Музей как глобальный гуманитарный проект: социально-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат наук Коренева, Александра Юрьевна
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 143
Оглавление диссертации кандидат наук Коренева, Александра Юрьевна
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Формы музея как глобального гуманитарного проекта
1.1. Идея глобальности и музей
1.2. Античный мусей и Александрийский Мусейон как прототипы современного музея в качестве глобального гуманитарного проекта
1.3. Идея музея как проекта общего дела в философии Н.Ф. Федорова
1.4. Современный музей как форма реализации глобального гуманитарного проекта музея
1.4.1. Современный музей и проблемы глобализации
1.4.2. Отличительные особенности современного музея, представленного в пространстве и во времени
ГЛАВА 2. Социально-философские основания анализа музея и музейной деятельности
2.1. Музей как социальный институт
2.2. Понятие и функции музейной деятельности
2.2.1. Условия для существования музейной деятельности
2.2.2. Функции музейной деятельности
2.2.3. Музейная деятельность и социальная память
2.3. Аксиологическая детерминанта музейной деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Современный художественный музей в контексте аксиологических концептов культуры2022 год, кандидат наук Ересова Валерия Витальевна
История и современные тенденции в развитии музейного мира Сибири: адаптационный подход2012 год, доктор исторических наук Шелегина, Ольга Николаевна
Инновационные формы работы с посетителями в музеях-заповедниках2021 год, кандидат наук Ковриков Роман Валериевич
Традиции и новации инвариантных составляющих музейной экспозиции2018 год, кандидат наук Лермонтова, Елена Николаевна
Феномен музея в современных трансформационных социокультурных процессах: социально-философский анализ2021 год, кандидат наук Петрунина Екатерина Алексеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Музей как глобальный гуманитарный проект: социально-философский анализ»
ВВЕДЕНИЕ
Музей сегодня является не просто учреждением, занимающимся хранением и экспонированием культурных ценностей. В широком смысле музей, будучи городским образовательным и культурным центром, играет роль просветителя и коммуникатора между прошлым и будущим.
В музеологии можно встретить разные характеристики музея. Музей -это и культурная форма, и категория мышления1, и вид отношения к прошлому, и институт социальной памяти, и, наконец, социальный институт.
Современный музей становится международной коммуникационной площадкой, вовлекающей в единое пространство представителей разных социальных и национальных групп, имеющих, казалось бы, несхожие интересы. Влияние музея как социального института растет.
Музей учитывает потребности общества, и, словно зеркало, отражает их в виде экспозиций, программ, мероприятий. В то же время музей может формировать ценности общества и оказывать влияние на изменения в ценностной структуре общества.
В диссертации представлен подход к рассмотрению музея в качестве глобального гуманитарного проекта. Понятие «проект», безусловно, употребляется по отношению к конкретным музеям как, например, попытка их реконструкции или внедрения новых программ. Однако характеристика музея как глобального гуманитарного проекта человечества для реализации определенных целей вводится впервые.
Подобное рассмотрение музея связано с коммуникативным характером музея как института в целом. Музей создавался в социуме, музей существует для человека, исторические формы музея всецело зависят от ценностей конкретного общества. Так или иначе, существование музея можно
1 Findlen P. The museum: its classical etymology and renaissance genealogy // Journal of the history of collections. - 1989. - №1. P. 60
представить только в рамках социума, в котором музей как институт продолжает свое развитие.
Введение характеристики музея как глобального гуманитарного проекта кажется чрезвычайно важным в условиях глобализации - процесса, характеризующего движения интеграции и дезинтеграции планетарного масштаба во многих областях человеческой деятельности2.
В контексте глобализации применительно к музею значимой оказывается характеристика глокальности. Понятие глокальности возникает в конце ХХ века. Оно появляется в Оксфордском словаре новых слов еще в 1991 году. В соответствии со словарем свойство «глокальность» и процесс «глокализация» означают «смесь местного и глобального»3. В рамках, с одной стороны, признания неустранимости глобальных процессов, с другой стороны, значимости местной культуры и ее особенностей понятия такие понятия, как «глокальность» и «глокализация» становятся востребованными4. Их начинают использовать в научных контекстах. В частности, британский иследователь Р. Робертсон специально проанализировал данные понятия в своей статье «Глокализация: время-пространство и гомогенность-гетерогенность»5.
«Глокальность» как связь центра с периферией, глобального и местного, в переносе на музейную деятельность обозначает развитие сети местных музеев и включение их в глобальную сеть музеев по всему миру. Возможность посещения известного музея иногда становится причиной посещения страны. Бывает, что туристы специально приезжают в маленький город, чтобы посмотреть единственный музей. Например, в г. Клин, где
2 Чумаков А.Н., Иоселиани А.Д. Философские проблемы глобализации. - М.: Университетская книга, 2015. - С. 12.
3 The Oxford dictionary of new words / Edited by S. Tulloch — Oxford: Oxford University Press, 1991. P. 64
4 В русском языке их начинают использовать просто как кальку с таких английских слов, как «glocal», «glocalization».
5 Robertson R. Glocalization: time-space and homogeneity-heterogenity / Global modernities - London: Featherstone, 1995. P. 22-44
находится дом-музей П.И. Чайковского. Так, развитие маленьких музеев дает импульс развитию международного туризма.
Музей может вносить свой вклад в решение таких глобальных проблем, как, например, формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями, доступ к образованию, гендерное неравенство, экологические проблемы.
Трактовка музея как «глобального гуманитарного проекта» нуждается в последовательном разъяснении. В частности, определения терминов «проект», «гуманитарный проект», «глобальный гуманитарный проект» нуждаются в прояснении. Этому посвящена первая глава диссертационного исследования.
Под характеристикой «глобальный» в данном исследовании будет подразумеваться прежде всего «охватывающий весь земной шар», «всемирный». Кроме подобного широкого рассмотрения данной характеристики, можно рассматривать ее узко, как что-то «относящееся к глобальным проблемам».
В отдельных случаях будет произведено обращение к таким значениям термина «глобальный», как «имеющий отношение ко всем государствам», «всеобъемлющий», «открытый, не имеющий границ».
Следует условиться, что под характеристикой «гуманитарный» в контексте данного исследования следует понимать «обращенный к человеческой личности, к правам и интересам человека». По словам культуролога и философа А. Мальро, музей есть «одно из тех мест, где идея человека достигает наивысшего расцвета»6.
Проект может быть охарактеризован как глобальный и гуманитарный, если он:
• имеет отношение к личности человека, его правам и интересам;
• имеет отношение к мировому сообществу, то есть, к человечеству в целом, а также территориально - к множеству государств;
' Мальро А. Голоса безмолвия. - М.: Наука, 2012. - С. 9
• не ограничен физически, открыт пространственно;
• хотя бы отчасти призван решать глобальные проблемы.
Обращение к историческим формам музея в первой главе - античному
мусею, Александрийскому Мусейону, а также современному музею двадцать первого века показывает, что какой бы ни была физическая форма музея, он всегда существует в системе коммуникативных отношений и реализует цель объединения общества. Вневременной характер музея отчасти и делает его глобальным гуманитарным проектом.
Анализ того, почему музей является социальным институтом и анализ тех функций и той роли, которую он выполняет в обществе, осуществлен во второй главе. Выводом является тезис о том, что музей, будучи социальным институтом, существует для общества и внутри общества. Его возникновение и последующее развитие обусловлено потребностями человека и ценностным отношением к действительности. Музей можно называть гуманитарным проектом, то есть имеющим отношение к личности человека, его правам и интересам.
Рассматривая музей в качестве проекта, следует подчеркнуть, что, в отличие от многих современных проектов, ограниченных по времени реализации, музей как проект начался в древности и длится по сей день. В этом смысле музей является гуманитарным проектом человечества, в том числе, и для сохранения памяти. Ценность прошлого и потребность человека сохранять прошлое для будущего сопровождает всю историю общества. Это, несомненно, являет собой актуальность проведенного исследования.
Цель исследования - представить концепцию музея в качестве глобального гуманитарного проекта, выстраивающегося в системе коммуникативных связей и отношений внутри социума как в его истории, так и в современности.
Для реализации основной цели диссертационного исследования необходимо решить следующие задачи:
• ввести характеристику музея как глобального гуманитарного проекта;
• охарактеризовать прамузейные формы античного мусея и Александрийского Мусейона как начала формирования глобального гуманитарного проекта;
• представить работу ЮНЕСКО в отношении музея как деятельность, фактически ориентированную на музей как глобальный гуманитарный проект;
• провести сравнительный анализ роли, выполняемой музеем в античности и в современности;
• представить основные характеристики принципов организации современной музейной деятельности;
• дополнить уже сложившиеся в музеологии характеристики музея как социального института;
• уточнить понятие музейной деятельности;
• вывести основную функцию музейной деятельности;
• проанализировать потребности человека и ценности общества как факторы, влияющие на существование музейной деятельности.
Степень разработанности проблемы.
Музей как глобальный гуманитарный проект ранее никогда не рассматривался. Но в контекст самой идеи входят предшествующие разработки по рассмотрению музея, в частности, как социального института. Также важным для реализации цели и задач исследования является целый комплекс научных разработок в области музеологии, посвященный функциям музея, истории его возникновения как института и пр.
Согласно Хоффману Э., основными направлениями исследования в рамках музеологии можно назвать:
• изучение музейной институции;
• исследование музейных предметов;
• исследование особого отношения человека к действительности, называемого «музеальностью»7.
Музеология (или музееведение) как научная область и научная дисциплина также представляет собой предмет для исследования и анализа. Поле проблем музеологии включает в себя:
• генезис музеологической науки;
• предмет и объект музеологической науки;
• подходы к рассмотрению музеологической науки;
• методологию музееведения.
