Образ половцев в средневековых источниках тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Гуревич Каролина Игоревна

  • Гуревич Каролина Игоревна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2021, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 243
Гуревич Каролина Игоревна. Образ половцев в средневековых источниках: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». 2021. 243 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Гуревич Каролина Игоревна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ИДЕАЛЬНЫЙ ПРАВИТЕЛЬ, ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИЙ С ПОЛОВЦАМИ: ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ ОБРАЗОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ГРУЗИНСКИХ И ДРЕВНЕРУССКИХ ЛЕТОПИСЕЙ)

Образ половцев в грузинских летописях

Образ союзников и некоторые параллели с византийской историографией

Образ союзников врага

Образ врагов врага

Образ внутреннего врага

Образ половцев и «идеальный правитель» в древнерусской традиции

Браки с половцами на Руси

Панегирик древнерусской летописи

как завершение образа идеального правителя

Характеристики идеального правителя

в русских летописях

Образ князя, взаимодействующего с половцами

Выводы по главе

ГЛАВА II. ДЕЙКСИС В ОПИСАНИИ РУССКО-ПОЛОВЕЦКИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ

История изучения дейксиса (краткий обзор)

Трансформация понятия дейксиса в летописном тексте

Особенности классификации

Особенности «точки зрения»

Пространственный нарративный дейксис: «речной» дейксис и подвижность точки зрения

Подвижная точка зрения

«Неподвижный» дейктический центр

Амбивалентность интерпретации дейксиса

Центры дейктической системы

Дейктические слова «тогда» и «заутро» в описании взаимодействий с половцами как элемент темпорального дейксиса

Дейксис в «Слове о полку Игореве»

Роль дейксиса в описаниях русско-половецких отношений в летописи

120

В ситуации союза

В ситуации конфликта

Выводы по главе

ГЛАВА III. ПОЛОВЕЦКИЕ ПАТРОНИМЫ В ДРЕВНЕЙШИХ РУССКИХ ЛЕТОПИСЯХ: ГЕНЕАЛОГИЯ ПОЛОВЕЦКИХ РОДОВ, ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИХ С РУСЬЮ, И „ДОЛГОЛЕТИЕ" ПОЛОВЕЦКИХ КНЯЗЕЙ

Из истории одного половецкого рода

Шарукан

Кончак

Юрий Кончакович

Осалук

Урусоба

Багубарс/ Бегбарс

Котян Сутоевич

Выводы по главе

ГЛАВА IV. ПОЛОВЦЫ В КИЕВО-ПЕЧЕРСКОМ ПАТЕРИКЕ

Патериковые известия и летописная традиция: образ половцев во взаимосвязанных нарративах

Некоторые аспекты изображения половцев на риторико-нарративном уровне

Появление половцев в нарративе и первые оценки

«Периферийные» и «контактные» половцы по отношению к локусу монастыря

«Контактные» половцы в описании страданий Никона

Некоторые аспекты изображения половцев на лингвистическом уровне

Общие функции залога в Патерике

Пассивный залог в описании страданий Никона. Происхождение и функции

Параллели с летописью в описаниях страданий

Выводы по главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Образ половцев в средневековых источниках»

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее исследование посвящено изучению отражения в письменных источниках, в первую очередь в древнерусском летописании, восприятия половцев - народа, без которого непредставима история целого ряда средневековых государств.

Половцы (в византийских источниках известные как «куманы»/«команы», в арабо-персидских и древнегрузинских как «кипчаки»/«кыпчаки», в венгерских как «куны») - тюркоязычные кочевники, населявшие евразийские степи с начала одиннадцатого до середины тринадцатого века. Происхождение данного этноса - чрезвычайно сложная проблема, решение которой требует тщательного рассмотрения истории многих других тюркских народов Евразии. В рамках данного краткого введения отметим лишь ключевые точки развития половецкого этноса.

Отделившись с начала XI века от кипчако-кимакского союза в Прииртышье, этническая группа, которая в русских источниках получит именование «половцы» (см. разные версии происхождения этого этнонима1), двинулась в западную часть восточноевропейских степей для захвата новых пастбищ2. Здесь, в среднем и нижнем течении Северского Донца и в Северном Приазовье, в слиянии с местными кочевническими племенами, основу которых представляли остатки печенежских и гузских орд, формируется половецкий этнос, которому суждено будет оказать существенное влияние на политическое и экономическое развитие многих средневековых государств, включая Византийскую империю, Грузинское Царство, Венгерское королевство и, конечно, ближайших «соседей» - Киевскую Русь.

Первое упоминание о половцах в древнерусских летописях относится к 1055 году и описывает, примечательным образом, не военный конфликт, а мирное соглашение3. Тем не менее, спустя совсем короткое время (с 1061 года), когда борьба половцев с соседними кочевниками практически завершится

1 Плетнева С.А. Половцы. М., 2010. С.41.

2 P. Golden, Cumania IV, P. 102-103.

3 ПСРЛ, II, Стлб. 151.

победой первых, в русских хрониках начнут появляться частые сообщения о нападениях половцев на южнорусские княжества, о русско-половецких военных столкновениях. Довольно скоро, по мере узнавания новых врагов, русские князья положили начало практике использования половецких сил в междинастических конфликтах - один из типов взаимодействия, который останется характерным для русско-половецких отношений вплоть до завоевания половецких степей татаро-монголами. К середине двенадцатого столетия русскую и половецкую элиту уже связывала достаточно обширная сеть браков4, которые стали возможными благодаря крещению половчанок (нам практически не известны случаи перехода представительниц рода Рюриковичей в половецкие династии5). Подобная матримониальная практика существенно выделяет половцев из среды других степняков, взаимодействовавших с Русью.

Русские князья были не единственными, кто обратился к союзам с половцами для решения внутри- и внешнеполитических задач. Так, активно продвигавшиеся на запад понтийских степей половцы были привлечены византийским императором Алексеем Комниным к борьбе против печенегов (1090 г.). Дочь правителя, историограф Анна Комнина, описывая взаимодействие отца с половцами, указывает на постоянные опасения и взаимное недоверие союзников, выразившееся в весьма скором возвращении половцев в степи6. Венгерское королевство, через которые лежал путь в Византию и на Балканы, также не раз подвергалось нападению половцев и также довольно скоро обратилось к практике союзов с этими кочевниками, например, в частых столкновениях с русскими князьями Галицко-Волынской

4 См. схему русско-половецких браков в Литвина А.Ф., Успенский Ф. Б. Русские имена половецких князей: Междинастические контакты сквозь призму антропонимики, М., 2013 С. 90.

5 Исключительным случаем видится брак вдовы Владимира Давыдовича Черниговского и половецкого князя Башкорда, заключенный в степи (ПСРЛ, II, 500-501)

6 Анна Комнина. Алексиада. М., 1965.С. 233.

Руси7.

