Научная интеллигенция в советском кинематографе: Основные тенденции репрезентации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат исторических наук Теплинский, Олег Владимирович

  • Теплинский, Олег Владимирович
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2006, Краснодар
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 209
Теплинский, Олег Владимирович. Научная интеллигенция в советском кинематографе: Основные тенденции репрезентации: дис. кандидат исторических наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Краснодар. 2006. 209 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Теплинский, Олег Владимирович

Введение. 3.

Глава 1. Научная интеллигенция в советском игровом и научно-популярном кинематографе: основные этапы становления и развития темы. 20.

1.1. Репрезентация науки и ее создателей в советских научно-популярных фильмах.-. 20.

1.2. Специфика репрезентации ученого в игровом кинематографе. 42.

Глава 2. Политические и морально-нравственные характеристики научной интеллигенции в кинематографическом дискурсе. 84.

2.1. Государство и ученый: проблема взаимоотношений. 85.

2.2. Образы «своих» и «чужих» в научном сообществе. 101.

Глава 3. Основные подходы к кинорепрезентации повседневной жизни ученых. 125.

3.1. Частная жизнь ученых. 127.

3.2. Публичная сфера деятельности ученых. 156.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Научная интеллигенция в советском кинематографе: Основные тенденции репрезентации»

Актуальность темы обусловлена постоянно растущим интересом к культурному наследию советской эпохи и ее кинематографу. От тотальной критики перестроечных и постперестроечных лет общество пришло к осознанию феномена советского кинематографа, признанию заслуг его творцов, работавших в условиях жесткого партийно-государствепного контроля.

Определяющим моментом актуальности работы является важность изучения кинематографа как исторического источника. Киноискусство с позиции современных культурологических теорий предстает как культурный конструкт, подлежащий «чтению» и интерпретации. Фильмы репрезентируют не факты, а мысли, мнения, идеологические установки. Как источник по истории советского периода кинематограф уникален по своему познавательному потенциалу и многоуровневости закодированной информации.

Кино, представляющее отечественное научное сообщество, можно рассматривать как альтернативный источник по истории научной интеллигенции, ее взаимоотношений с властью, ценностных предпочтений, профессиональной и частной сфер жизни ученых, тендерных аспектов научной коммуникации.

Наука и научная интеллигенция была одной из приоритетных тем советского кинематографа. Солидная база кинотекстов дает возможность проанализировать проблемы создания визуальными и риторическими средствами канона советского ученого. Вопрос этот применительно к научной интеллигенции практически не изучен, хотя сама проблема канона - его формирования, функционирования, эволюции - активно обсуждается в России и за рубежом, особенно в последние годы, в связи с развитием визуальных исследований (visual studies).

Данное исследование также важно с точки зрения осознания связи советского киноискусства с доминирующими идеологическими проектами на различных этапах истории советского общества.

Степень разработанности проблемы. Собственно тема «Научная интеллигенция в советском кинематографе: основные тенденции репрезентации» не была до настоящего времени предметом специального историко-культурного изучения. Исследователи в той или иной степени затрагивали этот вопрос в контексте решения киноведческих задач.

Научную литературу по проблеме можно условно разделить на несколько групп:

1. Исследования по истории советского кинематографа - обобщающие и посвященные отдельным периодам и фильмам, а также труды о партийно-государственной политике в области кинематографа.

Большое значение для исследования обозначенной темы имеют регулярно выходившие в СССР обобщающие труды по истории отечественного кино1, отдельных его периодов2, некоторых видов3, где не только отражались общие тенденции становления и развития кинематографа, но и давался краткий анализ игровых и научно-популярных фильмов интересующей нас тематики. Эти работы дают общее представление об основных этапах и тенденциях развития истории советского кинематографа.

Определенный интерес для исследования представляют публикации, современные описываемым в них фильмам4. В силу специфики времени авторские оценки были сильно идеологизированы. Однако данные работы содержат большой фактический материал и раскрывают цели заказчика картины, в роли которого выступало государство.

1 См. напр.: Очерки истории советского кино: В 3 т. М., 1956-1961; История советского кино: В 4 т. / Редкол. X. Абул-Касымова и др. М., 1969-1978; Лубашова Н.И. Кино в истории России XX в.: культурологический аспект. Краснодар, 2003.

2 См. напр.: Советское кино. 70-е годы: Основные тенденции развития. М., 1984.

3 Долинский И. Советский исторический фильм 30-х годов // ВГИК. Ученые записки. М., 1959. Вып. 1. С. 183— 241; Васильков И.А. Искусство кинопопуляризации. Очерки. Научно-популярное кино. М., 1982.

4 «Депутат Балтики». Лучшие фильмы советской кинематографии: Сб. ст. М.-Л., 1937; Грачев В.В. «Мичурин». О фильме. М., 1949; ЬСремлев Г.Д. Суд чести. О фильме и его создателях. М„ 1949; Недоброво В.В. «Жуковский». О фильме и его создателях. М., 1950; Юренев Р. «Академик Ивам Павлов». О фильме и его создателях. М., 1949; Юренев Р.Н. Советский биографический фильм. М., 1949.

Большая часть работ, в той или иной степени касающихся рассматриваемой проблемы, появилась в последние двадцать лет. Несомненный интерес представляют материалы дискуссии «Кино тоталитарной эпохи» в журнале «Искусство кино» за 1990 год (№ 1; 2; З)1, в которой приняли участие ведущие киноведы, историки культуры, философы, социологи, а также работы

2 3 5

Ю.А. Богомолова , О.С. Булгаковой , Е.С. Громова , Н.Ю. Климонтовича , JT.X. Маматовой6, Ю.С. Саакова7, М.И. Туровской8, Р. Н. Юренева9, американского ученого П. Кенеза (P. Kenez)10.

В статьях перечисленных авторов экранное искусство 1930-х-1950-х годов рассматривается как инструмент пропаганды господствовавшей идеологии. Основной акцент делается на изучении структуры сталинской мифологии, эффективно распространявшейся посредством кино, на механизмах конструирования образа врага.

Значительно меньше трудов посвящено кинематографу постсталинской эпохи. Среди них особое место занимают двухтомное издание «Кинематограф "оттепели"»11 и монография американского историка кино Ж. Уол «Реальные образы. Советское кино и Оттепель»12. В главе «Большая иллюзия» автор на примере культовых фильмов начала 1960-х гг., в том числе и ряда фильмов об ученых, рассматривает эволюцию представлений о героях в советском кинематографе новой эпохи.

2. Исследования механизмов формирования общественного сознания в СССР, в том числе посредством художественных текстов.

1 Кино тоталитарной эпохи// Искусство кино. 1990. № 1-3.

2 Богомолов Ю. Краткий конспект длинной истории советского кино. 20 - 70-е годы // Искусство кино. 1995. № 11. С. 16-23.

3 Булгакова О. Советские красавицы в сталинском кино // Советское богатство. Статьи о культуре, литературе и кино. СПб., 2002. С. 391-411.

4 Громов Е.С. Сталин: власть и искусство. М., 1998.

5 Климонтович Н. Они как шпионы // Искусство кино. 1990. № 11. С. 113-122.

0 Маматова Л. Модель киномифов 30-х годов // Искусство кино. 1990. № 11. С. 103-111; Маматова Л. Модель киномифов 30-х годов: гений и злодейство // Искусство кино. 1991. № 3. С. 88-97.

7 Сааков 10. Высочайшая цензура. Два эпизода из истории кинематографа // Новый мир. 2004. № 3. С. 133-150.

8 Туровская М. Фильмы «холодной войны» // Искусство кино. 1996. № 9. С. 99-106.

9 Юренев Р. Советское киноискусство тридцатых годов. М., 1997.

10 Kenez P. Cinema & Soviet Society 1917 - 1953. Cambridge, 1992. Кинематограф «оттепели»: В 2 кн. М., 1996-2002.

12 Wo 11 J. The Grand Illusion //Real Images. Soviet Cinema and the Thaw. London-New York, 2000.

Из новейших исследований выделим работы Г.А. Бордюгова и В.А.

12 3

Козлова , Е.С. Громова , Е.А. Добренко , в которых рассматривается роль искусства в советском обществе, его социальные функции.