В музеологической науке сложилось несколько подходов к рассмотрению музея:
• институциональный8;
• исторический910;
• философский (в рамках которого можно выделить онтологическое понимание музея, экзистенциальное, феноменологическое, гносеологическое и пр.)11,12,13;
• культурологический14;
• информационный15;
7 Hoffman E. Sphären museologischen Interessen / Muzeologicke sesity, 1983. № 9. - S. 91-97
8 Weil S. Making Museums matter. - W.: Smithsonian Books, 2002. 288p.
9 Юренева Т.Ю. Музееведение. - М.: Академический проект, 2004. 560 с.
10 Murray D. Museums. Their History and their Use. T. I. — Glasgow: J. MacLehose and Sons,1904. 370 p.
11 Резник И.И. Культурно-философская ценность музея как сущности социального бытия: дис. канд. филос наук. - Омск, 2015. 138 с.
12 Федоров Н.Ф. Музей, его смысл и назначение // Федоров Н.Ф. Соч.: В 4-х тт. Т.2. - М., 1995. 387 с.
13 Философия музея: учебное пособие / Под. ред. М.Б. Пиотровского. - М.: ИНФРА-М, 2013. 192 с.
14 Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры: дис. ...д. филос. наук.- СПб., 2002. 349 с.
15 Пшеничная С.В. Музей как информационно-коммуникативная система: дис. канд. культурологии. - СПб.,
2000. 219 с.
• коммуникационный1617;
• социокультурный18.
Помимо перечисленных подходов музей исследовался с позиций нескольких дискурсов в качестве:
• пространства формирования антропологического представления;
• пространства исторической памяти и ее внедрения в повседневность;
• механизма внедрения символов политической власти в массовое сознание;
• пространства отражения определенного типа научной рациональности;
• пространства эстетического;
• пространства самоидентификации субъекта, задающего формы социального взаимодействия и др.
В музеологии сложилась система концепций относительно исследования явления музея:
• Концепция «воображаемого музея» (А. Мальро)19;
• Концепция «живого музея» (Дж. К. Дана)20;
• Концепция музея как «собора лиц» (Н.Ф. Федоров)21;
16 Cameron D.F. Museum as communication system and implications for museum education // The Museum Journal.1968. Vol.11. Issue 1. P.33-40.
17 Гнедовский М.Б., Дукельский В. Ю. Музейная коммуникация как предмет музееведческого исследования // Музей - культура, общество: сб. науч. тр. / ЦМР - М., 1992. С.7-18.
18 Грачева Е.С. Музей как поле социокультурной коммуникации: дис. ... канд. соц. наук. - Красноярск, 2010. 178 с.
19 Malraux A. The Voices of Silence. Part 1 : Museum without Walls. — London: Seeker and Warburg. 1954. P. 227230.
20 Dana J.C. The new museum. - Woodstock: Elm Tree Press, 1917. 56 p.
21 Федоров Н.Ф. Музей, его смысл и назначение // Федоров Н.Ф. Соч.: В 4 т. Т.2. М., 1995. С. 387.
• Концепция музея-форума (Д. Камерон)22.
Идея музея представлена в череде таких важнейших характеристик, как:
• Музей как специфическое отношение человека к действительности (З. Странский, А. Грегорова)23;
• «Музей - информационная система» (С.В. Пшеничная)24;
• Музей как поле социокультурной коммуникации (Е.С. Грачева, И.И.Резник)25;
• «Музей - социальный институт» (Е.М. Акулич, М.А. Лаптева)26;
• «Музей - культурная форма» (Т.П.Калугина)27;
• Музей как механизм культурного наследования (М.С. Каган, З.А. Бонами, В.Ю. Дукельский)28;
• Музей - рекреационное учреждение (Д.А. Равикович, Ю.У.Гуральник, К. Хадсон, Ю. Ромедер)29;
• Музей как научно-исследовательское и образовательное учреждение (И. Неуступный, Й. Бенеш)30;
• Музей как центр культурной коммуникации (Е.Н. Мастеница)31.
22
Cameron D.F. A Viewpoint: The Museum as a Communications System and Implications for Museum Education. 1968. Curator 11(1). P. 33-40.
23 Stransky Z.Z. A provocative checklist // Collecting today for tomorrow. ICOFOM Study Series 6. - Stockholm, 1984. P. 7-11.
24
Пшеничная С.В. Музей как информационно-коммуникативная система: дис. канд. культурологии. - СПб.,
2000. 219 с.
25
Грачева Е.С. Музей как поле социокультурной коммуникации: дис. ... канд. соц. наук. - Красноярск, 2010. 178 с.
26 Акулич Е.М. Музей как социальный институт: дис. ... д. соц. наук. - Тюмень, 2004. 409 с.
27 Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры: дис. .д. филос. наук.- СПб., 2002. 349 с.
28 Каган М.С. Философия культуры. Становление и развитие. - СПб.: Лань, 1998. 448 с.
29 Равикович Д.А. Социальные функции и типология музеев // Музееведение. Вопросы теории и методики: сборник науч. трудов. - М., 1987. С.10-24.
30 Neustupny J. Museum and Research. - Prague: Office of regional and museum work of the National Museum in Prague, 1968. 159 p.
31 Мастеница Е.Н. Миссия музея в ракурсе проблем межкультурной коммуникации. // Современные проблемы межкультурных коммуникаций. Вып.4.Восток-Запад: сб. статей/ М-во культуры РФ. - СПб.: Изд-во СПГУКИ, 2010. - С. 256-262.
Как считает О.В. Беззубова, такой разброс моделей музея как объекта теоретического осмысления, возникает вследствие отсутствия общей базовой концепции музея как феномена культуры32. Большая часть музеологов современности рассматривает музей как социальный феномен, и это связано с концептуализацией понятия «музей» в рамках социокультурного подхода, выделением социальных функций музея.
Одной из первых работ, посвященных рассмотрению музея в качестве социального института, становится работа «Новый музей» Дж. К. Даны, библиотекаря из Нью-Йорка. В 1917 г. он издает книгу, где предлагает рассмотреть музей как социальный институт с целью служения интересам общества33. Именно этот подход будет актуальным в период музейного бума в 60 гг. ХХ века в США. В 1942 г. Теодор Лоу в труде «Музей как социальный инструмент» пишет о необходимости музею помнить о своей публике34. К. Хадсон в работе «Влиятельные музеи» оценивает музеи мира по принципу их взаимодействия с аудиторией35. Примерно в это же время появляются теоретические работы, посвященные осмыслению социальной роли музея (П. Бурдье36, Н. Мерримена37, П. Бергера, Т. Лукмана38, Т. Парсонса39).
32 Беззубова О.В. Некоторые аспекты теоретического осмысления музея как феномена культуры // Триумф музея? - СПб.: Осипов, 2005. С. 6-27.
33 Dana, J. Cotton. The new museum. - Woodstock.: The Elm tree press, 1917. P.52
34 Low T.L. The museum as a Social instrument. - New York: College Art Association, 1942. P.70
35 Hudson K. Museums of influence. - New York : Cambridge University Press, 1987. P. 220
36 Bourdieau P., Darbel A., Schnapper D. The love of Art: European Art Museums and Their Public. - Cambridge: Polity Press, 1997. 192 p.
37 Merriman N. Museum visiting as a cultural phenomenon. //A new museology Reaktion / editor Peter Virgo. -London, Reaktion books, 1989. P. 149-171.
38 Berger, P.L. and Luckmann T. The Social Construction of Reality: A Treatise in the Sociology of Knowledge, Garden City, NY: Anchor Books, 1966. 240 p.
39 Parsons T. The Social system. - Glencoe: The Free Press, 1951. 111 p.
Среди современных исследователей, занимающихся разработкой проблемы социальной роли музея можно отметить Дж. Е. Хейн40, Е.Н.Мастеницу41, Е.М. Акулича42, М.А. Лаптеву43 и др.
В рамках данного исследования социально-философский анализ феномена музея позволит прояснить суть музея как социального института, представить важнейшие характеристики этой институции комплексно, без обращения только лишь к культурологической составляющей явления музея или к историческим фактам его бытия в культуре.
Результаты проведенной работы призваны представить социально -философский подход к исследованию музея, кроме того они позволят дополнить существующие музеологические исследования по проблеме роли музея как социального института и подкрепить теоретически обоснование характеристики музея как глобального гуманитарного проекта. Объектом исследования является музей как социальное явление в истории его формирования и последующего развития.
Предметом исследования является музей как глобальный гуманитарный проект, формирующийся и развивающийся в системе коммуникативных связей и отношений.
Теоретико-методологические основания диссертации
Рассматривая музей в качестве глобального гуманитарного проекта, автор обращается к комплексной методологии, включающей практические и теоретические достижения таких наук, как философия, педагогика, психология, социология. В исследовании используются общенаучные методы
- метод сравнения, аналогии, анализа, синтеза, моделирования, абстрагирования, системный анализ. Также для работы с источниками
40 Hein H. Museum in transition. A philosophical perspective. - Washington, Smithsonian books, 2000. 199 p.
41 Мастеница Е.Н. Миссия музея в ракурсе проблем межкультурной коммуникации. // Современные проблемы межкультурных коммуникаций. Вып.4.Восток-Запад: сб. статей/ М-во культуры РФ. - СПб.: Изд-во СПГУКИ, 2010. - С. 256-262.
42
Акулич Е.М. Музей как социальный институт: дис. ... д. соц. наук. - Тюмень, 2004. 409 с.
43 Лаптева М.А. Музей как социальный институт: социально-философский анализ: дис. .канд. филос. наук.
- Красноярск, 2006. 149 с.
