Многообразие детских характеров и особенности их художественного воплощения в сборнике А.Т Аверченко «Дети» (1922) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Салова Ольга Ильинична

  • Салова Ольга Ильинична
  • кандидат науккандидат наук
  • 2021, ГОУ ВО МО Московский государственный областной университет
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 170
Салова Ольга Ильинична. Многообразие детских характеров и особенности их художественного воплощения в сборнике А.Т Аверченко «Дети» (1922): дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. ГОУ ВО МО Московский государственный областной университет. 2021. 170 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Салова Ольга Ильинична

Введение

Глава 1. Роль жанрово-стилистических элементов текста в авторском

постижении мира детства

1.1. Своеобразие творческой личности А.Т. Аверченко

1.2. Сборник «Дети» как художественное целое

1.3. «Введение» к сборнику как компонент «рамы произведения»

1.4. «Руководство к рождению детей» в качестве «книги в книге»

1.5. «Под столом. Пасхальный рассказ»: оригинальность писательского переосмысления литературного жанра

Глава 2. Значимость образа автора в системе повествования

2.1. «Три жёлудя»: реализация авторского начала в раскрытии нравственно-психологических проблем

2.2. «Душистая гвоздика»: пути и средства выражения внутреннего единства частей-миниатюр

2.3. «Кулич»: автобиографизм как ключевая составляющая структуры

рассказа

Глава 3. Морально-этические вопросы формирования личности в

художественной интерпретации А.Т. Аверченко

3.1. «Продувной мальчишка. Рождественский рассказ»: судьба ребёнка в контексте социально-исторических обстоятельств

3.2. «Разговор в школе»: приём антитезы при воплощении темы воспитания

3.3. Рассказ «Костя»: метафорический смысл образа главного героя

Заключение

Список литературы

Введение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Многообразие детских характеров и особенности их художественного воплощения в сборнике А.Т Аверченко «Дети» (1922)»

Актуальность темы исследования.

Творчество Аркадия Тимофеевича Аверченко (1880-1925) на сегодняшний день до сих пор остаётся недостаточно изученным. Наибольшее внимание исследователей было сосредоточено на его деятельности в качестве автора и редактора прославленного дореволюционного юмористического журнала «Сатирикон». Интерес к биографии А.Т. Аверченко и её «сатириконской» составляющей подчас заслоняет собой подробное рассмотрение текстов его произведений. Следует признать, что до сих пор не существует полного, развёрнутого анализа отдельных сборников рассказов писателя. Чаще всего привлекается материал из разных источников, при этом многие рассказы и сборники не анализируются вообще либо упоминаются лишь вскользь, для иллюстрирования какого-либо положения.

Между тем, поскольку в своём творчестве писатель задавал тон юмористической литературе своего времени, мы убеждены, что детальный анализ любого из сборников его рассказов может способствовать выявлению многогранного комплекса художественных методов создания комического. Наследие А.Т. Аверченко даёт возможность широкого рассмотрения того, как формировалась новая, а также трансформировалась классическая юмористическая традиция.

Таким образом, представляется несомненно актуальным опыт многостороннего, комплексного анализа отдельно взятого сборника рассказов А.Т. Аверченко, с целью рассмотрения всего спектра художественных приёмов писателя. Наш исследовательский интерес сосредоточен, к тому же, на одной из важнейших тем его творчества - теме детства, внутреннего мира ребёнка и на том многообразии детских характеров, которое представлено в прозе А.Т. Аверченко.

Актуальность данного диссертационного исследования заключается в рассмотрении сборника «Дети» как художественного целого с применением многокомпонентного анализа рассказов: от изучения «Введения» к сборнику как

рамочного комплекса до изучения трансформации традиционных жанров рассказа.

Степень научной разработанности темы.

Поскольку в советский период развития русской литературы творчество А.Т. Аверченко долгое время находилось фактически под запретом (вспомним известное определение из статьи В.И. Ленина, назвавшего писателя «озлобленным почти до умопомрачения белогвардейцем» [169, с. 1—2] ), проза его более тридцати лет (с начала 1930-х до начала 1960-х годов) не переиздавалась.

Однако, справедливости ради, необходимо отметить, что в 1926-1927 годах в Советском Союзе, в «Библиотеке сатиры и юмора» издательства «Земля и фабрика», немалым тиражом выходит почти полтора десятка небольших сборников А.Т. Аверченко. Они включали в себя как его дореволюционные, так и эмигрантские рассказы (например, «Господин Цацкин», «Женщина в ресторане», «Записки театральной крысы», «Сердце под скальпелем», «Осколки разбитого вдребезги» и др.).

При этом произведения писателя трактовались критикой в сугубо идеологическом ключе. Например, рассказ «Сердце под скальпелем» сопровождался следующим предисловием: «То, что во времена Аверченко было только смешно, сейчас у нас, в наших советских условиях - уже вредно, уже мешает строительству, тащит назад, а потому и юмористические рассказы Аверченко, умело подобранные, являются сейчас нужной сатирой. Так использовать и впредь использовать надо писателя, даже столь нам чуждого, как сытый, болотный Аверченко» [17, с. 4].

Новые публикации А.Т. Аверченко - после длительного перерыва -появляются, как уже было сказано, в начале 1960-х годов. В 1962 году - рассказ «Крыса на подносе» в газете «Правда». В 1964 году - рассказ «Оккультные науки» (журнал «Наука и жизнь», № 4) и небольшой сборник с тем же названием, куда вошли четыре рассказа: «По ту сторону», «Оккультные науки», «Эхо церкви Феличе», «Одураченный хиромант» (Москва, Политиздат). Особенно важно, что в этом же году появляется и весьма объёмный сборник «Юмористические

рассказы» [25], составленный авторитетным исследователем литературы Русского зарубежья Олегом Николаевичем Михайловым.