В 1120-х гг., когда половецкие кланы переживали не лучшее время после успешных походов в степи Владимира Мономаха, грузинский царь Давид Строитель приглашает для борьбы с турками-сельджуками своего половецкого тестя вместе с сорокатысячным войском, часть которого оседает и ассимилируется в грузинских землях. Одними из последних государств, воспользовавшихся помощью половцев, покидающих степи под натиском татар, стали Венгрия и Болгария. Приглашенные Белой IV половцы были поселены на рубежах венгерского королевства для создания «буферной» зоны перед стремительно продвигавшимся в Среднедунайскую низменность татаро-монгольского войском, что, однако, не спасло Венгрию от разорения8. Не выдержав напора новых кочевников, половецкий этнос распался на мелкие племена, из которых большинство ассимилировалось на территориях, занятыми монголами, часть оказалась среди мамлюков Египта, часть мигрировала на Балканы, где после участия в болгаро-византийских войнах растворилась в разнородных наемных силах византийской армии9.

Даже этот чрезвычайно краткий обзор половецкой истории показывает, что на протяжении всего пребывания в восточноевропейских степях и за их пределами степях половцы в самых разнообразных формах взаимодействовали с целым рядом средневековых государств. И хотя половцы не оставили собственных письменных свидетельств, их образ навсегда запечатлелся в исторических источниках культур, с которыми соприкасались эти кочевники. Враги, опустошающие земли оседлого населения; союзники в походах; военные противники; свойственники, неукоснительно соблюдающие интересы династических браков - таковы противоречивые роли половцев, описываемые

7 Spinei, Victor. The Great Migrations in the East and South East of Europe from the Ninth to the Thirteenth Century. Cluj-Napoca: Romanian Cultural Institute, 2003. P.230

8 Nora Berend, At the Gate of Christendom. Jews, Muslims and "Pagans" in Medieval Hungary, c. 1000- c. 1300. Cambridge: Cambridge Univcrity Press, 2001. P. 87.

9 Пламен Павлов. Половцы во внутриполитической жизни Византии и Болгарии ХШ-. XIV вв. / Stratum plus, 6 (2005 -2009), 388 - 404.

на страницах различных, а нередко одних и тех же средневековых текстов.

Тема исследования. В предлагаемой работе рассматривается образ половцев, сформировавшийся в отдельных письменных свидетельствах народов, взаимодействующих с этими кочевниками. Центральное место в исследовании отводится летописной традиции Киевской Руси, представляющей яркую картину влияния конфессиональных, политических и социокультурных взглядов русского книжника на представляемый им образ степняков. Особое внимание в работе уделяется нарративной структуре летописей, ведь, помимо всего прочего, именно на этом уровне текста вырабатываются дескриптивные модели, которые будут использоваться спустя длительное время после вытеснения половцев татарами, т. е., для нас важно, что, покинув политическую арену, половцы не исчезают из летописной и смежных с ней традиций.

Объект исследования. Исследование основывается в первую очередь на материале трех древнейших русских летописных сводов — Лаврентьевского, Ипатьевского и Новгородской первой летописи, изобилующих сообщениями о взаимодействии домонгольский Руси с половецким миром. Выбор указанных текстов в качестве центрального объекта исследования помимо обширности материала обусловлен особым положением летописей среди средневековых источников: здесь, пусть и с целым рядом ограничений, прослеживается перспектива рассказчика-современника, наблюдающего и оценивающего взаимодействие с половцами.

С одной стороны, летописные данные сопоставляются со сведениями текстов, близких по жанровым характеристикам, но представляющих другую культурную традицию: в частности, венгерскими анналами (Иллюстрированная хроника, «Деяния венгров»), грузинскими хрониками (Картлис цховреба), византийской историографией («Алексиада» Анны Комниной). С другой стороны, летописные фрагменты сополагаются с источниками иных жанров, представляющих развитие той же письменной традиции (прежде всего Киево-Печерский патерик). Обращение к подобной

7

разноплановости источников с отведением русским летописям центральной позиции призвано представить объемную картину восприятия половцев с константной доминантной.

Предмет исследования

Предметом данного исследования является семантика сведений о половцах (в русских летописях; «куманах»/«команах» в византийских источниках; «кипчаках» в грузинских хрониках), включающая в себя семантику оценочных и неоценочных характеристик, сравнительных конструкций, отсылок и других элементов нарратива.

Цели и задачи исследования. Основной задачей диссертации стало исследование способов репрезентации половцев в летописи, анализ различных типов оценок степняков: от явно выраженных в риторике нарратива до латентных, обнаруживаемых при помощи лингвистического инструментария (в частности, анализа дейктических конструкций). В подобном сочетании многоуровневого анализа летописного текста с целью характеристики образа половцев в нем предлагаемая работа может найти нишу в массиве исследований, посвященных самым активным кочевникам восточноевропейских степей ХП-ХШ столетий, оказавшим существенное влияние на историю целого ряда средневековых государств.

История вопроса

Представляется естественным, что половцы и их взаимодействие с различными народами не раз становились объектом наблюдения в трудах историков, лингвистов и этнографов. Если сузить фокус внимание до исследований, в которых в процессе реконструкции социальных, политических и экономических механизмов, функционирующих в общности данных кочевников, авторы останавливаются на вопросе представления половцев в письменных традициях, количество работ становится обозримым, но по-прежнему сохраняется многообразие подходов.

На ранних этапах русской историографической традиции, вопрос

изображения половцев всё же косвенно затрагивается даже в работах, не ставящих перед собой задачи репрезентационного анализа. Подобная ситуация обусловлена особым выбором оценочной системы координат в самих источниках: за редким исключением средневековые авторы хронографических текстов, повествуя о контактах с половцами, склонны отходить от принципов объективного и беспристрастного повествования и вступать на почву критической характеристики политических противников или союзников. Данная особенность была воспринята без доли скепсиса в работах русских историков ХУШ-Х1Х веков. В частности, в трудах В. Н. Татищева, использовавшего материалы летописей, которые были позже утрачены, половцы представляются исключительно как творцы набегов и разорений, чью несостоятельность в битвах признавали даже русские князья, использовавшие половцев в своих интересах10. Для Н. М. Карамзина половцы являются прежде всего врагами русской государственности, борьба с этими кочевниками - это исполнение патриотического долга. Любопытно, что в качестве постцедента к слову «половцы» Карамзин использует обозначение «варвары»11.

Работы ранней русской историографии демонстрируют переход от перцепции к рецепции, интересным образом показывая, как из летописей заимствуются не только отдельные понятия, но и комплексные модели восприятия. В частности, Н. Г. Устрялов видел в половцах «лютых злодеев», борьба против которых была важнейшим этапом выстраивания отношений между князьями12. С. М. Соловьев и впоследствии В. О. Ключевский, развивая концепцию противостояния «леса и степи», отнесли половцев к «степным варварам», затрудняющих цивилизационное развитие оседлого населения и оправдывающее многие несоразмерности политического развития Руси13. П.В. Голубовский, вписавший историю половцев в историю предшествующих им

10 Татищев В.Н. Собрание сочинений. Т. I. История Российская. Ч. I. Гл. 2. М., 1994. Стр.271.