использовалась Методология экспертного анализа текста (МЭАТ)44, разработанная Г.В. Сориной, ее же Теория принятия решений как интеллектуальной деятельности.
МЭАТ стал одним из инструментов герменевтического анализа музея, который может быть представлен и в качестве совокупности текстов. То есть в качестве текста выступает, например, экспозиция45, экспонат и пр. В таком случае концепция музея как глобального гуманитарного проекта оказывается своего рода метатекстом.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:
1. Введено понятие «музей как глобальный гуманитарный проект». Представлен социально-философский анализ музея как глобального гуманитарного проекта.
2. Выявлен постоянный элемент любой из музейных форм, будь то античный мусей или музей XXI века - «музейная деятельность».
3. Определена основная функция музейной деятельности -преобразующая. Воздействие, которое музейная деятельность оказывает на общество, является преобразующим, направленным на изменения. Изменения, происходящие благодаря музейной деятельности в обществе, могут быть как положительными, так и отрицательными.
4. Проанализирована специфика принятия решений в рамках деятельности музея в контексте ценностной структуры общества.
44 Сорина Г. В. Экспертный анализ текста: методология и практика. - М.: Издательский центр АНОО "ИЭТ", 2016. 182 с.
45 Коренева, А. Ю. Музейная экспозиция как текст: теоретические аспекты [Электронный ресурс] / А.Ю. Коренева // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. — 2015. — Т. 10. — Вып. 1: Пространство и время текста — http://j-spacetime.com/actual%20content/t10v1/t10v1_PDF/2227-9490e-aprovr_e-ast10-1.2015.115.pdf.
5. Впервые в диссертационном исследовании в качестве аналитического инструмента исследования музейной деятельности была использована методология экспертного анализа текста.
Положения, выносимые на защиту:
1. Характеристика музея как глобального гуманитарного проекта вводится впервые. Музей рассматривается в качестве уникальной серии событий, инициированных обществом на протяжении истории. Музей как глобальный гуманитарный проект проявляется в разных государствах, имеет всеобъемлющий, открытый характер, не имеет границ и обращен к личности человека, его интересам и правам.
2. Социально-философский анализ музея как глобального гуманитарного проекта заключается в выявлении коммуникативного характера становления и последующего развития музея как социального института. Анализ таких исторических форм музея, как античный мусей, Александрийский Мусеон и современный музей показал, что музейная деятельность чаще всего направлена на объединение общества. Музей может быть использован в качестве инструмента как для привлечения внимания к конкретным ценностям общества и глобальным проблемам, так и в качестве инструмента реализации общественной и государственной идеологии. Музей может влиять на социальную память общества.
3. На протяжении истории человечества музей принимал какую-либо форму, несмотря на то, что он не всегда назывался музеем. В античности это был мусей, объединяющий общество для исполнения религиозного культа. В эпоху эллинизма Александрийский Мусейон стал центром академической науки и местом, объединившим лучшие умы того времени. Впоследствии появились королевские коллекции, музеи при
университетах, в 1793 г. открылся первый музей с открытым доступом.
14
Предположительно, и до появления мусеев существовала какая-то форма особого отношения к предметам материального мира, их сохранения и публичного представления. Все музейные формы объединяет феномен музейной деятельности. Музейная деятельность понимается автором исследования как коллективный адаптирующий процесс, имеющий в качестве цели сохранение объектов культурного и исторического значения для удовлетворения духовных потребностей индивида и общества в целом. На основании проанализированного материала по функциям, реализуемым музеем как социальным институтом, было установлено, что основной функцией музейной деятельности является преобразующая функция. Музей преобразует общество. Под изменениями подразумеваются как положительные перемены, например, повышение осведомленности общества о социальных проблемах, так и отрицательные последствия, например, экспроприация музеем одной страны экспонатов, принадлежащих территориально другой стране. Другим отрицательным проявлением влияния музея на общество можно считать потенциал музея в качестве инструмента государственной идеологии, в некоторой степени искажающей ход реальных исторических событий.
4. Работа в музее - это форма профессиональной деятельности,
предполагающая принятие решений. Речь идет как об управлении
музеем, так и, например, о кураторстве. Решения в конкретном музее
принимаются субъектами музейной деятельности, то есть теми, кто
инициирует активность в рамках коллективного адаптирующего
процесса, направленного на сохранение объектов, имеющих
историческую и культурную ценность. Субъектами музейной
деятельности являются как руководители музеев, так и представители
экспертного сообщества и органов власти. Специфика принятия
решений в музейной сфере заключается в том, что результат принятых в
музее решений может оказывать существенное влияние на ценностную
15
иерархию ориентацию общества. Музей может привлекать внимание к конкретным ценностям или формировать новые ценности или формировать новые.
5. Методология экспертного анализа текста (МЭАТ), использованная в качестве аналитического инструмента при написании диссертации, позволила сформировать исследовательскую позицию по отношению к изучаемой проблеме. Прочтение совокупности текстов при помощи основных принципов МЭАТ помогло в систематизации материала, выделению структурных подразделов в пространстве исследуемой проблемы. Например, изначально были выделены такие подразделы внутри поля исследования, как «история формирования музея», «музейная коммуникация», «философия музея», «современные технологии в музее». При работе с многочисленными источниками методология экспертного анализа текста выступила в качестве исследовательского инструмента для выделения основных понятий проблемы, и, впоследствии, для формирования собственного концептуального аппарата. Научно-практическая значимость работы заключается в расширении музеологических исследований, представлении социально-философского подхода к проблемам формирования и последующего развития музея как социального института.
Рассмотрение музея в качестве глобального гуманитарного проекта позволяет по-иному взглянуть на деятельность музеев. В частности, знание о потенциале музея как инструмента влияния на ценностную структуру общества, может быть использовано в практике музейного дела.
Концепция музея как глобального гуманитарного проекта может быть включена, в частности, в программу учебных курсов по социальной философии, например «философии культуры», «философии общества», «философской антропологии» и др.
Апробация работы.
По материалам диссертационного исследования опубликовано 10 работ, в том числе 4 статьи - в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.
Основные положения диссертационного исследования обсуждались диссертантом на аспирантском методологическом семинаре, проводимом кафедрой философии гуманитарных факультетов философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Также отдельные положения исследования были представлены на Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» в 2013, 2014 и 2015 гг., а также на конференциях кафедры философии языка и коммуникации «Философия коммуникативного пространства: расширяя Галактику», «Философия абсурда» и на симпозиуме «Философия управления и принятия решений» в рамках седьмого Российского философского конгресса «Философия. Толерантность. Глобализация. Восток и Запад - диалог мировоззрений» (г. Уфа).
Структура работы.
Диссертация включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
ГЛАВА 1. Формы музея как глобального гуманитарного проекта.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Музей в социокультурном пространстве современного общества: функциональная трансформация2022 год, кандидат наук Саркисова Елена Геннадьевна
Культурологическая теория музейности2011 год, доктор культурологии Сапанжа, Ольга Сергеевна
Музей как феномен культуры1999 год, кандидат философских наук Алешина, Татьяна Александровна
Музейные практики США XX - XXI вв.: институциональные аспекты2013 год, кандидат наук Короткова, Анастасия Валерьевна
Историко-этнографический музей и социокультурные проблемы современного общества2006 год, кандидат культурологии Сорокина, Галина Геннадиевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Коренева, Александра Юрьевна, 2017 год
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акулич Е.М. Музей как социальный институт: дис. ... д. соц. наук. -Тюмень, 2004. 409 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. Третье издание. - М.: Наука, Аспект Пресс, 2001. 290 с.
3. Ануфриева И.В., Сгибова А.Ю., Макарова А.В. Образовательные выставки как инструмент инклюзивного образования // Пространство и время. 2012. № 3.- М., С. 227-234.
4. Арзамасцев В.П. О семантической структуре музейной экспозиции. // Музееведение. На пути к музею XXI века: сб. науч. тр. НИИ культуры.- М., 1989. С. 35-49.
5. Баева Л.В. Ценностные основания индивидуального бытия: Опыт экзистенциальной аксиологии. - М.: Прометей; МГПУ, 2003. 240 с.
6. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г.К. Косикова.- М.: Прогресс, 1994. 616 с.
7. Бауман 3. Глобализация. Последствия для человека и общества / Пер. с англ. - М.: Издательство «Весь Мир», 2004. 188 с.
8. Беззубова О.В. Музей как инстанция художественного, научного и идеологического дискурсов: автореф. дис. .канд. филос. наук. -СПб.: СПбГУ, 2003. 24 с.
9. Беззубова О.В. Музей как объект теоретического осмысления // Философия музея. Учебное пособие. / Под ред. М.Б. Пиотровского. -М.: ИНФРА-М, 2013. 192 с.
10. Беззубова О.В. Некоторые аспекты теоретического осмысления музея как феномена культуры // Триумф музея? - СПб.: Осипов, 2005. С. 6-27.
11. Бек У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма - ответы на глобализацию. - М.: Прогресс-Традиция, 2001. 304 с.
12. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. - М.: Академия, 1999. 949 с.
13. Бенвенист Э. Общая лингвистика. - М.: Прогресс, 1974. 446 с.
14. Бенеш Й. Восприятие в музее как особое средство общения // Международный совет музеев. Конференция по воспитательной и просветительной работе музеев. 14-21 мая 1968 г. Ленинград-Москва. 25 с.
15. Бобров Ю.Г. Теория реставрации памятников искусства: закономерности и противоречия — СПб: Российская Академия Художеств, Государственный Академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина., 1997. 102 с.
