Образ героя-философа в русской литературе второй половины XVIII века: типология и поэтика тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Смирнова, Наталья Викторовна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 190
Оглавление диссертации кандидат наук Смирнова, Наталья Викторовна
Содержание
Введение
Глава 1. Истоки формирования образа философа в русской литературе XVIII века
1.1. Герой-философ в культурно-историческом пространстве эпохи Просвещения
1.1.1. Разночинцы в Российской империи XVIII века
1.1.2. Феномен философа-разночинца в общественной жизни России второй половины XVIII века
1.2. Образ философа-разночинца в романе А.В, Измайлова «Евгений, или Пагубные следствия дурного воспитания и сообщества» (1799-1801)
1.3. Итоги главы
Глава 2. Типология образа героя-философа в русской литературе второй половины XVIII века
2.1. Специфика воплощения образа дворянина-философа в литературе второй половины XVIII века
2.2. Специфика воплощения образа философа-разночинца в литературе второй половины
XVIII века
2.2.1. Архетипическая основа образа разночинца-философа в романе А.Е. Измайлова «Евгений, или Пагубные следствия дурного воспитания и сообщества»
2.3. Итоги главы
Глава 3. Типология образа героини-философа в русской литературе второй половины XVIII века
3.1. Екатерина II как ключевой образ героини-«философки» в литературе второй половины XVIII века
3.2. Образ идеальной героини-«философки» в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» (1782)
3.3. Образ идеальной героини-«философки» в романе «Неонила, или Распутная дщерь» (1794)
3.4. Стихийная «философка» в романе М.Д. Чулкова «Пригожая повариха, или Похождение развратной женщины» (1770)
3.5. Итоги главы
Заключение
Библиография
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Становление и развитие жанра романа в русской литературе 70-80-х годов XVIII века: мифогенный роман в творчестве М.Д. Чулкова, М.И. Попова, В.А. Левшина2006 год, доктор филологических наук Дзюба, Елена Марковна
Художественное осмысление XVIII столетия в романе В.П. Аксенова "Вольтерьянцы и вольтерьянки"2012 год, кандидат наук Маклакова, Светлана Владимировна
Эволюция типов щеголя и щеголихи в комедийных жанрах русской драматургии и театра второй половины XVIII - начала XIX вв.2007 год, кандидат искусствоведения Мирутенко, Кира Сергеевна
Типологическое изучение персонажей (на материале русской литературы XVIII–XIX вв.)2016 год, кандидат наук Данилова Елена Алексеевна
Проблема отчуждения и способы ее художественного воплощения в рассказах А.П. Чехова 1880-х годов2011 год, кандидат филологических наук Башилова, Елена Игоревна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Образ героя-философа в русской литературе второй половины XVIII века: типология и поэтика»
Введение
Исследование посвящено анализу героя-философа в литературном процессе второй половины XVIII столетия. Типология персонажей в отечественной литературе эпохи Просвещения, как и в литературе европейского Просвещения, с одной стороны, весьма статична и определяется доминирующей литературно-эстетической моделью времени. С другой стороны, каждая национальная литература порождает внутри литературного процесса свои специфические особенности, в том числе и в области построения образа-персонажа.
В диссертации мы обращаемся к репрезентативному для русской литературы XVIII века персонажу - герою-философу. Он присутствует в значительном количестве источников русской литературы названного периода, отражает не только собственно литературную, но и культурно-историческую ситуацию анализируемого нами периода. Обращение к исследованию подобного персонажа/героя позволяет не только расширить представление о специфике развития образной системы второй половины XVIII столетия, но и выявить некоторые истоки дальнейшего развития отечественного литературного процесса, в котором проблема философствования и героя-философа заняла, по нашим представлениям, одно из важных мест. Герой-философ (герой-вольтерьянец, просветитель-аристократ), репрезентирующий персонажную систему русской литературы второй половины XVIII столетия, стал предшественником знакового для литературы второй половины XIX века героя-идеолога, героя-нигилиста. Рассмотрение этих героев как родственных друг другу было продиктовано и устоявшейся традицией: считать вольтерьянцев и нигилистов явлениями одного порядка.
Б. Башилов, ссылаясь на статью С. Франка «Религиозно-исторический смысл русской революции», отмечал: «Исторические истоки русского нигилизма восходят к вольнодумному кружку вельмож Екатерины II... Ведь именно вольнодумное «вольтерьянство» дворянства посеяло первые семена нигилизма в России и корни от них постепенно проходили во все более глубо-
3
кие слои русской почвы, захватив во второй половине XIX века разночинцев»1.
В XX веке философ В. Зеньковский, рассуждая об особенностях русского нигилизма, находил его первоисточник в вольтерьянстве, ознаменовавшем XVIII век: «То, что можно назвать «русским вольтерьянством» и в чем надо различать скептицизм и вольнодумство от более серьезного вольтерьянства. Термин этот, утвердившийся в русской литературе (в жизни), очень недостаточно и односторонне выражает сущность этого течения, из которого впоследствии оформился как идейный радикализм, так и существенно отличный от него «нигилизм»2.
Таким образом, признанная исследователями общность философских истоков вольтерьянства и нигилизма стала одной из причин рассмотрения героя-вольтерьянца и героя-нигилиста как персонажей, находящихся на одном поле развития русской литературной традиции.
Определенное сходство наблюдается и в развитии литературных образов вольтерьянца XVIII века и нигилиста XIX столетия. В литературном процессе второй половины XVIII века рядом с героем-вольтерьянцем из эссе Ф.И. Дмитриева-Мамонова соседствует часто непоследовательный в своем философствовании Петр Развратин (роман А.Е. Измайлова «Евгений, или Пагубные следствия дурного воспитания и сообщества»). Идеи убежденного отрицателя Евгения Базарова (И.С. Тургенев «Отцы и дети», 1862) приобретают искаженную, травестированную форму в словах и поступках Марка Волохова (И.А. Гончаров «Обрыв», 1869). Своеобразной кульминационной точкой художественного воплощения нигилистической идеологии мыслится появление Родиона Раскольникова (Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», 1866). Траектория развития образа подсвечена возникновением антинигилистического романа (Н.С. Лесков «Некуда», 1862), в котором «тема нигилизма» приобрела сатирически заостренный характер и представала «как растление
1 Цит. по: Башилов Б. Масонство и русская интеллигенция // Башилов Б. Масонство и русская интеллигенция. - Буэнос-Айрес: Русь, 1950. - С. 93.
2 Зеньковский В. История русской философии: В 2 т. - Париж, 1948. - Т.1. - С. 85.
4
духа, как отказ от духовных начал и традиций мыслящих прогрессистов, возлюбивших добро и возненавидевших ложь, но живущих вне религиозных представлений, вне национальных традиций, лишь идеями социальной свободы»3.
В русской литературе XVIII века новый исторический персонаж и литературный тип герой-философ возникает как результат осмысления двух направлений философской и общественной мысли: просветительской идеологии и увлечения вольтерьянством - особой составляющей просветительской идеологии. Комплекс идей, пришедший с Запада, востребованный отечественными мыслителями, дворянской аристократией, не всегда адекватно воспринимался на разных уровнях российского общества. Так, вольтерьянская философия часто осмысливалась только как внешняя эпатажная форма поведения (вольтерьянец, петиметр), и сами истоки философских взглядов Просвещения получали искаженный характер. В силу этих особенностей в представление о литературном типе (герой-философ) и его историческом аналоге были заложены противоречия: герою приписывалась не только склонность к мудрствованию и нравственным рассуждениям, но и определенная модель поведения, подразумевающая эпатаж и предельное свободомыслие.
Герой-философ был интересен писателям, принадлежащим разным эстетическим системам (классицизм, сентиментализм, реально-бытовое направление), он входил в состав системы персонажей самых различных жанров (ода, утопия, социально-политическая комедия, реально-бытовой нравоописательный роман, роман в письмах). Устойчивое содержание образа философа получало возможность новых формальных средств выражения. Литература второй половины XVIII века - возможность зафиксировать разновидности литературного персонажа герой-философ. Герой-философ был реализован в русской литературе и в своем женском варианте - героиня-философ. В нашей работе он получил название «философка» (по слову Ф. Ф. Вигеля). Он сущест-
3 Троицкий В.Ю. Лесков Н.С. // Русские писатели. XIX век: Биографический словарь: А - Я
/ Сост. С. А. Джанумов. - М.: Просвещение, 2007. - С. 292.
