Образ богатыря в русском и башкирском героическом эпосе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.09, кандидат наук Кульсарин, Нур Галинурович

  • Кульсарин, Нур Галинурович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Уфа
  • Специальность ВАК РФ10.01.09
  • Количество страниц 190
Кульсарин, Нур Галинурович. Образ богатыря в русском и башкирском героическом эпосе: дис. кандидат наук: 10.01.09 - Фольклористика. Уфа. 2014. 190 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Кульсарин, Нур Галинурович

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. История собирания и изучения памятников героического эпоса

1.1. История собирания и основные направления изучения эпоса

1.2. Былины и кубаиры: вопросы жанрового состава и классификации

Глава II. Ведущие мотивы и сюжеты русского и башкирского героического эпоса

2.1. Мотив чудесного рождения богатыря

2.2. Мотив добывания богатырем коня и других помощников

2.3. Сюжеты о сватовстве и женитьбе богатыря

Глава III. Типология образов богатырей в русском и башкирском эпосе

3.1. Герои-борцы с мифическими существами

3.2. Герои-защитники Родины от иноземных врагов

3.3. Герои-борцы против социальной несправедливости

Глава IV. Традиционные приемы создания образа эпического богатыря

4.1. Лексические средства образности в былинах и кубаирах

4.2. Способы ономастической номинации эпических героев

Заключение

Библиография

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Образ богатыря в русском и башкирском героическом эпосе»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В последние десятилетия, отмеченные процессами всеобщей глобализации, наука вновь обратилась к историческому опыту не только отечественной, но и мировой фольклористики, которая ныне всё активнее применяет наряду с историко-контактным метод историко-типологического изучения устно-поэтического наследия живущих на одной или сопредельной территории народов, хотя это вовсе не означает отказа от сопоставительного или историко-генетического его анализа. С особой силой мы подчёркиваем это положение, так как в своей работе придерживаемся по преимуществу этого принципа, ничуть не пренебрегая и другими методами и приемами изучения эпического материала. Правомерность и оправданность нашего выбора обусловлена тем, что фольклорная типология позволяет учитывать и наглядно представить все возможные варианты использования - нередко под новым углом зрения -традиционных сюжетов, мотивов, образов и средств изобразительности русского и башкирского героического эпоса.

Сравнительное и историко-типологическое рассмотрение былин и кубаиров позволяет выявить не только их этническую специфику, но и особенности отражения ушедшей в прошлое культуры древности в её эпических памятниках. В образах богатырей воплощены передаваемые из поколения в поколение и ставшие важным средством воспитания высокие гуманистические, нравственные и патриотические идеалы народа.

По мнению Б.Н.Путилова, богатыри «являют собой образы синтетической природы: в основе своей это культурные герои, родовые и племенные герои, персонажи, пришедшие из мифологии и архаического мира, но трансформированные классическим эпосом в героев народных, национальных, региональных. Они - обитатели эпических городов и царств, иногда сами - правители и вожди, чаще - рядовые воины и воеводы, они выполняют свой долг перед народом, перед государственной властью, перед родной землей» [Путилов 1999: 18-19].

На сходство между произведениями героического эпоса разных народов обратили внимание многие исследователи [Жирмунский 1962; Путилов 1976]. Оно носит глубокий и всесторонний характер и охватывает общие жанровые признаки эпоса, его идейное содержание, круг эпических мотивов и сюжетов, идеализирующих воинские подвиги народных героев, важнейшие события и образы, действующих лиц, жанровую структуру произведения и её эволюцию, национальное своеобразие эпического стиля с его типическими формулами, повторами, постоянными «украшающими» эпитетами или сравнениями, наконец, особенности общественного бытования эпического наследия в разные исторические эпохи.

Фольклор сохраняет историческое прошлое, которое связано с архаическим архетипом. Былины и кубаиры в предельно концентрированном виде сохраняют именно внутренний смысл истории, её ритм. Раскрытие образа богатыря как национального архетипа в фольклоре также определяет актуальность и значимость избранной темы исследования.

В научной литературе существуют две точки зрения на происхождение слова «богатырь». Наиболее распространенным является мнение, согласно которому, это слово считается заимствованием из тюркских языков. Известный лексикограф В.И.Даль так объясняет его значение: «Богатырь - м. татарск., человек рослый, дородный, дюжий и видный; необычайный силач; смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь. Сказочные богатыри, великаны, побивающие одним махом десятки врагов и разные чудища» [Даль 1978: 102].

Придерживается тюркской этимологии и М.Г.Халанский, который полагает, что до татар вместо слова богатырь употреблялись: кмет, витязь, муэю, воин, храбрый, а в позднейших памятниках стали употребляться такие синонимы, как удалец, резвец. Он считает, что «в древней Руси мысль о герое имела одну твердо установленную форму» - форму храбор, с которой связывалось такое же представление, что и со словом богатырь» [Халанский 1884: 150]. В.Ф.Миллер в «Лекциях по русской народной словесности»

отмечает, что «восточное, монгольско-тюркское происхождение этого имени вполне доказано: по мнению ориенталистов, монгольское слово багатур, означающее храбреца, молодца, перешло в тюркско-джагатайское багадур и далеко распространилось на западе среди русского и инородческого населения» [Миллер 1909: 280]. Эта точка зрения подробно аргументирована в «Этимологическом словаре русского языка» М.Фасмера: «Заимств. из др.-тюрк. bayatur (откуда и венг. bator «смелый»), дунайско-булг. PayaxoDp, тур., чагат. batur «смелый, военачальник», шор. payattyr «герой», монг. bagatur, калм. batj; см. Гомбоц 41; Рамстедт, KWb. 38; Бернекер 1, 66; Маркварт, Chronol. 40; Банг, KSz 18, 119; Mi. ТЕ1. 1, 254, Доп. 1, 9; 2, 80. Объяснение вост. слов из ир. *bayapuDra - (Локоч 15) весьма сомнительно» [Фасмер 1986: 183]. Соглашаясь с Ф.И.Буслаевым, Миллер пишет: «...богатырь -богато одаренный, силами обильный, т. е. слово это от одного корня с богатство, а также и с бог, божественный; богатыри - это, стало быть, люди, одаренные богатством, божественным изобилием сил» [Миллер 1909:280]. Из вышеуказанного очевидно, что, по мнению Ф.И.Буслаева, богатырь -общеславянское слово, которое представлено в самых разных славянских языках и что в русском языке оно появилось еще до нашествия монголо-татар (слово «богатырь» отмечено в Ипатьевской и Никоновской летописях) [См. об этом: Захарова 2005: 6].

