Метисированная духовность как основа межличностного взаимодействия тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат философских наук Ринчинова, Альбина Бургутовна
- Специальность ВАК РФ09.00.01
- Количество страниц 161
Оглавление диссертации кандидат философских наук Ринчинова, Альбина Бургутовна
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕР ДУХОВНОЙ СВЯЗИ МЕЖДУ РУССКОЯЗЫЧНЫМ И АБОРИГЕННЫМ НАСЕЛЕНИЕМ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ
1.1. Генезис взаимодействия архетипически-коллективистского и индивидуально-рассудочного стилей мышления
1.2. Специфика соотнесения коллективного и индивидуального уровней сознания как воплощения метисированной духовности
1.3. Онтологическая составляющая в содержании понятия «метисиро-ванная духовность»
ГЛАВА 2. МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС МЕТИСИРОВАННОЙ ДУХОВНОСТИ - УСЛОВИЕ СБЛИЖЕНИЯ ДУХОВНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЖИТЕЛЕЙ ПРИБАЙКАЛЬЯ
2.1. Восточносибирский регионализм в зеркале духовно-межличностных связей: основные «параметры» метисированной личности Восточной Сибири
2.2. Национальная слагаемая метисированной духовности: место в ней бурятской архаики
2.3.Восточносибирская метисированная духовность — окно в толерантность XXI века
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК
Становление личности современной женщины2004 год, кандидат философских наук Куликова, Лариса Геннадьевна
Толерантность как личностный и культурный феномен2004 год, кандидат философских наук Юровских, Наталья Геннадьевна
Духовность, ее подобия и антиподы в культуре2009 год, доктор философских наук Хомутцов, Сергей Васильевич
Индивидуальная форма человеческого бытия в предметном поле социальной философии2000 год, доктор философских наук Лысков, Анатолий Павлович
Антропологизация духовных ценностей в современной культуре2004 год, кандидат философских наук Кобина, Юлия Евгеньевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Метисированная духовность как основа межличностного взаимодействия»
Актуальность темы исследования связана с тем, что в современных условиях осуществляется все большая индивидуализация общественной жизни. Это видно по тому, какую значимость обретает сегодня индивидуальность. Наша цивилизация воплощает некую уникальность, которая воспроизводится в факторе возрастающего значения личности. Это, в свою очередь, по-новому ставит вопрос о том, как должны раскрываться общественные отношения, если, повторяем, они все более и более индивидуализируются.
Отсюда особое значение приобретает содержание коллективной духовности - как она реализуется в условиях НТР, и то, как сегодня осуществляется личностная воплотимость.
Говоря о коллективно выраженном и индивидуально представляемом видах духовности, мы неизбежно вскрываем генезис того и другого. В отношении коллективной духовности это значит, что мы обращаемся к раскрытию ее архетипов, преимущественно представленных мифом. Что касается генезиса индивидуально выражаемой духовности, здесь для нас особое значение приобретает раскрытие личностной неповторимости. В то же время каждый индивид несет в себе традиции, воспроизводящие в нас то архетипи-ческое, что принадлежит к коллективной духовности.
Обращение к духовным истокам, вынесение их на уровень современности и создает проблемную ситуацию (подчеркивающую их разорванность). Поиск выхода из этой ситуации - одна из главных задач данного диссертационного исследования.
Другой задачей является обеспечение средствами, непосредственно воспроизводящими коллективистские традиции. Тем самым мы вскрываем социально выраженную направленность индивидуализированной духовности. Указанную соотнесенность коллективного и индивидуального в ее практически-духовной выраженности мы характеризуем как метисированную духовность. Диссертационное исследование связывается с положением о том, как метисированная духовность сводится к этой соотнесенности и как возможно ее более цельно осуществить.
В словаре-справочнике по этнологии читаем: «Метисация (от поздне-лат. гшхисиэ — смешанный). Наиболее часто термин «М.» употребляется в узком смысле в отношении представителей разных рас и антропологических типов. Потомков от межрасовых браков называют метисами. Антропологически они в одних случаях приближаются к одному из исходных антропологических типов, в других — сочетают признаки обоих. М. называют также не только физическое, но и культурное смешение (аккультурацию) (выделено мною. - А.Р.). Для разграничения понятия были предложены различные термины: для физического смешения — мисцегенация, для культурного — этническая миксация, но более многозначительный термин «М.» оказался более устойчивым» (227, С.210-211). На этом основании мы раскрываем культурный аспект, которым выступает духовность.
Опираясь на приведенное определение, в своем изложении мы пытаемся слову «метисация» придать духовную направленность, согласно которой «метисация» — теперь уже философский термин (стремящийся стать понятием), выражает определенно симбиоз, или единство, коллективного и индивидуально представленного видов духовности. В контексте настоящего изложения это единство свидетельствует о том, что в рамках межличностного диалога складывается ситуация, согласно которой в рамках одновременного воспроизведения сосуществуют коллективная духовность в ее архаико-современном воплощении и индивидуально представляемая духовность. Такой подход позволяет преодолевать временное препятствие относительно архаического среза духовности и выводить ее на современный уровень. В философии этому соответствует статическая концепция времени с ее утверждением одновременности прошлого, настоящего и будущего (143, С. 5-7).
Обоснование онтологического статуса понятия «метисированная духовность» полагает раскрытие его содержания, в котором диалектические противоречия — коллективное и индивидуальное начала мы рассматриваем в контексте конкретных связей, взаимодействий.
Онтологическая составляющая содержания понятия «метисирован-ная духовность» характеризует внутренний мир индивида (как его сознание, так и подсознательную составляющую), который воспроизводит в себе — во внутриличностном диалоге - архетипический пласт духовности, представленный памятью, и современно (сиюминутно) воспроизводимый срез духовности, определяющий его (индивида) духовный тезаурус сегодня.
Одновременность, согласно статической концепции времени, фокусирует содержание метисированной духовности, функциональное проявление которой реализуется единством коллективного и индивидуального. Это позволяет датьболее объемное и содержательное раскрытие мира в диалоговой форме на уровне межличностного взаимодействия в социальных связях (в субъект-субъектных модальностях: индивид — индивид, индивид — коллектив, коллектив — коллектив) и в личностно претворяемой творческой деятельности.
Это диалогическое единство имеет значение объективной диалектической закономерности, обеспечивающей существование и развитие сложного образования — амбивалентной соотнесенности мифа с современностью, его перехода на новое качественное выражение духовности - на метисированную духовность, в которой эти противоположности выступают в диалоге на равных ее гранями, имеющими необходимое обоснование.
В диалоге осуществляется развертывание метисированной духовности, которая разворачивается в межличностном общении - в равной степени внутри монологического и полилогического самовыражения конкретного индивида. Это означает, что она характеризует бытие индивидуального сознания человека, который воспроизводит во внутреннем диалоге архетипические пласты своего «я», связанные с тем, что составляет содержание его духовности.
