Межэтнические проблемы в европейском этнокультурном пространстве: политологический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.02, кандидат политических наук Лапин, Александр Андреевич

  • Лапин, Александр Андреевич
  • кандидат политических науккандидат политических наук
  • 2007, Москва
  • Специальность ВАК РФ23.00.02
  • Количество страниц 182
Лапин, Александр Андреевич. Межэтнические проблемы в европейском этнокультурном пространстве: политологический анализ: дис. кандидат политических наук: 23.00.02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии. Москва. 2007. 182 с.

Оглавление диссертации кандидат политических наук Лапин, Александр Андреевич

Введение.

Глава 1. Политические, экономические и культурные предпосылки кризиса традиционных ценностей.

Глава 2. Актуальные демографические и миграционные процессы в европейском этнокультурном пространстве.

2.1 Европейские страны.

2.2 Россия.

2.3 Соединённые Штаты Америки.

2.4 Основные причины депопуляции.

Глава 3. Проявления межэтнических проблем.

Глава 4. Правый радикализм и национал-экстремизм.

4.1 Патриотические движения и религиозно-националистические секты.

4.2 Движение скинхедов и «свободные товарищества».

4.3 Национал-экстремисты и неонацисты.

4.4 Легальные национал-популистские партии.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Межэтнические проблемы в европейском этнокультурном пространстве: политологический анализ»

Катастрофы глобального масштаба неоднократно становились объектом научных изысканий, а пессимизм в отношении развития человечества охватывал умы ведущих учёных и мыслителей. XXI век также не лишён новых вызовов и угроз, к которым многие оказываются неготовыми.

Если мы не подвергаем всестороннему анализу происходящее вокруг, то лишаем себя конкурентоспособности в борьбе за будущее. Постоянный поиск новых, более эффективных путей является очевидной предпосылкой движения вперед, процветания, сохранения мирового достояния цивилизаций, собственно выживания на нашей планете.

Кардинальные изменения политической карты мира в результате дезинтеграции Советского Союза и распада организации Варшавского договора привели к совершенно новому балансу сил в международных отношениях, по-новому расставили акценты в приоритетах национальных интересов многих государств, сильно отразились на внутриполитическом положении целого ряда стран и регионов.

В конце XX в. исчезла биполярная, блоковая система жесткого противостояния двух сверхдержав и их союзников, характеризовавшаяся гонкой вооружения, в том числе ядерного, что требовало огромных затрат материальных и духовных потенциалов. В этой связи многими ведущими политическими аналитиками высказывается мнение, что все бедствия человечества, ушли в прошлое, и наступил так называемый «конец истории». Границы становятся прозрачными, люди могут свободно путешествовать по всему миру, придерживаться канонов любой религии, получать образование по Болонской модели.

Настаёт эпоха глобализации мировой экономики и образования мощных наднациональных политических и экономических структур. Достижения научно-технического прогресса, как, например, электронная банковская система и Интернет, позволяют транснациональным корпорациям перемещать свои финансовые средства в любой конец земного шара.

Хотя и снизилась вероятность всеобщей ядерной катастрофы, прекращение «холодной войны» не устранило автоматически вероятности возникновения конфликтов и негативных процессов, которые стали приобретать всё более непредсказуемый характер. Самыми серьёзными опасностями, на наш взгляд, являются те, которые не столь явно высвечивают деструктивные тенденции в развитии человечества.

Несмотря на то, что всестороннее сотрудничество в значительной степени определяет отношения между народами и государствами, проблемы межэтнического и межрелигиозного характера, сохраняют свою актуальность. Именно на почве противоречий между социально-этническими общностями происходит большая часть конфликтов, вооружённых столкновений и войн. Противостояния такого рода выходят сегодня на первый план в разных странах, независимо от уровня их экономического развития, а в политической жизни общества национальные вопросы становятся приоритетными.

Социально-экономические и политические изменения последних лет, активизировали целый ряд процессов, одним из которых стала интенсификация миграции населения из стран третьего мира в благополучные, преимущественно европейские и североамериканские государства, что в свою очередь прямо или косвенно оказывает негативное воздействие на внутриполитический климат в странах, принимающих иммигрантов. Это выражается в росте ксенофобии, правого радикализма, национал-экстремизма, и угрожает целостности государств, политической и экономической стабильности.