11 Карамзин Н. М. История Государства Российского. Т. 2. М.: Книга, 1988, 75; 82-83; 109.

12 Устрялов Н. Г. Русская история. СПб., 1837, ч. 1, с. 143-144.

13 Соловьев С. М. История России с древнейших времен, кн. 1, т. 1, С. 61, 395; Ключевский В. О. Курс русской истории. — Соч.: В 8-ми т. М., 1956, т. 1, ч. 1. С.67.

9

кочевников евразийских степей, видел в русско-половецких конфликтах сдерживающий фактор в общей угрозе кочевников для европейских государств14.

Таким образом, в русской историографии первые работы по проблеме взаимодействия с половцами не могут быть отнесены к релевантной исследовательской литературе по интересующей нас теме, однако полностью из рассмотрения исключаться не должны, поскольку, будучи некими «переходными» источниками, наглядно демонстрируют процесс заимствования целого комплекса репрезентационных моделей, многие из которых органично усвоены современным школьным каноном.

Наиболее полное описание исследовательской литературы до 1983 г. по вопросу взаимодействия Руси с половцами можно найти в работе Р. М. Мавродиной15, где с объяснимым в контексте советской гуманитарной науки доминированием марксистского взгляда на союзы русских князей-феодалов с половцами, «вредящим» крестьянскому населению, дан обширный обзор работ, начиная с дореволюционных исследований, заканчивая трудами 1960-х годов. Особенно автором выделяются работы М.Д. Затыркевича, В.А Пархоменко, В.А. Гордлевского, как сторонников сословного подхода в исследовании свидетельств о борьбе с половцами16.

Существенно дополнили анализы письменных источников по русско-половецким взаимодействиях на экономическом и культурном уровне работы с привлечением археологических данных Г.А. Федорова-Давыдова, Б. А. Рыбакова, С.А. Плетневой17, где исследователи, в частности, сделали вывод о

14 Голубовский Л. В. Печенеги, торки и половцы до нашествия татар. История южнорусских степей IX—XIII вв. Киев, 1884. С. II.

15 Мавродина Р. М. Киевская Русь и кочевники. Историографический очерк. Л., Наука. 1983.

16 Там же. С. 30-33.

17 Федоров-Давыдов Г. А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов. М., 1966; Федоров-Давыдов Г. А. Город и область Саксин в XII—XIV вв. // Древности Восточной Европы. М., 1969; Рыбаков Б. А. Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи. М., 1963; Рыбаков Б. А. «Слово о полку Игореве» и его современники. М., 1971; Рыбаков Б. А. Русские летописи и автор «Слова о полку Игореве». М., 1972; Плетнева С. А. Печенеги, торки и половцы в южнорусских степях // МИА. № 62. 1958; Плетнева С. А.

10

хронологии и границах расселения половцев по распространению каменных изваяний, соотнесли показания летописей с находками захоронений и городищ, показав, насколько тесным было взаимодействие Руси с половцами, выразившееся в сложном взаимовлиянии в сфере хозяйственных и социальных практик.

Соотнесение древнерусским книжником пространственных характеристик русского и половецкого мира прояснили исследования К.В. Кудряшова и Д.А. Расовского, сконцентрировшихся на поиске и анализе взаиморасположения историко-географических объектов (например, Голубой лес, Сальницы, Салонного пути и т.д.), упомянутых в разнообразных описаниях взаимодействий с половцами18.

Детальное и последовательное изложение истории половецкого этноса, во многом, что важно для нас, следующее за летописными известиями, поясняющее и иллюстрирующие практику конфликтов и союзов с половцами, предлагается в работах В.В. Каргалова19 и И.О. Князького20. Каргалов в своем исследовании ставит важный для настоящей работы вопрос о существовании динамики в оценке половцев древнерусским книжником и уверенно замечает: «мир миром, но восприятие русскими половцев к лучшему не менялось, да и не могло измениться: ведь половцы оставались все теми же погаными безбожниками, и пролитая их предками русская кровь все требовала в глазах потомков отмщения»21. Не оценивая в данном разделе доводы «за» и «против» подобной позиции, лишь подчеркнем здесь важность поднятой ученым

Кочевнический могильник близ Саркела — Белой Вежи // МИА. № 109. 1963; Плетнева С. А. О юго-восточной окраине русских земель в домонгольское время // КСИА. № 99. 1964; Плетнева С. А. Древности черных клобуков //САИ. E1-19. М. 1973; Плетнева С. А. Половецкие каменные изваяния //САИ. Е4-2. М., 1974; Плетнева С. А. Кочевники средневековья. Поиски исторических закономерностей. М., 1982; Плетнева С. А. Половцы. М., 2010.

18 Расовский Д. А. Печенеги, торки и берендеи на Руси и в Угрии // SK. VI. Praga. 1933; Расовский Д. А. Половцы // SK. VII-X. Praga. 1935; Кудряшов В. К. Половецкая степь. М., 1948.

19 Каргалов В.В. Русь и кочевники. М., 2004. С. 43-73;

20 Князький И.О. Русь и степь. М., 1996.С. 41-65

21 Каргалов В.В. Указ соч. С.57.

проблемы эволюции представлений летописцев о половцах.

Говоря об исследованиях, посвященным половцам как ярким представителям кочевников Восточной Европы, невозможно обойти вниманием труды американского тюрколога Питера Бенджамина Голдена, по количеству опубликованных работ и по степени привлечения в них источников самого различного типа признанного «кагана» евразийско-востоковедческих исследований22. Голден рассматривал как макропроцессы жизни кочевников -масштабные миграции, ассимиляции, взаимоотношений родов, так и конкретные эпизоды из жизни тюркских сообществ, в частности, переход половцев в Грузию, тактику ведения боя кочевников, их экономическое положение в разные моменты истории и т.д. Интересно, что, оценивая роль половцев в экономическом развитии Руси, Голден отходит от традиционного взгляда на половцев как на деструктивную силу, мешающую полноценному

23

экономическому росту русских княжеств23.

Особенный интерес представляют монографии, посвященные пребыванию половцев в роли седентаризирующегося сообщества. Так, З. В. Анчабадзе по крупицам собирает информацию о половцах в Грузии, уделяя особое внимание оценкам новоприбывшего этноса грузинскими хронистами24. М. П. Мургулия сопоставляет данные о половцах в письменных источниках стран, которые словно «по цепочке» обходили половцы под влиянием внешних негативных политических воздействий25. Иштван Вашари,

22 См. коллекцию исследований по кочевникам евразийских степей, включая половецкую конфедерацию в Peter B. Golden. Varia Collected Studies Series. Aldershot - Burlington, VT: Ashgate, 2003; «An introduction to the history of the Turkic Peoples» (1992), «Nomads and their Neighbors in the Russian Steppe», 2003, «Turks and Khazars», 2010, «Studies on the Peoples and Cultures of the Eurasian Steppe», 2011.