В нашей работе для обозначения главного действующего лица наряду с термином «богатырь» употребляются его синонимы «батыр» и «герой».

Степень изученности проблемы. На сходства произведений героического эпоса разных народов обратили внимание многие исследователи (А.Н.Веселовский, В.М.Жирмунский, Б.Н.Путилов и др.). Они носят глубокий и всесторонний характер и охватывают общие жанровые признаки эпоса, его идейное содержание, круг эпических мотивов и сюжетов, идеализирующих воинские подвиги народных героев.

Сравнительное эпосоведение имеет богатую историю. Сопоставительные наблюдения над мировым эпосом были предметом

научных трудов основоположников европейской и, в частности, русской филологической науки. Не ставя себе целью выявить «прототекст» или определить источники влияния, сравнительное изучение эпоса стало источником данных об общеэпических мотивах и образах. Научная традиция сопоставительного анализа русских былин и эпоса других народов представлена такими именами, как Ф.И.Буслаев, А.Н.Веселовский, М.Г.Халанский и др. В работах представителей и сравнительно-мифологической школы, и теории заимствований был использован огромный сравнительный материал аналогий и параллелей, и изучение русского эпоса было поставлено в связь с изучением эпических произведений других народов.

В XX веке сравнительно-историческое изучение эпоса связано с вопросами исследования генезиса эпических сюжетов, корни которых сохранились до настоящего времени в архаических формах повествования. Как показывают наши наблюдения, сравнительно-историческое исследование постепенно уступает место исследованию типологическому. Например, шаманские мифы, сказания о первопредках послужили материалом для исследования происхождения собственно эпических форм повествования (В.Я.Пропп, Е.М.Мелетинский). Сопоставительный анализ архаических и классических форм эпоса позволил выявить динамику развития эпического сюжета, благодаря этому в некоторых случаях возможно реконструировать стадии развития конкретного героического сказания (из западноевропейских работ наиболее выдающейся является анализ «Песни о Нибелунгах», предпринятый А.Хойслером, в отечественной науке это направление связано в первую очередь с именем В.М.Жирмунского), типологический анализ эпических сюжетов достаточно полно представлен в трудах П.А.Гринцера, Б.Н.Путилова.

В работах В.М.Жирмунского проводится мысль о том, что научное сравнение представляет собой «обязательный элемент всякого исторического исследования» и относится «к области методики, а не методологии».

Сравнение - это «методический прием исследования, который может применяться с разными целями и в рамках разных методов» [Жирмунский 1962: 75-76]. Исследователь стремился подчеркнуть в первую очередь методическую значимость сравнения и на этой основе дифференцировать и упорядочить возможности, задачи и пути современного применения сравнительного анализа фольклора, что было для своего времени весьма необходимо и плодотворно. В.М.Жирмунский, опираясь на опыт современных ему исследований и на научную традицию, предложил различать четыре типа сравнения: сопоставительное, историко-генетическое, историко-типологическое и сравнение, устанавливающее заимствование. Как известно, именно открытие сравнительно-исторического метода в лингвистике и применение его затем к области народной мифологии и к памятникам народной поэзии привело к созданию мифологической теории.

В работе В.М.Гацака «Фольклор и молдавско-украинские исторические связи» описывается молдавско-русско-украинская фольклорная общность, обусловленная единством исторических судеб и взаимосвязями народов на протяжении веков. Анализ разноязычных произведений и циклов позволяет проследить развитие этой общности в идейно-тематическом и эстетическом её выражении и сочетаемости с национальными художественными традициями. Большое место занимает в работе историко-поэтическое и текстологическое исследование [См.: Гацак 1975: 232].

Немаловажное значение имеет для нашей диссертационной работы также монография Б.Н.Путилова «Методология сравнительно-исторического изучения фольклора». В ней автор раскрывает суть историко-типологических исследований. Под типологией он понимает «закономерную, обусловленную рядом объективных факторов повторяемость в природе и обществе, которая обнаруживает себя в предметах и явлениях, в свойствах и отношениях, в элементах и структурах, в процессах и состояниях» [Путилов 1976: 9]. Типологические отношения могут носить характер тождества, аналогий, параллелей, очевидного сходства. В фольклористических исследованиях

часто можно встретить разные термины для обозначения «подобия» и «отношения», причем за ними не закреплено каких-либо определенных значений: «аналогии», «параллели», «сходство», «общность», «связи», «родство», «соответствие», «близость» и др. Как отмечает Н.И.Кравцов, в научной практике не различаются принципиально понятия «связь», «сходство», «общность», и предлагает строгие критерии их разграничения. «Общее» в эпосе, по его мнению, - это «одни и те же герои..., одни и те же песни и сюжеты». «Сходное» может выражаться в близких сюжетах, в близкой структуре и поэтике. «Общее есть у сербского и болгарского эпосов», общего «между эпосами русского и сербского народов» нет, есть сходное» [Кравцов 1968: 241].

Сходство между произведениями героического эпоса у разных народов не ограничивается внешним совпадением тех или иных элементов повествования, на которые обычно в первую очередь обращали внимание исследователи-компаративисты. Как отмечает В.М.Жирмунский, оно имеет гораздо более глубокий и всесторонний характер и охватывает общие жанровые признаки эпоса, его идейное содержание, круг эпических мотивов и сюжетов, идеализирующих воинские подвиги народных героев, типы действующих лиц и ситуаций действия, жанровую структуру и ее эволюцию, особенности эпического стиля с его типическими формулами, повторениями, постоянными «украшающими» эпитетами или сравнениями, наконец, условия общественного бытования эпических песен, их сложения, исполнения и устной передачи, социальное положение родового, дружинного или народного певца, профессионального или полупрофессионального сказителя (аэда или рапсода, жонглера и шпильмана, бахши или ашуга) и т.п., то есть, в сущности, весь сложный комплекс внешних и внутренних признаков, характеризующих эпическое творчество как определенную ступень развития поэзии [См.: Кравцов 1968: 12-13]. Учёный был склонен объяснять в плане «аналогий литературного развития» «многие совпадения русских былин и западноевропейского эпоса с восточной (иранской и

тюркской) эпической традицией», которые обычно объяснялись заимствованием. «Героизация образа дружинного вождя и его соратников в духе идеалов воинской аристократии, круг эпических сюжетов, стилизующих боевые подвиги дружинников, традиционные особенности эпического стиля, с его типическими формулами, повторениями, идеализирующими эпитетами, моменты жанровой эволюции (циклизация сюжетов, распространение краткой героической песни в эпическую поэму), - все признаки героического эпоса, как и многие другие, возникают в одинаковых условиях общественного развития» [Цит. по: Путилов 1976: 35-36].