Данные негативные тенденции в особенности затронули страны европейского этнокультурного пространства. Под этим понятием мы подразумеваем в основном страны Европы и Россию, а также с определёнными оговорками Соединённые Штаты Америки, Канаду и Австралию. Для народов, населяющих эти государства в целом характерен ряд общих черт: европейская культура, христианские вера и ценности, образ мышления и мировосприятие, а также расовая и этническая близость.

Мы полагаем, что страны европейского этнокультурного пространства, несмотря на относительное внешнее благополучие, находятся в глубоком идеологическом и духовном кризисе. Ни политики, ни философы не могут предложить своим народам новых мировоззрений, поставить новых целей, в результате чего данный вакуум занимают потребительская мораль и гедонизм. Эти, на наш взгляд, тупиковые ориентиры не способствуют духовному подъёму и не в состоянии стимулировать прогресс.

На нынешнем историческом этапе в странах европейского этнокультурного пространства люди во всё меньшей степени проявляют желание трудиться в производстве, служить в вооружённых силах и даже воспроизводить свой собственный род. Руководства государств вынуждены в этой связи привлекать для выполнения этих трёх функций людей из стран третьего мира - людей, кардинально отличающихся от местного населения в культурном, цивилизационном, этническом и психологическом планах.

В контексте глобализации и фактически принудительного сожительства представителей разных культур и этносов в так называемом мультикультурном обществе теряется смысл суверенитета национального государства - единственного, по нашему мнению, гаранта гражданских прав и стабильности в обществе, символа этнокультурных традиций, имеющихся у всякой нации. Следовательно, не подвергаясь разрушению, государство все же испытывает определенный кризис идентичности, в том числе и тогда, когда вступает в региональные или наднациональные политические или экономические организации.

Рост крайне националистических настроений - это результат болезненных и противоестественных процессов, в корне меняющих традиции, культуру, национальные особенности. Ксенофобия представляется нам одним из проявлений протестной реакции на эти преобразования. И чем более усугубляются структурные изменения, тем сильнее становится ненависть к иммигрантам.

Если не будут устранены основные, с нашей точки зрения, угрозы: денационализация, дехристианизация и депопуляция, то европейская цивилизация может серьёзным образом пострадать в результате обострения кризисных явлений в экономике, культуре, морали и межнациональных отношениях. Происходит распад или деформация всех главных, традиционных систем жизнеустройства. Прослеживается бесперспективная, на наш взгляд, и крайне опасная тенденция к унификации народов и цивилизаций.

Актуальность настоящей диссертационной работы заключается в том, что в последние годы в европейском этнокультурном пространстве резко увеличилось число убийств, массовых беспорядков и погромов, совершённых на почве национальной и расовой ненависти, появляются и разрастаются районы компактного проживания иммигрантов, а также поступательно растёт популярность праворадикальных партий и движений антииммигрантской направленности.

Видные учёные и политические деятели открыто заявляют о несостоятельности мультикультурной утопии, о существовании проблемы интеграции иностранцев. Тем самым фактически нарушается негласное табу на публичное обсуждение вопросов межнациональных взаимоотношений. Возникший в конце 1960-х гг. идеал этнически слепого общества в противовес процессу ассимиляции долгое время оставался в большинстве случаев искусственным построением, а сопутствовавшим ему негативным тенденциям не уделялось должного внимания. Сейчас, однако, межнациональные проблемы стали одним из наиболее обсуждаемых вопросов.

Тесно связанная с ростом ксенофобии проблема депопуляции в странах европейского этнокультурного пространства также весьма актуальна на политической повестке дня. Так, в своём обращении к Федеральному собранию от 2006 г. Президент В.В.Путин особенно выделил катастрофическую демографическую ситуацию в России и охарактеризовал её как первостепенную по значимости.

Необходимо также отметить, что с начала 1990-х гг. резко обострилась социальная и этническая активность. Это было связано с окончанием «холодной войны» и дезинтеграцией таких многонациональных государств, как Югославия и Советский Союз. Многие процессы теперь протекают быстрее, становясь непредсказуемыми, что лишь усиливает всевозможные страхи в обществе.

Сложившаяся практически во всех странах европейского этнокультурного пространства либерально-рыночная система вынуждена искать ответы на эти непростые вопросы современности. Хотя создаётся впечатление, что правящие элиты стараются не замечать опасных тенденций.

