Народная медицина аборигенов Западной Сибири в трудах исследователей XVIII - начала XX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.07, кандидат исторических наук Паутова, Виктория Анатольевна

  • Паутова, Виктория Анатольевна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2004, Новосибирск
  • Специальность ВАК РФ07.00.07
  • Количество страниц 196
Паутова, Виктория Анатольевна. Народная медицина аборигенов Западной Сибири в трудах исследователей XVIII - начала XX вв.: дис. кандидат исторических наук: 07.00.07 - Этнография, этнология и антропология. Новосибирск. 2004. 196 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Паутова, Виктория Анатольевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. История этнографического изучения народной медицины в 12 отечественной науке XVIII - XX вв.

1.1. Первый этап (XVIII - первая половина XIX вв.)

1.2. Второй этап (вторая половина XIX - начало XX вв.)

1.3. Третий этап (20 - 70-е гг. XX в.)

1.4. Четвертый этап (70-е гг. XX в. - начало XXI вв.)

ГЛАВА 2. Народная медицина аборигенов Западной Сибири по 42 материалам академических и других научных экспедиций XVIII века

2.1. Антропологические описания этносов

2.2. Основные типы заболеваний, распространенные в Западной 44 Сибири, и способы их лечения

2.3. Личная и социальная гигиена аборигенов

2.4. Основной рацион питания

2.5. Лечебные средства растительного, животного и минерального 65 происхождения в народной медицине этносов Западной Сибири

ГЛАВА 3. Народная медицина угорских, самодийских и тюркских 72 этносов Западной Сибири как часть системы их жизнеобеспечения во второй половине XIX - начале XX вв.

3.1. Народная медицина хантов

3.2. Народная медицина самодийских народов (ненцев, нганасан, 111 селькупов)

3.3. Народная медицина тюркских народов Алтая 139 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 158 Список источников и использованной литературы 162 Список сокращений 180 Приложения 1

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Народная медицина аборигенов Западной Сибири в трудах исследователей XVIII - начала XX вв.»

Актуальность темы

Одним из основных элементов культуры каждого народа являются навыки, представления и знания медицинского характера, которые обеспечивают социобиологическую адаптацию человека и общества в конкретной природно-климатической и социально-экономической среде. Непосредственно народная медицина является одним из ранних этапов в истории развития представлений о здоровье и навыков его сохранения, который в равной степени присущ всем этническим группам на определенной ступени их развития. Двойственность народной медицины как системы сохранения здоровья заключается в том, что она является одновременно продуктом деятельности и условием дальнейшего существования общества. При этом данная система является частью как духовной культуры, благодаря включенности в мифы и соционормативное ♦ поведение, так и материальной культуры, которая направлена на поддержание жизнедеятельности ее носителей (Головнев А.В., 1995. С. 18).

Особый интерес к народной медицине как части традиционно-бытовой культуры вызван настойчивой потребностью современного человека расширять знания о традиционных формах жизнеобеспечения разных этносов на различных этапах их развития. Всесторонние этнографические исследования соответствующего круга проблем представляют несомненный теоретический и практический интерес, что отмечено в специальной резолюции Всемирной организации здравоохранения 1980 г., посвященной мерам по активизации исследовательской работы в области народной медицины (Народная медицина: пути содействия и развития, 1980). В теоретическом плане такие исследования уточняют, конкретизируют и наполняют новым содержанием историю человечества, поскольку позволяют щ, реконструировать мировоззрение этноса на ранних стадиях его развития, выявлять конституирующие элементы системы сохранения социума в традиционных культурах и определять этническую специфику народов, проживающих в едином естественно-географическом и культурно-историческом пространстве. Практическая значимость исследования обусловлена потребностью современной медицины использования традиционных способов сохранения здоровья. Более того, народная медицина занимает "первое место среди источников информации о потенциальных лекарственных растениях" (Вострикова Г.Г., 1974. С. 1). Реконструкция некоторых аспектов народной медицины (рацион питания, экологическое поведение, гигиенические нормы и навыки) имеет большое прикладное значение не только для этнографической науки, но и медицины, фармакологии, биологии.

Современные понятия здоровья индивидуума и популяции взаимосвязаны и взаимообусловлены, но относятся к разным уровням организации общества. Первое понимается как "сохранение и развитие психических, физических и биологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни", второе - "процесс социально-исторического развития психофизической и биологической жизнедеятельности населения в ряде поколений" (Авцын А.П., 1985. С. 33). В то время как в традиционной культуре здоровье является многоуровневой системой "с дискретностью соответствующих концептуальных элементов" -взаимоотношение микрокосма и макрокосма, представления о теле, душе, жизни и смерти (Мазалова Н.Е., 2001. С. 182). В этой связи, народная медицина рассматривает человека как единое целое в рамках широкого экологического окружения.