В контексте проводимого в диссертации исследования кинорепрезентации «своих» и «чужих» значительный интерес представляют работы А.С. Ахиезера4, Л.Д. Гудкова5, И.Л. Морозова6, А.В. Фатеева7, Н.И. Николаевой8, посвященные особенностям формирования образа врага в советской пропаганде.

Основные вопросы, рассматриваемые в монографии А.В Фатеева, качественно раскрывают содержание таких феноменов советской пропаганды, как «образ врага» и «советский патриотизм». Большую помощь исследование оказывает в понимании механизма формирования образа врага посредством пропаганды после Второй мировой войны. Также интересны приведенные автором сравнения стратегий и тактик советских и американских пропагандистов. Н.И. Николаева анализирует формирование мифологизированного образа США в советском обществе в первые годы «холодной войны», подчинение массового сознания тоталитарного общества тем или иным мифологическим концепциям. Данные работы представляют значительный интерес в контексте проводимого в диссертации исследования кинорепрезентации «своих-чужих» в научных сообществах.

Истории повседневности посвящены статьи З.К. Абдуллаевой9, Д.Л.

1 2

Быкова , П.Л. Вайля . Д.Л. Быков изучает тему труда, являющуюся

1 Бордюгов Г.А., Козлов В.А. История и конъюнктура: (Субъективные заметки об истории советского общества). М., 1992.

2 Громов Е.С. Сталин: власть и искусство. М., 1998.

3 Добренко Е. Россия, которую мы обрели: Русская классика, сталинское кино и прошлое в его революционном развитии // Вопр. лит. 2000. N 5. С. 45-80.

4 Ахиезер А.С. Мифология насилия в советский период (возможность рецидива) // Общественные науки и современность. 1999. № 2. С. 85-93.

5 Гудков Л. Идеологема «врага»: «Враги» как массовый синдром и механизм социокультурной интеграции // Образ врага. М., 2005. С. 7-79.

6 Морозов И.Л. Формирование в народном сознании «образа врага» как способ политической мобилизации в России // «Наши» и «чужие» в российском историческом сознании: Материалы Междунар. науч. коиф. СПб., 2001. С. 54-56.

7 Фатеев А.В. Образ врага в советской пропаганде. 1945 - 1954. М., 1999.

8 Николаева Н.И. Формирование мифологизированного образа Соединенных Штатов Америки в советском обществе в первые годы «холодной воины» (1945-1953 гг.): Автореф. дне.канд. ист. наук. Саратов, 2001.

9 Абдуллаева 3. Любовь // Искусство кино. 1996. № 4. С. 135-140. непременным атрибутом кино. П.Л. Вайль, принимая во внимание знаковую насыщенность кинематографа 1940-1960-х годов, изучает трансформацию репрезентации быта в ключевых фильмах означенного периода. Продолжая тему «повседневности», З.К. Абдуллаева рассматривает феномен любви в советском кино.

Исследование Л.Б. Брусиловской3 дает масштабную характеристику эпохе «оттепели». Культура «оттепели» рассматривается как живой организм, без искусственного «членения» на отдельные составляющие. Автор акцентирует внимание на культуре повседневности, изучает процесс слома «Большого стиля» Сталинской эпохи, раскрывает социокультурные механизмы, регулирующие смену культурных парадигм. Специально исследуется научный дискурс оттепели и появление нового типа героя - человека науки.

3. Труды, исследующие кино как источник, способы «чтения» эксплицитного содержания кинотекста.

Создание полноценной истории советской научной интеллигенции маловероятно без привлечения данных кинематографа. Тема науки стала приоритетной в советском кино в силу масштабной поддержки государством данной отрасли человеческой деятельности. Тема науки стала приоритетной в советском кино в силу масштабной поддержки государством данной отрасли человеческой деятельности. Если в послевоенный период обилие произведений об ученых обусловлено было государственным заказом, то в период научно-технической революции - естественным интересом. Картины об ученых не только воссоздавали ситуацию внутри научного сообщества, но и отражали статус науки и ученых в обществе, повседневную жизнь ученых, их внутренний мир.

Наиболее фундаментальной работой, исследующей проблемы соотношения кинематографа и истории, проблемы конструирования истории

1 Быков Д. Блуд труда // Искусство кино. 19%. № 4. С. 121-126.

2 Вайль П. Кубанские казаки в поисках радости. Быт // Искусство кино. 1996. № 4. С. 127-130.

3 Брусиловская Л.Б. Культура повседневности в эпоху «оттепели»: метаморфозы стиля. М., 2001. посредством кинематографа, является статья М. Ферро «Кино и история»1, отражающая тесную взаимосвязь кинематографического и исторического процессов. Ход истории оказывает воздействие на все стороны кинематографа, который, в свою очередь, формируя сознание той или иной эпохи, управляет отдельными сторонами исторического процесса.

Большой интерес представляют труды по семиотике кино Р. Барта , Ю.М.

3 4 5

Лотмана , Ю.Г Цивьяна , совместные работы Ю.М Лотмана и Ю.Г. Цивьяна и рассматривающие произведения кино как текст, насыщенный знаками, которые создаются и упорядочиваются его автором и адресуются зрителю.

Изучение визуальной культуры во всех ее многообразных проявлениях, в том числе кинематографа в качестве важного источника для реконструкции исторического прошлого, рассмотрено в статьях В.Э Багдасаряна6, Т.Ю.

7 8 9

Дашковой , И.Б. Орлова , А.Р Усмановой .

А.Р. Усманова в работе «Визуальный поворот» и тендерная история», опираясь на классические в этой области труды, рассматривает кинематограф как некий иной тип исторического дискурса, который может противоречить дискурсу официальной и письменной истории в целом. Фактически любой фильм оказывается материалом для анализа коллективного бессознательного эпохи - в этом смысле фильм репрезентирует мысли, мнения, идеологические установки того или иного исторического периода и национальной культуры. Уникален кинематограф по своему познавательному потенциалу и

1 Ферро М. Кино и история // Вопр. истории. 1994. № 2. С. 47-57.

2 Барт Р. Мифологии // Искусство кино. 1995. № 12. С. 106-112; Барт P. S/Z: Пер. с фр. М„ 2001; Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры / Пер. с фр., вступ. ст. и сост. С. Н. Зенкина. М., 2003.

3 Лотман Ю.М. Символ в системе культуры // Труды по знаковым системам. Ученые записки Тартусского государственного университета. Тарту, 1987. Вып. 754; Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVII - начало XIX вв.). СПб., 1994; Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики //Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб., 1998.

4 Цивьян Ю.Г. Историческая рецепция кино: Кинематограф в России. 1896- 1930. Рига, 1991.

5 Лотман Ю., Цивьян Ю. Диалог с экраном. Таллин, 1994.

0 Багдасарян В.Э. Образ врага в исторических фильмах 1930 - 1940-х годов // Отечественная история. 2003. № 6. С. 31-46.

7 Дашкова Т.Ю. Любовь и быт в кинолентах 1930 - начала 1950-х годов // Отечественная история. 2003. № 6. С. 59-67.

8 Орлов И.Б. «Гримасы нэпа» в историко-революционном фильме 1920-х годов // Отечественная история. 2003. №6. С. 21-30.

9 Усманова А. «Визуальный поворот» и тендерная история // Тендерные истории Восточной Европы: Сб. науч. ст. / Под ред. Е. Таповой, А. Усмановой, А. Пето. Минск, 2002. С. 38-65. многоуровневое™ закодированной в нем информации и для изучения эволюции ментальности.

Кинематографу как историческому источнику посвящен отдельный номер журнала «Отечественная история» (2003 № 6). Практически все его авторы солидарны в высокой оценке репрезентативности кинематографа, убеждены в необходимости дальнейшей разработки методики его источниковедческого анализа и широкого использования в исторических исследованиях.

Множество работ зарубежных, а в последние годы и российских авторов, рассматривают Тендерные репрезентации в кино. Вообще, культура как репрезентация является важнейшей темой феминистских дискуссий. Феминистские историко-культурные исследования киио фокусируются, прежде всего, вокруг нескольких центральных тем: стереотипы (приписывание определенных качеств женскому и мужскому началам посредством кино), порнография и идеология. Наиболее ценными для нашего исследования являются работа JI. Малви (L. Mulvey)1, теоретика феминисткой кинокритики, о моделях формирования субъективности, о статусе женщины-зрителя, о специфике репрезентации женщины в кино, а также раздел о феминистской кинокритике в монографии российского социолога Е.Р. Ярской-Смирновой .

