Марксистско-ленинская критика концепций негритюда (на материале африканской франкоязычной литературы) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Ндаки, Феликс
- Специальность ВАК РФ09.00.03
- Количество страниц 206
Оглавление диссертации кандидат философских наук Ндаки, Феликс
ВВЕДЕНИЕ.3
ГЛАВА I. ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
НЕГРИТЮДА.10
§ I. Рабство, работорговля и восстание негритянского населения в США.11
§ 2. Колониализм и его последствия.34
§ 3. Великая Октябрьская социалистическая революция и колониальные страны.52
§ 4. Появлениеннегритянской интеллигенции во Франции.57
ГЛАВА П. НЕГРИВД, ЕГО СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ И РОЛЬ.70
§ I. Роль негритюда в период колонизации Африки.70
§ 2. Расизм: сущность и формы проявления.91
§ 3. Негритгод в современной Африке.120
3.1. Критика негритюда Л.С. Сенгора.120
3.2. "Африканский социализм" как требование негритюда Сенгора.158
Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
"Африканская философия" в свете диалектического и исторического материализма (на материале франко-язычной литературы)1985 год, кандидат философских наук Мава, Нестор
Общество и армия стран социалистической ориентации Африки (социально-политический аспект)1983 год, доктор философских наук Сумбатян, Юрий Гайкович
Проблема исторического сознания в Тропической Африке1985 год, кандидат философских наук Адзаби, Франсуа
Проблема национального единства в официальной идеологии республики Египет1983 год, кандидат философских наук Мурсалов, Рамиз Алибала оглы
Политика Франции в Тропической Африке в период президентства В. Жискар д'Эстэна (1974-1981 гг.) и её влияние на развитие советско-африканских отношений (на примере бывших французских колоний)1984 год, кандидат исторических наук Сапрыкин, Леонид Петрович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Марксистско-ленинская критика концепций негритюда (на материале африканской франкоязычной литературы)»
Победа Великой Октябрьской социалистической революции, открывшей новые перспективы подъема национально-освободительной борьбы в колониальных и полуколониальных странах, а также разгром Советским Союзом фашистской Германии создали необходимые условия для национально-освободительной революции в Африке, которая до основания потрясла колониальную систему империализма. На ее развалинах возникли новые независимые государства, роль которых на международной арене постоянно возрастает. Наблюдается заметный и ощутимый рост демократических и революционных сил. В странах социалистической ориентации революционные партии переходят на позиции марксистско-ленинской идеологии и устанавливают прочные связи с международным коммунистическим и рабочим движением для того, чтобы преодолеть капиталистический этап развития. Империализм лишь недавно расстался с монополией на мировое господство, и он не может примириться с потерей своего влияния в недавноосвободившихся странах и надеется, опираясь на неоколониализм, продолжить эксплуатацию этих стран, контролировать их хозяйственную и политическую жизнь. "Империалистов, - говорится в "Материалах ХХУ1 съезда КПСС", - не устраивает укрепление независимости освободившихся стран. Тысячами путей и способов они пытаются привязать к себе эти страны, чтобы свободнее распоряжаться их природными богатствами, использовать их территории в своих стратегических замыслах"1. Понятно поэтому, почему империализм ведет яростную пропаганду против научного социализма. В этой антикоммунистической
1 Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., 1981, с. 14. пропаганде, которая ведется сегодня в том числе и в Африке, значительную роль играет негритюд, призванный противопоставить белому расизму черный расизм, на деле сохранить капиталистический путь развития под флагом замены научного социализма самобытным "африканским социализмом".
Тема негритюда вызывала многочисленные дебаты почти с момента провозглашения независимости африканских стран, продолжаются они и в настоящее время. Действительно, не было ни одного панафриканского фестиваля, где не поднималась бы проблема негритюда. Можно в этой связи вспомнить, например, фестивали, проводившиеся в Дакаре (1966 г.) и Алжире (1969 г.), во время которых проводилось очень оживленное обсуящение проблемы негритюда. Более того, в попытках подвести под негритюд солидную теоретическую базу, были организованы, если так можно сказать, "дни размышлений" о негритюде. В этом же направлении проходил "Коллоквиум по негри-тюду", организованный с 12 по 18 апреля 1971 года в Дакаре (Сенегал) под эгидой Прогрессивного Сенегальского Союза (ПСС). Отметим также, что довольно большое число студентов и преподавателей (африканских и неафриканских) в самых различных институтах и университетах защищают дипломы и пишут кандидатские диссертации по вопросам негритюда. Пожалуй, нет другой такой теш в африканской литературе, по которой так много бьшо всего написано. Наконец, отметим, что нет такого университета в Африке, где не велся бы курс по этому вопросу. Словом, тема, которую мы избрали для исследования, имеет очевидную актуальность и представляет значительный интерес с точки зрения теории, идеологии, политики, тем более, что речь идет о том, чтобы задаться вопросами об исторической судьбе негритюда, его роли в экономическом политическом, социальном и культурном развитии молодых африканских государств.
