Музейные практики США XX - XXI вв.: институциональные аспекты тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.03, кандидат наук Короткова, Анастасия Валерьевна
- Специальность ВАК РФ24.00.03
- Количество страниц 232
Оглавление диссертации кандидат наук Короткова, Анастасия Валерьевна
Введение.................................................................................................3
Глава 1. История художественных музеев США в трудах американских музеологов XX в.
1.1. Подходы американских музеологов к определению концепции художественного музея в первой половине XX в...............................................23
1.2. Основные направления музеологических исследований, посвященных истории художественных музеев США (вторая половина XX в.)............................37
1.3. Изучение феномена музея современного искусства США в работах
американских музеологов..........................................................................61
Глава 2. Институциональные составляющие музейного пространства США
2.1. Государственная политика и финансовая поддержка художественных
музеев США............................................................................................71
2.2. Профессиональные музейные ассоциации и объединения.............................92
2.3. Исследовательские и учебные музеологические центры США......................112
2.4. Трансформация управленческих практик в художественном музее
США на протяжении XX в.....................................................................122
Глава 3. Новые направления деятельности художественных музеев США
3.1. Дискуссии о трансформации миссии американского художественного
музея в XXI в........................................................................................134
3.2. Новые направления работы с музейной аудиторией..................................144
3.3. Поиск путей преодоления последствий финансового кризиса 2008г.
для музейной практики США....................................................................160
Заключение........................................................................................177
Приложение 1. Сеть крупнейших художественных музеев и музейных центров
в США................................................................................................185
Приложение 2. Основные направления работы Постоянных
профессиональных комитетов ААМ..........................................................210
Приложение 3. Основные направления работы комитетов
ААМД...............................................................................................213
Приложение 4. Основные направления деятельности центров
Смитсоновского института......................................................................215
Приложение 5. Схема институциональной организации художественного
музея США.........................................................................................217
Список литературы...............................................................................218
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов», 24.00.03 шифр ВАК
Зарубежная музеология: интеллектуальные парадигмы и институциональные структуры2018 год, кандидат наук Ананьев, Виталий Геннадьевич
История образования и деятельность Комитета музеологии Международного совета музеев2012 год, кандидат исторических наук Труевцев, Николай Валерьевич
Музейные собрания московских купцов-меценатов Щукиных в контексте российской культуры XX века2000 год, кандидат культурол. наук Полякова, Ольга Борисовна
Традиции и новации инвариантных составляющих музейной экспозиции2018 год, кандидат наук Лермонтова, Елена Николаевна
Композиционно-художественные тенденции формообразования музейной экспозиции: В контексте искусства, архитектуры, дизайна2002 год, доктор искусствоведения Майстровская, Мария Терентьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Музейные практики США XX - XXI вв.: институциональные аспекты»
Введение Актуальность темы исследования
Определяющим фактором в выборе темы стало осознание необходимости осмысления опыта США, одного из мировых музейных центров, где развивают и поддерживают крупнейшую в мире музейную сеть. В США насчитывается более 17500 музеев разного типа, профиля и подчинения (для сравнения, во Франции, признанной одной из мировых культурных центров, существует около 1290 музеев). Согласно статистическим данным посещаемость музеев США также очень высока и, по данным за 2010 г., она составила 850 млн. человек.1
Особый интерес представляет группа художественных музеев, поскольку в обстоятельствах возникновения и развития именно этой категории музейных институтов наиболее четко проявляются особенности американского музейного дела и именно эта категория музеев вызывала наибольший исследовательский интерес и у американских, и у отечественных специалистов. Крупнейшие художественные музеи США в течение XX в. являлись моделями организации музейной деятельности для всех групп музеев страны. Зародившись и существуя во многом благодаря частной финансовой поддержке меценатов, художественные музеи США выработали стратегии управления, финансирования и методы работы с посетителями, позволяющие им успешно функционировать в самых сложных экономических условиях. Лидирующие позиции в американской музейной сети, начиная со второй половины XX в. занимают музеи и центры современного искусства; предложенные ими музейные программы оказали значительное влияние на развитие музейных практик во всем мире, в т.ч. и в России.
Из всего комплекса разнообразных музейных учреждений США особое значение для целей данного исследования имеют четыре категории художественных музеев. Их институциональные практики наиболее полно отражают специфику организации американского музейного дела: музеи национального масштаба; крупные музеи (с операционным бюджетом более 2
1 Museum Facts. Museums are Popular// American Alliance of Museums [Electronic resource]. Electronic data. Washington, cop.2013. URL: http://www.aam-us.org/about-museums/museum-facts (дата обращения 24.09.2013).
млн. долларов, которые являются примером организации для небольших музеев страны); музеи, значимые своими коллекциями, выставочными и образовательными программами; музеи и центры современного искусства. Отметим также высокую степень участия названных групп музеев в национальных проектах и программах.
Сегодня происходит динамичная интеграция России в мировой художественный процесс. Отсутствие активного диалога музейных специалистов с Европой и США в советское время образовало бреши в наших представлениях о развитии американской музейной практики и музеологической школы, имеющих ярко выраженную специфику. Без изучения крупной национальной школы, определения значимости вклада американских исследователей в развитие музееведческой мысли, невозможно создание полноценной картины истории музеев мира. Однако, несмотря на возрастание интереса среди отечественных практиков к методам организации музейной деятельности в США, американский опыт недостаточно представлен в отечественных публикациях.
Степень изученности проблемы.
В последние годы можно отметить в российской музеологической литературе рост интереса к вопросам истории, современного функционирования, государственного и общественного регулирования деятельности американских художественных музеев. Однако до настоящего времени лишь некоторые аспекты истории и практики музеев США, а также музеев современного искусства в XX в. (в рамках рассмотрения феномена музея современного искусства) становились предметом изучения российских музеологов. Комплексное исследование американской музейной мысли, теоретическое осмысление новаций музеев и музеологических центров США в XX в. в отечественной науке до сих пор отсутствует. Создание объективной научной картины истории художественных музеев США предполагает переосмысление российскими исследователями наиболее фундаментальных трудов американских ученых по истории музеев мира, написанных на протяжение XX в. Большинство наиболее значимых работ американских исследователей по данной проблематике долгое время были
недоступны российским музеологам, поскольку не переводились и не публиковались на русском языке.
Идея организации образовательных программ при музеях, всесторонней работы с музейной аудиторией, разрабатываемая американскими музеологами в начале XX в. и развиваемая до сих пор, привлекала внимание российских специалистов. В 1920-е гг. появились публикации А.У. Зеленко, посвященные детским музеям США и музейно-педагогическим теориям американских музеологов.1 В связи с развитием музейного образования в конце 1990-х- 2000-х гг. возрос интерес к истории музеев мира, рассмотрению зарубежного опыта в данной области. Были опубликованы статьи и учебные пособия Б.А. Столярова, М.Ю. Юхневич, З.А. Бонами, в которых отражены вопросы работы
художественного музея с различной аудиторией, специфика музейного
2
образования и механизмы взаимодействия музея и школы в США. Современные методы работы с музейными посетителями рассмотрены в публикациях Л.М. Шляхтиной, В.М. Ахунова.3
Монографии Т.Ю. Юреневой и В.П. Грицкевича, стали результатом диссертационных исследований и используются в качестве учебных пособий для подготовки музеологов в ВУЗах страны.4 Опубликованные в начале 2000-х гг. и посвященные истории музеев мира, они отражают некоторые аспекты истории возникновения и развития крупнейших музеев США. В конце 1990 - начале 2000-х гг. в публикациях Т.П. Калугиной разрабатывается философско-
1 Зеленко А.У. Детские музеи в Северной Америке // Музееведение в России в первой трети XX в. Сб. науч. тр. / Музейное дело. Вып. 24. М., 1997. с. 188-221.
2 Столяров Б.А. Музей в пространстве художественной культуры и образования. СПб., 2007. 340 е.; Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей. Учеб. пособие по музейной педагогике. М., 2001. 223 е.; Бонами З.А. Музей - образование - дети (по материалам музейно-педагогических изданий США) // Музейная педагогика за рубежом. Работа музеев с детской аудиторией. Серия электронных изданий MUSEUM PRO / Сост. и ред. М.Ю. Юхневич. М., 1997. Вып. 5.0.
3 Шляхтина Л.М. Современная музейная педагогика: традиции и инновации // Музей и образование в новом социокультурном измерении. Материалы междунар.науч.-практ.конф., посвящ. двадцатилетию Рос. центра музейной педагогики и дет. творчества Рус. Музея. СПб, 2010. С.21-28; Ахунов В.М. Культурно-образовательная и просветительская деятельность художественного музея // Культура физическая и здоровье. Воронеж, 2009. № 1 (20).
