Мордовский рассказ 1990–2010-х годов: жанровые формы, проблематика, поэтика тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат наук Ермина Наталья Ивановна

  • Ермина Наталья Ивановна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2022, ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 216
Ермина Наталья Ивановна. Мордовский рассказ 1990–2010-х годов: жанровые формы, проблематика, поэтика: дис. кандидат наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва». 2022. 216 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Ермина Наталья Ивановна

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Проблематика мордовского рассказа 1990-2010-х гг. (аксиологический дискурс)

1.1 Система ценностей в социально-психологических рассказах М. Брыжинского

1.2 Аксиосфера и образная структура нравственно-психологических рассказов В. Мишаниной

1.3 Ценностный код семейно-бытовых рассказов

А. Брыжинского

Глава 2. Поэтика комического в мордовском рассказе рубежа ХХ-ХХ1 вв

2.1 Способы моделирования комического дискурса в рассказах Н. Ишуткина

2.2 Приемы индивидуализации персонажа в юмористических рассказах А. Ганчина

2.3 Особенности поэтики сатирических рассказов М. Моисеева

Глава 3. Специфика авторского самовыражения в современном мордовском рассказе

3.1 Авторская интерпретация прошлого в исторических рассказах Е. Четвергова

3.2 Типология женских образов в рассказах Т. Барговой

3.3 Короткий рассказ Т. Разгуляевой (специфика повествовательной

структуры)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Мордовский рассказ 1990–2010-х годов: жанровые формы, проблематика, поэтика»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В современном отечественном литературоведении одной из продуктивных исследовательских стратегий признается изучение литературного процесса в жанровом аспекте, поскольку жанр интерпретируется «не столько как форма, сколько отношение, функция, определяемая внутри синхронного культурно-исторического среза, <...> он выступает как более или менее постоянный набор признаков, которые охватывают различные уровни художественной структуры (тематический, сюжетно-композиционный, речевой)» [24, с. 6]. Жанр как категория «содержательно-формальная и концептуально значимая» [93, с. 3] обуславливает выстраиваемую писателем художественную реальность, специфику хронотопа, особенности структурирования персонажной системы, выбор средств и приемов образности. В нем можно выделить несколько взаимосвязанных параметров: «Жанр устойчив как понятие общетеоретическое, жанр изменчив в непрерывном историческом развитии и национальном своеобразии, и жанр непрерывно индивидуален - каждое значительное художественное произведение отличается особенным преломлением жанровых признаков и нередко дает новое направление развитию того или иного жанра или его ответвления» [24, с. 7]. Жанровая модель детерминируется общественно-историческими условиями, природа жанра соотносится с судьбой этноса, национальной картиной мира, а модусные различия обуславливаются типом авторства, духовными и идеологическими позициями писателя.

Жанровый подход позволяет не только воспринять мировоззренческие

позиции отдельного автора, степень его таланта и мастерства, методологические

принципы, этические приоритеты, оценить эстетические характеристики его

произведений, но и выявить интеграционные отношения литературы в системе

культуры, характерные для эпохи диалектические процессы, раскрыть

этническую картину мира, ментальные черты и национальную составляющую

литературного дискурса. Безусловно, он продуктивен в плане определения общей

картины эволюции историко-литературного пространства Мордовии,

3

объективной оценки современного состояния и стратегии отдельных жанров, их трансформации и диффузии, образования новых жанровых модификаций.

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью изучения жанровых процессов, происходящих в современной мордовской литературе, определения специфики функционирования рассказа на рубеже ХХ-ХХ1 веков в национальном и индивидуально-художественном проявлении, исследования его проблемно-тематического кода, жанровых форм (разновидностей), особенностей поэтики отдельных текстов. Обращение к избранной теме продиктовано активностью жанра, его интенсивными поисками эстетических технологий изображения действительности и характера, а также богатым и своеобразным опытом развития внутрижанровых форм, напряженным творческим экспериментированием в этой области. Для рассказа этого периода характерны «как устойчиво-традиционные подходы в освещении объективного мира, так и приобретение новых качеств» [51, с. 59], в частности, использование субъективных повествовательных форм, оригинальных композиционных приемов, художественное решение личностных, социальных вопросов в контексте осмысления сложных онтологических проблем, «отказ от изображения внешних, малозначительных явлений в пользу анализа глубинных противоречий действительности» [51, с. 59].

Необходимость обращения к теме исследования определяется и тем, что творчество работающих в 1990-2010-е годы рассказчиков М. Брыжинского, В. Мишаниной, А. Брыжинского, Н. Ишуткина, А. Ганчина, М. Моисеева, Т. Барговой, Т. Разгуляевой, Е. Четвергова и других не нашло должного литературоведческого изучения. Между тем произведения вышеназванных авторов не только являются оригинальными творческими проектами, аккумулирующими исследование жизни личности, конструирование модели национального мира, осмысление вневременных вопросов философского содержания, но и представляют собой часть историко-литературной системы Мордовии, отражающую общие тенденции и закономерности функционирования национальной словесности в целом.

Степень научной разработанности проблемы. Среди малых эпических форм рассказ претендует на роль самого распространенного и востребованного жанра. В отечественном литературоведении он неоднократно становился предметом научной рефлексии. В специальных исследованиях разработан богатый материал об историко-литературном процессе формирования жанра, представлена теоретическая модель рассказа, его предметно-тематическая специфика, изучено своеобразие рассказов отдельных авторов, описаны взаимосвязи рассказа с другими эпическими жанрами. Так, В. Я. Гречнев, прослеживая историю становления, условия доминирования рассказа в русской литературе, свидетельствует о его жанровой самостоятельности, «поистине неисчерпаемых возможностях, заложенных в самой природе жанра» [46, с. 39]. М. В. Кудрина подтверждает «рентабельность» рассказа в эстетическом освоении действительности», его «живой контакт с неготовой становящейся современностью» [91, с. 38, 45], свидетельствует о «двуголосости» жанра, его возможности оперировать каноническими жанровыми моделями повести и новеллы. По мнению литературоведа, собственная стратегия рассказа заключается в «целенаправленном использовании «чужих» жанрообразующих факторов, чтобы строить «свое» целое» [91, с. 54], при этом «чужое» слово в структуре рассказа становится поэтическим приемом изображения героя и действительности.

Э. А. Шубин одной их постоянных тенденций жанра рассказа называет

«художественное исследование на материале единичного события значимых,

нечастных явлений действительности», а характерными его признаками считает

«лаконичность, концентрированность действия, сюжетную емкость, подтекст,

многозначность рисуемого события» [181, с. 37]. Он признает расширение

видовых границ рассказа за счет выразительных средств иных жанров - очерка,

новеллы, говорит о его «тесной соприкосновенности с повестью» [181, с. 37].

Возможно, именно жанровая контаминация позволила рассказу стать «формой

времени» - жанром, способным отразить особенности, противоречия, атмосферу

времени, состояние и мироощущение человека определенной эпохи. По мнению

5

Э. А. Шубина, расцвет рассказа связан «с периодами глубоких духовных сдвигов в общественном сознании, с периодами идейных метаний и мучительных поисков ответа на острейшие социальные вопросы - политические, правовые, нравственные, философские, религиозные» [181, с. 14]. Процесс становления русского рассказа исследователь связывает с именами Н. Карамзина, А. Пушкина, Н. Гоголя, И. Тургенева, В. Гаршина, Л. Толстого, А. Чехова, А. Куприна, М. Горького и других.

В учении В. И. Тюпы ключевой становится идея о «глубинном двуединстве жанровых истоков» рассказа. В становлении «построманного жанрового образования» он усматривает роль притчевой и анекдотической традиции, контаминацию притчи и анекдота считает «продуктивным способом организации художественного целого», придающим тексту «эффект особой философичности» [166, с. 20, 48]. Исследование рассказа во взаимосвязи с другими жанрами эпики приводит ученого к выводу о возможности рассказа совмещать жанровые признаки новеллы и повести, об общности коммуникативной стратегии рассказа и романа. По утверждению В. И. Тюпы, возникающий «в поле деканонизирующего влияния романа» рассказ «представляет собой развитие новеллистической традиции - по пути ее «романизации», отхода от канонической жанровой формы и обретения принципиально новой «формы целого» [165, с. 162].

Нам близка позиция Н. Д. Тамарченко, в научной концепции которого рассказ - жанр относительно позднего происхождения, возникший «в результате радикальной перестройки всей жанровой системы литературы, осуществленной романом» [160, с. 72]. Благоприятную среду для его продуктивного развития составили ментальные и политические противоречия рубежа Х1Х-ХХ веков, которые привели в свою очередь к кризису романного жанра. Рассказ как «нововременной жанр» с внеканонической поэтикой подвержен определенной трансформации структуры, при этом сохраняет «жанровый канон», обладает «внутренней мерой жанра», т.е. «механизмом, который позволяет ему при всей изменчивости не утрачивать собственную идентичность» [160, с. 62]. По мысли

литературоведа, стратегия рассказа характеризуется «поистине романной

6

тематической широтой, восходящей к традициям жизнеописания и позволяющей сделать предметом художественного внимания практически любую сторону индивидуальной человеческой жизни, в том числе и причастность отдельной личности к широкомасштабным общественно-историческим событиям» [160, с. 73]. Таким образом рассказ синтезирует в себе моноцентричность и потенциал широкоформатной экспозиции с «центростремительностью системы персонажей и композиционного строя» [160, с. 74].

