"Неупиваемая Чаша" И.С. Шмелёва: поэтика жанра и традиции русской классики XIX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Склёмина, Светлана Михайловна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 154
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Склёмина, Светлана Михайловна
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПОВЕСТЬ-ЭКФРАСИС: К ВОПРОСУ О 9
ВНУТРИЖАНРОВОЙ ТИПОЛОГИИ
ГЛАВА 2. «ЛИКИ ЗЕМНЫЕ И НЕЗЕМНЫЕ»: ВИДЫ
ЭКФРАСИСА И ИХ ЖАНРООБРАЗУЮЩАЯ РОЛЬ В СТРУКТУРЕ ПОВЕСТИ XIX ВЕКА
2.1.«. Что значит страсть к искусству?»: «Живописец» H.A. 33-46 Полевого как повесть-экфрасис
2.2. Инфернальные изображения и священные лики: поэтика 46-58 экфрасиса в структуре повести Н.В. Гоголя «Портрет»
2.3. «Сей ангел воистину был что-то неописуемое.»: 59-65 жанрообразующая роль экфрасиса в повести Н.С. Лескова «Запечатленный ангел»
2.4. «Несогласное согласие» музыки и живописи: «диалог» искусств 66-78 и поэтика экфрасиса в повести И.С. Тургенева «Песнь торжествующей любви»
ГЛАВА 3. ПОЭТИКА ПОВЕСТИ-ЭКФРАСИСА И.С. ШМЕЛЕВА
НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША»
3.1. Жанровая природа «Неупиваемой Чаши» И.С. Шмелева в 79-85 научно-критической рефлексии
3.2. К вопросу о соотношении экфрасиса и хронотопа в жанровой 86-95 структуре «Неупиваемой Чаши» И.С. Шмелева
3.3. Сюжетообразующая функция экфрасиса в повести И.С. 95-103 Шмелева «Неупиваемая Чаша»
3.4. Роль второстепенных персонажей в повести-экфрасисе И.С. 103-110 Шмелева «Неупиваемая Чаша»
3.5. Поэтика экфрасиса в контексте религиозно-философской 111-118 лирики и литургии в художественной системе повести И.С.
Шмелева «Неупиваемая Чаша»
3.6. Семантика цвета в повести И.С. Шмелева «Неупиваемая Чаша» 118-127 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 128
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Живопись в эстетике и художественном творчестве русских романтиков2008 год, кандидат филологических наук Луткова, Елена Александровна
Творчество И.С. Шмелева в контексте традиций русской литературы2013 год, доктор филологических наук Дзыга, Ярослава Олеговна
Жанровая специфика прозы И.С. Шмелева: 1918-19502011 год, кандидат филологических наук Ухина, Елена Александровна
Специфика жанровой структуры повестей Н.С. Лескова 1860 - 1890-х годов2005 год, кандидат филологических наук Савелова, Лилия Владимировна
Поэтика визуальной образности в романном мире Ф.М. Достоевского ("Идиот") и Н.С. Лескова ("Захудалый род")2010 год, кандидат филологических наук Животягина, Светлана Алексеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «"Неупиваемая Чаша" И.С. Шмелёва: поэтика жанра и традиции русской классики XIX века»
В последние десятилетия отечественное и зарубежное литературоведение проявляет повышенный интерес к разным аспектам связи классики Золотого и Серебряного века, особенно к тем ее представителям, которые, оказавшись оторванными от Родины пространственно, но принадлежащие ей духовно, сохраняли и продолжали традиции великих предшественников, обеспечивая тем самым органическое единство всей русской литературы. Имя И.С. Шмелева, до недавнего времени почти не привлекавшее внимание ученых, в настоящий период находится в центре внимания целого ряда литературоведов (А.П. Черникова, A.M. Любомудрова, О.Н. Сорокиной, Е.А. Осьмининой, И.А. Есаулова, JI.A. Спиридоновой, Т.А. Таяновой, Д.В. Макарова, М.Ю. Трубициной, Е.Г. Рудневой, И.Г. Минераловой и др.). Ведь «без глубокого знания своеобразия творческих исканий и достижений этого художника слова «.» невозможно представить себе целостную картину развития русского словесного искусства.» [236, с.4]. Многое сделано в научном осмыслении литературного богатства И.С. Шмелева. Но существуют проблемы, оставшиеся исследованными не в полной мере, а потому затрудняющие понимание художественных открытий писателя. Речь идет о жанровом своеобразии повести «Неупиваемая Чаша», созданной И.С. Шмелевым в знаковом для отечественной истории 1918 году. Исследование жанровой поэтики повести представляется актуальным в связи с современным интересом к проблемам интермедиалыюсти, культурного синтеза, к взаимодействию религиозного и светского искусства, получившему конкретное поэтическое воплощение в кризисную, рубежную эпоху.
Жанровая природа «Неупиваемой Чаши» рассматривалась во многих аспектах. А.П. Черников, О.Н. Сорокина, Е.Г. Руднева, И.Г. Минералова, Н.Ю. Желтова и др., указывая на «эксперименталыюсть» [179, с.66; 194, с. 132] повести И.С. Шмелева, прослеживали в ней традиции фольклора, церковного древнерусского искусства, русской классической литературы, определяя влияние разнообразных жанровых начал: агиографии, сентиментально-идиллической, романтической, нравоописательной повести, реалистического романа, обнаруживая «элементы» песни, молитвы, литургии, мотивы сказки, легенды, устного предания и др. Однако для более глубокого и точного понимания жанровой специфики повести, как представляется, следует рассмотреть традиции русской классики в «Неупиваемой Чаше» еще в одном важном ракурсе - сквозь призму взаимодействия структуры повести с поэтикой экфрасиса. В период социально-политических катастроф, в час страшных испытаний, «в подлое время, когда величественное осмеивается и мелкое возводится в догму; когда человек признал себя за «поденку», за эфемериду, и этот вывод кладет в основу своего Символа Веры, этим все меряет» [8, с.41], И.С. Шмелев обращается к традиции нарративного экфрасиса, сложившейся в русской литературе XIX века (H.A. Полевой, Н.В. Гоголь, Н.С. Лесков, И.С. Тургенев и др.), но восходящей к античной культуре, прозревая путь спасения через преодоление трагедии жизни «радостным» порывом к искусству, любви, красоте в «более сильной и более прекрасной «Неупиваемой Чаше» [9, с.356].
Научная новизна работы заключается в системном подходе к изучению жанровой природы «Неупиваемой Чаши» И.С. Шмелева, впервые рассматриваемой с точки зрения воздействия на содержательно-структурную организацию повести поэтики экфрасиса в одном ряду с типологически близкими произведениями «золотого века» (повестями H.A. Полевого, Н.В. Гоголя, Н.С. Лескова, И.С. Тургенева).
Предметом исследования является системный подход к изучению жанровой поэтики «Неупиваемой Чаши» И.С. Шмелева как повести-экфрасиса сквозь призму традиций русской классики XIX века.
Объект исследования - повесть И.С. Шмелева «Неупиваемая Чаша», а также повести H.A. Полевого («Живописец»), Н.В. Гоголя («Портрет» -первая и вторая редакции), Н.С. Лескова («Запечатленный ангел»), И.С. Тургенева («Песнь торжествующей любви»).
Целью работы является исследование жанровой поэтики повести-экфрасиса «Неупиваемая Чаша» И.С. Шмелева в контексте русской классической литературы XIX века.
Достижение цели основывается на решении следующих задач:
1. Рассмотреть в рамках внутрижанровой типологии повесть-экфрасис как особую разновидность и определить ее жанровые признаки.
2. Проследить эволюцию нарративного экфрасиса и его воздействие на структуру повести в русской классической литературе XIX века.