В эту пору возрождается и читательский, и исследовательский интерес к личности и творчеству А.Т. Аверченко, к особенностям его писательской манеры и своеобразию его художественного мира. Несомненно, это было связано и с усилением внимания ко всему культурному достоянию первой трети ХХ века - в частности, к тому наследию литературы Серебряного века и Русского зарубежья, изучение которого было затруднено прежде.

Первыми отечественными исследованиями, в которых возникает имя А.Т. Аверченко, стали книги Л. А. Спиридоновой (Евстигнеевой), появившиеся в конце 1960-х-середине 1970-х годов: «Журнал «Сатирикон» и поэты -сатириконцы» (1968), «Русская сатирическая литература ХХ века» (1977) [78; 138]. Довольно значительное место в этих работах отведено специфике юмористики А.Т. Аверченко, а также его деятельности в качестве редактора «Сатирикона». Позже, в 1999 году, выходит ещё одна монография Л.А. Спиридоновой - «Бессмертие смеха. Комическое в литературе русского зарубежья» [137], в которой рассматриваются процессы развития сатиры и юмора в условиях эмиграции первой волны, даётся анализ парижского журнала «Сатирикон» и очерк творчества А.Т. Аверченко.

Большое значение для возвращения имени писателя современному читателю имела книга Д.А. Левицкого «Жизнь и творческий путь Аркадия Аверченко» [168]. Несомненную ценность заключали в себе и статьи О.Н. Михайлова [174], С.С. Никоненко [178;179], сопровождавшие новые издания произведений Аверченко. Всесторонне характеризуя тематику и проблематику рассказов писателя, авторы помогали читателю лучше понять и оценить своеобразие аверченковского юмора.

Тем не менее, нельзя не отметить, что при публикации произведений А.Т. Аверченко иной комментатор мог быть не до конца объективен, явно занижая, на наш взгляд, оценку творчества писателя. Так, например, П.Г. Горелов в предисловии к сборнику рассказов «Кривые углы» писал: «Не следует

преувеличивать литературную значимость произведений Аверченко: перед нами -по масштабам русской классики - писатель достаточно скромного дарования. Но, добавим мы сразу же, дарования вполне подлинного, оригинального и неповторимого» [159, с. 9]. Однако подобный взгляд - это, скорее, исключение из правил. Ведь именно «оригинальное и неповторимое» дарование А.Т. Аверченко становится причиной серьёзного научного интереса к его прозе с начала 1990-х годов.

Так, Е.Н. Брызгалова ставит своей задачей вписать творчество «сатириконцев» и А.Т. Аверченко в общий контекст литературы Серебряного века [157], рассматривает дореволюционную прозу писателя [156]. Материалы исследований находят своё отражение в учебном пособии «Русская сатира и юмористика начала XX века» [67].

Жанрово-стилевым особенностям прозы Аверченко посвящены работы О.А. Кузьминой [166; 167], М.В. Богдановой [155], М.В. Кудриной [95]. Объектом анализа в этих работах является художественное своеобразие юмористики писателя, представленное через призму жанрового деления, а также многообразие форм и средств реализации комического.

Отметим, что несколько исследований посвящёно не одному А.Т. Аверченко, но и его коллегам по «Сатирикону»: Тэффи, Саше Чёрному. Феномен парадоксального в прозе А.Т. Аверченко и Саши Чёрного рассматривает Г.А. Погребняк [182], а в лингвистических работах О.И. Соловьёвой [187] и А.В. Щербаковой [192] говорится об использовании фразеологических средств в рассказах А.Т. Аверченко, Тэффи и Саши Чёрного.

Интерес исследователей к жизни и творчеству Аверченко делает актуальным и вопрос об архивном наследии писателя. В связи с важностью этого вопроса остановимся на нём немного подробнее. Прежде всего, здесь следует упомянуть работу историка А.В. Молохова, автора диссертации «Проблемы реконструкции архивных фондов писателей-эмигрантов: На примере фонда А.Т. Аверченко» [175], отметившего, что «бурные события 1917 года застали писателя, как и многих русских интеллигентов того времени, врасплох.

По свидетельству современницы, бумаги, оставшиеся в его петроградской квартире, не сохранились» [175, с. 78].

Анализируя прижизненный архив писателя, А.В. Молохов делает вывод о том, что «это - типичный частный архив эмигранта, который изначально состоял из документов, созданных почти исключительно после бегства из Советской России, был раздроблен после смерти писателя между наследниками, бережно хранившими его и понимавшими всю культурную и материальную ценность такого собрания.<...> Благодаря заботам писателя и его друзей за 1918-1925 гг. сохранился наиболее представительный массив документов, несмотря на то, что условия жизни писателя способствовали собиранию документации ещё менее, нежели в дореволюционный период. Характер же документации по сути остается прежним: произведения писателя, включая и произведения, имевшие автобиографические элементы, отзывы современников, рецензии, публикации в эмигрантской и иностранной печати, официальные бумаги, скупые упоминания в советской прессе» [175, с. 10].

Отметим, что на сегодняшний день материалы, связанные с жизнью и творчеством писателя, хранятся в нескольких фондах. Среди них можно назвать следующие: отделы рукописей Российской национальной библиотеки, отделы Российской государственной библиотеки, Государственного литературного музея, Института русской литературы, Центрального государственного архива г. Санкт-Петербурга, Театрального музея г. Санкт-Петербурга, Музея чешской литературы в Праге, а также Рукописный отдел Библиотеки Академии наук Литвы.

Основным источником сведений о писателе является его архив, находящийся в фонде РГАЛИ. Рукописи, автобиографии, переписка с друзьями и издателями, письма с упоминанием имени автора, материалы по разделу его наследства, фотографии, рисунки - всё это, по нашему мнению, со временем должно обрести электронную форму, чтобы у исследователей появились новые возможности для изучения творчества А.Т. Аверченко.