4 Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. М., 2003. 536 е.; Грицкевич В.П История музейного дела. В 3 частях. Часть 2. История музейного дела конца 18 - начала 20 вв. СПб., 2007. 408 е.; Его же. Часть 3. История музейного дела в новейший период (1918 - 2000). СПб., 2009. 152 с.
культурологический подход к изучению художественного музея, в рамках которого автор исследует генезис этой культурной формы на примере истории крупнейших музейных институций мира, в т.ч., рассматривая крупнейшие музеи США.1
Обоснованию методологических подходов к изучению музея, а также разработке научной теории на основе культорологической методологии в связи с изменением, сменой «музейной парадигмы» на рубеже XX - XXI вв., посвящено диссертационное исследование О.С. Сапанжи.2 Заслуживает внимания, рассмотренная в работе О.С. Сапанжи проблема трансформацией миссии музейного института в новых социокультурных условиях, нового понимания музея и музейности. Автор раскрывает суть предлагаемого подхода на примере анализа деятельности крупнейших музеев мира, в т.ч. и США.
В конце 1990-х гг., в условиях демократизации общественных отношений, рыночных преобразований в экономике, отечественные исследователи обратились к международному опыту в области государственного регулирования культуры. Российским институтом культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева были подготовлены сборники научных трудов (под редакцией Ю.А. Веденина, П.М. Шульгина, Г.Ф. Онуфриенко), в которых приведены примеры законодательной базы в области сохранения наследия и регулирования работы культурных институтов в Европе и США. Международному музейному праву, вопросам управления культурными проектами, роли государства в проведении культурной политики посвящено исследование К.Е. Рыбака, который в своей работе касается и американского опыта.4
В работах Т.В. Абанкиной Е.А. Лебедевой, Л.Е. Вострякова, H.A. Никишина обсуждаются некоторые аспекты музейного менеджмента и маркетинга, в том
1 Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры. СПб., 2001. 224 с.
2 Сапанжа О.С. Культурологическая теория музейности: автореф. дис. ... доктора культурологии: 24.00.01 / Сапанжа Ольга Сергеевна,- СПб., 2011.- 58 с.
3 Зарубежное законодательство в области сохранения культурного и природного наследия. Информационный сборник. М., 1999. 96 е.; Наследие и государственная культурная политика. Сборник аналитических и информационных материалов / отв. за выпуск Ю.А. Веденин. М., 1996. 96 с.
4 Рыбак К.Е. Музейное право: Международно-правовые аспекты. М., 2005. 288 с.
числе на примере американских музеев.1 В учебно-методическом пособии «Национальные и международные музейные организации», подготовленном кафедрой музеологии Санкт-Петербургского Государственного Университета, отражена работа крупнейших музейных организаций мира, включая и Американскую ассоциацию музеев.2
В конце 1990-х - начале 2000-х гг. были опубликованы несколько работ (статьи Т.П. Калугиной, диссертации А.И. Карловой, Т.А. Алешиной), рассматривающих вопросы представления современного искусства в музее. В них авторы рассматривают специфику практик музея современного искусства в контексте общего развития музейного дела в XX в., в т.ч. на примере крупнейших институций США.3
Следует упомянуть публикации последних лет российский кураторов, искусствоведов, арткритиков (Б. Гройса, Е. Деготь, В. Мизиано), в которых обсуждаются отдельные практики, выставочные проекты художественных музеев, музеев современного искусства США, в отечественных периодических изданиях -«Музей», «Искусство», «Артхроника», «The Art Newspaper Russia», «Сноб».
В альбомах из серии «Города и музеи мира», издававшихся в 1967-1990-е гг., нашла отражение тема собраний американских художественных музеев.4 В создании альбомов серии принимали участие известные музейные работники и искусствоведы.
Перечисленные выше работы отечественных исследователей отмечают значение американской музейной мысли в развитии музейного дела в мире, но не
1 Абанкина Т.В. Влияние информационных технологий на некоммерческий маркетинг // Музей будущего: информационный менеджмент. Сборник статей. М., 2001. С.115-142; Лебедева Е.А. Технология работы учреждений культуры по связям с общественностью // Музей будущего: информационный менеджмент. С. 136-149; Востряков Л.Е. Практика менеджмента. Директора в новом тысячелетии // Музеи. Маркетинг. Менеджмент. Практическое пособие. М., 2001. 210 е.; Никишин H.A. Партнерство и другие технологии музейного менеджмента // Экология культуры. Информационный бюллетень. Архангельск, 2001. № 2. С. 43 - 44.
2 Ананьев В.Г. Национальные и международные музейные организации. Учеб.-метод. пособие. СПб., 2013. 140 с.
3 Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры. СПб., 2001. 224 е.; Карлова А.И. Музей современного искусства в культуре XX века: дис. ... канд. культурологии: 24.00.03 / Карлова Анастасия Ивановна. СПб., 2009.- 173 е.; Алешина Т.А. Музей как феномен культуры: дис. ... канд. филос. наук: 24.00.01 / Алешина Татьяна Александровна. - Новочеркасск, 1999. - 142 с.
4 Панас К.И. Художественный музей Метрополитен. М., 1982. 264 е.; Сингаевский В.Н. Музей Метрополитен. Нью-Йорк. Альбом. М., 2007. 224 с.
раскрывают всю многогранность проблемы. В связи с такой постановкой проблемы в процессе диссертационного исследования широко привлекались монографии, эссе, справочники, учебники американских исследователей, посвященные истории формирования и развития музейных учреждений США. Музеологические публикации в американской традиции в основном носят прикладной характер и хорошо соотносятся с этапами развития музейного дела, профессиональных организаций и музеологических центров. Исследования отражают основные направления музейной деятельности: музейно-педагогическую и образовательную, экспозиционную и выставочную, научно-исследовательскую и хранительскую работу, а также правовые аспекты и проблемы реституции. Большое внимание уделяется вопросам управления и маркетинга. В американской историографии, посвященной рассмотрению художественных музеев, можно выделить три основных этапа:
- период первой половины XX в., характеризующийся началом изучения музейной истории США, накоплением материалов и источников, а также началом разработки образовательной и консолидирующей функции музейного института (Б. Гилман, Д. Дана, Т. Манро, Т. Лоу, А. Виттлин, М. Лила);
- период 1960-х-1980-х гг. определяется интересом музеологов к изучению первых художественных собраний, а также истории формирования крупнейших музеев США, рассмотрению социальных функций музея (Э.П. Александер, С.Эд. Уэйл, Б.О. Доэрти, Г. Селинг, Л. Ночлин, Ш.Э. Ли, А. Рокман);
- период 1990-х-2000-х гг. отмечен вниманием исследователей к выявлению специфики американского музея, вопросам институционального определения художественных музеев США (А. Уаллах, Н. Эйнрейнхофер, Дж. Кулидж, Л. Левин, М. Шварзер).
Подробный анализ американской музеологии XX в. представлен в первой главе диссертации. Рассмотрению характерных черт функционирования, финансовой организации и управления американских музеев, их роли в системе социальных и культурных институтов посвящены работы американских специалистов (Э. Александер, Н. Барт, Д. Финлей) периода 1970 - 1980-х гг., что
связано с созданием системы государственной финансовой поддержки культурных институтов.1 В конце 1990 - начале 2000-х гг. наблюдается новый этап в рассмотрении вопросов финансовой организации и управления музеями: внутри профессионального музейного сообщества обсуждалась возможность пересмотра существующей грантовой системы поддержки музеев. Опубликованы исследования, в которых анализируются особенности управленческой организации американских музеев (Ф. Робинсон, X. Геновэйс, Е. Буркау),2 работа национальных агентств, реализующих государственную политику в области культуры (Э. Меррит, М. Каммен, К. Кох, К. Скотт), а также проблемы правового регулирования музейной деятельности (М. Фелан).4 Тем не менее, вопросы финансовой организации, системы государственного регулирования работы музейных институтов США до сих пор не получили комплексного изучения, единой оценки американских специалистов.
В контексте обсуждения особенностей художественного музея США, его основных направлений деятельности и новаторских практик важным становится обращение к работам признанных теоретиков и практиков американского музейного дела: Э.П. Александера, С. Уэйла, Д. Риплея, Г. Скремстеда, С. Конна.5 Немаловажным становится подход Н. Эйнренхофер (конец 1990-х гг.), которая исследует различные предпосылки, повлиявшие на становление современной
1 Burt N. Palaces for the People: A Social History of American Art Museum. Boston, 1977. 446 p.; Finley D.E. A Standard of Excellence: Andrew W. Mellon founds the National Gallery of Art. Washington, D.C., 1973. 193 P-
2 Robinson F. Conducting the Museum: Training the Next Generation of Directors // Museum News. September-October 2007; Genoways H.H., Ireland L.M. Museum Administration: An Introduction. Rowman, 2003. 403 p.; Burcaw E.G. Introduction to Museum Work. Third edition. AASLH, 1997. 241 p.
