Мусульманский культ как социокультурное явление: (На материалах Узбекистана и Беларуси) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.06, кандидат философских наук Мамаразаков, Мухитдин Саидович
- Специальность ВАК РФ09.00.06
- Количество страниц 134
Оглавление диссертации кандидат философских наук Мамаразаков, Мухитдин Саидович
ВВВДЕНИЕ
Глава I. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРОБЛЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ИСЛАМСКОГО КУЛЬТА
§ I. Методологическая основа изучения мусульманского культа.
§ 2. Происхождение исламского культа, его исторические и социокультурные корни
Глава 2. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПРИРОДА. МУСУЛЬМАНСКОГО КУЛЬТА.
§ I. Исламский культ как социальный феномен, национально-культурное образование: содержание, специфика и функции
§ 2. Эволюция отношения мусульман к культу ислама
Глава 3. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ 4НАШ СОВРЕМЕННОГО МУСУЛЬМАНСКОГО КУЛЬТА В РЕГИОНЕ .ТРАДИЦИОННОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИСЛАМА И БЕЛОРУССКОЙ ДИАСПОРЕ
§ I. Современный мусульманский культ в Узбекистане социологический аспект исследования)
§ 2. Исламская диаспора Беларуси: проблема культа сравнительный анализ)
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии», 09.00.06 шифр ВАК
Современная мусульманская проповедь (Социологический и религиоведческий аспекты): на материалах Узбекской ССР1991 год, кандидат философских наук Каримов, Ильхам Ахмедович
Хадж и его трансформация в исламе: Историко-философский анализ1999 год, кандидат философских наук Ханмагомедов, Ярахмед Магарамович
Эволюция государственной политики России по отношению к мусульманскому населению в конце XIX-XX вв.: На материалах Нижнего Поволжья2004 год, кандидат исторических наук Сызранов, Андрей Вячеславович
Государственно-исламские отношения в России, их влияние на пограничную безопасность: социально-философский анализ2006 год, доктор философских наук Герейханов, Гаджи Пирмурадович
"Народный" ислам и мечеть: социологический анализ: на материалах Республики Адыгея2006 год, кандидат социологических наук Фролова, Лилия Николаевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Мусульманский культ как социокультурное явление: (На материалах Узбекистана и Беларуси)»
В современном быстро изменяющемся мире религия представляет собой авторитетное и влиятельное социокультурное явление. В вероисповедном многоцветье выделяется ислам - самая молодая из мировых конфессий, имеющая статус не только веры и риоуала, но и образа жизни. Председатель президиума Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана муфтий Мухаммад-Садык Мухам-мад-Юсуф писал: "Ислам - религия всех времен и разных народов -отвечает основным требованиям человеческого бытия. У нас, в отличие от некоторых других религий, жизнь не разделяется на религиозную и светскую. Ислам - и вера, и образ жизни. Исповедуя ислам, мы можем с полным успехом участвовать в решении всех т проблем нашего общества" .
Ислам сыграл значительную роль в истории цивилизации и продолжает оказывать существенное влияние на различные сферы жизни многих стран мира. Количество его последователей на планете приближается к миллиарду.
В силу этого научное исследование этой религиозной системы, ее отдельных сторон весьма актуально.
В нашей работе предметом изучения стала культовая сторона ислама, что также диктуется жизнью, ибо идя по этому пути, мы более глубоко выявляем сущностные и функциональные особенное®! ислама, взятые в их конкретно-историческом проявлении.
Актуальность избранной темы обусловлена и тем, что в условиях становления национального суверенитета Узбекистана теоретическое и конкретно-социологическое исследдаание ислама на материале, взятом из жизни этого государства, поможет более глубоко
1 Звезда Востока. - 1989. - ^ 12. - С. 140. осмыслить нашу политическую и духовную жизнь, ее исторические и культурные судьбы.
Узбекистан - страна традиционного распространения ислама. Но последний, его культовая сторона, могут быть глубже поняты яри сравнительном анализе с щсульманской диаспорой, в данном случае на примере Беларуси. Этот интегрирующий момент также, на наш взгляд, злободневен, хотя ислам, естественно, выше национальных чувств. В священном Коране говорится: "И мы послали тебя только ко всем лкщям вестником и увещевателем."
Современное звучание исследуемой проблемы обусловлено также и необходимостью снятия, решительного отказа от старых догм и парадигм в понимании ислама и его культа, устранение духа антирелигиозности, связанного с поиском реакционных начал в исламе и его культовых установлениях, в "обосновании" якобы несостоятельности древних обычаев и обрядов узбекского народа и т.п.
Состояние исследования проблемы.
В дореволюционной России, в том числе и в Туркестане, изучению ислама, его культуры, обрядовой стороне уделялось немалое внимание. Только в первое десятилетие XI в. появилось значительное количество оригинальных работ, а также переводов трудов европейских ученых. Среди авторов были историки, философы, этнографы. Кроме ученых, этими проблемами занимались священники и богословы. Актуальные по тому времени и основательные труды написаны епископом Алексием, Антаки П.В., Белявским Ф., Глаголевым С., Гольдцигером И., Грюнебаумом Г.Э., Мигу льновым С.П., Мюллером А., Остроумовыми.]!., Соловьевым B.C., Яблоновым А. и другими.