Разумеется, в биографии писателя остаётся ещё немало «белых пятен». Устранить многие из них удалось В.Д. Миленко, изучающей жизнь и творчество

Аверченко в течение многих лет. В 2010 году в издательстве «Молодая Гвардия», в серии «Жизнь замечательных людей», выходит её книга, дающая подробное жизнеописание А.Т. Аверченко с привлечением материалов зарубежных исследований и архивных фондов, мемуарных свидетельств и фотографий [171]. Судьба автора в послереволюционную эпоху рассматривается в книге А. Хлебиной и В. Миленко «Аркадий Аверченко: беженские и эмигрантские годы (1918-1925)» [188], опубликованной в 1913 году московским издательством «Дмитрий Сечин». Отметим, что в этом же издательстве с 2012 по 2015 год выходит наиболее полное на сегодняшний день Собрание сочинений А.Т. Аверченко в 13-ти томах [2].

В подготовке этого Собрания сочинений принимал активное участие литературовед Д.Д. Николаев, являющийся автором диссертационных исследований [177; 108] и ряда статей о жизни и творчестве А.Т. Аверченко.

В своих работах Д.Д. Николаев затрагивает достаточно широкий спектр вопросов: от уточнения некоторых фактов биографии писателя до изучения сюжетообразующих элементов его рассказов. Так, например, в статье «Кирпич на голову: к истории одного мотива» автор показывает трансформацию мотива предопределённости в рассказах писателя: « <...> от просто удара кирпичом по голове до рассуждения о безусловной закономерности падения кирпича на голову» [176, с. 111].

Кандидатская диссертация Д.Д. Николаева была посвящена особенностям юмористики Н.А. Тэффи и А.Т. Аверченко. Большое внимание исследователь уделяет сбору биографических сведений о писателе: так, в составленном им сборнике «Комическое в русской литературе» [94] приводятся отзывы современников Аверченко - Н. Архипова, В. Полонского, В. Азова, М. Кузмина и других - о нём самом и его творчестве [94, с. 368-417], а в книге «Русская литература 1920-1930 годов. Портреты прозаиков» опубликована статья Д.Д. Николаева об Аверченко с анализом методов создания комического в его произведениях [127, с. 882-947].

Отдельные работы некоторых авторов посвящены эмигрантскому периоду

творчества А.Т. Аверченко, его сотрудничеству с зарубежными издательствами, газетами и журналами. Так, в статье «Русский писатель-эмигрант в контексте европейской культуры: Аркадий Аверченко в Чехословакии, 1922-1925 годы» А.Е. Хлебина, соавтор книги «Аркадий Аверченко. Беженские и эмигрантские годы (1918-1925)», анализирует особенности взаимоотношений писателя с представителями власти Чехословакии: «По различным документальным свидетельствам можно сделать вывод, что Аркадию Тимофеевичу не просто позволили въехать в Чехословакию на гастроли — его пригласили как знаменитого писателя, который должен был трудиться над международным имиджем страны. Необходимо уточнить: безусловно, переезд Аверченко в Прагу был связан с реализацией Русской акции помощи чехословацкого правительства, но он не был принят как беженец, и пособий, как другие русские писатели, от государства не получал - он получил возможность заработать» [183, с.316].

Хотя чаще всего эмиграция А.Т. Аверченко объясняется причинами, сложившимися в результате политической ситуации на Родине, А.Е. Хлебина указывает и на популярность писателя в Чехословакии ещё задолго до его приезда в эту страну: «Чешскому читателю имя Аркадия Аверченко было прекрасно известно ещё до начала Первой мировой войны. Чешская публика узнала его едва ли не одновременно с русской: первый сборник рассказов писателя в чешском переводе Станислава Минаржика вышел в 1910 году» [189, с. 315].

Кроме того, хорошие отношения писателя с представителями издательской среды - например, с Венцеславом Швиговским, с Константином Павловичем Бельговским, который был другом и помощником А.Т. Аверченко, - объясняются и другой причиной: «Подтверждением того, что деятельность Аверченко в ЧСР была подчинена политическим интересам, может стать и содержимое папки с газетными вырезками о писателе, хранящейся в архиве Министерства иностранных дел. Его имя аккуратно отслеживали в прессе, но не с даты прибытия в страну, как бывало с другими знаменитостями, а с момента выдачи въездной визы в апреле 1922 года» [189, с. 317].

Если А.Е. Хлебина уделяет большое внимание скрытым причинам

популярности А.Т. Аверченко, не таким очевидным, как его безусловный талант, то Н.С. Егорова анализирует опыт изучения творчества писателя зарубежными учёными. В своей статье «Творчество А.Т. Аверченко в чешском литературоведении» она приводит большой перечень словарей и книг, в которых упоминается имя русского писателя и даётся обзор его наследия [163].

Кроме изучения различных биографических аспектов творчества А.Т. Аверченко, многие авторы - и литературоведы, и лингвисты - представляют в своих статьях анализ отдельных его произведений - рассказов и фельетонов. Так, Л.А. Ракитова в статье «Мотив индивидуалистического бунта в публицистической сатире А.Т. Аверченко» обращается к фельетону «Записки годовалого ребёнка» (1918), рассматривая при этом «способы создания сатирической образности: амбивалентную сущность гротескного образа, макабрическую тематику, техники сгущения и замещения, характерные для черного юмора» [184, с. 132]. Э.А. Бахича, исследуя отдельные рассказы (например, «Поэму о голодном человеке» [153]), объединяет их в концептуальные блоки - отбор произведений идёт не в соответствии с хронологией или тематикой, но иллюстрирует сущность выбранного концепта: революция [154], жизнь [152].

Однако, несмотря на то, что в области научного изучения творчества А.Т. Аверченко сделано уже немало, безусловно, существует множество аспектов, которым ещё не было уделено достаточно внимания. Так, чрезвычайно важной, на наш взгляд, является проблема художественного отражения мира детства и воссоздания образа ребёнка в прозе А.Т. Аверченко (и дореволюционной, и послереволюционной поры).

