Обычное право в системе правового регулирования у народов Северного Кавказа (историко-правовое исследование) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.01, кандидат наук Гоов Ислам Мачраилович
- Специальность ВАК РФ12.00.01
- Количество страниц 161
Оглавление диссертации кандидат наук Гоов Ислам Мачраилович
ОГЛАВЛЕНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ 15 ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЫЧНОГО ПРАВА У НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
§ 1. Понятие, признаки, функции и сущность обычного права
§ 2. Эволюция обычного права у северокавказских народов
§ 3. Соотношение обычного права с шариатом 57 и правом Российской империи
Глава 2. СИСТЕМА ОБЫЧНОГО ПРАВА 79 НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
§ 1. Институты гражданского права
§ 2. Правовое регулирование брачно-семейных отношений
§ 3. Институты уголовного права
§ 4. Судопроизводство по обычному праву 126 народов Северного Кавказа
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК
Преступление и наказание, судоустройство и судопроизводство в обычном праве народов Северного Кавказа в XVIII-XIX вв.2009 год, кандидат юридических наук Светличная, Татьяна Борисовна
Обычное право народов Северного Кавказа в системе российского права в XIX - XX вв.2004 год, кандидат юридических наук Волгина, Антонина Петровна
Правовой обычай в системе источников права: опыт комплексного исследования: на примере правовой традиции народов Северного Кавказа2008 год, кандидат юридических наук Михайленко, Нафисет Мурадиновна
Механизм реализации адата на Северо-Западном и Центральном Кавказе: историко-правовой анализ: XV-начало XX в.2003 год, кандидат юридических наук Сатушиева, Любовь Хабасовна
Обычай в праве народов Северного Кавказа в XIX в.2003 год, доктор юридических наук Свечникова, Лариса Геннадьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Обычное право в системе правового регулирования у народов Северного Кавказа (историко-правовое исследование)»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В соответствии со ст. 69 Конституции России «Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации», а также защищает исконную среду обитания и традиционный образ жизни малочисленных этнических общностей (п. «м» ч. 1 ст. 72 Конституции).
Проблемы, связанные с выработкой официальной позиции соотношения обычного права и законодательства России требуют большого внимания к особенностям правовой ситуации не территории Северного Кавказа. Поэтому субъекты Российской Федерации начали активную деятельность по корректировке правовых систем с учетом местных особенностей. Указанная популяризация возрождения национальных правовых культур и самосознания народов России повысила интерес к обычному праву.
Де-факто традиционные системы права и сегодня сохраняют мощный регулятивный потенциал, который проявляется зачастую наряду, а иногда и в противовес признанным нормативно-правовым актам. Задачу по созданию законодательства в северокавказских субъектах, учитывающего культурно -правовые регуляторы общественной жизни, невозможно решить без научно -исследовательского юридического обеспечения, потому что нельзя допускать противоречий в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации.
В современных условиях усилилась тенденция поиска путей формирования правильного соотношения действующей правовой системы России и отдельных элементов обычного права, которые в принципе не противоречат российским нормативно-правовым актам и российской правоприменительной практике. В свою очередь, это позволит урегулировать, предотвратить и минимизировать социальные и этнические конфликты, выступающие реальными угрозами современного общества.
В этой связи полагаем, что нормы обычного права, которые называют традициями народной дипломатии, апробировали на протяжении многих веков механизм переговорных процедур между противоборствующими сторонами, а также основы их примирения, и сегодня способны регулировать большинство из современных межэтнических столкновений. Разумеющейся догмой при этом является знание и грамотное применение всей парадигмы адатного права.
Адаты горцев продолжают вызывать многочисленные и весьма противоречивые дискуссии о роли обычного права в российской системе правового регулирования. Уникальность диспозиции в том, на Северном Кавказе исторически сложилась оригинальная правовая ситуация, в основе которой происходила конвергенция российского права и норм адата народов Северного Кавказа.
Актуальность темы диссертации усиливается еще и тем, что исследование правового наследия народов Северного Кавказа даст возможность осмыслить, современные процессы в правовом пространстве этого сложного и сегментарно плюралистического региона.
Использование данных этнологии, антропологии и других наук поможет разработать в юриспруденции новые подходы к решению таких важных вопросов, как функционирование обычного права в различных отраслях.
При этом отметим, что особое значение должно придаваться использованию национальной терминологии того народа, чья обычно-правовая система исследуется. Зачастую игнорирование данного условия, стремление во всех случаях применить общепринятые дефиниции не только затрудняет сам процесс исследования, но и значительно искажает подлинное содержание конкретных норм обычного права, его институтов и отраслей. Последнее необходимо учитывать и при анализе источников по обычном праву.
Все сказанное выше и определило выбор данных проблем в качестве темы настоящего диссертационного исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Вопрос о месте и роли правового обычая в правовой системе находится в сфере устойчивого исследовательского внимания представителей различных правовых школ: исторической (Д.И. Мейер, С.В. Пахман, Н.П. Загоскин, В.И. Сергеевич), психологической (Л.И. Петражицкий), социологической (Ю.С. Гамбаров), позитивистской (Н.М. Коркунов, Е.Н. Трубецкой, В.М. Хвостов).
Исследования ученых XIX века А. Беккера, Н.Ф. Дубровина, А.В. Комарова, М.М. Ковалевского, Ф.И. Леонтовича, И.Я. Сандрыгайло, К.Ф. Сталь и др., их обоснованные выводы оказали значительное влияние на то, чтобы Россия отвела адату, шариату и российским законам соответствующее место в юридической системе Кавказа.
В работе над диссертацией большую источниковедческую помощь оказали труды Н. Данилевского «Кавказ и его горские жители в нынешнем положении» (М., 1846); А. Дирра «Очерки по этнографии» (Тифлис, 1903); В. Иваненко «Разлад между уголовным законом и народным обычаем на Кавказе и его влияние на преступность» (Русская мысль. 1904. Кн. 4-5); Е. Козуб-ского «Дагестанский сборник» (Темир-Хан-Шура, 1904. Вып. 2); П. Пржец-лавского «Нравы и обычаи в Дагестане (Военный сб. СПб, 1860); В. Потто «Кавказская война в отдельных очерках, эпизодах, легендах и биографиях» (в 4 т. СПб, 1889); В. Стебницкого «Обычное право кавказских горцев» (Юридический вестник. 1884. №3); В. Швецова «Очерк о кавказских горских племенах с их обрядами и обычаями в гражданском, воинственном и домашнем духе» (М., 1856) и др.
Несмотря на известную противоречивость, в советский период было проведено множество объективных исследований, посвященных культуре, обычаям и традициям, обычному праву, исконным нравственным нормам горцев. Среди них заслуживают внимания труды В.П. Алексеева «Происхождение народов Кавказа» (М., 1974), В.Д. Итоношвили «Семейный быт народов Кавказа: историографический очерк» (Тбилиси, 1977), Б.А. Калоева «М.М. Ковалевский и его исследования горских народов Кавказа» (М., 1979)
и др. Большое значение в изучении истории права имели труды крупного советского этнолога права А.М. Ладыженского.