Вслед за указанными положениями ученых мы также считаем, что сравнение, т.е. установление сходств и различий между историческими явлениями и историческое их объяснение, представляет не научный метод в собственном смысле (различия методов - это различия теоретических принципов научного исследования, обусловленные мировоззрением данной научной школы), а всего лишь методику, однако методику, необходимую для всякого исследования в области исторических наук. Сравнение не снимает специфики изучаемого явления (индивидуальной, национальной, в широком смысле социально-исторической), но позволяет установить её с большей точностью на основе сходства или различий между явлениями. Мы считаем также, что сравнение исторических явлений между собой может преследовать разные, хотя и взаимосвязанные задачи, смешение которых приводит к путанице, отражающейся и на методике сравнительно-исторического анализа.

Мы различаем в дальнейшем следующие возможные аспекты сравнительно-исторического и типологического исследования: а) простое сопоставление и сравнение фольклорных явлений, представляющее основу всякого более углубленного сравнительно-исторического рассмотрения; б) историко-типологическое сравнение, объясняющее сходство генетически между собою не связанных явлений сходными условиями общественного развития; в) сравнение, устанавливающее генетические связи между

явлениями на основе культурных взаимодействий, влияний или заимствований. Если сравнительно-генетический метод часто применяется в историческом языкознании, то в литературоведении и фольклористике обращаются к историко-типологическому, что связано с последовательной сменой сходных фольклорных явлений и литературных направлений и стилей, обусловленная единством и закономерностью развития человеческого общества. Культурные взаимодействия, «заимствования» и в том, и в другом случае являются дополнительным фактором генетического порядка, важное значение которого невозможно отрицать, поскольку в реальных исторических условиях не существовало и не существует абсолютно изолированного общественного и культурного развития.

Наглядным примером сопоставительного изучения эпоса может служить книга академика А.С.Орлова «Казахский героический эпос» [Орлов: 1945]. Свой пересказ содержания казахских «былин» А.С.Орлов сопроводил стилистическим комментарием, в котором художественные средства казахского эпоса сопоставляются с аналогичными в русских былинах. В этих общих чертах А.С.Орлов усматривает интернациональные шаблоны: «Существующие варианты этого шаблона, объединяющие отдельные группы национальностей, не объяснимы только заимствованием, и основа данного шаблона и его варианты получили общность, сходство и совпадение своих признаков от общего уровня культурного развития, от однородного общественного состояния разных народов» [Орлов 1945: 124].

Таким же методом исследователь южнославянского эпоса Драгутин Суботич сопоставляет «югославские народные баллады» (при этом он использовал термин «баллада») с эпическими песнями и балладами западноевропейских народов [См.: Жирмунский 1962: 79]. В своих сопоставлениях автор уделяет наибольшее внимание сходству сербохорватских эпических «баллад» с англо-шотландскими.

Сравнительный аспект изучения эпоса разных народов был успешно использован в работах зарубежных авторов, как А.Хойслера «Германский

героический эпос и сказание о Нибелунгах» и датско-русских исследованиях К.Ф.Тиандера.

Образ богатыря в сопоставительном плане все ещё не стал объектом научных изысканий. Имеются отдельные труды, посвященные раскрытию богатырского образа в фольклоре конкретного народа. Причем внимание исследователей все чаще привлекает образ женщины-богатырки [Данилова 2008; Николаева 2005].

Целью диссертационного исследования является сопоставительный анализ образа богатыря в русском и башкирском героическом эпосе.

В соответствии с поставленной целью в данной диссертационной работе решаются следующие задачи:

1) изучить и обобщить методологическую научную литературу, посвященную истории собирания и теоретическому осмыслению русского и башкирского эпоса в отечественной науке;

2) исследовать труды известных фольклористов по историко-типологическому и сопоставительному исследованию фольклорных текстов;

3) выявить общие и специфические особенности воплощения образов богатырей в башкирском эпосе в сопоставлении с русскими былинными героями;

4) охарактеризовать ведущие сходные мотивы и образы помощников богатыря в эпическом наследии башкир и русских;

5) провести классификацию образов богатырей в былинах и кубаирах по выполняемой ими функции;

6) определить образно-поэтические средства, с помощью которых показывается внешний портрет и духовный мир центральных эпических героев.

Методологической основой исследования послужили фундаментальные труды отечественных ученых, посвященные эпическому наследию русского и башкирского народов: В.М.Жирмунского, Е.М.Мелетинского, А.Н.Веселовского, ВЛ.Проппа, В.Е.Гусева,

Ф.И.Урманчеева, Т.М.Мирзаева, А.С.Мирбадалевой, С.С.Суразакова, М.М.Сагитова, А.Н.Киреева, Н.Т.Зарипова, Г.Б.Хусаинова, С.А.Галина, А.М.Сулейманова, Ф.А.Надршиной, Б.Г.Ахметшина, Г.Р.Хусаиновой и др.

Диссертация основана на комплексном анализе мотивов, сюжетов и поэтики эпоса, позволяющем выявить сходные и общие элементы эпической образности и этнопоэтических моделей в русском и башкирском фольклоре. В исследовании применены сравнительный, структурно-описательный, комплексный методы анализа фольклорных текстов. Но наиболее продуктивным среди них стал метод сравнительно-типологический, который общность мотивов и образов эпического текста объясняет не генетическим родством, а социально-экономическими условиями развития общества, непреложными универсалиями человеческого мышления и общностью принципов сюжетного повествования.

