Ономастикон суфийской поэзии: структурный,семантический и функциональный аспекты (на материале произведений Абдульмаджа Санаи, Фаридаддина Аттара и Джалаладдина Балхи) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.19, доктор наук Абодуллоева Сафина Юсуповна

  • Абодуллоева Сафина Юсуповна
  • доктор наукдоктор наук
  • 2017, Институт языка и литературы им. Рудаки Академии наук Республики Таджикистан
  • Специальность ВАК РФ10.02.19
  • Количество страниц 401
Абодуллоева Сафина Юсуповна. Ономастикон суфийской поэзии: структурный,семантический и функциональный аспекты (на материале произведений Абдульмаджа Санаи, Фаридаддина Аттара и Джалаладдина Балхи): дис. доктор наук: 10.02.19 - Теория языка. Институт языка и литературы им. Рудаки Академии наук Республики Таджикистан. 2017. 401 с.

Оглавление диссертации доктор наук Абодуллоева Сафина Юсуповна

Введение

Глава I. Теоретические основы и принципы исследования ономастики суфийской поэзии

1.1. К вопросу о художественной ономастике

1.2. Основные принципы изучения ономастики суфийской поэзии

1.2.1. Стилистическая функция

1.2.2. Поэтический ономастикон

1.2.3. Системность поэтической ономастики

1.2.4. Поэтика имён собственных

1.2.5. Процессы номинации

Глава II. Антропонимическое пространство суфийской

поэзии

2.1. Социально -исторические категории поэтической антропонимии суфийской поэзии

2.1.1. Мифические антропонимы

2.1.2. Религиозные антропонимы

2.1.3. Исторические антропонимы

2.1.4. Имена героев традиционных лирических поэм

2.2. Вариативность употребления поэтонимов в суфийской поэзиии

2.3. Языковые особенности теонимов и эпитетов в суфийской поэзии

Глава III. Языковые пласты антропонимов в суфийской поэзии

3.1. Иранская антропонимия

3.2. Древнееврейская антропонимия

3.3. Греко-римская антропонимия

3.4. Арабская антропонимия

3.5. Тюркская антропонимия

Глава IV. Топонимическое пространство суфийской поэзии

4.1. Виды топонимических названий в суфийской поэзии

4.2. Классификация топонимов по физико-географическим особенностям

4.2.1. Ойконимы. Виды поэтических ойконимов и их функции в поэтическом тексте

4.2.2. Реальные и мифические орронимы в отражении формирования религиозного мировоззрения

4.2.3. Гидронимические названия в суфийской поэзии

4.3. Топонимические апеллятивы в суфийской поэзии

Глава V. Структурно-грамматический анализ поэтонимов в суфийской поэзии

5.1. Простые поэтонимы

5.2. Производные поэтонимы

5.3. Сложные поэтонимы- композиты

5.4. Поэтонимы словосочетания

Глава VI. Функции имён собственных в суфийской поэзии

6.1. Функции абстрактных понятий и их символическая трансформация в собственные имена

6.2. Реминисцентная функция имён собственных в суфийской поэзии

6.3. Денотативная функция «говорящих имён» в суфийской

поэзии

6.4. Космонимы как средства отражения религиозно-мистических концепций в суфийской поэзии

6.5. Функции этнонимических понятий в сюжетно - композиционной части поэтических произведений

6.6. Функции зоопоэтонимов в отражении мистических понятий

суфизма

6.7. Информационная функция поэтических хрематонимов в суфийской поэзии

6.8. Частота употребления поэтонимов в суфийской поэзии Абдульмаджа Санаи, Фаридаддина Аттара, Джалаладдина Балхи

Заключение

Библиография

Приложение. Краткий словарь поэтонимов

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория языка», 10.02.19 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Ономастикон суфийской поэзии: структурный,семантический и функциональный аспекты (на материале произведений Абдульмаджа Санаи, Фаридаддина Аттара и Джалаладдина Балхи)»

ВВЕДЕНИЕ

Ономастические единицы наряду с другими средствами языка являются элементами художественного осмысления действительности в поэтическом произведении. Художественная ономастика персидско-таджикской классической поэзии содержит богатый своеобразный ономастикон, сформировавшийся на материале различных родственных и неродственных языков обширной территории Востока и Запада и охвативший довольно широкое этнокультурное пространство Индии, Китая, Центральной Азии, Ирана, Ближнего и Среднего Востока и Европы. Изучение художественной ономастики персидско-таджикской поэзии имеет большое значение для выявления художественно-философских ценностей различных поэтических памятников, может пролить свет на вопросы взаимовлияния культурной и религиозной традиции разных цивилизаций и их художественное отражение в суфийской поэзии. При употреблении ономастических единиц поэты преследуют определённую цель, которая связана с идейным содержанием, лирическим образом, сюжетом, композицией, а также использование антропонимов и топонимов отражает художественное и социальное мировоззрения авторов художественных произведений. В этом отношении ономастические единицы играют весьма важную роль в композиционном оформлении поэтического текста.

Суфизм зародился в Ираке в конце IX века н.э., с X века появляется в Восточном Иране (район Хорасана), где зародилась первая суфийская литература. Суфизм представляет собой сложный и неоднородный религиозный феномен, так называемая философия исламской морали и этики. Три принципа отличают суфизм: мистицизм, аскетизм (отказ от жизненных благ) и пантеизм (единство Творца и Творения). Причину возникновения мусульманские ученые связывают с ослаблением ислама после Пророка, сподвижников его и

последователей. Соответственно, суфизм можно назвать наукой, возрождающей духовность в Исламе. Само слово "суфи", по мнению классика-суфия Абулькасима аль-Кушейри, неарабского происхождения и является прозвищем человека-мудреца или группы мудрых людей. Среди остальных классиков-суфиев можно выделить и известных авторов персидского поэтического наследия: Абульмаджда Санаи, Фаридаддина Аттара и Джалаладдина Балхи и др.

Суфийская литература является одной из важных частей персидско-таджикского классического поэтического наследия. Поэтическое творчество известных суфийских авторов Абульмаджда Санаи, Фаридаддина Аттара, Джалаладдина Балхи оказало заметное влияние на дальнейшее развитие классической поэзии. Своеобразная красота языка суфийской поэзии занимает особое место в истории персидско-таджикского поэтического языка. Лексическое содержание суфийской поэзии богат и своеобразен. Суфийскими поэтами введена в поэтический язык специфическая терминология, метафорическая символика и поэтическая ономастика.

Поэтическая ономастика наряду с другими средствами языка является для суфийских поэтов важным элементом выражения аскетических и мистических идей в русле художественного изображения религиозно-философского мировоззрения.

Большинство персидским суфийским поэтическим памятникам свойственна насыщенность художественными элементами, которые отражают наибольшую литературно-художественную ценность поэзии. Основным ярким звеном отражения авторских замыслов в творчестве суфийских поэтов является суфийская терминология и поэтическая ономастика.

Поэтическое выражение суфийских метафор, символов и мотивов в образах живых людей или географических объектов

предоставило возможность суфийским поэтам использовать возможности выразительности и красоты поэтического языка.

Исходя из вышесказанного, можно отметить, что при изучении поэзии ярких представителей суфийского течения Абдульмаджа Санаи, Фаридаддина Аттара и Джалаладдина Балхи нами выявлено, что в исследуемой поэзии была разработана целая система символической поэтики, выстроенная на основе канонов поэтической метафоричности и двойного переосмысления. Первоначально эти метафорические авторские замысли могли восприниматься читателем как реминисцентное, или же метафоричное осмысление суфийских понятий, далее они могут переходить на стадию высоко поэтического отражения мистических, идеализированных понятий, как возвышенность любви или дружбы, доминирование человеческого духа, самопознание и, конечно же, присутствие Творца во всех проявлениях человеческой сути.

Авторы суфийской литературы внесли большой вклад в развитие литературного персидского языка - дари. Появления и развитие суфийской терминологии сложилось на основе словарного запаса литературного языка путём приобретения новых значений общеупотребляемой лексики.