Это дает основание считать, что разработка проблем ислама и мусульманского культа развернулась еще на заре нашего столетия.
В последние десятилетия XX в. непосредственное и фундаментальное значение для исследования мусульманского культа имеет три концептуальные направления:
- изучение проблем ислама, прежде всего его культуры. Заметный вклад в эту исламоведческую проблематику внесли работы Авксентьева А.В., Алиевой Б.А., Арипова М.К., Аширова Н., Бал-танова Р.Г., Бартольда В.В., Еремеева Д.Е., Каримова У.И., Керимов а Г.М., Климовича Л.И., Кочарли Ф.К., Мамедова М.Д., Полонской Л.Р., Саттарова М.М., Сухаревой О .А., Усманова М.А., Хайруллаева М.М., Шермухамедова III. и других ученых.
Сюда же особо следует отнести Иосько М.И. и его книгу 'Ъелоруссия и Узбекистан" (Мн., 1970);
- исследования религии и религиозного культа в плане общей и специальной методологии, здесь трудно переоценить работы Ба-босова Е.М., Дулумана Е.К., Басилова В.Н., Капустина Н.С., Круглова А.А., Лаптенка С.Д., Левады Ю.А., Ленсу М.Я., Сухова А.Д., Угрияовича Д.М., Яблокова И.Н. и других;
- изучение отдельных сторон мусульманского культа (молитва, пост, хаджж, культ святых и т.п.) основательно исследованы в ряде монографий, брошюр, в диссертациях и статьях. Следует отметить ценные в этом отношении работы Артыкова А., Аширова Н., Басилова В.Н., Вагабова М.В., Гафурова Т., Еремеева Д.Е., Кери-мова Г.М., Климовича Л.И., Мавлютова Р., Петраша Ю.Г., Полонской Л.Р. и других.
Анализ указанной литературы свидетельствует о том, что при всей значимости и ценности этих работ исследование в них мусульманского культа оказалось в тени, носит фрагментарный характер. Отсюда потребность в специальном исследовании проблемы культа в исламе. Настоящая диссертация и опубликованные автором работы ставят своей целью по возможности восполнить этот пробел.
Цель и задачи диссертационного исследования.
Целью настоящего исследования является целостное изучение мусульманского культа как социокультурного явления (на материале Узбекистана и Беларуси).
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
- определить методологическое основание изучения исламского культа;
- проследить генезис мусульманского культа, его исторические и социокультурные корни;
- дать теоретический анализ социокультурного содержания, специфики и функций культа в исламе;
- показать эволюцию отношения мусульман к культу ислама;
- дать социологический анализ современного исламского культа на основе его социологического изучения в регионе традиционного распространения мусульманства (Узбекистан) и белорусской исламской диаспоре.
Для решения этих задач и достижения поставленной цели, реализации праксиологического подхода автором были осуществлены два социологических замера по теме исследования:
- в декабре-январе I99I-I992 гг. в г. Ангрене (Узбекистан), автором в поселке 2-ой Саманный было проведено исследование отношения различных категорий людей узбекской национальности к исламскому культу. Анкетированием, в результате 10-процентной выборки, было охвачено 1020 человек, а также осуществлено интервьюирование ряда лиц, в основном старшего возраста;
- в марте 1993 г. проведены два локальных социологических замера (10-процентная выборка) по программе исследования мусульманского культа в среде лиц татарской национальности в гг, Ивье и Новогрудок Гродненской области (соответственно опрошено 60 и 35 человек).
Проведенные исследования дали возможность осмыслить основные черты и своеобразие современного мусульманского культа, провести его сравнительный социологический анализ применительно к условиям Узбекистана и Беларуси. Одновременно они составили эмпирическую основу теоретической стороны работы.
Теоретико-методологической основой диссертации была диалек-тико-материалистическая концепция и методологические установки. В истолковании ряда вопросов автор следовал за признанными исследователями религиоведческих проблем, в том числе ислама Бабо-совым Е.М., Керимовым Г.М., Кругловым А.А., Угриновичем Д.М., Хайруллаевым М.М., Яблоковым И.Н.
В качестве основы данного исследования использованы также труды и выступления деятелей ислама и богословов: председателя президиума Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана муфтия Мухаммада-Садык Мухаммад-Юсуф, президента московского Исламского центра шейха Равиль Гайнутдина, Абу Аль-Аля Аль Маудиди, Багауддина Мухаммеда, Мухаммеда Ибн Джамиль Зину и других.
Отдельные стороны культовой практики изучались в мусульмански х общинах, мечетях Узбекистана и Беларуси.
Результаты диссертационного исследования и их научная новизна .
Настоящая работа является первой попыткой в светском исла-моведении специального и целостного научного анализа мусульманского культа. Думается, что без прежней односторонности и традиционяой антирелигиозной предвзятости культ в диссертации рассматривается в нескольких аспектах: методологическом, историческом, логико-теоретическом и социологическом.