На данный момент можно назвать лишь одну диссертацию, в которой эта тема рассматривается (правда, не только на примере прозы Аверченко, но и его соратников-сатириконцев - Саши Чёрного и Тэффи). Это работа А.В. Коротких «Детские образы в юмористической прозе Саши Черного, А. Аверченко и Тэффи» [165]. А.В. Коротких отмечает: «Внимание к личности ребенка, характерное для Саши Черного, А. Аверченко и Тэффи, продиктовано не только классическими литературными традициями, но и развитием детской психологии в конце XIX —

начале XX века. <...> Исходя из этого, типология детских образов в юмористической прозе Саши Черного, Аверченко и Тэффи, построенная на психолого-характерологическом критерии, видится наиболее адекватной из возможных классификаций, ориентированных на объект (а не на средства) изображения» [165, с. 10].

Таким образом, мы видим, что исследовательница предлагает общую для всех трёх авторов типологию детских образов: «"фантазеры", "читатели", "деловые люди", "юные влюбленные", "одинокие дети", "шалуны". Каждый тип наделён своеобразными чертами характера» [165, с. 10].

В статье О.В. Сергеева «Белые мысли Аркадия Аверченко» говорится, в числе прочего, и о значимости «детской» темы в творчестве писателя, о том, что он «и на Родине, и за рубежом стремился всмотреться и понять нравы и характер "маленького народа". Он открывал взрослым многое, ими забытое, а иногда и неведомое» [185, с.356]. Благодаря этому, отмечает автор, «дети Аверченко, не без вмешательства автора, заставляют взрослых остановиться в череде мелочей, суеты, полюбоваться мгновением, дарованным Богом» [185, с.357]. О.В. Сергеев, указывая на то, что восхищало писателя в детях - «их деликатность, тонкость переживаний, дух творчества и жизнерадостность» - подчёркивает: «В сборнике "Дети" к нам словно возвращается прежний Аверченко. Автор как бы стремится найти внутренние стимулы для творчества на чужбине, возрождая череду любимых образов» [185, с.357].

В числе работ, имеющих отношение к нашей теме, можно назвать также статью Н.С. Егоровой «Художественное своеобразие женских типов в прозе А.Т. Аверченко: образ девочки» [164]. Справедливо отметив, что «"детские" рассказы Аверченко имеют глубоко концептуальное значение для его художественного мира», Н.С. Егорова считает возможным соотнести две важнейшие темы в творчестве писателя - «детскую» и «женскую»: «Женская тема представлена в творчестве Аверченко ярко и масштабно. Однако писатель нередко синтезирует в рассказах свои любимейшие темы. На их своеобразном пересечении он создает новый оригинальный образ: девочки, возраст которой

может колебаться от раннего до подросткового. Этот особый тип героини можно проследить на всём протяжении творческого пути писателя с 1910 по 1924 годы» [164, с. 151-156].

Мы же сочли необходимым рассмотреть многообразие детских характеров у Аверченко и особенности их художественной интерпретации на примере сборника «Дети» 1922 года. По нашему мнению, именно этот сборник является одним из ключевых для понимания «детской» проблематики в творчестве писателя. Особенностью данного диссертационного исследования является опыт анализа всех рассказов одного сборника. В основу его положено изучение основных элементов поэтики произведений, включённых писателем в сборник, и всего спектра проблем, связанных со взглядом автора на формирование личности и характера ребёнка, на его взаимоотношения со взрослыми и со всем окружающим миром.

На данный момент в научной литературе, посвящённой А.Т. Аверченко, не существует исследования, в котором авторское внимание было бы целиком сосредоточено на данной теме и всестороннем литературоведческом анализе одного из многочисленных сборников рассказов писателя. Именно исследование такого рода позволяет, по нашему мнению, сконцентрироваться на ключевых особенностях воплощения детских образов в творчестве писателя в рамках единого художественного целого, каким, несомненно, является концептуальный по своему замыслу сборник «Дети».

Объектом исследования в данной работе является сборник рассказов А.Т. Аверченко «Дети», изданный в Константинополе в 1922 году.

Предметом научного рассмотрения являются своеобразие замысла и структуры сборника «Дети», особенности жанрово-стилистических элементов текста, значимость образа автора и весь комплекс нравственно-психологических проблем и морально-этических вопросов, связанных с личностью ребёнка и получивших оригинальную художественную интерпретацию в произведениях сборника.

В качестве материала исследования выступили следующие рассказы, включённые автором в сборник: «Руководство к рождению детей» (1919), «Под столом» (1921), «Три жёлудя» (впервые под названием «Молодняк», 1918), «Душистая гвоздика» (1917), «Кулич» (1920), «Продувной мальчишка» (1919), «Разговор в школе» (1916), «Костя» (1917), а также авторское «Введение».

Цель диссертации - раскрыть особенности поэтики созданных А.Т. Аверченко детских характеров и выявить своеобразие авторской аксиологии при постижении мира детства.

В соответствии с избранной целью необходимо решить следующие задачи:

- охарактеризовать основные черты, присущие писательскому восприятию мира детства;

- выявить особенности авторского понимания личности ребёнка, условий её формирования и развития;

- подвергнуть тщательному рассмотрению своеобразие художественного воплощения детских характеров в рассказах сборника;

- изучить жанрово-стилевые особенности рассказов, включённых автором в книгу «Дети»;

- проанализировать роль авторского начала, разные формы его проявления в произведениях, составивших сборник.

