Межконфессиональные отношения как диалог культур тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.06, кандидат философских наук Медведко, Степан Викторович
- Специальность ВАК РФ09.00.06
- Количество страниц 134
Оглавление диссертации кандидат философских наук Медведко, Степан Викторович
Введение.
Раздел I. Многонациональный и многоконфессиональный характер российского общества как предпосылка диалога.
Раздел И. Репрезентация культуры религией ( конфессией ).
Раздел III. Содержание, формы и уровни межконфессиональных отношений.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии», 09.00.06 шифр ВАК
Диалог культур в поликультурном пространстве современной России2009 год, кандидат философских наук Великая, Надежда Александровна
Межрелигиозные отношения в Республике Калмыкия: современное состояние и тенденции развития2011 год, кандидат философских наук Манжикова, Элина Кимовна
Религиозный конфликт как объект социально-философского анализа2004 год, кандидат философских наук Самошонков, Кирилл Николаевич
Государственно-конфессиональные отношения в современном российском политическом процессе2008 год, кандидат политических наук Мерзляков, Илья Леонидович
Межнациональные и межконфессиональные отношения в Дагестане: от конфликтности к стабильности2006 год, доктор философских наук Гусаева, Каринэ Гамидовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Межконфессиональные отношения как диалог культур»
Актуальность темы исследования. Проблема межконфессиональных отношений на сегодняшний день является одной из актуальных: распад Советского Союза, разрушение старой политической и идеологической системы повлекли за собой в условиях становления демократических свобод в России обострение соперничества между конфессиями, прозелитизм, мощную волну миссионерской деятельности зарубежных религиозных организаций. Ряд традиционных для России конфессий потрясли расколы: в православии, в Духовном управлении мусульман Европейской части России и Сибири, в Духовном управлении мусульман Северного Кавказа. Наблюдаются попытки политизации конфессиональных организаций, которая также способна стать фактором обострения межконфессиональных отношений. Были нарушены связи и отвергнут позитивный опыт межконфессиональных отношений, накопленный в советский период российской истории.
Центробежные силы в обществе, вызванные потерей старых идеологических ориентаций и неспособностью быстро адаптироваться к новым социальным условиям значительной части населения страны, а также несовершенство соответствующей нормативно-правовой базы подтолкнули органы власти разных уровней к нарушению ряда положений Конституции РФ о свободе совести и равенстве религий в пользу отдельных конфессий.
Значительную роль в обострении соперничества между конфессиями сыграло установление в России принципов свободы религиозной деятельности, гарантируемых новым законодательством, прежде всего Законом РСФСР "О свободе вероисповеданий" (от 25.10.1990), и снятие оков государственной регуляции с межконфессиональных отношений. Именно как реакция на изменения в обществе, вызванные демократическими преобразованиями, в России появилось множество иностранных проповедников и новых религиозных движений, усиливших межконфессиональное соперничество.
Однако необходимо отметить, что процесс демократических реформ в России принес ряд положительных тенденций. Произошла нормализация государственно-церковных отношений. Усилилась тяга народов России к возрождению и развитию национальных культур, к нравственному очищению общества. Значительное место в этом процессе занимают религиозные организации. Наметилась тенденция межконфессионального сотрудничества, носящего пока непостоянный характер отдельных совместных акций.
В условиях переходного периода, который сейчас переживает наше общество, важное значение приобретает построение и развитие конструктивных межконфессиональных отношений, способных повлиять на усиление процессов социальной стабилизации и интеграции Российского государства. Изменение государственного устройства России требует новых подходов в политике государства в отношении религиозных организаций, учитывающих всю многогранность данной проблемы. Одним из таких подходов может стать смещение акцентов межконфессиональных отношений из доктринальной плоскости в плоскость культуры, что позволит сгладить существующие противоречия.
Построение полноценных толерантных отношений необходимо начинать не с прямолинейных призывов и попыток прекращения межконфессиональных конфликтов, а с изучения уже имеющегося конструктивного исторического и современного опыта взаимодействия конфессий и этноконфессиональных общностей и привлечения внимания к нему конфликтующих сторон. Значительную поддержку в этом процессе может оказать приглашение к диалогу в плоскости культуры со стороны государственных структур.
Актуальность избранной темы основана на том, что рассмотрение межконфессиональных отношений через призму диалога культур позволяет получить реальный способ разрешения противоречий между последователями разных вероисповеданий, снизить напряженность, идти к построению общества гражданского согласия.
Степень научной разработанности проблемы. Литературу, относящуюся к теме диссертации, можно условно разделить на три группы: первая включает в себя работы, посвященные проблеме соотношения религии и культуры, вторая представляет собой труды, разрабатывающие идеи диалога культур, в третью входят исследования межконфессиональных отношений.
Спор среди философов о соотношении религии и культуры • чиная с середины XIX века велся в трех направлениях, базирующихся на разных аксиоматических положениях: первое - религия является основой и исходной точкой культуры (например, у русских религиозных философов1), культура имеет сверхъестественный источник и является порождением религии, без религии культуры быть не может, она теряет смысл; второе - культура и религия представляют собой принципиально разные вещи, более того - они антагонистичны и культура вытесняет религию как форму общественного бытия (такая точка
1 См.: Бердяев Н. А. Философия неравенства.- М., 1990.- С. 248; Булгаков С. Н. Христианский социализм.- Новосибирск, 1991.- С. 74. зрения присутствует в ранних работах Ф. Энгельса2); третье - религия является одним из структурных компонентов культуры, роль которого исторически изменяется (этой точки зрения придерживается, например, Л. Н. Митрохин3). При этом основной акцент всех исследований ставился на структуре взаимодействия культуры и религии. Важно отметить, что зачастую проблема соотношения этих явлений в научных работах носила "проходной" характер, выполняя функцию доказательства и обоснования различных идеологических систем. Практическая реализация этих идей не была детально разработана и представляла собой лишь обозначение некого основного направления (например, идея соборности).
Необходимо особо выделить работы, посвященные проблеме взаимодействия культуры и религии, авторы которых, не касаясь проблемы генезиса, рассматривали феноменологическую сторону данного вопроса4.
