Образование в информационном обществе: Социологический аспект тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.04, кандидат социологических наук Малахова, Юлия Витальевна

  • Малахова, Юлия Витальевна
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 2002, Нижний Новгород
  • Специальность ВАК РФ22.00.04
  • Количество страниц 178
Малахова, Юлия Витальевна. Образование в информационном обществе: Социологический аспект: дис. кандидат социологических наук: 22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессы. Нижний Новгород. 2002. 178 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Малахова, Юлия Витальевна

§ 1. Сущностные признаки информационного общества.

§ 2. Информационные ресурсы в образовании.

§ 3. Социальные проблемы культуры, нравственности и их решение в сфере антропоцентрического образования.

Глава 2.Стратегия социализации субъектов образования

§ 1. Глобализация и социокультурное взаимодействие.

§ 2. Развитие личности в образовательных моделях как процесс её социализации и аккумуляции гуманистических форм культуры.

§ 3. Школа антропоцентризма как социокультурный феномен информационного общества.

§ 4. Экспертные оценки качеств школы антропоцентризма.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Образование в информационном обществе: Социологический аспект»

Актуальность исследования.

Рубеж 50х-60х годов XX века характеризуется появлением нового, «постиндустриального» общества. Его становление связывают с революцией в организации и обработке информации, знания, в которой центральную роль играет компьютер, являющийся символом и одновременно материальным носителем технологической революции. Ключевая роль в новом обществе отводится информации и электронным средствам, обеспечивающим техническую базу для её использования и распространения. В связи с этим стал широко использоваться термин «информационное общество», по существу, дублирующий понятие «постиндустриальное общество» и использующийся для обозначения цивилизации, в основе развития и существования которой лежит информация, обладающая свойством взаимодействия как с духовным, так и с материальным миром человека, определяющая социокультурную жизнь человека и его материальное бытие.

Одним из важнейших признаков информационного общества является повышение качества образования за счёт расширения возможностей систем информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях и, соответственно, повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик услуг труда.

В условиях «информационного бума» и всё нарастающего дефицита духовности сохранение и трансляция культурно-нравственных ценностей превращаются сегодня в проблему, разрешить которую, на наш взгляд, призвано образование. Духовность определяется в современной науке следующим образом: «способность индивида в своей деятельности сознательно или неосознанно выходить за рамки своей собственной жизни. ставить перед собой и реализовывать цели и задачи, не связанные с улучшением условий 4 своей индивидуальной жизни» (Шулындин Б.П. 1999г. с.50). Смысл образования мы видим в успешной социализации и развитии социокультурной компетентности человека, которые, в свою очередь, требуют пробуждения и развития его сущностных возможностей и способностей на пути к целенаправленному самосовершенствованию; при этом осуществление «человекостроительной» функции ложится на образование. Исследование опыта применения антропоцентрических технологий, основой которых выступают непрерывно происходящие процессы метаболизма (обмена веществом, энергией и информацией) между человеком и средой его обитания [Т.М.Дридзе], как способа воспроизводства форм социальности и сохранения нравственности может стать неотъемлемой и важной частью общей теории социума, экоантропоцентрической социологии, философии культуры, социального управления, обогатит науку и в теоретическом, и в практическом отношении, ибо эффективное взаимодействие социальных сфер культурообразующего пространства определяет современный диалог культур в информационном обществе.

Социальная динамика требует пересмотра качественных характеристик образовательных институтов. Сегодня они должны «закладывать» в человека не только знания из разных отраслей науки, но и развивать в нём те качества, которые необходимы для успешного взаимодействия в социуме и, прежде всего, на рынке труда: мобильность, флексибельность, способность к работе в команде, стрессустойчивость, инициативность и ответственность, способность к принятию решений, нормоосознание, лояльность. Эти качества определяют социокультурный нравственно-гуманистический компонент общей образованности человека, проблема развития которого слабо отражена в отечественных научных разработках.

Степень разработанности проблемы. Несмотря на разностороннее освещение в философии и социологии проблемы сохранения нравственности, 5 гуманистических форм культуры (Д. Белл, Н. Бердяев, 3. Бжезинский, В. Вундт, Э. Гидденс, У. Дайзарт, JI. Зеленов, В. Краус, В. Кутырёв, Ю.Лотман, Ж.-Р. Лиотар, К. Маннгейм, П. Тейяр де Шарден, А. Тоффлер, Ф. Фукуяма, М. Хайдеггер, В. Мильдон, Ю. Хабермас), традиционные институты социализации испытывают затруднения в теоретическом осмыслении и практическом использовании этого знания: не разработана и не предложена к широкой реализации такая концепция образования, которая позволит выйти на практическое решение проблемы, а существующая система обучения и воспитания её не решает или решает в недостаточной степени. Вместе с тем необходимо отметить, что педагогическая наука ведет интенсивный поиск путей реформирования традиционной образовательной системы, о чём свидетельствуют научные исследования последних лет: Р.А. Валеева, П.А. Гагаев, С.В. Дмитриев, А.Г. Кармаев, М.В. Кларин, Е.В. Ковалевская, И.В. Лабутова, А.А. Мурашов, В.Ю. Питюков, Л.Е. Плескач, А.И. Савенков, A.M. Саранов, В.А. Сластёнин, Н.М. Сокольникова, В.В. Соколова, Н.В. Софронова, Р.А. Фахрутдинова, В.К. Шаповалов, Н.Е. Щуркова и др.

Актуальность и теоретическая неразработанность названной проблемы, а также настоятельная потребность практики в обобщении и систематизации накопленного опыта обусловили выбор цели исследования, которая сформулирована следующим образом: выявление социокультурных тенденций и социальных функций образования в информационном обществе.

Объект научного исследования: образование как интегративный механизм духовной социализации личности в информационном обществе.

Конкретизируя содержание нашего исследования как социологическое, мы выделяем в названном объекте стороны, формирующие предмет диссертационного исследования: образовательные стратегии социализации личности в информационном обществе. 6

Гипотеза основана на предположении о том, что образование, построенное на принципах антропоцентризма, является наиболее оптимальным социокультурным пространством для социализации личности, сохранения и трансляции гуманистических форм культуры в информационном обществе.

Цель, объект, предмет и гипотеза определили задачи, конкретизирующие общий замысел исследования:

- проанализировать теорию и практику образования как социального института, новые тенденции его развития в информационном обществе;

- рассмотреть сущностные признаки информационного общества, проблемы глобализации, развития личности и социокультурного взаимодействия и на этой основе разработать стратегию социализации личности с учётом сохранения гуманистических форм культуры в образовании;

- определить принципы образования в информационном обществе;

- провести социологическое исследование с целью определения социального заказа на образование в изменившихся социокультурных условиях;

- обосновать, создать и предложить к реализации модель школы как социального института с качественно новыми возможностями для удовлетворения разнообразных запросов индивидуального личностного развития субъектов образования, предусматривающую обеспечение успешной социализации личности, на основе результатов опытно-экспериментального исследования.