В этой связи анализ нарастающего конфликтного потенциала на всём европейском этнокультурном пространстве, включая Россию, представляется важным и актуальным.

Степень научной разработанности темы

В силу того, что проблема ксенофобии и межэтнических конфликтов является актуальной в нынешний исторический период, следует отметить многочисленные попытки проанализировать и осмыслить эти негативные явления. В этой связи стоит признать существенный вклад некоторых видных учёных, публицистов и политиков (П.Бьюкенен, В.А.Тишков) в освещение причин роста межэтнических проблем в контексте отдельных составляющих, в том числе с точки зрения смежных дисциплин. Необходимо, однако, подчеркнуть, что научных работ, посвященных всестороннему рассмотрению данной тематики практически нет.

В основном учёные придерживаются двух противоположных точек зрения на этот вопрос. Одни исследуют в основном проявления ксенофобии и шовинизма, характеризуя экономические, социальные и культурные перемены современной эпохи глобализации как нечто неизбежное. Негативное отношение к иммигрантам в этом случае они объясняют недостаточной просвещённостью и грамотностью той или иной группы коренного населения. Другие, в свою очередь, отстаивая почвеннические и традиционалистские взгляды, рассматривают ксенофобию как болезненную реакцию общества на всеобщую культурную унификацию и бесконтрольную миграцию населения.

Характерным феноменом при анализе вопросов роста межэтнического конфликтного потенциала является фрагментарное видение причин. Некоторые авторы, в первую очередь, заостряют внимание на глобализации мировой экономики, развитии транснациональных корпораций и кризисе идентичности национальных государств и населяющих их народов. Социологи и демографы отдельно разбирают вопросы, связанные с социальным расслоением и демографическим кризисом в странах европейского этнокультурного пространства. Существует значительное количество трудов, посвящённых трудностям, вызванным иммиграционными процессами. Особняком стоят научные изыскания непосредственно на тему межэтнических отношений, ксенофобии, этнонационализма и расизма. Ряд авторов уделяют особое внимание духовно-нравственному кризису и проблемам, связанным с мировоззренческим и цивилизационным противостоянием. При этом необходимо отметить, что в силу существенной моральной свободы американские и российские авторы более откровенно и остро ставят те или иные вопросы, чем их европейские коллеги.

Приходится, однако, констатировать, что практически во всех работах отсутствует попытка рассмотреть одновременно несколько факторов, способствующих росту межэтнической напряжённости. В нынешнем мире все процессы стали взаимосвязаны. Нельзя, на наш взгляд, исследуя данную тему, абстрагироваться от экономической, социальной, демографической и идеологической составляющих. Лишь после всестороннего междисциплинарного анализа причин назревающего конфликта, можно давать советы по его урегулированию.

Научная новизна настоящего диссертационного исследования заключается в том, что в нём впервые предпринята попытка всестороннего научного анализа социально-политических причин роста ксенофобии и межэтнической напряжённости в европейском этнокультурном пространстве. Данная проблема является недостаточно разработанной как в политической науке, так и в других гуманитарных дисциплинах в силу её комплексного характера. Особенность данной работы состоит в обобщении информации, в осмыслении нескольких факторов, отрицательно воздействующих на этнополитический климат в рассматриваемых странах.

Объектом исследования выступает европейское этнокультурное пространство в политическом, культурном, демографическом, психологическом, социально-экономическом, этническом измерениях.

Предметом исследования являются предпосылки возникновения и роста деструктивных конфликтных процессов межэтнического, межрасового и межрелигиозного характера в странах европейского этнокультурного пространства.

Цель диссертации заключается в выявлении и всестороннем рассмотрении сущности и характера прямых и косвенных причин возникновения и роста межэтнических проблем в европейском этнокультурном пространстве, а также в комплексном теоретико-прикладном анализе угроз, связанных с развитием этих негативных процессов.