Метисированная духовность - это уникальное духовное состояние, которое разделяет, не давая слиться воедино, коллективную и индивидуальную духовность, удерживая их вне друг друга в «неслиянном» единстве, закрепляемом их диалогом в полифонии самостоятельных сознаний, который позволяет выйти на общечеловеческую духовность в контексте означенного феномена, характеризующего человеческую духовность на современный момент.
Метисированная духовность, как это будет показано в исследовании, такова, что она вскрывает традиции в их сегодняшнем измерении. В таком случае данные традиции уже не являются только традициями. Они выступают стороной духовно-личностной самореализации, позволяющей вместе с тем вполне самостоятельно проявиться индивиду. И эта самостоятельность обеспечена его коллективистски воспроизводимым настроем. Метисированная духовность позволяет содержательно варьировать каждому из нас как индивидуальное, так и коллективное начала, заключенные в нашем внутреннем мире. Связь между коллективным и индивидуальным становится гибкой, подвижной - в духе современных общественных реалий. '
Это фундаментальное развертывание метисированной духовности, для более содержательного раскрытия которой мы прибегаем к рассмотрению взаимодействия национальных компонентов, в социальном плане функционально успешно проявляется в Прибайкалье. Здесь, где с середины XVII в. начался процесс симбиоза индивидуализированно настроенной духовности русского этноса с мифодуховностью коренных (нас более всего интересуют буряты) народов Сибири, духовная метисация прослеживается наиболее ярко.
Метисированная духовность играет важную роль в создании и отлажи-вании цивилизованной системы общественных связей, позволяет более содержательно воплощать толерантный настрой социума.
Степень научной разработанности проблемы. От античности до настоящего времени исследователями проведена значительная работа для того, чтобы приблизить понимание единства коллективного и индивидуального начал в человеке, раскрыть их сущность и дальнейшую духовную эволюцию человека в условиях социокультурного процесса. Обобщая достижения науки в этой области, накопленные человечеством знания, можно кратко изложить их следующим образом:
1. Историография проблемы мифологически выраженной коллективной духовности индивида весьма обширна; широка и подчас трудноопределима сфера ее использования различными мыслителями. Вместе с тем достаточно конкретен круг работ и направлений, в которых активно использовалось это понятие (З.Фрейд (247), К.Юнг (271), Л.Леви-Брюль (115), М.Элиаде (266), К.Леви-Стросс (116), А.Ф.Лосев (121), Б.Ф.Поршнев (166), Г.-Х.Гадамер (54), Я.Э.Голосовкер (58), В.П.Зиновьев (199), Е.М. Мелетин-ский (136) и др.; в изучении же бурятской коллективной духовности важное значение имеют труды таких исследователей, как Д. Банзаров (28), М.Н. Хангалов (250), А.И.Уланов (235), И.С.Урбанаева (237), Ц. Жамцарано (78), Б.Э.Петри (159), Т.М.Михайлов (142), Д.С. Дугаров (74) и др.;
2. Индивидуальное духовно-личностное самовыражение в фокусе социокультурного процесса в эволюции стало предметом исследования таких философов, как Аристотель (19), Платон (162), И.Кант (98), Г.-В.-Ф.Гегель (56), Л.Витгенштейн (47), а также ученых более позднего времени — таких как Л.С.Выготский (52), С.Л.Рубинштейн (196), A.A. Леонтьев (119), В.И. Вернадский (45), В.Ф. Сержантов (210), Б.Г. Ананьев (12), М.М. Бахтин (34), А.Ф.Зотов (88), Н.С. Коноплев (108) и др.
Изучение работ выше упомянутых и ряда других отечественных и зарубежных авторов убедило диссертанта в целесообразности специального рассмотрения феномена метисированной духовности. В связи с изложенным нам важно выявить, как осуществляется реализация метисированной духовности, благодаря которой развертывается внутриличностное самовыражение индивида как сущности личностного начала человека и социальное его бытие, - как осуществляется становление современника, внутренний мир которого представлен в настоящем исследовании на местном, в границах байкальского региона, материале.
Метисированная духовность выступает способом гармонической соотнесенности индивидуализированного и коллективистского начал в их личностном преломлении. И в таком понимании феномен метисированной духовности как предметная основа для раскрытия внутреннего мира человека вполне философски задействован.
Цели и задачи исследования. Целью настоящего исследования является раскрытие метисированной духовности с точки зрения ее бытийной, т.е. социально значимой, выраженности, благодаря воплощению ее практически-духовной деятельностью.
Данная цель предполагает постановку и решение следующих задач:
- разработка и применение теоретико-методологических интерпретаций генезиса взаимодействия архетипически-коллективистского и индивидуально-рассудочного стилей мышления;
- выявление специфики соотнесенности коллективного и индивидуального уровней сознания как воплощения метисированной духовности;
- раскрытие онтологической сущности понятия «метисированная духовность»;
- определение индивидуализированно представляемого компонента в духовно-межличностных связях;
- анализ бурятской духовности как коллективной составляющей предмета исследования: а) раскрытие ее характера как мифовыраженного; б) раскрытие индивидуальной составляющей в деятельности индивидуализированно представляемой (шаманом) коллективной духовности;
- определение толерантности как высшей формы социального воплощения метисированной духовности.
Теоретико-методологическая база настоящего исследования определяется диалектически реализуемой философской антропологией с ее диалек-тико-системным подходом к человеку. Диссертация также опирается на установки всестороннего, комплексного, интеграционного подходов к используемым источникам, применяются методы системно-структурного, герменевтического и сравнительного подходов при раскрытии социальной проблематики. Это нашло свое отражение в той теоретически раскрываемой структуре феномена метисированной духовности, которая обосновывается содержанием первой главы, а также ее, этой структуры, практическим преломлением, нашедшим свое воплощение во второй главе работы.
Структура и характер предмета исследования, помимо непосредственного обращения к достижениям современной философии, также уточнены содержанием социологии, фольклористики, лингвистики, литературоведения.
Объект настоящего исследования — содержание человеческой духовности как жизненно значимой основы межличностного взаимодействия в границах современной цивилизации.
Предмет исследования - метисированная духовность. Она раскрывается внутренним миром индивида, а также уровнем межличностного взаимодействия, в итоге претворяясь в творческой деятельности.
