Образ "особого человека" в западном кинематографе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.09, кандидат наук Воронецкая-Соколова Юлия Георгиевна

  • Воронецкая-Соколова Юлия Георгиевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2016, ФГБНИУ «Российский институт истории искусств»
  • Специальность ВАК РФ17.00.09
  • Количество страниц 165
Воронецкая-Соколова Юлия Георгиевна. Образ "особого человека" в западном кинематографе: дис. кандидат наук: 17.00.09 - Теория и история искусства. ФГБНИУ «Российский институт истории искусств». 2016. 165 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Воронецкая-Соколова Юлия Георгиевна

Введение

Глава 1.Эволюция образа «особого человека» в западном кинематографе

1.1. Образ «особого человека» до появления кинематографа

1.2. Образ «особого человека» в период немого кино (1895 - 1930 гг.)

1.3. Образ «особого человека» в фильмах довоенного периода (1930 - 1939 гг.)

1.4. Образ «особого человека» в фильмах послевоенного периода (1945 - 1960 гг.)

1.5. Образ «особого человека» в фильмах конца 1960-х и 1970-х гг

1.6. Образа «особого человека» в западном кинематографе конца XX - начала XXI вв

1.7. Экранный образ «особого человека» в социокультурном контексте Западной Европы и

США

Глава 2. Образ «особого человека» в художественной структуре фильма

2.1. Образ «особого человека» как существенный элемент идейно-эстетической системы фильма

2.2. Функция образа «особого человека» в драматургической структуре фильма

2.2.1. «Особый человек» как парадигма экзистенциальной драмы

2.2.2. «Особый человек» как Андердог в актантной модели фильма

2.2.3. «Особый человек» как Трикстер

2.2.4. «Особый человек» как Супермен

2.2.5. «Особый человек» как Монстр

2.2.6. «Особый человек» как Жертва

Глава 3. Экранное художественное пространство в фильмах об «особом человеке»101

3.1. Субъективный мир «особого человека»

3.2. Способы и приемы создания образа субъективного мира «особого человека»

3.2.1. Монтажные приемы, используемые для передачи мировосприятия «особого человека»

3.2.2. Световое и цветовое решение эпизодов, передающих субъективный мир «особого человека»

3.2.3. Звуковые средства, передающие образ субъективного мира «особого человека»

3.2.4. Создание на экране субъективного мира «особого человека» с помощью

компьютерных технологий

Заключение

Библиографический список использованной литературы

Приложение. Алфавитный указатель фильмов

ВВЕДЕНИЕ

За последнее столетие отношение в обществе к людям с физическими или психическими отклонениями в значительной мере изменилось. Наиболее явно и ярко эволюция этого отношения отразилась в произведениях западного киноискусства, созданных в XX - начале XXI вв.

В настоящее время нет единой терминологии, определяющей людей, имеющих те или иные отклонения от общепринятой нормы здоровья (при том, что сегодня количество людей-инвалидов насчитывает в мире более 600 миллионов человек): одни употребляют слово «инвалидность», другие - «ограниченные возможности здоровья» (ОВЗ). В данной работе мы будем использовать понятие «особый человек» («exceptional people»), имеющее более широкий смысл и обозначающее человека с инвалидностью и заболеваниями, нарушающими функции жизнедеятельности, что определяет его особые потребности.

Содержание понятия «особый человек» сложилось на Западе в период с 1970-х по 1990-е годы на основании поэтапного переосмысления инвалидности как явления, требующего для человека с нарушением в здоровье специальных условий его социализации и равноправной жизнедеятельности в обществе. В отличие от российской модели инвалидности, зарубежная парадигма отходит от определения «человек с инвалидностью» или «человек с ограниченными возможностями», считая, что инвалидность это результат взаимодействия людей с нарушениями здоровья и барьерами в обществе1, а ограничения возникают при столкновении с общественными предрассудками, и именно общество обязано устранить эти преграды2. В соответствии с Международной классификацией болезней (ICD 9-10) и Международной классификацией функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (ICF) отклонения от общепринятой нормы здоровья включают в себя физические, сенсорные, психические и интеллектуальные аспекты.

Данная дефиниция («exceptional people», «exceptional children», «people with exceptional needs») активно используется зарубежными3, а сегодня все чаще и

1 Преамбула Конвенции о правах инвалидов // Сайт ООН. Конвенции и соглашения. URL:http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml (дата обращения: 17.02.2016)

2 Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов // Сайт ООН. Конвенции и соглашения. URL:http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disabled.shtml (дата обращения: 17.02.2016)

3Blackbourn J. M., Patton J.R., Trainor A. Exceptional Individuals in Focus. 7th edition. Upper Saddle River, New Jersey, 2003; Селигман, М. Обычные семьи, особые дети / М.Селигман, Р.Дарлинг; пер. с англ.; Изд. 2-е. М.,

отечественными социологами, психологами и коррекционными педагогами, что позволяет применять его и в искусствоведении как наиболее корректное определение4.

Подобный концепт «особого человека» позволяет рассматривать образ персонажа с нарушением здоровья в западном киноискусстве в соответствии с господствующей в этом социокультурном контексте парадигмой. Исходя из описанной системы взглядов на «особого человека», можно говорить о следующих категориях киногероя: а) с устойчивой физической аномалией (карликовость, последствия ДЦП, травма, парализованность и др.); б) с тяжелыми, неизлечимыми заболеваниями (онкология и др.); в) с сенсорными нарушениями (слепота, глухота и др.); г) с психическими расстройствами (аутизм, шизофрения, паранойя и др.); д) с интеллектуальными нарушениями (слабоумие, синдромом Дауна и др.).

Уникальность создания такого образа в экранном искусстве раскрывается в пространственно-временном характере кинематографа и его аудиовизуальной природе. Если внешний облик необычного персонажа благодаря отличительным телесным признакам, указывающим на увечье и аномалию, считывается сразу же, при его появлении в кадре (аналогично восприятию изобразительного искусства и фотографии), то временная составляющая фильма позволяет более глубоко репрезентовать специфику многогранного образа человека.

Сложная природа образа особого человека обуславливает неоднозначность и противоречивость трактовок в обращении к нему за многовековую историю человечества в рамках искусства, визуально воплощающего персонаж. Поэтому, говоря о западном кинематографе, нельзя не затронуть и культурную традицию репрезентации образа «особого человека» в европейском изобразительном искусстве и фотографии, которые демонстрируют своеобразную избирательность образов и интерпретацию инвалидности в соответствии с культурной парадигмой соответствующей эпохи.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Образ "особого человека" в западном кинематографе»

Актуальность исследования

Трактовка образа «особого человека», все чаще встречающаяся в современном игровом и документальном кино, за последние годы претерпела значительные изменения, что определялось политическим, социокультурным контекстом, а также изменениями в киноэстетике. Образы «особых людей» сегодня, как никогда прежде, становятся знаковыми фигурами экрана, и это естественный отклик времени.

4Колесин А. Н. Творческая реабилитация особых людей как феномен культуры. // Творческая реабилитация детей, подростков и молодых людей с особыми потребностями: материалы международной научно-практической конференции 30 ноября - 1 декабря 2001 года. СПб., 2001. С.23-28.; Заболоцкис Е.Ю. Особые дети и взрослые в России: закон, правоприменение, взгляд в будущее / Е.Ю.Заболоцкис М., 2013.

Автор экранного произведения раскрывает картину мира и презентует свою рефлексию через художественные образы и прежде всего через образы персонажей. При этом образ героя является, с одной стороны, плодом художественного творчества, а с другой - отражением реальной действительности. Происходит творческое преображение исходного материала, создается новое явление, занимающее свое особое место в мире реальности. Смысл образа раскрывается лишь в коммуникативной ситуации - через восприятие его зрителем, и итог этих субъект-объектных отношение зависит от воспринимающей личности, ее целей, общего контекста культуры и сиюминутного настроения.

Современный кинематограф способен передать на экране сложность и многогранность ситуаций, персонажей, их разнородность. В результате порой возникают причудливые и сложные для анализа формы функционирования персонажа, что в первую очередь касается образа «особого человека», для трактовки которого необходимо искать адекватный подход.

Экран обращается «особому человеку» и к проблемам «инаковости», начиная с самых первых шагов кинематографа. Используя в построении образа устоявшиеся в массовом сознании клише и архетипы, кино со свойственной ему пространственно-временной спецификой оказалось способно раскрыть глубинный смысл явления в уникальной форме драматургического произведения. «Особый» герой, выполняя в кинопроизведении функции монстра, жертвы, трикстера или активного протагониста отражает то превалирующее отношение к явлению инвалидности, которое актуально в обществе в настоящий момент и соответствует авторской позиции, то есть киноискусство в той или иной мере выражает умонастроения человеческого сообщества, либо отвечает его ожиданиям.

Духовное содержание художественного образа воплощается в жанровой интерпретации, реализуя основной конфликт в конкретной форме, подразумевающей специфический эстетический и коммуникативный принципы. Драма «особого человека» и его ситуация в мире раскрывается в пространственно-временном континууме экранного произведения в соответствии с идеей, философией и сформировавшимся или формируемым общественным мнением. История ста двадцати лет экранного искусства в этом отношении демонстрирует многоуровневую и сложную картину смешения разных взглядов предыдущих эпох и обретения новых парадигм. Религиозное, экзистенциальное, атеистическое, гуманистическое и мультикультурное мировоззрения, переплетаясь и реализуясь в поле актуализации «особого человека» и его проблематики, демонстрируют

многообразие трактовок разрешения древнейшей человеческой проблемы болезни и ограничения возможностей.

Образ человека с инвалидностью в этом смысле представляет собой некую специфичную по сравнению с обычным героем фигуру, поскольку острота проблемы внутреннего и внешнего конфликта доведена здесь до крайней степени, воплощаясь как в искажении физического тела, так и в острых душевных страданиях. В этой связи персона «особого человека» становится невероятно притягательной для кинорежиссеров, реализующих свои замыслы в аудиовизуальной специфике фильма, экранного времени и пространства - неслучайно именно человек с отклонениями в поведении или в физическом здоровье становился отправной точкой для творческого экспериментирования и новаторства.