Более конкретно результаты исследования и их научная новизна выражены в том, что:
- с учетом современных реалий Узбекистана и Беларуси применительно к культовой стороне ислама обосновываются новые методологические подходы: праксиологический, гуманистический, аксеологический и другие;
- впервые мусульманский культ исследуется как социокультурный феномен, выявляется его специфика как национально-культурного образования;
- в свете новых подходов рассмотрены функциональные особенности мусульманского культа. Результаты проведенного социологического исследования показали, что особо выделяется функция трансляции мусульманского религиозного опыта от поколения к поколению, сохранения и воспроизводства ислама в условиях узбекской семьи. Впервые формулируются и обосновываются функции- нравственного воспитания, культурно-просветительная и культуротворческая;
- "автор не принимает распространенной в светском исламове-дении концепции эволюции мусульманского культа, а полагает, что последний существует изначально и принципиально не изменяем. Речь может идти лишь об эволюции отношения мусульман к культу ислама под влиянием изменяющихся конкретно-исторических условий, научно-технического прогресса и т.п.;
- исходя из современной трактовки религии как социокультурного явления, преодолевая крайние позиции, формулируется понятие религиозного культа» раскрывается диалектика мифологического (идейного) и ритуального (культового);
- на конкретно-социологическом материале впервые дается сравнительный социологический анализ современного мусульманского культа в Узбекистане - регионе традиционного распространения ислама - и белорусской диаспоре.
Научно-практическая ценность диссертации состоит в том, что ее материалы могут быть использованы на лекциях и семинарских занятиях по курсу "История и теория религии и свободомыслия", чтения соответствующих спецкурсов по проблемам ислама, а также применены для дальнейших исследований мусульманского культа и в работе методологических семинаров по религиоведению.
Положения и выводы диссертации апробировались в выступлениях автора в марте 1993 г. на 1-ой международной научной конференции "Татары-мусульмане на землях Белаpycl, Жтвы I Польшчы" (г.Минск); на 3-х республиканских чтениях памяти Казимира Лыщинского в мае 1993 г. (г. Брест); диссертация обсуждалась на кафедре этики, эстетики и религиоведения Белорусского государственного университета.
Основные положения и результаты исследования отражены в пяти публикациях автора.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии», 09.00.06 шифр ВАК
Ислам в Республике Мордовия в 1990 - е гг. - начале 2000 - х гг.: социокультурный и этнополитический аспекты развития2010 год, кандидат исторических наук Девятаев, Андрей Сергеевич
Роль ислама в условиях трансформации чеченского общества, 90-е гг. ХХ в.2003 год, кандидат исторических наук Мизаев, Ваха Нохаевич
Политика советского государства по отношению к мусульманскому духовенству в Татарстане в 1920-1930-е гг.2003 год, кандидат исторических наук Миннуллин, Ильнур Рафаэлевич
Политика советского государства по отношению к мусульманской религии в 1917 - 1945 гг.2002 год, кандидат исторических наук Ахмадуллин, Вячеслав Абдулович
Мусульманский образ жизни: истоки и современность2002 год, кандидат философских наук Магомедова, Мадина Зайнутдиновна
Заключение диссертации по теме «Философия религии», Мамаразаков, Мухитдин Саидович
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях современных социальных реалий в Узбекистане, как и других регионах бывшего СССР, "духовный маятник" общества с отметки "атеизация" качнулся и пошел в сторону религии, исламских традиций, обычаев и обрядов.
Начало этого процесса относится к более раннему времени, к так называемой "эпохе застоя" и связано с экономическим кризисом, коррупцией, кризисом власти, духовным оскудением. Этому предшествовали десятилетия государственно-правового, политического и духовного диктата по отношению к религии и ее культовой стороне, в результате чего секуляризация общества была не естественной, а в основном насильственной. В этих обстоятельствах функциональные возможности религиозного культа были ограничены, втиснуты в жесткие рамки тоталитарности. Вместе с тем уже тогда работало само время, жизнь, пробивая дорогу общечеловеческим ценностям. Под их влиянием отношение мусульман к культу ислама изменялось, обновлялось. Важное значение имела научно-техническая революция и ее социокультурные последствия, когда менялось отношение к ряду моментов, связанных с исполнением намаза, хаджжа и т.п. Сказанному способствовало и то, что в Узбекистане за годы советской власти произошли определенные позитивные изменения в семейно-бытовых отношениях (демократизация отношений между поколениями при сохранении приоритета старних, снятие негативных сторон патриархального быта и др.); улучшение материального Благосостояния населения, что давало средства на немалые траты при выполнении мусульманской обрядности.
Все эти факторы противоречиво сказывались в предшествующие десятилетия яа мусульманском культе от его подавления и "преодоления" до развития позитивных начал функционирования, что стало возможным, особенно, в последние годы.
Развитие демократических начал в постсоциалистическом обществе привело к принятию законодательства, снимающего многие ограничения в деятельности мусульманских общин, выполнения культовых установлений ислама (мечеть стала полноправным юридическим лицом; сняты ограничения с устной и печатной религиозной пропаганды; в выполнении требований намаза, уразы, сунната, хаджжа и т.п.),
В общественном мнении Узбекистана в эти годы утверждается * позитивное отношение к исламу, его культу, толерантность к другим верованиям.