Научная новизна работы состоит в том, что: раскрыта онтологическая составляющая метисированной духовности, характеризующая внутренний (включающий архаический и современно воспроизводимый пласты духовности) мир индивида, функционально реализующийся в диалоговой форме как жизненно значимая основа межличностного взаимодействия, а также претворяемая в личностно вопло-тимой творческой деятельности; исследованы предпосылки реализации метисированной духовности, в которых нашла выражение диалектика амбивалентной соотнесенности коллективного и индивидуального начал; рассмотрен индивидуализированный компонент метисированной духовности, максимально содействующий человеческой неповторимости; проанализирован коллективно выраженный духовный потенциал как условие духовно-личностного начала — главного бытийного состояния человека; определена аксеологическая значимость метисированной духовности: исследуемый феномен человеческой духовности как целостное социокультурное явление усиливает духовно-практическую деятельность современного социума, воплощая собою в толерантном преломлении высшие человеческие ценности;
- выявлены трудности, с которыми сталкивается реализация метисиро-ванной духовности в обществе.
В соответствии с результатами исследований сформулированы следующие основные положения, выносимые на защиту.
• Метисированная духовность — жизненно значимая основа внутрилич-ностной самореализации, функционально проявляющаяся посредством диалогически воспроизводимого единства архаического и современного уровней сознательной деятельности индивида в социальном контексте и внтурилич-ностной реализации.
• Коллективно и индивидуально представляемая ментальность — условие реализации метисированной духовности.
• Онтологическая составляющая метисированной духовности характеризует внутренний мир индивида, который одновременно воспроизводит во внутриличностном диалоге архетипические и современно представленные пласты духовности.
• Теоретическая схема исследуемой метисированной духовности подтверждается поступочностью индивида, благодаря чему раскрытие практической составляющей предстает конкретной человеческой жизнедеятельностью.
• Выявляется связь теоретически выражаемого феномена метисированной духовности с конкретно-научным познанием, а именно — показана значимость метисированной духовности в осмыслении реальной действительности.
Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты, полученные в исследовании, позволяют взглянуть на феномен метисированной духовности как на целостное социально-культурное явление, усиливающее духовно-практическую составляющую деятельности современного социума. Вскрытые механизмы формирования опосредований метисированной духовности дают возможность теоретического (в частности прогностического) рассмотрения взаимодействий в субъектно-субъектных связях, позволяют определить шансы и средства их возможной гармонизации.
Кроме того, полученные результаты содействуют методологическому обеспечению отдельных исследований в сфере социологии, политологии, психологии, философии, лингвистики и литературоведения. Результаты работы могут быть также использованы в педагогической деятельности, в различных курсах по социально-антропологической тематике.
Апробация работы. Основные положения проведенного диссертационного исследования были представлены в выступлениях автора на конференциях кафедры философии Иркутского государственного университета и Иркутского государственного педагогического университета, а также на региональной научно-практической конференции по проблемам ономастики Северной, Центральной и Восточной Азии и Международной научно-практической конференции «Россия и Монголия в многополярном мире» (1996, 2000, 2001, 2002).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК
Феномен духовности, бытие и ценность2002 год, доктор философских наук Некрасова, Нина Андреевна
Архитипы единства человека и природы традиционных обществ и формирование экологической культуры2010 год, кандидат культурологии Флоренская, Вероника Викторовна
Феномен духовности: Социал.- филос. аспект анализа1997 год, кандидат философских наук Смирнова, Лариса Николаевна
Характер личностного самовыражения женщины в современной России2007 год, кандидат философских наук Флусова, Виктория Сергеевна
Формирование хроносферного компонента в структуре личности2001 год, кандидат философских наук Борисов, Игорь Альбертович
Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Ринчинова, Альбина Бургутовна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Диссертационное исследование представляет собой попытку целостного философского осмысления роли метисированной духовности как в становлении личностного начала в человеке, так и в раскрытии содержания современной духовности в целом.
Проанализированы и обобщены теоретико-методологические интерпретации генезиса взаимодействия архетипически-коллективистского и индивидуального-рассудочного стилей мышления - материалов исследований в рамках Прибайкалья в фокусе раскрытия его духовности.
В диссертации обоснована философская концепция, связанная с тем, что метисированная духовность выступает как жизненно значимая основа внутриличностной самореализации и межличностного общения.
Выявлена специфика соотнесенности коллективного и индивидуального уровней сознания как воплощенной метисированной духовности.
Обосновано положение о том, что содержание коллективной и индивидуализированной духовности, рассмотренное в аспекте естественной эволюции человеческой духовности и трансформации межличностных социальных связей под воздействием цивилизационных процессов, выступает как условие реализации метисированной духовности.
Раскрыта онтологическая сущность понятия «метисированная духовность», раскрывающая внутренний мир индивида, функционально развертывающаяся диалогическим единством коллективного и индивидуального, которая позволяет воплощать высшие бытийные человеческие ценности, раскрывать более объемно и содержательно мир и человека в нем, проявляющаяся в личностно претворяемой творческой деятельности и межличностном взаимодействии.
Показано изменение стилей мышления в духовности сибиряков, которые происходили с XVII в. в рамках превалирования культурной составляющей, где наиболее прочно утвердились традиции, выступающие ныне условием раскрытия личностного (изменчивости) самовыражения человека в творчестве (при сохранении априори функционального содержания устойчивого начала). Метисированная духовность вскрывает традиции в их сегодняшнем измерении как условия духовно-личностной самореализации, позволяющего вместе с тем вполне самостоятельно проявиться индивиду. Эта самостоятельность обеспечена его коллективистски воспроизводимым настроем.
Обращение в диссертации к анализу бурятской коллективной духовности как слагаемой метисированной духовности показывает, что она реализуема архетипами, воплощающимися в мифах и индивидуализированно представляемой коллективной духовности (в тексте работы это представлено феноменом шаманизма). Возрождение коллективной духовности в рамках метисированной помогает встать на рельсы традиций, потому как индивидуально-рациональное начало не решает многих проблем современных реалий. А коллективная духовность сегодня выступает как условие для создания, возрождения духовности и жизни, в которой мы себя материально обустраиваем, когда социальность осуществляется в наработке традиций. А главное то, что традиции помогают нам реализовать толерантность, необходимую по отношению к особенностям различных народов, наций и религий, и вскрывающую признаки индивидуально представленной, наделенной уверенностью в себе открытой творческой личности, осознающей свои убеждения и признающей другие, способной переносить, благодаря опять же коллективному началу своей духовности, неблагоприятные влияния в регионе. Другими словами, для современного обустройства важна архетипичность для реализации социальных установок - выстраиваний жизненно значимых конструктивных способов межличностного общения, национальных, конфессиональных, политических и других социальных отношений и связей.
Как высшая форма социального воплощения метисированной духовности является толерантность, привносимая традициями, которыми наиболее богата культурная составляющая коллективной духовности Прибайкалья.