Во второй половине XX века получила распространение идея диалога культур. Одним из наиболее ярких представителей этого направления выступил М. М. Бахтин5. Он определил основные принципы комплексного подхода в изучении явления культуры и указал на ведущую роль ценностей в системе культуры. М. М. Бахтин считал, что главной чертой диалога культур является его сознательность и от-рефлексированность. Философский метод диалога, предложенный
2 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 1, стр. 590.
3 См.: Митрохин Л. Н. Религия в системе культуры // Наука и религия. 1987.№ 8,10. 1988.№ 1; Митрохин Л. Н. Социалистическая действительность и религия // Наука и религия. 1987. №11 С.40-43.
4 См. например: Балагушкин Е. Г. Морфологические характеристики сопряжения религии и культуры. // Культура и религия: линии сопряжения. М., 1994. Стр. 27-36.
5 См.: Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.
М. М. Бахтиным, представляет собой идею преодоления монологизма, который определялся им как "отрицание равноправности сознаний в отношении к истине". Развитие идеи диалога культур нашло выражение в трудах В. С. Библера и Ю. М. Лотмана6. Однако роль и место религии в системе ценностей культуры не были достаточно освещены. Между тем идея диалога культур может рассматриваться как методологическое основание в исследовании межконфессиональных отношений.
Проблема межконфессиональных отношений рассматривалась как в научной, так и в богословской литературе. Среди богословов в конце XIX века к данной проблеме первыми обратились представители католицизма и протестантизма, когда вопрос сосуществования стал одним из актуальнейших перед лицом усиливавшихся процессов секуляризации общества. В России проблема межконфессиональных отношений получила освещение в трудах В. С. Соловьева и других религиозных философов. В научной литературе можно выделить два основных направления исследования: первое - исследование межконфессиональных конфликтов и выявление их причин и способов преодоления, второе - изучение позитивного опыта межконфессионального взаимодействия. Важно отметить аксиологическую окрашенность этих исследований: это либо ориентация на избранность и непогрешимость одной конфессии7, что устанавливает приоритетное положение
6 См.: Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М., 1992.; Библер В. С. Школа диалога культур: введение в программу. // Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методологические и методические проблемы. М., 1994. С.252-261.
7 См.: Баптизм как наиболее зловредная секта.- М., 1995; Кураев А. Особенности религиозной ситуации в России // Культура и религия: линии сопряжения.- М., 1994. отдельных конфессий по сравнению с остальными, либо ориентация на принцип равенства конфессий8.
В рассмотрении проблемы межконфессиональных отношений большинство авторов учитывают их теснейшую связь с межнациональными отношениями, однако зачастую за рамками исследования остаются проблемы взаимодействия религии и культуры, а также роль и возможности последней в гармонизации межконфессиональных отношений. Все это делает необходимым продолжение анализа и изучения этих отношений через призму культуры.
Цель и задачи исследования. Целью данного исследования является научно-теоретический анализ современного состояния межконфессиональных отношений и перспектив их построения на основе диалога культур.
Осуществление данной цели предполагает решение следующих задач:
- проанализировать специфику диалога в условиях многонационального и многоконфессионального характера современного российского общества; показать степень репрезентации культуры религией (конфессией);
- осветить содержание, формы и уровни межконфессиональных отношений в контексте диалога культур;
8 См.: Религиозно-конфессиональные отношения в современной России // Государственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и современное состояние).- М., РАГС, 1996.- С.131-145; Белая книга. О нарушениях свободы совести в Российской Федерации (1994-1996).-М., "Аллегро-Пресс", 1997; Нуруллаев А. А. Цивилизованные межконфессиональные отношения - важное условие предупреждения и разрешения межнациональных конфликтов // Национальное и религиозное,- М., 1996.- С.123-140.
- наметить возможные пути и способы стабилизации межконфессиональных отношений посредством смещения акцентов этих отношений в плоскость культуры.
Методологические основания диссертации. Теоретико-методологической основой диссертации являются такие научные методы познания как историзм, объективность, системность и комплексность, а также принципы, заложенные в идее диалога культур, которые в совокупности позволяют рассматривать явление в его развитии. Подобный подход предоставляет возможность рассматривать религию в качестве одного из репрезентантов культуры, а межконфессиональные отношения как проявление диалога культур, что позволяет выделить последний в качестве ценностного основания в построении межконфессионального диалога.
Источники. Важную роль в разработке темы сыграли труды ученых, изучавших проблематику диалога культур: М. М. Бахтина, В. С. Библера, Н. И. Еналаева, Ю. М. Лотмана, Э. С. Маркаряна.
При разработке темы исследования диссертант опирался на труды ученых, работающих в области религиоведения: В. И. Гараджи, А. В. Журавского, Ю. П. Зуева, Т. А. Кудриной, Р. А. Лопаткина, Л. Н. Митрохина, Ф. Г. Овсиенко, М. И. Одинцова, М. Г. Писманика, А. А. Ткачевой, Д. М. Угриновича, И. Н. Яблокова и др. При рассмотрении основной проблематики взаимосвязи национального и религиозного в системе культуры автор использовал работы отечественных исследователей: Л. А. Баширова, М. С. Джунусова, М. П. Мчед-лова, А. А. Нуруллаева.
Помимо работ в области религиоведения в диссертации использовались труды философов (Г. В. Ф. Гегель, К. Маркс, К. Поппер, А. Тойнби, Л. Фейербах , О. Шпенглер, Ф. Энгельс), этнографов (Л. Н.
Гумилев, Э. Б. Тайлор,), психологов (К. Г. Юнг, Р. Бендлер), социологов (Р. Белла, М. Вебер, Т. Парсонс, П. Сорокин), культурологов (П. С. Гуревич, В. М. Межуев, В. М. Розин), русских религиозных философов (В. С. Соловьев, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев, П. А. Флоренский), церковных деятелей (Иоанн Павел II, А. Борисов, А. Кураев).
При подготовке диссертации автор также использовал материалы парламентских слушаний на тему: "Свобода совести и права человека в РФ" (от 14.02.95), документы Правительства РФ, результаты исследований, осуществленных исследовательским центром "Религия в современном обществе" РНИСиНП (летом - осенью 1995 г.), сведения о государственной регистрации уставов религиозных объединений в РФ за 90-е годы, различную религиозную литературу, материалы конференций в Санкт-Петербурге "Диалог культур и межнациональные отношения" (декабрь 1994 г.) и Нижнем Новгороде "Современный ислам в диалоге культур" (апрель 1996 г.), а также III Саранских международных Бахтинских чтений.
Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и научная новизна работы. В данной работе осуществлен философско-теоретический анализ репрезентации культуры религией, который позволяет моделировать построение конструктивных межконфессиональных отношений, перенося основной вектор их взаимодействия в плоскость культуры. Рассмотрев существующие формы межконфессиональных отношений, автор показал перспективы их развития в приложении концепции диалога культур.
В исследовании предложен подход к пониманию межконфессиональных отношений как диалога культур. Этот подход, во-первых, позволяет рассматривать диалог культур как ценностное основание межконфессиональных отношений, а во-вторых, как один из возможных путей и способов гармонизации межконфессиональных отношений.
В работе новизной отличаются следующие положения:
- религия рассматривается как один из репрезентантов культуры;
- раскрыты содержание, формы и уровни межконфессионального диалога;
- изучен и введен в научный оборот позитивный опыт межконфессионального взаимодействия.
Автор приходит к выводу, что, решая задачи консолидации современного российского общества, необходимо искать цивилизованные способы межконфессионального взаимодействия, а одним из этих направлений является смещение акцентов межконфессиональных отношений в плоскость диалога культур.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы государственными и муниципальными органами, конфессиями и религиозными объединениями при построении конструктивных межконфессиональных отношений, основанных на взаимоуважении, терпимости и взаимодействии в интересах консолидации народов России, а также при разработке современной модели государственно-церковных отношений и решении ряда актуальных социальных и духовно-нравственных проблем, стоящих перед современным российским обществом. Для государственных структур необходимо осознать социальную значимость межконфессиональных отношений и способствовать развитию диалога.
Материалы диссертации и содержащиеся в них выводы могут быть использованы как в научной работе для дальнейшего осмысления взаимосвязи культуры и религии и степени влияния этой связи на межконфессиональные отношения, так и в учебном процессе (в школах и ВУЗах) при чтении курсов философии, культурологии, истории религий и религиоведения.
Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования изложены соискателем в научных публикациях общим объемом 1,1 п. л., освещались в сообщениях на научных конференциях в г.г. Санкт-Петербурге (14-16 декабря 1994 г.) "Диалог культур и межнациональные отношения" и Нижнем Новгороде (18-19 апреля 1996 г.) "Современный ислам в диалоге культур". Диссертация обсуждена на заседании кафедры религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте РФ и рекомендована к защите.
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии», 09.00.06 шифр ВАК
Взаимодействие национального и религиозного факторов в культуре и быту: На примере народов Поволжья и Приуралья, традиционно исповедующих ислам1998 год, доктор философских наук Давлетшин, Кутдус Давлетович
Религия и политика: трансформация институциональных форм взаимодействия2013 год, кандидат политических наук Таранюк, Жан Петрович
Духовные ориентиры молодёжи Татарстана в условиях новой конфессиональной политики государства: 1990-2000-е гг.2011 год, кандидат исторических наук Фазлиев, Айваз Миннегосманович
Этапы и особенности реализации государственной политики в сфере свободы совести в России и Индии: сравнительно-политологический анализ2012 год, доктор политических наук Мухаметзянова-Дуггал, Регина Массаровна
Конфессиональная политика Российского государства в постсоветский период: на примере Южного Урала2009 год, кандидат исторических наук Назарова, Юлия Владимировна
Заключение диссертации по теме «Философия религии», Медведко, Степан Викторович
Заключение.
Главным выводом данного исследования является необходимость построения конструктивных межконфессиональных отношений в России на основе диалога культур, что позволит им выступить реальным инструментом гармонизации и консолидации нашего общества.
Основными результатами данного исследования могут считаться следующие положения:
- диалог культур может выступать ценностным основанием межконфессиональных отношений;
- религия является репрезентантом культуры;
- межконфессиональные отношения в России тесно связаны с межнациональными отношениями и диалогом традиций;
- межконфессиональные отношения как диалог культур могут носить как стихийный (форма отношений), так и сознательный (целенаправленный) характер, проходить на институциональном и личном уровне;
- позитивный опыт межконфессионального диалога ( его методологическая и практическая часть) может быть использован как для прекращения, так и предотвращения межконфессиональных и межнациональных конфликтов;
- в качестве одного из путей стабилизации межконфессиональных отношений в России можно использовать смещение акцентов этих отношений в плоскость культуры.
Одним из приоритетных направлений политики государства в отношении религии должно стать формирование условий, способствующих дальнейшему развитию конструктивных межконфессиональных отношений в России. Для этого необходима нормативно-правовая и моральная поддержка со стороны государства в отношении конфессий, стремящихся к поиску диалога. Целесообразность таких действий обусловлена реальными практическими результатами межконфессионального диалога в деле предотвращения межнациональных конфликтов и посильной помощи в построении общества гражданского согласия. Кроме того, одним из практических результатов конструктивных межконфессиональных отношений может стать более активное участие религиозных организаций в деле социальной стабилизации и построения в России открытого общества. Важным фактором здесь может выступить степень вовлеченности в них не только священнослужителей, но и рядовых верующих, работников культуры, ученых.
Перспектива дальнейшего позитивного влияния межконфессионального диалога на межнациональные отношения в России является очень актуальной темой и нуждается в дальнейшей научной разработке.
Россия вступила в период рыночных отношений, но "рынок вещей" невозможен без "рынка идей", и формирование культуры терпимости становится важной предпосылкой гражданского согласия. Опыт позитивных межконфессиональных отношений на примере деятельности Ассоциации христиан-предпринимателей и клуба "За честный труд и справедливый бизнес", ориентированный на совместные усилия в области экономики и культуры, открывает возможность диалога, целью которого будет гармонизация межконфессионального взаимодействия и который может сыграть роль не только в прекращении, но и в предотвращении конфликтов. Возможно, что построение межконфессионального диалога необходимо начинать именно через клубную форму, когда встречи представителей разных конфессий станут носить (в отличие от конференций) постоянный характер.