Статья JI.X. Маматовой3 посвящена репрезентации женщины на советском экране в контексте официального мифа о раскрепощении женщин. В работе М.И. Туровской4 обобщена история российской «феминистской критики», представлен отечественный киновариант оппозиции «мужское/женское».

Особый интерес в контексте исследуемой темы представляют немногочисленные труды, посвященные проблеме кинорепрезентации творчества ученого и науки в целом. В 1960-е - 1970-е годы, в связи с дискуссиями о научно-популярном кино, подобные работы публиковались в Малви Л. Визуальное удовольствие и нарративный кинематограф // Антология тендерной теории. Минск, 2000. С. 280-297.

2 Ярская-Смирнова Е.Р. Феминистская кинокритика // Одежда для Адама и Евы: Очерки тендерных исследований. М., 2001. С. 72-92.

1 Маматова Л. Машенька и зомби. Мифология советской женщины // Искусство кино. 1991. № 6. С. 110-118.

4 Туровская М. Женшина и кино. Заметки // Искусство кино. 1991. № 6. С. 131-137. советских киноведческих журналах1. С подобными проблемами столкнулись и зарубежные исследователи в период появления большого количества научно-фантастических фильмов, фильмов-катастроф. Из новейших трудов, в которых осмысливается роль научной достоверности в репрезентации современных технологий, процесса научного творчества в рамках художественных фильмов, в 2 выделим статью Д. Кирби (D. Kirby) в журнале «Social Studies of Science» .

Анализ художественной литературы, в том числе тех произведений, которые впоследствии стали основой для киносценариев, как источника по истории советской науки предпринят английским славистом Р. Марш в монографии «Советская художественная литература со времен Сталина. Наука, политика и литература»3.

Проблема репрезентации женщины-ученого в кинематографе затрагивается в ряде статей А.Н. Еремеевой4 и В.А Суковатой5.

4. Труды по истории отечественной научной интеллигенции. История взаимоотношений советской власти и научной интеллигенции привлекает особое внимание. В советской историографии данная проблематика представлена трудами П.В. Алексеева6, B.C. Волкова7, М.Е. Главацкого8, JI.B. Ивановой9, В.А. Ульяновской10, С.А. Федюкина".

1 Вейцман Е. Суть и образ научного опыта // Искусство кино. 1974. № 6. С. 57-62; Загданскнй Е. Культура мышления и кино // Искусство кино. 1972. № 9. С. 59-66; Райтбурт С. Наука и человек // Кинопанорама: Советское кино сегодня. М., 1981. Вып. 3. С. 305-313.

2 Kirby D.A. Science Consultants, Fictional Films, and Scientific Practice // Social Studies of Science. 2003. April. P. 231-268.

3 Marsh R.J. Soviet Fiction Since Stalin: Science, Politics, and Literature. Crom Helm. London & Sydney, 1986.

4 См. напр.: Еремеева А.Н. Российская женщина-ученый в XX веке: состояния и перспективы изучения темы // Человек. Сообщество. Управление. 2003. № 2-3. С. 196-209.

5 См. напр.: Суковатая В.А. Женское предпринимательство в советской и постсоветской истории // Иной взгляд: Междисциплинарный альманах тендерных исследований. Минск, 2002. С. 2-9.

6 Алексеев П.В. Революция и научная интеллигенция. М., 1987.

7 Волков B.C. К научной концепции истории советской интеллигенции // В поисках исторической истины: сб. ст. Л., 1990.

8 Главацкий М.Е. Историография формирования интеллигенции в СССР. Свердловск, 1987.

9 Иванова Л.В. Формирование советской научной интеллигенции. М., 1978; Иванова Л.В., Есаков В.Д. Первые шаги советской науки и распространение научных знаний среди народных масс // Великая Октябрьская социалистическая революция и становление советской культуры 1917 - 1927 гг. М., 1985. С. 222-229.

10 Ульяновская В.А. Формирование научной интеллигенции в СССР. 1917 - 1937. М., 1966.

11 Федюкин С.А. Великий Октябрь и интеллигенция: Из истории вовлечения старой интеллигенции в строительство социализма. М., 1972.

1 л

В трудах современных российских (Д.А. Александров , А.Б. Безбородов , Л.Г. Берлявский3, Э.И. Гракина4, А.Н. Еремеева5, Э.И. Колчинский6, H.JT. Кременцов7, С.И. Посохов8, В.Н. Сойфер9, А.В. Юревич и И.П. Цапенко10) реконструируется диалог ученых и власти на различных этапах, исследуется воздействие общественно-политический ситуации на поведенческие стратегии научной интеллигенции, традиции и этику научного сообщества.

Зарубежные историки, культурологи, социологи, политологи активно изучали и изучают историю взаимоотношений научной интеллигенции и власти в СССР. Подробный анализ наиболее ярких исследований можно найти в историографическом обзоре Э. Поллака (Е. Pollock) «Наука при социализме в СССР и за его пределами»11. Различным аспектам истории советской научной интеллигенции посвящены работы А. Вусинича (A. Vucinich)12, JT. Грэхэма (L. Graham)13, П. Джозефсона (P. Josephson)14, П. Книна (Р. Кпееп)15, В. Тольц (V. Tolz)16.

Исследование кинообразов научной интеллигенции проблематично без обращения к биографиям реальных ученых. Большой интерес представляют биографии В.И. Вернадского, С.В. Ковалевской, С.П. Королёва, И.В.

1 Александров Д., Кременцов Н. Опыт путеводителя по неизведанной земле: Предварительный очерк социальной истории советской науки (1917-1950 гг.) // Вопр. истории естествознания и техники. 1989. № 4. С. 67-80.

2 Безбородов А.Б. Власть и научно-техническая политика в СССР середины 50-х - середины 70-х годов. М., 1997.

I Берлявский Л.Г. Власть и отечественная наука (1917 - 1941). Ростов-на-Дону, 2003.

4 Гракина Э.И. Ученые России в годы Великой Отечественной войны. М., 2000.

5 Еремеева А.Н. Российские ученые в условиях социально-политических трансформаций XX века. СПб., 2006.

6 Колчинский Э.И. В.И. Вернандский и большевики // За «железным занавесом»: мифы и реалии советской науки. СПб., 2002. С. 133-151; Наука и кризисы. Историко-сравнительные очерки / Ред-сост. Э.И. Колчинский. СПб., 2003.

7 Кременцов Н.Л. В поисках лекарства против рака: Дело «КР». СПб., 2004.

8 Посохов С.И. Социальная история советской науки (конец 1920 — начало 1940-х гг.): проблемы историографии. Харьков, 1994.

4 Сойфер В.Н. Власть и наука. История разгрома генетики в СССР. М., 1993; За «железным занавесом»: мифы и реалии советской науки / Под ред. М. Хаинеманна и Э.И. Колчинского. СПб., 2002. 1П Юревич А.В., Цапенко И.П. Нужны ли России ученые? М., 2001.

II Pollock Е. Science under Socialism in the USSR and Beyond // Contemporary European History. 2001. November. Vol. 10. Issue 03.

12 Vucinich A. Empire of Knowledge. The Academy of Science of the USSR (1917-1970). Berkley, 1984.

11 Graham L. What Have We Learned About Science and Technology from the Russian Experience? Stanford, 1998; Loren R. Graham. The Birth, Withering, and Rebirth of Russian History of Science // Kritika. Explorations in Russian and Eurasian History. 2001. Spring. Vol. 2.

14 Josephson P.R. New Atlantis Revisited: Akademgorodok, the Siberian City of Science Princeton, 1997.

15 Kncen P. Soviet Scientists and the State. An Examination of Social and Political Aspects of Science in the USSR. L.Basingstoke, 1984.

16 Tolz V. Russian Academicians and the Revolution: Combining Professionalism and Politics. New York, 1997.

Мичурина, И.П. Павлова, Д.П. Рябушинского, К.А. Тимирязева, А.Н. Туполева, К.Э. Циолковского, написанные соответственно Э.И. Колчинским1, П.Я. Кочиной2, Я.К. Головановым3, И.Т. Василенко4, Д. Тодесом5, В.П. Борисовым6,

7 8 9

JT.C. Цетлиным , JI.JI. Кербером , В.Н. Деминым и др.