Огромный вклад в кавказоведение, этнографию, правоведение внесли ученые, в научных исследованиях которых проанализированы права, обычаи и традиции горцев, их семья и брак, нравственные устои и нормы, правовые и моральные основы адата и шариата и т. д. Среди них М.С. Арсанукаева, Ф.Я. Азашикова, И.Л. Бабич, Ю.М. Кетов, Р.М. Магомедов, З.Х. Мисроков, Г.Г. Небратенко, Л.Г. Свечникова, Г.Т. Трофимова, А.К. Халифаева, Х-М.О. Хашаев и др.
Положительной оценки заслуживает монография В. Бобровникова «Мусульмане Северного Кавказа: обычай, право, насилие: очерки по истории и этнографии права нагорного Дагестана (М., 2002), обнаружившего во время экспедиций множество неизученных рукописей XVIII и первой трети XIX вв.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие по поводу становления, развития и основных тенденций обычного права народов Северного Кавказа во взаимодействии как между собой, так и в триаде правовой системы: адат - шариат - российское право.
Предмет исследования - обычное право (адаты) народов Северного Кавказа - адыгов, кабардинцев, балкарцев, карачаевцев, черкесов, осетин, чеченцев, ингушей и народов Дагестана как феномен правовой жизни.
Цель диссертационной работы состояла в историко-правовом исследовании обычного права в системе правового регулирования у народов Северного Кавказа; его автономном, комплексном и сравнительном анализе с учетом роли в рамках российского, советского и постсоветского обществ.
Достижению указанной цели способствовало решение ряда исследовательских задач:
- анализ понятия, признаков, функций и сущности обычного права;
- характеристика эволюции обычного права у северокавказских народов;
- выявление соотношения обычно-правовых норм с шариатом и правом Российской империи;
- исследование специфических черт отдельных институтов обычного права, действовавших у народов Северного Кавказа в различные периоды;
- формулирование рекомендаций по использованию норм обычного права в правотворческой деятельности с учетом состояния современного российского законодательства;
- обоснование предложений по совершенствованию правовой системы северокавказских республик на современном этапе с учетом этноправовой традиции местных народов.
Географические и хронологические рамки исследования определены всей территорией Северного Кавказа, перешедшей под юрисдикцию России в XIX столетии. Исследование, проводимое в рамках данной территории, позволило определить как общие закономерности возникновения и действия обычного права, так и выявить характерные особенности и различия применения обычно-правовых норм в регулировании общественных отношений народов Северного Кавказа.
Хронологически периодизация развития правовой системы Северного Кавказа представлена тремя периодами: 1) дореволюционным; 2) советским (с 1917 г. до конца 1980-х г.); 3) современным (с начала 1990-х гг.).
Методологическую основу диссертационной работы составили общепринятые в современной юридической науке общенаучные, специальные и частнонаучные методы научного познания: диалектический, формально-юридический, системно-структурный, функциональный, сравнительно-правовой, конкретно-социологический, ретроспективный метод и др.
Исследование производилось и с помощью исторического метода, а также с привлечением цивилизационного подхода, подходов социологической феноменологии, юридической и культурологической антропологии и исторической этнографии. Все это позволило автору быть логически последовательным в своей работе, видеть противоречия в предмете своего иссле-
дования и определять пути их разрешения, сформулировать обобщающие итоговые выводы.
В работе использован междисциплинарный подход, позволяющий наиболее всесторонне исследовать проблему. С точки зрения автора, в нынешнем социально меняющемся мире возможен частичный возврат к тем реалиям, которые вполне устраивали горцев в ранние времена и которые гармонично действовали с учетом интересов всех категорий населения.
Теоретическая основа диссертационного исследования сформирована с учетом разработок и выводов таких авторов, как С.С. Алексеев, А.Б. Венге-ров, Р. Давид, А.В. Малько, М.Н. Марченко, Н.И. Матузов, Т.В. Кашанина, В.Н. Кудрявцев, В.В. Момотов, B.C. Нерсесянц, Л.Р. Сюкияйнен, Д.Ю. Шапсугов и другие.
Источниковая база диссертации. В основе диссертационного исследования лежат опубликованные и неопубликованные источники, содержащие ценные сведения о предмете исследования.
В диссертации использованы материалы по обычному праву северокавказских народов, опубликованные в сборниках, изданных в XIX-XX вв., авторами которых являются М.Н. Агишев, Н.Ф. Грабовский, М.М. Ковалевский, А.В. Комаров, Ф.И. Леонтович, С. Эсадзе, И. Сандрыгайло, Х-М. Ха-шаев; а также записи русских чиновников, военных, путешественников, касающиеся правоприменения горского адата на Северном Кавказе П.Г. Бутко-ва, Э. Спенсер и других.
Нормативно-правовой основой исследования являются: Конституция Российской Федерации 1993 года и Конституции субъектов РФ на территории Северного Кавказа, федеральные законы и законы субъектов Федерации, подзаконные нормативные правовые акты, регламентирующие некоторые аспекты развития региональной правовой системы, нормативные правовые акты, устанавливающие правовую основу комплексного учета исторических и прочих местных обычаев и традиций.
Эмпирическую базу составили опубликованные архивные материалы (сост.: Х.Ж. Бероев, В.К. Гарданов, Б. Далгат, Х.М. Думанов и др.) и материалы фондов центральных и местных архивов России (Москвы, Тбилиси, Нальчика, Владикавказа, Краснодара, Махачкалы), предоставляющие необходимые сведения для рукописи и являющиеся ее основными источниками.
Важнейшими источниками сведений о проблемах, вынесенных данным исследованием через аспекты контекста, выступает полевой материал, собранный нами во время экспедиций в различные районы Кавказа.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что на основании выполненных соискателем исследований:
- разработана новая научная идея, раскрывающая роль обычного права в системе правового регулирования у народов Северного Кавказа;
- предложены детерминанты генезиса обычного права у этносов Северного Кавказа; соотношение институтов обычного права народов Кавказа с конкретными отраслями права;
- доказана трансформация норм обычного права горцев Северного Кавказа в действующее российское законодательство с позиции нормативной ценности, как традиционного регулятора общественных отношений, носящего, также, и морально-нравственный характер;
- введены в научный оборот набор источников, отражающих применение норм обычного права в правоприменительной практике северокавказских народов; авторские трактовки понятий «обычное право», «этноправовые традиции».
На защиту выносятся следующие положения, обладающие элементами научной новизны:
1. Авторское определение дефиниции «обычное право», под которым предложено понимать совокупность правовых норм, санкционированных общинной властью, существовавшей у народов Северо-Кавказского региона в начале XIX в., и определяемую стадией общественного развития конкретного кавказского общества и степенью внедрения в него мусульманского права.
С учетом этого, обычное право - самостоятельная целостная система
обычаев, сложившаяся исторически с помощью устной трансляции социо-нормативного опыта, адекватной местному этническому менталитету. При этом санкционирование относилось не к самому обычаю, а к записям норм обычного права, адаптированным к условиям кавказских государств. Эти нормы одновременно имели общий характер, т.е. действовали постоянно при всех однородных условиях, и своеобразный партикуляризм относительно числа присягателей, размера композиций, числа свидетелей и т.д. применительно к конкретному этносу.
