Мифо-эпическая традиция адыгов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.09, доктор филологических наук Ципинов, Арсен Амербиевич

  • Ципинов, Арсен Амербиевич
  • доктор филологических наукдоктор филологических наук
  • 2002, Нальчик
  • Специальность ВАК РФ10.01.09
  • Количество страниц 257
Ципинов, Арсен Амербиевич. Мифо-эпическая традиция адыгов: дис. доктор филологических наук: 10.01.09 - Фольклористика. Нальчик. 2002. 257 с.

Оглавление диссертации доктор филологических наук Ципинов, Арсен Амербиевич

Введение

Глава I. Жанрово-тематический состав адыгской мифо-эпики

1.1. К проблеме народной и научной терминологии

1.2. Жанровый состав несказочной прозы адыгов и критерии их разграничения

Глава II. Конфликт в эстетической системе эпоса

2.1. Причины возникновения конфликтов

2.2. Разрешение конфликтных ситуаций

Глава III. К типологии и эволюции «культурного героя» в повествовательной традиции

3.1. Миф и ранний эпос

3.2. Поздний эпос

Глава IV. К вопросу об эпических универсалиях: кузнечное ремесло и оружие

4.1. Отражение становления кузнечного ремесла в архаичном эпосе

4.2. Развитие образа кузнеца и мотивов, связанных с оружием, в народной исторической прозе

Глава V. Мифо-эпическая модель мира: пространственно-временные представления в нарративной системе

5.1. Мифо-эпические схемы в космологических и квазиисторических текстах

5.2. Категории «пространство» и «время» в преданиях

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Мифо-эпическая традиция адыгов»

Творческий акт в фольклоре осуществляется в рамках традиции. Вся система выразительных средств (композиционных, стилистических), все элементы сюжето- и образострое-ния выстраиваются посредством сохранения содержательных компонентов предыдущей традиции в последующем ее эволюционном развитии. Согласно одному из общепринятых определений, «традиция - это всегда выраженное в идеях, образах, мотивах, сюжетах, стиле конкретное единство, предстающее в известном многообразии вариаций» (24,5). Вскрыть природу каждого из этих элементов невозможно без обращения к генезису исследуемых явлений. И в этом случае становится очевидным одно важное обстоятельство: между данными явлениями устанавливаются тесные взаимосвязи, а все их многообразие сводится к единству, заключающемуся в мифологии. Действительно, вся социально-общественная деятельность человека со времени его вычленения из мира природы находит свое выражение в жанрах архаического фольклора - прежде всего в мифах, представляющих собой древнейшую форму типизации (81,7). Эти произведения изначально были сориентированы на изображение окружающей человека действительности, и отношение к их содержанию было однозначным -в них верили. Только в поздней традиции имеет место противопоставление сказки и не сказки как результат утверждения народного мировоззрения и развития жанров от архаических форм до современных. Этот процесс сопровождается утратой произведениями утилитарной познавательной функции, пропорционально чему возрастала функция эстетическая.

В таких условиях складывается устно-поэтический фонд - первосхемы сюжето- и образостроения фольклора. «При самом приблизительном описании того, как мы представляем себе миф, невозможно обойтись без таких слов, как «первоэлементы», «первообразы», «схемы», «типы», и их синонимов», - пишет С.С.Аверинцев (3,118). Подобные явления стали объектом пристального изучения науки и получили название «архетипы». В позднейшей литературе круг обозначаемых этим термином явлений расширился, и его начали применять «. для обозначения общих, фундаментальных и общечеловеческих мотивов, изначальных схем представлений, лежащих в основе любых художественных, и в том числе мифологических структур» (4,111). Еще А.Н.Веселовский, определяя мотив как устойчивое обобщение, пользовался термином «первообразы» (43:51,494,500). Процесс становления архетипических моделей плавно переходит в стадию их воплощения в дальнейшей традиции, причем на всем протяжении ее развития. Данное развитие носит эволюционный характер: именно на этих явлениях отслеживается движение традиции от мифолого-эпического к конкретно-историческому изображению действительности. Как показывает структурный анализ текстов, и в родовом, и в феодальном обществах наблюдались условия, подходящие для функционирования и дальнейшего развития некогда сложившихся архетипов. Подобную жизнеспособность названных явлений филологи и этнографы объясняют тем, что человек изначально переносил наблюдаемый им в природе принцип кругообращения циклов на общественную жизнь. Вследствие этого «. события сводятся к категориям, а индивиды к архетипу. Новое не представляет интереса в этой системе сознания, в нем ищут лишь повторение прежде бывшего» (52,88). В силу перечисленных объективных причин мифо-эпическая традиция, как и фольклорная традиция в целом, представляет собой явление консервативное. При этом, если говорить о форме и содержании, безусловно, консерватизм более присущ форме, нежели содержанию. В подтверждение данного тезиса рассмотрим лишь один элемент образостроения персонажа - мотив выражения гнева в разностадиальных жанрах:

В мифе. У великана волосы на всем теле встают дыбом и пронизывают одежду.

В эпосе. У нартского героя волосы на голове встают дыбом, и шапка приподнимается.

- В предании. У героя в порыве гнева приподнимаются кончики усов.

Очевидно наполнение прежней формы новым содержанием и движение традиции, как уже говорилось, от мифолого-эпического к конкретно-историческому изображению действительности. Подобные явления отмечены в фольклоре всех народов, а на преемственную связь между изначальными и поздними формами словесного творчества, при котором в старые схемы и типы укладывались впоследствии даже подлинные исторические события, указывали А. Н.Веселовский (43,4 95-4 96), Е.М.Мелетинский (111,177) и другие. Более того, по Г.А.Левинтону, исторические персонажи становятся значительными (с фольклорно-мифологической точки зрения) только тогда, когда эти образы находят свое воплощение в готовых мифологических структурах (96,332-333). Указанные процессы сопровождаются непрерывной демифологизацией и дегиперболизацией всех элементов сюжето- и образостроения и их наполнением реалистическим содержанием.

Сама природа жанров, составляющих мифо-эпическую традицию, ставит ее исследователей перед необходимостью решения двух взаимосвязанных историко-фольклорных проблем.

Во-первых, изучение традиции как отражение национальной истории и этнографии. Стремление носителей фольклорной традиции к воспроизведению в текстах поздних жанровых образований реальных событий и лиц прошлого побуждает изучать их в соотнесении с действительными фактами истории. Работа в этом направлении требует учета историко-этнографического контекста, на фоне которого формировались те или иные произведения. Велико значение этих произведений и при изучении истории и этнографии младописьменных народностей, к числу которых относятся адыги. Нередко, особенно при воссоздании ранних этапов становления и развития этноса, произведения народной исторической прозы оказываются основным, а иногда чуть ли не единственным историко-этнографическим источником. Богатый материал они могут дать и при изучении общественных институтов, социального строя, морально-этических воззрений, верований, семейно-брачных отношений и материальной культуры прошлого.