Для достижения данной цели в работе поставлены следующие конкретные исследовательские задачи:

- определить основные направления прямого и косвенного воздействия глобализации и интернационализации крупного капитала на внутриполитический и социально-экономический климат в европейском этнокультурном пространстве;

- представить общую картину кризисного демографического развития в европейском этнокультурном пространстве, а также проанализировать и обобщить основные причины депопуляции; дать оценку современным иммиграционным процессам и сопутствующим явлениям: национально и культурно замкнутым гетто, этнической преступности, росту радикальной формы ислама;

- раскрыть психологические и социальные истоки ксенофобии, а также уточнить научные определения понятий: ксенофобия, национализм, расизм, шовинизм и фашизм; показать типичные проявления межэтнических проблем в европейском этнокультурном пространстве за последние десятилетия и дать характеристику причинам данной конфронтации; рассмотреть основные причины роста популярности праворадикальных и национал-экстремистских организаций в европейском этнокультурном пространстве;

- сравнить основные движения националистического толка, а также отметить тенденции по интернационализации и эволюции праворадикальных настроений.

Теоретико-методологической основой настоящей диссертации являются те научные подходы, которые целесообразно применять при анализе исследуемой проблематики, что объясняется всесторонностью и комплексностью затрагиваемых вопросов.

Диссертационное исследование построено на сочетании политологических, философских, культурологических, социологических, а также психологических подходов к анализу причин роста деструктивных межэтнических проблем в европейском этнокультурном пространстве, так как предметом исследования являются проблемы, находящиеся на стыке политологии, экономики, социологии, демографии, этнографии и культурологи.

Характер исследования предопределил основные методологические подходы.

Так, системный диалектический подход существенно помог при установлении взаимосвязи отдельных составных частей и определил понимание того, что при серьёзном анализе необходимо учитывать многочисленные, на первый взгляд не связанные напрямую между собой, факторы.

На более частном уровне использовались дескриптивный (описательный) и сравнительно-сопоставительный методы различных точек зрения, а также сравнительно-исторический подход, позволяющий раскрыть сущность исследуемой проблемы и показать её эволюцию.

В исследовании также применяются собственно политические теоретико-методологические средства и понятийно-категориальный аппарат политологии.

Одновременно, учитывая междисциплинарный характер данной диссертационной работы, широко применялись неполитические методы: социологический, этнологический, социопсихологический, этнографический и исторический.

Источниковая база. При написании настоящей диссертационной работы было изучено и проанализировано несколько групп источников -печатных и электронных.

Первая группа включает в себя официальные документы: законодательные и иные нормативные акты, речи глав государств, а также ведомственные доклады, имеющие прямое отношение к анализируемой проблематике.

Вторая группа - это научные работы, статьи, а также публицистические труды российских и зарубежных авторов по широкому спектру затрагиваемых в диссертации проблем: политических, экономических, демографических, иммиграционных. Выбор используемой литературы был продиктован комплексным характером анализируемой проблематики.

Третью группу составили материалы, опубликованные в общественных российских и зарубежных печатных и электронных средствах массовой информации и касающиеся всех аспектов выбранной темы. В частотности, стоит упомянуть такие периодические издания, как «Известия», «der Spiegel», «Junge Freiheit», «The Guardian», «Focus», «Frankfurter Allgemeine Zeitung», «The London Observer», «The Economist».

К пятой группе относятся ресурсы сети Интернет, активно используемые в настоящей диссертационной работе, так как они предоставляют фактически единственную возможность почерпнуть информацию о националистических партиях и организациях. Эту информацию можно подразделить на данные веб-сайтов праворадикальных движений, а также государственных правоохранительных органов и правозащитных организаций.

В свете глобальных политических, экономических, демографических сдвигов последних лет, а также усиления изоляционистских и ксенофобских настроений в европейском этнокультурном пространстве, изучение выбранной проблематики имеет непосредственную практическую значимость.

Результаты социально-политического анализа межэтнических проблем в европейском этнокультурном пространстве могут быть использованы органами государственного управления, политическими и общественными организациями для мониторинга конфликтологической ситуации в стране и выработки эффективной социальной и национальной политики государства.

Структура диссертации

Настоящая диссертационная работа состоит из введения, четырёх глав: 1. Политические, экономические и культурные предпосылки кризиса традиционных ценностей; 2. Актуальные демографические и миграционные

Похожие диссертационные работы по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», Лапин, Александр Андреевич

Заключение

Последние десятилетия ознаменовались беспрецедентными по своему размаху и интенсивности преобразованиями всех сфер человеческой жизнедеятельности. Развитие информационных технологий позволило крупному транснациональному капиталу преодолеть сковывающие границы национальных государств и начать по-новому структурировать международные отношения. На сегодняшний день лояльность крупных корпораций к той или иной стране определяется лишь фактом уплаты налогов, но никак не общей судьбой с населяющим её народом.