Методологической основой исследования являются гуманитарно-антропологический и социологический подходы к познанию человека в его взаимодействии с окружающим миром; системный и синергетический подходы; универсальное единство антологического, гносеологического, аксиологического и праксеологического аспектов анализа становления личности и её социализации. 7

Работа опирается на труды отечественных и зарубежных исследователей, посвящённых анализу информационного общества, его признаков и основных ценностей, а также исследованию противоречивого феномена культуры в её гуманистическом выражении, возможностей её генерации и трансляции посредством инновационных антропоцентрических технологий социализации. Рассмотрение таких сложных явлений объективной реальности предполагает использование нескольких взаимодополняющих методов: диалектический метод, функционально-генетический анализ, метод статистической обработки результатов исследования. В определении методологии работы мы опирались на системный подход, дающий возможность исследовать сложные многоуровневые образования, структуру, внутренние и внешние связи в их взаимодействии.

Этапы исследования.

Первый (1994-1997 г.г.): анализ литературы по проблеме социализации личности и сохранения культуры в отечественных и зарубежных образовательных моделях;

Второй (1997-1999 г.г.): сбор, систематизация и анализ данных социологического исследования; респонденты: директора школ, учителя, школьники, их родители и члены семей, студенты средних специальных учебных заведений, вузов; руководители, методисты, воспитатели детских садов, родители дошкольников (общее количество - 1389);

Третий (1999-2001): опрос специалистов, компетентных в вопросах организации и реализации образовательного процесса: руководители управленческих структур (Департамент образования и науки, Дом творчества юных, НИРО), сотрудники педагогических вузов и ССУЗов, негосударственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений, учёные, участники конференций и семинаров, зарубежные коллеги (875 респондентов); обработка результатов экспериментального исследования. 8

Научная новизна и теоретическая значимость.

В работе показано, что построение образовательного процесса по новой модели предполагает синтез его содержательных и процессуальных компонентов, обеспечивающих создание ситуации развития личности. Новизна конкретных итогов исследования заключается в следующем:

1. На основе рассмотрения сущностных признаков информационного общества, проблем глобализации, развития личности определены принципы образования в информационном обществе: культуросообразность, антропоцентризм, толерантность, принцип самообучения, индивидуализация образовательных процессов, полилингвизм;

2. предложен вариант пространственной модели социокультурного (духовного) онтогенеза личности, визуализирующей социокультурные взаимосвязи и взаимозависимости социума и личности;

3. разработана и обоснована четырёхкомпонентная модель школы, способной успешно функционировать и обеспечивать эффективную реализацию стратегий социализации личности с учётом сохранения гуманистических форм культуры, высокий уровень духовности своих выпускников.

Автор вводит в научный оборот понятие «ключевые квалификации», определяя их как деятельностно-семантический инструментарий эффективного интерактивного взаимодействия в социокультурной и профессиональной сферах.

Ряд положений автора может послужить теоретической базой для разработки новой стратегии научных исследований и учебных спецкурсов, дисциплин, совершенствования преподавания философии, культурологии, социологии, социальной и педагогической психологии, социальной педагогики, и других гуманитарных дисциплин. Это позволит преодолеть такие негативные черты современной системы образования, как сциентизм, чрезмерная когнитивная ориентированность, расширить сферу интерактивного 9 взаимодействия субъектов образования, что способствует эффективному онтогенезу.

Практическая значимость: а) акцентированные в исследовании идеи антропоцентрического подхода к образованию способствуют расширению методологической культуры педагогических кадров, побуждая к рефлексии профессионального опыта; б) выявленные в процессе исследования социокультурные тенденции и социальные функции образования в информационном обществе являются базой для проектирования и моделирования образовательного процесса (в рамках средней школы); в) разработанная модель авторской «школы антропоцентризма» как социального института может быть использована руководителями органов управления образованием и директорами образовательных учреждений в качестве основы в практической деятельности по проектированию, созданию и развитию школы информационного общества; г) предложенная системно-процессуальная модель социально-педагогического исследования и её инструментарий могут применяться при изучении эффективности деятельности любого уровня и типа образовательных учреждений; д) теоретические материалы по обозначенным в диссертации проблемам информационного общества, антропоцентризма в образовании, ментально-аксиологического взаимодействия культур, онтогенеза могут быть использованы аспирантами, соискателями, преподавателями в их практической деятельности, а также при разработке предметных курсов для их реализации в средних специальных и высших учебных заведениях, в структурах постдипломного образования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены обоснованностью исходных методологических позиций,

10 включающих обращение к смежным отраслям знаний (философии, социальной, когнитивной, гуманистической и педагогической психологии, антропологии, культурологии, экономике), и их адекватностью цели и задачам диссертации, взаимодополняемостью методик анализа и обобщения теоретического и эмпирического материала, согласованностью эмпирических результатов с разработанными автором принципами образования, инструментарием социопедагогического исследования, моделью авторской школы антропоцентризма.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В социокультурном пространстве информационного общества образование есть основанная на антропоцентризме совокупность идей, взглядов, принципов и подходов к социализации личности; это неоднородный процесс, имеющий спиралевидный характер.

2. Современное состояние образования позволяет представить его на определённых временных отрезках социокультурного пространства как витки спирали, соотносящиеся с антропоцентрическим подходом, в рамках которого человек представляется и как ресурс общественного развития, и как носитель социального капитала, вносящий свой вклад в общественное сознание и культуру. Антропоцентризм отражает семантическую многомерность действующей личности, интериоризирующей культуру в пространстве социального взаимодействия.

3. Сущностную характеристику и стратегию образования определяют антропоцентрические технологии социализации. Они выступают средством ориентации личности на целостное видение мира; в них доминирует духовность как направленность к терминальным ценностям; всегда присутствует аксиологический аспект; субъект осмысливает значение своих действий, обозначает их смысл и осознает их значимость в процессе решения проблемной задачи, всё более усложняющейся в условиях широкой