23 P. Golden, "Aspects of the Nomadic Factor in the Economic Development of the Kievan Rus' / Nomads and their Neighbours in the Russian Steppe. Turks, Khazars and Qipchaqs, ed. by Peter Benjamin Golden. Cornwall: Ashgate, 2003. P. 87.

24 Анчабадзе З. В.. Кипчаки Северного Кавказа по данным грузинских летописей. Нальчик, 1960.

25 Мургулия М. П. , В. П. Шушарин. Половцы, Грузия, Русь и Венгрия в XII-XIII веках [Текст] / М. П. Мургулия, В. П. Шушарин; Отв. ред. акад. Г. Г. Литаврин; М., РАН. Ин-т славяноведения и балканистики., 1998.

используя сведения поздних византийских авторов (Георгия Акрополита, Феодора Скутариота, Никифора Григоры и др.), представляет детальнейший обзор половецкого присутствия на Балканах, в частности, в Первом Болгарском царстве до и сразу после монгольского завоевания в 1241 году26. Андраш Палочи-Хорват описывает присутствие половцев в средневековой Венгрии, подробно останавливаясь на чередовании союзов и военных столкновений, начиная с самых ранних этапов половецко-венгерской истории, а также на восприятии этой особенности взаимоотношений венгерскими

27

хрониками27.

Другим исследованием, важным для данной работы, является монография кембриджского исследователя Норы Беренд «At the gate of Christendom: Jews, Muslims and 'Pagans' in Medieval Hungary, C. 1000-C. 1300»28. Беренд фокусируется на моделях восприятия половцев, прослеживая судьбу нехристианских меньшинств на территории средневековой Венгрии. Автор останавливается на появлении половцев в Венгрии, их последующей седентеризации и ассимиляции в венгерском обществе, при этом разбирая случаи разнообразных социально-политических конфликтах, сопровождавших этот процесс. В шестой главе монографии ('Christian Perception and Attitude') Беренд особое внимание уделяет конфессиональному фактору в процессе интеграции социальной группы в уже сформировавшееся сообщество.

Судьбу половцев в Венгрии с точки зрения встраивания их в венгерское сообщество прослеживает и лингвист Éva Kincses-Nagy в статье A Disappeared People and a Disappeared Language: the Cumans and the Cuman Language in

26 Vasary, Istvan. Cumans and Tatars: Oriental Military in the Pre-Ottoman Balkans, 1185-1365. Cambridge: Cambridge University Press, 2005.

27 Paloczi-Horvath, Andras, Pechenegs, Cumans, Iasians: steppe people in medieval Hungary. Budapest: Corvina, 1989.

28 Nora Berend, At the Gate of Christendom. Jews, Muslims and "Pagans" in Medieval Hungary, c. 1000- c. 1300 Cambridge: Cambridge Univerity Press. 2001.

13

Hungary29. Анализируя те немногие лингвистические данные, которые можно найти в виде топонимов в местах оседлости половцев, записей детских рифм и молитвы «Отче наш», автор приходит к выводу, что языковая ассимиляция произошла позднее, чем принято было думать, а значит на интеграцию половцев могли повлиять внутренние демаркационные процессы, характеризующиеся взаимным отчуждением.

В современной исследовательской парадигме интерес к восприятию половцев проявили также русские исследователи А.Ф. Литвина и Ф. Б. Успенский, не раз отмечавшие, что отношение к половцам русских летописцев было продиктовано, с одной стороны, сложившейся письменной традицией, а с другой стороны, сосуществовало с набором сложных дипломатических практик30. Л. С. Чекин, А. Ю. Карпов рассматривали образ половцев через систему христианской географии и призмы эсхатологии и провиденциализма, унаследованными русской летописной традицией из византийских хроник31.

Близкими к теме исследования оказываются статья Е. Л. Конявской «Половцы в ранних летописях: оценки и интерпретации летописцев», где автор прослеживает «обиходное восприятие» половцев, отмечая переход образа половцев от «неперсонифицированных упоминаний» к изображению их как «общности» или «индивидуумов»32, статья Д.А. Добровольского «Восприятие половцев в летописании XI-XIII вв.» подчеркивающая отсутствие механического переноса эсхатологических характеристик, амбивалентность и гибкость выявленных ранее стереотипов восприятия

29 Kincses-Nagy, Eva. A disappared people and a disappeared language: the Cumans and the Cuman language in Hungary, JOURNAL OF ENDANGERED LANGUAGES. 2013 (2). 171-186.

30 Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Русские имена половецких князей: Междинастические контакты сквозь призму антропонимики. М., 2013. С. 102.

31 Чекин Л. С. Безбожные сыны Измаиловы: Половци и другие народы степи в древнерусской книжной культуре // Из истории русской культуры. М., 2000; Карпов А .Ю. Эсхатологические ожидания в Киевской Руси конца XI - начала XII в. Отечественная история, 2002. № 2.

32 Конявская Е.Л. Половцы в ранних летописях: оценки и интерпретации летописцев // Словяне (Slovene). 2015. № 1-2. С. 180-190.

степняков33, а также монография M^. Андрейчевой «Образы иноверцев в Повести временных лет», где с позиции религиозной имагологии автор рассматривает изображение представителей нехристианских народов (описания их культов, обычаев, нравов и т.д.) в летописи и приходит к заключению о ключевой роли религиозных представлений в формировании образа иноверцев34. Исследование А. В. Лаушкина «Русь и соседи: история этноконфессиональных представлений в древнерусской книжности XI-XIII вв.» посвящено детальному рассмотрению провиденциальных моделей описания отношений Руси соседними народами. Автор делает любопытные выводы об отсутствии в древнерусских текстах узкой этнофобии (включая отношение к половцам), а также о зависимости негативных характеристик в образе кочевников от интенсивности военных столкновений35.

Одним из самых современных исследований, посвященным половцам, может считаться монография итальянского исследователя Lorenzo Pubblici «Cumani Migrazioni, struture di potere e società nell'Eurasia dei nomadi (secoli X-XIII)»36, где автор, следуя за анализом взаимодействий оседлых и кочевых народов АМ. Хазанова (в частности, «Кочевники и внешний мир» - «Nomads and the Outside World»37) и Питера Голдена, излагает историю половцев как иконичное воплощение истории всех степняков, «парадигму кочевников, которые на протяжении веков путешествовали с краев Азии, чтобы добраться до ворот Европы» («Qïpcaq-Cumani rappresentano il paradigma dei nomadi che dall'estremità dell'Asia viaggiarono nei secoli fno a raggiungere le porte

33 Добровольский Д.А. Восприятие половцев в летописании - вв. // Диалог со временем. Вып. 39. М., 2012. С. 286-294.