Поэт Абдульмаджд Санаи, обладатель статуса великолепного мастера поэтического суфийского слова, считается одним из основателей этого уникального направления в персидской поэзии. Приобретение полного представления о начальной традиции литературного языка в кругах суфийского течения можно соотнести с периодом жизни Абдульмаджа Санаи. Высокий поэтический талант с безукоризненным языковым даром преображения художественных замыслов были отражены во множестве литературных и исторических памятниках, которые являлись источниками ознакомления с биографией поэта. Среди этих источников стоит выделить «Лубоб-

ул-албоб» Мухаммада Авфи Бухорои, «Чахор макола» Низами Арузи Самарканди, «Тазкират-уш-шуаро» Давлатшоха Самарканди, «Нафахот-ул-унс» Мавлана Джами, «Хафт иклим» Амина Ахмади Рази, которые являются ценным материалом для выявления характерных художественных черт творчества Санаи. Различные вопросы жизни и творчества Санаи освещены в трудах литературоведов ХХ-ХХ1 веков, таких как Шибли Нумони, Эдвард Браун, Герман Этте, Ризозода Шафак, Забехулло Сафо, Сайид Нафиси, Абдулхусайн Зарринкуб, Евгений Эдуардович Бертельс, Халилуллох Халили, А.Арберри, Мозохир Мусаффа, Мударрис Разави, Халик Мирзозода, Расул Ходизода, Аълохон Афсахзад , Худои Шарифов, Караматулло Алимов, Шоди Шокирзода [7; 20; 41; 5; 56; 110].

Фаридаддин Аттар является одним из величайших представителей классической литературы суфиев и вдохновителем Джалаладдина Балхи. Всего Аттар создал около ста четырнадцати книг. Наиболее известные среди них - суфийская "Божественная Книга", "Язык птиц" и "Книга Совета". Его художественные сочинения передавались в жанрах жизнеописаний, притч, афоризмов и нравоучительных басен, содержащих не только нравственные поучения, но и аллегории, изображающие определённые ступени на пути человеческого развития. В "Языке Птиц", к примеру, он обрисовал характерные фазы человеческого сознания, хотя они и представлены как относящиеся к отдельным личностям или же к целой общине. Отказавшись от почестей монгольских завоевателей Средней Азии, он, как сообщают, пал от рук воинов Чингисхана, успев распустить своих учеников, разослав их в безопасные места, после того как предсказал это монгольское нашествие. Традиции суфизма утверждают, что труд Аттара очень значителен, ибо, читаемый в целом, он способствует сохранению социальной структуры и

этических норм Ислама; в то же время отдельные отрывки содержат важную информацию для посвящённых, скрытую тяжеловесными теологическими частями [104].

Среди титанов суфийской поэзии, известных по объёму внесения своей лепты в развитие художественного отображения мистико-философской картины суфийской доктрины, ярко выделяется поэт, философ и гений своего времени Джалаладдин Балхи. Являясь ярким представителем средневековой культуры, Балхи и его творческое наследие послужило осмыслению извечных вопросов о «единстве бытия», «сущности человека и его природе», «познании предназначения человека» и многих других. Жизнь и художественные сочинения Джалаладдина Балхи способствовали отражению философских замыслов, при помощи которых также затронуты разные религиозно-мистические вопросы определённого

исторического периода. Существенные гносеологические вопросы суфизма о создании человека Творцом, роль и цель Созданного в мире, пути достижения Истины - Хдк, отречение от мирских благ были затронуты в художественных произведениях Балхи с особыми лингвистическими проявлениями.

Как известно, изучению суфийской литературы посвящено множество работ литературоведов и философов.

Творчество Балхи, и их идейное содержание и особенно его «Маснави» стали предметом комментарий и толкований, среди которых следует отметить: «Манокиб ул-орифин» («Добродетели мистиков») Ахмеда Афлаки, «Валаднома» Султона Валада, «Найнома» («Книга о флейте») Мавлана Якуба Чархи, «Рисолаи най» («Трактат о флейте») Абдурахмана Джами, «Лубби лубоби Маснави» Хусайна Ваиза Кошифи, позднее, «Джавохир ул- асрор» Камалиддина Хоразми [186 ].

Важное значение имеют комментарии и толкования типа «Тафсири Маснавии маънави» Р. Никольсона, «Шархи асрор» («Толкование тайн») Муллахада Сабзавари, «Шархи Маснавии шариф» («Коментарии к Благородному Маснави»), «Аходиси Маснави» («Притчи Маснави») Б. Фурузонфара, «Шархи кабир» Исмаила Анкарави, «Шархи Джомии Маснавии маънави» («Сводные комментарии к Маснавии маънави») Карима Замани, перевод И. Хаммера и многих других [182; 186; 198].

Нравственно мистические учения Джалаладдина Балхи проявились путём художественных средств в «Куллиёте Шамса Табрези», неповторимых мистических притч в «Маснави», искусство проповеди в «Маджолис саъба», а также в эпистолярном сборнике «Фихи мо фихи».

При изучении суфийской поэзии Санаи, Аттара и Балхи прослеживается многочисленное количество поэтических единиц, которые служат для выявления скрытых замыслов авторов и преподнесении мистических категорий суфийского течения путём употребления поэтонимов в их художественных произведениях.

Главным объектом исследования является поэтическая ономастика суфийской поэзии, анализ которой осуществлён на основе поэтического наследия Абдульмаджа Санаи [229], притч из «Языка птиц» Фаридаддина Аттара [226], «Маснавии маънави» [216] и «Гузидаи газалиёти Шамса Табрези» Джалаладдина Балхи [220] . Изучение текстов данных памятников выявил, что в них отражены все религиозные, исторические, культурные, социальные и другие сферы жизни эпохи каждого автора с присущим им отображением принципов суфизма таких, как мистицизм, аскетизм и пантеизм. Мифические сюжеты также занимали главенствующее место при изображении мистической картины суфийских понятий в творчестве поэтов. Мифические имена и понятия в исследуемой поэзии служили

элементом традиции духовности. Опираясь на мифологические источники, как воплощения поэтических образов, одушевлялись имена персонажей народного фольклора в лице пери, дивов, джиннов, ангелов. В большинстве случаев мифические мотивы суфийской поэзии берут начало из поэзии Абулкасыма Фирдоуси и позднее укрепились в эпических и любовных произведениях Хакани Шервони, Низами Ганджави, Абдурахмона Джоми, Амир Хусрава Дехлави, Мирза Абдулкодира Бедила и т.п.

Широко употреблены в поэзии Санаи, Аттара и Балхи имена традиционно персидско-таджикских фольклорных персонажей, поэтических, исторических и богатырских дастанов, которые получали смысловое художественное умозаключение для воплощения принципов суфизма. Наряду с указанными особенностями поэтической ономастики исследуемой поэзии можно также выделить ряд других применений персонажей и локализаций осуществления действий этих художественных фигур в суфийской поэзии, которые будут проанализированы в ходе изучения разных групп поэтонимов. Поэзия Санаи, Аттара и Балхи как философские, мистико-религиозные памятники ХП-ХШ веков отражают множество особенностей стиля поэтического языка этого периода, изучение которых играют большую роль для выявления путей развития таджикско-персидского поэтического языка. Словарный состав суфийской поэзии чрезвычайно богат и он включает в себя различные группы лексических единиц, в том числе поэтонимов и их художественных проявлений .

Ономастическая лексика является одной из важных составных частей словарного состава суфийской поэзии. Будучи тесно связаной с содержанием поэтических произведений, ономастика используется для выражения философских, мистико-религиозных понятий суфийского учения и отражает мировоззрения каждого автора. В

соответствии с языковой принадлежностью, способами построения и развития поэтической ономастической лексики, её формам и предназначениям, сфера использования поэтонимической лексики в поэзии Санаи, Аттара и Балхи весьма разнообразна.

Актуальность темы исследования. Исследование собственных имён в художественной литературе, издавна привлекавшее к себе внимание многих представителей науки и культуры, в настоящее время представляет непрерывный, прочно утвердившийся процесс.

Вместе с тем, эта отрасль языкознания, будучи важной и всеобъемлющей, подобно другим лингвистическим проблемам, находится в стадии постоянного развития и совершенствования.

В таджикской ономастике, несмотря на определённые достижения в исследовании региональной топонимики и антропонимики, накопилось немало проблем, требующих своего решения. Кроме того, изучение и обобщение вопросов ономастики поэтических произведений таджикско-персидской суфийской литературы до сих пор не стало ещё предметом специального анализа, в то время как классическая повествовательная и лирическая поэзия, представляющая собой богатейшую сокровищницу собственных имён, ждёт своего исследования. В этом плане исследование структурных, семантических и функциональных аспектов поэтонимов суфийской поэзии на материале памятников - поэтических произведений Абдульмаджа Санаи, Фаридаддина Аттара и Джалаладдина Балхи ( Х11-Х111 вв.) представляет большой интерес.