Степень изученности темы

Данная работа является первым обобщающим исследованием по народной медицине аборигенов Западной Сибири. Большое значение для данной работы имеют материалы академических и других научных экспедиций XVIII века

Д.Г. Мессершмидт, Г.Ф. Миллер, И.Г. Гмелин, П.С. Паллас, В.Ф. Зуев, И.И. Лепехин, И.Г. Георги, И.П. Фальк). Именно они заложили основу для будущих этнографических исследований и стали главной источниковой базой для представленной диссертационной работы. Являясь качественным, достоверным источником, материалы XVIII века имеют ряд недостатков, наиболее существенным из которых, является описательный характер изложения материалов (без анализа и выводов).

Закрепление в XIX веке термина "народная медицина" и формирование методических подходов к изучению данного явления способствовало появлению большого количества работ, где рассматривались народные способы лечения, а именно - траволечение, акушерская практика, народная педиатрия. В работах В. Демича, Н. Слюнина, А. Ордынского, А. Макаренко, И .Я. Неклепаева, Г. Попова приводится обширный материал по народной медицине аборигенного и русского населения Сибири, а также используется сравнительный анализ способов лечения, названий болезней и лекарственных растений у различных этнических групп.

Некоторые аспекты народной медицины рассматривались в советской науке в рамках изучения мировоззренческих комплексов и системы жизнеобеспечения: у самодийских народов - в работах JI.B. Хомич, Б.О. Долгих, Г.Н. Грачевой, А.А. Попова, Е.Д. Прокофьевой; у хантов - в исследованиях В.М. Кулемзина, Н.В. Лукиной; у тюркских народов Алтая - в коллективной монографии "Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири", у сибирских татар - в статьях Н.А. Томилова и Л.М. Кадыровой. Следует отметить, что большое количество специальных работ по народной медицине народов Поволжья, Восточной Сибири и Дальнего Востока, появившихся в 80 - 90-е гг. XX века, никак не сказалось на интенсификацию аналогичных исследований по народам Западной Сибири. Исключением являются публикации Л.М. Кадыровой, посвященные различным этническим группам сибирских татар.

Необходимость обобщения разрозненных научных материалов, начиная с XVIII века, определило основное направление данной диссертации.

Цель исследования: комплексное исследование народной медицины как системы сохранения здоровья в традиционных культурах Западной Сибири на основе анализа этнографических материалов XVIII - начала XX вв.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:

• выделить и рассмотреть содержание основных этапов этнографического изучения народной медицины в отечественной науке в XVIII - XX вв.;

• выявить и обобщить этнографические материалы и литературные источники XVIII - XX вв. по народной медицине этносов Западной Сибири;

• выделить по письменным источникам XVIII - начала XX вв. основные типы заболеваний, распространенные в Западной Сибири, и дать их анализ.

• конкретизировать этническую специфику народной медицины угорских, самодийских и тюркских народов Западной Сибири;

• систематизировать лекарственные средства растительного, животного, минерального и смешанного происхождения, методы лечения и способы профилактики распространенных болезней в Западной Сибири;

• проанализировать мифологические представления о заболеваниях, их этиологии; определить способы передачи медицинских знаний в традиционной культуре;

• ввести в научный оборот этнографические материалы XVIII века о народах Западной Сибири, ранее не переведенные на русский язык или неопубликованные.

Объектом исследования в данной работе являются этносы Западной Сибири, а именно, угорские, самодийские и тюркские народы.

Предметом исследования избраны элементы материальной и духовной культуры, в которых нашла отражение система сохранения здоровья аборигенного населения Западной Сибири.

Территориально исследование охватывает Западную Сибирь, являющуюся единым естественно-географическим и культурно-историческим регионом.

Хронологические рамки охватывают XVIII - начало XX вв. В XVIII веке в связи с открытием Академии Наук и организации ею академических и других научных экспедиций появляются массовые письменные источники по этнографии народов Западной Сибири. В 20-е гг. XX столетия начинает работу система органов здравоохранения Советского государства, в рамках деятельности которой, происходило искоренение народной медицины. В сравнительном плане в данной работе были привлечены этнографические материалы XVII века и второй половины XX века, что позволило достаточно полно изучить поставленную проблему и проследить изменения в народной медицине изучаемых этносов.

Методология и методы исследования

Основным методологическим положением в диссертационном исследовании является принцип историзма, когда любое явление культуры, являющееся результатом взаимодействия системы жизнеобеспечения и мировоззренческих представлений, рассматривается в конкретном социально-экономическом контексте. Общеметодологическая база данного исследования как совокупность методов определяется подходами, сформулированными и разработанными отечественной этнографической наукой в середине 70-х годов XX века, а именно, Ю.В. Бромлеем и И.И. Брехманом (Бромлей Ю.В., 1973,1975,1976; Брехман И.И., 1975).