Остановившись на этой теме, мы ставили перед собой следующую цель - внести наш скромный вклад в дискуссию о сложных теоретических, идеологических и политических импликациях негритю-да. Естественно, мы не ставим перед собой цель исчерпывающе ответить на все вопросы темы и поставить точку в этой дискуссии. Тем не менее марксистский анализ негритюда весьма актуален. Представляет определенный интерес и то, что впервые конголезец - насколько нам известно - предпринимает такой анализ.
Задачи, которые мы ставим перед собой в предлагаемой работе, сводятся к тому, чтобы научно определить место негритюда во времени и в пространстве, его значение в идеологической борьбе развивающихся стран. При этом мы стараемся избежать и не дать нас увлечь поверхностными утверждениями, довольно часто распространяемыми некоторыми критиками негритюда. Прежде всего, мы стремимся показать, что негритюд не миф, а является реальностью, рожденной в определенный период эволюции политической ситуации в заморских французских колониях в результате сложного переплетения множества факторов (экономических, политических и социальных). Затем мы постараемся выявить ту роль, которую играет негритюд - как одна из форм национализма в Африке - во время колониального периода, а затем - найти то место, которое он занимал и занимает в массовом движении за национальное освобождение, приведшее, в конце концов, к поражению колониализма на континенте.
Для более глубокого понимания концепции негритюда, мы полагали необходимым проследить развитие идей наиболее видных теоретиков негритюда. Для этого мы должны были проанализировать прежде всего труды Л.С.Сенгора и Э.Сезера.
Продолжая работу в этом направлении, мы показываем, что после провозглашения независимости африканских государств не-гритюд лишается своего демократического и антиколониального содержания (как было, например, у Э.Сезера), превратившись в откровенно расистскую, реакционную теорию, особенно в изложении Леопольда Седара Сенгора. Мы постараемся также доказать, что негритщшестидесятых годов (то есть в период африканской независимости) становится концепцией самобытного "африканского социализма", обоснованием особого пути развития африканских стран.
Новизна нашего исследования заключается в марксистско-ленинском анализе негритюда, в критическом подходе, который будет отражен в нашей работе. Он заключается в выявлении глубоких классово-социальных корней негритюда, позволяющем показать, что негритюд - это не случайное явление, в нем отразилось выражение реальной колониальной ситуации и протеста против этой ситуации. Новизна работы заключается еще и в том, что в диссертации вскрывается реакционный характер негритюда, особенно в работах Сенгора. Такого всестороннего анализа и критики до сих пор не было в исследованиях африканских авторов.
Научный характер, который мы хотели бы придать нашей работе, обязывает нас использовать марксизм-ленинизм в качестве методологии, без которой, как мы полагаем, просто невозможно охватить во всей полноте все аспекты концепции негритюда. Вот почему мы руководствовались в нашей работе произведениями классиков марксизма-ленинизма: К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И.Ленина. Мы опирались также на прогрессивные взгляды таких известны}: политических деятелей, как К.Нкрума, М.Нгуаби и А.Кабрал. В нашей работе мы также широко использовали труды советских ученых, таких как Р.А.Ульяновский, Б.А. Шабаев, Б.С. Ерасов, А.Н.Мосейко, Н.Д.Косухин, О.В. Мартышин, Е.С. Троицкий и др., обращавшихся в разное время к негритгоду в качестве объекта исследования. В нашей работе мы использовали и труды таких советских марксистов, как С.Т.Калтахчян, Б.Н.Бессонов, Л.А.Алексеева, Л.К.Туманова, М.И.Брагинский, Г.Б.Старушенко, K.M. Цаголов и др., а также исследования таких зарубежных африканистов, как Ж.Сюре-Каналь, Р.Барбе, Имре Мартон и др. С большим интересом мы обращались и к работам некоторых африканских и антильских критиков негритгода, таких как М.Това, С.Адотеви, Э.Энаньон, Ж.Ламартиньер, Р.Депестр и др. Мы принимали также во внимание точку зрения А.А.Арутюняна, автора диссертации "Социологические проблемы концепции "африканского социализма" (Ереван, 1975), и позицию по этому вопросу французского философа Ж.П.Сартра.
Наша работа состоит из двух глав. Первая, названная "Объективные и субъективные условия возникновения негритюда*, посвящена исследованию тех условий и причин, которые способствовали и обусловили появление негритюда. Глава состоит из четырех параграфов. В первом из них - "Рабство, работорговля и восстание негритянского населения в США" - исследуются условия, в которых жили негры в период рабства и работорговли, а также выявляется содержание и смысл негритянских восстаний в Соединенных Штатах Америки. Второй параграф "Колониализм и его последствия" посвящается анализу положения негритянского населения в условиях колонизации, принявшей широкий размер в связи с новым переделом мира, ставшим главным из причин Первой мировой войны. В третьем
параграфе "Великая Октябрьская Социалистическая революция и колониальные страны" показывается роль социалистической революции в России в 1917 году в формировании политического сознания народов колониальных стран, ее влияние на основателей негритюда. В четвертом параграфе - "Появление негритянской интеллигенции во Франции" прослеживается роль сформировавшейся в недрах метрополий негритянской интеллигенции в идеологической и социально-политической борьбе в колониальных странах. Здесь также показывается, что формирование негритянской интеллигенции во Франции стало очень важным моментом становления самосознания негритянских народов, живущих в условиях жестокой эксплуатации.