Исследователи истории развития, художественного своеобразия, внутренних закономерностей жанра рассказа сходятся во мнении о том, что благодаря своей архитектонике, сюжетной простоте, фабульной лаконичности он способен решать разноплановый круг вопросов, раскрывать характер в нравственно-психологическом аспекте, наполнять действие особой смысловой значимостью. Синкретичность формы, эмоциональность образа, яркая выразительность, содержательная наполненность, углубленный подтекст, символическое переосмысление события открывают широкую дорогу эксперименту, выводят рассказ в число самых продуктивных жанров в современной литературе.

Несмотря на множество теоретических работ, посвященных изучению проблем жанровой идентификации рассказа, в настоящее время открытым остается вопрос о дефинициях его национальной природы, специфике развития жанра в той или иной литературе, стратегиях жанрового мышления, интеграции повествовательных форм, трансформациях, возникающих в процессе функционирования и эволюционирования рассказа в национальном литературном дискурсе и индивидуально-авторском творчестве.

В мордовском литературоведении сложился богатый опыт изучения

истории формирования отдельных жанров, однако рассказ последних десятилетий

оказался на периферии серьезного теоретического осмысления. Между тем

активность жанра вызывает необходимость постоянно мониторинга и описания

его состояния, поскольку именно этот жанр определяет облик современной

национальной литературы. В настоящее время приходится говорить о том, что

7

при всей отчетливости понимания значимости проблемы функционирования мордовского рассказа рубежного периода как наиболее активной и продуктивной формы репрезентации действительности, образа современника, нет ни одного целостного научного исследования, посвященного решению этого вопроса. Данная работа призвана восполнить пробел в национальном литературоведении.

Частные вопросы жанра рассказа в мордовской литературе ХХ века рассмотрены в ряде работ. Так, краткий обзор формирования и функционирования рассказа в контексте реконструкции истории мордовской литературы представлен в «Истории мордовской советской литературы» (1968, 1971, 1974), «Истории мордовской литературы» (1981), в монографии В. М. Макушкина «Обретение зрелости» [121]. Проблемы жанра рассказа затрагиваются в рамках исследования жанровой парадигмы национальной прозы в работах А. И. Брыжинского [33, 34]. Периферийный анализ рассказов отдельных

авторов на разных этапах литературного развития имеется в работах

1 2 монографического содержания1, в сборниках критических статей2. Наиболее

интересными с точки зрения исследовательской стратегии и научной гипотезы

представляются работы О. И. Бирюковой [26], В. И. Демина [51], А. М. Каторовой

[77, 78, 79] и других литературоведов, в которых осмысливаются вопросы

развития рассказа, его национально-эстетического своеобразия, преломления в

содержательно-структурной системе индивидуально-авторского мироощущения.

Так, В. И. Демин в процессе анализа жанрового своеобразия мордовского рассказа

рубежа ХХ-ХХ1 веков свидетельствует о его синкретизме и выделяет такие

формы как «рассказ-характер, рассказ-судьба, рассказ-исповедь, рассказ-анекдот,

рассказ-монолог, рассказ-настроение, рассказ отчетливого сюжета, юмореска,

миниатюра и др.» [51, с. 59].

1 Ломшин М. И., Сусорева О. М. Творчество А. С. Щеглова в контексте развития эпических жанров прозы в мордовской литературе (1930-1980-е годы). - Саранск, 2015; Шеянова С. В. Современная мордовская проза (на материале творчества М. Сайгина). - Саранск, 2007.

Горбунов Г. И. Жизнь, герой, литература. - Саранск, 1976; Демин В. И. Сюконян тенк. -Саранск, 2005; Демин В. И. Сермадан эйстэнк, тиринь ломанть, вечкезь. - Саранск, 2010; Зиновьев Н. В. Человек и время. - Саранск, 1995; Имяреков М. Г. Писательсь и эряфсь. -Саранск, 1992.

В монографии Г. С. Девяткина «Мордовский рассказ» [50] осуществляется опыт целостного научного изучения мордовского рассказа. Историко-хронологический подход позволил литературоведу обстоятельно и аргументированно раскрыть жанровую эволюцию рассказа в мордовской литературе, определить его специфику в разные периоды историко-литературного развития, роль и место в национальном прозаическом дискурсе, проследить типологическую общность в литературах Поволжья. Г. С. Девяткин предостерегает исследователей от упрощенного взгляда на проблемы «устоявшегося» жанра, «постоянные», «неизменные» черты которого постоянно подвергаются изменению, трансформации, обогащению под влиянием внешних и имманентных эволюционных факторов. По его утверждению, «став одним из ведущих жанров в литературе, рассказ требует к себе самого серьезного внимания, так как кажущаяся его простота и незыблемость многих черт его жанровых границ бывают очень обманчивы» [50, с. 15]. Специфическими чертами рассказа Г. С. Девяткин называет его «чуткость ко всем изменениям жизни», «мобильность», способность «концентрированно выражать» типические проявления эпохи и характера, передавать «мощную экспрессию материала» [50, с. 18]. Комплексное изучение мордовского рассказа 1990-2010-х годов признается необходимым и своевременным, поскольку преемственно продолжает заложенную литературоведами предыдущих эпох традицию исследования жанра рассказа в его национально-художественном проявлении.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые в финно-угорском литературоведении объектом целостного научного изучения становится мордовский рассказ 1990-2010-х годов в аспекте жанровой поэтики, проблемно-тематического содержания. В работе описываются факторы доминирования в этот период разнообразных жанровых форм и разновидностей рассказа - нравственно-психологического, социально-психологического, семейно-бытового, юмористического, сатирического, исторического, короткого рассказа, рассказа-исповеди, рассказа-воспоминания, рассказа-анекдота, рассказа-судьбы,

рассказа-триптиха. Новизна диссертации обеспечивается и самим литературно-

9

художественным материалом: большинство рассказов впервые становится объектом научной рефлексии и вводится в аналитический контекст национального литературоведения, произведения рассматриваются в аспекте как ключевых параметров поэтики текста (проблематика, тематика, композиция, образная система), так и специфического опыта анализа - аксиологии текста, гендерного подхода, форм и способов индивидуально-авторского самовыражения.

Объектом диссертационного исследования является мордовский рассказ 1990-2010-х годов.

Предметом - его жанровые формы и разновидности, проблемно-тематическое своеобразие, поэтическая структура.

Материалом исследования являются рассказы Н. Ишуткина, М. Брыжинского, А. Брыжинского, А. Ганчина, Е. Четвергова, В. Мишаниной, М. Моисеева, Т. Барговой, Т. Разгуляевой и других авторов, в которых наблюдаются оригинальный художественный взгляд на современную и историческую действительность, индивидуальная интерпретация взаимоотношений человека и мира, анализируются нравственно-этические проблемы в контексте социально-бытовых противоречий, манифестируются национальные и общечеловеческие ценностные коды, изображаются самобытные персонажи.

Цель работы - изучить особенности развития и закономерности функционирования мордовского рассказа 1990-2010-х годов, определить его национальную, художественно-эстетическую специфику.

В соответствии с целью исследования были актуализированы следующие задачи:

- выявить и охарактеризовать основные жанровые формы (разновидности) мордовского рассказа рубежа ХХ-ХХ1 веков, определить внешние и имманентные факторы их доминирования в современном литературном процессе;

- описать поэтическую структуру мордовского рассказа рубежной эпохи, включая элементы внутренней формы (жанр, композиционные приемы) и

содержательно-семантические составляющие (тематика, проблематика, типология персонажей, повествовательные формы, образ автора и т.д.);

- исследовать творческую индивидуальность современных рассказчиков, раскрыть их роль в жанрово-стилевом, проблемно-тематическом обогащении национальной литературы, определить особенности авторского самовыражения и моделирования картины мира и человека;

- выявить аксиологическую составляющую национального рассказа;

- раскрыть поэтику комического в мордовском рассказе;

- определить жанровую стратегию рассказа в творчестве авторов-женщин.

Теоретическая база и методология исследования. Диссертационное

исследование опирается на труды классиков отечественного литературоведения М. М. Бахтина [15-19], Г. А. Белой [20, 21], Л. Я. Гинзбург [40], М. М. Гиршмана [41-43], В. М. Головко [44], А. Б. Есина [65], В. М. Жирмунского [68], Б. О. Кормана [84], Н. Л. Лейдермана [110-112], Ю. Б. Орлицкого [136], В. Я. Проппа [147], Н. Т. Рымаря [151], А. Н. Соколова [156], Н. Д. Тамарченко [158, 160, 161], Б. В. Томашевского [164], В. И. Тюпы [165, 166], Л. В. Чернец [173], А. Я. Эсалнек [184, 185], связанные с изучением таких научных проблем, как жанр, его история и традиция, стиль и его элементы, семантико-содержательная структура произведения, композиционные принципы, теория автора и т. д.; работы С. Ю. Баранова [14], А. Н. Варламова [36], В. Я. Гречнева [46], Н. А. Грозновой [47], И. Н. Крамова [87], А. В. Кубасова [90], М. В. Кудриной [91], А. В. Огнева [134], В. П. Скобелева [155], Э. А. Шубина [181], посвященные описанию истории и поэтики жанра рассказа.