Литературная ономастика является одной из новых разделов в таджикском языкознании. К числу вопросов языковых особенностей относились также изучения ономастической лексики, которая пока не стала предметом специального исследования. Как известно, изучением суфийской литературы посвящено множество работ литературоведов и философов.

Актуальность темы обусловлена прежде всего тем, что до настоящего времени ономастика таджикско-персидской классической поэзии, в том числе поэзии Абдульмаджа Санаи, Фаридаддина Аттара и Джалаладдина Балхи не подвергалась специальному комплексному лингвистическому исследованию, и настоящая диссертация является первой попыткой системного изучения имён собственных в поэзии этих видных представителей суфийской литературы.

Степень изученности проблемы. Исследование литературной ономастики в качестве отдельного раздела ономастической науки в языкознании бывшего Советского Союза сформировалось в середине прошлого века и сейчас заметно активизируется [см : 30; 32; 39; 59; 60; 73; 74; 87; 181].

Следует отметить, что литературная ономастика является одной из новых разделов в таджикском языкознании. В таджикском языкознании к изучению ономастики литературных произведений приступили сравнительно недавно. В частности, изданы ряд монографических исследований, защищены ряд диссертаций, в которых ономастический материал письменных памятников рассматривается в этимологическом, структурно-грамматическом, семантическом и стилистических аспектах. К подобным исследованиям относятся работы М. Шодиева (Топонимия произведений Садриддина Айни), Э. Давлатова (Ономастика «Кассас-ул-анбиё»), Р. Шоева («Ономастика «Самаки айёр»), С. Абодуллоевой (Ономастика «Фарснаме» Ибна ал-Балхи), Д.Майнусова (Антропонимия «Шахнаме» Фирдоуси»), С.Курбонмамадова (Семантико-стилистические особенности поэтонимии «Шахнаме» Фирдоуси) [4; 40; 81; 92; 200; 201].

Лексико-грамматическим особенностям языка суфийской литературы посвящены работы таджикских лингвистов С. Сабзаева,

Б. Джуразода, З. Мухторова, М. Косимовой, Ф. Шариповой и других [86; 106, 152; 195;198].

Целью исследования является комплексное изучение

поэтической ономастики суфийской поэзии Абдульмаджа Санаи,

Фаридаддина Аттара и Джалаладдина Балхи. Решения этих проблем

требовало рассмотрения следующих конкретных задач:

- систематизация ономастического материала суфийских поэтических памятников;

- исследование антропонимов согласно социальной, исторической и художественной значимости;

- выявление этнокультурного пространства поэтической антропонимии;

- выявление особенностей употребления теонимии в исследуемой поэзии;

- выявление этнокультурного и лингвистического пространства суфийской поэтической топонимии в структурных, семантических и функциональных аспектах;

- классификация топонимов художественных памятников согласно природно - географическим объектам;

-определение географического пространства поэтической топонимии;

- определение способов формирования мифических и вымышленных топонимических названий: ойконимов, орронимов и гидронимов;

- выявление языковых особенностей мифологических топонимических названий;

- отражение топонимических апеллятивов в исследуемой поэзии;

- определение структурных моделей использованных поэтонимов;

- описание специфики исследования символической трансформации абстрактных понятий в роли собственных имён;

- определение путей практического применения реминисцентных антропоэтонимов и топонимов в суфийской поэзии;

- определение ролей «говорящих имён» в функции денотативного значения в суфийской поэзии.

- определение функции космонимии в художественной форме и выражение религиозно - мистических воззрений суфийских мыслителей;

- выявление стилистических функций этнонимов в отражении различных контекстуальных понятий суфийской доктрины;

- изучение роли зоонимов в формировании суфийской религиозно-мистической концепции;

- определение стилистических функций хрематонимов в суфийской поэзии;

- выявление частоты использования поэтонимов в суфийской поэзии.

Материалом для анализа в диссертации послужила поэтическая ономастическая лексика текста «Осори мунтахаб» Абдульмаджа Санаи, изданная в городе Душанбе в 1993 году (введение К.Олимова), сборник притч «Язык птиц» Фаридаддина Аттара, изданный в Тегеране в 1386 году (введение доктора Джавода Салмасизода) и две книги Джалаладдина Балхи «Маснавии маънави» (изданная на основе текста Р. Никольсона в сопоставлением с другими копиями книги в 2001 году в Тегеране) и «Баргузидаи газалиёти Шамси Табрези» (с участием доктора Мухаммадризо Шафии Кадкани). С целью наиболее полного изучения языковых особенностей поэтоономастической лексики рассматриваемых источников, для установления исторической, философской, религиозно-мистической базы, этногеографического происхождения поэтических названий и имён были также использованы различные лексикографические, литературоведческие работы, такие как: «Шархи Джомии «Маснавии ма'нави»» Карима Замани, с введением доктора Исмаила Хакими (Тегеран, 1372), «Шархи «Маснавии ма'нави»» Азизаддина Вакили Пупазои (Тегеран

1267), «Фарханги луготи «Маснавии ма'нави» доктора Низомиддина Нури (Тегеран, 1387), «Коран в Маснави» Сайид Иброхима Хикмат (2007 г.), "Бурхони котеъ" Мухаммадхусейна Бурхана, "Гиёс-ул-лугат" Гиёсуддина Мухаммада, "Лугатнома Деххуда", "Фарханги "Шохнома"" Мансура Растагора Фасои, "Фарханги форси" Муина, «Фарханги форси» Хасана Амида. Переводом строк из «Маснавии манави» на русский язык послужили работы О. Ф. Акимушкиной, Ю. А. Иоаннесяна, Б. В. Норика, А. А. Хисматулина, О. М. Ястребовой («Поэма о скрытом смысле» в пяти томах) [2007г., 2009г., 2010г., 2012г.].

Научная значимость и новизна исследования заключается в том, что впервые систематическому анализу подвергнута поэтическая ономастика суфийской поэзии на примере творчества Санаи, Аттара и Балхи. В результате лингвистического исследования определены основные семантические группы ономастической лексики и её место среди других лексических категорий суфийской поэзии. В реферуемой диссертации впервые исследуются стилистические особенности ономастических единиц, представлена классификация ономастических единиц по характерным признакам, описаны пути символической трансформации ономастических терминов, определены функции собственных имён в поэзии Санаи, Аттара и Джалаладдина Балхи.

Теоретическая значимость исследования заключается в не разработанности проблемы поэтической ономастики таджикско-персидской классической поэзии. Диссертационное исследование имеет определённое значение для дальнейшей разработки вопросов художественной ономастики таджикского языка, проблемы формирования поэтической ономастики и аспектов стилистической функции ономастических единиц в поэзии.

Работа по поэтонимии суфийской поэзии способствует дальнейшему изучению данной сферы в других произведениях таджикско-персидской поэзии.

Практическая значимость работы заключается в том, что его материалы могут быть использованы в лексикографической практике, при составлении специальных ономастических словарей творчества суфийских поэтов, создании учебников по истории таджикского литературного языка, чтении спецкурсов по художественной ономастике и исторической лексикологии.

Научно-теоретической основой диссертации послужили работы зарубежных и отечественных учёных- лингвистов, литературоведов и философов, в число которых входят В.В. Виноградов, А.В. Суперанская, Ю.А.Карпенко, В.А. Никонов И.С. Зинин, Е.Э. Бертельс, В.А. Жуковский, М.Т. Степанянц, А.В. Смирнов, Р.Никольсон, К.Эрнста, Забехулло Сафо, А. Зарринкуб, Б. Фурузанфар, А. Дашти, М. Муваххид, Карим Замони, Р.Х. Додихудоев М.Косимова, Ш. Исмоилов, Н.Офаридаев, А. Мухаммадходжаев, Ш. Девонаев, К. Бекзода, М. Султонов, А. Алимарданов, К. Олимов, Н. Одилов, З. Мухторов, И.Зиёев, Х.Зиёев, С.Сабзаев, Дж. Алими, О. Махмаджанов, Р.Шоев и многие другие.