Во-вторых, изучение мифо-эпической традиции как воплощение закономерностей общеэпического творчества народа . Для преодоления преобладающего до настоящего времени констатирующего подхода в исследованиях этой области фольклора необходимо четкое осознание того, что ни одно явление в произведениях изучаемых жанров не может быть понято и объяснено в рамках только одного жанра. Лишь точное определение местонахождения исследуемого материала в общеэпическом контексте может наглядно продемонстрировать, что те или иные составные части произведений представляют собой всего лишь звенья в историческом развитии эпической традиции народа. Только через воссоздание всех звеньев в сфере сюжетики, персонажей, пространственно-временных категорий лежит путь к восстановлению этапов эволюции эпоса, что и подтверждает тезис о поступательном движении эпического творчества от мифолого-эпического к конкретно-историческому изображению действительности.

Все сказанное обусловливает актуальность избранной темы. Назрела необходимость системно-аналитического изучения мифо-эпической традиции адыгов. Не исследован структурный состав текстов, составляющих жанровые образования исследуемой области адыгского фольклора. Это серьезный, пробел в научном освоении фольклорной традиции, ибо только в случае исследования данного аспекта представляется возможным раскрыть характер функционирования тех или иных явлений в структуре текстов, входящих в разностади-альные жанры. Лишь максимальный учет всех реалий текстов и их локализация в историческом и общеэпическом контекстах может дать адекватные научные результаты.

В указанном контексте определяется и основная цель настоящего исследования: представить адыгскую мифо-эпическую традицию как воплощение закономерностей общеэпического творчества этноса и отражение национальной истории и этнографии.

Многоаспектность данной - проблематики обусловливает решение следующих задач:

1) определение жанрово-тематического состава адыгской мифо-эпики;

2) выявление причин возникновения и способов разрешения конфликта в мифо-эпической традиции адыгов;

3) анализ генезиса и эволюции мотива «культурного героя» в мифо-эпической традиции адыгов;

4) реконструкция поэтапного развития традиции от ми-фо-эпического изображения действительности к конкретно-историческому в связи с'кузнечным ремеслом и оружием;

5) выявление пространственно-временного континуума в адыгской мифо-эпике.

Источниковедческая база работы включает практически весь имеющийся в архивах, публикациях и многочисленных записях автора корпус произведений, составляющих разно-стадиальные жанры мифо-эпической традиции адыгов.

Теоретико-методологические основы и методы исследования . Теоретической базой „и методологической основой диссертации явились труды филологов-классиков и исследования современных фольклористов - специалистов в области мифо-эпики. При исследовании материала соблюдались методологические принципы, согласно которым фольклорный анализ должен опираться прежде всего на структуру произведений, в частности на такой составляющий его «первоэлемент», как мотив. Изучение же мотивов должно опираться на сравнительно-исторический метод: анализ структуры конкретных произведений, в частности, сюжетообразующих и второстепенных мотивов выводит исследование за рамки одного жанра, ибо на формирование поздних жанров оказали влияние мифология и героический эпос. Все это позволяет учитывать закономерности историко-культурного развития эпической традиции в целом. Кроме того, посредством сравнительно-типологической методики изучения системы coj. ре дельных жанров предполагается раскрыть законы типологической преемственности в историко-эволюционном развитии мифо-эпической традиции народа.

Научная новизна работы заключается в том, что она представляет собой первое в адыгской фольклористике монографическое исследование всей совокупности жанров, составляющих мифо-эпическую традицию (разграничение жанровых образований, общетеоретические проблемы, анализ структуры текстов, при котором прослеживается -■-енезис и развитие в мифо-эпической традиции основных и второстепенных мотивов). Результаты такого исследования заключаются в следующем: определен жанрово-тематический состав адыгской мифо-эпики, выявлены причины и способы разрешения конфликта в ней, проанализированы генезис и эволюция мотива «культурного героя», прослежено движение традиции от мифо-эпического изображения действительности к конкретно-историческому; выявлен пространственно-временной континуум адыгской мифо-эпики.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Раскрытый в диссертации характер отражения действительности на всем протяжении мифо-эпической традиции будет способствовать адекватному воссозданию ис-торико-этнографического контекста тех или иных событий прошлого. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при разработке курса адыгского фольклора в высших и средних учебных заведениях, при написании истории фольклора адыгских народов.

Структура работы предопределена ее содержанием, целью и задачами, а также степенью изученности исследуемой проблемы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Фольклористика», Ципинов, Арсен Амербиевич

Выводы по V главе

Таким образом, пространственно-временные понятия преданий обусловлены рядом факторов: канонами предшествующей традиции, основной хозяйственной деятельностью носителей традиции (в нашем случае - земледелие и скотоводство) и обусловленным этим способом видения мира, господствующими в обществе идеологическими установками и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Так как система выразительных средств в фольклоре и элементы сюжето- и образостроения выстраиваются посредством сохранения содержательных компонентов предыдущей традиции в последующем ее эволюционном развитии, вскрыть природу каждого из этих элементов не представляется возможным без обращения к генезису исследуемых явлений.

Природа жанров, составляющих мифо-эпическую традицию, обусловливает необходимость решения двух взаимосвязанных проблем: 1) изучение традиции как отражения национальной истории и этнографии; 2) исследование мифо-эпической традиции, как воплощения закономерностей общеэпического творчества этноса.

Адекватное решение указанных проблем возможно лишь при преодолении констатирующего подхода к исследованию данной области фольклора. Иными словами, лишь точное определение исследуемого материала в общеэпическом контексте посредством реконструкции всех звеньев в сфере сюже-тики, персонажей, пространственно-временных категорий ведет к восстановлению этапов эволюции эпоса. Это подтверждает тезис о поступательном движении эпического творчества от мифо-эпического изображения действительности к конкретно-историческому.

Исследование адыгской мифо-эпической традиции в указанном аспекте позволяет констатировать следующее.

Мифо-эпическую традицию адыгов составляет ряд разно-стадиальных жанров: мифы, нартские сказания, предания, сказы, легенды, мифы - былички, былички и бывальщины. При рассмотрении каждого жанрового образования в системе сопредельных жанров выявлены важнейшие критерии их разграничения: мифы - этиологизм содержания; нартские сказания

- невозможность интерпретации исторического прошлого в связи с конкретными событиями и лицами; предания - возможность хронологической и географической локализации событий ■ и лиц; сказы - форма бытования (достояние очевидца

- рассказчика); легенды - сакральность; мифы - былички -содержание (контакты человека с животными); былички и бывальщины - предмет изображения (фантастические существа низшей мифологии).

Анализ конфликта как художественного явления в адыгской мифо-эпической традиции позволяет заключить следующее. При всей установке исследованных жанров на изображение действительности последняя находит в них свое отражение не в формах самой жизни, а в формах, связанных так или иначе с традицией. Схематизации подвергаются прежде всего действия героев в конфликтных ситуациях, а главное содержание «биографий» персонажей - их деяния, совершаемые в типовых ситуациях. Схематизация действия ведет к схематизации действующих лиц. Этим, как нам представляется, и объясняется преобладание типов над индивидуальными характерами, наблюдаемое в мифо-эпической традиции. Практически всех персонажей традиции объединяет то, что они герои, а молва об их героических деяниях распространяется повсюду. Другими словами, их объединяет принадлежность к типу героев. Именно поэтому их конфликт запрограммирован, и в них заключается неизбежность их столкновения.