В этих обстоятельствах возникли благоприятные возможности для действительно научного изучения религиозного феномена, в том числе мусульманского культа. Для этого етала возможной открытость объекта исследования - прежде всего верующего человека, что является главным условием репрезентативности исследования. Открылся широкий доступ к различным источникам информации, ранее не доступным исследователю. Многое другое.
В ходе изучения проблемы мусульманского культа установлено: I. У истоков ислама и его культа стояли древнеаравийский народный эпос (поэзия), местные религии джахилии, иноземные системы из Византии и Ирана, христианские ереси и иудаизм из оазисов Хиджаса и Йемена.
Изначально мусульманский культ был, следовательно, социокультурным явлением, впитавшим в себя ценности великих восточных и местных культур, в том числе религий. Но это не был результат исключительно внешних и внутренних духовных влияний, например, "адаптацией иудохристианского монотеизма". Здесь мы имеем дело с культуротворческим процессом рождения самобытного культа, как и новой религии в целом;
2. На основе синтеза светского и богословского понимания религиозного культа в диссертации дается определение его содержания, в котором представлена совокупность следующих существенных признаков:
- это социокультурное, конфессионально определенное образование, обладающее достоинством культуротворчества;
- внешнее и практическое выражение внутренней жизни верующего человека;
- индивидуальные и коллективные действия, совершаемые в определенное время и соответствующем месте;
- "позитивное чувство причастности к абсолютному и единение с ним". (Гегель).
3. В мусульманском культе общее органично сочетается с яркими чертами самобытности, смысл которой подлежит только толкованию, но не пониманию, ибо тайна, заложенная в исламе, принципиально нераскрываема.
Визуальная сторона культа проста и прекрасна, призвана утаить и вместе с тем утвердить реальность;
4. Весь спектр функций культа ислама на его общееоциальном и микросоциальном уровнях обеспечивает жизнедеятельность институтов ислама, раскрытие национально-культурного и нравственного потенциала. Мусульманский культ - важный гарант будущего исламской религии;
5. Сравнительный анализ мусульманского культа в условиях традиционного распространения ислама и белорусской диаспоре свидетельствует, что главным источником его существования, питательной почвой являются национально-бытовые традиции, обычаи и обряды, почитание старших, уважение к пройденному ими жизненному пути;
6. Современный мусульманский культ, по мнению многих, участвующих в исследовании, обладает высокими достоинствами: дает радость жизни, ощущение ее полноты; учит бережному отношению к природе; обогащает культуру быта, его менталитет.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Мамаразаков, Мухитдин Саидович, 1993 год
1. Аббасов ШJU Приспособление к современности обрядов и обычаев ислама мусульманским духовенством // Тр. Самарк. ун-та. 1971. - Вып. 199. - С. 199-217.
2. Абдулфозий Шамарей Турк. Родословие тюрков. Ташкент, 1992 (На узб. яз.).
3. Абдуллаев Ш. "Культурная" экспансия Запада и ислам // Вопр. науч. атеизма. 1983. - Вып. 31. - С. 163-176.
4. Абдуллаханов П.Д-. Ислам в системе культуры среднеазиатских народов: (Методол. аспект исслед. пробл.): Автореф. дис^.ъ канд. филос. наук. Ташкент, 1992. - 19 с.
5. Абд Эллада. Личность Христа в Евангелии и в Коране. -Крояшталь, 1985.
6. Абу Аль-Аля Аль Маудиди. Жизненная миссия Пророка, -М., 1992.
7. Авксентьев A3. Ислам и быт. Ставрополь: Кн. изд-во, 1964. - 80 с.
8. Авксентьев A3. Ислам на Северном Кавказе. 2-е изд.» дораб и доп. Ставрополь: Кн. изд-во, 1984. - 287 с.
9. Азизов И. Наречение имени // Наука и религия. 1967. -# 8. - С. 78-80.
10. Актуальные проблемы современного ислама: Сб. ст. / АН Аз.ССР. Ия-т востоковедения; Редкол.: Р.Я.Алиев и др. -Баку, 1990. 162 с.
11. Hi Алексий, епископ. Современное движение в среде русских мусульман. Казань, 1910. - 39 с.
12. Алиева Б.А. Некоторые вопросы эволюции современного ислама. М., 1979.
13. Алимов М. Откуда они, покорные? (Почеи^у так устойчиво влияние ислама в жизни многих молодых людей) // Комсомольская правда. 1988'. - 20 марта.
14. Алимухамедов А. Обрядность в исламе и ее социальная сущность // Общественные науки в Узбекистане. 1966. - Л 3. -С. 16-21.
15. Арипов М.К. Ислам и мировая цивилизация: Возрождение и взаимодействие // Свободная мысль. 1991. - Л 14. - С. 87-98.
16. Арипов М.К. Социальный идеал ислама: мифы и реальность. Ташкент: Узбекистан, 1988. - 117 с.