3. Выявить типологическую связь «Неупиваемой Чаши» И.С. Шмелева с повестями-экфрасисами H.A. Полевого, Н.В. Гоголя, Н.С. Лескова, И.С. Тургенева.
4. Определить функциональность и жанрообразующую роль экфрасиса в художественной системе повести И.С. Шмелева «Неупиваемая Чаша». Методологической базой служит сочетание сравнительноисторического и системно-типологического подходов, научно обоснованных в трудах В.М. Жирмунского, М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана, Л.Я. Гинзбург, Ю.В. Манна, В.Н. Топорова и др. Используется структурно-функциональный принцип в определении организующей функции экфрасиса, разработанный О.М. Фрейденберг, Н.В. Брагинской, И.А. Протопоповой, Л. Геллером, С. Франк, М. Рубине и др.; а также принцип структурно-семантического анализа, в частности, в определении специфики цветовой символики в повести И.С. Шмелева. Важная проблема взаимодействия слова, живописи и музыки как видов искусств в художественном мире писателей обусловила обращение к ряду искусствоведческих и культурологических работ (Н.П. Кондаковой, П.П. Муратова, Т.М. Фадеевой, Л.Н. Мироновой, Е.Г. Яковлева, С.М. Даниэля, М.В. Алпатова, Б.Р. Виппера и др.).
Теоретическая значимость работы заключается в изучении жанрового своеобразия повести-экфрасиса, выделяемой в рамках отечественного литературоведения в качестве особой типологической разновидности. Материалы диссертации позволяют уточнить внутрижанровую классификацию повести, осмыслить жанрообразующий потенциал экфрасиса, его роль в развитии жанровой системы русской классической литературы.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования материалов диссертации в учебном процессе, при подготовке курсов по истории и теории литературы в вузовской и школьной практике преподавания.
Положения, выносимые на защиту:
1. В рамках внутрижанровой типологии повести выделяется особая жанровая разновидность - повесть-экфрасис, обладающая специфическими структурно-семантическими признаками.
2. Генезис и эволюция повести-экфрасиса в русской литературе XIX века определяется взаимодействием иконных и портретных, сакральных и светских типов экфрасиса, восходящих к различным культурным традициям, или разным видам искусства (музыки, живописи).
3. Жанровая поэтика «рубежной» во многих смыслах повести И.С. Шмелева «Неупиваемая Чаша» вобрала в себя разные грани традиции нарративного экфрасиса, что обусловило ее типологическую связь с произведениями русской классики, принадлежащими к жанровой разновидности повести-экфрасиса.
Апробация исследования. Основные положения работы были освещены в докладах на Всероссийских научных конференциях, проходивших в МГГУ им. М.А. Шолохова в феврале 2004, 2005 и 2006 года («На рубежах эпох: стиль жизни и парадигмы культуры»); Восьмых международных Виноградовских чтениях «Проблемы истории и теории литературы и фольклора» (Москва, 2004); IV Международной конференции «Русское литературоведение в новом тысячелетии» (Москва, 2005); Восьмом научном спецсеминаре «Историческая поэтика пасторали» (Москва, 2006). Материалы исследования отражены в 7 публикациях автора.
Структура работы определяется задачами и предметом исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 257 наименований.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Функции экфрасиса в русской прозе 1920-х годов2009 год, кандидат филологических наук Криворучко, Анна Юрьевна
Экфрасис в прозе русского романтизма2006 год, кандидат филологических наук Морозова, Наталья Геннадьевна
Портрет в рассказах и повестях Л.Н. Андреева2006 год, кандидат филологических наук У Чуньмэй
Творческое наследие В.Ф. Одоевского в аспекте интермедиального анализа2011 год, кандидат филологических наук Хаминова, Анастасия Алексеевна
Экфрасис в творчестве В.А. Каверина 1960 - 1970 - х гг.2012 год, кандидат филологических наук Постнова, Елена Аркадьевна
Заключение диссертации по теме «Русская литература», Склёмина, Светлана Михайловна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В силу проявления в последнее время устойчивого интереса к экфрасису со стороны литературоведов, философов, искусствоведов предметом настоящего исследования явилась особая жанровая разновидность повесть-экфрасис, пока не получившая в отечественной науке обстоятельного, теоретического осмысления и историко-литературного описания. Экфрасис как важная составляющая жанрового «ядра» определяет все содержательно-формальные компоненты среднего повествовательного жанра (тематику, проблематику, тип героя и систему персонажей, сюжетно-композиционную структуру, хронотоп и тип повествования); организуя сюжетное движение, обнажает напряженный «диалог» искусства и действительности («лиризация», драматизм, трагизм взаимоотношений художника и мира). Столкновение же различных традиций, типов экфрасиса (картины / иконы, светского / сакрального, священного / демонического) и/или разных видов искусства (музыки / живописи) выполняет в структуре повести конфликтообразующую функцию, определяя ее философско-эстетическую проблематику.
Рассмотрение жанровой поэтики «Неупиваемой Чаши» И.С. Шмелева в контексте русской классической литературы XIX века позволило проследить эволюцию традиции нарративного экфрасиса, являющей спор или диалог, противоборство или сотрудничество различных типов живописных изображений или разных видов искусства; установив типологическую и «контактную» связь с повестями H.A. Полевого, Н.В. Гоголя, Н.С. Лескова, И.С. Тургенева, выявить преемственность и новаторство писателя в раскрытии философско-эстетической тематики.
Сюжетное движение «Живописца» Полевого и «Неупиваемой Чаши» Шмелева определяет романическая линия, раскрывающая процесс становления и развития творческой личности, историю ее любви. В то время как Полевой, показав героя-романтика, раздираемого внутренними противоречиями, в сложных, драматических отношениях с миром (проявление бунтарского, мятежного, неистового характера, воплощенного в образе Прометея, с одной стороны, и жажду света, гармонии, идиллического мироощущения - с другой) ищет в финале произведения пути примирения живописца с жизнью; Шмелев представляет путь творческого самовыражения, духовного освобождения «гения из рабов» через синтез божественного и человеческого.
Портрет» Гоголя с «Неупиваемой Чашей» Шмелева сближает философско-эстетическая проблематика, касающаяся роли искусства, силы воздействия (губительного или благотворного) и ответственности творца перед миром. С позиции протоиерея С.Н. Булгакова, который считал икону разновидностью портрета, так как портрет изображает «не лицо, но лик, зримый художником», «не только тело, но и дух, живущий в теле» [50, с.84], Илья живописует не чувственный образ Анастасии, а зримый в нем лик. Вследствие этого и «портрет как лик», и икона благотворным образом воздействуют на зрителей, направляя человеческую природу на путь преображения. Тогда как в повести Гоголя речь идет об инфернальном, «меональном» состоянии духа, запечатленном в «портрете-личине» [116, с.207] ужасного ростовщика, который, вторгаясь в художественный мир героев, направляет его в сторону разрушения.
Для изографа Лескова единственно возможным объектом творчества является иконописный лик, а целью - запечатлевать небесные образы и являть их к молитвенному общению. В связи с этим Севастьян считает для себя невозможным писать светский портрет, который относится к области «низкого» созерцания, куда не опускается «иконное воображение».
Иконописец Шмелева способен столь же «глубоким созерцанием» проникать в образы «средние» и «низкие», «восходя до первообраза, который через творческую энергию претворяется и воплощается» (по теории диатаксиса В.А. Комаровского) [115, с. 156]. Не случайно И.А. Ильин творчество Лескова назвал «религиозно-нравственным эпосом» в отличие от шмелевского текста, в котором разворачивается «художественный акт обнаженного и кровоточащего сердца» [104, с.277, 275]. O.A. Комков рассмотрел «Запечатленного ангела» Лескова и «Неупиваемую Чашу» Шмелева как воспроизведение двух ветвей «христианского мистико-художественного умозрения»: «народно-религиозную» и «возвышенно-романтическую» [116, с.212]. Мистическая ветвь, воплощением которой служит Илья Шаронов, связана с идеей видения образа Божия в земном человеческом облике, с идеей творчества, идеализирующего, гармонизирующего разные виды изображения.