С дезинтеграцией Советского Союза и крахом социалистического строя в Восточной Европе глобализация вступила в новую фазу, так как с этого момента всё европейское этнокультурное пространство оказалось вовлечено в этот процесс. Нынешние реалии диктуют новые условия в политических, экономических и культурно-гуманитарных отношениях.

В силу этого мир всё больше унифицируется, а функции национальных государств нивелируются. Им на смену приходят всевозможные наднациональные структуры во главе с мировой элитой, обладающей колоссальными финансовыми и информационными ресурсами для повсеместного внедрения своей идеологии гармоничного всеединства и потребительской морали. Характерной чертой этого нового философского мейнстрима является борьба с любым проявлением инакомыслия путём формирования определённого негативного имиджа для своих политических противников через средства массовой информации и общественные организации.

Основные усилия новых наднациональных структур направлены фактически на борьбу с традиционными носителями идентичности и суверенитета: государством, историей и национальной культурой, традиционными ценностями и религией, т.е. естественными защитными механизмами любого народа. Этому негативному воздействию не в последнюю очередь подвержены страны европейского этнокультурного пространства. Своими достижениями в социальной сфере они тормозят экономический рост крупных транснациональных концернов, в аналогичной степени заинтересованных в снижении общих затрат на заработную плату и социальное обеспечение сотрудников.

С этой целью происходит перемещение производственных мощностей в страны с дешёвой рабочей силой и низкими налогами, а к работе на территории самого европейского этнокультурного пространства привлекаются трудовые иммигранты, как легальные, так и нелегальные.

За последние полвека в этом регионе образовались новые этнические меньшинства, содержащие в себе скрытый потенциал конфликта с порядками, культурой и традициями стран пребывания. Повсеместными явлениями стали этнически замкнутые гетто, высокий уровень преступности среди иммигрантов, а также распространение радикальной формы ислама.

Увеличение численности выходцев из стран третьего мира происходит на фоне падения рождаемости среди коренного населения. Происходит постепенное изменение этнического состава. Это обстоятельство, преподносимое адептами мультикультурализма и либеральной рыночной экономики как единственная возможность сохранить существующие программы социального обеспечения и уровень благосостояния, с озабоченностью воспринимается всё большим количеством обывателей. Растёт беспокойство за собственную безопасность и возможную утрату культурной самобытности, а также усиливается экономическая конкуренция со стороны новых этнических меньшинств.

Болезненный процесс модернизации вызвал беспрецедентно интенсивное развитие всевозможных течений правого радикализма, национал-экстремизма и религиозного фундаментализма, пользующихся всё большей популярностью во всех странах европейского этнокультурного пространства в основном в среде тех, кто пострадал от глобализации.

В современном постмодернистском, мультикультурном обществе противоречия между идеологиями гетерогенизации и гомогенизации, между поборниками традиционных ценностей и сторонниками морального релятивизма всё чаще проявляются в виде агрессивной ксенофобии и изоляционизма. Характерными явлениями стали акты насилия вплоть до массовых беспорядков и погромов.

Отчётливей всего эти деструктивные процессы угрожают межэтническому миру в России, а также её территориальной целостности. В силу катастрофической демографической обстановки, население страны ежегодно сокращается почти на 1 млн. чел. Деморализованная и разочарованная демократическими реформами, а также сменой цивилизационной в основе своей православной парадигмы с её духовными ценностями на либерально рыночную модель, большая часть народа впала в состояние общенациональной депрессии, преумноженное на бедственное материальное и унизительное социальное положение. Рост потребления спиртного и наркотиков, высокий уровень самоубийств и абортов: всё это свидетельствует об упадке духа нации, о потере веры в свои собственные силы и светлое будущее для своих детей.

Одновременно усиливаются иммиграционные потоки из стран ближнего зарубежья. Участились преступления на почве национальной и религиозной ненависти. Большинство русских не могут в экономическом плане успешно конкурировать с хорошо организованными по этническому признаку диаспорами выходцев с Кавказа, из Средней Азии и Китая и по этой причине чувствуют себя чужими и бесправными в своей собственной стране, о чём свидетельствуют данные социологических исследований. Ряд либеральных идеологов мультикультурализма, отрицающих значение этничности и национальности, признают коренное население экономически неэффективным и приветствуют массовый приток дешёвых и бесправных иммигрантов в Россию. Эта мера выгодна для роста прибылей крупных российских, а по сути дела, транснациональных компаний топливно-энергетического сектора.

