Магизм в урбанистической культуре современной России тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Попов, Евгений Александрович

  • Попов, Евгений Александрович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2008, Армавир
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 159
Попов, Евгений Александрович. Магизм в урбанистической культуре современной России: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Армавир. 2008. 159 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Попов, Евгений Александрович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА МАГИЗМА В УРБАНИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

1.1. Основные подходы к анализу сущности магизма как социокультурного явления.

1.2. Антропологический смысл и субстанциальные основания магизма.

1.3. Городская магия как социокультурное ядро урбанистического магизма.

ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ И МЕХАНИЗМЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДИНАМИКИ УРБАНИСТИЧЕСКОГО МАГИЗМА В РОССИИ

2.1. Структура и культурно-антропологическая типология магизма в системе российской ментальности.

2.2. Социокультурная роль урбанистического магизма в российском обществе.

2.3. Урбанистический магизм в современной социокультурной ситуации.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Магизм в урбанистической культуре современной России»

Актуальность темы исследования. В современной России происходят глубинные социокультурные трансформации, связанные, с одной стороны, с секуляризацией, с другой — с формированием в рамках урбанистической культуры новых ценностных систем. В современной социокультурной ситуации формируется новый магизм в квазирелигиозной форме городской магии, определяющей архетипическое содержание российской урбанистической культуры, и в этом аспекте изучение формирования и развития магизма в российской культуре представляется актуальным.

Актуальность анализа магизма в российской культуре определяется тем, что он является одной из сущностных форм восприятия посттрадиционной культуры и одним из структурообразующих элементов современной менталь-ности. Магизм в современной России выступает в качестве системного феномена, способного к самовоспроизводству и трансляции в рамках урбанистической культуры - современной городской магии.

Феномен городской магии в российской культуре до настоящего времени не был объектом философско-антропологического исследования, что приводит к необходимости анализа особенностей магизма в социокультурной форме городской магии. Актуализация магизма в урбанистической культуре современной России связана с общественным интересом к магическим феноменам в период социально-политической нестабильности и духовных исканий. В этом аспекте представляются важными как экспликация субстанциальных и антропологических оснований магизма, так и анализ социокультурной динамики городской магии в контексте российских трансформаций.

Таким образом, заявленная проблема имеет как научно-теоретическое, так и практическое значение, что и обусловило выбор темы исследования, его объекта и предмета.

Степень научной разработанности проблемы. До настоящего времени в подавляющем большинстве исследований понятия магии и магизма трактовались как синонимы. Их отличие виделось учеными в том, что магия — это современный термин, а магизм - устаревший книжный аналог1. А. Мень в работе «Магизм и единобожие» развивает философско-теологический подход, понимая под магизмом веру человека в реальность магии и связанные с магической ментальностью социальные и моральные действия2. Данная интерпретация позволяет семантически разграничить традиционную магию, которая имеет давнюю историю и существует в виде символических и мифологических архетипов культуры, и посттрадиционную городскую магию, т.е. современный магизм. В этом аспекте формулировка и интерпретация темы исследования являются новыми для отечественной науки.

Современный анализ культурно-антропологических особенностей магизма представлен в работах отечественных и зарубежных исследователей Р. Барта, Дж. Томсона, У. Баджа, П. Гуревича, М. Матье, М. Коростовцева, Н. Но-восадского, С. Токарева, Ф. Зелинского, Л. Штернберга, В. Латышева .

1 См.: Адлнванкин И. Нашествие в окружении сект и оккультизма. - М., 2004; Аллахвердов

B.М. Сознание как парадокс. - СПб., 2000; Андерхилл Э. Мистицизм. Опыт исследования природы и законов развития духовного сознания человека. — Киев, 2000; Аронсон Э., Прат-канис Э.Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. - СПб., 2003; Бард А., Зодерквист Я. №(:ократия. Новая правящая элита-и жизнь после капитализма. - СПб., 2004; Борунков Ю.Ф. Структура религиозного сознания. — М., 1971; Власова М. Русские суеверия: Энциклопедический словарь. — СПб., 2000; Волков

C.Н. Мистицизм в современной молодёжной среде: социально-философский анализ: Авто-реф. .дис канд. филос. наук. - М., 1996; Габинский Г.А. Божественное откровение и человеческое познание. - М., 1989; Гречишникова С.Е. Магия как социокультурный феномен: Дис. канд. филос. наук. - М., 1994; Григоренко А.Ю. Разноликая магия. - М., 1987; Григо-ренко А.Ю. Философский анализ магии: Дис. д-ра филос. Наук. - СПб., 1992; Гурджиев Г. Взгляды из реального мира. - М., 2004; Давиденков С.Н. Психофизиологические корни магии // Природа. - 1975. - № 8. - С. 67-78; Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. — М., 1993; Мезенцев В.А. О суевериях - всерьёз. - М., 1989; Мезенцев В.А. Предвидение науки и пророчества религии (Наука и религия о предвидении будущего). — М., 1961.

2 См.: Мень A.B. Магизм и единобожие. - М., 2005.

3 См.: Барт Р. Избранные работы: семиотика, поэтика. — М., 1989; Томсон Дж. Исследования по истории древнегреческого общества (доисторический Эгейский мир). - М., 1958; Бадж У. Египетская религия. Египетская магия. — М., 2000; Гуревич П.С. Философия культуры. — М.,1995; Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. М., 1976; Матье М.Э. Древнеегипетские мифы. - М., 1956; Новосадский Н.И. Елевсинские мистерии. - СПб., 1887; Зелинский Ф.Ф. Религия эллинизма. - Петроград, 1922; Штернберг Л.Я. Первобытная религия в свете этнографии. - Л., 1936; Латышев В.В. Очерк греческих древностей. Богослужебные и сценические древности. - СПб., 1997; Мень A.B. Дионис, Логос, Судьба: Греческая религия и философия от эпохи колонизации до Александра. — М., 1992.

В аспекте философского анализа магизма в культуре важное методологическое значение имеют работы Н. Бердяева, Ж. Бодрийяра, С. Булгакова, Ф. Бэкона, Х.-Г. Гадамера, П. Тиллиха, А. Тойнби, В. Розанова, О. Шпенглера, П. Флоренского, М. Шелера, А. Лосева, М. Хайдеггера, М. Фуко, П. Сорокина, К. Ясперса, где утверждается, что, с одной стороны, включенность человека в пространство урбанистической культуры является условием восприятия культурных традиций; с другой стороны, свойственные урбанизации социокультурные трансформации ведут к инновациям1.

Среди исследований, посвященных анализу структуры урбанистической культуры на современном этапе ее развития, следует выделить работы Ф. Бро-деля, П. Бурдье, Э. Гидденса, М. Кастельса, С. Московичи, Т. Парсонса, Э. Тоффлера, А. Турена, С. Эйзенштадта2. Современные отечественные исследователи социокультурной природы российских городов Ю. Арутюнян, В. Иванов, А. Карпов, Е. Сабуров, В. Сергеев, Н. Хренов, С. Яковлева акцентируют внимание на социальных и культурно-антропологических аспектах современной городской жизни, проблемах культурного и ментального пространства российского города3.

1 См.: Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В.2 т. — М., 1994; Бодрий-яр Ж. Символический обмен и смерть. - М., 2000; Булгаков С.Н. Свет невечерний. — М., 1994; Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. - М., 1988; Розанов В.В. Религия и культура. — М., 1990; Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. -М., 1992; Тиллих П. Избранное: Теология культуры. - М., 1995; Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. - М., 1995; Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. В 2-х т. - М., 1990; Фуко М. Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности. - М., 1996; Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. - М., 1993; Шелер М. Избранные произведения. - М., 1994; Шпенглер О. Закат Европы. В 2 т. - М., 1993, 1998; Ясперс К. Смысл и назначение истории. —М., 1991. См.: Бродель Ф. Структура повседневности: возможное и невозможное. — М., 1986; Бурдье П. Начала. - М., 1994; Гидденс Э. Устроение общества. - М., 2003; Кастельс М. Могущество самобытности / Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. - М., 1999; Московичи С. Век толп. - М., 1998; Парсонс Т. Система современных обществ. - М., 1997; Тоф-флер Э. Третья волна. - М., 1999; Турен А. Возвращение человека действующего. - М., 1998; Eisenstadt S. Revolution and the Transformation f Societies. A Comparartive Study of Civilizations. - N.Y.-L., 1978.