Тургенев, соотносящий в «Песни торжествующей любви» музыкальное/живописное как «дионисийскую» и «аполлоническую» стихии, в финале повести приходит к утверждению гармоничного единства двух видов искусства.
В итоге Шмелев, обращаясь в эпоху всемирного хаоса к русской классике, соединил в «рубежной» «Неупиваемой Чаше» разные грани традиции нарративного экфрасиса.
Шмелев, следуя древнейшей традиции «живописания словом» Божественной Красоты, в наибольшей мере и с максимальным эффектом использовал все возможности поэтики экфрасиса. Во-первых, в повести в значительном количестве представлены описания живописных полотен, иконописных изображений, фресковой росписи; фрагментарные впечатления и как будто бы проходные эпизоды, построенные по принципу контрапункта, поданы как ненаписанные картины, что дает право называть «Неупиваемую Чашу» сплошным экфрасисом. Кульминацией сюжета является создание художником портрета и иконы. Анализ портретного и иконного образа героини раскрывает процесс «иконизации» экфрасиса, представляющего диалогическое сотрудничество светского и священного изображений. В утверждении гармоничного соотношения мира видимого, внешнего и мира внутреннего, умопостигаемого, текста и знака заключается эстетический принцип автора. Более того, экфрасис, завоевывая ведущие позиции в жанровой структуре повести, выполняет сюжетообразующую, хронотопическую, характерологическую функции. Как идейно-эстетический центр экфрасис, объединяя в художественной системе произведения романическую и национально-историческую, религиозную и философско-эстетическую проблематику, наполняя символическим смыслом хронотоп и отдельные картины, выводит частную линию на уровень универсальных обобщений. Обилие культурно-исторических аллюзий и реминисценций, расширяя историко-культурный контекст повести, сообщает ее художественному осмыслению глубину и многоплановость. Так экфрасис, являясь универсальной жанровой формой, позволил на небольшом художественном пространстве воплотить концептуально важные размышления писателя о судьбах России, человечества в самый трагичный период мировой истории.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Склёмина, Светлана Михайловна, 2007 год
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета / Перепечатано с Синодального издания. М.: Б.и., 2000. - 1225с.
2. Вакенродер В.Г. Фантазии об искусстве. -М.: «Искусство», 1977. 264с.
3. Гоголь Н.В. Петербургские повести. СПб.: Лениздат, 1995. - 189 с.
4. Гоголь Н.В. Повести / Ред. К. Халабаева и Б. Эйхенбаума. Прим. Н.Л. Степанова. Л.: Худ. лит., 1936. - 285с.
5. Гоголь Н.В. Полн. собр. соч.: В 14 т. Т.8. Статьи. М.: Изд-во Акад. наук СССР, Образцовая типография, 1952. - 814с.
6. Гоголь Н.В. Собр. соч.: В 9 т. Т.3-4. М: Русская книга, 1994. - 557с.
7. Гофман Э.Т.А. Собр. соч.: В 6 т. Т.5. Житейские воззрения кота Мурра: Роман; Повелитель блох: Сказка. М.: Худож. лит., 1997. - 510с.
8. Ильин И.А. Собрание сочинений: Переписка двух Иванов (1927 1934). -М.: Русская книга, 2000. - 560с.
9. Константин Бальмонт Ивану Шмелеву. Письма и стихотворения. 1926-1936.-М.: Наука; Собрание, 2005. -431с.
10. Лесков Н.С. Собр. соч.: В 12 т. Т. 1. М.: Изд-во «Правда», 1989. - 479с.
11. Лесков Н.С. Собр. соч.: В 11 т. Т.П. — М.: Гослитиздат, (Ленингр. отд-ие), 1958.-862с.
12. Одоевский В.Ф. Русские ночи / Отв. ред. Б.Ф. Егоров. Л.: Наука, 1975. -319с.
13. Паустовский К. Повести и рассказы. Л.: Худ. лит., 1985. - 320с.
14. Полевой H.A. Избранные произведения и письма. Л.: Худ. лит., 1986. -584с.
15. Тургенев И.С. Собр. Соч.: В 5 т. Т.З. Повести и рассказы 1869-1883 годов. Стихотворения в прозе. М.: Русская книга, 1994. - 544с.
16. Шмелев И.С. Избранное. М.: Изд-во «Правда», 1989. - 686с.
17. И.С. Шмелев и O.A. Бредиус-Субботина: Роман в письмах: В 2 т. Т.1. -М.: «РОССПЭН», 2003. 760с.
18. Литературно-критические и научные работы:
19. A.A. Ив. Шмелев. «Неупиваемая Чаша» // Красная новь. Литературно-художественный и научно-публицист. журнал. М.: ГИХЛ, 1922. - №5 (9). -Сентябрь-октябрь. - 312с. - С.22.
20. Аверинцев С.С. Поэтика древнегреческой литературы. М.: Наука, 1981. -366с.
21. Адамович Г.В. Шмелев // Адамович Г.В. Одиночество и свобода. СПб.: Алетейя, 2002.-476с.
22. Айзатулин Т., Тугаринов И. Россия по Менделееву // Aima mater: Вестник высшей школы. -М.: РУДН, 1997. -№1. -48с. -С.14-23.
23. Айхенвальд 10. И.С. Шмелев. «Неупиваемая Чаша» // Сегодня. Еженедельник театра. М., 1924. - 16 августа.
24. Алпатов М.В. Композиция в живописи. Исторический очерк. М.: «Искусство», 1940,- 132с.
25. Андреюшкина Т.Н. Иосиф Берлингер, В.Г. Вакенродер и дальнейшее развитие образа художника в немецкой романтической прозе // Проблемы эстетики и творчества романтиков: Межвуз. темат. сб. Калинин: Калин, гос. ун-т, 1982.- 185с. -С.54-69.
26. Архиепископ Чикагский и Детройтский Серафим. Писатель русского благочестия // Слово. Росс, журнал худож. лит. и обществ, мысли. М.: Советский писатель. - 2000. - №4 (август). - 112с. - С.74-75.
27. Архипова И.А. Романтический идеал и романтический характер в раннем творчестве Л. Тика («Вильям Ловель», «Странствования Франца Штернбальда»: Автореф. дисс. канд. филол. наук. М.: Моск. гос. пед. ин-т им. В.И. Ленина, 1972. - 23с.
28. Ауэрбах Э. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе / Пер. с немец. М.: «Прогресс», 1976. -556с.
29. Барабаш Ю.Я. Наука об искусстве: поиски синтеза (к методологии комплексного изучения) // Барабаш Ю.Я. Вопросы эстетики и поэтики. М.: «Современник», 1977. - 400с.
30. Бахтин М.М. Записи 1971-1975 // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. - 423с.
31. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе: Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Эпос и роман. СПб.: Азбука, 2000. -304с.
32. Бахтин М.М. Эпос и роман (О методологии исследования романа) // Бахтин М.М. Эпос и роман. СПб.: Азбука, 2000. - 304с.
33. Бахтин М.М. Эпос и роман // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Худ. лит., 1975. - 502с.
34. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / Сост. С.Г. Бочаров. М.: Искусство, 1979.-423с.
35. Белецкий А.И. В мастерской художника слова. М.: Высшая школа, 1989. - 160с.
36. Белинский В.Г. О русской повести и повестях Гоголя // Избранные сочинения. М.: ОГИЗ Гос. изд-во Худ. лит., 1947. - 671с. - С.52-80.
37. Белинский В.Г. Полное собр. соч.: В 13 т. Т. 1. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1953.-574с.
38. Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды // Избранные сочинения / Вступ. ст. и примеч. Ф.М. Головенченко. М.: ОГИЗ Гос. изд-во Худ. лит., 1947. - 671с. - С.161-195.
39. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. JL: Худож. лит. (Ленингр. отд.), 1973.-567с.
40. Борзов Н.В. Памяти друга // Памяти Ивана Сергеевича Шмелева / Сборник под ред. В.А. Маевского. München: Б.и., 1956. - 128с. - С.21-23.
41. Борзова Л.П. Повесть о художнике в русской прозе 30-х годов XIX века. -Саратов: Изд-во Сарат. ин-та, 1999. 164с.
42. Борзова Л.П. Повесть о художнике в русской прозе 30-х годов XIX века: Дисс. канд. филол. наук. Саратов: Изд-во Сарат. пед. ин-та, 1999. - 164с.
43. Борисова И.Е. Интермедиальный аспект взаимодействия музыки и литературы в русском романтизме: Дисс. канд. культурологии. СПб.: Росс, гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена, 2000. - 251с.
44. Бородин Л.И. Последнее возвращение // Венок Шмелеву. М.: Российский фонд культуры, 2001. - 352с.
45. Ботникова А.Б. Э.Т.А. Гофман и русская литература. (Первая половина XIX века). К проблеме русс.-нем. лит. связей. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1977.-206с.
46. Бочкарева Н.С. Образы произведений визуальных искусств в литературе (на материале художественной прозы первой половины XIX века): Дисс. канд. филол. наук. Пермь: Пермский гос. ун-т, 1995. - 165с.
47. Брагинская Н.В. Генезис и структура диалога перед изображением и «Картины» Филострата Старшего. М.: Ин-т всеобщей истории РАН, 1992. -39с.
48. Брагинская Н.В. «Картины» Филострата Старшего: генезис и структура диалога перед изображением // Одиссей. Человек в истории. Вып.6. М.: Наука, 1994.- 336с.
49. Булгаков С.Н. Икона и иконопочитание: Догматический очерк / Протоиерей Сергий Булгаков. М.: Крутицкое Патриаршее подворье: «Русский путь», 1996. - 157с.
50. Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. Киев: Путь к истине, 1991. - 407с.
51. В.-Г. Вакенродер и русская литература первой трети XIX века / Под ред. И.В. Карташовой. Тверь: Твер. гос. ун-т, 1995. - 95с.
52. Валери П. Об искусстве / Пер. с франц. В. Козового, С. Ромова, А. Эфроса. -М.: «Искусство», 1976. 622с.
53. Ванслов В. Эстетика романтизма. -М.: «Искусство», 1966. 403с.
54. Введенский Владычний женский монастырь. Серпухов: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2002. - 71с.
55. Веселовский А.Н. Историческая поэтика / Ред., вступ. ст. и прим. В.М. Жирмунского. Л: Гослитиздат, 1940. - 648с.
56. Веселовский А.Н. Прометей в Кавказских легендах и мировой поэзии // Кавказский вестник. Тифлис. -1901. - №3. - 18с.
57. Взаимосвязь искусств в художественном развитии России второй половины XIX века: Идейные принципы. Структурные особенности: Сб. ст. / АН СССР, ВНИИ искусствознания м-ва культуры СССР / Отв. ред. Г.Ю. Стернин. М.: Наука, 1982. - 352с.
58. Виноградов И.А. От «Невского проспекта» до «Рима» // Гоголь Н.В. Петербургские повести. М.: Издательский Дом Синергия, 2001. - 285с. -С.5-58.
59. Виппер Б.Р. Статьи об искусстве. -М.: «Искусство», 1970. 591с.
60. Водолазкин Е.Г. Образ Серафима Саровского в «Запёчатлённом ангеле» Лескова // Русская литература. СПб.: Наука. - 1997. - №3. - 239с. - С.136-141.
61. Володина И.П. Итальянская традиция сквозь века: Из истории итальянской литературы XVI-XX веков. СПб.: Изд-во Санкт-Петербург, унта, 2004. - 262с.
62. Газарян С.С. В мире музыкальных инструментов: Кн. для учащихся ст. классов. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1989. - 192с.
63. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. -М.: Искусство, 1968-1973.
64. Геллер Л. Воскрешение понятия, или Слово об экфрасисе // Экфрасис в русской литературе. М.: Изд-во «МИК», 2002. - 215с. - С.5-21.
65. Геллер Л. На подступах к жанру экфрасиса. Русский фон для нерусских картин (и наоборот) // Mein Russland: Wiener Slawistischer Almanach. Sonderband 44. München, 1997. - С. 151 -153.
66. Гоголь H.B. Об архитектуре нынешнего времени // Гоголь H.B. Арабески. -М.: Молодая гвардия, 1990.-430с.-С.158-187.
67. Гоголь Н.В. Последний день Помпеи. Картина Брюллова // Гоголь Н.В. Арабески. М.: Молодая гвардия, 1990. - 430с. - С.288-298.
68. Головко В.М. Русская реалистическая повесть: герменевтика и типология жанра. Москва - Ставрополь: МГОПУ, СГПУ, 1995. - 439с.
69. Гольденберг А.Х. Ад и Рай Гоголя (к проблеме интерпретации творчества писателя в критике Русского Зарубежья) // Н.В. Гоголь и Русское Зарубежье: Пятые Гоголевские чтения: Сборник докладов. М.: КДУ, 2006. - 368с. -С.89-101.
70. Гольденберг А.Х. Экфрасис в поэтике Гоголя: текст и метатекст // Филологические науки. Министерство образования и науки Р.Ф. 2007. -№1. - С.13-23.
71. Горелов A.A. Н.С. Лесков и народная культура. Л.: Наука, 1988. - 295с.
72. Грачева А.Г., Казнина O.A., Семенова С.Г. Философский контекст русской литературы 1920-1930-х годов. М.: ИМЛИ РАН, 2003. - 400с.
73. Гребенщиков Г. Как много в этом звуке. // Памяти Ивана Сергеевича Шмелева: Сборник. München: Б.и., 1956. - 128с. - С.57-60.
74. Гревс И.М. Тургенев и Италия / Культурно-исторический этюд. Л.: Брокгауз - Ефрон, 1925. - 125с.
75. Гулыга A.B. Русская звезда // Гулыга A.B. Шеллинг. 3-е изд., испр. М.: Соратник, 1994.-315с. - С.288-308.
76. Гунн Г.П. Очарованная Русь. М.: Искусство, 1990. - 288с.
77. Гюнтер X. Между мамоной и мистикой: Проблематика художника в «Портрете» Гоголя // Гоголь как явление мировой литературы: Сб. ст. М.: ИМЛИ, 2003.-397с.-С.178-183.
78. Даниэль С.М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. Л.: Искусство, 1990. - 223с.
79. Даниэль С.М. От средних веков к новому времени: медитативная функция изображения // Из истории культуры средних веков и Возрождения / Отв. ред. В.А. Карпушин. М.: Наука, 1976. - 316с.
80. Деникина К. Иван Сергеевич Шмелев // Памяти Ивана Сергеевича Шмелева: Сборник. München: Б.и., 1956. - 128с. - С.24-35.
81. Дилакторская О.Г. Примечания // Гоголь Н.В. Петербургские повести. -СПб.: Лениздат, 1995. 189с. - С.258-259, 278.
82. Дионисий Ареопагит. О Божественных Именах. О мистическом богословии. СПб.: Глаголь, 1994. - 371с.
83. Добролюбов H.A. Собрание сочинений: В 3 т. Т.З. Статьи и рецензии 1860-1861. Из «Свистка». Из лирики / Сост. Ю. Буртина. М.: Худ. лит., 1987.-871с.
84. Домащенко A.B. Проблема изобразительности художественного слова. -Донецк: Деп. ИНИОН РАН, 1985. 27с.