Сегодня, когда происходят существенные изменения в киноискусстве, нам представляется своевременным обобщить опыт воплощения экранного образа «особого человека» в кинокартинах, созданных в ХХ и начале XXI вв., проследив основные этапы трансформации трактовки и функционала этого образа в зависимости от изменений в обществе, от появления новых художественных направлений, развития и расширения инструментария киноязыка.

Неординарная природа «особого человека» побуждала кинорежиссеров разных периодов в истории экрана к творческим исследованиям и к желанию использовать колорит и фактуру нестандартных исполнителей для глубокого раскрытия человеческой натуры. Непосредственный контакт и взаимодействие с уникальным феноменом инаковости дали импульс к творчеству таких режиссеров как Тод Браунинг, Вернер Херцог, Жако Ван Дормаль, которые лишь со временем были поняты публикой. Их авторский взгляд на «особого человека» отличают органичное взаимодействие режиссера с исполнителем и шокирующе эпатажное воздействие на зрителя. Сложная грань между экранным образом, прочитываемым как жесткая метафора, и непривычным космосом инакового оказывается тем водоразделом, который отделяет художественный прием от проницательного наблюдения, любования колоритом «особого» исполнителя.

Очевидно, что специфичность образа «особого человека», сказывающаяся во внешнем отличии от нормы тела и поведения, считываемая как аномалия и отклонение от обычного здорового, давала возможность кинорежиссерам ХХ века (немой период и 6070-е годы) эксплуатировать эти аспекты при построении художественной метафоры, а порой и карикатуры. Прямое соотнесение формы и содержания, внешнего и внутреннего, отсылающее к примерам аллегории человеческих пороков в изобразительном искусстве, наряду с комически насмешливым аттракционом гэга с участием «особого человека», что

было характерно для первой половины ХХ века, в XXI веке оказывается неуместным и позорным. Тенденция на гуманистическое, дружелюбное отношение к инаковому не допускает интерпретации этого образа как носителя зла. Такая динамика изменения трактовки персонажа с инвалидностью в художественной практике игрового кинематографа представляется богатым полем для исследования механизмов и предпосылок построения экранного образа, причинно-следственных связей многообразия интерпретаций.

Актуально обратиться к мощному пласту западного кинематографа, предоставляющего целый ансамбль разноликих и многозначных интерпретаций образа «особого человека», поскольку именно западная цивилизация, родоначальница гуманистической философии, сформировала отличный от российского взгляд на проблему инвалидности и связанной с ней инаковости. Что воплощается в рефлексии киноискусства, и согласно герменевтическому методу «любое высказывание имеет не просто однозначный смысл, заключенный в его языковом и логическом строении, - любое высказывание мотивировано, а стоящий за высказыванием вопрос придает ему смысл»5. В то же время именно зарубежный кинематограф предоставляет исследователю богатое поле для анализа и классификации данного образа в связи с глубоким осмыслением и разработкой феномена инвалидности в западной культуре и на экране, что в дальнейшем укажет пути понимания как в другой, российской парадигме может исследоваться данное явление.

Актуальность данного исследования заключается том, что кинематограф, все чаще обращаясь к образу необычного героя, использует уникальные коммуникативные свойства и способен моделировать и формировать образцы гуманистического отношения к человеку с инвалидностью в общественном сознании. Создание позитивного экранного образа и его глубокое прочтение соответствует современным представлениям о ценности личности и аксиологической доминанте XXI века. Фильм как коммуникативное послание представляет собой специфическую форму социально-идеологического воздействия, которую можно определить как предъявление образца, модели поведения в определенных обстоятельствах. «Характер этой модели в первую очередь симптоматическим образом свидетельствует о состоянии умов ее создателей»6.

Иными словами, экранное воплощение образа «особого человека» - это яркое свидетельство трансформаций в обществе, происходящих под влиянием социокультурных и политических тенденций. И, наконец, актуальность исследования состоит в том, что

5 Гадамер Г.-Г. Семантика и герменевтика // Актуальность прекрасного. М., 1991. С.66.

6Куренной В. Философия фильма: упражнение в анализе. М., 2009.

образ человека с инвалидностью в игровом кинематографе отечественным киноведением практически не изучен.

Степень научной разработанности.

Основательных научных искусствоведческих работ, посвященных образу «особого человека» в кино, на русском языке пока что не появилось. Из зарубежных источников можно назвать отдельные труды (в основном американских и европейских культурологов и киноведов), посвящённые истории и проблемам репрезентации человека с инвалидностью в художественном кинематографе. Одним из самых глубоких исследований можно считать книгу Мартина Нордена «Кинематограф изоляции: История физической инвалидности в кино», в которой рассматривается история обращения американского художественного кинематографа к образу «особого человека», начиная с самых первых шагов киноискусства7. В своей книге Норден проводит последовательный анализ появления и развития образа человека с физической инвалидностью в американской киноиндустрии. Исследователь тщательно выверяет тесную связь между политикой, состоянием общества, историческим моментом и сложной системой кинопроизводства, которая обуславливает жанровую специфику кинопроизведения и способ репрезентации «особого человека».

Особое внимание автор уделяет непосредственной связи между доминирующими стереотипами инвалидности в американской культуре и обществе и их воплощением на экране в виде художественного образа, рассматривая динамику изменения трактовки образа инвалида в контексте поэтапного становления и развитии американского кинопроизводства как индустрии массовой развлекательной продукции, подвергающейся давлению цензуры и политическому контролю. Норден проводит детальный анализ причин формирования в обществе начала ХХ века (и, соответственно, на экране) негативного стереотипа инвалида-мошенника и злодея и последующую его трансформацию в образ устрашения. Социальное клише изгоя и популярный жанр «фрик-шоу» времен Великой депрессии исследователь связывает с социоэкономической ситуацией и негативным наследием устоявшегося в обществе отторжения инвалида. Норден отмечает также ретроградное торможение послевоенного периода (1947-1960), когда индивидуальный опыт реабилитации и тема «гражданских звезд», активно прибегавшая к образу «особого человека», не получили развития в связи с так называемым «blacklisting» в Голливуде, антикоммунистическими и антисоциальными

7Norden M. The Cinema of Isolation: A History of Physical Disability in the Movies. New Jersey, 1994.

тенденциями. Внутриполитические изменения и активное общественное движение в середине ХХ века в американском обществе трансформируют и кинорепрезентацию «особого человека», выводят на новый уровень проблему человека, реабилитируя инвалида как личность и открывая этому образу различные пути в кино.

Норден дает оценку продюсерской системе и ориентации на мейнстрим, обуславливающей продвижение образа на широкий экран, и делает выводы о взаимоактивном воздействии на формирование нового отношения к инвалиду кинематографа и общества. Приводимая исследователем обширная фильмография и обзор, охватывающий период вплоть до конца ХХ века, дают возможность проследить эволюцию образа человека с физической инвалидностью, изменение его в американской культуре.

Отдельные аспекты исторического анализа кинорепрезентации инвалидности как состояния общества автор представляет и в других своих трудах - «Жертвы, злодеи, святые и герои: Кино представления о людях с ограниченными физическими возможностями», «Жуткая связь инвалидности и Зла в кино и на телевидении»8.

Революционные изменения в отношении общество к людям с инвалидностью, последовавшие после принятия в США Актов об инвалидах9, а также последующие постановления и конвенции ООН10 (Организация Объединенных Наций провозгласила 1981 год Годом инвалида, а период 1983-1992 - Десятилетием инвалидов) открыли дорогу активной работе научного сообщества по анализу и созданию регулирующих рекомендаций в отношении репрезентации «особых людей» как в кино, так и в СМИ. Образ «особого человека» становится предметом исследования специалистов в области философии, социологии, социальной и визуальной антропологии, которые активно используют художественную образность кино с целью анализировать явление инвалидности в обществе.

Исследования инвалидности (disability) как явления жизни человека в качестве направления в социогуманитарных науках оформилось в США и Европе в конце ХХ века на основе феминизма, философии, социологии, теории меньшинств и критики власти.

8Norden M. Victims, Villains, Saints, and Heroes: Movie Portrayals of People with Physical Disabilities // Beyond the stars, Vol. 1: stock characters in American popular film / edited by Paul Loukides and Linda K. Fuller. Bowling Green, Ohio, 1990. P.222-233; Norden, Martin F. The 'Uncanny' Relationship of Disability and Evil in Film and Television // The changing face of evil in film and television / edited by Martin F. Norden. Amsterdam; New York, NY., 2007. P.125-144.

9Pletcher D., Russeau-Pletcher A. History of the Civil Rights Movement for the Physically Disabled. Perspectives. Electronic Journal / American Association of Behavioral and Social Sciences. 2008. URL: https://googledrive.com/host/0BwYZA6eD9SMqN0k5QV9YMkhGZ00/Perspectives/Perspectives2008/AABSS200 8Article5DisabilityHistory.pdf (дата обращения:17.02.2016)

10Инвалиды - развитие и права человека для всех // Сайт ООН. Документы. URL:http://www.un.org/ru/rights/disabilities/docs.shtml (дата обращения: 17.02.2016)

Политико-практическая своевременность этих исследований была обусловлена движениями за свободу середины ХХ века и критикой дискриминационных социальных практик.