См.: Арутюнян Ю.В. О потенциале межэтнической интеграции в московском мегаполисе // Социологические исследования. - № 1. - 2005. - С. 27-40; Иванов В.Н., Сергеев В.К. Человек. Культура. Город. - М., 2002; Карпов А.Е. Различение. Пространство в городе // Социологическое обозрение. Т. 1. - № 2. - 2001. — С. 58-71; Сабуров Е.Ф. Город как общество // Общественные науки и современность. - № 3. - 2004. - С. 29-38; Сергеев В.К. Молодежь и

В российской науке исследования, ставящие своей целью анализ современной городской магии как социокультурной формы магизма, немногочисленны. В современных исследованиях В. Никитаева, Л. Новиковой, М. Маркова, М. Мчедлова, В. Розина, В. Свечникова, С. Смирнова осуществляется попытка осмысления феноменологических и социально-культурных аспектов современного магизма и его связи с неоязычеством, мифологией, новой религиозностью и городской магией1.

В истории науки изучение магизма началось одновременно с формированием гуманистической науки о культуре: у представителей кружка М. Фичино обнаруживается интерес как к истории философии, так и к феномену суеверия2. Долгое время изучение магических феноменов велось в рамках исследований по истории еретических движений в раннем христианстве, трансформируясь в самостоятельный предмет, обозначавшийся в XVIII - XIX вв. термином «гностицизм».

В науке XIX - XX вв. существовало влиятельное направление в изучении магии - антропологическое, которое рассматривало магизм как универсально-общечеловеческое явление. В рамках антропологического подхода к магизму сформировалась методологическая установка, которая привела в середине XX в. к парадигмальному кризису в данной области исследований. Суть этой установки сводится к двум основным факторам: попытке определить магию через город: лицом к лицу (Молодежная культура мегаполиса в условиях социальных трансформаций). - М., 2002; Сергеев В.К. Молодежная субкультура в условиях мегаполиса. - М., 2001; Хренов H.A. Образы города в истории: психологический аспект смены парадигмы // Общественные науки и современность. — № 6. — 1995. — С. 150-161 ; Яковлева С.И. Инфраструктурные параметры организации социального пространства города // Социологические исследования. - № 2. - 2004. - С. 130-133.

1 См.: Никитаев В.В. К постижению магийного мира // Методология исследований и формирования социально-культурных практик. Материалы семинара молодых ученых 2000 / 2001 учебный год. - М., 2001; Марков М.А. Магия как бинарная система и её влияние на процесс формирования мировоззрения современного человека: Дис. канд. филос. наук. - Ростов н/Д., 2004; Розин В.М. Путешествие в страну эзотерической реальности. — М., 1998; Розин В.М. Эзотерический мир. Семантика сакрального текста. — М., 2002; Смирнов С. Культурный возраст человека. - Новосибирск, 2001 ; Свечников В. Магические мистификации // Социологический журнал. - 2003. - №1. - С. 138-145.

2 См.: Klibansky R. The Continuity of the Platonic Tradition during the Middle Age. - London, 1939. описание составляющих ее социокультурных элементов и оценке магии как формы искажения, извращения и упадка религии.

В научных исследованиях середины XX в. произошли существенные изменения, смысл которых состоял в более широком применении социологического подхода в социальной антропологии. К. Леви-Строссом, М. Моссом, Дж. Смитом, С. Гэрретом магия определяется как антисоциальная, аномальная, псевдодуховная, нелегальная форма религии, как инструментальное клише, использующееся для того, чтобы очернить противника в ходе религиозного конфликта1.

Социологию религии характеризовали эволюционистский подход к определению магического и священного: различные школы ставили своей целью установление магического феномена, отдавая, в частности, предпочтение древним обществам, как французская социологическая школа; М. Вебер изучал влияние магического фактора на социально-экономическую жизнь; социально-антропологическая школа собрала значительный эмпирический материал, следуя эволюционистской теории Г. Спенсера2.

В исследованиях магизма в современной философии религии актуализируется персонализм и религиозный экзистенциализм в работах Ф. Шлейермахера, Э. Мунье, Ж. Лакруа, где преобладает либо модернистская протестантская проо блематика магического, либо традиционная христианская аксиология . В западной науке изучению глубинной проблемы философской антропологии и философии религии - определению семантических, герменевтических, социальных и антропологических границ в структуре магизма, а также определению различий и сходств между магией и религией в единой области человеческих

1 См.: Леви-Стросс К. Структурная антропология. - М., 1985; Мосс М. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. - М., 1996; Dürkheim Е. The Elementary Forms of the Religious Life. - New York, 1965; Mauss M. A General Theory of Magic. - London, 1972; Smith J.Z. Good News is No News: Aretalogy and Gospel // Christianity, Judaism and Other Greco-Roman Cults. - Leiden, 1975; Garrett S.R. The Demise of the Devil: Magic and Demonic in Luke's Writings. - Minneapolis, 1989.

2 См.: Лобье П.де. Социология религиозного феномена. Э. Дюркгейм, М. Вебер, В. Шмидт. — М., 2000.

3 См.: Лакруа Ж. Избранное: Персонализм. - М., 2004; Мунье Э. Манифест персонализма. -М., 1999; Шлейермахер Ф. Речи о религии. Монологи. - СПб., 1994. 7 представлений о «потустороннем» — посвящены исследования П. Бергера, Э. Дюркгейма, Дж. Фрезера, Э. Тайлора, Э. Лэнга, Р. Жирара, Т. Лукмана, Э. Лича, Б. Малиновского, Э. Эванс-Причарда, М. Спиро, М. Элиаде, В. Тернера, К. Гирца, Л. Леви-Брюля, А. Рэдклифф-Брауна, М. Дугласа, У. Уорнера1.

В современной отечественной науке фундаментальных работ, посвященных философско-антропологическому исследованию магизма в форме городской магии в урбанистической российской культуре, значительно меньше. Если феномены традиционной и архаической магии достаточно исследованы в рамках противоречивых научных, теологических и философских концепций, магизм в урбанистической культуре современной России объектом культурфило-софского и философско-антропологического исследования ещё не был.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составил комплексный философский анализ сущности магизма в урбанистической российской культуре, который осуществляется в опоре на базовые понятия и концептуальные положения, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных философов, теологов, культурологов.

Системный подход к анализу социокультурных явлений позволяет рассмотреть избранный объект исследования как целостное полифункциональное и полиморфное явление, обусловленное многообразием культурных, исторических и социальных факторов. В этом аспекте избранная методология исследования приближается к предметной области философской антропологии и философии религии в их современной трактовке как изучения плюрализма социокультурных явлений. Философско-антропологический подход опирается на анализ субстанциальных оснований и антропосоциетальной сущности магизма

1 См.: Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. - М., 1995; Зиммель Г. Избранное: В 2 т. - М., 1996; Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. - М., 1995; Дуглас М. Чистота и опасность. - М, 2000; Религия и общество. - М., 1996; Жирар Р. Насилие и священное. М., 2000; Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. — М, 1930; Лич Э. Культура и коммуникация. - М., 2001; Малиновский Б. Магия, наука и религия. - М., 1998; Морфология культуры. Структура и динамика. - М., 1994; Рэдклифф-Браун А.Р. Структура и функция в примитивном обществе. - М., 2001; Тернер В. Символ и ритуал. - М., 1983; Фрезер Дж. Золотая ветвь. - М., 1980; Уорнер У. Живые и мертвые. - М., 2000; Элиаде М. Священное и мирское. - М., 1994. в контексте взаимосвязи ценностей и представлений в культуре на основе взаимодействия человека и социальной общности.