Все методы, использованные в диссертационном исследовании, квалифицируются нами как общенаучные и этнографические. К общенаучным методам мы относим: анализ, обобщение, типологический метод. Они применялись при анализе научной литературы, обобщении источникового материала и выдвижении теоретических положений, выводов. Этнографические методы: сравнительно-этнографический, ретроспективный, историко-диффузионный, метод аналогий. Они использовались как для решения конкретных задач в зависимости от типа источника, так и при обосновании общих выводов и положений в диссертации. Основным видом сравнения был избран историко-диффузионный метод, с помощью которого изучались явления, распространенные в результате заимствований, а также метод аналогий. Кроме того, в данном исследовании широко использовались теоретические подходы, разработанные и представленные в работах Ю.В. Бромлея, С.А. Токарева, М.Д. Торэн (Бромлей Ю.В., 1973, 1975, 1976; Торэн М.Д., 1982; Токарев С.А., 1990).

Источниковая база

Основу исследования составили следующие типы источников: этнографические, фольклорные, архивные и литературные.

Этнографические материалы - письменные памятники XVII - начала XVIII вв. представлены описаниями и дневниковыми записями европейских дипломатов, путешественников, православных священников (Джон Мильтон, Перри, Н. Витсен, Джон Белл, Курт фон Врех, К. Вебер, Лоренц Ланг, Григорий Новицкий); материалами академических и других научных экспедиций XVIII - начала XX вв., опубликованными в виде путевых дневниковых записей, комплексных трудов и научных монографий (D. G. Messerschmidt, I.G. Gmelin, Г.Ф. Миллер, П. С. Паллас, И.И. Лепехин, И.Г. Георги, И.П. Фальк, В.И. Вербицкий, А.А. Дунин-Горкавич, К.Ф. Карьялайнен, М.А. Кастрен, А. Миддендорф, Г.Н. Потанин, В.В. Радлов, У.Т. Сирелиус); нормативными инструкциями-программами по сбору этнографического материала по народной медицине и отчетами членов ИРГО XIX - начала XX вв, хранящимися в РГО (г. Санкт-Петербург).

Фольклорные материалы - мифы, сказки, легенды и тексты шаманских камланий, собранные и опубликованные исследователями XIX - XX вв.

Архивные материалы представлены полевым дневником "Описание сибирских народов", "портфелями" Г.Ф. Миллера и его этнографической инструкцией-программой "Показание, каким образом при описании народов, а паче сибирских поступать можно", состоящей из 923 вопросов, хранящимся в РГАДА в фондах 181, 199 (г. Москва). Данные источники предоставлены д.и.н. А.Х. Элертом (РГАДА, ф. 181, оп. 16, д. 1386, ч. 1, л. 34 - 37 (Миллер Г.Ф. Описание сибирских народов. На нем. яз.). Перевод рукописи осуществлен А.Х. Элертом; РГАДА, ф. 199, портф. 509, д. 3, л. 89 - 90, 99 - 99 об., 107 об. - 108 об., 122 об. - 123, 127 - 128, 160 об. - 161 об., 166 об. (Портфели Г.Ф. Миллера. Известия о якутах и их шаманах, о юкагирах, остяках, тунгузах, самоедах, камасинцах, тайгинцах, качинцах, татарах и об обычаях разных сих народов. На нем. яз.) Перевод рукописи осуществлен А.Х. Элертом).

Литературные материалы - научные монографии, диссертации, полевые материалы современных отечественных исследователей, опубликованные в I научных журналах, сборниках и отчетах. Данные источники использовались для проведения сравнительного анализа народных способов лечения в традиционных культурах Западной Сибири в настоящем и прошлом. В виду полидисциплинарности исследования в диссертации привлекались литературные медицинские, фармакологические, ботанические материалы -справочные издания, энциклопедии, статьи в научных журналах, сборниках и монографии.

Научная новизна

Степень изученности народной медицины как системы сохранения здоровья у народов Западной Сибири нельзя признать удовлетворительной. Специальных обобщающих работ по народной медицине аборигенного населения Сибири в отечественной науке нет. Данная диссертация является первым комплексным исследованием данной проблемы, в котором привлекается большой массив источников XVIII - начало XX вв.

История этнографического изучения народной медицины в отечественной науке также освещается впервые. Выдвинута и аргументирована идея о том, что народная медицина является самостоятельным элементом традиционной культуры, способным сохранять и развивать навыки, представления и знания медицинского характера.

Некоторые фрагменты источников XVIII века, имеющие отношение к медицинской проблематике (Д.Г. Мессершмидт, И.Г. Гмелин), переведены на русский язык впервые.

Практическая значимость

Содержащиеся в исследовании материалы расширяют научные представления о традиционных культурах Сибири. Полученные результаты могут быть использованы в подготовке программы курса "История медицины" для медицинских и исторических специальностей, а также для постановки учебных курсов и методического сопровождения по истории медицины. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы для подготовки спецкурсов по истории отечественной этнографии, традиционной культуре народов Сибири, этнографическому сибиреведению. Результаты работы также представляют интерес для создания энциклопедических и справочных изданий этнографического, исторического и медицинского характера.