Итак, проведенный обзор позволяет сделать вывод о недостаточной разработанности в отечественной историографии проблемы репрезентации научной интеллигенции в советском кинематографе, что обуславливает стремление автора восполнить данный пробел.

Объектом исследования диссертации выступают советские игровые и научно-популярные фильмы.

Предметом исследования является репрезентация отечественной научной интеллигенции в советском кинематографе.

Понятие «научная интеллигенция» традиционно включает в себя высококвалифицированных работников академических и отраслевых научно-исследовательских институтов, архивов, музеев и библиотек, а также преподавателей и исследователей высших и средних специальных учебных заведений (научно-педагогическая интеллигенция) и работников научных подразделений промышленных предприятий и научно-производственных объединений и других организаций.

Определяя концепт «репрезентация», мы следуем точке зрения Ч. Пирса, обозначающего так операцию опосредования и замещения (объекта интерпретантой), то есть возможность представления чего-либо или кого-либо посредством совокупности знаков. В данной диссертации рассматривается репрезентация советской научной интеллигенции посредством кинообразов.

1 Колчинским Э.И. В.И. Вернандский и большевики//За «железным занавесом»: мифы и реалии советской науки. СПб., 2002. С. 133-151.

2 Кочина П.Я. Софья Васильевна Ковалевская. М., 1955.

3 Голованов Я.К. Королев: Факты и мифы. М„ 1994.

4 Василенко И.Т. Иван Владимирович Мичурин: 1855-1935. М.-Л., 1963. s Тодес Д. Павлов и большевики // Вопр. истории естествознания и техники. 1998. №3. С. 26-59.

6 Борисов В.П. Старовер и член Французской академии // Российская научная эмиграция: Двадцать портретов / под ред. академиков Г.М. Бонгарда-Левина и В.Е. Захарова. М., 2001. С. 153-164.

7 Цетлин Л.С. К.А. Тимирязев. М., 1952.

8 Кербер Л.Л. Туполев. СПб., 1999.

9 Демин В.Н. Циолковский. M., 2005.

Исходя из степени изученности темы цель исследования - реконструкция основных тенденций репрезентации образов ученых на различных этапах истории советского кино. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- исследовать советский игровой и научно-популярный кинорепертуар на предмет представления в нем образов научной интеллигенции;

- выделить основные этапы и особенности репрезентации ученых в контексте приоритетов партийно-государственной политики;

- рассмотреть пути кинематографического воплощения взаимоотношений власти и ученых;

- выявить совокупность способов, посредством которых кинематограф конструировал политический и моральный облик «своих» и «чужих» в научном сообществе;

- исследовать представление посредством кино публичной и частной сфер жизни ученого, тендерных аспектов жизнедеятельности научного сообщества.

Хронологические рамки диссертации в основном охватывают период с 1918 года - времени первого воплощения на советском экране образа ученого («Уплотнение», реж. А.ГТ. Пантелеев, Д.Х. Пашковский, А.И. Долинов) до середины 1980-х годов, когда начались радикальные изменения в советском обществе и кинематографе.

Источниковая база исследования включает разнообразные типы источников.

Основным источником диссертации являются игровые и научно-популярные кинофильмы. В фокусе внимания данной работы - наиболее известные, культовые фильмы советской эпохи: «Депутат Балтики» (1936, реж. А.Г. Зархи, И.Е. Хейфиц); «Сердца четырех» (1941, реж. К.К. Юдин); «Весна» (1947, реж. Г.В. Александров); «Девять дней одного года» (1961, реж. М.И. Ромм); «Иду на грозу» (1965, реж. С.Г. Микаэлян); «Укрощение огня» (1972, реж. Д.Я. Храбровицкий); «Открытая книга» (1973, реж. В.А. Фетин, 1979, реж.

В.А. Титов) и др. Образы ученых в этих фильмах воплотили звезды советского кино - Н.К. Черкасов, Л.П. Орлова, В.В. Серова, А.В. Баталов, И.М. Смоктуновский, А.Б. Белявский, B.C. Лановой, К.Ю. Лавров, И.С. Саввина, О.П. Табаков, Л.А. Чурсина и др. Эти фильмы имели солидную зрительскую аудиторию, неоднократно транслировались в кино и на телевидении и, таким образом, активно формировали общественное сознание.

Важным источником исследования явились постановления ЦК ВКП(б) / ЦК КПСС, статьи и выступления руководителей партии и государства по вопросам культуры в целом и кино в частности. Эти документы раскрывают механизмы воздействия власти на киноотрасль и на ее выдающихся представителей (Г.В Александрова, А.П. Довженко и др.)1.

Ценная информация (рецензии, дискуссии, интервью) содержится в советской периодической печати - киноведческих и литературных журналах: «Искусство кино», «Киноведческие записки», «Киносценарии», «Советский экран», «Дружба народов», «Новый мир» и др.

Отдельную группу источников представляет различного рода справочная литература по кино: энциклопедии и словари2, аннотированные указатели кинофильмов3. Для настоящего исследования особенно ценны аннотированные указатели кинофильмов, помогающие составить представление о частоте появления фильмов об ученых в различные периоды советской истории. Подобные справочники дают информацию о фильме: год выпуска, творческий коллектив, краткое содержание и т.п.

1 История отечественного кино. Документы, мемуары, письма. М., 1996; Фомин В. Кино и власть. Советское кино: 1965 - 1985 годы: документы, свидетельства, размышления. М., 1996; Художественная жизнь современного общества. В 4 т. Т. 4. Кн. 1,2. Государственная культурная политика в документах и материалах / Отв. ред. Б. Ю. Сорочкин. СПб., 2001; Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП(б)-ВКП(б), ВЧК-ОГПУ-НКВД о культурной политике. 1917-1953 / Под ред. A.M. Яковлева; Сост. А.Н. Артизов, О.В. Наумов. М., 1999; Кинематограф оттепели: Документы и свидетельства / сост. В.И. Фомин. М., 1998; Кремлевский кинотеатр. 1928-1953: Документы. М., 2005.

2 Кино: Энциклопедический словарь / Под ред. С.И. Юткевича. М., 1986; Кинословарь: В 2 т. М., 1966-1970; Кудрявцев С.Л. Все - кино. М., 1995; Кудрявцев С.Л. Свое кино. М., 1998.

3 Домашняя синематека. Отечественное кино. 1918-1996/ под ред. С. Землянухина и М. Сегида. М., 1996; Великий кинемо: Каталог сохранившихся игровых фильмов России (1908-1919) / Сост. В. Иванова, В. Мыльникова, С. Сковородникова и др. М., 2002; Соболев Р. Люди и фильмы русского дореволюционного кино. М., 1961.

В последнее десятилетие со справочными изданиями все успешнее соперничает Интернет. В компьютерной сети содержится большое количество информации, в первую очередь новейшие, еще не опубликованные в традиционном виде, материалы, представляющие особый интерес для данного исследования1.

Для полноценного анализа темы важны источники личного происхождения, главным образом мемуары.

Мемуары, автобиографии - как документы более поздних лет - неизбежно носят отпечаток времени, в котором жили их авторы и окружавшей их среды. Определенную значимость для избранной темы имеют мемуары деятелей кино: режиссеров, актеров, сценаристов и др. Несмотря на присущую им субъективность, предопределенную мировоззрением и целью авторов, они позволяют расширить информацию, давая развернутые ответы на многие вопросы, в том числе о проблемах соотношения искусства и реальной исторической действительности. Яркие мемуары Г.В. Александрова , А.В. Баталова3, А.Г. Зархи4, В.А. Каверина5, М.И. Ромма6, Э.А. Рязанова7, М.Г. о q

Серебрякова , Н.К. Черкасова .

В отдельную группу источников можно выделить труды по теории кино выдающихся деятелей киноискусства - авторов фильмов об ученых - Е.И. Габриловича10, В.И. Пудовкина11, М.И. Ромма12.

В качестве источника выступают материалы интервью с современными зрителями о советских фильмах, репрезентирующих научную интеллигенцию.

