Межкультурное взаимодействие и туризм как механизмы современных социокультурных трансформаций тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат наук Карцева Александра Александровна

  • Карцева Александра Александровна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет»
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 147
Карцева Александра Александровна. Межкультурное взаимодействие и туризм как механизмы современных социокультурных трансформаций: дис. кандидат наук: 09.00.11 - Социальная философия. ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет». 2015. 147 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Карцева Александра Александровна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ

1.1. Диалог и взаимодействие культур как феномены стабильности современного общества

1.2. Значение отечественных духовных традиций в механизмах социокультурных трансформаций

1.3. Место межкультурного взаимодействия в концепции современной культурной политики России

ГЛАВА 2. МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ОТРАЖЕНИЕ СПЕЦИФИКИ СОВРЕМЕННОГО КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

2.1. Социокультурные параметры общества как содержание современного культурно-исторического процесса

2.2. Место и роль культурного туризма в межкультурном взаимодействии: социально-философские аспекты

2.3.Туристическая деятельность в роли механизма современных социокультурных трансформаций: массовый, индивидуальный и деловой туризм

2.4. Социокультурное значение межкультурного взаимодействия России и Сербии: история и духовный опыт

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Межкультурное взаимодействие и туризм как механизмы современных социокультурных трансформаций»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Исследование особенностей современных процессов культурно-исторического развития общества требует философского осмысления феноменов межкультурного взаимодействия и туризма как механизмов социокультурных трансформаций в условиях протекающей глобализации. Это обуславливается и возрастанием роли современной межкультурной коммуникации в сфере культурного обмена. Проблемы межкультурного общения стали предметом междисциплинарного анализа со стороны культурной антропологии, социальной философии и социологии культуры. Межкультурное взаимодействие сегодня является фактором стабилизации в международных отношениях, а туризм, достигая глобальных масштабов и вовлекая в процесс своего производства и потребления огромные людские ресурсы, стал существенно затрагивать социокультурные основы всей жизнедеятельности общества. Становлению массового туризма как социального явления современности способствовал целый ряд причин: социально-демографических, институциональных, этнокультурных, экономических и др.

Социокультурные трансформации и их изучение актуально как с позиций социологии культуры, так и социально-философских. Вызвано это тем сдвигом, что произошел в изменении места и роли коммуникаций и коммуникативных технологий в различных общественных сферах, а особенно в культуре («коммуникативный взрыв»). Межкультурная коммуникация в этом аспекте выступает смысловой и идеально-содержательной стороной культурного взаимодействия. А само межкультурное взаимодействие выступает как обмен этнокультурными ценностями, формирование идеалов и упрочение нравственно-этических норм общества в процессе культурных контактов. Выявление роли и значения межкультурного взаимодействия и туризма для становления постиндустриального общества становится насущной социальной задачей, актуализирует данную социально -философскую проблематику. Феномены межкультурного взаимодействия и туризма вбирают в себя качественные характеристики современного общества -

коммуникативность, мобильность, виртуализация и визуализация, информатизация, глобализация. В той или иной плоскости это характерно и для современной России. Насущным становится выявление их качественно новых социокультурных характеристик и осмысление в социально-философском исследовании, актуализация проблемы определения значения межкультурного взаимодействия и туризма для деятельности других механизмов социокультурных трансформаций, таких как народная дипломатия, изменения политической и социальной системы, переструктурирование экономики и системы социокультурных ценностей, диалог культур. Сегодня, когда международные отношения испытывают кризисное состояние из-за системы политических и экономических санкций Запада по отношению к России, именно средства народной дипломатии и туристические обмены выходят на передний план как механизмы социокультурных трансформаций [232].

Степень разработанности проблемы. Понятия «межкультурное взаимодействие», «диалог культур», «туризм» вошли в социогуманитарные науки в ХХ столетии. Это явилось результатом осмысления последствий цивилизационного перехода от индустриального общества к постиндустриальному, а так же развертыванием процессов глобализации. Информационное общество, коммуникативное общество - эти термины приобрели содержательное значение в целом ряде научных исследований по социологии культуры и культурной антропологии, социальной философии1. Что же касается анализа сферы туризма и феномена межкультурного взаимодействия, то сложилось несколько подходов к их изучению:

1 См.: Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. - Москва: Прогресс, 1986; Белл Д., Иноземцев В. Эпоха разобщенности. - M.: Центр исследований постиндустриального общества, 2007; Тоффлер Э. Шок будущего. - М.: ACT, 2008; Тоффлер Э. Третья волна. - M.: ACT, 2010; Опыт рефлексивной социологии / Пер. с англ. Е.Д.Руткевич // Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. / Пер. с англ., фр., нем., ит. Сост. и общ. ред. С.П.Баньковской. - M.: Книжный дом «Университет», 2002. - Ч. 2.; Вержбиц-кий В.А. Информационный подход к познанию в позитивистской философии науки // В кн. Л.С.Абалилова, Э.В.Бесчеревных, В.В.Вержбицкий и др. Методологические принципы критики идеалистических и метафизических концепций познания. Под ред. П.В.Попова. - M.: Высш. шк., 1985; Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А.Ю.Согомонов: пер. с англ. - M.: Политиздат, 1992; Система социологии / Питирим Александрович Сорокин. - М.: Астрель, 2008.

социологический, социально-психологический, антропологический, культурологический.

Социологический подход к туристской деятельности и межкультурным взаимодействиям включают труды таких авторов как Д.Белл, Э.Гидденс, С.Коэн, Д.Маккенел, Ч.Миллс, Х.Ортега-и-Гассет, П.А.Сорокин, Д.Урри, У.Ханнерз [20, 50, 111, 135, 148, 161, 195, 215, 226] и др. В этих работах содержатся различные интерпретации явления туризма, его места в социокультурном пространстве современной цивилизации и значения диалога культур в постиндустриальном обществе. Акцент делается на тех или иных процессах современной социальной жизни. Как пишет известный петербургский исследователь: «В концепции Штомики «третья социология» призвана прийти на смену «первой» восходящей к Конту, Марксу, Спенсеру... и «второй», восходящей к М.Веберу и Д.Миду... Предлагаемый Штомикой ряд определений предмета «третьей социологии»: «социальные события», «социальное существование», «социальное становление» - явно указывает на стремление сфокусировать внимание на процессах социальной жизни, «чтобы уйти от дилеммы» структуры или действия. В том же направлении от раздвоенной социологии либо структур, либо действий к новой социологи процессов начали движение гораздо раньше Штомики Энтони Гидденс с теорией структурации, Пьер Бурдье с теорией практик, Джон Урри с концепцией мобиль-ностей [82]. Проблеме определения роли социальной коммуникации в сохранении устойчивости социальной системы был посвящен «круглый стол» в журнале «Со-цис» [144], проведенный в 2000 году.

В рамках социально-психологического подхода определенный интерес представляют классические работы Д.Мацумото и Э.Фромма [145 и 224]. В них анализируется такой фактор развития современного общества как культурная динамика. Последняя связана с противоречивостью стабильности и изменчивости в обществе. Другими словами определенные аспекты культуры остаются неизменными в ходе изменений (например, нравственно -этические принципы людей, участвующих в культурном взаимодействии), а изменения социального характера

продолжаются, несмотря на факторы, обеспечивающие устойчивость и сохранность культуры.

Антропологический подход к осмыслению межкультурного взаимодействия и его значения для социализации личности содержится в работах Д.Кэмбелла, К.Леви-Стросса, М.Мид [117, 119, 147] и др. Социальным практикам освоения социокультурного пространства в рамках культуры постмодернизма посвящены работы С.Н.Артановского, Ж.Бодрийяра, С.Н.Иконниковой, М.Кастельса, М.Маклюэна, Э.Тоффлера, У.Эко [12, 30, 86, 104, 136, 210, 236] и др. Диалог культур как важнейшая составляющая межкультурного взаимодействия анализируется академиком А.А.Гусейновым [60].