17. Г7. Артыков А. Модернизация идеологии и культа современного ислама: Сб. науч. тр. Ташк. ун-та. 1977. - Л 537. - С. 53-64.
18. Атеистический словарь. М., 1982.
19. Афанасьев В.Г. Системность и общество. М., 1980.
20. Ахадов А. Ислам в погоне за веком. М.: Политиздат, 1988. - 80 с.
21. Ахмедов А. Социальная доктрина ислама. М.: Политиздат, 1982. - 270 с.
22. Ахматханова Т.М. Как относится ислам к женщине. -Грозный: Чечено-ингуш. кн. изд-во, 1964. 25 с.
23. Аширов Б.Ч. Социально-психологические фактора сохранения религиозности в регионах традиционного распространения ислама: (на примере Кирг.ССР): Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1988. - 23 с.
24. Аширов Н. Мусульманская проповедь. М.: Политиздат, 1978. - 80 с.
25. Аширов Н. Изменения в культе // Наука и религия. -1971. Л 9. - С. 14-19.
26. Аширов Н. Нравственные поучения современного ислама. -М.: Знание, 1974. 64 с.
27. Аширов Н. Эволюция ислама в СССР. 2-е изд. М»: Полиа>-издат, 1973. - 152 с.
28. Бабосов Е.М. Идеология в современном мире. Мн», 1984.
29. Бабосов Е.М. Истина и богословие. Мн., 1988.
30. Багаудщш Мухаммед. Намаз. М. , 1991.
31. Байрамов Э. Неверующие мусульмане // Наука и религия. -1967. Л 6. - С. 36-37.
32. Байрамсахатов Н. Новый быт и ислам. М.: Политиздат, 1979. - 64 с.
33. Балтанова Г.Р. Ислам в СССР: Анализ зарубежных концепций. Казань; Изд-во Казан, ун-та, 1991. - 146 с.
34. Бартолвд BJ3. Ислам. Петроград, 1918.
35. БартольдВ.В. Ислам и культура мусульманства. М.: Изд-во МГТУ, 1992. - 144 с.
36. Бартольд В .В. Соч.: В 9-ти т. М., 1963. - Т. П.1. Ч. П.
37. Бартолвд В.В. История культурной жизни Туркестана. -М., 1963. Т. 2, 41.
38. Басилов В.Н. Культ святых в исламе. М.: Мысль, 1970. - 144 с.
39. Баширов JLA. Ислам и межнациональные отношения. Ml,1990.
40. Батунский М.А. Ислам // БСЭ. 3-е изд. И., 1972. -Т. 10. - С. 484-486.
41. Белявский Ф. Ислам и культура арабов. СПб.-М.: Изд-во т-ва И.О .Вольфа, 1913. - 71 с.
42. Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннем средневековье. 2-е изд. М.: Наука, 1966. - 280 с.
43. Березиков Е. Легенды и тайны Узбекистана. Ташкент,1991.
44. Беруни, Абу Райхан. Индия: Избр. произведения / Пер. А.Б.Халидова, Ю.Н.Заводовского. Ташкент, 1963. - Т. 2.45. Библия. Мн., 1990.
45. Биккерман Э. Хронология Древнего мира. М.» 1975.
46. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становления и сущность системного подхода. М., 1973.
47. Большаков 0. Ислам запрещает // Наука и религия. -1967. № 5. - С. 30-34.4В. Бойс Мэри. Зороаетрийцы. Верования и обычаи. М., 1988.
48. Вагабов М.В. Ислам и женщина. М.: Мысль, 1968. - 230 с.
49. Вагабов М.В. Ислам и семья. М.: Наука, 1980. - 174 с.
50. Волохонская Ф.Г. О воздействии ислама на систему народного образования в Пакистане // Зарубежный Восток: особенности идеологии и политики. Ташкент, 1985. - С. 323-141.
51. Вопросы археологии, древней истории и этнографии Узбекистана. Ташкент, 1973.
52. Гасанов С.А. Социальная сущность нравственных предписаний ислама: Критический очерк: Автореф. дис. канд. филос. наук. Баку, 1978. - 22 с.
53. Гаджиев С.М. Как ислам относится к труду. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1963. - II с.
54. Гаспринский И.Б. русское мусульманство: Мысль, заметки и яабмщения // Этнографическое обозрение. 1992. - Л 5.1. С. 91-102.
55. Гафуров Т. Специфика проявления мусульманского культа святых в условиях Киргизии и цути преодоления его пережитков: Автореф. дис. канд. филос. наук. Ташкент, 1982. - 18 с!
56. Герасимов 0. Путешествие в Мекку и Медину // Наука и религия. 1980. - * 7. - С. 56-58.
57. Гегель Г.В.Ф. Соч. М.-Л., 1930. - Т. I.
58. Гегель Г.В.Ф. Философия религия. М.: 1975. - Т. I.
59. Гильманова Г., Гаделбшина Н. Полезны ли для здоровья мусульманские обряды? // Наука и религия. 1970. - $ 3.1. С. 62-66.
60. Гольбах П.А. Галерея святых. Киев, 1987.