Во второй главе "Негритюд - его социальная сущность и роль" анализируется классовое содержание негритюда до и после провозглашения африканской независимости. Глава состоит из трех параграфов. В первом - "Роль негритюда в период колонизации Африки" критически рассматриваются позиции некоторых немарксистских критиков негритюда, считавших, что негритюд во все времена и во всех отношениях имел лишь реакционный характер. В диссертации показывается, что в колониальный период негритюд имел и демократическое содержание. Во втором параграфе "Расизм: сущность и формы проявления" вскрывается классовый характер и природа расизма, принимавшего в разные периоды истории самые различные формы и проявления. Этот параграф должен помочь нам глубже осознать и понять подлинную классовую природу сенгоровского негритюда. Третий параграф -"Негритюд в современной Африке" разделен на две части. Первая - "Критика негритюда Сенгора" содержит критический анализ взглядов Сенгора на негритюд. Этот анализ позволяет четко видеть совпадение сенгоровского негритюда с расизмом, в частности с расистскими идеями Гобино, идеалистической философией Темпельса, Тейяра Де Шардена и Бергсона. Вторая часть этого параграфа "Африканский социализм", как требование негритюда Сенгора", посвящена показу того, каким образом темы "негритюд" и "африканский социализм" оказались тесно связаны друг с другом. Анализ сенгоровского "африканского социализма" показывает, что он представляет собой реакционную альтернативу научному социализму. Теория "африканского социализма" способствовала, в конце концов, зарождению и расцвету множества теорий социализма национального типа, распространившихся сегодня повсюду на африканском континенте, идет ли речь о "танзанийском социализме", "кенийском социализме" или же "самобытности" в Заире. Все эти разновидности "социализма" имеют один и тот же классовый характер. Они не только утопичны, но и реакционны.
Диссертационное исследование в целом подводит к заключению, что вопреки всем утверждениям Сенгора и его последователей, успех экономического, политического, социального и культурного развития африканских стран кроется вовсе не в "негритюде" или же в "африканском социализме", а в научном социализме К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И.Ленина.
- 10
Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Критика буржуазных фальсификаций деятельности КПСС по упрочению интернационального единства народов СССР1984 год, кандидат исторических наук Балицкий, Александр Витальевич
"Базовая стратегия" американского империализма - орудие подавления национально-освободительных движений (1975-1981 гг.)1984 год, кандидат исторических наук Введенский, Е.А.
Интернациональные связи СССР и МНР. 1921-19401984 год, кандидат исторических наук Смотрицкий, Владимир Яковлевич
Политика Коммунистической партии Кубы по вопросам войны и мира и ее влияние на строительство социализма1984 год, кандидат философских наук Гонис, Алонсо Карлос
Критика антикоммунистических фальсификаций развития культуры и языков народов СССР (на примере азербайджанской социалистической нации)1983 год, кандидат философских наук Тагиев, Аликрам Миргасан оглы
Заключение диссертации по теме «История философии», Ндаки, Феликс
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование исторической эволюции негритюда показывает, что он возник как отражение условий жизни негритянских народов в колониальный период и протеста против этих условий. Негритюд первоначально носил демократический, антиколониальный характер в период борьбы угнетенных народов за свое политическое освобождение. Однако после завоевания африканскими народами независимости своих стран, идеологи эксплуататорских классов стали извращать демократические идеи негритюда, превратили его в оружие африканской буржуазии и неоколониализма.
Ныне было бы совершенно тщетным делом искать в "негритюде" или в "африканском социализме", опирающемся на эту теорию демократическое содержание. "Негритюд" Сенгора почти не отличается от современных расистских теорий, а его "африканский социализм" представляет попытку увести прогрессивные силы африканского континента от идей научного социализма, от теории и практики марксизма-ленинизма. "Диалектический материализм, - пишет Сенгор, - порожден историей и географией, он родился в Западной Европе в середине XIX века. Появившийся в этой среде, он предназначен прежде всего для анализа и трансформации той же самой среды"*. Из этого, как будто, явствует, что марксизм родился для того, чтобы объяснить и перестроить только Европу, но не Азию и Африку. Подобный подход, который выхолащивает из учения Маркса и Энгельса его универсальный характер, присущ современным оппортунистам, ревизионистам.
Основоположники марксизма всегда делали упор на то, что их учение "не догма, а руководство к действию". Правильность теории Маркса, Энгельса и Ленина, ее универсальный характер были подтверждены опытом стран реального социализма, в частности, Советской
I SenghorL.S. Op. cit., p. 105.
- 191
Средней Азии, Монголии, Вьетнаме, в Латинской Америке (Куба), в которых социализм победил в специфических формах, пороященных своеобразием их национальной жизни. Уже Маркс и Энгельс предвидели возможность перехода к социализму экономически отсталых стран при наличии социалистических стран. Эту концепцию конкретно обосновал и развил Ленин. "После победы Великой Октябрьской социалистической революции, - пишет В.И. Ленин, - народы экономически отсталых стран, опираясь на помощь победившего рабочего класса, используя силу его примера, смогут постепенно перейти к социализму, минуя капиталистическую общественно-экономическую формацию"*. Указанная концепция получила дальнейшее обоснование и подтверждение практикой развития стран социалистической ориентации, в доку2 ментах коммунистических и рабочих партий , в современной марксистско-ленинской литературе.