5
вовал также в тех разновидностях, которые складывались благодаря воздействию на него жанровой модели, с которой этот герой/персонаж был соотнесен, авторской воли, правил поэтики, дидактических (нравственных, идеологических) установок времени.
Приступая к анализу образа героя-философа в литературном процессе второй половины XVIII века, мы должны представить его литературное бытие, концепцию теоретико-литературного существования внутри обозначенного периода и с позиции современного подхода к оценке системы персонажей в литературе XVIII века.
В литературоведческой науке понятия герой и персонаж постепенно утрачивают ценностные характеристики и начинают выступать как синони-
4
мы .
Оба понятия в равной степени концентрируют в себе формально-содержательные признаки: эстетические (направленческого характера / тип художественного сознания), сюжетно-композиционные, устанавливающие связь между имманентными характеристиками произведения и контекстуальной средой. Динамическое структурное начало образа-персонажа было зафиксировано О.М. Фрейденберг: «Вся морфология персонажа представляет собой морфологию сюжетных мотивов, которые в нем получили стабилизацию»5. Польский ученый С. Сиротвинский прежде всего выделил как важную составляющую персонажа его «конструктивную роль», то есть воздействие на сюжетную организацию текста6.
Наряду с отмеченной нами сюжетной функцией, когда персонаж становится субъектом действия, он выполняет и смыслопорождающую (конструктивную) функцию: персонаж (герой) несет основную проблемно-тематическую нагрузку. Так, еще А.П. Скафтымов сказал, что персонаж, т. е. действующее лицо, - основное, крупнейшее звено, вокруг которого объеди-
4 См.: Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: Учебное пособие. - М.: Аспект-Пресс, 2001. - С. 201; Гинзбург Л.Я. О литературном герое. - Л.: Советский писатель, 1979. -С. 4.
5 Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. - М.: Лабиринт, 1997. - С. 222.
6 Sierotwinski S. Slownik terminov literackich. Wroclaw, 1966. - С. 200.
6
няются «тематические комплексы»7, т. е. мотивы. Таким образом, за героем/ персонажем закрепляется существенная роль в формировании облика художественного текста.
Взаимоотношения героя и персонажа наиболее дифференцировано представляет рецептивная методология исследования, прослеживая их от замысла до реализации образа в авторском сознании. В.И. Тюпа пишет: герой
представляет собой «эстетический феномен невыразимого художественного
8
смысла, используемыи с целью актуализации в сознании» .
Герой входит в сферу авторского сознания, иначе говоря, в концепто-сферу писателя, персонаж выступает его текстовым обнаружением. Призванный раскрыть некий смысл жизни, герой является мотивировкой по отношению к персонажу, манифестирующий этот смысл. В таком понимании, с точки зрения В.В. Виноградова, соотношение героя и персонажа оказывается в русле «противопоставления и сопоставления плана выражения, системы средств
9
выражения с системой содержания и планом содержания» .
Но в нашем случае возникает и проблема дифференциации совсем иного рода, которая определяется характером функционирования героя/персонажа в условиях нормативной (традиционалистской) поэтики XVIII столетия. В этот период конструктивная функция персонажа во многом определяется взаимоотношениями автора и жанра, причем в этих отношениях ведущую роль играет жанровая составляющая, а автор лишь встраивается в очерченную поэтическую модель. Доминирующая поэтика жанра определяет лицо времени (его модель), следовательно, автор и тем более его герой/персонаж прежде всего становятся выразителями этой модели - предельно обобщенного, концентрированно выраженного образа времени. Отсутствие иной мотивации (детерминизма), кроме идеологических, дидактических и ри-
7 Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. - М.: Художественная литература, 1972.-С. 31.
Тюпа В.И. Аналитика художественного (введение в литературоведческий анализ). - М.: Лабиринт, 2001. - С. 10-11.
9 Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. - М.: Изд-во АН СССР, 1963.-С. 139.
торических установок нормативной поэтики, предопределяет появление единственно возможной номинации для героя/персонажа в литературе второй половины XVIII века. Безусловно, перед нами литературный тип - герой фи-лософ/«философка». Мы анализировали его как категорию исторической поэтики с позиции нормативной поэтики традиционализма и ее трансформаций в литературе второй половины и последних десятилетий XVIII века. В рамках поэтики традиционализма (рефлективного традиционализма) тип — это всегда обобщенная структура, сохраняющая в себе константные мировоззренческие, жанровые установки, позволяющая установить авторскую концепцию. Литературный тип герой-философ в обозначенный нами хронологический период становится именно такой структурой, которая позволяет выявлять названную нами выше комбинацию устойчивых признаков.
Определение теоретико-литературного статуса героя-философа указывает на его репрезентативные свойства (наряду с такими образами, как, например, «маленький человек», «тургеневская девушка»), место в культурно-историческом и литературном процессе с точки зрения исторической поэтики, устойчивость определенного рода характеристик. Именно эти свойство - устойчивость характеристик литературного типа - в наибольшей степени интересовали нас в диссертационной работе.
В тексте художественного произведения второй половины XVIII века персонажа ( героя) необходимо распознать, то есть, по словам Л .Я. Гинзбург, обнаружить в тексте «упоминание о нем в речи других действующих лиц, повествование автора или рассказчика о связанных с персонажем событиях, анализ его характера, изображение его переживаний, мыслей, речей, наружности,
ю
сцены, в которых он принимает участие словами, жестами, действиями» . Б.В. Томашевский предлагал в качестве механизма обнаружения персонажа
10 Гинзбург Л.Я. О литературном герое. - Л.: Советский писатель, 1979. - С. 89.
8
использовать «систему мотивов неразрывно связанных с данным персонажем»11.
В работе мы опирались на позицию Л .Я. Гинзбург, поэтому поиск наиболее устойчивых и повторяющихся свойств литературного типа герой-философ/«философка» мы вели, не упуская из виду такую особенность, как «узнавание», то есть «некая мгновенно возникающая концепция» как отражение в воспринимающем сознании реализуемого автором смысла, связанного с определенным способом бытия в мире12.
Несмотря на приоритет категории жанр в поэтике текстов второй половины XVIII века, нельзя не заметить постепенное перемещение с периферии литературного процесса в его центр и категории автор. Мы не могли не обратить внимание на качественную роль этого компонента в формировании и существовании литературного типа герой-философ. Те процессы, которые позволяют исследователям говорить о формировании нового типа литератора, «я» литератора как самосознающей личности в русской литературе XVIII века, чрезвычайно созвучны собственно художественному осмыслению типа герой-философ. Точную характеристику этих процессов дала Т.Л. Власенко: «Зарождение такой сложной субъектной формы, как «я» литератора, включающей в себя «я» частного человека, «я» гражданина и возникающую системную форму рода-повествователя, знаменовало собой новый этап развития литературы, когда «самосознающая личность литератора свидетельствовала о том, что человек есть главная ценность»13. Сложные отношения между автором в литературе второй половины XVIII столетия и его персонажем, как оказалось, не такое уж редкое явление в художественных произведениях, героем которых становится философ/«философка».
11 Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2001.-С. 199.
12 См.: Гинзбург Л.Я. О структуре литературного персонажа // Искусство слова. - М., 1973. -С. 378.
13 Власенко Т.Л. Литература как форма авторского сознания: Пособие для студентов филологических факультетов. - М.: Логос, 1995. - С. 70.
Уже на этом этапе развития отечественной литературы автор, по словам М.М. Бахтина, проявляет себя как «носитель напряженно-активного завершенного целого», «его сознание есть сознание сознания», именно поэтому оно объемлет «сознание героя и его мир... Автор не только видит и знает то, что видит и знает герой в отдельности и все герои вместе, но и большинство их, причем он видит и знает нечто такое, что им принципиально недоступ-но»14.