3 Merritt E. National Standards and Best Practices for U.S. Museums. American Association of Museums, 2008. 92 p.; Kämmen M. Culture and the State in America // The Journal of American History, Vol.83, no.3 (December 1996), pp. 791-814; Koch C. The Contest for American Culture: A Leadership Case Study on The NEA and NEH Funding Crisis // Public Talk: online journal of discourse leadership. [Electronic resource]. URL: http://www.upenn.edu/pnc/ptkoch.html (дата обращения 24.09.2013); Scott C.A. Museums and Public Value. Creating Sustainable Feature. London, 2013. 202 p.
4 Phelan M. Legal and ethical considerations in museum acquisitions // Genoways H. Museum Philosophy for the 21st Century. New York, 2006. Pp. 27 - 46.
5 Alexander E.P. The Museum in America: Innovators and Pioneers. New York, 1997. 224 p.; Weil S.Ed. A Cabinet of Curiosities: Inquiries into Museums and Their Prospects. Washington, D.C., 1995. 288 p.; Skramstad H. An Agenda for American Museums in the Twenty-First Century // Anderson G. Reinventing the museum: Historical and Contemporary Perspectives on the paradigm shift. New York, 2004. 405 p., pp. 118133.; Conn S. Museums and American Intellectual Life, 1876-1926. University Of Chicago Press, 1998. 314 p.
модели художественного музея США, в т.ч. экономические, политические, социальные и культурные.1
В американской музеологической традиции сложилось направление «музейная философия» {museum philosophy), которое занимается исследованием роли музея как социокультурного института, а также изучением моделей трансформации музейного института в будущем (С. Уэйл, Г. Скрэмстед, Д. Куно, Г. Андерсон и X. Геновэйс).
Рассмотрение проблематики музея современного искусства, анализ новаторских практик, специфики основных направлений деятельности и работы с музейной аудитории нашли отражение в работах американских исследователей в 1990-2000-х гг. (А. Уаллах, X. Уассон), что связано с необходимостью анализа влияния практик музеев современного искусства на трансформацию основных направлений музейной деятельности.2
Отдельную группу привлекаемой литературы составляют публикации европейских и канадских исследователей (Ж. Базен, К. Хадсон, К. Дункан, К.А. Скотт) и специалистов по музейному маркетингу и менеджменту (Б. Лорд,
л
Г.Д. Лорд). Работа Ж. Базена «Век музеев» является одним из немногих европейских исследований, автор которого подробно рассматривает сферу художественного коллекционирования и развития художественных музеев США, начиная с конца XVIII в. Монография Ж. Базена представляет определенный интерес и как издание, на протяжении многих лет входившее в число обязательной литературы большинства американских учебных программ, на нее ссылались в своих работах многие историки американского музейного дела.
Объектом исследования являются музейные практики США в XX — XXI
вв.
1 Einreinhofer N. The American art museum: Elitism and Democracy. Leicester University Press, 2000. 248 p.
2 Wasson H. Museum Movies: the Museum of Modern Art and the Birth of Art Cinema. Regents of the University of California, 2005. 327 p.; Wallach A. Exhibiting contradiction: essays on the art museum in the US. The University of Massachusetts Press, 1998. 153 p.
3 Bazin G. The Museum Age. Brussels: Desoer, 1967. 302 p.; Хадсон К. Влиятельные музеи. Новосибирск, 2001. 196 е.; Duncan С. Civilizing Rituals: Inside Public Art Museums. London, 1995. 178 p.; Scott C.A. Museums and Public Value. Creating Sustainable Futures. Surrey, 2013. 208 p.; Лорд Б., Лорд Г.Д. Менеджмент в музейном деле. Учеб. Пособие. М.: Логос, 2002. 255 с.
Предмет исследования - исторически сформировавшиеся особенности функционирования и организации художественных музеев США.
Хронологические рамки рассматриваемой проблемы ограничены XX - XXI вв. В XX в. была выработана специфическая модель американского художественного музея. Именно в этот период времени происходит значительный рост числа художественных музеев США. Идеи американских музейных специалистов, опубликованные в XX в. в монографиях и многочисленных периодических изданиях, начинают оказывать значительное влияние на развитие музейной практики во всем мире. Рассмотрение музейных практик США первого десятилетия XXI в. позволяет выделить современных тенденций в деятельности американских художественных музеев и музееведческих центров.
Источниковая база исследования.
Источниковую базу исследования составляют различные группы материалов, выбор которых обусловлен задачами, поставленными в каждой из частей диссертации.
Первая глава работы носит историографический характер, поэтому основной комплекс источников составили эссе, публикации в профессиональных и научных изданиях американских музеологов, искусствоведов, историков и философов XX в., привлечение которых позволяет выделить этапы развития американской музейной мысли, изучить позиции исследователей по важнейшим проблемам истории музейного дела США.1
Центральное место в диссертации занимает выявление институциональных особенностей практик американского художественного музея. Поэтому самой многочисленной группой источников являются официальные документы, регламентирующие работу музеев, а также ежегодные отчеты национальных агентств (составляющих федеральную программу поддержки музеев). Эти материалы дают представление о современной культурной политике в США, особенностях государственного и общественного регулирования музейной
1 Mechlin L. Art Life in Washington. Records (1922). Columbia Historical Society of Washington // American Federation of Art's records, 1895-1993 [Electronic resource]. Electronic data. URL: http://www.afaweb.org/about/ (дата обращения 24.09.2013).
деятельности, финансовой организации американских художественных музеев. В диссертации были использованы документы ведущих организаций в системе государственной поддержки культуры и искусства: отчеты работы Национального фонда поддержки искусств за период 1965 - 2000 гг.,1 отчеты и данные статистических исследований Института музейных и библиотечных служб. Материалы содержат информацию об административном и правом положении музейных институтов США; о формах собственности и управления; основных источниках финансирования; приоритетных направлений музейной работы, на которые выделяются государственные гранты. Важно отметить прозрачность работы организаций, реализующих федеральную программу поддержки культуры, - их финансовые отчеты и другие документы представлены на интернет-сайтах в свободном доступе.
Следующую по значимости группу источников составляют статистические материалы, касающиеся художественных музеев, и результаты социологических исследований, проводимых по заказу профессиональных объединений (Американской ассоциации музеев (современное название - Американский альянс музеев)3 и Ассоциации директоров художественных музеев),4 национальных агентств (Института музейных и библиотечных служб).5 Статистические материалы дают представление о размерах государственных грантов, выделяемых
1 Exhibiting Public Value: Government Funding for Museums in the United States [Electronic resource], -Electronic data. - Institute of Museum and Library Services, December, 2008. URL: www.imls.gov/pdf/museumpublicfinance.pdf (дата обращения 24.09.2013).
2 См. Интернет-сайт Института музейных и библиотечных служб, где представлены отчеты за 2008 — 2012 гг. Legislation and Budget // Institute of Museum and Library Services [Electronic resource]. Electronic data. Washington, cop. 2013. URL:http://www.imls.gov/about/budget_and_performance_links.aspx (дата обращения 24.09.2013).
3 В августе 2012 г. название организации было изменено на Американский альянс музеев (American Alliance of Museums). Интернет-сайт: http://www.aam-us.org/
4 Например, American Association of Museums. A Statistical Survey of Museums in the United States and Canada. Washington, D.C., 1965. 52 p.; Museums and the American Economy in 2011. A Report from the American Association of Museums (April 2012) [Electronic resource]. Electronic data. Washington, cop. 2012. URL: http://www.aam-us.org/docs/research/acme 12-final.pdf?sfVrsn=0; Исследование AAM, посвященное изучению значимости внедрения современных мобильных технологий в музейные программы. 2011 Mobile Technology Survey [Electronic resource]. Electronic data. Washington, cop. 2011. URL: http://www.aam-us.org/docs/center-for-the-future-of-museums/aam_mobile_technology_survey.pdf?sfvrsn=0 (дата обращения 24.09.2013).
5 Exhibiting Public Value: Government Funding for Museums in the United States // Institute of Museum and Library Services, December, 2008. [Electronic resource]. Electronic data. Washington, cop. 2008. URL: www.imls.gov/pdf/museumpublicfinance.pdf (дата обращения 24.09.2013).
