Молдавское национальное движение в Бессарабии в конце XIX – начале XX веков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат наук Гром Олег Андреевич

  • Гром Олег Андреевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2018, ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет»
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 205
Гром Олег Андреевич. Молдавское национальное движение в Бессарабии в конце XIX – начале XX веков: дис. кандидат наук: 07.00.02 - Отечественная история. ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет». 2018. 205 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Гром Олег Андреевич

Введение

Глава I. Бессарабия в XIX веке: этнодемографические процессы и политика Российской

империи

§ 1. Бессарабия: Исторические и политические границы, этнический состав

§ 2. Автономия, русификация, предпосылки появления молдавского национализма

§ 3. «Бессарабский вопрос» в сравнительной перспективе

Глава II. Молдавский национализм в публичной сфере Бессарабии (1906-1908)

§ 1. Национализм заявляет о себе: газета „Basarabia" (1906-1907)

§ 2. Реакция справа: «Друг» и «Молдованул» в борьбе с «революционным

сепаратизмом»

§ 3. Газета «Viata Basarabiei» и политическая программа Алексиса Ноура

Глава III. Конфессиональное измерение «молдавского вопроса» в Бессарабии:

национализм и православная церковь

§ 1. Кишиневская епархия в начале XX века: политизация клира, дебаты о языке

проповеди и богослужения

§ 2. Серафим (Чичагов): борьба с сепаратизмом и «молдовенистские» идеи

§ 3. Религия в концепциях бессарабских национальных активистов начала XIX века. 130 Глава IV. Национализм и «национальный вопрос» накануне и в годы Первой мировой

войны (1909-1917)

§ 1. Между революцией и юбилеем: «молдавский вопрос» в период спада

национального движения (1909-1912)

§ 2. Юбилей 1912 года и борьба с «балтским движением»: предпосылки возвращения

национального движения

§ 3. Национальное движение в 1913-1917 годах: «Гласул Басарабией» и «Кувынт

Молдовенеск»

Заключение

Список источников и литературы

Приложения

Приложение 1. Этнографическая карта Бессарабии

Приложение 2. Периодические издания на молдавском языке (1906-1917)

Приложение 3. Григоре Константинеску. «Значение языка для народа и для молдаван в частности»

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Молдавское национальное движение в Бессарабии в конце XIX – начале XX веков»

Введение

Актуальность темы исследования. Начало XX в. стало периодом расцвета национальных движений в Российской империи. Практически на всех окраинах державы Романовых, населенных нерусскими народами, появлялись движения, заговорившие от имени «угнетенных наций» и поставившие вопрос о культурной самостоятельности, поддержке нерусских языков, автономии и гражданских свободах. Не стала исключением и Бессарабия, считавшаяся на протяжении всего XIX в. одним из наиболее спокойных в политическом отношении регионов империи.

В центре внимания диссертационного исследования находится национальное движение бессарабских молдаван, возникшее на рубеже XIX и XX веков. В работе будут всесторонне рассмотрены предпосылки и условия его появления, идеология, формы деятельности. Отдельное внимание будет уделено вопросу взаимодействия с имперскими властями и конкурирующими проектами нациестроительства в регионе.

На фоне многочисленных работ, посвященных изучению различных национальных окраин Российской империи, национальных движений и имперской этнополитики, бессарабская тематика оставалась до недавнего времени практически не затронутой. Однако развитие областей исторического знания, связанных с изучением империй, национализма и идентичностей, позволяют переосмыслить ряд утверждавшихся в историографии положений.

Следует признать, что российская историография «молдавского вопроса» в имперский период на данный момент практически отсутствует. Это во многом связанно с меньшей «значимостью» для истории имперского периода «молдавского вопроса», в сравнении, например, с украинским, польским или финляндским. Тем не менее, интерес к истории Молдавии существует как среди профессиональных историков, так и среди любителей истории. Отчасти этот интерес удовлетворяется русскоязычными изданиями молдавских авторов. Однако подобного рода работы зачастую апеллируют не столько к науке, сколько к идеологии, и лишь немногие молдавские издания можно назвать удовлетворительными. Эти же проблемы характерны и для работ, издаваемых на румынском языке.

Для большинства исследователей, пишущих о «молдавском вопросе» и национализме в дореволюционной Бессарабии характерна склонность к созданию

этноцентричных нарративов, нацеленных на конструирование «политически верного» образа прошлого. История региона представляется как этническая история молдаван или бессарабских румын, постоянно борющихся против русификации, за сохранение языка, идентичности и обретение независимости и/или воссоединение с Румынией. Существует также тенденция героизации национального движения, восходящая к историографии и интеллектуальной традиции межвоенного периода. Причина этого коренится как в «традиционалистской» методологии большинства молдавских исследователей, так и с тесной связью истории с вопросом об идентичности населения Молдовы.

В предлагаемом исследовании будет сделана попытка избежать подобных крайностей. События конца XIX - начала XX вв. будут рассматриваться, не как поле «войны идентичностей», но как элемент законченного прошлого, а автор при этом выступает в качестве «стороннего наблюдателя» (насколько это возможно), а не человека, ищущего в прошлом ответы на вопросы о современной коллективной идентичности или подтверждение каких-либо идеологических конструктов.

Таким образом, недостаточная изученность истории молдавского национального движения в начале XX в. на современном этапе развития историографии, а также социально-политическая значимость (как с точки зрения внутренних процессов, происходящих в Молдове и Румынии, так и с точки зрения российско-молдавских отношений) определяют актуальность выбранной темы.

Объектом исследования выступает «молдавский вопрос» в позднеимперской Бессарабии.

Предметом исследования является деятельность и идеология молдавского движения в контексте взаимодействия с конкурирующими проектами нациестроительства в Бессарабии.

Хронологические рамки исследования охватывают период с конца XIX в. по 1917 год. В случае изучения национализма как особой формы мировоззрения, трудно придерживаться строгих временных пределов. Первые более или менее заметные молдавские националистические организации появляются на рубеже веков, а в годы революции 1905-1907 гг. бессарабский молдавский национализм публично заявляет о своем существовании. Тогда же «молдавский вопрос» становится предметом публичных дискуссий. В качестве верхней хронологической границы выбран 1917 г., когда перестала существовать Российская империя, и молдавское движение в Бессарабии оказалось в принципиально новых условиях.

Степень изученности темы исследования. На тему «бессарабского вопроса»

написано внушительное количество статей и монографий. Тем не менее, лишь в небольшой их части акцентируется внимание на событиях начала XX века и проблеме молдавского национализма. Вплоть до недавнего времени историки, писавшие на эти темы, находились под жестким идеологическим и политическим давлением, и только в последние два десятилетия можно говорить о постепенной деполитизации истории региона, хотя этот процесс еще далек от завершения.

Одной из первых работ, посвященных молдавскому национальному движению, стала «История Сфатул Цэрий», написанная в 1919 г. по заказу Совета министров Румынии, и остававшаяся долгое время неопубликованной1. Уже в ней можно проследить формирование «канона» истории молдавского движения, описанного с точки зрения панрумынского национального проекта. Большая часть ранних работ по теме имела публицистический характер и писалась с практическими пропагандистскими целями2. Авторам таких сочинений было крайне важно показать наличие в Бессарабии «румынской проблемы» и существование в период русского господства национального движения, ставившего целью присоединение провинции к Румынии. С середины 1920-х гг. начинается более систематическое изучение имперского периода истории Бессарабии, вклад в которое внесли такие историки как Ион Нистор, Штефан Чобану, Петре Казаку, Николае Поповски и др3. Сочинения большинства бессарабских и румынских историков этого периода отличала ориентация на панрумынский национализм. Часть же авторов, группировавшихся вокруг журнала «^а^а Basarabiei» (Бессарабская Жизнь), отстаивала идеи бессарабского регионализма.