16. Богданов А.А. Тектология: (Всеобщая организационная наука). В 2-х кн.: Кн. 1./ Отв. ред. Абалкин Л.И. и др./ Отделение экономики АН СССР. Ин-т экономики АН СССР.— М.: Экономика, 1989. 304с.
17. Богородский С.В. Художественная выставка в условиях современной культуры: автореф. дис. ...канд. иск. - СПб.: 2007. 24с.
18. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. - М.: Культурная революция, Республика, 2006. 269 с.
19. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М., СПб., 2000. 1408 с.
20. Бонами З.А. Основы музейной коммуникации // Формы и методы научно-просветительской работы музеев. сб. научн. тр. Центральный музей Революции СССР. — М., 1986. С. 50-52.
21. Братусь Б.С. Аномалии личности. - М.: Мысль, 1988. 304 с.
22. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, ХУ-ХУШ вв. Т1. Структуры повседневности. - М.: Весь мир, 2006. 595 с.
23. Бурдье П. Практический смысл / Пер. с фр.: А.Т. Бикбов, К.Д. Вознесенская, С.Н. Зенкин, Н. А. Шматко / Отв. ред. пер. и Послесл. Н. А. Шматко. — СПб.: Алетейя, 2001. 562 с.
24. Бэгьюли Ф. Управление проектом. - М.: Гранд ФАИР-ПРЕСС, 2002. 202 с.
25. Ванслова Е.Г. Размышляя у музейной витрины // Культурно-просветительная работа. 1981. №12. - М., С. 18-20.
26. Ванслова Е.Г. На берегах туманного Альбиона // Советский музей. 1987. № 3. С.72-76; № 4. - М., С.75-77.
27. Вархотов Т.А. Методологический подход деятельностного подхода в общественных науках // Вестник Московского Университета. Философия. 2016. № 4. - М., С. 3-22
28. Васильченко А.В. Имперская тектоника. Архитектура в Третьем Рейхе. - М.: Вече, 2010. 252 с.
29. Вебер М. Избранные произведения. Пер. с нем./Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; Предисл. П.П. Гайденко. — М.: Прогресс, 1990. 808с.
30. Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения. — М.: Прогресс, 1990. С. 602-633.
31. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. - М.: Ист-Вью, 2002. 352 с.
32. Веблен Т. Теория праздного класса. - М.: Прогресс, 1984. 265 с.
33. Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. - М., 1995. 688 с.
34. Гаврилова С.Е. Феномен выставочной культуры XIX века в мировой традиции: автореф. дис. .канд. филос. наук. - Н. Новгород, 2006. 23 с.
35. Гидденс Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь. - М.: Весь мир, 2004. 105 с.
36. Гнедовский М.Б. Современные тенденции развития музейной коммуникации // Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности: сб. науч. тр. / НИИ культуры. М., 1989. С.16-34.
37. Гнедовский М.Б., Дукельский В. Ю. Музейная коммуникация как предмет музееведческого исследования // Музей - культура, общество: сб. науч. тр. / ЦМР - М., 1992. С.7-18.
38. Гобозов И.А. Государство и национальная идентичность: Глобализация или интернационализация? - М.:ЛИБРОКОМ, 2013. 200 с.
39. Грачева Е.С. Музей как поле социокультурной коммуникации: дис. ... канд. соц. наук. - Красноярск, 2010. 178 с.
40. Грегорова А. К основным проблемам музееведения // Музееведение. Музеи мира: сб. науч. тр. - М.: НИИ культуры, 1991. С.27-38.
41. Грусман В.М. Музей как институт формирования исторической памяти // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. №35. т.8. - СПб., С.92-99.
42. Гуральник Ю.У. Каким быть музею будущего? (опыт социологического анализа) // Музееведение. На пути к музею XXI века : сб. науч. тр. - М., 1989. С. 135-144.
43. Дебре Р. Введение в медиологию. - М.: Праксис, 2010. 368 с.
44. Дергачева Е.А. Социально-философский анализ глобализации // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. №1(09)
45. Долак Я. Музеология - настоящее и будуще // Музеология -музееведение в XXI веке: проблемы изучения и преподавания. СПб., 2009. С. 12-15.
46. Дриккер А.С. Музей в обществе информационного потребления. // Философия музея: учебное пособие./ Под ред. М.Б.Пиотровского. -М.: ИНФРА-М, 2013. С. 166-172.
47. Дружинин Н.М. Принципы экспозиции музейного материала // Избранные труды. Внешняя политика России. История Москвы. История музейного дела. - М.: 1988. С. 206-267.
48. Дукельский В.Ю. Культура возвращается домой // Культурные стратегии. Экспертный клуб. Вып.2. Культура на границах. М.: Институт культурной политики, 2004. С. 35-45.
49. Дукельский В.Ю. Пространство публичного одиночества / Музей и личность / Отв. Ред. А.В. Лебедев, сост. М.Ю. Юхневич. - М., 2007. 168 с.
50. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. - М.: Наука, 1991. 572 с.
51. Зайцева А.В. Непрерывное образование: основные понятия и определения // Вестник ТПГУ. 2009. № 7(85). - Томск, С. 106-109.
52. Зедльмайр Г. Искусство и истина: Теория и метод истории искусства / Пер. Ю.Н.Попова. - СПб.: Аксиома, 2000. 272 с.
53. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. 157 с.
54. Золотухина-Аболина Е.В. Повседневность: философские загадки. -Киев: Ника-центр, 2006. 256 с.
55. История выставочной деятельности: методическое пособие / Под ред. А.А. Никоновой, М.В. Бирюковой. - СПб.: Издательство СПбГУ, 2013. 44 с.
56. Каган М.С. Философия культуры. Становление и развитие. - СПб.: Лань, 1998. 448 с.
57. Каган М.С. Философская теория ценности. - СПб.: Петрополис, 1997. 205 с.
58. Калугина Т.П. Философская критика музея: искусство в истории и история в художественном музее./Философия музея: учебное пособие. / Под ред. М.Б. Пиотровского. - М.: ИНФРА-М, 2013. С. 173-186.
59. Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры: дис. .д. филос. наук.- СПб., 2002. 349 с.
60. Камерон Д.Ф. Музей: храм или форум // Музей - культура, общество: сб. науч. тр. / НИИ культуры. Вып. 21. М., 1992. С. 259-275.
61. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 5. - М., С. 45-57.
62. Каулен М.Е., Сундиева А.А., Коссова И.М. Музейное дело России. -М.: ВК, 2010. 676 с.
63. Кепин Д.В. Вещь в контексте первобытной культуры // Искусство и культура. 2014. №2 (14). - Витебск: Изд-во ВГУ. С. 116-124.
64. Клейн, Л.С. История археологической мысли. В 2-х тт. — СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2011. — 1т. 688 с.; 2т. 626 с.
65. Ключарев Г.А., Диденко Д.В., Латов Ю.В., Латова Н.В. Неформальное образование - стимул человеческого развития и фактор социально-экономических неравенств / Под об. ред. д.соц.н., к.э.н. Ю.В.Латова. М.: ЦСПиМ, 2014. 433 с.
66. Ключевые компетенции для обучения в течение всей жизни -европейские рамочные установки. Рекомендации парламента и Совета Европы от 18 декабря 2006 г. о ключевых компетенциях обучения в течение жизни // Адукатар. - Минск, 2008. № 1(13). С. 14-18.
67. Коменский Я.А. Великая дидактика. - М.: Книга по требованию, 2012. 321 с.
68. Конт О. Курс положительной философии. Т.1., СПб.: Книжный магазин т-ва «Посредник», 1900. 302 с.
69. Коренева А.Ю. Музей как институт непрерывного и неформального образования // Вестник Кемеровского Университета. 2015. № 1(61) Т.2. С.216-221.
70. Коробова И.В. Системообразующие основы технологии выставочной
деятельности музеев как фактора формирования социально-
120
культурной среды региона: автореф. дис. .канд. пед. наук. -Барнаул, 2006. 26 с.
71. Коськов М.А. Предметный мир культуры. - СПб.: СПбГУ, 2004. 344с.
72. Крейн А.З. Жизнь музея. - М.: Советская Россия, 1979. 207 с.
73. Кржевов В.С. Истины и ценности в социальном знании // Этнос, нация, ценности. Социально-философские исследования: сборник научных статей. - М.: Канон+, 2014. С. 368-377.
74. Кузин И.В. Музей как модель-камера исторического познания // Философия музея. Учебное пособие./ Под ред. М.Б. Пиотровского. -М.: ИНФРА-М, 2013. с.37-45.
75. Куклинова И.А. А. Мальро и Б. Делош: взгляд на природу художественного музея // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2015. Т. 212. С. 56-66.
76. Куклинова И.А. Феномен публичного музея в трудах современных франкоязычных исследователей // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2013.№1. т.2. - СПб., С. 88-95.
77. Кули Ч. Общественная организация. //Тексты по истории социологии XIX-XX вв.: Хрестоматия. - М.: Наука, 1994. с. 350-357.
78. Культурная память в контексте формирования национальной идентичности России в XXI веке: Коллективная монография / Рос. Ин-т культурологии / Отв. ред. Н.А. Кочеляева - М.: Совпадение, 2012. 168 с.
79. Кун Т. Структура научных революций. - М.: Прогресс, 1977. 300 с.
80. Куриленко Ю.А. Смысловая сфера как структурный элемент личности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. №2 (57). С.20-23.
81. Лаптева М.А. Музей как социальный институт: социально-философский анализ: дис. .канд. филос. наук. - Красноярск, 2006. 149 с.
82. Лейман И.И. Наука как социальный институт. - Л.: Наука, 1971. 180с.
83. Леонтьев А.А. Психология общения. - М.: Смысл, 1997. 365 с.
84. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения в 2-х тт. Т. II. - М.: Педагогика. 1983. 306 с.
85. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. — М.: Смысл, 2003. 487 с.
86. Лепский В.Е. Рефлексивные процессы и управление // Сборник материалов VII Международного симпозиума 15-16 октября 2009 г., Москва / под ред. В. Е. Лепского. - М.: Когито-Центр, 2009. 272 с.
87. Лефевр В.А. Рефлексия. - М., Когито-Центр, 2003. 496 с.
88. Лосев А.Ф. Античная философия истории. - М.: Наука, 1977. 208 с.
89. Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. - СПб.: Искусство-СПБ, 1998. 285 с.
90. Лотман Ю.М. Тезисы к проблеме «Искусство в ряду моделирующих систем» // Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства - СПб.: Академический проект, 2002. - С. 272-293.
91. Лотман Ю. М. Избранные статьи. В 3-х тт. - Таллин: Александра, 1992-1993. Т.1 478 с.; Т.2 478 с.; Т.3 495 с.
92. Маклюэн М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. -М.; Жуковский: Канон-пресс, Кучково поле, 2003. 464 с.
93. Маковецкий Е.А. Музей как объект теоретического осмысления / Философия музея. Учебное пособие./ Под ред. М.Б. Пиотровского. -М.: ИНФРА-М, 2013. С. 98-114.
94. Мальро А. Голоса безмолвия. - М.: Наука, 2012. 871 с.
95. Мамардашвили М., Пятигорский А. Символ и сознание. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2011. 320 с.
96. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Питер, 2011. 352 с.
97. Маслоу А. Психология бытия. - М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 1997. 314с.
98. Мастеница Е.Н. Аксиология музейного предмета // Ценности и оценки: проблемы философии и науки: сб. науч. статей. (Вып. 3) -Смоленск: Универсум, 2007. С. 69-74.
99. Мастеница Е.Н. Миссия музея в ракурсе проблем межкультурной коммуникации. // Современные проблемы межкультурных коммуникаций. Вып.4.Восток-Запад: сб. статей/ М-во культуры РФ. - СПб.: Изд-во СПГУКИ, 2010. - С. 256-262.
100. Мастеница Е.Н. Музейная среда в формировании человека культуры // Эстетическое развитие ребенка в музейной среде и современные образовательные технологии. - СПб.: Изд. Гос. Эрмитажа, 2000. С.51-53.
101. Матвеев П.Е. Моральные ценности: автореф. дис. д. филос. наук. -М., 2007. 43 с.
102. Матвеев П.Е. Ценностный подход в этике // Центросоюз РФ, автоном. неком. орг. высш. профес. образования «Рос. Ун-т кооперации», Владим. фил. - Владимир: ВФ РУК, Собор, 2009. 312с.
103. Мерло-Понти М. Око и дух. - М.: Искусство.1992. 63 с.
104. Мартьянова Е.Г., Чеснова Е.Н. Особенности культурного туризма в Тульском регионе // Туризм и индустрия гостеприимства : современное состояние и перспективы развития : материалы II междунар. науч.-практ. конф. (Дивноморское, 11-16 сентября 2016 г.). - Ростов на Дону: ДГТУ, 2016. С. 86-90
105. Мартьянова Е.Г., Чеснова Е.Н. Использование современных информационных технологий в туризме (на примере Культурно-туристского портала Тульской области «Культурный навигатор») // Стратегия развития индустрии гостеприимства и туризма: [Электронный ресурс]. Материалы VI Международной Интернет-конференции 27 января - 25 мая 2016 г./ Под общей ред. Д-ра техн.
Наук, проф. Е.Н. Артемовой, канд. техн. наук Н.В. Глебовой. Орел: ОГУ, 2016. С. 372-376.
106. Мартьянова Е.Г., Чеснова Е.Н. Ностальгический туризм как одно из перспективных направлений этнокультурного туризма (на примере Тульской области) // Развитие туризма и туристской деятельности в России и за рубежом: сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции 31 октября 2016 г. - Нижний Новгород: НОО «Профессиональная наука», 2016. 104 с. С. 39-65.
107. Мартьянова Е.Г., Чеснова Е.Н. Развитие культурного туризма и культурная политика в Тульской области // Культура и цивилизация. Научный журнал. - Донецк: Цифровая типография (ФЛП Артамонов Д.А.). - Вып. № 1 (3), 2016. - 100 с. С. 88-94.
108. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. - М.: ACT: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. 873 с.
109. Меськов В.С., Мамченко А.А. Когнитивно-компетентностная парадигма образования // Школьные технологии. - 2011. №3. - М.: Народное образование. С.47-62.
110. Микешина Л.А. Эпистемология ценностей.— М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. 439 с.
111. Миронов В.В. Информационное пространство: вызов культуре // Информационное общество. 2005. №1. С. 14-18.
112. Миронов В.В. Маслин М.А и др. Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.В. Миронова. — М.: Норма, 2005. 928 с.
113. Михайловская А.И. Музейная экспозиция: Организация и техника. — М., 1964. 520 с.
114. Мишуровская О.С. Семиотический подход к пониманию музея как феномена культуры // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2011. №5. - Архангельск: Изд-во САФУ. С.54-57.
115. Молчанов В. И. Время и сознание. Критика феноменологической философии: Монография - М.: Высш. шк., 1998. 144 с.
116. Момджян К.Х. Антропологический аспект российской самобытности // Личность. Культура. Общество. Международный журнал социальных и гуманитарных наук. 2011. Т. 13, № 3. - М., С. 171-181.
117. Момджян К.Х. Введение в социальную философию. Учебное пособие. - М.: Высш. шк., КД «Университет», 1997. 448 с.
118. Момджян К.Х. Принцип «свободы от оценки» М. Вебера и его роль в социальном познании. // Этнос, нация, ценности. Социально-философские исследования: сборник научных статей. - М.: Канон+, 2014. с. 280-288.
119. Момджян К.Х. Роль категории деятельность в обществознании и гуманитаристике // Ценности и смыслы. 2011. № 7. — М., С. 135144.
120. Момджян К.Х., Антоновский А.Ю, Кржевов В.С., Бараш Р.Э., Ефремов О.А., Семенов Ю.И. Этнос. Нация. Ценности. Социально-философские исследования. - М.: Канон+, 2014. 439 с.
121. Момджян К.Х. Процесс принятия решений и его место в деятельности людей [Электронный ресурс] // Электронное научное издание Альманах «Пространство и Время». 2015. Т.9. №2 Режим доступа:
http://istina.msu.ru/media/publications/article/503/9b6/15382897/2227-9490e-aprovr_e-ast9-2.2015.32.pdf (дата обращения: 10.11.2016)
122. Музей будущего: информационный менеджмент /Сост. А.В.Лебедев. - М.: АНОК «Музей будущего», 2001. 217 с.
123. Музей и коммуникация. Концепция развития Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В.Алабина / Под ред. Н.А. Никишина и В.Н. Сорокина. - М., Самара, 1998. 140 с.
124. Музей и личность / Отв. ред. А.В. Лебедев, сост. М.Ю. Юхтневич. -М., 2007. - 168 с.
125. Музеи. Маркетинг. Менеджмент. Практическое пособие / Под ред. В.Ю. Дукельского, Н. Никишина - М.: Традиция, 2001. 222 с.
126. Музейная экспозиция: (теория и практика, искусство экспозиции, новые сценарии и концепции): сборник статей / Под ред. М.Т.Майстровской. - М.: Российский институт культурологии, 1997. 216с.
127. Музейная эпистема: Сборник статей / Под ред. А.А. Никоновой. -СПб.: СПБГУ, 2009. 410 с.
128. Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории (Синергетика-психология-прогнозирование) - М., 2004.
129. Найдорф М. Очерки современной массовой культуры. - Одесса: ВМВ, 2013. 267 с.
130. Никонова А.А. Модернизация каналов осмысления музейного предмета // Философия музея: учебное пособие / Под. ред. М.Б. Пиотровского. - М.: ИНФРА-М, 2013. С. 155-166.
131. Ницше Ф. Несвоевременные размышления: О пользе и вреде истории для жизни // Ницше Ф. Сочинения в 2-х тт., т. 1. - М.: Издательство «Мысль».1990. С.158-230.
132. Норт Д. Институциональные изменения: рамки анализа // Вопросы экономики. 1997. № 3. - М., С. 3-10.
133. Обрист Х.У. Краткая история кураторства. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2012. 256 с.
134. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Азъ, 1992. 660 с.
135. Озерков Д. Участник круглого стола «Новые музейные стратегии» // Искусство (the art magazine). 2012. № 2. - М., С.70-81.
136. Пантин В.И. Циклы и волны глобальной истории. Глобализация в историческом измерении. - М.: Новый век, 2003. 276 с.
137. Панченко А.С. Основные тенденции современной выставочной деятельности художественного музея: дис. ... канд. иск. наук. - СПб., 2012. 199 с.
138. Перрюшо А. Жизнь Тулуз Лотрека. - М.: Радуга, 1990. 290 с.
139. Поляков Т.П. Как делать музей? (О методах проектирования музейной экспозиции) - М.: Издание Российского института культурологии МК РФ, 1997. 253 с.
140. Поправко Е.А. Музееведение. - Владивосток: ВГУЭС, 2005. 229 с.
141. Прокудина Д.А. Музей как фактор трансляции ценностей российской современной молодежи: дис. .канд. соц. наук. - М., 2008. 141 с.
142. Поршнев В.П. Музей в культурном наследии античности. - М.: Новый Акрополь, 2012. 336 с.
143. Проективный философский словарь. Новые термины и понятия. Под ред. Г.Л. Тульчинского и М.Н. Эпштейна. Предисл. М. Н. Эпштейна. - СПб.: Алетейя, 2003. 512 с.