Метисированная духовность нужна нам для того, чтобы выйти на уровень толерантности. Она имеет необычайное значение в социально-производственных аспектах духовности Прибайкалья. И место Прибайкалья в непреходящих мировых ценностях. Для нас это, повторяем, толерантность. Философская составляющая заключается в трансформации метисированной духовности в толерантность как общечеловеческий ориентир. Это означает, что метисированная духовность в ее толерантном преломлении воплощает высшие бытийные человеческие ценности. И в этом аксиологическом обосновании мы видим философскую значимость исследования.
Раскрытие практической составляющей метисированной духовности предстает в ее духовно-предметном воплощении - в конкретной человеческой жизнедеятельности. А именно, как метисированная духовность складывается в духовно-межличностных социальных связях в современной действительности. Под воздействием усиливающегося вторжения цивилизации в течение последнего столетия культурная составляющая Прибайкалья претерпевает все расширяющиеся флуктуации: маргинальные социальные тенденции. В процессе цивилизационной трансформации усиливалось деструктивное состояние природных и духовных ресурсов человека, его разложение, которое приводит к снижению уровня жизни, ухудшению режима общественной стабильности, демографических факторов и других негативных аспектов жизнедеятельности. Современный кризис представляет серьезную угрозу человеку, его духовности, его быту (социально-экономическому устойчивому развитию). Назрела необходимость в научно разработке системы мер защиты и охраны культурного компонента Прибайкалья, в котором пока прочно утвердились традиции.
Философская значимость метисированной духовности - в ее аксиологическом обеспечении. Исследование показало, что исследуемый феномен человеческой духовности представляет собою целостное, социокультурное явление, усливающее духовно-практическую деятельность современного социального организма. Вскрытые механизмы формирования опосредований метисированной духовности позволяют теоретически рассмотреть субъект-но-субъектные связи, определить возможности гармоничных отношений. Так, одной из необходимых мер проблем улучшения современного напряженного социального состояния реальной действительности является духовно-сознательное образование и воспитание в образовательных учреждениях и духовное просвещение среди населения.
Диссертация как философское осмысление роли метисированной духовности в становлении личностного начала и в раскрытии содержания современной духовности в целом представляет собой на данном этапе определенный итог в раскрытии онтологической сущности понятия «метиси-рованная духовность» (теоретическом плане), а также содержания (духовно-практическом) внутреннего мира индивида в амбивалентной соотнесенности коллективного и индивидуального начал в диалогическом единстве и открывает перспективу для дальнейшего исследования по реализации метисированной духовности. Она должна быть направлена на выявление того, что толерантность как перспектива человеческой духовности широко осуществима метисированной духовностью.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Ринчинова, Альбина Бургутовна, 2003 год
1. Абай Гэсэр-хубун: Эпопея: (Эхирит-булагатский вариант).- Улан-Удэ, 1961. 4.1 -230 с.
2. Абай Гэсэр-хубун: Эпопея: (Ошор Богдо и Хурин Алтай).- Улан-Удэ, 1964. 4.11-230 с.
3. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.-335с.
4. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991. - 229с.
5. Абульханова-Славская К.А. Социально-психологические проблемы производственного коллектива. — М., 1983.
6. Авдеева-Полевая. Записки и замечания о Сибири. — М.: Тип.Н.Степанова, 1937.-156с.
7. Автономова Н. С. Рефлексия в науке и философии // Проблемы рефлексии в научном познании. — Куйбышев, 1983.
8. Автономова Н.С. Рассудок. Разум. Рациональность. М., 1988.
9. Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. — М.,1998.— 539с.
10. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. — Минск, 1990.-559с.
11. Аналитическая философия: Избр.тексты/Сост.А.Ф.Грязнова. — М.: МГУ, 1993.-181с.
12. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания СПб.,2001 .-263с. 1 З.Ананьев Б.Г. Человека как предмет познания / РАН, Ин-т психологии. —1. М.:Наука, 2000. 350с.
13. Андреев И. Л. Является ли африканец «европейцем наоборот»? (Африка в цивилизационном процессе)//Вопр. философии.-1999. № 11.-С.49-67.
14. Антология мировой философии: Философия древности и средневековья.— М., 1969. Т. 1.
15. Антология мировой философии: европейская философия от эпохи возрождения по эпоху Просвещения. М., 1970. - Т.2.• 145
16. Апель К.-О. Трансцендентально-герменевтическое понятие языка // Вопр. философии. 1997. - № 1. - С. 6-72.
17. Арбатская М. Демографическая ситуация как фактор региональной безопас-ности//Иркутская губерния. 2002. - № 1. - С. 16-18.
18. Аристотель. Собр.соч.: В 4. -М., 1976 1984.
19. Асеев В.Г., Шкаратон О.И. Социальные нормативы и социальное планирование.-М., 1984.-95с.
20. Асимов М.С., Турсунов А. Соотношение микрокосма и макрокосма как философская проблема: История и современность // Вопр. философии. 1978. — №7.
21. Асимов М.С., Турсунов А. Современные тенденции интеграции наук // Диалектика в науках о природе и человеке: Единство и многообразие мира, дифференциация и интеграция научного знания. — М., 1983.
22. Бабенко Н.И. Материалистическое учение о научном познании природы. — Иркутск: ИГУ, 1983. 165с.
23. Бабенко Н.И Проблемы теоретизации научного знания: Сб.науч.тр. Иркутск: ИГУ, 1986.-С. 151.
24. Байкальская Сибирь в древности: Сб.науч.тр. Иркутск: ИГЛУ, — 2000 — Вып.2, ч.1.-208 с.
25. Байкальская Сибирь в древности: Сб.науч.тр. Иркутск: ИГЛУ, - 2000 — Вып.2, ч.2.-200 с.
26. Балдаев С.П. Избранное. Улан-Удэ, 1961.
27. Банзаров Д. Собр. соч. Улан-Удэ, 1997. - 240с.
28. Банзаровские чтения-2: Междунар.науч.-теорет.конф., посвящ. 175-летию со дня рождения Доржи Банзарова/ Под ред. Л.В.Кураса и др. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1997. - 222с.
29. Барт Р. Мифологии. — М., 1996.
30. Барулин В.С. Социальная философия. М., 1999. - 560с.
31. Басилов В.Н. Избранники духов. М., 1984.
32. Баторов П.П. Культ орла у северобайкальских бурят//Бурятиеведение. — 1927.-№3-4. -С.81.
33. Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского: (Проблемы поэтики Достоевского). 5-е изд., доп. -Киев, 1994. -509 с.
34. Библер B.C. Мышление как творчество: Введение в логику мысленного диалога.-М., 1975.
35. Библер B.C. От наукоучения — к логике культуры. — М., 1991.
36. Бобровников A.A. Грамматика монгольско-калмыцкого языка.-Казань,1849.
37. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., 1995. - 212с.
38. Бранковская Н.П. Типология романтического мышления. — Киев, 1992.