34 Андрейчева М.Ю. Образы иноверцев в «Повести временных лет». Спб.: Нестор-История, 2019.

35 Лаушкин А.В. Русь и соседи: история этноконфессиональных представлений в древнерусской книжности XI-XIII вв. - М.:Университет Дмитрия Пожарского. Русский фонд содействия образованию и науке, 2019.

36 Pubblici, Lorenzo. Cumani: Migrazioni, strutture di potere e societa nell'Eurasia dei nomadi (secoli X-XIII). 2021.

37 Khazanov A.M. Nomads and the Outside World, University of Wisconsin Press. 1994.

dell'Europa»)38.

В заключение чрезвычайно краткого обзора работ, сформировавших дискуссионную площадку для диссертации, хотелось бы отметить, что, рассматривая образ половцев в средневековых источниках нельзя не вписывать его в контекст исследований феномена варварства. Здесь оказывается полезным, в частности, исследование «Barbarism and Religion: the First Decline and Fall» Джона Покока, где автор вслед за Эвардом Гиббоном раскрывает комплексность этого определения, столь любимого византийской традицией и её наследникам39. Кроме того, мы обращаемся к работам, определяющих роль понятия «варварство» в средневековой риторике, например, «The Image of the Barbarian in Medieval Europe» В. Джонса, рассматривающего на базе ряда европейских средневековых хроник религиозный, территориальный, социальный, этнический и другие аспекты термина 'barbarus' в Средние века40.

Таким образом, привлекаемая в исследовании литература объединяет в себе тюркологические и источниковедческие исследования, работы, касающиеся дискурса номадизма, варварства и инаковости.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Гуревич Каролина Игоревна, 2021 год

БИБЛИОГРАФИЯ

Antonin, R., & Miller, S. M. The ideal ruler in medieval Bohemia. Brill. 2017.

Berend, Nora At the Gate of Christendom. Jews, Muslims and "Pagans" in Medieval Hungary, c. 1000- c. 1300. Cambridge: Cambridge Univcrity Press, 2001.

Brugmann K. Die Demonstrativpronomina der indogermanishen Sprachen. Leipzig, 1904.

Buhler, Karl. Sprachtheorie. Stuttgart, 1934. Рус. перевод. Бюлер К. Теория языка. М., 1993.

Eastmond A. Royal imagery in medieval Georgia. Philadelphia: The Pennsylvania State University Press, 2010.

Fillmore, Charles J. Towards a descriptive framework for spatial deixis // Speech place and action. Jarvella, R.J. and W. Klein eds., London: Wiley & Sons, 1882.

Finegan, Edward. Language: Its Structure and Use. 5th ed. Thomson/Wadsworth, 2008.

Golden Peter. Cumanica I: The Qipcaqs in Georgia // Archivum Eurasiae Medii Aevi. Vol. 4. 1984. P. 45-87.

Golden, Peter "Aspects of the Nomadic Factor in the Economic Development of the Kievan Rus' / Nomads and their Neighbours in the Russian Steppe. Turks, Khazars and Qipchaqs, ed. by Peter Benjamin Golden. Cornwall: Ashgate, 2003.

Golden, Peter. «An introduction to the history of the Turkic Peoples». Harrassowitz Verlag, 1992.

Golden, Peter. «Studies on the Peoples and Cultures of the Eurasian Steppe», 2011.

Golden, Peter. Varia Collected Studies Series. Aldershot - Burlington, VT: Ashgate, 2003;

Jespersen O. Language: Its Nature, Development, and Origin. Glasgow, 2019. 565 p.

Jespersen, Otto. Language: Its Nature, Development, and Origin. London: George Allen and Unwin, 1922.

Jones, W. R., 'The image of the barbarian in medieval Europe', Comparative Studies in Society and History, 13 (1971), pp. 376-407.

Khazanov A.M. Nomads and the Outside World, University of Wisconsin Press. 1994.

Kincses-Nagy, Eva. A disappared people and a disappeared language: the Cumans and the Cuman language in Hungary, JOURNAL OF ENDANGERED LANGUAGES. 2013 (2). 171-186.

Levinson, Stephen C. Pragmatics. Cambridge: CUP, 1983.

Lyons, John. Deixis as the source of reference // Formal semantics of natural language. E.L. Deenan eds. Cambridge: CUP, 1981.

Lyons, John. Language and Linguistics: an introduction. Cambridge: CUP, 1981.

Lyons, John. Semantics. Cambridge: CUP, 1977.

Nikolaishvili S. Byzantine imperial ideology and political thinking: Model for the 12th-century Georgian kingship // Phasis. № 13-14. 2011. P. 345-352.

Paloczi-Horvath, Andras, Pechenegs, Cumans, Iasians: steppe people in medieval Hungary. Budapest: Corvina, 1989.

Pocock, J.G.A. Barbarism and religion: Volume three, the first decline and fall. 2003.

Pubblici, Lorenzo. Cumani: Migrazioni, strutture di potere e societa nell'Eurasia dei nomadi (secoli X-XIII). 2021.

Spinei, Victor. The Great Migrations in the East and South East of Europe from the Ninth to the Thirteenth Century. Cluj-Napoca: Romanian Cultural Institute, 2003.

Vasary, Istvan. Cumans and Tatars: Oriental Military in the Pre-Ottoman Balkans, 1185-1365. Cambridge: Cambridge University Press, 2005.

Абрамович Д. И. Исследование о Киево-Печерском патерике как историко-литературном памятнике // Изв. Отд-ния русского языка и словесности. М., 1901.

Адрианова-Перетц В. П. Сюжетное повествование в житийных памятниках XI—XIII вв. // Истоки русской беллетристики: Возникновение жанров сюжетного повествования в древнерусской литературе / АН СССР, ИРЛИ; отв. ред. Я. С. Лурье - Л. : Наука, 1970.

Андрейчева М.Ю. Образы иноверцев в «Повести временных лет». Спб.: Нестор-История, 2019.

Анисимова Т. В. Хроника Георгия Амартола в древнерусских списках XIV-XVII вв. М., 2009.

Анчабадзе З. В.. Кипчаки Северного Кавказа по данным грузинских летописей. Нальчик, 1960.

Апресян Ю. Д. Дейксис в лексике и грамматике и наивная модель мира // Семиотика и информатика. 1997. № 35. С. 272-298.

Апресян Ю. Д. Типы соответствия семантических и синтаксических актантов. Проблемы типологии и общей лингвистики. СПб., 2006.

Байгарина Г. П. Пассивные конструкции в русском языке XVII в. Автореферат дисс. канд. филол. наук. Л., 1978

Барсов Е. В. «Слово о полку Игореве» как художественный памятник Киевской дружинной Руси. М., 1889.