Объектом исследования стали отдельные тома свода «Башкирского народного творчества», а также сборники русских былин. Всего было изучено и проанализировано около 40 текстов кубаиров и более 50 текстов былин.

Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что впервые объектом внимания стало историко-типологическое и сопоставительное исследование образов башкирских и русских эпических богатырей. Если до настоящего времени в трудах ученых рассматривались и сравнивались фольклорные материалы двух близкородственных народов (русско-белорусские, русско-украинские, башкирско-татарские и т.д. параллели), то в нашей работе анализируется эпический фонд двух народов, принадлежавший славянскому и тюркскому фольклору. В отечественной филологии имеются публикации, посвященные башкирско-русским фольклорным межэтническим связям, выполненные на материале паремиологии, несказочной прозы и сказок. В нашей работе впервые для сравнительного анализа выбраны башкирские кубаиры и русские былины, что составляет новизну и актуальность предпринятого исследования.

Основные положения, выносимые нами на защиту:

1. Сходство между произведениями башкирского и русского героического эпоса не ограничивается внешним совпадением тех или иных элементов повествования, а имеет гораздо более глубокий и всесторонний характер и охватывает общие жанровые признаки эпоса, его идейное содержание, круг эпических мотивов и сюжетов, идеализирующих воинские подвиги богатырей, типы действующих лиц и ситуаций действия, особенности эпического стиля.

2. Во всестороннем раскрытии образа богатыря в былинах и кубаирах важную роль играют сюжетные мотивы чудесного рождения героя, сватовства и женитьбы богатыря, а также добывания помощников. Наличие общих мотивов в них объясняется сходными или близкими социальными, историческими и культурными условиями развития двух народов.

3. Богатырство героя проявляется в совершаемых им подвигах ради освобождения народа от врагов. Как в башкирском, так и в русском эпосе борьба богатыря против мифических сил или вражеского войска, которые он уничтожает, приобретает героический характер.

4. Отличительные моменты в героической биографии русского и башкирского богатыря связаны с тем, что былины и кубаиры создавались в разных этнических средах, имеющих свои исторически, географически и психологически сложившиеся особенности мышления. В эпосе отразились обычаи и традиции народа, а также его религиозные воззрения. В отличие от русского башкирский эпос бытует не только в стихотворной, но и в стихотворно-прозаической и даже в прозаической формах.

5. В создании образа эпического богатыря наблюдается целый комплекс художественно-выразительных средств: тропы, личные имена богатырей, изображение духовных и физических достоинств героя с помощью диалогов, реплик других лиц о нём, его собственных размышлений.

6. Герой, оставаясь типовым персонажем, обретает индивидуальность, выступает как личность, в то же время богатыри выражают исторические представления народа, определенные грани национального характера и народного опыта и в своих подвигах реализуют идеалы, волю народа.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно представляет важную принципиальную значимость на пути изучения башкирского эпического наследия в сравнении с образцами русской героической эпики. Результаты диссертации могут стать полезным вкладом в отечественную фольклористику, в исследование ведущих мотивов и поэтики отдельных эпических сказаний башкир и русских.

Практическая значимость работы видится в том, что материалы и результаты исследования найдут применение при чтении лекций, при составлении учебников по башкирскому и русскому фольклору для средних и высших учебных заведений; применяемые нами методы анализа текста могут быть использованы при изучении других эпических памятников народа.

Апробация работы. Основные положения и материалы диссертации докладывались на международных научно-практических конференциях «Роль классических университетов в формировании инновационной среды регионов» (Уфа, 2009), «Филологическое образование: история, современность, перспективы» (Стерлитамак, 2010), «Профессор Дж.Г.Киекбаев и его вклад в урало-алтайскую и тюркскую филологию" (Уфа, 2011), «Актуальные научные вопросы: реальность и перспективы» (Тамбов,

2011), «Сохранение и развитие родных языков и литератур в условиях многонационального государства: проблемы и перспективы» (Уфа, 2013), Всероссийских научных конференциях «Проблемы взаимодействия языка, литературы и фольклора и современная культура» (Уфа, 2011), «Актуальные проблемы современной тюркской филологии» (Уфа, 2012), «Актуальные проблемы башкирской филологии и творческое наследие А.Н.Киреева» (Уфа,

2012), межрегиональной научно-практической конференции «Башкирское

сказание «Урал-батыр» как уникальный памятник духовной культуры» (Уфа, 2014), на межвузовских научно-практических конференциях аспирантов и студентов «Студент и наука» (Уфа, 2009, 2010, 2011).

По теме диссертационного исследования опубликовано 14 статей, три из них в ведущем рецензируемом издании, включенном в перечень ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, четырёх глав, заключения и библиографии.

Во введении аргументируются актуальность выбранной темы, научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, формулируются цель и задачи исследования.

В первой главе работы рассматриваются труды известных учёных в области эпосоведения, на основе которых выстраивается методология историко-типологического и сравнительно-исторического изучения русских былин и башкирских кубаиров и обосновывается концепция диссертационного исследования.

Во второй главе анализируются три ведущих мотива и сюжета в башкирском и русском героическом эпосе - мотивы и сюжеты чудесного рождения, добывание помощников, сватовства и женитьбы богатыря, которые служат эпической предпосылкой его необыкновенно быстрого роста, становления недюжинной физической мощи и готовности к совершению поистине героических подвигов.

В третьей главе работы представлена типология образов богатырей в башкирском и русском героическом эпосе.

Завершающая глава посвящена раскрытию приемов и средств художественной изобразительности, с помощью которых созданы образы центральных героев эпоса двух народов.

В заключении подводятся основные итоги и результаты исследования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Кульсарин, Нур Галинурович, 2014 год

БИБЛИОГРАФИЯ ИСТОЧНИКИ

1. Акбузат: Башкирский народный эпос. - Уфа: Башкнигоиздат, 1976. - 111 с. с илл.

2. Башкирский народный эпос. - М.: Наука, 1977. - 557с.

3. Башкирское народное творчество. Эпос. Т.1. - Уфа, 1987. - 544 с.

4. Башкирское народное творчества. Предания и легенды. Т.2. / Сост., вступ. ст. и коммент. Ф. А. Надршиной. - Уфа, 1987. - 534 с.

5. Башкирское народное творчество. Т. 5. Исторический эпос/ на баш. яз. -Уфа: Китап, 2000. - 392 с.