В отечественной культуре значение туризма как механизма социальных трансформаций рассматривают такие авторы как М.Б.Биржаков, В.Г.Гуляев, Н.И.Иванова, А.Д.Чудновский [27, 57, 83, 231] и др. Однако, данная проблема не получила осмысления с точки зрения социальной философии, а представлена и рассматривается с позиций маркетинга, менеджмента, экономики. Лишь отдельные социокультурные аспекты межкультурных отношений туристской деятельности затрагиваются в работах И.В.Зорина, В.А.Квартальнова, Д.Д.Прыгова, Н.М.Прыговой и Н.Д.Каминской [79, 107, 170] и др. Изучение туризма в контексте становления массовой культуры рассмотрено отечественными культурологами А.Генисом, Б.С.Ерасовым, Э.А.Орловой, А.Я.Флиером [47, 74, 160, 219] и др. В исследовательских работах по молодежным субкультурам Т.Б.Щепанской [234] феномен туризма исследуется в контексте становления молодежной субкультуры. Следует отметить работы Г.Д.Гачева [46], В.Каганского [96], посвященные анализу социокультурного пространства, а так же М.С.Кагана, Г.В.Стельмашука, В.С.Степина [93, 198, 199] и др., в которых взаимодействие культуры и общества рассматривается с позиций аксиологического подхода.

В последнее десятилетие в отечественной литературе прослеживается нарастающий интерес к теме туризма в контексте межкультурного взаимодействия. Это труды петербургской школы культурологии, философии и социологии: В.Т.Лисовского, С.М.Некрасова, А.Ю.Русакова [123, 156, 175] и др.; саратовской

философской школы: В.Б.Устьянцева, Т.П.Фоминой и С.П.Гурина [216, 221] и др., акцентирующих внимание на значение толерантности в межкультурных взаимоотношениях. Архетипические концепты туризма и коммуникации, гостеприимства как форме признания другого, рассмотрены в работах петербургских авторов Б.В.Маркова [143] и К.С.Пигрова [165]. Значительный интерес для анализа данной проблематики представляют культурфилософские работы Е.В.Мошняги [152], в которых обосновывается тезис о том, что межкультурная коммуникация, являясь общемировым культурным феноменом, становится парадигмой развития современного глобального информационно-коммуникационного общества. То есть она оказывает непосредственное влияние на культурфилософское осмысление современной цивилизации. Поскольку феномены межкультурного взаимодействия и туризма имеет универсальный характер, то для их рассмотрения возможно использовать комплексный подход, который в полной мере осуществляется в социально-философском исследовании. Этот подход и реализуется в настоящей работе.

Объектом данного исследования является современный процесс социокультурных трансформаций общества, а предметом - особенности межкультурного взаимодействия и такие виды туризма, как массовый, индивидуальный и деловой в качестве механизмов социокультурных трансформаций.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является выявление и социально-философское осмысление теоретических и методологических основ современного межкультурного взаимодействия и туризма в контексте глобализационных процессов.

Исходя из поставленной цели исследования, диссертантом решаются следующие задачи:

1. Уточняется сущность и содержание межкультурного взаимодействия и туристской деятельности как механизмов современных социокультурных трансформаций общества.

2. Проанализированы особенности постсоветской отечественной социокультурной ситуации в контексте формирования концепции современной культурной политики России.

3. Раскрыто влияние межкультурного диалога на становление традиций современного российского культурного и делового туризма в условиях глобализа-ционных процессов.

4. Разработана программа организации делового туристского тура в контексте социального и культурного взаимодействия России и отдельной страны (на примере Сербии).

Научная новизна исследования определяется заявленной целью и поставленными задачами и выражается в следующем:

1. Уточнено содержание понятий «межкультурное взаимодействие» и «туризм» с учетом анализа их роли как механизмов социокультурных трансформаций общества, предполагающих широкое межличностное общение.

2. Даны практические рекомендации по формированию концепции культурной политики России в сфере туризма и культурного обмена в условиях разворачивающегося диалога культур.

3. Раскрыта диалектика взаимодействия индустрии отечественного туризма и феномена межкультурного взаимодействия как механизмов социокультурных трансформаций в условиях процесса глобализации.

4. Обосновано, что туризм в различных его формах является одним из важнейших видов межкультурного взаимодействия.

5. Выявлены особенности формирования делового тура в контексте межкультурного взаимодействия России и отдельной страны (на примере Сербии).

Теоретическая и методологическая значимость работы заключается в том, что полученные в ней выводы и положения вносят определенный вклад в развитие теории современного культурно-исторического процесса как значимого элемента философии истории. Исследование феномена глобализации представлено в контексте диалектики межкультурного взаимодействия и массового туризма. В работе выявлены, проанализированы и типологизированы характеристики ту-

ризма как механизма социокультурных трансформаций. В научный оборот введен новый фактологический материал по истории туризма; раскрыты культурологическая, духовная и коммуникативная составляющие межкультурного взаимодействия. В работе использована методология научного исследования, в основе которой лежит системный подход к анализу социокультурных явлений, а так же специальные методы познания (культурно-исторический, сравнительный, системно-типологический).

Практическая значимость исследования. Практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что содержащиеся в ней выводы, предложения и рекомендации могут быть использованы при составлении учебных пособий, разработке и чтении лекционных курсов по культурологи и социальной философии. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы в научно -исследовательской работе и учебно-педагогической деятельности. Предпринятое исследование вносит определенный вклад в систематизацию знаний о туризме как феномене культуры, оно позволяет анализировать межкультурное взаимодействие как фактор социокультурной динамики и значимый элемент современного культурно-исторического развития.

Положения диссертационного исследования, выносимые на защиту:

1. Межличностное общение характеризует не только психологический и культурологический аспект туристской деятельности, но выступает значимым элементом социальных трансформаций, а сам туризм как вид межкультурного взаимодействия выступает в качестве одного из механизмов социокультурных трансформаций общества.

2. Современная культурная политика РФ в области межкультурных обменов и туризма нуждается в конкретизации и нацеливании на максимальное использование привлекательных для туристов региональных особенностей и этнокультурных моментов: поликонфессиональная структура социокультурного пространства России, богатейшие культурно-историческое наследие страны, гостеприимство как черта менталитета народов России.

3. Глобализация как характеристика современного культурно-исторического процесса находит свое отражение в возрастании роли индустрии туризма как с точки зрения политико-экономической, так и культурологической, связанной с практикой культурных обменов и культурных коммуникаций.

4. Межкультурное взаимодействие воплощается в основных своих видах: межкультурный обмен духовными ценностями, межличностное общение, туристская деятельность и др.

5. Межкультурное взаимодействие России со странами дальнего зарубежья носит некоторые особенности, которые рассмотрены на примере российско-сербских отношений: духовное единство на основе православной веры, общие культурно-исторические традиции в языке и историческом прошлом, прочные связи России и Сербии на базе эмиграции XIX и ХХ веков.

