Нетрадиционные религиозные организации в российском обществе: факторы роста и оценки населения тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.04, кандидат социологических наук Боева, Елена Сергеевна

  • Боева, Елена Сергеевна
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 2012, Хабаровск
  • Специальность ВАК РФ22.00.04
  • Количество страниц 173
Боева, Елена Сергеевна. Нетрадиционные религиозные организации в российском обществе: факторы роста и оценки населения: дис. кандидат социологических наук: 22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессы. Хабаровск. 2012. 173 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Боева, Елена Сергеевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.

1.1. Религия и религиозные организации.

1.2. Секта как особый вид религиозной организации.

1.3. Эволюция отношений церкви и секты.

ГЛАВА 2. СЕКТА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОГО РЕЛИГИОЗНОГО СООБЩЕСТВА.

2.1. Кризис официальной церкви и дифференциация религиозного сообщества.

2.2. Причины распространения сект в современной России.

2.3. Государственная программа в направлении нетрадиционных религиозных организаций или сект.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Нетрадиционные религиозные организации в российском обществе: факторы роста и оценки населения»

Актуальность выбранной темы.

После многих десятилетий атеизма и бездуховности сегодня возродился большой интерес к проблемам духовной жизни. Духовность становится модой, каждый пытается рассуждать о вере. Однако вера, духовность, религия - все это предметы слишком специфические, чтобы говорить о них без знания их законов.

В условиях развивающейся глобализации и информационной революции в мире возрастает значение последствий взаимопроникновения информационных потоков различного содержания, в том числе религиозного, изменяющих направление ума и духа общностей, групп, личностей, а порой и разрушающих социальные целостности, нравственно-мировоззренческие опоры. В последней трети XX века по различным социально-экономическим и общественно-политическим причинам наряду с мировыми религиями все более активно действуют, охватывая все новые пространства, нетрадиционные религиозные организации и культы.

На Западе основные мировоззренческие системы - католицизм, протестантизм, атеизм - постепенно изменялись, эволюционировали, приспосабливались к социально-экономическим и политическим трансформациям в обществе. Для западной цивилизации характерно стремление как бы "отменить" духовность, объясняя духовную жизнь материалистически, социологически, рационалистически. В течение многих столетий мыслители Запада поучали человечество: смотрите на мир проще, мир - это гигантский часовой механизм, человек - машина, душа - выдумка корша - выдумка коров да попов. В результате духовная жизнь человека стала казаться чуть ли не выдумкой, фикцией, иллюзией, которая может быть иногда чем-то обременительным, иногда - полезным и приятным, но не реальным и серьезным. И вот в двадцатом столетии люди, которые могли бы считать себя реалистами в наибольшей степени - политики, бизнесмены, ученые - обращаются к услугам духовных учителей, стараются использовать какие-то "духовные силы", пытаются научно исследовать некие "духовные энергии".

В России же на протяжении почти всего XX века все традиционные для нее религии (православие, ислам, иудаизм) были в большой мере вытеснены атеизмом. В конце века, когда коммунистическая идеология и атеизм рухнули, религии пришлось почти заново овладевать российским общественным сознанием. В этот период новые нетрадиционные религиозные течения и организации получили много возможностей для своего распространения. При этом иностранные сектанты-миссионеры появились в стране с уже созданной, отлаженной организацией, готовыми методами работы и хорошо обеспеченными материально. Хотя религия была реабилитирована, общее невежество в этой области не позволяло увидеть отличия между разными религиозными направлениями. Даже, например, христианская среда по причине отсутствия религиозной культуры, стихийности религиозного обновления стала почвой для религиозных учений, отдаляющихся от него. Широкая пропаганда разнообразных восточных верований или их фрагментов, паранаучные идеологии, распространение целительства — все это тоже способствовало вторичному религиозному плюрализму. То, что в западной цивилизации совершалось столетиями - отказ от истинной духовной жизни, основанной на Божественном Откровении и Традиции, прельщение человека "духом века сего", духом материализма и приверженности исключительно земным ценностям, и, в итоге, увлечение псевдодуховностью, - в России произошло гораздо быстрее и разрушительнее. После десятилетий господства богоборческого материализма наступает время увлечения духовностью без разбора ее содержания.

Развитие сектантства - это объективный процесс, связанный с духовными и материальными интересами и потребностями людей. Кризис в духовной жизни общества, вакуум в идеологии и отсутствие общегосударственной национальной идеи ведёт не только к росту преступности, но и деградации общественных институтов и личности. Этот вакуум стремятся заполнить представители различных сект, которые получили широкое распространение в России в последние годы.

Исследование новых религиозных движений становится все более актуальным и в связи с их нацеленностью на молодежь. Молодежь в известном смысле представляет будущее страны, а потому настроения молодежи, ее поведение, ее самочувствие являются своеобразным барометром, измеряющим общий нравственный, идеологический и социально-психологический климат в обществе. Не накопившая достаточных знаний и жизненного опыта, лишенная объективной и критической информации в отношении религии она легко находит дорогу в секты в поисках решения различных проблем и выбора мировоззренческой позиции, ответов на волнующие вопросы о смысле и цели жизни. Специфические возрастные психологические черты молодежи - категоричность и максимализм, обостренный интерес к чудесам и сказочной таинственности, тяга к новому, но желание узнавать его с минимальными для себя интеллектуальными и моральными затратами - способствуют готовности вступать в новые «экзотические» организации, которые, в принципе, в основном и ориентированы на молодежь с учетом ее запросов и особенностей.

Характерной чертой современных сектантских организаций является их ориентация на социальное преобразование общества. Большинство оккультных группировок имеет свои версии «улучшения» или «спасения» человечества и создания идеального общества. Как правило, все модели спасения» заключаются в переходе всего человечества на ту форму мировоззрения и «духовности», которые исповедуют члены данного культа. Эта иллюзорная возможность социальных преобразований также порой привлекает людей в секту.