6. Башкирское народное творчество. Том 8. Песни. - Уфа, 1995. - 300с.

7. Башкорт халыК ижады. Т.1 / То^оусе, инеш Ьэм ацлатмалар биреусе Э.И.Харисов. - Офо, 1954. - 298 б.

8. БашКорт халыК ижады. Эпос / Материалдар Ьайлаусы, барлаусы, те^еусе,

баш Ьу? я?ыусы, ацлатмалар биреусе М.М. Сэгитов; томдыц яуаплы мохэрр. А.И.Харисов. - Офо, 1972. - 342 б.

9. Башкорт халыК ижады.4 том. Эпос/ То^оусе, инеш, ацлатмалар биреусе М.М.Сэгитов, Б.С.Байымов, Э.М.Солэймэнов; яуаплы мохэррир Г.Б.Хесэйенов. - Офо, 1999. - 400 б.

10. БашКорт халыК ижады. 5 том. Тарихи Кобайыр^ар, хикэйэттэр, иртэктэр/

Инеш мэКэлэ, ацлатмалар Ьэм Ьу^лек авторы Н.Т.Зарипов. - Офо, 2000. - 391 б.

11. БашКорт халыК ижады. 6 том. Эпос; Киссалар Ьэм дастандар/ Инеш

мэКэлэ Н.Т.Зарипов, ацлатмалар Ьэм Ьу?лек авторы Н.Т.Зарипов, Э.М.Солэймэнов, Г.Б.Хесэйенов, З.Я.Шэрипова. - Офо, 2000. - 550 б.

12. Башкорт халык ижады. 8 том. Эпос: иртэктэр Ьэм эпик кобайыр?ар. -Офе, 2006.-492 б.

13.Былины /Сост., автор предисл. и вводн.текст В.И.Калугина. - М, 1986. -559 с.

14. Былины/ Сост., вступ.ст., подгот.текстов и коммент. Ф.М.Селиванова. -М., 1988.-576 с.

15. Былины /Послесл. В.П.Аникина/. - М., 1986. - 300 с.

16. Героические былины. - М.: Детгиз, 1962. - 168 с.

17.Гильфердинг А.Ф. Онежские былины. Т. 1-3. - М. - Л., 1949-1951.

18.Добрыня Никитич и Алёша Попович / Изд. подг. Ю.И.Смирнов и В.Г.Смолицкий. - М., 1974. - 448 с.

19. Илья Муромец. Подготовка текстов, статья и комментарий А.М.Астаховой. - М.-Л., 1958. - 559 с.

20. Онежские былины. Под ред. Ю. М. Соколова и В. И. Чичерова. - М., 1948 (Гос. литературный музей. Летописи, кн. 13). - 396 с.

21. Пропп В. Я., Путилов Б. Н. Былины. Т. 1-2. - М., 1958. - 564 с.

22. Урал-батыр. Башкирский народный эпос в прозаическом переложении А.Хусаинова. - Уфа, 2004. - 112 с.

23. Ухов П. Д. Былины. -М., 1957. - 513 с.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Абдуллин А.Р. Культура и символ. - Уфа: Гилем, 1999. - 217 с.

2. Азбелев С.Н. Историзм былин и специфика фольклора. - М.: Наука, 1982. -328 с.

3. Азбелев С. Н. Народный эпос и история (к изучению национального своеобразия)// Русская литература. 1983. - № 2. - С. 104-117.

4. Андреев Н.П. Былины. Русский героический эпос. - Л., 1938. -654 с.

5. Аникин В.П. Русский богатырский эпос. - М.: Наука, 1964. - 500 с.

6. Аникин В.П. Теория фольклорной традиции и её значение для исторического исследования былин. - М.: Изд.- во МГУ,1980. - 332 с.

7. Аникин В.П. Теория фольклора. Курс лекций. - М., 2004. - 432 с.

8. Аминев З.Г. Космогонические воззрения древних башкир. - Уфа, 2005. -140 с.

9. Аралбаев К.А. Традиции импровизаторства - в испытании временем// Эпос «Урал-батыр» и мифология: материалы Всероссийской научной конференции. Уфа, 2003. С.127-128.

Ю.Астафьева JI.A. Сюжет и стиль русских былин. - М.: Наследие, Наука, 1993.-256с.

11. Астафьева JI.A. Типология лейтмотивов и описаний в русских былинах// Типология народного эпоса: Сб.статей. - М., 1975. - С.260-286.

12. Астахова А. М. Народные сказки о богатырях русского эпоса. - М. - Л., Изд. АН СССР, 1962. - 120с.

13. Астахова А.М. Былины. Итоги и проблемы изучения. - М.-Л.: Наука, 1966.-291 с.

14.Ахметшин Б.Г. Образ Урал-батыра в эпосе и сказке// Агидель. - Уфа, 1996. - №12. - С.120-125 (на башк.яз.).

15.Ахметшин Б.Г. «Урал-батыр» и традиции мировой эпики// Эпос «Урал-батыр» и мифология: Материалы Всероссийской научной конференции. - Уфа: Гилем, 2003. - С.35-38.

16. Ахметьянов К.А. Теория литературы. - Уфа, 2004. - 390 с.

17.Багуманов А. Урал-батыр и Геракл // Ватандаш. 1997. - № 6. - С. 101-108 (на башк.яз.).

18. Бадретдинов С.М. Отражение традиций создания семьи в башкирском фольклоре. Автореф. дис. ... канд.филол.наук. - Челябинск, 2009. -22 с.

19. Барлен Д. Русские былины в свете тайноведения. - Калуга, 1993. - 72 с.

20. Башкирия в русской литературе. В 6-ти т. /Сост., предисловие и биографические справки М.Г.Рахимкулова. Т.1. - Уфа, 1989. - 512 с.

21. Башкирский фольклор: 85 лет записи башкирского эпоса «Урал-батыр» / Отв.ред. А.М.Сулейманов, Г.Р.Хусаинова. - Уфа, 2000. - 301 с.

22.Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. Т. 5. - М.: Изд. АН СССР, 1956.-862 с.

23. Богатырев П.Г. Некоторые задачи сравнительного изучения эпоса славянских народов. - М., 1958. - 50 с.

24. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. - М.: Искусство, 1971.-544 с.