На отдельных этапах исследования применяются герменевтический, социокультурный, социально-антропологический, феноменологический, структурно-функциональный и историко-философский подходы к анализу сущности магизма в урбанистической культуре современной России.

Объектом диссертационного исследования магизм как феномен современной урбанистической культуры.

Предметом диссертационного исследования выступают содержание и механизмы формирования и развития городской магии как социокультурного ядра магизма в урбанистической культуре.

Целью диссертации является анализ сущности магизма как формы городской магии в современной российской культуре.

Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

- рассмотреть концептуальные подходы к пониманию сущности магизма в современной науке;

- исследовать субстанциальные и антропологические признаки магизма как системного явления;

- рассмотреть современную городскую магию как социокультурное ядро магизма;

- исследовать структуру современного магизма и предложить его типологию в системе российской ментальности;

- раскрыть социокультурную роль магизма в российском обществе;

- показать динамику магизма и его взаимосвязь с российскими трансформациями в современной социокультурной ситуации.

Научная новизна диссертации состоит в следующих положениях:

- рассмотрены и систематизированы основные концептуальные подходы к анализу сущности магизма и показано, что исследования магизма в философской антропологии и философии религии ведутся в рамках изучения традиционных и современных магических представлений и социокультурного анализа основных тенденций развития магизма;

- уточнен антропологический смысл магизма как системного феномена культуры и показано, что становление магизма в современной урбанистической культуре проявляется в трехчастном субстанциальном основании;

- рассмотрена современная городская магия как посттрадиционная форма магических представлений и показано, что в урбанистической культуре магизм в форме городской магии выступает как социально-культурный субстрат;

- на основе анализа структуры и культурно-антропологической типологии магизма в системе ментальности российских горожан показано, что магическая посттрадиционная ментальность представляет собой семантически новый компонент современного магизма;

- раскрыта социокультурная роль магизма в российском обществе и показано, что магизм в урбанистической культуре России выступает в качестве социокультурной системы;

- определены основные тенденции динамики магизма и показано, что его развитие в современной российской культуре трансформирует содержание магических представлений, характеризующихся функциональной специализацией и ориентацией на конкретно-материальные сферы бытия.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Анализ концептуальных подходов к сущности магизма ставит проблему влияния современной культуры на характер магической ментальности, соединяющей зафиксированное в оценках к социокультурным явлениям знание о прошлом (архаико-традиционная магия) и новый опыт (посттрадиционный магизм в урбанистической культуре). Содержание проблемы формирования и развития магизма в современной урбанистической культуре состоит в концептуальном признании магизма в качестве квазирелигиозной идиомы современности, оппозиционной традиционному религиозно-моральному сознанию.

2. Сущностные и антропологические аспекты развития магизма связаны с обращением человека к мифологии, теургической практике и теории. В культуре в качестве антропологических предпосылок магизма выступают три признака: во-первых, представление человека о духах, во-вторых, сакральные действия, в-третьих, синкретические акты означивания. Современный магизм антро-пологичен: антропологическая сущность магизма проявляется в трехчастном субстанциальном основании - мифологическом, пантеистическом, гедонистическом отношении современного человека к бытию культуры.

3. Формирование современной городской магии в российской ментально-сти ведет к изменению структуры традиционных магических представлений. Городская магия представляет собой социокультурное ядро современного магизма и базовый элемент в структуре посттрадиционной магической менталь-ности. В процессе формирования и развития городской магии выделяются три этапа, указывающие на сущностные признаки магизма: возникновение городской магии в социокультурном пространстве российского города, ретрансляции городской магии в советской и российской культуре, систематизация современного урбанистического магизма как системного феномена.

4. При типологизации социокультурных проявлений российского магизма в урбанистической культуре выделяются культурно-антропологические типы российских горожан на основе вычленения базовых магических представлений. Становление магизма в урбанистической российской культуре приводит к типологическому различию между идеациональными и чувственными формами магизма как типами магической ментальности в современной культуре с их ориентацией на постижение и отображение различных сторон социальной реальности.

5. Социокультурная роль урбанистического магизма определяется его взаимодействием с урбанистической культурой в современной России. Секуляризация и урбанизация выступили определяющими факторами формирования феномена посттрадиционности, понимаемого как «современность», modernity. Столетия секуляризации дали современной цивилизации не только оттеснение традиционной религии на социокультурную периферию, но, прежде всего, развитие и утверждение в обществе посттрадиционных культурных систем - урбанистической светской и магической. Урбанистическая культура сформировала общества нового типа - общества модерна и постмодерна. Отделившись от традиционных систем религиозного характера и оформившись в автономные системы, посттрадиционные урбанистическая и магическая культуры монополизировали общественные институты и заняли господствующее положение в современном социуме.

6. Динамический характер взаимодействия магизма и урбанистической культуры в современной социокультурной ситуации выражается в их параллельном и коррелятивном сочетании. В отличие от трансформации социокультурного развития, фиксирующей закономерную направленность процессов в социальной сфере, динамика магизма в урбанистической культуре современной России представляется более объемным и содержательным понятием, что предполагает помимо внешних процессов перехода от минимизации присутствия магизма в обществе к его легитимации наличие процессов внутреннего плана — качественных изменений в магической ментальности и утраты корней религиозного трансцендирования.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что материалы диссертации могут быть использованы в разработке новых направлений исследования современных социокультурных форм магизма в российской урбанистической культуре; для дальнейшего изучения проблемы взаимосвязи магизма и урбанистической культуры и конкретизации знаний об эволюции магизма в условиях современных социокультурных трансформаций.

Результаты диссертации могут внести вклад в изучение духовной культуры современного общества, в критический анализ современных процессов развития урбанистического магизма и секуляризации, в становление представлений о конструктивной роли ценностей мировых религий и общечеловеческой морали как механизмов преодоления духовного кризиса и способа диалога культур, в развитие идей моральной ответственности современного человека в процессе согласования цивилизационных ценностей.

Практическая значимость диссертации в сфере образовательного процесса состоит в использовании материалов исследования для разработки вузовских учебных курсов по философии культуры, социальной философии, философской антропологии, социологии, этнологии, культурологии, а также вариативных курсов, в тематике которых учитываются проблемы духовности, магизма, традиционных религий, оккультизма, сектантства, религиозной идентичности, менталитета.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры религиоведческих и религиозно-философских дисциплин Армавирского православно-социального института и рекомендована к защите по специальности 09.00.13 - Религиоведение, философская антропология, философия культуры.

Основные положения диссертационного исследования представлены в тезисах и докладах на следующих конференциях и семинарах: Третьих Международных Кирилло-Мефодиевских чтениях «Синергетика образования» (г. Армавир, 2007 г.); Международной научно-практической конференции «Духовно-нравственный потенциал России: прошлое, настоящее, будущее» (г. Армавир, 2007 г.); Международном Конгрессе студентов, аспирантов и молодых ученых «Перспектива - 2007» (г. Нальчик, 2007 г.); Международной научно-практической конференции «1917 год в истории России» (г. Армавир, 2007 г.); Международной научно-практической конференции «Россия — Запад: прошлое, настоящее, перспективы развития» (г. Армавир, 2007 г.).