85. Дунаев М.М. Своеобразие реализма И.С. Шмелева (Творчество 1894-1918 годов): Дисс. канд. филол. наук. Л.: Ин-т Русской Литературы (Пушкинский Дом), 1978. - 228с.
86. Дыханова Б.С. «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник» Н.С. Лескова. -М.: Худ. лит., 1980. 174с.
87. Дьяченко М. У Шмелева в Севре // Памяти Ивана Сергеевича Шмелева: Сборник. München: Б.и., 1956. - 128с. - С.36-39.
88. Евдокимова О.В. Живописание в структуре произведений Н.С. Лескова // Русская литература и изобразительное искусство XVIII-начала XX века: Сб. науч. трудов. Л.: Наука, 1988. - 335с. - С. 184-201.
89. Евразийство: Опыт систематического изложения. Париж: Евразийское книгоизд-во, 1926.-78с.
90. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. -Петрозаводск: Петрозаводский гос. ун-т, 1995. -288с.
91. Есаулов И.А. Экфрасис в русской литературе нового времени: Картина и Икона // Экфрасис в русской литературе. М.: Изд-во "МИК", 2002. - 215с. -С. 167-179.
92. Жирмунский В.М. Гете в русской литературе. Избранные труды / АН СССР. Отд-ние лит. и яз. Л.: Наука, 1981. - 558с.
93. Жирмунский В.М. Теория стиха. Л.: «Сов. писатель», Ленингр. отделение, 1975. - 664с.
94. Зеелер В.Ф. Последний день Шмелева. Похороны // Памяти Ивана Сергеевича Шмелева: Сборник. München: Б.и., 1956. - 128с. - С.12-14.
95. Зеньковский B.B. Н.В. Гоголь. Париж: Имка-пресс, 1959. - 261с.
96. Иванюк Б.П. К проблеме теоретической истории жанра // Автор. Жанр. Сюжет: Межвуз. тематич. сборник науч. трудов. Калининград: Калинингр. гос. ун-т, 1991. - 124с. - С.3-10.
97. Измайлов A.A. Лесков и его время. Рукопись // ИР ЛИ. Ф. 115. Оп. 1. №5д. Гл. 9. Л.7.
98. Ильин В.Н. Адский холод Гоголя // Трудный Путь. Зарубежная Россия и Гоголь / Сост., вступ. ст. и коммент. М.Д. Филина. М.: «Русскш м1ръ», 2002.-448с.-С.358-378.
99. Ильин И.А. О тьме и просветлении: Книга художественной критики: Бунин Ремизов - Шмелев. - Мюнхен: Б.и., 1959. - 196с.
100. Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т.8. М.: Русская книга, 1998. -576с.
101. Ильин И.А. Творчество Шмелева // Ильин И.А. Одинокий художник. -М.: Искусство, 1993. 348с.
102. Казнина O.A. Евразийский комплекс идей в литературе // Грачева А.Г., Казнина O.A., Семенова С.Г. Философский контекст русской литературы 1920-1930-х годов. -М.: ИМЛИ РАН, 2003. -400с. -С.214-287.
103. Капитанова Л.А. Русская романтическая повесть первой трети XIX века: специфика повествования: Дисс. доктора филол. наук. М.: МПГУ, 1996. -454с.
104. Карсавин Л.П. Основы политики // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология / РАН. Ин-т философии. М.: Наука, 1993. -368с.
105. Карташев A.B. Религиозный путь И.С. Шмелева // Памяти Ивана Сергеевича Шмелева / Сборник под ред. В.А. Маевского. München: Б.и., 1956.- 128с.-С.65-77.
106. Карташова И.В. Тургенев и немецкие романтики // И.С. Тургенев и современность: Международная науч. конференция, посвящ. 175-летию со дня рождения И.С. Тургенева. М.: Изд-во «Диалог-МГУ», 1997. - 237с. -С.20-27.
107. Кедров К.А. Поэтический космос. -М.: Сов. писатель, 1989. 480с.
108. Ким Хюи И. Проблема души человека в петербургских повестях Н.В. Гоголя: Дисс. канд. филолог, наук. -М.: ИМЛИ, 2004. 140с.
109. Ковалев Ю.В. Искусство новеллы и новелла об искусстве в XIX веке // Искусство и художник в зарубежной новелле XIX века: Сборник. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1985. - 493с.
110. Ковалевский П. Иван Сергеевич Шмелев // Памяти Ивана Сергеевича Шмелева: Сборник. München: Б.и., 1956. - 128с. - С. 18-20.
111. Колокольцев E.H. Праздники и радости И.С. Шмелева и Б.М. Кустодиева // Уроки литературы. Приложение к журналу «Литература в школе»: Научно-методический, культурно-образовательный журнал. 2003. -№8.- 14c.-C.9-14.
112. Комаровский В.А. Письмо об иконописи (о. Сергию Мечеву) // Православная икона. Канон и стиль: К богословскому рассмотрению образа: Сборник / Сост. А. Стрижев. М.: «Православный паломник», «Глаголы жизни», 1998.- 495с.
113. Комков O.A. Традиции православного иконологического мышления в русской литературе XIX-начала XX веков: A.C. Пушкин, Н.В. Гоголь, Н.С. Лесков, И.С. Шмелев: Дисс. канд. культоролог. наук. М.: МГУ, 2001. -258с.
114. Конев В.А. Хаос и космос в бытии личности // Динамика культуры и художественного сознания (философия, музыковедение, литературоведение): Междунар. науч. сб. Самара: Самарский гос. ун-т, 2001. - 132с. - С.3-14.
115. Корзина H.A. Стиль прозы Э.Т.А. Гофмана и романтический синтез искусств: Дисс. канд. филол. наук. Калинин: Калинин, гос. ун-т, 1985. -216с.
116. Кретова A.A. «Будьте совершенны»: Религиозно-нравственные искания в святочном творчестве Н.С. Лескова и его современников / Моск. пед. гос. ун-т, Орл. гос. ун-т. М.; Орел, 1999. - 303с.
117. Кривонос В.Ш. Хаос и космос в художественном сознании Гоголя // Динамика культуры и художественного сознания (философия, музыковедение, литературоведение): Междунар. науч.- практ. конф. -Самара: Самарский гос. ун-т, 2001. 132с. - С.48-63.
118. Кросс Я., Смелков 10. На чем стоит повесть // Литературное обозрение. Ежемесячный журнал критики и библиографии. Орган Союза писателей СССР. М.: «Правда», 1975. №10 (октябрь). - 111с. - С.14-17.
119. Кузьмичев И.К. Герой и народ. Раздумья о судьбах эпопеи. М.: «Современник», 1973. - 336с.
120. Кулишкина О.Н. Проблема творческой личности в русской прозе 1830 — начала 1840-х годов: Автореф. канд. филол. наук. Л.: ЛГУ, 1990. - 25с.
121. Курляндская Г.Б. Эстетический мир И.С. Тургенева. Орел: Изд-во вещательной государственной телерадиокомпании, 1994. - 342с. - С.244.
122. Кутырина Ю.А. Иван Сергеевич Шмелев. Париж: Издание Русского науч. ин-та при Русской Академической группе в Париже. Вып.2, 1960. -105с.
123. Крюков А.Н. Тургенев и музыка. Музыкальные страницы жизни и творчества писателя. Л.: Музгиз, 1963. - 136с.
124. Левинсон А. И.С. Шмелев. «Неупиваемая Чаша» // Звено. Междунар. соц. Обозрение / Ред. изд. И.Н. Леонтьев СПб., 1923. - 5 марта.
125. Лейдерман Н.Л. О жанровой структуре лирико-философского романа 60-х годов // Вопросы истории и теории русской литературы. (Советская литература. Методика). Вып.1. Свердловск: Свердл. гос. пед. ин-т. Науч. труды. Сб.163, 1973.- 117с.