1 См. напр.: http://www.gender.by; http://www.takaya.by; http://www.istina.inion.ru

2 Александров Г.В. Эпоха и кино. М., 1983.

3 Баталов А.В. Судьба и ремесло. М., 1984.

4 Зархи А.Г. Автобиографический очерк. М., 1965; Зархи А.Г. Мои дебюты: (Воспоминания кинорежиссера). М., 1985.

5 Каверин В. Эпилог: Мемуары. М., 1989.

6 Ромм М.И. Беседы о кино. М., 1964.

7 Рязанов Э.А. Не подведенные итоги. М., 1986.

8 Серебряков М.Г. Воспоминания о «Депутате Балтики». Рассказ кинооператора о работе над фильмом. Л., 1988.

9 Черкасов Н.К. Записки советского актера. М., 1953.

10 Габрилович Е. Последняя книга. М., 1996.

11 Пудовкин В.И. Избранные статьи / Ред. сост. И. Долииский. М.,1955; Пудовкин В.И. Собрание сочинений: В 3 т. М., 1974-1976.

12 Ромм М.И. Беседы о кино. М.,1964; Ромм М.И. Избранные произведения: В 3 т. M., 1980-1982.

Подобные свидетельства позволяют осознать роль отдельных фильмов в формировании общественных представлений о профессии и личности ученого.

Комплекс перечисленных источников позволяет на новом качественном уровне осмыслить и осветить основные аспекты предложенной темы.

Теоретико-методологическая основа исследования. Ввиду того, что тема диссертации охватывает предметную область различных наук (истории, теории и истории культуры, киноведения), необходима интеграция методов и методик исследования.

Исследование основывается на принципах историзма, объективности научного анализа и использует специальные методы исторического исследования: реконструктивный, типологический, сравнительно-исторический, биографический.

Изучение специфики репрезентации ученых в советском кинодискурсе требует широкого привлечения историко-культурных реалий для прочтения основных «кодов». Использование семиотических методов представляется весьма плодотворным, так как позволяет обнаружить структуры смыслов, рассмотреть бинарные оппозиции, вокруг которых разворачивается сюжет (особенно это важно в исследовании «своих» - «чужих» и тендерных различий в научном сообществе).

Используя теоретические положения Р. Барта, Ю.М. Лотмана, М. Ферро, исследователей феминистской кинокритики - J1. Малви, А.Р. Усмановой, Е.Р. Ярской-Смирновой, мы исходим из того, что наибольшей значимостью в фильме является то, что фильм проговаривает помимо желания и сознательных интенций его создателей, то, что вычитывается «между строк» («ненаписанные ценности» данного общества, «случайные свидетельства»). «Читая» эксплицитное содержание фильма, мы пытаемся восстановить элементы той реальности, которую он репрезентирует и которая в него вошла как неявный и неосознаваемый фон.

Научная новизна диссертации в значительной степени обусловлена недостаточной разработанностью проблемы в истории культуры и состоит в следующем:

- исследован репертуар советского кино на предмет представления образов отечественной научной интеллигенции в игровом и научно-популярном кинематографе;

- изучена эволюция экранных образов научной интеллигенции в контексте социально-политических трансформаций в советском обществе, изменений в партийно-государственной политике. Предпринята попытка обобщения кинопрактик в связи с доминирующими идеологическими проектами;

- исследованы средства экранного воплощения темы «ученый и государство»;

- рассмотрено, как посредством кино формировались зрительские представления о «своих» и «чужих» в научном сообществе;

- исследована кинорепрезентация приватной и публичной сфер жизни ученых, тендерных аспектов научного сообщества.

Положении, выносимые на защиту:

- Наука и научная интеллигенция была одной из приоритетных тем советского кинематографа. Образы ученых были представлены в фильмах различных видов (игровой и научно-популярный) и жанров (биографический фильм, мелодрама, «производственный» фильм, научно-фантастический фильм, комедия, детектив, фильм-сказка и др.). Фильмы, представляющие научный мир, олицетворяли, с одной стороны, достижения социализма, с другой - поддержку интеллектуалами советской власти. Данные фильмы правомерно исследовать с точки зрения их документальной ценности и включать в число достаточно репрезентативных источников по истории культуры советского периода.

- В пространстве кинематографа тема научного творчества была представлена на протяжении всего советского периода. В 1920-е гг. происходит активный поиск путей репрезентации науки и ученых. В 1930-е - начале 1950-х гг. образ ученого, в том числе женщины-ученой, сформировался и был успешно тиражирован в советских фильмах. Особенно активным кинопроизводство фильмов об ученых было в период позднего сталинизма (конец 1940-х - начало 1950-х гг.), когда доказательство преимуществ отечественной науки перед зарубежной являлось важной составляющей государственной политики. Вступление СССР в эпоху научно-технической революции (середина 1950-х гг.) обусловило наступление следующего этапа в кинорепрезентации научного сообщества, что активно стимулировалось государством и отвечало повышенному интересу общества к научной проблематике.

- Лейтмотивом игровых и научно-популярных фильмов об ученых был показ триумфального и героического построения социализма. Достижения ученых интерпретировались, в первую очередь, как заслуга режима.

- Советские историко-биографические фильмы об ученых являются сложным переплетением прошлого и настоящего; они дают возможность декодировать мифологию современного им общества, реконструировать представления власти об идеальном типе взаимоотношений ученого и государства.

- Неотъемлемой составляющей советских фильмов являлась репрезентация морально-нравственных характеристик научной интеллигенции сквозь призму бинарной оппозиции «свой» - «чужой». Использование этой оппозиции в большей степени характерно для фильмов сталинского кинематографа.

- Особое значение в рассматриваемых фильмах имела репрезентация повседневной жизни ученого. Она давала возможность представить заботы, тревоги, надежды, жизненный мир научной интеллигенции «изнутри». Соотношение показа публичного и приватного пространства менялось в зависимости от социальных задач фильма. Повседневные поведенческие практики ученых тесно связывались авторами с общественной позицией и профессиональной деятельностью героев.

Научно-практическое значение диссертации заключается в применении ее фактографического и концептуального содержания в научной, преподавательской и просветительской деятельности, при написании работ по истории советской научной интеллигенции, истории отечественного кино.

Структура диссертации включает следующие части: введение, три главы, заключение, список используемых источников и литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Теплинский, Олег Владимирович

Выводы по третьей главе

Советские фильмы об ученых в большей или меньшей степени отразили их повседневную жизнь - как частную, так и профессиональную.

Создавая облик науки и ее представителей, авторы фильмов вплоть до середины 1950-х годов четко следовали приоритетам государственной политики. Частная жизнь ученых - исторических персонажей - воспринималась как второстепенный элемент. Ученые-современники, соприкасаясь с хорошо налаженным, в соответствии с высоким финансовым благосостоянием, бытом, показывались, прежде всего, как фигуры публичные. Даже любовные переживания были так или иначе связаны с профессиональной сферой.

В фильмах 1960-х годов визуализируется и своеобразно воспевается аскетизм, минимализм, тотально присутствует «безбытность». С 1970-х авторами подчеркивается обусловленность качества быта ученых от многих факторов, в том числе от важности изысканий ученого для государства, от занимаемой ученым должности и т.п. Эта же тенденция сохранялась до начала 1980-х годов, когда престиж советской науки и советского ученого стал неуклонно снижаться.

Репрезентация эмоциональной сферы ученых тоже претерпевает изменения. Пуританский мужской тип и женский, эволюционирующий от «сушеной акулы» к стопроцентной женщине, сменяется типом противоречивым и порой нестандартным. Формируется стереотип «несчастия в любви», причины которого крылись либо во «всецелом поглощении наукой», либо в смерти героя/героини. Мотив неблагополучия в любви и вообще «на семейном фронте» в фильмах об ученых принял большой размах, став при этом источником драматизма и сюжетного напряжения.

Публичную сторону жизни советского ученого представляла его профессиональная сфера, включающая в себя повседневную работу, отношение к делу. В силу трудности визуализации научной деятельности посредством художественного кинематографа, авторы предпочитали отталкиваться от «драмы жизни» ученого, трактуя ее в контексте семейной неустроенности, а также «драмы перечеркнутых усилий», «драмы ответственности», «драмы цейтнота».