Молдавская историография советского периода развивалась под постоянным влиянием «войны за идентичность» населения Молдавской ССР. Это выражалось в борьбе с «буржуазными фальсификаторами истории», под которыми в первую очередь понимались румынско-бессарабские историки 20-30-х гг., а также некоторые румынские и западные авторы4. Отправными точками для советских историков выступали концепция «дружбы народов» и миф «большего и меньшего зол». Первая посылка позволяла при

O pagina din istoria Basarabiei. Sfatul Jarii (1917-1918) / под ред. I. Negrei, D. Po^tarencu. Chi^inau, 2004. Pelivan I.G. The Union of Bessarabia with her Mother-country Romania. Buc., [1918]; Pelivan I.G. The rights of the Romanians to Bessarabia. Paris, 1920; Cazacu P. La verita storica sulla questione della Bessarabia. Buc.,

1926; Ghibu O. De la Basarabia ruseasca la Basarabia romaneasca. Cluj, 1926.

Ciobanu §t. Basarabia: popula^ia, istoria, cultura. Chi^inau, 1992; Idem. Cultura romaneasca in Basarabia sub

stapanirea rusa. Chi^inau, 1923; Cazacu P. Moldova dintre Prut Nistru. Ia§i, f. a.; Boldur Al. Istoria Basarabiei: Sub denomina^iunea ruseasca: (1812-1918), Volume 2. Buc., 1992; Nistor I. Istoria Basarabiei. Buc., 1991; Popovschi N. Istoria bisericii din Basarabia in veacul al XIX-lea sub ru$i. Chi^inau, 2000. H.F.A. The Bessarabian Dispute // Foreign Affairs, 1924, Vol. 2.Issue 4; Popovici A.The Political Status of Bessarabia. Washington, 1931; Malbone W. Graham. The Legal Status of the Bukovina and Bessarabia // The American Journal of International Law. 1944. Vol. 38. No. 4 и др.

3

необходимости конвертировать национальные конфликты в классовые (и наоборот), в то время как вторая оправдывала «прогрессивное значение присоединения Бессарабии к России», как «меньшее зло» по сравнению с перспективой поглощения соседними враждебными империями, а впоследствии и румынским национальным государством5.

В 1940-70-е гг. XX в. среди историков Советской Молдавии шли дискуссии по вопросу о времени и обстоятельствах формирования «молдавской буржуазной нации», а национальное движение выступало одой из тем в работах по истории общественной мысли. Среди ранних советских работ особо следует выделить книгу И.Г. Будака «Общественно-политическое движение в Бессарабии в пореформенный период». В методологическом отношении Будак опирался на классиков марксизма, а также на работы И.В. Сталина по «национальному вопросу». Будак прослеживает «национальное движение» начиная с 60-х гг. XIX в., при этом отмечая его слабость и аморфность. Слабость заключалась в классовой ограниченности и почти полном отсутствии среди участников национального движения пролетариата и крестьянства6. Специфика методологи заставляла автора видеть в движении как бы две составляющих: «демократическую» и «буржуазно-националистическую»7. Несмотря на ряд слабых сторон (фрагментарность источников, особенно недостаточное привлечение периодики, некоторые фактологические неточности и доверие к свидетельствам сомнительного происхождения), книга Будака является наиболее полным исследованием бессарабского национализма, предпринятым в советский период.

С выходом в 1974 г. книги крупного идеолога и политического деятеля А.М. Лазарева «Молдавская советская государственность и бессарабский вопрос» сложился своеобразный канон в изучении «национального вопроса» в Бессарабии. В вопросе о «формировании молдавской буржуазной нации» Лазарев не видел поля для дискуссии. По его категоричному заключению, «в период, предшествовавший Великой Октябрьской социалистической революции, молдавский народ сформировался в самостоятельную буржуазную нацию»8. Концепция «молдавской буржуазной нации», несмотря на ее очевидную умозрительность, была крайне важна для советских историков, прежде всего как аргумент в споре между СССР и Румынией. Собственно проблему «национального движения» в Бессарабии Лазарев рассматривает вскользь и по большей части в контексте

5 Meurs W.P. Chestiunea Basarabiei ín istoriografia comunista. Chi^inau, 1996. P. 26-27.

6 Будак И.Г. Общественно-политическое движение в Бессарабии в пореформенный период. Кишинев, 1959. С. 371.

8

7 Там же. С. 370.

Лазарев А.М. Молдавская советская государственность и бессарабский вопрос. Кишинев, 1974. С. 116.

событий 1917-1918 годов. По его мнению, национальное движение молдаван было во

9

многом инспирировано румынским правительством .

Своеобразным итогом изучения «национального вопроса» в дореволюционной Бессарабии в советской молдавской историографии можно считать коллективную монографию «Формирование молдавской буржуазной нации». Авторы, следуя классовой теории и господствовавшей в советской этнографической науке трехчленной схеме «племя - народность - нация», сфокусировались на длительных экскурсах в историю Молдавии «эпохи феодализма» и на обширном описании социально-экономического развития Бессарабии в имперский период. Собственно же национализму и национальному движению они уделили крайне мало внимания, ограничившись схематическим описанием. Если для Будака более важным был акцент на социально-политическом делении молдавских националистов, то авторы «Формирования молдавской буржуазной нации» настаивали на классификации националистов по принципу отношения к молдавской идентичности и российскому государству. Одних националистов они объявляли «промолдавскими», ориентировавшимися на «молдавский буржуазный национализм» и ставившими целью «отвлечение масс от классовой борьбы». Других же называли «румынскими шовинистами», распространявшими «вредную» теорию о родстве румын и молдаван и сеявшими ненависть к братскому русскому народу. И те и другие провозглашались «врагами молдавского трудового народа»10. Провал агитации «буржуазных националистов» авторы объясняли тем, что «молдавский народ понял, что подлинное решение национального вопроса невозможно без коренных социально-экономических преобразований, и принял активное участие в осуществлении Великой Октябрьской социалистической революции»11.

За пределами Молдавской ССР советские историки практически не занимались изучением сюжетов, связанных с национальным движением в дореволюционной Бессарабии. В качестве исключения можно упомянуть, пожалуй, только обстоятельную, написанную на богатом документальном материале, статью С.Г. Исакова «Бессарабские студенты в Тарту и их участие в местном революционном движении», в которой детально описывается история раннего этапа национального движения12.

Современная молдавская историография характеризуется противостоянием двух

9 Там же. С. 127.

10 Формирование молдавской буржуазной нации. Кишинев, 1978. С. 184-185.

11 Там же. С. 25.

12 Исаков С.Г. Бессарабские студенты в Тарту и их участие в местном революционном движении // Ученые Записки Тартуского Государственного Университета. 1974. № 380. Вопросы Истории Эстонской ССР. Т. VIII. С. 117-156.

«школ», получивших названия «молдовенизма» и «румынизма». Румынисты выступают сторонниками этнического национализма, утверждающего, что бессарабские молдаване являются составной частью румынской нации. Молдовенисты, в свою очередь, пропагандируют проект гражданской молдавской нации13. Однако молдовенистский проект нельзя в полной мере назвать гражданским, т.к. зачастую его сторонники апеллирует именно к молдавской этничности, противопоставляя ее румынской.