В процессе выстраивания концепции работы важное значение имели труды литературоведов Поволжья и Приуралья: Ю. Г. Антонова [5-7], О. И. Бирюковой [24-26], А. И. Брыжинского [33, 34], С. П. Гудковой [48], Г. С. Девяткина [50], В. И. Демина [51-56], Т. И. Зайцевой [71], А. М. Закирзянова [72], А. М. Каторовой [78, 79], Р. А. Кудрявцевой [92-99], Т. Л. Кузнецовой [101-106], А. Ф. Мышкиной [129, 130], О. И. Налдеевой [131], Т. Г. Пантелеевой [138], Е. А.

Шароновой [174], С. В. Шеяновой [175-179]. Актуальными для исследования

-5

стали диссертационные работы .

Методология исследования обусловлена поставленными в диссертации задачами и опирается на системный подход, реализованный посредством совокупности историко-функционального, структурно-семантического, историко-типологического, сравнительно-сопоставительного методов исследования, метода целостного анализа текста, а также на гендерный подход в интерпретации художественного текста.

Хронологические границы исследования определяются тем, что рубежная эпоха, время общественно-политических и национально-культурных изменений, оказывается продуктивной для развития малых жанровых форм, оперативно реагирующих на происходящие в действительности перемены. Изучение современной литературной системы, анализ динамичного художественного материала, оценка творческих манифестаций работающих в настоящее время авторов при отсутствии временной дистанции, достаточной для выверенного взгляда на литературный процесс, - сложная задача для исследователя. С другой стороны, без осмысления «живых» явлений невозможно постижение всей сложности, многогранности литературного дискурса. Отсутствие временной дистанции позволяет передать тексты в первичной рефлексии, избежать в процессе их анализа сложившихся стереотипов и клише, что приводит к серьезным теоретико-методологическим обобщениям и выводам, значимым для развития финно-угорского литературоведения в целом.

Теоретическая значимость диссертационного исследования определяется разработкой научной концепции развития и функционирования

3 Гайфиева Г. Р. Поэтика жанра рассказа в татарской прозе конца ХХ - начала ХХ1 веков: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.02. Казань, 2010. 24 с.; Гусева Н. В. Поэтика марийского рассказа о Великой Отечественной войне: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.02. Йошкар-Ола, 2018. 213 с.; Максимова О. М. Удмуртский очерк второй половины ХХ - начала ХХ1 вв.: проблематика, поэтика, жанр: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.02. Ижевск, 2021. 203 с.; Малева А. В. Лирическая героиня современной коми женской поэзии: особенности семантики и поэтики образа: дсс. ... канд. филол. наук: 10.01.02. Сыктывкар, 2014. 208 с.; Муллагулова А. М. Современный башкирский рассказ: жанровые и стилевые особенности: автореф. дис. . канд. филол. наук: 10.01.02. Уфа, 2000. 18 с.

мордовского рассказа на рубеже ХХ-ХХ1 веков как художественного явления, этнокультурного факта, обусловленного общественно-политическими и национально-культурными обстоятельствами эпохи, отразившего актуальные проблемы действительности, образ современника. Диссертация вносит вклад в разработку жанровых исследований, посвященных описанию дефиниций рассказа в его национальном проявлении, конкретизируют представления о проблемно-тематическом содержании и поэтике мордовского рассказа последних десятилетий, обогащают представления о национальном литературном процессе. Представленные в работе положения и обобщения способствуют созданию целостной картины жанровой системы Мордовии в ее национальном и индивидуально-художественном своеобразии, определяют подходы, векторы, перспективы дальнейшего изучения мордовского рассказа, типологии жанра рассказа в финно-угорской прозе.

Практическая значимость диссертации. Материал работы, применяемые в ней исследовательские стратегии могут быть использованы при разработке фундаментальных литературоведческих проблем, при подготовке учебников, учебных, методических пособий, программ для высших и средних учебных заведений республики, в практике вузовского изучения «Истории мордовской литературы», «Литературы народов России», а также элективных дисциплин по проблемам теории и истории финно-угорского рассказа.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В мордовской литературе рубежа ХХ-ХХ1 веков рассказ является

наиболее активным жанром, оперативно реагирующим на общественно-

культурные изменения, раскрывающим роль личности в семье, социуме, истории,

актуализирующим вопросы духовно-нравственного содержания,

аккумулирующим комплекс межличностных, общественных, философско-

этнических проблем. Современный мордовский рассказ - эволюционирующее

явление, синтезирующее традиционные формы художественной манифестации и

новаторские индивидуально-авторские стратегии. Как малая повествовательная

форма рассказ оказался тем жанром, который отвечает потребностям современной

13

читательской аудитории в отражении мировосприятия, психологического состояния, интенций человека рубежной эпохи.

2. Рассказ последних десятилетий характеризуется разнообразием жанровых форм и разновидностей: социально-психологический, нравственно-психологический, семейно-бытовой, сатирический, юмористический, исторический, короткий рассказ, рассказ-исповедь, рассказ-судьба, рассказ-анекдот, рассказ-триптих, явившихся результатом творческого эксперимента национальных писателей, художественной интерпретации ими явлений и обстоятельств действительности. В жанровой синкретичности рассказа отчетливо проявляется тенденция к многогранности изображения человека и его взаимосвязей с миром, психологической дифференциации персонажей.

3. В 1990-2010-е годы активизируется женская проза, отражающая женский менталитет, специфику мировоззрения и значимые с точки зрения женщины концепты. Рассказы авторов-женщин отличаются принципами организации сюжета, формами повествования, субъектом изображения, подчеркнуто индивидуальной авторской позицией, оценочными моментами, системой символических знаков и деталей. Гендерная картина мира в женских текстах объективируется посредством концептов семья, любовь (или ее отсутствие), материнство, насилие (психологическое или физическое), центральное место занимает конфликт между женщиной и мужчиной. В рассказах В. Мишаниной, Т. Барговой, Т. Разгуляевой отражается определенный женский опыт, воплощается женское мироощущение, раскрываются гендерные доминанты внутреннего мира женщины, особенности ее психологии и поведения.

4. Современные мордовские прозаики обращаются к осмыслению мира и

человека сквозь призму аксиологических концептов, что обусловлено кризисной

атмосферой рубежной эпохи, доминированием постмодернистского дискурса,

характеризующегося трагизмом мироощущения, углубленным интересом к

смыслообразующим духовно-нравственным основам бытия. В своих

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ермина Наталья Ивановна, 2022 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдуллина А. Ш. Женские образы в прозе Л. Улицкой / А. Ш. Абдуллина, Е. Э. Латыпова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2017. - № 3 (399). - Вып. 105. - С. 7-14. - URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_29345667_75281808.PDF

2. Абдуллина Д. А. Художественная аксиология в автобиографической трилогии Л. Н. Толстого : дисс. ... канд. филол. наук : 10.01.01 / Диана Асатовна Абдуллина. - Магнитогорск, 2005. - 208 с.

3. Авдеева Н. П. Функционирование внутренней речи персонажа в ранних рассказах А. П. Чехова / Н. П. Авдеева // Материалы XXXVIII Междунар. науч.-практ. конф. «Чеховские чтения в Ялте» ; Крымский лит.-худож. мемориальн. музей-заповедник. - 2019. - С. 186-197. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_39182388_70749947.pdf

4. Алексеева Н. Д. Семья как социокультурный институт в историческом и современном контекстах (на примере культуры народов Среднего Поволжья) / Н. Д. Алексеева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2008. - № 38(82). Ч. 1. - С. 18-24. - URL: https://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/1/38(82)1/alekseeva_38_82_p18_24

5. Антонов Ю. Г. Концепция одиночества в современной мордовской литературе / Ю. Г. Антонов, С. В. Шеянова // Вестник угроведения. - 2016. - № 2 (25). - С. 7-13. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_26485725_66208474.pdf

6. Антонов Ю. Г. Мордовская литература рубежа XX-XXI вв.: поиски национальной идентичности / Ю. Г. Антонов, Н. Н. Левина, С. В. Шеянова. -Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2018. - 184 с.

7. Антонов Ю. Г. Современная мордовская литература: синтез традиций и новаторства (на материале изданий 2016 г.) / Ю. Г. Антонов, С. В. Шеянова // Финно-угорский мир. - 2017. - № 2 (31). - С. 20-29. - URL: http://csfu.mrsu.ru/ arh/2017/2/20-29.pdf

8. Антюхова С. Ю. Проблема соотношения категорий «Смеха» и «Комического» в трудах литературоведов / С. Ю. Антюхова // Вестник Брянского государственного университета. - 2012. - № 2 (1). - С. 108-114. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-sootnosheniya-kategoriy-smeha-i-komicheskogo-v-trudah-literaturovedov

9. Арекеева С. Т. Мир произведений финской писательницы Розы Ликсом и удмуртского прозаика Риммы Игнатьевой: общие и особенные черты / С. Т. Арекеева, Л. П. Федорова // Вестник угроведения. - 2018. - Т. 8. - № 3. -С. 407-415. URL: https://vestnik-ugrovedenia.ru/sites/default/files/vu/arekeeva_s._t._fedorova_l._p.pdf

10. Ащеулова И. В. Историческая проза В. Шарова в контексте русской исторической прозы второй половины XX - начала XXI в. / И. В. Ащеулова // Вестник Томского государственного университета. Филология. - 2013. - №1 (21). -С. 80-97. - URL: http://journals.tsu.ru/philology/&journal_page=archive&id=767&article_id=31157

11. Бадуева Г. Ц. Эволюция жанра рассказа в литературе Бурятии второй половины ХХ в. : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.02 / Гунсэма Цыдыповна Бадуева. - Улан-Удэ, 1999. - 162 с.

