Онтологические проблемы в творчестве М.А. Шолохова военных лет (1941–1945 гг.) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Чэнь Вэнь
- Специальность ВАК РФ00.00.00
- Количество страниц 158
Оглавление диссертации кандидат наук Чэнь Вэнь
Введение
Основная часть
Глава 1. Правдоискательство (нравственно-философские и историософские аспекты) русской литературы второй трети XX века
1.1. Онтологизм в русской и мировой литературе XX века
1.2. Универсальная и национально-историческая проблематика русской классической и современной литературы
1.3. Вечное и сиюминутное в русской литературе 1941-1945 гг
Выводы к Главе
Глава 2. Национальное и универсальное в публицистике и в прозе М.А. Шолохова военных лет (1941-1945 гг.)
2.1. Великая Отечественная война в жизни и творчестве М.А. Шолохова
2.2. Основные мотивы прозы и публицистики М.А. Шолохова военных лет
2.3. Образ родной земли в творчестве М.А. Шолохова 19411945 гг
2.4. Образ защитника Родины в творчестве М.А. Шолохова 19411945 гг
Выводы к Главе
Заключение
Список литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Универсальные образы и мотивы в реалистической эпике М.А. Шолохова2008 год, доктор филологических наук Поль, Дмитрий Владимирович
Проза М.А. Шолохова: онтология, эпическая стратегия характеров, поэтика2007 год, доктор филологических наук Муравьёва, Наталия Михайловна
Концепция национальной идентичности и ее художественное решение в эпических произведениях М.А. Шолохова и Ф.А. Абрамова: на материале романа-эпопеи "Тихий Дон" и тетралогии "Братья и сестры"2018 год, кандидат наук Голотвина, Ольга Владимировна
Традиции русской литературной баталистики в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон"2011 год, кандидат филологических наук Авдеева, Екатерина Анатольевна
Роман М. А. Шолохова "Поднятая целина" в контексте русской литературы XIX- первой четверти XX веков: Тема казачества2003 год, кандидат филологических наук Никольская, Наталья Николаевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Онтологические проблемы в творчестве М.А. Шолохова военных лет (1941–1945 гг.)»
Введение
Под онтологической проблематикой мы понимаем совокупность вопросов, определяющих жизнь человека и народа и потому универсальных -добро и зло, смысл жизни, общее и личное и т. д. Данная проблематика достаточно часто и плодотворно разрабатывается в современной науке, демонстрирующей на начало 2020-х гг. весьма широкий диапазон возможных интерпретаций - от универсалий Г.Д. Гачева, концептов Ю.С. Степанова и архетипов Е.М. Мелетинского до сравнительно-исторических обозреваний специфики русского космоса В.В. Кожинова, П.В. Палиевского и др. В рамках онтологической проблематики особый интерес представляет изучение взаимодействия национального (национальный характер, национальный космос, национальный культурный код, национальная культурная матрица и т. д.) и универсального (вечные образы и мотивы, универсалии, архетипы, концепты и т. д.) в литературе.
Универсальное и национальное, и по отдельности, и в разнообразных взаимодействиях между собой, многократно рассматривались в мировом и в российском литературоведении (труды А.Н. Веселовского, С.С. Аверинцева, Е.М. Мелетинского, А.В. Михайлова, Г.Д. Гачева, П.В. Палиевского, А.М. Панченко, С.А. Небольсина, В.И. Тюпы, Л.Ю. Фуксона, Е.А. Костина и др.). Очевидна необходимость рассмотрения универсального и национального в их системной взаимосвязи и на художественно полноценном материале - прежде всего творчестве гениев, в котором универсальное и национальное изобилуют. И, если универсальное и национальное более всего проявляют себя в эпохи грандиозных социальных потрясений, то творчество русских писателей - естественный случай манифестации этой закономерности и уникальный материал для осмысления её значимости [Поль, 2008, с. 13].
Национальное и универсальное (общечеловеческое) не просто неизменно воспроизводятся, а в определённые моменты истории - периоды
сверхнапряжения - проявляют себя с наибольшей силой, и эти проявления как раз и определяют специфику культуры, её национально-культурный код или топику [Панченко, 1999]. Их проявление становится необычайно рельефным и специфичным в те периоды и эпохи, когда в судьбах наций происходят мощные тектонические сдвиги. В этом смысле Великая Отечественная война - самое значительное событие в истории русского народа в XX столетии, сильнейшее потрясение всей народной жизни; она кардинально изменила и общество, и искусство, ставшим в годы войны сверхпатриотичным и национальным, сохранив при этом и общечеловеческую (универсальную) значимость.
Великая Отечественная война заставила пересмотреть подходы к национальному и универсальному, сложившимся в довоенные годы в русской литературе. Особенно это очевидно при рассмотрении универсального и национального в системной взаимосвязи на материале творчества русских писателей, таких как К. Симонов, И. Эренбург, Л. Леонов, А. Толстой, М. Шолохов, А Фадеев, А. Платонов и др. Именно эти писатели в военные годы (1941-1945 гг.) своими произведениями воспитывали патриотические чувства, призывали к разгрому врага, отстаивали национальное достоинство. В то же время в литературе военных лет прославлялся подвиг народа в Великой Отечественной войне с одновременным проявлением универсального (общечеловеческого) и национального.
Универсальность переживаний, свойственных русской прозе, драме и публицистике военных лет, становится особенно наглядной при сопоставлении с китайской литературой 1941-1945 гг., а также при рассмотрении творческой рефлексии на русскую словесность в китайской литературе этого же времени. Несмотря на множество отличий, в том числе типологического характера, между культурами Китая и России, именно в этот относительно короткий промежуток времени, 1941-1945 гг., обнаруживается очень много общего между китайской и русской (советской)
литературами.
Советская словесность военных лет отличалась повышенным интересом к национально-исторической тематике, что было очень важно для китайской общественности, столкнувшейся в эти годы со множеством вызовов, в том числе и с японской агрессией (борьба с которой в китайской историографии и литературоведении получила название - «Война сопротивления китайского народа японским захватчикам»).
В 1931-1945 гг., во время Войны сопротивления китайского народа японским захватчикам, советская литература военной тематики оказывала сильнейшее нравственное и эстетическое воздействие на китайскую литературу и критику, в то же время вдохновляя китайский народ на борьбу за освобождение и независимость. Следует отметить, что опыт китайской рефлексии помогает в понимании взаимодействия универсального (общечеловеческого) и национального в русской литературе военных лет; позволяет лучше понять особенности менталитета и идеологии России и Китая; способствует постижению особенностей национального культурного кода, отображённого в литературе; расширяет диапазон возможных трактовок понятий, связанных с универсальным и национальным, в литературоведении.
В литературе военных лет (1941-1945 гг.) публицистика приобрела особое значение, она не только пропагандировала патриотические идеи, но и утверждала нравственный и художественно-эстетический национальный идеал. Практически все русские советские писатели обратились к публицистике в годы Великой Отечественной войны. Особое место среди них занимает Михаил Александрович Шолохов (1905-1984).
М.А. Шолохов в своём творчестве впитывал универсальное и национальное не только из народного творчества, но и из реальности, в том числе и непосредственно им наблюдаемой. В публицистике и прозе М.А. Шолохова военных лет представлены важнейшие проблемы,
5
затрагивавшие само бытование, как русского народа, так и всего человечества, неразрывно связанные с общечеловеческим и национальным в русской и мировой культуре. Изучение творчества М.А. Шолохова военных лет обещает литературоведению серьёзное и содержательное продвижение вперёд в осмыслении национального и универсального (общечеловеческого), так как в ситуации сверхнапряжения искусство обращено к фундаментальным вопросам человеческого бытия. Понимание сущности универсального и национального и их соотношений в художественном мире М.А. Шолохова способно расширить представления об особенностях русской литературы и культуры, приблизить к более полному постижению универсального и национального в искусстве вообще и в литературе в частности.