В силу этих особенностей проявления авторского «я» литератор второй половины XVIII столетия создает не только устойчивую модель персонажа, обусловленную мастерством автора, то есть умением следовать канонам нормативной поэтики (жанровым и стилевым правилам), но вступает с ним в полемику, не соглашается или разделяет его позицию, изображая и принимая ее, как свою ( в нашем исследовании М.Д. Чулков, А.Е. Измайлов, Д.И. Фонвизин, Ф.И. Дмитриев-Мамонов, А.Н. Радищев). Будучи, по выражению Т. Л. Власенко, «погружен в пространственно-временной континуум своей эпохи», он становится «субъектом и объектом изображения, несет две функции литературы: познавательную и нормативную - и вместе с тем имеет особую функцию - выразить абсолютную ценность реальной исторической личности писателя»15. Следовательно, создавая в своих сочинениях литературный тип герой-философ как репрезентативный образ времени, автор тем самым воплощает в тексте представление о себе, «о реальном частном человеке XVIII века, живущем в определенный исторический период в определенном географическом пространстве, воплощающем некую нравственную норму, духовное содержание, которые в свою очередь отражались на формальной структуре субъ-
16
ектнои и жанровой системе писателя» .
Актуальность темы диссертационной работы определяется выбором предмета исследования - литературный тип герой-философ/« философка».
Вторая половина XVIII века, период формирования литературного ти-
14 Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979. - С. 14.
15 Власенко Т.Л. Литература как форма авторского сознания. - М.: Логос, 1995. - С. 71.
16 Там же.
па герой-философ, представляется наиболее значимым, так как внутри него сформировались условия для трансформации формально-содержательных признаков поэтики традиционалистского типа художественного сознания. Анализ литературного типа герой-философ, репрезентирующего вторую половину XVIII века, дает возможность выявить наиболее характерные особенности литературного процесса этого периода и уточнить представление о характерологии XVIII века.
В отечественной литературе второй половины XVIII века тип герой-философ обретает устойчивость и в дальнейшем определяет облик литературного процесса XIX и даже XX веков. Таким образом, актуальность данного исследования оправдана и дальнейшей перспективой существования литературного типа герой-философ, черты которого получили развитие в образах «мыслящего героя», героя-нигилиста, героя-идеолога у И.С. Тургенева. И.А. Гончарова, Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского.
Анализ литературного процесса с точки зрения развития его персонажной системы, появления в ней героя-философа позволяет увидеть непрерывность развития отечественной литературы, осмыслить устойчивость традиции «философствования» в русской литературе.
Кроме того, в отечественной литературоведческой науке по-прежнему актуальной остается проблема существования категории образ-персонаж в условиях различных типов художественного сознания, в том числе описания типологических характеристик литературного типа герой-философ в условиях традиционалистского (нормативного) типа художественного сознания.
Философы-вольтерьянцы, просветители-аристократы и разночинцы, отстаивающие право на самостоятельный образ мыслей и признание обществом; «философки», начиная с монарших особ и заканчивая героиней, зарабатывающей себе на жизнь продажной любовью, наполнили не только географическое пространство России XVIII века, но и поле литературное.
Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что в нем впервые на основании системного анализа выявлены признаки ли-
тературного типа герой-философ и разработана его типология в русской литературе второй половины XVIII столетия. В диссертации также установлены художественные механизмы восхождения литературного типа герой-философ на уровень топоса.
В работе также впервые осуществлена попытка составления типологии образа герой-философ в литературе второй половины XVIII века и дано описание вариантов типологии литературного типа герой-философ. Исходными критериями их определения стали: структура персонажа (взаимоотношение автор-персонаж; тип детерминизма; восхождение категории образ-персонаж к топосу), соотнесенность данного типа персонажа с различными жанрами (роман, ода, комедия; жанровые фрагменты журнальных публикаций), способ повествования, а также типологические варианты, возникшие на основе анализа содержательного наполнения образа героя-философа (идейно-тематический пласт).
Степень изученности темы. Проблеме функционирования литературного типа герой-философ в русской литературе второй половины XVIII века современное литературоведение все еще не уделило должного внимания. Однако в исторической науке, в исследованиях философского и культурологического характера, обращенных к изучению русского XVIII века, ученые давно обратили внимание на героя-«философа», считая его феноменом русской действительности; подлинным историческим персонажем, способным представить свой век и свою страну.
Так, еще В.О. Ключевский в работах, посвященных истории России, обозначил тип дворянина-философа, философа-вольтерьянца, характерный для екатерининской эпохи (Лекция 81 «Курса русской истории»). В.В. Зень-ковский рассматривал вольтерьянство как одно из основных направлений в отечественной философской мысли XVIII столетия, указывая на существование определенной типологии этих философских движений: скептицизм, «вольнодумство», более серьезное, по его выражению, «вольтерьянство», из которого «впоследствии оформился» «идейный радикализм» (в работе «Исто-
рия русской философии», 1948). Тип философа-вольнодумца XVIII века становится объектом внимания Б. Башилова в монографии «Масонство и русская интеллигенция» (издана в 50-е годы XX века в Буэнос-Айресе).
В советский период крупное исследование, посвященное анализу общественной мысли XVIII столетия, пишет академик М.В. Нечкина («Вольтер и русское общество», 1944). В нем пристальное внимание уделяется анализу героя-вольтерьянца, героя-философа - типов общественной жизни.
Основополагающими для нашего исследования стали работы современного петербургского философа Т.В. Артемьевой «От славного прошлого к великому будущему. Философия истории и утопия в России эпохи Просвещения» (2005) и «История метафизики в России XVIII века» (1996). В своих работах Т.В. Артемьева подробно анализирует социальный тип дворянина-философа, выявляет наиболее специфические признаки этого героя времени и указывает на характерные формы философствования в исследованиях В.Н. Татищева, М.М. Щербатова, Екатерины II, Д.С. Аничкова. В центре внимания оказываются метафизические архетипы, которые, по словам исследователя, в XVIII веке «утрачивали свою «внесословную», абстрактную форму, рассматривались на примере историко-философского, этико-психологического характера»17. Т.В. Артемьеву привлекают проблемы самоидентификации русского человека, которые актуализировались в переломную для России эпоху XVIII века.
Образ героя-вольтерьянца становился объектом внимания и в ряде литературоведческих работ: П.Р. Заборов «Русская литература и Вольтер: XVIII - первая треть XIX века» (1978), Вдовина JI.H. «Вольтерьянство и масонство в контексте духовной жизни русского общества» (2006). В названных работах исследователями также очерчены лишь некоторые свойства философа как персонажа реальной действительности. В монографии П.Р. Заборова специально отмечается, автор работы почти не рассматривал русское вольтерьянст-
17 Артемьева Т.В. История метафизики в России XVIII века. - СПб.: Алетейя, 1996. - С. 158.
во, «явление по преимуществу идеологического, социального и бытового свойства», в широком смысле слова.
В литературоведческой науке проблема возникновения и существования героя-философа как литературного типа включена в более широкий контекст формирования персонажной системы в условиях того или иного периода развития литературы, определенного типа художественного сознания. Изучению отдельных, наиболее характерных литературных типов эпохи литературоведы, безусловно, уделяли пристальное внимание. Так, еще в начале века XX века В. Сиповский в работе «Очерки из истории русского романа» (1909) предпринял попытку дать развернутую характеристику системы персонажей, присущей русскому роману второй половины XVIII столетия.
В 1975 году была написана кандидатская диссертация Л.А. Козыро «Русская нравоописательная проза последней трети XVIII века (Вопросы характерологии). В данной работе проанализированы качественные характеристики нового героя в литературе XVIII века: «нахлебник» («приживала»), разночинец (демократический герой). Ею же проанализированы героиня-плутовка в романе последней трети XVIII века (роман М.Д. Чулкова «Пригожая повариха», анонимная «Неонила») и тип купеческого героя в повестях Ивана Новикова (Аннушка из сборника И. Новикова «Похождение Ивана, Гостиного сына»). Однако анализ Л.А. Козыро в основном касался содержательного наполнения образа, кроме того, исследователь относила названных персонажей к категории характер, соотнося процессы, идущие в литературе последней трети XVIII столетия, с признаками реалистического или натуралистического направления.