на различные музейные программы, источниках дохода художественных музеев, ежегодной посещаемости и т.д. Анализ данных позволяет рассмотреть финансовую организацию музейных институтов США, а также выявить различные стратегии, которые использует музейное руководство для привлечения дополнительного финансирования в операционный бюджет.
Особую группу источников составляет комплекс документов, относящихся непосредственно к работе художественных музеев США: уставные документы и положения, регулирующие деятельность музеев, финансовые и ежегодные отчеты. Изучение этих материалов позволяет выделить характерные черты в организации американских художественных музеев. Ежегодные отчеты крупнейших американских музеев (Метрополитен-музей и МоМА в Нью-Йорке, Бостонский музей изящных искусств, Музей Гетти в Лос-Анджелесе и т.д.) за период 2008 -2012 гг., представленные на их официальных интернет-сайтах, содержат информацию о составляющих операционного бюджета музеев, управленческой структуре, численности штата сотрудников, выставочных и образовательных программах, музейных отделах.1
Для характеристики работы профессиональных музейных объединений США были использованы документы и материалы, представленные на официальных Интернет-сайтах Американского альянса музеев, Американской ассоциации государственной и местной истории, Ассоциации директоров художественных музеев, Ассоциации университетских художественных музеев. В материалах содержатся данные о количестве членов, размерах ежегодных членских взносов, издательской деятельности, важнейших документах, регулирующих работу музеев США, информацию о темах научных семинаров и конференций. Для изучения принятых в профессиональном сообществе стандартов музейных практик были привлечены программные документы Американского альянса музеев (за 1984, 1992, 2008 г.), кодексы музейной этики Американской ассоциации музеев и Ассоциации директоров художественных
1 См. Интернет-сайт Музея Гетти, раздел "The Getty Trust". URL: http://www.getty.edu/about/
музеев.1
Для выявления и характеристики активно работающих исследовательских и учебных музеологических центров были изучены материалы научно-практических конференций Музеологического центра Смитсоновского института, учебные планы образовательных центров и кафедр музеологии университетов США; предлагаемые программы прохождения стажировок для студентов и аспирантов в крупных художественных музеях и музейных центрах. Анализ материалов профессиональных периодических изданий, электронных публикаций (за период 2001 - 2012 гг.: "Museum News"), необходим для выявления основных музеологических центров и тематики их исследований, а также современных тенденций развития музейного дела США.
Похожие диссертационные работы по специальности «Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов», 24.00.03 шифр ВАК
Современный художественный музей в контексте аксиологических концептов культуры2022 год, кандидат наук Ересова Валерия Витальевна
История и современные тенденции в развитии музейного мира Сибири: адаптационный подход2012 год, доктор исторических наук Шелегина, Ольга Николаевна
Социокультурная детерминированность музейной политики: вторая половина XX - начало XXI века2018 год, кандидат наук Морозова, Елена Витальевна
Музей в социокультурном пространстве современного общества: функциональная трансформация2022 год, кандидат наук Саркисова Елена Геннадьевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Короткова, Анастасия Валерьевна, 2013 год
Список источников.
1. A AM Accreditation Program. Statistics [Electronic resource]. - Electronic data. -Washington, cop. 2013. - Mode acess : http://www.aam-us.org/resources/assessment-programs/accreditation/statistics
2. AAMD Policy on Deaccessioning // Association of Art Museum Directors' Paper [Electronic resource]. - Electronic data. - Washington, cop. 09.06.2010. - Mode acess: https://aamd.org/sites/default/files/document/AAMD%20Policy%20on%20Deaccessioning.pdf
3. About AAMC. Mission and Vision // Association of Art Museum Curators [Electronic resource]. -Electronic data. - New York, cop.2013. - Mode acess: http://www.artcurators.org/?page=MissionVision
4. American Alliance of Museums. Code of Ethics, adopted 1991, amended 2000 [Electronic resource], - Electronic data. - Washington, D.C. cop. 2013. - Mode acess: http://www.aam-us.org/resources/ethics-standards-and-best-practices/code-of-ethics-for-museums
5. American Association of Museums. A Statistical Survey of Museums in the United States and Canada. - Washington, D.C.: Amer. Assn of Museums, cop. 1965. - 52 p.
6- American Association of Museums, America's Museums: The Belmont Report. - Washington, DC: Amer. Assn of Museums, cop. 1969.
7- Andjelic-Davila G. MoMA director in OZ: the future is online [Electronic resource]: ArtsHub. 25.06.2010. — Electronic data. — Mode acess: www.artshub.com.au/au/news-article/news/visual-arts/ny-moma-director-in-oz-the-future-is-online-181549
8. Annual Report. Metropolitan museum, 1965 [Electronic resource]: MMA, 1976: pp. 81-91. -Electronic data. - Mode acess: http://www.metmuseum.Org/pubs/bulletins/l/pdf/3258194.pdf.bannered.pdf
9. Annual Report. The Museum Year 2011 / Museum of Fine Arts, Boston [Electronic resource]. -Electronic data. - Boston, cop.2011. - Mode acess: http://www.mfa.org/annuaI-report-2011/numbers.html
10. Art museums and the Identification and Restitution of works stolen by the Nazis, May 2007 // AAMD. Standards and Practices [Electronic resource]. - Electronic data. - Mode acess: https://aamd.org/sites/default/files/document/Nazi-looted%20art_clean_06_2007.pdf
11. Association of Art Museum Directors' 2008 State of North America's Art Museums Survey. [Electronic resource]. - Electronic data. Washington, D.C. cop. 2008. - Mode acess: http://www.aamd.org/newsroom/documents/2008SNAAMFINAL.pdf
12. Barr A.H., Jr. Chronicles. Painting and Sculpture in The Museum of Modern Art 1929-1967 [Electronic resource] / A.H. Barr, Jr. - Electronic data. - New York: Museum of Modern Art, 1977. -Pp.619-650. - Mode acess: http://www.moma.org/learn/resources/archives/EAD/Barrf
13. Biddle L.L. Our Government and the Arts: A Perspective from the Inside / L.L. Biddle. - AC A Books, cop. 1988.-539 p.
14. Boehm M. Getty to trim 34 jobs in its museum division // Los Angeles Times [Electronic resource]. Electronic magazine. - Electronic data. - 01.05.2012. - Mode acess: http://www.latimes.com/entertainment/arts/culture/la-et-getty-cuts-20120501,0,4959035.story
15. Campbell T.P. Breaking down the walls of the museum (01.03.2012). Presentation on the conference TED 2012 [Electronic resource]. - Electronic data. - New York, 2012. - Mode acess: http://blog.ted.com/2012/03/01/breaking-down-the-walls-of-the-museum-thomas-p-campbell-at-ted2012/
16. Cembalest R. Reshaping the Art Museum // The Art News [Electronic resource]. Electronic magazine. - Electronic data. - New York, 06.01.2009. - Mode acess: http://www.artnews.com/2009/06/01/reshaping-the-art-museum/
17. Characteristics of Excellence for U.S // Museums. AAM. Ethics standards and best-practices [Electronic resource], - Electronic data. -Washington, D.C. cop. 2013. - Mode acess: http://www.aam-us.org/resources/ethics-standards-and-best-practices/characteristics-of-excellence-for-u-s-museums
18. Charles M.C. Studies and documents on cultural policies. A study of cultural policy in the United States [Electronic resource], - Electronic data. - Unesco, cop. 1969. - Mode acess: http://unesdoc.unesco.org/images/0000/000011/001171eo.pdf
19. Cheney M.K. Modern Art in America / M.K.Cheney. - New York:Whittlesey House, 1939. - 308 p.
20. Code of Ethics for Museum Workers. - New York: Amer. Assn of Museums, 1925. Reprinted in Museum News. - № 52 (June 1974): pp. 26 - 29.
21. Coleman L.V. College and University Museums / American Association of Museums. -Washington, DC: Amer. Assn of Museums, 1942. - 73 p.
22. Coleman L.V. The Museum in America: A critical Study / L.V. Coleman, 3. - Washington, D.C:, 1939.-480 p.
23. Collecting and Provenance Research // Getty Foundation [Electronic resource]. - Electronic data. -Los Angeles, cop.2013. - Mode acess: http://www.getty.edu/research/tools/provenance/
24. Dana J.C. The New Museum. Selected Writings of John Cotton Dana / J.C. Dana. - American Alliance of Museums Press, 1999. - 262 p.
25. Declaration on the Importance and Value of Universal Museums. - ICOM NEWS, no.l, 2004.
26. Edgers G., Schworm P. Brandeis to sell school's art collecton [Electronic resource], - Electronic data. - Globe Staff, 26.01.2009. - Mode acess: http://www.boston.com/ae/theater_arts/articles/2009/01/26/brandeis_to_sell_schools_art_collection/
27. Excellence and Equity: Museums and the Public Dimension / American Association of Museums. -Washington, DC: Amer. Assn of Museums, 1992. - 27 p.