Обращение к сюжетам имперского прошлого в большей степени характерно для представителей «румынистского» лагеря. Важное значение для этой группы историков имеет публикация источников14, а их собственно исследования в аналитическом отношении редко выходят за рамки комментариев к этим самым источникам. Ярким примером может служить наиболее известная и часто цитируемая работа по теме бессарабского национализма, монография Г. Негру «Царизм и национальное движение бессарабских румын».

Также следует отметить вклад кишиневского историка Иона Варты15. В коллективной работе молдавских и румынских историков, посвященной двухсотлетию присоединения Бессарабии к России ему принадлежит глава «Политика денационализации и национальное движение бессарабских румын при царской оккупации»16, в которой он пытается вписать всю историю Бессарабии имперского периода в рамки румынского национального нарратива. При крайней фрагментарности фактов, особенно применительно к первой половине и середине XIX в., он прибегает к сомнительным интерпретациям. Под единым ярлыком «национального сопротивления» или «движения» описываются такие разномастные явления, как протесты против урезания дворянской автономии, романтические увлечения местного боярства середины XIX в. «румынской идеей», социалистическая агитация бессарабцев-эмигрантвов, опасения имперских чиновников возможностью роста прорумынских симпатий населения и

Дигол С. Парадигмы и парадоксы концепции национального государства в постсоветской Молдавии: язык, государственность и национальная идентичность II Ab Imperio. 2005. № 2.С. 500. Poçtarencu D. O istorie a Basarabiei în date §i documente. Chiçinâu, 1998; Negru Gh. Jarismul §i miçcarea na^ionalâ a românilor din Basarabia. Chiçinâu, 2000; Idem. Documente privind politica mvä^ämäntului în Basarabia în a doua jumatate a secolului al XIX-lea II Revista de istorie a Moldovei. 1995. № 3-4. P. 106-129; Idem. Documente referitoare la problema §i miçcarea na^ionalâ în Basarabia (a doua jumatate a sec. al XIX-lea-începutul sec. al XX-lea II Revista de istorie a Moldovei. 1994. № 2. P. 29-46; Varta I. Contribuai documentare la istoria miçcârii nationale din Basarabia de la începutul secolului al XX-lea II Revista de istorie a Moldovei.

1993. Nr. 3, P. 48-53; Idem. Presa româneasca din Basarabia la începuturile sale II Destin Românesc. 1994. № 4. P. 19-31.

Vata I. Miçcarea na^ionalâ a românilor basarabeni în perioada 1905-1914 II Anuarul Institutului de Istorie al Academiei de Çtiin^e a Moldovei, 2011. № 1. P. 178-198.

200 ani din istoria românilor dintre Prut §i Nistru, 1812-2012 Ied. de I.A. Pop, I. Bulei, A. Petrencu, I. Varta. Chiçinâu, 2012. P. 57-115.

13

14

15

собственно национальное движение начала XX века. Несмотря на спорность трактовок, работы Варты представляют интерес, т.к. опираются на богатый фактологический материал, основанный на архивных источниках и, что крайне важно, на материалах прессы.

Для молдовенистской историографии имперский период, и в частности начало XX в., представляется наименее удобным эпизодом «национальной истории», т. к. плохо вписывается в теорию непрерывности молдавской государственности. Сюжеты рубежа XIX-XX вв. у них зачастую являются частями обобщающих работ. Для этой группы исследователей характерно преувеличение региональной составляющей в концепциях националистов при игнорировании их явных прорумынских симпатий большинства участников молдавского движения.

Отдельно следует упомянуть ряд работ по истории периодической печати в Бессарабии17.

Несмотря на в целом неутешительное состояние молдавской историографии, в последние время наметились положительные изменения. В связи с этим стоит упомянуть книгу Юлиана Фрунташу «Этнополитическая история Бессарабии»18. Хотя Фрунташу опирается в основном на вторичную литературу, его работа стала одной из первых попыток привлечения современных теорий национализма и идентичности к молдавскому материалу. Продуктивной кажется попытка рассматривать процесс национальной эмансипации молдаван не как изолированный случай, а параллельно с историей становления национализмов других этнических групп Бессарабии.

Недавней попыткой выйти за рамки традиционных «школ» в изучении «бессарабского вопроса» стала книга «Бессарабия в составе Российской империи», в которой впервые предложен взгляд на «бессарабский вопрос» в контексте имперских ритуалов и практик. Большое внимание уделено сравнительному анализу Бессарабии с другими окраинами Российской империи. Касательно сюжетов, связанных с«национальным движением» авторы попытались дистанцироваться от героизаторской тенденции, присущей части молдавской историографии, преувеличивающей роль местного национализма в политической истории Бессарабии19.

18 19

Coval D. Ziarul „Basarabia" (1906-1907) ín contextul primei revolutiei ruse. Chisinau, 1990; Danilov M. Presa si cenzura ín Basarabia. Documentar (Secolul al XlX-lea - ínceputul secolului al XX.lea). Chisinau, 2012; Presa din Basarabia ín contextul sociocultural al anilor 1906-1944 / sub ed. de S. Grosu. Chisinau: Editura Tehnica-Info, 2003; Трубецкой Б.А. Из истории периодической печати Бессарабии 1854-1916 гг. Кишинев: Штиинца. 1989.

Frunta^u Iu. O Istorie etnopolitica a Basarabiei. 1812-2002. Chisinau, 2002.

Кушко А., Таки В., Гром О. Бессарабия в составе Российской империи. 1812-1918. М., 2012. 400 с.

17

Говорить о западной историографии истории Бессарабии как об отдельном исследовательском направлении на данный момент преждевременно. Хотя и существует определенный интерес к истории Молдовы, связанный с имперским прошлым региона, конкретные сюжеты, связанные с национальным движением, остаются в целом вне поля зрения западных исследователей. Среди западных работ особого внимания заслуживает книга Чарльза Кинга «Молдаване: Румыния, Россия и культурная политика», в которой он затрагивает проблему идентичности молдаван в широком историческом контексте. Кинг подчеркивает неопределенность идентичностей населения окраины и размытость этнических границ. Он дает краткий обзор возникновения и истории молдавского национального движения, в целом следующий «румынистской» версии, но лишенный присущего ей патриотического пафоса20. Также в связи с западной историографией стоит упомянуть книгу итальянского историка Альберто Башиани «Трудное объединение.

Бессарабия и Великая Румыния, 1918-1940»21 и монографию Ирины Ливезяну

22

«Культурная политика в Великой Румынии» , где тема национального движения также рассматривается как фон к другим сюжетам. Отдельно можно выделить ряд работ, посвященных Бессарабии, но в которых молдавский вопрос затрагивается лишь

23

косвенно .

Румынскую историографию бессарабского национализма достаточно тяжело выделить в отдельное направление. В основном она представлена работами, написанными совместно с историками из Молдовы24. Это объясняется целым рядом факторов. Во-первых, в течение длительного времени «бессарабский вопрос» в Социалистической Румынии оставался негласным табу, т.к. его муссирование могло негативно сказаться на и без того напряженных отношениях между Румынией и Советским Союзом. Во-вторых, источники по истории Бессарабии имперского периода в меньшей степени доступны румынским исследователям, не в последнюю очередь еще и по тому, что в массе своей написаны на русском языке. Это обстоятельство определяет вторичных характер многих работ по Бессарабии, написанных в Румынии. Румынские историки в большей степени

King Ch. The Moldovans: Romania, Russia, and the Politics of Culture. Stanford, 2000. P. 28-32.