39. Бурятские народные сказки/ Сост. Е.В. Баранникова, С.С. Бардаханова, В.Ш.Гунгаров/Под общ. ред. Е.В.Баранниковой. Улан-Удэ, 1973.-Т.1;Т.2;Т.З.
40. Вампилов А. В. Прощание в июне: Пьесы. 3-е изд. - М., 1984. - 320 с.
41. Васильев Л.С. Некоторые особенности системы мышления, поведения и психологии в традиционном Китае//Китай:Традиции и современность — М.,1976.
42. Введение в философию: В 2 ч. 4.1 / Под общ.ред. И.Т.Фролова. М.: Политиздат, 1990.-367 с.
43. Введение в философию: В 2 ч. 4.2 / Фролов И.Т., Араб-Оглы Э.А, Арефьева Г.С. и др. — М.: Политиздат, 1989. 639 с.
44. Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера/ Отв. ред. А.Л.Яншин. М.: Наука, 1994.-672с.
45. Винокуров М.А. Население Иркутской области: социально-демографические аспекты // Вестн. Ирк. экон. акад. — 1998. — № 14. С. 510.
46. Витгенштейн Л. О достоверности//Вопр. философии. 1991. № 12 — С.24-46.
47. Витгенштейн Л. Философские работы. 4.1/ Составл., вступ. статья, примеч. М.С. Козловой и Ю.А. Асеева М.: Гнозис, 1994. -612с.
48. Витгенштейн Л. Философские работы. Кн.1. М., 1994. -207с. Ч.Н.
49. Владимирцов Б.Я. Общественный строй монголов: Монгольский кочевой феодализм. Л., 1934.
50. Всемирная энциклопедия: Философия/ Глав. науч. ред. и сост. А.А.Грицанов. М., 2001. - 1312с.
51. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т.1: Вопросы теории и истории психологии. М.: Педагогика, 1982.- 488с.
52. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т.6: Научное наследство. М.,1984. -С.459-479.
53. Гадамер Г.-Х. Истина и метод:Основы философской герменевтики. М., 1988.
54. Галданова Г.Р. Доламаистские верования бурят.-Новосибирск, 1987. — 115 с.
55. Гегель Г.-В.-Ф. Феноменология духа. М.: Наука, 2000. — 495с.
56. Гегель Г.-В.-Ф. Энциклопедия философских наук. Т.1: Наука логики. М.: Мысль, 1974.
57. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М., 1987.
58. Гончарова Т.В. Эпикур. М.: Мол. гвардия, 1988. - 303 с.
59. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М., 1984.
60. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1979. Вып. 1: Звено между природной средой и обществом. — 252с.; Вып. 2: Пассионарность. — 245с.; Вып.З: Возрасты этноса. — 237с.
61. Гэсэр: Бурятский народный героический эпос: В 2 т./ Пер. В. Солоухина — Улан-Удэ, 1986.-Т.1.-228 е., Т.2. -228 е.; Абай Гэсэр. Улан-Удэ, 1960.- 14с.
62. Давыдов В.В. Деятельный подход в психологии: проблемы и перспективы. -М., 1990.-180с.
63. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996. - 554с.
64. Давыдов Ю.Н. Культура — природа — традиция // Традиция в истории культуры.-М., 1978.
65. Даниленко В.П. Общее языкознание. Иркутск, 1995.
66. Демокрит в его фрагментах и свидетельствах древности/Под ред. и с ком-мент. Г.М.Башмеля. М., 1935. - 382 с.
67. Диалог цивилизаций: Восток-Запад // Вопр. философии. 1993. — № 6. - С. 173-176.
68. Диалог цивилизаций: Восток-Запад // Вопр. философии. — 1998. — № 2. С. 173-177.
69. Дидье Жюлиа. Философский словарь. — М., 2000. — 544с.
70. Домбровский А.И. Сад Эпикура: Повесть. М., 1983.
71. Доржи Банзаров: Воспоминания, отзывы, рассказы современников, ученых и общественных деятелей XIX — начала XX вв./Сост. В.Э. Раднаев. — 2-е изд., доп. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1997. - 103с.
72. Дубровский Д.И. Мозг и разум. — М.: Наука, 1994.
73. Дугаров Д.С. Исторические корни белого шаманства: На материале обрядового фольклора бурят. М., 1991.
74. Духовное производство: Социально-философский аспект проблемы духовной деятельности / Отв. ред. Толстых В.И. М., 1981.
75. Дьюи Д. Демократов и образование. — М., 2000. 383с.
76. Емельянов Ю.Н. Основы культуральной антропологии. — СПб., 1996.
77. Жамцарано Ц.Ж. Дневники. СПб., 1903. - Вып.1.
78. Жизнь и дела знаменитых людей древности. — М., 1891. — 420 с.
79. Жирмунский В.М. Личная и социальная биография писателя//Жирмунский В.М. Введение в литературоведение. СПб., 1996.
80. Жуковская Н.Л. Ламаизм и ранние формы религии. — М., 1977.82.3атеев В.И. К характеристике философских и общественно-политических взглядов Доржи Банзарова // Доржи Банзаров: Жизнь и деятельность. — Улан-Удэ, 1992. С.12-18.
81. Записки иркутских жителей/Сост. М.Д.Сергеева. — Иркутск, 1990. — 544с.84.3астольные беседы/Изд. подгот. Я.М.Боровский, М.Н.Ботвинник, Н.В.Брагинская и др.; Отв. ред. Я.М.Боровский, М.Л.Гаспаров. — Л.:Наука, 1990.-592с.
82. Зеркало мудрости. — Улан-Удэ, 1966.86.3иятдинова Ф.Г. Социальные проблемы образования. М., 1999. — 282с.87.3отов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия XX века: В 2 т. М.: Ин-терпракс, 1994. - Т. 1.-432с.
83. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Идеи позднего Витгенштейна // Западная философия XX века: В 2 т. Т.1. М.: Интерпракс, 1994. -С.409-427.89.3отов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия середины XIX начала XX века.-М., 1998.
84. Искусство и фольклор народов Западной Сибири: Сб.статей/Под ред. Н.В.Лукиной. Томск, 1984.91 .История Бурят-Монгольской АССР: В 2 т. Улан-Удэ, 1951. — Т. 1.
85. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.
86. Камю А. Миф о Сизифе (главы: «Абсурдное рассуждение», «Абсурдное творчество»)//Сумерки богов. — М., 1990.
87. Камю А. Человек бунтующий//Философия. Политика. Искусство.-М.,1990.
88. Канке В.А. Философия: Исторический и систематический курс.-М.,1996.
89. Кант И. Соч.: В 8 т. -Т.З: Критика чистого разума. М., 1994.-741с.
90. Кант И. Соч.: В 8 т. -Т.5: Критика способности суждения. М., 1994. -714с.
91. Кант И. Соч.: В 8 т. Т.7: К вечному миру. Спор факультетов. Антропология. -М., 1994.-795с.