Сама жизнь, историческая практика социального движения поставила вопрос о переходе общества от линейного развития тоталитарного типа к поливариантному устройству. Существует необходимость для всех социальных общностей современной России согласовать свои различные ценностные ориентации. Необходимо сделать очередную попытку понять и принять возможность и ценность уникальной значимости для всего человечества различных неповторимых культур, даже если их идеалы и нормы не вписываются в область универсального консенсуса. Важнейшей фазой необходимого общемирового процесса ценностных согласований может послужить действительное стремление России войти в культурное пространство единой Европы, стремясь к координации своих и западноевропейских аксиологических ориентаций сознания. Кроме того, становление диалогического характера российской культуры позволит глубже раскрыть ее потенциал, выступить не разрушающим, а поддерживающим исторически сложившиеся традиции началом. Одним из путей построения в России открытого общества может стать аксиологическое осмысление диалога как средства преодоления противоречий. Рассмотрение межконфессиональных отношений как диалога культур позволяет адаптировать его методологические приемы в практике государственной политики в отношении религии и может служить реальным инструментом в укреплении демократических основ современной России.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Медведко, Степан Викторович, 1997 год
1. Сборники и комментарии законодательных актов и нормативных документов, публикации архивных материалов
2. Закон РСФСР "О свободе вероисповеданий" от 25 октября 1990 г. С последующими изменениями и дополнениями // Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России. М.: Изд-во РАГС, 1996.
3. Законодательство Российской Федерации о свободе вероисповеданий и религиозных объединениях. М.: Духовное возрождение, 1993.-64 с.
4. Законодательство Российской Федерации о свободе совести, вероисповедания и религиозных объединениях. М.: Феникс, 1994.- 1 Юс.
5. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации России. -М.: Известия, 1992. - 110 с.
6. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации. Одобрена постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. №547.
7. Обращение Совета христианских организаций к Государственной Думе // Церковно-общественный вестник. 1997 - № 13. -10 апреля.
8. Постановление Верховного Совета РСФСР "О неотложных мерах по сохранению национального культурного наследия народов РСФСР" от 25 декабря 1990 г. № 447.
9. Религия и закон / Сборник правовых актов.- М.: Паллада, 1996.- 80с.1.. Специальная литература по теме
10. Монографии. Брошюры. Курсы лекций.
11. Абаев Н. В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. 2-е изд., перераб. и доп. - Новосибирск: Наука; Сиб. отделение, 1989. - 272 с.
12. Андреева Г. М. и др. Современная социальная психология на Западе (теоретические направления) / Андреева Г. М., Богомолова Н. П., Петровская JI. А. М.: Изд-во МГУ, 1978.
13. З.Арнольдов А. И. Введение в культурологию. М.: Народ, акад. культуры и общечеловеческих ценностей, 1993. - 352 с.
14. Арнольдов А. И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. М.: Изд-во МГИК, 1992. - 240 с.
15. Баптизм как наиболее зловредная секта.- М., 1995.
16. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. 4-е изд. - М.: Сов. Россия, 1979. - 318 с.
17. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.-424 с.
18. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. -445 с.
19. Баширов Л. А. Ислам и межнациональные отношения. М.: Знание, 1990.-52 с.
20. Бейтсон Г., Бейтсон М. К. Ангелы страшатся: К эпистемологии священного. М., 1992 - 211 с. - (Б-ка технологической школы бизнеса. Психотехнологии и эффективный менеджмент).
21. Белая книга. О нарушениях свободы совести в Российской Федерации (1994-1996) / Под ред. Л. С. Левинсона. М.: Аллегро-Пресс, 1997.- 140 с.
22. Бендлер Р. Используйте свой мозг для изменения. Новосибирск, 1992. 256 с.
23. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990.-224 с.
24. Бердяев Н. А. Философия неравенства. М., 1990.
25. Библер В. С. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика культуры. -М., 1991.
26. Библер В. С. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 1991. - 413 с.
27. Библер В. С. Самостоянье человека: "Предметная деятельность" в концепции Маркса и самодетерминация индивида. Кемерово, 1993.
28. Борисов А. Побелевшие нивы: Размышления о Русской Православной Церкви. М., 1994.
29. Бромлей Ю. В. Национальные процессы в СССР: в поисках новых подходов. М.: Наука, 1988. - 208 с.
30. Букин В. Р. Психология верующих и атеистическое воспитание. -М.: Мысль, 1969. 230 с.31 .Букин В. Р., Ерунов Б. А. На грани веры и неверия. Философско-психологический очерк. Л.: Лениздат, 1974. - 164 с.
31. Булгаков С. Н. Христианский социализм / Сост., вступит, ст., подготовка текста В. Н. Акулина Новосибирск: Наука; Сиб. отд., 1991. - 347 с. - (Споры о судьбах России).
32. Булгаков С. Н. Христианский социализм. Новосибирск, 1991.
33. Вартофский М. Модели. Репрезентация и научное понимание: Пер. с англ. / Общ. ред. и послесл. В. Н. Садовского М.: Прогресс, 1988. - 506 с.
34. Вебер М. Избр. произведения: Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. Ю. М. Давыдова. М.: Прогресс, 1990. - 804 с. - (Социол. мысль Запада).
35. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избр. произведения: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990. - С. 61-272.
36. Вебер М. Протестантские секты и дух капитализма // Избр. произведения: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990. - С. 273-206.
37. Гараджа В. И. Социология религии. Учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. М.: Наука, 1995. - 223 с.
38. Гараджа В. И. Религиеведение. Учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений и преп. средней школы. 2-е изд., доп. - М.: Аспект-Пресс, 1994. - 350 с .
39. Гегель Г. В. Ф. Философия религии: В 2 т. М.: Мысль, 1975-1977.
40. Гольдциер И. Культ святых в исламе. М., 1938.
41. Государственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и современное состояние) / Отв. ред. Овсиенко Ф. Г., Одинцов М. И., Трофимчук Н. А. / РАГС при Президенте РФ. М., 1996. - 252 с.
42. Государственно-церковные отношения в России. Курс лекций : В 2 ч. / Отв. ред. Овсиенко Ф. Г., Трофимчук Н. А. М.: Изд-во РАГС, 1995. Ч. 1-257 с.,Ч. II-193 с.