Basciani A. La difficile unione. La Bessarabia e la Grande Romania. 1918-1940. Roma, 2007. 413 р. Livenzeanu I. Cultural Politics in Greater Romania: Regionalism, Nation Building and Ethnic Struggle, 1918-

1930. Ithaca and London, 2000. 260 р.

См., напр.: Clay J. E. Apocalypticism in the Russian Borderlands: Inochentie Levizor and his Moldovan Followers // Religion, State & Society. 1998. Vol. 26. № %. P. 251-263; Джадж Э. Пасха в Кишиневе. Анатомия погрома. Кишинев, 1998. 208 с.

Алмаш Д., Скурту И. и др. История Бессарабии. От истоков до 1998 года. Кишинев, 2001; Tratatul de pace de la Bucure^ti din 1812-200 de ani de la anexarea Basarabiei de catre imperiul rus / coord. Sergiu Mustea^a.Chi^inau, 2012. 352 р.

20

21

22

23

вынуждены доверять выводам и интерпретациям своих кишиневских коллег. В-третьих, история Бессарабии, в отличие от историй других «румынских провинций» остается маргинальной темой, как в массовом сознании, так и в исторических сочинениях. Современную румынскую историографию в целом можно рассматривать как продолжение молдавской в ее румынистской версии.

Также трудно говорить и о российской историографии «бессарабского вопроса», как о неком отдельном феномене. Не существует специальных работ, описывающих молдавское национальное движение начала XX века. Тем не менее, можно выделить ряд работ, в которых рассматриваются отдельные сюжеты и проблемы, имеющие значение в контексте данного исследования25.

С точки зрения историографии, тему национального движения в Бессарабии начала XX в. едва ли можно считать «закрытой». На протяжении длительного времени проблемой занимались почти исключительно местные авторы, что отчасти объясняет «краеведческий» характер некоторых работ. На данный момент западная и российская историография бессарабского вопроса представлены крайне фрагментарно. Ввиду специфики истории региона после 1917 г. исследования по теме социально-политических движений в Бессарабии, и в особенности по истории местного национализма, оказались в сильной зависимости от политической конъюнктуры. Это обстоятельство неизменно сказывалось и продолжает сказываться на качестве исследований. Создание деполитизированного, «нейтрального» нарратива остается на данный момент актуальной задачей.

Целью исследования выступает всестороннее изучение истории и идеологии бессарабского молдавского национализма начала XX в. в контексте дебатов о национальной идентичности молдаван и их культурно-политических судьбах. Задачи исследования предполагают ответы на следующие вопросы:

• когда и при каких обстоятельствах в Бессарабии появилось молдо-румынское национальное движение;

• в каких имперских и международных контекстах существовал «бессарабский

Гросул В.Я. Система управления Молдавии в составе России (XVIII - начало XX в.) // Национальные окраины Российской империи: становление и развитие системы управления. М., 1997. С. 162-185; Раух А.Б. Бессарабский вопрос и деятельность Константина Стере в Бесарабии в период первой русской революции \\ Международные отношения в новое и новейшее время: Материалы международной научной конференции, посвященной памяти К.Б. Виноградова. СПб., 2005. С. 254-258; Белова Е.В. Миграционная политика на Юге Российской империи и переселение болгар в Новороссийский край и Бессарабию (1751-1871 гг.) М., 2004. 230 с.; Морозан В.В. Бессарабия в 1821-1828 гг.: курс на ликвидацию автономных прав края // Basarabia - 1812: problema na^ionalä, implica^ii internationale / coord.: Gh. Cliveti, Gh. Cojocaru. Bucure^ti, 2014. P. 291-308.

25

вопрос»; каково было место молдаван в этно-социальных иерархиях Российской империи;

• что представляла собой националистическая агитация в годы революции 1905-1907 гг.; какие послания отправляли националисты широким массам, как представляли себе молдавскую нацию и ее место в окружающем мире.

• каковы были взаимоотношения между бессарабским национализмом и другими акторами, предлагавшими альтернативные проекты национальной идентичности молдаван: имперской администрацией, русским и румынским националистами и т. д.;

• какую роль сыграла православная религия и бессарабское духовенство в процессе национализации бессарабского общества;

• что представлял собой «молдавский вопрос» в период спада национального движения;

• какую эволюцию претерпели дебаты о молдаванах накануне и в годы Первой мировой войны?

Источниковая база. Для написания исследования был использован широкий круг источников: архивные документы, периодика и публицистка, воспоминания, статистические и историко-географические описания.

Одним из наиболее широко используемых в исследовании источников по истории молдавского национализма выступает периодическая печать. Это связанно с тем, что националистические идеи, как правило, формулируются и транслируются широким массам, через газеты и журналы, а в случае Бессарабии этот способ был доминирующим. Именно в различных местных и петербургских печатных органах шли дискуссии по вопросам национальной идентичности и политической принадлежности населения Бессарабии. Также следует учитывать роль прессы в консолидации и институционализации национального движения. В первую очередь необходимо выделить периодику на молдавском языке. Молдавские газеты появляются в Бессарабии только в годы революции 1905-1907 гг. Первой и наиболее радикальной в плане пропаганды националистических идей стала газета „Basarabia" [Бессарабия] (1906-1907). Оппозицию ей составляло полуофициальное издание «Молдованул» [Молдаванин] (1907-1908), руководимое Г. Маданом, вокруг которого группировались бессарабцы, лояльные империи. В 1913-1914 гг. в Бессарабии выходила «лояльная», но независимая от администрации, газета «Гласул Басарабией» [Голос Бессарабии] (1913-1914), а также

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Гром Олег Андреевич, 2018 год

Литература

86. 200 ani din istoria romanilor dintre Prut si Nistru, 1812-2012 / red. de I.-A. Pop, I. Bulei, A. Petrencu, I. Varta. - Chisinau: Litera, 2012. - 216 p.

87. Basciani, A. La difficile unione. La Bessarabia e la Grande Romania. 1918-1940 / A. Basciani. - Roma: Arachne, 2007. - 413 p.

88. Boia, L. „Germanofilii". Elita intelectuala romaneasca in anii Primului Razboi Mondial / L. Boia. - Bucuresti: Humanitas, 2010. - 376 p.

89. Boia, L. Istorie si mit in constiinta romaneasca / L. Boia. - Bucuresti: Humanitas, 1997. -490 p.

90. Boldur Al. Contributii la studiul istoriei romanilor. Istoria Basarabiei. Vol. III. Sub dominatiunea ruseasca (1812-1918) / Al. Boldur. - Chisinau: Tiparul Moldovenesc, 1940. - 216 p.

91. Boldur, Al. Istoria Basarabiei: Sub denominatiunea ruseasca: (1812-1918), Volume 2 / Al. Boldur. - Bucuresti: Victor Frunza, 1992. - 544 p.

92. Borta, M. Cea mai marcanta personalitate a Basarabiei prerevolutionare / M. Borta. -http://personalitatibasarabene.info/cea-mai-marcanta-personalitate-a-basarabiei-

prerevolutionare_05_2008.html (дата обращения: 13.07.2016).

93. Bukovina Handbook. - London: Historical Section of the British Foriegn Office, 1919 -33 p.

94. Buzila, B. Din istoria vietii bisericesti din Basarabia / B. Buzila. - Chisinau: Editura Fundatiei Culturale Romane, 1996. - 376 p.

95. Cazacu, P. La verita storica sulla questione della Bessarabia / P. Cazacu. - Bucaerst: Cultura Nazionale, 1926. - 62 p.

96. Cazacu, P. Moldova dintre Prut si Nistru / P. Cazacu. - Iasi: Viata Romäneascä, f. a. -345 p.

97. Ciobanu, St. Basarabia: populatia, istoria, cultura / St. Ciobanu. - Chisinäu: Stiinta, 1992.

- 156 p.