144. Прошин Г.Г. Музей и религия. - М.: Советская Россия, 1987. 224с.
145. Пшеничная С.В. Музей как информационно-коммуникативная система: дис. канд. культурологии. - СПб., 2000. 219 с.
146. Равикович Д.А. Социальные функции и типология музеев // Музееведение. Вопросы теории и методики: сборник науч. трудов. -М., 1987. С.10-24.
147. Равикович Д.А. Как осматривает посетитель экспозицию современности // Музей и посетитель. Вып. 2. Труды Научно-исследовательского института культуры, т. 43.- М., 1976. С. 40-72.
148. Равикович Д.А., Юхневич М.Ю. Индивидуальное наблюдение в залах музея // Музей и посетитель. Вып. 1. Труды Научно-исследовательского института культуры, т. 33. М., 1975.
149. Разгон A.M. Место музееведения в системе наук // Музей и современность: сб. науч. тр. / ЦМР. М., 1986. С.43-47.
150. Резник И.И. Культурно-философская ценность музея как сущности социального бытия: дис. канд. филос наук. - Омск, 2015. 138 с.
151. Ривьер Ж.А. Эволюционное определение экомузея // Museum. 1985. № 148. - М., С.2-4.
152. Риккерт Г. О системе ценностей // Науки о природе и науки о культуре. М.: Республика, 1998. С. 363-391.
153. Розов Н.С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1998. 292 с.
154. Ромедер Ю. Методы и средства музейной работы: педагогика обслуживания отдельного посетителя в музее // Музееведение и охрана памятников: научно-реферативный сборник. - М.,1980. С.6-12.
155. Сапанжа О.С. Современный художественный музей: на службе человечеству или человеку? // В поисках музейного образа: Материалы науч. конф., СПб., 12-13.04.07. - СПб., 2007, С. 6-17.
156. Сапанжа О.С. Культурологическое измерение музея: морфология музейности// Вопросы музеологии. 2011. № 2. С.3-13.
157. Сгибова А.Ю. «Посетитель музея» и проблемы формирования музейной деятельности // Ценности и смыслы. 2014. №3 (31).- М., С.120-131.
158. Семенов И.Н. Взаимодействие отечественной и зарубежной психологии рефлексии: история и современность / Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2008. Т. 5, № 1. - М., С. 64-76.
159. Серль Д. Что такое институт? // Вопросы экономики. 2007. № 8. С. 4-27.
160. Серова М.Ю. Александрия Египетская как научный и культурный центр эллинистического мира: дис. ...канд. ист. наук. СПб.: Изд-во Гос. Университета, 2006. 240 с.
161. Словарь по политологии / Отв. ред. В.Н. Коновалов. - Ростов-на-Дону: РГУ, 2001. 285 с.
162. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. 461 с.
163. Солопов О.В. Перспективы развития культурного и туристического потенциала Тульской области // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого: электронный журнал. Вып. 2 (10). Тула, 2014. С. 50-58.
164. Солопов О.В., Солопова Н.Д. Популярные достопримечательности как фактор развития культурного туризма в Тульской области // Современные концепции развития науки: Сборник статей Международной научно-практической конференции. (20 августа 2016 г. Казань). В 2 ч. Ч.2. - Уфа: АЭТЕРНА, 2016. С. 213-218.
165. Сорина Г.В. Аргументационный аспект проектной деятельности // РАЦИО.ги. 2010. № 3. С. 82-93.
166. Сорина Г.В. Инновационный проект Я.А.Коменского в современном контексте (особенности принятия решений в системе образования)// Ценности и смыслы. 2012. №2(18). - М., С. 18-30.
167. Сорина Г.В. Критическое мышление и метод экспертных групп // Ежеквартальный журнал Эпистемология и философия науки. Т. III. 2005. № 1. - М., С. 194-204.
168. Сорина Г.В. Критическое мышление: история и современный статус // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 2003. № 6.
- М., С. 98-111.
169. Сорина Г.В. Принятие решений как интеллектуальная деятельность.
- М.: Канон+, 2009. 272 с.
170. Сорина Г.В. Проект «психологизм-антипсихологизм» в метатеоретическом контексте // Рацио. ги. 2012. № 8. С. 1-29.
171. Сорина Г. В. Экспертный анализ текста: методология и практика. — Издательский центр АНОО "ИЭТ" Москва, 2017. — 182 с.
172. Сорина Г.В., Виноградов М.В. Субъект принятия решений: становление и деятельность// Ценности и смыслы. 2013. №24(26). -М., С.59-73.
173. Сорина Г.В., Костикова А.А. Теория и практика связей с общественностью: философско-методологический подход // Вестник Московского Университета. Философия. 2016. № 4. - М., С. 65-77.
174. Сорина Г.В., Ярмак Ю.В. Политический интеллект: философско-методологический анализ// Ценности и смыслы. 2012. №26. - М., С.23-36.
175. Спенсер Г. Основания социологии. - Спб.: Т-во И.Д. Сытина, 1898. С. 270.
176. Столяров Б.А. Педагогика художественного музея: от истоков до современности. - СПб.: Специальная литература, 1999. 222 с.
177. Столяров, Б. А. Музейная педагогика: история, теория, практика. М.: Высшая школа, 2004. 216 с.
178. Странский З. Понимание музееведения // Музееведение. Музеи мира. - М., 1991. С. 8-26.
179. Тарасов О.Ю. Рама и образ. Риторика обрамления в русском искусстве. — М.: Прогресс-Традиция, 2007. 448 с.
180. Тода М., Шифорд Э.Х. Логика систем: введение в формальную теорию структуры // Исследования по общей теории систем. Сб. переводов / Под ред. В.Н. Садовского, Э.Г. Юдина. - М., 1969. С.320-383.
181. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940. В 4-х тт. 3128 с.
182. Тоффлер, Э. Третья волна. - М.: АСТ, 2010. 784 с.
183. Успенский Б.А., Лотман Ю.М. Условность в искусстве // Философская энциклопедия. В 5-ти тт.- М.: Советская энциклопедия, 1970. Т.5, С.287-288.
184. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)// Российская газета, № 5976. -М., С. 2.
185. Федоров Н.Ф. Музей, его смысл и назначение // Федоров Н.Ф. Соч.: В 4-х тт. Т.2. - М., 1995. 387 с.
186. Федосеенко А.С. Неформальное образование как концепция в современной педагогике// Управление образованием. Вып.1.: сборник статей магистрантов, выпуск первый. / Науч. ред. Н.А. Заиченко; Санкт-Петербургский филиал Нац. исслед. ун-та «Высшая школа экономики». - СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург, 2012. с. 65-69.
187. Философия коммуникативного пространства: расширяя Галактику. Материалы международной междисциплинарной научно-практической конференции «Философия коммуникативного пространства: расширяя Галактику (к 100-летию со дня рождения Герберта Маршалла Маклюэна)» // Под ред. А.А. Костиковой. - М.: Алькор Паблишерс, 2012. 184 с.
188. Философия музея: учебное пособие / Под. ред. М.Б. Пиотровского. -М.: ИНФРА-М, 2013. 192 с.
189. Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. — М.: Гардарики. 2004. 1072 с.
190. Фролов Э.Д. Греция в эпоху поздней классики (Общество, Личность, Власть). - СПб.: Издательский Центр «Гуманитарная Академия», 2001. - 602 с.
191. Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. - СПб.: А-саё, 1994. 408 с.
192. Хайдеггер М. Исток художественного творения // Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет / Сост. и пер. А.В.Михайлова. -М.: Гнозис. 1993. С. 47-116.
193. Ходжсон Дж. Что такое институты? // Вопросы экономики. 2007. № 8. С. 28-48.
194. Чеснокова М.Н. Эволюция музейной экспозиции как знаковой системы. автореф. дис. .канд. культурологии. - СПб., 2010. 29 с.
195. Чуклина Е.А. Метод погружения как актуальный метод построения музейной экспозиции: автореф. дис. .канд. культурологии. - СПб., 2011. 24 с.
196. Чумаков А.Н., Иоселиани А.Д. Философские проблемы глобализации. - М.: Университетская книга, 2015. 172 с.
197. Шелер М. Избранные произведения. - М.: Гнозис, 1994. 262 с.
184. Шляхтина Л.М., Фомин С.В. Основы музейного дела. - СПб.:
Изд-во СПбГУКИ, 2000. 168 с.
198. Шляхтина Л.М. Современный музей: идеи и реалии.// Вопросы музеологии. - 2011. - № 2. - СПб.: Изд-во СПбГУ. С.14-19.
199. Шляхтина Л.М., Мастеница Е.Н., Герасименко Е.Е. Музейная педагогика: учебное пособие. - СПб., 2000. 67 с.
200. Шляхтина Л.М., Мастеница Е.Н. Проективная модель музея XXI века: управление процессом коммуникации// Музей - зритель. XXI век. Материалы конференции к 80-летию научно-просветительского отдела / Науч. ред. О.Г. Махо. - СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2006. С. 24-30.
201. Шмит Ф.И. Музейное дело. Вопросы экспозиции. - Л.: Academia, 1929. 248 с.
202. Шюц А. Структура повседневного мышления // Социологические исследования. 1998. № 2. - М., С. 129-137.
203. Шюц А. Формирование понятия и теории в общественных науках // Американская социологическая мысль: Тексты. - М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 263-496.
204. Щедровицкий Г.П. Рефлексия в деятельности. // Мышление. Понимание. Рефлексия. - М.: Наследие ММК. 2005. С. 64-125.
205. Юренева Т.Ю. Музееведение. - М.: Академический проект, 2004. 560 с.
206. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие. - М.: Рос. ин-т культурологии, 2001. 223 с.
207. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М.: Политиздат, 1991. 537 с.
208. Яхонтова Е.С. Управление ценностями как элемент управления человеческими ресурсами компании // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. № 4. - М., С. 73-81.
209. Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. - М.: Лань, 1999. 528 с.
210. A Guide to the Project Management Body of Knowledge. PMI Standards Committee. 2000 Edition, 2000. 45 p.
211. Bagnall R. Alexandria: a library of dreams // PROCEEDINGS OF THE AMERICAN PHILOSOPHICAL SOCIETY. 2002. № 46 (4). P. 348-362.
212. Berger, P.L. and Luckmann T. The Social Construction of Reality: A Treatise in the Sociology of Knowledge, Garden City, NY: Anchor Books, 1966. 240 p.
213. Bernthal, W.F. Value perspectives in management decisions. Journal of the Academy of Management, 5(3), 1962. P. 190-196.
214. Bhaskar R. A realistic theory of science. - Leeds: Leeds books, 1975. 260 p.
215. Bix G., Butler T., Bernstein S. Museum of ideas. Commitment and Conflict. - Edinburgh: MuseumsEtc, 2011. 620 p.
216. Bourdieau P., Darbel A., Schnapper D. The love of Art: European Art Museums and Their Public. - Cambridge: Polity Press, 1997. 192 p.
217. Bygren L., Konlaan B., Johansson E. Attendance at cultural events, reading books or periodicals, and making music or singing in a choir as determinants for survival: Swedish interview survey of living conditions// British Medical Journal. 1996. №313 (7072). P. 1577-1580.
218. Cameron D.F. Museum as communication system and implications for museum education // The Museum Journal.1968. Vol. 11. Issue 1. P.33-40.
219. Cameron D.F. A Viewpoint: The Museum as a Communications System and Implications for Museum Education. 1968. Curator 11(1). P. 33-40.
220. Commons J. Institutional Economics: Its Place in Political Economy. -N.Y.: McMillan, 1934. 648 p.
221. Conn S. Do Museums Still Need Objects? - Pennsylvania: University of Pennsylvania Press, 2010. 272 p.
222. Dana J.C. The new museum. - Woodstock: Elm Tree Press, 1917. 56 p.
223. Dodd J., Sandell R. Including Museums. Perspectives on museums, galleries, and social inclusion. - Leicester: RCMG, 2001. 122 p.
224. Dodd J., Jones C. Towards a new social purpose- the role of botanic gardens in the 21st century. Roots Botanic Gardens Conservation International Education Review Volume 8 №1 April 2011 146 p.
225. Dodd J. Whose museum is it anyway: Museums education and the community // The Educational Role of the Museum / editor Hooper-Greenhill E. - Routledge, London. 1994.
226. Dodd J. Museums and the health of the community // Museums, Society, Inequality / editor Sandell R. - Routledge, London and New York. 2002. 292 p.
227. Dodd, J., Sandell, R. Including Museums: Perspectives on Museums, Galleries and Social Inclusion - Leicester: RCMG, 2001. 122 p.
228. Durkheim E. The rules of Sociological Method. - New York: The Free Press, 1982. 265 p.
229. Erskine A. Culture and Power in Ptolemaic Egypt: the Museum and Library of Alexandria // Greece & Rome. 1995. Vol. 42, №1. P.28-38.
230. Exhibiting Cultures. The poetics and politics of Museum Display / edited by I. Karp, S.D. Levine - Washington: Smithsonian Institution. - 1991. 468 p.
231. Falk J., Dierking L. Lessons Without Limit: How free choice learning is Transforming Education. - Walnut Creek, CA: AltaMira Press, 2002. 197p.
232. Findlen P. The Museum: Etymology and Genealogy. // Museum studies. An anthology of contexts / editor Carbonell B.M. - West Sussex, Wiley-Blackwell, 2012. p.23-51.
233. Findlen P. The museum: its classical etymology and renaissance genealogy // Journal of the history of collections. 1989. №1. P.59-78.
234. Fleischmann K., Cheng A. Developing a meta-inventory of human values // Proceedings of the American Society for Information Science and Technology. 2010. № 47(1). P. 1-10.
235. Gell A. Art and Antropological theory. - Oxford: Clarendon Press, 2010. 271 p.
236. Greenhalgh P. Education, Entertainment and Politics: Lessons from the Great International Exhibitions //A new museology Reaktion / editor Peter Virgo. - London, Reaktion books, 1989. P. 74-98.
237. Hardner G. Frames of mind: The Theory Of Multiple Intelligences. - New York: Basic books, 2011. 528 p.
238. Hein H. Museum in transition. A philosophical perspective. - Washington, Smithsonian books, 2000. 199 p.
239. History from things. Essays on material culture / edited by S. Lubar, W. David Kingery. - Washington: Smithsonian Institution. - 1993. 300 p.
240. Hoffman E. Sphären museologischen Interessen / Muzeologicke sesity, 1983. № 9. S. 91-97.
241. Homans G.S. The sociological theory of behaviorism. - N.Y.: Columbia University Press, 1969. 150 p.
242. Hooper-Greenhill E. A new communication model for museums //Museum languages, objects and texts / editor Kavanagh G. - Leicester: Leicester University Press, 1992. 176 p.
243. Hudson K. Museums of Influence. - Cambridge: Cambridge Univ.Press, 1987. 228 p.
244. Hungerford H., Folk T., Ramsey J. A prototype Environmental Education Curriculum for the Middle School (Revised) UNESCO-ENEP-IEEP Environmental Education Series № 29, 1994. 84 p.
245. Kavanagh G. Making Histories, Making Memories // Making Histories in Museums. / G. Kavanagh. - Leicester, 1999. P. 1-14.
246. Kimura T., Ogushi Y., Haruki Y., Okada Y Is interest in art effective in health-related quality of life? Results of a cross-sectional survey on lifestyle and health promotion// Tokai Journal of Experimental Clinical Medicine. 2000. № 25 (3). P. 141-149.
247. Lasswell H. The Structure and Function of Communication in Society // The Communication of Ideas 1948. P. 32-51.
248. Lewis G.D. Museums in Britain: 1920 to the present day // Manual of curatorship: a guide to museum practice / editor Thompson M.A. and oth. London : Butterworths, 1984. - P. 38-53.
249. Lord B., Lord G.D. The Manual of Museum Exhibitions. Walnut Creek: Alta Mira Press, 2002. 544 p.
250. Low T.L. The museum as a Social instrument. - New York: College Art Association, 1942. P.70.
251. Making a Museum in the 21st century/ edited by M. Chiu— New York: Asia Society, 2014. 160 p.
252. Maleuvre D. Museum Memories. History, technology, art. - Stanford, Calif.: Stanford Univ. Press, 1999. 160 p.
253. Malraux A. Le musée imaginaire. - Paris: Gallimard, 1965. P.251
254. Malraux A. The Voices of Silence. Part 1: Museum without Walls. — London: Seeker and Warburg. 1954. P. 227-230.
255. McDonald, P., & Gandz, J. Identification of values relevant to business research. Human Resource Management, 30(2). 1991 P. 217-236.
256. McKenna-Cress P., Kamien J. Creating Exhibitions: Collaboration in the Planning, Development, and Design of Innovative Experiences - N.Y.: Wiley, 2013. 320 p.
257. Mensch Van P. Towards methodology of museology: PhD Thesis. Zagreb, 1992. 68 p.
258. Merriman N. Museum visiting as a cultural phenomenon. //A new museology Reaktion / editor Peter Virgo. - London, Reaktion books, 1989. P. 149-171.
259. Miller D. Material Culture and Mass Consumption (Social Archaeology)
- New York: Wiley-Blackwell, 1997. 252 p.
260. Monk D.F. John Dewey and Adult Learning in Museums// Adult Learning. 2013. № 24(2). P. 63-71.
261. Murray D. Museums. Their History and their Use. T. I. — Glasgow: J. MacLehose and Sons,1904. 370 p.
262. Museum studies: an anthology of contexts / edited by B. Carbonell. Second edition. - Chichester: Blackwell Publishing, 2012. 620 p.
263. Museums and galleries as performative sites for lifelong learning: constructions, deconstructions and reconstructions of audience positions in museum and gallery education // Museum & Society. 2006. Vol.4. №1. P. 15-26.
264. Museums for a new century: A report of the Commission on museums for a new century. — Washington. 1984. 9 p.
265. Neal A. Exhibits for a small museum: A Handbook - Nashville: American Association for State and Local History, 1976. 169 p.
266. Neustupny J. Museum and Research. - Prague: Office of regional and museum work of the National Museum in Prague, 1968. 159 p.
267. New Museum Theory and Practice. An introduction / edited by J. Marstine.
- Oxford: Blackwell Publishing, 2006. 322 p.
268. Noble J.V. A Museum Manifesto // Museum News. 1970. № 8(48). P.16-20.
269. O'Neill M. Cultural attendance and public mental health - from research to practice // Journal of public mental health. 2010. №9 (4). P. 22-29.
270. Osborne H. Museums and their functions // Journal of Aesthetic Education. 1985. №19(2). P.41-51.
271. Panunzio C. Major Social Institutions. - N.Y.: McMillan, 1949, 609 p.
272. Parsons T. The Social system. - Glencoe: The Free Press, 1951. 111 p.
273. Ripley S.D. The sacred grove: essay on museums. - Washington DC: Smithsonian Inst P, 1979. 159 p.
274. Robertson R. Glocalization: time-space and homogeneity-heterogenity / Global modernities - London: Featherstone, 1995. P. 22-44
275. Rokeach M. The Nature of Human Value. - N.Y.: The Free Press, 1973. 438p.
276. Rozenzweig R., Thelen D. The Presence of the Past. Popular uses of History in American Life. - N. Y.: Columbia University Press, 1998. -291 p.