92. Кассирер Э. Опыт о человеке: введение в философию человеческой культуры// Проблема человека в западной философии. М., 1988. — С.3-31.
93. Кассирер Э. Философия символических форм: постановка проблемы// Культурология: XX век: Антология. М., 1995. - С. 163-213.
94. Кафаров П. Старинное монгольское сказание о Чингисхане. Труды членов Российской духовной миссии в Пекине. - СПб., 1866. - Т.4.
95. Кенин-Лопсан М.Б. Обрядовая практика и фольклор тувинского шаманства, конец XIX начало XX вв. — Новосибирск, 1987. - 162 с.
96. Козин С.А. Сокровенное сказание монголов. Монгольская хроника 1240 года. -М.; Л., 1941.
97. Козьмин Ф.Е. Место интуиции как культурного феномена в духовном становлении личности: Дис. канд.филос.наук / Науч.рук. Н.С.Коноплев. -Спец.09.00.01 Онтология и теория познания. - Иркутск, 2000. — 105с.
98. Кон И.С. Национальный характер: Миф или реальность? // Иностр.лит. -1986.-№9.
99. Коноплев Н.С. Жизнь нараспашку, или страдания от соблазнов неверия // Методологическое обеспечение современных философских проблем: Сб. науч. тр. Иркутск: Иркут. ун-т, 2000. - Вып.2. — С. 132.
100. Коноплев Н.С. Кафедра философии ИГУ — фокус его духовности // Иркутский университет. (Иркутск). 1998. - 10 сент. - С.4.
101. Коноплев Н.С. Восточно-Сибирский образовательный настрой в фокусе кафедры философии ИГУ // Методологическое обеспечение современных философских проблем. Иркутск, 1998. - Вып.1. — С. 4-13 .
102. Коноплев Н.С. Методологическое обеспечение современных философских проблем. Иркутск, 2001. - Вып.З. - 179с.
103. Коноплев Н.С. Объективность социального познания и перестройка общественного сознания: Сб.науч.тр/ Иркут. гос.ун-т и др. — Иркутск. — 1989. -С.3-5.
104. Коноплев Н.С. Социальность в свете этнокультурной эволюции: об исторических судьбах русского народа //Мировоззрение, эволюция, идеал. Иркутск, 1991.-С. 13-29.
105. Краткий словарь современных понятий и терминов. М., 2000, - 670 с.
106. Кривцун O.A. Эстетика. М., 1998. - 430с.
107. Леви-Брюль. Сверхъестественное в первобытном мышлении. — М.: Педагогика, 1994.-602 с.
108. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1983.
109. Лейнфелльнер-Рупертсбергер Э. История одной неудачи: Прагматические обоснования лингвистики и искусственного интеллекта, основанные наидеях позднего Витгенштейна // Вопр. философии. — 1996. № 5. — С. 118140.
110. Леонтьев A.A. Слово в речевой деятельности: Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. — М.: Наука, 1965.
111. Леонтьев A.A. Язык и разум человека. — М.: Политиздат, 1965.
112. Лицом к работодателю//Человек и труд. 2002. -№11.- С.29-35.
113. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф // Труды по языкознанию. — М., 1982.
114. Лосев А.Ф. Философия имени // Лосев А.Ф. Из ранних произведений. -М., 1990.-С. 11-195.
115. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. — М., 1970.
116. Любищев A.A. Линии Демокрита и Платона в истории культуры. — Спб, 2000.-255 с.
117. Маджаров A.C. Афанасий Щапов. — Иркутск, 1992. 272с.
118. Мальчуков В.А. Семиотические понятия в научном познании. — Иркутск: ИГУ, 1992.-182с.
119. Мальчуков В.А. Язык, сознание, познавательная деятельность. — Иркутск: ИГУ, 1995. 65 с.
120. Мамардашвили М.К. Кантианские вариации. — М.: Аграф, 1997. 320с.
121. Мамардашвили М.К. Формы и содержание мышления: К критике гегелевского учения о формах познания. — М., 1968.
122. Манжигеев И.А. Бурятские шаманистические и дошаманистические термины. М., 1978. - С. 41.
123. Мантатов В.В. Диалектика социального познания. — М.: Политиздат, 1988.-382 с.
124. Мантатов В.В. Психологические аспекты буддизма.-Новосибирск, 1986.
125. Мантатов В.В. Стратегия разума: экологическая этика и устойчивое развитие: В 2 т.- Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1998. Т.1. - 215с.
126. Мантатов В.В. Стратегия разума: экологическая этика и устойчивое развитие. В 2 т. Улан-Удэ, 2000. - Т.2. - 215с.
127. Маслоу А.Г. Новые рубежи человеческой природы. М.,1999. - 425с.
128. Мелетинский Е.М. Аналитическая психология и проблемы происхождения архетипических сюжетов//Вопр. философии. — 1991. — №10.
129. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. — М., 1995.
130. Миллер Г.Ф. История Сибири. — 2-е изд. М., 1999. - 630с.
131. Митрошкина А.Г. Бурятская антропонимика.- Новосибирск, 1987.—222с.
132. Мифы в искусстве старом и новом. СПб., 1994.
133. Мифы в искусстве. М., 1996.
134. Михайлов Т.М. Бурятский шаманизм: история, структура и социальные функции. — Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1987. — 287с.
135. Молчанов Ю.Б. Четыре концепции времени в философии и физике. М., 1977.-191с.
136. Монгол ой нюуса тобшо. Сокровенное сказание монголов/Ч.-Р. Намжи-ловай оршуулга. Пер. С.Козина. — Улан-Удэ, 1990. — 318с.
137. Морохоева З.П. Философия и история культуры: Национальный аспект. — Улан-Удэ, 1992.- 117с.
138. Мудрагей Н. Рациональное и иррациональное: Историко-теоретический очерк.-М., 1986.
139. Мурадян А. А. Двуликий Янус: Введение в политологию. — М., 1994.
140. На грани тысячелетий: Мир и человек в искусстве XX века. М., 1994.
141. На грани тысячелетий: Судьба традиций в искусстве XX века.— М., 1994.
142. Набоков Андрей. Беспредметный мир. Абстрактное и конкретное искусство.-М., 1997.
143. Назарчук A.B. Язык в трансцендентальной прагматике К.-О. Апеля // вопр. Философии. 1997. - № 1. - С.69-76.
144. Народные русские сказки А.Н.Афанасьева. Т.2/Под ред. В.Я.Проппа.-М.,1958.
145. Никифорова Л.Д. Современные исследования по шаманизму: аналитический обзор литературы // Современность и духовно-философское наследие Центральной Азии. Сб.ст.-Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1997. С. 124-147
146. Одиссей. Человек в истории. Картина мира в народном и ученом сознании.-М., 1994.