И.Д. Куликова в работе «Русская комедия 80 - 90-х годов XVIII века (жанр, конфликт, характер) (1990), рассматривая тему дворянского воспитания, выделила и проанализировала функционирование в комедии последних десятилетий века типа петиметра и просвещенного дворянина. Большое внимание в работе было уделено вариантам образа «недоросля» (комедия П.А. Кропотова «Фомушка, бабушкин внучек», 1785), ставшего популярным бла-
годаря комедии Д.И. Фонвизина. В том числе исследователь обращался в работе к оценке «комической сцены экзамена», но анализировал ее, опираясь на мнение П.Н. Беркова и Г.П. Макогоненко как «определенный шаблон» в русской литературе XVIII века, который позволяет испытать характер героя, пря-
18
мо на глазах у зрителя подвергнуть героя испытаниям .
Значительный вклад в переосмысление качества персонажной системы литературного процесса XVIII столетия внесла работа К.Г. Бронникова «Социально-художественные истоки типа «маленького человека» в русской прозе XVIII века» (1990). Тонкое исследование генезиса одного из самых значительных образов русской литературы позволило пересмотреть хронологические границы появления литературного типа «маленький человек». Исследователем были рассмотрены: образ и литературный тип «подьячего» как предшественника «маленького человека» (образы, появившиеся в сатирических произведениях А.П. Сумарокова и В.А. Левшина), «дворянина-приживала» («Несчастный Никанор» А. Назарьева).
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Романы И.С. Тургенева в русской повествовательной литературе 1850-х-начала 1860-х годов2006 год, кандидат филологических наук Степанов, Евгений Геннадьевич
Культурные мифы и утопии в мемуарно-эпистолярной литературе Русского Просвещения2010 год, доктор филологических наук Приказчикова, Елена Евгеньевна
Образ смиренной героини в современной русской прозе: традиционное и новое2023 год, кандидат наук Харитонова Анна Владимировна
Трагедия Я.Б. Княжнина "Росслав": национальный миф о герое-воине и проблемы историзма2011 год, кандидат филологических наук Заславский, Григорий Анатольевич
Детство в системе русских литературных представлений о человеческой жизни XVIII - XIX столетий2007 год, кандидат филологических наук Шестакова, Елена Юрьевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Смирнова, Наталья Викторовна, 2012 год
Библиография
Тексты и источники:
1. Вигель Ф.Ф. Записки. - М.: Издательство Артели писателей «Круг», 1928. Т.2.-356 с.
2. Вольтер Собрание сочинений: В 3-х т. Т.2. Театр. Стихотворения. Мемуары. Исторические сочинения. Статьи, памфлеты. / Пер. с франц. - М.: Сигма пресс, 1998. Т.2. - 656 с.
3. Вольтер Философские повести. Философские письма. Статьи из «Философского словаря»: [сб.: пер. с фр.] / Вольтер. - М.: ACT: Астрель, 2011.-748 с.
4. Востоков А.Х. Опыты лирические и другие мелкие сочинения в стихах. - СПб.: Морская типография. 1805. - 129 с.
5. Грибоедов A.C. Горе от ума. - М.: Искусство, 1979. - 92 с.
6. Державин Г. Р. Стихотворения. - Л.: Советский писатель, 1957. -
468 с.
7. Державин Г.Р. Философы: пьяный и трезвый // Русская поэзия XVIII в. - М.: Художественная литература. 1972. - С. 571-573.
8. Дмитриев-Мамонов Ф.И. Дворянин-философ // Вопросы истории религии и атеизма. - М., 1956. - С. 399-412.
9. Долгоруков И.М. Капище моего сердца, или Словарь тех лиц, с коими я был в разных отношениях в течение моей - М.: Издание общественной истории и Древностей Российских при Московском университете, 1874. -391 с.
10. Екатерина II Записки императрицы Екатерины Второй / [Примеч. А. Никитича]. - Элиста : Калм. кн. изд-во, 1990. - 111 с.
11. Екатерина II Сказка о царевиче Хлоре // Екатерина II Сочинения. -М.: Современник, 1990. - С. 120-126.
12. Заболоцкий H.A. Стихотворения и поэмы. - М.: Современник, 1981.-376 с.
13. Измайлов А.Е. Евгений, или Пагубные следствия дурного воспитания и сообщества. - М., 1799-1801. 4.1. - 143 е.; 4.2. -224 с.
14. Измайлов А.Е. Басни и сказки. - СПб.: Морская типография, 1816.
-85 с.
15. Измайлов А.Е. Надпись к портрету Вольтера // Поэты -радищевцы. Серия «Библиотека поэта». Большая серия. Второе издание. URL: http ://az. Hb. ru/i/izmaj lo w_a_e/text_0080. shtml
16. Карамзин H.M. Полное собрание стихотворений. - Д.: Советский писатель. 1966. -423 с.
17. Кривонос-домосед, страдалец модной. - СПб., 1789. - 99 с.
18. Крылов И.А. Избранное. - М.: Правда, 1986. - 396 с.
19. Майков В.И. Избранные произведения. - M., - JL: Советский писатель, 1966. - 502 с.
20. Неонила, или Распутная дщерь, справедливая повесть, сочиненная AJI. - M.: Типография Селивановского. 1794. - 4.1. - 204с.: 4.2. - 261 с.
21. Новиков И. Похождения Ивана Гостинаго сына, и другие повести и сказки. - СПб.,1785-1786. - 4.1. - 200с.; 4.2. - 219 с.
22. Орлов Я.В. Мое отдохновение к отдыху других. Сочиненное Нижегородской главной школы учителем истории натуральной, истории гражданской и географии Яковом Орловым. - Н.Новгород, 1799.
23. Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву // Русская проза XVIII века. - М.: Художественная литература, 1971. - С. 399-552.
24. Словцов П.А. Послание к Сперанскому // Поэты 1790-1810-х годов. - JL: Ленинградское отделение издательства «Советский писатель», 1971. -912 с.
25. Сумароков А.П. Избранные произведения: Второе издание. -JL: Советский писатель, 1957. - 227 с.
26. Сумароков А.П. Трудолюбивая пчела. - СПб., 1759.
27. Тредиаковский В. К. Эпистола от Российской поэзии к Аполлину Избранные произведения [ред.кол.: В. Н. Орлов (гл. ред.), В. Г. Базанов, Б. И. Бурсов и др.] - М.-Л.: Сов. писатель, 1963. - С. 393-394.
28. Фонвизин Д.И. Бригадир // Фонвизин Д.И. Избранное: Стихотворения. Комедии. Сатирическая проза и публицистика. Автобиографическая проза. Письма. -М.: Советская Россия, 1983. - С. 33-80.
29. Фонвизин Д.И. Друг честных людей, или Стародум // Русская проза XVIII века. - М.: Художественная литература, 1971. - С. 342-376.
30. Фонвизин Д.И. Недоросль // Русская проза XVIII века. - М.: Художественная литература, 1971. - С. 225-286.
31. Фонвизин Д.И. Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке // Русские поэты. Антология русской поэзии в 6-ти томах. — М.: Детская литература, 1989. Т.1. - С. 209-211 с.
32. Хемницер И.И. Плоды науки // Русские поэты. Антология русской поэзии в 6-ти томах. - М.: Издательство Детская литература, 1989. Т.1. - С. 97.
33. Херасков М.М. Владимир: эпическая поэма в двух частях. - М.: Тип. Комп. Типогр. 1787. - 244 с.
34. Херасков М.М. Ничтожность // Русские поэты. Антология русской поэзии в 6-ти томах. - М.: Детская литература, 1989. Т. 1. - С. 110.
35. Чулков М.Д. Пересмешник, или Словенские сказки. Изд. 3-е с поправлением. - М.: Тип. Пономарева, 1789. 4.1. - 235 с.
36. Чулков М.Д. Пересмещник. - М.: Сов. Россия, 1987. - 364 с.
37. Чулков М.Д. Пригожая повариха, или Похождения развратной женщины // Русская проза XVIII века. - М: Художественная литература, 1971. С. 41-83.