Основные положения и выводы диссертации отражены в 6 публикациях общим объемом 2,7 п.л., в том числе одна статья опубликована в журнале, включенном в утвержденный ВАК Министерства науки и образования Российской Федерации перечень ведущих научных журналов и изданий.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы, состоящего из 285 наименований. Общий объем диссертации 159 страниц машинописного текста.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Попов, Евгений Александрович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Духовная ситуация конца XX - начала XXI вв. ставит в качестве актуальной проблему философско-антропологического осмысления магизма в урбанистической культуре современной России во всей разнородности его культурных, философских и социально-антропологических особенностей. Магизм как социокультурное явления современности, несомненно, принадлежит к разряду наиболее своеобразных явлений российской культуры. Это касается не только завершившегося века, но соотносится и с более широкой перспективой. Анализ генезиса и развития городской магии как социокультурного ядра современного урбанистического магизма и магической культуры в России является плодотворной почвой для понимания современных социокультурных процессов.

Магизм в контексте философской антропологии и философии культуры рассмотрен в диссертационном исследовании в социокультурной форме городской магии, выступающей в-качестве важного элемента урбанистической культуры современной России и структуры магической ментальности. В процессе построения культурно-антропологической структуры урбанистического магизма в форме современной- городской магии необходимо исходить не только из его субстанциальных проявлений в современной российской культуре, но и из потребностей россиян. Анализируя социокультурные интеракции культурно-антропологических типов российских горожан, и современных магов, диссертационное исследование выходит на уровень философско-антропологического осмысления структуры российского магизма. Антропосоциетальная типология магизма заключается в выделении его субстанциальных и структурных признаков в различных культурно-антропологических типах на основе смыслообра-зующего критерия социокультурной динамики. В этой связи в диссертационном исследовании были выделены значимые антропологические типы, которые послужили основой для выявления структуры магизма в ментальности российских людей.

В диссертационном исследовании делается вывод о том, современный магизм как антропологический феномен российской урбанистической культуры претерпевает глубинные и противоречивые социокультурные и мировоззренческие трансформации. С одной стороны, магизм в урбанистической культуре становится специфическим социокультурным стержнем, вокруг которого ведутся поиски смысла жизни в современном мире, утерявшем единые координаты морального и культурного бытия. С другой стороны, мысль о том, что в своей истории человечество еще не выработало ориентиров более антропоцен-тричных, чем ценности религиозные, перестает быть очевидной для целых поколений россиян. Стратегия урбанистического магизма строится по принципу увеличения абсурдности, чтобы дистанцироваться от обыденности. В магизме в ситуации онтологической и ценностной конфликтности и неопределенности наиболее эффективной стратегией оказывается антисоциальное поведение, противоположное стандартным схемам и способам поведения.

Основная идея диссертационного исследования заключается в том, что в современном магизме человек урбанистической культуры нивелирует традиционные религиозные ценности, социальные и моральные нормы, вырабатывая стратегию генерации магических эрзац-ценностей, которые проецируются на внутренний и внешний мир, претендуя на мифологическую, гедонистическую и пантеистическую власть над наличным бытием. В урбанистическом магизме стирается не только аксиологическая и онтологическая грань между высоким и низким, небом и землей, но и между подлинным и мнимым: современный магизм — это симуляция благодати, когда происходит имитация трансцендирова-ния и духовности, а затем сущностная подмена, порождаются иллюзии и симу-лякры. Социокультурная роль магизма в современных условиях является^ производной от взаимодействия двух целостных, самоорганизующихся посттрадиционных культурных образований, одно из которых имеет магический, или квазирелигиозный, а другое - светский характер. Урбанистический магизм в России выражается в репрезентации им совокупности ключевых смыслов и идей, характерных для посттрадиционной культуры «современности».

Философско-антропологическое и социокультурное измерение магизма характеризуется возникновением в современной городской магии как культурном ядре урбанистического магизма магической ориентации, которая реализуется в ряде псевдорелигиозных мифологем и постмодернистских идиом, а также альтернативных моделей социально-культурного поведения человека и группы. Эти антропологические модели основаны на экстраполяции современного кризисного состояния религии, морали, культуры, общества. Антропологически урбанистический магизм в современной России может достичь онтологического эффекта только на ограниченном участке человеческого бытия — сфере «телесного низа» - посредством постмодернистских манипулятивных техник удовлетворения «низовых» потребностей. Магизм может быть эффективен только в таких социоантропологических условиях, где количество вариантов развития ситуации ограничено утилитаризмом.

Современный магизм может ставить только относительные, конечные цели и ограниченные задачи, но при этом он претендует на тотальное духовное всемогущество и абсолютную власть в культуре. Урбанистический магизм погружает современного человека в виртуальную реальность, где прежний опыт становится отрицательным и недействительным, где рациональное представляется абсурдом, а иррациональное - «магическим откровением». Социокультурная роль заключается в том, что магизм в России — это культурное и социальное состояние человека эпохи постмодерна, вытекающее из принятия им или элиминации той или иной доминанты нравственно-этического сознания и культурного поведения. При этом два измерения социокультурной роли магизма -культурное и социальное — составляют неразрывное системное единство, органически вытекая одно из другого.

В диссертационном исследовании делается вывод о том, что социокультурная структура магизма в форме современной городской магии в России в значительной степени зависит от ментальных особенностей антропосоциокуль-турных типов. Структурно урбанистический магизм - неоднородный и противоречивый феномен, поскольку потребности людей, принадлежащих к той или иной социальной группе, формируют их специфическую магическую менталь-ность. Таким образом, между типологией и внутренней структурой магизма существует системная связь, которую необходимо учитывать в процессе дальнейшего исследования данного феномена.

Философско-антропологический анализ феномена магизма в урбанистической культуре современной России может служить философам, культурологам, социологам, антропологам базой как для культурно-исторической реконструкции магической культуры России, так и для комплексного исследования процесса трансформации и адаптации урбанистического магизма к современной глобализирующейся и одновременно фрагментированной социокультурной действительности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Попов, Евгений Александрович, 2008 год

1. Авдусин ДА. Археология СССР. М.: Высшая школа, 1977. - 272с.

2. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. -М.: Изд-во МГУ, 1990.-239 с.

3. Адливанкин И. Нашествие в окружении сект и оккультизма. М.: Душе-попечительский Православный Центр святого праведного Иоанна Крон-штадского, 2004. - 560с.

4. Адорно Т. Негативная диалектика. М.: Научный мир, 2003. — 374 с.

5. Аксёнов А.П. Я — знахарь. Колдовство — злой рок человечества. — Донецк: Сталкер, 1996.-352с.

6. Алексеев П.В. Революция и научная интеллигенция. — М.: Политиздат, 1987.-270 с.

7. Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. СПб.: Издательство ДНК, 2000. - 528с.

8. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М.: Наука, 2000. - 351 с.

9. Андерхилл Э. Мистицизм. Опыт исследования природы и законов развития духовного сознания человека. — Киев: София, 2000. 496с.

10. Апокрифические сказания: об Иисусе, святом семействе и свидетелях Христовых / Сост. И.С. Свенцицкая, А.П. Скогорев. М.: Когелет, 1999. - 176с.

11. Арефьев А. 1000 тайн алхимии. Мифы и факты. — М.: Рипол-Классик, 2004. -416с.

12. Аронсон Э., Пратканис Э.Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. — СПб.: Издательство ДНК, 2003. 344с.

13. Арутюнян Ю.В. О потенциале межэтнической интеграции в московском мегаполисе // Социологические исследования. № 1. — 2005. - С. 27-40.

14. Бадж У. Египетская религия. Египетская магия. — М.: Аспект-пресс, 2000.- 789с.

15. Балабан А., Зайцев С. Сновиденный практикум Равенны. Ступень 3. -М.: Весь, 2007.-288с.

16. Бард А., Зодерквист Я. NetoKparaa. Новая правящая элита и жизнь после капитализма. — СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2004. 252с.

17. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г.К. Косикова. — М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. 616 с.

18. Барулин B.C. Основы социально-философской антропологии. М.: ИКЦ Академкнига, 2002. - 411 с.

19. Барулин B.C. Российский человек в XX веке. Потери и обретение себя. — СПб.: Алетейя, 2000. 411 с.