Доктор философии Калифорнийского университета в Беркли Эллен Самуэлс исследует амбивалентность образа калеки «жертва-монстр» на экране в контексте доверия и недоверия. Обращаясь к американской литературе Х1Х-ХХ века, она отмечает, что появление репрезентации мошенника схоже с образом современного трикстера, и подчеркивает, что наличие самого определения инвалидности как единой социальной категории в ранних немых фильмах ассоциировалось с обманом. Самуэлс проводит линию от короткометражек немого периода с центральным образом калеки-обманщика к современным художественным лентам («Афера», 1973; «Поменяться местами», 1983; «Отпетые мошенники», 1988; «Подозрительные лица», 1995). На основе проведенного анализа исследователь делает вывод, что кинематограф конца ХХ века вскрывает спекуляцию на образе инвалидности. Экран, однозначно разоблачая обман игры на доверии и жалости персонажа-негодяя, сознательно уводит от темы судьбы истинного человека с инвалидностью, который априори не мыслится обманщиком и ожидающим подачек. Проводится четкая грань между добропорядочным человеком и мошенником, который нарушает законы как уважительного отношения между людьми, так и правовыми отношениями11.

Сборник «Экранизация инвалидности: Очерки о кино и инвалидности» представляет собой анализ различных аспектов в экранном воплощении «особого человека» - от наследия Тода Браунинга, посттравматического цикла американского кино (1970-1976) до специфических опытов Кроненберга12. Группа авторов уделяет большое внимание проблеме инакового тела, его использования для создания негативных социальных метафор и образов зла и анализируют репрезентацию человека с инвалидностью в исследованиях, материалом для которых стало его кинематографическое воплощение, в частности характерна работа Т. Шекспира «Искусство лжи? Представления и инвалидность в кино»13. Сам факт разнопланового исследования, проведенного разными авторами, говорит об определенной разработанности темы в контексте голливудской киноиндустрии, начиная с периода Немого кино до конца ХХ века.

11 Samuels Hellen «From Melvill to Eddie Murphy / The disability Con in American Literature and Film» University of California, Berkeley 2006 march P. 61-82. URL: http://www.highbeam.com/doc/1G1-148979330.html (дата обращения: 17.02.2016)

12Screening disability: essays on cinema and disability. Edited by Christopher R. Smith, Anthony Enns. Lanham, Md., 2001.

13 Shakespeare T. Art and lies?; representations and disability on film. In: Disability discourse / edited by Mairian Corker and Sally French. Buckingham UK., 1999. P. 164-172.

Вышедший в 2010 году под редакцией С. Чиверс и Н. Маркотич сборник «Проблема тела: проектирование инвалидности в кино» заостряет внимание на формировании образа инвалидности на экране и воздействии его на зрителя14. Критическому анализу подвергается социальное негативное выделение по телесным знакам, аналогично расовым, или по половому признаку. Отмечается проективная функция экранного произведения по отношению к социокультурному контексту. В то же время телесность и ее эксплуатирование на экране в качестве художественного средства становятся полем внимания Шарон Снайдер в работе «Жанры тела и инвалидность чувств: проблема нового документального кино об инвалидности»15. Автор отмечает, что в научной литературе мало внимания уделяется динамической взаимосвязи между зрителями и образами, представленными персонажами с ограниченными возможностями.

Можно отметить также труды социологов М. Ризера и К. Барнса, в которых анализируются репрезентации инвалидности в истории кино с точки зрения антидискриминационных регулирующих принципов современности16. Авторы делают акцент на принципе негативного клейма в предыдущую эпоху и на тенденции построения позитивного визуального образа в современности, исследуют место человека с инвалидностью в культурной традиции общества.

Своеобразное разоблачение и разрушение несправедливости по отношению к конкретной группе общества, которая претерпела многолетнее оскорбление и дискриминацию, становится для авторов поводом к глубокому анализу природы этого явления в американской культуре ХХ века. Большое внимание исследователи отводят изучению конструирования стереотипов на основе внешних признаков. Таковы работы Дж. Нельсон «Невидимая культурная группа: образы инвалидности» в сборнике «Травмирующие образы: живописные стереотипы в СМИ»17, Н. Бомбаси «Уроды в конце модернистской американской культуры: Натанаэл Вест, Джуна Барнс, Тод Браунинг, и

14The problem body: projecting disability on film. Edited by Sally Chivers and Nicole Markotic'. Columbus., 2010.

15Snyder S. L. Body Genres and Disability Sensations: The Challenge of the New Disability Documentary Cinema // Cultural locations of disability. Chicago, 2006.

16Rieser R. Disabling Imagery: A teaching guide to disability and moving image media. BFI. London, 2004; Barnes C. Generating Change: Disability Culture and Art. Behinderung und Dritte Welt / Journal for Disability and International Development // 19 Jargang, Ausgabe1, 2008. p.4-13. URL: http://disability-studies.leeds.ac.uk/files/library/Barnes-Generating-Change.pdf (дата обращения: 17.02.2016)

17 Nelson Jack A. The invisible cultural group: images of disability // Images that injure : pictorial stereotypes in the media / edited by Paul Martin Lester and Susan Dente Ross; foreword by Everette E. Dennis. Edition 2nd ed. Westport, Conn., 2003 P.175-192.

Карсон Маккалерс»18 и Р. Адамс «Интермедия США: Уроды и американское культурное воображения»19.

Можно сказать, что зарубежные авторы, обращаясь к теме «особого человека» в художественном кинематографе, в большей степени затрагивали проблемы не столько искусствоведения и киноведения, сколько анализировали состояние общества и культуры, которое давало ту почву, из которой произрастали экранные воплощения. С другой стороны, исследователи опирались в своих концепциях на положение о том, что кинематограф сам формирует определенные стереотипы и модели, являясь неотъемлемой частью механизма пропаганды и политического воздействия.

Специализированные периодические издания в различных социогуманитарных областях показывают глубокую заинтересованность исследователей в экранной репрезентации инвалидности, являющейся отражением доминирующих тенденций гуманистического пути общества в отношении инвалида («Disability & Society» 1980, «Journal of Rehabilitation» 1981, «Social Policy» 1982, «Rehabilitation Psychology» 1985, «International Journal of Rehabilitation Research» 1988, «Chronicle of Higher Education» 1997, «Media Culture & Society» 1997, «Exceptional Children» 1998, «Journal of Special Education» 1998, «Journal of Popular Film and Television» 2002, «New Review of Film and Television Studies» 2005, «Journal of Popular Culture» 2006, «Research & Practice for Persons with Severe Disabilities» 2007, «Teaching Exceptional Children Plus» 2007, «Canadian Journal of Film Studies» 2008, «Review of Education, Pedagogy & Cultural Studies» 2009). Многочисленные публикации затрагивают художественные образы как наглядное пособие в работе коррекционных педагогов, психологов и специалистов в области реабилитации. Критические материалы отражают чуткость общественных организаций и профессиональных авторитетов в отношении экранной культуры и политкорректности кинематографа.

Кинематограф и его образная система стали полем исследования проблематики состояния общества у российских исследователей Е. Ярской-Смирновой, П. Романова, В. Суковатой, следующих прогрессивной тенденции зарубежного движения за гражданское общество и равноправие людей с инвалидностью20. Опираясь на опыт зарубежных

18 Bombaci N. Freaks in late modernist American culture: Nathanael West, Djuna Barnes, Tod Browning, and Carson McCullers New York, 2006.

19 Adams R. Sideshow U.S.A : freaks and the American cultural imagination. Chicago, 2001.

20Ярская-Смирнова Е. Р., Романов П. В. Коламбия Пикчерз не представляет... Поэтика и политика кинорепрезентации инвалидности // Визуальные аспекты культуры: сборник научных статей. Ижевск, 2006. С.214-233.; Ярская-Смирнова Е., Романов П. Герои и тунеядцы: иконография инвалидности в советском визуальном дискурсе // Визуальная антропология: режимы видимости при социализме / Под ред. Е.Ярской-Смирновой, П.Романова. М., 2009. С.289-331; Суковатая В. Другое тело: инвалид, инвалид, урод и

исследований в области культуры, социологии и визуальной антропологии российские авторы проводят анализ советского и постсоветского общества на основе кинематографических образов художественных и документальных фильмов21.

Открывшаяся перспектива интегрирования российского общества в поле международных гуманистических тенденций гражданского общества, ратификация Россией конвенций ООН позволяет прослеживать причинно-следственные связи между культурным явлением кинематографа и изменением идеологии с целью вскрытия и трансформации отношения к «особому человеку». Выявляя посредством анализа устойчивые негативные кинопрезентации инвалида, авторы приходят к выводу о состоянии общества, внутрисоциальных коммуникациях и дискриминационной политики в СССР по отношению к людям с инвалидностью и укоренившейся негативной практики исключать этот образ. Таким образом, исследователи сигнализируют о лицемерной, искаженной ситуации в социокультурном контексте, в котором идеология формировала посредством искусства кино общественное мнение.

Отечественные исследователи в области искусствоведения и киноведения затрагивали в своих трудах лишь отдельные аспекты воплощения в художественном кинематографе образа «особого человека», не проводя при этом детального анализа проблемы в целом. Для советского периода была характерна острая критика в отношении буржуазных тенденций зарубежного экрана. В этой связи необходимо отметить статьи кинокритика Георгия Капралова, который детально анализировал образ героя и его эволюцию в западном кино. Активный период работы этого автора пришелся на сложную эпоху 60-80-х годов, когда западное кино протеста и бунта предоставляло зрителю целый пласт кинопроизведений содержащих жесткую социальную метафору, для создания которой активно привлекался образ инвалидности22. Материалы серии научных сборников, посвященные экранной образности и анализу типажа современного героя, позволяют оценить общую картину кинофестивалей, идеологическую направленность художественного кинематографа периода 1960-1980-х годов, с целью определить место необычного персонажа в общей картине экранного искусства того времени23.

Работы киноведа Янины Маркулан, посвященные анализу жанра фильма ужасов обращаются к структуре и форме устрашающего образа антагониста24. В текстах

конструкции дизабилити в современной культурной критике 2012. URL: http://magazines.russ.ru/nz/2012/3/s7-pr.html (дата обращения: 17.02.2016)

21 Булгакова О. Фабрика жестов. М.: Новое литературное обозрение, 2005; Дашкова Т. Телесность -

Идеология - Кинематограф: Визуальный канон и советская повседневность. М., 2013.

22Капралов Г. Человек и миф: Эволюция героя западного кино (1965-1980). М., 1984.