28. The Exhibition's annotation. Donatello to Giambologna. Italian Renaissance Sculpture at the Museum of Fine Arts, Boston [Electronic resource]. - Electronic data. - Boston, cop.2007. - Mode acess: http://www.mfa.org/exhibitions/donatello-giambologna
29. Exhibiting Public Value: Government Funding for Museums in the United States // Institute of Museum and Library Services [Electronic resource]. - Electronic data. - Washington, D.C., December, 2008. - Mode acess: www.imls.gov/pdf/museumpublicfinance.pdf
30. Federal Formula Grant Initiative for Museums. Updated 2007 [Electronic resource]. - Electronic data. - cop. 2007. - Mode acess: http://washingtonstatemuseums.org/ffgc/FFGC_FAQs.pdf
31. Fitzgerald M.H. Museum Accreditation: Professional Standards / M.H. Fitzgerald. - Washington, DC: Amer. Assn of Museums, 1973.
32. The Foundation Center. Foundation Growth and Giving Estimates [Electronic resource]. -Electronic data. - New York, 2005. - Mode acess: http://foundationcenter.org/gainknowledge/research/pdf/fgge05.pdf
33. Gilman B.I. Museum Ideals of Purpose and Methods // Museum of Fine Arts. Boston: Printed by order of the trustees of the Museum at the Riverside Press, 1918, - 472 p.
34. Goode G. B. The Museums of the Future. - Washington, DC: Govt. Ptg. Off, 1891.- 19 p.
35. Goodyear A.C. The Museum of Modern Art: The First Ten Years // A.C. Goodyear. - New York, 1943.- 144 p.
36. Hoving T. Making the Mummies Dance: Inside the Metropolitan Museum Of Art / T. Hoving. -New York: Simon & Schuster, 1994. - 448 p.
37. Irwin R. Imagining the Future of The Museum of Modern Art: Studies in Modern Art 7 / R. Irwin, S. Holl, E. Murray, R. Serra. - New York: The Museum of Modern Art, 2002. -344 p.
38. Kämmen M. Culture and the State in America // The Journal of American History [Electronic resource], - Electronic data. - vol.83, December 1996 (no.3). Pp. 791-814. - Mode acess: http://www.jstor.org/stable/2945640
39. Katz H., Katz M. Museums, USA. A History and Guide / H. Katz, M. Katz. - New York: Garden City, 1965.-395 p.
40. Kennedy R. Metropolitan Museum Provides a Trove of Images for Google Goggles / R. Kennedy // New York Times [Electronic resource]. - Electronic data. - New York, 16.12.2011. - Mode acess:
http://artsbeat.blogs.nytimesxom/2011/12/16/metropolitan-museum-provides-a-trove-of-images-for-google-goggles/?ref=todayspaper
41. Kino C. Giving museum goers what they want / C. Kino // New York Times [Electronic resource].
Electronic data. - New York, 16.05.2010. - Mode acess: http://www.nytimes.eom/2010/05/16/arts/design/16oakland.html
42. Koch C. The Contest for American Culture: A Leadership Case Study on The NEA and NEH Funding Crisis / C. Koch // Public Talk: online journal of discourse leadership [Electronic resource]. -Electronic data. -Trustees of the Univ. of Pennsylvania, 1998. - Mode acess: http://www.upenn.edu/pnc/ptkoch.html
43. Kotier N. Delivering Experience: Marketing the Museum's Full Range of Assets / N. Kotier // Museum News. - 1999 (May - June).
44. Legislation and Budget, 2008 - 2012 // Institute of Museum and Library Services [Electronic resource], - Electronic data. - Washington, D.C., cop.2012. - Mode acess: http://www.imls.gov/about/budget_and_performance_links.aspx
45. Legislative Appropriations. Annual Survey: Fiscal Year 2005 // The Economic impact of the Arts in the South [Electronic resource], - Electronic data. - National Assembly of State Arts, June 2005. Pp.4-9. - Mode acess: http://www.slcatlanta.org/arts/web/Chap_l.pdf
46. Lilla M. The Great Museum Muddle / M. Lilla // New Republic. - April 8, 1985. - Pp. 25 -29.
47. Looking at Accreditation // Museum News [Electronic resource]. - Electronic data. - 1976. -November - December (№ 55). - Pp. 15 - 41. - Mode acess: http://www.aam-us. org/ museumresources/accred/index. cfm
48. Low T.L. The museum as a Social Instrument / T.L. Low. - New York: the Metropolitan Museum of Art for the American Association of Museums, 1942. - 70 p.
49. Merritt E.E. National Standards and Best Practices for U.S. Museums / E.E. Merritt. - Washington, DC: Amer. Assn of Museums, Reprint edition, 2008. - 92 p.
50. Marzio P. (Houston's Museum of Fine Arts). Presentation on the Conference American Craft Council 2006, Leadership Conference: Shaping the Future of Craft [Electronic resource]. - Electronic data. - Houston, Texas, October 19-21, 2006. - Mode acess: http://craftcouncil.org/post/remembering-visionarypeter-marzio
51. Marshall J., Farrell A. The Endowment Trend; Securing the Future Now / J. Marshall, A. Farrell // Museum News. - 1999 (July, August).
52. Mason B.S. The collection that Walmart built. Opening soon: Alice Walton's long-awaited Crystal Bridges Museum of American Art / B.S. Mason // The Art Newspaper [Electronic resource]. -Electronic data. - Issue 229, November 2011. - Mode acess: http://www.theartnewspaper.com/articles/The-collection-that-Walmart-built/25019
53. Mechlin L. Art Life in Washington. Records (1922). - Columbia Historical Society of Washington // American Federation of Art's records, 1895 - 1993 [Electronic resource], - Electronic data. -American Federation of Art, 2012. - Mode acess: http://www.afaweb.org/about/
54. 2006 Museum Financial Information / American Association of Museums; [eds. E.E. Merrit]. — Washington, DC: Amer. Assn of Museums, 2006. - 199 p.
55. The mission of The Metropolitan Museum of Art / Metropolitan Museum of Art [Electronic resource], - Electronic data. - New York, cop.September 12, 2000. - Mode acess: http://www.metmuseum.org/about/pdf/annual_report/MissionlO.pdf
56. Museums and the American Economy in 2011. A Report from the American Association of Museums // American Association of Museums [Electronic resource]. - Electronic data. - Washington,
D.C., cop. April 2012. - Mode acess: http://www.aam-us.org/docs/research/acme 12-final.pdf?sfvrsn=0
57. 2011 Mobile Technology Survey // Center for the Future of Museums [Electronic resource], -Electronic data. - Washington, D.C., cop.2011. - Mode acess: http://www.aam-us.org/docs/center-for-the-future-of-museums/aam_mobile_technology_survey.pdf?sfvrsn=0
58. Museums USA: Art, History, Science, and Other Museums // National Endowment for the Arts. -Washington, D.C.: US Government Printing Office, cop.1974.
59. National Arts Index. The National Resource for Measuring Arts in Your Community // Americans for the Arts [Electronic resource]. - Electronic data. - New York, Washington, D.C., cop.2012. - Mode acess: http://www.americansforthearts.org/information_services/arts_index/001 .asp
60. The National Endowment for the Arts 1965 - 2000: A Brief Chronology of Federal Support for the Arts // National Endowment for the Arts [Electronic resource]. - Electronic data. — Washington, D.C., cop. 2000. - Mode acess: http://www.nea.gov/about/Chronology/NEAChronWeb.pdf
61. NEA Arts Participation Survey // National Endowment for the Arts [Electronic resource]. -Electronic data. - Washington, D.C., cop. 2008. - Mode acess: http://www.nea.gov/research/2008-SPPA.pdf
62. Pach W. The Art Museum in America / W. Pach. - New York, 1948. - 300 p.
63. Peale Ch.W. To the Citizens of the United States of America / Ch.W. Peale // Museum Studies: An Anthology of Contexts, [eds. Bettina Messias Carboneil]. - Maiden, Mass: Blackwell Publishing, -2004.-Pp. 129- 130.