Научная новизна работы обусловлена выбором для исследования отдельного тематического сборника рассказов писателя и комплексным характером его изучения. Впервые предпринимается анализ сборника «Дети» как единого художественного целого, сформированного автором на концептуальной основе. Акцентируется внимание на тесной взаимосвязи жанрово-стилевых особенностей прозы Аверченко и психологизма рассказов, включённых в сборник. Впервые системно исследуются нравственно-психологические и морально-этические аспекты в изображении детских характеров, представленных в сборнике, последовательно соотносятся друг с другом проблематика рассказов Аверченко и посвящённых детям произведений русской классической литературы. Впервые предложено толкование роли авторского начала и

разновидностей его реализации в рассказах сборника. В процессе литературоведческого исследования была впервые определена художественно-эстетическая и этико-философская ценность сборника «Дети», выявлено его значение для осмысления концепции детства в творчестве А.Т. Аверченко.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что впервые в отечественном литературоведении был проведён системный анализ рассказов, вошедших в сборник А.Т. Аверченко «Дети», позволяющий сделать вывод о важности данного сборника как художественного целого для понимания особенностей «детских» рассказов писателя и своеобразия авторского воплощения образа ребёнка и мира детства.

Практическая значимость диссертационного исследования обусловлена возможностью его использования в учебно-педагогической практике вузовского и школьного преподавания с целью создания на его основе материалов для проведения лекций и семинаров, а также уроков и факультативных занятий, посвящённых русской прозе 1910-1920-х годов ХХ века, творчеству А.Т. Аверченко и литературоведческому анализу художественного текста.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют работы, посвящённые различным аспектам изучения художественного текста и его жанрового своеобразия, - в том числе, труды В.В. Виноградова, А.Н. Николюкина, Л.А. Смирновой, Г.Н. Поспелова, Л.Ф. Ершова, О.Н. Калениченко, А.В. Огнева, О.Г. Третьяковой, Э.А. Шубина; а также работы, посвящённые жизни и творчеству А.Т. Аверченко - Л.А. Спиридоновой (Евстигнеевой), Д.Д. Николаева, В.Д. Миленко, А.В. Коротких, Д.А. Левицкого, Е.Н. Брызгаловой, Е.К. Гуровой, А. Е. Хлебиной и других.

Методы исследования определяются его задачами и спецификой изучаемого материала. В основе работы лежит метод целостного анализа художественного текста. Диссертационное исследование базируется на различных видах литературоведческого анализа с применением сравнительно-типологического, биографического, психологического и структурно -семантического методов. Кроме того, в исследовании используются элементы

мотивного анализа, а также сравнительно-исторического и социокультурного

методов анализа.

Положения, выносимые на защиту:

1. Формирование и издание сборников рассказов являлось одним из наиболее важных видов литературной деятельности А.Т. Аверченко. С самого начала творческого пути писателя проявляется его интерес именно к этой, внутренне целостной, концептуальной форме выражения идейно-художественных позиций. С середины 1910-х годов при составлении авторских сборников у Аверченко начинает преобладать тематический принцип, который стал основополагающим и при подготовке сборника «Дети».

2. С середины 1910-х годов отчётливо проявляется стремление писателя к многообразному осмыслению вопросов, связанных с миром детства: это и взаимоотношения ребёнка и взрослых, и формирование личности ребёнка под влиянием семьи и окружающего мира, и многие другие. В процессе творческой эволюции писателя «детская» тема начинает занимать одно из ведущих мест в его произведениях и становится важнейшей составляющей художественно-эстетических и нравственно-философских взглядов А.Т. Аверченко.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Салова Ольга Ильинична, 2021 год

- 240 с.

71. Виноградов В. В. О языке художественной литературы. - М.: Гослитиздат, 1959. - 654 с.

72. Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. — М.: Изд. Академии Наук СССР, 1963. - 253 с.

73. Виноградов В. В. Сюжет и стиль. - М.: Наука, 1975. - 235 с.

74. Выгон Н.С. Юмористическое мироощущение в русской прозе: проблемы генезиса и поэтики. - М.: Книга и бизнес, 2000. - 368 с. - С.25-29.

75. Глазков А.В. Текст: установка на истинность // Вестник МГОУ. Серия Русская филология. 2015. - №2. - С. 8-14.

76. Гречнев В. Я. Русский рассказ конца XIX начала XX века. - Л.: Наука, 1979. -208 с.

77. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 тт. - М.: Русский язык, 2002.

78. Евстигнеева (Спиридонова) Л.А. Журнал «Сатирикон» и поэты-сатириконцы.

- М.: Наука, 1968. - 454 с.

79. Егорова О.Г. Проблема циклизации в русской прозе первой половины ХХ века / Дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.01. - Астрахань, 2004. - 529 с.

80. Ершов Л. Ф. Сатира и современность.- М.: Современник, 1978. - 271 с.

81. Ершов Л. Ф. Сатирические жанры русской советской литературы. Л.: Наука, 1977. - 281 с.

82. Ершов Л. Ф. Советская сатирическая проза. - М. - Л.: Худож. лит., 1966. -298 с.

83. Жанры прозы: миниатюры [Электронный ресурс] / /- URL: http://skazkipritchi.ru/categories/607 (дата обращения: 25.02.2016).

84. Жиркова М.А. «Несерьёзные рассказы» Саши Чёрного: Учеб. пособие. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2015. - 160 с.

85. Жиркова М.А. Саша Чёрный о детях и для детей: Учеб. пособие. - СПб: Лема, 2012. - 100 с.

86. Захаров В.Н. Пасхальный рассказ как жанр русской литературы // Проблемы исторической поэтики: Сб. научн. трудов ПетрГУ. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1994. - №3. - С. 249-261.

87. История русской литературы XX века в 4-х кн.: Учеб. пособие / Л. Ф. Алексеева, И. А. Биккулова и др. / под ред. Л. Ф. Алексеевой. - М.: Высшая школа, 2005-2008.

88. История русской литературы конца Х1Х - начала ХХ века: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед.: В 2 тт. / под ред. В.А. Келдыша. - М.: Академия, 2007. - Т. 1. - 288 с.; Т. 2 - 352 с.

89. Казаченко О.В. Концепт «время» в русской языковой картине мира: новые перспективы развития // Вестник МГОУ (Элекстронный журнал). 2015. - № 2. - С. 1-9.