20. Белинская Е.П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности // Мир психологии. 1999. - № 3. - С. 40-46.

21. Белов Н.В. Большая книга по ясновидению и колдовству. Минск: Современный литератор, 2002. — 880с.

22. Бергер П. Приглашение в социологию: гуманистическая перспектива / Пер. с англ. / Под ред. Г.С. Батыгина. М.: Аспект-пресс, 1996. — 162 с.

23. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. — М.: Московский философский фонд и др., 1995.- 322 с.

24. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990. -220 с.

25. Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства. — В 2 т. Т. 1.- М.: Искусство, 1994. 542 с.

26. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 1991. - 417 с.

27. Библиотека Гримуаров Алистера Кроули. М.: Велигор, 2004. - 576с.

28. Блаватская Е.П. Разоблачённая Изида. Ключ к тайнам древней и современной науки и теософии (Наука). В двух томах. Т. 1. — М.: Российское теософское общество, 1992. 522с.

29. Богданович В. Деньги. Привлечение, удержание. Главная книга. — М., СПб.: Прайм-Еврознак, Олма-Пресс, 2002. 128с.

30. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. — М.: Аспект-пресс, 2000. -352с.

31. Бойм С. Общие места: Мифология повседневной жизни. М.: Новое литературное обозрение, 2002. — 320 с.

32. Борунков Ю.Ф. Структура религиозного сознания. М.: Мысль, 1971. -176с.

33. Брод ель Ф. Структура повседневности: возможное и невозможное. М.: Наука, 1986.-542с.

34. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации / Пер. с англ. К.И. Бабицкого. — М.: Прогресс, 1977. 413с.

35. Брындина А.Г. Колесо фортуны, или Как узнать будущее: Гадания всех времён и народов. Вып. 1. Таллинн: Периодика, 1990. - 12с.

36. Булгаков С.Н. Свет невечерний. М.: Республика, 1994. - 643с.

37. Бурдье П. Начала. М.: Аспект-пресс, 1994. - 431с.

38. Винокуров И.В. Энциклопедия загадочного и неведомого. Духи и медиумы. М.: Олимп, 1998. - 544с.

39. Винокуров И.В. Энциклопедия загадочного и неведомого. Полтергей-сты. М.: Олимп, 1997. - 544с.

40. Власова М. Русские суеверия: Энциклопедический словарь. СПб., 2000;

41. Власова М. Русские суеверия: Энциклопедический словарь. СПб.: Азбука, 2000. - 672с.

42. Волков С.Н. Мистицизм в современной молодёжной среде: социально-философский анализ: Автореф. .дис. канд. филос. наук: 09.00.11. — М., 1996.-28с.

43. Волков Ю.Г. Homo Humanus. Личность и гуманизм: социологический аспект. М.: Высшая школа, 1995. - 158 с.

44. Волошина Т.А., Астапов С.Н. Языческая мифология славян. — Ростов н/Д.: Феникс, 1996. 448с.

45. Вундт В. Психология народов. М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Terra Fantastica, 2002. - 864 с.

46. Габинский Г.А. Божественное откровение и человеческое познание. М.: Политиздат, 1989. - 127с.

47. Гадамер Х.Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. — М.: Прогресс, 1998.-700с.

48. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. В 2-х т. Сост. и общ. ред. и вступ. ст. A.B. Гулыги. Т. 1-2.-М.: Мысль, 1972-1973. Т. 1.-668 с.

49. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. М.: Академический Проект, 2003. - 528 с.

50. Гольбах П.А. Галерея святых (или исследование образа мыслей, поведения, правил и заслуг тех лиц, которых христианство предлагает в качестве образцов). Киев: Политиздат, 1987. — 334с.

51. Гоч В. Причина и карма. СПб.: Марина, 1994. - 160с.

52. Гречишникова С.Е. Магия как социокультурный феномен: Дис. канд. филос. наук. -М., 1994. 179с.

53. Григоренко А.Ю. Разноликая магия. М.: Советская Россия, 1987. - 192с.

54. Григоренко А.Ю. Сон разума рождает чудовищ: Критические очерки о мистике и иррационализме. Л.: Лениздат, 1986. - 176 с.

55. Григоренко А.Ю. Философский анализ магии: Дис. д-ра филос. наук. -СПб., 1992.-432с.

56. Гурджиев Г. Взгляды из реального мира. М.: ACT, 2004. - 640с.

57. Гуревич П.С. Философия культуры. М.: Аспект-пресс, 1995. - 587с.

58. Давиденков С.Н. Психофизиологические корни магии // Природа. — 1975. № 8 - С. 67-78.

59. Давиденков С.Н. Психофизиологические корни магии // Природа. 1975. -№ 8.-С. 67-78.

60. Даль В.И. О довериях, суевериях и предрассудках русского народа. -СПб.: Литера, 1994. 480с.

61. Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Нижний Новгород: Издательство братства во имя святого князя Александра Невского, 2002. -814с.

62. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. — М.: Наука, 1993. — 432с.

63. Джоул К.Д. Постыдная тайна. М.: Весь мир, 2006. - 160с.

64. Добровольский А. Мать-земля. Книга 2. М.: Слава, 2005. - 240с.

65. Донини А. Люди, идолы и боги: очерки истории религий. М.: Политиздат, 1966. - 368с.

66. Дуглас М. Чистота и опасность. М.: Аспект-пресс, 2000. - 431с.

67. Дьюи Дж. Реконструкция в философии. Проблемы человека. М.: Республика, 2003.-494 с.

68. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда / Пер. с фр. А.Б. Гофмана; прим. В.В. Сапова. М.: Канон, 1996. - 431 с.

69. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда: этюд об организации высших обществ. Одесса, 1900. - 230 с.

70. Дюркгейм Э. Социология: ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр. -М.: Канон, 1995.-349 с.

71. Емелях Л.И. Происхождение христианских таинств. М.: Советская Россия, 1978. - 128с.

72. Ерасов Б.С. Социальная культурология. — 3-е изд. — М.: Аспект-пресс, 1998.-591 с.

73. Ерасов Б.С. Цивилизации: универсалии и самобытность. М.: Наука, 2002. - 524 с.

74. Жидков B.C., Соколов К.Б. Десять веков российской ментальности: картина мира и власть. СПб.: Алетейя, 2001. — 640 с.

75. Жирар Р. Насилие и священное / Пер. с фр. Г. Дашевского. — М.: Новое литературное обозрение, 2000. 400с.

76. Журавлев А.Л. Социальная психология личности и малых групп: некоторые итоги исследования // Психологический журнал. — 1993. — Т. 14. — № 4.-С. 43-58.

77. Зеланд В. Трансерфинг реальности. 1-2 ступени. М.: Весь, 2007. — 288с.

78. Зеланд В. Трансерфинг реальности. 3-5 ступени. М.: Весь, 2007. -289с.

79. Зеленин Д.К. Великорусские сказки Пермской губернии. Сокровищница отечественного собирательства / Сост., подг. текста, послесл. и комм. Т.Г. Берегулёвой-Дмитриевой. М.: Правда, 1991. - 544с.

80. Зелинский Ф.Ф. Религия эллинизма. Петроград, 1922. - 234с.

81. Земун Ю. Собирающий молнии. Поиск места силы. М.: Афина, 2006. — 160с.

82. Зима Д., Зима Н. Тайна Нострадамуса раскрыта. М.: Рипол-Классик, 1999.-256с.

83. Зиммель Г. Избранное: В 2 т. — М.: Аспект-пресс, 1996. 879с.

84. Золотарёв А.М. Родовой строй и первобытная мифология. — М.: Наука, 1964.-328с.

85. Зоц В.А. Культура. Религия. Атеизм. М.: Политиздат, 1982. — 158с.