98. Ciobanu, St. Cultura romäneascä în Basarabia sub stäpänirea rusä/ St. Ciobanu. -Chisinäu: Editura „Asociatiei Uniunea Culturalä Bisericeascä din Chisinäu", 1923. - 343 p.

99. Ciobanu, St. Din istoria miscärii nationale în Basarabia (partea 2) / St. Ciobanu // Viata Basarabiei. - 1933. - №2. - P. 65-75.

100. Ciobanu, St. Din istoria miscärii nationale în Basarabia / St. Ciobanu // Viata Basarabiei.

- 1933. - №1. - P. 3-13.

101. Clay, J.E. Apocalypticism in the Russian Borderlands: Inochentie Levizor and his Moldovan Followers / J.E. Clay // Religion, State & Society. - Vol. 26, Nos 3/4. - 1998. - P. 251263.

102. Colesnic, Iu. Basarabia necunoscutä. Vol. I / Iu. Colesnic. - Chisinäu: Universitas, 1993.

- 316 p.

103. Colesnic, Iu. Basarabia necunoscutä. Vol II / Iu. Colesnic. - Chisinäu: Museum, 1997. -286 p.

104. Colesnic, Iu. Un dosar uitat al istoriei. Pämäntenia basarabeanä de la Dorpat - prima organizatie nationalä / Iu. Colesnic. - Chisinäu: Ulysse; Museum, 2008. - 128 p.

105. Coval, D. Ziarul „Basarabia" (1906-1907) în contextul primei revolutiei ruse / D. Coval.

- Chisinäu: U. S. M., 1990. - 31 p.

106. Cusco, A. Between nation and empire: Russian and Romanian competing vissions of Bessarabia in the scond half of XIX-th and early XX-th century / A. Cusco. - Budapest, 2008. -PhD thesis.

107. Cusco, A. The attitude of the local Romanian population of Bessarabia towards the Russian authorities and the problem of "reactive identity" / A. Cusco // The Annals of the University „Dunarea de Jos" of Galati - History, issue 19, Vol. I. - P. 69-85.

108. Danilov, M. Presa si cenzura în Basarabia. Documentar (Secolul al XIX-lea - începutul secolului al XX.lea) / M. Danilov. - Chisinäu: Pontos, 2012. - 212 p.

109. Danilov, M. Tribut de jertfä si de luminä (la o sutä de ani de la aparitia revistei Luminätorul) / M. Danilov // Magazin Bibliologic. - 2008. - № 1-2. - P. 91-97.

110. Dulschi, S. Partide si organizatii politice în Basarabia în perioada revolutiei din 19051907: teza de doctorat. / S. Dulschi. - Chisinäu, 2008. - 145 p.

111. Fruntasu, Iu. O Istorie etnopoliticä a Basarabiei. 1812-2002 / Iu. Fruntasu. - Chisinäu:

Cartier, 2002. - 592 p.

112. Ghibu, O. De la Basarabia ruseascä la Basarabia romäneascä / O. Ghibu. - Cluj: f. ed., 1926. - 197 p.

113. Ghimpu, Gh. Constiinta nationalä a romänilor moldoveni / Gh. Ghimpu. - Chisinäu, 2002. - 484 p.

114. Hasnas, M.V. Ziarul „Besarabia" - cäteva file de arhivä / M.V. Hasnas // Tyragetia. -

1992. - Nr. 1. - P. 205-207.

115. H.F.A. The Bessarabian Dispute / H.F.A. // Foreign Affairs. - 1924. - Vol. 2., Issue 4. -P. 662-667.

116. Hitchins, K. Rumania: 1866-1947 / K. Hitchins. - Oxford: Oxford University Press, 1994. - 579 p.

117. Inceputurile miscärii nationale in Basarabia (1899-1907) // Cugetul. - 2003. - Nr. 1. - P. 44-49.

118. Iorga, N. Pagini despre Basarabia de astäzi / N. Iorga. - Välenii-de-Munte: Edit. Soc. „Neamul Romänesc", 1912. - 113 p.

119. Istoria Romäniei. Transilvania. Vol. II. - Cluj-Napoca: Editura George Baritiu, 1997. -1642 p.

120. King, Ch. The Moldovans: Romania, Russia, and the Politics of Culture / Ch. King. -Stanford: Hoover Institution Press, 2000. - 303 p.

121. Livezeanu, Irina. Cultural Politics in Greater Romania: Regionalism, Nation Building, and Ethnic Struggle, 1918-1930 / I. Livezeanu. - Cornell University Press, 2000. - 260 p.

122. Malbone, W. Graham. The Legal Status of the Bukovina and Bessarabia / W. Malbone // The American Journal of International Law. - Vol. 38. - No. 4. (Oct., 1944). - P. 667-673.

123. Meurs, W.P. van. Chestiunea Basarabiei in istoriografia comunistä / W.P. van Meurs. -Chisinäu: Arc, 1996. - 526 p.

124. Mitropolitul Gurie - misiunea de credintä si culturä: Culegere de articole si studii despre Mitropolitul Gurie Grosu al Basarabiei (1877-1943) / под ред. S. Grossu, V. Pohilä. - Chisinäu: Epigraf S.R.L., 2007. - 296 p.

125. Moldovan, P.P. Moldovenii in istorie / P.P. Moldovan. - Chisinäu: Poligraf-Service,

1993. - 180 p.

126. Moraru, A. Istoria romänilor. 1812-1994. Basarabia si Transnistria / A. Moraru. -Chisinäu: Aiva, 1995. - 560 p.

127. Negru, E. Politica etnoculturalä in R.A.S.S. Moldoveneascä / E. Negru. - Chisinäu: Prut International, 2003. - 204 p.

128. Negru, Gh. "Agent personal" al guvernatorului Basarabiei. Cazul Sergiu Cujbä / Gh. Negru // Destin Românesc. - 2008. - Nr 1 (53). - P. 75-95.

129. Negru, Gh. Culisele publicärii ziarului „Moldovanul". Corespondenta secretä a guvernatorului Basarabiei cu înaltii demnitari ai Imperiului rus (1906-1908) / Gh. Negru // Anuarul Institutului de Istorie al Academiei de Stiinte a Moldovei. - 2012. - Nr 2. - P. 205-212.

130. Negru, Gh. Gheorghe Madan - agent al Imperiului Rus / Gh. Negru // Revista Romänä de Jurnalism si Comunicare. - 2008. - Nr 4. - P. 69-79.

131. Negru, Gh. Tarismul si miscarea nationalä a românilor din Basarabia / Gh. Negru. -Chisinäu: Prut International, 2000. - 199 p.

132. Nistor, I. Istoria Basarabiei / I. Nistor. - Bucuresti: Humanitas, 1991. - 350 p.

133. O paginä din istoria Basarabiei. Sfatul Tärii (1917-1918) / под ред. I. Negrei, D. Postarencu. - Chisinäu: Prut International, 2004. - 288 p.

134. Parhomovici, I. Episcopul Vladimir si epoca administrärii lui în Eparhia Chisinäului si Hotinului // Revista Societätii Istorico-Arheologice Bisericesti din Chisinäu. 1928. Vol. XVIII. -P. 129-244.

135. Päcurariu, M. Basarabia. Aspecte din istoria bisericii si a neamului românesc / M. Päcurariu. - Iasi: Trinitas, 1993. - 143 p.

136. Pelivan, I.G. The rights of the Romanians to Bessarabia / I.G. Pelivan. - Paris: Impremeria des Arts et des Sports, 1920. - 21 p.