Место накатанных типажей сталинского кино стали постепенно занимать сложноорганизованные, порой противоречивые личности, вызывающие, в свою очередь, неоднозначные чувства у зрителя.

В целом, репрезентируя повседневную жизнь ученых, фильмы не только представляли завершенные, убедительные и интересные для зрителя кинообразы, но и транслировали в общество желаемые для власти образцы отношения советского ученого к делу, выполнению им профессионального долга.

Заключение

В данной диссертации исследована эволюция репрезентации ученых в советском кинематографе. Основные вопросы, затронутые в рамках диссертации, касаются взаимоотношений власти и ученых, конструирования политического и морального облика «своих» и «чужих» в научных сообществах, репрезентации публичной и приватной сфер жизни ученых. Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

На протяжении всего советского периода одной из приоритетных тем советского кинематографа являлась тема научной интеллигенции и научного творчества в целом. Репрезентация науки и ученых осуществлялась в научно-популярном и игровом кинематографе. Научно-популярный кинематограф, делая научные знания достоянием широкой общественности, психологически и духовно адаптировал человека к стремительно меняющемуся миру, приучая его тем самым к новым формам бытия и мышления. Основной проблемой, стоящей перед научно-популярным кинематографом во все времена, был поиск новых способов визуализации науки. Внимание этого вида кино, как правило, было обращено к профессиональной деятельности ученых, т.е. рассматривало эволюцию научного открытия и редко интересовалось жизнью научного работника. Интерес к личности ученого в полной мере проявлял игровой кинематограф.

В пространстве игрового фильма ученые фигурировали на протяжении всего советского периода. Однако количество образов ученых в отечественном кинематографе существенно возрастает в послевоенный период, когда доказательство приоритета советской науки перед зарубежной было важной составляющей государственной политики, и в начальный период научно-технической революции (середина 1950-х - 1960-е гг.), когда обращение всех видов искусства, в том числе и кино, к научной теме было органично, вызвано естественным интересом и к тому же стимулировалось государственным заказом.

Лейтмотивом игровых и научно-популярных фильмов об ученых был показ триумфального и героического построения социализма. Достижения ученых интерпретировались, в первую очередь, как заслуга режима. Передовым деятелям науки Советская власть всегда оказывала помощь и поддержку, в доказательство чего выдвигалась оппозиция «царская власть» - «советская власть», сопоставление элементов которой убеждало зрителя в преимуществах последней составляющей. В это же время через противопоставление «наука» -«религия» проводится жесткая критика религиозного сознания, которое мыслится как атавизм дореволюционного прошлого.

Неотъемлемой составляющей советских фильмов являлась репрезентация морально-нравственных характеристик научной интеллигенции сквозь призму бинарной оппозиции «свой» - «чужой». Использование этой оппозиции в большей степени характерно для фильмов сталинского кинематографа.

Советские историко-биографические фильмы об ученых являются сложной контаминацией прошлого и настоящего; они дают возможность декодировать мифологию современного им общества, реконструировать представления власти об идеальном типе взаимоотношений ученого и государства.

В годы «оттепели» кинематограф продолжал репрезентацию связи государства с наукой, однако в фильмах уже появляется критика отдельных сторон партийного руководства наукой. В эти же годы наука по-прежнему состоит в оппозиции церкви, с тем только отличием, что теперь это воплощено в форме соперничества научного знания (наука мыслится как панацея от всех бед, как чудодейственная сила) и религиозного сознания.

Несмотря на отвлечение кинематографа от некогда «обязательных тем», продолжается трансформация образов «чужих» в сфере науки. Переключившись на анализ современной жизни, фильмы о научном мире с особой силой репрезентируют порождение века научно-технической революции - карьериста, идущего в науку не ради творческой деятельности, а ради высоких административных постов. Все же остальные «чужие» -ретрограды, авантюристы, мещане в той или иной мере - продолжают некогда заявленный ряд «злодеев».

Фильмы об ученых в большей или меньшей степени отражали их повседневную жизнь - как частную, так и профессиональную. Создавая облик науки и ее представителей, авторы фильмов вплоть до середины 1950-х годов четко следовали приоритетам государственной политики. Частная жизнь ученых - исторических персонажей - воспринималась как второстепенный элемент. Ученые-современники, соприкасаясь с хорошо налаженным, в соответствии с высоким финансовым благосостоянием, бытом, показывались, прежде всего, как фигуры публичные.

В фильмах 1960-х годов визуализируется и своеобразно воспевается аскетизм, минимализм, тотально присутствует «безбытность». С 1970-х годов авторами подчеркивается обусловленность качества быта ученых от многих факторов, в том числе от важности изысканий ученого для государства, от занимаемой ученым должности и т.п. Эта же тенденция сохранялась до начала 1980-х годов, когда престиж советской науки и советского ученого стали неуклонно снижаться.

Репрезентация эмоциональной сферы ученых тоже претерпевает изменения. Пуританский мужской тип и женский, эволюционирующий от «сушеной акулы» к стопроцентной женщине, сменяется типом противоречивым и порой нестандартным. Формируется стереотип «несчастья в любви», причины которого крылись либо во «всецелом поглощении наукой», либо в смерти героя/героини. Мотив неблагополучия в любви и вообще в семейных отношениях становится непременным атрибутом фильмов об ученых, являясь при этом источником драматизма и сюжетного напряжения.

Публичную сторону жизни советского ученого представляла его профессиональная сфера, изображение которой включало повседневную работу, отношение к делу. В силу трудности визуализации научной деятельности посредством художественного кинематографа, авторы предпочитали отталкиваться от «драмы жизни» ученого, трактуя ее в контексте семейной неустроенности, а также «драмы перечеркнутых усилий», «драмы ответственности», «драмы цейтнота».

Начиная с 1960-х годов, в фильмах об ученых озвучивается человеческая составляющая научного прогресса, обсуждаются острые проблемы, создаваемые научно-технической революцией.

Феминизация советской науки воплотилась в кинематографе. Женщины-ученые попадают в пространство художественного фильма (сначала комедийного) в 1940-е годы. Авторские концепции образов ученых женщин были, как правило, детерминированы тендерным порядком, характерным для того или иного этапа развития страны. Для кинематографа 1930-х - середины 1950-х годов свойственна эгалитарная интерпретация женской роли в науке. В дальнейшем сосуществовали традиционная и эгалитарная интерпретации. Оппонирующие дискурсы, в целом, способствовали нормализации в сознании советского зрителя факта присутствия женщины в научной сфере.

Данная диссертация, являющаяся первой попыткой комплексного изучения темы, не исчерпывает всех ее аспектов. За рамками данной работы остались такие вопросы, как репрезентация этических норм научного сообщества, личностные взаимоотношения внутри научных сообществ, внепрофессиональное общение и др. Одно из перспективных направлений будущих исследований - зрительское восприятие образов ученых.

Дальнейшее изучение темы позволит глубже осознать роль и место ученых в советском обществе, становление кинематографического канона советского ученого, роль кинотекстов в трансляции научной политики государства.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Теплинский, Олег Владимирович, 2006 год

1. Фильмография 1.1. Игровые фильмы

2. Оборона Севастополя. (Воскресший Севастополь). Т/д А. Ханжонков, 1911.

3. Реж., сцен.: В. Гончаров, А. Ханжонков; опер.: JI. Форестье, А. Рылло; худож. В. Фестер; композ. Г. Казаченко. В ролях: А. Громов, И. Семенов, О. Петрова-Званцева, И. Мозжухин, Б. Гарин-Горяинов, Б. Борисов, П. Бирюков, В. Аренцвари.

4. Путешествие на Луну. Акц. о-во А. Ханжонков и К°, 1912.

5. Реж., сцен., опер., худож. В. Старевич. В ролях: А. Громов, Нийгоф.

6. Женщина завтрашнего дня. Акц. о-во А. Ханжонков и К°, 1913, 1915. Реж. П. Чардынин; сцен. А. Вознесенский.

7. В ролях: В. Юренева, М. Морская, И. Мозжухин, В. Полонский, А. Вырубов.

8. Тайна портрета профессора Инсарова. 1913. Реж. Е. Бауэр.

9. Дитя науки. Акц. о-во А. Ханжонков и К0, 1914.