11 информатизации и глобализации социальных процессов. Антропоцентрические технологии социализации стимулируют творческую деятельность, гуманизируют сознание и личностно выработанные ценности, позволяют вступить в конструктивный и плодотворный диалог как смысловой контакт с иными взглядами, выводят отношения на субъект-субъектный (взаимоориентированный, предполагающий обратную связь) уровень, и характеризуются семантико-эмоциональной наполненностью. 4. Разработанная концептуальная четырёхкомпонентная модель «школы антропоцентризма», базирующаяся на принципах, определённых в ходе исследования, и реализуемая с помощью антропоцентрических технологий социализации, предстаёт как методологический инструмент управления образованием в информационном обществе и предоставляет педагогам, учащимся и родителям более совершенный спектр возможностей для развития личности. Данная модель может рассматриваться как негосударственный социокультурный институт, целостный организационно-технологический комплекс и использоваться в подготовке педагогических кадров.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования отражены в монографии, научных статьях, докладах, тезисах и материалах конференций, общий объём которых составляет 12,1 п.л. Они обсуждались и были одобрены: на 1-й Международной конференции учителей немецкого и французского языков «Инновационные технологии в образовательном процессе» (Н. Новгород, НИРО, 1998); на региональной конференции «Современный учебник английского языка в средней школе» (Н. Новгород, НИРО, 1997); на У межвузовской конференции по теории и методике преподавания культурологии (Н. Новгород, НГАСУ, 1998); на международной нижегородской ярмарке идей «Россия в культуре мира» (Н. Новгород, НГАСУ, 1999); на региональной научной конференции «Духовный мир человека:

12 проблемы и перспективы» (Н. Новгород, НКИ, 2000); на научно-практических конференциях «Менеджер XXI века» (Н. Новгород, НГТУ, 2000), «Актуальные вопросы развития образования и производства» (Н. Новгород, ВГИПИ, 2000), «Высокие технологии в педагогическом процессе (Н. Новгород, ВГИПИ, 2000); на региональной научно-практической конференции «Философия и история образования: учебный предмет в системе подготовки будущего учителя» (Н. Новгород, НГПУ, 2000); на V нижегородской сессии молодых учёных (Н. Новгород, ИПФ РАН, 2001); на Ш международной научно-методической конференции «Филология и культура» (Тамбов,ТГУ,2001); на Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы лингвоэтики»

Иркутск,ИГЛУ,2001). Результаты исследования внедрены в деятельность ДОУ № 26 «Надежда» УДУ ОАО ГАЗ, ПЛ №47, в курс МХК и социологии в ГОУ НМУ № 2 Н. Новгорода; в деятельность кафедры педагогики и психологии высшей школы ИПО НГМА по повышению квалификации преподавателей высших и средних специальных медицинских учебных заведений.

Структура работы обусловлена логикой анализа проблемы, целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав,

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная структура, социальные институты и процессы», Малахова, Юлия Витальевна

Заключение.

В результате проведённого исследования установлено, что образование является наиболее оптимальным социокультурным пространством для сохранения и трансформации гуманистических форм культуры в информационном обществе. Целостно-системный подход как методологическая основа позволил разработать и обосновать модель школы как социального института с качественно новыми возможностями для удовлетворения разнообразных запросов индивидуального личностного развития субъектов образования, которая предусматривает обеспечение обязательного освоения базового стандарта по всем образовательным областям и социализацию учащихся. Систематизация существующих трактовок образования позволила рассмотреть его современное состояние, определить его принципы в информационном обществе, разработать и обосновать четырёхкомпонентную модель школы антропоцентризма, сформулировать положения, при условии выполнения которых школа обеспечивает высокий уровень духовной образованности своих выпускников. В процессе исследования разработана и обоснована пространственная модель социокультурного онтогенеза, визуализирующая психосемантические взаимосвязи и взаимозависимости, а также получены следующие выводы.

В социокультурном пространстве информационного общества образование представляет собой совокупность идей, взглядов, принципов и подходов к социализации личности. Процесс образования имеет спиралевидный характер, а теоретическая интерпретация каждой его фазы существенно расширяет понятийное содержание, углубляя, дополняя и обобщая его трактовку в содержательном, психосемантическом и структурно-организационном аспектах. Антропоцентрические технологии являются средством ориентации личности на целостное видение мира, объединяющее семантический мир с миром физических явлений. В антропоцентрических

156 технологиях, соединяющих воедино предмет мысли и предмет действия, доминирует духовность как направленность к высшим целям, трансцендентным смыслам и терминальным ценностям, к другому и самому себе; они аксиологичны, стимулируют творчество, креативность как стремление к сознательной активности, гуманизируют сознание и личностно выработанные ценности, исключают резкую дихотомию «субъект-объект» и характеризуются семантико-эмоциональной наполненностью. Антопоцентризм как основной принцип отражает семантическую многомерность человека-деятеля, выступающего культуросозидающим субъектом в пространстве взаимодействия и обретающего на каждом новом витке спирали духовного онтогенеза новые личностные свойства.

Понятие «ключевые квалификации», получившее авторскую трактовку в процессе исследования, расширяет и углубляет содержание феномена «образовательное пространство», в котором доминируют выбор и выработка собственных способов действия, предлагаемая задача заставляет творить и принимать решение, внутренние действия - мыследействия - усиливаются внутренней мотивацией и подчёркивается важность абсолютности процесса при относительности результата.

Концептуальная четырёхкомпонентная модель школы антропоцентризма как социального института представляет собой методологический инструмент управления вариативным образованием, целостный организационно-технологический комплекс образования и может использоваться в подготовке педагогических кадров для информационного общества.

157

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Малахова, Юлия Витальевна, 2002 год

1. Артхашастра, или наука о политике. M.-JL, 1959. - 354 с.

2. Асмолов А.Г. Мир образования. В кн.: Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.- Воронеж, 1996. - 229 с.

3. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М.: Художественная литература, 1986. - 541 с.

4. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. -М: Художественная литература, 1975. 502 с.

5. Бахтин М.М. К методологии литературоведения/Литературно-теоретические исследования. М.: Наука, 1975. - 395 с.

6. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советская Россия, 1979.-318 с.

7. Бейли Алиса А. От интеллекта к интуиции. Новочеркасск: Агенство Сагуна, 1994.-222 с.

8. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999. - 172 с.

9. Белл Д. Социальные рамки информационного общества. Сокр. пер. Ю.В. Никуличева. В кн.: Новая технократическая волна на Западе / Под ред. П.С. Гуревича. М., 1988. - 69 с.

10. Белл Роджер Т. Социолингвистика: цели, методы и проблемы. М.: Международные отношения, 1980. -318 с.

11. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. - 479 с.

12. Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. М.: Иностранная литература, 1961. - 151 с.

13. Братченко С.Л. Диагностика личностно-развивающегося потенциала: метод, пособие для шк. псхологов. Псков: изд-во Псковского ИПКРО, 1997.- 89 с.

14. ВундтВ. Социальные законы. В кн.: Философия истории. М.: Гардарики, 1999.-432 с.

15. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1967. - 93 с.

16. Гегель Г.Ф.В. Энциклопедия философских наук. -Т.З. «Философия духа» . М.: «Мысль», 1977. - 471 с.158

17. Гидденс Э. Постмодерн. В кн.: Философия истории. М.:Гардарики, 1999. -432 с.

18. Дайзард У. Наступление информационного века. В кн.: Новая технократическая волна на Западе/Под ред. П.С.Гуревича.- М.,1988.-322с.