К важным структурообразующим элементам конфликтных ситуаций относятся пути их разрешения. В адыгской мифо-эпической традиции запечатлены различные способы разрешения конфликта. Во-первых, это единоборство поединка одной или нескольких пар противников. Другая форма разрешения конфликта - мирный способ его улаживания в ходе различных состязаний. Если следовать логике эволюционного развития всех элементов сюжето- и образостроения, придется констатировать, что поединки предшествовали состязаниям. В историческом эпосе отражены разрешения противоречий посредством, поединков не только между отдельными персонажами, но и между войсками.

Впоследствии архетипической для разрешения конфликтных ситуаций становится схема, при которой средствами достижения победы избираются хитрость и обман.

К ситуациям мирного разрешения конфликтов относятся прежде всего молочное побратимство и клятва, предполагающие относительно высокий уровень общественного развития и общественного сознания. Это характерно для более поздней мифо-эпической традиции адыгов и связано с усилением реалистических тенденций в изображении человека. Сюда же относится активное участие женщины в мирном разрешении конфликта, с чем связан ее чрезвычайно высокий статус в феодальной Черкесии.

Своеобразным показателем нарастания историзма в адыгской традиции является мирный исход конфликтов, предрешенный появлением на мифо-эпической арене личности. Принятие решения о прекращении вражды мотивируется уже не общественным мнением, а соображениями личностного характера. В таких сюжетных ситуациях субъективное противопоставляется объективному, духовное начало - физическому и т.д., то есть, можно констатировать продвижение адыгской традиции в художественном освоении действительности.

Выявленные в данном исследовании «культурные герои» -персонажи разностадиальных жанров несказочной прозы адыгов - в соответствии с деяниями, осуществляемыми ими, выстраиваются в следующий эволюционный ряд. Первое звено -великаны и карлики (иныжи и испы), выступающие в роли первопредков и первых обладателей различных предметов культуры. В связи с тем, что они были мифическими существами, их деяния локализуются в мифическом же времени пер-вотворений, осуществляясь на стыке хаоса и космоса. Второе звено - боги нартских сказаний, знаменующие собой появление на адыгской мифо-эпической арене «культурных героев» квазиисторического времени. Их деяния охватывают область трудовой практики и направлены на дифференциацию природы и культуры. Третье звено данной цепи составляют рядовые персонажи нартского эпоса, замыкающие плеяду «культурных героев» квазиисторического времени. Необходимость их выделения в отдельное звено предопределена следующим: их нововведения распространяются прежде всего на социальное обустройство общества. Заключительное - четвертое - звено представлено уже персонами исторического времени: героями преданий. На данном этапе мифо-эпического творчества адыгов завершается процесс демифологизации мотивов деяний «культурного героя». В последующем они наполняются бытовым содержанием.

Между перечисленными звеньями приведенной эволюционной цепи существует неразрывная связь: последние члены предыдущего звена всегда совмещаются с первыми членами последующего. Какое-то, время они все сосуществуют. Такое сосуществование продолжается до тех пор, пока предыдущее поколение персонажей функционально не исчерпает себя. Впоследствии они или уходят с мифо-эпической арены добровольно, или изгоняются. Существенным представляется следующий момент: наибольшая активизация исследованных мотивов наблюдается на стыке звеньев, т.е. когда одна культурно-историческая традиция «открывает» другую.

Рассмотренные в настоящей работе основные элементы сюжето- и образостроения, связанные с кузнечным ремеслом и оружием, также выстраиваются в четкий эволюционный ряд. Он заключается в следующем.

В ранней традиции в структуре образа кузнеца превалируют деяния общественно-культурного характера - изготовление первопредметов (орудий труда и в том числе - кузнечных инструментов). Кузнец обладает здесь способностью наделять свои изделия магическими свойствами. В дальнейшем на мифо-эпическую арену выходит образ искусного.кузнеца, умеющего придавать своим изделиям заранее заданные свойства. На завершающей же стадии развития образа кузнеца он наполняется реальным содержанием, отражающим опыт, накопленный в данной области трудовой практики.

Оружие, обладающее изначально магическим свойством, в текстах ранней традиции играет такую же роль, как и его обладатель. Оно незаменимо в силу божественного происхождения, магических свойств и специальной предназначенности. Наличие в нем заранее заданных свойств, а также знание этих свойств его обладателем предопределяют успех на следующем этапе развития данного мотива. На последнем же этапе оружие само по себе уже не играет никакой роли, выступая в качестве одного из атрибутов предметного мира, окружающего героя.

Выстроенные эволюционные цепочки - и в связи с кузнечным ремеслом, и в связи с оружием - знаменуют собой поэтапное движение традиции от мифолого-эпического изображения действительности к конкретно-историческому ее изображению.

Пространственно-временной континуум - один из важнейших компонентов традиционной «картины мира». Выявление основных пространственно-временных параметров адыгской мифо-эпической традиции позволяет реконструировать модель мира, компоненты которой эволюционировали на всем протяжении традиции от мифа к преданиям.

В работе рассмотрено реальное содержание пространственно-временного континуума, т.е. речь идет о параметрах вселенной, в которых протекает существование человека.

Становление представлений о пространстве и времени связано с возникновением представления о космосе - упорядоченной вселенной. Оно увязывается практически во всех культурных традициях с первыми актами творения, происходящими, как правило, в центре мироздания, что прослеживается и в адыгской мифо-эпической традиции. Адыгское мифотворчество апеллирует к эволюционному пути возникновения космоса, при котором мироздание само по себе постепенно вычленяется из бесформенного состояния. Такой путь более архаичный в сравнении с другим распространенным в мировой мифологии способом становления космоса - креационным, когда данный акт считается результатом творения первосу-ществ.

По текстам адыгской версии нартаиады, на данном этапе развития традиции пространство, будучи составной частью архаичной модели мира, конституируется явлениями, его заполняющими. Другими словами, оно не абстрактно и не предшествует вещам. Процесс вычленения из мира природы человека, отвоевывающего у мифических существ жизненное пространство, инициирует первые конфликтные ситуации в традиции. Вслед за мифическими существами пространственно-географически локализуются боги - следующее поколение персонажей. Их жизненное пространство сначала не совпадает с жизненным пространством персонажей эпической традиции. Данное звено мифотворчества отражено и в адыгской мифо-эпической традиции. Окружающая персонажей среда предстает в эпосе и в виде результата переработки информации о ней. В традиции адыгов реализуется и мотив образа древа мирового.

Адыгская мифо-эпическая традиция не представляет материала о пространстве в виде чистой абстракции, так как мышление людей в течение длительного времени оставалось конкретным, предметно-чувственным. На более поздних этапах развития традиции уже вычленяются мотивы, связанные с соотнесением персонажами своих собственных масштабов с остальным миром.