Апробации работы. Результаты исследования отражены в тезисах научных докладов и статьях, опубликованных в научных сборниках, в том числе и в изданиях, рецензируемых ВАК РФ и зарубежных изданиях. Они использовались диссертантом в лекционных и семинарских занятиях со студентами факультета управления СПбГАУ, основные теоретические положения диссертации были представлены и обсуждались на кафедре философии и культурологи Санкт-Петербургского аграрного университета. Выводы и обобщения методологического характера были доведены до научной общественности в ходе общероссийских и научных международных конференциях: 2nd International conference «LEMIMA 2011»: «LAW, ECONOMY AND MANAGEMENT IN MODERN AMBIENCE» (Belgrade, Serbia, April, 2011 г.); II международный форум «Туризм и гостиничный бизнес. Стратегии взаимодействия образовательных учреждений и работодателей» (23-26 ноября, 2011 г., Санкт-Петербург, СПбГУСЭ); III международный форум «Туризм и гостиничный бизнес. Стратегии взаимодействия образовательных учреждений и работодателей» (ноябрь, 2012 г., Санкт-Петербург, СПбГУСЭ); 3nd International conference «LEMIMA 2013»: «LAW, ECONOMY AND MANAGEMENT IN MODERN AMBIENCE» (Belgrade, Serbia, April, 2013 г.); II Международная заочная научно-практическая конференция «Туризм на сельских

территориях: опыт, проблемы, перспективы» (23 мая 2013 г., СПбГУСЭ); Международный культурно-туристский форум, 11-12 октября, 2013 г. (Министерство культуры и Межпарламентская ассамблея СНГ, СПб); 4 nd International conference «LEMIMA 2013»: «LAW, ECONOMY AND MANAGEMENT IN MODERN AMBIENCE» (Belgrade, Serbia, 24-26 April, 2014); Международная научно-практическая конференция профессорско-преподавательского состава «Научное обеспечение развития АПК в условиях реформирования» (23-25 января, 2014 г., СПбГАУ). Секция «Современные проблемы управления и развития сельских территорий»; Международная научно-практическая конференция профессорско-преподавательского состава «НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ АПК» Посвящается 110-летию СПбГАУ, секция «Современных проблем управления и развития сельских территорий» (СПб -Пушкин, 17 октября 2014 г.);

Материалы диссертационного исследования нашли отражение в следующих публикациях:

1. Карцева А.А. Влияние межкультурных коммуникаций на социокультурные процессы в России // Карцева А.А., Туфанов А.О. Этносоциум и межнациональная культура: Научный и общественно -политический журнал. Международный издательский центр Этносоциум. - № 9 (41). - М.: Этносоциум, 2011.

2. Карцева А.А. Толерантность как общечеловеческая ценность в межконфессиональных отношениях // Карцева А.А., Давыденкова А.Г. Этносоциум и межнациональная культура: Научный и общественно -политический журнал. Международный издательский центр Этносоциум. - № 14 (47). - М.: Изд-во Этносоциум, 2011.

3. Карцева А.А. Диалог и взаимодействие культур как условие сохранения стабильности современного социума. Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. № 37. - СПб.: СПбГАУ, 2014.

4. Карцева А.А. Межкультурные коммуникации в контексте глобальной культуры. 2nd International conference «LEMIMA 2011»: «LAW, ECONOMY AND

MANAGEMENT IN MODERN AMBIENCE». Belgrade, Serbia, 12-15, April, 2011. Faculty for education of the executives - FORKUP, ALFA University. - № 3.

5. Карцева А.А. Формирование толерантности в контексте развития современного туризма // Карцева А.А., Арефьев М.А., Давыденкова А.Г. Формирование толерантности в контексте развития современного туризма // Материалы II международного форума «Туризм и гостиничный бизнес. Стратегии взаимодействия образовательных учреждений и работодателей». 23-26 ноября 2011 г. - СПб., -СПбГУСЭ.

6. Деловой туризм как фактор развития индустрии туризма // Материалы 3nd International conference «LEMIMA 2013»: «LAW, ECONOMY AND MANAGEMENT IN MODERN AMBIENCE» Belgrade, Serbia, 18-20 April, 2013.

7. Faculty for education of the executives - FORKUP, ALFA University. Volume 2; Kartceva A. Safety of tourists in the Russian Federation // Kartceva A., Sharafanova E., Pashkovskaj I. - «Hotel link» A HOTEL, RESTAURANT AND GASTRONOMY BUSINESS JOURNAL. - The College of Hotel Management, Belgrade, Serbia. B. 14, № 21-22. - 2013. P. 905-911.

8. Туризм на сельских территориях: опыт, проблемы, перспективы. Коллективная монография. / Под ред. д.э.н., проф. Шарафановой Е.Е. - СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2013. - 371 с.

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ

ТРАНСФОРМАЦИЙ

1.1. Диалог и взаимодействие культур как феномен стабильности

современного общества

Проблема диалога и взаимодействия культур в рамках современных глоба-лизационных процессов, становится одной из важнейших в философской литературе. В частности этим вопросом были посвящены специально IX Международные Лихачевские чтения 14-15 мая 2009 года «Диалог культур и партнерство цивилизаций» (они проводятся в соответствии с Указом Президента РФ В.В.Путина «Об увековечении памяти Дмитрия Сергеевича Лихачева» № 587 от 23 мая 2001 года). Диалог культур на этих чтениях был охарактеризован как один из адекватных ответов на современные вызовы цивилизации, как существенная сторона современного культурно-исторического процессами условие стабилизации современных общественных отношений между народами, странами и цивилизациями. Академик Л.И.Абалкин пишет, что «к числу ключевых и, пожалуй, чрезвычайно трудных задач относится налаживание диалога культур и партнерства цивилизаций. Вглядываясь в далеко не ясное будущее мирового развития, нельзя упрощать проблемы. ... Здесь нужен качественно новый подход. Необходимо еще и еще раз осмыслить историю развития человеческой цивилизации» [1]. Нам представляется, что одним из таких путей осмысления этого нового подхода является выявление межкультурного взаимодействия и анализ такого его вида как туризм, которые выступают меха-

низмами социокультурных трансформаций, способствуют формированию культурной идентичности.

Культурная идентичность личности и социума формируется и развивается в сложном процессе диалогического взаимодействия между представителями этнических и национальных культур, предполагающем сознательное принятие определенных качеств как своих собственных. Осознание индивидом себя в качестве носителя определенной культуры означает наличие у него соответствующих знаний и навыков поведения в рамках этой культуры и одновременно наличие необходимой культурной компетентности для жизни в условиях собственной культуры. Но в то же время каждому человеку приходится неизбежно сталкиваться с проявлениями других культур. Как показывает опыт, для адекватного восприятия и оценки инокультурных явлений необходимо не только знание языка соответствующей культуры, но и знание принятых в ней норм, правил, традиций, обычаев и т.д. Решающим при этом является вопрос о значимости культурных различий, способности их осознать, понять и принять в процессе культурного взаимодействия. Дальневосточный философ и политолог А.А.Коковкина пишет в связи с этим: «Обострившиеся конфликты нашего времени делают диалог насущным и актуальным, как никогда прежде. И здесь надо понимать, что диалог необходим именно в случае действительно разных субъектов, стремящихся к взаимопониманию. В случае, когда люди разделяют одни и те же ценности ... нужды в диалоге нет. Понимание - то, в чем мы нуждаемся, сталкиваясь с по -настоящему непривычным, Другим, чужим» [109]. Возникает вопрос - а какова же социальная и культурная природа этого Другого, понять которого как на индивидуальном, так и социальном уровне является задачей социальной философии и социальной психологии. Другими словами - каков субъект культурного диалога? Попыткой ответа на этот вопрос может быть позиция современных исследователей согласно которой «культурным носителем», то есть Другим выступает человек-индивид «с учетом организации внутреннего мира человека» [5, 55].