Методы исследования. Специфика анализируемого материала и необходимость выполнения поставленных задач обусловили использование методов синхронного анализа, дескриптивного, интерпретационного, количественного обобщения, историко-сравнительного, сопоставленного и стилистического анализа.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Ономастика суфийской поэзии как составная часть языкового богатства связана с религиозно-философской доктриной суфизма.

2. Роль ономастической лексики в системе познавательных элементов категории суфизма весьма значима.

3. Ономастические единицы в суфийской поэзии обладают необходимым лингвостилистическим потенциальном при изображении обширной информации мифологического, религиозного и исторического характера.

4. Историко-лингвистическое исследование ономастики предусматривает выявление философско-религиозного мистицизма в творчестве суфийских поэтов Санаи, Аттара и Балхи.

5. Ономастическое пространство суфийской поэзии охватывает обширную территорию современного Китая, Индии, Центральной Азии, Ближнего и Среднего Востока и Европы.

6. Ономастическими источниками поэтонимии в поэзии представителей суфийской литературы являются древнеиранская, библейская, исламская, религиозные мифологии.

7. Ономастика поэзии наряду с другими элементами языка является важным элементом художественного изображения исторических событий в поэтических произведениях суфийских авторов.

8. Ономастические единицы выступают в качестве важных связующих компонентов поэтического текста.

9. Этнокультурное пространство ономастики суфийской поэзии не ограничивается кругом исламской или арабской культуры, оно связано с культурой и философией зороастризма, христианства и буддизма.

10. Языковое происхождение ономастических единиц суфийской поэзии разнообразно и оно образовалось на базе многих родственных и неродственных языков. В поэтических произведениях суфийских поэтов преимущественно

употребляются собственные имена в адаптированной форме новоперсидского языка XП-XШ вв.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры таджикского языка Хорогского государственного университета имени М.Назаршоева (протокол №1 от 3 октября 2016), а также обсуждена и рекомендована к защите на расширенном заседании отдела лингвистики Института языка и литературы имени А.Рудаки (протокол № 12 от 2.12. 2016). Результаты исследования излагались автором на ежегодных научно-методических, научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава Хорогского государственного университета имени М. Назаршоева (2010-2016), на международных научных конференциях «Памир и научно - технический прогресс» (2013), «Проблемы терминологии персо-язычных стран» (2015), на различных республиканских научных конференциях (2014, 2015, 2016).

Структура и объём диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, шести глав, заключения, списка библиографии. Краткий словарь поэтонимов суфийской поэзии прилагается в форме приложения. Общий объём исследования составляет 401 страницы компьютерного набора.

ГЛАВА I

ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОНОМАСТИКИ В СУФИЙСКОЙ ПОЭЗИИ

1.1. К вопросу о художественной ономастике

Собственные имена представляют собой значимую часть лексического состава и отличаются от апеллятивных имён своими значениями. Принимая во внимание тот факт, что наименование может получить каждый предмет, окружающий нас, количество собственных имён может быть таким же обширным, как названия реальных и нереальных объектов, поэтому собственных имен в языковом обиходе гораздо больше.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория языка», 10.02.19 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования доктор наук Абодуллоева Сафина Юсуповна, 2017 год

3. Источники

216. Румй ^алолиддин. Маснавии маънавй /Дж.Балхи. - Техрон, 2001. -728с.

217. Румй Чдлолиддин. Рубоиёт /Дж.Балхи. - Душанбе, 1984. - 96 с.

218. Румй Чдлолиддин. Девони кабир /Дж.Балхи. - Душанбе,1992. - Ч. 1. - 448 с.

219. Румй Чдлолиддин. Мунтахаботи куллиёти Шамси Табрези /Дж.Балхи. -Душанбе,2007. - 488с.

220. ' с АлЗ^л .ЛЛ^Л 3

/Дж.Балхи.-Душанбе, 1372.- 440с.

221. Руми Джалаладдин Мухаммад. Маснавии Ма'нави (Поэма о скрытом смысле). Первый дафтар /Дж.Балхи. - Санкт- Петербург, 2007.- 276с.

222. РумиДжалал ад-дин Мухаммад. Маснавии Ма'нави (Поэма о скрытом смысле). Второй дафтар /Дж.Балхи.- Санкт-Петербург,

2009.- 229с.

223. Руми Джалал ад-дин Мухаммад.. Маснавии Ма'нави (Поэма о скрытом смысле). Третий дафтар /Дж.Балхи.- Санкт-Петербург,

2010.- 292с.

224. Руми Джалаладдин Мухаммад.Маснавии Ма'нави (Поэма о скрытом смысле).Четвёртый дафтар /Дж.Балхи.-Санкт-Петербург, 2010.- 326с.

225. Руми Джалаладдин Мухаммад. Маснавии Ма'нави (Поэма о скрытом смысле). Шестой дафтар /Дж.Балхи..- Санкт-Петербург, 2010.- 484с.

226.^.^'^ ^^.-¿ЛГ^с (З^Зл ¿¿¡¡ш^ 3 / Ф. Аттар. -Тегеран, 1384. - 422с.

227.^'*^ и^^ .- [^'З^ ^^ ^ ] ^З^Л / Толкование «Месневи манави». -Тегеран, 1224. - 422 с.

.ХУТ^ зЗЗ^ ¿^^^ ¿Л^ ¿^^

/ 228Толкование «Месневи маънави» Джами.,Т. I. -Тегеран, 1372.

229. Хдким Саной. Осори мунтахаб / Х.Санои.- Душанбе: Адиб, 1993. -395 с.

230. Хдким Абдулмачид Мачдуд ибни Одам Санаии Разнавй. Девон / Х.Санои.-Техрон, 1353. -7221с.

231 ^^^л ^^ ^ з . ^з^З^ ¿^-^ Ос ^з^^л .^с

.^¿л^^УХХ^ / Х.Санои. - Тегеран, 1354. -7221с.

4. Словари

232. Риёсиддин Мухаммад. Риёсуллугот: Ч, I. /Г. Мухаммад.-Душанбе: Адиб,1987. - 480 с.

233. Риёсиддин Мухаммад.Риёсуллугот: Ч, II. /Г. Мухаммад -Душанбе: Адиб,1988.-416 с.

234. Х£Т^ЛоХ^ 4 З^л З^З ¿л-Цк^!

/ Деххуда Алиакбар.-Тегеран, 1258. -2431с.

235. ХУ£^ -, ^УТ^ ^иЗЛ^ , ^^з '¿^и^З ^ЗдЗ цл*л /Муин Мухаммад. -Тегеран, 1380. -2741с.

236. /£УУХ , -, ^УТ^ ^иЗЛ^ , Х^з цл*л /Муин Мухаммад -Тегеран, 1380. -4772с.

237. «£Х£ -, , Т^з ^ЗдЗ /Муин Мухаммад. -Тегеран, 1380.- 424с.

238. ЛУ^Т -, оут^ ^иЗлЗ , '¿^и^З^ЗдЗ /Муин Мухаммад.-Тегеран,1380.-8713с.

239. ЧХХ^ -, ^ут^ ^иЗлЗ , <¿^13 /Муин Мухаммад.-Тегеран, 1380.- 9221с.

240/°^'^ -, ^иЗл^ , <¿^13 /Муин

Мухаммад -Тегеран, 1380.- 6561с.

241. Мух,аммадх,усайни Бурхон. Бурхони котеъ / Б. Мухаммадхусайн.

- Душанбе : Адиб,1993. - 416 с.

242. .^ij^^VA« •• Y^ jljgjj ^1а jl> jj .j l&jj jj' ^ лХ^^ / Б. Мухаммадхусайн. -Тегеран: Нимо,1200. -780 с.

243. .Aij^^VA « «« Y^ cjlj^jj -. Y^ia 1а JJ .j l&jj jj' ^ Лл^.^

/ Б. Мухаммадхусайн. -Тегеран: Нимо,1200. -780 с.

244. ■ ^ Y YY-.VAV^ cjlj^jj ^jjSx .^UJ ^jAja . ^j jj jjJul^j /

Низомиддин Нури. -Тегеран,1387. -222 с.

245. Фарханги забони точ,икй: Ч,.1.-М.: Советская энциклопедия,1969.-941c.

246. Фарханги забони точ,икй: Ч,.2.- М.: Советская энциклопедия,1969.

- 946 с.