61. Глаголев С. Ислам / Свято-троиц. Сергеева лавра. М., 1904. - 203 с.
62. Гольдцигер И. Лекции об исламе: Пер. с нем. М.: Изд. Брокгхауз-Ефрон, 1912. - 302 с.
63. Гольдцигер И. Культ святых в исламе. М., 1938.
64. Грюнебаум Г.Э. Классический ислам: Очерк истории, 600-1258: Пер. с англ. М.: Наука, 1988. - 2X5 с.
65. Грюнебаум Г.Э. Основные черты арабо-муеульманской культуры: Сб. М.: Наука, 1981. - 227 с.
66. Гулиев О.Х. Советское исламоведение о генезисе и социальных функциях ислама: Автореф. дис. канд. филос. наук. -М., 1983. 21 с.
67. Гумилев JLH. Древняя Русь и Великая степь. М., 1982.
68. Гусейнов Г.Б. Место и роль ислама в социально-политической жизни современного Ирана. Баку: Элм, 1986. - 201 с.
69. Древние обряды, верования и культы народов Средней Азии. М., 1986.
70. Дози Р. Очерк истории ислама. СПб., 1904.
71. Дум1н С.У., Каяаяацк1 1.Б. Беларуск1я татары: м1яулае I сучасяасць. Мн., 1993.
72. Еремеев Д. Ислам как образ жизни // Азия и Африка сегодня. 1977. - Л 9. - С. 56-69.
73. Еремеев Д.?. Ислам: образ жизни и стиль мышления. » М.: Политиздат, 1990. 286 с.
74. Еремеев Д. Мусульманский пост // Азия и Африка сегодня. 1985. - И 5. - С. 59-61.
75. Дружкия В.В., Конторов Д.С. Цроблемы системологии. -М., 1976.
76. Жданов Н.В., Игнатенко А «А. Ислам на пороге XXI века. -М.: Политиздат, 1989. 349 с.
77. Журавский А.В. Христианство и ислам: социокультурные проблемы диалога. М., 1990.
78. Зейдан Дк. История арабской литературы. Каир, 1958.42 с.
79. Абу Али Ибн Сина (Авицена). Избр. Философские произве дения. М., 1980.
80. Иванов Н. Социальные аспекты традиционного ислама // Азия и Африка сегодня. 1982. - № 3. - С. 7-Ю.
81. Изимбетов Т. Ислам и национальные традиции, обряды и обычаи // Коммунист Узбекистана. 1984. - Л 9. - С. 70-76.
82. Ионова А.И. Ислам в Юго-ВосТочяой Азии: Проблемы современной идейной эволюции. М.: Наука, 1981. - 264 с.
83. Ионова А.И. Современный ислам, человек и общество. -М.: Знание, 1991. 64 с.
84. Ислам: Историографические очерки. М., 1991.
85. Иолам: традиции и новации: Материалы 17 Всесоюз. коор-динац. совещ. по проблемам соврем, исламоведения. М.: Наука, 199I. - 119 с.
86. Ислам и женщины Востока: (История и современность) / М.В.Вагабов, Б.Валиева, З.Ишмурадова и др. Ташкент: Фая, 1990. - 250 с.
87. Ислам и социальные структуры стран Ближнего и Среднего Востока: Сб. ст. / АН СССР. Ин-т востоковедения; Редкол.:
88. Ю.В .Ганковский и др. М.: Наука, 1990. - 229 с.
89. Ислам: религия, общество, государство. М., 1984.
90. Ислам: происхождение, история и современность. М.,1984.
91. Ислам. Энциклопедический словарь. М., I99I.
92. История народов Узбекистана. Ташкент, 1963.
93. Ишмухамедов ЗА. Социальная роль и эволюция ислама в Татарии. Казань: Татар, кн. изд-во, 1979. - 224 с.
94. Капустин Н.С. Особенности эволюции религии. М., 1984.
95. Караев Г. Ислам и доисламские культы // Наука и религия. 1967. - Л 4. - С. 46-49; Л 6. - С, 43-47.
96. Каштялева К.С. Терминология Корана в новом освещении. -Дан-13, 1926.
97. Классический ислам: традиционные науки и философии. -М., 1988.
98. Керимов Г. Бытовые запреты и предписания: Мусульманские обряды и праздники // Наука и религия. 1979. - Я I. -С. 34-35.
99. Керимов Г.М. Ислам и его влияние на общественно-политическую жизнь народов Ближнего Востока. М., 1982.
100. I. Керимов Г. Как иблам относится к искусству? // Наука и религия. 1980. - Л 4. - С. 41-42.
101. Керимов Г* Милостыня // Наука и религия. 1977. -В 8. - С. 59-60.
102. Керимов Г. Мирадж, // Наука и религия. 1976. - № 6.- С. 46-46.
103. Керимов Г. Учение ислама о государстве и политике.1. М., 1986.
104. Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. М.: Наука, 1978. - 223 с.
105. Климович 1.И. Обряды, праздники и культ святых в исламе. Грозный: Чечено-игуш. кн. изд-во, 1958. -63 с.
106. Коран / Пер. и комментарии Н.ЮЛСрачковского. М.,1986.
