Логика философии Э. Ласка тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат наук Корнилаев, Леонид Юрьевич
- Специальность ВАК РФ09.00.03
- Количество страниц 123
Оглавление диссертации кандидат наук Корнилаев, Леонид Юрьевич
Оглавление
Введение
Глава I. Творческая биография Э. Ласка и предпосылки логики философии
§1. Основные этапы жизни и творчества Э. Ласка
§2. Предпосылки логики философии
a. Э. Ласк как представитель школы неокантианства. Влияние Г. Риккерта и В. Виндельбанда. Ранние работы Э. Ласка
b. Разделение Г. Лотце Sein и Gelten
c. Коперниканский поворот Канта
d. Ранняя феноменология Э. Гуссерля («Логические исследования» и «Философия как строгая наука«)
Глава II. Основные положения логики философии Э. Ласка
§1. Выделение сферы значащего (Geltende)
§2. Критика «теории двух миров» (дуальных теорий)
§3. Интерпретация коперниканского поворота Канта. Критика Канта
§4. Изначальное отношение формы и материи. Учение об уровнях мыслимого (Stockwerktheorie). Логос-имманентность
§5. Соотношение объективной стороны познания с субъективностью. Учение о рефлексивных категориях
§6. Философское познание с точки зрения логики философии. Проблема иррациональности
§7. Учение о суждении как расширение логики философии
Глава III. Логика философии Э. Ласка и ранняя феноменология Э. Гуссерля
§1. История знакомства и переписки
§2. Критика психологизма
§3. Философия как строгая наука. «Чистая логика» Гуссерля и «логика философии» Ласка
§4. Категориальные структуры сознания. Перенос внимания на акт сознания
§5. Интенциональность
Глава IV. Влияние логики философии Э. Ласка на раннего М. Хайдеггера
§1. Знакомство Хайдеггера с текстами Ласка. История вопроса
§2. Ласк в первых работах Хайдеггера «Новые исследования логики» (1912)
§3. Влияние Ласка в диссертационных работах Хайдеггера («Учение о суждении в психологизме», «Учение Дунса Скота о категориях и значении»)
§4. Фрайбургские лекции 1919 г
§5. Оценка Хайдеггером логики философии Ласка как перехода от неокантианства к феноменологии
Заключение
Библиография
Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Философия как метафизика: И. Кант и баденская школа неокантианства2010 год, кандидат философских наук Соловьева, Наталья Сергеевна
Доминирующие парадигмы трансцендентализма в западноевропейской философии2011 год, доктор философских наук Семенов, Валерий Евгеньевич
Интенциональность и рефлексия: философские проблемы рефлексивного опыта сознания в философии И. Канта и Э. Гуссерля2006 год, кандидат философских наук Орлова, Юлия Олеговна
Эволюция метода в философии Мартина Хайдеггера2015 год, кандидат наук Фалёв, Егор Валерьевич
Воображение как трансцедентально-философская проблема1999 год, кандидат философских наук Разеев, Данил Николаевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Логика философии Э. Ласка»
Введение
Актуальность темы исследования
В современной немецкоязычной и англоязычной истории философии можно обнаружить большое количество специальных трудов по исследованию наследия Э. Ласка. Количество монографий и защищаемых диссертаций последнего двадцатилетия показывает наличие исследовательского интереса к его творчеству. Работы эти главным образом посвящены реконструкции его философского проекта, выявлению связей его философии с философским горизонтом эпохи рубежа XIX-XX вв. Творчество Ласка интересно тем, что он стал в некотором роде пограничной фигурой в философии, несмотря на свою непродолжительную жизнь. Взяв самое ценное у своих учителей, принадлежащих философскому направлению неокантианства, Ласк смог найти собственный путь в философии. Исходя из посылок неокантианства, Ласк соединил многие линии развития современной ему философии, он находился, так сказать, на философском перекрестке своей эпохи. При рассмотрении связей между неокантианством, феноменологией и философской герменевтикой Ласк является «недостающим звеном», исследование которого помогает получить более связную картину развития философии в Германии начала ХХ века.
Степень разработанности темы
В библиографии, посвящённой Э. Ласку, можно выделить три периода, три всплеска интереса к изучению его философии. Первый период относится к годам, следующим за смертью Ласка, когда проводится первое осмысление и анализ его наследия. Здесь стоит выделить работы непосредственного ученика и впоследствии издателя собрания сочинений — О. Херригеля1, несколько диссертаций и статей
1 Herrigel E. Emil Lasks Wertsystem, Versuch einer Darstellung aus seinem Nachlass // Logos.№12, 1923-24. Herrigel E. Vorwort des Herausgebers // E. Lask, Gesammelte Schriften. Tübingen, 1923.
двадцатых годов: И.Дал2, А.Диво3, Ф.Крайс4, Г.Пик5. Следует выделить ещё несколько работ, опубликованных после Первой мировой войны, в которых отдельные части посвящены Ласку: Г. Гурвич6, Р. Кюнаст7, Е. Ландман-Калишер8, П. Вуст9, а также работы юристов Е. Кауфмана10 и К. Ларенца11. Кроме того, к этому же периоду относятся многочисленные рецензии на основные произведения Ласка («Логика философии и учение о категориях» и «Учение о суждении»).