43. Гриндер Д., Бендлер Р. Структура магии: В 2 т. / Под ред. Прощу-тинского Ю. С. -СПб.: Б. и., 1993. Т. I 201 е., Т. II - 221 с.
44. Гумилев Л. Н. От Руси к России: Очерки этнической истории. М.: Экопрос, 1992. - 334 с.
45. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. 3-е изд., стереотип. -Л.: Гидрометеоиздат, 1990. - 528 с.
46. Гуревич П. С. Философия культуры. Пособие для студентов гуманитарных вузов. М.: АО "Аспект-Пресс", 1994. 317 с. (Программа: Обновление гуманит. образования в России).
47. Данилевский Н. Я. Россия и Европа / Сост., предисл. и коммент. С. А. Вайгачева. М.: Книга, 1991. - 574 с.
48. Декарт Р. Избр. произведения: Пер. с франц. и латин. / Ред. и вступит. статья В. В. Соколова. М.: Госполитиздат, 1950. - 712 с. \
49. Деятели Октября о религии и церкви. (Статьи. Речи. Беседы. Воспоминания.) М.,1968. 239 с.
50. Джунусов М. С. Введение в марксистско-ленинскую теорию наций / Отв. ред. А. А. Росляков, М. М. Абаева. Ашхабад: Ылым, 1988. -404 с.
51. Джунусов М. С. Национализм в различных измерениях. Алма-Ата: Казахстан, 1990. - 200 с.
52. Журавский А. В. Христианство и ислам. Социокультурные проблемы диалога. М.: Наука, 1990. - 128с.54.3уев Ю. П. Социально-исторический процесс и критика его богословской интерпретации. М.: Знание, 1986. - 64 с.
53. Ильенков Э. В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. -464 с. - (Мыслители XX века).
54. Калинина К. В. Национальные меньшинства в России / РАУ. М.: Луч, 1993. - 86 с.
55. Кантеров И. Я. Клерикализм идеология духовного насилия. - М.: Педагогика, 1986. - 189 с.
56. Кемеров В. Е. Новый социально-философский словарь. Екатеринбург, 1993. - 268 с.
57. Конрад Н. И. Запад и Восток. Статьи. 2-е изд., исп. и доп. - М.: Наука, 1972. - 496 с.
58. Корнев В. И. Невидимые парадоксы религии и культуры. М.: Знание, 1991.-63 с.61 .Котанджян Г. С. Грани согласия конфликта: Цивилизационные проблемы теоретической и прикладной политологии /РАУ. - М.: Луч, 1992.- 183 с.
59. Крянев Ю. В. Христианский экуменизм. М.: Политиздат, 1980. -159 с.
60. Кузнецова Т. Ф., Межуев В. М. и др. Культура: теории и проблемы. М., 1995. 279 с.
61. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1978. 623 с.
62. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М.: Гнозис, 1992. - 272 с.
63. Макдональд В. Руководство по субмодальностям. Воронеж, 1994. 126 с.
64. Мамардашвили М. Картезианские размышления. М.: Прогресс, 1993. -352 с.
65. Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука: (логико-методологич. анализ). М.: Мысль, 1983. - 284 с.
66. Маркс К. Теории прибавочной стоимости (IV том "Капитала") // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 26, ч. III. 674 с.
67. Межуев В. М. Культура и история. (Проблема культуры в философ-ско-исторической теории марксизма). М.: Политиздат, 1977.- 199 с.71 .Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры: В 3 т. Т. 2. Ч. 2. М.: Прогресс-Культура, 1994. - 296 с.
68. Митрохин Л. Н. Философия религии. М.: Республика, 1993. - 416 с.
69. Налимов В. В. В поисках иных смыслов. М.: Прогресс, 1993.- 280 с.
70. Павлюк В. В. Психология современных верующих и атеистическое воспитание (Социально-психологическое исследование). Львов: Ви-ща школа, 1976. 220 с.
71. Платонов К. К. Психология религии. М., 1967.
72. Плиев А. Г. Перестройка и художественная культура / АОН при ЦК КПСС. -М., 1990.- 192 с.
73. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 1-2. М.: Феникс, 1992. -Т.1 -448 е., Т.2-528 с.
74. Пуляев В. Т. Истоки возрождения России: единство духовного и материального. К вопросу о новой парадигме развития общества. -СПб.: Петрополис, 1993. 64 с.
75. Религия в истории и культуре / Писманик М. Г., Нечаев М. Г., Жохов А. В., Чупин В. Д. Пермь: Книжный мир, 1995. - 304 с.
76. Религия и культура: Метод, материалы спецкурса. Вып. 1 / Краснодар. академия культуры. Краснодар, 1994. - 127 с.
77. Розанов В. В. Религия. Философия. Культура. М., 1992. 397 с.
78. Розанов В. В. Религия и культура. Уединенное.: Сборник: В 2 т. Т. 1. Религия и культура. М.: Правда, 1990. - 637 с.
79. Розин В. М. Введение в культурологию. М.: Международная педагогическая академия, 1994. -104 с.91 .Россия как многонациональная общность и перспективы межэтнического согласия. П/р. Тишкова В. А. М., 1994. 30 стр. 220 257.
80. Самыгин С. И. и др. Религиоведение: социология и психология религии. / Самыгин С. И., Нечипуренко В. Н., Полонская И. Н. Рос-тов-на-Дону: Феникс, 1996. - 672 с.
81. Скибицкий М. М. Современная теология и естествознание: миф о союзе и действительность. М.: Знание, 1983. - 64 с.
82. Смелзер Н. Социология: Пер. с англ. М.: Феникс, 1994. - 688 стр.
83. Соловьев В. С. Сочинения: В 2 т. Т. 1. Философская публицистика. -М.: Правда, 1989. 687 с.
84. Соловьев В. С. Догматическое развитие Церкви в связи с вопросом о соединении церквей // О христианском единстве. М., "Рудомино", 1994.-е. 85-127.
85. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество / Под общ. ред. А. Ю. Согомонова. М.: Политиздат, 1992. - 540 с.
86. Тажуризина 3. А. Атеизм и свободомыслие в духовной жизни русского народа. М.: Знание, 1986. - 63 с.
87. Тайлор Э. Б. Первобытная культура: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1989. - 573 с.