23 Мифы и реальность: Буржуазное кино сегодня: сборник статей. М., 1966; 1972; 1974.

24Маркулан Я. «Киномелодрама. Фильм ужасов». Ленинград, 1978.

прослеживается взаимосвязь изменения образа отрицательного персонажа и исторического момента. Анализ жанровой природы произведений, начиная с самых ранних лент, дает возможность автору показать алгоритм построения экранного образа монстра, который по мере приближения к современности терял стигмы искажения во внешнем виде, все больше сливаясь с обычном окружением.

Переводные труды, посвященные творчеству отдельных кинорежиссеров, дали материал для анализа авторского подхода и художественного метода, связанного с непосредственным использованием необычного исполнителя и образа «особого человека». Среди таких книг можно отметить все переведенные на русский язык тексты И. Бергмана и материалы о его творчестве, книги, посвященные творчеству Вернера Херцога и Ларса фон Триера, а также отдельные статьи и публикации в отечественных периодических изданиях о кино. В «Киноведческих записках», «Сеансе», «Искусстве кино» можно найти фрагментарное освещение проблемы показа на экране «особого человека» и статьи, косвенно затрагивающие данный вопрос.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Воронецкая-Соколова Юлия Георгиевна, 2016 год

- 566 с.

22. История красоты / под ред. Умберто Эко; пер. с ит. А.А.Сабашниковой. -М.:Слово, 2009. - 440 с.

23. История уродства / под ред. Умберто Эко; пер. с ит. А.А.Сабашниковой, И.В.Макарова, Е.Л.Кассировой, М.М.Сокольской. - М.: Слово, 2007. - 456 с.

24. Капралов, Г. Человек и миф: Эволюция героя западного кино (1965-1980) / Г.Капралов. - М.: Искусство, 1984. - 397 с.

25. Коган, М.С. Морфология искусств / М.С. Коган. - Ленинград: Искусство, 1972. -440 с.

26. Колотаев, В.А. Метаидентичность: киноискусство и телевидение в системе построения способов жизни / В.А. Колотаев. - СПб.: Нестор-История, 2010. - 318с

27. Кравченко, А.И. Культурология: Словарь / А.И.Кравченко. — М.: Академический проект, 2000. - 671 с.

28. Кракауэр З. Природа фильма. Реабилитация физической реальности / Зигфрид Кракауэр. - М.: Искусство, 1974. - 235 с.

29. Кракауэр, З. Психологическая история немецкого кино От «Калигари до Гитлера» / Зигфрид Кракауэр. - М. Искусство, 1977. - 352 с.

30. Кронин, П. Знакомьтесь - Вернер Херцог / Пол Кронин; Пер. с англ. Е.Микериной.

- М.: Rosebud Publishing, Пост Модерн Текнолоджи, 2010. - 376 с.

31. Куренной, В. Философия фильма: упражнения в анализе / В. Куренной. - М.:НЛО. 2009. - 232 с.

32. Кэмпбелл, Д. Герой с тысячью лицами / Джозеф Кэмпбелл; пер с англ. К.Семенова; под ред. И.Старых. - Киев: София 1997. - 336с.

33. Лазарев, В.Н. История византийской живописи / В.Н.Лазарев. - М.: Искусство, 1986.- 329 с.

34. Лотман, Ю.М. Структура художественного текста / Ю.М.Лотман. - М.: Искусство, 1970 - 384 с.

35. Лурселль, Ж. Авторская энциклопедия фильмов / Жак Лурселль; пер. с фр. С.Козина.- М.: Rosenbud; Пост Модерн Технолоджи Галерия, 2009. - 1008 с.

36. Маркулан, Я. Киномелодрама. Фильм ужасов / Янина Маркулан. - Ленинград: «Искусство», 1978. - 189 с.

37. Мартен М. Язык кино / М.Мартен; вступ.ст. и общ. ред. Сергея Юткевича; пер. с фр. Е.М.Шишмаревой. - М.: Искусство, 1959. - 292 с

38. Мировое кино: история искусства экрана / Рос. ин-т культурологи; авт.-сост. серии К.Э.Разлогов — М.: Эксмо, 2011.— 688 с. ил., 22 л. цв. вкл.— (Сокровищница мировой культуры).

39. Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский. - М.:Советская энциклопедия, 1991. - 736 с.

40. Мегаполис эпох модерна и постмодерна в кино: от «Метрополиса» до «Города грехов» топология современности: сборник статей. - Самара: Самар. гуманит. акад., 2007 -180 с.

41. Медынский, С.Е. Мастерство оператора-документалиста / С.Е. Медынский - М.: "Издательство 625", 2008. — 304 с

42. Миролюбова, Г.А. Русская фотография 1840-1910 годы: из собрания Эрмитажа / Г.А.Миролюбова, Т.А.Петрова. - Ленинград: Государственный Эрмитаж, 1991. - 53 с.

43. Митта, А. Кино между адом и раем.раем: кино по Эйзенштейну, Чехову, Шекспиру, Куросаве, Феллини, Хичкоку, Тарковскому.../ Александр Митта. - М.: ACT: Зебра Е; Владимир: ВКТ, 2010. - 508 с.

44. Мифы и реальность. Буржуазное кино сегодня: сборник статей. - М.: Искусство, 1966. - 325 с.

45. Мифы и реальность: сборник статей. вып. 3. - М.: Искусство, 1972. - 341 с.

46. Мифы и реальность: сборник статей. вып. 4. - М.: Искусство, 1974. - 269 с.

47. Монтегю А. Мир фильма. Путеводитель по кино / А.Монтегю. - Л.: Искусство, 1969. - 279 с.

48. Морен, Э. Кино, или воображаемый человек (фрагменты) / Эдгар Морен; перевод с фр. М.Ямпольского. - Киноведческие записки № 25, 1996. - С.193-205

49. Нечай, О.Ф. Основы кино / О.Ф.Нечай, Г.В.Ратников; под ред. И.В.Вайсфельда. 2-е изд., перераб. и доп.— Минск: Высшэйшая школа, 1985. - 368 с.

50. Новые аудиовизуальные технологии: уч. пособ. / Отв. ред. К.Э.Разлогов. - Москва: Едиториал УРСС, 2005. - 288 с.

51. Нэрмор, Дж. Кубрик / Джеймс Нэрмор; Пер. с англ. Е.Микериной. - М.: Rosenbud Publishing, 2012. - 400 с.

52. Оксфордский словарь. Concise Oxford Russian Dictionary- М.: Издательский Дом ИНФРА-М, 2004. - 1007 с..

53. Омон, Ж. Эстетика фильма / Ж.Омон, А.Бергала, М.Мари, М.Верне; пер. с фр. И.И. Челышевой. - М.: Новое литературное обозрение, 2012. - 248 с.

54. Первый век кино: популярная энциклопедия / глав. ред., сост Л.Хренникова. - М.: Локид,1996. — 712 с.

55. Познин, В.Ф. Экранное пространство и время. Психология восприятия / В.Ф.Познин. - СПб.: изд. СПбГУКиТ, 2012. - 158 с.

56. Познин, В.Ф. Аудиовизуальный продукт: технология плюс творчество: Монография / В.Ф.Познин. - СПб.: СПбГУКиТ, 2006. - 256 с.

57. Покровский, И. Живопись катакомб. Памятники искусства и иконографии в древнехристианский период / И.Покровский; Очерки памятников христианского искусства. - СПб.: Лига-Плюс. 2000. - 412 с.

58. Пропп, В. Я. Исторические корни волшебной сказки / В.Я.Пропп. - СПБ.: Издательство Санкт-Петербургского университета 1996.- 365 с.

59. Разлогов К.Э. Искусство экрана. Проблемы выразительности К.Э. Разлогов. - М.: Искусство, 1982. - 158 с.

60. Ромм, М.И. Беседы о кино / М.И.Ромм. - М., Искусство, 1964 - 365 с.

61. Садуль, Ж. Всеобщая история кино / Жорж Садуль; пер с фр. - М.: Искусство. 1961.

- 3 т.- 625 с.

62. Садуль, Ж. Всеобщая история кино / Жорж Садуль; пер с фр. - М.: Искусство 1982.

- 4 т.- 526 с.

63. Сартр, Ж. П. Человек в осаде: мемуары / Ж.П.Сартр. - М.: Вагриус, 2006. - 320 с.

64. Селигман, М. Обычные семьи, особые дети / М.Селигман, Р.Дарлинг; пер. с англ.; Изд. 2-е. - М.: Теревинф, 2009. - 368 с. - (Серия «Особый ребёнок»).

65. Сергеенко, М.Е. «Жизнь Древнего Рима: Очерки быта / М.Е.Сергеенко. - СПб.: Журнал «Нева», изд.- торг. дом «Летний Сад», 2002. - 349 с.

66. Тертерян, И. «Виридиана» и испанская культура ХХ века / И. Тертерян // Луис Бунюэль. М.: Искусство, 1979. - 295 с.

67. Хлыстунова, С.Д. Специальные эффекты в зарубежном кинематографе: этапы истории / С.Д.Хлыстунова. - СПб.: РИИИ, 2012. - 288с.

68. Хренов, Н.А. Кино: реабилитация архетипической реальности / Н.АХренов. -М.:Аграф, 2006. - 704 с.

69. Чахирьян Г.П. Изобразительный мир экрана / Г.П.Чихирьян;иавт. предисл. Р.Юренев. - М.: Искусство, 1977. - 256 с.

70. Эйзенштейн, С. Неравнодушная природа. Т 1. Чувство кино / С.Эйзенштейн. - М.: музей кино. Эйзенштейн-центр. 2004. - 686 с.

71. Эйзенштейн, С.М.. Избранные произведения: в 6 томах / Сергей Михайлович Эйзенштейн; ред. С.И Юткевич. - М.: Искусство 1964.- 2 т. - 568 с.