Теоретически и практически доказано, что научный социализм является не только исключительным достоянием Европы. Как писал В.И. Ленин: "Все нации придут к социализцу, это неизбежно, но все придут не совсем одинаково, каждая внесет своеобразие в ту или иную форму демократии, в ту или иную разновидность диктатуры пролетариата, в тот или иной темп социалистических преобразований разных сторон общественной жизни" . Это осознал уже и ряд африканских стран, твердо избравших для себя научный социализм, чтобы строить свободное от эксплуатации общество. Сегодня эти страны на своем опыте убеждаются в верности пути социалистической ориентации, в том, что только он может гарантировать африканским народам под* Ленин В.И. Полн.собр.соч., т. 41, с. 245-246. 2
См. Международное совещание коммунистических и рабочих партий. Москва, 1969. Прага, 1969. 3
Ленин В.И. Полн.собр.соч., т. 30, с. 123.
- 192 линнуга независимость, реальный, социально-экономический, политический и культурный прогресс. Говоря о некапиталистическом пути развития, избранном Народной Республикой Конго, основатель Конголезской партии труда Мариан Нгуаби подчеркивал: "Конго-Браззавиль высказалось за этот путь, единственный путь, который сможет обеспечить лучшую жизнь его народу"*.
В то же время некоторые буржуазные исследователи продолжают опираться в своих построениях на ошибочную теорию "негритюда" и "африканского социализма", разглагольствуют о непригодности учения Маркса и Энгельса для Африки с тем, чтобы попытаться увести в сторону от научного социализма африканские народы. При этом они трудности стран социалистической ориентации извращенно представляют как порождение некапиталистического пути развития. Правда же состоит в том, что в указанных странах происходят глубокие прогрессивные преобразования в своеобразной этнокультурной среде и в условиях, оставленного колониализмом тяжелого наследства: многоукладное ти экономики (натурального, мелкотоварного), отсутствия крупных средств производства и обмена, слабости технической базы экономики, нехватки квалифицированных национальных кадров, незначительной численности рабочего класса. Народы, руководители таких стран сознают, что трудности, с которыми они сейчас встречаются, могут быть окончательно преодолены только социалистическим выбором, социалистической направленностью решения своих внутренних и внешних проблем.
Чтобы там ни говорили Сенгор и те, кто и сегодня еще обращается к "негритюду" или к "африканскому социализму", влияние марксизма-ленинизма в настоящее время в Африке велико.
Целый ряд стран континента - Народная Республика Конго, На
I Ngouabi lu. Op. cit., p. 332.
- 193 родная Республика Ангола, Социалистическая Республика Эфиопия и др. на базе теории и практики марксистско-ленинского учения, осуществляют строительство социалистического общества, в котором навсегда будет устранена эксплуатация человека человеком. Пришел день, когда африканские страны социалистической ориентации развития должны выполнить свои задачи, которые ставил еще В.И. Ленин, говоря о колониальных народах, на Ш съезде коммунистических организаций народов Востока: "Здесь перед вами, - говорил он, - стоит задача, которая не стояла раньше перед коммунистами всего мира: опираясь на общекоммунистическую практику и теорию, вам нужно, применяясь к своеобразным условиям, которых нет в европейских странах, суметь применить эту теорию и практику к условиям, когда главной массой является крестьянство, когда нужно решать задачу борьбы не против капитала, а против средневековых остатков. задача в том, чтобы пробудить революционную активность к самодеятельности и организации трудящихся масс, независимо от того, на каком уровне они стоят, перевести истинное коммунистическое учение, которое предназначено для коммунистов более передовых стран, на язык каждого народа."*
Решение этой задачи, как указывал Ленин от марксистов требует не абсолютизации национальных различий и не их игнорирования, а такого применения основных принципов коммунизма "которое бы правильно приспособляло, применяло их к национальным и национально-государственным различиям. Исследовать, изучить, отыскать, угадать, схватить национально-особенное, национально-специфическое в конкретных подходах каждой страны к разрешению единой интернациональной задачи."2.
1 Ленин В.И. Полн.собр.соч., т. 39, с. 329-330.
2 Там же, т. 41, с. 77.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Ндаки, Феликс, 1985 год
1. Маркс К., Энгельс Ф. Фейербах - противоположность материалистического и идеалистического воззрений. Соч., 2-е изд., т. 3, с. 15-18.
2. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии. Соч., 2-е изд., т. 4, с. 419-459.
3. Маркс К., Энгельс Ф. О Польше. Речи на международном митинге в Лондоне, посвященном 17-й годовщине польского восстания 1830 г., 29 ноября 1847 г. Соч., т. 4, с. 371-373.
4. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение. Соч., т. I, с. 414-429.
5. Маркс К. Нищета философии. Гл. П. Метафизика политической экономии. Соч., т. 4, с. 128-185.
6. Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта. Соч., т. 8, с. 115-217.
7. Маркс К. Англо-персидская война. Соч., т. 12, с. 73-75.
8. Маркс К. Англо-китайский конфликт. Соч., т. 12, с. 105-110.