10. Авторы фильма неизвестны. В ролях: С. Гославская, А. Херувимов, И. Потемкин, А. Бибиков.

11. Проект инженера Прайта. Акц. о-во А. Ханжонков и К0, 1917.

12. Реж. и худож. Л. Кулешов; сцен. Б. Кулешов; опер. М. Налетный. В ролях: Л. Полевой, Б. Кулешов, Н. Гарди, Э. Комарова.

13. Уплотнение. Петроградский кинокомитет, 1918.

14. Реж. А. Пантелеев, Н. Пашковский, А. Долинов; сцен.: А. Луначарский, А. Пантелеев; опер. В. Лемке. В ролях: И. Лерский, Д. Лещенко.

15. Аэлита. Межрабпом-Русь, 1924.

16. Завадский, А. Перегонец, С. Левитина, В. Массалитинова, М. Жаров, Т. Адельгейм, И. Толчанов.

17. Луч смерти. Госкино (1-я фабрика), 1925.

18. Саламандра. Межрабпомфильм, Прометеусфильм (Берлин), 1928.

19. Реж. Г. Рошаль; сцен.: А. Луначарский, Г. Гребнер; опер. Л. Форестье; худож.: В. Егоров, В. Хмелева. В ролях: Б. Гетцке, Н. Розенель, Э. Темари, Н. Хмелев, С. Комаров, В. Фогель, М. Доллер, А.Чистяков, А. Громов, А. Луначарский.

20. Космический рейс. Мосфильм, 1935.

21. Реж. В. Журавлев; сцен. А. Филиппов; опер. А. Гальперин; худож.: А. Уткин, М. Тиунов, Ю. Швец; композ. В. Кручинин. В ролях: С. Комаров, В. Ковригин, Н. Феоктистов, В. Гапоненко, К. Москаленко, С. Столяров.

22. Депутат Балтики. Ленфильм, 1936.

23. Реж.: А. Зархи, И. Хейфиц; сцен.: Л. Любашевский, А. Зархи, И. Хейфиц, Л. Рахманов; опер.: М. Каплан, Э. Штырцкобер; композ: Н. Тимофеев. В ролях: Н. Черкасов, М. Домашева, Б. Ливанов, О. Жаков,

24. A. Мельников, М. Дубрава, Н. Кахаринов, А. Мазурин, А. Матов, Ф. Курихин, Н. Надемский, С. Каюков.

25. Профессор Мамлок. Ленфильм, 1938.

26. Реж.: Г. Раппапорт; сцен. Ф. Вольф. В ролях: С. Межинский, О. Жаков,1. B. Чесноков, Т. Турецкая.

27. Семья Оппенгейм. Мосфильм, 1939.

28. Реж. Г. Рошаль; сцен. С. Рошаль. В ролях: М. Астангов, А. Консовский,

29. C. Мартинсон, Н. Плотников, В. Балашов.

30. Сердца четырех. Мосфильм, 1941.

31. Во имя жизни. Ленфильм, 1946.

32. Реж. Г. Александров; сцен.: А. Раскин, М. Слободской, Г. Александров; опер. Ю. Екельчик; композ. И. Дунаевский, текст песен: В. Лебедев-Кумач, С. Михалков, М. Вольпин.

33. В ролях: Л. Орлова, Н. Черкасов, Ф. Раневская, Р. Зеленая, Р. Плятт, Г. Юматов, Б. Петкер, Н. Коновалов, В. Телегина, М. Трояновский, А. Цинман, А. Консовский, Т. Турецкая, М. Сидоркин, Г. Жуковская.

34. Миклухо-Маклай. Моснаучфильм, 1947.

35. Реж. Г. Козинцев; сцен. Ю. Герман; опер. А. Москвин, А. Назаров; композ. Д. Шостакович. В ролях: К. Скоробогатов, В. Честноков, О. Лебзак, С. Яров, Г. Гумилевский.20. Мичурин. Мосфильм, 1948.

36. Суд чести. Мосфильм, 1948.

37. Академик Иван Павлов. Ленфильм, 1949.

38. Александр Попов. Ленфильм, 1949.

39. Реж.: Г. Раппапорт, В. Эйсымонт; сцен. А. Разумовский; опер. А. Назаров, Е. Шапиро. В ролях: Н. Черкасов, А. Борисов, Б. Фрейндлих, К. Скоробогатов, И. Судаков, Е. Копелян.

40. Великая сила. Ленфильм, 1949.

41. Жуковский. Мосфильм, 1950.

42. Реж. В. Пудовкин, Д. Васильев; сцен. А. Гранберг; в ролях: Ю. Юровский, И. Судаков, В. Белокуров, В. Дружников, С. Гиацинтова.

43. Пржевальский. Мосфильм, 1951.

44. Опасные тропы. Мосфильм, 1954.

45. Два капитана. Ленфильм, 1955.

46. Кто смеется последним. Т/о. Экран, 1955.

47. Реж.: В. Корш-Саблин. В ролях: Л. Рахленко, Г. Глебов, В. Владомирский, Л. Дроздова, И. Шатилло, 3. Броварская, Л. Ржецкая, П. Молчанов.

48. Михайло Ломоносов. Ленфильм, 1955.

49. Реж. А. Иванов; сцен. Л. Рахманов; опер. М. Магид, Л. Сокольский; композ. В Пушков. В ролях: Б. Ливанов, А. Виханди, А. Эскола, Я. Осис, В. Сошальский, А. Консовский, В. Белокуров, Г. Хованов, А.

50. Ребане, К. Адашевский, Ю. Толубеев, К. Злобин, С. Дворецкий, С. Плотников, А. Баталов, М. Дементьев.

51. Призраки покидают вершины. Ереванская к/ст., 1955.

52. Реж.: С. Кеворков, Э. Карамян. В ролях: JI. Кмит, А. Карапетян, Д. Малян, Г. Нерсесян.

53. Пути и судьбы. Киевская к/ст., 1955.

54. Реж. Я. Базелян; сцен. JI. Неменова. В ролях: В. Ушакова, Р. Быков, М. Крепкогорская, В. Санаев, А. Толбузин, Г. Юматов, Ю. Саранцев, А. Войцик.

55. Софья Ковалевская. Ленфильм, 1956.

56. Реж. И. Шапиро; опер. Е. Кирпичев; худож. И. Иванов; композ. Л. Песков. В ролях: Е. Юнгер, Л. Колесов, Т. Сезеневская, А. Подгур, В. Усков, Б. Фрейндлих, Е. Волкова, А. Жуков, П. Суханов, 3. Афанасенко,

57. A. Зинковский, О. Порудолинская, Г. Русецкая, Г. Шмойлов.

58. Человек с планеты земля. К/ст им. М. Горького, 1958.

59. Реж. Б. Бунеев; сцен. В. Соловьев, В. Ежов; опер. М Пилихина; композ. М. Раухвергер. В ролях: Ю. Кольцов, В. Дихтяр, Ю. Кротенко, Н. Меньшикова, Ю. Любимов, В. Балашов, 10. Медведев, В. Трошин, З.Гердт, Е.Савинова.

60. Девять дней одного года. Мосфильм, 1961.

61. Все остается людям. Ленфильм, 1963.

62. Реж.: Г. Натансон; сцен. С. Алешин; опер. С. Иванов; композ.

63. B.Чистяков. В ролях: Н. Черкасов, С. Пилявская, А. Попов, Э. Быстрицкая, И. Озеров, И. Горбачев, Г. Анисимова, Е. Копелян, Б. Рыжухин, А. Трусов, В. Титова, П. Панков.

64. Здравствуй, это я! Арменфильм, 1965.

65. Реж. Ф. Довлатян; сцен. А. Агабабов; опер. А. Явурян; композ. М. Вартазарян. В ролях: А. Джигарханян, Р. Быков, Н. Фатеева, М. Терехова, Л. Бабичкова, Ф. Довлатян, Г. Новенц, Г. Тусузов, 10. Севела, А. Бахарь, Н. Воробьева.38.

66. Иду на грозу. Ленфильм, 1965.

67. Два билета на дневной сеанс. Лентелефильм, 1966.

68. Реж. Г. Раппапорт; сцен.: Б. Чирсков, Е. Худяков; опер. Д. Месхиев; худож. А. Блэк; композ. А. Мнацаканян. В ролях: А. Збруев, С. Чекан, И. Горбачев, Л. Чурсина, Н. Подгорный.