107. Короткая Т.П., Прокошина Е.С., Чудников А.А. Старообрядчество в Беларуси. Мн., 1992.
108. Кочетова А.Н. Буддизм. М., 1983.
109. Косамби Д. Культура и цивилизация древней Индии. -М., 1968.
110. Кузьмин B.IL Принцип системности и методологии К.Маркса. М., 1980.
111. Круглов А.А. Развитие атеизма в Беларуси. Мн., 1992.
112. Кулназаров А.К. Место ислама в структуре духовной культуры кыргызского народа: Автореф. дис. канд. филос. наук.- Ташкент, 1992. 21 с.
113. Кунофишер. Гегель, его жизнь, сочинения. СПб.,1902.
114. Лаптенок СД. Советская семья: социально-этнические проблемы. Мн.: Беларусь, 1985. - 176 с.
115. Лаптенок С.Д. Семья и духовное развитие личности. -Мя.: Беларусь, 1977. 128 с.117; Лаптенок С.Д. Нравственные основы брака и семьи. -М.: Знание, 1990. 64 с.
116. Левада Ю.А. Религия как социальное явление // Социальная природа религии. М.: Наука, 1965. - С. 37-127.
117. Ленсу М.Я. Атеизм и религия: Диалог в целях консолидации общества // Научный атеизм. Атеистическое воспитание. -Мя., 1989.
118. Ленсу М.Я. Библия как памятник мировой культуры. -Мн., 1993.
119. Ленсу М.Я. Религия в современном мире // Человек и общество. Мя., 1992.
120. Мавлютов Р. Когда читают джаназу // Наука и религия.- 1977. № 4. - С. 70-72.
121. Мавлютов Р. Молитва // Наука и религия. 1976. -* 10. - С. 58-61.
122. Мавлютов Р. Никах: Мусульманские праздники и обряды // Наука и религия. 1978. - $ 9. - С. 40-43.
123. Мавлютов Р. Пост ураза // Наука и религия. 1975. -J£ 8. - С. 58-61.
124. Мавлютов Р., Керимов Г. Ашура: Мусульманские праздники и обряды // Наука и религия. 1975. - № 12. - С. 40-42.
125. Маджидов P.M. Модернистские тенденции в исламе в условиях социализма // Вопросы научного атеизма. 1983. - Вып. 31.- С . 222*240.
126. Малашенко А. Ислам в СНГ: Сбылось или не сбылось // Независимая газ. 1992. - 18 сеят. - С. 3.
127. Малашенко А. Россия и ислам: гром уже грянул, успеем ли перекреститься // Независимая газ. 1992. - $ 36. - С. 3.
128. Малашенко A3. Ахмед Ару а о проблемах модернизации ислама // Зарубежный Восток: Религиозные традиции и современность. М., 1983. - С. 98-108.
129. Малушков В.Г., Хромова К.А., Поиски путей реформации в исламе: опыт Ирана. М.: Наука, 1991. - 204 с.
130. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 19.
131. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 35.
132. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 37.
133. Малов С.Е. Памятники древнетюркской письменности. -M.-I., 1959.
134. Масеэ Анри. Ислам: очерк истории. М.: Наука, 1982.
135. Материалы к изучению Средней Азии и Узбекистана. -Ташкент, 1964.
136. Мамедов А.М. Ислам и проблемы социально-культурного развития арабских стран. Баку: Элм, 1986. - 132 с.
137. Мельгунов С.П. Арабы и Магомет. М.: Изд. Н.М.К. , 1900. - 96 с.
138. Мень А. Православное богослужение. М., 1991.
139. Мень А. Проповеди протоиерия Ал.Меня. М., 1991.
140. Мец А. Мусульманский ренессанс. Изд. 2-е. М., 1973.
141. Москалец В.П. Социально-психологические аспекты изучения религиозного: Автореф. дис. канд. филос. наук. Киев,
142. Мухаммад ибн Джамиль. Столпы ислама и веры. М. ,1992.
143. Мухаммад-Садык Мухаммад-Юсуф. Ислам и вера и образ жизни // Звезда Востока. 1989. - № 12. - С. 137-146.
144. Мухлинский А. Исследование о происхождении и состоянии литовских татар. СПб., 1857.
145. Мюллер А. История ислама с основания до новейших времен: В 4-х т.: Пер. с нем. СПб.: 1.Ф.Пантелеев, 1895. - Т. 4.
146. Надирадзе М.И. Историография стран Востока. М. ,1969.
147. Насимхон Рахмон. Турк Хокнлиги (тюркский кагант). -Ташкент, 1993 (На узб. яз.).
148. Остроумов Н.Л. Коран и прогресс: По поводу умственно-пробуждения современных российских мусульман. Ташкент: Тип штаба Туркестан, воен. округа, 1910. - 248 с.
149. Очерки истории арабской культуры.5-15 вв. М., 1982.
150. Религия и общественная мысль народов Востока, -М., 197I.
151. Панова В.Ф., Вахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда. М., 1990.