25. Буслаев Ф. И. Русский богатырский эпос. Русский народный эпос. -Воронеж, 1987.-253 с.

26.Буслаев Ф.И. Народный эпос и мифология. - М.: Высшая школа, 2003. -398 с.

27. Бурангулов М. Завещание сэсэна. - Уфа, 1995. - С.200-220.

28.Букатина Ю. Е. Русская былина в культурно-историческом контексте: проблемы интерпретации в XX веке: Дис... канд. ист. наук. -М.: 2005. - 146 с.

29.Бухарова Г.Х. Башкирский народный эпос «Урал-батыр»: когнитивно-дискурсивный и концептуальный анализ. Дис.... докт.филол.наук. - Уфа, 2009. -468 с.

30. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. - М., 1989. - 405 с.

31. Вопросы изучения эпоса народов СССР. -М., 1958. - 290 с.

32. Вяткина К.В. Культ коня у монгольских народов// Советская этнография. 1968.- №6. -С.118-120.

33. Галанов Б.Е. Искусство портрета. - М.: Сов. писатель, 1967. - 208 с.

34. Галин С.А. Эпические традиции в башкирском фольклоре. Дис. докт.филол.наук. - М., 1994. - 65 с.

35.Галин С. А. Башкирский народный эпос: природа жанра // Ватандаш. -1998.-№1.-138с.

36. Галин С.А. Башкирский мифологический эпос. - Уфа: изд-во БИРО, 1998. - 102 с.

37. Галин С.А. Башкирский народный эпос. - Уфа, 2004. - 320 с.

38. Галин С.А. Народной мудрости источник: Башкирский фольклор: Толковый словарь башкирского фольклора. - Уфа: Китап, 1993. - 224 с. (на башк.яз.).

39.Галлямов С.А. «Урал-батыр»у 4 тысячи лет // Шонкар, 1995. - №6. - С.43-45 (на башк.яз.).

40. Галлямов С.А. Исторические корни башкирской мифологии // Агидель. -1997. - №3. - С.135-138 (на башк.яз.).

*

i

41.Галлямов С.А. Великий Хау Бен. Исторические корни башкордско-английского языка и мифологии. - Уфа, 1997. - 320 с.

42.Гацак В.М. Фольклор и молдавско-русско-украинские исторические связи. - М.: Наука, 1975. - 232 с.

43. Гацак В.М. Типология народного эпоса. - М.: Наука, 1975. - 327 с.

44. Горелов A.A. К итогам дискуссии об историзме былин // Русская литература. - 1985. - №2. - С. 99.

45. Давлеткулов А.Х. Картина мира в народном эпосе (анализ мировоззренческого содержания эпических сказаний башкир). Автореф. дис. ... канд.филос.наук. - Уфа, 1991. - 18 с.

46. Давлеткулов А.Х. Проблемы художественно-эстетического осмысления истории этноса в башкирском эпосе. - Уфа, 1998. - 214 с.

47. Давлетов К.С. Фольклор как вид искусства. - М.: Наука, 1976. - 365с.

48. Данилова А.Н. Образ женщины-богатырки в якутском олонхо: Дис. ... канд.филол.наук. - Якутск, 2008. - 208 с.

49. Ефимова Е.С. Башкирский мифологический словарь. - Уфа: Вагант, 2010. - 155 с.

50. Жирмунский В.М. Народный героический эпос. Сравнительно-исторические очерки. - M.-JL, 1962. - 435с.

51. Жирмунский В.М. П.М.Мелиоранский и изучение эпоса «Едигей»// Тюркологический сборник. -М., 1973.-С.180-185.

52. Жирмунский В.М. Тюркский героический эпос. - Л., 1974. - 227 с.

53.3арипов Н.Т., Сагитов М.М. Башкирский народный эпос// Башкирское

народное творчество. Т.1. Эпос. - Уфа, 1987. - С. 7-34.

54.3арипов А. Башкирский эпос: идея этноса и ее развитие// Ватандаш. -2002.-№1._ С. 132- 145.

55. Захарова О.В. Былины: поэтика сюжета. - Петрозавдск: ПетрГУ, 1997. -192 с.

56. Захарова О.В. Поэтика сюжета в эпической традиции Рябининых-Андреевых. Дис. ... канд.филол.наук. - Петрозаводск, 2005. - 261 с.

57.Идельбаев М.Х. Основные жанры изустной литературы// Эпос «Урал-батыр» и мифология: Материалы Всероссийской научной конференции. - Уфа, 2003.-С.114-115.

58. История русской литературы. Под ред. Е.В.Аничкова. Т 2. М., 1908. 428 с.

59. Калугин В.И. Герои русского эпоса: Очерки о русском фольклоре. - М.,

1983.-351 с.

60. Кербелите Б.П. Методика изучения структур и смысла сказок и некоторые её возможности // Типология и взаимосвязи фольклора народов СССР: Поэтика и стилистика. - М., 1980. - С.48-100.

61.Киреев А.Н. Башкирский народный героический эпос. - Уфа, 1970. - 304

с.

62. Киселева М. С. Эпический герой и феномен «двоеверия» в культуре Древней Руси// Человек. 2000. Вып. 3. - С. 73-86.

63. Кондратьева Т.Н. Собственные имена в русском эпосе. - Казань, 1967. -248 с.

64. Котов В.Г. Мифология Южного Урала (К вопросу о реконструкции хтонических культов). - Уфа, 1997. - 55 с.

65. Кравцов Н.И. Проблемы славянского фольклора. - М., 1972. - 360 с.

66. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское народное творчество: Учебник для фил.спец.ун-тов. 2-е изд. - М., 1983. - 448 с.

67.Криничная H.A. Русская историческая проза: вопросы генезиса и структуры. - Л., 1987. - 230 с.

68.Криничная H.A. На росстани (мифологема судьбы в фольклорно-этнографическом освещении)// Этнографическое обозрение. - 1997. - №3. -С.32-45.

69. Лазутин С. Г. Поэтика русского фольклора. - М., 1989. - 208 с.

70. Липец P.C. Эпос и древняя Русь. - М., 1969. - 302 с.

71. Липец P.C. «Завоеванная женщина» в башкирском эпосе// Фольклор и историческая этнография. - М., 1983. - С. 43-45.