277. Schramm W. How communication works // The process and effects of communication / editor W. Schramm.- - Urbana, Illinois: University of Illinois Press, 1954. P. 3-26.
278. Schreiner K. Neue Aspekte zur Herausbildung der Museologie als Wissentschaft. // Neu Museumkunde, 1985. H. 3. S. 167.
279. Serrell, Beverly. Exhibit Labels: An Interpretive Approach. Walnut Creek: Alta Mira Press, 1996. 178 p.
280. Shank R.C. Scripts, Plans, Goals and Understanding: An inquiry into human knowledge structures/ R.C. Shank, R.P. Abelson - Hillsdale, 1977. - 236 p.
281. Silverman L.H. The social service of museums. - Routhledge, 2010. -208p.
282. Spencer H. First principles. - N.Y.: D. Appleton, 1906. 501 p.
283. Stransky Z.Z. A provocative checklist // Collecting today for tomorrow. ICOFOM Study Series 6. - Stockholm, 1984. P. 7-11.
284. Svedlow A.J. Lifelong Learning in Museums: In Pursuit of Andragogy// PAACE Journal of Lifelong Learning. 1997. №6. P. 29-39.
285. The Oxford dictionary of new words / Edited by S. Tulloch — Oxford: Oxford University Press, 1991. 336 p.
286. Thompson J.M, Basset D.A. Manual of Curatorship: a Guide to Museum Practice. - Oxford: Butterworth Heinemann, 1992. 756 p.
287. Tilden F. Interpreting Our Heritage. - Chapel Hill: The University of North Carolina Press, 2008 224 p.
288. Ulrich R. View through a window may influence a recovery from surgery // Science.1984. № 224. P.1-3.
289. Weil S. Making Museums matter. - W.: Smithsonian Books, 2002. 288p.
290. Williams P. The memorial museum identity complex // Museum studies. An anthology of contexts / editor Carbonell B.M. - London, Reaktion books, 1989. P.97-116.
291. Wittlin A.S. The museum, its history and its tasks in education. — London. 1949. 297 p.
2. Электронные ресурсы
292. Вещь [Электронный ресурс] // Новая философская энциклопедия. Режим доступа: http://iph.ras.ru/elib/0603.html (дата обращения: 10.11.2014).
293. Всеобщая декларация прав человека [Электронный ресурс]// Организация объединенных наций. Декларации. Официальный сайт. Режим доступа: http: //www. un. org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr. shtml (дата обращения: 21.06.2014)
294. Гавра Д. Понятие социального института [Электронный ресурс] //
Персональный сайт Самосудова М.В. Режим доступа:
http://www.samosudov.ru/%CC%E0%F2%E5%F0%E8%E0%EB%FB%
139
20%EA%20%F3%F7%E5%E 1%ED%FB%EC%20%EA%F3%F0%F 1% E0%EC/%CF%EE%ED%FF%F2%E8%E5%20%F1%EE%F6%E8%E0 %EB%FC%ED%EE%E3%EE%20%E8%ED%F1%F2%E8%F2%F3%F 2%E0.htm (дата обращения: 11.08.2015)
295. Гамбургская декларация об обучении взрослых [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. Декларации Официальный сайт. Режим доступа: http: //www. un. org/ru/documents/decl_conv/declarations/hamburg_decl. s html (дата обращения: 11.09.2014).
296. Гиль А.Ю. Эволюция музея в контексте становления информационного общества [Электронный ресурс] // Томский государственный университет. Научная библиотека. Режим доступа: http://sun.tsu.ru/mminfo/000063105/306/image/306-035-038.pdf (дата обращения: 1.08.2015)
297. Глотов М.Б. Социальный институт: определение, структура, классификация [Электронный ресурс] // Федеральный образовательный портал ЭСМ. - 2003. Режим доступа: http: //ecsocman. hse. ru/data/793/915/1217/2-Glotov_13-20. pdf (дата обращения: 1.06.2015)
298. Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс] // Организация объединенных наций. Декларации Официальный сайт. Режим доступа: http: //www. un. org/ru/documents/decl_conv/declarations/summitdecl. sht ml (дата обращения: 23.06.2014)
299. Дергачева Е.А. Социально-философский анализ глобализации // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2012. №1(09) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://sisp.nkras.ru/issues/2012/1/dergachyova.pdf (дата обращения: 23.06.2014)
300. Закон Республики Азербайджан «О музеях»: От 24 марта 2000 г. № 839, с поправками от 23 ноября 2001 года №2 219-11ГД; 22 ноября 2002 г. № 382-11ГД; 16 июня 2007 года № 390-ШГД [Электронный ресурс] // UNESCO Database of National Cultural Heritage Laws. Режим доступа: http : //www. unesco. org/culture/natlaws/media/pdf/azerbaij an/az _museums2000_rusorof. pdf
301. Конвенция об охране всемирного и культурного наследия (16.12.1972) Конвенции [Электр. ресурс] // UNESCO Documents Режим доступа: http://whc.unesco.org/archive/convention-ru.pdf (дата обращения: 10.11.2014).
302. Коренева А.Ю., Макарова А.В. Управленческий потенциал образовательных выставок и музеев в развитии идей инклюзивности и инклюзивного образования [Электронный ресурс] // Электронное научное издание Альманах «Пространство и Время». 2015. Т.1. №8 Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n7upravlencheskiy-potentsial-obrazovatelnyh-vystavok-i-muzeev-v-razvitii-idey-inklyuzivnosti-i-inklyuzivnogo-obrazovaniya (дата обращения:
10.11.2014).
303. Коренева, А. Ю. Музейная экспозиция как текст: теоретические аспекты [Электронный ресурс] / А.Ю. Коренева // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. — 2015. — Т. 10. — Вып. 1: Пространство и время текста — http://j-spacetime. com/actual%20content/t 10v1/t10v1_PDF/2227-9490e-aprovr_e-ast 10-1.2015.115. pdf.
304. Лосский Н.О. Ценность и бытие. Бог и царство Божие как основа ценностей [Электронный ресурс] // Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры. Режим доступа: http://www.psylib.org.ua/books/lossn01/index.htm (дата обращения:
19.05.2015)
305. Международная стандартная классификация образования [Электронный ресурс] // Институт статистики ЮНЕСКО. - 2013. Режим доступа: http://www.uis.unesco.org/Education/Documents/isced-2011-ru.pdf (дата обращения: 21.06.2014)
306. Музей [Электронный ресурс] // Российская музейная энциклопедия. Режим доступа: http://www.museum.ru/rme/dictionary.asp740 (дата обращения: 14.12.2014)
307. Музей и демократия. Серия электронных изданий MUSEUM PRO выпуск 0.1 [Электронный ресурс]// Музеи России. -1997. Режим доступа: http://www.museum.ru/future/lmp/web/archive/m-pro_1 .pdf (дата обращения: 10.09.2014)
308. Неформальное образование: материалы 55-й недели (25/09-01/10/06) 60-летия ЮНЕСКО [Электронный ресурс] // Бюро информации общественности. Режим доступа: http: //www. unesco. org/bpi/pdf/memobpi55_NFE_ru.pdf (дата обращения: 11.09.2014).
309. Объект [Электронный ресурс] // Новая философская энциклопедия. Режим доступа: http://iph.ras.ru/elib/2152.html (дата обращения: 10.11.2014).
310. Память мира [Электронный ресурс] // Бюро ЮНЕСКО в Москве. Режим доступа: http://www.unesco.org/new/ru/moscow/communication-information/memory-of-the-world/ ( дата обращения: 3.08.2015)
311. Пискорская С.Ю. Образовательные выставки как средство коммуникации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.confcontact.com/2012_05_25/11_piskorskaya.php.
312. Повышение всеобщей грамотности с помощью программы
«Образование для всех» [Электронный ресурс]// Организация
объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры.
Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО.
Официальный сайт. Режим доступа:
142
http://www.unesco.ru/ru/?module=news&action=theme&id=167 ( дата обращения: 14.06.2014)
313. Словарь музейных терминов [Электронный ресурс] // Российская музейная энциклопедия. Режим доступа: http://www.museum.ru/rme/dictionary.asp798 (дата обращения: 05.11.2014).
314. Социальные функции музея [Электронный ресурс] // Российская музейная энциклопедия. Режим доступа: http://www.museum.ru/rme/dictionary.asp7140 (дата обращения: 14.12.2014)
315. Степанова В.Л. Социальная память как средство управления людьми. [Электронный ресурс]// Культура и взрыв: социальные смыслы в эпоху перемен. Режим доступа: http ://socio.my1. ru/load/2010/socialnaj a_pamj at_kak_sredstvo_upravleni ja_ljudmi/1-1-0-22 (дата обращения: 20.12.2014)
316. Устав Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс] // Организация объединенных наций. Документы. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/charter/ (дата обращения: 27.07.2014)
317. Berti M., Costa V. The Ancient Library of Alexandria. A Model for Classical Scholarship in the Age of Million Book Libraries [Electronic resource] // Perseus Digital Library. Mode of access: http: //www.perseus.tufts .edu/publications/BertiCo sta_Alexandria_Kentu cky.pdf (дата обращения: 15.08.2015)
318. UNESCO. Museum [Electronic resource] Mode of access: http: //www.unesco. org/new/en/kabul/culture/museums/ (дата обращения: 1.08.2015)
319. UNESCO. Museum Projects [Electronic resource] Mode of access: http://www.unesco.org/new/en/culture/themes/museums/museum-projects/ (дата обращения: 1.08.2015)
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.