2. Авторская интерпретация категории «этноправовые традиции» как общие правила, находящиеся в сфере общественного сознания и соблюдаемые некоторыми индивидами и сообществами. В широком смысле она включает и нормы адата, и элементы шариата. Обычай, как феномен традиционной культуры, представляет собой более узкое понятие, отражающее, прежде всего, особенности различных правовых институтов, характерных для определенной нации, народности региона.
3. Вывод о том, что распространение ислама в условиях формирования основ государственности Северного Кавказа (владения Дагестана, имамат Шамиля, конфедерация чеченских племен) привело к симбиозу адата и шариата местной правовой системы. Последующая интеграция в состав Российской Империи привела к конвергенции позитивного права с обычным и шариатским в виде компромиссной триады: право российской империи - мусульманское право - адат.
Трансформировавшаяся в результате этого традиционная правовая культура северокавказских народов, характеризовалась разнообразными вариантами рецепции адатного права в российское законодательство в следующих особенностях: преимущественно рецепция обычного права обнаруживается на Северо-Западном Кавказе, в определенной степени - на Северо-Восточном Кавказе (из-за преимущества шариата в судебной практике) и в меньшей степени - в Осетии, где процесс внедрения российского права был наиболее активным.
4. Систематизированные автором детерминанты генезиса обычного
права у этносов Северного Кавказа:
- социальные (опосредованные условиями становления общественных институтов);
- экономические (опосредованные уровнем экономического развития);
- правовые (опосредованные степенью развития правовой культуры);
- ментальные (опосредованные формированием эмоциональных, культурных особенностей, ценностных ориентаций и установок);
- религиозные (опосредованные влияние религиозных норм).
5. Предложенное автором соотношение институтов обычного права народов Северного Кавказа с конкретными отраслями права. Так понятие «общинная земля» основывалось на праве коллективного владения и пользования ею. В связи с этим обычно-правовое понятие о земле как о коллективной собственности легло в основу законодательства, регулирующего земельные отношения на Северном Кавказе.
В правовом оформлении земельных отношений горцев во 2-й половине XIX - начале XX века сочетались тенденции консерватизма общинных порядков, с одной стороны, и закрепления привилегий социальной верхушки, с другой. В это время осуществилось правовое закрепление трех форм собственности на землю: государственной, общинной и частной.
6. В обычном праве народов Северного Кавказа наказание имело своей целью возмещение морального вреда (удовлетворение чувства мести), устрашение (превентивные меры), материальные компенсации (композиционные выплаты), налагавшиеся также и за убийство. Помимо этого, наравне с кровной местью существовал и такой вид наказания, как изгнание преступника из рода. Наказания, известные российскому праву (смертная казнь, телесные наказания, лишение свободы), адатом в принципе не применялись. Однако уже со 2-й пол. XIX века они постепенно начали внедряться (включая ссылку) в правовую систему горцев.
7. У горцев исторически сформировался особый порядок судопроизводства, который имел вербальную формализацию в партикулярном обычном праве. Это было свойственно всем этносам, кроме многонационального Даге-
стана, где применялась практика арабской письменности и присутствия судебного секретаря для фиксации процесса.
С учетом специфики местных условий во второй половине XIX века российская администрация осуществила судебные реформы на Северном Кавказе. В первое время наряду с российскими судебными учреждениями, действовали медиаторский и шариатский суды. Нововведением был горский словесный суд, который функционировал в Кубанской и Терской областях (кроме Осетии). Деятельность суда основывалась на нормах обычного права и российского законодательства, которое позволило применять тюремное заключение.
8. Признание в рамках единой правовой системы, наряду с позитивным правом, этноправовых традиций народов Российского государства существенно обогатит единую национально-правовую систему, а также поднимет авторитет законодательства в народном сознании. Обычное право - константный компонент правового развития любого народа, эволюционизирую-щий вместе с его формированием, как неотъемлемый элемент парадигмы законодательства, жизни соответствующего народа и включенных в него сообществ.
Теоретическая значимость диссертационного исследования обоснована тем, что:
- доказаны положения, вносящие вклад в расширение представлений об изучаемом явлении;
- изложены концептуальные положения об обычном праве в системе правового регулирования у народов Северного Кавказа;
- раскрыто соотношение институтов обычного права народов Северного Кавказа с конкретными отраслями права: уголовным, гражданским, семейным;
- изучены варианты рецепции адатного права в российское законодательство с учетом интеграции территорий Северного Кавказа в российское государство;
- проведена модернизация подхода к дефинированию обычного права и этноправовых традиций как объекта историко-правовой науки, обеспечивающая получение новых результатов по теме диссертации.
Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы и обобщения, сделанные в работе, могут быть применены в последующих научных разработках обычного права. Исследование предоставит возможность учёным, изучающим эти проблемы, получить информацию, которая соответствует современным реалиям. С точки зрения диссертанта, органы государственной власти Кавказского региона, учитывая то, что многие адаты горцев по-прежнему играют конструктивную роль в обществе, должны вернуться к вопросу о возможности создания полярного правового пространства в республиках Кавказа. Демократия означает, наряду с прочими моментами, осознанный личный выбор тех или иных норм регламентации, которые не противоречат федеральным нормам. Есть ряд дел, которые можно легко решить путем адатов - по маслагату, есть дела, в частности, относящиеся к религии, семейным и наследственным отношениям, которые решаются с помощью шариатского суда, и есть уголовные, гражданские и др. дела, подвластные государственным законам, которые должны решаться в системе государственной судебной власти.
Результаты исследования также могут представлять интерес для органов местного самоуправления, при разработке программ муниципального развития. Кроме того, практическая значимость диссертации состоит в том, что она может практически помочь преподавателям и студентам высших и средних специальных учебных заведений в исследовании проблем функционирования адатного, мусульманского и российского права.
Степень достоверности проведенного историко-правового исследования обычного права в системе правового регулирования у народов Северного Кавказа, опосредована использованием научных трудов и применением апробированных методов и методик, соблюдением научно-методологических
требований, анализом официальных источников юридической практики, нормативных актов, обобщением использованной научной литературы.
Апробация результатов исследования. Основное содержание и выводы диссертации обсуждены на заседаниях кафедр юридических дисциплин НОУ «Институт финансов и права» (г. Махачкала). Результаты исследования докладывались на научных конференциях, проводимых в центральных и региональных вузах России. Основное содержание диссертации отражается в ряде опубликованных статей.
На основе материалов диссертационного исследования автором подготовлено учебное пособие «Роль обычного права в системе правового регулирования у кавказских народов (историко-правовое исследование)».
Структура диссертационного исследования обусловлена его целью и задачами, а также логикой развития проблемы и состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения списка использованной литературы.
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЫЧНОГО ПРАВА У НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
§ 1. Понятие, признаки, функции и сущность обычного права
Цель настоящего научного обзора - терминологический экскурс в письменные источники права, обращение к феномену «обычное право», начиная с ранних источников права и завершая трудами ученых-современников.