Меру пространства персонажи находят и в своей деятельности. Другой особенностью адыгского пространственно-временного континуума является тесная взаимосвязь морально-этических мотивов и правил организации пространства.

Стихийно-материалистическое освоение окружающей действительности нашло отражение и в тенденции к точной локализации в поздних сказаниях. В текстах представлены топонимические мотивы, связанные с пребыванием нартов в той или иной местности.

Уже в рамках нартского эпоса складывались различные традиционные единицы пространственных измерений, свидетельствующие о том, что на всем протяжении традиции категория «пространство» реализуется в форме соизмерения и сопоставления персонажами себя с окружающей действительностью. При этом мера чаще всего «находится» в теле и деятельности человека.

В мифо-эпической традиции адыгов мифическое время носит линейный и необратимый характер. Поэтому естественно, что здесь имеют место и образы, конечных времен. Наряду с мифическим временем в нартских сказаниях обнаруживаются и признаки эмпирического (исторического) времени. Мифическое и эмпирическое время взаимосвязаны и взаимообусловлены.

В рамках нартского эпоса наблюдается и демифологизация времени действия и места действия. Время нартского эпоса - время первотворения и первопредметов. Более поздние циклы обнаруживают признаки исторического восприятия времени, хотя в целом не представляется возможным локализовать хронологически и географически ни события, ни лица. Время нартских сказаний не увязывается с историческим временем национальной истории адыгов. Коренной перелом в восприятии данной категории связан с переходом от мифо-эпической традиции к исторической: уже ранние предания

235 обнаруживают составные измерения исторического времени. В исторической прозе налицо тенденция перехода от мифической и циклической концепции времени к исторической .

Пространственно-временные понятия преданий обусловлены следующими факторами: канонами предшествующей традиции, основной хозяйственной деятельностью носителей традиции (земледелие и скотоводство) и предопределенным этим способом видения мира, господствующими в обществе идеологическими установками.

Итак, рассмотрение пространственно-временного континуума . в мифо-эпической традиции адыгов предполагает обращение к тому периоду истории культуры адыгов, когда еще в текстах космологического, квазиисторического, и исторического содержания господствовали мифо-эпические схемы.

Таким образом, учет всех реалий текстов и их локализация в историческом и общеэпическом контекстах позволяет представить адыгскую мифо-эпическую традицию как отражение национальной истории и этнографии и воплощение закономерностей общеэпического творчества этноса.

Список литературы диссертационного исследования доктор филологических наук Ципинов, Арсен Амербиевич, 2002 год

1.Абаев В. И. Нартовский эпос // Известия СевероОсетинского научно-исследовательского института. - Дза-уджикау: Северо-Осетинское Госуд.изд., 1945. - Т.Х. -Вып.1. - С.5-120.

2. Абаев В.И. Нартовский эпос осетин //Нарты. Осетинский героический эпос. -Т.1.-М., 1990. -С.7-76.

3. Аверинцев С. С. «Аналитическая психология» К.Г.Юнга и закономерности творческой фантазии // Вопросы литературы. -1970.-№3.-С.112-136.

4. Аверинцев С.С. Архетипы //. Мифы народов мира. -М., 1980. Т.1. -С.110-111.

5. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XII начала XIX вв. -Нальчик, 1974. - 635с.

6. Адыгская и карачаево-балкарская зарубежная диаспора: история и культура. Нальчик, 2000. - 271с.

7. Азбелев С.Н. Современные устные рассказы // Русский фольклор. Т.IX. Проблемы современного народного творчества. -М., Л.: Наука, 1964, -С.132-177.

8. Азбелев С.Н. Отношение предания, легенды и сказки к действительности (с точки зрения разграничения жанров) //Славянский фольклор и историческая действительность. -М.: Наука, 1965. -С.5-25.

9. Азбелев С.Н. Проблемы международной систематизации преданий и легенд // Русский фольклор. -Т.Х. Специфика фольклорных жанров. -М.,Л.: Наука, 1966. -С.176-195.

10. Азбелев С.Н. Классификация народной прозы // УП Международный конгресс антропологических и этнографическихнаук. Труды. Т.VI. -М.: Наука, 1969. -С.421-423.

11. Азбелев С.Н. Изобразительные средства героических сказаний. (К проблематике изучения) // Русский фольклор. Т.XIV. Проблемы художественной формы. -JI.: Наука, 1974. - С.144-165.

12. Азбелев С.Н. Всесоюзная конференция «Прозаические жанры фольклора народов СССР» // Русский фольклор. -Т.XV. Социальный протест в народной поэзии. -J1.: Наука, 1975. -С.285-287.

13. Азбелев С.Н. Всесоюзная конференция «Фольклор и историческая действительность» // Русский фольклор. Т.XIX . Вопросы теории фольклора. -JI.: Наука, 1979. -С.215-217 .

14. Азбелев С.Н. Эпос и история (Один из теоретических аспектов) // Русский фольклор. Т.XX. Фольклор и историческая действительность. -J1.: Наука, 1981. - С.3-9.

15. Алиева А.И. Прозаические жанры в фольклоре адыгов // Прозаические жанры фольклора народов СССР. Тезисы докладов на Всесоюзной научной конференции «Прозаические жанры фольклора народов СССР» (21-23 мая 1974 г. г.Минск). -Минск,1974. -С.137-139.

16. Алиева А.И. Историко-героический эпос адыгов и его стадиальная специфика // Типология народного эпоса. -М. :Наука, 1975. -С.139-151.

17. Алиева А.И. Возникновение адыгской фольклористики в XIX веке // Фольклор адыгов в записях и публикациях XIX-начала XX вв. Книга первая. -Нальчик: Эльбрус, 1979. -С.13-39.

18. Алиева А.И. Жанрово-исторические разновидности героического эпоса адыгских народов // Типология и взаимосвязи фольклора народов СССР. -М.:Наука, 1980. -С.228-247 .

19. Алиева А.И. Поэтика и стиль волшебных сказок адыгских народов. -М.: Наука, 1986. 279с.

20. Алиева А.И. Адыгский фольклор в записях и публикациях XIX-начала XX веков // Фольклор адыгов в записях и публикациях XIX-начала XX вв. Книга вторая. -Нальчик: Эльбрус, 1988. -С.237-264.

21. Андреев Н.П. Указатель сказочных сюжетов по системе Аарне. -Л:Государственное русское географическое общество, 1929. 118с.

22. Аникин В.П. Возникновение жанров в фольклоре. (К определению понятия жанра и его признаков) // Русский фольклор. Т.Х. Специфика фольклорных жанров. -М., Л.: Наука, 1966. -С.28-42.

23. Аникин В.П. Традиции русского фольклора // Традиции русского фольклора. -М., 1986. -С.4-24.

24. Аникин В.П. Художественное творчество в жанрах несказочной прозы. (К общей постановке проблемы) // Русский фольклор. Т.XIII. Русская народная проза. -Л.:Наука, 1972. -С.3-33.

25. Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. 2-ое изд. -Л.: Просвещение, .1987.478с.

26. Апажев M.JI. Проблемы кабардинской лексики. -Нальчик, 1992. ЗЗбс.

27. Ардзинба В.Г. Ритуалы и мифы древней Анатолии. -М., 1982. 214с.

28. Асанов Ю.Н. Об этнониме «чинт» нартского эпоса адыгов // Филологические труды. -Вып.1. -Нальчик, 1997. -С.59-64.

29. Аутлева С.Ш. Адыгские историко-героические песни XVI-XIX веков. -Нальчик:Эльбрус, 1973. 226с.

30. Байбурин А.К., Левинтон Г.А. К проблеме «у этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов» // Фольклор и этнография. У этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов. -Л:Наука, 1984, -С.22.9-224.

31. Бараг Л.Г. Классификация народной прозы // УП Международный конгресс антропологических и этнографических наук. Труды. Т.VI. -М.: Наука, 1969. -С.408-410.

32. Бгажноков Б.Х. О структуре и функции паремии «Ц1ыхубз пшэрыхь хущанэ» // Художественный язык фольклора кабардинцев и балкарцев. -Нальчик, 1981, -С.65-77.

33. Бгажноков Б.Х. Очерки этнографии общения адыгов. Нальчик:Эльбрус, 1983. 230с.

34. Бгажноков Б.Х. Адыгские клятвы // Общественный быт адыгов и балкарцев. -Нальчик, 1986. -С.81-103.

35. Бекизова Л.А. От богатырского эпоса к роману. -Черкесск, 1974. -2 8 8с.

36. Берд Къундет. Гъущ1ыр адыгэм я гъащ1эм // Адыгэ псалъэ. 18.12.1998. -С.З.

37. Бижева З.Х. Адыгская языковая картина мира. -Нальчик:Эльбрус, 2000. 128с.

38. Болотоков В.Х., Семенов В.М. Национальная культура в системе жизнедеятельности людей // Философия и социология. Научный и общественно-теоретический сборник. -Майкоп, 1996. -№4. -С.35-43.

39. Бромлей Ю.В. Этнографические аспекты изучения человека // Человек в системе наук. -М.: Наука, 1989. -С.190-201.

40. Васильков В.В. Очерк быта темиргоевцев // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1901, вып. XXIX.

41. Введенова Е.Г. Архетипы коллективного бессознательного и проблемы становления культуры // Эволюция. Язык. Познание. -М. : Языки русской культуры, 2000. -С.113-133.

42. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. JI. :Гослитиздат, 1940. 648с.

43. Гадагатль A.M. Героический эпос нарты и его генезис. -Краснодар, 1967. 422с.

44. Гадагатль A.M. Память нации. Генезис эпоса «Нарты». -Майкоп: «Меоты», 1997. 400с.

45. Гаджиев М. Русско-лезгинский словарь. -Махачкала, 1950. 490с.

46. Гарданов В. К. Обсуждение сообщений // Проблемы возникновения феодализма у народов СССР. -М.:Наука, 1969. -С.225-226.

47. Гарданов В.К. Адыги // БСЭ. Т.1. -С.244.

48. Гацак В.М. Устная эпическая традиция во времени. Историческое исследование поэтики. -М.:Наука, 1989. -2561. С .

49. Голосовкер Э.Я. Логика мифа. -М.:Наука, 1987. -218с.

50. Гринцер П.А. Древнеиндийский эпос. -М., 1974. 419с.

51. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.:Искусство, 1972. 318с.

52. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. -Л.:Наука, 1967. 320с.

53. Гутов A.M. Межжанровая диффузия в цикле Жабаги Казаноко // Жабаги Казаноко. Материалы региональной научной конференции (30-31 октября 1985 г. г.Нальчик). -Наль-чик:Эльбрус, 1984. -С.110-118.

54. Гутов A.M. Поэтика адыгского нартского эпоса:Сюжет. Композиция. Повествование: Дис.канд.филол.наук. -М., 1975. 200с.

55. Гутов A.M. Историко-сравнительная поэтика // Героико-исторический эпос народов Северного Кавказ. -Грозный, 1988. -С.64-67.

56. Гутов A.M. К историко-сравнительному изучению эпитета // Лексика и грамматика языков Кабардино-Балкарии. -Нальчик, 1990. -С.4 6-52.

57. Гутов A.M. Поэтика и типология адыгского нартского эпоса. М., 1993. 147с.

58. Гутов A.M. Художественно-стилевые традиции адыгского эпоса. -Нальчик, 2000. 215с.

59. Далгат У.Б. Героический эпос чеченцев и ингушей. Исследования и тексты. -М.: Наука, 1972. 4 66с.

60. Далгат У.Б. Эпический историзм в развитии // Фольклор. Проблемы историзма. -М.:Наука, 1988. -С.72-101.

61. Далгат Б.К. Страничка из Северо-Кавказского богатырского эпоса // Этнографическое обозрение. -М., 1901. -№1. -С.35-85.

62. Далгат У.Б. К проблеме историзма героико-исторических песен нардов Северного Кавказа и Дагестана // Героико-исторический эпос народов Северного Кавказа. -Грозный, 1988. -С.5-17 .

63. Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. Т.1. Книга первая. -СПб., 1871. - 640с.

64. Емельянов JI.M. Историческая песня и действительность // Русский фольклор. Т.Х. Специфика фольклорных жанров. -М., Л.,1966. -С.196-227.

65. Емельянов Л.И. Проблема художественности устного рассказа // Русский фольклор. T.V. Материалы и исследования. -М., Л.:Наука, 1960. -С.247-264.

66. Зухба С.Л. Типология абхазской несказочной прозы. -Майкоп: Меоты, 1995. -335с.

67. История Кабардино-Балкарской АССР с древнейших времен до наших дней: в 2-х т. М.:Наука, 19 67. Т.1. -4 84с.

68. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XIII в. -М.:Наука, 1988. 544с.

69. Кардангушев З.П. Песня и предание о Каракашкатауском сражении // Художественный язык фольклора кабардинцев и балкарцев. -Нальчик:Эльбрус, 1981. -С.45-64.

70. Клапрот Г.-Ю. Путешествие по Кавказу и Грузии, предпринятое в 1807-1808 гг. // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. Сост., ред. переводов, введение и вступ. ст. В.К.Гарданова. -Нальчик-.Эльбрус, 1974. -С. 236-280.

71. Коков Дж.М. Адыгская (черкесская) топонимия. -Нальчик, 1974. 215с.

72. Колпакова Н.П. Русская народная бытовая песня. M.,JI.: Изд-во Акад.наук СССР (Ленинг. отд-ние), 1962. -284с,

73. Кон И.С. Социология личности. -М., 1967. 228с.

74. Косвен М.О. Очерки истории первобытной культуры. -М.:Изд. АНСССР, 1953. 215с.