9. Маркс К. Ицдийское восстание. Соч., т. 12, с. 296-299.
10. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие.г1. Соч., т. 13, с. 5-9.
11. Маркс К. Генеральный Совет Федеральному Совету Романской Швейцарии. Соч., т. 16, с. 402-409.
12. Маркс К. Конфиденциальное сообщение. Соч., т. 16, с. 429441.
13. Маркс К. Маркс Энгельсу в Манчестер - Лондон, 10 декабря 1869 г. Соч., т. 32, с. 335-339.
14. Маркс К. Лауре и Полю Лафарг в Париже. Лондон, 5 марта 1870 г. Соч., т. 32, с. 545-550.- 195
15. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов. (Первоначальный вариант "Капитала"). Соч., т. 46, ч. I, с. 1-508;ч. П, с. 1-521.
16. Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии. Соч., т. 2, с. 231-517.
17. Энгельс Ф. Фергюс 0»Коннор и ирландский народ. Соч., т. 4, с. 401-403.
18. Энгельс Ф. Новая экспедиция Англичан в Китай. Соч., т. 12, с. 178-183.
19. Энгельс Ф. Алжир. Соч., т. 14, с. 99-110.
20. Энгельс Ф. Эмигрантская литература. Соч., т. 18, с. 501548.
21. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Соч., т. 20, с. 486-499.
22. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Соч., т. 21, с. 23-178.
23. Энгельс Ф. Крестьянский вопрос во Франции и Германии. Соч., т. 22, с. 501-525.
24. Энгельс Ф. Карлу Каутскому в Вену. Лондон, 12 сентября 1882 г. Соч., т. 35, с. 296-298.
25. Ленин В.И. Фридрих Энгельс. Полн.собр.соч., т. 2, с. 1-14.
26. Ленин В.И. Китайская война. Полн.собр.соч., т. 4, с. 378383.
27. Ленин В.И. Две тактики социал-демократии в демократической революции. Полн.собр.соч., т. П, с. 1-131.
28. Ленин В.И. Марксизм и ревизионизм. Полн.собр.соч., т. 17, с. 15-26.
29. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Критические- 196 заметки об одной реакционной философии. Полн.собр.соч., т. 18, с. 7-380.
30. Ленин В.И. Заметки по национальному вопросу. Полн.собр. соч., т. 24, с. 113-150.
31. Ленин В.И. 0 праве наций на самоопределение. Полн.собр. соч., т. 25, с. 255-320.
32. Ленин В.И. Карл Маркс. Полн.собр.соч., т. 26, с. 43-93.
33. Ленин В.И. Крах П Интернационала. Полн.собр.соч., т. 26, с. 209-265.
34. Ленин В.И. Новые данные о законах развития капитализма в земледелии. Полн.собр.соч., т. 27, с. 131-227.
35. Ленин В.И. Империализм, как высшая стадия капитализма. Полн.собр.соч., т. 27, с. 309^426.
36. Ленин В.И. Материалы к реферату "Империализм и право наций на самоопределение". Полн.собр.соч., т. 27, с. 434-444.
37. Ленин В.И. Философские тетради. Полн.собр.соч., т. 29, с. 1-620.
38. Ленин В.И. 0 карикатуре на марксизм и об "империалистическом экономизме". Полн.собр.соч., т. 30, с. 77-130.
39. Ленин В.И. Речи, записанные на граммофонных пластинках. Полн.собр.соч., т. 38, с. 227-243.
40. Ленин В.И. Великий почин (0 героизме рабочих в тылу.
41. По поводу "коммунистических субботников"). Полн.собр.соч., т. 39, с. 1-29.
42. Ленин В.И. 0 государстве. Лекция в Свердловском университете. II июля 1919 г. Полн.собр.соч., т. 39, с. 64-84.
43. Ленин В.И. Доклад на П Всероссийском съезде коммунистических организаций народов Востока. 22 ноября 1919 г. Полн.собр.соч., т. 39, с. 318-331.
44. Ленин В.И. Детская болезнь "левизны" в коммунизме. Полн. собр. соч., т. 41, с. 1-104.
45. Ленин В.И. П Конгресс Коммунистического Интернационала. 19 идля 7 августа 1920 г. Полн.собр.соч., т. 41, с. 213-267.
46. Ленин В.И. К вопросу о национальностях или об "автоно-мизации". Полн.собр.соч., т. 45, с. 356-362.
47. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., 1981, 223 с.
48. Международное Совещание Коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы. М., 1969, 352 с.
49. Программа Коммунистической партии Советского Союза. М., 1976, 144 с.
50. Актуальные проблемы некапиталистического развития освободившихся стран. М., 1971.
51. Алексеева Л.А. Идейно-теоретические взгляды Франца Фа-нона. М., 1979, 136 с.
52. Батинг Б. Становление южноафриканского рейха. М., "Мысль", 1965, 391 с.
53. Барбе Р. Общественные классы в черной Африке. М., "Прогресс", 1966, 215 с.
54. Бессонов Б.Н. "Неомарксизм" идеология современного оппортунизма. М., 1983, 285 с.
55. Бичер-Стоу Г. Хижина дяди Тома. М., 1956, 384 с.