Девяностые годы XX века в России характеризуются укреплением влияния в обществе Русской православной церкви с одновременным ростом численности различных, альтернативных ей, религиозных организаций. Попытка ответить на вопрос, почему при относительно невысоком уровне религиозности российского общества, возникает такое разнообразие религиозных направлений, является весьма актуальной в настоящее время. Степень изученности проблемы.

Библиография религиозного сектантства к 1917 году насчитывала несколько тысяч статей, брошюр и книг. Большая часть этой литературы была написана деятелями церкви. Следует отметить, что историография религиозного сектантства наполнена острой полемикой. Это объясняется характером объекта: под религиозной оболочкой сектантства выступает социальный протест против социально-экономических проблем общества. При изучении философских особенностей представления религиозности, мы опирались на труды светил русской философской мысли серебряного века -Бердяева H.A., «Духовное христианство и сектантство в России , Булгакова С.Н. и др.

Основные подходы к исследованию религии, ее место в жизни человека, общества, основные этапы формирования религий ставших достоянием истории и существующих ныне, а также роль религии и религиозных организаций в современном мире, отражены в работах М. Вебера

2 з

Протестантские секты и дух капитализма» , Э. Дюркгейма, в научно

1 Бердяев H.A. Духовное христианство и сектантство в России // Бердяев H.A. Типы религиозной мысли в России. - Париж: YMCA-PRESS, 1989

2 Вебер М. Протестантские секты и дух капитализма // Вебер М. Избранное. учебной литературе таких авторов как И.Н. Яблоков «Социология религии»*, В.И. Гаранджа «Религиоведение»5. Американский социолог Роберт Н. Белла6 разработал схему эволюции религии, выделив пять основных этапов, каждый из которых отличается от предыдущего «степенью дифференциации религиозных принципов». Также вопроса истории социологии религии в России коснулся Смирнов М.Ю. в своем труде «Очерки истории российской социологии религии»1.

В обширной проблематике социологии религии важнейшее место принадлежит социальной роли религии, ее положению в обществе и государстве, ее соотношению с политикой, моралью, правом, экономикой и другими сферами жизни. Социальная роль религии в российском обществе реализуется в функциях церкви, которые имеют социальный характер, в отличие от внутрицерковных функций по отправлению религиозного культа и управлению делами церкви. М.Е. Добрусскин в своей статье «О социальных функциях церкви (на материалах русской православной церкви)» рассмотрел подходы к социальной роли религии и социальным функциям церкви в обществе.

Новая научная монография Н.Митрохина, российского социолога, историка, исследователя актуального положения и деятельности Русской православной церкви как социального и экономического института в России, посвящена самой крупной религиозной организации постсоветского пространства и комплексному анализу ее проблем.

Проблемы взаимоотношения Церкви с государством, обществом, другими религиями и конфессиями, ее экономическая, социальная,

3 Durkheim Е. Les formes élémentaires de la vie religieuse. Le système totémique en Australie. Paris, 1912

4 Яблоков И.Н. Проблема определения религии //История религии. В 2 т. - М.: Высшая школа, 2002

5 Гараджа В.И. Религиеведение: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений — 2-е изд., дополненное. -М.: Аспект Пресс, 1995

6 Белла Р. Социология религии // социология. Перспективы, проблемы, методы. M., 1972

7 Смирнов М.Ю. Очерки истории российской социологии религии. Издательство Санкт-Петербургского университета, 2008 миссионерская, образовательная и информационная деятельность стали предметом тщательной проверки на соответствие деклараций реальным практикам, общепринятых мнений - неоднозначной действительности в работе Н.А Митрохина «Русская православная церковь с социологической точки зрения>Л

Также важное место в этом ряду занимает работа Е.Г. Балагушкина «Нетрадиционные религии в современной России»9. Автор на основе нового научного подхода помогает более правильно понимать нетрадиционные религии. В своей работе от точно описал типологию новых религиозных движений, несмотря на то, что в современном религиоведении пока нет разработанной типологии нетрадиционных религий. В основном он принимал во внимание прежде всего внешние, феноменологические проявления нетрадиционных религий, а не их внутреннюю, структурно-функциональную организацию. Также Е.Г. Балагушкин анализирует в своей книге причины распространения нетрадиционных религий в России.

Вопрос эволюции распространения русского сектантства в своих книгах хорошо раскрыли Никольский Н.М. «История русской церкви»10, где особое внимание уделяется причинам возникновения и распространения сект,

Клибанов А.И. «История религиозного сектантства в России»11, Карташев

12 v v A.B. «Очерки по истории Русской Церкви» , Ключевский В.О. «Курс русской истории»13. Большой вклад в решение вопроса отношений церкви и государства в истории общества, внес Чуксин Н. Я. своим трудом «Россия и

8 Митрохин H.A. Русская православная церковь с социологической точки зрения. Современное состояние и актуальные проблемы. М. 2006г

9 Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России, М -1999г

10 Никольский H. М. История русской церкви. М., 1985

11 Клибанов А.И. «История религиозного сектантства в России», М -1965г.

Карташев A.B. Очерки по истории Русской Церкви. - 2007г.

13 Ключевский В.О. Курс русской истории. - 2005г. ее выбор»H. Авторы использовали редкие и труднодоступные архивные материалы и документы.

Материалы, включающие информацию о новых нетрадиционных религиозных организациях, сектах, действующих на территории нашей страны, предоставили в своих работах Дворкин A.JI. «Сектоведение», «Типология сектантства и методы антисектантской деятельности Русской Православной Церкви»15.