75. Косвен М.О. К вопросу о военной демократии // Труды института этнографии. Новая серия. Проблемы истории первобытного общества.-М., 1960. Т.54. -С.35-76.

76. Костюхин Е.А. Типы и формы животного зпоса. -М.:Наука, 1987. 272с.

77. Криничная Н.А. О жанровой специфике преданий и принципах их систематизации // Русский фольклор. Т.XVII. Проблемы «Свода русского фольклора». -Л., 1977. -С.75-84.

78. Криничная Н.А. Русская народная историческая проза. Вопросы генезиса и структуры. -Л.гНаука, 1987. 227с.

79. Криничная Н.А. Персонажи преданий: становление и эволюция образа. -Л.гНаука, 1988. 192с.

80. Кругляшова В.П. Классификация преданий и легенд // УП Международный конгресс антропологических и этнографических наук. -Труды. -Т.VI. -М.:Наука, 1969. -427с.

81. Кругляшова В. П. Устные рассказы о современности ипредания // Прозаические жанры фольклора народов СССР. Тезисы докладов. -Минск, 1974. -С.197-198.

82. Крупнов Е.И. О времени формирования основного ядра нартского эпоса у народов Кавказа // Сказания о нартах эпос народов Кавказа. -М.:Наука, 1969. -С.15-29.

83. Крупнов Е.И. Краткий очерк археологии Кабардинской АССР. Нальчик:Кабгосиздат, 1946. - 51с.

84. Кубрякова Е.С. О понятиях места, предмета и пространства // Логический анализ языка. Языки пространств. -М.:Языки русской культуры, 2000. -С.84-92.

85. Кумахов М.А. Очерки общего и кавказского языкознания. -Нальчик:Эльбрус, 1984. 325с.

86. Кумахов М.А., Кумахова З.Ю. Язык адыгского фольклора. Нартский эпос. -М:Наука, 1985. 222с.

87. Кумахов М.А., Кумахова З.Ю. Нартский эпос: язык и культура. -М.: Наследие, 1998. 312с.

88. Кумыков Т.Х. К вопросу о возникновении и развитии феодализма у адыгских народов // Проблемы возникновения феодализма у народов СССР. -М.:Наука, 1969. -С.189-196.

89. Кушева Е.Н. О некоторых особенностях генезиса феодализма у народов Кавказа // Проблемы возникновения феодализма у народов СССР. -М.:Наука, 1969. -С.179-188.

90. Лавров Л.И. Историко-этнографические очерки Кавказа. -М., 1978. 187с.

91. Лавров Л.И. Происхождение кабардинцев и заселение ими нынешней территории // Советская этнография. 195 6. -№1.

92. Лавров Л.И. Адыги в раннем средневековье // Сборник статей по истории Кабарды. -Нальчик, 1955. -№2. -С.

93. Левинтон Г.А. К проблеме изучения повествовательного фольклора // Типологические исследования по фольклору. -М., 1975. -С.303-319.

94. Левинтон Г.А. Предания и мифы // Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х томах. -М.:Советская энциклопедия, 1987. -Т.2. -С.332-333.

95. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. -Одесса, 1882. -Вып.1.

96. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л.:Наука, 1967. 372с.

97. Лихачев Д. С. Человек и литература древней Руси. М. .-Наука, 1970. 180с.

98. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. -М.,1930. 270с.

99. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. -М.:Учпедгиз, 1957. 620с.

100. Лосев А.Ф. Миф Число - Сущность /Сост. А. А. Тахо-Годи; Общ. ред. А. А. Тахо-Годи и И.И.Маханькова. -М: Мысль, 1994. - 919с.

101. ЮЗ.Лотман Ю.М. Семиосфера. -С.-Петербург: «Искусство-СПБ», 2000. 704с.

102. Максимов П. Фольклор адыгейского народа // Литературная учеба. 1937. -№8.

103. Мальбахов Б.Х. Кабардинское народное декоративное искусство. -Нальчик, 1984. -197 с.

104. Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки. Происхождение образа. -М., 1958. 274с.10 9. Мелетинский Е.М. Классификация народной прозы // УП Международный конгресс антропологических наук. Труды. -Т.VI. -М.:Наука, 1969. -С.407-408.

105. Мелетинский Е.М. Миф и сказка // Фольклор и этнография. -Л. .-Наука, 1970. -С.139-148.

106. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. -М.:Наука, 1976. 407с.112 . Мелетинский Е.М. Полеазиатский мифологический эпос. -М., 1979 358с.

107. Мелетинский Е.М. Сказки и мифы // Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х томах. -М.:Советская энциклопедия, 1987. -Т.2. -С.441-444.

108. Мелетинский Е.М. Время мифическое // Мифы народов мира. -Т.1. -М., 1980. -С.252-253.

109. Мелетинский Е.М. Из выступления на конференции по историзму фольклора в 1964 г. (публикация А.И.Алиевой) // Фольклор. Проблемы историзма. М., 1988 -С.244-272.

110. Иб.Мижаев М.И. Образ иныжа в адыгском нартском эпосе // Вопросы фольклора народов Карачаево-Черкесии. -Черкесск, 1983. -С.42-51.

111. Мижаев М.И. Адыгские новеллы // Адыгские (черкесские) народные новеллы (Сост., вступ. ст., коммент. М.И.Мижаева. -Черкесск:Черкесское книжное издательство, 1986. -С.3-13. -На черк. языке.

112. Мижаев М.И. Жанровые особенности адыгских устных рассказов о мифологических существах //Традиции и современность. Метод и жанр. -Черкесск, 1986. -С.133-144.

113. Мижаев М.И. Космогонические мифы адыгов // Фольклор народов Карачаево-Черкесии. -Черкесск, 1991. -С.3-27.

114. Миллер В.Ф. Всемирная сказка в культурно-историческом освещении // Русская мысль. -1893. -№11. -С.207-229.

115. Нагоев А.Х. Средневековая Кабарда. -Нальчик:Эль-Фа, 2000. 229с.

116. Накагава X. Мировоззрение айну и их устное творчество (Именование и толкование жанров и текстов) //Фольклор.-Комплексная текстология. -М.:Наследие, 1998. -С.232-230.

117. Налоев З.М. Из истории «Песни Большого ночного нападения» // Налоев З.М. Из истории культуры адыгов. Нальчик:Эльбрус, 1978. -С.100-116.

118. Налоев З.М. Из истории культуры адыгов. -Нальчик, 1978. 192с.

119. Налоев З.М. Образ Жабаги Казаноко в адыгском фольклоре // Жабаги Казаноко. Материалы региональной научной конференции (30-31 октября 1985 г. г.Нальчик). -Нальчик: Эльбрус, 1987. -С.50-66.

120. Ногмов Ш.Б. История адыхейского народа, составленная по преданиям кабардинцев. -Нальчик:Эльбрус, 1982. -168с.127.0чиаури Г.А., Сургуладзе И.К. Кавказско-иберийских народов мифология // Мифы народов мира. Т.1. -С.603-606.