Актуальность исследования определяется необходимостью целостного осмысления публицистики и прозы М.А. Шолохова военных лет в контексте онтологических проблем русской классической и современной литературы. В творчестве М.А. Шолохова 1941-1945 гг. несмотря на заострённость национально-патриотической проблематики, что было естественно для военного времени, представлены важнейшие онтологические проблемы, затрагивавшие само бытование, как русского народа, так и всего человечества.
Материалом исследования являются публицистика и проза М.А. Шолохова 1941-1945 гг.
Объект исследования - универсальное и национально-историческое в русской литературе 1941-1945 гг.
Предмет исследования - онтологические проблемы, представленные в творчестве М.А. Шолохова 1941-1945 гг.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что в годы Великой Отечественной войны вечные (патриотизм и героизм, Родина и национальные традиции, образ защитника, культурная миссия народа,
национальный характер и др.) и конкретно-исторические (военный и трудовой подвиг советского народа, образ врага-фашиста, месть фашисту, миссия Красной Армии и др.) темы стоят в центре внимания русских (советских) писателей, вступая при этом в творческое взаимодействие. Особо ярко это проявилось в прозе и публицистике М.А. Шолохова военных лет, герои которого глубоко национальны и историчны, и одновременно универсальны (общечеловечны), что особенно заметно при изучении рецепции шолоховских произведений в Китае военных лет.
Цель работы - исследовать в творчестве М.А. Шолохова 1941-1945 гг. общечеловеческие (универсальные) и национальные проблемы, затрагивавшие само бытование как русского народа, так и всего человечества.
Поставленная цель определила задачи диссертации:
1) рассмотреть публицистику и прозу русских (советских) писателей, опубликованную во время Великой Отечественной войны, в которой представлены важнейшие онтологические проблемы, связанные с общечеловеческим (универсальным) и национальным;
2) проанализировать онтологические проблемы, связанные с общечеловеческим (универсальным) и национальным в публицистике и прозе М.А. Шолохова военных лет;
3) осмыслить публицистику и прозу М.А. Шолохова 1941-1945 гг. в контексте историософских и нравственно-эстетических исканий русской литературы XX в. и в контексте классической традиции;
4) исследовать рецепцию произведений М.А. Шолохова военных лет в Китае во время Войны сопротивления китайского народа японским захватчикам.
Степень изученности вопроса. Русская (советская) литература военных лет всегда привлекала к себе внимание учёных. Уже в первое послевоенное десятилетие (1945-1955 гг.) появляются диссертационные исследования о творчестве писателей военных лет, где основное внимание
обращается на локальные проблемы (отдельные произведения) [Масчан, 1954; Лубэ, 1955]. С середины 1950-х гг. появляются обобщающие исследования, посвящённые произведениям 1941-1945 гг. [Монакова, 1957]. В 1960-е гг. появляется монография И. Кузьмичёва, полемичная по отношению к господствовавшему ранее принципу идейно-тематического изучения литературы [Кузьмичёв, 1962]. В этот период также обращается внимание на эволюцию военной темы в русской литературе, делается вывод о переходе русской литературы к социально-историческому и философскому осмыслению войны [Плоткин, 1967]. В 1970-е гг. основное внимане литературоведов приковано к поэзии военных лет, что имеет важное значение для изучения литературного процесса во время войны [Абрамов, 1969; Спивак, 1975]. В 1980-1990-е гг. в советском, а затем и в российском литературоведении активизировалось изучение советских и зарубежных периодических изданий, в результате оформляются новые подходы к рассмотрению литературного процесса военных лет (1941-1945 гг.) [Мишурис, 1980; Алёхина, 1988]. В 1990-е гг. публикуются работы, в которых акцент делается на непреходящей ценности литературы военных лет как свидетельство необычайного взлёта духа русских людей в трагичные моменты истории [Пинегина, 1997]. Отдельным направлением в изучении литературного процесса военных лет стали труды профессорско-преподавательского состава кафедры советской литературы (ныне кафедра русской литературы ХХ-ХХ1 вв.) Московского педагогического государственного университета (МШ'У). Работы С.И. Шешукова, В.А. Лазарева, А.В. Терновского и их учеников стали методологической основой для формирования научной школы кафедры; в начале XXI в. эти традиции продолжаются Л.А. Трубиной, Д.В. Полем, Т.А. Пономаревой, В.К. Сиговым, Я.В. Солдаткиной, И.С. Урюпиным и другими преподавателями кафедры русской литературы XX-XXI вв., которые обращают особое внимание на философские и историософские проблемы в
прозе военных лет, реализуют комплексный подход к исследованию произведений 1941-1945 гг.
В начале XXI в. интерес к прозе военных лет со стороны исследователей не уменьшается. В многочисленных научных статьях, сборниках, монографиях и диссертациях показывается влияние советской литературы на окончательную победу над фашизмом, реализуется комплексный подход к анализу литературно-критической публицистики 1941-1945 гг. и наблюдается активный исследовательский интерес к сравнительно-сопоставительному анализу произведений разных писателей военных лет [Баранов, 2004, с. 160] [Кулябин, 2009] [«Идет война народная...», 2005].
Военной тематике также посвящено множество сборников научных трудов, опубликованных по результатам конференций. В 2000-х гг. значительно выросло число научных мероприятий и публикаций по их итогам, где военная тематика рассматривается в широком историко-культурном и философском контекстах; возросло и количество конференций, особенно в юбилейные даты (2005, 2015), посвящённых данной проблематике. Особо стоит отметить «Шешуковские чтения» - название ежегодной международной конференции, проводимой кафедрой русской литературы ХХ-ХХ1 вв. МПГУ, на которой постоянно рассматриваются проблемы развития русской литературы в годы Великой Отечественной войны, в том числе и под углом зрения аксиологии. В 2015 г. вышёл в свет сборник XX Шешуковских чтений, в котором рассматривается военная тема в русской литературе с точки зрения философских и историософских основ осмысления военных событий в литературном тексте [Отечественная словесность о войне. Проблема национального сознания, 2015].
На сегодняшний день (2020-е гг.) можно констатировать, и это признаётся всеми ведущими исследователями русской литературы XX века, что в литературе военных лет (1941-1945 гг.) публицистика приобрела
особое значение, так как во время войны она не только пропагандировала патриотические идеи, но и утверждала нравственный и художественно -эстетический национальный идеал. Как правило, и это подтверждается всей историей мировой литературы, универсальное и национальное проявляют себя рельефнее в творчестве выдающихся мастеров слова, а в данном случае - в прозе и публицистике видных советских писателей, в том числе и М.А. Шолохова.
Проза М. Шолохова активно и плодотворно исследовалась в диссертационных и монографических работах Ф.Г. Бирюкова, В.В. Васильева, Г.С. Ермолаева, Ю.А. Дворяшина, А.А. Дырдина, Л.Ф. Киселёвой, В.В. Кожинова, Н.В. Корниенко, Е.А. Костина, Ф.Ф. Кузнецова, A.M. Минаковой, С.А. Небольсина, П.В. Палиевского, Д.В. Поля, С.Н. Семанова, С.Г. Семёновой, Я.В. Солдаткиной и др. Впервые на онтологизм шолоховской прозы, в том числе и военных лет, обратили внимание П.В. Палиевский, Е.А. Костин, А.А. Дырдин и др. Сложный художественный мир М.А. Шолохова оказал сильное воздействие на развитие мировой литературы, яркое и одновременно убедительное свидетельство этого - опыт китайской литературы XX-XXI вв. И, конечно, М. Шолохов оказал сильнейшее влияние на развитие русской литературы. По мнению П.В. Палиевского, в истории литературы значение творчества М.А. Шолохова столь велико, что определяет стратегические параметры всей отечественной (русской) литературы XX столетия [Палиевский, 1972].