Таким образом, главной целью и смыслом процесса культурного взаимодействия является желания быть понятым своим партнером, готовность к

общению как способности передать свою информацию, знания и опыт до всех, кто участвует в межкультурном взаимодействии. Важнейшей стороной межкультурного взаимодействии. Важнейшей стороной межкультурного взаимодействия выступает межкультурная коммуникация и межкультурная компетентность. Даже в образовательном процессе бакалавров, магистров и аспирантов сейчас понятие «компетентность» стало ключевым. Компетентность это совокупность знаний, умений и навыков, общих для всех коммуникантов, которая в теории межкультурной коммуникации получила название «межкультурной компетентности». Межкультурная коммуникация - термин, появившийся в отечественной гуманитарной науке сравнительно недавно, раскрывающий важный аспект духовной культуры общества. Он находится в ряду таких философских понятий как «менталитет», «культурный плюрализм», «диалог культур», «культурные универсалии» и т.д. Фундаментальная энциклопедия по культурологии отмечает в связи с этим, что в настоящее время ряд отечественных авторов не прибегают к понятию «духовная культура», раскрывая ее тематизм посредством более выраженных понятий и аналитических процедур (образ мышления, ментальность, понимание, идеалы и ценности) [112]. Все эти понятия имеют социокультурное содержание. Отечественные исследователи, а это по-преимуществу психологи, философы и филологи, идентифицируют межкультурную коммуникацию по разному, чаще всего с лингвистикой, этнопсихологией, этнологией [2].

В современной научной литературе, в том числе и в работах по социальной философии сам термин «межкультурная коммуникация» употребляется в трёх значениях: как научное направление в сфере гуманитарных наук; как университетский предмет (дидактический аспект); как непосредственный процесс взаимодействия между представителями разных культур, процесс, нацеленный на межличностное общение. Последнее онтологически укоренено в существовании человека, который не может стать личностью вне процесса общения как обмена информацией, эмоциями, культурным опытом в целом. Информационные технологии затрагивают как социальные отношения, так и имеют антропологические аспекты [176]. Человек - это продукт культуры, но и одновременно

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Карцева Александра Александровна, 2015 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абалкин Л.И. Поиск путей взаимопонимания цивилизаций // Диалог культур и партнерство цивилизаций: IX Международные Лихачевские научные чтения, 14-15 мая 2009 г. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2009. - С. 20.

2. Аванесова Г.А. Трактовка духовной культуры и духовности в отечественной аналитике в прошлом и теперь / Г. А. Аванесова // Вестн. Моск. ун -та. Сер. 7, Философия, 1998. - № 4.

3. Адуло Т.И., Павловская О.А. Человек в условиях социальных трансформаций: философско-антропологический анализ. - Минск: Бел. Наука, 2006. - С. 63-64.

4. Азар В.И., Туманов С.Ю. Экономика туристского рынка. - М.: ИПГ Госслужбы, 1998. - 239 с.

5. Алексеев-Апраксин A.M. Культурная реальность в свете исследования межкультурных взаимодействий // Вестник ЛГУ имени А.С.Пушкина. Научный журнал. № 4. Философия. - СПб., 2010.

6. Андреева Г.М. Социальная психология // Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. М., 1996. - С. 457-481.

7. Аргучинцева Д.Г. Проблемы национальной идентичности в условиях глобализации // Этносоциальные и конфессиональные процессы в современном обществе. - Гродно: ГрГУ, 2006. - С. 54-56.

8. Арефьев М.А., Баев В.Г., Давыденкова А.Г., Козлова Т.И. Культурология: Культурология: учебник. - СПб., 2006. - 384 с.

9. Арефьев М.А., Давыденкова А.Г., Осипов И.Д., Стельмащук Г.В. Русская культурология: учебное пособие. - СПб.: ЛГУ им. А.С.Пушкина, 2006. - 201 с.

10. Арефьев М.А., Давыденкова А.Г., Кожурин А.Я., Козлова Т.И. Философия человека и культурно-институциональные процессы в России: монография. Часть I. - СПб.: Изд-во ИПП, 2012. - С. 68-146.

11. Артановский С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. Философско-методологический анализ современных зарубежных концепций. - Ленинград, 1967. - 161 с.

12. Артановский С.Н. Культурная мудрость. - СПб, 2000. - 164 с.

13. Бабайцев А.Ю. Коммуникация // Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. - Минск: Книжный дом, 2003. - 1280 с.

14. Бабкин А.В. Специальные виды туризма - Ростов-на-Дону: Феликс, 2008. - 252 с.

15. Байкова И.М., Яхикович И.З. Национальный деловой туризм: особенности развития // Состояние и перспективы развития туризма в РФ: матер. XIV ежегодной междунар. науч.-практ. конф. 26 мая 2011 г. // Под ред. А.Ф.Ивановой. -СПб.: Изд-во СПбУУЭ, 2011. - С. 147-153.

16. Барг М.А. Великая английская революция в портретах ее деятелей / М.А.Барг. - М., 1991. - 436 с.

17. Бауман 3. От паломника к туристу // Социологический журнал. - 1995, № 4. - С. 133-154.

18. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. - М., 1989. - 543 с.

19. Башкеева А.В. В центре внимания - деловой туризм / А.В. Башкеева // Турбизнес на Северо-Западе. - 2003. - № 5. - С. 78-85.

20. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. - М.: Academia, 2004. - 944 с.

21. Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. - Москва: Прогресс, 1986. - 342 с.

22. Белл Д., Иноземцев В. Эпоха разобщенности. - М.: Центр исследований постиндустриального общества, 2007. - 304 с.

23. Бердяев Н.А. Судьба человека в современном мире. К пониманию нашей эпохи / Н.А.Бердяев. // Философия свободного духа. - М., 1994. - 480 с.

24. Бибихин В. Примечания переводчика // Жак Деррида. Позиции. - Киев: «Д. Л.», 1996. - 191 с.

25. Библер В. На гранях логики культуры: Книга избранных очерков. - М.: Русское феноменологическое общество, 1997. - 423 с.

26. Биржаков М.Б. Введение в туризм. - СПб.: Издательский торговый дом «Герда», 2000. - 320 с.

27. Биржаков М.Б., Казаков Н.П. Безопасность в туризме. - СПб.: Издательский торговый дом Герда, 2005. - 208 с.

28. Блох М.Я. Прагматика, этика и эстетика языкового общения. // Лингвистика и лингвистическое образование в современном мире. - М.: ГНО «Прометей» МПГУ. - 2004. - 213 с.

29. Бодрийар Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального. - Екатеринбург, 2000. - 74 с.

30. Бодрийар Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. - М.: Культурная революция; Республика, 2006. - 269 с.

31. Бодрийар Ж. Система вещей. - М., Изд-во «РУДОМИНО», 2001. - 168 с.

32. Бойкова И.М., Климина Л.А., Яхимович И.З. Развитие рынка MICE туризма и проблемы подготовки кадров по организации встреч и мероприятий // Состояние и перспективы развития туризма в РФ. Матер. XII ежегодной научно -прак. конфер. 28 мая 2009 года.

33. Большакова Л.3. «Культура праздника» как программа познавательного туризма: исторический аспект и реальность (на примере «образцового» города Царское Село) // Состояние и перспективы развития туризма в РФ: матер. XIV ежегодной междунар. науч.-практич. конфер. 26 мая 2011 г. / Под ред. Н.Ф.Ивановой. - СПб.: Изд-во СПбУУЭ, 2011. - С. 124-130.

34. Бороноев А.О., Скворцов Н.Г. Социология и социологическое образование в СПбГУ // Социс. - 2005, № 8. - 131 с.

35. Бурстин Д.Дж. Американцы: колониальный опыт. / Пер. с англ. В.Т.Олейника. - М.: Издательская группа «Прогресс» - «Литера», 1993. - 480 с.

36. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990. - 808 с.

37. Веденин Ю.А. Формирование нового культурно -экологического подхода к сохранению наследия (в контексте истории создания Российского института культурного и природного наследия) // Экология культуры: Альманах Института Наследия «Территория». - М., 2000. - С. 25-30.

38. Вержбицкий В.А. Информационный подход к познанию в позитивистской философии науки // В кн. Л.С.Абалилова, Э.В.Бесчеревных, В.В.Вержбицкий и др. Методологические принципы критики идеалистических и метафизических концепций познания. Под ред. П.В.Попова. - М.: Высшая школа, 1985.

39. Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков / Пер. с англ. А.Д.Шмелева под ред. Т.В.Булыгиной. - М.: Языки русской культуры, 1999. - 416 с.

40. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. - М.: Русские словари, 1996. -

412 с.

41. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. - М.: Высшая школа, 1990. - 253 с.

42. Волкова Т.М. Особенности межкультурной коммуникации в деловом туризме // Туризм и гостиничный бизнес. Стратегии взаимодействия образовательных учреждений и работодателей. Матер. II международного форума 23 -26 ноября 2011 года. - СПб., 2011.

43. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики / Под ред. А. М.Матюшкина. - М.: Педагогика, 1983. - 369 с.

44. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. - СПб.: СПбГУ, 1996. - 152 с.

45. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия Х1-Х1Х вв. Изд. 2-ое, испр. и доп. - Изд-во Ленинградского университета, 1989. - 747 с.

46. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. - М.: Академия, 1998. - 429 с.

47. Генис А. Вавилонская башня. Искусство настоящего времени / Серия «Культурология». - М.: «Независимая газета», 1997. - 256 с.

48. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. - М.: Наука, 1977. - 705 с.

49. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. - М.: Совершенство, 1998. - 120 с.

50. Гидденс Э. Ускользающий мир. - М.: Весь мир, 2004. - 120 с.

51. Гилинский Я. Глобализация, девиантность, социальный контроль. Сборник статей. - СПб.: Издательство ДЕАН, 2009. - 336 с.

52. Глотов М.Б. Социальный институт: определение, строение, классификация / М.Б.Глотов // Социологические исследования. - 2003. - № 10. - 13 с.

53. Горбунова М. Ю. Организационные основания культурного туризма // Проблемы и перспективы развития культурного туризма Саратовской области. -Саратов, 2004.

54. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». Постановление Правительства РФ № 795 от 5.10.2010. - М., 2010.

55. Григорьева Т.П. Историческая ситуация и диалог. Выступление на круглом столе «Диалог и коммуникация - философские проблемы» // Вопросы философии, 1989. № 7. - С. 3-27.

56. Громов И.А., Стельмащук Г.В. Культура как предмет социально -философского познания. - СПб.: ЛГОУ, 2004. - 257 с.

57. Гуляев В. Г Организация туристской деятельности / Моск. Акад. экономики и права. - М., 2005. - 207 с.

58. Гурин С.П. Маргинальная антропология. - Саратов, 2000. - 237 с.

59. Гусейнов А.А. Толерантность и диалог культур // Диалог культур и партнерство цивилизаций: IX Международные Лихачевские научные чтения, 14 -15 мая 2009 г. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2009. - С. 65-67.

60. Гусейнов А.А. Диалог культур в глобализирующемся мире: мировоз -зренческие аспекты / Отв. ред. В.С.Степин и др. - М.: Наука, 2005. - 428 с.

61. Гусейнов А.А. Этическая мысль: Современные исследования. - М., Прогресс-Традиция, 2009. - 480 с.

62. Гусейнов А.А. Философия - мысль и поступок: Статьи, доклады, лекции, интервью. - СПб.: СПбГУП, 2012. - 840 с.

63. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. - М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. - 248 с.

64. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - СПб.: Изд-во «Глаголъ», 1995. -

552 с.

65. Декларация прав культуры: - [Проект]. - М.: Логос, 2000. - С. 8. [Из выступлений Д.С. Лихачева] // Наука и жизнь. - М., 2006. - № 12.

66. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? / Пер. с фран. и послесл. С.Н.Зеленкина. - М.: Институт экспериментальной социологии. - СПб.: Алтей, 1998. - 288 с.

67. Деррида Ж. Глобализация. Мир. Космополитизм. / Пер. с фр. Д.Ольшанского // «Космополис». - 2004. - № 2 (8). - С. 125-140.

68. Дианова В.М. Культурология: основные концепции. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. - 280 с.

69. Дианова В.М. Постмодернизм как феномен культуры. Введение в культурологию / Под ред. Ю.Н.Солонина, Е.Г.Соколова. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. - 167 с.

70. Доброхотов А.Л., Калинкин А.Т. Культурология. - М.: ИД «Форум»: Инфра-М, 2010. - 480 с.

71. Донец П.Н. Основы общей теории межкультурной коммуникации: научный статус, понятийный аппарат, языковой и неязыковой аспекты, вопросы этики и дидактики. - Харьков: Штрих, 2001. - 386 с.

72. Дудник С.И., Осипов И.Д. Социально-политический идеал в русской философии второй половины XIX века / Философия российской государственности: история и современность. К 1150-летию российской государственности: коллективная монография: в 2 т. Т.1 / под обш. ред. проф. С.И.Дудника, проф. А.Х.Даудова, проф. И.Д.Осипова. - СПб., 2013. - С. 20

73. Дюркгейм Э. Социология и социальные науки // Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. - М., 1995; Функциональный анализ // Антология исследований культуры. Т. 1. - СПб., 1997. - 400 с.

74. Ерасов Б.С. Социальная культурология. Учебник. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с.

75. 3аборская М.Г. Философия образования и проблема управления педагогическим процессом в современной школе // Инновации и образование. Сборник материалов конференции. Серия «Symposium», выпуск 29. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003.

76. Захаров В.А. Актуальные вопросы становления туристской науки / Состояние и перспективы развития туризма в Р.Ф.: Туристская отрасль в условиях международного кризиса. - СПб.: Изд-во СПбАУЭ, 2010. - С. 56-64.

77. Захаров В.А. Эволюция сущности и многообразие понятий туризма // Состояние и перспективы развития туризма в СНГ: матер. X ежегодной между-нар. науч.-практ. конфер. 31 мая 2007 г. - СПб.: Изд-во СПбАУЭ, 2007. С. 215248.

78. Зборовский Г.Е. Социология досуга и культуры / Г.Е.Зборовский. - М.: Изд-во «Альтекс», 2006. - 315 с.

79. Зорин И.В. Аксиологическое пространство как предметная область педагогики туризма // Теория и практика физической культуры. - 2000. № 8.

80. Зорин И. В. Культурное наследие и туризм // Культурный туризм для мира и развития. - М.: РИБ «Турист», - 2000. - 236 с.

81. Зорин И.В., Каверина Т.П., Квартальнов В.А. Туризм как вид деятельности. - М.: Изд-во «Финансы и статистика», 2005. - 299 с.

82. Иванов Д.В. Эволюция социологии и формы социологического теоретизирования // Проблемы теоретической социологии. Вып. 10. Межвуз. сб. / Отв. ред. А.О.Бороноев. - СПб.: Изд-во Центр экономического ф-та СПбГУ, 2014. - С. 11-32.

83. Иванова Н.И. Социальная ответственность предпринимательства / Состояние и перспективы развития туризма в СНГ: матер, ежегодной междунар. на-

учно-практ. конференции 31 мая 2007 г. - СПб.: Изд-во СПбАУЭ, 2007. - С. 8294.

84. Игнашева М.А. Проблема экстремизма и толерантности в России // Правовые и экономические аспекты молодежной политики: материалы Международной научно-практической конференции 29 апреля 2009 года. - СПб.: Изд-во Института правоведения и предпринимательства, 2009. - С. 385-394.

85. Иконникова Н.К. Механизмы межкультурного восприятия // Социс. -1995. - № 11. - С. 26-34.

86. Иконникова С.Н. История культурологических теорий. - СПб.: Питер, 2005. - 474 с.

87. Иконникова С.Н. Методологические аспекты теории культуры как науки // Методология и методы исследования культуры. - Д.: ЛГИК, 1984. - С. 317. -(Труды; Вып. 89).