86. Ивакин А. АнтиАнастасия. По ком звонят кедры. М.: Яуза, Пресском, 2005. - 320с.

87. Иванов В.Н., Сергеев В.К. Человек. Культура. Город. М.: Аспект-пресс, 2002.-431с.

88. Иванов Ю.М. Человек и его душа. Жизнь в физическом теле и астральном мире. — М.: Можайский полиграфкомбинат Министерства печати и информации Российской Федерации, 1993. — 272с.

89. Ивасенко А. Введение в теорию и практику эзотерических учений. — М.: Старклайт, 2003. 192с.

90. Иллюстрированная история суеверий и волшебства: от древности до наших дней / Общ. ред. А. Леманн. Киев: Украина, 1993. - 399с.

91. Ильенков Э.В. Философия и культура / Вступ. ст. А.Г. Новохатько. М.: Политиздат, 1991. -462 с.

92. Кабо В.Р. У истоков религии // Природа. 1984. - № 3. - С. 51-60.

93. Каннингем С. Полная книга фимиамов, масел и зелий. — Ростов н/Д.: Феникс, 1988.-352с.

94. Кар дек А. Книга духов. — М.: Ренессанс, 1993. — 512с.

95. Кардек А. Книга медиумов. М.: Ренессанс, 1993. - 486с.

96. Карпенко М. Universum Sapiens (Вселенная Разумная). М.: Мир географии, 1992.-400с.

97. Карпов А.Е. Различение. Пространство в городе // Социологическое обозрение. Т. 1.-№2.-2001.-С. 58-71.

98. Касперавичюс М.М. Функции религиозной и светской символики. Л.: Знание, 1990.-32с.

99. Кастанеда К. Учения дона Хуана / Пер. с англ. М.: ЭКСМО-пресс, 2000.-701с.

100. ЮО.Кастельс М. Могущество самобытности / Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. — М.: Аспект-пресс, 1999. 653с.

101. Кацва A.M. Социально-трудовые конфликты в современной России: истоки, проблемы, особенности. — СПб.: Летний сад, 2002. — 216с.

102. Кодзаева Л. Советы колдуна России // Работница. 1992. - № 2. - С. 2829.

103. Козлов В.В. Психотехнологии изменённых состояний сознания. — М.: Институт Психотерапии, 2001. — 384с.

104. Кондаков В. На грани невозможного. Гиблое место // Советская Россия. 1993. - № 169.-С. 44-63.

105. Корен С. Тайны сна /Пер. с англ. -М.: Вече, ACT, 1997. -416с.

106. Корнфилд Дж. Путь с сердцем. Путеводитель по опасностям и обещаниям духовной жизни. Киев: София, 1997. - 304с.

107. Косарев А.Ф. Философия мифа: Мифология и её эвристическая значимость: учебное пособие для вузов. — М.: ПЕР СЭ, СПб.: Университетская книга, 2000. — 304с.

108. Косарев М.Ф. Миропонимание язычников — мифы, обряды, ритуалы // Природа. -1994. № 7. - С. 79-89.

109. Кравченко А.И. Социальная антропология. — М.: Академический Проект, 2003.-544 с.

110. ПО.Кроули А. Книга Закона. Книга Лжей. Лунное дитя. М.: Остожье, 1998. - 640с.

111. Ш.Кроули А. Святые Книги Телемы. — Тверь: Kolonna Publications, 2006. — 250с.

112. Крывелёв И.А. История религий. Очерки в двух томах. Т. 1. — М.: Мысль, 1975. -415с.

113. Кузнецова Т.Н. Вероучение, религиозная практика и образ жизни последователей Сан Мен Муна. М.: Стрелец, 1999. - 377с.

114. Кукушкина Е.И., Логунова Л.Б. Мировоззрение, познание, практика. — * М.: Политиздат, 1989. 303с.

115. Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок. М.: Идея-Пресс, 2000. - 320 с.

116. Культурология. XX век: Антология. М.: Юрист, 1995. - 703 с.

117. Кураев А. Традиция, Догмат, Обряд. Апологетический очерк. М.: Издание Братства Святителя Тихона, 1995. - 416с.

118. Курц П. Искушение потусторонним / Пер. с англ. М.: Академический Проект, 1999.-601с.

119. Кэрролл Р.Т. Энциклопедия заблуждений. Собрание невероятных фактов, занимательных обманов и опасных поверий. М.: Вильяме, 2005. -672с.

120. Лаврин А.П. Хроники Харона. М.: Моск. рабочий, 1993. - 511с.

121. Лазарев С.Н. Диагностика кармы. Книга одиннадцатая. Завершение диалога. М.: Издательство Лазарева С.Н., 2006. - 192с.

122. Лазарев С.Н. Диагностика кармы. Книга первая. — СПб.: Академия Парапсихологии, 1994. 160с.

123. Лакруа Ж. Избранное: Персонализм. М.: Росспэн, 2004. - 689с.

124. Ламонт К. Иллюзия бессмертия / Пер. с англ. — М.: Политиздат, 1984. — 286с.

125. Лангер С. Философия в новом ключе: Исследование символики разума, ритуала и искусства / Пер. с англ. С.П. Евтушенко, общ. ред. и послесл. В.П. Шестакова. М.: Республика, 2000. - 287с.

126. Лапин Н.И. Проблема социокультурной трансформации // Вопросы философии. 2000. - № 6. - С. 3-18.

127. Лапин Н.И. Пути России: социокультурные трансформации. — М.: Институт философии РАН, 2000. — 194 с.

128. Латышев В.В. Очерк греческих древностей. Богослужебные и сценические древности. СПб.: Алетейя, 1997. — 476с.

129. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. — М.: Педагогика-пресс, 1999.— 608с.

130. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1985. -568с.

131. Легенды и мифы Севера: Сборник / Сост., примеч. В.М. Санги; Вступ. статья A.B. Пошатаевой; Худож. В. Петров. М.: Современник, 1985. -400с.

132. Лири Т., Стюарт М. Технологии изменения сознания в деструктивных культах. М.: Экслибрис, 2002. - 224с.

133. Лич Э. Культура и коммуникация. М:: Аспект-пресс, 2001. - 783с.

134. Лобазов О.Ф. Религиоведение: Учебник. — 3-е изд. испр. и доп. Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - 416с.

135. Лобье П.де. Социология религиозного феномена. Э. Дюркгейм, М. Ве-бер, В. Шмидт. М.: Аспект-пресс, 2000. - 568с.

136. Лонго Ю. Под светом полной луны: Советы белого колдуна. М.: Софит, 1992. - 80с.

137. Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М.: Правда, 1990. - 655с.

138. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: Наука, 1992. - 420 с.

139. Льюис Дж. Наука, вера и скептицизм. — М.: Прогресс, 1966. 232с.

140. Маккей Ч. Наиболее распространённые заблуждения и безумства толпы / Пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2003. — 844с.

141. Максимов C.B. Нечистая, неведомая и крестная сила. — СПб.: ТОО «Полнеет», 1994. -448с.

142. Малиновский Б. Магия, наука и религия / Магический кристалл: магия глазами учёных и чародеев. М.: Республика, 1992. - С. 84-127.

143. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М.: Прогресс, Культура, 1993.-352с.

144. Мануйлова Д.Е. Церковь и верующий. М.: Политиздат, 1981. - 77с.

145. Марков М.А. Магия как бинарная система и её влияние на процесс формирования мировоззрения современного человека: Дис. канд. фи-лос. наук. Ростов н/Д., 2004. - 165с.

146. Матье М.Э. Древнеегипетские мифы. М.: Политиздат, 1956. - 587с.

147. Матяш Т.П. Культура XX века: постмодерн. — Ростов-на-Дону, 1995. -345 с.

148. Мегре В.Н. Анастасия. Книга 1. М., СПб.: ИЦ Анастасия, Диля, 2006. - 222с.