В работе Тонконогова A.B. «Пенитенциарная секталогия»16 рассмотрены условия развития и сущность феномена сектантства, раскрыты понятия «секта», «сектантство»; дана характеристика и классификация религиозного, псевдорелигиозного, светского сектантства и различного рода сект.

Само по себе сектантство как социальное явления в нашем обществе распространяется все больше, однако полностью еще не изучено. Недостаточно исследована сущность данного явления, его предпосылки, формы проявления. Данные обстоятельства и актуальность изучаемой проблемы, ее недостаточная разработанность предопределили выбор темы исследования, а также ее основную цель, конкретные исследовательские задачи, предмет и объект.

Объектом предложенного диссертационного исследования являются традиционные религиозные организации (Русская православная церковь) и нетрадиционные религиозные организации, представляющие различные конфессии (секты), осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации.

Предметом исследования является функциональная деятельность Русской православной церкви и сект направленная на удовлетворение

14 Чуксин Н. Я. Россия и ее выбор. Церковь и государство. - 2006г.

15 Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Нижний Новгород. 2002 г

16 Тонконогов A.B. Пенитенциарная сектология Учебно-практическое пособие М.,2004г. религиозных (духовных) потребностей населения и оценка выполнения этих функций различными социальными группами общества.

Целью исследования является выявление группы факторов, определяющих рост числа нетрадиционных религиозных организаций, при одновременном расширении влияния Русской православной церкви и высокой оценки населением ее деятельности.

Задачи исследования

- Дать характеристику понятиям и видам религиозных организаций;

- Исследовать изменение роли и положения Русской православной церкви в российском обществе;

- Рассмотреть процесс эволюции развития сектантства в России;

- Выявить факторы определяющие рост количества и разнообразия сект в современной России;

Охарактеризовать государственную политику в направлении нетрадиционных религиозных организаций и сект

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования определяются содержанием его целей и задач, конкретным подходом и научной позицией автора. Из методологических подходов наиболее приемлемыми являются общенаучные принципы познания общественных явлений; междисциплинарный подход; методологические положения и выводы, сформулированные в работах ученых, посвященных исследованию религиозных организаций.

В процессе достижения поставленной цели использовались также традиционные для социологии методы анкетного опроса, математико-статистическая обработка результатов.

Эмпирическую базу исследования составляют:

- первичные данные, полученные в ходе социологического исследования «Оценка населением деятельности традиционных и нетрадиционных религиозных организаций» проведенного автором среди населения города Хабаровска. Исследование проводилось методом анкетного опроса по репрезентативной выборке (п = 418 человек): обычное население (п=343 человек) и сектанты (п=75 человек). Исследование проводилось в двух направлениях с целью определения отношения простых обывателей и сектантов к религии и деятельности различных религиозных организаций традиционной и нетрадиционной направленности.

- вторичные данные, взятые из материалов социологических исследований, проведенных ведущими исследовательскими службами России: ФОМ, ВЦИОМ, Левада-центр, РОМИР, МГУ; всероссийских переписей населения; опубликованных в статистических сборниках и периодических изданиях: «Социологические исследования», «социологический журнал», «Общественные науки и современность», «Социально-политический журнал», «Вопросы психологии», «Социальная реальность», «Наука и религия», «Религия и власть» и др.

Научная новизна диссертационной работы состоит в следующем:

- доказано, что негативные оценки населением действующих сект определяется, помимо других ранее известных факторов (тоталитарность, диструктивность, манипуляции сознанием), представлением населения об «избыточности» нетрадиционных религиозных организаций, при существовании Русской православной церкви.

- выявлена тенденция для представителей нетрадиционных религиозных организаций дистанцироваться от понятий «секта» и «сектантство» и желание выдать собственные религиозные сообщества за новые формы религиозных организаций.

Положения выносимые на защиту:

1. В развитой форме религиозные организации представляют собой сложную централизованную и иерархическую систему — церковь. Церковь, как общественно-историческое образование — один из важнейших социальных институтов. В любом обществе церковь является организационной структурой, призванной нести в массы идеологию соответствующей религии и отправлять культ. Однако на протяжении всей истории при существовании церкви появлялись и появляются многочисленные секты и нетрадиционные религиозные организации.

2. Секта возникает как оппозиционное течение в том или ином религиозном направлении. Для нее характерна претензия на исключительность (эксклюзивность) своей роли, доктрины, идейных принципов ценностей и установок. В секте резко выражено стремление к духовному возрождению членов, признаком которого считается строгое соблюдение определенного нравственного кодекса и ритуальных предписаний. Четко проявляются особенности в организационной структуре секты. Указанные черты, отдельно взятые, могут быть обнаружены и у религиозных объединений иных типов. Однако совокупность признаков, их соединение характерно именно для секты.

3. В связи с ростом нетрадиционных религиозных организаций можно говорить о том, что традиционно привычная форма религиозной организации - церковь, перестает быть авторитетной в глазах населения. В стране возникла проблема непонимания Церкви и некоторой части общества. Люди часто идут к вере принципиально в обход Церкви, с которой ассоциируются только обряды, нетерпимость и консерватизм.

То, что называется православной культурой в глазах некоторой части населения превращается в субкультуру. Чем более она замкнута, тем менее она является привлекательной для современного человека.

4. Современный расцвет сект является проявлением духовных потребностей людей. Существование сектантства на всех исторических этапах развития человеческого общества, в различных культурных ареалах свидетельствует о том, что есть общие причины его появления. Благодаря им наблюдаются стойкие исторические традиции альтернативной религиозности, преемственность идей и представлений религиозного радикализма, обычно имеющих выраженную мистическую или синкретическую окраску, культовые и сектантские формы организации, противостоящие официальным, господствующим религиозным институтам.