247. Философский словарь. - Москва, 1986. - 588 с.

248 Ч AV JU loYU jlj4j3 . - л^ ^jla ^iAji .лллс Хасан Амид.

- Тегеран, 1256. - 983с.

5. Электронные ресурсы

249. http://www.dissercat.com/content/antroponimY-v-khudozhestvennYkh-tekstakh-d-kharmsa-strukturno-semanticheskii aspekt

250. http://www.dissercat.com/content/sopostavitelnyi-analiz-religiozno-filosofskikh-idei-nosira-khusravadzhalaleddinarumi.

251. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Jewish names.

252. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Muslim names.

ПРИЛОЖЕНИЕ КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ПОЭТОНИМОВ

Поэтонимический словарь суфийской поэзии Санаи, Аттара и Балхи включает в себя имена художественных персонажей-антропонимов и названия топонимических объектов, этнонимов, хрематонимов, космонимов, зоонимов, которые встречаются в контексте исследуемой поэзии. Словарь составлен по порядку современного таджикского алфавита. Для определения собственных поэтических имён и названий были использованы материалы суфийской поэзии и других письменных источников. Словарь поэтической ономастики суфийской поэзии содержит поэтонимы, которые интерпретированы в поэтонимических текстах с точки зрения художественно-литературного значения.

1.СЛОВАРЬ АНТРОПОНИМОВ

- А -

Аббас - дядя основателя Ислама Мухаммада, родоначальник династии аббасидских халифов (750 -1258).

Абдулазиз - прозвище Абдулахаба, имя одного из врагов и недоброжелателей времен пророка Мухаммада, сын Абумутолиба.

Абулхасан (Сари Абулхдсан )- известный Багдадский суфий (Джунайд Багдадский) наряду с Зулфунуни Мисри - известным Египетским суфием, кто отводил большую роль неопытному знанию (марифа) и идее безграничной любви к Богу.

Абучдхл - имя одного из исторических личностей.

Абубакр Сиддик - имя одного из халифов Рошиддинской династии, весьма значимая фигура в истории религии.

Адхам - Ибн Адхам, Ибрахим - легендарный царь Балха. Предание гласит, что он первым суфием Хорасана.

Аёз - раб султана Махмуда Газневидского, достигший степени визиря благодаря своему зрелому уму.

Азозил, Азазель (Азаил, Азазел, Азазаил, Хазазил, Assiel, Azazel) - один из начальников падших ангелов; иногда отождествляется с Аззой, который учил людей изготавливать метал, и добывать драгоценные камни, из книги Еноха, один из принцев Уриила.

Айюб - в Библии и в Коране имя пророка, который прославлен своею терпеливостью и устойчивостью к трудностям жизни.

Акбар - «великий», в суфийской поэзии часто упоминается с теонимом Аллох, что в сочетании имеет значение «Бог всемогущий».

Алй - известный под именем Зайнулобиддин, - имя шиитского имама, представителя семейство пророка Мухаммада. Али также прославлен своими эпитетами Муртазои Мучтабеъ, Хдйдар, Хдйдар Каррор, Амиралмуъминин Алй . Поэт Аттар даже назвал Али Хаджой Масумом.

Аллах - одно из имен Творца (теоним). Теоним Аллах имеет варианты Оллох и Иллох. Оллох в переводе часто употребляется как синоним Бога. Для мусульман в то же время имеет значение «единственного Бога»

Алпарслон - имя одного из древних царей, составляющие компоненты слово означают «бесстрашный как лев»

Алпулуг Хоразмшох - имя одного из хорезмских ханов.

Амиралмуъминин - прозвище большинство мусульманских халифов и арабских шахов, в частности Али и Усмана.

Анушервон - имя 20-го царя Сасанидской династии, известного под именем Кисро Анушервони одил.

Аристотель - имя одного из древнеримских философов, имевшая форму Арасту и Аристотилис во множестве персидских источниках.

Афлотун (Платон) - имя одного из известных древнеримских философов проживший в 367 году до нашей эры. В суфийской поэзии использовался в двух формах Афлотун и Фалотун и отождествлял символы «мудрости и здравомыслия».

Афредун //Афредун - имя одного из древнеперсидских царей Афредуна бинни Асфиён.

Ахмад - 1. теоним, одно из имён Бога 2. имя и род божьего. 3. "хозяин и владелец", имя исторической личности, имама.

Ахмад ал-Фаруки ас-Сирхинди - имя индийского шейха тариката Накшбанди, который известен также как Имам Раббани.

- Б -

Бахром - имя 14-го царя Сасанидской династии. В «Авесте» Бахром - прозвище бога Индры, которое означает "спрятавший".

Билкис - имя мифической принцессы Саабы.

Бирохим// Иброхим - имя сына Исмаила, которого отец привёл в жертву для Творца и по его воле был освобожден от смерти путём дарения овцы для жертвоприношения.

Баязид Бистами, Тайфур ибн Иса ибн Адам ибн Сурушан - один из столпов суфизма, известный своей дерзостью.

Буалй Сино, Ибни Сино (латинизированная форма Авиценна, (Лу1сеппа) - 1.ученый, философ, врач, музыкант. Жил в Средней Азии и Иране, был врачом и визиром при разных правителях. В философии продолжал традиции арабского аристотелизма, отчасти неоплатонизма. 2. Бусино - объединенная форма онима Буалй Сино.

Буаъло - имя одного из известных арабских философов и поэтов Буаъло последователя Ладирской философии.

Булхасан - Абулхасан - известный Багдадский суфий (Джунайд Багдадский) .

- В -

Вис - известный персонаж лирической поэзии. Вис и Ромин легендарные поэтонимы в суфийской поэзии отождествляющие любовь к создателю («божественной любви» (Ишки иллохй)).

Вомик - имя одного из легендарных героев влюбленных Узра.

- Д -

Довуд - имя пророка из рода Якоба. Довуд арабизированная форма онима Давид, имя пророка после Джолута.

Дач,ч,ол - имя одного из мифологических существ, который согласно Исламу в Судный день появится с Имамом Махди и разрушит все созданное.

Дакёнус - имя одного из римских императоров с именем, которого связана легенда про представителей пещеры Кахфа.

- Е - Ё -

Ёсин - имя одного из пророков времен Мухаммада, с чьим именем связана идейная и родовая связь народности - Оли Ёсин.

- З -

Зайнулобиддин - имя одного из шиитского имама.

Зарвон (Зерван) - (зенд. время) бог времени и судьбы, обычно изображался в виде крылатого бога, обладающего мужскими и женскими половыми признаками.

Зардушт (Заратуштра) - в иранской мифологии пророк и основатель религии зороастризма; родовое имя великих реформаторов и законодателей.

Заххок - в Авесте персонификация дьявола или Сатаны в образе трехглавого змея, одна из голов которого - человеческая. В то же время Заххак представляет собой аллегорический символ ассирийской

династии, на знамени которой был расположен пурпурный знак дракона.

Зол - имя отца Рустама, которого воспитала мифическая птица Симург.

Зулайхо - жена Бутимора, египетского вельможи, полюбившая пророка Юсуфа.

Зулчалол - теоним. В суфийской поэзии Зулчалол использовался в качестве художественного звена для определения характеристики «величия и радушия Бога»

- И -

Иблис // Билис - имя одного из падших ангелов изгонявшиеся со стороны Творца из-за не поклонения Адаму, и который всячески стремится сбить человека с Истинного пути.

Идрис - имя пророка из Египта, прославленный в арабском эпосе под именем Ханух, распространитель христианской религии, благодаря ему люди приобрели затерянные и ослабевшие нравственные устои.

Илёс - другое имя пророка Ёсина

Имрон - теоним, значение которого «могущественный, всемогущий, победитель качества могущественного Аллаха».

Искандар - имя Римского императора Александра Македонского. Искандар послужил в суфийской поэзии символом «мужество, смелости и примером для подражания».

Исрафил - в исламской эсхатологии вестник страшного суда. Один из четырёх (наряду с Джебраилом, Микаилом и Азраилом) ангелов-мукаррабун.

Исо (Иисус) - иудейский пророк, основоположник христианской религии. В суфийской поэзии Иисус обозначен как символ «благодеяния, благословенная, духовная суть».

Ифрит - особый род джиннов. Ифрит, дух умершего насильственной смертью. Обликом ифриты напоминают призраков, у них полупрозрачные тела, но налитые кровью глаза.