64. Pes J., Sharpe E. Attendance survey 2011: Brazil's exhibition boom puts Rio on top / J. Pes,
E. Sharpe // The Art Newspaper [Electronic resource]. - Electronic data. - Museums, Issue 234, April 2012. Published online: 23 March 2012. - Mode acess: http://www.theartnewspaper.com/articles/Attendance-figures:-Brazil%E2%80%99s-exhibition-boom-puts-Rio-on-top/26097
65. Professional Practices in Art Museums // Association of Art Museum Directors' Paper [Electronic resource]. - Electronic data. - Washington, cop. 2013. - Mode acess: http://aamd.org/about/documents/2011 ProfessionalPracitiesinArtMuseums_OOO.pdf
66. The Provenance Research Project investigates the ownership history of works in the collection of the Museum of Modern Art // Museum of Modern Art [Electronic resource]. - Electronic data. - New York, cop.2013. - Mode acess: http://www.moma.org/collection/provenance/
67. Task Force of Deaccession // Report of the Association of Art Museum Directors [Electronic resource]. - Electronic data. - Washington, D.C., June 9, 2010. - Mode acess: http://0338c93.netsolhost.com/cms/wp-content/uploads/2011/05/Deaccessioning-Policy-AAMD.pdf
68. Purcell R. Government and the Art. A Study of American Experience / R. Purcell. - Washington, D.C.: Public Affairs Press, 1956. - 129 p.
69. Ripley S.D. The sacred grove: essays on museums / S.D. Ripley. - Washington, D.C.: Smithsonian Institution Press, 1978. - 159 p.
70. Robinson F. The Moral Dilemma of American Art Museums / F. Robinson // Museum News 74, March-April 1995 (no. 2).
71. Robinson F. Conducting the Museum: Training the Next Generation of Directors / F. Robinson // Museum News (September-October). - 2007.
72. Skinner S.J., Ekelund R.B. Jr., Jackson J.D. Art Museum Attendance, Public Funding, and the Business Cycle / S.J. Skinner, R.B. Jr. Ekelund, J.D. Jackson // American Journal of Economics and Sociology [Electronic resource]. - Electronic data. - April, 2009. - Mode acess: http://findarticles.eom/p/articles/mi_m0254/is_2_68/ai_n31974048/
73. Szäntö A. Will US museums succeed in reinventing themselves? The recession is forcing North American institutions to reconsider every aspect of what they do / A. Szäntö // The Art Newspaper [Electronic resource]. - Electronic magazine. - Issue 209, January 2010. - Mode acess: http://www.theartnewspaper.com/articles/Will-US-museums-succeed-in-reinventing-themselves-/20030
74. 2009 State of North America's Art Museums Survey Results 04/03/09 (pdf) // Association of Art Museum Directors [Electronic resource]. - Electronic data. - Washington, D.C., cop.. 2009. - Mode acess: http://www.aamd.org/newsroom/documents/2009SNAAMSurveyFINAL.pdf
75. Statement of Affiliation // MoMA PS1 [Electronic resource]. - Electronic data. - New York, cop.2013. - Mode acess: http://momapsl.org/about/affiliation/
76. Taylor F.H. Babel's Tower: The Dilemma of the Modern Museum / F.H. Taylor. - New York, 194553 p.
77. The Training of Museums Curators. Proceedings of the fifth annual meeting of the American Association of Museums. - Washington, D.C.: American Assn of Museums, 1910.
78. Tomkins С. How American is It? The Whitney Museum takes a new direction / C.Tomkins // New Yorker. - March, 13, 2006.
79. Weil S.Ed. From Being about Something to Being for Somebody: The Ongoing Transformation of American Museum / S.Ed. Weil // Daedalus. - Summer 1999. - Pp. 229 - 258.
80. Weil S.Ed. Rethinking the museum: An emerging new paradigm (1990) / S.Ed. Weil // Anderson G. Reinventing the museum: Historical and Contemporary Perspectives on the paradigm shift (pp. 74-79). - AltaMira Press, 2004. - 405 p.
81. Wittlin A.S. Museums: In Search of a Usable Future / A.S. Wittlin. - Cambridge, MA: MIT Press, 1970.-299 p.
82. Wittlin A.S. Twelve Point Program for Museum Renewal / A.S.Wittlin // Anderson G. Reinventing the museum: Historical and Contemporary Perspectives on the paradigm shift (pp. 44-60). -AltaMira Press, 2004. - 405 p.
Список литературы.
83. Абанкина T.B. Влияние информационных технологий на некоммерческий маркетинг // Музей будущего: информационный менеджмент. Сборник статей. / Рос. ин-т культурологии. -М., 2001. -С.115-142.
84. Алешина Т.А. Музей как феномен культуры: дис. ... канд. филос. наук: 24.00.01 / Алешина Татьяна Александровна; науч. рук. В.Е. Давидович, Южно-российский гос. технический ун-т. -Новочеркасск, 1999. - 142 с.
85. Ананьев В.Г. Национальные и международные музейные организации: учеб.-методич. Пособие / В.Г. Ананьев. - СПб., 2013. - 140 с.
86. Ахунов В.М. Культурно-образовательная и просветительская деятельность художественного музея / В.М. Ахунов // Культура физическая и здоровье. - Воронеж, 2009. - № 1 (20).
87. Бонами З.А. Музей - образование - дети (по материалам музейно-педагогических изданий США) / З.А. Бонами // Музейная педагогика за рубежом. Работа музеев с детской аудиторией. Серия электронных изданий MUSEUM PRO / Сост. и ред. М.Ю. Юхневич. - М., 1997. - Вып. 5.0.
88. Востряков JI.E. Практика менеджмента. Директора в новом тысячелетии / JI.E. Востряков // Музеи. Маркетинг. Менеджмент: практич. пособие. - М., 2001. - 210 с.
89. Грицкевич В.П. История музейного дела. В 3 частях. Часть 2: История музейного дела конца 18 - начала 20 вв. / В.П. Грицкевич. - СПб.: СПбГУКИ, 2007. - 408 с.
90. Грицкевич В.П. История музейного дела. В 3 частях. Часть 3: История музейного дела в новейший период (1918-2000) / В.П. Грицкевич. - СПб.: СПбГУКИ, 2009. - 152с.
91.Дройткур Б. Веселый гот [Электронный ресурс] / Б. Дройткур // Артхроника. - М., 01.02.2010. - Режим доступа: http://artchronika.ru/gorod/
92. Зарубежное законодательство в области сохранения культурного и природного наследия: информ. сб. / Под ред. Ю. А. Веденина. - М.: Институт Наследия, 1999. - 96 с.
93. Зеленко А.У. Детские музеи в Северной Америке // Музееведение в России в первой трети XX в. : сб. науч. тр. / Музейное дело. Вып. 24. - М., 1997. - с. 188 - 221.
94. Каган М.С. Музей в системе культуры / М.С. Каган // Вопросы искусствознания. - 1994. - № 4. - С. 445^160.
95. Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры / Т.П. Калугина. - СПб.: Петрополис, 2001. - 224 с.
96. Калужский М. Бюджет культуры в США: собственные доходы и государственная поддержка [Электронный ресурс] / М. Калужский // Отечественные записки. - М., 2005. - № 4-Режим доступа: http://www.strana-oz.ru/?numid=25&article=l 100
97. Карлова А.И. Музей современного искусства в культуре XX века: дис. ... канд. культурологии: 24.00.03 / Карлова Анастасия Ивановна; науч. рук. В.М. Дианова, Санкт-Петербургский гос. ун-т. - СПб., 2009.- 173 с.
98. Лещенко А.Г. Participatory Museum: новый уровень музейной интерактивности / А.Г. Лещенко // Музей, 2011. - №3. - С. 38-40.
99. Лорд Б., Лорд Г.Д. Менеджмент в музейном деле: учеб. пособие / Барри Лорд, Гэйл Д. Лорд. - М.: Логос, 2002. - 255 с.
100. Ляшко А.В. В поисках границ: современное искусство в музее / А.В. Ляшко // Время культурологи: материалы междунар. науч. Симпозиума / Москва, РИК, 24-26 мая 2007. — М.: РИК, 2007.
101. Музейное обострение. Интервью с директором нью-йоркского Музея современного искусства Гленном Д. Лоури // Артхроника. - 2009. - № 10. - С. 94 - 101.
102. Наследие и государственная культурная политика: сб. аналитич. и информацион. материалов / отв. за выпуск Ю.А. Веденин. - М.: Институт Наследия, 1996. - 96 с.
103. Никишин Н.А. Партнерство и другие технологии музейного менеджмента / Н.А. Никишин // Экология культуры: нформацион. бюллетень. - Архангельск, 2001. -№ 2. С. 43 - 44.
104. Панас К.И. Художественный музей Метрополитен / К.И. Панас. - М.: Искусство, 1982. -264 с.
105. Рыбак К.Е. Музейное право: Международно-правовые аспекты / К.Е. Рыбак. - М.: Юрист, 2005. - 288 с.
106. Сапанжа О.С. Культурологическая теория музейности: автореф. дис. ... д-ра культурологи / Сапанжа Ольга Сергеевна. - СПб., 2011.- 58 с.