56. Брутенц К.Н. Социалистическая ориентация освободившихся стран: некоторые вопросы теории и практики. М., 1982, 307 с.
57. Владимиров Л.С. Кения: выбор пути. Основные этапы и проблемы освободительного движения. М., 1979, 279 с.
58. Гегель В.Ф. Лекции по философии истории. Соч., т. УШ,1. М., 1935, 470 с.
59. Гусейнов К. Африка от колониализма к свободе. Баку, 1969, 318 с.
60. Далин В.М. Люди и идеи. М., 1970, 393 с.
61. Интеллигенция и социальный прогресс в развивающихся странах Азии и Африки. М., "Наука", 1981, 328 с.
62. Калтахчян С.Т. Марксистско-ленинская теория нации и современность. М., 1983, 367 с.
63. Косухин Н.Д. Формирование идейно-политической стратегиив африканских странах социалистической ориентации. М., 1980, 261 с.
64. Мартышин О.В. Социализм и национализм в Африке. М., "Наука", 1972, 407 с.
65. Мельников И.А. Чужие. Судьбы иностранных рабочих в Западной Европе. М., 1973, 120 с.
66. Мостовец Н.В. Расовая дискриминация негров в США. М., "Знание", 1957, 32 с.
67. Национализм в современной Африке. М., 1983, 264 с.
68. Нитобург Э.Л. Негры США. М., 1979, 295 с.
69. Современные теории социализма "национального типа". М., "Мысль", 1967, 288 с.
70. Старушенко Г.Б. Социалистическая ориентация в развивающихся странах. М., 1971, 192 с.
71. Старушенко Г.Б. Африка: проблемы социалистической ориентации. М., 1976, 477 с.
72. СЭВ Л. Современная французская философия. Ист.очерк: от 1789 г. до наших дней. М., 1968, 391 с.
73. Сюрэ-Каналь Ж. Африка западная и центральная. География. Цивилизация. История. М., 1961, 335 с.
74. Троицкий Е.С. Немарксистские концепции социализма и борьба за общественный прогресс в странах Азии и Африки. М., 1974, 336 с.
75. Ульяновский Р.А. Социализм и освободившиеся страны. М., Наука, 1972, 557 с.
76. Уодцис Дж. "Новые" теории революции. Критический анализ взглядов Ф.Фанона, Д.Дебре, Г.Маркузе. М., Прогресс, 1975, 521 с.
77. Цаголов К.М. Освободившиеся страны: защита социалистической революции. M., 1981, 270 с.
78. Шабаев Б.А. Африка: из прошлого в будущее. M., 1984, 184 с.
79. Abanda Ndéngué J.M. De la négritude au négrisme. Yaoundé, 1976, 141 p.
80. Adotévi S. Négritude et négrologues. Paris, Union générale d'Editions, 1972, 304 p.
81. Authenticité et développement. P., Présence Africaine, 1982, 476 p.
82. Cabrai A. L'arme de la théorie. P., 1975, 360 p.
83. Césaire A. Discours sur le colonialisme. P., Présence Africaine, 1955, 59 p.
84. Césaire A. CShier d'un retour au pays natal. P., Présence africaine, 1975» 155 p.
85. Colloque sur la négritude tenu a Dakar (Sénégal) du 12 au 18 Avril 1971. P., Présence Africaine, 1978, 244 p.
86. XXIIe Congrès du Parti Communiste français. Cahier du Communisme, N 2-3, 1976, 500 p.
87. IIIe Congrès Extraordinaire du Parti Congolais du Travail. Congrès de la radicalisation. Brazzaville, 1979, 195 p.
88. Delafosse M. Les Noirs de l'Afrique. P., 1921, 160 p.- 200
89. Delafosse M. Histoire de 1«Afrique occidentale française. P., 1926, 341 p.
90. Delafosse M. les Nègres. P., 1927, 80 p.
91. Dieng Amady Aly. Hegel, Marx, Engels et les problèmes de 1«Afrique noire. Dakar, Sankoré, 1978, 157 p.
92. Diop Cheikh A. Nations nègres et culture. P., Présence Africaine, 1979, t. 1-2, 572 p.
93. Diop Cheikh A. Antériorité des civilisations nègres, mythe ou vérité historique? P., Présence Africaine, 1967, 299 p»
94. Dogbe Yves E. Négritude, culture et civilisation. P., 1980, 268 p.
95. Ducasse A. Les négriers ou le trafic des esclaves. P., 1948, 253 p.
96. Fanon F. Peau noire, masques "blancs. P., Seuil, 1952, 222 p.
97. Fanon F. Pour la révolution africaine. Ecrits politiques, P., Maspéro, 1969, 198 p.
98. Fanon F. Les damnés de la terre. P., Haspéro, 1961, 243 p«
99. Fohlen C. Les Noirs aux Etats-Unis. P., PUF, 1965, 128 p.
100. Frobenius Léo. Histoire de la civilisation africaine. P., NEF, 1936.
101. Gérard A. Etudes de littérature africaine francophone. Les nouvelles Editions africaines. Dakar Abidjan, 1977, 174 p.