19. Дмитриев С.В. Биомеханика: в поисках новой парадигмы. Н.Новгород: изд-во НГПУ, 1999. - 179 с.

20. Дмитриев С.В. От технократической биомеханики к социокультурной теории двигательных действий. Н.Новгород: УКП СПб. АФК им. П.Ф.Лесгафта, 1999.-321 с.

21. Здравомыслов А.Г. и др. Человек и его работа. -М.Мысль, 1967. 129 с.

22. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.: Интрада, 1996. - 255 с.

23. Исакова Н.В. Культура народов Севера: философско-социологический анализ. Новосибирск: Наука, Сиб.отделение, 1989. - 206 с.

24. Кант И. Критика чистого разума. Собр.соч. в бт.-Т.З.- М.: Мысль, 1964. -799 с.

25. Касавин И.Т., Сокулер З.А. Рациональность в познании и практике: Критический очерк. М.: Наука, 1989. - 191 с.

26. Кийосаки Р., Лектер Ш. Богатый ребёнок, умный ребёнок. Минск: Попурри, 2001.-285 с.

27. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. - 176 с.

28. Кларин М.В. Инновации в обучении: Метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1997. - 222 с.

29. Клюев Е.В. Речевая коммуникация. М.: Приор, 1998. - 226 с.

30. Козлов А.Ф. и др. Методика воспитательной работы. М.: Педагогика, 1969.-239 с.

31. Красильщиков В.А. Ориентиры грядущего: постиндустриальное общество. М., 1998. - 129 с.

32. Краус В. Нигилизм сегодня, или Долготерпение истории. Следы рая. Об идеалах. М.: Радуга, 1994. -256 с.

33. Кулюткин Ю.Н. Личность. Внутренний мир и самореализация. СПб: Питер, 1996.-231 с.

34. Кутырёв В.А. Естественное и искусственное: борьба миров. Н.Новгород, изд-во «Нижний Новгород», 1994. - 199 с.159

35. Кутырёв В.А. Разум против человека. М.: ЧеРо, 1999. - 230 с.

36. Ледиёв B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. - 223 с.

37. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975 (1977).-304 с.

38. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1983. Т. 1.-391 с.

39. Лиотар Ж-Р. Состояние постмодерна. М.: Ин-т экспериментальной социологии; СПб: Алетейя, 1998. - 159 с.

40. Маннгейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994. - 126 с.

41. Маннгейм К.Г. Мемуары. -М.: Вагриус, 1999. 507 с.

42. Маркович Д.Ж. Социальная экология. М.: Просвещение, 1991. - 173 с.

43. Маркузе Г. Эрос и цивилизация: Философ. Исследов.учения Фрейда: Пер с англ. Киев: Гос.б-ка Украины для юношества 1995. - 314 с.

44. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика: Пособие для студентов гуманит.вузов и уч-ся лицеев. 2-е изд., испр. - М.: Аспект Пресс, 1996. -205 с.

45. Мид М. Культура и мир детства: Избр.произв. М.: Наука, 1988. - 429 с.

46. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. -М.: Дело, 1998.-776 с.

47. Налимов В.В. В поисках иных смыслов. М.: Прогресс, 1993. - 260 с.

48. Налимов В.В. Вероятностная модель языка. О соотношении естеств.и искусств.языков. М.: Наука, 1979. - 303 с.

49. Налимов В.В. Разбрасываю мысли. В пути и на перепутье. М.: Прогресс-Тра^рция, 2000. - 321 с.

50. Немов Р.С. Психология. М.: Просвещение, 1990. - 301 с.

51. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М.: наука, 1995. - 211 с.

52. Панарин А.С. Политология: Учебник М.: Проспект, 2000. - 438 с.

53. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: Изд-во МГУ, 1982. - 168 с.

54. Платон. Государство. Собр. соч. в 4-х т.т. М.: Мысль, 1994. Т.З. - 654 с.а>

55. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. М.: Политиздат, 1989.-270 с.160

56. Разумный В.А. Система образования на рубеже третьего тысячелетия. -М.: Наука, 1995.-235 с.

57. Райк Т. Мазохизм в натуре современного человека. Нью-Йорк, 1941.

58. Ракитов А.И. Наш путь к информационному обществу. Теория и практика общественно-научной информации. М.: Мысль, 1993. - 128 с.

59. Реан А.А. Психология познания педагогом личности учащегося. М.: Высшая школа, 1990. - 79 с.

60. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М.: Медиум, 1995.-411 с.

61. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: «Прогресс», «Универс», 1994. - 479 с.

62. Сидоренко В.Ф. Образование: образ культуры. В кн.: Социально-психологические проблемы образования. М.: Наука, 1992. 115 с.

63. Солсо P.JI. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996. - 598 с.

64. Станиславский К.С. Работа актёра над собой. М.:Искусство,1985 - 479 с.

65. Стёпин B.C. Философская антропология и философия науки. М., 1992.

66. Стоуне Э. Психопедагогика. М.: Педагогика, 1984. - 324 с.

67. Тейяр-де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, Гл.ред.изданий для зарубежн.стран, 1987. - 240 с.

68. Трынкин В.В. Креасофия или Творящая мудрость. Н.Новгород, Иннообразцентр «Творец», 1996. - 228 с.

69. Трынкин В.В. Путь к мудрости. Н.Новгород: «Творец», 1994. - 148 с.

70. Тумусов Ф.С. Будущее мира и России: взгляд из Саха. М., 2000. - 112 с.

71. Турнье М. Теле-комментарии. М.: Наука, 1996. - 74 с.

72. Тоффлер А. Будущее труда. В кн.: Новая технократическая волна на западе/Под ред. П.С. Гуревича. М.: Наука, 1988. - 213 с.

73. Тоффлер А. Раса, власть и культура. М.: Политиздат, 1983. - 233 с.

74. Тоффлер А. Эра смещения власти. В кн.: Философия истории. М.: Гардарики, 1999. - 432 с.

75. Ухтомский А.А. Доминанта. М.- Л.: Наука, 1966. - 273 с.

76. Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. М.: Учпедгиз АПН СССР, 1945. - 584 с.

77. Федотова В.Г. Исторические типы рациональности. М.: Прогресс, 1995. -Т.1.-326 с.161

78. Федотов Г.П. Судьба и грехи России: Избр.ст. по философии русскрй истории и культуры: в 2-х т. СПб, София, 1992. - Т.2. - 349 с.

79. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. М.: Прогресс -Литература, 1992. - 567 с.

80. Фромм Э. Революция надежды. В кн.: Психоанализ и этика.- М.: Прогресс, 1994-427с.

81. Фукуяма Ф. Конец истории? В кн.: Философия истории. М.: Гардарики,1999. - 432 с.

82. Хайдегер М. Вопрос о технике. В кн.: Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. - 450 с.