12. Бажанова Е. А. Ретроспекция и ее влияние на понимание романа

B. Набокова «Машенька» / Е. А. Бажанова // Вестник Костромского государственного университета. - 2018. - Т. 24. - № 3. - С. 123-127. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7retrospektsiya-i-ee-vliyanie-na-ponimanie-romana-v-nabokova-mashenka

13. Бакаева О. В. Мастерство психологического анализа в рассказе «Сокор веле» («Слепая деревня») В. Мишаниной / О. В. Бакаева, А. М. Каторова // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. - 2012. - Т. 23. - № 3. - С. 188-194.

14. Баранов С. Ю. О трудностях определения рассказа как малого жанра /

C. Ю. Баранов // Малые жанры в русской и советской литературе ; Киров. гос.

пед. ин-т им. В. И. Ленина. - Киров, 1986. - С. 3-15.

194

15. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет / М. М. Бахтин. - М. : Худож. лит., 1975. - 504 с.

16. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин. -М. : Эксмо, 2017. - 416 с.

17. Бахтин М. М. Собрание сочинений : в 7. Т. Т. 5. Работы 1940-х -начала 1960-х годов / под ред. С. Г. Бочарова, Л. А. Гоготишвили / М. М. Бахтин. -М. : Русские словари, 1997. - 732 с.

18. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М. М. Бахтин. - М. : Эксмо, 2014. - 702 с.

19. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. - 2-е изд. - М. : Искусство, 1986. - 445 с.

20. Белая Г. А. Литература в зеркале критики. Современные проблемы : монография / Г. А. Белая. - М. : Сов. писатель, 1986. - 368 с.

21. Белая Г. А. Художественный мир современной прозы / Г. А. Белая. - М. : Наука, 1983. - 191 с.

22. Бергсон А. Смех / А. Бергсон. - М. : Искусство, 1992. - 128 с.

23. Бикиняева Л. Г. Книга Ю. К. Вэллы «Белые крики»: аксиология и поэтика / Л. Г. Бикиняева // Филология и культура. - 2013. - № 2 (32). - С. 65-70. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kniga-yu-k-velly-belye-kriki-aksiologiya-i-poetika

24. Бирюкова О. И. Жанровая история как основа современной концепции развития национальных литератур / О. И. Бирюкова // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. - 2010. - № 6. - С. 5-8. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_17304881_60663125.pdf

25. Бирюкова О. И. Интеграция литературно-художественных и фольклорных традиций в поликультурное пространство мордовской словесности конца XIX - первой трети XX вв. : монография / О. И. Бирюкова. - Саранск : [б.и.], 2010. - 146 с.

26. Бирюкова О. И. Теория жанрового синтеза и ее реализация в

мордовском рассказе начала ХХ века / О. И. Бирюкова, И. В. Горобченко //

195

Гуманитарные науки и стратегии образования: пути интеграции : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. - Надькинские чтения ; МГПИ им. М. Е. Евсевьева. -Саранск, 2018. - С. 93-99.

27. Богданова О. В. Современный литературный процесс / О. В. Богданова. - СПб. : Владос, 2001. - 252 с.

28. Бойцова О. А. Миграция сельской молодежи / О. А. Бойцова // Научный журнал. - 2019. - № 2 (36). - С. 48-50. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/migratsiya-selskoy-molodezhi

29. Большаков В. П. Классическая теория жанров и ее преодоление / В. П. Большаков // Теория литературы. Т. 3. : Роды и жанры (основные проблемы в историческом освещении). - М. : ИМЛИ РАН, 2003. - С. 11-32.

30. Борев Ю. Б. О Комическом / Ю. Б. Борев. - М. : Искусство, 1957. - 232 с.

31. Бояк Т. Н. Здоровье как ценность / Т. Н. Бояк // Здоровье и образование в XXI веке. - 2016. - № 9. - С. 142-146. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zdorovie-kak-tsennost

32. Браже Т. Г. Искусство анализа художественного произведения / Т. Г. Браже. - М. : Просвещение, 1971. - 240 с.

33. Брыжинский А. И. Современная мордовская проза /

A. И. Брыжинский. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1995. - 232 с.

34. Брыжинский А. И. Процессы жанрового развития современной мордовской прозы (50-90-е годы) / А. И. Брыжинский. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 1995. - 192 с.

35. Вальянов Н. А. Хронотоп дома в поэтике М. Тарковского / Н. А. Вальянов // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. - 2017. - № 1 (39). - С. 174-179. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_28839267_24445321.pdf

36. Варламов А. Н. Русский рассказ конца ХХ века / А. Н. Варламов,

B. В. Муравьева, И. О. Яценко. - М. : Флинта : Наука, 2005. - 127 с.

37. Васиярова О. А. Монтажная техника как актуальный метод отражения

действительности в современной литературе / О. А. Васиярова // Вестник

196

Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2013. - № 4-1 (80). - С. 32-39. - URL: www.elibrary.ru/download/elibrary_20916810_59412057.pdf

38. Водоватова Т. Е. Приемы создания юмористического эффекта в британском комическом рассказе / Т. Е. Водоватова, О. В. Волонина // Вестник Международного института рынка. - 2018. - № 1. - С. 123-128. - URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_34865982_27572305.pdf

39. Гачев Г. Д. Содержательность художественных форм: эпос, лирика, театр / Г. Д. Гачев. - 2-е изд. - М. : Изд-во Москов. ун-та, 2008. - 280 с.

40. Гинзбург Л. Я. О литературном герое / Л. Я. Гинзбург. - Л. : Сов. писатель, 1979. - 224 с.

41. Гиршман М. М. Литературное произведение. Теория и практика анализа / М. Н. Гиршман. - М. : Высш. шк., 1993. - 160 с.

42. Гиршман М. М. Литературное произведение: теория художественной целостности / М. М. Гиршман. - 2-е изд., доп. - М. : Яз. славян. культуры, 2007. -555 с.

43. Гиршман М. М. Ритм художественной прозы / М. Н. Гиршман. - М. : Сов. писатель, 1982. - 364 с.

44. Головко В. М. Герменевтика литературного жанра / В. М. Головко. -М. : Флинта, 2019. - 184 с.

45. Горбачева И. М. Роль смеховой коммуникации в социокультурном развитии общества в кризисные периоды / И. М. Горбачева, Е. В. Гришанова // Экономические и социально-гуманитарные исследования. - 2018. - № 2 (18). -С. 85-90. - URL: http://esgi-miet.ru/images/Stati20182/esgi2-18-2018.pdf

46. Гречнев В. Я. Русский рассказ конца XIX-XX века (Проблематика и поэтика жанра) / В. Я. Гречнев. - Л. : Наука ; Ленингр. отд-е, 1979. - 208 с.

47. Грознова Н. А. Ранняя советская проза. 1917-1925 / Н. А. Грознова. -Л. : Наука, 1976. - 206 с.

48. Гудкова С. П. Современная русская поэзия (проблематика, поэтика, судьбы крупных жанровых форм) / С. П. Гудкова. - Саранск : Изд-во Мордов. унта, 2010. - 300 с.

49. Гусейнов М. А. Формы комизма в художественной прозе Юсупа Гереева / М. А. Гумейнов // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. - 2016. - Т. 28. - № 6. - С. 89-93. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formy-komizma-v-hudozhestvennoy-proze-yusupa-gereeva

50. Девяткин Г. С. Мордовский рассказ / Г. С. Девяткин. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1987. - 214 с.

51. Демин В. И. В поисках нового осмысления жизни (о некоторых аспектах развития современного мордовского рассказа) / В. И. Демин // Гуманитарные науки и образование. - 2012. - № 1. -С. 58-63.

52. Демин В. И. Комическое в мордовской литературе (этапы эволюции) / В. И. Демин. - Рузаевка : [б.и.], 2001. - 260 с.

53. Демин В. И. Концептуально-авторское отражение мира и человека в романе А. Брыжинского «Вечкеманть тюсонзо эсензэ» («У любви краски свои») /

B. И. Демин, С. В. Шеянова // Вестник Чувашского университета. - 2014. - № 1. -

C. 173-178. - URL: https://www.chuvsu.ru/images/stories/nauka/vestnik/vypusk/2014_1.pdf

54. Демин В. И. Кульнявелестэ пейдиця / В. И. Демин // Демин В. И. Сермадан эйстэнк, тиринь ломанть, вечкезь...: эрзянь писательде евтнемат. -Саранск, 2010. - С. 33-61.