69. Прямая линия. К/ст им. М. Горького, 1967.

70. Твой современник. Мосфильм, 1967.

71. Еще раз про любовь. Мосфильм, 1968.

72. Степень риска. Ленфильм, 1968.

73. Реж. И. Авербах; сцен. И. Авербах; опер. В. Ковзель. В ролях: Б. Ливанов, И. Смоктуновский, А. Демидова, И. Дмитриев, 10. Гребенщиков, Л. Неведомский, В. Ильичев, Л. Аринина, А. Балтер.

74. У озера. К/ст им. М. Горького, 1969.

75. Длинная дорога в короткий день. К/ст им. А.П. Довженко, 1972. Реж. Т. Левчук; сцен. Н. Рыбак. В ролях: Н. Олялин, Е. Самойлов.

76. Любить человека. К/ст им. М. Горького, 1972.

77. Реж. С. Герасимов; сцен. С. Герасимов; опер. В. Рапопорт; худож.: П. Галаджев, П. Пашкевич; композ. И. Катаев. В ролях: Л. Виролайнен, А. Солоницын, Т. Макарова, Ж. Болотова, Ю. Кузьменков, И. Неганов, Ю. Волков, Н. Еременко.47. Монолог. Ленфильм, 1972.

78. Реж. А. Тарковский; сцен.: Ф. Горенштейн, А. Тарковский; опер. В. Юсов; худож. М. Ромадин; композ. Э. Артемьев. В ролях: Д. Банионис, Н. Бондарчук, Ю. Ярвет, В. Дворжецкий, Н. Гринько, А. Солоницын, С. Саркисян, О. Барнет, А. Мишарин, Г. Тейх.

79. Укрощение огня. Мосфильм, 1972.

80. Москва-Кассиопея. К/ст им. М.Горького, 1973.

81. Открытая книга. Ленфильм, 1973.

82. Открытие. Свердловская к/ст, 1973.

83. Реж. Б. Халзанов; сцен. Э. Тополь; опер. И. Лукшин; худож. В. Расторгуев, композ. В. Биберган. В ролях: Д. Банионис, М. Кононов, Ж.

84. Прохоренко, И. Печерникова, В. Соломин, В. Ивашов, Г. Карка, И. Лаврентьева, Ю. Назаров, Ф. Одиноков, В. Носик, В. Балашов, Г. Байкштите.

85. Большое космическое путешествие. К/ст им. М. Горького, 1974.

86. Выбор цели. Мосфильм, 1974.

87. Отроки во вселенной. К/ст им. М. Горького, 1974.

88. Страх высоты. Мосфильм, 1975.

89. Реж. А. Сурин; сцен. П. Шестаков; опер. И. Гелейн, Ю. Невский, худож. В. Филиппов, композ. Э. Артемьев. В ролях: А. Папанов, И. Мирошниченко, А. Мягков, В. Зельдин, Ж. Прохоренко, А. Филозов, И. Резникова.

90. Два капитана. Мосфильм, 1976.

91. Иванцов, Петров, Сидоров. Мосфильм, 1978.

92. Плата за истину. К/ст им. М. Горького, 1978.

93. Расписание на послезавтра. Беларусьфильм, 1978.

94. Реж. С. Кулиш; сцен. О. Осетинский; опер. В. Климов; худож. В. Аронин; композ. О. Каравайчук. В ролях: Е. Евтушенко, Л. Кадочникова, А. Филозов, К. Арбузов, Г. Бурков, Е. Финогеева, С. Бондарчук.62. Гараж. Мосфильм, 1979.

95. Реж. К. Шахназаров; сцен. Л. Зорин; опер. В. Шевцик; композ. М. Минков. В ролях: Г. Бурков, Т. Васильева, Н. Волков, В. Зельдин, Л. Пашкова, В. Шарлахов.

96. Открытая книга. Ленфильм, 1977-1979.

97. Поэма о крыльях. Мосфильм, Икаик (Куба), Дефа (ГДР), Гомон-Интернациональ (Франция), 1979.

98. Реж. Д. Храбровицкий; сцен.: А. Захаров, Д. Храбровицкий; опер. Н. Ардашников; худож. Д. Винницкий; композ. Р. Леденев. В ролях: В.

99. Стржельчик, Ю. Яковлев, Н. Анненков, А. Роговцева, О. Ефремов, Ю. Каюров, А. Азо, И. Ледогоров, П. Вельяминов, Э. Романов, И. Васильев, Г. Епифанцев, В. Долгоруков, Э. Магалашвили.66. Сталкер. Мосфильм, 1979.

100. Реж. А. Тарковский; сцен.: А. Стругацкий, Б. Стругацкий; опер. А. Княжинский; худож. А. Тарковский; композ. Э. Артемьев. В ролях: А. Кайдановский, А. Фрейндлих, А. Солоницын, Н. Гринько, Н. Абрамова, Ф. Юрно.

101. Поздние свидания. Ленфильм, 1980.

102. Реж. В. Григорьев; сцен.: Е. Габрилович, А. Габрилович; опер. В. Миронов; худож. А. Федотов; композ. В. Биберган. В ролях: Л. Малеванная, 10. Платонов, Е. Васильева, С. Никоненко, А. Ольховская, А. Чебан, Г. Шепетнова.

103. Через тернии к звездам. К/ст им. М. Горького (Ялтинский филиал), 1980.

104. Берегите мужчин. Мосфильм, 1982.

105. Реж. А. Серый; сцен. М. Акопова; опер. Р. Келли; композ. Г. Гладков. В ролях: Н. Русланова, Л. Куравлев, А. Лазарев, А. Вокач, Н. Селезнева, Н. Агапова, В. Захарченко, Н. Кочегаров, Р. Маркова, М. Стриженова, А. Лысикова, С. Харитонова.

106. Кафедра. Беларусьфильм, 1982.

107. Реж. И. Киасашвили; сцен. И. Грекова; опер. И. Черных; композ. С. Губайдулина. В ролях: Р. Янковский, И. Ясулович, А. Кайдановский, Л. Аринина, В. Сергачев, А. Вокач, Л. Ярмольник.

108. Солнечный ветер. Экран, 1982.

109. Реж. Р. Горяев; сцен. И. Дворецкий; опер. В. Миронов; композ. А. Петров. В ролях: А. Каменкова, В. Сергеев, Н. Еременко, А. Попов, Н. Ургант, Л. Марков, М. Булгакова, М. Глузский.

110. Чародеи. Одесская к/ст., 1982.

111. Реж. К. Бромберг; сцен.: А. Стругацкий, Б. Стругацкий; опер. К. Апрятин; худож. В. Лыков; композ. Е. Крылатов; текст песен: Л. Дербенев. В ролях: А. Яковлева, А. Абдулов, В. Гафт, Е. Васильева, В.

112. Золотухин, Э. Виторган, М. Светин, Р. Филиппов, С. Фарада, А. Анисимова, Л. Харитонов, Н. Парфенов, Е. Никищихина.

113. Самая обаятельная и привлекательная. Мосфильм, 1985.

114. Софья Ковалевская. Ленфильм, 1985.

115. Забытая мелодия для флейты. Мосфильм, 1987.

116. Инфузории. Акц. о-во А. Ханжонков и К0, 1912.

117. Дети цветы жизни. 1919. Реж. и опер. Ю. Желябужский.

118. Жертвы подвала. Всеукраинский кинокомитет (Киев), 1919. Реж. А. Замков.

119. Азиатская гостья. Всеукраинский кинокомитет (Киев), 1919. Реж. М. Вернер.

120. Гидроторф. (Как надо уметь использовать свое богатство). 1920. Реж. Ю. Желябужский.

121. Особняк Голубиных. Межрабпом-Русь, 1924.

122. Реж. В. Гардин; сцен. Н. Зархи. В ролях: Н. Ли, Г. Бобынин, А. Карцева, Г. Волконская, А. Файт, Н. Кукаркин, В. Лялин, А. Громов, В.Варейкис, А. Горчилин, Н.Вишняк, Н.Зубова.7.

123. Аборт. (Суд над акушеркой Зайцевой). Культкино, 1924.8.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.