88. А. П. М.: Прогресс, 1991. - 730 с. ЮЗ.Троицкий Е. С. Русская нация: социалистическое преобразование и обновление: Социально-философские очерки. - М.: Сов. Россия,1989.-272 с.
89. Юб.Угринович Д. М. Введение в религиоведение. 2-е изд., доп. - М.:
90. Мысль, 1985. 270 с. Ю7.Угринович Д. М. Искусство и религия: (Теоретич. очерк). - М.:
91. Политиздат, 1982. 287 с. Ю8.Угринович Д. М. Психология религии. - М.: Политиздат, 1986. -352 с.
92. Фейербах Л. Избр. философ, произведения: В 2 т. / Общ. ред. и вступит, стат. М. М. Григорьяна. М.: Госполитиздат, 1955. - Т.1 -776 е., Т.2-942 с.
93. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории / Пер. с нем. М.: Мысль, 1993. - 666 с.
94. З.Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 20. С. 5 - 338.
95. Энгельс Ф. Положение Англии. Томас Карлейль "Прошлое и настоящее" // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 1. С. 572 - 597.
96. Юнг К. Г. Архетип и символ / Сост. и вступ. ст. А. М. Руткевича. -М.: Ренессанс, 1991. 304 с. - (Страницы мировой философии).
97. Сборники научных трудов и статей
98. Аманбаев М. Н. Культура и современные межнациональные отношения // Культура и процессы демократизации / Отв. ред. Т. М. Сурина, Ю. К. Фомичев / АОН при ЦК КПСС. Вып. 1. - М., 1990. -С. 21-38.
99. Балагушкин Е. Г. Морфологические характеристики сопряжения религии и культуры // Культура и религия: линии сопряжения / Отв. ред. А. И. Арнольдов / РАУ М.: Изд-во РАУ, 1994. - С. 27-36.
100. Бахтин М. М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники: Ежегодник, 1984-1985. М., 1986. - С. 80-161.
101. Баширов JI. А. Ислам и межнациональные отношения // Государственно-церковные отношения в России. Курс лекций : В 2 ч. / Отв. ред. Овсиенко Ф. Г., Трофимчук Н. А. Ч. I. - М.: Изд-во РАГС, 1995.-С. 128-151.
102. Больджани Ф. Христианство и культура: классические и "иные" // Религия и проблемы генезиса культуры в интерпретации буржуазных исследователей: Реф. сб. / ИНИОН АН СССР: Отв. ред.-сост. Кимелев Ю. А. М., 1985. - С.137-149
103. Быстрова Т. Ю. Диалог и общение в культуре: границы понятий // М. М. Бахтин и гуманитарное мышление на пороге XXI века: Тез. докл. III Саран, междунар. Бахтиских чтений: В 2 ч. Ч. 2. Саранск: Изд-во мордов. ун-та, 1995. - С. 15-17.
104. Введение в русскую философию / Лазарев В. В., Абрамов А. И., Авдеева Л. Р. и др. М.: Интерпракс, 1995. - 304 с.
105. Возрождение культуры России: гуманитарные знания и образование сегодня: Сб. Ст. СПб.: Знание, 1994. - 112 с.
106. Вопросы научного атеизма. Вып. 11. Психология и религия: Под ред. А. Ф. Окулова. М., 1971. - 344 с.
107. Горбунов В. В. Православие и русская культура. // Национальное и религиозное /РНИСиНП. М., 1996. - С. 67-110.
108. Государственная служба Российской Федерации и межнациональные отношения. М.: Луч, 1995. - 268 с.
109. Грудзень Ю. Ватиканская концепция диалога с миром // Религия и социальные проблемы современности. Реф. сб. / ИНИОН АН СССР; Под общ. ред. Тапочки М. П., Гараджи В. И. М., 1978. - С. 41-47. (Проблемы религии и атеизма за рубежом).
110. Деятели Октября о религии и церкви. (Статьи. Речи. Беседы. Воспоминания.) М.,1968. 239 с.
111. Джонсон Р. Л. Контркультура и видение бога // Религия в современном мире. Реф. сб. / ИНИОН АН СССР; Под общ. ред. Гапочки М. П., Гараджи В. И. М., 1974. - С. 169-197. (Проблемы религии и атеизма за рубежом).
112. Диалог: Теоретические проблемы и методы исследования. Сб. научно-аналитических обзоров / Отв. ред. Безменова Н. А. / ИНИОН. -М., 1991. 160 с. - (Теория и история языкознания)
113. Еналеев Н. И. Социальная критика и диалог культур // М. М. Бахтин и гуманитарное мышление на пороге XXI века: Тез. докл. III Саран, междунар. Бахтинских чтений: В 2 ч. Ч. 2. Саранск: Изд-во мордов. ун-та, 1995. - С. 42-44.
114. Зуев Ю. П., Трусенева Н. В. Религиозно-конфессиональные отношения в современной России // Государственно-церковные отношения в России. Курс лекций : В 2 ч. / Отв. ред. Овсиенко Ф. Г., Тро-фимчук Н. А. Ч. I. - М.: Изд-во РАГС, 1995. - С. 151-167.
115. Китаев П. М. Человек и культура (к вопросу о принципах теоретического анализа) // Культура и процессы демократизации / Отв. ред.
116. Т. М. Сурина, Ю. К. Фомичев / АОН при ЦК КПСС. Вып. 1. - М., 1990.-С. 4-21.
117. Классики мирового религиоведения. Антология. Т. 1 / Пер. с англ., нем., фр. Сост. и общ. ред. А. Н. Красникова. М.: Канон+, 1996. -496 с. - (История философии в памятниках).
118. Красиков П. А. Крестьянство и религия // Деятели Октября о религии и церкви. (Статьи. Речи. Беседы. Воспоминания.) М.: Мысль, 1968.-С. 75- 103.
119. Крещение Руси: история и современность (Сборник статей из периодической печати 1986-1988 гг.) / АОН при ЦК КПСС. М., 1990. -218 с.
120. Кризис современной религии и мистицизм: Реф. сб. / ИНИОН АН СССР: Отв. ред. Кимелев Ю. А. М., 1985. - 198с. - (Проблемы религии и атеизма за рубежом).