102. Gobineau A. Essai sur l«inégalité des races humaines. T. 2. P., 1853, 512 p.
103. Gourou P. Les pays tropicaux. Principes d«une géographie humaine et économique. P., 1953, 196 p.
104. Granotier B. Les travailleurs immigrés en France. P.,1. Maspéro, 1970, 279 p.
105. Hountondji J.P. Sur la "philosophie africaine". Critique de l^thnophilosophie. Yaounde, 1980, 257 p.
106. Kesteloot I». Anthologie négro-africaine. Verviers, 1967, 431 p.
107. Kesteloot I». Négritude et situation coloniale. Yaounde, 1970, 93 p.
108. Ki-Zerbo J. Traditions et modernisme en Afrique noire. P., Seuil, 1965.
109. Ki-Zerbo J. Histoire de 1»Afrique noire. P., Hatier, 1978, 732 p.
110. Lamartiniere J. Le noirisrae essai sur la négritude et son utilisation dans le Contexte haïtien. P., 1976, 133 p»
111. Leiris M. Race et divilisation. P., UNESCO, 1951, 49 p.
112. Lévi-Strauss C. Race et histoire. P., UNESCO, 1952, 50 p.
113. Lévi-Strauss C. La pensée sauvage. P., 1962, 395 p.
114. Levy Brühl L. Les fonctions mentales dans les sociétés inférieures. P., PUF, 1918, 461 p.
115. Levy-Bruhl L. Les Carnets de Lucien Lévy-Bruhl. P., PUF, 1949, 257 p.
116. Mahjmout Diop. Classes et idéologie de classes au Sénégal. Dakar, Editions du Comité Central, 1964«A
117. Mahjmout Diop. Histoire des classes sociales dans l'Afprique de L'Ouest. T. 1. Le Mali. P., Maspéro, 1971, 260 p.
118. Mahjraout Diop. Histoire des classes sociales dans ^Afrique de l'Ouest. T. 2. Le Sénégal. P., Maspéro, 1972, 277 p.
119. Mampouya J. Le tribalisme au Congo. P., La pensée universelle, 1983, 157 p.- 202
120. Mbargane Guisse Y. Philosophie, culture et devenir social en Afrique noire. Dakar, 1979, 179 p.
121. Mobutu Sese Seko. Discours à l'ONU. Kinshassa, 1973, 23 p.
122. Montvalon R. Les aspirations des jeunes travailleursmigrants en Europe Occidentale. P., UNESCO, 1976, 37 p.
123. Ndiaye J.P. Négriers modernes les travailleurs noirsen France. P., Présence Africaine, 1970, 127 p.
124. Ngouabi M. Vers la Construction d*une société socialisteen Afrique. P., Présence Africaine, 1975, 727 p.
125. N'Krumah K. La lutte des classes en Afrique. P., 1972,108 p.
126. NyerereJ.K. Socialisme, démocratie et unité. La déclaration d'Arusha. P., 1970, 109 p.16.1ijrerere J.K. Liberté et socialisme. Yaoundé, 1972, 148 p.
127. Sartre J.P. Orphée noir. In L.S. Senghor: Anthologie de la nouvelle poésie nègre et malgache de langue française. P., 1948, P. IX-XLIV.
128. Senghor L.S. Anthologie de la nouvelle poésie nègre et malgache de langue française. P., PUF, 1948, XLIV, 227 p.
129. Senghor L.S. Nation et voie africaine du socialisme. P., 1961, 138 p.
130. Senghor L.S. Liberté I Négritude et humanisme. P., Seuil, 1964, 445 p.
131. Senghor L.S. Liberte II. Nation et voie africaine du socialisme. P., 1971, 318 p.
132. Senghor L.S. Liberte III Négritude et civilisation de 1*universel. P., Seuil, 1977, 574 p.
133. Suret Canale J. Afrique noire Occidentale. De la colonisation aux Indépendances (1945-1960). P., 1972, 430 p.
134. Suret Canale J. Afrique noire l'ère coloniale 19001945. P., 1977, 636 p.
135. Suret Canale J. Essai d'histoire africaine: de la traite des Noirs au néocolonialisme. P., 1980, 269 p.
136. X36. Tempels P. La philosophie bantoue. P., 1949, 125 p. X37. Thomas L.V. Le socialisme et l'Afrique., t. 2. L'idéologie socialiste et les voies africaines de développement. P., 1966, 299 p.
137. Towa M. Léopold Sédar Senghor. Négritude ou servitude?1. Yaoundé, 1980,115 p.
138. Zagladine "V., Roujenko F. Le mouvement révolutionnairecontemporain et le nationalisme. M., 1975.1. Статьи
139. Афинская декларация Ученые против расизма. Курьер ЮНЕСКО, июнь, 1981, с. 28.
140. Бернстайн X. Школы для рабов. В кн.: Апартхейд. М., 1975, с. 47-85.
141. Давидсон А.Б. Апартхейд система расового порабощения. - В кн.: расовая дискриминация в странах Африки. М., i960, с. 20-103.
142. Ерасов Б.С. Поиски и иллюзии "африканского социализма"и марксистско-ленинское учение. В кн.: Некоторые вопросы идеологической борьбы в странах Азии и Африки. M., 1971, с. 237-287.