55. Демин В. И. Смех моего народа. Комическое в устно-поэтическом творчестве мордвы / В. И. Демин // Финно-угорский мир. - 2015. - № 4 (25). -С. 6-12. - URL: http://csfu.mrsu.ru/arh/2015/4/6-12.pdf

56. Демин В. И. Ой, Яхим, Яхим... Новое прочтение романа эрзянского писателя В. М. Коломасова «Лавгинов» / В. И. Демин // Вестник угроведения. -

2017. - № 2 (29). - С. 7-18. - URL: https://vestnik-ugrovedenia.ru/sites/default/files/vu/v.i._demin.pdf

57. Дземидок Б. О Комическом / Б. Дземидок. - М. : Прогресс, 1974. -

223 с.

58. Дмитрийчук А. Ю. Проблема семьи в контексте отечественной философии и культуры / А. Ю. Дмитрийчук // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. - 2019. - № 3 (31). - С. 201-209. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-semi-v-kontekste-otechestvennoy-filosofii-i-kultury

59. Ермина Н. И. Концепция мира и человека в мордовском рассказе рубежа XX-XXI веков / Н. И. Ермина // Вестник Марийского государственного университета. - 2022. - Вып. 16. - № 1. - С. 70-76.

60. Ермина Н. И. Приемы создания смехового дискурса в сатирических рассказах Н. Ишуткина / Н. И. Ермина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2020. - Т. 13. - № 1. - С. 64-67. - URL: https://www.gramota.net/articles/issn_1997-2911_2020_1_13.pdf

61. Ермина Н. И. Семейные ценности в рассказах А. Брыжинского / Н. И. Ермина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2020. - Т. 13. -№ 3. - С. 51-54. - URL: https://www.gramota.net/articles/issn_1997-2911_2020_3_11.pdf

62. Ермина Н. И. Современный мордовский рассказ: проблематика, поэтика / Н. И. Ермина, С. В. Шеянова. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2022. - 160 с.

63. Ермина Н. И. Специфика моделирования комического дискурса в рассказах мордовского прозаика Н. Ишуткина / Н. И. Ермина, С. В. Шеянова // Вестник угроведения. - 2020. - Т. 10. - № 2. - С. 216-224. - URL: https://vestnik-ugrovedenia.ru/sites/default/files/vu/n._i._ermina.pdf

64. Есаулов И. А. Литературоведческая аксиология: опыт обоснования понятия / И. А. Есаулов // Проблемы исторической поэтики. - 1994. - Т. 3. -C. 378-383. - URL: http://poetica.pro/journal/article.php?id=2435

65. Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения /

A. Б. Есин. - М. : Флинта : Наука, 1998. - 248 с.

66. Жиляков С. В. Жанровая проблема после М. М. Бахтина (онтологические заметки) / С. В. Жиляков // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. - 2015. - Т. 1. - № 1 (3). - С. 79-84. - URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_23585447_74316384.pdf

67. Жиндеева Е. А. Повествовательные стратегии новейшей женской прозы Мордовии / Е. А. Жиндеева // Вестник угроведения. - 2014. - № 1 (16). -С. 18-22. - URL: https://vestnik-ugrovedenia.ru/sites/default/files/vu/e. a._zhindeeva_2. pdf

68. Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика /

B. М. Жирмунский. - Ленинград : Изд-во «Наука», 1977. - 408 с.

69. Завершинская Е. А. Гендерный анализ в современном литературоведении (на примере рассказа «Красный цветок» В. М. Гаршина) / Е. А. Завершинская // Теория права и межгосударственных отношений. - 2021. -Т. 2 - № 2 (14). - С. 206-214. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_46499302_11094186.pdf

70. Зайнуллин М. В. Проблемы развития и сохранения родных языков и национальных культур в эпоху глобализации / М. В. Зайнуллин // Проблемы востоковедения. - 2012. - № 3 (57). - С. 57-61. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_18390314_82157876.pdf

71. Зайцева Т. И. Удмуртская проза второй половины XX - начала XXI века: национальный мир и человек / Т. И. Зайцева. - Ижевск : Удмурт. ун-т, 2009. -376 с.

72. Закирзянов А. М. Современное татарское литературоведение: традиции и новые тенденции : автореф. дис. ... д-ра филол. наук / А. М. Закирзянов. - Казань, 2012. - 51 с.

73. Калашникова Л. В. Аксиологическая антитеза в образной системе марийского нравственно-психологического рассказа второй половины ХХ века /

Л. В. Калашникова, Р. А. Кудрявцева // Вестник угроведения. - 2019. - Т. 9. - № 3.

200

- С. 427-438. - URL: https://vestnik-

ugrovedenia.ru/sites/default/files/vu/kalashnikova_l.v._kudryavceva_r.a.pdf

74. Калашникова Л. В. Разновидности психологического рассказа в марийской литературе 1960-1980-х годов / Л. В. Калашникова // Вестник Чувашского университета. - 2008. - № 1. - С. 287-291. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_11902870_29242226.pdf

75. Калинина Е. В. Проблема дефинирования короткого рассказа в междисциплинарной перспективе исследования / Е. В. Калинина // Гуманитарные научные исследования. - 2016. - № 12 (64). - С. 308-312. - URL: http://human.snauka.ru/2016/12/17886

76. Касаткин П. И. Культурное пространство: аксиологический аспект / П. И. Касаткин // Знание. Понимание. Умение. - 2017. - №4. - С. 145-156. - URL: http: //j ournals.mosgu.ru/zpu/article/view/586/704

77. Каторова А. М. Изображение рефлексивной позиции личности писателя в рассказе Г. Пинясова «Тяк сязе панчфкязень» («Не рви мой цветочек») / А. М. Каторова, Ю. В. Макарова // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. - 2017. - Т. 10. - № 4 (32). - С. 154-158. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izobrazhenie-refleksivnoy-pozitsii-lichnosti-pisatelya-v-rasskaze-g-pinyasova-tyak-syaze-panchfkyazen-ne-sorvi-moy-tsvetochek

78. Каторова А. М. Основные направления развития мордовской литературы в начале XXI века / А. М. Каторова // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. - 2013. - Т. 25. - № 1. - С. 122131.

79. Каторова А. М. Специфика фантастической образности в рассказе М. Брыжинского «Эксперимент» / А. М. Каторова, М. В. Агафонова // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. - 2018. - № 4 (48). - С. 181-186.

80. Кирилина Т. Ю. Динамика духовно-нравственных ценностей россиян в контексте глобализации / Т. Ю. Кирилина // Вестник Московского

государственного университета леса - Лесной вестник. 2013. - № 5. - С. 79-81. -URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_20316490_35858743.pdf

81. Ковтун Н. В. Современная традиционалистская проза: Идеология и мифопоэтика / Н. В. Ковтун. - Красноярск : СФУ, 2013. - 352 с.

82. Козлова Т. А. Традиционные обряды мордовского народа, связанные с хозяйственной деятельностью этноса / Т. А. Козлова // Вестник угроведения. -2013. - № 1 (12). - С. 121-124. - URL: https://vestnik-ugrovedenia.ru/sites/default/files/vu/t.a._kozlova_1.pdf

83. Коновалов С. М. О сатире / С. М. Коновалов // ART LOGOS. - 2020. -№ 2 (11). - С. 24-35. - URL: https://lengu.ru/mag/art-logos/archive/37

84. Корман Б. О. Изучение текста художественного произведения / Б. О. Корман. - М. : Просвещение, 1972. - 113 с.

85. Косинцева Е. В. Формы комического в хантыйской литературе / Е. В. Косинцева // Вестник угроведения. - 2018. - Т. 8. - № 4. - С. 631-637.

86. Косинцева Е. В. Семейная тема в романе Е. Д. Айпина «Божья Матерь в кровавых снегах» / Е. В. Косинцева, Н. В. Куренкова // Современные исследования социальных проблем. - 2010. - № 3. - С. 145-149. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semeynaya-tema-v-romane-e-d-aypina-bozhya-mater-v-krovavyh-snegah

87. Крамов И. Н. В зеркале рассказа / И. Н. Крамов. - М. : Сов. Писатель, 1986. - 271 с.

88. Крошнева М. Е. Стиль в литературе / М. Е. Крошнева // Вестник Ульяновского государственного технического университета. - 2020. - № 4 (92). -С. 7-10. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stil-v-literature

89. Крылова М. Н. Жанр короткого рассказа в сборнике В. В. Шарапова «Доля ангелов» / М. Н. Крылова // Жанр речи. - 2019. - № 4 (24). - С. 288-293. -URL: https://zhanry-rechi.sgu.ru/ru/articles/zhanr-korotkogo-rasskaza-v-sbornike-v-v-sharapova-dolya-angelov

90. Кубасов А. В. Рассказы А. П. Чехова: поэтика жанра / А. В. Кубасов. -Свердловск : СГПУ, 1990. - 71 с.

91. Кудрина М. В. Жанровая структура рассказа : дисс. . канд. филол. наук : 10.01.08 / Мария Вадимовна Кудрина. - Москва, 2003. - 291 с.