Башлыкова М.Е. Топика житий в Киево-Печерском патерике редакции 1661 года : автореф. дис. канд. филол. наук / Башлыкова М.Е.; [Моск. пед. гос. ун-т].

230

М., 2008.

Башлыкова, М. Е. Богословие страдания в Киево-Печерском патерике / М. Е. Башлыкова // Литература Древней Руси и Нового времени : Сборник материалов IX Всероссийской научно-практической конференции «Древнерусская литература и литература Нового времени», посвященной памяти профессора Николая Ивановича Прокофьева, Москва, 30-31 января 2017 года. М., 2017.

Бенвенист Э. Общая лингвистика. М., 1974.

Бережков Н. Г. Хронология русского летописания. М., 1963.

Бобров А. Г. Русская земля // Энциклопедия "Слова о полку Игореве": В 5 т. СПб., 1995. Т. 4. Слово. 1995. С. 243-245.

Боровский Я. Е. Византийские, старославянские и старогрузинские источники о походе русов в VII в. на Царьград // Древности славян и Руси / Отв. ред. Б. А. Тимощук. М.: Наука, 1988.

Буданова В. П. Варвары и варварство в антропологии цивилизаций // Цивилизация и варварство. [Вып. 1]: Трансформация понятий и региональный опыт / Отв. ред. В. П. Буданова, О. В. Воробьева. М.: ИВИ РАН, 2012.

Ведюшкина И. В. «Чувство-мы» в Повести временных лет // Восточная Европа в древности и средневековье: Древняя Русь в системе этнополитических и культурных связей. Чтения памяти члена-корреспондента АН СССР В. Т. Пашуто. М., 1994. С. 5-8.

Ведюшкина И. В. Формы проявления коллективной идентичности в Повести временных лет // Образы прошлого и коллективная идентичность в Европе до начала Нового времени. М., 2003. С. 286-310.

Вилкул Т. Л. О проявлениях местного патриотизма: («Наши» в летописании XI-XIII вв.) // Образы прошлого и коллективная идентичность в Европе до начала Нового времени. М., 2003. С. 311-320.

Водолазкин Е. Г. Всемирная история в литературе Древней Руси (на материале хронографического и палейного повествования XI-XV веков). СПб., 2008.

Волкова Т. Ф. Художественная структура и функции образа беса в Киево-Печерском патерике // Тр. отдела древнерус. лит. Л., 1979.Т. 33.

Воронин Н. Н. Политическая легенда в Киево-Печерском патерике // Тр. отдела древнерус. лит. М. ; Л., 1955. Т. 11.

Воронцова Т. А. Особенности письма и языка Синайского патерика. - Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. Л., 1985;

Воскресенская Е. А. «Свое» и «Чужое» в древнерусской словесности: к вопросу об идеологической составляющей сказаний Симона в Киево-Печерском патерике // Вестник РГГУ Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2007. №9.

Гаспаров Б. Поэтика «Слова о полку Игореве». Wien, 1984.

Гетманец М.Ф. Тайна реки Каялы. 3-е изд., перераб. и доп. Харьков, 2003.

Гиппиус А. А., Михеев С. М. Надпись об убийстве Андрея Боголюбского из Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2017. № 3 (69).

Голубовский П. В. Печенеги, торки и половцы: Русь и Степь до нашествия татар. М.: Вече, 2011.

Голубовский П. В. Половцы в Венгрии: исторический очерк. Киев: Тип. Имп. ун-та св. Владимира, 1889.

Грамматин Н. Ф. «Слово о полку Игореве...». М., 1823.

Гуревич К. И. Дейксис в описаниях русско-половецких взаимодействий // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2020. № 2 (80). С. 128-147.

Гуревич К.И. Половецкие патронимы в древнейших русских летописях. Генеалогия половецких родов, взаимодействующих с Русью, и «долголетие» половецких князей / Colloquia Russica. 2017. №7.

232

Данилевский И. Н. Повесть временных лет: герменевтические основы изучения летописных текстов. - М., 2004.

Данков В.Н. Страдательные причастия и возвратные формы глагола в составе пассивных конструкций в древнерусском языке. Автореф. дисс. канд. филол. наук. М., 1976.

Дмитриев Л. А. Глагол «каяти» и река Каяла в «Слове о полку Игореве» / / ТОДРЛ. М.; Л., 1953.

Добровольский Д.А. Восприятие половцев в летописании - вв. // Диалог со временем. Вып. 39. М., 2012. С. 286-294

Дубенский Д. Н. Слово о плъку Игореве, Свтъславля пЪстворца старого времени / Объясненное по древним письменным памятникам магистром Д. Дубенским. М., 1844 [рец.: Буслаев Ф. И. // Москв. 1845. № 1. Критика.

Живов В. М. Особенности рецепции византийской культуры в Древней Руси // Из истории русской культуры. М., 2000. Т. 1: Древняя Русь.

Зализняк А. А. Древненовгородский диалект. 2-е издание, переработанное с учетом материала находок 1995-2003 гг. М.: Языки славянской культуры, 2004.

Зализняк А. А. Древнерусские энклитики. М.: Языки славянских культур, 2008.

Звагельский В.Б. "За Шеломянемъеси" (К вопросу о реалиях "Слова о полку Игореве") // Былые годы. № 31 (1). 2014. С. 124-128.

Зимин А. А. Ипатьевская летопись и «Слово о полку Игореве» // История СССР. 1968. № 6.

Зимин А. А. Когда было написано «Слово»? // ВЛ. 1967. №. 3. С. 144-169;

Ивакин И. М. Князь Владимир Мономах и его поучение: Ч. 1. М.: Унив. тип., 1901.

Иванова Т. А. Заметки о лексике Синайского Патерика (к вопросу о переводе

233

Патерика Мефодием)//Проблемы современной филологии. Сборник статей к 70-летию В.В.Виноградова. М.1965.

Инков А. А. Древняя Русь и половцы во второй половине IX - первой трети XIII века. Саранск, 2001.

Истрин В. М. «Книгы временыя и образныя Георгия Мниха. Хроника Георгия Амартола в древнем славянорусском переводе», Т. 1. Текст, исслед. и словарь. Петроград., 1920.

Истрин В. М. Откровение Мефодия Патарского и апокрифические видения Даниила в византийской и славяно-русской литературах. Исследование и тексты. М., 1897.

Карамзин Н. М. История Государства Российского. Т. 2. М.: Книга, 1988, 75; 8283; 109.

Каргалов В.В. Русь и кочевники. М., 2004. С. 43-73;

Карпов А. Ю. Эсхатологические ожидания в Киевской Руси конца XI - начала XII в. Отечественная история, 2002. № 2.

Карпов А.Ю. Исследования по истории домонгольской Руси М.: Квадрига, 2014.