88. Иконникова С.Н. Перспективы сравнительной культурологии и диалог цивилизаций // Диалог культур и партнерство цивилизаций: IX Международные Лихачевские чтения, 14-15 мая 2009 г. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2009.

89. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности. - М.: ФиС, 2000. - 200 с.

90. Ионин Л.Г. Театр культурных форм // Социальная динамика культуры. Вып.1. Отв. ред. Л.Г.Ионин, А.Ю.Согомонов. - М., 1992.

91. Ионин Л.Г. Социология культуры. - М., 2000. - 280 с.

92. Каган М. С. Введение в историю мировой культуры / М.С.Каган. - СПб.: Петрополис, 2003. - 383 с.

93. Каган М.С. Философия культуры. - М., 1996. - 415 с.

94. Каган М.С. Философская теория ценности. - СПб., 1997. - 207 с.

95. Каган М.С. Формирование личности как синергетический процесс // Си-нергетическая парадигма: Человек и общество в условиях нестабильности. - М.: Прогресс-Традиция, 2003. - 320 с.

96. Каганский В.Л. Заповедник как элемент и фокус культурного ландшафта // Русский журнал, 20 декабря 2005.

97. Каганский В.Л. Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство. - М.: Новое литературное обозрение, 2001. - 576 с.

98. Кант И. Об изначально злом в человеческой природе / И.Кант // Сочинения в шести томах. Т. 4. Ч. 2. - М.: Изд. «Мысль», 1965. - 478 с.

99. Кармин А.С. Основы культурологии и мифология культуры. - СПб.: Изд-во «Лань», 1997. - 512 с.

100. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. Учебник для вузов. 2-е изд. -СПб.: Питер, 2006. - С. 293-295.

101. Карпенко В.Н. К вопросу о культурологическом подходе к подготовке специалистов социокультурной сферы к взаимодействию в поликультурном пространстве. М.: Изд-во Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2011.

102. Карпова Г.А., Иванова Л.И., Кашина О.Н. и другие. Проблемы и перспективы развития конгрессно-выставочной деятельности в Санкт- Петербурге / Г.А.Карпова, Л.И.Иванова [и др.] // Туристские фирмы. - 2004. - № 33 (1). - С. 7078.

103. Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры. - М.: Гардарика, 1998. - 784 с.

104. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура - М.: Логос, 2000. - 458 с.

105. Касьянова К. О русском национальном характере. - М.: Институт национальной модели экономики, 1994. - 267 с.

106. Квартальнов В. А. Туризм: учебник для образовательных учреждений туристского профиля. - СПб.: Финансы и статистика, 2007. - 335 с.

107. Квартальнов В.А. Стратегический менеджмент в туризме: / Квартальнов В.А. - Киев, 2009. - Электронный ресурс. URL: http://tourlib.net /books tourism/kvartalnov5.htm.

108. Клевченков М.Г. Туризм и развитие межкультурной коммуникации в современном социокультурном пространстве // Туризм и гостиничный бизнес.

Стратегии взаимодействия образовательного учреждения и работодателей. Матер. II международного форума 23-26 ноября 2011 года. - СПб., 2011. - С. 246-247.

109. Коковкина А.А. Эстетическое и этическое в межкультурной коммуникации: основания и проблемы взаимодействия культур в глобальной перспективе // Этносоциум и межнациональная культура. - № 2 (44). М.: Этносоциум, 2012. -С. 62-70.

110. Корольков А.А. Духовная антропология и философия образования. Сб. материалов. Покровские чтения 2001-2003 г. г.

111. Коэн С. Провал крестового похода. США и трагедия посткоммунистической России. - М.: АИРО-ХХ, 2001. - 300 с.

112. Культурология. XX век // Энциклопедия. Т. 1. - СПб.: Университетская книга; ООО «Алитея», 1998. - 370 с.

113. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н.Солонина, М.С.Кагана. -Изд-во: Высшее образование, 2005. - 566 с.

114. Курицын В. Время множить приставки к понятию постмодернизма. Октябрь, 1997, № 7.

115. Кусков А.С. География и туризм: Сборник научных трудов. - Пермь: ПГУ, 2006. - 263 с.

116. Кутузов А.В. Культурология: учеб. пособие. Ч. 1. / А.В.Кутузов; ГОУ ВПО РПА Минюста России, Северо-Западный (г. Санкт-Петербург) филиал. - М.; СПб.: ГОУ ВПО РПА Минюста России, 2008. - 264 с.

117. Кэмпбелл Д. Тысячеликий герой. М: Рефл-бук, АСИТ, 1997. - 228 с.

118. Левашов В.К. Патриотизм в условиях глобализации: о чем свидетельствуют данные социологических опросов / В.К.Левашов // Вестник РАН, 2005, № 2. - С. 99-102.

119. Леви-Стросс К. Печальные тропики / Пер с фран. - Львов. - М.: «Фирма «Издательство АСТ», 1999. - 576 с.

120. Леви-Стросс К. Структурная антропология / Пер. с фран. В.В.Иванова. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 512 с.

121. Лекторский В.А. О толерантности / В.А. Лекторский // Философские науки. 1997. № 3-4.

122. Лиотар Ж.-Д. Состояние постмодернизма // Пер. с фран. Н.А.Шматко. -СПб., АЛИТЕЙЯ, 1998. - 160 с.

123. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. - СПб.: СПбГУП, 2000. - 519 с.

124. Лихачев Д.С. Введение к чтению памятников древнерусской литературы. - М.: Русский путь, 2004. - 340 с.

125. Лихачев Д.С. Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси. - М.: Современник, 1975. - 367 с.

126. Лихачев Д.С. Избранные работы: в 3 т. - Л.: Худож. лит., 1987. Т. 1. -

520 с.

127. Лихачев Д.С. Культура как целостная среда // Лихачев Д. С. Избранные труды по русской и мировой культуре. - СПб.: СПбГУП, 2006. - 416 с.

128. Лихачев Д.С. Культура Руси времен Андрея Рублева и Епифания Премудрого // Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре. СПб: СПбГУП, 2006. - 194 с.

129. Лихачев Д.С. Петербург в истории русской культуры // Лихачев Д. С. Избранные труды по русской и мировой культуре. - СПб: СПбГУП, 2006.

130. Лихачев Д.С. Раздумья о России. - СПб.: Издательство «Logos», 1999.

131. Лихачев Д.С. Сад и культура России // Лихачев Д. С. Избранные труды по русской и мировой культуре. - СПб., СПбГУП, 2006.

132. Лихачев Д.С. Слово и изображение в Древней Руси // Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре. - М., 1996.

132. Лихачев Д.С. Экология культуры // Лихачев Д. С. Избранные труды по русской и мировой культуре. - СПб.: СПбГУП, 2006.

133. Локк Дж. Опыт веротерпимости. 1667 / Дж. Локк // Сочинения в 3-х т. Т. З. - М.: Изд. «Мысль», 1988. - 668 с.

134. Мазуров Ю.Л. Культура и культурная политика // Наследие и современность: Информационный сб. М., 1999. - Вып.7.

135. Маккенел Д. Туристическое агентство // Туристские исследования. -2001. - Том 1.

136. Маклюэн М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего. - М.: Академический проект, 2005. - 496 с.

137. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. - М.,

2003. - 464 с.

138. Малахов В.С. Неудобства с идентичностью // Вопросы философии. -1998. - № 2.

139. Малиновский Б. Избранное: Динамика культуры. - М.: РОССПЭН,

2004. - 959 с.

140. Малиновский Б. Функциональный анализ // Антология исследований культуры. Т. 1. - СПб., 1997. - 654 с.

141. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования: Учебное пособие. - СПб.: СПГУП, 1997. - 260 с.