107. Седдон М. Джон Баддессари. Чистая красота [Электронный ресурс] / М. Седдон // Артхроника - М., 01.02.2011. - Режим доступа: http://artchronika.ru/gorod/%d0%b4%d0%b6%d0%be%d0
108. Семендяева М. Массимилиано Джиони [Электронный ресурс] / М. Семендяева // Артхроника. - М., 01.08.2011. - Режим доступа: http://artchronika.ru/gorod/MaccHMRiiHaHO-джиони/
109. Сингаевский В.Н. Музей Метрополитен. Нью-Йорк: альбом / В.Н. Сингаевский. - М.: ACT, 2007. - 224 с.
110. Столяров Б.А. Музей в пространстве художественной культуры и образования. СПб.: ГРМ, 2007. - 340 с.
111. Сундиева А.А. Музей как культурная форма / А.А. Сундиева // Культурные миры: сб. ст. -М., 2001. С.210-215.
112. Харви Д. Личное дело - Джеффри Дейч / Д. Харви // Артхроника. - № 8, сентябрь 2011 г. -С. 30-34.
113. Чиняева Е. Томас Кренц: соблазн пространства [Электронный ресурс] // Артхроника. -М., 01.02.2010. - Режим доступа: http://artchronika.ru/gorod/тoмac-кpeнц-coблaзн-пpocтpaнcтвa/
114. Шляхтина JI.M. Современная музейная педагогика: традиции и инновации / JI.M. Шляхтина // Музей и образование в новом социокультурном измерении: материалы междунар. науч.-практ.конф., посвящ. двадцатилетию Рос. центра музейной педагогики и дет. творчества Рус. Музея. - СПб: Изд-во Гос. Рус.музея, 2010. - С.21-28.
115. Шустрова И.Ю. История музеев мира / И.Ю. Шустрова - Ярославль: ЯрГУ, 2002. - 175 с.
116. Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре / Т.Ю. Юренева. - М.: Русское слово - PC, 2003. - 536 с.
117. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: учеб. пособие по музейной педагогике / Рос. ин-т культурологии. - М., 2001. - 223 с.
118. Alexander Ed.P. The Museum in America: Innovators and Pioneers / E.P. Alexander. -Rowman: Altamira, 1997. - 224 p.
119. Alexander Ed.P. Museum masters: Their Museums and Their Influence / Ed.P. Alexander. -California: AltaMira Press, 1995. - 448 p.
120. Alexander Ed.P., Alexander M. Museums in Motion: an Introduction to the History and Functions of Museums / Ed.P. Alexander, M. Alexander. - New York: AltaMira Press, 2008. - 366 p.
121. Anderson G. Reinventing Museum: Historical and Contemporary Perspectives on the Paradigm Shift / G. Anderson. - New York: AltaMira Press, 2004. - 405 p.
122.Barker E. Contemporary cultures of display / E. Baker. - Yale Univ. Press, 1999. - 272 p.
123. Bashkoff T., Quaintance D., Hanhardt J. The Museum of Non-Objective Painting: Hilla Rebay and the origins of the Solomon Guggenheim Museum / T. Bashkoff, D. Quaintance, J. Hanhardt. -New York: Guggenheim Museum, 2009. - 352 p.
124. Bazin G. The Museum Age / G. Bazin. - Brussels: Univ. Books Inc., 1967. -302 p.
125. Biddle F.M. The Whitney Women and the Museum They Made: A Family Memoir / F.M. Biddle. - Arcade Publishing, 2001. - 420 p.
126. Bishop J., Keller C., Roberts S.R. San Francisco Museum of Modern Art: 75 Years of Looking Forward / J. Bishop, C. Keller, S.R. Roberts.- San Francisco Museum of Modern Art, 2009. - 449 p.
127. Burcaw G.E. Introduction to Museum Work, third edition / G.Ellis Burcaw. - AASLH: Altamira Press, 1997. - 240 p.
128. Burt N. Palaces for the People: A Social History of American Art Museum / N. Burt. - Boston: Little Brown, 1977. - 446 p.
129. Carbonell B.M. Museum Studies: An Anthology of Contexts / B.M. Carbonell. - Maiden, Mass.: Blackwell Publishing, 2003. - 680 p.
130. Clifford J. Museums as Contact Zones // Routes, Travel and Translation in the Late 20th Century. - Cambridge, MA: Harvard Univ. Press, 1997,- 416 p.
131. Conn S. Museums and American Intellectual Life, 1876-1926 / S. Conn. - Chicago: Univ. Of Chicago Press, 1998. - 314 p.
132. Conn S. Do Museums Still Need Objects? / S. Conn. - Chicago: Univ. Of Chicago Press, 2010. - 272 p.
133. O'Connor F., Quaintance D., Sharp J. Peggy Guggenheim and Frederick Kiesler: The Story Of Art Of This Century / F.O'Connor, D.Quaintance , J.Sharp - New York: Guggenheim Museum, 2005. -398 p.
134. Coolidge J. Patrons and Architects: Designing Art Museums in the Twentieth Century / J. Coolidge. - Fort Worth, TX: Amon Carter Museum, 1989. - 143 p.
135. Cuno J. Whose Muse?: Art Museums and the Public Trust (Leading museum directors on the contemporary state of art museums) / J. Cuno. - Princeton University Press, 2006 . - 208 p.
136. Dearborn M.V. Mistress Of Modernism: The Life Of Peggy Guggenheim / M.V.Dearborn. -Houghton Mifflin Harcourt, 2004. - 400 p.
137. O'Doherty B. Museums in Crisis / B. O'Doherty. - G. Braziller, 1972. - 178 p.
138. O'Doherty B. Inside the white cube: The Ideology of the Gallery Space/ B. O'Doherty. -California: Univ. of California Press: Expanded edition, 1999. - 113 p.
139. Dobbs S.M. Dana and Kent and Early Museum Education / S.M. Dobbs // Museum News. -1971. -50 (October).
140. Du Pont D. San Francisco Museum of Modern Art, the Painting and Sculpture Collection / D. Du Pont. - Hudson Hills Press, 1989. - 402 p.
141. Duncan C. Civilizing Rituals: Inside Public Art Museums / C. Duncan. - London: Routledge, 1995,- 180 p.
142. Duncan C., Wallach A. The Universal Museum / C. Duncan, A. Wallach // Art History 3. -no.4 (December 1980). - Pp. 448 - 469.
143. Duncan C., Wallach A. The Museum of Modern Art as Late Capitalist Ritual: An Iconographic Analisis / C. Duncan, A. Wallach // Marxist Perspectives. - vol.1, no.4 (Winter 1978). - Pp. 28-51.
144. Edson G. The International Directory of Museum Training / G. Edson. - Routledge, 1995. -405 P-
145. Einreinhofer N. The American art museum: Elitism and Democracy / N. Einreinhofer. — Leicester: Leicester Univ. Press, 2000.- 248 p.
146. Elderfield J. The Museum of Modern Art at Mid-Centuy: At Home and Abroad / J. Elderfield // Studies in Modern Art. - no.4, 1994.
147. Finley D.E. A Standard of Excellence: Andrew W.Mellon Founds the National Gallery of Art / David E. Finley. - Washington, D.C.: Smithsonian Press, 1973. - 200 p.
148. Fisher P. Making and Effacing Art: Modern American Art in a Culture of Museums / P. Fisher. - Cambrige: Harvard Univ. Press, 1997. - 288 p.
149. Genoways H.H. Ireland L.M. Museum Administration: An Introduction / H.H. Genoways. -Rowman Altamira, 2003. - 403 p.
150. Genoways H.H. Museum Philosophy for the 21st Century / H.H. Genoways. - AltaMira Press, 2006.-310 p.
151. Glaser J.R. Zenetou A. Museums: a place to work. Planning museum careers / J.R. Glaser, A. Zenetou. - Routledge, 1996. - 320 p.
152. Harris N. Cultural Excursions: Marketing Appetites and Cultural Tastes in Modern America / Neil Harris. - Chicago: Unive. of Chicago Press, 1990. - 462 p.
153. Hudson K. An Unnecessary Museum / K. Hudson // Museum 41. - no.2. -1989. Pp. 114-116.
154. Hunter S. Introduction to the Museum of Modern Art, New York: the History and the Collection / S. Hunter. - New York, 1997. - 608 p.
155. Jeffers W. Abby Aldrich Rockefeller: patron of the modern / W. Jeffers // Magazine Antiques 166. - no.5 (November). - 2004. - Pp.118-127.
156. Johnson P.J. The Rockefeller Century: Three Generations of America's Greatest Family. - New York: Charles Scribner's Sons, 1988, pp.217-218.