126. Лейдерман Н.Л. Современная художественная проза о Великой Отечественной войне. (Историко-литературный процесс и развитие жанров. 1955-1970). Пособие по спецкурсу. 4.1. Свердловск: Свердл. гос. пед. ин-т, 1973.- 144с.
127. Лепахин В.В. Образ иконописца в русской литературе 11-20 веков. М.: Русский путь, 2005. - 472с.
128. Лесков А.Н. Жизнь Николая Лескова. По его личным, семейным и несемейным записям и памятям: В 2 т. Т.1. (Сер. лит. памятников). М.: Худ. лит, 1984. - 479с.
129. Лесков Н.С. Благоразумный разбойник (Иконописная фантазия) // Лесков Н.С. О литературе и искусстве. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1984.-285с.-С.187-196.
130. Лесков Н.С. О художном муже Никите и о совоспитанных ему // Лесков Н.С. О литературе и искусстве. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1984. -285с.-С.205-215.
131. Литературные манифесты западноевропейских романтиков / Под ред. A.C. Дмитриева. М.: Изд-во МГУ, 1980. - 639с.
132. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. 3-е изд. М.: Наука, 1979.-359с.
133. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: «Искусство», 1976.-367с.
134. Лыгун Е.Б. Проблема искусства и художника в эстетике романтизма: Дисс. канд. филол. наук. Тарту: Тартуский гос. ун-т, 1987. - 305с.
135. Любомудров A.M. Иван Шмелев между светской и церковной традициями // Христианство и русская литература: Сборник пятый. СПб.: Наука, 2006. - 739с. - С.391-428.
136. Любомудров A.M. Православное монашество в творчестве и судьбе И.С. Шмелева // Христианство и русская литература. Вып.1. СПб.: Наука, 1994. -396с.-С.364-391.
137. Маймин Е.А. Гете и русские романтики-любомудры // Проблемы изучения культурного наследия: Сборник / Отв. ред. Степанов Г.В. М.: Наука, 1985.-398с.-С.245-251.
138. Макаров Д.В. Семантика световых образов в ранней прозе И.С. Шмелева // Литература и культура в контексте христианства: Материалы III Междунар. науч. конф. Ульяновск: УлГТУ, 2002. - 164с. - С.78-81.
139. Макаров Д.В. Христианские понятия и их художественное воплощение в творчестве И.С. Шмелева: Дисс. канд. филол. наук. Ульяновск: Ульяновск, гос. ун-т, 2001. - 194с.
140. Малкина В.Я. Поэтика исторического романа: Проблема инварианта и типология жанра. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2002. - 140с.
141. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. М.: Худож. лит., 1978. - 398с.
142. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма / АН СССР, Ин-т мировой литературы им. A.M. Горького. -М.: «Наука», 1976. 375с.
143. Мартынов В.И. Культура, иконосфера и богослужебное пение Московской Руси. М.: Прогресс - Традиция, Русский путь, 2000. - 224с.
144. Медведев П.Н. Формальный метод в литературоведении: Критическое введение в социологическую поэтику / НИИ сравн. истории лит. и яз. Запада и Востока. Л.: Прибой, 1928. - 232с.
145. Мережковский Д.С. Гоголь и черт // Мережковский Д.С. В тихом омуте: Статьи и исследования разных лет. -М.: Сов. писатель, 1991. 489с.
146. Минералова И.Г. «Неупиваемая Чаша» И.С. Шмелева: стиль и внутренняя форма // Литература в школе. Науч.-метод. журнал. М.: ЗАО «Алмаз-пресс». - 2003. - №2. - 48с. - С.2-8.
147. Миронова Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве: Пособие для учителей. 2-е изд. - Минск: Беларусь, 2003. - 151с.
148. Михайлов A.B. Вильгельм Генрих Вакенродер и романтический культ Рафаэля // Советское искусствознание. Вып.2.: Сборник / Редкол.: В.М. Полевой и др. М.: Сов. художник, 1980. - 239с.
149. Михалёва A.A. Герой-двойник и структура произведения (Э.Т.А. Гофман и Ф.М. Достоевский): Автореф. канд. филол. наук. М.: РГГУ, 2006. -31с.
150. Мних Р. Сакральная символика в ситуации экфрасиса (стихотворение Анны Ахматовой «Царскосельская статуя») // Экфрасис в русской литературе. М.: Изд-во «МИК», 2002. - 215с. - С. 87-95.
151. Морозова Н.Г. Экфрасис в прозе русского романтизма: Автореф. дисс. канд. филол. наук. Новосибирск: Новосибирский гос. пед. ун-т, 2006. - 21с.
152. Морозова Н.Г. Экфрасис в прозе русского романтизма: Дисс. канд. филол. наук. Новосибирск: Новосибирский гос. пед. ун-т, 2006. - 210с.
153. Московский телеграф. Журнал литературы, критики, наук и художеств, изданный Н. Полевым. М.: Университетская типография, 1825. - Ч.1.- №1 (январь). - 104с.
154. Московский телеграф. М.: Типография Августа Семена при Императорской Медико-Хирургической Академии, 1833. - 4.49. - №2. -638с.
155. Мочульский К.В. Духовный путь Гоголя: Репр. изд. 1934 г. Paris: Ymca - Press, 1976. - 146с.
156. Музыкальная эстетика Германии XIX века / Сост. A.B. Михайлова и В.П. Шестакова. М.: Музыка, 1982, Т.2. - 432с.
157. Муратов А.Б. Тургенев-новеллист (1870-1880-е годы). JI.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1985. - 119с.
158. Набоков В.В. Николай Гоголь. 1809-1852 // Набоков В.В. Лекции по русской литературе: Чехов, Достоевский, Гоголь, Горький, Толстой, Тургенев: Пер. с англ. / Вступ. ст. И. Толстого. М.: Независимая газета, 1996.-435с.
159. Нефагина Г.Л. Цвет в повети И.С. Шмелева «Неупиваемая Чаша» // И.С. Шмелев и русская литература XX века. III Крымские Шмелевские чтения. Тезисы докладов науч. конф.- Алушта, 1994.
160. Осипова Н.О. Творчество М.И. Цветаевой в контексте культурной мифологии Серебряного века. Киров: Изд-во ВГПУ, 2000. - 272с.
161. Осьминина Е.А. Проблемы творческой эволюции И.С. Шмелева: Дисс. канд. филолог, наук. М.: Литературный ин-т им. A.M. Горького, 1993. -166с.
162. Петров-Водкин К.С. Хлыновск. Пространство Эвклида. Самаркандия. 2-е изд., доп. Л.: «Искусство», Ленингр. отд-ние, 1982. - 655с.
163. Подорога В.А. Мимесис. Материалы по аналитической антропологии литературы. Т.1. Н. Гоголь, Ф. Достоевский. М.: Культурная революция, Логос, Logos-altera, 2006. - 688с.
164. Полозкова С.А. О финале рассказа Н.С. Лескова «Запечатленный ангел» // Литература Древней Руси. Источниковедение: Сб. науч. статей. Л.: Наука, 1988.-312с.-С.301-310.
165. Полякова A.A. Готическая традиция в творчестве И.С. Тургенева. («Призраки») // Тургеневские чтения: Сб. статей / Сост. Е.Г. Петраш. М.: Русский путь, 2006. - 396с. - С.176-191.
166. Полякова A.A. «Песнь торжествующей любви» И.С. Тургенева и готическая традиция // Восьмые международные Виноградовские чтения. Проблемы истории и теории литературы и фольклора. М.: МГПУ, 2004. -484с. - С.370-377.
167. Поспелов Г.Н. Вопросы методологии и поэтики. М.: Изд-во Моск. унта, 1983.-336с.