38. Чулков М.Д. Стихи на качели // Поэты XVIII века. - Л., 1958.
39. Эмин Ф. Письма Эрнеста и Доравры. - СПб., 1766.
Историко-литературные, теоретико-литературные, философские работы:
40. Абрамович Г.Л. Предмет и назначение искусства и литературы // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении: Образ, метод, характер. - М.: Наука, 1962. - С. 28-57.
41. Аверинцев С.С., Андреев М.Л. и др. Категории поэтики в смене литературных эпох. Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. — М.: Наследие, 1994. - 512с.
42. Алексеева Н.Ю. Русская ода: развитие одической формы в XVIII-XIX в.; [монография]. - СПб.: Наука, 2005. - 368 с.
43. Артемьева Т.В. История метафизики в России XVIII века. - СПб.: Алетейя, 1996. - 317 с.
44. Артемьева Т.В. От славного прошлого к светлому будущему: Философия истории и утопия в России эпохи Просвещения. - СПб.: Алетейя, 2005.-496 с.
45. Барт Р. "S/Z'7. Пер. с фр. Т.К. Косикова 2-е изд., испр. - М.: Эди-ториал УРСС, 2001. - 232 с.
46. Басина Н.И. Проблема автора в культуре. Автореф. Дис. ... докт. филос. наук. - Ростов-на-Дону, 2003.
47. Бахтин М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. - СПб.: Азбука, 2000. - 336 с.
48. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. - М.: Художественная литература, 1975. - 504 с.
49. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. -М.: Художественная литература, 1990. - 541 с.
50. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979.-424 с.
51. Башилов Б. Масонство и русская интеллигенция // Башилов Б. История русского масонства. Кн. 8. - Буэнос-Айрес.: Русь, 1950. - 239 с.
52. Белинский В.Г. Басни Ивана Крылова // Белинский В.Г. Собр соч. в 9-ти томах. - М.: Художественная литература, 1978. Т.З. - С. 393-399.
53. Берлинских В. «Он был поэт не ложно...»: размышления о жизни и творчестве Е.И. Кострова. - М.: Молодая гвардия, 1987. - 61 с.
54. Бердяев Н. Русская идея (Основные проблемы русской мысли XIX в. - нач. XX в. - Париж: УМСА-РКЕ88. 1946. - 259 с.
55. Бердяев Н. Духовные основы русской революции. Философия неравенства // Бердяев Н. Собрание сочинений в 4-х томах. Т.4. - Париж: УМСА-РЫБвв, 1990. - 598 с.
56. Берков П.Н. История русской комедии XVIII в. - Л.: Наука, Ленинградское отд-ние, 1977. - 390 с.
57. Благосветлов Г.Е. Исторический очерк русского прозаического романа // Сын Отечества. 1856. №38. - С. 250-257.
58. Боголюбов В. Н.И. Новиков и его время. - М.: Издательство М. и С. Сабашниковых. 1916. - 485 с.
59. Бондарцева Е.А. Творческий путь и просветительская деятельность М.Д. Чулкова // Исторические записки АН СССР. - М: Наука, 1984. Т.З. -С. 204-237.
60. Бонецкая Н.К. Образ автора как эстетическая категория // Контекст - 1985. Литературно-теоретический исследования. - М.: Наука, 1986. -С. 241-264.
61. Богуславский В.М. Человек в зеркале русской культуры, литературы и языка. - М.: Космополис, 1994. - 238 с.
62. Бочаров С.Г. Характеры и обстоятельства // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении: Образ, метод, характер. -М.: Наука, 1962.-С. 312-451.
63. Бронников К.Г. Социально-художественные истоки типа "маленького человека" в русской прозе последней трети XVIII века : Автореферат дис. ... канд. филол. наук. - Москва, 1990. - 16 с.
64. Бубнов Ю.А. Метафизика русского Просвещения. - Воронеж: Издательство Воронежского Университета, 2003. - 255 с.
65. Булич Н. Сумароков и современная ему критика. - СПб.: Типография Эдуарда Праца, 1854. - 288 с.
66. Буранок О.М. Русская литература XVIII в.: Учебно-методический комплекс для студентов филологических специальностей. - М.: Флинта, 2002. -392 с.
67. Бухаркин П.Е. История русской литературы XVIII века: петровская эпоха: учебник для вузов РФ. - СПб.: Факультет филологии и искусства Санкт-Петербургского гос. университета, 2009. - 497 с.
68. Валагин А.П. Очерки о русской литературе XVIII века. - Воронеж: Издательство Воронежского Университета, 1994. - 118 с.
69. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины, [под ред. Л.В. Чернец]. - М.: Высшая школа, Academia, 2000. - 563 с.
70. Вдовин Г.В. Персона - Индивидуальность - Личность: Опыт самопознания в искусстве русского портрета XVIII века. - М.: Прогресс-Традиция, 2005. - 248 с.
71. Вдовина Л.Н. Вольтерьянство и масонство в контексте духовной жизни русского общества в последние десятилетия XVIII в. // Вестник Московского университета. Сер.8 История. 2006. № 3. С. 92-105.
72. Вдовина Л.Н. Духовные искания в русском обществе последней трети XVIII в. // Мировосприятие и самосознание русского общества (XI-XX вв.). - М.: Институт российской истории РАН, 1994. с. 94-112.
73. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. - М.: Высшая школа, 1989.-406 с.
74. Виноградов В.В. О теории художественной речи. - М.: Высшая школа, 1971.-240 с.
75. Виноградов В.В. О языке художественной прозы. - М.: Наука, 1980.-360 с.
76. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. - М.: Высшая школа, 1991. - 448 с.
77. Виноградов В.В. Поэтика русской литературы: Избранные труды. -М.: Наука, 1976.-512 с.
78. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. - М.: Издательство Академии Наук СССР, 1963. - 256 с.
79. Виртшафтер Эллис К. Социальные структуры: разночинцы в Российской империи. Перевод с англ. Т.Т. Вечериной. - М.: Логос, 2002. - 272 с.
80. Власенко Т.Л. Литература как форма авторского сознания: Пособие для студентов филологических факультетов. - М.: Логос, 1995. - 200 с.
81. Вольтер в России: Библиографический словарь: 1735-1995. М.: Рудомино, 1995. - 338 с.
82. Воспоминания А.Е. Лабзиной (1758-1828 г) с предисловием и примечаниями Б.Л. Модзалевского. - СПб.: Типография товарищества «Общественная польза», 1903. - 102 с.
83. Галай Ю. Отдохновение нижегородского поэта Якова Орлова // Галай Ю. Книжный Нижний. - Н.Н.: Издательство книга. 2007. - С. 27-38.
84. Гачев Г.Д., Кожинов В.В. Содержательность литературных форм // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении: Роды и жанры литературы. - М.: Наука, 1964. - С. 17-38
85. Гачев Г.Д. Развитие образного сознания в литературе // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении: образ, метод, характер. -М.: Наука, 1962. - С. 115-141.
86. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. - Л.: Советский писатель, 1979.-224 с.
87. Гинзбург Л.Я. О структуре литературного персонажа // Искусство слова. Сб. ст. -М., 1973. - С. 376-388.
88. Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Словарь имен. - Н.Новгород: Русский купец, 1996. - С. 655.
89. Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века: Учеб. для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 1999. - 452 с.
90. Гуковский Г.А. Сумароков и его литературно-общественное окружение // История русской литературы в 10-ти томах под ред. Г.А. Гуковско-го, Д.А. Десницкого. Т.4. 1941. - С. 353-380.
91. Гуторов A.M. Литературный персонаж и проблема его характера // Принципы анализа литературного произведения. Под ред. П.А. Николаева, А.Л. Эсалнек. - М.: Издательство МГУ, 1984. - С. 72-83.
92. Даниленко И.И. Диалог в эпиграмме и басне XVIII - первой половины XIX века: автореф. дисс. ...кандидата филол. наук. 1995.
93. Денисов А.П. Н.Г. Курганов - выдающийся русский ученый и просветитель XVIII века. - Л.: Лениздат. 1961. - 180 с.