142. Марков Б.В. Проблемы ответственности в традиционном и современном обществах. Сб. статей / Под ред. А.В.Дуки. - СПб.: Социологическое общество им. М.М.Ковалевского, 2003. - С.138-153.

143. Марков Б.В. Путешествие как признание Другого // Путь Востока. Межкультурная коммуникация. Материалы VI Молодежной научной конференции по проблемам философии, религии, культуры Востока. Серия «Symposium». Выпуск 30. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. - С. 2245.

144. Массовая коммуникация в формировании современного социо -культурного пространства. Круглый стол // Социологические исследования, 2000. - № 7. - С. 73-82.

145. Мацумото Д. Психология и культура. - СПб.: Питер, 2003. - 718 с.

146. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. - М., АСПЕНТ ПРЕСС, 2000. - 208 с.

147. Мид М. Культура и мир детства. - М.: Наука, 1988. - 429 с.

148. Миллс Ч. Социологическое воображение. - M.: NOTABENE, 2001. -

264 с.

149. Миронова Т.Н. Сохранение культурного и природного наследия. - М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2005. - 76 с.

150. Морозова М.А. Государственное регулирование туризма в свете современных тенденций развития туристского бизнеса // Научный журнал «Вестник ИНЖЭКОНА», серия: «Экономика», Выпуск 5 (32). 2009. - С. 290-292.

151. Мошняга Е.В. Концептуальное пространство межкультурной коммуникации в туризме в условиях глобализации. - М.: Советский спорт, 2010. - 219 с.

152. Мошняга Е.В. Межкультурная коммуникация: теоретический анализ // Этносоциум и межнациональная культура. - № 2 (34). М.: Этносоциум, 2011. -176 с.

153. Мошняга Е.В. Социально -педагогические условия совершенствования подготовки специалистов туристской деятельности: Дис. канд. пед. наук. - М., 1997. - 225 с.

154. Нейсбит Дж. Высокая технология, глубокая гуманность: Технологии и наши поиски смысла (пер. с англ. А.Н.Анваера). - М.: ACT, 2005. - 381 с.

155. Некрасов С.М. «Куда бы нас ни бросила судьбина ...»: Выпускники Императорского Александровского Лицея в эмиграции. - М.: Библиотека - фонд «Русское Зарубежье»; Русский путь, 2007.

156. Некрасов С.М. Пушкинские музеи России как явление культуры. -СПб., Всероссийский музей А.С.Пушкина, 1998.

157. Опыт рефлексивной социологии / Пер. с англ. Е.Д.Руткевич // Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. / Пер. с англ., фран., нем., ит. сост. и общ. ред. С.П.Баньковской. - М.: Книжный дом «Университет», 2002.

158. Орлов М.О. Социальная динамика: философско-методологические основания дискурсивного управления в условиях глобализации. - Автореферат диссертации доктора философских наук. - Саратов, 2009.

159. Орлов М.О., Данилов С.А. Роль коммуникации в политической жизни современного общества // Философия и общество, 2008. - № 4.

160. Орлова Э.А. История антропологических учений. - М.: Академический Проект. Альма Матер, 2010. - 624 с.

161. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. - М., 1994. - 588 с.

162. Осипов И.Д. Проблема насилия в русской мысли и современное правовое государство // Современные проблемы высшей школы (к 200-летию Царскосельского Лицея). Матер, междунар. науч. конференции 23-24 июня 2011 г. -СПб., 2011. - 8 с.

163. Осипова О.Я. Транспортное обслуживание туристов. - М.: Академия, 2006. - 384 с.

164. Папирян Г.А. Маркетинг в туризме. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 160 с.

165. Пигров К.С. Человек осциллирующий: к исследованию контрапункта социального развития. Социальная аналитика ритма. Сборник материалов конференции. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.

166. Платон. Собрание сочинений. - М.: Мысль, 1990-1994. - Т. 2. - 865 с.

167. Плахов В.Д. Традиции и общество: опыт философско-социологичес-кого исследования. - М.: Мысль, 1982. - 220 с.

168. Программа гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитания культуры толерантности в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы (Программа «Толерантность»). Правительство Санкт-Петербурга. Постановление от 23 сентября 2010 года № 1256.

169. Программа гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности в Санкт-Петербурге на 2006-2010 годы (Программа «Толерантность»). Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 11.07.2006 № 848.

170. Прыгов Д.Д., Прыгова Н.М., Каминская Н.Д. Психологические типы людей и их роль в цивилизационном процессе. В сб.: «Интеграционные процессы в региональных социально-экономических системах». - Гатчина, 2001.

171. Разова Е.Л. // Проблематизация концептов Дома и Пути в европейской мысли XX века - URL: http://anthropology.ru/ru/texts/razova/wayhome.html.

172. Распоряжение Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 954-р «Об утверждении Концепции развития туризма в России» // Вестник PACT, 2002. -№ 579. - 16 июля.

173. Рорти Р. Постмодернистский буржуазный либерализм / Пер. и примеч. И.Джохадзе // Логос, 1999. - № 9.

174. Руденко О.М. Культурная глобализация. Электронный ресурс. URL: http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/125679.html/.

175. Русаков А.Ю. Актуальность использования PR - технологий в туристской сфере // Актуальные проблемы развития туризма и подготовки кадров для предприятий туристской индустрии. Сборник научных трудов. - СПб.: Изд-во: «Д.А.Р.К.», - 2004. - 212 с.

176. Русаков А.Ю. Информационные коммуникации и социальные отношения: автореферат дис. доктора философских наук: 09.00.11 / Русаков Аркадий Юрьевич; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И.Герцена]. - Санкт-Петербург, 2009. - 224 с.

177. Рыбаков Б.А. Рождение Руси. - М.: «АиФ Принт», 2003. - 447 с.

178. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. - М.: Наука, 1987. - 783 с.

179. Садохин А.Д. Введение в теорию межкультурной коммуникации. - М.: Высшая школа, 2005. - 310 с.

180. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология. - М.: Высшая школа, 2000. - 304 с.

181. Сапожникова Е.Н. Страноведение. - Москва: Издательский центр «Академия», 2006. - 240 с.

182. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Пер. с фран., предисл., примеч. В.И.Колядко. - М.: Республика, 2000. - 639 с.

183. Сенин B.C. Организация международного туризма. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 400 с.

184. Серегин В.Г. Деловой туризм в системе туруслуг / В.Г.Серегин // Туризм: практика, проблемы, перспективы. - 2003. - № 6.

185. Система социологии / Питирим Александрович Сорокин. - М.: Аст-рель, 2008. - 1003 с.

186. Скворцова Е. М. Теоретические и эмпирические исследования культуры. - М., 2002. - С. 11.

187. Сластенин B.A. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.

188. Смыкова М.Р. Туризм. Учебник. - Алматы, 2006. - 220 с.

189. Соколова М.В. История туризма. - М.: Издательство: «Мастерство», 2002. - 352 с.

190. Соколов Э.В. Культура и личность. - Л.: Наука, 1972. - 228 с.

191. Соколов Э.В. Культурология. - М., 1994. - 269 с.

192. Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. - М., 1989. - 83 с.

193. Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга. - Л.: Лениздат, 1977. - 207 с.

194. Соловьев B.C. Оправдание добра. Нравственная философия / В.С.Соловьев. - М.: Изд. «Республика», 1996. - 479 с.

195. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. - М.: Наука, 1997. -

224 с.

196. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. - СПб., 2006. - 1176

с.

197. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. / Общ. ред., сост. и предисл. А.Ю.Согомонов: Пер. с англ. - М.: Политиздат, 1992. - 544 с.

198. Стельмашук Г.В. Культура и ценности / Г.В.Стельмашук // Актуальные проблемы философии, социологии и культурологии: Учен. зап. - T. V. - Вып. 2. -СПб.: ЛГОУ им. А.С.Пушкина, 2000.