Одной из центральных тем диссертационных исследований, различных научных конференций (Международных, Всероссийских, Региональных), «круглых столов» стало «обычное право» - дефиниция, получившая в истории науки целый ряд терминологических обозначений и сущностных характеристик. Примечательно, что правовые обычаи выступают предметом исследований юристов, философов, социологов, политологов и др. Обращение к накопленному историографическому опыту показывает, что единого понимания обычного права нет. В попытках его интерпретации как в отечественной, так и зарубежной науке звучат постоянные оговорки типа «в широком смысле» и «в узком смысле». Например, у Бюлера - под обычным правом можно понимать в широком смысле слова все неписаное право и в узком смысле слова особую форму проявления генерального абстрактного правового правила в роли источника права. У Пио Карони - определения «писаное» и «неписаное» как разделители между обычным и государственным правом отражают лишь внешнюю форму различия, в то время как основным разграничителем является не форма, а основание действия: законное право действует на основе государственной силы. Для обычного права это основание действия - opinio iuris1.
Отсутствие единого, универсального определения рассматриваемого понятия имеет ряд причин. Например, это связано с терминологическими составляющими обсуждаемого явления («обычай» и «право»), которые сами по
1 Bhler T. Rechtserzeugung - Rechtserfahrung - Legitimists der Rechtsquellen. B.3. Zurich, 1985. S.137; Caroni P. Einleitungstitel des Zivilgesetzbuches. Basel, Frankfurt am Main, 1996. S. 119.
себе уже представляют собой сложнейшие понятийные структуры. Чрезвычайно емкий содержательный смысл, заключенный в них, позволяет толковать обычное право весьма широко. Его можно определить как деятельность сообщества, основанную на убеждении в обязательности применения определенных повторяющихся норм и правил поведения его членов.
Вместе с тем зависимость свойств обычного права от локальной временной и пространственной реальности делает проблематичным выделение его из других источников права, иначе говоря, затрудняет идентификацию обычного права конкретного сообщества. К настоящему времени общепризнанной стала динамичность обычного права: несмотря на известную консервативность, оно не было чем-то застывшим, постоянно трансформировалось по мере развития его носителей, впитывая в себя и закон, и прецеденты судебной практики. Закон, в свою очередь, также видоизменялся, он мог иметь и характер обычая, и характер нормы, привнесенной извне, например, в результате изобретения научной мысли. Право, бытовавшее в виде обычая, имело свойство со временем преобразовываться в закон, и, наоборот, законодательная норма могла постепенно обретать форму обычая. Попытки строгого разделения источников права на «закон» и «обычай» и выявление закономерностей их взаимодействия возвращают нас к древней диалектике «курицы и яйца», - пишет С.С. Крюкова. Единых обычно-правовых норм не существует даже внутри одного сообщества в пределах ограниченного временного промежутка: они варьируются по индивидуальному, половому, возрастному, сословному, профессиональному, этническому, религиозному и пр. признакам1.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК
Правовые традиции в сфере брачно-семейных отношений мусульманских народов Российской империи2022 год, кандидат наук Ашурбекова Альбина Ашурбековна
Социально-этическая роль мусульманского права (фикх) в общественно-политической жизни Чечни: конец XX - начало XXI вв.2012 год, кандидат философских наук Одаев, Хамзат Магомедович
Взаимодействие в Дагестане адата, шариата и законов Российской империи: историко-правовой аспект2008 год, кандидат юридических наук Агакеримова, Чинара Агашерифовна
Теоретико-исторические аспекты возникновения и развития обычного права народов Дагестана2006 год, кандидат юридических наук Абдулаева, Патимат Абдугамидовна
Формирование и развитие права народов Дагестана (XVII - нач. XX вв.)2005 год, доктор юридических наук Исмаилов, Магомедсагид Абдулмуслимович
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Гоов Ислам Мачраилович, 2015 год
Источники
1. Адаты Дагестанской области и Закатальского округа. Под ред. И.Я. Сандрыгайло. Тифлис. 1899.
2. Адаты кавказских народов // http://www.skfo.ru/article/category/Tradicii/Adaty_kavkazskih_narodov/
3. Адаты черкес бывшей черноморской кордонной линии // Собрание сведений, относящихся к народным учреждениям и законоположению горцев - адату 1845 года: http://constitutions.ru/?p=3554
4. Акимов В.Н. Свадебные обычаи и обряды чеченцев и ингушей // Сб. материалов по этнографии, издаваемый при Дашковском этнограф. музее. Вып. 3. М., 1888.
5. Албогачиева М.С.-Г . Конференция мусульман Республики Ингушетия // Антропологический форум № 14. Режим доступа: http://www. intelros.ru/pdf/Antropo_Forum_online/2011_14/albogachieva2_link. pdf.
6. Албогачиева М.С.-Г. Особенности взаимодействия российской судебно-правовой системы и традиционных правовых институтов ингушского общества (XIX—XXI вв.) // Общество как объект и субъект власти. Очерки политической антропологии Кавказа. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2012.
7. Али-заде А.А. Исламский энциклопедический словарь. URL: http: //islamicencyclopedia. narod.ru/articles/ 752.html
8. Воронцов-Дашков И.И. Всеподданнейшая записка по управлению Кавказским краем. СПб., 1907.
9. Всеподданнейший отчет по главному управлению Наместника Кавказского за первое десятилетие управления Кавказским и Закавказским краем его и Великим князем Михаилом Николаевичем. 6.XII-1862 - 6.XII-1872. Тифлис, 1873.
10. Дирр А.М. Очерки по этнографии. Тифлис, 1903.
11. Дмитриев Т.Н. Переход через Рокский и Мамисонский перевалы // ССКГ. 1894. Т. 20.
12. Дубровин Н.Ф. История войн и владычества русских на Кавказе. СПб, 1886.
13. Дубровин Н.Ф. Черкесы (Адыге) // Военный сборник. 1870. №2 3-6.
14. Екатерина II. Сочинения. М., 1990.
15. Ислам // Энциклопедический словарь. М., 1991.
16. Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. М., 1890. Т. 1.
17. Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. М., 1890. Т. 2.
18. Комаров А.В. Адаты и судопроизводство по ним // ССКГ. Вып.1. Тифлис, 1868. М.: МНТПО «Адир», 1992.
19. Ладыженский А.М. Адаты горцев Северного Кавказа. М., 1947.
20. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Вып. 1-2. Нальчик.
2002.
21. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев: Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. Одесса, 1882. Вып. I.; Одесса, 1883. Вып. II.
22. Материалы по обычному праву кабардинцев. Первая половина XIX в. Нальчик, 1956.
23. Мир слов / Юридический словарь // http://www.mirslov.rU/2/24/51282/
24. Полевой материал
25. Постановление VII Всероссийского съезда судей от 4 декабря 2008 г. // http://www.ssrf.ru/ss_detale.php?id=801.
26. ПСЗРИ. Т. 22. 16603.
27. ПСЗРИ. Т. 24. 18.082.
28. Пфаф В. Народное право осетин // ССКГ. 1871. Т. 1.
29. РГВИА. Ф. 1. Оп. 1. Д. 25284.
30. РГВИА. Ф. 1. Оп. 1. Д. 41182.
31. РГВИА. Ф. 1. Оп. 1. Д. 44925.
32. РГВИА. Ф. 1. Оп. 1. Т. 7. Д. 20154; Д. 20631.
33. РГВИА. Ф. 330. Оп. 11. Д. 547.
34. РГВИА. Ф. 330. Оп. 12. Д. 228.
35. РГВИА. Ф. 330. Оп. 16. Д. 775.
36. РГВИА. Ф. 330. Оп. 19. Д. 1095.