Карсанов А. Н. «Об одном известии Ипатьевской летописи»// Аланы: история и культура / отв. ред. Тменов В. Х.; Сев.-Осет. ин-т гуманит. исслед. Владикавказ: СОИГИ, 1995.

Киево-Печерский патерик: библиографический указатель, 1661-2008 гг./ Федер. агентство по образованию, Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького, Науч. б-ка, Справ.-библиогр. отдел ; [сост. Н. В. Кошелева]. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2009.

Ким Н.Л. Средства выражения залоговых отношений в древнерусских текстах: Автореф. дисс. канд. филол. наук. Л., 1985.

Кириллин В. М. "Киево-Печерский патерик": нумерология литературных мастеров // Символика чисел в литературе Древней Руси (XI-XVI века). СПб.: Алетея, 2000;

Князький И.О. Русь и степь. М., 1996.С. 41-65

Конявская Е.Л. Арсеньевская редакция Киево-Печерского патерика и Тверской Желтиков монастырь // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2005. № 3(21).

Конявская Е.Л. Половцы в ранних летописях: оценки и интерпретации летописцев // Словене (Slovene). 2015. № 1-2. С. 180-190.

Крысько В. Б. Залоговые отношения // Древнерусская грамматика XII - XIII вв. М., 1995.

Кубарев А. М. Исследования о Патерике Печерском и описание древнейшего списка // ЧОИДР. 1847. Вып. 9.

Кудряшов К. В. Половецкая степь. М., 1948.

Кудряшов К. В. Про Игоря Северского, про землю Русскую. Историко-географический очерк о походе Игоря Северского на половцев в 1185 г. М., 1959.

Кузьмин А. Г. Ипатьевская летопись и «Слово о полку Игореве»: (По поводу статьи А. А. Зимина) // История СССР. 1968. № 6. С. 64-87.

Лавров Л. И. Избранные труды по культуре абазин, адыгов, карачаевцев, балкарцев / сост.: Абазов А. Х. Нальчик, 2009.

Лаушкин А.В. Русь и соседи: история этноконфессиональных представлений в древнерусской книжности XI-XIII вв. - М.:Университет Дмитрия Пожарского. Русский фонд содействия образованию и науке, 2019.

Литаврин Г.Г. Киево-Печерский патерик о работорговцах-иудеях в Херсоне и о мученичестве Евстратия Постника // Византия и славяне: (Сборник

235

статей). СПб.: Алетейя, 2001.

Литаврин Г. Г. Болгария и Византия в XI-XII вв. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1960.

Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Русские имена половецких князей: Междинастические контакты сквозь призму антропонимики. М., 2013.

Лихачев Д. С. Ист. и полит. кругозор «Слово о полку Игореве» и культура его времени. Л., 1978. С. 75—149.

Лихачев Д. С. Комментарии // Повесть временных лет. М.; Л., 1950. Т. 2. С. 239—240, 252—253.

Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы.

Лихачев Д. С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М.; Л., 1947.

Мавродин В. В. Происхождение русского народа. Л., 1978. С. 148—169 .

Мавродина Р. М. Киевская Русь и кочевники. Историографический очерк. Л., Наука. 1983.

Макарий, еп. Винницкий. Обзор редакций Киево-Печерского патерика, преимущественно древних // ИОРЯС. 1856. Т. 5.

Макеева И.И. Древнейшие славянские рукописи с чудесами Николая Мирликийского. К проблеме славянского перевода // Добрый кормчий. Почитание святителя Николая в христианском мире. Сборник статей. Сост. и общ. род. А.В. Бугаевский. М.: Скиния, 2010.

Мароевич Р. Категория поссесивности как критерий подлинности «Слова о полку Игореве» // ФН. 1990. № 3.

Марр Н. Я. О языке и истории абхазов / отв. ред. акад. Мещанинов И. И. М. . Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1938.

Марфунина И.А. К истории формирования возвратных глаголов (развитие структурных средств выражения сосредоточенности действия в субъекте). Автореферат дисс. канд. филол. наук. М., 1970 и др. VI в. М., 1952.

Менгес К. Г. Восточные элементы в «Слове о полку Игореве». Л., 1979.

Мещерский Н.А. История Иудейской войны Иосифа Флавия в древнерусском переводе. М. . Л., 1958.

Михеев С. М. Кто писал «Повесть временных лет»? / РАН, Ин-т славяноведения / отв. ред. Николаева Т. М. М., 2011.

Мургулия М. П., В. П. Шушарин. Половцы, Грузия, Русь и Венгрия в XII-XIII веках [Текст] / М. П. Мургулия, В. П. Шушарин . Отв. ред. акад. Г. Г. Литаврин . М., РАН. Ин-т славяноведения и балканистики., 1998.

Насонов А. Н. «Русская земля» и образование территории древнерусского государства. М., 1951 .

Никифоров С.Д. Глагол, его категории и формы в русской письменности второй половины XVI в. М., 1952.

Николаев Н. И. Патерик Синайский // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1 (XI — первая половина XIV в.). Л., 1987. С. 316—321.

Ольшевская А. А. Типолого-текстологический анализ списков и редакций Киево-Печерского патерика // Древнерусские патерики / Изд. подгот. Л. А. Ольшевская и С. Н. Травников. М., 1999.

Павлов, Пламен. Половцы во внутриполитической жизни Византии и Болгарии ХШ-. XIV вв. / Stratum plus, 6 (2005 -2009), 388 - 404.

Падучева Е. В. Семантические исследования. Семантика времени и вида в русском языке. Семантика нарратива. М., 1996. 464 с.

Падучева Е. В. Семантические явления в высказываниях от 1 лица: Говорящий и Наблюдатель // Славянское языкознание. XIV Международный съезд славистов. Охрид, 10-16 сентября 2008 года. Доклады российской делегации. М., 2008. С. 372-395.

Падучева Е. В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью. М.: Наука, 1985. Изд. 6-е, 2010.

Падучева Е. В. Семантические исследования. Семантика времени и вида в русском языке. Семантика нарратива. М.: Языки славянской культуры, 1996. Изд. 2-е, 2010.

Падучева Е. В.. Диатеза и диатетический сдвиг // Russian Linguistics. Vо1. 26. № 2. 2002.

Панченко О. В. Поэтика уподоблений (к вопросу о «типологическом» методе в древнерусской агиографии, эпидейктике, гимнографии) // ТОДРЛ. СПб., 2003. Т. 54.

Пархоменко В. А. Следы половецкого эпоса в летописях. Проблемы источниковедения. М. . Л., 1940. Сб. 3.

Пиотровская Е. К. Византийские хроники IX века и их отражение в памятниках славяно-русской письменности («Летописец вскоре»

константинопольского патриарха Никифора). СПб., 1998.

Плетнева С. А. Половцы. М.: Ломоносовъ, 2010.