137. Pelivan, I.G. The Union of Bessarabia with her Mother-country Romania/ I.G. Pelivan. -Bucarest: Cartea Româneasc^ n.d. - 44 p.

138. Petrescu, C. Construct identitä^ii nationale / C. Petrescu // Stat slab, cetä^enie incertä. Studii despre Republica Moldova / coord. Monica Heintz. - Bucuresti: Curtea Veche, 2007. -URL: http://www.criticatac.ro/18100/construcia-identitaii-naionale/

139. Plakans, A. The Latvians. A short history / A. Plakans. - Stanford: Hoover institution press, 1995. - 257 p.

140. Popovici, A. The Political Status of Bessarabia / A. Popovic. - Washington: Ransdell Inc., 1931. - 318 p.

141. Popovschi, N. Istoria bisericii din Basarabia în veacul al XIX-lea subt rusi / N. Popovschi. - Chisinäu: Cartea Româneasc^ 1931. - 510 p.

142. Popovschi, N. Miscarea dela Balta: sau inochentizmul în Basarabia / N. Popovschi. -Chisinäu: Cartea Româneascc^ 1926. - 351 p.

143. Presa din Basarabia în contextul sociocultural al anilor 1906-1944 / sub ed. de S. Grosu. - Chisinäu: Editura Tehnica-Info, 2003. - 222 p.

144. Stan, C.I. Centenarul râpirii Basarabiei (16 mai 1812 - 16 mai 1912) / C.I. Stan // Destin Românesc. - 1997. - № 2. - P. 52-63

145. Steinwedel, Ch. Resettling people, unsettling the empire: migration and the challenge of governance, 1861-1917 / Ch. Steinwedel // Peopling the Russian periphery: borderland colonization in Eurasian history. - London and New York: Routledge, 2007. - P. 128-147.

146. Sarov, I., Cusco, A. Identitatea nationala a basarabenilor în istoriografia rusa din secolul XIX / A. Cusco, I. Sarov // Basarabia: dilemele identitatii. - Iasi, 2002. - P. 21-36.

147. Taki, V. Russia on the Danube: imperial expansion and political reform in Moldavia and Walachia, 1812-1834 / V. Taki. - Budapest, 2007. - PhD thesis.

148. Tratatul de pace de la Bucuresti din 1812-200 de ani de la anexarea Basarabiei de catre imperiul rus / coord. Sergiu Musteata. Chisinau, Pontos, 2012. - 352 p.

149. Turda, M. Aurel C. Popovici's Nationalism and its Political Representation in the Habsburg Empire (1890-1910) / M. Turda // The Garden and the Workshop: Disseminating Cultural History in East-Central Europe. In Memoriam Péter Hanok. - Budapest: Central European University - Europa Institut, 1998. - P. 49-75.

150. Varta, I. Contributii la biografia prozatorului Gheorghe V.Madan / I. Varta // Limba Româna. - 2002. - № 4-6. - P. 149-158.

151. Varta, I. „Glasul Basarabiei" în apararea limbii nationale / I. Varta // Destin românesc. -1998. - Nr 1. - P. 87-97.

152. Vata, I. Miscarea nationala a românilor basarabeni în perioada 1905-1914 / I. Varta // Anuarul Institutului de Istorie al Academiei de Stiinte a Moldovei. - 2011. - Nr 1. - P. 178-198.

153. Varta, I. Presa româneasca din Basarabia la începuturile sale / I. Varta // Destin Românesc. - 1994. - № 4. - P. 19-31.

154. Александров, Г.А. Формирование дореволюционной чувашской интеллигенции и ее идейные поиски / Г.А. Александров // Проблемы национального в развитии чувашского народа. Чебоксары: Чувашский гос. институт гуманитарных наук, 1999. -http://gov.cap.ru/hierarhy_cap.asp?page=./86/3743/1189/1201

155. Алмаш, Д., Скурту, И. и др. История Бессарабии. От истоков до 1998 года / Д. Алмаш, И. Скурту. - Кишинев: Онисифор и Октавиан Гибу, 2001. - 352 с.

156. Андерсон, Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / Б. Андерсон. - М.: Канон-пресс-Ц, Кучково Поле, 2001. -288 с.

157. Антонюк, Д.И., Афтенюк, С.Я. и др. Предательская роль «Сфатул цэрий» / Д.И. Антонюк, С.Я. Афтенюк. - Кишинев: Картя Молдоеняскэ, 1969. - 190 с.

158. Арсений (Стадницкий). Исследования и монографии по истории молдавской церкви / Арсений (Стадницкий). - СПб., 1904. - 583 с.

159. Бабий, А.И. Формирование молдавской интеллигенции во второй половине XIX -начале XX вв / А.И. Бабий. - Кишинев: Штиинца, 1971. - 108 с.

160. Бабилунга, Н.В. Население Молдавии в прошлом веке: миграция? ассимиляция? русификация? / Н.В. Бабилунга. - Кишинев: Штиинца, 1990. - 112 с.

161. Батюшков, П.Н. Бессарабия. Историческое описание / П.Н. Батюшков. - СПб: Обществ. Польза, 1892. - 337 с.

162. Батюшков, П.Н. Белоруссия и Литва. Исторические судьбы Северо-Западного края / П.Н. Батюшков. - СПб.: Обществ. Польза, 1890. - 585 с.

163. Батюшков, П.Н. Волынь. Исторические судьбы Юго-Западного края / П.Н. Батюшков. - СПб.: Обществ. Польза, 1888. - 438 с.

164. Батюшков, П.Н. Подолия: Историческое описание / П.Н. Батюшков. - СПб.: Обществ. Польза, 1891. - 406 с.

165. Батюшков, П.Н. Холмская Русь. Исторические судьбы Русского Забужья / П.Н. Батюшков. - СПб.: Обществ. Польза, 1887. - 321 с.

166. Белова, Е.В. Миграционная политика на Юге Российской империи и переселение болгар в Новороссийский край и Бессарабию (1751-1871 гг.) / Е.В. Белова. - Москва: РГОТУПС, 2004. - 230 с.

167. Берг, Л.С. Население Бессарабии. Этнографический состав и численность / Л.С. Берг. - Пг., 1923. - 60 с.

168. Брубейкер, Р. Мифы и заблуждения в изучении национализма / Р. Брубейкер // Ab Imperio. - 2000. - № 1. - С. 204-224.

169. Брубейкер, Р. Мифы и заблуждения в изучении национализма / Р. Брубейкер // Ab Imperio. - 2000. - № 2. - С. 247-268.

170. Будак, И.Г. Общественно-политическое движение в Бессарабии в пореформенный период / И.Г. Будак. - Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1959. - 412 с.

171. Витухновская, М. Российская Карелия и карелы в имперской политике России (1905-1917) / М. Витухновская. - СПб.: Норма, 2006. - 384 с.

172. Гедеон (митрополит Ставропольский и Бакинский). История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России / Гедеон (митрополит Ставропольский и Бакинский). - М.-Пятигорск: Б.и., 1992. - 192 с.

173. Головко, Л.В. Краткая история Бессарабии. К 100-летнему юбилею присоединения Бессарабии к России. 16 мая: 1812-1912 гг. / Л.В. Головко. - Бельцы: Тип. Ш.Б. Мильгрома,

1912. - 18 с.

174. Григоришин, С. Украина во внешнеполитических концепциях Румынии / С. Григоришин // Украинская государственность в ХХ веке: Историко-политологический анализ / под ред. А. Дергачева. - Киев: Пол^ична думка, 1996. - 448 с.