Апробация работы.

Диссертация обсуждалась на объединенном заседании сектора бронзы и железного века Сибири и сектора исторической этнологии и мониторинга ИАЭТ СО РАН. Отдельные положения диссертации обсуждались на заседании сектора бронзы и железного века Сибири ИАЭТ СО РАН, на кафедре истории лечебного факультета и медицинской биологии педиатрического факультета НГМА.

По материалам диссертации представлены доклады на летнюю школу "Религии Дальнего Востока" (г. Благовещенск, АмГУ, 2002 г.), на Годовые сессии ИАЭТ СО РАН (г. Новосибирск, 2002, 2004 гг.), на международную конференцию "Россия и Китай на дальневосточных рубежах" (г. Благовещенск, АмГУ, 2003 г.), на научную конференцию студентов, молодых ученых и аспирантов "Школа молодого востоковеда" (г. Санкт-Петербург, СПбГУ, 2004 г.). Доклады были опубликованы в виде статей и материалов конференций.

Структура работы

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, списка сокращений, приложений, включающих переводы фрагментов работ Д.Г. Мессершмидта и И.Г. Гмелина.

Похожие диссертационные работы по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Этнография, этнология и антропология», Паутова, Виктория Анатольевна

История этнографического изучения народной медицины в отечественной науке включает четыре основных этапа: первый - XVIII - первая половина XIX; второй - вторая половина XIX - начало XX вв,; третий - 20 - 70-е гг. XX в.; четвертый — 70-е г. XX в. - начало XXI в. Первый этап характеризуется деятельностью первых академических и других научных экспедиций, оставивших, среди результатов своих исследований, описания болезней аборигенов Сибири и народных способов их лечения. Второй этап связан с этнографическими исследованиями Императорского Русского географического общества (1845), по заданию которого исследователи собирали материалы по народной медицине различных этносов. Общеупотребительным становится термин "народная медицина" и публикуется большое количество специальных этнографических работ по данной проблематике. На третьем этапе, в связи с внедрением системы медицинской помощи на всей территории Советского государства и негативной оценкой народных способов лечения научной медициной, резко сокращается количество этнографических работ по народной медицине. В это же время медико-географические, ботанические, фармакологические исследования и изучение истории здравоохранения проводились достаточно активно. Четвертый этап определяется формированием теоретических подходов в этнографическом изучении народной медицины в 70-е г. Ю.В. Бромлеем и И.И. Брехманом, которые остаются актуальными до сих пор. В настоящее время все больше и больше появляется работ, посвященных народной медицине разных этнос, что свидетельствует о неуклонно растущем интересе общества к проблемам сохранения здоровья в современных условиях. С удовлетворением следует отметить и внимание медиков, фармакологов, ботаников к этнографическому материалу по народной медицине.Перевод и анализ трудов Д.Г. Мессершмидта и И.Г. Гмелина архивных материалов Г.Ф. Миллера позволяют утверждать, что данные материалы до сих пор являются ценными источниками в изучении народной медицины аборигенов Западной Сибири.Комплексное исследование народной медицины аборигенов Западной Сибири на основе анализа этнографических материалов XVIII - начала XX вв.показало, что данная система занимала одно из важных мест в культуре жизнеобеспечения угорских, самодийских и тюркских этносов Западной Сибири и включала в себя навыки, представления и знания медицинского характера, а также обширный мировоззренческий комплекс, которые во взаимодействии способствовали устойчивому развитию народов в определенных природно-климатических условиях и хозяйственно-культурной среде.Анализ этнографических источников XVIII - начала XX вв. позволяет утверждать, что традиционная медицинская культура обладала целостностью и состояла из основных элементов: а) представления о болезнях, их этиологии;

б) способы лечения и лекарственные средства растительного, животного, минерального и смешанного происхождения; в) навыки и приемы социальной и личной гигиены в повседневной жизни и в период эпидемий;