5. Основной мотив обращения к нетрадиционным религиям состоит в том, что человека не удовлетворяют ответы и решения, даваемые официальной идеологией, будь то светской или церковной. Приверженцы нетрадиционных религий надеются, что предлагаемые последними утопические программы сакрального совершенствования человека и общества приведут к чудодейственному разрешению всех трудностей современной цивилизации и прежде всего безотлагательно помогут им лично.

6. Негативные оценки населением действующих сект, представляющие различные конфессии, определяются, прежде всего, представлением об их тоталитарности, асоциальности, диструктивности, манипуляции сознанием адептов сект. В последние десятилетие в связи с расширением роли в обществе Русской Православной Церкви и высокой оценкой ее деятельности населением, к негативным факторам отношения к сектантству добавилось представление об «избыточности» нетрадиционных религиозных организаций.

7. Негативное отношение к сектантству со стороны большинства населения, при одновременной положительной оценки деятельности Русской Православной Церкви, заставляет представителей нетрадиционных религиозных организаций дистанцироваться от понятий «секта» и «сектантство» и выдавать собственные религиозные сообщества за новые формы религиозной организации.

Теоретическая и практическая значимость диссертации определяется расширением научного знания о сущности и специфике деятельности религиозных организаций в современном обществе и оценку их различными социальными группами общества. Материалы исследования представляют практический интерес для органов государственного управления, неправительственных организаций при программах сотрудничества с традиционными и нетрадиционными религиозными организациями России. Собранный систематизированный материал может использоваться в системе высшего образования, при чтении курсов «Религиоведение», «Социология религии», «Система социальной работы» для специальностей «социология» и «социальная работа», а также спецкурсов по проблемам взаимодействия церкви и общества.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования данной работы были представлены в форме публикаций автора.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения и списка использованных источников, 10 диаграмм, приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная структура, социальные институты и процессы», Боева, Елена Сергеевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ведущим регулятором идеологических и социальных отношений в современном мире является религия, как система мировоззрения.

Под религией принято понимать особую форму осознания мира, обусловленную верой в сверхъестественное, включающую в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину, секту, культ, деноминацию). Большинство функций религии связаны с ее влиянием на ценности, нормы и культурные стандарты поведения в обществе, т.е. механизмы приспособления человека к условиям его существования. Религия требует определенного оформления, которым, в развитой форме, становится религиозная организация. В нашей стране этой сложной (благодаря иерархической системе) централизованной религиозной организацией является Русская Православная Церковь.

Церковь призвана нести в массы идеологию соответствующей религии, то есть, удовлетворять стремление людей к Богу. Идеологическая составляющая религии дает населению учение о Боге, о его требованиях, и выводимые из них этические и правовые нормы, которые регулируют повседневную жизнь в обществе, а также служат основой для представления верующих о мире.

Несмотря на то, что испокон веков людям в России Православная церковь знакома и привычна, возникает непонимание и отрицание других форм религиозной организации, таких, например, как секты.

Как уже отмечалось выше, секта возникает как оппозиционное течение в том или ином религиозном направлении. Развитие сектантства - это процесс, связанный с духовными и материальными интересами и потребностями людей. Это одно из важных проявлений тех изменений, которые претерпевает религиозная вера под влиянием постоянно меняющихся условий существования.

Сейчас, в связи с ростом числа нетрадиционных религиозных организаций, при существовании РПЦ, можно говорить о том, в стране возникла проблема непонимания Церкви и некоторой части общества. Люди часто идут к вере в обход Церкви. Она перестает быть авторитетной в глазах населения и зачастую с ней ассоциируются только лишь обряды и консерватизм.

В связи с этим в обществе развиваются богоискательские настроения, появляется стремление обрести "живую" религиозную веру, соответствующую изменению мироощущения людей, их нравственно-религиозных чувств, представлений о своем месте и значимости на земле.

Существование новых, нетрадиционных для нашей страны, религий свидетельствует о том, что есть общие причины их появления.

Одной из причин распространения сект, является то, что старые, традиционные религии и религиозные институты (Церковь), перестают со временем соответствовать меняющимся социокультурным условиям, все труднее приспосабливаются к ним, начинают казаться "закостеневшими", "мертвыми" и, в конце концов, вынуждены "потесниться" и уступить место новым религиям, более адекватно отвечающим изменившимся историческим условиям.

Другой причиной появления сект, наш взгляд, является исторически сложившееся двоеверие русского народа, празднующего Масленицу - и сразу за ней Воскресение Христово; отмечающего Рождество и тут же, не отходя от праздничного стола, старый Новый год с его ворожбой и колядками. Люди верили одновременно в Иисуса Христа и в лешего с русалками, поклонялись Николаю Угоднику, и по старинке побаивались домового.

Однако основной мотив обращения к нетрадиционным религиям, на наш взгляд, состоит в том, что человека не удовлетворяют ответы и решения, даваемые официальной идеологией, будь она светской или церковной. Приверженцы нетрадиционных религий надеются, что предлагаемые последними программы сакрального совершенствования человека и общества приведут к чудодейственному разрешению всех трудностей современной цивилизации и прежде всего безотлагательно помогут им лично.

Среди социологов, религиоведов, психологов, существуют разные мнения по поводу распространения и существования нетрадиционных религиозных организаций, сект. Никто из них не может с уверенностью заявить, что секты - это отрицательное явление в обществе или наоборот, положительное.

В нашей стране, термин «секта» применяется весьма разнообразно и бесконтрольно негативно СМИ, правительственными чиновниками и новоявленными «религиоведами», вызывая в массах соответствующую негативную реакцию. В религиозных вопросах это естественно, т.к. человеку свойственно презирать тех, кто думает по-другому. Это приводит к ужесточению положения, к фанатизму, как в стане преследователей, так и в стане преследователей.