168. Прокофьев В.Н. О «перцептивной перспективе» и перспективах в живописи // Раушенбах Б.В. Пространственные построения в древнерусской живописи. М.: Наука, 1975. - 184с.
169. Пропп В.Я. Морфология <волшебной> сказки. Исторические корни волшебной сказки: Собрание трудов. -М.: Изд-во «Лабиринт», 1998. 512с.
170. Пропп В.Я. Фольклор. Литература. История: Собрание трудов. М.: «Лабиринт», 2002. - 464с.
171. Протопопова И.А. Ксенофонт Эфесский и поэтика иносказания. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2001. - 470с.
172. Ремизов A.M. Огонь вещей: Сборник / Сост., вступ. ст., коммент. В.А. Чалмаева. М.: Сов. Россия, 1989. - 527с.
173. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве: Сб. ст. / Ред. коллегия: Б.Ф. Егоров. Л.: Наука, Ленингр. отделение, 1974. - 299с.
174. Рогов К. Три эпохи русского барокко // Тыняновский сборник. Вып. 12: X-XI-XII Тыняновские чтения. Исследования. Материалы. М.: «Водолей Publishers», 2006. -584с. - С.9-101.
175. Рослый A.C. Данте в эстетике и поэзии акмеизма: система концептов (на материале творчества А. Ахматовой, Н. Гумилева, О. Мандельштама): Автореф. канд. фолол. наук. Ростов-на-Дону: Ростов, гос. ун-т, 2006. - 23с.
176. Руднева Е.Г. Заметки о поэтике И.С. Шмелева. М.: Изд-во ООО «Ивент маркетинг», 2002. - 128с.
177. Руднева Е.Г. О сентиментальности и романтике в творчестве И.С. Шмелева // Живая мысль: К 100-летию со дня рождения Г.Н. Поспелова / МГУ им. М.В. Ломоносова филол. фак.; Редкол.: Николаев П.А. и др. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. - 347с. - С.239-245.
178. Руднева Е.Г. Цветовая гамма в повети И.С. Шмелева «Богомолье» (к 50-летию со дня смерти писателя) // Вестник Московского Университета. Сер.9. Филология. -М.: Изд-во МГУ, 2000. №6. - 176с. - С.59-66.
179. Румянцев А.Б. Н.С. Лесков и русская православная церковь // Русская литература. СПб.: Наука. - 1995. - №1. - 269с. - С.212-217.
180. Русская повесть XIX века. История и проблематика жанра. Л.: Наука, 1973. - 565с.
181. Русские иконы / Автор-составитель Н. Будур. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. - 320с.
182. Савицкий П.Н. О религиозном зодчестве в России // Русская мысль. Ежемесячное литературно-политическое издание под ред. П. Струве. Кн. IX-XII. Прага-Берлин: Изд-во «Русская мысль». - 1923-1924. - 535с.
183. Сагадеев А. Очеловеченный мир в философии и искусстве мусульманского Средневековья: (По поводу одной типологической концепции) // Эстетика и жизнь: Сборник статей. Ред. коллегия: A.B. Кукаркин и др. Вып.З. -М.: Искусство, 1974. 516с. - С.453-490.
184. Самородницкая Е. «Британской музы небылицы»: Об отношении Гоголя к готическим романам // Гоголь как явление мировой литературы: Сб. ст. -М.: ИМЛИ, 2003. 397с. - С.305-310.
185. Саськова Т.В. Жанровая природа пасторали в историко-культурном осмыслении // Литература в системе культуры: Материалы науч. семинара. Вып.1. М.: МГОПУ, 1997. - 98с. - С.36-45.
186. Саськова Т.В. «Чаша жизни» И.А. Бунина в контексте мировой культуры. М.: МГОПУ, 1997. - 52с.
187. Сафиуллин Я.Г. H.A. Полевой как теоретик романтизма: Автореф. канд. филол. наук. Казань: Казан, гос. ун-т, 1969. -27с.
188. Синенко B.C. О повести наших дней. М.: «Знание», 1971. - 48с.
189. Синило Г.В. Древние литературы Ближнего Востока и мир ТАНАХА (Ветхого Завета). Минск: Издат. центр «Экономпресс», 1998. - 471с.
190. Соловьев B.C. Смысл любви // Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика. М.: Искусство, 1991. - 700с.
191. Сорокина О.Н. Московиана: Жизнь и творчество Ивана Шмелева. М.: Моск. рабочий, Скифы, 1994. -400с. -С.132-141.
192. Сорокина О.Н. Творческий путь И.С. Шмелева в эмиграции // Венок Шмелеву. М.: Российский фонд культуры, 2001. - 352с. - С.82-100.
193. Скобелев В.П. Поэтика рассказа. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1982.-155с.
194. Слоним М. Ив. Шмелев. Неупиваемая Чаша и др. рассказы // Воля России. Журнал политики и культуры под ред. В.И. Лебедева, М.Л. Слонима, Е.А. Сталинского, В.В. Сухомлина. Прага: Изд-во «Пламя». - 1924. - №18-19.-268с.
195. Смолина К.А. H.A. Полевой о классиках, классицизме, романтизме и романтической драме // Литературные взгляды и творчество H.A. Полевого. -М.: ИМЛИ РАН, 2002. 216с. - С.74-93.
196. Спиридонова Л.А. Лики жизни и поэтика быта в творчестве Шмелева // Русская литература XX века в контексте мировой культуры: VI Крымские международные чтения. Тезисы докладов науч. конференции. Алушта, 1997.-371с.-С.5-11.
197. Столярова И.В. Н.С. Лесков о литературе и искусстве // Лесков Н.С. О литературе и искусстве. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. - 285с. - С.4-30.
198. Сугай Л.А. Гоголь и символисты: Монография. М.: МГОПУ, 1999. -376с.
199. Такварелия Л.А. Проблема художника в творчестве Э.Т.А. Гофмана. (На примере образа Крейслера): Дисс. канд. филол. наук. Тбилиси: Тбилисский гос. ун-т, 1981.- 152с.
200. Тамарченко Н.Д. Русская повесть Серебряного века. (Проблемы поэтики сюжета и жанра): Монография. М.: Intrada, 2007. - 256с.
201. Таянова Т.А. Творчество И.С. Шмелева как феномен религиозного типа художественного сознания в русской литературе первой трети XX века: Дисс. канд. филол. наук. Магнитогорск: Магнитогорск, гос. ун-т, 2000. - 219с.
202. Теперик Т.Ф. Онейротопика как элемент жанровой поэтики (на материале «Энеиды» Вергилия) // Вопросы классической филологии. Вып.ХН. Тексты: Сборник статей в честь Азы Алибековны Тахо-Годи. М.: Изд-во МГУ, 2002. - 465с. - С.51-63.
203. Тиме Г.А. Творчество И.С. Тургенева и немецкая литературно-философская мысль XV1I1-XIX веков: (Генетические и типологические аспекты): Автореф. доктора филол. наук. СПб.: Санкт-Петербург, гос. ун-т, 1995.-43с.
204. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. М.: Просвещение, 1976. -548с.
205. Типология русского реализма второй половины XIX века: Сб. ст. / АН СССР, ВНИИ искусствознания м-ва культуры СССР; Отв. ред. Г.Ю. Стернин. М.: Наука, 1979. - 352с.
206. Топоров В.Н. Из истории петербургского аполлинизма: его золотые годы и его крушение // Петербургский текст русской литературы: Избранные труды. СПб.: Изд-во «Искусство - СПБ», 2003. - 616с.
207. Топоров В.Н. Странный Тургенев (Четыре главы). М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1998.- 192с.
208. Трубецкой E.H. Старый и новый национальный мессианизм // Трубецкой E.H. Смысл жизни. М.: ООО «Изд-во ACT»; Харьков: «Фолио», 2000. -656с. - С.453-480.