72. Липец P.C. Образы батыра и его коня в тюрко-монгольском эпосе. - М.,

1984.-263 с.

73. Лобода A.M. Русские былины о сватовстве. - Киев, 1904. - 297 с.

74.Мажитов H.A., Султанова А.Н. История Башкортостана с древнейших времен до XVI века. - Уфа: Китап, 1994. - 360 с.

75.Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса: Ранние формы и архаические памятники. - М., 1963. - 462 с.

76.Мелетинский Е.М. О древнейшем типе героя в эпосе тюрко-монгольских народов Сибири// Проблема сравнительной филологии. Сб. статей. - М.; Л.: Наука, 1914. - С.426-443.

77. Миллер В.Ф. Лекции по русской народной словесности. - М.: Типо-лит. И.И.Любимова, 1909. - 284 с.

78. Миллер В.Ф. Очерк истории русского былинного эпоса// Миллер В.Ф. Очерки русской народной словесности. Т.З. Былины и исторические песни. -М.-Л., 1924.-С.З-90.

79. Мирбадалева A.C. Башкирский народный эпос. Предисловие// Башкирский народный эпос. - М.: Наука, 1977. - С.8-51.

80.Надршина Ф. А. Узак и Тузак - потомки балабашняков: Исторические корни эпоса / на рус. и баш. яз// Ватандаш. - 1999. - № 1. - С. 74-78.

81.Надршина Ф.А. Пространство и время в башкирском эпосе «Урал батыр»// Урал-Алтай: через века в будущее: Сб. статей. - Уфа, 2005. - С.405-407с.

82.Надршина Ф.А. Отражение брачных отношений в башкирском фольклоре: мотив выбора жениха// Духовная культура народов России: материалы заочной Всероссийской научной конференции. - Уфа: Гилем, 2011. -С. 19-28.

83.Народный эпос «Кузы-Курпес и Маян-хылу»/ Под ред. А.Н.Киреева, А.И.Харисова. - Уфа, 1964. - 123 с.

84. Назарова 3. Архетипы и символы в эпосе «Урал-батыр»// Ватандаш. -2001.-№ 9.-С. 78-90.

85.Назиров Р.Г. Яблоко и гранат в мифах и сказках разных народов// Назиров Р.Г. О мифологии и литературе, или Преодоление смерти. Статьи и исследования разных лет. - Уфа, 2010. - С. 15-23.

86. Неклюдов А.Н. О некоторых аспектах исследования фольклорных мотивов// Фольклор и этнография: У этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов. - Л., 1984. - 225 с.

87. Нечаева O.A. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). - Улан-Удэ, 1974. - С. 30-201.

88. Николаева H.H. Образ чудовищ-мангадхаек и женщин-богатырей в героическом эпосе бурят: функции, семантика и поэтика: автореф. дис. ... канд.филол.наук. - Улан-Удэ, 2005. - 26 с.

89.Новичкова Т.А. К истолкованию былины о Потыке// Русская литература. - 1982. -№4. - С. 152-163.

90. Новичкова Т.А. Эпос и миф. - СПб.: Наука, 2001. - 246 с.

91. Орлов А. С. Казахский героический эпос. - М.-Л., 1945. - 148 с.

92. Петенева З.М. Язык и стиль русских былин. - Львов, 1985. - 207 с.

93.Петросян A.A. О героическом эпосе народов Советского Союза // Героический эпос народов СССР. Т.1.-М., 1975. - С.3-10.

94. Плисецкий М.М. Взаимосвязи русского и украинского героического эпоса. - М., 1963. - 447 с.

95.Потанин Г.Н. Восточные мотивы в средневековом европейском эпосе. — М., 1899.-902 с.

96. Потебня A.A. Символ и миф в народной культуре. - М.: Лабиринт, 2000. -479 с.

97. Прозоров Л.Р. Времена русских богатырей. По страницам былин вглубь времен. - М.: Эксмо, Яуза, 2006. - 288 с.

98. Путилов Б.Н. Русский историко-песенный фольклор XIII-XVI веков. - М.-Л., 1960.-215 с.

99. Путилов Б.Н. Русский и южнославянский героический эпос. Сравнительно-типологическое исследование. - М., 1971. - 314 с.

100. Путилов Б.Н. Мотив как сюжетообразующий элемент// Типологические исследования по фольклору: сб.статей памяти В.Я.Проппа. -М., 1975. - С.145-150.

101. Путилов Б.Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора. - М., 1976. - 244 с.

102. Путилов Б.Н. Героический эпос и действительность. - JL, 1988. - 224

с.

103. Путилов Б.Н. Эпическое сказительство: Типология и этническая специфика. - М.: Восточная литература, 1997. - 295 с.

104. Путилов Б.Н. Экскурсы в теорию и историю славянского эпоса. -СПб., 1999.-288 с.

105. Пухов И.В. Героический эпос тюрко-монгольских народов Сибири. Общность, сходства, различия// Типология народного эпоса: Сборник статей. -М., 1975. - С.12-64.

106. Пропп В.Я. Русский героический эпос. - М., 1958. - 603 с.

107. Пропп В.Я. Собрание трудов. Русский героический эпос. - М., 1999. -640 с.

108. Рахимкулов М.Г. Страницы дружбы. Русско-башкирские литературно-фольклорные связи. - Уфа, 1972. - 256 с.

109. Резяпов Р. «Гильгамеш» и «Урал-батыр» // Ватандаш. - 1999. - № 4. -С. 109-117.

110. Руденко С.И. Башкиры: Историко-этнографические очерки. М.— Д., 1955.-393 с.

111. Сагитов М.М. Мифологические и исторические основы башкирского народного эпоса. - Уфа, 2009. - 280 с. (на башк.яз.).

112. Сагитов М.М. Древние башкирские кубаиры. Монографическое исследование. - Уфа, 1987. - 224 с.

113. Саньяров Ф.Б. Эпос «Урал-батыр»: Опыт лингвистического исследования. - Уфа, 2006. - 175 с. (на башк.яз.).

114. Сальманова JI.K. О ритуальной функции песен о батырах // Эпос «Урал-батыр» и мифология: Материалы Всероссийской научной конференции. -Уфа, 2003.-С. 70-73.