83. Хохлова В.В., Хохлова Ю.В., Горева Е.К. Дети. Билингвизм Этика. Новые подходы к старым проблемам. -Н.Новгород, изд-во ВГИПИ, 2000.-188 с.

84. Шелер М. Формы знания и образование./ Избр. произв.- М., 1994. 432 с.

85. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998.-513 с.

86. Шютц А. Повседневное мышление и научная интерпретация человеческого действия. В кн.: Современная зарубежная социология 70е -80е г.г.: Классические традиции и посики новой парадигмы. М.: ИНИОН, 1990.-201 с.

87. Энциклопедический словарь: В 2-х т. Гл.ред.: Б.А Введенский. -М.:Сов.энциклопедия, 1963-64. Т.1. 656 с. Т.2. - 736 с.

88. Ссылки на статьи из сборников и журналов.

89. Азаров Ю.А. Художественное образование: новейшие технологии//Высшее образование в России. 2000. - №1. - С. 22-26.

90. Бауман 3. Спор о постмодернизме//Социологический журнал. 1995. - № З.-С. 15-25.

91. Бугаева Е.В. Критерии оценки учебника английского языка//Иностранные языки в школе. 2000. - №5. - С. 42 - 48.

92. Бутенко И.А. Постмодернизм как реальность, данная нам в ощущениях//Социс. 2000. - №4. - С. 21-26.

93. Василенко И.А. Политический консенсус в гуманитарном диалоге культур//Вопросы философии. 1996. - №8. - С. 12-21.

94. Васильев JT.E. Конфуцианская цивилизация//Азия и Африка сегодня. -1996. №2.-С. 26-29.162

95. Гайденко П.П. Проблема рациональности на исходе XX века//Вопросы философии. 1991. - №6. - С. 31-36.

96. Генис А. Вавилонская башня. Искусство настоящего времени//Иностранная литература. 1996. - №9. - С. 35-42.

97. Гуссель Э. Феноменология (1939)//Логос. 1991. - №1. - С.8-17.

98. Дмитриев С.В. XXI век: диалог наук и мировоззренческих позиций в антропных технологиях деятельности//Теория и практика физической культуры. 2000. - №7. - С. 2-7.

99. Дридзе Т.М. Социальная коммуникация как текстовая деятельность в семиосоциопсихологии/Юбщественные науки и современность. 1996. -№ 3. - С. 145-151.

100. Дридзе Т.М. Экоантропоцентрическая модель социального познания как путь к преодолению парадигмального кризиса в социологии//СОЦИС. -2000. -№ 2. -С. 20-28.

101. Ермоленко В. Куда идём?//Советская Россия. 2001. - 3 февраля.

102. Забродин Ю.М. Абсолютный порог интенсивности и его особенности//Вестник ЛГУ. Серия И: Экономика, философия, право. -1971.-Вып. 2.

103. Калугина Т.П. Постмодернизм искусство для народа?//Человек. -1996.-№3.-С. 29-34.

104. Калугина Т. П. Современная культура: музей или мумия?//Человек.- 1994. -№2.-С. 22-31.

105. Кантор В.К. Стихия и цивилизация: два фактора российской судьбы//Вопросы философии. 1994. - №5.- С. 32-39.

106. Кареев Н.И. Личное начало и роковые силы в истории/УВопросы философии. 1996. - №7.- С. 12-19.

107. Кравченко С.А., Мнацаканян М.О., Покровский Н.Е. Социология: парадигмы и темы / Курс лекций. М.: Наука, 1997. С. 29 58.

108. Малявин В.В. Современный человек//Человек. 1995. - №6. - С. 3752.

109. Мильдон В. И. Природа и культура (опыт философии безнадёжности)//Вопросы философии. 1996. - №2. - С. 40-47.

110. Наука и культура: материалы «круглого стола»//В опросы философии. 1998. - №10. - С. 3-39.

111. Решер Н. Границы когнитивного релятивизма//Вопросы философии.- 1995. №4.-С. 35-42.163

112. Российская ментальность: Материалы «круглого стола»//Вопросы философии. 1994. - № 1. - С. 25-53.

113. Смирнов С. Технологии в образовании//Высшее образование в России. 1999. - № 1. - С. 109-115.

114. Смолян Г.Л., Черешкин Д.С. Социально-экономические предпосылки движения России к информационному обществу: доклад на парламентских слушаниях 10 июня 1997// «Российская газета», 11.06.1997.

115. Стёпин B.C. Научное сознание и ценности техногенной цивилизации//Вопросы философии. 1989. - №10. - С. 33-41.

116. Тощенко Ж.Т. Социология жизни как концепция исследования социальной реальности//СОЦИС. 2000. - № 2. - С. 3 - 12.

117. Фливберг Б. Хабермас и Фуко теоретики гражданского общества//Социс. - 2000. - №2. - С. 127 - 132.

118. Флоровский Г.В. Метафизические предпосылки утопизма//Вопросы философии. 1990. - №10. - С. 23-28.

119. Хабермас Ю. Модерн незавершённый проект//Вопросы философии. - 1992. - №4. - С. 44-53.

120. Хохлова В.В., Хохлова (Малахова) Ю.В. Аутентичность взаимопонимания и диалогичность каритативного взаимодействия/Сборник научн.трудов, ч. 1. Н.Новгород: изд-во ВГИПИ, 2001.-Вып. 4.-С. 107-113.

121. Хохлова В.В., Хохлова (Малахова)Ю.В. Билингвизм как инструмент в нравственном воспитании дошкольников/Актуальные вопросы развития обазовани и производства: Тез.докл. 1 научн.-практ.конф-и. Н.Новгород: изд-во ВГИПИ, 2000. - С. 177-181.

122. Хохлова В.В., Хохлова (Малахова)Ю.В. «В соответствии с порядком рассудка» /Сборник научн.трудов, ч.1. Н.Новгород: изд-во ВГИПИ, 2001. - Вып.4. - С. 113-119

123. Хохлова (Малахова)Ю.В. Глобализация и проблемы культуры/Высокие технологии в педагогическом процессе: Тез.докл. П164междунар.научно-метод.конф. Н.Новгород: РИЦ «Полиграф», 2001. -С.184-185.

124. Хохлова(Малахова) Ю.В. Рационализм как один из элементов техногенной цивилизации/« Духовный мир человека: проблемы и перспективы»: Тезисы докл. рег.научн.конф. Н.Новгород: изд-во НКИ, 2000.-С. 59-61.

125. Хохлова (Малахова) Ю.В. Система ценностей техногенной цивилизации/»Актуальные вопросы развития образования и производства»: Тез. докл. Научно-практ.конф. Н.Новгород: изд-во ВГИПИ, 2000. - С. 195-197.

126. Хохлова (Малахова)Ю.В. Техногенный рационализм и проблемы морали/Пятая нижегородская сессия молодых учёных. Гуманитарные науки: Сб. тр.-Н.Новгород: изд-во ИПФ РАН, 2001. С. 226-227.