121. Кудрина Т. А. Религия и культура // Государственно-церковные отношения в России. Курс лекций : В 2 ч. / Отв. ред. Овсиенко Ф. Г., Трофимчук Н. А. Ч. I. - М.: Изд-во РАГС, 1995. - С. 190-220.
122. Кузнецова Т. Ф., Межуев В. М. и др. Культура: теории и проблемы. М., 1995.-279 с.
123. Культура и религия: линии сопряжения./ Отв. ред. Арнольдов А. И. / РАУ. М.: Изд-во РАУ, 1994. - 194 с.
124. Кураев А. Особенности религиозной ситуации в России // Культура и религия: линии сопряжения / Отв. ред. А. И. Арнольдов / РАУ -М.: Изд-во РАУ, 1994. С. 99-107.
125. Лопаткин Р. А. Историческое сознание народов России как платформа общенационального согласия // Религия, национальное согласие и возрождение России (материалы конференции) / РАУ. М.: Луч, 1993.-С. 16-22.
126. Митрополит Кирилл (Гундяев) Православие в новых условиях // Свобода совести в духовном возрождении отечества: Сб. ст. М., 1994. - С. 22-39.
127. Мчедлов М. П. Взаимосвязь религиозного и национального. // Национальное и религиозное / РНИСиНП. М., 1996. - С. 4-22
128. Мчедлов М. П. О состоянии религиозности в современной России. // Национальное и религиозное / РНИСиНП. М., 1996. - С. 22-32
129. Мчедлов М. П. Основа гражданского согласия // Свобода совести в духовном возрождении отечества: Сб. ст. М., 1994. - С. 4-21.
130. Нуруллаев А. А. Общественное мнение об этноконфессиональных отношениях. // Национальное и религиозное / РНИСиНП. М., 1996. - С. 32-48
131. Нуруллаев А. А. Прозелитизм и свобода религиозной пропаганды // Свобода совести в духовном возрождении отечества: Сб. ст. М.,1994. С. 45-62.
132. Проблемы религии и атеизма за рубежом. Религия в современном мире. Вып. 1 М., 1974. 254с.
133. Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы: Материалы всемирной конф., Москва, 10-14 мая 1982 г. М.: Изд-во Московской Патриархии, 1983. - 231 с.
134. Религиозные объединения Российской Федерации: Справочник / Под общ. ред. М. М. Прусака, В. В. Борщева. Аналитический вестник № 24. Специальный выпуск. М.: Республика, 1996. - 271 с.
135. Религиозный диалог. Лицом к лицу (Материалы конференции) / Под ред. Р. Файнберга. М., 1995.
136. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Для высших учебных заведений. Сост. В. И. Гараджа, Е. Д. Руткевич. -М.: Аспект Пресс, 1996. 775 с.
137. Религия и политика. Реферативный сборник. М., 1983. 238 с.171 .Религия и церковь в капиталистических странах / Редколлегия: М. В. Андреев и др. М.: Мысль, 1977. - 364 с.
138. Религия и церковь в современную эпоху / Редколлегия: Л. Н. Вели-кович, В. И. Гараджа и др. М.: Мысль, 1976. - 328 с.
139. Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России / Отв. ред. Зуев Ю. П. М.: Изд-во РАГС, 1996. - 285 с.
140. Религия, церковь в России и за рубежом. Информационный бюллетень. № 1-10.
141. Россия как многонациональная общность и перспективы межэтнического согласия. П/р. Тишкова В. А. М., 1994. 30 стр. 220 257.
142. Рузавин Г. И. Самоорганизация и диалог в становлении морали и культуры // М. М. Бахтин и гуманитарное мышление на пороге XXI века: Тез. докл. III Саран, междунар. Бахтинских чтений: В 2 ч. Ч. 1. Саранск: Изд-во мордов. ун-та, 1995. - С. 190-193.
143. Русская Православная Церковь 988-1988. Вып. 2. М.: Изд-во Московской Патриархии, 1988 с. -112 с.
144. Русская философия / Словарь. Под ред. Маслина М. А. М.: Республика, 1995. - 655 с.
145. Русское православие и атеизм в отечественной истории: Сб. науч. трудов / Под ред. Л. И. Емелях. Л.: Лениздат, 1988. - 156 с.
146. Свобода и справедливость. Диалог мировоззрений / Материалы симпозиума 12-13 мая 1993 г. Ниж. Новгород, 1993. - 143 с.
147. Свобода совести в современном демократическом государстве и обществе: Материалы международной конференции, Москва, 21-22февраля 1996 г. / РАГС при Президенте РФ, Российское отделение МАРС; Отв. ред. Зуев Ю. П. М.: Изд-во РАГС, 1996. - 131 с.
148. Социология религии: классические подходы. Хрестоматия. Науч. редакция и сост. М. П. Тапочки и Ю. А. Кимелева / ИНИОН РАН. -М., 1994.-271 с.
149. Трофимчук Н. А. Нетрадиционные религии в России // Государственно-церковные отношения в России. Курс лекций : В 2 ч. / Отв. ред. Овсиенко Ф. Г., Трофимчук Н. А. Ч. 2. - М.: Изд-во РАГС,1995.-С. 166-193.
150. Узбеков И. Г. Проблемы развития национальных культур // Укрепление взаимосвязей народов Урала и Поволжья и проблемы национальной региональной политики. Оренбург, 1994. - С. 195-198.
151. Укрепление взаимосвязей народов Урала и Поволжья и проблемы национальной региональной политики. Оренбург, 1994. - 334 с.
152. Филимонов Э. Г. Социально-политические ориентации верующих и неверующих. // Национальное и религиозное / РНИСиНП. М.,1996. С. 48-66.
153. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Политиздат, 1991. - 560 с.
154. Философский энциклопедический словарь / Ред. кол. Аверинцев С., Араб-Оглы Э. А., Ильичев JT. Ф. и др. 2-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1989.-815 с.
155. Флоренский П. А. Из богословского наследия // Богословские труды. М., 1977.
156. Христианство: Словарь / Под ред. Митрохина JI. H. М.: Республика, 1994. - 559 с.191 .Чавчавадзе Н. 3. О ценностном аспекте понятия нации. // Философские проблемы культуры. Тбилиси, 1980. - С. 91-107
157. Япония в сравнительных социокультурных исследованиях: Реф. сб. Ч. II. / ИНИОН АН СССР. М., 1990. - 106 с.