Неспособность во многих случаях государственных структур решать поставленные перед ними задачи, способствуют поляризации и дифференциации общества, его расслоению, делению на социальные группы разной, в том числе деструктивной направленности.

Большинство исследователей считают, что говорить о сектах с негативной окраской мы можем тогда, когда нетрадиционное религиозное направление не возрождает страну, в которой действует, если отдельные последователи не приобретают мудрости, чувства связанности с миром в его прошлом и настоящем, если с его помощью не возрождаются искусства, науки, не изменяется к лучшему мир вокруг.

Наше исследование показало, что негативная оценка населением действующих сект, связана в первую очередь с религиозной безграмотностью людей, а также с представлением об «избыточности» нетрадиционных религиозных организаций в стране, где существует Русская Православная Церковь с многовековой историей.

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Боева, Елена Сергеевна, 2012 год

1. Агеев B.C. Механизмы социального восприятия. Психологический журнал. 1989. Т. 10. №2.-64 с.

2. Архив Головинского межмуниципального суда. Материалы дела 2-452/99 о ликвидации и запрете деятельности религиозной общины «Свидетели Иеговы». Электронный ресурс. / Режим доступа: http://mirbezsekt.narod.ru/

3. Аршанов Н.П. Эволюция религиозного сознания. JI 1974г.

4. Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. М., 1995.- 394 с.

5. Белла Р. Социология религии // социология. Перспективы, проблемы, методы. М., 1972. 105с.

6. Бердяев H.A. Духовное христианство и сектантство в России // Бердяев H.A. Типы религиозной мысли в России. Париж: YMCA-PRESS, 1989. - 208- 222с.

7. Баранова A.B. Религиозная секта как фактор социализации. Электронный ресурс. / Режим доступа: http://beztemy.usu.ru/?base=mag/0007(01 2008)&xsln=showArticle.xslt&id=а 10&doc=./content, j sp

8. Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России, М -1999г. Электронный ресурс. / Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/archive/balaguhskinnetradicionnie/00.aspx

9. Бенескриптов Е.А. О западных вероисповеданиях и сектах протестантских. Исторический очерк. 2007г.

10. Вебер М. Протестантские секты и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. 277с.

11. Вебер М. Хозяйство и общество // Избранные произведения. М., 1990. -517-520 с.

12. Веремчук В.И. Социология религии: учебное пособие ж студентов ВУЗов. Юнита-Дана - 2004г.

13. Венизелос Е.С. Отношение государства и церкви: взгляд через призму конституции. 2008г.

14. Гараджа В.И. Религиеведение: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений и преп. ср. школы. — 2-е изд., дополненное. -М.: Аспект Пресс, 1995.-6-8 с.

15. Гараджа В.И. Социология религии. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 165 с.

16. Глубоковский Н. Православие по его существу. СПб., 1914; М., 1991. -11-13 с.

17. Гараджа В.И. Социология религии: Учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных спеицальностей. М.: ИНФРА-М, 2007. - 104 с.

18. Горелое А.А. История мировых религий: учебное пособие. МПСИ -2011г.

19. Грант-Аллен Г.И. Эволюция идеи божества. Исследование о происхождении религий. Т.1. Спб-1906г.

20. Доусон К.Г. Религия и культура. Спб., 2000. - 62 с.

21. Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Изд. 3-е, перераб. и доп. Нижний Новгород. Изд. Во имя Св. князя Александра Невского, 2002. 44 с.

22. Добрусскин М.Е. О социальных функциях церкви // Социологические исследования № 4 2002г.

23. Дворкин А. JI. Типология сектантства и методы антисектантской деятельности Русской Православной Церкви // Миссионерское обозрение. — 1997. —№ 1.-Ю-15 с.

24. Ельчанинов А., Эрн В., Флоренский П., Булгаков С. История религий. (Репринт 1909 г.). М, 1991. 188 - 189 с.26. Звезда 2000г. № 2. 77 с.

25. Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» от 25 октября 1990 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1990. №21.

26. Катехизис Католической Церкви. Электронный ресурс. / Режим доступа: http://www.catholic.ru/ccc/0748.html

27. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия. Новосибирск, 1999. 333 с.

28. Кравчук В.В. Новые религиозные движения в современной России. Религия, политика и права человека. Материалы конференции. М., Институт религии и права, 2002. 204 с.

29. Колесников А. Жертвоприношение. Московские новости, 1994. № 53 (30 октября 6 ноября). - 2 с.

30. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия. Новосибирск, 1999. 335-337 с.

31. Кривельская Н. Осторожно: деструктивные религиозные организации на территории России. Обозреватель. Информационно-аналитический журнал. №5(122), май 1999. -98 с.

32. Карташев A.B. Очерки по истории Русской Церкви. Том I. Электронный ресурс. / Режим доступа: http://www.raskol.net/node/1851

33. Ключевский В.О. Курс русской истории Электронный ресурс. / Режим доступа: http://lib.ru/HISTORY/KLYUCHESKIJ/history.txt

34. Костюк К.Н. Русская православная Церковь в гражданском обществе. Электронный ресурс. / Режим доступа: http://www.xserver.ru/user/ruszo/

35. Кураев А. В чем сила новых религиозных течений? Электронный ресурс. / Режим доступа: http://azbyka.ru/religii/sektovedenie/sekti-all.shtml

36. Комплексное экспертное заключение по гражданскому делу 2-452/99 от 4.10.2000 г. // Архив Головинского межмуниципального суда. Материалы дела 2-452/99 о ликвидации и запрете деятельности религиозной общины «Свидетели Иеговы». 12-15 с .