127. Чесноков С. Компьютеры, язык, культура//Человек. 1996. - №4.1. C. 182-186.

128. Швырёв B.C. Человек и рациональность//Человек. 1997. - №6.

129. Шулындин Б.П. Российский менталитет в сценариях перемен// Социол. исслед. 1999. - №12. - с.50- 57.

130. Эллингтон Г. и др. Игры, имитация и социальная значимость науки//Импакт: наука и общество. 1984. - №2. - С. 31-49.

131. Ссылки на иностранную литературу.

132. Anderson, J.R. & Bower G.H. Human associative memory. Washington,1. D.C: Winston, 1973.

133. Apel K.-O. Diskurs und Verantwortung. Das Problem des Ubergangs zur postkonventionellen Moral. Frankfurt, 1988.

134. Bell D. The Coming of Post-Industrial Society. A Venture in Social Forcasting. N. Y.: Basic Books, inc. 1973.

135. Bell D. The Social Framework of the Information Society. Oxford, 1980.

136. Benner D. Allgemeine Padagogik. Eine systematisch-problemgeschichtliche Einfuhrung in die Grundstruktur padagogischen Denkens und Handelns. Wanheim und Miinchen. - 1987.165

137. Benner D. Erziehung: Warum und wozu? Uberlegungen zu einer praxeologischen Dimenssionierung der Erziehung. In: Westermanns padagogische Beitrage, Heft 11.- 1982.

138. Bockle F. Resultate der Moralphilosophie. In: Moser S., Huning A. u.a. Werte und Wertordnungen in Technik und Gesellschaft. Dtisseldorf, 1978.

139. Bohnsack F. Der Werte- und Verhaltenswandel in Gesellschaft und Jugend und seine Bedeutung fur die Schule. In: Die deutsche Schule,4.-1987.

140. Breithaupt, H. et al. Uber die Frequenzbeziehung von Puis und Atmung im Kindesalter, in: Nonatsschrift fur Kindheitskunde, 128: 408-409, 1980.

141. Briesemeister D. Landeskunde-Kulturkunde-Auslandskunde. Historischer und terminologischer Uberblick. In: Weber, Horst (Hrsg): Landeskunde im Fremdsprachenunterricht. Mtinchen: Koesel, S. 158-182.

142. Brzezinsky Z. Between Two Ages Amerikas Role in the Technotronic Era. N.Y.: The Viking Press, 1970.

143. Btihler, Ch. Das Marchen und die Phantasie des Kindes Beihefte der Zeitschrift fur angewandte Psychologie 17., 1929.

144. Building the European Information Society for US All. First Reflections of the High Level Group of Experts. Interim Report. January, 1996.

145. Cella A. u.a. Landeskunde deutschsprachige Lander. Schweiz. Regensburg: Duerr + Kessler. - 1998.

146. Claluena M.F. (1998): Landeskunde deutschsprachige Lander. Schweiz. Regensburg: Duerr + Kessler.

147. Clark C. Conditions of Economic Progress. L., 1940.

148. Coudenhove-Kalergi R.N. Praktischer Idealismus. Wien, Leipzig, 1925.

149. Egan, K. Understanding in early childhood. N.Y., 1991

150. Fatke, R. (Hg.) Jean Piaget tiber Jean Piaget. Sein Werk aus seiner Sicht. Munchen,: 55. 1981.

151. Frankena W. Analitische Ethik. Munchen, 4. au. fl, 1986.

152. Freuer H.: Gedanken von Industriegesellschaft, besorgt von Arnold Gehlen. Mainz, 1970.

153. Fromm, E. Die Revolution der Hoffnung flir eine humanisierte technik, Reinbeck, 5. AufL, 1979.

154. Furth, H.G. Piaget flir Lehrer. Pad. Verlag Schwan, Dtisseldorf, 1973.

155. Gabert, E. Autoritat und Freicheit in den EntwicklungsjahrenMenschenkunde und Erziehung 2. Stuttgart, 1981.166

156. Gesell, A. /Hg.F.L. Das Kind von Fiinf bis Zehn. Bad Nauhein:26, 1964.

157. Habermas, J. Der philosophische Diskurs der Moderne. Frankfurt/Main, 3. Aufl. 1986.

158. Habermas, J. Technik und Wissenschaft als "Ideologie". Fr/Main, 1969.

159. Habermas,J. The Philosophical Discourse of Modernity.Cam,Mass. 1990.

160. Hallpike, C.R. The foundations of primitive thought. Oxford, 1979.

161. Hansen, O.W. Die Entwicklung des kindlichen Weltbildes, 6.Aufl. Miinchen: 243, 1965.

162. Heckhausen, H. Entwurf einer Psychologie des Spielens, in: Graumann, C.F./Heckhausen, H. (Hg.) Padagogische Psychologie, Bd. 1 :Entwicklung und Sozialisation, Frankfurt, 155-194, 1975.

163. Henningsen, J. Erfolgreich manipulieren. Nethoden des Beibringens. Allous henn Verlag. Rattingen, Kastellaun. Dusseldorf, 1974.

164. Hersch, J. Schwierige Freicheit. Genf, 1990.

165. Hetzer, H. Kind und Jugentliche in der Entwicklung. Hannover, 1967.

166. Hoffe, O. Sittlich-politische Diskurse. Frankfurt, 1981.

167. Jaspers, K. Einfuhrung in die Philosophie. Zwolf Radiovortrage, Miinchen, 1955.

168. Kant, I. Gesammte Schriften. Hrsg. Von Konigl. Preussischen Akademie der Wissenschaften. Bd. 1-28. Berlin, 1910.

169. Karutz, M. Die Schulung sozialer Fahigkeiten: Erziehungskunst,1993.

170. Knoll, J. (1996): Internationale Weiterbildung und Erwachsenenbildung. Konzepte, Institutionen, Methoden. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft.

171. Kranich, E.-M. Antropologie das Fundament der padagogischen Praxis. In:Bonsack, F./Kranich, E.-M. (Hg.): 126, 1990.

172. Kranich, E.-M. Die Krafte leiblicher Formbildung und ihre Umwandlung in die Fahigkeit, Formen zu gestalten und zu erleben. In: Kranich, E.-M. et al. (Hg.) Formenzeichen: die Entwicklungdes Formensinns in der Erziehung. Stuttgart, 1992.167

173. Krupp, H. Technikfolgen Abschatzung - Grundprobleme und Fallbeispiele. In: Moser, S./Huning, A. u.a. Werte und Wertordnungen in Technik und Gesellschaft. Dtisseldorf, 1978.

174. Leber, S. Weltausschauung, Ideologie und Schulwersen. Stuttgart, 1989.

175. Leisinger, F. Der elementare Fremdsprachenunterricht inVolksschulen und Ausschlussklassen weiterffihrender Schulen. Grundfragen seiner Methodik. Stuttgart:42-43, 1949.