94. Дзюба Е.М. Персонаж-пикаро и его эволюция в русском романе последней трети XVIII века («Пригожая повариха» М.Д. Чулкова, «Евгений, или Пагубные следствия дурного воспитания и сообщества» А.Е. Измайлова) // Синтез культурных традиций в художественном произведении. — Н.Новгород: Нижег. Гос. Пед. Университет, 1994. - С. 53-63.
95. Дзюба Е.М. «Славенские истории, или Жанр романа в творчестве М.Д. Чулкова, М.И. Попова и В.А. Левшина: Монография. - Н.Новгород: Изд-во НГПУ, 2006. - 258 с.
96. Дзюба Е.М. Формирование городского текста в русской литературе второй половины XVIII века // Нижегородский текст русской словесности: межвузовский сборник научных статей. - Н.Новгород: НГПУ, 2011. с. 27-35.
97. Доронина М.В. Культура повседневности русской разночинной интеллигенции во второй половине XIX века: Соотношение «идеального» и «реального»: Автореферат дис. ... канд. истор. наук. - М., 2004. - 28 с.
98. Драгомирецкая Н.В. Автор и герой в русской литературе XIX-ХХв. Диалектика взаимодействия. - М.: Наука, 1991. - 382 с.
99. Дуганов Р.В. Гоголь - Достоевский - Блок в перспективе «русского мифа» // Российский литературный журнал, 1994. №5-6. - С. 39-55.
100. Емельянов Б.В. Три века русской философии (XVIII-XX в.). -Екатеринбург: Уральский университет. 1995. - 228 с.
101. Ермоленко Т.Н. Поэма Вольтера «Орлеанская девственница» как гипертекст // XVIII век: Литература в контексте культуры. - М.: УРАО, 1999. - С. 40-49.
102. Ермоленко Г.Н. Форма и функции иронии философской повести Вольтера // XVIII век: Искусство жить и жизнь искусства. - М., 2004.
103. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. Учебное пособие для студентов и преподавателей филологических факультетов, учителей-словесников. — М.: Флинта, 1998. - 248 с.
104. Живов В.М. Язык и культура в России XVIII века. - М.: Издательство «Шк. «Языки рус. Культуры», 1996. - 590 с.
105. Забабурова Н.В. Французский философский роман XVIII века: самосознание жанра // XVIII век: литература в контексте культуры. - М., 1999. -С. 94-104.
106. Заборов П.Р. Русская литература и Вольтер: XVIII - первая треть XIX в. Л.: Наука. 1978. - 246 с.
107. Заборов П.Р. Русское вольтерьянство // Вольтер и Россия. —М.: Рудомино, 1999. - С. 11-19.
108. Записки императрицы Екатерине II: репринтное издание 1907. -М: Орбита, 1989. -748 с.
109. Заусцинский К. Сумароков - сын своего времени // А.П. Сумароков: его жизнь и сочинения. Сборник историко-литературных статей. - М., 1911.-С. 14-18.
110. Зеньковский В.В. История русской философии в 2-х томах. - Париж: YMKA Press, 1948, Т. 1. - 469 с.
111. Зеньковский В. История русской философии. - М.: Академический Проект: Раритет, 2001. - 878 с.
112. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа (критика европейской культуры у русских мыслителей). - Париж: YMKA Press, 1926. - 287с.
113. Ильин И. Сущность и своеобразие русской культуры. - М.: Русская книга - XXI век. 2007. - 462 с.
114. История всемирной литературы: В 9 т. / Гл. редкол.: Г. П. Бердни-ков (гл. ред.) и др. ; АН СССР, Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. Т. 5. -М.: Наука, 1988.-783 с.
115. История русской журналистики XVIII-XIX веков. / Громова Л.П., Ковалева М.М., Станько А.И., Стенник Ю.В. и др. Под ред. Громовой Л.П. -СПб.: Издательство С-Петерб. ун-та, 2005. - 669 с.
116. Кабузан В.М. Народонаселение России в XVIII - первая половина XIX века. - М.: Издательство Академии наук СССР, 1963. - 228 с.
117. Калашникова О.Л. Становление русского реально-бытового романа XVIII века. - Днепропетровск: Днепропетровский государственный университет. 1986. - 52 с.
118. Каменский З.А. Философские идеалы русского просвещения (Деитическо-материалистическая школа). - М.: Издательство «Мысль», 1971. -396 с.
119. Кант И. Ответ на вопрос: что такое просвещение // Кант И. Сочинения на немецком и русском языке. Т.1. - М.: Изд. Фирма АО «Камн», 1994. -584 с.
120. Кауркин Р.В., Тихонов Е.П. М. Чулков: творческое наследие. -Арзамас: АГПИ, 2000. - 105 с.
121. Клейн И. Русская литература в XVIII веке. - М.: Индрик, 2010. -
440 с.
122. Ключевский В.О. Исторические портреты. - М.: Правда, 1991. -
622 с.
123. Ключевский В.О. Курс русской истории // Ключевский В.О. Сочинения: В 9 т. Под ред. В.Л. Янина. - М.: Мысль, 1989. 4.5.
124. Кожурин А.Я. Философско-антропологические основания русской традиции просвещения. - СПб.: С-Петерб. Гос. университет экономики, 2008. - 263 с.
125. Козолупенко Д.В. Миф. На гранях культуры (системный и меж-десциплинарный анализ мифа в его различных аспектах: естественно-научная, психологическая, культурно-поэтическая, философская и социальная грани мифа как комплексного явления культуры). - М.: Канон, 2005. - 209 с.
126. Козыро JI. И. Женщина-«плутовка» в русской повести и романе последней трети XVIII века // Вопросы художественного метода, жанра и характера в русской литературе XVIII-XIX веков: сборник трудов. - М.: МГПИ, 1975.-С. 25-44.
127. Козыро JI.A. Русская нравоописательная проза последней трети XVIII века: Вопросы характерологии: Автореф. дис. ...канд. филол. наук. -М., 1975.-20 с.
128. Колбасин Е.Я. Литературные деятели прежнего времени. - СПб: Издание книжного магазина А.И. Давыдова, 1859. - 292 с.
129. Колыванов Г.Е. Краткий обзор истории духовного образования в России // Арзамасская старина. 2011. URL: http://www.oldarzamas.ru/dorevolyutsionnaya-istoriya-goroda/kratkiy-obzor-duhovnogo-obrahovaniya.html
130. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. - М.: Аспект-Пресс, 1997. - 686 с.
131. Костровский сборник: Провинциальная литература в контексте русской культуры. - Киров, 2002. - 97 с.
132. Кочеткова Н.Д. Литература русского сентиментализма. Эстетические и художественные искания. - М.: Наука, 1994. - 279 с.
133. Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры. - М.: Просвещение, 1972. - 335 с.
134. Краткая литературная энциклопедия в 9-ти томах. - М.: Советская энциклопедия, 1962-1978. Т.4, 5, 7, 8.
135. Кубасов И.А. А.Е. Измайлов. Опыт биографии его и характеристики общественной и литературной деятельности. - СПб.: Типография товарищества «Общественная польза», 1901
136. Кузьмичев И.К. Введение в общее литературоведение XXI века. -Н.Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2001. - 324 с.
137. Кузьмичев И.К. Литературные перекрестки: Типология жанра, их историческая судьба. - Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1983. -208 с.
138. Куликова И.Д. Русская комедия 80-х - 90-х годов XVIII века: (Жанр, конфликт, характер): автореферат дис. ... кандид. Филолог, наук. - Москва, 1990. - 16 с.
139. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века: Учебник. - М.: Высш. шк.: Изд. центр «Академия», 2000. - 415 с.
140. Левидов A.M. Автор-образ-читатель. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. -
350 с.
141. Левина Н.М. Два неопубликованных письма Е.И. Кострова // XVIII век. Сборник. Выпуск 3. - М.: Изд-во АН СССР, 1958. - С. 505-510.
142. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н., Барковская Н.В., Ложкова Т.А. Практикум по жанровому анализу. - Екатеринбург: УрГПУ, 1998. - 39 с.