37. РГВИА. Ф. 330. Оп. 21. Д. 164.
38. РГВИА. Ф. 330. Оп. 9. Д. 1095.
39. РГВИА. Ф. 400. Оп. 10. Д. 1825.
40. РГВИА. Ф. 400. Оп. 14. Д. 10937.
41. РГВИА. Ф. 400. Оп. 17. Д. 13243.
42. РГВИА. Ф. 400. Оп. 82. 4 отд. Д. 37.
43. РГВИА. Ф. 489. Оп. 1. Д. 7237.
44. РГВИА. Ф. 644. Оп. 1. Д. 117. Л. 25-32 об., 31-31 об., 70-82 об.
45. РЗ. Т. 4. М., 1986.
46. РЗ. Т. 5. М., 1987.
47. РЗ. Т. 7. М., 1989.
48. Российское законодательство Х-ХХ вв. (РЗ). Т.1. М., 1984
49. Рукописный фонд Института истории, археологии, этнографии ДНЦ РАН (Махачкала). Ф. 2. Оп. 1. Д. 57. Л. 39.
50. РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 16. Оп. 1. Д. 1260-1310.
51. РФ ИЯЛ ДНЦ РАН. Ф. 1. Оп. 1. Д. 215. Л. 1-6.
52. Сборник статистических сведений Министерства Юстиции. Вып. 16, 21, 26. Сведения о личном составе и о деятельности судебных установлений Европейской России за 1900, 1905, 1910 гг. СПб., 1901, 1907, 1912.
53. Сталь К.Ф. Этнографический очерк черкесского народа // Кавказский сборник. Тифлис, 1900. Т. 21.
54. Съезды народов Терека. Документы и материалы. Т. I. Орджоникидзе, 1977.
55. Указ Президента Российской Федерации о стратегии государственной национальной политики от 19 декабря 2012 г.
56. Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997, № 52. Ст. 5909.
57. Указ Сенатский по Высочайшему повелению, 22 марта 1835 г. // ПСЗ 2. СПб., 1836. Т. X. № 7990.
58. Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997, № 39. Ст. 4465. С. 7666.
59. ЦГА КБР. Ф. И-2. Оп. 1. Д. 423.
60. ЦГА РД. Ф. 2. Оп. 5. Д. 60.
61. ЦГА РД. Ф. З. Оп. 1. Д. 9.
62. ЦГА РСО. Ф. Р-41. Ед. хр. 112.
63. ЦГАОР. Ф. 130. Оп. 26. Д. 1.
Специальная литература:
1. Adolf Dirr. Aus dem Gewohneitsrecht der Kaukasischen Bergvolker\ Zeitschrift fur Vergleichen de Rechtswissenschaft, 1925.
2. Bьhler T. Rechtserzeugung - Rechtserfahrung - Legitimst der Rechtsquellen. B. 3. Zwich, 1985.
3. Caroni P. Einleitungstitel des Zivilgesetzbuches. Basel, Frankfurt am Main, 1996.
4. http://knowledge.allbest.ru/law/2c0a65635a3ac68b5c53a88421216c27 _0.html
5. http://rpa.studz.ru/forum/26-436
6. http: //www.kavkaz-uzel .ru/blogs/1927/posts/10480
7. Koch K. Reise durch Russland nach dem kaukasischen Jsthmus in der jaren 1836, 1837 und 1838. Stuttgart - Ebingen, 1842. Bd. 1.
8. Steinmetz. Reise durch die Hochlander. Ein Vorstoss in die Nordala Alpen.
9. Авакьян С.А. Государственно-правовые нормы и обычаи: соотношение и регулятивная деятельность Советов // Советское государство и право. 1978. № 8.
10. Авшалумова Л.Х., Вагабов М.В. История религий. Курс лекций. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1996.
11. Агакеримова Ч.А. Взаимодействие в Дагестане адата, шариата и законов Российской империи: историко-правовой аспект. Дербент, 2012.
12. Адат // http://zamanaonline.com/enc/adat.htm
13. Азимов В.А. Суд и процесс в обычном праве народов Дагестана // Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики. Ростов-на-Дону, 1999.
14. Акаев В. Ислам и горские адаты на Северном Кавказе // http://evrazia. org/print.php?id=2059
15. Алексеев С.С. Государство и право. М., 1994.
16. Алексеев С.С. Теория права. М.: Издательство БЕК, 1995.
17. Антология памятников права народов Кавказа. Ростов-на-Дону: СКАГС, 2010.
18. Арсанукаева М.С. Государственно-правовая политика Российской империи в Чечне и Ингушетии (XIX - начало XX вв.): Автореф. дис... докт. юрид. наук. М., 2010.
19. Ахмедов Д.Н. Современная «Ахты-наме». Махачкала: «Юпитер»,
2000.
20. Ашурбекова А.А. Формирование системы правового регулирования брачно-семейных отношений в Дагестане в XIX веке: Автореф. диссертации на соискание учёной степени кандидата юридических наук. Казань, 2011.
21. Бабич И.Л. Модернизация экономики и системы самоуправления у народов Северного Кавказа и в Швейцарии. М.: Институт этнологии РАН, 2013.
22. Бабич И.Л. Народы Северного Кавказа и культурная глобализация. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2010.
23. Бабич И.Л. Формирование правового плюрализма в советское и постсоветское время на Северо-Западном Кавказе // Юридическая антропология. Закон и жизнь. М.: Стратегия, 2000.
24. Бабич И.Л. Эволюция правовой культуры адыгов (1860-1990-е годы). М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1999.
25. Башмаков А.А. Очерки права родового, наследственного и обычного. СПб., 1913.
26. Безгин В.Б. Правовые обычаи и правосудие русских крестьян второй половины XIX - начала XX века. 2012.
27. Безроков А.О. Уголовная ответственность за убийство, совершенное по мотиву кровной мести // Научный журнал КубГАУ - Scientific Journal of KubSAU . 2012. № 77.
28. Безрукова А.А. Гендерные характеристики социальных позиций женщин в традиционном адыгском обществе // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология . 2011. № 1р.
29. Биюшкина Н.И. Проблемные аспекты введения в действие Судебных уставов 20 ноября 1864 г. // Право и политика. 2014. № 5 (173).
30. Боас Ф. Ум первобытного человека. М., 1926.
31. Бобровников В.О. Махкама шар'ийа // Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Сост. и отв. ред. С.М. Прозоров. Вып. 2. М., 1999.
32. Бобровников В.О. Шариатские суды на Северном Кавказе // Отечественные записки. 2003. № 5 (14).
33. Валеев Д.Ж. Обычное право и начальные этапы его генезиса // Правоведение. 1974. № 6.
34. Васильев А.М., Васильева С.М. Понятие и признаки правового обычая // Вопросы российского и международного права. № 9-10. 2012.
35. Верещагина А.В. Способы ограничения самостоятельности судебной власти в дореволюционном законодательстве // Право и политика. 2014. № 7 (175).
36. Вертий М.Ю. Обычное право народов Северного Кавказа как феномен культуры: Дис. ... канд. филос. наук. Ростов н/Д, 2003.
37. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор и история Русского права. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.
38. Владыкина Т.А. Теория и практика уголовного судопроизводства: уроки российской истории // История государства и права. 2014. № 1.