209. Трубецкой E.H. Этюды по русской иконописи. Умозрение в красках // Трубецкой E.H. Смысл жизни. М.: ООО «Изд-во ACT»; Харьков: «Фолио», 2000.-656с.-С.337-440.
210. Трубицина М.Ю. На пути к «Лету Господню» (антология веры в художественной эволюции И.С. Шмелева): Дисс. канд. филол. наук. -Череповец: Череповецкий гос. ун-т, 1998. 151с.
211. Улыбина О.Б. Проблема поэтики «Таинственных повестей» И.С. Тургенева: Автореф. канд. филол. наук. Нижний Новгород: Нижегородский гос. пед. ун-т, 1996. - 15с.
212. Утехин Н.П. Жанры эпической прозы. Л.: Наука, 1982. - 185с.
213. Федоров Н. Судьба Шмелева // Памяти Ивана Сергеевича Шмелева: Сборник. München: Б.и., 1956. - 128с. - С.120-127.
214. Федоров Ф.П. Проблемы искусства в творчестве Э.Т.А. Гофмана: Дисс. канд. филол. наук. Л.: Ленинград, гос. пед. ин-т им. А.И. Герцена, 1972. -200с.
215. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. -379с.
216. Флоренский П.А. Иконостас: Избр. труды по искусству. СПб.: ТОО «Мифрил»: Русская книга, 1994. - 365с.
217. Флоренский П.А. Собр. соч.: В 4 т. М.: «Мысль», 1994-1999.
218. Франк С. Заражение страстями или текстовая «наглядность»: pathos и ekphrasis у Гоголя // Экфрасис в русской литературе: ТР. Лозаннского симпозиума / Под ред. Геллера Л. М.: Изд-во «МИК», 2002. - 215с. - С.31-41.
219. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1998. 800с.
220. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М.: Лабиринт, 1997. -448с.
221. Хадынская A.A. Экфрасис как способ воплощения пасторальности в ранней лирике Георгия Иванова: Автореф. дисс. канд. филол. наук. -Тюмень: Сургутский гос. пед. ин-т, 2004. 22с.
222. Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 2000. - 398с.
223. Хализев В., Майорова О. Лесковская концепция праведничества // В мире Лескова / Сост. В.А. Богданов: Сб. ст. М.: Сов. писатель, 1983. - 367с. -С.196-223.
224. Ходель Р. Экфрасис и «демодализация» высказывания // Экфрасис в русской литературе. М.: Изд-во «МИК», 2002. - 215с. - С.23-30.
225. Хлыбова Т.В. Жанровые особенности духовных стихов // Восьмые международные Виноградовские чтения. Проблемы истории и теории литературы и фольклора. М.: МГПУ, 2004. - 484с. - С.9-19.
226. Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения / АН СССР, Науч. Совет по истории мировой культуры, комплекс изуч. худож. творчества. Л.: Наука, Ленингр. отделение, 1986. - 272с.
227. Цивьян Т.В. «Золотая голубятня у воды.»: Венеция Ахматовой на фоне других русских Венеций // Цивьян Т.В. Семиотические путешествия. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2001. - 248с. - С.40-50.
228. Цивьян Т.В. Образ Италии и образ России в последнем стихотворении Баратынского // Цивьян Т.В. Семиотические путешествия. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2001. - С.29-39.
229. Цоффка В.В. Из поэтики цветов как знаков и символов христианства в романе A.C. Пушкина «Евгений Онегин» // Русская литература XIX века и христианство. М.: Изд-во МГУ, 1997. - 384с. - С.273-281.
230. Чавчанидзе Д.Л. Феномен искусства в немецкой романтической прозе: Средневековая модель и ее разрушение. М.: Изд-во МГУ, 1997. - 296с.
231. Чернец Л.В. Литературные жанры (проблемы типологии и поэтики). -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 192с.
232. Черников А.П. В мире художественных исканий И.С. Шмелева // Венок Шмелеву. М.: Российский фонд культуры, 2001. - 352с. - С.154-162.
233. Черников А.П. Проза И.С. Шмелева: концепция мира и человека: Автореф. дисс. докт. филол. наук. М.: Моск. гос. пед. ин-т им. В.И. Ленина, 1996.-40с.
234. Черников А.П. Творчество И.С. Шмелева (1895-1917): Автореф. дисс. канд. филол. наук. М.: МГПИ, 1974. - 23с.
235. Черников А.П. И.С. Шмелев (1873-1950) // Литература русского зарубежья. 1920-1940.-М.: ИМЛИ, «Наследие», 1999.-328с.-С.51-85.
236. Шатин Ю.В. Ожившие картины: экфрасис и диегезис // Критика и семиотика: Сб. ст. по итогам Международной научной конференции. Вып.7.- Новосибирск: НГУ, 2004. 296с. - С.217-226.
237. Шлычкова Е.Л. Писатель Н.П. Смирнов и его проза: (Проблемы. Жанры. Стиль.): Дисс. канд. филол. наук. Иваново: Иванов, гос. ун-т, 2000. -212с.
238. Шлычкова Е.Л. Поэтика жанра повести Н.П. Смирнова «Золотой Плес» // Филологические штудии. Вып.4. Иваново: Иванов, гос. ун-т, 2000. - 137с.- С.57-69.
239. Шопенгауэр А. Метафизика половой любви // Шопенгауэр А. Избранные произведения. М.: Просвещение, 1992. - 479с.
240. Эсалнек А .Я. Внутрижанровая типология и пути ее изучения. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. - 181с.
241. Яблоновский С. Тебе на гроб // Памяти Ивана Сергеевича Шмелева: Сборник. München: Б.и., 1956. - 128с. - С. 15-17.
242. Языкова И. «Се творю все новое»: Икона в XX веке. Бергамо (Италия): «Bolis Poligrafiche S. Р. А», 2002. - 223c.
243. Якобсон P.O. Статуя в поэтической мифологии Пушкина // Якобсон P.O. Работы по поэтике: Переводы. М.: Прогресс, 1987. - 464с. - С.145-180.
244. Яковлев Е.Г. Эстетика. Искусствознание. Религиоведение. 2-е изд., стер. - М.: КДУ, 2005.-640с.
245. Ярхо В.Н. Эпос. Ранняя лирика / Древнегреческая литература: Собрание трудов. (Серия «Античное наследие»). М.: «Лабиринт», 2001. - 368с.
246. Ященко А. Литература за пять истекших лет // Новая русская книга. Ежемесячный критико-библиограф. журнал под ред. проф. A.C. Ященко. -Берлин: Изд-во И.П. Ладыжникова. 1922. - №11-12. - 50с.
247. Labre Ch., Soler P. Methodologie littéraire. Paris: PUF, 1995. - 518 p.
248. Lund Hans. Text as Picture: Studies in the Literary Transformation of Pictures. Lewiston: E. Mellen Press, 1992. - 207p.1. Справочная литература:
249. Асафьев Б.В. Путеводитель по концертам. Словарь наиболее необходимых терминов и понятий / Сост. A.M. Дмитриев. М.: «Сов. композитор», 1978.-200с.
250. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т.4 -СПб., М.: Вольф, 1882. 704с.
251. Дьяченко Г. Полный церковно-славянский словарь (со внесением в него важнейших древнерусских слов и выражений). М.: Моск. Патриархат: Посад, 1993. - XXXIX. - 1120с.
252. Ожегов С.И., Шведова НЛО. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / РАН. Ин-т русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд. - М.: Азбуковник, 1997. - 944с.
253. Осьминина Е.А. Шмелев Иван Сергеевич (1873-1950) // Литературная энциклопедия Русского Зарубежья (1918-1940). Т.З. Книги / Гл. ред. А. Николюкин. М.: РОССПЭН, 2002. - 712с. - С.622-623.
254. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка: Пособие для учащихся. 3-е изд. М.: Культура и традиции, 1997. - 576с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.