90. Калениченко О.Н. Судьбы малых жанров в русской литературе конца 19 -начала 20 века (святочный и пасхальный рассказы, модернистская новелла) / Дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. - Волгоград, 2000. - 246 с.

91. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учеб. для студ. образоват. учрежд. сред. проф. образования. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 352 с.

92. Кожевникова Н. Типы повествования в русской литературе XIX-XX вв. - М.: Наука, 1994. - 288 с.

93. Колотило М.Н. Толстовский дом. Люди и судьбы. - СПб.: Искусство России, 2010. - 296 с.

94. Комическое в русской литературе ХХ века. / Сост. и отв. редактор

Д.Д. Николаев. - М.: ИМЛИ РАН, 2014. - 504 с.

95. Кудрина М.В. Жанровая структура рассказа / Дис. ... канд. филол. наук: 10.01.08. - М., 2003. - 291 с.

96. Курдюмова Т.Ф. Литература. 6 кл.: В 2 ч.: Учеб.- хрестоматия для общеобразоват. учреждений. Ч. 2. - М.: Дрофа, 2008. - 239 с.

97. Лапко О.Ю. Художественное воплощение наставничества в русской прозе 1920-1930-х годов / Дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. - М., 2009. - 168 с.

98. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П. А. Николаева. Редкол.: Л. Г. Андреев, Н. И. Балашов, А.Г. Бочаров и др. - М.: Сов. энциклопедия, 1987. - 752 с.

99. Литературная энциклопедия: словарь литературных терминов: В 2-х тт. - М.; Л.: изд-во Л. Д. Френкель под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. 1925. [Электронный ресурс] //- URL: http://enc-dic.com/lit/miniatiura-230/ (дата обращения: 24.02.2016).

100. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. ИНИОН РАН. - М.: "Интелвак", 2001. - 1600 стб.

101. Лук А.Н. Юмор, остроумие, творчество. - М.: Искусство, 1977. - 183 с.

102. Ляпина Л.Е. Русские литературные циклы (1840-1860 гг.): Монография. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1993. - 131 с.

103. Мелерович А.М., Мокиенко В.М. Фразеологизмы в русской речи: Словарь. - М.: Русские словари; Астрель, 2001. - 856 с.

104. Михайлов О. Страницы русского реализма: Заметки о рус. лит. XX в. - М.: Современник, 1982. - 288 с.

105. Мурашов А.А. Детская эгоцентрическая речь: специфика означивания и вербального освоения реальности // Вестник МГОУ (Электронный журнал). 2012. - № 4. С. 202-216.

106. Нестерова С.В. Циклическое текстопостроение в малой эпической прозе / Дис. ... канд. филол. наук: 10.01.08. - Тверь, 2012. - 190 с.

107. Николаев Д.Д. Комическое в драматургии русского зарубежья 1920-х годов

108

109

110

111

112

113

114

115

116

117

118

119

120

121

122

123

// Вестник Томского государственного педагогического университета. -2011. - № 7. - С. 58-64.

Николаев Д.Д. Русская проза 1920-1930-х годов: авантюрная, фантастическая и историческая проза / Дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.01.

- М., 2006. - 688 с.

Никонов В. А. Словарь русских фамилий. - М.: Школа-пресс, 1993. - 224 с. Нинов А. Современный рассказ. - Л.: Худож. лит., 1969. - 287 с. Огнев А. В. Из истории советской литературной критики: Учебное пособие.

- Калинин: Изд-во КГУ, 1979. - 96 с.

Огнев А. В. О поэтике современного русского рассказа. - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1973. - 217 с.

Огнев А. В. Русский советский рассказ. - М.: Просвещение, 1978. - 206 с. Огнев А. В. Современный русский рассказ (50-80-е годы): Учеб. пособие. Семинарий. - Калинин: Изд-во КГУ, 1986. - 80 с.

Огнев А. В. Чехов и современная проза. - Тверь: Золотая буква, 1994. -171 с.

Одинцов В. В. О языке художественной прозы: Повествование и диалог -М.: Наука, 1973. - 104 с.

Одинцов В. В. Стилистика текста. - М.: Наука, 1980. - 261 с. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Российская АН. - М.: АЗЪ, 1996. - 928 с.

Педагогика: учеб. / под ред. Л.П. Крившенко. - М.: ТК Велби; Проспект, 2007. - 432 с.

Поспелов Г. Н. Вопросы методологии и поэтики. - М.: Наука, 1983. - 346 с. Поспелов Г. Н. Проблемы исторического развития литературы. - М.: Наука, 1972. - 404 с.

Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. - М.: Лабиринт, 1999. - 288 с. Психологический словарь / авт.-сост. В. Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева, Л.М. Балабанова; под общей ред. Ю.Л. Неймера. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 640 с.

124. Рациональное и эмоциональное в языке и речи: средства художественной образности и их стилистическое использование в тексте: Межвуз. сб. научн. трудов. - М.: МГОУ, 2004. - 486 с.

125. Роль человеческого фактора в языке: язык и картина мира / Б.А. Серебрянников и др.; отв. ред. Б.А. Серебрянников. - М.: Наука, 1988. - 216 с.

126. Русская литература 1920-1930-х годов. Портреты поэтов: В 2 тт. - М.: ИМЛИ РАН, 2008. - Т. 1. - 896 с.; Т.2. - 1024 с.

127. Русская литература 1920-1930-х годов. Портреты прозаиков: В 3 тт. Т. 1. Кн. 1. - М.: ИМЛИ РАН, 2016. - 1007 с.

128. Русская мысль и речь. Своё и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Тт. 1-2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. / Сост. М. И. Михельсон. - СПб., тип. Ак. наук, 1896—1912.

129. Русские писатели 20 века: Библиографический словарь / Гл. ред. П.А. Николаев. - М.: Большая Российская эниклопедия; Рандеву-А.М., 2000. - 808 с.

130. Сергеев О.В. Психологизм творческой индивидуальности А.М. Ремизова / Дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. - М., 1996. - 306 с.