В ходе нашего анализа мы пришли к выводу, что кризис народов европейского этнокультурного пространства и тенденции к усилению межэтнических проблем и ксенофобии носят глобальный характер. В этой связи мы считаем необходимым предложить ряд мер, актуальность которых продиктована самой проблемой. Федеральная российская власть обязана провести кардинальные преобразования во многих сферах жизнедеятельности, чтобы избежать деструктивных последствий нынешнего политического курса. Вопросами первостепенной важности, на наш взгляд, являются следующие: 1. Преодоление демографического кризиса; 2. Регулирование иммиграционных процессов; 3. Экономический суверенитет; 4. Национальный суверенитет, основанный на традиционных ценностях коренных народов России.

Преодоление демографического кризиса - это ключевой вопрос, от решения которого зависит само существование России. Данная проблема, как мы отмечали в настоящем диссертационном исследовании, имеет ряд причин, которые необходимо устранить или, по крайней мере, минимизировать их воздействие на общество. Первоочередной национальной идеей России должно стать сбережение и преумножение нации не путём привлечения иммигрантов, а стимулируя рождаемость среди коренного населения.

С этой целью нужно, в частности:

• существенно увеличить детские пособия, прежде всего при рождении второго и последующего ребёнка;

• претворять в жизнь программы массового действительно доступного жилья и ипотечного кредитования на выгодных условиях;

• вводить различные налоговые льготы для многодетных семей;

• сместить акцент демографической стратегии с исключительно количественной составляющей на количественно-качественную, так как грядущие поколения должны быть в первую очередь здоровыми;

• способствовать защите традиционных семейных ценностей от агрессивной и навязчивой пропаганды потребительской морали и гедонизма;

• стимулировать и развивать малые города и российское крестьянство как очаг многодетности и колыбель народных традиций.

Отдельно встаёт вопрос о целевых группах граждан, для которых должны быть в первую очередь предназначены социальные программы. На наш взгляд, государственная помощь должна быть адресной, направленной на повышение рождаемости коренных народов России и восстановление их демографического потенциала, а не на содержание иммигрантов.

Регулирование иммиграционных процессов

Основы общенациональной демографической программы также определяют иммиграционную политику, которая должна включать в себя:

• пресечение нелегальной иммиграции;

• усиление борьбы с этническими преступными группировками;

• репатриацию русских и представителей прочих коренных народов России из республик бывшего Советского Союза. По официальным данным, за пределами России проживают более

20 млн. наших соотечественников. Им не нужно проходить трудного пути ассимиляции и изучения русского языка. В данной ситуации российское руководство обязано проводить политику, стимулирующую соотечественников переезжать на постоянное место жительства в Россию. Необходимо предоставлять им работу и жильё в регионах, сильнее всего страдающих от негативных демографических процессов: в Сибири и на Дальнем Востоке;

• введение квот, как по национальному, так и по профессиональному признаку. Приоритет должен быть отдан представителям народов, близких большинству населения в культурном и цивилизационном отношении. Под этим мы в первую очередь подразумеваем славянские народы с православной культурой. Одновременно следует привлекать на работу в России иммигрантов с высокой профессиональной подготовкой и знанием русского языка, чтобы облегчить процесс интеграции в российское общество.

Экономический суверенитет

Краеугольным камнем при решении проблем межэтнического характера, на наш взгляд, также является экономический суверенитет России. Крайне важно минимизировать деструктивное воздействие глобализации на российскую экономику путём протекционистских мер. Курс на вступление во Всемирную Торговую Организацию представляется нам ошибочным, так как отвечает интересам лишь крупных корпораций топливно-энергетического сектора российской экономики. Для пищевой и перерабатывающей промышленности страны вступление в ВТО грозит серьёзными негативными последствиями, так как облегчит приток в Россию дешёвых товаров из стран Юго-Восточной Азии и Китая, с которыми невозможно конкурировать отечественному производителю.

В условиях нынешнего положения целесообразным видится смещение акцента экономической стратегии с сырьевой составляющей на перерабатывающую с упором на продукты глубокой переработки.