37. Кунов Г.Г. Возникновение религий и веры в Бога. 1919г.

38. Материалы II Ватиканского собора. Догматическая конституция о церкви. Глава 1-2. Электронный ресурс. / Режим доступа: http://lib.babr.ru

39. Мировые религиозные течения. Электронный ресурс. / Режим доступа: http://www.adherents.com

40. Мочалов И.И. Владимир Иванович Вернадский и религия. Ч. 1. 19 век. На пути к неконфессиональной религиозности. М., Знание. 1991. 44 с.

41. Мелиоранский Б. Сектантство. // Энциклопедический словарь. T. XXIX-а. Изд. Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. СПб., 1900. 324 с.

42. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Издание третье. М., Гос. изд. полит, лит., 1962. Т. 22.-479 с.

43. Малиновский Б. Магия, наука и религия // Магический кристалл. М., 1992. 84-87 с.

44. Международная жизнь 1993г. № 3. 14 с.

45. Митрохин H.A. Русская православная церковь с социологической точки зрения. Современное состояние и актуальные проблемы. М. 2006г. 53с.

46. Материалы дела 2-452/99 о ликвидации и запрете деятельности религиозной общины «Свидетели Иеговы». 2-3 с.

47. Наука и религия. Научно-популярный журнал. № 9, 2002. 42 с.

48. Нилус С.А. «Близ есть при дверех.». СПб., САТИСЪ, 2002. 157-177 с.

49. Новые религиозные объединения России деструктивного и оккультного характера. Справочник. Миссионерский отдел Московского Патриархата

50. Русской Православной Церкви. Информационно-аналитический вестник № 1. Издание 3-е, дополненное. Белгород, 2002. 392 с.

51. Национальная безопасность: актуальные проблемы. М., ВАГШ, 2000.

52. Никольский H. М. История русской церкви. М., 1985 211 с.

53. Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн. 16. Ро-Ск. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.

54. Осипова Е.В. Социология Эмиля Дюркгейма. M., 1977. 215-254 с.

55. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1990. 708 с.

56. Основные положения социальной программы Российских мусульман. М., Духовное управление мусульман Европейской части России, 2001

57. О сектах. Электронный ресурс. / Режим доступа: http://www.anticekta.ru

58. Островская-мл. Е. А. Религиозная модель общества. Социологические аспекты институционализации традиционных религиозных идеологий. СПб.: Изд-во С.-Петерб, ун-та, 2005.

59. Петрученко О. Латинско-русский словарь. Репринт IX издания 1914 г. -М., 1994

60. Патрик де Лобье Социология религиозного феномена. Э. Дюркгейм, М. Вебер, В. Шмидт. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2000. - 30-43 с.

61. Привалов К.Б. Секты: досье страха. М., Политиздат, 1987. 191 с.

62. Прозрение. Православный информационно-просветительский журнал. № 1(6). 2001.-51 с.

63. Павлюнченко Д.Н. Влияние религии на общество. Электронный ресурс. / Режим доступа: http://www.pavluchenkov.ru/teoriareligii/page90/index.html

64. Постановление от 31.07.2009 № 2687 Администрация города Хабаровска Об утверждении долгосрочной целевой программы «Духовно-нравственное развитие жителей г.Хабаровска на период 2010-2014 годов» // Хабаровские Вести № 86(2096) от 07.08.2009

65. Проект федерального закона «О традиционных религиозных организациях в Российской Федерации», подготовленный депутатом Государственной думы РФ А. В. Чуевым // Государство и религия в России. 2002. 14 февраля.

66. Парнов Е. И. Трон Люцифера. Критические очерки магии и оккультизма. М.: Политиздат, 1991. 258 с.

67. Павловский В.П., Эрнашвили Н.Д. Юнита-Дана - 2006г.

68. Писманик М.Г. Религиоведение. Юнита-Дана - 2009г.

69. Попов А. С, Элбакяп Е. С. Религия в сознании российской интеллигенции // Вестник Моск. ун-та. 1996. Сер. 12. №5.

70. Поспелова С. В. Отношение к религии и ценностные ориентации жителей Магаданской области: Автореф. дис. . канд. филос. наук. М.: РАГС, 2005.

71. Прилуцкий А. М, Погасий А. К. Понятие «секта»: основные значения и правомерность употребления // Религиоведение. 2006. №1,

72. Пуха И. В. Типология религиозных групп и организаций в современной американской социологии религии: Автореф. дис. . канд. филос. наук. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999.

73. Пучков П. И. К вопросу о классификации религий // Этнос и религия / Отв. ред. В. Логашова. М.: Ип-т этиологии и антропологии РАН, 1998.

74. Пайков А. А., Подшивалкгта В. И. Проблема воспроизводства религиозного сознания в посттоталитарном обществе // Социологические исследования. 1995. №11.

75. Патрушев А. В. Расколдованный мир Макса Вебера. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.

76. Паутова Л. А. Социология религии: Методические рекомендации по изучению курса. Омск: Изд-во Омск, ун-та, 1999.

77. Пейкова 3. И. Об исследовании нетрадиционных конфессий // Социологические исследования. 1998, № 2.

78. Пейкова 3. И. Отношение российского населения к православию в конце XX века (по материалам социологических исследований) // Миссионерское обозрение. 2001. №3 (65).

79. Петрова II. В. Социальный контроль деструктивной деятельности новых религиозных организаций: Автореф. дис. . канд. соц. наук. Уфа: Изд-во БашкирГУ, 2006.

80. Пивоваров Д. В. Бог, пророк, церковь. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2002.