92. Кудрявцева Р. А. Аксиологическая парадигма марийской литературы: состояние и горизонты научного изучения проблемы / Р. А. Кудрявцева // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2016. - № 3. - Ч. 1. - С. 2529. - URL: http://gramota.net/materials/2/2016/3-1/6.html

93. Кудрявцева Р. А. Генезис и динамика поэтики марийского рассказа в контексте литератур народов Поволжья : автореф. дис. ... д-ра филол. наук : 10.01.02 / Раисия Алексеевна Кудрявцева. - Чебоксары, 2009. - 54 с.

94. Кудрявцева Р. А. Женская личность в художественном пространстве марийского рассказа конца ХХ века / Р. А. Кудрявцева // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2015. - № 4-1 (46). - С. 91-94. - URL: https://www.gramota.net/articles/issn_1997-2911_2015_4-1_27.pdf

95. Кудрявцева Р. А. Марийский рассказ конца XX века (типология персонажей) / Р. А. Кудрявцева // Вестник Забайкальского государственного университета. - 2009. - № 2. - С. 165-169. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mariyskiy-rasskaz-kontsa-xx-veka-tipologiya-personazhey

96. Кудрявцева Р. А. Марийский рассказ 1980-1990-х годов (поэтика композиции) / Р. А. Кудрявцева // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2008. - № 11. - С. 228-237. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mariyskiy-rasskaz-1980-1990-h-godov-poetika-kompozitsii

97. Кудрявцева Р. А. Марийский рассказ ХХ века (история и поэтика жанра) : монография / Р. А. Кудрявцева. - Йошкар-Ола : [б. и.], 2008. - 207 с.

98. Кудрявцева Р. А. Субъектная организация юмористических рассказов И. Тхти и М. Шкетана (опыт сравнительно-типологического исследования чувашской и марийской прозы 1920-1930-х годов) / Р. А. Кудрявцева // Вестник Чувашского университета. - 2006. - № 6. - С. 265-272. - URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/subektnaya-organizatsiya-yumoristicheskih-rasskazov-i-thti-i-m-shketana-opyt-sravnitelno-tipologicheskogo-issledovaniya-chuvashskoy-i

99. Кудрявцева Р. А. Этноценностная парадигма художественной структуры марийского рассказа / Р. А. Кудрявцева // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2014. - № 7 (37). - Ч. 2. - С. 111-114. - URL: http://scjournal.ru/articles/issn_1997-2911_2014_7-2_31 .pdf

100. Кузнецова Е. В. Язык и национальная идентичность / Е. В. Кузнецова // Омский научный вестник. - 2011. - № 3 (98). - С. 102-105. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yazyk-i-natsionalnaya-identichnost

101. Кузнецова Т. Л. Коми проза конца ХХ - начала XXI вв.: особенности художественного осмысления действительности / Т. Л. Кузнецова // Финно-угорский мир в полиэтничном пространстве России: культурное наследие и новые вызовы : сб. ст. по материалам VI Всероссийской науч. конф. финно-угроведов (г. Ижевск, 4-7 июня 2019 г.) / УдмФИЦ УрО РАН. - Ижевск, 2019. - С. 325-329. -URL: https: //elibrary. ru/download/elibrary_41225584_52901284.pdf

102. Кузнецова Т. Л. Коми рассказ рубежа XX-XXI вв.: о некоторых направлениях художественного поиска / Т. Л. Кузнецова // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2012. - № 1-2. - С. 394400. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/komi-rasskaz-rubezha-hh-xxi-vv-o-nekotoryh-napravleniyah-hudozhestvennyh-poiskov

103. Кузнецова Т. Л. Коми рассказ конца ХХ - начала XXI в.: внимание к глубинным процессам / Т. Л. Кузнецова // Филологические исследования-2014. Источники, их анализ и интерпретация в филологических науках ; Институт языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН. - Сыктывкар, 2014. - С. 106110.

104. Кузнецова Т. Л. Коми рассказ конца ХХ - начала XXI в.: тяготение к осмыслению жизни / Т. Л. Кузнецова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9: Филология. Востоковедение. Журналистика. - 2013. - № 4. -С. 11-18. - URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_20935719_76004159.pdf

105. Кузнецова Т. Л. Короткий рассказ одна из малых форм коми прозы рубежа XX-XXI веков / Т. Л. Кузнецова // Вестник Челябинского государственного университета. Серия Филология. Искусствоведение. - 2011. - №17 (232). - Вып. 55.

- С. 80-84. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korotkiy-rasskaz-odna-iz-malyh-form-komi-prozy-rubezha-xx-xxi-vekov

106. Кузнецова Т. Л. Одно из направлений в развитии коми рассказа конца XX - начала XXI в.: тяготение к жизнеподобию / Т. Л. Кузнецова // Уральский филологический вестник. Серия: Русская литература XX-XXI веков: направления и течения. - 2013. - № 2. - С. 182-189. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/odno-iz-napravleniy-v-razvitii-komi-rasskaza-kontsa-xx-nachala-xxi-v-tyagotenie-k-zhiznepodobiyu

107. Кукуева Г. В. Межтекстовый деривационный процесс в рассказе-анекдоте как жанровой форме современной малой прозы / Г. В. Кукуева, И. А. Карагодина // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 3 (40). - С. 261-263. - URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_19129678_72227609.pdf

108. Левина Н. Н. Художественная модель женского образа в прозе

B. Мишаниной / Н. Н. Левина // Вестник угроведения. - 2020. - Т. 10. - № 2. -

C. 262-270. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_43807709_61721932.pdf

109. Левина Н. Н. Жанровая парадигма малой прозы Е. Четвергова / Н. Н. Левина, С. В. Шеянова // Вестник угроведения. - 2017. - № 2 (29). - С. 69-75.

- URL: https://vestnik-ugrovedenia.ru/sites/default/files/vu/levina_n.n._shiyanova_a._a.pdf

110. Лейдерман Н. Л. Движение времени и законы жанра : жанровые закономерности развития советской прозы в 60-70-е годы / Н. Л. Лейдерман. -Свердловск : Сред.-Урал. кн. изд-во, 1982. - 254 с.

111. Лейдерман Н. Л. Между хаосом и космосом. Рассказ в контексте времени / Н. Л. Лейдерман, М. Н. Липовецкий // Новый мир. - 1991. - № 7. -С. 255-265.

112. Лейдерман Н.Л. Творческая индивидуальность писателя как объект изучения / Н. Л. Лейдерман // Филологический класс. - 2005. - № 14. - С. 11-23. -URL: https://elanbook.com/journal/issue/289445

113. Лисовская Г. К. Художественные тенденции в коми рассказе конца ХХ века / Г. К. Лисовская // Художественная словесность финно-угорских народов: от истоков к современности. - Йошкар-Ола, 2008. - С. 125-135.

114. Литвиненко Н. А. Положительный герой в литературе - исчезнувшие и новые горизонты / Н. А. Литвиненко // Вестник университета Российской академии образования. - 2016. - № 1. - С. 27-34. - URL: http://vestnik-urao.ru/wp-content/uploads/2016/03/2016_01 .pdf

115. Лихачев Д. С. Поэтика художественного времени / Д. С. Лихачев. -URL: http://www.gup.ru/pic/site/files/fulltext

116. Лихачев Д. С. Поэтика художественного пространства / Д. С. Лихачев -URL: http: //www. lihachev.ru/pic/site/files/fulltext

117. Лушин А. И. Политические судебные процессы второй половины 1930-х годов в зеркале региональной прессы / А. И. Лушин // Управленческое консультирование. - 2021. - № 1 (145). - С. 106-116. - URL: https: //www.acjournal .ru/j our/article/view/1624/1369

118. Макарова В. Ф. Особенности становления татарской смеховой прозы / В. Ф. Макарова // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». - 2011. - № 4. - С. 120-127. - URL: http://ru.history.vestnik.udsu.ru/files/originsl_articles/vuu_11_054_18.pdf

119. Макарова В. Ф. Формы и приемы комического в рассказах З. Хакима / В. Ф. Макарова // Современные исследования социальных проблем. - 2013. -№ 11 (31). - С. 6-9. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formy-i-priemy-komicheskogo-v-rasskazah-z-hakima

120. Макина М. А. Русский советский рассказ: вопросы развития жанра / М. А. Макина. - Л. : ЛГПИ, 1975. - 351 с.

121. Макушкин В. М. Обретение зрелости / В. М. Макушкин. -

Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1984. - 224 с.

206

122. Матыжева А. К. Новелла и рассказ в адыгейской литературе 20-х -90-х гг. ХХ века: национальные истоки, динамика, художественная типология : автореф. дисс. ... канд. филол. наук : 10.01.02 / Аминет Кущуковна Матыжева. -Майкоп, 2008. - 22 с.

123. Мелетинский Е. М. Историческая поэтика новеллы / Е. М. Мелетинский. - М. : Наука, 1990. - 278 с.