Надо отметить, что произведения М. Шолохова также довольно активно переводились и многократно издавались и переиздавались в Китае. Исследование творчества М. Шолохова в Китае началось с 1930-х гг., приобретая определенную специфику, связанную с мировыми и сугубо национальными проблемами, в тот или иной исторический период: в 19301940-е гг., 1950-е гг., 1960-1990-е гг. и в начале 21 в. За это время, 1930-2020-е гг., в Китае было написано множество монографий, тематика которых
связана с личной жизнью и художественным миром М. Шолохова: «Шолоховедческие исследования» (Сунь Мэйлин, 1982), «М.А. Шолохов» (Сунь Мэйлин, 1985), «Мысль и искусство М.А. Шолохова» (Ли Шусэнь, 1987), «Вечный Дон: М.А. Шолохов и его творчество» (Дин Ся, 1993), «Художественный мир М.А. Шолохова» (Сунь Мэйлин, 1994), «Творчество М.А. Шолохова» (Сюй Цзяжун, 1996), «М.А. Шолохов» (Хэ Юнбо, 2000), «Дон волнуется - интерпретация М.А. Шолохова» (Лю Ядин, 2001), «Поэтика в прозе М.А. Шолохова» (Фэн Юйчжи, 2001), «Судьба М.А. Шолохова» (Ли Юйчжэнь, 2009), «М.А. Шолохов в Китае» (Лю Сянвэнь, 2014) и др. Как представляется, изучение китайского опыта исследования творчества М.А. Шолохова в сопоставлении с российским (и, разумеется, советским) позволит лучше обозначить специфику онтологических свойств военной прозы писателя.
Несмотря на то что онтологические проблемы в прозе М.А. Шолохова активно и плодотворно исследовалась в диссертационных и монографических работах Ю.А. Дворяшина, А.А. Дырдина, Е.А. Костина, Ф. Ф. Кузнецова, П.В. Палиевского, Д.В. Поля и др., современное литературоведение нуждается в целостном осмыслении публицистики и прозы М.А. Шолохова военных лет в контексте онтологических проблем русской классической и современной литературы.
Научная новизна данного научного исследования состоит в целостном осмыслении творчества М.А. Шолохова 1941-1945 гг. в контексте историософских и нравственно-эстетических исканий русской литературы XX в.; определяется проведённым углублённым исследованием онтологической парадигмы шолоховской прозы, в том числе и с учётом рецепции произведений М.А. Шолохова военных лет в Китае во время Войны сопротивления китайского народа японским захватчикам. В сопоставлении с китайской темой становится очевидным, что понимание сущности универсального и национального в публицистике и прозе
М. Шолохова 1941-1945 гг. способно приблизить к более полному постижению универсального и национального, как в русской, так и в мировой литературе.
Методологическую основу исследования составляют биографический, культурно-исторический и сравнительно-исторический методы.
Теоретическая значимость исследования состоит в расширении рамок применения онтологического подхода к изучению творчества писателя за счёт включения художественной публицистики и прозы М.А. Шолохова военных лет; в обогащении представления науки об историософских исканиях русской литературы XX в. и сущности общечеловеческого и национального в литературе и культуре.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов и результатов исследования при чтении курсов «История русской литературы XX века», лекций, спецкурсов и спецсеминаров по творчеству М.А. Шолохова и эпической прозе XX в., при разработке и написании учебников и монографий, посвященных истории развития русской и мировой литературы, а также при изучении русско -китайских связей во Второй мировой войне в рамках вузовского и школьного курсов литературы.
Апробация результатов исследования
Основные положения и результаты проведенного исследования нашли отражение в докладах на международных и всероссийских конференциях:
1. Международная научно-практическая конференция «1920-е и 2020-е: взгляд сквозь столетие. XXVI Шешуковские чтения» (Москва, 28-29 января 2021 г.). Доклад «Национальный характер в публицистике М.А. Шолохова 1941-1943 гг.».
2. VII Всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых-исследователей «Медийные процессы в современном гуманитарном пространстве: подходы к изучению, эволюция, перспективы» (Москва, 15 мая 2021 г.). Доклад «Мир шолоховских героев в экранизациях С. Бондарчука (фильмы «Судьба человека» и «Они сражались за Родину»)».
3. III Международная студенческая научно-практическая конференция «Когнитивный, коммуникативный и дидактический аспекты русского языка» (Волгоград, 27 мая 2021 г.). Доклад «Образ героя-солдата в шолоховской прозе военных лет».
4. II Международная сетевая научная онлайн-конференция «Русский язык в поликультурной образовательной среде» (Волгоград, Карс, Нукус, Душанбе, Термез, 17-18 ноября 2021 г.). Доклад «Национальное и универсальное в творчестве М.А. Шолохова 1941-1945 гг.»
5. Международная научно-практическая конференция «XXVII Шешуковские чтения. Наследие научных школ кафедры русской литературы XX-XXI вв. Института филологии МИГУ: к 150-летию университета» (Москва, 27 января 2022 г.). Доклад «Основные мотивы и герои прозы М.А. Шолохова глазами китайской критики 1937-1945 гг.».
6. VIII Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Медийные процессы в современном гуманитарном пространстве: подходы к изучению, эволюция, перспективы» (Москва, 21 мая 2022 г.). Доклад «Образ Григория Мелехова в кинематографе 1930-1950-х годов: особенности интерпретации».
7. IV Всероссийская научно-практическая конференция иностранных молодых исследователей «Когнитивный, коммуникативный и дидактический
аспекты русского языка» (Волгоград, 26 мая 2022 г.). Доклад «Образ китайского солдата в периодике 1937-1945 гг.»
8. XXIV Международная научно-практическая конференция «Изучение творчества М.А. Шолохова на современном этапе: проблемы, концепции, подходы» («Шолоховские чтения-2022») (Вёшенская, Ростовская область, 79 сентября 2022 г.). Доклад «Образ защитника Родины в рассказе А. Толстого «Русский характер» и в «военных главах» романа «Они сражались за Родину» М. Шолохова».
9. Международная научно-практическая конференция «XXVIII Шешуковские чтения. Писатель, учитель, наставник в литературе России XX-XXI веков» (Москва, 2-3 февраля 2023 г.). Доклад «Публицистика М.А. Шолохова и А.Н. Толстого военных лет в воспитании патриотизма».
Основные положения, выносимые на защиту:
1. В публицистике и прозе русских (советских) писателей 1941-1945 гг. представлен двуполярный мир, в котором русский народ - воплощение добра, а фашисты - зла. Милосердие народных масс выражается через отношение жителей к бойцам Красной Армии, а бойцов - через их отношение к военнопленным. Смысл жизни во время войны заключается в защите Родины и уничтожении фашизма, в этом совместном деянии раскрывается соборность русского народа - люди из всех слоев общества по всей стране объединились, сформировав единый «фронт» для борьбы с врагом. От очерка «На Дону» (1941) до военных глав романа «Они сражались за Родину» (19431944) М. Шолохов проводит мысль о необходимости единства народа и в помощи фронту, и в ненависти к врагу.
2. В центре внимания русских (советских) писателей в военные годы вечные (патриотизм и героизм, Родина и национальные традиции, образ защитника, миссия народа, национальный характер) и конкретно-
исторические (военный и трудовой подвиг советского народа, образ врага-фашиста, месть фашистам-захватчикам, миссия Красной Армии) темы. Важнейшими темами очерков «На Дону», «В казачьих колхозах», глав романа «Они сражались за Родину», «Науки ненависти» М. Шолохова являются: любовь к Родине, национальное единство; обличение лживости гитлеровского режима; разоблачение преступлений и зверств немецкого фашизма; раскрытие свойств русского национального характера -жизнерадостности, жизнестойкости, мужества, скромности, любви к родной земле, озабоченности судьбой Родины и мира и великодушия, сохраняемого как нравственная константа вопреки ужасам войны.
3. В художественном мире М. Шолохова 1941-1945 гг. взаимосвязаны между собой чрезвычайно важные для всей русской культуры мотивы -любви, милосердия, ненависти, мужества, жертвенности и судьбы. Мотив любви выражается как любовь к Родине и народу, к близким, к соратникам (боевое товарищество) и любовь к бойцам Красной Армии со стороны мирных жителей. На основе мотива любви раскрывается мотив милосердия -отзывчивости и озабоченности судьбой всего человечества. Мотив ненависти неотделим от антагонистичного ему мотива любви, выражен как ненависть к фашизму и немецким захватчикам. Мотивы мужества и жертвенности раскрываются через мотивы любви и ненависти, ярко выражаются через поступки защитника Родины, широких народных масс и подтверждаются жестокими поражениями врага на разных фронтах. В конце концов, все вышеуказанные мотивы соединяются в мотиве судьбы - простого человека в непростое время, русского народа в прошлом и в настоящем.