157. Kotler N., Kotler P. Museum Strategy and Marketing: Designing Missions, Building Audiences, Generating Revenue and Resources / Kotler Neil, Philip Kotler. - New York: Jossey-Bass / John Wiley. Inc., 1998. - 544 p.
158. Kotler N. Delivering Experience: Marketing the Museum's Full Range of Assets // Museum News. - May -June 1999.
159. Kert B. Abby Aldrich Rockefeller: The Woman in the Family. - New York: Random House, 1993,- 537 p.
160. Krauss R. Postmodernism's museum without walls // Thinking About Exhibitions / R. Krauss. -New York: Routledge, 1996. - Pp. 341 - 348.
161. Kulik G. Designing the Past: History-Museum Exhibitions from Peale to the Present // History museums in the United States: A Critical Assessment, eds. Warren Lean and Ray Rosenzweig. -Urbana: Univ. of Illinois Press, 1989. - 360 p.
162. Levine L.W. Highbrow / Lowbrow: The Emergence of Cultural Hierarchy in America / L.W.Levine. - Cambrige: Harvard Univ. Press, 1998. - 320 p.
163. Lynes R. Good Old modern: An Intimate Portrait of the Museum of Modern Art / R. Lynes. -Boston: Atheneum, 1973. - 490 p.
164. Maleuvre D. A plea for silence: putting art back into the art museum // Museum philosophy for the 21th century, ed. Hugh H. Genoways. - MD: AltaMira Press, 2006. - Pp. 165-176.
165. Macdonald S. A companion to Museum Studies / S. Macdonald. - Wiley-Blackwell, 2006. -592 p.
166. McCarthy K., Ondaatje E.H., Brooks A., Szanto A. A portrait of the Visual Arts: Meeting the Challenges of a New Era / K. McCarthy, E.H. Ondaatje, A. Brooks, A. Szanto. - Santa Monica, CA: RAND, 2005.- 150 p.
167. Moffat H., Woollard V. Museum and Gallery Education: a Manual of Good Practice / H. M offat, V. Woollard. - California: AltaMira Press, 1999 - 197 p.
168. Nochlin L. Museums and Radicals: A History of Emergencies / L. Nochlin // Museums in Crisis, ed. Brian O'Doherty. - New York, 1972. - Pp.7-41.
169. Orosz J.J. Curators and Culture: The Museum Movement in America, 1740 - 1870 / J.J. Orosz. - Tuscaloosa: Univ. of Alabama Press, 1990. - 320 p.
170. Phelan M. Legal and ethical considerations in museum acquisitions / M. Phelan // Genoways H. Museum Philosophy for the 21st Century. - AltaMira Press, 2006. - Pp. 27 - 46.
171. Roberts L. From Knowledge to Narrative: Educators and the Changing Museum / L. Roberts. -Washington, D.C.: Smithsonian Institution Press, 1997. - 216 p.
172. Schuster J. M. D. Perspectives on the American audience for Art museums - a Research monograph based on 1985 Survey of Public Participation in the Arts / J. Mark Davidson Schuster //
Research Division Report/National Endowment for the Arts, No 23. -Cambridge, Mass., July 1987. -64 p.
173. Schwarzer M. Riches, Rivals and Radicals: 100 Years of Museums in America/ M. Schwarzer.
- Washington, D.C.: American Assn of Museums, 2006. - 263 p.
174. Simon N. The Participatory Museum / Nina Simon. - Santa Cruz: Museum 2.0., 2010. - 388 p.
175. Skramstad H. An Agenda for American Museums in the Twenty-First Century (1999) // Anderson G. Reinventing Museum: Historical and Contemporary Perspectives on the Paradigm Shift / G. Anderson. - New York: AltaMira Press, 2004. - Pp. 118 - 133.
176. Stolle E. The Whitney Museum of American Art: The Building Blocks Series / E. Stolle. -Princeton Architectural Press, 2000. - 86 p.
177. Suchy S. Connecting, Recollecting, and Museum Missions / S. Suchy // Genoways H.H. Museum Philosophy for the 21st Century. - AltaMira Press, 2006. - Pp. 47-57.
178. Suchy S. Leading with Passion: Change Management in the 21st Century Museum / S. Suchy.
- California: AltaMira Press (Walnut Creek), 2004. - 288 p.
179. Wallach A. Exhibiting contradiction: essays on the art museum in the US / A. Wallach. - The Univ. of Massachusetts Press, 1998. - 153 p.
180. Wasson H. Museum Movies: the Museum of Modern Art and the Birth of Art Cinema / H. Wasson. - California: Regents of the Univ. of California, 2005. - 327 p.
181. Weil S.Ed. Making Museums Matter / S.Ed. Weil. - Washington D.C.: Smithsonian Institution Press, 2002. - 273 p.
182. Weil S.Ed. A Cabinet of Curiosities: Inquiries into Museums and Their Prospects / S.Ed. Weil.
- Washington D.C.: Smithsonian institution, 1995. - 288 p.
Интернет ресурсы.
183. American Alliance of Museums. - Mode acess: www.aam-us.org/
184. American Association of State and Local History. - Mode acess: http://www.aaslh.org/
185. Art Museums in the United States. Museums with fine art collections and an online presence. -Mode acess: http://www.artcyclopedia.com/museums-us.html
186. Association of Art Museum Curators. - Mode acess: http://www.artcurators.org/
187. Association of Art Museum Directors. - Mode acess: https://aamd.org/
188. Center for the Future of Museums. - Mode acess: http://www.futureofmuseums.org/
189. College Art Association. - Mode acess: www.collegeart.org/
190. Curator: The Museum Journal - Mode acess: http ://www.altamirapress .com/RL А/ Journals/Curator/
191. Getty Leadership Institute at Claremont Graduate University. - Mode acess: www.cgu.edu/gli
192. ICOM News. - Mode acess: http://icom.museum/thematic.html
193. Independent Study Program. Whitney Museum of Art. - Mode acess: http://whitney.org/Research/ISP
194. Institute of Museum and Library Services. - Mode acess: http://www.imls.gov/
195. J. Paul Getty Museum. - Mode acess: http://www.getty.edu/education/
196. Museum News. - Mode acess: http://www.aam-us.org/resources/publications/pubp.cfm
197. Museum Studies Bibliographies / Smithsonian Institution Research Information Service (SIRIS). - Mode acess: http://www.siris.si.edu/siris-museum-studies.htm
198. National Endowment for the Arts. - Mode acess: http://www.nea.gov/
199. National Council on the Arts. - Mode acess: arts.gov/about/national-council-arts
200. National Endowment for the Humanities . - Mode acess: http://www.neh.gov
201. Smithsonian Institution (Washington, D.C.). - Mode acess: http://www.si.edu/
202. Smithsonian Center for Education and Museum Studies. - Mode acess: http://www.smithsonianofi.com/sors-index/smithsonian-center-for-education-and-museum-studies-seems/
203. Museum Studies Program at the George Washington University (Washington, D.C.). - Mode acess: http://programs.columbian.gwu.edu/museumstudies/
204. Museum Studies Program at the University of Delaware. - Mode acess: http://www.udel.edu/museumstudies/
205. Metropoliten Museum of Art, New York. - Mode acess: www.metmuseum.org
206. Museum of Modern Art. - Mode acess: www.moma.org
207. MoMA PS 1. - Mode acess: www.psl .org
208. Massachusetts Museum of Contemporary Art. - Mode acess: www.massmoca.org
209. Whitney Museum of American Art. - Mode acess: whitney.org/
210. Walker Art Center. - Mode acess: www.walkerart.org
211. Oakland Museum of California. - Mode acess: http://museumca.org/about
212. The Art Institute of Chicago. - Mode acess: www.artic.edu/
213. Brooklyn Museum. - Mode acess: www.brooklynmuseum.org/
214. The Guggenheim Museums and Foundation. - Mode acess: http://www.guggenheim.org/
215. Cincinnati Art Museum. - Mode acess: http://staging.cincinnatiartmuseum.org/
216. Cleveland Museum of Art. - Mode acess: www.clevelandart.org/
217. Museum of Fine Arts, Boston. - Mode acess:. http://www.mfa.org/
218. Philadelphia Museum of Art. - Mode acess: www.philamuseum.org/
219. Dallas Museum of Art. - Mode acess: http://dallasmuseumofart.org/
220. Los Angeles county Museum of Art. - Mode acess: www.lacma.org/
221. The Contemporary Arts Center. - Mode acess: www.contemporaryartscenter.org
222. Tim Burton: The Exhibition. Museum of Modern Art, New York. - Mode acess: http://www.m0ma.0rg/visit/calendar/exhibiti0ns/313
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.