Плетнева С. А. Древности черных клобуков //САИ. E1-19. М. 1973 .

Плетнева С. А. Кочевники средневековья. Поиски исторических закономерностей. М., 1982 .

Плетнева С. А. Кочевнический могильник близ Саркела — Белой Вежи // МИА. № 109. 1963 .

Плетнева С. А. О юго-восточной окраине русских земель в домонгольское время // КСИА. № 99. 1964 .

Плетнева С. А. Печенеги, торки и половцы в южнорусских степях // МИА. № 62. 1958 .

Плетнева С. А. Половецкие каменные изваяния //САИ. Е4-2. М., 1974 . Плетнева С. А. Половцы. М., 2010.

Расовский Д. А. Печенеги, торки и берендеи на Руси и в Угрии // SK. VI. Praga. 1933 .

Расовский Д. А. Половцы // SK. VII-X. Praga. 1935 .

Робинсон А. Н. «Русская земля» в «Слове о полку Игореве» // ТОДРЛ. 1976. Т. 31. С. 123—136 .

Рогов А. И. О понятии «Русь» и «Русская земля» (по памятникам письменности XI — нач. XII вв.) // Формирование раннефеод. народностей. М., 1981. С. 151—156.

Руди Т.Р. Топика русских житий (вопросы типологии) // Русская агиография : исследования, публикации, полемика / Рос. акад. наук, Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом) . отв. ред. С.А. Семячко. СПб., 2005.

Рыбаков Б. А. «Слово о полку Игореве» и его современники. М., 1971 .

Рыбаков Б. А. Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи. М., 1963 .

Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. Происхождение

Руси и становление ее государственности. М., 2013. 626 с. Рыбаков Б. А. Петр Бориславич: Поиск автора «Слова о полку Игореве». М., 1991.

Рыбаков Б. А. Русские летописи и автор «Слова о полку Игореве». М., 1972 .

Смолич И. К. . Русское Монашество: Возникновение. Развитие. Сущность (9881917). М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 1997.

Соколова Л. В. Мотив живой и мертвой воды в "Слове о полку Игореве" // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН. Т. 48. СПб.: Дмитрий Буланин, 1993.

Соловьев С. М. История России с древнейших времен, кн. 1, т. 1, С. 61, 395 . Ключевский В. О. Курс русской истории. — Соч.: В 8-ми т. М., 1956, т. 1, ч. 1. С.67.

Стеллецкий В. И. Слово о полку Игореве / Вступ. статья, ред. текстов, прозаич. и поэтич. переводов, примеч. к древнерус. тексту и словарь В. И. Стеллецкого . Стихотв. переложение и пояснения к нему Л. И. Тимофеева. М., 1965.

Стрельцова М.И. Функционирование страдательного залога в древнерусском языке. Автореф. дисс. канд. филол. наук. Л. 1973.

Татищев В. Н. Собрание сочинений. Т. I. История Российская. Ч. I. Гл. 2. М., 1994..

Творогов О. В. О «Своде древнерусских житий» // Русская агиография: Исследования. Публикации. Полемика. СПб., 2005.

Творогов О. В. Шеломя // Энциклопедия "Слова о полку Игореве": В 5 т. — СПб.: Дмитрий Буланин, 1995. С. 228—230.

Творогов О.В. «История Иудейской войны» Иосифа Флавия // СККДР. Вып. 1.

Творогов О.В. Древнерусские хронографы. Л. 1975.

Тихомиров М. Н. Древняя Русь. М., 1975.

Толочко А. П. Похвала или Житие? (Между текстологией и идеологией княжеских панегириков в древнерусском летописании) // Palaeoslavica.

Vol. 7. 1999. С. 26-38.

Топоров В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре. М., 1995. Т. 2.

Успенский Б. А. Борис и Глеб: восприятие истории в Древней Руси. М.: Языки русской культуры, 2000.

Успенский Б. А. Дейксис и вторичный семиозис в языке // Вопросы языкознания. 2011. № 2. С. 3-30.

Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей. Реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского. М., Изд-во Моск. ун-та, 1982.

Успенский Б. А. Семиотика искусства. М., 1995.

Успенский Ф. Б. Скандинавы. Варяги. Русь: Ист.-филол. очерки / РАН, Ин-т славяноведения. М., 2002.

Устинова О. А. Древнейшие русские сказания о чудесах Николая Мирликийского (конец XI — начало XII века): Дисс. к. филол. н. СПб., 2006.

Устрялов Н. Г. Русская история. СПб., 1837, ч. 1, с. 143—144.

Федоров-Давыдов Г. А. Город и область Саксин в XII—XIV вв. // Древности Восточной Европы. М., 1969 .

Федоров-Давыдов Г. А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов. М., 1966 .

Федотов А. О значении слова Русь в наших летописях // Рус. ист. сборник. М., 1837. Т. 1. С. 104—121 .

Флорес А. Г. Пути искупления греха и спасения души в древнерусской литературе // Текст, контекст, интертекст: Сб. науч. ст. по материалам Междунар. науч. конф. XV Виноградовские чтения: В 3 т. Т. 2: Русская

241

литература. История. Междисциплинарные гуманитарные проблемы / [Под ред. И. Н. Райковой]. М.: Общество с ограниченной ответственностью «Книгодел», 2019. С. 406-409.

Хайдеггер М. Бытие и время / Пер. с нем. В. В. Бибихина. Харьков: Фолио, 2003.

Чекин Л. С. Безбожные сыны Измаиловы: половцы и другие народы степи в древнерусской книжной культуре // Из истории русской культуры. М.: Языки русской культуры, 2000. Т. 1: Древняя Русь.

Чекин Л. С. К исследованию "еврейской темы" в истории русской словесности: сюжет о ритуальном убийстве // Новое литературное обозрение. №104. 2010.

Шахматов А. А. Киево-Печерский патерик и Печерская летопись // Шахматов А. А. История русского летописания. СПб., 2003. Т. 1. Кн. 2.

Шахматов А. А. Повесть временных лет/ А. А. Шахматов. Петроград : издание Археографической комиссии , 1916. Т. 1.

Юрасовский А.В. Грамоты XI - середины XIV в. в составе русских летописей // История СССР. 1982. № 4.

Ягич И.В. Служебные минеи за сентябрь, октябрь и ноябрь: В церковнославянском переводе по русским рукописям 1095-1097 г. / Труд [по опубликованию и вступ. ст.] орд. акад. И.В. Ягича. - СПб. : Отд-ние рус. яз. и словесн. Имп. АН, 1886. С. 84-85.

Якобсон Р. О. Шифтеры, глагольные категории и русский глагол / пер. с англ. А. К. Жолковского // Принципы типологического анализа языков различного строя. М.: Наука, 1972.

Яковлева Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира: модели пространства времени и восприятия. М., 1994.

Янин В. Л. Некрополь Новгородского Софийского собора. М., 1988.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.