147. Ожегов С.И. и Шведов Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 ООО слов и фразеологических выражений.- 4-е изд., доп. -М.,1998.-944с.
148. Окладников А.П. Очерки по истории западных бурят-монголов. — М., 1937.
149. Паперно И. Семиотика поведения: Чернышевский — человек эпохи реализма.-М., 1996.
150. Парадигмы философствования. СПб., 1995.
151. Петри Б.Э. Старая вера бурятского народа.— Иркутск, 1928. 73с.
152. Петров Л. А. Доржи Банзаров. Иркутск, 1975. - 88с.
153. Платон. Соч./Под ред. А.Ф.Лосева и В.Ф. Асмуса —T. 1.-М., 1968.
154. Платон. Соч. / Под ред. А.Ф.Лосева и В.Ф. Асмуса Т.2.- M., 1970.
155. Плутарх. Соч.: Пер. с древнегреч. /Сост.С.Аверинцева; Вступ.статья А.Лосева. — М.: Худож. лит., 1983. 703с.
156. Политическая энциклопедия. В 2 т: Т.2. — М.: Мысль, 1999. 701 с.
157. Поло М. Путешествия / Пер. И.П. Минаева. Зап./РГО по отд.этногр. -СПб., 1902.-Т. 26.
158. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории: Пробл. палеопсихологии. -М.: Мысль, 1974.-487с.
159. Постсимволизм как явление культуры. М., 1995.
160. Потанин Г.Н. Героический эпос и ордынский фольклор.: Этнограф. Обзор. 1894. - Т.21 ,№ 2.
161. Потанин Г.Н. Областническая тенденция в Сибири. Томск: Паровая ти-политогр. Сиб. Т-ва печат. дела, 1997. - 64 с.
162. Потебня А. Слово и миф. M., 1989.
163. Прибыткова Л.А. Что несет народам мира глобализм? // Родная земля. -2002.-20 мая.
164. Проблемы диалога цивилизаций // Вопр. философии. — 1996. № 1. — С. 186-189.
165. Пропп В .Я. Русская сказка. Л., 1984.
166. Рамстедт Г. О монгольских былинах. Иркутск, 1902.
167. Распутин В.Г. Последний срок//Вниз и вверх по течению. — М.,1972.-С.5-154.
168. Распутин В.Г. Век живи век люби//Прощание с Матерой. - Иркутск, 1983.-С.452-479.
169. Распутин В.Г. Деньги для Марии//Прощание с Матерой. Иркутск, 1983. -С.5-88.
170. Распутин В.Г. Живи и помни//Прощание с Матерой. Иркутск, 1983. -С.89-256.
171. Распутин В.Г. Уроки французского//Прощание с Матерой.— Иркутск, 1983.-С.412-43 5.
172. Распутин В.Г. Что передать вороне?//Прощание с Матерой. Иркутск, 1983.-С.43 6-451.
173. Распутин В.Г. Прощание с Матерой. Иркутск, 1983. - 480с.
174. Распутин В .Г. Родина-Мать еще молчит/ТРодная земля.-2001 -22 дек.
175. Рашид-ад-Дин. Сборник летописей: В 3 т. — М.- JL; 1952, 1960 .
176. Рикёр П. Герменевтика. Этика. Политика. — М., 1995.
177. Рикёр П. Конфликт интерпретаций. М., 1995.
178. Ринчинова А.Б. Кто такие сартулы?// Проблемы ономастики Северной, Центральной и Восточной Азии: Тез.докл. регион, науч.-практ. конф., 29-30 марта 1996 г.- Иркутск: ИГУ, 1996. С.44-48.
179. Ринчинова А.Б. Личные имена сартулов//Студент и научно-техн. прогресс: Сб. тез. и докл. — Иркутск: Иркут. ун-т, 1997. С.92.
180. Ринчинова А.Б. К вопросу о происхождении сартулов//Студент и науч.-техн. прогресс: Сб. тез. и докл. Иркутск: Иркут. ун-т, 1998. — С. 109.
181. Ринчинова А.Б. К родословной Доржи Банзарова: анализ тибетского именника// Монголия и Сибирь: Материалы междунар. науч.-практ.конф., посвящ. 80-летию со дня рождения Е.М.Даревской. Иркутск: ИГУ, 2000. — С. 91-98.
182. Ринчинова А.Б. Место бурятской архаики в становлении современной восточно-сибирской духовности // Методологическое обеспечение современных философских проблем: Сб. науч. тр. — Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2001. Вып.З. - С.75-78.
183. Ринчинова А.Б. Бурятская духовная архаика как условие реализации ме-тисированной духовности//Некоторые актуальные вопросы философии и социальных наук. Иркутск: Изд-во Иркут .гос. тех. ун-та,2002.-Вып.5.-С.45-49.
184. Роджерс К. Взгляд на психотерапию: Становление нового человека. М., 1994.-479с.
185. Российская ментальность: (материалы «круглого стола») //Вопр. философии. 1994. - № 1. - С. 25-53.
186. Россия и Запад: взаимодействие культур //Вопр. философии. — 1992. — № 6.-С. 3-49.
187. Рубинштейн C.JI. Бытие и сознание. Человек и мир СПб., 2003. — 508с.
188. Рубрук В. Путешествие в восточные страны. Пер. А.И.Малеина.-СПб., 1911.
189. Русские волшебные сказки Сибири. Новосибирск, 1981
190. Русские сказки Забайкалья: Сборник/Подготовка текстов, статья и ком-мент.В.П.Зиновьева. — 2-е изд.Доп.- Иркутск: Вост.-Сиб.кн.изд.-во, 1989. — 464с.
191. Русский фольклор Сибири. — Новосибирск: Наука, 1981.
192. Русский фольклор Сибири: Элементы архитектоники: Сб. науч. тр. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990.-201с.
193. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. — М., 1981.
194. Санжиев Б. С. Доржи Банзаров: Изучение научного наследия. — 2-е изд., доп. Иркутск; Улан-Удэ: Сибирь, 1998. - 130с.
195. Сартр М. Что такое литература? // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. M., 1974.
196. Сартр М. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов. - М., 1990. Семиотика и искусствометрия. - М., 1972.
197. Сартр М. Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм// Проблема человека в западной философии. М., 1988. - С. 207-229.
198. Сержантов В.Ф. Человек как предмет философского и естественнонаучного познания. JI.: Изд-во ЛГУ, 1980. - 216 с.
199. Сержантов В.Ф., Москаленко А.Т. Личность как предмет фиософского познания: Философская теория личности и ее психологические и биологические основания. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1984. - 319с.
200. Сержантов В.Ф., Москаленко А.Т. Смысл жизни и личность. — Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989. — 202 с.
201. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.-359 с.