143. Лепехин М.П. «Дворянин-философ» в кругу почитателей (Ново-найденные материалы о литературно-художественном окружении Ф.И. Дмитриева-Мамонова) // XVIII век. Сб. 14. Русская литература XVIII - нач. XIX века в общественно-культурном контексте. 1983.
144. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. - М.: Советская энциклопедия, 1987. - 752 с.
145. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы. 1968. № 8.
146. Лихачев Д. С. Пути к новой русской литературе // Лихачева В. Д., Лихачев Д. С. Художественное наследие Древней Руси и современность. - Л.: Наука, 1971. С.71-103.
147. Лихачев Д.С. Историческая поэтика русской литературы. - СПб.: Алетейя, 1999.-508 с.
148. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. - М.: Наука, 1979.-376 с.
149. Лихачев Д.С., Панченко A.M., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. - Л.: Наука, 1984. - 295 с.
150. Лосев А.Ф. Философия имени. - М.: Издательство московского университета, 1990. - 269 с.
151. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства. - СПб.: Искусство, 1994. - 398 с.
152. Лотман Ю.М. Поэтика бытового поведения в русской культуре 18 века // Из истории русской культуры. Т.4 (XVIII - нач. XIX в.). - М.: Школа русской культуры. 1996. - 539-554 с.
153. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. - М.: Искусство. 1970.-383 с.
154. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. К семиотической типологии русской культуры XVIII века // Из истории русской культуры. (XVIII-нач. Х1Хв.). -М.: Школа русской культуры. 1996. Т.4. - 425с.
155. Макогоненко Т.П. От Фонвизина до Пушкина: из истории русского реализма. - М.: Художественная литература, 1969. - 508 с.
156. Марасинова E.H. Психология элиты российского дворянства. -М.: РОССПЭН, 1999. - 299 с.
157. Масонство и русская литература XVIII - начала XIX вв. / Отв. ред. В.И. Сахаров. - М.: УРСС, 2000. - 270 с.
158. Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. - М.: РГГУ, 1994.
- 133 с.
159. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 т. - М.: Издательская группа «Прогресс-культура», 1994. Т.2, ч.1. - 416 с.
160. Мирутенко К.С. Эволюция типов щеголя и щеголихи в комедийных жанрах русской драматургии и театра второй половины XVIII-начала XIX вв. : автореферат дис. ... кандид. искусствоведения. - М., 2007. - 26 с.
161. Михайлов A.B. Из истории характера // Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры. - М.: Nauka, 1990. - С.43-72.
162. Морозова П. Е.И. Костров, его жизнь и литературная деятельность. - Воронеж: типография губернского правления, 1876. - 107 с.
163. Москвичева Г.В. Русский классицизм :Учеб. пособие для пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1986. - 189 с.
164. Нестеренко A.A. Авторское начало в эпическом произведении: Пособие по спецкурсу. - М.: МГПИ им В.И. Ленина, 1982. - 114 с.
165. Нечкина М.В. Вольтер и русское общество // Нечкина М.В. Функция художественного образа в историческом процессе. Сбрник работ. - М.: Наука, 1982.-С. 174-204.
166. Никольский С.А. Русское мировоззрение: смыслы и ценности российской жизни в отечественной литературе и философии XVIII - середины XIX столетия. - М.: Прогресс-Традиция, 2008. - 414 с.
167. Новая философская энциклопедия в 4-х томах. - М.: Мысль, 2000. Т.1.: А-Д.-721 с.
168. Осьмухина О.Ю. Авторская маска в русской прозе XIII - первой трети XIX в. (генезис, становление традиции, специфика функционирования): моногр. - Саранск: Издательство Мордов. Ун-та, 2008. - 188с.
169. Панченко A.M. О смене писательского типа в петровскую эпоху // XVIII век. Проблемы литературного развития в России первой трети XVIII века. - Л.: Наука, 1974. Сб. 9. - С. 112-128.
170. Паперно И. Семиотика бытового поведения: Н.Г. Чернышевский -человек эпохи реализма. - М.: Новое литературное обозрение, 1996. - 207 с.
171. Петр I в русской литературе XVIII века: тексты и комментарии. Ин-т рус. Лит. (Пушкинский Дом) [отв. Ред. С.И. Николаев]. - СПб.: Наука, 2006. - 449 с.
172. Петровский H.A. Словарь личных имен. - М.: Русские словари: Астрель. 2005.-477 с.
173. Письма Императрицы Екатерины II барону Мельхиору Гримму (годы с 1774 по 1796 // Сборник Императорского Русского исторического общества. Вып. 23. СПб., 1878.
174. Порошин С. Записки, служащие к истории государя Павла Петровича. СПб.: Тип К. Крайя, 1844. - 563 с.
175. Проблема автора в художественной литературе: межвузовский сборник научных трудов. - Ижевск: Изд-во Удмуртского ун-та, 1998. - 354 с.
176. Проблема автора и авторской позиции в литературе: сборник научных трудов. - Харьков: ХГИ, 1990. - 140 с.
177. Проскурин О.А. А.Е. Измайлов и литературная жизнь первой трети XIX века. Дис. ... канд. филол. наук. -М., 1984. - 321 с.
178. Проскурина В. Ю. Мифы империи: Литература и власть в эпоху Екатерины II. - М.: Новое литературное обозрение, 2006. - 328 с.
179. Пушкарева Н.Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (Х-Х1Х вв.) - М.: Ладомир, 1997.-384 с.
180. Радомская Т.И. Дом и Отечество в русской классической литературе первой трети XIX в. Опыт духовного, семейного, государственного устроения. - М.: Совпадение, 2006. - 240 с.
181. Разумовская М.В. «Естественная история» Бюффона и Фонвизин (к постановке вопроса) // XVIII век: Сборник 15. - СПб.: 1986. - С. 97-19.
182. Рапацкая Л.А. Русское искусство XVIII века. - М.: Наука. 1995. -
278 с.
183. Российская педагогическая энциклопедия. - М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», Т.1: А-М, 1993; Т.2: М-Я, 1999.
184. Русская литература XVIII века: 1700-1775: Хрестоматия / Сост. В.А. Западов. - М., 1979. - 410 с.
185. Русская литература как форма национального самосознания, XVIII век / [Отв. ред. Д.П. Николаев]. - М.: ИМЛИ, 2005. - 811 с.
186. Русская мысль в век Просвещения. -М.: Наука, 1991. - 278 с.
187. Русская философия второй половины XVIII века. Хрестоматия. -Свердловск: Изд-во Уральск, ун-та. 1990. - 397 с.
188. Русские писатели XVIII века. Библиографический словарь. - М.: Просвещение, 2002. - 223 с.
189. Русские писатели. XIX век: биографический словарь: А - Я / сост. С. А. Джанумов. - М.: Просвещение, 2007. - 574 с.
190. Рымарь Н.Т., Скобелев В.П. Теория автора и проблема художественной деятельности. - Воронеж, 1994. - 264 с.
191. Савинков C.B., Фаустов A.A. Аспекты русской литературной характерологии. - М.: Изд-во Кулагиной - Intrada, 2010. - 332 с.
192. Савкина И. Разговоры с зеркалом и зазеркальем. Авто документальные женские тексты в русской литературе первой половины XIX века. -М.: Новое литературное обозрение, 2007. - 416 с.
193. Салова С.А. Г.Р. Державин «Философы, пьяный и трезвый»: поиск идеала философской жизни // XVIII век: Искусство жить и жизнь искусства.-М., 2004. - С.290-303.
194. Сапожков C.B. М.Д. Чулков // Русские писатели, XVIII век: Биб-лиогр. слов./ С.А. Джанумов, В.И. Коровин, С.Н. Травников и др.; Сост. С.А. Джанумов. -М.: Просвещение, 2002. - С. 214-218.
195. Сапченко JI.A. Н.М. Карамзин: судьба наследия (Век XIX). - Ульяновск, 2003.-379 с.
196. Сапченко JI.A. Творческое наследие Н.М. Карамзина: проблемы преемственности: автореф. дис. ... доктора филол. наук. - М., 2003. - 40 с.
197. Сахаров В.И. Иероглифы вольных каменщиков. Масонство и русская литература XVIII - начала XIX века. - М.: Жираф, 2000. - 214 с.