176. Lesny, I. Entwicklungsdiagnostik in der Kinderneurologie. Berlin, 1965.

177. Levy-Brtihl, L. Das Denken der Naturvolker. Wien/Leipzig, 1926.

178. Lohmeyer, J. Technology Assessment: Anspruch, Moglichkeiten, Grenzen. Dtisseldorf, Bonn, 1984.

179. Lutz, J. Kinderpsychiatrie. Ztirich/Stuttgart, 1961.

180. Mathidius, H. Das Schulkind und seine schulartzliche Forderung (aus dem Griechischen). In: Hasemann, F./Wolf, O. (Hg.) Das Bild des Menschen als Grundlage der Heilkunst. Bd. 2, erster Halbband, Stuttgart, 1974.

181. Mead, J.H. The social Psychology: selected Writings. Chicago, 1956.

182. Meyer, E. Lernen in Gruppen oder Lernen in Kolektiv? Stuttgart, 1996.

183. Mtiller-Wiedemann, H. Mitte der Kindheit. Das neunte bis zwolfte Lebensjahr. Beitrage zu einer antroposophischen Entwicklungspsychologie. 3. Aufl. Stuttgart, 1989.

184. Nickel, A. Das verweiste Kind der Natur. Arztliche Beobahtungen zur Welt des jungen Menscen Forschungen zur Padagogik und Antropologie. Ttibingen, 1968

185. Nickel,H./Schmidt-Denter, U. Vom Kindheit zum Schulkind. Eine entwicklungspsychologische Einfuhrung fur Erzieher, Lehrer und Eltern. 3. Aufl. Mtinchen/Basel: 24-28, 1988.

186. Nitschke, A. Das verweiste Kind der Natur. Artzliche Bejbachtungen zur Welt des jungen Menschen Forschungen zur zur Padagogik und Antropologie. Ttibingen, 1968.

187. Orter, R. Moderne Entwicklungspsychologie. 16. Aufl. Donau, 1976.

188. Okon', W. Neue Formen der Gruppenarbeit, in: Schneider Verlag Hohengeren, 1991.

189. Opie, I. The Lore and Language of Schkoolchildren. London, 1976.

190. Pasey, A. The Culture of Technology, Oxford, 1983.

191. Piaget, J. Nachahmung, Spiel und Traum. Stuttgart, 1972.168

192. Piaget, J. Nachahmung, Spiel und Traum. Die Entwicklung der Symbolfunktion beim Kinde. Stuttgart, 1875.

193. Peipho, H.-T. Sozialformen: Uberblick. In: Bausch, K.-R. (Hg.): 1991.

194. Poster, M. The Mode of Information: Poststructuralism and Social Context. Cambridge: Polity Press, 1990.

195. Potthoff, O.D. Kulturgeschichte des deutschen Handwerks. Hamburg, 1938.

196. Raffler-Engel, W.V. (ed.). Aspects of nonverbal communication. Lisse/Den Haag. 1980.

197. Rapp, F. Die technische Entwicklung als soziale Entscheidung. In: Zimmerli, V. Ch. (Hrsg.) Technik oder: Wissen wir, was wir tun? Basel/Stuttgart, 1976.

198. Remplein, H. Die seelische Entwicklung des Menschen im Kinder- und Jugendalter. Grundlagen, Erkenntnisse und padagogische Folgerungen der Kinder- und Jugendpsychologie. 17. Aufl. Mtinchen/Basel, 1971.

199. Rerus, J. Bildung und Moral. Juventa Verlag Weinheim, Miinchen, 1993.

200. Rivers, W.M. Interaction: the key to communication. In: Holiday, M.A.K et. al. (eds.): 7-17, 1990.

201. Rogers, C.R./Stevens, B. Person to person: the problem of being human. N.Y., 1971.

202. Rogers, C.R. Client-centered therapy; its current practice, implication and theory. N.Y. Chapter 9: student—centered teaching: 384-428., 1965.

203. Schaffner, M.A. Wie Schulkinder reifen. Beobachtungen zu den Altersstufen des zweiten Jahrsiebts. Basel, 1949.

204. Schenk-Danziger, L. Entwicklungspsychologie. 7. Aufl. Wien,1973.

205. Schraml, W.J. Einfuhrung in die moderne Entwicklungspsychologie fur Paund Sozialpadagogen und Sozialpadagogen. Stuttgart, 1972.

206. Schwartsman, H.B. Transformation. The antropologie of children's play. N.Y., 1978.

207. Schwerdtfeger, I.C. Gruppenarbeit und Partnerarbeit. In: Bausch, K.-R. et.al. Hg.): 171-173, 1991.

208. Spielpadagogik: neuere Beitrage zur Spielforschung und Spielerziehung/Hrsg.von Bad Heil-Brunn, 190/

209. Sergiovanni, J Building Community in Schools. Roma, 1994.169

210. Staudinger, H. Technokratie und Bildung. In: Janssen H. (Hrsg.): Technokratie und Bildung. Trier, 1971.

211. Steiner, R. GA 294. Erziehungskunst. Methodisch-didaktisches. 1966.

212. Steiner, R. Der Goetheanum Gedanke inmitten der Kulturkrisis der Gegenwart (GA 36). Rudolf Steiner Verlag, Dornach, 1961.

213. Stevick, E. Teaching Languages: A Way and Ways. Rowley/Mass., 1980.

214. Stock, E./Suttner, J. Untersuchungen zum Einfluss der Erziehungsstimme auf die Entwicklung und das Verhalten der Kinder. In: E.-M. Krech at all. Sprechwirkung. Grundfragen, Methoden und Ergebnisse ihrer Forschung. Berlin, 1991.

215. Suttun-Smith. Die Dialektik des Spiels. Schorndorf, 1978.

216. Strattmann, F.M. Weltkirche und Weltfriede. Katholische Gedanken zum Kriegs- und Friedenproblem. Augsburg, 1924.

217. Weber, M, Die protestantische Ethik und der Geist des Kapitalismus. In: Weber, M.: GA zur Religionssoziologie, Bd.l, Tubingen, 6. Aufl., 1972.

218. Webster, A. Science, Technology and society. Houndmills ets.: Macmillan, 1991.

219. Wells, G. Learning through Interaction. The Study of language development Language at Home and at School. Cambridge et al., 1981.

220. Wong-Fillmore, L. Teachability and second language acquisition, in: Rice, M.L./Schiefelbusch (eds.) The Teachability of Language. Baltimor at al., 1989.

221. Wong-Fillmore, L. When does teacher talk work as input? In: Gass, S.M./ Madden, C.G. (eds.) Input in Second Language Acquisitions. Rowley/Mass, et al. 1985.