175. Гросу, А.К. Молдавский великоросс. Бессарабский феномен в Государственной Думе Российской Империи / А.К. Гросу. - Кишнев: Nova-Imprim, 2011. - 164 с.

176. Гросул, В.Я. Система управления Молдавии в составе России (XVIII - начало XX в.) / В.Я. Гросул // Национальные окраины Российской империи: становление и развитие системы управления / С.Г. Агаджанов, Ш.Ф. Мухамедьяров, В.В. Трепавлов и др. - М.: Славянский Диалог, 1997. - С. 162-185.

177. Гусятников, П.С. Революционное студенческое движение в России (1899-1907) / П.С. Гусятников. - Москва: Мысль, 1971. - 264 с.

178. Дембо, В. Бессарабский вопрос / В. Дембо. - М.: Государственное Военное изд-во, 1924. - 185 с.

179. Джадж, Э. Пасха в Кишиневе. Анатомия погрома / Э. Джадж. - Кишинев: Лига, 1998. - 208 с.

180. Джанелидзе, О. Завоевание или добровольное присоединение? / О. Джанелидзе // Некоторые вопросы грузино-русских взаимоотношений в современной историографии / Комиссия по истории, археологии и этнологии национальной АН Грузии; Научный центр по изучению и пропаганде истории, этнологии и религии. - Тбилиси, 2011. - С. 160-200.

181. Дигол, С. Парадигмы и парадоксы концепции национального государства в постсоветской Молдавии: язык, государственность и национальная идентичность / С. Дигол // Ab Imperé. - 2005. - № 2. - С. 499-516.

182. Долбилов, М.Д. Превратности кириллизации: Запрет латиницы и бюрократическая русификация литовцев в Виленском генерал-губернаторстве в 1864-1882 гг. / М.Д. Долбилов // Ab Imperio. - 2005. - №2. - С. 255-296.

183. Зеленчук, В.С. Население Бессарабии и Поднестровья в XIX в. (этническое развитие и демографические процессы) / В.С. Зеленчук. - Кишинев: Штиинца, 1979. - 286 с.

184. Иванов, А.Е. Российское студенческое зарубежье. Конец XIX - начало XX вв. / А.Е. Иванов // Вопросы истории естествознания и техники. - 1998. - № 1. - С. 91-120.

185. Исаков, С.Г. Бессарабские студенты в Тарту и их участие в местном революционном движении / С.Г. Исаков // Ученые Записки Тартуского Государственного Университета. - 1974. - № 380. - Т. VIII. - С. 117-156.

186. Istoria RSSM. Vol. I. / Sub ed. de L.V. Cerepnin. - Chisinâu: Cartea Moldoveneascâ, 1967. - 710 p.

187. Кабузан, В.М. Народонаселение Бессарабской области и левобережных районов Приднестровья (конец XVIII - первая половина XIX в.) / В.М. Кабузан. - Кишинев: Штиинца, 1974. - 160 с.

188. Каппелер, А. Мазепинцы, малороссы, хохлы: украинцы в этнической иерархии Российской империи / А. Каппелер // Россия-Украина: история взаимоотношений / под ред. А.И. Миллера, В.Ф. Репринцева, Б.Н. Флоря. - М.: Языки Славянской Культуры, 1997. - C. 125-144.

189. Каппелер, А. Россия - многонациональная империя. Возникновение. История. Распад / А. Каппелер. - М.: «Традиция» - «Прогресс-Традиция», 2000. - 344 с.

190. Кассо, Л.А. Россия на Дунае и образование Бессарабской области / Л.А. Кассо. -М., 1913. - 236 с.

191. Контлер, Л. История Венгрии / Л. Контлер. - М., 2002. - 656 с.

192. Кравецкий, А.Г., Плетнева А.А. История церковнославянского языка в России (конец XIX - XX в.) / А.Г. Кравецкий, А.А. Плетнева. - М.: Языки славянской культуры, 2001. - 400 с.

193. Кушко, А., Таки, В., Гром, О. Бессарабия в составе Российской империи / А. Кушко, В. Таки, О. Гром. - Москва: НЛО, 2012. - 400 с.

194. Лазарев, А.М. Молдавская советская государственность и бессарабский вопрос / А.М. Лазарев. - Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1974. - 910 с.

195. Левит, И.Э. Молдавская республика (ноябрь 1917 - ноябрь 1918) / И.Э. Левит. -Кишинэу: Центральная Типография, 2000. - 497 с.

196. Малахов, В.С. Национализм как политическая идеология: Учебное пособие. / В.С. Малахов. - М.: КДУ, 2005. - 320 c.

197. Миллер, А. Империя Романовых и национализм: эссе по методологии исторического исследования. М., 2006. - 248 с.

198. Миллер А. Империя Романовых и национализм: эссе по методологии исторического исследования. М., 2010. - 315 с.

199. Миллер, А.И. Украинский вопрос в политике властей и русском общественном мнении (вторая половина XIX века). М., 2000. - 260 с.

200. Морозан, В.В. Бессарабия в 1821-1828 гг.: курс на ликвидацию автономных прав края / В.В. Морозан // Basarabia - 1812: problemâ nationalâ, implicatii internationale / coord.: Gh. Cliveti, Gh. Cojocaru. - Bucuresti: Editura Academiei Române, 2014. - P. 291-308.

201. Пархомович, И. Краткий очерк архипастырской деятельности в Бессарабии высокопреосвященного Павла, Архиепископа Кишиневского и Хотинского с 1871 по 1881 год / И. Пархомович. - Кишинев: Тип. Архиерейского Дома, 1882. - 110 с.

202. Раух, А.Б. Бессарабский вопрос и деятельность Константина Стере в Бесарабии в период первой русской революции / А.Б. Раух // Международные отношения в новое и новейшее время: Материалы международной научной конференции, посвященной памяти К Б. Виноградова. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. - С. 254-258.

203. Смилянская, Е.Б., Денисов Н.Г. Старообрядчество Бессарабии: книжность и певческая культура / Е.Б. Смилянская, Н.Г. Денисов. - М.: Индрик, 2007. - 432 с.

204. Смит, Э. Национализм и модернизм / Э. Смит. - М.: Праксис, 2004. - 464 с.

205. Стадницкий, А. Гавриил Банулеско-Бодони, экзарх молдо-влахийский (1808-12 гг.) и митрополит Кишиневский (1813-21 гг.) / А. Стадницкий. - Кишинев: Тип. Э. Шлиомовича, 1894. - 453 с.

206. Сталюнас, Д. Идентификация, язык и алфавит литовцев в российской национальной политике (1860-егоды) / Д. Сталюнас // Ab Imperio. - 2005. - № 2 - С. 225254.

207. Старик, В. Вщ Сараева до Парижа. Буковинський Interregnum. 1914-1921 / В. Старик. - Чершвщ: Прут, 2009. - 352 с.

208. Стати, В. История Молдовы / В. Стати. - Кишинев: Tipografía Centralä, 2003. - 480

с.

209. Таки, В. Историческая память и конструирование региона после присоединения к империи: особая форма правления в Бессарабии в 1818-1828 гг. / В. Таки // Ab Imperio. -2004. - № 3. - С. 145-174.

210. Токть, С. Латиница или кириллица: проблема выбора шрифта в белорусском национальном движении во второй половине XIX - начале XX века / С. Токть // Ab Imperio. - 2005. - № 2. - С. 297-319.

211. Трубецкой, Б.А. Из истории периодической печати Бессарабии 1854-1916 гг. / Б.А. Трубецкой. - Кишинев: Штиинца. 1989. - 271 с.