39. Волгина А.П. Отношение российского государства к обычному праву народов Северного Кавказа в первой половине XIX в. // http: //www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=2558
40. Волгина А.П. Понятие обычного права народов Северного Кавказа // http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=2555
41. Волков К.А. О роли судебной практики как источника права по Судебной реформе 1864 года // История государства и права. 2014. № 17.
42. Гаджиев В.Г. Памятники обычного права Дагестана (опыт источниковедческого анализа) // Известия Северо-Кавказского центра высшей школы. Общественные науки. 1987. № 2.
43. Гальперин С.Д. Очерки первобытного права. СПб., 1893.
44. Гандарова Л.Б. Обычное право ингушей : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 : СПб., 2004.
45. Гозгешева С.М. Феномен традиционных институтов обычного права (адата) и мусульманского (шариата) на Северном Кавказе // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология . 2011. №3.
46. Грабовский Н.Ф. Очерки суда и уголовных преступлений в Кабардинском округе // ССКГ. 1870. Вып.4.
47. Гражданское право // http://studentu-vuza.ru/pravo-narodov-kavkaza/lektsii/grazhdanskoe-pravo. html
48. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. М., 2001 и последующие издания.
49. Гукепшоков М.Х., Дышеков М.В., Цолоев Т.С. Российская уголовная политика на Северном Кавказе в XIX веке // Известия Кабардино-балкарского государственного университета. 2011. № 1.
50. Гуков А.С. Институт кровной мести в обычном праве адыгов (черкесов) в конце XVIII - первой половине XIX века // История государства и права. 2010. № 17.
51. Гущева Ю.В. Правовая аргументация в примирительных процедурах при преодолении кровной мести // Юридическая техника. 2013. № 7-1.
52. Давид Р. Основные правовые системы современности. М.: Прогресс, 1988.
53. Дудаев И.И. Кровная месть и ее место в генезисе смертной казни // Армия и общество . 2013. №1 (33).
54. Думанов Х.М. Обычное имущественное право кабардинцев. Нальчик, 1976.
55. Думанов Х.М., Думанова Ф.Х. Адыгэ Хабзэ // Человек и общество на Кавказе. Проблемы правового бытия. Ставрополь, 2002.
56. Дусаев Р.Н. Основные правовые системы современности. Уч. пос. по теории государства и права. Петрозаводск: ПТУ, 1999.
57. Жильцов С.В. Смертная казнь в истории России. М., 2002.
58. Жиляева А.А. К вопросу о правовом положении женщины в браке в дореволюционной России // История государства и права. 2014. № 11.
59. Зачатки государственных и правовых отношений. Очерки по всеобщей сравнительной истории права. М., 1901.
60. Зибер Н.И. Собрание сочинений. Т. 2. «Право и политическая экономия». СПб, 1900.
61. Зозуля И.В. Место судебных приставов в системе судоустройства и судопроизводства Российской империи на рубеже XIX - ХХ вв // Научные проблемы гуманитарных исследований . 2009. № 4.
62. Зюков А.М. Кровная месть: внеправовой обычай и государственно-правовая политика. Владимир, 2009.
63. Иваненков Н.С. Горные чеченцы. Культурно-экономическое исследование Чеченского района Нагорной полосы Терской области // Терский сборник. 1910. Вып. 7.
64. Йорданов М. Ислам и власть: правовые аспекты взаимоотношений // http://www.ndelo.ru/?rid=2&nid=1076
65. История государства и права Дагестана. Махачкала: Изд-во ДГУ,
2013.
66. Кажаров В.Х. Адыгская Хаса. Нальчик, 1992.
67. Кича М.В. Роль и значение обычая в мусульманской правовой семье // Юридическая наука . 2013. № 1.
68. Ковалевский М. Дагестанская народная правда // Этнографический обзор. 1890. № 1.
69. Ковалевский М. Историко-сравнительный метод в юриспруденции и приемы изучения истории права. М., 1880.
70. Ковалевский М. Родовой быт в настоящем, недавнем и отдаленном прошлом. Опыт в области сравнительной этнографии и истории права. М., Вып. 1-2. 1905.
71. Ковалевский М.М., Миллер В.Ф. В Горских обществах Кабарды // Вестник Европы. СПб., 1884, Т. 2. Кн. З-4.
72. Кокиев Г.А. К вопросу об аталычестве // Революция и горец. 1919. № 3.
73. Колесников Е.В. Обычай как источник советского государственного права // Правоведение. 1989. № 4.
74. Колесников Е.В. Обычай как источник советского государственного права // Правоведение. 1989. № 4.
75. Кондрашева А.С. К проблеме соотношения обычноправовых норм и официального законодательства на примере правового развития Кавказа // Обычное право и правовой плюрализм. М., 1999.
76. Косвен М.О. Аталычество // Советская этнография, 1935. № 2.
77. Кочетыгова Н.И. Правовой обычай как источник права России: дисс. ... канд. юрид. наук. М.: РГБ, 2007.
78. Краковский К.П. Судебная реформа 1864 г.: значение и историко-правовые оценки // Журнал Российского права. 2014. № 12.
79. Крюкова С.С. Обычное право в российском законодательстве: к вопросу о термине и его содержании // http: //www.j urant.ru/ru/books/law_and_life/krukova. htm
80. Кряжков В.А. Право и обычай в российской действительности: проблемы взаимодействия // Материалы конгресса по народному праву. М., 1999.
81. Ладыженский A.M. Методы этнологического изучения права // Этнографическое положение. 1995. № 4.
82. Ладыженский А.М. Адаты горцев Северного Кавказа // Научное издание Южнороссийское обозрение. Выпуск 18. Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦ ВШ, 2003.
83. Лапинский Теофил (Теффик-бей). Горцы Кавказа и их освободительная борьба против русских. Перевод В.К. Гарданова. Нальчик: Издательский центр «Эль-фа», 1995.
84. Ливеровский А.А. Перспективы претворения шариата и адата в современной России. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2012.
85. Лопуха А.Д., Зелъцер И.М. Обычное право: вопросы теории и современная практика. Новосибирск, 2002.
86. Люлье Л.Я. Черкесия. Историко-этнографические статьи. Киев,
1991.
87. Максимов Е.Д. Туземцы Северного Кавказа. Историко-статистические очерки. Вып. 3. Чеченцы. Владикавказ, 1894.
88. Малова О.В. Правовой обычай и его виды // Сибирский Юридический Вестник. 2001. № 1.
89. Мальцев Г.В. Очерки теории обычая и обычного права // Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики. Ростов-на-Дону: СКАГС, 1999.
90. Манкиева Х.М. Генезис правовой культуры народов Северного Кавказа: диссертация ... кандидата философских наук. Ростов-на-Дону, 2006.
91. Материал из Википедии - свободной энциклопедии // Шр б: //ги.тк1реё1а. ог§/ ,шк1/%СЕ%Е0%Е0%Е2 %ЕЕ%Е2 %ЕЕ%Е9_%ЕЕ%Е 1 % ЕБ%Е7%Е0%Е9
92. Мачабели С.В. Экономический быт Тионетского уезда Тифли-ской губернии // Материалы для изучения экономического быта государственных крестьян Закавказского края. Тифлис, 1887. Т. 5.