124. Мещерская И. Я. Формы повествования в доэмигрантских сборниках рассказов З. Н. Гиппиус / И. Я. Мещерская // Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2011. - № 5 (55). - С. 284-290. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formy-povestvovaniya-v-doemigrantskih-sbornikah-rasskazov-z-n-gippius

125. Миттельман К. О. Короткий рассказ как объект лингвистического и литературоведческого анализа / К. О. Миттельман // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. - 2008. - № 2 (2). - С. 91-96. - URL: www.elibrary.ru/download/elibrary_14628765_39757516. pdf

126. Мокшин Н. Ф. Дохристианские религиозные праздники мордвы / Н. Ф. Мокшин // Социально-политические науки. - 2016. - № 2. - С. 11-13. -URL: https://urvak.ru/articles/sotsia-vypusk-2-dokhristianskie-religioznye-prazdn/

127. Муллагулова А. М. Концепция героя в социально-бытовых башкирских рассказах / А. М. Муллагулова // Вестник Башкирского университета. - 2012. - Т. 17. - № 3 (1). - С. 1495-1500. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_18772065_20277383.pdf

128. Молдавский Д. М. Товарищ Смех / Д. М. Молдавский. - Л.: Лениздат, 1981. - 344 с.

129. Мышкина А. Ф. Проблемы национальной эстетики и литературного

творчества в художественном пространстве начала XXI века / А. Ф. Мышкина,

Т. И. Зайцева, Т. Н. Емельянова // Филологические науки. Вопросы теории и

практики. - 2019. - Т. 12. - № 2. - С. 364-367. - URL:

https://www.elibrary.ru/download/elibrary_36928368_49527108.pdf

207

130. Мышкина А. Ф. Чувашская художественно-философская и художественно-публицистическая проза второй половины ХХ века /

A. Ф. Мышкина. - Чебоксары : Изд-во Чуваш. ун-та, 2005. - 276 с.

131. Налдеева О. И. Современная мордовская поэзия: основные тенденции и художественные ориентиры / О. И. Налдеева ; Мордов. гос пед. ин-т. - Саранск, 2013. - 285 с.

132. Нефедова С. М. Изображение внутреннего мира героев в прозе И. Торопова / С. М. Нефедова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2011. - № 20. - С. 118-121. - URL: http://www.lib.csu.ru/vch/235/tog.pdf

133. Николаев Д. П. Смех - оружие сатиры / Д. П. Николаев. - М. : Искусство, 1962. - 223 с.

134. Огнев А. В. Современный русский рассказ: 50-80-е гг. / А. В. Огнев. -Калинин : [б. и.], 1987. - 90 с.

135. Олешкевич В. В. Приемы репрезентации комического в прозе

B. В. Ерофеева : автореф. дисс. ... канд. филол. наук : 10.01.01 / Валерия Васильевна Олешкевич. - Смоленск, 2019. - 18 с.

136. Орлицкий Ю. Б. Стих и проза в русской литературе : монография / Ю. Б. Орлицкий. - М : РГГУ, 2002. - 688 с.

137. Осьмухина О. Ю. Автор в поисках себя: формы функционирования авторской маски в отечественной прозе / О. Ю. Осьмухина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2009. - № 1 (9). -

C. 52-57. - URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_12852163_96802651.pdf

138. Пантелеева Т. Г. Поэтика удмуртского рассказа : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.01.02 / Тамара Григорьевна Пантелеева. - Чебоксары, 2006. - 23 с.

139. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на открытии церковно-общественного форума «Духовно-нравственные основы демографического

развития России» // Новосибирский Епархиальный вестник. - 2006. - Май. - URL: http: //www.orthedu.ru/nev/spez-06/slovo.htm

140. Петрова М. А. Ретроспекция как способ построения лирического сюжета в поэзии С. А. Есенина: мотив воспоминаний / М. А. Петрова // Rhema. Рема. 2011. - № 4. - С. 40-46. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/retrospektsiya-kak-sposob-postroeniya-liricheskogo-syuzheta-v-poezii-s-a-esenina-motiv-vospominaniy

141. Поддубная Н. Н. Приемы создания комического эффекта в коротком юмористическом рассказе (на примере немецкого шванка) / Н. Н. Поддубная // Филология и человек. - 2010. - № 2. - С. 163-168. - URL: http://www.fmc.asu.ru/files/documents/00003445.pdf

142. Подкорытова Т. И. Эволюция темы Руси-деревни от А. Солженицына («Матренин двор») до О. Богаева («Марьино поле») / Т. И. Подкорытова, А. В. Подворная // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2019. -№ 2 (36). - С. 29-35. - URL: http://journal.omga.su/files/nauka_o_cheloveke_36.pdf

143. Покотыло М. В. Сатира в контексте русской литературы ХХ в.: онтологический статус и функции / М. В. Покотыло // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2014. - № 8. - С. 262-271. -URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_22673318_19619576.pdf

144. Попова Е. В. Ценностный подход в исследовании литературного творчества : дисс. ... д-ра филол. наук : 10.01.08 / Елена Васильевна Попова. -Москва, 2004. - 326 с.

145. Попова И. М. Феномен современной «женской прозы» / И. М. Попова, Е. В. Любезная // Вестник Тамбовского государственного технического университета. - 2008. - № 4. - С. 1020-1024. - URL: http://vestnik.tstu.ru/rus/t_14/pdf/14_4_025.pdf

146. Поспелов Г. Н. Проблемы литературного стиля / Г. Н. Поспелов. - М. : Изд-во Москов. ун-та, 1976. - 330 с.

147. Пропп В. Я. Проблемы комизма и смеха / В. Я. Пропп. - М. : Лабиринт, 1999. - 288 с.

148. Пугачева Н. Г. Феномен автора: современные векторы теоретизации / Н. Г. Пугачева // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2012. - № 1. - С. 83-87. - URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_17714163_29983804.pdf

149. Пьянов А. И. Об изменении соотношения семейных и внесемейных ценностей и методах его измерения / А. И. Пьянов // Наука и современность. - 2011. -№ 13-2. - С. 156-164. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-izmenenii-sootnosheniya-semeynyh-i-vnesemeynyh-tsennostey-i-metodah-ego-izmereniya

150. Редкозубова О. С. Структура смеховой культуры / О. С. Редкозубова // Аналитика культурологии. - 2009. - № 1 (13). - С. 51-55. - URL: http://analiculturolog.ru/journal/archive/item/331 -article_7-5.html

151. Рымарь Н. Т. Теория автора и проблема художественной деятельности / Н. Т. Рымарь, В. П. Скобелев. - Воронеж : ЛОГОС-ТРАСТ, 1994. - 262 с.

152. Семенов А. Н. Аксиологический аспект обско-угорской литературы /

A. Н. Семенов // Вестник угроведения. - 2019. - Т. 9. - № 4. - С. 718-722. - URL: https://vestnik-ugrovedenia.ru/sites/default/files/vu/a._n._semyonov_1.pdf

153. Сергеева В. С. История и вымысел в исторической прозе /

B. С. Сергеева // Вестник славянских культур. - 2016. - №4 (42). - С. 151-162. -URL: http://vestnik-sk.ru/russian/archive/2016/n-4-42/filologicheskie-nauki/151-162

154. Сизых О. В. Поэтика современного российского рассказа / О. В. Сизых // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. -2012. - Т. 9. - № 2. - С. 123-129. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/poetika-sovremennogo-rossiyskogo-rasskaza

155. Скобелев В. П. Поэтика рассказа / В. П. Скобелев. - Воронеж : Изд-во Воронеж. ун-та, 1982. - 165 с.

156. Соколов А. Н. Теория стиля / А. Н. Соколов. - М. : Искусство, 1968. -

222 с.

157. Степанова Л. А. Основные типы персонажей в современном чувашском рассказе / Л. А. Степанова // Вестник Чувашского университета. -

2012. - № 1. - С. 317-319. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-tipy-personazhey-v-sovremennom-chuvashskom-rasskaze

158. Тамарченко Н. Д. Теоретическая поэтика : Введение в курс / Н. Д. Тамарченко. - М. : РГГУ, 2006. - 212 с.

159. Текенова У. Н. Идейно-тематическое и жанровое своеобразие рассказа «Любовь коммуниста Ивана Гомзина» Д. Каинчина / У. Н. Текенова // Филология и человек. - 2018. - № 1. - С. 86-96. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ideyno-tematicheskoe-i-zhanrovoe-svoeobrazie-rasskaza-lyubov-kommunista-ivana-gomzina-d-kainchina

160. Теория литературных жанров / М. Н. Дарвин, Д. М. Магомедова, Н. Д. Тамарченко, В. И. Тюпа ; под ред. Н. Д. Тамарченко. - М. : Издат. центр «Академия», 2011. - 256 с.

161. Теория литературы : в 2 т. Т. 1: Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика / Н. Д. Тамарченко, В. И. Тюпа, С. Н. Бройтман ; под ред. Н. Д. Тамарченко. - М. : Издат. центр «Академия», 2004. - 512 с.

162. Тимофеев Л. И. О систематизации основных понятий теории литературы / Л. И. Тимофеев // Литература в школе. - 1955. - № 2. - С. 70-75.

163. Токарев С. А. Огонь / С. А. Токарев // Мифы народов мира : в 2 т. Т. 2. -М. : Совет. энцикл., 1992. - С. 239-240.

164. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика : учеб. пособие / Б. В. Томашевский ; авт. вступ. ст. Н. Д. Тамарченко ; комм. С. Н. Бройтмана при участии Н. Д. Тамарченко. - Москва : Аспект Пресс, 2003. - 334 с.