149. Мегре В.Н. Наказ Президенту. СПб.: Диля, 2004. - 48с.

150. Мезенцев В.А. О суевериях — всерьёз. — М.: Советская Россия, 1989. -240с.

151. Мезенцев В.А. Предвидение науки и пророчества религии (Наука и религия о предвидении будущего). — М.: Военное издательство Министерства Обороны Союза ССР, 1961. -131с.

152. Мень А. Магизм и единобожие. М.: Фонд имени Александра Меня, 2005. - 672с.

153. Мень A.B. Дионис, Логос, Судьба: Греческая религия и философия от эпохи колонизации до Александра. М.: Республика, 1992. - 347с.

154. Мисс-Хассе. Сны и сновидения. М.: Вся Москва, 1980. - 48с.

155. Митрохин JI.H. Философия религии. М.: Республика, 1993. - 416с.

156. Модернизация и глобализация: образы России в XXI веке. — М.: Институт философии РАН, 2002. 208 с.

157. Молчанов В.В. Массовая мистификация: поп-культура и суеверие. — Л.: Лениздат, 1987. 111с.

158. Морфология культуры. Структура и динамика. М.: Наука, 1994. — 653с.

159. Московичи С. Век толп: Исторический трактат по психологии масс / Пер. с фр. М.: Аспект-пресс, 1998. - 480 с.

160. Мосс М. Социальные функции священного: Избранные произведения / Пер. с фр. под общ. ред. И.В.Утехина. СПб.: Евразия, 2000. - 448с.

161. Моуди Р. Жизнь после смерти: Исследование феномена продолжения жизни после смерти тела. — Киев: София, 2007. 176с.

162. Мунье Э. Манифест персонализма. М.: Аспект-Пресс, 1999. — 763с.

163. Мчедлов М.П. Религия и современность. — М.: Политиздат, 1982. — 272с.

164. Назаретян А.П. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи. Лекции по социальной и политической психологии. — СПб.: Питер, 2003. — 192 с.

165. Народные русские сказки А.Н. Афанасьева. В трёх томах. Т.З. — М.: Государственное издательство художественной литературы, 1958. 572с.

166. Народные целители России: Справочник. Минск: Литература, 1998. -192с.

167. Настольная книга атеиста / С.Ф. Анисимов, H.A. Аширов, М.С. Беленький и др., под общ. ред. С.Д. Сказкина. 6-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1981.-448с.

168. Натаф А. Мэтры оккультизма / Пер. с франц. О Кустовой и Ф. Перовской. — СПб.: Академический проект, 2002. — 360с.

169. Неманов И.Н. и др. Когда духи показывают когти. М.: Политиздат, 1969.-270с.

170. Никитаев B.B. К постижению магийного мира // Методология исследований и формирования социально-культурных практик. Материалы семинара молодых ученых 2000 / 2001 учебный год. — М., 2001. — 346с.

171. Никишов С.И. Несовместимость научного мировоззрения с религией. — М.: Знание, 1978.-63с.

172. Новосадский Н.И. Елевсинские мистерии. СПб., 1887. - 798с.

173. Носович В.И. Научный атеизм о религиозной психологии. — М.: Наука, 1975.- 135с.1740 вере и неверии (Мысли о религии и атеизме) / Сост. М.М. Скибицкий. М.: Политиздат, 1982. - 239с.

174. Олейник И.В., Соснин В.А. Тоталитарная секта. Как противостоять её влиянию. М.: Генезис, 2005. - 80с.

175. Орлов М.А. История сношений человека с дьяволом. М.: Интербук, 1991.-480с.

176. Папюс. Практическая магия. В 3-х частях. М.: Ренессанс, 1991. - 682с.

177. Парнов Е.И. Боги лотоса: Критич. заметки о мифах, верованиях и мистике Востока. — М.: Политиздат, 1980. — 239с.

178. Парнов Е.И. Трон Люцифера. Краткие очерки магии и оккультизма. -М.: Грифон, 2006. 296с.

179. Парсонс Т. О социальных системах. — М.: Академический Проект, 2002. 832 с.

180. Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический Проект, 2002. - 880 с.

181. Поликарпов B.C. Наука и мистицизм в XX веке. — М.: Мысль, 1990. -219с.

182. Поликарпов B.C. Феномен «Жизнь после смерти». — Ростов н/Д.: Феникс, 1995. 576с.

183. Полякова Т.М. Менталитет полиэтнического общества (Опыт России). М.: ИЭА РАН; ЦИМО, 1998. - 424 с.

184. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.: Политиздат, 1966.-287 с.

185. Предсказания судьбы с приложением любовных заговоров и заклинаний / Сост. А. Топорков. М.: Интербук, 1990. - 48с.

186. Профет Э.К. Архангел Гавриил. — СПб.: Диля, 2006. 96с.

187. Пружников В.И. Астрология: наука, псевдонаука, идеология? // Вопросы философии. 1994. - № 2. - С. 13-24

188. Психологическая теория коллектива / Под ред. A.B. Петровского. — М.: Педагогика, 1979. 314 с.

189. Психология самосознания. Хрестоматия. — Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2003. 672 с.

190. Рамаянда С. Крийя йога. Рига: Виеда, 1990. - 44с.

191. Рампа J1. Огонь свечи. М.: Гелиос, 2005. - 160с.

192. Рампа Л. Пещеры древних. М.: Гелиос, 2005. - 192с.

193. Рампа Л. Ты вечен. Киев: София, 2006. — 160с.

194. Резник Ю.М., Смирнов Е.А. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа). М.: Институт человека РАН, Независимый институт гражданского общества, 2002. - 260 с.

195. Розанов В.В. Собрание сочинений. Мимолетное / Под общ. ред. А.Н. Николюкина. -М.: Республика, 1994. 541 с.

196. Розин В.М. Путешествие в страну эзотерической реальности. М.: Аспект-Пресс, 1998.-453с.

197. Розин В.М. Эзотерический мир. Семантика сакрального текста. -М.: Аспект-Пресс, 2002. 632с.

198. Роуч Г.М. Алмазный огранщик. Будда о том, как управлять бизнесом и личной жизнью. М.: Открытый мир, 2005. - 320с.

199. Руднев В.А. Древо жизни: Об истоках народных и религиозных обрядов. -Л.: Лениздат, 1989. 160с.

200. Русские: семейный и общественный быт. — М.: Наука, 1989. 336с.

201. Сабуров Е.Ф. Город как общество // Общественные науки и современность. № 3. - 2004. - С. 29-38.

202. Сафронов Д.Е. Карманная энциклопедия гадания. М.: Дельфин, 1993. -396с.

203. Сахаров И.П. Русское народное чернокнижие. СПб.: Литера, 1997. -416с.

204. Сведенборг Э. Мудрость Ангельская о Божественной Любви и Божественной Мудрости. Киев: Ника-Центр, 1997. - 368с.

205. Свечников В. Магические мистификации // Социологический журнал. 2003. - №1. - С. 138-145.

206. Сергеев В.К. Молодежь и город: лицом к лицу (Молодежная культура мегаполиса в условиях социальных трансформаций). М.: наука, 2002. - 242с.

207. Серкин В. Хохот шамана. Киев: София, 2007. - 272с.

208. Сильва X., Стоун Р.Б. Получение помощи от «другой стороны» по методу Сильва. Минск: Попурри, 2006. - 256с.

209. Скибицкий М.М. Мировоззрение, естествознание, теология. М.: Политиздат, 1986.-223с.

210. Снисаренко А.Б. Третий пояс мудрости: Блеск языческой Европы. — Л.: Лениздат, 1986.-223с.

211. Собольникова E.H. Специфика рационального в мистическом опыте: Автореф. .дис. канд. филос. наук. — Омск, 2000. 15с.

212. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. 3-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1985. - 1600с.

213. Соколов-Митрич Д., Эрлих Г. АнтиГрабовой. Кто воскрешает наших мертвых? М.: Яуза, 2006. - 320с.