4. В публицистике и прозе М. Шолохова военных лет пейзажи и обращения к родной земле помогают представить время и место действия; помогают передать читателям атмосферу и эмоциональный фон, на котором разворачиваются боевые действия; вводят читателя во внутренний мир героя, показывают его психологическое состояние в момент действия, помогают
оттенить ту или иную особенность характера героя; выражают авторское отношение к происходящему; выполняют эстетическую функцию, обеспечивают целостность произведения.
5. Главными героями публицистики и прозы М. Шолохова 19411945 гг. являются простые труженики из разных слоев советского общества, а не профессиональные военные. У героев прозы и публицистики М. Шолохова военных лет чаще всего незаметная внешность, но непреклонная сила воли, благодаря которой они совершают невозможное -буднично и без пафоса защищают Родину от сильного и коварного врага.
6. Мотивы любви, милосердия, ненависти, мужества, жертвенности и судьбы в публицистике и прозе М. Шолохова 1941-1945 гг. универсальны, что подтверждается наличием аналогичных мотивов не только в русской классической и современной литературе, но и в китайской литературе (мифы, классические тексты, проза военных лет (1931-1945 гг.)). В творчестве М. Шолохова военных лет явно проявились архетипичные черты героя-защитника Родины, которые также просматриваются в героях древней и классической русской литературы и китайской мифологической литературы, что свидетельствует об общечеловеческой основе данного типа героя.
Структура диссертации
Диссертация состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка использованной литературы, включающего 275 источников.
Основная часть
Глава 1. Правдоискательство (нравственно-философские и историософские аспекты) русской литературы второй трети XX века
1.1. Онтологизм в русской и мировой литературе XX века
Несмотря на множество определений искусства, причём в каждой стране просматриваются свои отличия (весьма показательны в этом отношении Китай и Россия, но это требует отдельного исследования), в самом общем значении (то, что будет консенсусом для различных школ и направлений в искусствознании) искусство - это образное выражение человеческих знаний, эмоций, чувств, идеалов, идей и другой всеобъемлющей психологической деятельности через определенное средство; особая социальная идеология и особая форма духовного производства, отражающая всестороннюю общественную жизнь человека от мира материального к миру духовному, от производственных отношений к отношениям идеологическим на основе производственно-практической деятельности. Подобное понимание искусства подразумевает и восприятие литераутры как важнейшей части искусства вообще. И таким образом, в самом широком смысле слова, дитература - это искусство, использующее язык как средство для изложения сюжетов, описания предметов, представления образов, выражения эмоций и создания художественных концепций. Надо отметить, что в Советском Союзе в литературоведении позиционировать литературу как искусство уже стало научной традицией (по сути, она сохранялась на протяжении всего времени существования СССР, но стала публичной и доминирующей с 1980-х годов). Русские литературоведы давно утверждали, что литература тесно связана с различными видами искусства, такими как живопись, музыка, танец и драма. Тем не менее в российской, а затем и в советской науке постоянно обращалось внимание на особый статус литературы в ряду других искусств, особенно с учётом
Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
М. А. Шолохов и русская проза 30-70-х годов о судьбе крестьянства1994 год, доктор филологических наук Дворяшин, Ю. А.
Белое движение в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон" и военно-исторической прозе русского зарубежья: А.С. Лукомский, А.И. Деникин, П.Н. Краснов2012 год, кандидат филологических наук Гречушкина, Наталия Валерьевна
Эпичность художественной прозы М. Шолохова 1940 - 1950-х годов о Великой Отечественной войне1999 год, кандидат филологических наук Селиванов, Виссарион Михайлович
М.А. Шолохов в западном литературоведении и литературной критике: Писатель в диалоге и противостоянии культур 1950 - 1990-х годов2006 год, кандидат филологических наук Алеев, Роман Владимирович
Национальный мир как художественная модель в литературах народов России2008 год, кандидат филологических наук Малкина, Елена Александровна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Чэнь Вэнь, 2024 год
- 276 с.
96. Ничипоров И.Б. Человек и природа в новеллистике М.А. Шолохова 1920-х гг. [Электронный ресурс]. URL: www.portal-slovo.ru/philology/ 39484.php (дата обращения: 11.03.2023).
97. Отечественная общественная мысль эпохи средневековья: Сб. науч. тр. / АН УССР, Ин-т философии; [Редкол.: В.С. Горский и др.; Авт. введ. В.С. Горский, В.М. Ничик). - Киев: Наук. думка, 1988. - 323 с.
98. Отечественная словесность о войне. Проблема национального сознания: К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне: Материалы XX Шешуковских чтений / под ред. Л.А. Трубиной. -Москва : МПГУ, 2015. - 408 с.
99. Палиевский П.В. Мировое значение М. Шолохова / (Доклад/ Отд-ние литературы и яз. АН СССР. Ин-т мировой литературы им. А.М. Горького. Науч. совет «Закономерности развития мировой литературы в соврем. эпоху». - М.: ИМЛИ РАН, 1972. - 14 с.
100. Палиевский П.В. Развитие русской литературы XIX - начала XX века. Панорама. - СПб.: Росток, 2016. - 288 с.
101. Палиевский П.В. Шолохов и Булгаков. - М.: ИМЛИ РАН, 1999. -141 с.
102. Панченко А.М. Русская история и культура: работы разных лет. -СПб.: Юна, 1999. - 515 с.
103. Петрова С.М. Тянь Гопин, Неустроева Е.П. Русская литература как этнокультурное отражение мира // Вестник СВФУ. 2015. № 6 (50).
- С. 116-123.
104. Пинегина Л.А. Художественная культура как фактор Великой Победы 1941-1945. М.: Изд-во АО «Диалог-МГУ», 1997. - 259 с.
105. Плоткин Л.А. Литература и война: Великая Отечественная война в русской советской прозе. Москва; Лениград: Советский писатель, 1967. - 358 с.
106. Поль Д.В. Война в произведениях М.А. Шолохова («Они сражались за Родину») и В.П. Астафьева («Прокляты и убиты») // Литература в школе. 2005. № 2. - С. 14-18.
107. Поль Д.В. Герой-защитник в художественном мире М.А. Шолохова и К.М. Симонова // Отечественная словесность о войне. Проблема национального сознания : К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне : Материалы XX Шешуковских чтений; под ред. Л.А. Трубиной. М.: МПГУ, 2015. № 1. - С. 15-25.
108. Поль Д.В. Мифологическое и национально-историческое в творчестве И.Г. Эренбурга и М.А. Шолохова 1941-1942 гг. // Русистика без границ. 2020. № 4. - С. 23-29.
109. Поль Д.В. Образ защитника Родины в творчестве М.А. Шолохова 1941-1945 гг. // Вёшенский вестник. 2020. № 20. - С. 224-234.
110. Поль Д.В. Правда личная и правда народная в русской литературе XX в. (М.А. Шолохов, Н.А. Островский, А.И. Солженицын) // Литературная учёба. 2008. № 2. - С. 137-149.
111. Поль Д.В. Универсальные образы и мотивы в русской реалистической прозе XX века (художественный опыт М.А.Шолохова). - М.: ИХО РАО, 2008. - 276 с.
112. Пономарева Т.А. «Повесть об одной деревне» В. Белова в творческой эволюции писателя // Вестник Череповецкого государственного университета. 2008. № 2. - С. 8-13.
113. Присягаем Победой: Стихи о Великой Отеч. войне / Сборник. [Предисл. Героя Соц. Труда А. Суркова]. - М.: Дет. лит., 1975. - 190 с.
114. Проскурин П.Л. Судьба. - М.: Художественная литература, 1988. - 815 с.