115. Свердлов М.Б. Об историзме в изучении русского эпоса// Русская литература. - 1985. - № 2. - С. 78-90.

116. Селиванов Ф.М. Русский эпос: Учеб. пособие для пед. ин-тов. - М.: Высш.шк., 1988.-207с.

117. Сикалиев А.И. Ногайский героический эпос: способы эпического изображения героев. Автореф. дис.... канд.филол.наук. - Черкесск, 2007. - 23 с.

118. Сиповский В.В.. История русской словесности. - СПб., 1912. - 145 с.

119. Смолицкий В.Г. Героические былины о Добрыне Никитиче. Автореф.дис. ...канд.ист.наук. -М., 1966. - 27 с.

120. Смолицкий В. Г. Былина о Добрыне и змее// Русский фольклор: Материалы и исследования. - JL, 1971. Т. 12. - С. 181-192.

121. Соколов Ю.М. Русский фольклор. - М., 1941. - 540 с.

122. Соколов Б.М. Былины. Исторический очерк, тексты и комментарии. -М., 1918.-232 с.

123. Сулейманов A.M. С.И.Руденко как эпосовед и сказковед// Бараг Л.Г., Сулейманов A.M. Повествовательные жанры башкирского фольклора. - Уфа,

2000. - С.72-87.

124. Сулейманов А. М. Эпос «Кара юрга» // Ватандаш. - 1999. - № 9. - С. 64-66 (на баш.яз.).

125. Сулейманов А. М. Эпос об Алпамыше// Бельские просторы. - Уфа,

2001.-№ 12.-С. 102-104.

126. Сулейманов A.M. «Урал-батыр» и цикл эпических сюжетов// Башкирское сказание «Урал-батыр» как уникальный памятник духовной культуры: материалы межрегиональной научно-практической конференции. -Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. - С. 112-119 (на башк.яз.).

127. Султангареева P.A. Жизнь человека в обряде: фольклорно-этнографическое исследование башкирских семейных обрядов. - Уфа: Гилем, 2005.-344 с.

128. Суразаков С.С. Алтайский героический эпос. - М.: Наука, 1985. — 256

с.

129. Типологические исследования по фольклору. - М., 1975. - 320 с.

130. Тиандер К.Ф. Датско-русские исследования: в трех выпусках. СПб., 1912-1915.

131. Толковый словарь башкирского языка. В двух томах. - М.: Русский язык, 1993. - 862 с. (на башк.яз.).

132. Фахрутдинова А.Р. Дастан «Туляк и Сусылу»: тюрко-татарские варианты. Автореф. дис. ... канд.филол.наук. - Казань, 2007. - 27 с.

133. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. - М.: Лабиринт, 1997. -591с.

134. Фроянов И.Я., Юдин Ю.И. Былинная история. - СПб.: изд-во СПбГУ, 1997.-591 с.

135. Харисов А. И. Литературное наследие башкирского народа. VIII-XIX вв. - 2-е изд., доп. - Уфа: Китап, 2007. - 344 с.

136. Хисаметдинова Ф.Г. Мифологический словарь башкирского языка. -М.: Наука, 2010.- 456 с.

137. Хойслер А. Г. Германский героический эпос и сказание о Нибеленгух. М., 1960. 447 с. (перевод с нем.языка Д.Е.Бертельса).

138. Хуббутдинова H.A. Проявление шаманизма в башкирских народных эпосах// Ватандаш. - 1997. - № 6. - С. 182-185.

139. Хусаинов Г. Б. Древние жанры башкирского фольклора /на рус. и англ. яз // Ватандаш. - 1998. - № 7. - С. 91-95.

140. Хусаинов Г.Б. Поэтика башкирской литературы. 4.1. Теоретическая поэтика. - Уфа, 2006. - 403 с (на башк.яз.).

141. Хусаинова Г.Р. Общие места в эпосах и сказках башкир // Актуальные проблемы башкирского эпосоведения. Вып. 1. - Уфа, 2003. - С. 106-112.

142. Хусаинова Г.Р. Башкирское эпосоведение: история и современность// Актуальные проблемы изучения и преподавания башкирского языка, литературы и фольклора в образовательных учреждениях Республики Башкортостан: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Уфа, 2008. - С. 65-69.

143. Хусаинова Г.Р. Эпическое наследие башкирского народа: История и

современность// Литература Урала: История и современность: сборник статей.

189

Вып. 2. Материалы Всероссийской научной конференции. - Екатеринбург, 2006. - С.139-140.

144. Шакурова Ш. Р. Башкирский народный эпос «Урал-Батыр»: архивный первоисточник и его текстологический анализ. - Уфа: Гилем, 2007. - 386 с.

145. Эпитет в русском народном творчестве. - М., 1980. - 144 с.

146. Эпические жанры устного народного творчества. - Уфа: РИО БашГУ, 1969.-292 с.

147. Эпос «Урал-батыр» и мифология: Материалы Всероссийской научной конференции. - Уфа, 2003, 2005, 2010, 2011, 2012.

148. Уметбаев М.И. Ядкар. - Уфа, 2011. - 343 с. (на башк.яз.).

149. Урманчеев Ф.И. Героический эпос татарского народа: Исследование. -Казань, 1984.-310 с.

150. Ухов П. Д. К истории термина «былина»// Вестник Московского университета. - М., 1953. - № 4. - С. 129-135.

151. Ухов П.Д. Постоянные эпитеты в былинах как средство типизации и создания образа// Основные проблемы эпоса восточных славян. - М., 1958. -С.158-171.

152. Ухов П.Д. Атрибуции русских былин. - М., 1970. - 192 с.

153. Юдин Ю.И. Героические былины. - М., 1975. - 150 с.

154. Юлдыбаева Г.В. Сюжет и стиль эпоса «Урал-батыр». - Уфа, 2007. -136 с. (на башк.яз.).

155. Ягафаров Р.Г. Башкирский народный эпос «Алпамыша и Барсынхылу»: Генезис, специфика, поэтика. Дис. ... канд.филол.наук. -Казань, 2007. - 276 с.

156. Язык фольклора. Хрестоматия/ Сост. А.Т.Хроленко. - М., 2005. - 224

с.

Электронные ресурсы:

http: www.rsl.ru - Российская государственная библиотека /

http:bachlib.ru - электронная библиотека БашГУ /

190

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.