143. Иванов Р.Ф. Ку-клукс-клан орудие расового и политического террора. - В кн.: Расы и народы. M., 1983, № 13, с. 70-82.- 204
144. Козлов С.Я. Расизм и колониализм. В кн.: Расы и общество. М., 1982, с. 34-65.
145. Королева А.П. Расизм в странах западной Европы (5070-е годы). В кн.: Расы и общество. М., 1982, с. 21-33.
146. Крюков М.В. Истоки расистских идей в древности и средневековье. В кн.: Расы и общество. М., 1982, с. 8-20.
147. Мазов В.А. ООН против расизма (Международно-правовые вопросы). В кн.: Расы и общество. М., 1982, с. 314-326.
148. Мосейко А.Н. Об одном из идейных направлений в современной Африке (теория "негритюда"). "Вопросы философии", № 3, 1968, с. 171-179.
149. Мосейко А.Н. "Негритюд" и современная философско-эсте-тическая и теоретико-литературная борьба в странах Тропической Африки. В кн.: Теории, школы, концепции (критические анализы). Художественный прогресс и идеологическая борьба. М., 1975, с. 242268.
150. Нитобург Э.Л. Расизм в США. В кн.: Расы и общество. М., 1982, с. 220-243.
151. Семиряга М.И. Фашизм, расизм, национализм. В кн.: Расы и общество. М., 1982, с. 66-91.
152. Сорони Л. Рабочие иммигранты в мире капитала. - В кн.: Проблемы мира и социализма, № 4, 1980, с. 93-95.
153. Токарев С.А. Расистские теории XIX начала XX в. -В кн.: Расы и общество. М., 1982, с. 21-33.
154. Уинстон Г. Интернационализм против национализма. В кн. Рабочий класс и современный мир. № 4, 1972, с. 3-15.
155. Фадеев ЛД. Расизм в Южной Африке. В кн.: Расы и общество. М., 1982, с. 244-254.- 205
156. Balogun Ola. Forme et expression dans les arts africains. In: Introduction à la culture africaine, P., UNESCO, 1977, p. 47-139.
157. Broutents K. Les particularités idéologiques des Révolutions de libération nationale contemporaine. In: Evolution du nationalisme en Asie et en Afrique. - Revue "Problèmes du monde contemporain". M., 1975, p. 20-41.
158. Depestre R. Haïti ou la négritude dévoyée. Afric-Asia, № 5/6 Janvier 1970.
159. Depestre R. Bonjour et Adieu à la négritude, P., 1980.
160. Dunn L.K. Race et biologie. Ins Le racisme devant la science. P., UNESCO, 1973, p. 95-137.
161. Enagnon Y. De la "philosophie senghorienne" ou du charlatanisme philosophique à l'usage des peuples africaines. Peuples Noirs- Peuples africains, № 3, Mai-juin 1978, p. 11-49.
162. Guillaumkn C. Je sais bien mais quand meme ou les avatars de la notion "race". In: La science face au racisme. P., 1981, p. 55-65.
163. Hiermaux J. De l'individu à la population: 1'anthropofeio-logie. In: La science face au racisme. P., 1981, p. 117-124.
164. L'Humanité, 1972, 24 Février.
165. Jacquard A. Biologie et théorie des "élites". In: La science face au racisme. P., 1981, p. 14-54.
166. Kesteloot L. et Kotchy B. Aimé Césaire. L'homme et l'oeuvre. P., Présence Africaine, 1973, p. 235-237.
167. Main d'oeuvre noire dans la seine. Cahiers nord africains, ESNA № 102, 1964, p.
168. Marton I. De la négritude au socialisme africain (analyse critique des conceptions de L.S. Senghor). La pensée,1. И 130, 1966, p. 3-10.
169. Martos P. Les travailleurs étrangers en France. Tendances récentes et premiers effets d'une nouvelle politique de l'immigration. Revue d'économie politique, № 6, 1978,p. 969-1008.
170. Merlot A. Immigrés, nos frères de classe. Cahiers du Communisme, № 5-6, 1972, p. 62-70.
171. Milehamane Mia Musunda. Le viol de l'identité négro-africaine. Présence Africaine, № 98, 1976, p. 8-38,
172. Pathe Ndiaye. Vérités sur la "négritude?. Partisans, № 65, Mai-juin 1972, p. 34-50.
173. Sow I. Alpha. Prolégomènes in "Introduction à la culture africaine". P., UNESCO, 1977, p. 9-46,1. Авторефераты
174. Арутюнян A.A. Социологические проблемы концепции "африканского социализма". Автореф.дис.канд.филос.наук, Ереван, 1975, 30 с.
175. Макарова А.Я. Расовая дискриминация негритянских учащихся в школе США. Автореф.дис.канд.мед.наук. M., 1958, 19 с.
176. Сианар С. Марксистско-ленинская философия в странах Тропической Африки (Распространение и применение). Автореф.дис. канд.филос.наук. M., 1980, 21 с.
177. Стеценко А.К. Антильская разновидность негритюда -идеология и политика: (негритян.вопр. и пробл. освободит, движения франкоязыч. стран Кариб.бассейна). Автореф. дис.канд.ист. наук (АН СССР. Ин-т Лат.Америки). M., 1983, 27 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.