93. Минниахметов Р.А. Шафиитская школа в исламском праве // Право и политика. 2014. № 2 (170).
94. Мисроков З.Х. Адат и шариат в российской правовой системе: Исторические судьбы юридического плюрализма на Северном Кавказе. М.: МГУ, 2002.
95. Мисроков З.Х. Адатское и мусульманское право народов Северного Кавказа в российских правовых системах (Х1Х-ХХ вв.): Автореф. дис... д-ра юрид. наук. М., 2003.
96. Мисроков З.Х. Отмирание шариатской юстиции в автономиях Северного Кавказа. М., 1979.
97. Мисроков З.Х., Мисроков Т.З. Исторические традиции как конституционная категория: вопросы институционализации в контексте местного самоуправления // Актуальные проблемы теории и практики конституционного судопроизводства (вып. УШ): сб. науч. тр. Казань: ООО «Офсет-сервис», 2013.
98. Михайленко Н.М. Правовой обычай в системе источников права: диссертация ... кандидата юридических наук. Краснодар, 2009.
99. Молчанов И.В. Обычай в системе источников права // Сборник тезисов Всероссийской научно-теоретической конференции «Системность в
государственно-правовых явлениях и институтах: теоретические и исторические проблемы». Екатеринбург. 2006.
100. Мусаев А.М.-А. Суверенитет народа Чеченской республики и традиционная (тейповая) организация чеченского общества // Закон и право. 2014. № 10.
101. Нанаева Б.Б. Традиционное общество чеченцев: социокультурный анализ. М. - Ростов на/Д: Социально-гуманитарные знания, 2012.
102. Нанаева Б.Б., Умаров У.М. Кровная месть как институт социально-правового регулирования родовых отношений // Теория и практика общественного развития . 2011. № 7.
103. Нанаева Б.Б., Умаров У.М. Кровная месть как институт социально-правового регулирования родовых отношений // Теория и практика общественного развития . 2011. №7. URL: http://cyberleninka.ru/artide/n/krovnaya-mest-kak-institut-sotsialno-pravovogo-regulirovaniya-rodovyh-otnosheniy (дата обращения: 06.01.2015).
104. Небратенко Г.Г. Обычно-правовая система традиционного общества. М.: Вузовская книга, 2011.
105. Невская В.П. Социально-экономическое развитие Карачая в 19 веке (дореформенный период). Черкесск: Карачаево-Черкесское книжное издательство, 1960.
106. Ногмов Ш.Б. История адыхейского народа, составленная по преданиям кабардинцев. Тифлис, 1861.
107. Обычное право и судопроизводство // http://studentu-vuza.ru/pravo-narodov-kavkaza/lektsii/obyichnoe-pravo-i-sudoproizvodstvo.html
108. Обычное право: сущность и основные характеристики // http://studentu-vuza.ru/pravo-narodov-kavkaza/lektsii/obyichnoe-pravo-suschnost-i-osnovnyie-harakteristiki.html
109. Основные черты обычного права народов Северного Кавказа // http://studentu-vuza.ru/pravo-narodov-kavkaza/lektsii/osnovnyie-chertyi-obyichnogo-prava-narodov-severnogo-kavkaza.html
110. Особенности судебно-процессуальных норм обычного права на Северном Кавказе // http://aldebaran.com.ru/publications/7632
111. Остахов А. Обеспечения общественного порядка у народов Северного Кавказа (на примере адыгов) // Современный Кавказ. Вып. 15. Пятигорск: ОАО «Полиграфсервис», 2011.
112. Пагаева И.Л. Обычное право осетин : диссертация ... кандидата юридических наук. Ростов-на-Дону, 2006.
113. Пашуканис Е.Б. Общая теория права и марксизма. М., 1924.
114. Петухов А.Н. Юридический критерий наказуемости «калыма» // Еженедельник Советской юстиции. М., 1928. № 32.
115. Пост А.Г. Зачатки государственных и правовых отношений (Очерки по всеобщей сравнительной истории государства и права). М., 1901.
116. Право народов Кавказа // http://studentu-vuza.ru/pravo-narodov-kavkaza/lektsii/vozniknovenie-i-razvitie-obyichnogo-prava.html
117. Правовой обычай // Материал из Википедии - свободной энциклопедии // https://гu.wikipedia.oгg/wiki/%CF%F0%E0%E2%EE%E2%EE%E9_%EE%E1% ЕБ%Б7%Е0%Е9
118. Происхождения (этногенеза) кавказских народов // Ы^/^^епШ-vuza.ru/pravo-narodov-kavkaza/lektsii/proishozhdeniya-etnogeneza-kavkazskih-narodov.html
119. Разумович Н.И. Источники и форма права // Советское государство и право. 1988. № 3.
120. Рамазанов Т.Б., Халифаева А.К., Рамазанова Э.Т. Судебная реформа 1864 г. и судоустройство в районах с мусульманским населением Северного Кавказа (нач. ХХ века) // Судебная власть и уголовный процесс. 2014. № 3.
121. Рогова С.В. Обычное право в системе регулирования общественных отношений у донского казачества (XVI - начало XX вв.): историко-
правовое исследование: диссертация ... кандидата юридических наук. Ростов-на-Дону, 2010.
122. Рощин М.Ю. Из истории ислама в Чечне. Ислам на Северном Кавказе: история и современность. Прага, 2011.
123. Рулан Н. Юридическая антропология. Отв.ред. В.С. Нерсесянц. М., 1999.
124. Сагидов А.М. Обычаи и традиции в правовой системе Республики Дагестан: диссертация ... кандидата юридических наук. Москва, 2008.
125. Садагдар М.И. Основы мусульманского права. М., 1968.
126. Сайдумов Д.Х. О некоторых аспектах влияния шариатского права в Чечне и Ингушетии на право и правосудие после принятия и распространения ислама // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2014. № 2.
127. Сайдумов Д.Х. Обычное право чеченцев: правовые институты и нормы // http://chechenlaw.ru/?p=682
128. Сайдумов Д.Х. Суд, право и правосудие у чеченцев и ингушей (XVIII-XX вв.): монография/ Сайдумов Д.Х. - КНИИ РАН: Грозный, 2014.
129. Сатушиева Л.Х. Механизм взаимодействия российского законодательства, мусульманского и обычного права на Северном Кавказе // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России . 2010. №1 (12). С. 57-60 // Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/mehanizm-vzaimodeystviya-rossiyskogo-zakonodatelstva-musulmanskogo-i-obychnogo-prava-na-severnom-kavkaze#ixzz3L223ISLP
130. Сатушиева Л.Х. Статус национальных культур народов Северного Кавказа в конце XVIII - первой половине XIX века // История государства и права. 2014. № 16.
131. Саханов Р.Р. Становление и способы оформления принципов устности, письменности и непосредственности уголовного судопроизводства
в дореформенной России (XV - первая половина XIX в.) // История государства и права. 2014. № 8.
132. Светличная Т.Б. Преступление и наказание, судоустройство и судопроизводство в обычном праве народов Северного Кавказа в XVIII-XIX вв: диссертация ... кандидата юридических наук. Ставрополь, 2009.
133. Светское государство, мусульманское и традиционное право на Северном Кавказе. М., 2012.