г) предохранительный рацион питания и пищевые запреты; д) акушерство и педиатрия; е) соматические представления.В данном исследовании выделяются следующие группы заболеваний, распространенные на территории Западной Сибири в XVIII - начале XX вв.: краевые патологии - цинга, трахома, эндемический зоб, сифилис, сибирская язва, артриты, туберкулез и простудные заболевания; инфекционные болезни, эпидемического характера - натуральная оспа, тиф; болезни социального происхождения - конъюнктивиты, заболевания кожи и желудочно-кишечного тракта, бытовые травмы и ранения.Следует отметить, что у аборигенного населения Западной Сибири было дифференцированное отношение к болезням. Некоторые из них, такие как оспа, наводили ужас, другие, столь же опасные в нашем представлении, но чье течение не так скоротечно (венерические болезни) практически не замечались, другие излечивались благодаря особенностям пищевого рациона (цинга), хорошо залечивались народными способами и средствами всевозможные раны, переломы и ушибы.Мифологические представления о болезнях и их этиологии универсальны для этносов Западной Сибири и отражают действительные заболевания, которыми болело аборигенное население. Однако в качестве этнической особенности следует отметить формирование духов-возбудителей болезней, характерных для определенной местности краевых патологий.Лекарственные средства растительного происхождения занимали ключевое место в народной фармакопее этносов Западной Сибири в исследуемый нами период. В основном, они представлены простым составом и употреблялись в виде Отвара, настоя или без специальной обработки. В названии некоторых лекарственных растений отражались мифы о происхождении медицинских знаний у человека - конская трава, волчий корень, глухариная ягода, таинственная трава. Универсальными для всех народов являлись мифы, в которых фигурируют раненые или отравленные животные, наблюдая за которыми, человек познал целебную сущность того или иного растения.Второе место занимали средства животного происхождения, которые также широко применялись в лечении многих болезней и представлены жиром, кровью, внутренними органами диких животных, продуктами рыболовства и животноводства.Средства минерального и смешанного происхождения представлены в народной фармакопее незначительно. Среди них особо выделяются ртутные препараты, которые появились, на наш взгляд, в результате различных контактов с Китаем и Средней Азии. Из народных способов лечения выделяется пргокигание, которое имело большое распространение у всех народов Сибири.Профилактические средства включались в рацион питания аборигенов, что позволяло предотвращать некоторые краевые патологии: цингу, заболевания дыхательных путей, системы кровообращения, простудные заболевания и артриты, которых не избежало менее приспособленное к местным условиям русское население. Рацион питания аборигенного населения являлся одним из важных элементов сохранения здоровья, так как способствовал адаптации организма человека к определенным природно-климатическим условиям.Этническая специфика народной медицины аборигенов Западной Сибири определяется природно-климатическими условиями, особенностями окружающей флоры и фауны, хозяйственно-культурным типом, этнической историей народа. Большое сходство народной медицины хантов и самодийских народов объясняется несколькими причинами: а) компактное проживание с хантами некоторых групп самодийцев; б) схожие природно-климатические условия; в) формирование медицинских представлений и навыков в ранний период истории, до формирования этносов.Рациональный медицинский опыт, накопленный эмпирическим путем передавался из поколения в поколение и был доступен каждому члену общества. К шаману обращались в случае тяжелых, не излечимых народными средствами и способами, болезней.Здоровье у всех этносов Западной Сибири воспринималось не только как физического состояние, но являлось подтверждением гармоничного сосуществования человека с окружающим миром, как вещественным, так и мифологическим, которое старались поддерживать различными способами и средствами рационального и магического характера.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Паутова, Виктория Анатольевна, 2004 год

1. Вербицкий В.И. Алтайские инородцы: сб. этнограф, ст. и исслед. В.И. Вербицкий. М., 1893.-221 с. Георги КГ. Описание всех обитающих в российском государстве народов И.Г. Георги. СПб.: ИАН, 1799. Ч. 1. 76 с Ч. 2. 178 с Ч. 3. 116 с. 162

2. Иславнин В. Самоеды в домашнем и общественном быту В. Иславнин. СПб., 1847.-142 с, Каннисто А. О татуировке у обско-угорских народов А. Каннисто Статьи по искусству обских уфов. Томск: Изд-во ТГУ, 1999. 26-

3. Каръялайнен КФ. Религия югорских народов К.Ф. Карьялайнен; пер. и публ. Н.В. Лукиной. Томск: Изд-во ТГУ, 1994. Т. 1. 153 с. Карьялайнен К Ф. Религия югорских народов К.Ф. Карьялайнен; пер. и публ. Н.В. Лукиной. Томск: Изд-во ТГУ, 1995. Т. 2. 284 с. 163

4. Третьяков П. Туруханский край П. Третьяков Записки ИРГО. По общей географии. СПб., 1869. Т. 2. 215-

5. Ядринцев Н.М. Сибирские инородцы, их быт и современное положение Н.М. Ядринцев. СПб.: Изд-во И.М. Сибирякова, 1891. 308 с. 165

6. Авцын А.П. Патология человека на Севере А.П. Авцын. М.: Медицина, 1985. 416 с. Азиатская Россия. Люди и порядки за Уралом. СПб., 1914. Т 1. 106-

7. Алексеев М.П. Сибирь в известиях иностранных путешественников и писателей. XIII XVII вв. М.П. Алексеев. Иркутск: Крайгиз, 1932. Т. 1. 366 с. Алехин К.А. К вопросу о традиционной медицине таежных эвенков К.А. Алехин Гуманитарные науки в Сибири. Сер.: археология и этнография. 1999. 3. С 28-32 Архангельский Г.В. Историко-медицинский аспект изучения народной медицины Г.В. Архангельский Сов. здравоохранение. 1985. 12. С 57-61. 166