115. Распутин В.Г. Живи и помни. - М.: Голос, 1993. - 494 с.
116. Русская литература XX века: итоги и перспективы: Материалы междунар. науч. конф. 24-25 нояб. 2000 г. / С. И. Кормилов (ред.-сост.). - М.: МАКС пресс, 2000. - 285 с.
117. Сатарова Л.Г. «Золотое слово» М.А. Шолохова. «Тихий Дон» и духовные традиции русской литературы // Подъём. 2005. № 5. - С. 201-217.
118. Сатарова Л.Г., Шкурат Л.С. Проблема нравственного выбора человека на войне в романах М.А. Шолохова «Они сражались за Родину» и Ю.В. Бондарева «Горячий снег» // Литература в школе. 2015. № 3. - С. 11-15.
119. Семанов С.Н. В мире «Тихого Дона». - М.: Современник, 1987. -253 с.
120. Семанов С.Н. О величии духа русского // Москва. 1973. № 10. - С. 214-217.
121. Семанов С.Н. «Тихий Дон» - литература и история. - М.: Современник, 1982. - 239 с.
122. Семёнова С.Г. Мир прозы Михаила Шолохова. От поэтики к миропониманию. - М.: ИМЛИ РАН, 2005. - 352 с.
123. Сенявская Е.С. Психология советского солдата в годы Великой Отечественной войны // Социология власти. 2004. № 6. - С. 5-22.
124. Сигов В.К. Крестьянская аксиология в русской прозе XIX-XX веков: к проблеме взаимодействия литературы и общества // Творчество В. Г. Распутина в социокультурном и эстетическом контексте эпохи: Коллективная монография. - М.: МИГУ, 2012. -С. 227-235.
125. Сигов В.К. Проблема народного характера и национальной судьбы в прозе В.М. Шукшина: автореферат дис. ... доктора филологических наук. - Москва, 2000. - 32 с.
126. Сигов В.К. Проза В.Г. Распутина: проблематика и поэтика: дисс. ... кандидата филологических наук. - Калинин, 1984. - 215 с.
127. Симонов К.М. Дни и ночи. Красная звезда. 1942; 24 сентября. - С. 3.
128. Симонов К.М. Жди меня, и я вернусь ... // Собрание сочинений: В 10-ти т. / [Вступ. статья Л. Лазарева; Коммент. А. Александровой]. Т. 1: Стихотворения; Поэмы. Вольные переводы. - М.: Худож. лит., 1979. - С. 158.
129. Симонов К.М. Живые и мертвые / роман: в 3-х книгах / Константин Симонов. - М.: Советский писатель, 1985. - 478 с.
130. Симонов К.М. Защитникам Одессы. [Электронный ресурс]. URL: https://0gnev.livejournal.com/6204780.html (дата обращения: 11.03.2023).
131. Симонов К.М. Истребитель истребителей. [Электронный ресурс]. URL: https: //0 gnev.livej ournal. com/617473. html (дата обращения: 11.03.2023).
132. Симонов К.М. Июнь-декабрь. [Электронный ресурс]. URL: https: //0 gnev.livej ournal. com/316966. html (дата обращения: 11.03.2023).
133. Симонов К.М. Книга посетителей / Собрание сочинений: В 10-ти т. / [Вступ. статья Л. Лазарева; Коммент. А. Александровой]. Т. 2: Дни и Ночи: Повесть; Рассказы: (1943-1945); Пьесы (1940-1945). - М.: Худож. лит., 1980. - С. 282-289.
134. Симонов К.М. На старой смоленской дороге. [Электронный ресурс]. URL: https://0gnev.liveiournal.com/335996.html (дата обращения: 11.03.2023).
135. Симонов К.М. Песня о комиссарах. - М.; Л.: Музгиз, 1941. - 4 с.
136. Симонов К.М. Русские люди / Собрание сочинений: В 10-ти т. / [Вступ. статья Л. Лазарева; Коммент. А. Александровой]. Т. 2: Дни и Ночи: Повесть; Рассказы: (1943-1945); Пьесы (1940-1945). - М.: Худож. лит., 1980. - С. 441-502.
137. Симонов К.М. Секрет победы. [Электронный ресурс]. URL: http://archive.redstar.ru/index.php/newspaper/item/26734-konstantin-simonov (дата обращения: 11.03.2023).
138. Симонов К.М. Третий адъютант. - М.: Воениздат, 1942. - 14 с.
139. Симонов К.М. Убей его!. Презрение к смерти: [Стихи] [Текст]. -М.: Всес. упр. по охране автор. прав, 1943. - 8 с.
140. Симонов К.М. У берегов Румынии. [Электронный ресурс]. URL: https://0gnev.livejournal.com/604049.html (дата обращения: 11.03.2023).
141. Сирге Р. Из-под спуда на чашу весов // Looming. 1959. № 12. (на эстон. яз.)
142. Словарь языка Михаила Шолохова. - М.: ООО «ИЦ Азбуковник», 2005. - 964 с.
143. Солдаткина Я.В. Категория «Национального характера» в творчестве М.А. Шолохова // Известия ВГПУ. 2009. № 7. - С. 198-201.
144. Солдаткина Я.В. Мифопоэтика русской прозы 1930-1950-х годов: А.П. Платонов, М.А. Шолохов, Б.Л. Пастернак: автореферат дис. ... доктора филологических наук / Моск. пед. гос. ун-т. - Москва, 2012. -39 с.
145. Солженицын А.И. Матрёнин двор. Известия. 1963; 29 марта. -С. 3.
146. Спивак И.А. Советская поэзия периода Великой Отечественной войны в жанровом развитии. - Львов: Изд-во при Львов. гос. ун-те, 1975. - 197 с.
147. Стаднюк И.Ф. Война. [Электронный ресурс]. URL: https://libking.ru/books/prose-/prose-historv/1054772-ivan-stadnyuk-vojna.html (дата обращения: 11.03.2023).
148. Стаднюк И.Ф. Меч над Москвой. [Электронный ресурс]. URL: https://libking.ru/books/nonf-/nonf-biography/53765-ivan-stadnyuk-mech-nad-moskvoy.html (дата обращения: 11.03.2023).
149. Стейнбек Джон. Луна зашла. - М.: Изд-во лит-ры на иностр. яз., 1947. - 32 с.
150. Степанов Ю.С. Концепты. Тонкая пленка цивилизации. - М.: Языки славянских культур, 2007. - 246 с.
151. Твардовский А.Т. Василий Тёркин. - М.: АСТ, 2022. - 320 с.
152. Творчество М. А. Шолохова в контексте мировой культуры: Шолоховские чтения - 2005: сборник статей / гл. ред. В.В. Курилов. -Ростов-на-Дону, ПИК ВИНИТИ, 2005. - 258 с.
153. Толстой А.Н. «Блицкриг» или «блицкрах» //Я призываю к ненависти. - М.: Гослитиздат, 1941. - С. 13-15.
154. Толстой А.Н. Как это началось // Собрание сочинений: В 10 т. Т. 10: Статьи, выступления, письма, очерки. Рассказы Ивана Сударева / вступ. статья В.Р. Щербины, под ред. А.В. Алпатова и др. - М.: Гослитиздат, 1961. - С. 593-601.
155. Толстой А.Н. Москве угрожает враг // Собрание сочинений: В 10 т. Т. 10: Статьи, выступления, письма, очерки. Рассказы Ивана Сударева / вступ. статья В.Р. Щербины, под ред. А.В. Алпатова и др. -М.: Гослитиздат, 1961. - С. 501-504.
156. Толстой А.Н. Нина // Собрание сочинений: В 10 т. Т. 10: Статьи, выступления, письма, очерки. Рассказы Ивана Сударева / вступ. статья
B.Р. Щербины, под ред. А.В. Алпатова и др. - М.: Гослитиздат, 1961. -
C. 611-616.
157. Толстой А.Н. Ночью в сенях на сене // Собрание сочинений: В 10 т. Т. 10: Статьи, выступления, письма, очерки. Рассказы Ивана Сударева / вступ. статья В.Р. Щербины, под ред. А.В. Алпатова и др. -М.: Гослитиздат, 1961. - С. 591-593.