Существующую ныне максимальную свободу предпринимателей, их хаотичные действия необходимо частично заменить государственными программами, а экономика должна быть превращена в осознанное, управляемое государством направление деятельности предпринимателей, имеющих общий вектор цели. В рамках данного вектора предпринимателю должно быть позволено проявлять самостоятельность и свободу бизнеса. Путём распределения национального продукта государство должно гарантировать всем слоям населения определенный уровень материальных благ.

Национальный суверенитет, основанный на традиционных ценностях коренных народов России

Важнейший вопрос, на наш взгляд, - это суверенитет России, как самобытной цивилизации со своей культурой, основанной на традиционных ценностях коренных народов страны. Лишь путём бережного отношения к своей истории, языку и культуре можно воспитать в людях гордость за прошлое и уверенность в завтрашнем дне.

Не последнюю роль при этом играет самочувствие и ориентация русского народа, составляющего около 80 % от общего населения. Именно на русских, являющихся государствообразующем этносом, лежит основная ответственность за порядок, стабильность и процветание России. Русские должны почувствовать, что политика проводится в интересах коренного населения, что власть отождествляет себя с народом, а элита является действительно национальной, а не представляет интересы наднациональных политических и финансовых структур. Тогда пропадёт комплекс неполноценности и чувство страха перед этническими меньшинствами.

С древних времён люди объединяются в группы: племена, народы и нации, в лоне которых каждый приобретает возможность находить ответ на вопросы жизни, непосильные индивидуальному человеческому уму. Только через принадлежность к народу человек ощущает себя участником исторического процесса. Каждый вид, каждая система стремятся к самосохранению, так как именно самосохранение - это первое, что присуще каждому существу.

Подавляющее большинство людей нуждаются в чувстве безопасности со стороны собственной семьи, родственников и друзей. Людям необходима привязанность к стране, в которой они выросли, в которой они живут и желают прожить свою жизнь. Но, превыше всего, им необходимо ощущать себя защищёнными в лоне нации.

Первостепенная обязанность руководства России состоит в защите своего народа от всех деструктивных факторов, самыми опасными из которых являются глобализация мировой экономики и унификация культурных и духовно-нравственных особенностей, направленные на уничтожение всего национального. Ведь нация, как и любой человек, имеет право на существование не в силу своей экономической эффективности или политической целесообразности, а просто потому, что она существует.

Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Лапин, Александр Андреевич, 2007 год

1. Бюллетень сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. Институт этнологии и антропологии РАН, май июнь 2003. - № 49 - 118 с.

2. Бюллетень сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. Институт этнологии и антропологии РАН, июль август 2003. - № 50 - 74 с.

3. Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г.// http://www.perepis2002.ru/index.html?id^l 1

4. Опрос «Фонда общественное мнение». Националистические настроения в сегодняшней России// http://bd.fom.ru/report/cat/societas/nation/msnat/d061623

5. Послание Президента В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации. 10.05.2006// http://www.kremlin.ru/appears/2006 /05/10/1357 type63372type63374type82634 105546.shtml

6. Федеральный закон «О противодействии терроризму». Принят Государственной Думой 6 марта 2006 года// http.V/www.fsb.ru/under/protivterror.html

7. Федеральная Служба Государственной Статистики. Демография// http://www.gks.ru/bgd/fi-ee/b04 00/IswPrx.dll/Stg/dl 10/il 10170.htm

8. Aktuelle Zahlen über den Islam in Europa. Stand 2005. Zentralinstitut Islam Archiv Deutschland Stiftung e.V.// http://www.islamarchiv.de/index2.html

9. Europol 2005. Annual report. Corporate communications. The Hague. Netherlands 45 P.

10. First periodical report on crime and crime control in Germany. Federal Ministry of the Interior. Federal Ministry of Justice 48 P.

11. Lagebild. Organisierte Kriminalität 2001. Bundesrepublik Deutschland. Bundeskriminalamt Wiesbaden. 1 Auflage. Mai 2002 73 S.