72. Эйзенштейн, С.М. Избранные произведения: в 6 томах / Сергей Михайлович Эйзенштейн; ред. С.И Юткевич. - М.: Искусство, 1964. - 3 т. - 671 с.

73. Эйзенштейн, С.М. Избранные произведения: в 6 томах. / Сергей Михайлович Эйзенштейн; ред. С.И Юткевич. - М.: Искусство, 1968. - 5 т. - 599 с,

74. Эко, Умберто. Роль читателя. Исследования по семиотике текста / Умберто Эко; перевод с англ. и итал. С.Д. Серебряного. - СПб.: Симпозиум.2005. - 502 с.

75. Этимологический словарь русского языка М. Фасмера / М.Фасмер; пер. с нем. (с доп.). - М.: Прогресс, 1967. - Т.2. - 671с.).

76. Юнг, К.Г. Ответ Иову / Карл Густав Юнг; перевод с нем.- М.:ООО «Издательство АСТ»; «Канон+», 2001.-384с.

77. Юнг, К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов / Карл Густав Юнг; перевод с нем. -Минск: "Харвест", 2004. - 400 с.

78. Ямпольский М.Б. Память Тиресия. Интертекстуальность и кинематограф / М.Ямпольский. - М.: РИК Культура, 1993. - 464 с.

79. Ямпольский, М. Язык - тело - случай: Кинематограф и поиски смысла / М.Ямпольский. - М: Новое литературное Обозрение, 2004. - 376с.

80. Ястрибицкая, А.Л. Западная Европа XI - XII в. / А.Л.Ястрибицкая. - М. Искусство 1978. - 175 с.

Статьи

81. Брейгель. Художественная галерея. № 39, 2005г. DeAgostini UK Ltd. ЗАО Москва: «Издательский дом «Бурда». - 31 с.

82. Березовчук, Л. Н. Жанровый канон мюзикла в контексте художественной стратегии артхауса / Л.Н.Березовчук // Киноискусство и кинозрелище. Серия: Вопросы истории и теории кино. Ч. 2 - Зрелище как искусство/ сборник науч. Статей. [Ред.-сост. А.Л. Казин]; Российский ин-т истории искусств. - СПб., 2011. - С.46-74.

83. Гаврилов, Д. О функциональной роли Трикстера. Локи и Один как эддические трикстеры / Д.Гаврилов // Вестник Традиционной Культуры: статьи и документы. Вып. №3; под ред. докт. филос. наук А.Е.Наговицына. - М., 2005. - С.33-59.

84. Гаврилов, Д.А. К определению трикстера и его значимости в социо-культурной реальности / Д.А.Гаврилов // Первая Всероссийская научная конференция "Философия и социальная динамика XXI века: проблемы и перспективы", 15 мая 2006 г. [материалы]. -Омск: СИБИТ, ИПЭК, СРШБ (колледж), 2006. - C. 359-368.

85. Гусев, А. Субъективная камера в постклассическом зарубежном кинематографе (1960-2000) / А. Гусев // Киноведческие записки [М.], 2006. № 79. . [Электронный ресурс]. -URL: http://www.kinozapiski.ru/ru/article/sendvalues/1005/ (дата обращения: 16.02.2016)

86. Добротворская, К. Болезнь. Память о смысле / К.Добротворская // Сеанс. Журнал о кино. [СПб.], 1996. №13. [Электронный ресурс]. - URL:http://seance.ru/n/13/glava4-kosmos-bergmana/bolezn/ (дата обращения: 16.02.2016)

87. Довгополова О. Амбивалентность как характеристика образа Чужого // Свое и чужое в культуре Международный журнал исследования культуры 1(2) СПб.: Эйдос, 2011. С.26-31.[Электронный ресурс] URL. -www.culturalreserch.ru/files/open_issues/01_2011/IJCR_01(2)_2011_Dovgopolova.pdf (дата обращения: 16.02.2016)

88. Зобова, М. Р. . Молчание как одна из форм познания и осмысления действительности / М.Р.Зобова // Метафизика исповеди. Пространство и время исповедального слова: материалы международной конференции. СПб.: Издательство Института Человека РАН (СПб Отделение), 1997. - С.32. [Электронный ресурс]. URL: http://anthropology.ru/ru/texts/zobova_mr/confess_08.html (дата обращения: 16.02.2016)

89. Карлики в России XVII- начала XVIII века / Развлекательная культура России XVIII-XIX вв.: очерки истории и теории. СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. - С.143-152.

90. Колесин А. Н. Творческая реабилитация особых людей как феномен культуры / А.Н.Колесин // Творческая реабилитация детей, подростков и молодых людей с особыми потребностями: материалы международной научно-практической конференции 30 ноября - 1 декабря 2001 года. - СПб.: ГАООРДИ. 2001. - С. 23-28.

91. Комм, Д. Формулы страха / Д.Комм // Сеанс. Журнал о кино. [СПб.], 28.02.2012 // блог., [Электронный ресурс]. - URL: http://seance.ru/blog/fear-formula/(дата обращения: 23.04.2014)

92. Морен Э. Кино, или воображаемый человек (фрагменты) / Эдгар Морен; перевод с фр. М.Ямпольского. Киноведческие записки. №25, 1996. - С.193-205.

93. Самойлова, В.Е. Миф о герое и миф о супергерое / В.Е. Самойлова // Материалы научной конференции «Религия - наука - общество: проблемы и перспективы взаимодействия». Научно-издательский центр «Социосфера» Пенза, 2012. [Электронный ресурс]

URL:http://www.sociosphera.com/publication/conference/2012/125/mif_o_geroe_i_mif_o_supe rgeroe/ (дата обращения: 16.02.2016)

94. Самутина Н. Культовое кино: даже зритель имеет право на свободу // Философско-литературный журнал Логос. 5-6 (35). 2002. С.233-242. [Электронный ресурс] URL. www.ruthenia.ru/logos/number/35/13.pdf (дата обращения: 16.02.2016)

95. Суковатая, В. Другое тело: инвалид, урод и конструкции дизабилити в современной культурной критике / В.Суковатая // Неприкосновенный запас. 2012, № 3 (83) [Электронный ресурс]. - URL - :http://magazines.russ.ru/nz/2012/3/s7-pr.html (дата обращения: 16.02.2016)

96. Суковатая В. Образование как практики Другого / В.Суковатая // Высшее образование в России, 2004, №3. С. 133-140.

97. Трофименков М. Красная книга. Голливуд при Маккартизме: Надзиратели, жертвы, попутчики // Сеанс / Штудии. 2 июня 2015 [Электронный ресурс]. - URL: -http://seance.ru/blog/krasnaya-kniga-gollivud-pri-makkartizme-nadzirateli-zhertvy-poputchiki/ (дата обращения: 03.03.2016)

98. Фоменко, С. Возрожденный запрет. Фрик-культура и «Шоу уродов» Дрю Белла / С.Фоменко // Искусство кино. Журнал. [М.]. 2011. №3. [Электронный ресурс]. - URL:-http://kinoart.ru/ru/archive/2011/03/n3-article22(дата обращения: 24.01.2014).

99. Хлыстунова, С.В. Синтетическая среда и жанровая палитра кино: студия «ILM» и развитие цифровых визуальных эффектов / С.В.Хлыстунова // Киноискусство и кинозрелище. Серия: Вопросы истории и теории кино. Ч. 2 - Зрелище как искусство; сборник науч. статей. [Ред.-сост. А.Л. Казин ]; Российский ин-т истории искусств. - СПб. 2011. - С.75-123.

100. Цыркун Н. Бергман как экс-центрик. Бергман и Хичкок. Память о смысле / НЦыркун // Сеанс. Журнал о кино. [СПб.], 1996. №13. [Электронный ресурс]. - URL: http://seance.ru/n/13/glava4-kosmos-bergmana/bolezn/ (дата обращения: 20.01.2014).

101. Эко У. «Касабланка», или Воскрешение богов // Киноведческие записки. 2000. №45. С.53-56.

102. Ярская-Смирнова, Е.Р., Романов, П.В. Коламбия Пикчерз не представляет... Поэтика и политика кинорепрезентации инвалидности / Е. Р.Ярская-Смирнова, П.В.Романов // Визуальные аспекты культуры: сборник научных статей. - Ижевск: УдмГУ, 2006.- С. 214-233.

103. Ярская-Смирнова, Е., Романов, П. Герои и тунеядцы: иконография инвалидности в советском визуальном дискурсе / Е.Ярская-Смирнова, П.Романов // Визуальная

антропология: режимы видимости при социализме ; под ред. Е. Ярской-Смирновой, П. Романова. - М.: Вариант, ЦСПГИ, 2009. - С. 289-331.

Книги и статьи на иностранных языках

Книги

104. Adams Rachel. Sideshow U.S.A: freaks and the American cultural imagination. Chicago : University of Chicago Press, 2001. - 289 p.

105. Bal M. Narratology. Introduction to the Theory of Narrative. Toronto: University Press, Scholarly Publishing Division, 1985. - 256 p.

106. Beyond the stars, Vol. 1: stock characters in American popular film. / edited by Paul Loukides and Linda K. Fuller. Bowling Green, Ohio : Bowling Green University Popular Press, 1990. - 245p.

107. Blackbourn J. M., Patton J.R., Trainor A. Exceptional Individuals in Focus. 7th edition. Upper Saddle River, New Jersey: Pearson, 2003. - 336 p.

108. Bombaci Nancy. Freaks in late modernist American culture: Nathanael West, Djuna Barnes, Tod Browning, and Carson McCullers New York: Peter Lang, 2006. - 175 p.

109. Concise Oxford Russian Dictionary. М.: Издательский Дом ИНФРА-М, 2004. С.967.

110. Disability discourse / edited by Mairian Corker and Sally French. Buckingham ; Philadelphia, Pa. : Open University Press, 1999. - 226 p.

111. Images that injure: pictorial stereotypes in the media / edited by Paul Martin Lester and Susan Dente Ross; foreword by Everette E. Dennis. Edition 2nd ed. Westport, Conn.: Praeger, 2003. - 322 p.