158. Толстой А.Н. Почему Гитлер должен потерпеть поражение // Я призываю к ненависти. - М.: Гослитиздат, 1941. - С. 31-35.
159. Толстой А.Н. Родина // Собрание сочинений: В 10 т. Т. 10: Статьи, выступления, письма, очерки. Рассказы Ивана Сударева / вступ. статья
B.Р. Щербины, под ред. А.В. Алпатова и др. - М.: Гослитиздат, 1961. -
C. 505-512.
160. Толстой А.Н. Русский характер // Собрание сочинений: В 10 т. Т. 10: Статьи, выступления, письма, очерки. Рассказы Ивана Сударева / вступ. статья В.Р. Щербины, под ред. А.В. Алпатова и др. - М.: Гослитиздат, 1961. - С. 629-631.
161. Толстой А.Н. Семеро чумазых // Собрание сочинений: В 10 т. Т. 10: Статьи, выступления, письма, очерки. Рассказы Ивана Сударева / вступ. статья В.Р. Щербины, под ред. А.В. Алпатова и др. - М.: Гослитиздат, 1961. - С. 601-611.
162. Толстой А.Н. Странная история // Собрание сочинений: В 10 т. Т. 10: Статьи, выступления, письма, очерки. Рассказы Ивана Сударева / вступ. статья В.Р. Щербины, под ред. А.В. Алпатова и др. - М.: Гослитиздат, 1961. - С. 616-629.
163. Толстой А.Н. Убей зверя!. Правда.1942; 23 июня. - С. 2.
164. Толстой А.Н. Что мы защищаем // Собрание сочинений: В 10 т. Т. 10: Статьи, выступления, письма, очерки. Рассказы Ивана Сударева / вступ. статья В.Р. Щербины, под ред. А.В. Алпатова и др. - М.: Гослитиздат, 1961. - С. 470-475.
165. Толстой А.Н. Я призываю к ненависти // Я призываю к ненависти. - М.: Гослитиздат, 1941. - С. 26-27.
166. Трубина Л.А. Историческое сознание в русской литературе первой трети XX века: типология. Поэтика: автореферат дис. ... доктора филологических наук / Моск. пед. гос. ун-т. - Москва, 1999. -40 с.
167. Трубина Л.А. «Война - это горькая штука...»: Военная тема в творчестве Константина Михайловича Симонова // Литература в школе. 2010. № 4. - С. 2-7.
168. Тюпа В.И. Художественный дискурс: (Введ. в теорию лит.). -Тверь: Твер. гос. ун-т, 2002. - 80 с.
169. Урюпин И.С. Мотив крови в поэзии П.Г. Антокольского и К.М. Симонова периода Великой Отечественной войны // Правда о войне в художественных интерпретациях. К юбилею Победы: материалы XXV Шешуковских чтений / под общ. ред. Л.А. Трубиной.
- М.: МПГУ, 2021. - С. 16-23.
170. Уэллек. Р. Теория литературы [Текст]: [Пер. с англ.] / Вступ. ст. А.А. Аникста. - М.: Прогресс, 1978. - 325 с.
171. Фадеев А.А. Молодая гвардия. - М.: Гослитиздат, 1954. - 666 с.
172. Франк С.Л. Духовные основы общества. - М.: Республика, 1991.
- 511 с.
173. Фуксон Л.Ю. Чтение. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. - 222 с.
174. Хеллер Джозеф. Уловка-22. - М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1967. - 488 с.
175. Херси Джон. Хиросима. - М.: Individuum, 2022. - 224 с.
176. Чаковский А.Б. Блокада. - Ленинград: Лениздат, 1975. - 774 с.
177. Шешуков С.И. Александр Фадеев: Очерк жизни и творчества. -М.: Просвещение, 1973. - 224 с.
178. Шешуков С.И. Люди, когда же вы вспомните о нас?! // Литература в школе. 1995. №3. - С. 87-91.
179. Ширина Е.А. Художественное осмысление природы в романе-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон». Традиции и новаторство: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - М.: Моск. пед. ун-т, 2001. - 16 с.
180. Широкорад И.И. Центральная периодическая печать СССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: автореферат дис. ... доктора исторических наук. - Москва, 2002. - 41 с.
181. Шолохов М.А. В казачьих колхозах // Собрание сочинений: В 8-ти т. / сост. М.М. Манохиной. Т. 8: Очерки, статьи, фельетоны, выступления. - М.: Худож. лит., 1986. - С. 78-83.
182. Шолохов М.А. Военнопленные // Собрание сочинений: В 8-ти т. / сост. М.М. Манохиной. Т. 8: Очерки, статьи, фельетоны, выступления. - М.: Худож. лит., 1986. - С. 100-105.
183. Шолохов М.А. Люди Красной Армии // Собрание сочинений: В 8-ти т. / сост. М.М. Манохиной. Т. 8: Очерки, статьи, фельетоны, выступления. - М.: Худож. лит., 1986. - С. 94-100.
184. Шолохов М.А. На Дону // Собрание сочинений: В 8-ти т. / сост. М.М. Манохиной. Т. 8: Очерки, статьи, фельетоны, выступления. - М.: Худож. лит., 1986. - С. 73-77.
185. Шолохов М.А. На смоленском направлении // Собрание сочинений: В 8-ти т. / сост. М.М. Манохиной. Т. 8: Очерки, статьи, фельетоны, выступления. - М.: Худож. лит., 1986. - С. 83-85.
186. Шолохов М.А. Наука ненависти // Судьба человека: главы из романа, рассказы, очерки. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2021. - С. 303-322.
187. Шолохов М.А. На юге // Собрание сочинений: В 8-ти т. / сост. М.М. Манохиной. Т. 8: Очерки, статьи, фельетоны, выступления. - М.: Худож. лит., 1986. - С. 105-112.
188. Шолохов М.А. Они сражались за Родину// Судьба человека: главы из романа, рассказы, очерки. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2021. - С. 5-258.
189. Шолохов М.А. Первые встречи // Собрание сочинений: В 8-ти т. / сост. М.М. Манохиной. Т. 8: Очерки, статьи, фельетоны, выступления.
- М.: Худож. лит., 1986. - С. 90-94.
190. Шолохов М.А. Письма. / Под общей ред. А.А. Козловского, Ф.Ф. Кузнецова, А.М. Ушакова, А.М. Шолохова. - М.: ИМЛИ РАН, 2003. - 480 с.
191. Шолохов М.А. Письмо американским друзьям // Собрание сочинений: В 8-ти т. / сост. М.М. Манохиной. Т. 8: Очерки, статьи, фельетоны, выступления. - М.: Худож. лит., 1986. - С. 114-116.
192. Шолохов М.А. По пути к фронту // Собрание сочинений: В 8 т. / сост. М.М. Манохиной. Т. 8: Очерки, статьи, фельетоны, выступления.
- М.: Худож. лит., 1986. - С. 86-90.
193. Шолохов М.А. Судьба человека // Судьба человека: главы из романа, рассказы, очерки. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2021. - С. 261-300.
194. Шолохов М.А. Тихий Дон: роман. Кн. 1-2. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2021. - 800 с.
195. Шолохов М.А. Тихий Дон: роман. Кн. 3-4. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2021. - 928 с.
196. Шолохов М.М. Об отце: очерки-воспоминания разных лет. - М.: Советский писатель, 2004. - 228 с.
197. Шолоховская энциклопедия. / Колл. авторов. гл. ред. Ю.А. Дворяшин. Вступ. ст. М.М. Шолохов. - М.: Издательский Дом «СИНЕРГИЯ», 2012. - 1216 с.
198. Шолоховские чтения: Сборник научных трудов / Под общ. ред. Ю.Г. Круглова. - М.: Таганка, 2005. - 217 с.
199. Шоу Ирвин. Молодые львы. - М.: Военное издательство, 1966. -624 с.