12. Migrationsbericht 2005 des Bundesamtes für Migration und Flüchtlinge im Auftrag der Bundesregierung// http://www.bmi.bund.de/Internet/Content/

13. Common/Anlagen/Broschueren/2006/Migrationsbericht2005,templateld=raw,property=publicationFile.pdf/Migrationsbericht2005.pdf

14. Southern Poverty Law Center. Intelligence report. Winter 2000// http://www.splcenter.org/intel/intelreport

15. Statistisches Landesamt des Freistaates Sachsen. Landtagswahl 2004// http://www.statistik.sachsen.de/pls/wpralt/pkg w04 nav.prc index?p anwkz=LW04

16. Verfassungsschutzbericht 2005. Bundesministerium des Innern. Berlin. Mai2006. Druckhaus Locher. Köln 450 S.

17. Verfassungsschutzbericht 2006. Bundesministerium des Innern. Berlin. Mai2007. Druckhaus Locher. Köln 335 S.

18. Verfassungsschutzbericht 2006. Bundesministerium fur Inneres. Druckerei Hans Jentzsch & Co GmbH. Wien 125 S.

19. Андреев A.JI. Социальные противоречия российского общества// http://www.perspektivy.info/rus/nashe/socialnyeprotivorechiyarossiiyskog oobschestva.htm

20. Антонов А.И. Демографическое будущее России: депопуляция, навсегда?// http://www.i-u.ru/biblio/archive/antonov people depopulation intheworld/

21. Багдасарян В.Э. Судьба России в контексте процесса глобализации// http://www.pravaya.ru/side/584/582

22. Бжезинский 3. Выбор мировое господство или глобальное лидерство. - М.: Международные отношения, 2005. — 287 с.

23. Борисов A.A. Американские консерваторы и мультикультурализм. Автореф. дисс. па соиск. уч. степ. к. историч. наук. Пермский Государственный Университет. Пермь, 2000. — С. 5

24. Бьюкенен П.Дж. Смерть Запада. СПб.: ООО Издательство ACT, M.: Терра Фантастика, 2003. - 443 с.

25. Вайгель Дж. Две культурные войны в Европе// http://www.russ.ru/politics/reakcii/dvekulturnyevojnyvevrope

26. Гаджиев К.С. Геополитика Кавказа. М.: Международные отношения, 2003.-461 с.

27. Гельбрас В.Г. Россия в условиях глобальной китайской миграции. М.: Муравей, 2004.- 186 с.

28. Глазьев С.Ю. Выбор будущего. М.: Алгоритм, 2005. - 352 с.

29. Голубчиков Ю.Н., Мнацаканян P.A. Исламизация России — тревожные сценарии будущего. М.: Вече, 2005. - 400 с.

30. Гонтмахер Е.Ш., Зайончковская Ж.А., Воробьева О.Д., Рыбаковский JI.JT. Россия: миграционные вызовы XXI в.// http://www.archipelag.ru/age nda/povestka/povestka-immigration/strategii/doklad-csr-migration

31. Гундаров И.А. Население Центральной России за полвека может снизиться вдвое// http://ethnocid.netda.ru/articles/gundarov-1 .htm

32. Долбик-Воробей Т.А. Студенческая молодежь о проблемах брака и рождаемости// http://www.demoscope.ru/weekly/2006/0259/analit04.php

33. Захаров C.B. Перспективы рождаемости в России: второй демографический переход// Отечественные записки. 2005. — № 3// http ://www.strana-oz.ru/?numid=:24&article= 1067

34. Звенья (Экспертное издание Фонда исторической перспективы). Культура мира и межнационального согласия в России, 2006. -№4 124 с.

35. Зеленков М.Ю. Опасности и угрозы безопасности России в XXI в.// http://www.i-u.ru/bibno/archive/zelenkov%5Fpravonsovy/04.aspx

36. Зонтхаймер К. Федеративная Республика Германия сегодня. М.: Памятники исторической мысли, 1996. - 320 с.

37. Игрицкий Ю.И. Кризис идентичности и размывание границ безопасности: знак XXI века?// Россия и мир. 2003. № 4. - С. 59-66

38. Платова Ю.А. Этнополитические конфликты в России: Социально-политический анализ. Дисс. на соиск. уч. степ. к. полит, наук. М., 2004.- 185 с.

39. Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993// http://www.romance.ru/cgi-bin/index.cgi?page=:d-6-3&item=2

40. Ильин И.А. О воспитании национальной элиты. М.: Жизнь и мысль, 2001.-512с.

41. История Европы. Том I. Древняя Европа. — М.: Наука, 1988. 693 с.24

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.