131. Сергеев О.В. Поэтика сновидений в прозе русских символистов: Валерий Брюсов и Фёдор Сологуб / Дис. ... докт. филол. наук: 10.01.01. - М., 2002. -563 с.

132. Скляревская Г.Н. Словарь православной церковной культуры. - М.: Астрель: АСТ, 2008. - 447 с.

133. Словесное искусство Серебряного века и Русского зарубежья в контексте эпохи («Смирновские чтения»): сб. статей по итогам Международной научной конференции (Москва, МГОУ, 16-17 сентября 2013 г.) / Сост. и ред. Л.Ф. Алексеева. - М.: ИИУ МГОУ, 2015. - 350 с.

134. Смирнова Л.А. Прозаики Серебряного века: Монография / Сост. и послесловие В.А. Скрипкиной. - М.: ИИУ МГОУ, 2014. - 360 с.

135. Смирнова Л. А. Русская литература конца XIX - начала XX века. - М.: Лаком-книга, 2001. - 400 с.

136. Солганик В. Я. Стилистика текста: Учеб. пособие. 3-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2001. - 256 с.

137. Спиридонова (Евстигнеева) Л.А. Бессмертие смеха. Комическое в литературе русского зарубежья. - М.: Наследие, 1999. - 336 с.

138. Спиридонова (Евстигнеева) JI. А. Русская сатирическая литература начала XX века. - М.: Наука, 1977. - 324 с.

139. Степанов С.А. Трансформация ценностных ориентаций российской художественной интеллигенции в послеоктябрьский период (1917-1938) (На примере Московского Художественного театра) / Дис. ... канд. культурологических наук: 24.00.01. - М., 2005. - 141 с.

140. Телия В.Н. Первоочередные задачи и методологические проблемы исследования фразеологического состава языка в контексте культуры // Фразеология в контексте культур. М.: Языки русской культуры, 1999. - 140 с. - С. 13-24.

141. Телия В.Н. Экспрессивность как проявление субъективного фактора в языке и её прагматическая ориентация. // Роль человеческого фактора в языке. Языковые механизмы экспрессивности. - М.: Наука, 1991. -288 с. - С. 5-35.

142. Толковый словарь русского языка / Под ред. проф. Д.Н. Ушакова. Тт.1, 2. -М.: ОГИЗ, 1935.

143. Третьякова О.Г. Стилевые традиции святочного и пасхального жанра в русской прозе рубежа XIX-XX веков / Дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. -М., 2001. - 230 с.

144. Фельдман А. Клиповое мышление [Электронный ресурс] //- URL: http: //www.ruskolan.xpomo .com/tolpa/klip.htm (дата обращения: 23.02.2016).

145. Фёдоров А.И. Фразеологический словарь русского литературного языка. -М.: Астрель, АСТ, 2008. - 828 с.

146. Шанский Н.М. Школьный фразеологический словарь русского языка. - М.: Дрофа, 2002. - 368 с.

147. Шубин Э. А. О рассказе и устном повествовании // Поэтика и стилистика русской литературы / отв. ред. М.П. Алексеев. - Л.: Наука, 1971. - 459 с. - С. 313-316.

148. Шубин Э. А. Современный русский рассказ. - Л.: Наука, 1974. - 181 с.

149. Щедрина Н.М. Время «промежутка» (Ю. Тынянов) в современном историческом романе // Русская литература ХХ-ХХ1 веков как единый процесс (проблемы теории и методологии изучения): Материалы IV Международной научной конференции (Москва, филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 4-5 декабря 2014 г.) / Ред.-сост. П.Е. Спиваковский. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2014. - С. 225-229.

150. Язык и стиль СМИ: Учеб. пособие / Сост. К.И. Шарафадина. - СПб.: СПб ГУП, 2016. - 228 с.

IV. Статьи, монографии, диссертации, посвящённые творчеству

А.Т. Аверченко.

151. Акимов А. П. Чистокровный юморист // Юность. 1989. - № 8. - С. 94-97.

152. Бахича Э.А. Декодирование лингвокультурологического макроконцепта жизнь в языковой матрице идиостиля А. Аверченко // Учёные записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. 2016. - № 4. - С. 4-8.

153. Бахича Э.А. Лингвокультурологический концепт революция в языковой матрице идиостиля А. Аверченко (на примере памфлета «Поэма о голодном человеке») // Учёные записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. 2015. Т. 1. - № 3. - С. 55-60.

154. Бахича Э.А., Меджитова Э.С. Эмотивные коннотации концепта революция (на примере рассказов Аркадия Аверченко) // Учёные записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. 2016. - № 4. - С. 9-13.

155. Богданова М.В. Проблема жанрового своеобразия литературного и

публицистического творчества А.Т. Аверченко / Дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. - Краснодар, 2000. - 182 с.

156. Брызгалова Е.Н. Дореволюционная новеллистика А. Аверченко // Жанрово-стилевые проблемы русской литературы XX в.: Сб. научн. трудов. - Тверь: Изд-во ТвГУ, 1994. - 146 с. - С. 43-45.

157. Брызгалова Е.Н. Творчество сатириконцев в литературной парадигме серебряного века / Дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.01. - Тверь, 2005. -429 с.

158. Вашко П. П. Аркадий Аверченко-журналист: слагаемые популярности (Исследование творческой лаборатории юмориста) / Автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. - Минск, 1994. - 22 с.

159. Горелов П. Чистокровный юморист // Вступ. ст. к сборнику А.Т. Аверченко. - М.: Сов. Россия, 1989. - С. 3-8.

160. Гурова Е.К. Особенности сатирического дискурса (на материале рассказов и фельетонов А.Т. Аверченко) / Дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10. - М., 2000. - 154 с.

161. Долгов А. Великий комбинатор и его предшественники: Заметка о прозе А. Аверченко // Лит. учеба, 1980. - № 3. - С. 15-23.