8. Белковец Л.П. Сибирь в трудах И.Г. Гмелина: дне. канд. истор. наук: спец. 07.00.02 Л.П. Белковец. Томск, 1972. 204 с. Белковец Л.П. Сведения И.Г. Гмелина о народах Сибири Л.П. Белковец Вопросы этнокультурной истории Сибири. Томск: Изд-во ТГУ, 1980. 34-

9. Белковец Л.П. Иоганн Георг Гмелин, 1705-1755: ученый-энциклопедист, исследователь Сибири Л.П. Белковец, М.: Наука, 1990. 140 с. Брехман И.И. Народная медицина в свете теории информации И.И. Брехман Этнографические аспекты изучения народной медицины. Л Наука, 1975. 4-

10. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография Бромлей Ю.В. М.: Наука, 1973. 284 с. БромлейЮ.В. Вступительное слово Бромлей Ю.В. Этнографические аспекты изучения народной медицины. Л.: Наука, 1975.

11. Бромлей Ю.В. Народная медицина как предмет этнографических исследований Ю.В. Бромлей, А.А. Воронов Сов. этнография. 1976. 5. 3-

12. Бутанаев В.Я. Хакасская народная медицина В.Я. Бутанаев Генезис и эволюция этнических культур Сибири: сб, науч. тр, Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1986.-С. 94-

13. Валиханов Ч. Избранные произведения Ч, Валиханов. М.: Наука, 1987. 414 с. Василенко В. И. Народная медицина и охрана здоровья малых народностей Севера (на npniepe Ямало-ненецкого автономного округа): автореф.... канд. мед. наук В.И. Василенко. М., 1987. 25 с. 167

14. Веселухин Р.В. Физиологическая характеристика коренного населения арктической и континентальной зон Северо-Востока Азии Р.В. Веселухин Вопр. антропологии. 1977. Вып. 55. 36-

15. Вогралик В.Г. Очерки китайской медицины В.Г. Вогралик, Э.С. Вязьменский. М.: Медгиз, 1961.-191 с. Воробьева А.И. Микроэлементы в пищевых продуктах Томской области А.И. Воробьева, Н.А. Большанина Климато-медицинские проблемы и вопросы медицинской географии Сибири. Томск, 1974. Т. 2. 29-

16. Воронов А.А. Традиционная медицинская культура и этническая экология А.А. Воронов Этническая экология: теория и практика. М.: Наука, 1991. С 125-

17. Вострикова Г.Г. Амурские растения в народной медицине удэгейцев, нанайцев и ульчей автореф.... канд. биолог, наук Г.Г. Вострикова. Томск, 1974. 1 4 с. Высоцкий Н.Ф. Очерки нашей народной медицины Н.Ф. Высоцкий Записки Москов. археолог, ин-та. М., 1911. Т. XI. 1-

18. Гемуев КН. Мировоззрение манси. Дом и Космос И.Н. Гемуев. Новосибирск: Наука, 1990. 230 с. Гемуев И.Н. Святилища манси верховьев Северной Сосьвы И.Н. Гемуев, А.В. Бауло. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 1999. 240 с. Географические аспекты некоторых эндемических болезней Сибири. Л.: Наука, 1968.-145 с. 168

19. Григорьева A.M. Народная медицина якутов, медико-биологический аспект народного врачевания в Якутии XVII XIX вв. A.M. Григорьева. М.: Из глубин, 1992. 128 с. Даль В. Толковый словарь живого русского языка В. Даль. М.: Терра, 1995. Т. 1.-800 с. Демич В.Ф. Народная медицина/ В.Ф. Демич Энцикл. словарь Брокгауза и Ефрона. СПб.: Тип. И.А. Ефрона, 1897. Т. 40 (ХХа). 579-

20. Долгих Б.О. Материальные черты в верованиях нганасан Б.О. Долгих Проблемы антропологии и исторической этнографии Азии. М.: Наука, 1968. С 214-

21. Долгих Т.Б. Особенности шаманистического мировоззрения энцев (по фольклорным материалам) Б.О. Долгих Генезис и эволюция этнических культур Сибири: сб. науч. тр. Новосибирск Изд-во СО РАН, 1986. 54-

22. Дранкин Д.И. Враги побежденные и непобежденные (об особо опасных инфекциях) Д.И. Дранкин. Саратов, 1978. 135 с. 169

23. Зиннер Э.П. Сибирь в известиях западноевропейских путешественников и ученых XVIII века Э.П. Зиннер. Иркутск: Восточно-сиб. кн. изд-во, 1968. 245 с. Зоб эндемический Большая мед. энцикл.. М.: Сов. Энцикл., 1978. Т 8. 463-