121. Памятники народного творчества осетин. Вып.1. -Владикавказ, 1925. 112с.

122. Першиц А.И., Монгайт A.J1., Алексеев В.П. История первобытного общества. -М.:Высшая школа, 1982. 223с.

123. Померанцева Э.В. К вопросу о термине «историческая сказка» // Славянский фольклор и историческая действительность. -M.,J1.: Наука, 1965. -С.26-35.

124. Померанцева Э. В. Соотношение эстетической и информационной функции в разных жанрах устной прозы // Проблемы фольклора. -М.:1975. -С.75-81.

125. Померанцева Э.В. Русская устная проза (Сост.

126. B.Г.Смолицкий). -М.:Просвещение, 1985. 272с.

127. Потоцкий Я. Путешествие в Астраханские и Кавказские степи // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. (Сост., ред. переводов, введение и вступ.ст. В.К.Гарданова). -Нальчик:Эльбрус, 1974. -С.226-234.

128. Пропп В.Я. Принципы классификации фольклорных жанров // Пропп В. Я .X Фольклор и действительность. Избранные статьи. (Сост. Б.Н.Путилов). -М.:Наука, 1976. -С.34-45.

129. Пропп В.Я. Об историзме фольклора и методах его изучения // Пропп В.Я. Фольклор и действительность. Избранные статьи. (Сост. Б.Н.Путилов. -М.:Наука, 1976.1. C.116-131.

130. Пропп В. Я. Морфология сказки. -2-е изд. -М.:Наука, 1969. 168с.

131. Путилов Б.Н. Об историческом изучении русского фольклора // Русский фольклор. -T.V. Материалы и исследования. -М., Л., I960. -С.56-80.

132. Путилов Б.Н. Мотив как сюжетообразующий элемент // Типологические исследования по фольклору. -М.:Наука, 1975. -С.141-154.14 0.Путилов В.Н. Типология фольклорного историзма // Типология народного эпоса. -М.:Наука, 1975. -С.194-181.

133. Русское народное поэтическое творчество (Под ред. Н.И.Кравцова) -М., 1971.

134. Рыбаков Б.А. Древняя Русь. Сказания, былины, летописи. -М.: Изд-во Акад.наук СССР, 1963. 362с.

135. Скафтымов А.П. Поэтика и генезис былин. -Москва-Саратов, 1924. 226с.

136. Смирнов Ю.И. Славянские эпические традиции. Проблемы эволюции. -М.:Наука, 1974 -264с.

137. Соколова В.К. Русские исторические предания. -М.:Наука, 1970 . 288с.а, 1970. 288с.

138. Соколова В.К. Типы восточнославянских топонимических преданий // Славянский фольклор. -М.:1972, -С.202-233.

139. Соколова В.К. Современное состояние преданий // История, культура, этнография и фольклор славянских народов. УП Международный съезд славистов. Варшава, август 1973 г. Докл.сов.делегации. -М.:Наука, 1973. -С.423-437.

140. Соколова В.К. Изображение действительности в разных фольклорных жанрах (на примере соотношения преданий с историческими песнями и быличками) // Русский фольклор. -Т.XX. Фольклор и историческая действительность. -Л.:Наука, 1981. -С.35-44.

141. Сокуров В.Н. Кулькужинская битва (фольклор и исторические сведения) // Вопросы кавказской филологии и истории. -Нальчик:Эльбрус, 1982. -С.58-67.

142. Сокуров В.Н. Канжальская битва // Актуальные вопросы Кабардино-Балкарской фольклористики и литературоведения. -Нальчик: Эльбрус, 1986. -С.48-64.

143. Сокуров В.Н. Исторические основы фольклорных сюжетов // Героико-исторический эпос народов Северного Кавказа. -Грозный, 1988. -С.61-64.

144. Стеблин-Каменский М.И. Миф. -М.:Наука, 1976. 104с.15 6. Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа. 1. М., 1989.

145. Схаляхо А.А. Адыгейский фольклор. -Ростов-на-Дону, 1977. 187с.

146. Тебу де Мариньи Ж-В-Э. Путешествие в Черкесию // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. // Сост., ред.переводов, введение и вступ.ст. В.К.Гарданова). -Нальчик:Эльбрус, 1974. С.292-321.

147. Теунов Х.И. Литература и писатели Кабарды. -Нальчик : Кабард . кн . изд . , 1955. 363с.

148. Токарев С.А., Мелетинский Е.М. Мифология // Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х томах. -М.:Советская энциклопедия, 1987. -T.I. -С.11-20.

149. Токарев С.А. Ранние формы религии. -М.:Изд-во поли-тич. лит., 1990. 622с.

150. Толстой Н.И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. -М.:Индрик, 1995. Изд.2-е, испр. Серия «Традиционная духовная культура славян». -509с.

151. Топоров В.Н. История и мифы // Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х томах. -М.:Советская энциклопедия, 1987. -T.I. -С.572-574.

152. Топоров В.Н. Опьяняющий напиток // Мифы народов мира. -М.:Советская энциклопедия, .1982. -Т.2. 257с.

153. Унарокова Р. Б. Адыгэ орэдыжъхэмрэ лъэпкъиЯэныгъэмрэ (Народные песни адыгов в системе информационной культуры) -Майкоп, 1998. 298с.

154. Унарокова Р.Б. Формы общения адыгов. -Майкоп, 1998. -127с.

155. Хазанов A.M. Социальная история скифов. -М.1975. -226с.

156. Хан-Гирей С. Черкесские предания // Русский вестник. 1841. -Т.2. -№5.

157. Хапсироков Х.Х. Истоки черкесской литературы. -Черкесск, 1973. 17 6с.

158. Хут Ш.Х. Несказочная проза // Адыгский фольклор. -В 2-х книгах. -Майкоп, 1980. -Книга II. -С.83-124.

159. Хут Ш.Х. Об адыгских сказаниях и сказках // Сказания и сказки адыгов. -М.:Современник, 1987. -С.5-18.

160. Хут Ш.Х. Несказочная проза адыгов. -Майкоп, 1989. -323с.

161. Чистов К.В. Прозаические жанры в системе фольклора // Прозаические жанры фольклора народов СССР. Тезисы докладов на Всесоюзной научной конференции «Прозаические жанры фольклора народов СССР (21-23 мая 1974 г. г.Минск). -Минск, 1974. -С.6-31.

162. Чичеров В. Кабардинский фольклор // Литературное обозрение. -1937. -№4. -С.43-46.17 9.Чичеров В.И. Русское народное поэтическое творчество. -М., 1959. 428с.

163. Шагиров А.К. Очерки по сравнительной лексикологии адыгских языков. -Нальчик:Эльбрус, 1962. 216с.

164. Шенкао М.А. Представления о пространстве и времени в адыгском эпосе «Нарты» // Проблемы адыгейской литературы и фольклора. -Выпуск 2. -Майкоп, 1979. -С.86-98.

165. Шортанов А.Т. Кабардинский эпос // Кабардинская правда. -7 февраля 1951г.