200. Шют Невил. Крысолов. - М.: АСТ, Астрель, 2011. - 320 с.
201. Щербина В.Р. Мировое признание («Тихий Дон» М. Шолохова и проблемы современного мира) // Газета литературных переводов. 1942. №.3. - С. 42- 50.
202. Эренбург И.Г. Весна в январе // Война: Худож.-публицист. Сборник в 3-ти т. Т. 1: (Июнь 1941 - апрель 1942). - М.: ОГИЗ, 1942. -С. 329-335.
203. Эренбург И.Г. Гитлеровская орда. Красная звезда.1941; 26 июня.
- С. 3.
204. Эренбург И.Г. Евреи // Война. Апрель 1942 - март 1943. - М.: Воениздат, 2002. - С. 188-190.
205. Эренбург И.Г. Можайск взят // Война: Худож.-публицист. Сборник в 3-ти т. Т. 1: (Июнь 1941 - апрель 1942). - М.: ОГИЗ, 1942. -С. 336-338.
206. Эренбург И.Г. О патриотизме // Война. Апрель 1942 - март 1943.
- М.: Воениздат, 2002. - С. 164-170.
207. Эренбург И.Г. Оправдание ненависти // Война. Апрель 1942 -март 1943. - М.: Воениздат, 2002. - С. 6-10.
208. Эренбург И.Г. Перед весной // Война: Худож.-публицист. Сборник в 3-ти т. Т. 1: (Июнь 1941 - апрель 1942). - М.: ОГИЗ, 1942. -С. 361-364.
209. Эренбург И.Г. Победа человека // Война. 1941-1945. - М.: КРПА Олимп; Астрель; ACT, 2004. - С. 749-753.
210. Эренбург И.Г. Судьба России // Война. Апрель 1942 - март 1943.
- М.: Воениздат, 2002. - С. 170-172.
211. Эренбург И.Г. Утро мира. Правда.1945; 10 мая. - С. 4.
212. Эренбург И.Г. Фриц-биолог // Война. Апрель 1942 - март 1943. -М.: Воениздат, 2002. - С. 35-36.
213. Эренбург И.Г. Фриц-блудодей // Война: Худож.-публицист. Сборник в 3-ти т. Т. 1: (Июнь 1941 - апрель 1942). - М.: ОГИЗ, 1942. -
С. 161-162.
214. Эренбург И.Г. Фриц в Шмоленгсе // Война: Худож.-публицист. Сборник в 3-ти т. Т. 1: (Июнь 1941 - апрель 1942). - М.: ОГИЗ, 1942. -С. 166.
215. Эренбург И.Г. Фриц-литератор // Война: Худож.-публицист. Сборник в 3-ти т. Т. 1: (Июнь 1941 - апрель 1942). - М.: ОГИЗ, 1942. -С.167-169.
216. Эренбург И.Г. Фриц-философ // Война. Апрель 1942 - март 1943. - М.: Воениздат, 2002. - С. 30-31.
217. Юнг К.Г. Архетип и символ. [Перевод / Карл Густав Юнг; Предисл. А.М. Руткевича; Примеч. В.М. Бакусева и др.]. - М.: Ренессанс, 1991. - 297 с.
218. Юнг К.Г. Об архетипе и особенно о понятии Анима // Бог и бессознательное. - М.: Олимп: АСТ-ЛТД, 1998. - С. 99-121.
219. Юнг К.Г. Символы трансформации. [Перевод / Карл Густав Юнг; перевод с английского В. Зеленского]. - М.: Академический проект, 2019. - 526 с.
220. Юнг К.Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного. -М.: Канон, 1994. - 317 с.
221. та. ШП: 2014. 539 Ж. [Ай Ву. Полное собрание сочинений Ай Ву. - Сычуань: Сычуаньское издательство литературы и искусства, 2014. - 539 с.].
222. ^ШХШ. + 2014. 2185 Ж. [Ань Э. Собрание сочинений Аня Э. - Пекин: Издательство Всекитайской ассоциации работников литературы и искусства, 2014. - 2185 с.].
223. ЕЛ. ±ШШ. 1941. Ш 7 Ш. Ш 13-18 Ж. [Ба Жэнь. Шанхайское литературоведение за 4 года // Шанхайский еженедельник. 1941. № 7. - С. 13-18.].
224. ЙШ. ЙШХШ. а^: 1984. 305 Ж. [Бай Лан.
152
Собрание сочинений Бая Лана. - Ляонин: Издательство литературы и искусства «Чуньфэн», 1984. - 305 с.].
225. ЙЭД. ^ЬШШт 1936. Ш 7 т. Ш 97 ж. [Бай Лан. До и после оккупации // Последние работы группы писателей Северо-Востока. 1936. № 7. - С. 97.].
226. ш + МШШТМШЯЯШ. 1980. Ш 4 т. Ш 4-15 Ж. [Чэн Чжунъин. Развитие западной философии: о ее влиянии на литературу // Китайская и зарубежная литература. 1980. № 4. - С. 4-15.].
227. ТЖ. /ШЙШМ: У«:
1993. 130 Ж. [Дин Ся. Вечный Дон: М.А. Шолохов и его творчество. -Хайнань: Хайнаньское издательство, 1993. - 130 с.].
228. ШШ^. ^ШШ. Лй^ШШ?±, 2005. 474 Ж. [Фэн Дэин. Горькая цветная капуста. - Пекин: Издательство народной литературы, 2005. - 474 с.].
229. ЕЖШ^ФШ^Я. ШШ: ШШЛЙШШ&. 2001. 232 Ж . [Фэн Юйчжи. Поэтика в прозе М.А. Шолохова. - Шаньси: Народное издательство Шаньси, 2001. - 232 с.].
230. ^^ТА. Лй^ШШ?±, 2005. 441 Ж. [Фэн Чжи. Военные работники в тылу врага. - Пекин: Издательство народной литературы, 2005. - 441 с.].
231. ^Ш. ^Ш^Д^ШМ»» . М^: 1940. Ш 5 т. Ш 6-14 Ж. [Гэ Баоцюань. М.А. Шолохов и его «Тихий Дон» // Литературный ежемесячник. 1940. № 5. - С. 6-14.].
232. ШШ. ^ш^. ИЛ1: 0)ПЛйШШ?±. 2000. 266 Ж. [Хэ Юнбо. М.А. Шолохов. - Сычуань: Сычуаньское народное издательство, 2000. - 266 с.].
233. , ТЙЛ1. . ^Ж: 1994.
153
417 Ж. [Ху Цзинчжи, Ван Юечуань. Методология литературоведения и эстетики. - Пекин: Издательство Пекинского университета, 1994. -417 с.].
234. ?1М, 4ЬЖ: Лй^ШШ?±, 1996. 272 Ж. [Конг Цзюэ, Юань Цзин. Новые герои. - Пекин: Издательство народной литературы, 1996. - 272 с.].
235. №1т 4ЬЖ: 2008. 590 Ж. [Лао Шэ. Четыре поколения под одной крышей. - Пекин: Пекинское издательство «Октябрьская литература и искусство», 2008. - 590 с.].
236. 4ЬЖ: 2018. 1894 Ж. [Лао Шэ. Собрание сочинений Лао Шэ. - Пекин: Пекинское издательство «Яньшань», 2018. - 1894 с.].
237. 1987. 251 Ж. [Ли Шусэнь. Мысль и искусство М.А. Шолохова. - Цзилинь: Издательство Цзилиньского университета, 1987. - 251 с.].
238. т ^Ж:
2010. Ш 1 Ш. Ш 50-56 Ж. [Ли Ваньчунь, Ван Лэй. Перевод и распространение советской литературы о Великой Отечественной войне в Китае // Русское литературоведение. 2010. № 1. - С. 50-56.].
239. ^м. 4ЬЖ: 1958. 444 Ж. [Ли Инжу. Борьба в древнем городе. - Пекин: Издательство народной литературы, 1958. - 444 с.].