214. Соловьёв B.C. Избранное / Сост. A.B. Гулыги, СЛ. Кравца. М.: Советская Россия, 1990. - 493с.

215. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Республика, 1992. - 582с.

216. Степанова Н.И. Магия 3. - М.: Рипол-Классик, 1999. - 509с.

217. Степанова Н.И. Чёрная магия. Колдовство. Ворожба. — Новосибирск: Вен-Мер, 1994.-352с.

218. Стоун Р. Чудотворная сила. Теория и практика альфа-визуализации. -Киев: София, 2006. 320с.

219. Стрелков В. Воскрешение графа Дракулы или Кто сеет мистицизм // Человек и закон. 1986. - № 9. - С. 28-47.

220. Сумерки богов / Сост. и общ. ред. A.A. Яковлева. М.: Политиздат, 1989.-398с.

221. Сумерки богов / Сост. и общ. ред. A.A. Яковлева: Перевод. М.: Политиздат, 1990.-398 с.

222. Сухомозский Н. Энциклопедия сенсационных фактов. — М.: Гелиос, 2006. 704с.

223. Тайна ясновидения / Сост. и предисл. М. Ошуркова. — М.: Рипол-Классик, 1997. -544с.

224. Тайная история человечества. Антология. М.: Мартин, 2004. — 496с.

225. Тённис Ф. Общность и общество. Основные понятия чистой социологии. СПб.: Вл. Даль, 2002. - 451 с.

226. Тернер В. Символ и ритуал. М.: Наука, 1983. - 342с.

227. Тиллих П. Избранное: Теология культуры. — М.: Республика, 1995. — 531с.

228. Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории: Сборник / Пер. с англ. 2-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2003. - 592 с.

229. Токарев A.C. История зарубежной этнографии. — М.: Наука, 1978. — 345 с.

230. Токарев С.А. Ранние формы религии. М.: Политиздат, 1990. - 622с.

231. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М.: Политиздат, 1986. - 576с.

232. Турен А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии.- М.: Научный мир, 1998. 204 с.

233. Турсунов А. Человек и мироздание: Взгляд науки и религии. — М.: Советская Россия, 1986. 208с.

234. Тэйлор Э. Первобытная культура. -М.: Соцэкгиз, 1939. 570с.

235. Угринович Д.М. Психология религии. М.: Политиздат, 1986. — 352с.

236. Уолш Н.Д. Завтрашний Бог. Величайший духовный вызов. — Киев: София, 2006. 352с.

237. Уорнер У. Живые и мертвые. М.: Аспект-Пресс, 2000. - 784с.

238. Феномен человека: Антология / Сост., вступ. ст. П.С. Гуревича. — М.: Высшая школа, 1993. 349 с.

239. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. М.: Сов. Энциклопедия, 1983. - 840с.

240. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. В 2-х т. М.: Наука, 1990.-489с.

241. Форчун Д. Тайное без вымыслов. М.: Refl-book, 1994. - 384с.

242. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура (Сборник произведений) /• Пер. с нем. — М.: Ренессанс, 1992. 291с.

243. Фрейд 3. Психология бессознательного / Пер. с нем. М.: Просвещение,1989. 448с.

244. Фрейд 3. Толкование сновидений / Пер. с нем. Обнинск: Титул, 1992.- 447с.

245. Фрейд 3. Человек по имени Моисей и монотеистическая религия / Пер. с нем. М.: Наука, 1993. - 173с.

246. Фромм Э. Бегство от свободы. — М.: Политиздат, 1990. 442 с.

247. Фромм Э. Мужчина и женщина. М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1998.-512 с.

248. Фрэзер Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии / Пер. с англ.- М.: Политиздат, 1989. 831с.

249. Фрэзер Дж. Фольклор в Ветхом Завете / Пер. с англ. М.: Политиздат,1990. 542с.

250. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет / Пер. с франц. М.: Касталь, 1996. - 448 с.

251. Фуко М. Интеллектуалы и власть. Избранные политические статьи, выступления и интервью. — М.: Праксис, 2002. 384 с.

252. Хаббард JI.P. Дианетика: Современная наука душевного здоровья. М.: New Era, 1993. - 562с.

253. Хабермас Ю. Понятие личности // Вопросы философии. 1989. - № 2. — С. 45-68.

254. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М.: Весь мир, 2003. -416 с.

255. Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М.: Наука, 1993. -543с.

256. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон; Пер. с англ. Т. Велимеева, Ю. Новикова. М.: ООО «Издательство ACT», 2003. -603 с.

257. Харисова JI.A. Религиозная культура в содержании образования. — М.: Просвещение, 2002. — 336с.

258. Харитонова В.И. Чёрная и белая магия славян. — М.: Интербук, 1990. — 51с.

259. Хассен С. Противостояние сектам и контролю над сознанием. — М.: ACT, 2006. 320с.

260. Хоуп P.P. Энциклопедия колдовства и демонологии. М.: МИФ, Локид, 1994. - 560с.

261. Хренов H.A. Образы города в истории: психологический аспект смены парадигмы // Общественные науки и современность. — № 6. — 1995. — С. 150-161.

262. Цивилизация, культура, личность / Отв. ред. В.Ж. Келле. -М.: Едитори-алУРСС, 1999.-360 с.

263. Шелер М. Избранные произведения. М.: Республика, 1994. - 547с.

264. Шлейермахер Ф. Речи о религии. Монологи. — СПб.: Алетейя, 1994. -436с.

265. Штернберг Л.Я. Первобытная религия в свете этнографии. — Л., 1936. — 321с.

266. Элиаде М. Аспекты мифа / Пер. с франц. — М.: Академический проект, 2000. 222с.

267. Элиаде М. Оккультизм, колдовство и моды в культуре / Пер. с англ. — М.: Гелиос, 2002. 224с.

268. Элиаде М. Шаманизм: архаичные техники экстаза. Киев: София, 2000. - 480с.

269. Энциклопедия мистических терминов / Сост. С. Васильев и др. — М.: Локид, Миф. 576с.

270. Энциклопедия суеверий. М.: Локид, Миф, 1998. - 560с.

271. Эпштейн М.Н. Все эссе. Екатеринбург.: У-Фактория, 2005. - 544с.

272. Эпштейн М.Н. Знак пробела. О будущем гуманитарных наук. М.: Новое литературное обозрение, 2004. - 864с.

273. Эпштейн М.Н. Новое сектантство. М.: Бахрах-М, 2005. - 256с.

274. Эстес К.П. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях. — Киев: София, 2006. 496с.

275. Юнг К.Г. Божественный ребенок: Аналитическая психология и воспитание: Сб. М.: «Олимп»; ООО «Издательство ACT-ЛТД», 1997. - 400 с.

276. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. -М.: Наука, 1993. 546 с.

277. Яковлева С.И. Инфраструктурные параметры организации социального пространства города // Социологические исследования. 2004. - №1. -С. 24-41.

278. Ясперс К. Смысл и назначение истории / Пер. с нем. 2-е изд. М.: Республика, 1994. - 527 с.

279. Dürkheim Е. The Elementary Forms of the Religious Life. New York, 1965.-451p.

280. Eisenstadt S. Revolution and the Transformation f Societies. A Comparartive Study of Civilizations. N.Y.-L., 1978. - 287p.

281. Garrett S.R. The Demise of the Devil: Magic and Demonic in Luke's Writings. Minneapolis, 1989. - 213p.

282. Klibansky R. The Continuity of the Platonic Tradition during the Middle Age. London, 1939. - 539p.

283. Mauss M. A General Theory of Magic. London, 1972. - 744p.

284. Smith J.Z. Good News is No News: Aretalogy and Gospel // Christianity, Judaism and Other Greco-Roman Cults. Leiden, 1975. - 321p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.