212. Формирование молдавской буржуазной нации / под ред. Н.А. Мохова. В.Я. Гросула, В.С. Зеленчука и др. - Кишинев: Штиинца, 1978. - 220 с.

213. Цимбаев, К.Н. Феномен юбилеемании в российской общественной жизни конца XIX - начала XX века / К.Н. Цимбаев // Вопросы Истории. - 2005. - № 11. - С. 98-108.

214. Шахматов, А.А. Введение в курс истории русского языка. Часть 1. Исторический процесс образования русских племен и наречий / А.А. Шахматов. - Петроград: Научное

дело, 1916. - 149 с.

215. Шорников, П.М. Молдавская самобытность / П.М. Шорников. - Тирасполь: Изд-во Приднестр. ун-та, 2007. - 400 с.

216. Щербаков, С.В. Национальное самоопределение чувашского народа в начале ХХ века: идеологический аспект / С.В. Щербаков. - Чебоксары: Новое время, 2013. - 176 с.

Приложения Приложение 1. Этнографическая карта Бессарабии

Со nll

Хотин

Подольская губ.

Население городов

Кишинев

Бендеры

Этнические группы Бессарабии

Молдаване (румыны)

Малороссы (украинцы) Евреи

Великороссы (русские) Бол гары Немцы Гагаузы Цыгане

РУМЫНИЯ -

Оргеев

Ун гены

Херсонская губ.

f-

Бельцы

Аккерман

Измаил

Оргеев

Хотин

Сорока

®

Кишинев

Источники: Бутович В.Н. Материалы для этнографической карты Бессарабии. Киев, 1916; Этнографическая карта сельского населения Бессарабии // Берг Л.С. Население Бессарабии. Этнографический состав и численность. Пг., 1923; Первая всеобщая перепись населения Российской империи. Т. III. СПб., 1905.

Периодические издания в Бессарабии на румынском языке (1906-1917)

1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917

ВаБагаЫа ■

Молдованул

\Ziata ВаБагаЫе!

Луминэторул

Фэклия Цэрий

Гласул Басарабией

Кувынт Молдовенеск (журн.)

Кувынт Молдовенеск (газета)

Приложение 3. Григоре Константинеску. «Значение языка для народа и для

молдаван в частности».

Господь, создав человека, дал ему власть над всеми благами и красотами земли, и среди других даров дал ему и дар речи для того, чтобы обособить его от всех других тварей, иными словами, дал ему язык, чтобы обладал он речью, чтобы разговаривал, потому что через речь человек передает мысли: и когда он переживает и когда ему радостно на душе; и так же с помощью речи он выражает печали как в молодости, так и в старости.

Людское племя, распространившись с временем по земле, разделилось на множество народов согласно племени и родству и каждый народ, овладев частью земли, на которой остался жить, назвал ее Родиной, где говорят на одном и том же языке.

Следовательно, не было только одного языка для всех народов, но каждый народ пользовался своим национальным языком согласно тому из какой нации он происходил, так же как и в наши дни: румыны говорят по-румынски, русские по-русски, евреи - по-еврейски, поляки - по-польски, татары, армяне, турки, немцы и так далее - все, каждая нация говорит на языке, который она унаследовала от дедов-прадедов.

Национальный язык составляет самое сильное доказательство национальности народа. Только люди, которые с пеленок понимают речь друг друга, могут образовать естественное товарищество, ибо только они могут с сочувствием понять все свои беды. Стало быть, национальный язык должен считаться самой стойкой крепостью нации, сохраняющей насколько возможно нетронутым происхождение и все особые качества.

По правде сказать, можем вспомнить высказывание старого Гераклита, что мы проживаем жизнь своих предков.

Язык считается чем-то настолько святым, что никто не задается вопросом: чем хорош язык родителей, или: что бы было, если бы народ потерял родительский язык? Евреи Европы, хотя и говорят на французском, немецком, румынском, русском и прочих языках стран, в которых они живут, при всем при этом все же остаются евреями -Трансильванские националисты (более всего интеллигенция) помимо румынского говорят на немецком или на венгерском и при всем этом не перестают быть румынами и добрыми патриотами. Поляки говорят по-русски, но прежде всего знают свой национальный язык, ибо овладение новым языком не означает потерю национальности - национального языка. Язык народа - это сильное средство для его сохранения.

Все нации с самых древнейших времен и до сего дня изо всех сил боролись за то,

чтобы не обыностранить свой язык, веру и обычаи предков.

Родной язык служит сохранению национальности, потому что он является средством взаимопонимания людей. Те люди собираются и держатся вместе, которые лучше понимают друг друга, т. е. те, кто говорит на общем языке. С другой стороны, как и религия, как и песни, как и наши воспоминания - как и национальная история - язык содержит в себе такие таинственные вещи, которые заставляют нас сближаться с людьми, которые пробуждают нас родительской речью [наших] краев и страны, которые и пробуждают нас именем, взором, обстоятельствами и т. д.

И поскольку Молдаване Бессарабии принадлежат тому же племени, имея общие обычаи и веру с румынами из-за Прута и других стран, поэтому остановимся немного и на их прошлом.

В древние времена - 2-3 тысячи лет тому назад - не было на земле разных наций, чередующихся, как сейчас, на поверхности земли. Примерно 1000 лет назад осели народы на месте: расселились люди, согласно родству со стародавними предками, и со временем остался каждый народ в своей стране со своим языком.

Румынское племя происходит от смешения даков и римлян, самых первых предков, которые населили страны, заселенные и сейчас их потомками: помимо мунтян, молдаван и добруджан, которые живут в Румынии - родине всех румын, - много румын можно встретить в других частях земли предков - в Трансильвании, Венгрии, Буковине, Истрии, Македонии, Бессарабии и прочих дальних странах: все они принадлежат одному народу, говорят на одном языке, имеют общую веру и общие обычаи, - все вместе формируют румынский народ!

Когда нас посещали народы, из рода которых позже вышли все народы, находящиеся сейчас на востоке и на западе от Румынской страны, румыны жили здесь с незапамятных времен. Румын оставался гордым, когда его искушал какой-либо пришелец, ибо он был местным, а не приехавшим из пустынных краев, на готовое изобилие! Но когда через нас прошел потоп, мы разделились и так и жили долго отдельно друг от друга, и снова собирались вместе и опять разделялись вплоть до того, что остались на 700 лет с двумя телами родины: Румынской страной (Валахией -О.Г.) и Молдовой. Если бы могли говорить Карпаты, если бы у Тисы, Муреша, Олта, Прута, Днестра и у всех рек и ручьев, которые струятся по долинам румынской земли, был язык; если бы был язык у Дуная, который нас знает как своих детей - ибо мы - дети Дуная, они бы рассказали, что в лесах и горных пещерах сохранилось потомство румынского племени; что в ясности рек купались родители румынского народа; что Дунай мутил очень давно волны с кровью

наших предков, защищавших родину, песни и язык! Никто как они не понимает и не знает лучше истоки нашего племени, язык, обычаи и границы земли предков. Сейчас же да увидим мы что претерпел национальный язык Румын от чужаков, которые вторгались в Румынскую страну в течении веков, пытаясь хотя бы силой заставить нас говорить на другом языке, не том, который мы впитали с молоком матери! Но, как мы увидим, ни одному врагу не удалось сделать из румына турка, и даже не думают, что смогут когда-нибудь, как будут восход и закат солнца, так и все время будет находиться сын Румына, молящийся на своем национальном языке!

Дак.

Источник: Basarabia, 1906, № 22.Перевод с румынского - О.А. Гром.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.