198. Сахаров В.И. Русская проза XVIII-XIX веков. Проблемы истории и поэтики: очерки. - М.: ИМЛИ РАН, 2002. - 215 с.
199. Севастьянов А.Н. Сословное разделение русского общества XVIII века и литературно-общественный прогресс (1762 -1800) // Вестник Московского ун-та. Сер.8. История. - 1984. -№ 2. - с. 66-80.
200. Семенова A.B. Идеи Просвещения и третье сословие в России // Мировосприятие и самосознание русского общества (XI-XX в.). Сборник статей. -М., 1994.
201. Серман И.З. Литературное дело Карамзина. - М.: РГГУ, 2005. -
328 с.
202. Сидорова И.Б. Кто такие разночинцы? (Полемика в литературе) // Вопросы отечественной, зарубежной истории, литературоведения, языкознания. -Казань, 1981. 4.1. с.24-33.
203. Сиповский В.В. Из истории русской мысли XVIII-XIX В. Русское вольтерьянство//Голос минувшего. 1914, январь. - С. 105-131.
204. Сиповский В.В. Очерки из истории русского романа. - СПб.: Тип. СПб. т-ва печ. и изд. дела "Труд", 1909. Т. 1. - 725 с
205. Сиповский В.В. Философские настроения и идеи в русском романа XVIII века // Журнал Министерства народного Просвещения. - СПб: Сенатская типография, 1905, май. - С. 50-101.
206. Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. -М.: Художественная литература, 1972. - 548 с.
207. Словарь литературоведческих терминов. Ред.-сост. Л.И.Тимофеев и С.В.Тураев. - М.: Просвещение, 1974. - 509 с.
208. Словарь персонажей русской литература: Вторая половина XVIII-XIX в. / Отв. ред. В.А. Никитин. - М.; СПб.: Университетская книга, 2000. -361 с.
209. Слонимский А. Л. А. Измайлов // История русской литературы: под ред. Г.А. Гуковского, Д.А. Десницкого: В 10 т. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941—1956. Т. V. Литература первой половины XIX века. 4.1. — 1941.
210. Социально-экономическая история русского города. Вт. половина XVIII века. - М.: Наука, 1967. - 333 с.
211. Стенник Ю.В. Идея «древней» и «новой» России в литературе и общественно-исторической мысли XVIII - начала XIX века. - СПб.: Наука, 2004. - 275 с.
212. Стенник Ю.В. Роль комедии в полемике 1750-1760-х годов // XVIII век: Сборник 17. - СПб.: Наука, 1991. - С. 28-48.
213. Степанов В.П. Полемика вокруг Д.И. Фонвизина в период создания «Недоросля» // XVIII век: Сборник 15. - СПб.: Наука, 1986. - С. 204-229.
214. Смолина К.А. Русская трагедия. XVIII век. Эволюция жанра. - М.: ИМЛИ РАН: Наследие, 2001. - 207 с.
215. Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика: Хрестоматия-практикум: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 400 с.
216. Татаринова JI.E. Русская литература и журналистика XVIII века. -М.: Проспект. 2001. - 368 с.
217. Теория литературы: Учебное пособие для студентов филологических факультетов высших учебных заведений: В 2 т. / Под ред. Н.Д. Тамарченко. Т.2: Бройтман С.Н. Историческая поэтика. - М.: Издательский центр «Академия» 2004. - 365 с.
218. Терновский Ф. Русское вольнодумство при императрице Екатерине II и эпоха реакции // Труды Киевской духовной академии. - Киев: Типография Киевопечерской лавры, 1868, март. - С. 401-465.
219. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: Учебное пособие /Вступительная статья Н.Д. Тамарченко; комм. С.Н. Бройтман при участии Н.Д. Тамарченко. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 334 с.
220. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: исследования в области мифопоэтического. -М.: Прогресс культура. 1995. - 621 с.
221. Троицкий С.М. Русский абсолютизм и дворянство XVIII в. Формирование бюрократии. - М.: Наука, 1974. - 393 с.
222. Тухалевский Вл. Из истории философских направлений в русском обществе XVIII века // Журнал Министерства народного просвещения. -СПб.: Сенатская типография, 1911, май.
223. Тюпа В.И. Аналитика художественного (введение в литературоведческий анализ). -М.: Лабиринт, 2001. - 189 с.
224. Тюпа В.И. Художественность литературного произведения. -Красноярск: Изд-во Красноярского университета, 1987. - 217 с.
225. Уртминцева М.Г. Говорящая живопись (Очерки истории литературного портрета): Монография. - Н. Новгород: изд-во ННГУ, 2000. - 124 с.
226. Фаустов A.A., Савинков C.B. Очерки по характерологии русской литературы: середина XIX века. - Воронеж: Изд-во Воронеж. Пед. университета, 1998.- 156 с.
227. Феррацци М. Письма Эрнеста и Доравры // XVIII век. - СПб.: Наука, 1999.-С. 162-172.
228. Федоров В.И. История русской литературы XVIII века: Учебник для студентов пединститутов. - М.: Просвещение, 1982. - 335 с.
229. Федоров В.И. Литературные направления в русской литературе XVIII века. -М.: Просвещение, 1979. - 157 с.
230. Философская энциклопедия под ред. Ф.В. Константинова. - М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1960. Т.1: А-Дидро. - 504 с.
231. Флоренский П. Имена. - СПб.: Авалонъ, Азбука-Аттикус, 2007. -
332 с.
232. Формы выражения авторского сознания в художественной литературе: Сборник научных трудов. - Курган: Изд-во курганского ун-та, 2003. -95 с.
233. Фраанье М.Г. Об одном французском источнике романа Ф.А. Эмина «Письма Эрнеста и Доравры» // XVIII век: Сборник 21. - СПб.: Наука, 1999.-С. 173-177.
234. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. - М.: Лабиринт, 1997.-449 с.
235. Хализев В. Е. Теория литературы. - М.: Высшая школа, 2000. -
397 с.
236. Человек эпохи Просвещения. - М.: Наука, 1999. - 222 с.
237. Чернец Л.В. Персонаж и характер в литературном произведении и его критические интерпретации // Принципы анализа литературного произведения. Под ред П.А. Николаева и А.Л. Эсалнек. - М.: Издательство МГУ, 1984.-200 с.
238. Чернышева Е.Г. Интертекстуальное поле карточной игры в границах русской фантастической прозы 30-х гг. XIX века // Проблема традиций в русской литературе. Н.Новгород: Издательство НГПУ, 1998. - С. 49-60.
239. Чечулин Н.Д. Русское провинциальное общество во второй половине XVIII века. - СПб.: Тип. B.C. Балашева, 1889. - 115 с.
240. Шкловский В. Матвей Комаров - житель города Москвы. - Ленинград: Прибой, 1929. - 294 с.
241. Шенле А. Подлинность и вымысел в авторском самосознании русской литературы путешествий 1790-1840. СПб.: Академический проект, 2004. - 272 с.
242. Штранге М.М. Демократическая интеллигенция России в XVIII в. -М.: Наука, 1965.-304 с.
243. Шумигорский Е. Екатерина Ивановна Нелидова. Очерк из истории императора Павла. - М.: «Захаров», 2008. - 240 с.
244. Щипанов И.А. Философия русского Просвещения. Вт. половина XVIII века. - М.: Издательство Московкого Университета, 1971. - 283 с.
245. Эсалнек А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: Практикум. - М.: Флинта: Наука, 2003. - 216с.
246. Юшкова Е.А., Лабунец Н.В. Имя собственное в контексте фантастического произведения [Электронный ресурс]. - URL: http://www.imena.org/name_fant.html
247. 1812 год... Военные дневники / Сост., вступ. ст. А. Г. Тартаков-ского. — М.: Сов. Россия, 1990. - 464 с.
248. Brown W.E. History of 18th Century Russian Literature. Ann Arbor/Mich., 1980.
249. Drage C.L. Russian Literature in 18th Century. The Solemn Old. The Epic. The Story. The Novel. Drama. An Introduction for University Courses. London. 1978.
250. Sierotwinski S. Slownik terminov literackich. -Wroclaw, 1966.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.