24. Ильина КВ. Народная медицина коми в конце XIX первой трети XX вв.: автореф.... канд. ист. наук И.В. Ильина. Ижевск, 1995. 23 с, Ильина И.В, Народная медицина коми И.В. Ильина. Сыктывкар: Коми книж. изд-во, 1997.-120 с. Индербиев М.Т. Как лечились наши предки М.Т. Индербиев Чеченцы: история и современность. М.: Мир дому твоему, 1996. Гл. VIII. 323-

25. История и культураульчей в XVII XX вв.: историко-этнограф. очерки отв. ред. Л.Я. Иващенко. СПб.: Наука, 1994. 177 с. История и культура эвенов: историко-этнограф. очерк отв. ред. В.Я. Тураев. СПб.: Наука, 1997.-178 с. История Сибири. Сибирь в составе Феодальной России. Л Наука, 1968. Т. 2, -535 с. 170

26. Кадырова Л.М. К вопросу фзшкционирования и системности народных медицинских знаний аялынской группы татар Омской области Л.М. Кадырова Этнографо-археологические комплексы: проблемы культуры и социума. Новосибирск, 1999. Т. 4. 195-

27. Кузнецова А.И. Древние представления селькупов о болезни, смерти и сне (по материалам шаманских текстов и сказок) А.И. Кузнецова Сибирь в панораме тысячелетий. Новосибирск, 1992. Т. 2. 231-

28. Кузнецова М.А. Лекарственное растительное сырье М.А. Кузнецова. М.: Высшая школа, 1984. 208 с. Кулемзин В.М. Человек и природа в верованиях хантов В.М. Кулемзин. Томск: Изд-во ТГУ, 1984. 186 с. Кулемзин Я М Васюганско-ваховские ханты в конце XIX XX вв. В.М. Кулемзин, Н.В. Лукина. Томск: Изд-во ТГУ, 1977. 226 с. 171

29. Мазалова Н.Е. Народная медицина в традиционной русской культуре Н.Е. Мазалова Русская народная медицина и психиатрия. СПб.: Литера, 1996. 478-

30. Мазалова Н.Е. Состав человеческий: человек в традиционных соматических представлениях русских Н.Е. Мазалова. СПб.: Петербургское востоковедение, 2001. 192 с. Макаренко А. Материалы по народной медицине. Ужурской области, Ачинского округа Енисейской губернии А. Макаренко Живая старина. СПб., 1897, 57-

31. Народная медицина: пути содействия и развития: докл. совещания ВОЗ. Сер. техн. докл. М.: Медицина, 1980. 46 с. 172

32. Панкин Б.Н. Очерки истории медицины и здравоохранения Западной Сибири и Казахстана в период присоединения к России (1716 1868) Б.Н. Палкин. Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1967. 560 с. 173

33. Палкин Б.Н. С. Андреевский (1760-1818)/Б.Н. Палкин.-М.: Медицина, 1986. 6 4 с. Пархимович С Комментарии Пархимович Ядринцев Н.М. Сочинения Н.М. Ядринцев. Тюмень: Ю. Мандрики, 2000. Т.2. 321-

34. Патканов К. О приросте инородческого населения Сибири. Статистические материалы для освещения вопроса о вымирании К. Патканов. СПб.: ИАН, 1911.-210 с. Паутова В.А. О некоторых основополагающих принципах традиционной китайской медицины (по трактату "Хуан-ди нэй цзин") В.А. Паутова Россия и Китай на дальневосточных рубежах. Благовещенск: Изд-во АмГУ, 2003.-С. 170-

35. Популярная медицинская энциклопедия гл. ред. А.Ф. Серенко, Ф. Н. Петров ;М.: Сов. энцикл., 1968. 924 с. Подмаскин В.В. Народная медицина В.В. Подмаскин Народные знания удэгейцев: историко-этнограф. исслед. по материалам 19-20 вв. -Владивосток: ДВОРАН, 1998.-С. 137-

36. Полосьмак КВ. Всадники Укока Н.В. Полосьмак. Новосибирск: Инфолио-пресс, 2001. 336 с. Попов А.А. Душа и смерть по воззрениям нганасан А.А. Попов Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера (вторая половина XIX начало XX в.) Л.: Наука, 1976. 31-

37. Попов Г.И. Русская народно-бытовая медицина. По материалам этнографического бюро Тенишева Г.И. Попов. СПб, 1903. 404 с. Попов Г.И. Русская народно-бытовая медицина Г.И. Попов Русская народная медицина и психиатрия. СПб.: Литера, 1996. 277-470. 174

38. Путилов Б.Н. Эпическое сказительство: типология и этническая специфика Б.Н. Путилов. М.: Восточная литература, 1997. 295 с. Романова СВ. Собака в обрядах и представлениях тюркоязычных народов Сибири С В Романова Культурное наследие народов Сибири и Севера. СПб.: 2000.-С. 210-

39. Рындина О.М. Этнографические исследования и описания Сибири О.М. Рындина Народы и культуры Томско-Нарымского Приобья: материалы к энцикл. Томской обл. Томск: Изд-во ТГУ, 2001. 235-

40. Сассапарель II Энцикл. словарь Брокгауза и Ефрон. СПб.: Изд. дело, 1900. Т. 56.-С. 456-

41. Сассапарель II Большая сов. энцикл. М.: Сов. энцикл., 1975. Т. 22.