158. Статьи, выступления, публикации из периодическойпечати
159. Ахиезер А. С. Россия как большое общество. // Вопросы философии. 1993. - №1. - С. 3-20
160. Бабасян Н. "Тоталитарные секты" и права человека // Церковно-общественный вестник. 1997. - № 7. -16 января.
161. Библер В. С. Культура. Диалог культур. (Опыт определения) // Вопросы философии. 1989. - № 6.
162. Бонецкая Н. К. М. М. Бахтин и традиции русской философии // Вопросы философии. 1993. - № 1. - С. 83-93
163. Власов В. Г. Христианизация русских крестьян // Советская этнография. 1988. -№3.
164. Гаврюшин Н. К. Русская философия и религиозное сознание. // Вопросы философии. 1994. №1
165. Гуревич П. Мистика как культурная традиция. // Общественные науки и современность. 1994. №5
166. Джунусов М. С. Мы самые, самые . // Жизнь национальностей. -1993.-№5-6.-С. 48-51.
167. Джунусов М. С. Поиски "золотой середины": терпимость к инакомыслию и принципиальность человека // Российский журнал социальной работы. 1995. - № 2. - С. 33-35.
168. Долгополова С., Малаш Л. Отдай дочурку в рабство // Мегаполис-Экспресс. 1996. - 9 окт. (№ 39).
169. Евразийство: за и против вчера, сегодня (Материалы "круглого стола"). // Вопросы философии. - 1995. - № 6.
170. Егорцев А., Мельников Г., Стародубова А. Московская Церковь Христа. // Православная беседа. 1996. - № 4 - С. 38-41.
171. Итоговый документ межконфессиональной конференции "Призваны к одной надежде в союзе мира" (Минск, 1-3 октября 1996 г.). // Адвентистский вестник. 1996. - № 4 - С. 43-45.
172. Керимов Г. М. Как ислам относится к искусству ? // Наука и религия. 1980. - №4- с. 41-42.
173. Ковальский Н. Европа, культура, христианство. // Свободная мысль. 1995. -№ 6.
174. Мильдон В. И. Русская идея в конце XX века. // Вопросы философии. 1996. - № 3.
175. З.Митрохин Л. Религия в системе культуры. // Наука и религия. -1987.-№8,10. 1988.-№1.
176. Поляков В. От раскола к унии // Радонеж. - 1997. - № 2. - С. 10-11.
177. Риск исторического выбора в России (Материалы "круглого стола"). // Вопросы философии. 1994. - № 5.
178. Розов А. И. Психологические аспекты религиозного удвоения мира. // Вопросы философии. 1987. - № 2.
179. Российская ментальность(Материалы "круглого стола"). // Вопросы философии. -1994. № 1.221 .Россия и Запад: взаимодействие культур. (Материалы "круглого стола") // Вопросы философии. 1992. - № 6.
180. Рыбаков Б. А. Русь дохристианская // Наука и жизнь. 1985. - № 5.
181. Созидательный потенциал нации: Беседа с П. Тимофеевым // Эт-нополитический вестник. 1995. - № 6 (12). - С. 166-175.
182. Толстой Н. Крещение Руси и русская культура // Новое время. -1988. -№24.
183. Хачатурян В. Евразия: между Западом и Востоком. // Евразия: народы, культуры, религии. 1993. - №2. - С. 10-13.
184. Шамаро А. Путешествие по "татарской Москве". // Евразия: народы, культуры, религии. 1993. - №2. - С. 37-46.
185. Яковенко И. Православие и исторические судьбы России. // Общественные науки и современность. 1994. - №2.
186. Якунин Г. А табачок врозь. // Московский комсомолец. 1996. - 23 нояб. (№ 223).
187. Яусс X. К проблеме диалогического понимания. // Вопросы философии. 1994. - №12. - С. 97-107.
188. Ш. Диссертации и авторефераты
189. Антонова О. А. Социально-философский анализ взаимоотношения музыкальной культуры и религии: Автореф. дис. докт. фил. наук / АОН при ЦК КПСС. М., 1986. - 53 с.
190. Аутлева Ф. Т. Ценностно-нормативные ориентиры русского менталитета: социально-философский анализ: Дис. канд. фил. наук / РАГС при Президенте РФ. М., 1996. - 137 с.
191. Баширов Л. А. Роль объективных условий и субъективного фактора в преодолении религиозных и националистических пережитков (Социально-исторический анализ): Автореф. дис. . канд. фил. наук / АОН при ЦК КПСС. М., 1975. - 21 с.
192. Девина И. В. Проблемы гуманизма и критики религии в современном движении свободомыслящих в США: Автореф. дис. . канд. фил. наук / АОН при ЦК КПСС. М., 1984. - 22 с.
193. Жакина А. К. Общечеловеческие ценности как платформа сотрудничества верующих и неверующих (Нравственный аспект): Автореф. дис. . канд. фил. наук / АОН при ЦК КПСС. М., 1991. - 20 с.
194. Ипатов А. Н. Проблема религиозного и национального в современном меннонитстве: Автореф. дис. канд. фил. наук / АОН при ЦК КПСС. -М., 1971.-20 с.
195. Ипатов А. Н. Этноконфессиональная общность как социальное явление (Проблемы взаимодействия религии и этноса): Автореф. дис. докт. фил. наук / АОН при ЦК КПСС. М., 1980. - 50 с.
196. Рябова И. Т. Влияние конфессионального фактора на развитие политической культуры общества (на материалах православия): Автореф. дис. канд. фил. наук. М., 1996. - 16 с.1.. Другие источники
197. Ассоциация христиан-предпринимателей. Информационный буклет.
198. Библия: Синодальный перевод. Финляндия.
199. Итоговый документ межконфессиональной конференции "Христианская вера и человеческая вражда". Москва, Свято-Данилов монастырь, 23 июня 1994.
200. Коран: Пер. смыслов В. Пороховой. М.: Молодая гвардия, 1993. -622 с.
201. Пресс-релиз. О заседании Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации. -14 нояб. 1996.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.