202. Сибирский вестник. СПб: Тип. И. Иоаннесова, 1818. - Ч. 1. Из. содерж.: Нечто о русских в Сибири старожилах; Памятники древности в Сибири северной и восточной.
203. Сибирский вестник. СПб.: Морск.тип., 1819. — 4.5. Из содерж.: Изображение обитателей Сибири; собрание сведений о Сибири и странах сопредельных оной, Собрание сведений в пользу путешествующих по Сибири и тамошиних жителей.
204. Свинин В.В. История Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. М.: Прогресс, 1995.-243 с. (в соавт. с Л.М.Дамешеком и др.).
205. Скворцова Е. М. Теория и история культуры. — М., 1999.
206. Словарь русского языка: В 4 т./АН СССР, Ин-т рус.яз.; Под ред. А.П.Евгеньевой. — 2-е изд. М.: Рус.яз., 1982. - 736 с.
207. Смысл жизни: Антология. — М., 1994.
208. Современность и духовно-философское наследие Центральной Азии. Сб. ст. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1997. - 148с.
209. Современный толковый словарь русского языка/ Гл. ред. С.А.Кузнецов. -СПб., 2002.-960 с.
210. Современный философский словарь. М., Минск, 1998. -1064с.
211. Сознание и история. Барнаул, 1993.
212. Соссюр Ф. Курс общей лингвистики. М., 1937.
213. Социальное и политическое развитие народов Востока: история и современность: Тез. докл. регион. конф.,12-14мая 1983г.-Иркутск, 1983—110с.
214. Справедливость и демократия в контексте диалога культур // Вопросы философии. 1996. -№ 3. - С. 143-150.
215. Спиноза Б. Избр. произв.: В 2 т. -М., 1957. -Т.1, 2.
216. Степанянц М. Т. Восток-Запад: диалог философов // Вопр. философии. — 1989. -№ 12.-С. 151-156.
217. Тавадов Г.Т. Этнология: Словарь-справочник. М.: Соц.-полит.журн. -1998.-688 с.
218. Тасалов В.И. Хаос и порядок: Социально-художественная диалектика. — М., 1991.
219. Толковый словарь русского языка. T.II / Под ред. Д.Н. Ушакова. М., 2000. - 528 с.
220. Топоров В.Н. Вещь в антропоцентристской nepcnekthbe//Aequinox. М., 1993.
221. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области ми-фопоэтического. — М., 1995.
222. Тороев А. Бурятские сказки. Иркутск, 1958. - 75 с.
223. Труд и занятость в Иркутской области: Стат. сб. Иркутск, 2000.
224. Труд и занятость в Иркутской области. Стат. сб. Иркутск, 2001.
225. Уланов А.И. Бурятский героический эпос. Улан-Удэ, 1963.
226. Улымжиев Д.Б. Научный подвиг//Собр. соч.-Улан-Удэ,1997.
227. Урбанаева И.С. Человек у Байкала и мир Центральной Азии: философия истории. — Улан-Удэ, 1995.
228. Урбанаева И.С. Эзотерические смыслы учения о Тэнгэри и 600 мургэл// Современность и духовно-философское наследие Центральной Азии: Сб.ст. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1997. - С.3-48.
229. Уровень жизни населения Иркутской области: Стат. сб. Иркутск, 2002.
230. Фейнберг E.JI. Две культуры: Интуиция и логика в искусстве и науке. -М., 1992.
231. Философия человека: Традиции и современность. — М., 1991.- 222с.
232. Философия языка и семиотика. Иваново, 1996.
233. Философская энциклопедия. — М., 1971. — Т. 1 -5.
234. Философский словарь Владимира Соловьева. Ростов н/Д: Феникс, 1997. -464с.
235. Философский словарь/ Под ред. Фролова М., 1991. - 560 с.
236. Философский энциклопедический словарь. — М.: Инфра-М, 1999- 576с.
237. Фрейд 3. Художник и фантазирование. М., 1995.
238. Фрейнденберг О.М. Миф и литература древности. — М., 1996.
239. Хайдеггер М. Исток художественного творения//Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. М., 1987.
240. Хангалов М.Н. Собр. соч.: В 3 т. Улан-Удэ, 1958. - Т. 1. - 551 е.; 1959. -Т. 2.-444 е.; 1960. Т.З.-421 с.
241. Харнахоев В.Х. Диалектика национального интернационализма в советском образе жизни. Иркутск, 1985. — 190с.
242. Ходасевич В. Портреты словами. — М., 1995.
243. Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996.
244. Цыбиков Г.Ц. Буддист-паломник у святынь Тибета. Пг., 1918.
245. Человек и восприятие мира. М., 1992.
246. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его смерти и бессмертии. -М., 1995.
247. Черемисов K.M. Бурят-монгольско-русский словарь. М., 1951.
248. Чернышова Т.А. Природа фантастики. Иркутск: ИГУ, 1984/вып.доп.1985/-331с.
249. Шакир-заде, Аддин Садраддин Оглы. Эпикур. - М., 1963.
250. Шаманизм и ранние религиозные представления: Этнологические исследования по шаманству и иным ранним верованиям и практикам (К 90-летию д-ра ист. наук, проф. Л.П.Потапова). М., 1995. — Т.1. Шаманство, конец XIX - нач.ХХ вв. - Новосибирск, 1987. - 162с.
251. Шаракшинова Н.О. Мифы бурят. Иркутск, 1980.
252. Швырев B.C. Рефлексия и понимание в современном анализе науки // Вопр. философии. 1985. -№ 6.
253. Шеллинг Ф.В.Й. Философия искусства. — М., 1996.
254. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. М., 1991.
255. Щапов А.П. Общая характеристика физического и психического типа сибирского русского населения // Собр. соч.: В 3 т. — Иркутск, 1937.
256. Элиаде М. Космос и история. — М.: Просвещение, 1987. — 312 с.
257. Элиасов JI.E. Сибирская фольклористика и ее задачи/ Фольклор народов Сибири. Улан-Удэ, 1965.
258. Элиасов JI.E. Русский фольклор Восточной Сибири. Улан-Удэ, 1958. — Ч.1. —С.107-108.
259. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - Т. 21.
260. Этнические стереотипы поведения. — JL, 1985.
261. Юнг К.Г. Психоанализ и искусство. — М., 1996.
262. Юнг К.Г. Феномен духа в искусстве и науке. М., 1992.
263. Ядринцев Н.М. Сибирь как колония. Современное положение Сибири. Ее нужды и потребности. Ее прошлое и будущее.-СПб.,1892.—720с.
264. Якобсон P.O. Язык и бессознательное. — М., 1996.
265. Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. — СПб., 1999.-528 с.
266. Shamanism and Folk-Culture: Cross Cultural Exchanges between East an West: (Сб. на яп. и англ. яз.) Nara (Japan), 1995.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.