166. Шортанов А.Т. Фольклор // Очерки истории кабардинской литературы. -Нальчик:Эльбрус, 1968. -С.11-64.

167. Шортанов А.Т. Героический эпос адыгов «Нарты» // Сказания о нартах эпос народов Кавказа. -М.:Наука, 1969. -С.188-225.185 . Шортанов А. Т . Адыгская мифология. -Нальчик:Эльбрус, 1982. 196с.

168. Шортанов А.Т. Адыгские культы. -Нальчик, 1992. -165с.

169. Яхтанигов Х.Х. Экспонаты повествуют. -Наль-чик:Эльбрус, 1984. 48с.1. Тексты188 . Агънокъуэ Лашэ. Усэхэр (Агноков Лаша. Стихотворения. Сост. и вступ.ст. 3.П.Кардангушева). Нальчик:Эльбрус, 1993. - 205с. -На каб.-черк.яз.

170. Адыгэ тхыдэжьхэр (Адыгские сказания. Сост. и вступ.ст. Ш.Х.Хут). Майкоп:Меоты, 1993. - 379с. - На адыгейск. яз.

171. Адыгэ уэрэдыжьхэр (Народные песни. Сост. 3. П.Кардангушев. Вступ.ст. А.М.Гутова). -Нальчик: Эльбрус, 1979. 224с. -На каб.-черк.яз.

172. Адыгэ хъуэхъухэр (Кабардинские здравицы. Сост. 3.П.Кардангушев. Вступ. ст. З.М.Налоева). -Наль-чик:Эльбрус, 1985. 137с. - На каб.-черк.яз.

173. Адыгэ хъыбархэр (Адыгские (черкесские) народные новеллы. Сост. и вступ.ст. М.И.Мижаева). -Черкесск, 1986. .-. 360с. На каб.-черк. яз.

174. Кабардинский фольклор. Общ. ред. Г.И.Бройдо. Вступ.ст., коммент. и словарь М.С.Талпа -М., JI., 1936. 650с.

175. Къэзэнокъуэ Жэбагъы (Казаноко Жабаги) . Сост. и вступ.ст. А.Т.Шортанова). -Нальчик:Эльбрус, 1984. -185с. На каб.-черк.яз.

176. Къэзэнокъуэ Жэбагъы и хъыбархэр (Сказания о Жабаги Казаноко. Сост. и коммент. З.М.Налоева, А.М.Гутова). -Нальчик:Эль-Фа, 2001. 329с.

177. Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов. -В 3-х т. Подгот. к печ. 3. П. Кардангушева. Главн. ред. Е.В.Гиппиус. -М.: Советский композитор. -Т.I. -1980. -223с. Т.Н. - 1981. - 231с. T.III. - ч.1. - 1986.2б4с. ч.II. - 1990. - 487с.

178. Нартхэр. Къэбэрдей эпос. (Нарты. Кабардинский эпос).- Нальчик: Каб. гос. изд., 1951. 552с. - На каб.-черк.яз.

179. Нарты. Адыгский героический эпос. Сост. А.И.Алиева, А.М.Гутов, A.M.Гадагатль, 3.П.Кардангушев. Вступ. ст.А.Т.Шортанова. -М.:Наука, 1974. 416с.

180. Нарты. Осетинский героический эпос. В 3-х кн. Сост. Т.А.Хамицаева и А.Х.Вязыров. Вступ. ст. В.И.Абаева). -Книга 2. - М.:Наука, 1989. - 493с.

181. Нарты. Героический эпос балкарцев и карачаевцев. Сост. Р.А.Ортабаева, Т.М.Хаджиева, А.З.Холаев. Вступ. ст. Т.М.Хаджиевой. -М.: Наука. 1994. -655с.204 . Сказания и сказки адыгов. /Сост., вступ.ст. и ком-мент. Ш.Х.Хута. -М.Современник, 1987. -374с.

182. Фольклор адыгов в записях и публикациях XIX начала XX века. - Книга I. /Сост. и авт. вступ. ст. А.И.Алиева. Коммент. А.М.Алиевой и А.М.Гутова. Подгот. текстов и общ.ред. А.М.Гутова. -Нальчик, 1979. -404с.

183. Фольклор адыгов в записях и публикациях XIX начала XX вв. - Книга II. /Сост., сопроводит.ст. и библиогр. А.И.Алиевой. Коммент., транслитерация и общ.ред. А.М.Гутова. -Нальчик:Эльбрус, 1988. - 270с.207.Фоноархив КБИГИ.

184. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. М.: Изд. политич. л-ры, 1986. -703с.

185. Шаззо К.Г. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. -Тбилиси:Мецниерба, 1978. 235с.1. СЛОВАРИ, ЭНЦИКЛОПЕДИИ

186. Адыгейско-русский словарь /Под ред. Ж.А.Шаова/. -Майкоп, 1975. -440с.

187. Большая советская энциклопедия. -М., 1974. -Т.15.

188. Кабардино-русский словарь /Под общ.ред.

189. Б.М.Карданова/. М.:Гос.изд.иностр. и нац.словарей, 19.57. -57бс.

190. Краткая литературная энциклопедия в 9-т. (Главн. ред. А.А.Сурков). -М.: Советская энциклопедия. -1962-1978.

191. Литературный энциклопедический словарь. Под.общ.ред. В.М.Кожевникова и П.А.Николаева. -М.:Советская энциклопедия, 1987. -.751с.

192. Лопатинский Л.Г. Русско-кабардинский словарь // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. -Тифлис, 18 91. Вып.XII. - Отдел.II. -С.1-299.

193. Люлье Л.Я. Словарь русско-черкесский, или адыгский, с краткою грамматикою сего последнего языка, одобренный С.-Петербургскою академиею наук. / Сост. Леонтием Люлье. -Одесса:Горр.тип., 184 6. 24 6с.

194. Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: Образ мира и миры образов. -М.:Гуманит. издат.центр Владос, 1996. 416с.217А. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т.

195. Гл.ред.С.А.Токарев. -М.: Сов.энциклопедия,1991. -Т.1.-671с.; Т.2. -719с.

196. Ногмов Ш.Б.Кабардино-русский словарь // Ногмов Ш.Б. Филологические труды // Исследовал и подготовил к печати Г.Ф.Турчанинов. В 2-х томах. -Нальчик: Кабард. кн. изд., 1956. - Т.1. -С.102-158.

197. Русско-адыгейский словарь /Под ред. X.Д.Водождокова -М.:Гос. изд. иностр. и нац. словарей, 1960. -1098с.

198. Русско-кабардинско-черкесский словарь / Сост. . Карданов Б.М., Бичоев А.Т. -М:Гос. изд. иностр. и нац. словарей, 1955. 674с.

199. Хатанов А.А., Керашева З.И. Толковый словарь адыгей ского языка. -Майкоп, 1960. 965с.

200. Шагиров А.К. Этимологический словарь адыгских (черкесских) языков. В 2-х т. -М.:Наука, 197 7. -T.I. 292с. Т.Н. - 222с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.