112. Mitchell David T., Snyder Sharon L. Narrative Prosthesis: Disability and the Dependencies of Discourse. Ann Arbor: University of Michigan Press, 2000. - 211 p.

113. Norden M. The cinema of isolation: a history of physical disability in the movies. New Brunswick, New Jersey: Rutgers University Press, 1994. - 384 p.

114. Pasolini P. L'Expérience hérétique: Langue et cinema. - Paris: Traces Payot, 1976. - 278 p.

115. Rieser R. Disabling Imagery: A teaching guide to disability and moving image media. BFI. London: Disability Equality in Education, 2004. - 265p.

116. Screening disability: essays on cinema and disability. Edited by Christopher R. Smit, Anthony Enns. Lanham, Md.: University Press of America, 2001. - 193 p.

117. Siebers Tobin. Disability theory. Ann Arbor: University of Michigan Press, 2008. - 240p.

118. Snyder Sharon L., David T. Mitchell. Cultural locations of disability. Chicago: University of Chicago Press, 2006. - 283 p.

119. The problem body: projecting disability on film. Edited by Sally Chivers and Nicole Markotic'. Columbus: Ohio State University Press, 2010. - 239 p.

120. The changing face of evil in film and television / edited by Martin F. Norden. Amsterdam/New York, NY: Rodopi, 2007. - 244 p.

121. Weitzmann K., Kessler H.L. The Frescoes of the Dura Synagogue and Christian Art. Washington, DC: Dumbarton Oaks Research Library and Collection, 1990. - 202 p.

122. Wright David. Downs: History of disability. Oxford University Press, 2011- 239 p.

123. Wright Will. Six guns and Society: A Structural Study of the Western. University of California Press; First Edition, 1977. - 232 p.

Статьи

124. Barnes, C. Generating Change: Disability Culture and Art. Behinderung und Dritte Welt / Journal for Disability and International Development // 19 Jargang, Ausgabe1, 2008. - P. 4-13 [Электронный ресурс]. URL: http://disability-studies.leeds.ac.uk/files/library/Barnes-Generating-Change.pdf (дата обращения: 16.02.2016)

125. Nelson, Jack A. The invisible cultural group: images of disability // Images that injure: pictorial stereotypes in the media / edited by Paul Martin Lester and Susan Dente Ross; foreword by Everette E. Dennis. Edition 2nd ed. Westport, Conn.: Praeger, 2003 - P.175-192

126. Norden, Martin F. The 'Uncanny' Relationship of Disability and Evil in Film and Television. / The changing face of evil in film and television / edited by Martin F. Norden. Amsterdam; New York, NY: Rodopi, 2007. - P. 125-144.

127. Norden, Martin F. Victims, Villains, Saints, and Heroes: Movie Portrayals of People with Physical Disabilities / Beyond the stars, Vol. 1: stock characters in American popular film. / edited by Paul Loukides and Linda K. Fuller. Bowling Green, Ohio: Bowling Green University Popular Press, 1990. - P. 222-233.

128. Pletcher David, Russeau-Pletcher Ashlee. History of the Civil Rights Movement for the Physically Disabled. Perspectives. Electronic Journal / American Association of Behavioral and Social Sciences. 2008. [Электронный ресурс]. URL: https://googledrive.com/host/0BwYZA6eD9SMqN0k5QV9YMkhGZ00/Perspectives/Perspectiv es2008/AABSS2008Article5DisabilityHistory.pdf (дата обращения: 16.02.2016)

129. Samuels Hellen. From Melville to Eddie Murphy: The disability Con in American Literature and Film / Magazin Leviathan. 2006, 1 march. University of California, Berkeley P. 61-82 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.highbeam.com/doc/1G1-148979330.html (дата обращения: 16.02.2016)

130. Shakespeare, Tom/ Art and lies? Representations and disability on film / Disability discourse / edited by Mairian Corker and Sally French. Buckingham UK: Open University Press, 1999. - P. 164-172.

131. Stephens Daniel. Influence of the Hollywood Studio system 1930 - 1940 / Artfully Deranged, The Film Industry, Audience, trackback //Strange Conversation. Film Journal. [Электронный ресурс]. -URL:http://filmjournal.net/danielstephens/2007/04/03/influence-of-the-hollywood-studio-system-1930-1940 (дата обращения: 16.02.2016)

Электронные ресурсы

132. Инвалиды - развитие и права человека для всех // Сайт ООН. Документы [Электронный ресурс] URL:http://www.un.org/ru/rights/disabilities/docs.shtml (дата обращения:17.02.2016)

133. Преамбула Конвенции о правах инвалидов // Сайт ООН. Конвенции и соглашения [Электронный ресурс] URL:http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml (дата обращения: 17.02.2016)

134. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов // Сайт ООН. Конвенции и соглашения [Электронный ресурс] URL:http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disabled.shtml (дата обращения: 17.02.2016)

135. Berardinelli James. Forrest Gump // Reelviews [Электронный ресурс]. - URL: http://www.reelviews.net/movies/fZforrest.html (дата обращения: 16.02.2016)

136. Braudy Leo. Silence // The criterion collection. 18.08.2003. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.criterion.com/current/posts/297-the-silence (дата обращения: 16.02.2016)

137. Christerson Bernard. Qeen of Punt / Clinical Infectious Diseases Oxford Journals / 42 (9) 2006 [Электронный ресурс] URL: http://cid.oxfordjournals.org/content/42/9/1344.2.full#ref-3

138. Colins. American English Dictionary [Электронный ресурс] URL: http://www.collinsdictionary.com/dictionary/american/underdog (дата обращения: 16.02.2016)

139. Ebert Roger. Johnny got his gun // Movie Reviews and Ratings by Film Critic Roger Ebert. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rogerebert.com/reviews/johnny-got-his-gun-1971 (дата обращения: 16.02.2016)

140. Ebert Roger. Stuck on you //Movie Reviews and Ratings by Film CriticRoger Ebert. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rogerebert.com/reviews/stuck-on-you-2003 (дата обращения: 16.02.2016)

141. Ebert Roger. Forrest Gump // Movie Reviews and Ratings by Film Critic Roger Ebert. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rogerebert.com/reviews/forrest-gump-1994 (дата обращения: 16.02.2016)

142. Rehabilitating Section 504 // National Council on Disability. [Электронный ресурс]. -URL: https://www.ncd.gov/publications/2003/Feb122003 (дата обращения 03.03.2016)

143. Elkins, James R. Notes from Will Wright's Six Gun and Society // Lawyers and Film. [Электронный ресурс]. - URL: http://myweb.wvnet.edu/~jelkins/film04/hero.html (дата обращения: 16.02.2016)

144. Shannon Jeff. Access Hollywood: Disability in Recent Film and Television // New mobility. The magazine for active wheelchair users. 01.05.2003. [Электронный ресурс]. -URL: http://www.newmobility.com/2003/05/access-hollywood-disability-in-recent-film-and-television/ (дата обращения: 16.02.2016)

145. Skycam: An Aerial Robotic Camera System // Byte Magazine. October, 1985 [Электронный ресурс]. URL: http://archive.org/stream/byte-magazine-1985-10/1985_10_BYTE_10_10_Simulating_Society#page/n121/mode/2up (дата обращения: 16.02.2016)

146. The Internet Movie Database. Bird. Trivia [Электронный ресурс]. URL: http://www.imdb.com/title/tt0086969/trivia?ref_=tt_trv_trv (дата обращения: 16.02.2016)

Приложение. Фильмографическая справка

Содержит названия всех фильмов, упоминаемых на страницах данного исследования.

Приводятся: название фильма на русском языке (если есть другие прокатные названия, под которыми известен фильм, то они указываются в скобках), название на языке оригинала, год выпуска (в отдельных случаях - год создания), страна выпуска, фамилия режиссера.

Фильмы расположены в алфавите русских названий.

1. «Агнец божий» («Agnes of God», США, 1985) реж. Н. Джуисон

2. «Адам» («Adam», США, 2009) реж. М. Майер

3. «Альф» («Alien Life Form», США, 1986 -1990) ТВ.сериал телекомпании Alien Productions

4. «Амели» («Le Fabuleux Destin d'Amélie Poulain», Франция, Германия, 2001) реж. Жан-Пьер Жёне

5. «Афера» («The Sting», США, 1973) реж. Джордж Рой Хилл

6. «Бандиты времени» («Time Bandits», Великобритания, 1981) реж. Терри Гильом

7. «Без ума от любви / Моцарт и Кит» («Mozart and the Whale», США,2005) реж. Петтер Несс

8. «Без ума от Мэри» («There's Something About Mary», США, 1998) реж. Бобби Фаррелли, Питер Фаррелли

9. «Бенни и Джун» («Benny & Joon» США, 1993) реж. Джеремайя С. Чечик

10. «Бен Х» («Ben X», Бельгия, Нидерланды, 2007) реж. Ник Бальтазар

11. «Бессмертные» («The Immortals», США, 1995) реж. Брайан Грант

12. «Блеф слепого» («Blind Man's Buff», 1903) Alpha Trading Company реж. Артур Купер

13. «Большая рыба» («Big Fish», США, 2003) реж. Тим Бёртон

14. «Большой парад» («The Big Parade», США, 1925) реж. Кинг Видор

15. «Босиком по мостовой» («Barfuss», Германия, 2005) реж. Тиль Швайгер

16. «Бремя страстей человеческих» («Of Human Bondage», США,1934) реж. Джон Кромвель

17. «Будучи там» («Being There» США, 1979) реж. Хэл Эшби

18. «Вавилон» («Babel», США, Япония, Мексика, Франция, 2006) реж. Алехандро Гонсалес Иньярриту

19. «Великан» («The Mighty», США, 1998) реж. Питер Челсом

20. «Великолепная одержимость» («Magnificent Obsession», США, 1935) реж. Джон М. Стал

21. «Вечное возвращение» («L'Eternel retour», Франция, 1943) реж. Ж. Делануа

22. «Власть страха» («The Bone Collector», США, 1999) реж. Филлип Нойс

23. «Внутри себя я танцую» («Inside I'm Dancing», Великобритания, Ирландия, Франция, 2004) реж. Дэмиен О'Доннелл

24. «Возница» («Körkarlen», Швеция, 1920) реж. В. Шёстрём

25. «Возвращение домой» («Coming Home», США, 1979) реж. Хэл Эшби

26. «Волшебник страны Оз» («The Wizard Of Oz», США, 1939) реж. Виктор Флеминг

27. «Вспышка света» («A Flash of Light», США, 1910) Байограф Biograph Company реж. Д.У. Гриффит

28. «Виридиана» («Viridiana», Испания, 1961) реж. Люис Бунюэль

29. «Время прощания» («Le temps qui reste», Франция, 2005) реж. Ф. Озон

30. «Габи, правдивая история» («Gaby: A True Story», Мексика, США, 1987) реж. Луис Мандоки

31. «Газонокосильщик» («The Lawnmower Man», Великобритания, США, Япония,1992) реж. Бретт Леонард

32. «Гарри Поттер» («Harry Potter»,США, Великобритания, 2001-2011) ТВ.сериал Warner Bros.