- К -

Кайковус - внук царя Кубада, второго царя Каянидской династии.

Кайкубод - имя первого царя Каянидской династии также упомянут в суфийской поэзии для отождествления величественных качеств царя.

Канъон - имя сына пророка Ноя, который вопреки желанию Ноя, который звал его на ковчег, для спасения, отверг его просьбу, и утонул в воде.

- к -

Кобил - имя одного из сыновей пророка Адама, который убил своего брата Хабиля (Каин).

Корун (Корей) в персидских и арабских памятниках упомянут как сын, иногда как брат пророка Моисея, который добыл богатство путём разбоя, и который противостоял пророку Моисею. Человек, который умер впоследствии молитв Моисея во избежание гнета и благо его провалилось сквозь землю.

-Л -

Лайлй - героиня арабских сказаний, возлюбленная Меджнуна. В суфийской поэзии оним Лейли также послужила символом «вечной любви».

Лут - имя пророка из числа посланников Ибрагима.

Лукман - имя одного из известных мудрецов, который прославлен своими поучительными высказываниями.

-М -

Малакулмавт- эпитет ангела Сирофила, вестника страшного суда. Оним Малакулмавт в суфийской поэзии также упомянут как синоним Азроиля.

Мансур, Хусайн ибн Мансур аль-Халладж - один из известнейших багдадцев, который впервые сформулировал пантеистический лозунг «Ана'ль Хакк» (Я - Бог). Мансур в суфийской поэзии послужил символом «верности, преданности своей вере и убеждению».

Масех - прозвище пророка Иисуса (Исои Масех).

Марям - Мария, имя матери пророка Иисуса Христа, которую мусульмане считают одним из пророков, предшествовавших Мухаммаду. Марям считается образцом святой, непорочной женщины.

Махмуд - имя султана Махмуда.

Маъруфи Кархй - один из последователей суфийского течения.

Мачнун - имя одного из легендарных героев арабского повествования, возлюбленный Лайли.

Микойил - имя архангела, дающий благосостояние людям.

Монй - основоположник манийского течения неоднократно упомянут в суфийской поэзии в схожем контексте.

Морут- имя одного из ангелов. Марут и Харут в мусульманской мифологии символы колдовства в персидских легендах, заточенные в колодце в Вавилоне из-за любви к земной женщине.

Мункир // Мункар - в исламской эсхатологии ангел, который допрашивает и наказывает мёртвых в могилах (Азаб аль-Кабр).

Мустафо - эпитет пророка Мухаммада. Мустафо в «Фирдавс-ул-лугате» имеет значения "очищенный, благословенный", которые являются важными человеческими качествами.

Мухаммад (Мухаммад) - имя Исламского пророка, значение, которого «восхваленный».

Мусо - имя пророка, с именем которого связана множество легенд.

-Н -

Накир - один из ангелов в исламской эсхатологии, который допрашивает и наказывают мёртвых в могилах (Азаб аль-Кабр).

Намруд - имя Вавилонского царя, который с помощью воспитуемых соколов был донесён до небо и превознес себя до уровня Бога, в последствии чего был убит Всемогущим.

Низомулмулк - визирь при дворе Великих Сельджуков.

Нух (Ной) - имя одного из иудейских пророков, который для спасения всех видов живого существа создал Ноев ковчег.

- О -

Одам (Адам) - первый созданный богом человек наряду с Евой, который из-за греха Евы был изгнан из рая и был послан на землю для определения сущности разумного существа.

Озар - имя человека, которого оживил пророк Иисус после четырех дней его смерти.

Оиша (Айша) - дочь Абу-Бакра, жена Магомета, противница халифа Али, в миру Ислама почитается как пророчица.

Осаф - имя визиря Сулеймана бинни Довут.

Оллох - одно из имен Творца (эпитет) (см.Аллах).

Охарман // Ахриман - Анхра-Майнью (Ахриман) (Злой Дух, скверна, разрушительное начало).

- П -

Парвез // Апарвез - имя 22-го царя Сасанидской династии.

- Р -

Раббилоламин // Раббулоламин - теоним. Составные компоненты слова придают значение «Властелин двух миров».

Ромин - один из легендарных героев, возлюбленный Вис.

Робия ал-Адавийа - первая суфийская подвижница и поэтесса, одна из представителей суфийского течения.

Рустам - имя иранского богатыря.

- С -

Саллохиддин - Саляхаддин Фаридун «Зерркуб («Золотых дел мастер») - наместник и ближайший друг Джалаладдина Балхи.

Сиддик- имя человека, с помощью которого пророк Мухаммад избежав погони от идолопоклонников по пути Мекки в Медину обосновались в пещере, вход которую закрыл паутиной паук, что послужила знаком не проходимым путём.

Солех- имя религиозной личности.

Сулаймон (Сулейман) - имя одного из Израильских пророков, который знал язык животных и создал великую державу.

Сукрот (Сократ) - имя древнего философа, в суфийской философии отождествляющее категорию учителя - старца и духовного наставника.

- Т -

Таоллох- одно из имен Творца (эпитет).

- У -

Умар - имя второго правоверного халифа, который правил в 634 по 644 году. С Умаром ал Хитабом пророк Мухаммад связал качество «доброты и справедливости».

Усмон бинни Аффон - имя арабского халифа.

Узро - один из легендарных героев, возлюбленный Вомика, любовь которых закончилось трагически.

- ф -

Фарход - герой лирических произведений, влюбленный в Ширин.

Фиръавн (Фараон) - имя Египетского царя. Его нарекают вечным царем Египта, который превознес себя до уровня Бога.

Фотима (Фатьма) - имя четвертой дочери Магомета и Хадиджи, жены халифа Али, мать Гассана и Гуссейна.

- Х-

Халил // Халилуллох - эпитет Ибрагима, полная форма, которой Халилуллох имеющее значение друг, приближенный человек. Благосклонный друг.

Хизр -"невидимый руководитель" суфиев. Считают, что именно он был безымянным руководителем Моисея в Коране. В легендах он приравнивается со святым Георгием и Илией.

Хосабак - имя одного из эмиров Масъудской династии Мухаммадина Маликшах, полное имя, которого Хосабак Арслон бинни Боингарй.

- * -

Хдйдар - эпитет Али, который в суфийской поэзии часто упоминается со словом Каррор означающий «отражающий нападений».

Хдмза - эпитет онимы Абумутолиб - имя дяди пророка Мухаммада, отца Али.

Хдрван - один из последователей пророка Моисея.

Хдсан - имя сына Али и внука пророка Мухаммада.

Х,исомиддин Чалаби, Хасан ибн Мухаммад (Ахи Тюркоглу) -сын шейха ремесленного братства ахи в Кунье, наместник и друг поэта, в течение десяти с лишним лет, записывавший под диктовку поэта его «Маснави».

Хомон - имя визиря Фараона, с которым всегда советовался

царь.

Хорун (Харун) - имя брата пророка Моисея, который помогал ему в проповеднических делах. В Коране имя Харуна упомянута как духовный наследник пророка Моисея .

Хорут - один из изгнанных ангелов и заточенных в Вавилонской башне из-за греха.

Хотами Той - имя одного из щедрых людей племени Тай, который известен в миру своей щедростью, и полное имя которого Хотам бинни Абдуллои Той.

Хусейн - внук пророка Мухаммада

- Ч (дж) -

^абрайил // Чдбрил - один из четырёх особо приближенных ангелов к Аллаху, отождествляется с библейским архангелом Гавриилом. На Джебраила была возложена миссия передачи откровения пророкам.

Чдмшед - имя мифического царя Пешдадской династии, которого арабы упомянули под именем Манушайх.

^олинус - имя одного из известнейших римских лекарей с именем, которого связана появления искусство врачевания.

Ч,унайди Багдодй - суфийский мистик, представитель багдадской школы, который разработал учение о "фана" - полной сосредоточенности суфия на "едином" ("джам") и его мистическом растворения в Боге. Полное имя Джунайд, Абу-л-Касим ибн Мухаммад ал-Хазз, Таус ал фукара - багдадский шейх и аскет, развивший учение нишапурской школы «маламати».

- Ш -

Шаддод - один из сказочных царей, который также объявил себя Богом, и который посадил сад красотою равный раю.

Шамри Зулчанах -Йеменский малик.