240. ^ЩШ. ^Ж: 2009. 290 Ж. [Ли Юйчжэнь. Судьба М.А. Шолохова. - Пекин: Издательство Пекинского университета, 2009. - 290 с.].
241. . ^Ж: 2022. 304 Ж. [Лю Байюй. Проза Лю Байюя. - Пекин: Издательство народной литературы, 2022. - 304 с.].
242. ^^ВД. ^Ж: 2009. 547 Ж. [Лю Лю. Пылающий Кинг-Конг. - Пекин: Китайское молодежное издательство, 2009. - 547 с.].
243. ¡Ш^М: ^ЖШ^ФШШЙ^Й. аШ: аШ?±^4 ^, 2008. Ш 4 т. Ш 109-112 Ж. [Лю Сянвэнь. Поветрие Дона: влияние М.А. Шолохова на китайских писателей // Социальные науки в провинции Цзянси. 2008. № 4. - С. 109-112.].
244. «##ЙШ» ИШ:
2017. Ш 20 т. Ш 1-5 Ж. [Лю Сянвэнь. Распространение и влияние романа «Тихого Дона» в Китае // Вестник Сианьского института искусств и наук. 2017. № 20. - С. 1-5.].
245. ^ЖШ^ЙФШ. ^Ж: 2014. 296 Ж. [Лю Сянвэнь. Шолохов в Китае. - Пекин: Изд-во китайских социальных наук, 2014. - 296 с.].
246. дат. дашж—Шежш*. иль ИЛЮТШШ?±. 2001.
379 Ж. [Лю Ядин. Дон волнуется - интерпретация М.А. Шолохова. -Сычуань: Сычуаньское образовательное издательство, 2001. - 379 с.].
247. . 4ЬЖ: 2012. 569 Ж. [Лю Чжиси. Железнодорожные партизаны. - Пекин: Китайское молодежное издательство, 2012. - 569 с.].
248. ФШ. ^Ш. 2011. 325 Ж. [Ло Сунь. Собрание сочинений Ло Суня. - Хэйлунцзян: Издательство Хэйлунцзянского университета, 2011. - 325 с.].
249. ^ЖТ. 4ЬЖ: Н^^, 1997. 846 Ж. [Цзян Дэмин. Пекин. - Пекин: Книжный магазин «Саньлянь», 1997. - 846 с.].
250. ^м. Ша 2007. 273 Ж. [Мао Дунь. Проза Мао Дуня. - Чжэцзян: Чжэцзянское издательство литературы и искусства, 2007. - 273 с.].
251. ЬШ^Ш^.Л^: 2003. 429 Ж. [Мэн Чжаои. Общая теория сравнительной литературы. - Тяньцзинь: Изд-во Нанькайского университета, 2003. - 429 с.].
252. ШШ, ШШ. ^ш^ + шт ШШ:
^Ш. 2002. Ш 6 Ш. Ш 95-98 Ж. [Пэн Яцзин, Хэ Юнбо. Перевод произведений М.А. Шолохова в Китае // Вестник социальных наук Сянтанского университета. 2002. № 6. - С. 95-98.].
253. 2004. 273 Ж. [Цянь Гужун. Десять лекций по проблемам современной литературы и искусства. - Шанхай: Издательство Фуданьского университета, 2004. - 273 с.].
254. ад^Ш. ГШ: 2Ж. 1943. Ш 3 Ш. Ш 80-86 Ж. [Симавенсен. Чему учиться из «Тихого Дона» // Изобразительное искусство. 1943. № 3. - С. 80-86.].
255. ^¿ОД. ^Я. 1939. Ш 1 Ш. Ш 11-15 Ж. [Сун Чжиди. Выросший из ненависти // Июль. 1939. № 1. - С. 11-15.].
256. ?/№. М^Шй. 4ЬЖ: Лй^ШШ?±, 1955. 364 Ж. [Сунь Ли. Первая заметка о потрясении обстоновки. - Пекин: Издательство народной литературы, 1955. - 364 с.].
257. ЁШШ^. £ГЛйШШ?±. 1985. 168 Ж. [Сунь Мэйлин. М.А. Шолохов. - Ляонин: Народное издательство Ляонина, 1985. - 168 с.].
258. ^Ж: 1994. 346 Ж. [Сунь Мэйлин. Художественный мир М.А. Шолохова. - Пекин: Издательство литературы по общественным наукам, 1994. - 346 с.].
259. тШ^т 1982. 512 Ж. [Сунь Мэйлин. Шолоховедческие исследования. - Пекин: Издательство по преподаванию иностранных языков и исследованиям,
156
1982. - 512 с.].
260. йт^. х
2009. Ш 9 т. Ш 27-33 Ж. [Тон Сяочан. Смерть, конец или исчезновение современного искусства - исследование художественной критики Бодрийяра // Исследование литературы и искусства. 2009. № 9. - С. 27-33.].
261. Т^Ж ^Ж: ЛйХ^ШШ?±, 2011. 379 Ж. [Ван Пэйюань. Избранные романы группы писателей Северо-Востока. - Пекин: Издательство народной литературы, 2011. - 379 с.].
262. . ШШЙ. ШШ: , 1994. 764 Ж. [У Чэнъэнь. Путешествие на Запад. - Хунань: Издательство Юэлу, 1994. - 764 с.].
263. Ш1. . 4ЬЖ: , 2016. 339 Ж. [Сяо Хун. Поджигатель. - Пекин: Издательство китайской литературы и истории, 2016. - 339 с.].
264. Ш1. аШ: аШЙЖШШ^, 2018. 182 Ж. [Сяо Хун. Легенда о реке Хулань. - Цзянси: Издательство изящных искусств Цзянси, 2018. - 182 с.].
265. Ш1. Т^. 4ЬЖ: Ж^ШШ?±, 2005. 309 Ж. [Сяо Хун. Поле жизни и смерти. - Пекин: Издательство Цзинхуа, 2005. - 309 с.].
266. ж^. ДЯЙ^^. 4ЬЖ: ЛйХ^ШШ?±, 2009. 193 Ж. [Сяо Цзюнь. Деревня в августе. - Пекин: Издательство народной литературы, 2009. - 193 с.].
267. Ш^ш. . ^Ж: ЛйХ^ШШ?±, 2005. 195 Ж. [Сюй Гуанъяо. Огонь на равнине. - Пекин: Издательство народной литературы, 2005. - 195 с.].
268. 4ЬЖ: ЛйХ^ШШ?±, 2000. 592 Ж. [Сюй Гуйсян. Небо истории. - Пекин: Издательство народной литературы, 2000. - 592 с.].
269. ^Ш^Шт ^М: 1996. 247 Ж. [Сюй Цзяжун. Творчество Шолохова. - Ланьчжоу: Изд-во Ланьчжоуского университета, 1996. - 247 с.].
270. ^Ж: 1996. 355 Ж. [Сюэ Цзюньчжи. Русская и советская литература в глазах европейских и американских исследователей. - Пекин: Изд-во литературы по социальным наукам, 1996. - 355 с.].
271. ад. 4ЬЖ: Лй£^ШШ*±, 2005. 540 Ж. [Сюэ Кэ. Боевая молодость. - Пекин: Издательство народной литературы, 2005. - 540 с.].
272. ЖЯ. + . 4ЬЖ: , 2020. 448 Ж. [Юань Кэ. Сборник китайских мифов и рассказов. - Пекин: Пекинская объединенная издательская компания, 2020. - 448 с.].
273. Ш. 2019 ^ 2 Я 22 0. Ш 13 Ж. [Чжан Ли. Сунь Ли и его персонажи романов. Ежедневная газета Гуанмин. 2019; 22 февраля. - С. 13.].
274. ^#ЛйШШ?±, 2002. 1024 Ж. [Чжан Сяотянь. Война сопротивления японским захватчикам. - Цзилинь: Народное издательство Цзилиня, 2002. - 1024 с.].
275. ^ШМ. 4ЬЖ: 2004. 619 Ж. [Чжоу Эрфу. Изображение Великой китайской стены. - Пекин: Издательство культуры и искусства, 2004. - 619 с.].
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.