152. Петраш Ю.Г. Социально-мировоззренческая сущность идеи святости, культа святых в исламе и его проявления в современных условиях: Автореф. дис. д-ра филос. наук. Киев, 1990. - 33 с.
153. Пиотровский М. Коранические сказания. М., 199I.
154. Положение женщин в исламе, Б.м., 1990. - 22 с.
155. Рахматуллох Расулжон Угли. Ислом дини Нима (Что такое религия ислам ). Ташкент, 1992 (На узб. яз.).
156. Роузенталь Франц. Торжество знания: Концепция знания в средневековом исламе. М., 1978.
157. Сабур В.Г. На пути к свободе совести. М., 1989.
158. Саидбаев Т.С. Ислам и общество: Опыт ист.-соцйол. исслед. М.: Наука, 1984. - 302 с.
159. Саидбаев Т. Курбан-байрам // Наука и религия. 1975. -16 II. - С. 35-36.
160. Саксанов Т. Культ святых в современном исламе и проблемы его преодоления в процессе атеистического воспитания: (Социол. анализ на материалах УзССР): Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1982. - 25 с.
161. Сарсенов К. Критика модернистских тенденций в ритуально-обрядовой системе ислама в современных условиях (на материалах Каз. ССР): Автореф. дис. канд. филос. наук. Ташкент, 1979. - 19 с.
162. Священный Коран. Изд-во Аль-Шинкатуль исмаилия, 1987.
163. Смирнова О.И. Места домусульманских культов в Средней Азии (по материалам топонимики) // Страны и народы востока. -М., 1971. Вып. X.
164. Современный ислам: политико-экономические проблемы: Сб. науч. тр. Моск. гос. ин-та междунар. отношений / Под. ред. М.А.Хрусталева. М., 1990. - 170 с.
165. Соколов А. Культ как необходимая принадлежность религии. Казань, 1900.
166. Социальное учение исламского возрождеячества: Сб. ст. АОН; Сост. Д.В.Микульский. М., 1990. - 113 с.
167. Соловьев B.C. Магомет, его жизнь и религиозное учение. СПб., 1902.
168. Станкев1ч Я. Беларуск1я мусульмане I беларуская л1та-ратура арабск1м п1сьмом. В1льня: Друк Я.Лев1на, 1933. - 33 с.
169. Сухарева О.А. Ислам в Узбекистане. Ташкент, I960.
170. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.
171. Токарев С.А. Культ религиозный // БСЭ. 3-е изд. М., 1973. - Т. 13. - С. 592-593.
172. Токарев С.А. Ранние формы религии, М., 1990.
173. Толстов С.П. Древний Хорезм: опыт историко-праксоологического исследования. М., 1948.
174. Угринович Д.М. Психология религии. М., 1986.
175. Усманов М.А. Основные эташ эволюции ислама, Автореф. дис. д-ра филос. наук. М., 1978. - 45 с.
176. Уотт У.М. Влияние ислама на средневековую Европу. -М., 1976.
177. Фатулла-оглы А. Шиитский культ сегодня // Наука и религия. 1985. - Л 9. - С. 24-27.
178. Филынтинский И.М., Шидфар Б.Я. Очеркиарабо-мусульман-ской культуры. М.: Наука, 1971. - 259 с.
179. Филиппова М.И. Общественные функции ислама в современном американском исследовании. М., 1989.
180. Фролов Е.А. Арабо-мусульманская философская мысль и проблемы культуры // Арабо-муеулыланская философия в системе мировой культуры. М., 1983. - G. 4г-13.
181. Хадцур И. Ислам и его роль в процессе общественного развития // Цивилизация: теория, история и современность. -М., 1989. С. 89-104.
182. Хажнома. Ташкент, 1991 (На узб. яз.).
183. Цербаев Т.О. Религиозный культ: философско-социологический анализ: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1987.
184. Чертков А.Г. Роль культа в религии. М., 1975.
185. Шаниязов К. Узбеки-карлуки. Ташкент, 1964.
186. Шахраетани Мухаммад ибн Абдал К. Книга о религиях и сектах: В 2-х ч. М., 1984. - Ч. I. - С. 13-96.
187. Шейхов М.Б. Сущность курбан-байрама. Махачкала: Дагкяигиздат, 1963. - 9 с.
188. Шептулин А.П. Диалектика единичного, особенного и общего. М., 1973.
189. Шукудов Ш. Что такое культура ислама? // Литературная газета. 199I. - 5 июня. - С. 14.
190. Эффендиев М. Культ святых в исламе // Наука и религия. 1966. - & 2. - С. 95.
191. Яблоков М.Н. Методологические проблемы социологии религии. М., 1972.
192. Якубовский А.Ю. К вопросу об этногенезе узбекского народа. Ташкент, 1941.
193. Ш. fi: "Vubinski A TeMirzy fiptscydp/eJe, pbrzedy, frvdrtJz • /pfrrszfivb №6f3?. ТЗыгШ^т Les forme rfc &yit retype . Us MfrtJp/f1. PqHS 4Ш.
194. Ш. /Сгетгй^оп. esc/?/c/?/e Jef т'ея/j warder? (8 c/ S-A . /^'я?.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.