Шамсиддини Табрезй - некий таинственный дервиш, поэт и мистик, которого в 1244 году встретил Джалаладдин Балхи и стал его учеником.

Ширин - одна из легендарных героин.

Шис - сын пророка Адама, который отличился своим умным нравом и щедростью, братья которого поклонились его вере.

Шуайб - имя древнего пророка, который был свёкром Моисея. Легенда он нём приведена в Коране в нескольких местах, которая обозначила его с начало слепым или его ослепили (точно неизвестно) и в период длительных умалений Богу он был награждён зрением.

- Ю -

Юнус (Зулфунун) - библейский Иона.

Юсуф - сын пророка Якоба. Юсуф является основой суфийской философии, «освобождение от мирского угнетения и грусти», что обозначено в суфийских понятиях основой достижения Истины.

- Я -

Яхё - имя пророка проживавший в период пророка Иисуса, который был кузеном по отцовской линии Закариё - из числа посланников бога.

Яъкуб (Якоб) - имя пророка, который после ослепления покорился Аллаху, и выбрал терпение и смирение своим смыслом жизни.

2.СЛОВАРЬ ТОПОНИМОВ

- А -

Адан - название города на Восточной территории Йемена, который известен своим качественным жемчугом.

Антокия - город в Туркистане, на берегу реки Ого^е. Антокия образована от древней формы Антиохия - название города в Турции на берегу реки Оронте (Ого^е).

- Б -

Багдод - название города в Ираке.

Бадахшон - название области между Индией и Хурасаном, земля, которой богата ценными камнями и золотом.

Балх - название известного города в Хурасане. Балх считается одним из древнейших городов и больше известен под названием Истахри Порс, в арабском языке этот город называют Кутбулисламом (ориентир Ислама).

Басра - семантическое значение слово «белый камень», название города, который находится в Ираке на берегу реки Шаттулараб.

Бобул (Вавилон)- название города в Ираке на краю реки Фарот .

Булгор обоснован во времена Искандера, которое имеет холодный климат, что из-за суровости климата его, даже попугай не выживет там.

Бухоро - один из древнейших городов Центральной Азии, областной центр Бухарской области Республики Узбекистан.

-Г -

Ганг - название святой реки в Индии, в связи со святостью выходцы из Индии всем рекам желают качества Ганга.

Гулистон - название древней горы.

Гургон - арабизированная форма слова Ч,урчон, город, центр Астарабада, которое в "Фарснаме" является названием местности, относящейся к топониму Равшанфируз

- Е-

Ротифар - в большинство словарях обозначен, как название города в Туркистане, считалось, что самые красивые женщины выходцы этого края.

- Д -

Дачла - известная река в Ираке. В некоторых словарях Диджлой называют все реки, в частности, реку, проходящую через Багдад.

Димишк - название города, столица Шама, построенный Димшахом ибни Намрудом.

- З -

Зам-зам - название родника в Мекке вблизи Каабы.

- И -

Ирок - семантическое значение слово «берег реки» название государство в Бехрейне .

- К -

Кавсар - название святого мифического родника в раю.

Карбало название места, где зверски был убит внук пророка Мухаммада Хусейн.

Карх - город в Мовараунахре, основанный Шопуром Зулактафом.

Канъон - город где родился Юсуф.

Кахф - пещера, согласно преданию в неё вошли трое, для которых закрылась дверь пещеры, они погрузились в вечный сон.

Каъба- название большого квадрата в Мекке, место паломничество мусульман, во время молитвы мусульмане направляют лицо к Каабе.

Кирмон - название города в Персии, где растёт много зиры.

- к-

Коф - название легендарной горы в персидской мифологии и горной цепи, которая расположена на краю земли, опоясывая её.

- М -

Мавсил - город на западном берегу Диджлы.

Макка - город в Хиджазе (Саудовской Аравии), место паломничество мусульман.

Марв - название города, которого согласно сведениям Ибна Ал-Балхи в «Фарснаме» построил Александр Македонский.

Мафоза - название пустыни.

Миср - территориальная часть между двух земель, название страны в Северо-Восточной части Африки.

- Н -

Нил - название большой реки в Африке. В реальности река Нил известна своей многоводием и в исследуемой поэзии также является символом «изобилия желаний при достижении Истины».

Нишопур- топоним Нишопур иногда в «Фарснаме» Ибна ал-Балхи упоминается как другое название Бешопура. В толковом словаре «Бурхане котеъ» Нишопур - название известного города в Хурасане, образованное от слова Найшапур, то есть Шапур, обосновавший город.

- Р -

Рай - название города, который находился на берегу реки, вблизи крепости Эмира Фаромарза бинни Худоба. Древня форма которого Rishahr (изобилие).

Рум - наименование Рима, а затем и Восточно-Римской (Византийской) империи в странах мусульманского Востока. У тюрок-сельджуков Румом называлась Малая Азия, до XI века входившая в состав Византии.

- С -

Самарканд - древний город, второй по величине и численности населения город Узбекистана, административный центр.

-Т -

Табрез - город на западной части Ирана, центр сегодняшнего Азербайджана.

Тур - название горы, гора на Синайском полуострове в Египте.

Туркистон - древняя страна, простиравшая от реки Джейхун до границы Китая, охватывающая всю территорию Средней Азии.

-У -

Ухуд - гора, расположенная в 4 км от Медины.

- ф -

Фурот - название реки в Бахрейне, лингвистическое значение которого «сладкая и приятная вода»

- Х -

Хоразм - название района в древнем Иране.

Хуросон - больше указывает на Восток с сопоставлением Запада, название известной области на Восточной части Персии и Ирака. Хурасан - название местности в Иране, имеющей в лексикографических справочниках значение Запада.

- Хг

Х,индустон - народность Индии, истинные жители Индии.

- Ч -

Чин - Китай, Туркистони Чин - название народа Китая или Китайской области Синцзян и в приведенных строках Чин, несмотря на топонимическую значимость, метафорически указывает на Китайский народ.

- Ч (дж) -

Чдйхун - другое название реки Аму в Средней Азии.

Ч,урчон - город, центр Астарабада, которое в "Фарснаме" является названием местности, относящейся к топониму Равшанфируз (см.Гургон).

- Ш -

Шатт - название водного объекта, реки в Ираке , происходящее от соединений вод двух рек Диджлы и Фурота. Лексическое значение слово Шатт - берег реки, набережная.

Шом - древнее название государство в Сирии, столица которой был Дамаск.

- Я -

Яман - (Йемен) семантическое значение благословенный, название страны на Южной части Арабского полуострова.

З.СЛОВАРЬ ЭТНОНИМИИ

- А -

Араб - названия народа, который живёт на Ближнем Востоке и Северной Африке.

Асх,об - имеет значение «господин», но в религиозном контексте суфийской поэзии слово асх,об обозначает

единомышленники и едино деятели пророка Мухаммада, то есть те, которые веруют в единого Бога.

1.Асхоби Кахф - согласно легенде название группы людей из семи человек, которые от страха грозного царя Дакёнуса скрылись в пещере и погрузились в многолетний сон. С названием Асхоби Кахф связывают определенную религиозную группу.

2. Асхоби Фил - последователи Абраха - Абазинского царя, которые до периода Ислама с помощью слонов попытались уничтожить Каабу совершив набег в Мекку.

3. Асхоби Сабт - иудейский народ, иудей, кто также упомянут с помощью этнонима «чухуд» - человек из иудейского рода.

4. Асхоби Зарвон - в суфийской поэзии указывает на последователей Зарвана - бога времени и судьбы.

Ахл - жители, представители одной местности или веры.

1. Ахли Сабо - жители города Сабо (древний Йемен), где правила принцесса Билкис (жена пророка Сулеймана) .

2. Ахли Зирор - представители одной группы людей, которые шли в Зирарскую мечеть и были против пророка Мухаммада.

3. Ахли Умрон - абстрактное понятие (умрон - благоустройство), в суфийской поэзии в переносном смысле обозначает представители «правильной веры».

Ачам - название неарабского народа, персо-таджикский народ

Аъён - арабское слово обозначавшее род, родословие, родственные народности.

1.Аъёни Курайш - название арабского племени, пророк Мухаммад является выходцем этого племени.

- Е -

Руз - этноним, которое указывает на народность одного из племен Туркистана.