33. «Головокружение» («Vertigo», США, 1958) реж. Альфред Хичкок

34. «Горбун» («The Hunchback», США, 1909) Vitagraph Company of America, реж. Van Dyke Brooke

35. «Горбун из Нотр-Дама» («The Hunchback of Notre Dame», США, 1923) реж. УоллесУорсли

36. «Дверь в дверь» («Door to Door», США, Канада, 2002) реж. Патрик Бейли

37. «Две сироты» («The two Orphans», США, 1911) реж. Отис Турнер, Френсис Боггс

38. «День восьмой» («Le huitième jour», Бельгия, 1996) реж. Жако Вандермель

39. «Дикий ребенок» («L' Enfant sauvage», Франция, 1970) реж. Франсуа Трюффо

40. «Джони, история жизни» («Joni», США, 1979) реж. Джеймс Коллиер

41. «Джонни взял ружье» («Johnny Got His Gun», США, 1971) реж. Далтон Трамбо

42. «Дождись темноты» («Wait until dark», США, 1967) реж. Теренс Янг

43. «Доктор Мабузе, игрок» («Dr. Mabuse, der Spieler», Германия 1922) реж. Фриц Ланг

44. «Доктор Стренджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил бомбу» («Dr. Strangeloveor: How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb», США, 1963) реж. Стенли Кубрик

45. «Дорога в Мандэлэй» («The Road to Mandalay», США, 1928) реж. Тод Браунинг

46. «Достичь небес» («Reach for the Sky», Великобритания ,1957) реж. Л. Гилберт

47. «Достучаться до небес» («Knockin' On Heaven's Door», Германия,1997) реж. Томас Ян

48. «Другая сестра» («The Other Sister», США, 1999) реж. Гэрри Маршалл

49. «Другой» («Der Andere», Германия, 1913) реж. Макс Макка

50. «Женщина-обезьяна» («La donna scimmia», Италия, 1963) реж. Марко Феррери

51. «Жестяной барабан» («Die Blechtrommel», ФРГ, 1979) реж. Фолькнер Шлёндорф

52. «Жизнь и цвет» («Vida y color», Испания, 2005) реж. Сантьяго Табернеро

53. «Жизнь как смертельная болезнь, передающаяся половым путем» («Zycie jako smiertelna choroba przenoszona drog^ plciow^», Польша, Франция, 2000) реж. Кшиштоф Занусси

54. «Жизнь на изнанку» («La vie а l'envers», Франция, 1965) реж. Ален Жессюа

55. «Жизнь прекрасна» («50/50», США, 2011) реж. Джонатан Ливайн

56. «Жилец» («Le Locataire», Франция, 1976) реж. Роман Полански

57. «Жутко громко и запредельно близко» («Extremely Loud and Incredibly Close», США, 2011) реж. Стивен Долдри

58. «Завещание доктора Мабузе» («Das Testament des Dr. Mabuse», Германия, 1933) реж. Фриц Ланг

59. «Заводила» («Kingpin», США, 1996) реж. Братья Фаррелли

60. «Забытые» («Olvidados», Мексика, 1950) реж. Люис Бунюэль

61. «За гранью тишины» («Jenseits der Stille», Германия, 1996) реж. Каролина Линк

62. «Запах женщины» (« Scent of a Woman»,США, 1992) реж. Мартин Брест

63. «За победу» («Beyond victory», США, 1931) реж. Джон Робертсон

64. «Застрял в тебе» («Stuck on You», США, 2003) реж. Братья Фаррелли

65. «Звездные войны» («Star Wars», США, с 1977) реж. Джорж Лукас

66. «Игра Престолов» («Game of Thrones» Великобритания, США, с 2011) ТВ.сериал

67. «Игры разума» («A Beautiful Mind», США, 2001) реж. Рон Ховард

68. «Идиоты» («Idioteme», Дания, 1998) реж. Ларс фон Триер

69. «И карлики начинали с малого» («Auch Zwerge haben klein angefangen», ФРГ, 1970) реж. Вернер Херцог

70. «Истинные ценности» («One True Thing», США, Бразилия, 1998) реж. Карл Франклин

71. «Кабинет доктора Калигари» («Das Cabinet des Dr.Caligari», Германия, 1920) реж. Р. Вине

72. «Каждый за себя и Бог против всех» («Jeder für sich und Gott gegen alle», ФРГ, 1974) реж. В. Херцог

73. «Карточный домик» («House Of Cards», США,1993) реж. Майкл Лессак

74. «Кит» («Keith», США, 2008) реж. Тодд Кесслер

75. «Коляска» («El cochecito», Испания, 1960) реж. Марко Феррери

76. «Король говорит» («The King's Speech», Великобритания, Австралия, 2010) реж Т. Хупер

77. «Кулаки в кармане» («I Pugni In Tasca», Италия, 1965) реж. Марко Беллоккио

78. «Лучшие годы нашей жизни» («The Best Years of Our Lives», США, 1946) реж. УильямУайлер

79. «Любовь» («Amour», Франция, Германия, Австрия, 2012) реж. Ханеке

80. «Люди дождя» («The Rain People», США, 1969) реж. Фрэнсис Форд Коппола

81. «Любовь Горбуна» («Love of a Hunchback», Великобритания, 1909) Empire Film Manufacturing Company

82. «Любовь зла» («Shallow На1»,США, Германия, 2001) реж. Бобби Фаррелли, Питер Фаррелли

83. «Малышка на миллион» («Million Dollar Baby», США, 2004) реж. К. Иствуд

84. «Мальчик, который умел летать» («The Boy Who Could Fly», США, 1986) реж. Ник Касл

85. «Между жизнью и смертью» («Matter of life and death», Великобритания, 1946) реж. М. Пауэлл и Э. Прессбергер

86. «Меркурий в опасности» («Mercury Rising», США, 1998) реж. Гарольд Бекер

87. «Метрополис» («Metropolis», Германия, 1927) реж. Фриц Ланг

88. «Мнимый слепой» («The Fake Blind Man», США, 1905) S. Lubin

89. «Мнимый слепой» («The Fake Blind Man», Великобритания, 1906) Warwick Trading Company

90. «Могучий / Великан» («The Mighty», США, 1998) реж. Питет Челсом

91. «Молчание» («Tystnaden», Швеция, 1963) реж И. Бергман

92. «Море внутри» («Mar adentro», Испания, Франция, Италия, 2004) реж. А. Аменабар

93. «Мошенничество нищих» («The Fraudulent Beggars», США, 1898-1901) Z. Lubin's «Pop»

94. «Мошенничество нищих» («The Fraudulent Beggars», США, 1898) James Williamson, Williamson Kinematograph Company

95. «Моя левая нога» («My Left Foot: The Story of Christy Brown», Ирландия, Великобритания, 1989) реж. Джим Шеридан

96. «Мужчина и женщина» («The Man and Woman», США, 1908) American Mutoscope & Biograph, Биограф, реж. Д. У. Гриффит

97. «Мужчины» («The Men», США, 1950) реж. Фред Циннеман

98. «Музыка внутри» («Music Within», США, 2006) реж. Стивен Савалич

99. «На Западном фронте без перемен» («All Quiet on the Western Front», США ,1930) реж. Льюис Майлстоун

100. «Накануне вечером» («Falling Overnight», США, 2011) реж. Конрад Джексон

101. «Нашествие варваров» («Les Invasions barbares», Канада, Франция, 2003) реж. Д. Аркан

102. «Неизвестный» («The Unknown», США, 1927) реж. Тод Браунинг

103. «Нелл» («Nell», США, 1994) реж. Майкл Эптед

104. «Неприкасаемые/1+1» («Intouchables», Франция, 2011) реж. Оливье Накаш, Эрик Толедано

105. «Нечестивая троица» («The Unholy Three», США, 1925) реж. Тод Браунинг

106. «Ничего вижу, ничего не слышу» («See No Evil, Hear No Evil»,США,, 1989 )реж. Артур Хиллер

107. «Нищий-обманщик» («The Beggar's Deceit», Великобритания, 1900) реж. Сесиль М. Хепуорт

108. «Нотр-Дам де Пари» («The Hunchback of Notre Dame», Франция, 1911) реж. Альберт Капеллани

109. «Ноль по поведению» («Zéro de conduite», Франция, 1933) реж. Жан Виго

110. «Нотр-Дам де Пари» («Le mystère de Notre-Dame de Paris», Франция, 1912) Société Française des Films Éclair, реж. Викторин Жассе

111. «Огни большого города» («City Lights: A Comedy Romance in Pantomime», США, 1931) реж.Ч. Чаплин