81. Религия. Электронный ресурс. / Режим доступа: http:// wikipedia.org

82. Религиозные организации. Электронный ресурс. / Режим доступа: http:// wikipedia.org

83. Роль Церкви в современном мире Электронный ресурс. / Режим доступа: http://www.alexandrmen.ru/books/mdc/mdc504.html

84. Религия как социальный институт. Электронный ресурс. / Режим доступа: http://www.countries.ru/library/institute/religion.htm

85. Русское православие. Электронный ресурс. / Режим доступа: http://ortho-rus.ru/cgi-bin/or file.cgi781 4715

86. Религия в современном обществе: история, проблемы, тенденции: Материалы международной научно-практической конферещдии (Казань, 2-3 окт, 2997 г.) / Редкол.: Р. А. Набиев (отв. ред.) и др. Казань: Заман, 1998.

87. Религия и конфликт / Под ред. А.В.Малашенко и С.Б.Филатова. М.: РОССПЭН, 2007.

88. Религия и общество: Материалы межвузовской научной конференции (Абакан, 16 яояб. 2002 г.) / Под ред. JI. В, Анжигановой. Абакан; Изд-во Хакасского ун-та, 2003.

89. Религия и общество: Очерки религиозной жизни современной России / Отв. ред. и сост. С-Б. Филатов. М.; СПб.: Летний сад, 2002.

90. Религия и общество: Реферативный сборник / Отв. ред. Л. В. Скворцов.1. М.: ИНИОН РАН, 1999.

91. Религия и общество: судьбы людей и народов: Материалы научно-практической конференции / Под общ. ред. В. В-Амелина. Оренбург: йздат. центр ОГАУ, 2003.

92. Религия, общество, государство: Материалы «круглого стола» / Сост. Н.Н.Беляков, С.В.Харламов. М.: Клуб «Реалисты», 1996.

93. Романова А. П. Становление религиозного комплекса. Астрахань: Изд-во Астрахан. пед. ун-та, 1999.

94. Русанова О. А. Этнорелигиозный экстремизм как социальное явление в российском обществе (на примере Северо-Кавказского региона) // Вестник Моск. ун-та. Сер. 18: Социология и политология. 2005. №2.

95. Ругпкевич Е.Д. Феноменологическая социология знания. М.: Наука. 1993.

96. Руткевич Е. Д. Социология религии // Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г. В. Осипова; Ред.-сост. А. В. Кабыща. М.: Из-дат. группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998.

97. Радугин А. А. Особенности научного метода познания религии. Становление социологии религии (О.Коит, М.Вебер, Э.ДюркгеЙм) // Радугин А. А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: Курс лекций. М.: Изд-во «Центр». 1997.

98. Религиозные практики в современной России: Сб. ст. / Под ред. К. Русселе, А. С. Агаджаняна. М.: Новое издательство. 2006.

99. Религия в информационном поле российских СМИ: Сводный отчет но исследованию сентября-ноября 2001 г. / JI. В. Кашинская. М.М.Лукина, Л. Л.Рсснянская и др. М.: МЕДИАСОЮЗ: Факультет журналистики Моск. уи-та, 2003.

100. Современный философский словарь. Лондон-Франкфут-на-Майне-Париж-Люксембург-Москва-Минск, 1998. 738 с.

101. Словарь-справочник по религии. Электронный ресурс. / Режим доступа: http://sr.artap.ru/type.htm

102. Скородумов A.A. Философия. Сектантство как социальное явление. В 2 ч. Часть 2. Философско-психологический анализ. СПб., 1995. 17 с.

103. Сектанство как социальных феномен. Электронный ресурс. / Режим доступа: http ://bankrabot.com/work/work36087.html

104. Секты и методы вовлечения новых членов. Электронный ресурс. / -Режим доступа: http://referat.resurs.kz/ref/sekti-i-metodi-vovlecheniya-novih-chlenov

105. Смирнов М.Ю. Очерки истории российской социологии религии. Издательство Санкт-Петербургского университета, 2008. 37с.

106. Святой Ириней Лионский. Электронный ресурс. / Режим доступа: http://www.iriney.ru/

107. Сабирова Г. А. Формирование религиозной идентичности в мегаполисах: (На примере женщин-татарок, обучающихся на религиозных курсах в Москве): Автореф, дис. . канд. соц. наук. М.: Ин-т социологии РАН, 2006.

108. Самсонова В. А., Ефимова Е.Ю. Религиозные предпочтения молодых туляков // Социологические исследования. 2007.

109. Самыгин С.И, Нечипуренко В. И., Полонская И. Н, Социология религии: Учебное пособие. Ростов н/Д: Пегас, 1995.

110. Самыгип С. К, Нечипуренко В. И., Полонская И. Н. Религиоведение: социология и психология религии: Учебное пособие для вузов. Ростов н/Д: Феникс, 1996.

111. Свечников В. С. Религиозность и магические мистификации в массовом сознании // Социологический журнал. 2003. №1.

112. Семенов В. Е. Типология российских менталитетов и имманентная идеология в России // Вестник С.-Петсрб. ун-та. Сер. 6. 1997- Вып. 4.

113. Семенов В. В. Религия и вера в современной России: социологический срез // Санкт-Петербургский университет. 2007. №5.

114. Сергеев В. В. Духовная культура многонационального мегаполиса в условиях трансформации российского общества: социологический анализ: Автореф. дис. ., канд. соц. наук. М.: ИСПИ РАН, 2005.

115. Симонов В. В. (иеромонах Филипп). Церковь в переходном обществе // Свободная мысль. 1997. №3.

116. Симонов В. В. (игумен Филипп). О церковно-общественном диалоге в России в условиях формационного сдвига // Вопросы экономики. 2003. №1.

117. Синелина Ю. 10. О критериях определения религиозности населения // Социологические исследования. 2001. №7.