- З -

Занг - в языке классической персидской поэзии употреблено в значении «чернокожий и человек с чёрными волосами», что также указывает на народ Абасинии.

- И -

Исроилиён - народ Израиля, в суфийской поэзии часто упомянуто с компонентом банн - значение которого, представители того или иного племени.

- к -

Кабила - группа людей, которые имеют родственную связь и происходят от одного рода.

Кавм - племя, группа людей, которые имеют родственную связь, община, которая верует в одного имама, и молятся в одной мечете.

1. Кавми Од и кавми Самуд - названия мифических племён из рода пророка Ноя, представители которых из-за непослушания были уничтожены в буране.

2. Кавми Нух, и кавми Худ указывают на последователей пророков Нойа - Худа.

3. Кавми Лут - последователи пророка Лута, одного из иудейских пророков, которые были с очень плохой нравственностью и Бог разрушил их город, и над оставшимися в живых пролился дождь из огня и камней.

- О -

Ол - род, родословие. Сочетание слово Ол с определенными собственными именами указывает на последователей этого религиозного или исторического лица.

- Х -

Хито - с сочетанием слово турк, указывает на народ, проживший в Китайской провинции Синцзян.

Х,инд (Х,индустон, Индия) - народность Индии, истинные жители Индии в суфийской поэзии даже топоним Хиндустон отождествляет народ Индии.

Хдбаш - название народности Аббасинии - Эфиопии .

4.СЛОВАРЬ ХРЕМАТОНИМИИ

- З -

Забур - священная книга пророка Давида состоящая из множество святых писаний.

- К -

Калила и Димна - название известной книги, где действующими лицами являются животные.

- к -

Куръон - священная книга мусульман , в которой приведены святые писания Торы, о чём упомянуто также в суфийской поэзии.

- Т -

Таврот (Тора) - первые пят книг Библии, в мусульманстве, впитавшие элементы различных религий. Библия признавалось священной книгой.

- Ш -

Шахнаме - название известного персидского лирического эпоса, автором которой является поэт Фирдоуси.

б.СЛОВАРЬ КОСМОНИМИИ.

- Б -

Билол - название неполной луны.

- З -

Зухра - (Нахид древних иранцев, Венера римлян). Название планеты, считавшейся покровительницей любви и плодородия. На

древних иранских миниатюрах Зухра изображалась в виде пляшущей женщины, украшенной браслетами и бьющей в бубен.

Зухал - в астрологических источниках упомянут как другое название планеты Кайвон. Согласно древним астрологам эта планета движется на седьмом небе, и считается вредной и несчастной .

- М -

Мах (луна) - название планеты, которая во времена Кашанидов имело форму МАО и МАУО и использовались в качестве имён Бога.

Миррих - название планеты Бахром (Марс) в персидских источниках, которую астрономы считали планетой войны и уничтожения.

Муштарй (Юпитер) - считается благословенной планетой, которая является судьей вселенной (козии фалак).

- О -

Офтоб (солнце) - планета дарующее свет и тепло. Солнце -основа света - нура в суфийской поэзии несомненно указывает на Свет Божьего (Нури Иллохй).

- С -

Симок - названия двух звезд из числа созвездия аллаъш, которая в суфийской поэзии служит символом «возвышенности и небесной бесконечности».

Сунбула (Дева) - название шестой созвездии из двенадцати небесных созвездий.

Сурайё - другое название которой Парвин, из числа шести звёздочек собиравшиеся вместе, преобладающим качеством которой также является, вышей, высококачественной.

Сухайл - название святящей Южной звезды, которую называют также Сухайл Йемена или Йеменская Сухайла - Канопус.

Сухо - одна из трёх самых маленьких звездочек в созвездии Банот.

- Т -

Тарбеъ - противоположное стояние звёзд, за счёт пространство которых образуется треугольное созвездие, и данное строение созвездий плачевно для людей.

- У -

Уторид // Аторуд (Меркурий) - в персидских памятниках также упомянут под названием планета Тир, которая в древнеперсидской астрологии считалось «праведником, учителем вселенной», у древних римлян считался основоположником красноречия и торговли.

- X -

Хдмал (Овен) - одна из двенадцати созвездий, которая отображена в виде картины козла с двумя рогами направленные на Запад, скрученным хвостом на Восток, спиной к Северу и копытами к Южной стороне.

Х,илол - новая луна (в первые дни).

- Э -

Эхтирок - построение шести планет Венеры, Марса, Юпитера, Сатурна, Нептуна и Меркурия на одной дорожке, парад которых происходит под светом Солнца.

7. СЛОВАРЬ ЗООНИМИИ

- А -

Андалеб // булбул (соловей) - маленькая поющая птичка, которую считают символом возлюбленного.

Анкабут (паук) - послужил в суфийской поэзии символом "спасителя"

Анко - мифическая птица арабского фольклора, обитающая на горе Каф (см.Симург).

- Б -

Бат (утка) - плавающая птица, в исследуемой поэзии послужила символом "очищения путём удовлетворенности от всего насущного ".

Бутимор - легендарная птица, символ печали.

Бурок -кличка сказочной лошади, на котором, по легенде пророк Мухаммад совершил свой мирадж, ночной полет.

- Г -

Гов (корова) - название домашнего животного, относящиеся к крупному рогатому скоту.

Гур - кабан. Название животного, который обитает в лесу и на которого в древние времена охотились.

- Д -

Дарроч (тетерев) - название птицы, в суфийской поэзии послужила символом "осторожности".

Дулдул -кличка коня подаренный пророку Мухаммаду царём Египта.

- К -

Кабк (куропатка) - поющая птица, живущая на горных равнинах. В исследуемой поэзии служит символом "привлекающая внимание к Возвышенному".

Куф (сова) - ночная птица, иногда место обитанием которой считается разрушенные места.

- к -

Кумрй (горлица) - название птицы, которая имеет гребень. В суфийской поэзии эта птица отобразила символическую значимость понятие "злопамятство".

- М -

Мор - упомянута в контексте для определения мифического зоонима с семью головами, что отождествляет отрицательный художественный образ.

Мурги заррин - золотая птица, которая не являясь реальной онимой, отождествляла понятие Свет- Истина - Бог.

Мусича (горлинка) - в суфийской поэзии послужила символом "пробуждения".

Мур (муравей) - отождествляет символ "трудолюбия, старания" в суфийской поэзии.

- Н -

Нахчир - олень. Название травоядного животного. Обитающее в лесу.

- Р -

Рахш - кличка резвой лошади иранского богатыря Рустама. Рахш отождествляет в суфийском лексиконе "скорость познания".

- С -

Саг - собака. Собака в суфийской поэзии служит символом «верности».

Самак -название мифической рыбы, на спине которой согласно древним мифическим понятиям расположена земля (см.Симок).

Саъва (чиж) - название маленькой птички. В суфийской поэзии с помощью этой птицы отображается религиозно-мистический символ "растерянности".

Симург - сказочная птица иранского фольклора, по преданию, обитающая на горе Эльбурса; для средневековых авторов хорошо знакомых с арабскими преданиями, Симург часто- то же, что и Анко.

- Т -

Тазарв (фазан) - название горной птицы, горный кеклик. Тазарв в суфийской поэзии отождествляла символ "заблуждения".

Тутй (попугай) - говорящая птица, которой в суфийской поэзии уделено категория "осознание всего путём не разума и не сердца а душой".

Товус (павлин) - птица, прилетевшая из рая, поражающая красотой, но красота это неземная, а нарекание небесной.

- У -

Укоб (орёл) - название охотничий птицы, в суфийской поэзии использовалось в разных притчах и отобразила символ

"направленности к благим целям".

- ф -

Фохта (кукушка) - маленькая дикая птичка с серым оперением, имеющая чёрный окрас на брюшке, в суфийской поэзии символ "вечного поиска и неверности к приобретённому".

- Х -

Хар (осёл) - название сумчатого животного. В суфийской поэзии зооним Хар упомянут с именем религиозной личностью Иисусом, для определения категории «смирения и терпения».

Хурус - петух. Название домашней птицы. В суфийской поэзии с помощью этого зоонима отражается символ «смирения».

- X -

Худ-худ (удод) - название птицы царя Сулеймана, которая приносила всегда весточку и была основой его благополучия и успеха. В исследуемой поэзии птица удод послужила символом "открытия с успехом всё новых граней достижении нацеленного".

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.