42. Сафонов М,С. К истории медико-географических исследований Западной Сибири/М.С. Сафонов//Вопросы медицинской географии Западной Сибири. Новосибирск, 1970. 5-

43. Сборник инструкций и программ для участников экскурсий в Сибирь. СПб.: Тип. Дресслера А.Ф., 1914. 144 с. Серошевский В.Л. Якуты. Опыт этнографического исследования В.Л. Серошевский. М Изд-во РОССПЭН, 1993. 736 с. Симченко Ю.Б. Нганасаны. Система жизнеобеспечения: [материалы к серии "Народы и культуры"] Ю.Б. Симченко. М.: Изд-во ИНИОН РАН, 1992. 202 с. 175

44. Сумароков А.А. Эндемия А.А. Сумароков Большая мед. энцикл. М.: Сов. энцикл., 1986. Т. 28. 164-

45. Тайжанов К. Особенности доисламских верований у узбеков-карамуртов К. Тайжанов, X. Исмаилов Древние верования и культы народов Средней Азии. М Наука, 1986.-С. 110-

46. Талько-Гринцевич Ю.Д. Народная медицина: очерк Ю.Д. Талько-Гринцевич Вестник Европы. 1892. Т. IV, август. 806-814. 176

47. Томилов Н.А. Народные способы лечения у сибирских татар Н.А. Томилов, Л.М. Кадырова Этнографическое обозрение. 1997. 5. 122-

48. Торэн М.Д. Об образе лихорадки М.Д. Торэн Сов. этнография. 1935. 1. 107-

49. Торэн М.Д. Русская народная медицина XIX начала XX века М.Д. Торэн. М.: Изд-во МАЭ, 1982. 435 с. Торэн М.Д. Русская народная медицина XIX начала XX вв. М.Д. Торэн. Русская народная медицина и психотерапия. СПб.: Литера, 1996. 9-

50. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Человек. Общество Э.Л. Львова, И.В. Октябрьская, A.M. Сагалаев, М.С. Усманова, Новосибирск: Наука, 1989.-243 с. Удик-г/н Л.. Экскурсия летом 1914 г. в Томский, Мариинский и Кузнецкий уезды для собрания материалов по народной медицине Л.А. Уткин. Томск, 1915. 1 8 с. Уткин Л.А. Народные лекарственные растения Алтая и Приалтайских степей Л.А. Уткин //Химико-фармацевтическая промышленность. 1933. 1. 25-30;№2.-С. 85-91. 177

51. Хелимский Е.А. Самодийская мифология Е.А. Хелимский Мифы народов мира. М.: Сов. энцикл., 1992. Т. 2. 398-

52. Хомич Л.В. Представления ненцев о природе и человеке Л.В. Хомич Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера (вторая половина XIX начало XX в.) Л.: Наука, 1976. 16-

53. Хомич Л.В. Тазовские селькупы: очерки традиционной культуры Л.В. Хомич, СИ. Ириков, Г.Е. Агопова. СПб.: Изд-во Просвещение, 2002. 149 с. Хэкелъ Й. Почитание духов и дуальная система у угров (к проблеме евразийского тотемизма) И. Хэкель. Томск: Изд-во ТГУ, 2001. 110 с. Цехановская КВ. Народная медицина у североамериканских индейцев К.В. Цехановская Этническая экология. М.: Наука, 1991. 353-

54. Цитмановский отвар Л Энцикл. словарь Брокгауза и Ефрона. СПб.: Издательское дело, 1903. Т. 75.

55. Чепалов В. Народная медицина якутов В. Чепалов Сиб. врач. 1914. 24, №

56. Чэюуд-ши памятник средневековой тибетской культуры. Новосибирск: Наука, 1989. 349 с. Чистов КВ. М.Д. Торэн и ее "Русская народная медицина XIX начала XX вв." К.В. Чистов Русская народная медицина и психотерапия. СПб.: Литера, 1996.-С. 3-8. 178

57. Штернберг Л.Я. Краткая программа по этнографии (применительно к быту северных инородцев) Л.Я. Штернберг Сб. инструкций и программ для участников экскурсий в Сибирь. СПб.: Тип. Дресслера А.Ф., 1914. 212-

58. Яковлев Г.П. О народной, традиционной и научной медицинах Г.П. Яковлев Этнографические аспекты изучения народной медицины. Л.: Наука, 1975. 5-6. 179

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.