хр. № 20)
163. ВМОМК им. М.И. Глинки. Фонд 65 (ед. хр. №№ 1,13-17)
164. ВМОМК им. М.И. Глинки. Фонд 212 (ед. хр. № 21)
165. ВМОМК им. М.И. Глинки. Фонд 23 (ед. хр. № 49)
166. ВМОМК им. М.И. Глинки. Фонд № 76 (ед.хр. № 174)162
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.