162. Егорова Н.С. Образ Яблоньки в романе А.Т. Аверченко «Шутка мецената» // Литературоведение на современном этапе: Теория. История литературы. Творческие индивидуальности. К 130-летию со дня рождения Е.И. Замятина: По материалам международного конгресса литературоведов (0104 октября 2014 г.). - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2014. - 471 с. - С. 243248.

163. Егорова Н.С. Творчество А.Т. Аверченко в чешском литературоведении // Вестник Тамбовского университета. 2013. - № 5 (121). - С. 138-144.

164. Егорова Н.С. Художественное своеобразие женских типов в прозе А.Т. Аверченко: образ девочки // Казанская наука. 2014. - № 4. - С. 151156.

165. Коротких А.В. Детские образы в юмористической прозе Саши Черного, А. Аверченко и Тэффи / Дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. - Южно-

Сахалинск, 2002. - 237 с.

166. Кузьмина О.А. Рассказы А.Т. Аверченко (Жанр. Стиль. Поэтика) / Дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. - Тверь, 2003. - 151 с.

167. Кузьмина О.А. "Я-форма" в рассказах А.Т. Аверченко // Русская литература ХХ века: На перекрёстке жанров, стилей и писательских судеб: Сб. научн. трудов. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001. - 159 с.

168. Левицкий Д.А. Жизнь и творческий путь Аркадия Аверченко. - М.: Русский путь, 1999. - 552 с.

169. Ленин В.И. Талантливая книжка // Правда. 1921. 22 ноября. - № 263. - С.

1-2.

170. Мещеряков Н. Наши за границей. Белогвардейский юмор // Красная новь. 1921. Июль. - №1. - С. 275-285.

171. Миленко В.Д. Аркадий Аверченко. - М.: Молодая Гвардия, 2010. - 327 с.

172. Миленко В.Д. Севастополь Аркадия Аверченко: литературно-биографический очерк. - Севастополь: Рибэст, 2007. - 107 с.

173. Миленко В.Д. Севастополь в судьбе и творчестве писателей Серебряного века: Аркадий Аверченко, Александр Грин, Александр Куприн. -Севастополь: Гит пак, 2010. - 206 с.

174. Михайлов О.Н. Аркадий Аверченко // Вступ. ст. к сборнику А.Т. Аверченко.

- М.: Сов. Россия, 1985. - С. 3-18.

175. Молохов А.В. Проблемы реконструкции архивных фондов писателей-эмигрантов (на примере фонда А.Т. Аверченко) / Дис. ... канд. ист. наук: 05.25.02. - М., 1999. - 413 с.

176. Николаев Д.Д. Кирпич на голову: к истории одного мотива // Сюжетология и сюжетография. 2016. - №2. - С. 104-119.

177. Николаев Д.Д. Творчество Н.А. Тэффи и А.Т. Аверченко (две тенденции развития русской юмористики) / Дис. ... канд. филол. наук: 10.01.02. - М., 1993. - 211 с.

178. Никоненко С. Аркадий Аверченко // Вступ. ст. к сборнику А.Т. Аверченко.

- М.: Правда, 1990. - С. 3-15.

179. Никоненко С. Время и личность Аркадия Аверченко // Вступ. ст. к сборнику А.Т. Аверченко. - М.: ТЕРРА-Книжный клуб; Республика, 1999. - С. 3-16.

180. Никоненко С. «Талант надо поощрять» // Вопросы литературы. 1989. - №11. - С. 257-258.

181. Пильский П. М. Аверченко // Наш Сатирикон. 1921. - № 3. - С. 2.

182. Погребняк Г.А. Поэтика парадоксального в малой сатирико-юмористической прозе первой трети ХХ века (А. Аверченко, Саша Чёрный) / Дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. - Самара, 2003. - 142 с.

183. Рабенко Т.Г. Сплетня: юмористический профиль жанра (на материале рассказа А.Т. Аверченко «Сплетня») // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2013. Т.13. -№3. - С. 45-50.

184. Ракитова Л.А. Мотив индивидуалистического бунта в публицистической сатире А.Т. Аверченко // Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 3. - № 8. - С. 132-135.

185. Сергеев О.В. Белые мысли Аркадия Аверченко // Аверченко А.Т. Записки Простодушного. - М.: АО «Книга и бизнес», 1992. - 365 с. - С.341-361.

186. Соловьёва О.И. К вопросу о создании словаря языковой личности писателя: идиостиль А. Аверченко через фразеологическую призму // Проблемы истории, филологии, культуры. 2009. - №24. - С. 441-444.

187. Соловьёва О.И. Фразеологические единицы как средство создания комического в произведениях А.Т. Аверченко и Н.А. Тэффи / Дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. - Магнитогорск, 2001. - 180 с.

188. Хлебина А., Миленко В. Аркадий Аверченко: беженские и эмигрантские годы (1918-1925). - М.: Изд-во «Дмитрий Сечин», 2013. - 327 с.

189. Хлебина А.Е. Русский писатель-эмигрант в контексте европейской культуры: Аркадий Аверченко в Чехословакии, 1922-1925 годы // Язык, литература и культура как грани межкультурного общения: По материалам международного научного семинара, Прага, 26 октября - 2 ноября 2014 / Под ред. О.Д. Вишнякова. - М.: Градиент, 2015. - 349 с.

190. Чиж Н.П. Особенности комического изображения «маленького человека» в рассказах-анекдотах А.Т. Аверченко // Вестник ТвГУ. Серия Филология. 2014. - № 3. - С. 473-479.

191. Чуковский К.И. Устрицы и океан // Речь. - 20 марта 1911. - № 77. С. 3.

192. Щербакова А.В. Лексико-фразеологические средства создания языковой игры в художественной прозе «Сатирикона» (на материале произведений А. Аверченко, Н. Тэффи, С. Чёрного) / Дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. - Иваново, 2007. - 198 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.