222. Zeller, W. Constitution und Entwicklung. Gettingen, 1964.

223. Ссылки иа статьи из иностранных журналов

224. Battergey, R. Authonomy in der Gruppe und durch die Gruppe, in: Lernen in Gruppen. Meyer,E., Winkel, R. (Hrsg.). Schneider Verlag Hohengehren, 1991.

225. Bower, G.N. Imagery as a relational organizer in assotiative learning. Journal of Verbal Learning and Verbal Behaviour, 9, 529-533; 1970.

226. Bugelski, B.R. Words and things and imagers. Amerikan psychologist, 25. 1002-1012; 1978.170

227. Hohn, E. Fremdsprachenunterricht und Entwicklungspsychologie, in: Bildung und erziehung 2: 93-114, 1949.

228. Karutz, M. Die Schulung sozialer Fahigkeiten, in: Erziehungskunst: 914932, 1993.

229. Kiersch, J. Waldorfpadagogik am Beginn ihrer Entwicklung, in: Erziehungskunst: 556, 1992.

230. Kossakowsky, A., Lompscher, J. Zum Tatigkeitskonzepr in der Psychologie//P.Forschung. 1998. N 1.

231. Krohl, O. Psychologische Voraussetzungen einer inneren Schulreform. In: Heft 29 von Materialien und Nachrichtendienst der Arbeitsgemeinschaft Deutscher Lehrerverbande, 1995.

232. Kuhl, J. Forschungsprojekt Selbstkontrolle, in: Bild der Wissenschaft, 7: 108, 1986.

233. Mai, M. Neue Technik alte Ethik. In: Deutsche Universitatszeitung, Heft 24, 1984.

234. Markl, H. Wohin fuhrt uns die Wissenschaft? In: Die Zeit, N 34, vom 17.08.90.

235. Masuda Y. The Information Society as Postindustrial Society. Wash.: World Future Soc., 1983.

236. Networks for People and thier Communities. Making the Most of the Information Society in the European Union. First Annual Report to the European Commission from the information society Forum. June 1996.

237. Nora, S., Mine A. The Computerisation of Society. A Report to the President of France. Cambridge, L., 1980.

238. Paivio, A. Mental imagery in assotiative learning and memory. Psychologikal Review, 76, 241-263; 1969.

239. Piaget, J. The genetic approach to the psychology of thought. Journal of Educational Psychologie, 1961, 52.

240. Roberts, J.M., Arth, M.V., Bush, R. Ames in Cultura. In: American Antropologist: vol. 61, 1959.

241. Roetger, H.Was geschiet im neunten Lebensjahr geistig-seelisch und korperlich? Eine medizinisch-padagogische Skizze, in: Erziehungskunst: 8184, 1951.

242. Rotzer, F. Braucht uns die Zukunft noch? www.telepolis.de.

243. Sachssa, H. Antropologie der Technik. Ein Beitrag zur Stellung des Menschen in der Welt. Braunschweig, 1978.171

244. Sensales, С., Greenfield, P. Attitudes towards computers, science and technology//Journal of Cross-Culture Psychology. 1995. Vol. 26. N 3.

245. Schepard, R.N. Perceptual-cognitive universals as reflections of the world. Psychonomic Bulletin & Review, 1,2-28.

246. Stehr, N. Essais internationalen Experten iiber die neuen Perspektiven der Wissengesellschaft. www.weltwissen-wissenwelt. de.

247. Steiner, R. Die padagogische Zielsetzung der Waldorfschule, in: Schweizer Bund fur Dreiglliederung des sozialen Organismus (Hg.) Soziale Zukunft, Heft 5-7: Erziehungskunst Dornach et. Al.: 169-175; 1920.

248. Steiner, R. GA 76 Die befruuchtende Wirkung der Antroposophie auf die Fachwissenschaften. Vortrage und Ansprachen im zweiten antroposophischen Hochschulkurs vom 3. bis 10.4.1921.

249. Wollen, K.a. & Lowry D.H. Effects of Imagery on paired associate learning. Journal of Verbal Behaviour, 10, 276-284,1971.

250. Ссылки на диссертации и авторефераты диссертаций.

251. Валеева Р.А. Теория и практика гуманистического воспитания в европейской педагогике (первая половина XX века): Автореф. дисс. .д-ра пед. наук. Казань, 1997.

252. Гагаев П. А. Культурно-исторический аспект развития отечественных философско-педагогических учений ХУ111-ХХ веков: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. Волгоград, 2000.

253. Глуздов В.А. Методологический анализ взаимосвязи генерации и трансляции знаний: Автореф. дисс. .д-ра филос.наук. М., 2000.

254. Денисова Т.Н. Гражданская социализация учащейся молодёжи в процессе реформирования российского общества. Автореф. дис. канд. социол.наук.- М., 2000.

255. Кармаев А.Г. Организационно-педагогические основы инновационных образовательных процессов в школе: Автореф. дисс. . д-ра пед. наук. Москва, 1997.

256. Ковалевская Е.В. Генезис и современное состояние проблемного обучения (общепедагогический анализ применительно в методике преподавания иностранных языков): Автореф. дисс. . д-ра пед. наук. -Москва, 2000.

257. Лабутова И.В. Формирование коммуникативных умений будущего учителя при интенсивном обучении иностранному языку: Дисс. . канд. психол. наук. Москва, 1990.172

258. Лозанов Г.К. Суггестология и суггестопедия: Автореф. дисс. . д-ра психол. наук. София, 1970.

259. Мурашов А.А. Творческое взаимодействие учителя и учащихся: риторическое обеспечение: Автореф. дисс. . д-ра пед. наук. Москва, 1999.

260. Плескач Л.Е. Целостное педагогическое сознание как категория педагогики: Автореф. дисс. . д-ра пед. наук. Майкоп, 2000.

261. Савенков А.И. Педагогические основы развития продуктивного мышления одарённых детей: Автореф. дисс. . д-ра пед. наук. -Волгоград, 2000.

262. Соколова В.В. Общепедагогические основы формирования коммуникативной культуры в системе непрерывного образования: Автореф. дисс. . д-ра пед. наук. Чебоксары, 1999.

263. Сокольникова Н.М. Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания: Автореф. дисс. . д-ра пед. наук. Москва, 1997.

264. Софронова Н.В. Теоретические и технологические основы обеспечения учебного процесса программно-методическими средствами (на примере общеобразовательной области «Информатика»): Автореф. дисс. . д-ра пед. наук. Чебоксары, 1999.

265. Фахрутдинова Р.А. Социально- педагогические основы становления личности школоников: Автореф. дисс. . д-ра пед. наук. Казань, 1999.

266. Хохлова В.В. Подготовка специалистов к управленческой деятельности в школе (аспект дополнительной специализации в педагогическом вузе): Дисс.канд. пед. наук. Н.Новгород, 1992.

267. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования: Автореф. дисс.д-ра пед. наук. Москва, 1997.173

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.