199. Степин B.C. Культура // Новейший философский словарь: 3-е изд. ис-правл. - Минск, Книжный Дом, 2003. - С. 527-529.

200. Стефаненко Т. Этнопсихология. - М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 2000. - 320 с.

201. Субетто А.И. Капиталократия и глобальный империализм. - СПб.: Ас-терион, 2009. - 572 с.

202. Субетто А.И. О глобализации, ноосферизме, социализме и судьбе России в XXI веке (критический анализ некоторых положений и намеков историка И.Я.Фроянова) // Академия Тринитаризма, 22 июля 2011.

203. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. - М.: Изд-во политической литературы, 1989. - 573 с.

204. Таннен Д. Ты просто не понимаешь (You just don't understand). - N. Y.,

1990.

205. Тарасов Е.Ф. Межкультурное общение - новая онтология анализа языкового сознания // Этнокультурная специфика языкового сознания. - М., 1996. -С. 7-22.

206. Тарасов Е.Ф. Межкультурное общение: Материалы конференции «Понимание в коммуникации - 5» / Сб. работ. - М. - 2011.

207. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: Учеб. пособие. - М.: Слово / Slovo, 2000. - 624 с.

208. Толерантность / Под ред. М.П.Мчедлова. - М.: Республика, 2004. - С.

86.

209. Тоффлер Э. Третья волна. - М.: Изд-во ACT, 2010. - 784 с.

210. Тоффлер Э. Футуршок. - СПб.: Изд-во Лань, 1999. - 464 с.

211. Тоффлер Э. Шок будущего. - М.: Изд-во ACT, 2008. - 557 с.

212. Трейгер Г. Культура и коммуникация: модель анализа / Г.Трейгер, Э.Холл. 1954.

213. Тэрнер В. Символ и ритуал. - М.: Изд-во Наука, 1983. - 277 с.

214. Уолцер М. О терпимости. Лекции по этике, политике и экономике / Michael Wolzer. On Toleration. Lectures on etics, politics end economi. Yale Universiti Press, М., 1997. - 157 c.

215. Урри Д. Социология за пределами общества: Формы мобильности для XXI века. - Нью-Йорк, Routledge, 2000.

216. Устьянцев В.Б. Жизненное пространство человека: ценностные и институциональные начала // Современная парадигма человека. - Саратов: Изд-во СГУ, 2000. - 81 с.

217. Философия образования / Сборник материалов конференции. - СПб.: Изд. Санкт-Петербургского философского общества, 2002.

218. Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. 7-е изд. - М.: Республика, 2001. - 719 с.

219. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. Учебное пособие для магистров, аспирантов и соискателей. - М.: Согласие, 2010. - 672 с.

220. Фомина Н.Н. Русская культура как фактор утверждения национального самосознания // Человек - Философия - Гуманизм: Тезисы докладов и выступлений I российского философского конгресса (4-7 июня 1997 г.). - В 7 т. - Т. 2. -СПб: Изд-во СПб гос. ун-та, 1997. - С. 428-430.

221. Фомина Т.П., Турин С.П. Туризм как развитие человека через встречу с Другими / Развитие туризма: этнические связи Саратовской области и Германии. Материалы научно-практич. конференции. - Саратов, 2001.

222. Фромм Э. Кризис психоанализа. - М.: Изд-во ACT, Полиграфиздат, 2010. - 252 с.

223. Фромм Э. Психоанализ и религия. - М.: Изд-во ACT: ACT Москва, 2010. - 157 с.

224. Фромм Э. Туризм и семиотика ностальгии // Октябрь, 1991. - № 57.

225. Хабермас Ю. Философский спор вокруг идеи демократии // Гуманизм, наука, техника. - М., 1990. - Т. 1. - С. 178.

226. Ханнерз У. Космополиты и провинциалы в мировой культуре // Культурология XX век. Дайджест. Диалог культур и духовное развитие человека. VI (8). - М., 1998. - С. 21-22.

227. Хассан И. Критика философии постмодерна / Перев. с англ. А.Костиковой и Д.Кралечкина. Предисловие С.П.Капицы. - М.: Дом интеллектуальной книги, 2002. - 246 с.

228. Хвилер Я. Круизы всегда в моде // Турбизнес, № 13, 2002.

229. Холл Э.Т. Язык тела. Как понять иностранца без слов. - М.: Изд-во Вече, 1995. - 432 с.

230. Черненко В.А. Туризм, как неотъемлемая часть мировой экономики // Туризм и гостиничный бизнес. Стратегия взаимодействия образовательных учреждений и работодателей. Матер. II международного форума 23 -26 ноября 2011 года. - СПб., 2011. - С. 30-32.

231. Чудновский А.Д., Жукова M.A., Сенин B.C. Управление индустрией туризма / Учебное пособие. - M.: КНОРУС, 2007. - 448 с.

232. Чусова Н.С. Анализ понятия межкультурной коммуникации социальных субъектов в русской социологии // Этносоциум и межнациональная культура. № 7 (39). М.: Этносоциум, 2011. - С. 129-133.

233. Шаронов В.В. Основы социальной антропологии. - СПб: Изд-во «Лань», 1997. - 192 с.

234. Щепанская Т.Б. Антропология молодежного активизма // Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга (социологический и антропологический анализ). - СПб: «Норма», 1999. - 302 с.

235. Щукина К. Перспективы развития культурного туризма // Состояние и перспективы развития туризма в РФ: матер. XIV ежегодной между нар. науч. -практич. конфер. 26 мая 2011 г. / Под ред. Н.Ф.Ивановой. СПб.: Изд-во СПбУУЭ, 2011. - 178 с.

236. Эко У. Имя розы. - М.: Книжная палата, 1989. - 496 с.

237. Эко У. Поиски совершенного языка в европейской культуре / Пер. с итал. А.Миролюбовой (Серия «Становление Европы»). - М.: Александрия, 2007. -423 с.

238. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. - 344 с.

239. Юнг К. Психологические типы / Перевод: София Лорие (под ред. В.Зеленского). - СПб.: Азбука, 2001. - 150 с.

240. Юнг К. Аналитическая психология. Тавистокские лекции. - СПб.: Изд-во МЦНК и Т «Кентавр», 1994. - 29 с.

241. Ядов В.Я. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А.Ядов. - 3-е изд., испр. - М.: Омега-Л, 2007. - 567 с.

242. Brown P., Levinson S. Politeness: Some Universals in Language Usage. -Cambridge, 1987. - 345 p.

243. Cohen E. Authentidty and Commoditization in Tourism. // Annals of Tourism Research. Vol. 15, № 3, 1988. - P. 371-386.

244. Hofstede G. Culture's Conseque^es. Comparing Values, Behaviors, Institutions and Organizations a^oss Nations. Thousand Oaks С A: Sage P^l^ations, 2001. -596 p.

245. Human Development Report 2004: Cultural Liberty in Today's Diverse World. - N, 2004.

246. ICOMOS Tourism Handbook for World Heritage Site Managers. ICOMOS,

1993.

247. International Convention to Safeguard Intangible Cultural Heritage. UNESCO's General Confere^e. 32nd Session-Paris, 29 September 2003. 17 Odober.

248. Mex^o City Dedaration on Cultural Polides. World Confere^e on Cultural Polides. - Mexko City, 26 July - 6 August, 1982.

249. The UNESCO Universal Dedaration on Cultural Diversity. Adopted by the 31st Session of the General Confere^e of UNESCO. - Paris, 2 November, 2001.

250. Ward G., Bonner St., Furuham R. The psy^ology of Cultural shock. Se-^nd Ed^ation. Part 6 «Tourists».

251. Электронный ресурс. URL: http://www.dp.ru/. До столицы делового туризма еще далеко [дата обращения 25 сентября 2012 года].

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.