165. Тюпа В. И. Аналитика художественного (Введение в литературоведческий анализ) / В. И. Тюпа. - М. : Лабиринт, 2001. - 226 с.

166. Тюпа В. И. Художественность чеховского рассказа : монография / В. И. Тюпа. - М. : ФЛИНТА : Наука, 2018. - 196 с.

167. Унежева М. К. Эволюция жанра рассказа в кабардинской литературе : автореф. дисс. ... канд. филол. наук : 10.01.02 / Марита Кушбиевна Унежева. -Нальчик, 2007. - 23 с.

168. Фирстова М. Ю. Женская судьба в проблемно-тематической целостности романа Э. К. Гаскелл «Мэри Бартон» / М. Ю. Фирстова // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2012. - № 1 (17). -С. 107-115. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_17662270_60255257.pdf

169. Формы выражения авторского сознания в художественной литературе : сборник науч. трудов ; Курганский гос. ун-т. - Курган, 2003. - 95 с.

170. Фунтова Д. А. Ценностное пространство культуры через призму современной русской литературы / Д. А. Фунтова // Вестник культуры и искусств. -2018. - № 1 (53). - С. 68-75. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnoe-prostranstvo-kultury-cherez-prizmu-sovremennoy-russkoy-literatury

171. Хачмафова З. Р. Концептуальная направленность женской прозы / З. Р. Хачмафова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Филология и искусствоведение. - 2009. - № 2. - С. 212-216. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnaya-napravlennost-zhenskoy-prozy

172. Цыкина Е. А. Способы выражения авторской позиции в контексте общих принципов организации художественного теста / Е. А. Цыкина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. -2007. - № 21 (51). - С. 124-127. - URL: https://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/1/21 (51)/tsykina_21_51_124_127

173. Чернец Л. В. Литературные жанры : Проблемы типологии и поэтики / Л. В. Чернец. - М. : Изд-во МГУ, 1982. - 192 с.

174. Шаронова Е. А. Книжные формы мордовского героического эпоса: возникновение и эволюция / Е. А. Шаронова. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2007. - 212 с.

175. Шеянова С. В. Концепция истории и личности в повести Е. Четвергова «Ламбамо нартемкс» («Сладкая полынь») / С. В. Шеянова, А. М. Закирзянов // Вестник угроведения. - 2019. - Т. 9. - № 1. - С. 112-123. — URL: https://vestnik-ugrovedenia.ru/sites/default/files/vu/s._v._sheyanova.pdf

176. Шеянова С. В. К проблеме периодизации истории мордовской литературы / С. В. Шеянова // Вестник угроведения. - 2017. - № 2 (29). - С. 93-99. -URL: https://vestnik-ugrovedenia. ru/sites/default/files/vu/sheyanova_s._v. pdf

177. Шеянова С. В. Мордовская литература от истоков до современности / С. В. Шеянова, Н. Н. Левина. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2017. - 256 с.

178. Шеянова С. В. Поэтика имени в современном мордовском романе / С. В. Шеянова // Финно-угорский мир. - 2014. - № 1. - С. 43-48.

179. Шеянова С. В. Современный мордовский роман: проблематика и поэтика / С. В. Шеянова. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2013. - 284 с.

180. Шиновников И. П. Типология форм смехового дискурса в рассказах

B. М. Шукшина / И. П. Шиновников // Преподаватель XXI век. - 2015. - № 3-2. -

C. 424-433. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_24283570_10083444.pdf

181. Шубин Э. А. Современный русский рассказ. Вопросы поэтики жанра / Э. А. Шубин. - Л. : Наука, 1974. - 184 с.

182. Эвентов И. С. Сила сарказма. Сатира и юмор в творчестве М. Горького / И. С. Эвентов. - Л. : Сов. писатель, Ленингр. отд-е, 1973. - 430 с.

183. Эльсберг Я. Е. Вопросы теории сатиры / Я. Е. Эльсберг. - М. : Сов. писатель, 1957. - 427 с.

184. Эсалнек А. Я. Внутрижанровая типология и пути ее изучения / А. Я. Эсалнек. - М. : Изд-во МГУ, 1985. - 183 с.

185. Эсалнек А. Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения / А. Я. Эсалнек. - Москва : Изд-во «Флинта», 2017. - 115 с. - URL: http://znanium.com/go.php?id=454291

186. Юнг К. Г. Архетип и символ / К. Г. Юнг ; сост. и вступ. ст. А. М. Руткевич. - М. : Изд-во Ренессанс, 1991. - 304 с.

187. Ямаева Н. П. Комическое как способ отражения национального в современной удмуртской литературе / Н. П. Ямаева // Гуманитарные науки и образование. - 2014. - № 4. - С. 133-135.

188. Classen A. The Bitter and Biting Humor of Sarcasm in Medieval and Early Modern Literature // Neophilologus. 2017. Vol. 101. № 3. Pp. 417-437. URL: https://link.springer.com/article/10.1007%2Fs11061-017-9526-8

189. Gender and national identity in twentieth-century Russian culture / H. Goscilo and A. Lanoux. DeKalb: Northern Illinois University Press, 2006. 257 p.

190. Hiscox E., Hogue С. Starting Blue and Being Read: Feminist Literary Theory and Its Cultural Work // Journal of Modern Literature. 2007. № 31 (1). pp. 168176. D0I:10.2979/JML.2007.31.1.168

191. Hoffmann G. Reforming French culture: Satire, spiritual alienation, and connection to strangers // Reforming French Culture: Satire, Spiritual Alienation, and Connection to Strangers. 2017. Pp. 1-264. URL: https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85049491800&origin

192. Korte B., Lojo-Rodriguez L. Ma. Borders and Border Crossings in the Contemporary British Short Story. Basingstoke, 2019. 289 p. DOI: 10.1007/978-3-03030359-4

193. Melton J. When the candle goes out: The complexity of simple jokes and the limits of satire // Studies in American Humor. 2018. Vol. 4. № 2. Pp. 152-159. URL: https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85055684099&origin=resultslist&sort=plf

194. Patea V. The Short Story: An Overview of the History and Evolution of the Genre // Short Story Theories: A Twenty-First-Century Perspective; ed. by V. Patea. Amsterdam-New York: Rodopi, 2012, pp. 1-24. URL: https://www.researchgate.net/publication/263187850_The_Short_Story_An_0verview_ of_the_History_and_Evolution_of_the_Genre

СПИСОК ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ

195. Баргова Т. Вечкемань усият (Берега любви) / Т. Баргова. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1997. - 160 с.

196. Баргова Т. Пластика движения / Т. Баргова. - Саранск : [б. и.], 2009. - 264 с.

197. Брыжинский А. «Жаркая» встреча : рассказы, повесть, роман /

A. Брыжинский. - Саранск : [б. и.], 2013. - 680 с.

198. Брыжинский А. Костер души : роман и рассказы / А. Брыжинский. -Саранск : Издательский дом «Книга», 2010. - 392 с.

199. Брыжинский М. Кочказь произведеният : 2 т. / М. Брыжинский. - Т 2. Ёвтнемат, повесть, эссе. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2013. - 504 с.

200. Брыжинский М. Эрямодо надобия : рассказы, триптих, эссе / М. Брыжинский. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1991. - 168 с.

201. Ганчин А. Куш кемеде, куш илядо... : евтнемат. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1995. - 128 с.

202. Ганчин А. Нурдынестэ прась мизолкске : евтнемат. - Саранск : ИД «Книга», 2010. - 288 с.

203. Журавлев Ч. Вечкемань теште / Ч. Журавлев. - Саранск : Тип. «Красный октябрь», 2000. - 480 с.

204. Ишуткин Н. Вармань кандовкст / Н. Ишуткин. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2004. - 176 с.

205. Ключагин П. Цеканька / П. Ключагин. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1997. - 112 с.

206. Кудашкин И. Ломанти эряви кельгома / И. Кудашкин. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1996. - 224 с.

207. Мишанина В. Вальмафтома куд : повесть, азкст, пьесат / В. Мишанина. -Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2002. - 320 с.

208. Мишанина В. Ёронь юромста стирня : азкст, пьесат, повесть, ефкст /

B. Мишанина. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2006. - 344 с.

209. Моисеев М. Колма горенцят : юморески, рассказы, очерки / М. Моисеев. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1990. - 256 с.

210. Моисеев М. Эряфть аф лоткафтсак : рассказы, повести / М. Моисеев. -

Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2009. - 656 с.

215

211. Моторкин М. Сюрко Кумбря / М. Моторкин. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2007. - 160 с.

212. Пинясов Г. Эштерь туцят / Г. Пинясов. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1998. - 240 с.

213. Разгуляева Т. Певердезь човалят / Т. Разгуляева. - Саранск : Морд. кн. изд-во, 2008. - 80 с.

214. Седойкин Л. Авань моронзо / Л. Седойкин. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1991 - 104 с.

215. Терешкин А. Суббота - банный день / А. Терешкин. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1991. - 144 с.

216. Тяпаев А. Тяште лангонь алашат / А. Тяпаев. - Саранск : Мордлв. кн. изд-во, 1991. - 208 с.

217. Четвергов Е. Поладкстомо / Е. Четвергов. - Саранск : [б. и.], 2016. - 676 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.