112. «Одна неделя» («One Week», Канада, 2008) реж. Майкл Макгоуэн

113. «Окно во двор» («Rear Window», США, 1954) реж. Альфред Хичкок

114. «О мышах и людях» («Of Mice and Men», США, 1939) реж. Льюис Майлстоун

115. «О мышах и людях» («Of Mice and Men», США, 1992) реж. Гэри Синиз

116. «Орел и ястреб» («The Eagle and the Hawk», США, 1933) реж. Стюарт Уолкер

117. «Осенняя соната» («Hôstsonaten»,Швеция, 1978) реж. И. Бергман

118. «Отвращение» («Repulsion», Великобритания, 1965) реж. Роман Полански,

119. «Отель «Миллион долларов» («The Million Dollar Hotel», США, 2000) реж. В. Вендерс

120. «Отпетые мошенники» («Dirty Rotten Scoundrels», США, 1988) реж. Фрэнк Оз

121. «Персона» («Persona», Швеция, 1966) реж. И. Бергман

122. «Повесть о настоящем человеке» (СССР, 1948) реж. А. Столпер

123. «Поддельный Нищий» («Fake Beggar», США, 1898) Edison Manufacturing Company

124. «Пока не сыграл в ящик» («The Bucket List», США, 2007) реж. Роб Райнер

125. «Поменяться местами» («Trading Places», США, 1983) реж. Джон Лэндис

126. «Последняя песнь Мифуне» (Дания, Швеция, 1999) реж. Серен Якобсен

127. «После Томаса» («After Thomas», Великобритания, 2006) реж. Саймон Шор

128. «Поцелуй смерти» («Dôdskyssen», Швеция, 1916) реж. В Шёстрём

129. «Последний полет» («The Last Flight», США 1931) реж. Уильям Дитерле

130. «Последний человек» («Der letzte Mann», Германия, 1924) реж. Ф. В. Мурнау

131. «По темным долинам» («Through Darkened Vales», США, 1911) Biograph Company, реж. Д. У. Гриффит

132. «Пражский студент» («Der Student von Prag: ein romantisches Drama», Германия, 1913) реж. Пауль Вегенер, Стеллан Рийе,

133. «Пражский студент» («Der Student von Prag», Германия, 1926) реж. Хенрик Галеен

134. «Прерванная жизнь» («Girl, Interrupted», США, 1999) реж. Джеймс Мэнголд

135. «Призрак оперы» («The Phantom of the Opera», США, 1925) реж. Рупперт Джулиан, Эдвард Седгвик

136. «Притворство слепого» («Blind Man's Buff», США, 1904) Biograph Company, American Mutoscope.

137. «Прикованная к постели / Картахена» («L'homme de chevet», Франция, 2009) реж. Ален Монне

138. «Процесс» («Le procès», Италия, Франция, ФРГ, 1962) реж. Орсон Уэллс

139. «Пролетая над гнездом кукушки» («One Flew Over the Cuckoo's Nest», США, 1975) реж. Милош Форман

140. «Психо» («Psycho», США, 1960) реж. Альфред Хичкок

141. «Птаха» («Birdy», США, 1988) реж. А.Паркер

142. «Рассекая волны» («Breaking the Waves», Дания, Швеция, Франция, Нидерланды, Норвегия, Исландия, 1996) реж. Ларс фон Триер

143. «Рождество на улице бродяг» («A Street Waif's Christmas», США, 1908) Edison Manufacturing Company

144. «Рожденные четвертого июля» («Born on the Fourth of July», США, 1989) реж. Оливер Стоун

145. «Рэй» («Ray», США, 2004) реж. Тэйлор Хэкфорд

146. «Рыба страсти» («Passion Fish», США, 1992) реж. Джон Сейлс

147. «Сатирикон» («Fellini Satyricon», Италия, 1969) реж. Федерико Феллини

148. «Свет, который пришел» («The Light That Came», США, 1909) Biograph Company, Байограф, реж. Д.У. Гриффит

149. «Священная гора» («The Holy Mountain», Мексика, США, 1973) реж. Алехандро Ходоровски

150. «Седьмое знамение» («The Seventh Sign», США, 1988) реж. Карл Шульц

151. «Сёрфер души» («Soul Surfer», США, 2011) реж. Шон МакНамара[

152. «Симулянт» («The Ringer», США, 2005) реж. Барри Блауштейн

153. «Сироты шторма» («Orphans of the Storm», США, 1921) реж. Д.У. Гриффит

154. «Сияние» («The Shining», США, Великобритания, 1980) реж. Стенли Кубрик

155. «Скафандр и бабочка» («Le scaphandre et le papillon», Франция, 2007) реж. Джулиан Шнабель

156. «Скажи, что ты любишь меня, Джуни Мун» («Tell Me That You Love Me, Junie Moon», США, 1970) реж. Отто Премингер,

157. «Скажи, что это не так» («Say It Isn't So», США,2001) реж. Джеймс Б. Роджерс

158. «Сладкий ноябрь» («Sweet November», США, 2001) реж. Кристофер Янг

159. «Слепая принцесса и поэт» («The Blind Princess and the Poet», США, 1911) Biograph Company, реж. Д. У. Гриффит

160. «Слепая ярость» («Blind Fury», США,1989) реж. Филипп Нойс,

161. «Слепец» («Blindman», Италия, США, 1971) реж. Фердинандо Бальди

162. «Слепое правосудие» («Blind Justice», США, 1994) реж. Ричард Спенс

163. «Слепой подкидыш» («The Blind Founding», Дания, США, 1909) Great Northern Film Company

164. «Снежный пирог» («Snow Cake», Канада, Великобритания, 2006) реж. Марк Эванс

165. «Сорвиголова» («Daredevil», США, 2003) реж. Марк Стивен Джонсон

166. «Сочельник» («Sylvester - New Year's Eve», Германия, 1923) реж. Л. Пик

167. «Спасибо, тетя» («Grazie, zia», Италия, 1968) реж. С. Сампери

168. «Строшек» («Stroszek», ФРГ, 1977) реж. Вернер Херцог

169. «Тайная жизнь слов» («Lavida secreta de las palabras», Испания, 2005) реж. Изабель Койшет

170. «Танец на воде» («TheWaterdance»,США, 1992) реж. Нил Хименес, Майкл Стейнберг

171. «Танцующая в темноте» («Dancer in the Dark», Дания, Швеция, США, Аргентина, Великобритания, Германия, Исландия, Испания, Италия, Нидерланды, Норвегия, Финляндия, Франция, 2000) реж. Ларс фон Триер

172. «Танцующий с ветром» («Wind Dancer»,США, 1993) реж. Крэйг Клайд

173. «Темный Ангел» («The Dark Angel», США, 1925) реж. Джорж Фитцмаюрс

174. «Темный ангел» («The Dark Angel», США, 1935) реж. Сидни Франклин

175. «Темпл Грандин» («Temple Grandin», США, 2010) реж. Мик Джексон

176. «Третья звезда» («Third Star», Великобритания, 2010) реж. Хэтти Дальтон

177. «Тристана» («Tristana», Испания, 1970) реж. Л. Бунюэль

178. «Уиллоу» («Willow», США, 1988) реж. Рон Ховард,

179. «Умереть молодым» («DyingYoung»,США, 1991) реж. Джоэль Шумахер

180. «Уродцы» («Freaks», США, 1932) реж. Тод Браунинг

181. «Фантомная боль» («Phantoms chmerz», Германия, 2009) реж. Маттиас Эмке

182. «Форест Гамп» («Forrest Gump», США, 1994) реж. Роберт Земекис

183. «Хайди» («Heidi», США, 1937) реж. Аллан Дван

184. «Хроники Нарнии» («Chronicles of Narnia», Великобритания, 1988-1990) сериал ТВ БиБиСи

185. «Хроники Нарнии: Лев, колдунья и платяной шкаф» («rhe Chronicles of Narnia: The Lion, the Witch and the Wardrobe», Великобритания, США, 2005) реж. ЭндрюАдамсон

186. «Час волка» («Vargtimmen», Швеция, 1968) реж. И. Бергман

187. «Человек дождя» («Rain Man», США, 1988) реж. Барри Левинсон

188. «Человек-зверь» («La Bête humaine», Франция, 1938) реж. Жан Ренуар

189. «Человек, которого я убил» («BrokenLullaby», США 1932) реж. Эрнст Любич

190. «Человек, который смеется» («The Man Who Laughs»,США 1928) реж. Пауль Лени

191. «Человек-слон» («The Elephant Man», США, 1980) реж. Д. Линч

192. «Чёрный ход» («Hintertreppe», Германия,1921) реж. П. Лени, Л. Айснер

193. «Чёрный шар» («The Black Balloon», Австралия, Великобритания, 2008) реж. Элисса Даун

194. «Что гложет Гилберта Грейпа» («What's Eating Gilbert Grape», США, 1993) реж. Лассе Халльстрём

195. «Шаг в будущее» («A Step Toward Tomorrow», США, 1996) реж. Дебора Рейниш

196. «Шалун» («Little Man», США, 2006) реж. Кинен Айвори Уайенс

197. «Шарль, живой или мертвый» («Charles mort ou vif», Швейцария, 1969) реж. Ален Таннер

198. «Шепоты и крики» («Viskningar och rop», Швеция, 1972) реж. И. Бергман

199. «Шоу уродов» («Freakshow», США, 2007) реж. Дрю Белл

200. «Эль Топо / Крот» («El Topo», Мексика, 1970) реж. Алехандро Ходоровски

201. «Эсмеральда» («Esmeralda», Франция, 1905) реж. Алис Ги и Викторен Жассе

202. «Эта жизнь для тебя» («Die Zeit, die man Leben nennt», Австрия, Германия, 2008) реж. Шэрон фон Витерсхайм

203. «Я, снова я и Ирэн» («Me, Myself & Irene», США, 2000) реж. Бобби Фаррелли, Питер Фаррелли

204. «Я - Сэм» («I Am Sam», США, 2001) реж. Джесси Нельсон

205. «Я умею прыгать через лужи» («Uz zase skâcu pres kaluze»,Чехословакия, 1972) реж. Карел Кахиня

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.