118. Синелина /О. Ю. О циклах изменения религиозности образованной части российского общества (начало XVIII в.— 1917 г.) // Социологические исследования. 2003. № 10.

119. Сысоева Г. А. Духовные ценности российской молодежи как фактор социального управления: социологический анализ: Автореф. дис. . канд. соц. наук. Пятигорск: ПГТУ, 2006.

120. Трёльч Э. Социальные учения христианских церквей и групп // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. Ч. 1. — 143-147 с.

121. Таевский Д.А. Христианские ереси и секты I-XXI веков. Словарь. М., Интрада, 2003. 10 с.

122. Тонконогов A.B. Пенитенциарная секталогия Учебно-практическое пособие М.,2004г. Электронный ресурс. / Режим доступа: http://www.tyurem.net/books/sektalogia/index.htm

123. Тимченко А., Шапар В. Психология сект. Электронный ресурс. / -Режим доступа: http://psyfactor.org/sekta8.htm

124. Тузов Н.В. Религиоведение. Палеонтип - 2006г.

125. Тажидинова И. Г. Социология религии: Программа дисциплины. Краснодар: Изд-во Кубан. ун-та, 2003.

126. Токарева Т. В. Религиозные компоненты механизмов идентификации в транзитивном социуме: Автореф. дис. . канд. соц. наук. Саратов: Изд-во СГТУ, 2003.

127. Тонкое Е. Е. Управление конфликтами на основе религиозного опыта личности: Учебное пособие. Белгород: Издательский дом «В. Шаповалов». 2002.

128. Травина Е. М. Этнокультурные и конфессиональные конфликты в современном мире: Учебное пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007.

129. Трофимов С. В. Социология религии Эмиля Дюркгейма: Автореф. дис. . канд- соц. наук. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003.

130. Трофимчук H.A. История религий в России. М., Издательство РАГС. 2002.-255 с.

131. Тульский М. О. Роль церкви в жизни российского общества: (Социологическое исследование) // НГ-Религии. 2000. 9 авг. №15 (62).

132. Тульский M. О. Изменение религиозной принадлежности населения мира за прошедшие 100 лет // Россия и мусульманский мир. М-, 2001. №3.

133. Угринович Д.М. Введение в религиоведение: 2-е изд., доп. М.: Мысль, 1985.-46 с.

134. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. - 576 с.

135. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии. Сумерки Богов. М., Политиздат. 1989.- 13 с.

136. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» № 125-ФЗ от 26.09.1997г. (в ред. Федеральных законов № 45-ФЗ от 26.03.2000, № 31-ФЗ от 21.03.2002, № 112-ФЗ от 25.07.2002, № 169-ФЗ от 08.12.2003) // СЗ РФ. 29.09.1997. № 39. 465 с.

137. Фененко Ю. В. Социология религии. Предмет социологии религии // Фе-ненко Ю- В. Социология: Учебник. M.: ТК Вельби: Изд-во «Проспект», 2007.

138. Хвыля-Олинтер А.И., Лукьянов С.А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект. М., 1996. 42-43 с.

139. Хасан С. Освобождение от психологического насилия. СПб., 2001. 45 с.

140. Чуксин Н. Я. Россия и ее выбор. Часть 8. Церковь и государство Электронный ресурс. / Режим доступа: ttp://samlib.ru/c/chuksinnj/russia8. shtml

141. Шадриков В.Д. Происхождение человечности: учебное пособие для вузов. Логос-2004г.

142. Эзотерические материалы. Электронный ресурс. / Режим доступа: http://www.waylove.ru

143. Эльская Н.Ф. Государство и Русская Православная Церковь: опыт и перспектива сотрудничества. Электронный ресурс. / Режим доступа: http://blagoslovi.ru/gosudarstvo-i-russkaya-pravoslavnaya-tserkov-opyt-i-perspektivy-sotrudnichestva-nf-elskaya

144. Яблоков И.Н. Социология религии М. 1979г. 59 с.

145. Яблоков И.Н. Проблема определения религии //История религии. В 2 т. Т. 1. Учебник / В.В. Винокуров, А.П. Забияко, З.Г. Лапина и др.; Под общей ред. И.Н. Яблокова. М.: Высшая школа, 2002. - 17-28 с.

146. Dürkheim Е. Les formes élémentaires de la vie religieuse. Le système totémique en Australie. Paris, 1912 99-104 p.

147. Dürkheim E. et Mauss M. De quelques formes primitives de classification. Contribution à l'étude des représentations collectives. L'Année Socioiogique, 1903.- 1-72 p.

148. Johnson B.J. On Church and Sect // American Sociological Review. 1963. Vol. 28. № 4. 539-549 p.

149. Lifton R.J. Thought Reform and the Psychology of Totalism. A Study of «Brainwashing» in China. N. Y., 1961.-7 p.

150. Malinowski В. Magie, Wissenschaft und Religion. Frankfurt, 1973. -67 p.

151. M. Origine des religions // Economie et société. 1971. 449 p.

152. Niebuhr H.R. The social sources of denominationalism. N.J., 1929. 17 p.

153. Skorupski J. Symbol and Theory. A Philosophical Study of Theories of Religion in Social Anthropology. Cambridge, 1967. 33 p.

154. Troeltsch E. The Social Teachings of the Christian Churches. N. Y.: Harper, 1960.-28-36 p.

155. Weber M. L'Ethique protestante et PEsprit du capitalisme. Paris: Pion, 1964. 122 p.

156. Weber M. Inde: le Brahmane et les castes (Archiv, апрель-декабрь 1916 и май 1917) // Weber M. Essays in Sociology. Глава XVI

157. Weber M. Economie et société. Paris, 1971. 528 p.

158. Yinger J.M. The scientific study of Religion. L., 1970. -257 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.