134. Свечникова Л.Г. Обычай в праве народов Северного Кавказа в XIX в.: Автореф. дис... докт. юрид. наук. М., 2004.
135. Свечникова Л.Г. Обычай в правовой системе (на материалах правового развития народов Северного Кавказа в XIX в.). Ставрополь, 2002.
136. Свечникова Л.Г. Обычное право как один из источников (форм) права / В кн.: Актуальные социально-экономические и духовные проблемы общественного развития. Пятигорск, 1995.
137. Свечникова Л.Г., Корчагин А.Ю., Северный Кавказ: Власть, суд, право. Пятигорск: Снег, 2010.
138. Селюков Ф.Т. Обычное право: основные понятия, структуры, функции, методы изучения. М., 1991. Рукопись. Деп. ИНИОН.
139. Семейное право народов Кавказа // http://studentu-vuza.ru/pravo-narodov-kavkaza/lektsii/semeynoe-pravo-narodov-kavkaza.html
140. Сотников А.А. Обычное право и первые законодательные акты российской администрации на Северном Кавказе (1850-1860-е годы) // http://pandia.org/text/77/327/66441.php
141. Сталь К.Ф. Этнографический очерк черкесского народа // Русские авторы XIX века о народах Центрального и Северо-Западного Кавказа: В 2 т. / Сост. Х.М. Думанов. Нальчик, 2001. Т. 1.
142. Судоустройство и судопроизводство // http://studentu-vuza.ru/pravo-narodov-kavkaza/lektsii/sudoustroystvo-i-sudoproizvodstvo.html
143. Сулейманов Б.Б. Административно-политическое управление Дагестана во второй половине XIX в.: Дис. канд. ист. наук. Махачкала, 1998.
144. Султанова С.М. Государственно-правовое устройство и общественно-политическая мысль народов Южного Дагестана в конце XVIII - первой половине XIX вв. Махачкала, 2013.
145. Супатаев М.А. Обычное право в странах Восточной Африки. М., 1984, С. 15; Супатаев М.А. Правовой обычай как источник права в развивающих странах // Государство и право в развивающихся странах. М., 1991.
146. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М., 1986.
147. Сюкияйнен Л.Р. Найдется ли шариату место в российской правовой системе? // Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри / Под ред. А. Малашенко и М. Брилл Олкотт. М.: Арт-Бизнес-Центр, 2001.
148. Сюкияйнен Л.Р. Совместим ли шариат с современным российским правом? // Правовая мысль: история и современность. 2014. № 3.
149. Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М.,
1997.
150. Сюкияйнен Л.Р. Шариат и обычай: проблемы взаимодействия // http: //www.j urant.ru/ru/publications/reindeer_disc/round_table/sukij aj nen. html
151. Сюкияйнен Л.Р. Шариатское правосудие: теоретические основы и практика // Отечественные записки. 2003. № 2 (11).
152. Танаевский В. Покупка жены // Вятская жизнь. 1923. № 5-6.
153. Теунов М.К. Шариат в процессе трансформации традиционных правовых институтов на Северном Кавказе // Право и безопасность. 2010. № 3 (36).
154. Тленшева Р.М. Адатское право в период присоединения Северного Кавказа к Российской империи // Бизнес в законе . 2008. № 2.
155. Торнау Н. Изложение начал мусульманского законоведения. СПб., 1850. Репринтное издание, 1991.
156. Традиции обеспечения общественного порядка у народов Северного Кавказа (на примере адыгов) // http://www.kavkazoved.info/news/2013/08/09/tradicii-obespechenia-
оЬ8сЬе81уеппо§о-рог]аёка-и-пагоёоу-8еуегпо§о-каука7а-па-рг1теге-аёу§оу-i.html
157. Уголовное право, регулированное обычно-правовыми нормами // http://studentu-vuza.гu/pгavo-naгodov-kavkaza/lektsii/ugolovnoe-pгavo-ге§иНгоуаппое-оЬу^по-ргауоуу^-погтатгЫт1
158. Халилова Д.Г. Дагестан в составе России: эволюция государственного устройства и права (1860 г. - нач. XXI в.). Махачкала: Изд-во «Радуга», 2014.
159. Халифаева А.К. Государственные и правовые институты в Дагестане в XIX веке: основные тенденции и изменения: Автореф. дис... докт. юрид. наук. М., 2005.
160. Халифаева А.К. Государственные и правовые институты в Дагестане в XIX веке: Основные тенденции и изменения: диссертация ... доктора юридических наук. Махачкала, 2004.
161. Халифаева А.К. История государства и права Дагестана. Махачкала, 2015.
162. Халифаева А.К., Джалилов Ш.Н. Институты и нормы обычного права Дагестана. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2010.
163. Халифаева А.К., Джалилов Ш.Н. К 150-летию судебной реформы 1864 года: из истории судебной власти дореволюционного Дагестана // Судебная власть и уголовный процесс. 2014. № 3.
164. Хан-Гирей. Записки о Черкесии. Нальчик, 1978.
165. Харузин Н.Н. Очерки первобытного права. М., 1898.
166. Хасбулатова З.И. Обрядный комплекс традиционной чеченской свадьбы конца XIX - начала ХХ в // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. № 9.
167. Хетагуров Коста. Быт горных осетин. Сталинар, 1939.
168. Худалов Н.Л. Заметки о Хевсуретии // Записки Кавказского отдела Русского Географического общества. Тифлис, 1890. Кн. 14. Вып. 1.
169. Цалиев А.М. Судебная власть в республиках Северного Кавказа. М., 2003.
170. Честнов И.А. Истоки права // Истоки и источники права. Очерки / Под ред. Ромашова Р.А., Нижних Н.С. СПб., 2006.
171. Чурсин Г.Ф. Народные обычаи и верования Кахетии. Тифлис, 1905 // Репринтное издание по технологии print-on-demand с оригинала 1905 года Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1905 года (издательство «Типография К.П. Козловскаго, Тифлис»), 2012.
172. Шапсугов Д.Ю. Антология памятников права народов Кавказа. Ростов-на-Дону, 2009.
173. Шапсугов Д.Ю. Обычное право и его роль в правовом развитии общества / Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики. Ростов-на-Дону, 1999.
174. Шариат // http: //www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/encikl_yurista/2399.php
175. Шигаев И. Дополнение УК РСФСР главой X - о преступлениях, составляющих пережитки родового быта // Еженедельник советской юстиции. М., 1828. № 15.
176. Щедрина Ю.Ф. Вопросы обнспечения независимости судей в процессе подготовки закона «О преобразовании местног суда». 1912 г. // Право и политика. 2014. № 6 (174).
177. Щедрина Ю.Ф. Социально-правовые гарантии независимости судей в Россмии в 1860-х - 1890-х гг. // Право и политика. 2014. № 2 (170).
178. Яндаров А.Д. О времени, условиях и причинах распространения ислама в Чечено-Ингушетии // Из истории ислама в Чечено-Ингушетии / отв. ред. В.Х. Акаев. Грозный, 1992.
179. Ярлыкапов А. Адат, шариат и российское право на современном Северном Кавказе: итоги и перспективы // Ислам в мультикультурном мире: Мусульманские движения и механизмы воспроизводства идеологии ислама в современном информационном пространстве. Казань: Казанский ун-т, 2014.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.