Второй период связан с рубежом 60-70 гг., когда издаются три крупные монографии — К. Хоб12, О. Бегус13, Х. Зоммерхойзер14, а также ряд статей:
B. Сциласи15, Р. Малтер16, Н. Альтвиклер17.
Третий период связан с повышением интереса к творчеству Ласка в 1990 -2000-е гг. Среди немалого количества рецензий и диссертаций особенно выделяются несколько монографий и статей под авторством У. Глатца18,
C. Нахтсхайма19, Р. Хофера20, А. Пржлебски21, С.Г. Кроуэлла22, М. Борда23.
В современных исследованиях творчества Э. Ласка можно выделить три актуальных направления исследования. В первую очередь это взаимоотношение Ласка и неокантианской традиции. В основных работах Ласка даётся своеобразная
2 Dal, I. Lasks Kategorienlehre im Verhältnis zu Kants Philosophie, Hamburg, 1926.
3 Diwo A. Das Problem einer Logik der Philosophie. Im Anschluss an der Versuch von Emil Lask dargestellt und gewurdigt. Heidelberg, 1923.
4 Kreis F. Zu Lasks Logik der Philosophie // Logos № 10, 1921-22.
5 Pick G. Die Ubergegensätzlichkeit der Werte. Gedanken über das religiöse Moment in Emil Lask logischen Schriften vom Standpunkt des transzendentalen Idealismus. Tübingen, 1921.
6 Gurvitch G. Phénoménologie et Criticisme (Une confrontation entre les deux courants dans la philosophie d'Émile Lask et de Nicolaï Hartmann) // Revue Philosophique de la France Et de L'Étranger, №108, 1929.
Gurvitch G. Fichtes System der konkreten Ethik, Tübingen. Mohr, 1924
7 Kynast R. Intuitive Erkenntnis. Breslau, 1919.
8 Landmann-Kalisher E. Die Transcendenz des Erkennens. Berlin, 1923.
9 Wust P. Die Auferstehung der Metaphysik. Leipzig, 1920.
10 Kaufmann E. Kritik der neukantischen Rechtsphilosophie. Tubingen, 1921.
11 Larenz K. Rechts-und Staatsphilosophie der Gegenwart, Berlin, 1931.
12 Hobe K. Emil Lask. Eine Untersuchung seines Denkens. Heidelberg, 1968.
13 Begus O.R. Emil Lasks Urteilstheorie. Versuch einer Kritik. Frankfurt a. M., 1968.
14 Sommerhäuser H. Emil Lask in der Auseinandersetzung mit Heinrich Rickert. Zürich, 1965.
15 Szilasi W. Das logisch Nackte. Bemerkung zu einem Grundbegriff des Philosophen Emil Lask // Natur und Geschichte. Karl Löwith zum 70.Geburtstag. Stuttgart, 1967.
16 Malter R. Heinrich Rickert und Emil Lask. Vom Primat der transzendentalen Subjektivität zum Primat des gegebenen Gegenstandes in der Konstitution der Erkenntnis. // Zeischrift für philosophische Forschung, №23, 1969.
17 Altwickler N. Geltung und Genesis bei Lask und Hegel. Frankfurt am Main, 1971.
18 Glatz U.B. Emil Lask. Philosophie im Verhältnis zu Weltanschauung, Leben und Erkenntnis. Würzburg, 2001.
19 Nachtsheim S. Emil Lask Grundlehre. Tübingen, 1992.
20 Hofer R. Gegenstand und Methode. Untersuchungen zur frühen Wissenschaftslehre Emil Lasks. Würzburg, 1997.
21 Przylçbski A. Emila Laska logika filozofii. Poznan, 1990.
22 Crowell S. G. Husserl, Heidegger, and the Space of Meaning, Northwestern University Press, 2001
23 Borda M. Knowledge, Science, Religion. Philosophy as a critical Alternative to Metaphysiks. Wurzburg, 2006.
интерпретация коперниканского поворота Канта, много обсуждавшегося в неокантианстве (эта тема станет отправной точкой «Логики философии»). Кроме того, в этом направлении могут быть интересны исследования взаимоотношений Ласка со своими непосредственными учителями Г. Риккертом и В. Виндельбандом и выявление именно неокантианского содержания в философии Ласка. Этой тематике посвящена работа Х. Зоммерхойзера24, в которой исследуются вопросы влияния на Ласка Г. Риккерта. Из работ, посвященных раннему этапу творчества Ласка, выделяется монография Р. Хофера "Gegenstand und Methode"25, в которой автор главным образом анализирует первую диссертацию Ласка о Фихте, а также детально рассматривает тему философии истории. Кроме того, можно отметить главы, посвященные первым текстам Ласка, в работах К. Хоба26, А. Спинелли27, Т. Байзера28, Г. Оакса29.
Вторым актуальным направлением исследования можно считать анализ взаимоотношений Э. Ласка и Э. Гуссерля. Ласк и Гуссерль переписывались в период 1910-1913 гг. Переписка началась после издания «Логических исследований» Гуссерля. Ласк высылал Гуссерлю свою «Логику философии», после чего Гуссерль выслал Ласку «Философию как строгую науку». Вопрос взаимного влияния Гуссерля и Ласка требует серьезного исследования. На данный момент этой теме посвящена статья К. Шумана и Б. Смита «Two Idealisms: Lask and Husserl»30. Важной работой, в которой проводится анализ и сравнение трансцендентальной логики Ласка и феноменологии Гуссерля, является монография С.Г. Кроуэлла31.
Третьим направлением в исследовании философии Ласка становится прояснение влияния Э. Ласка на становление философии М. Хайдеггера. В этой
24 Sommerhäuser Н. Указ. соч.
25 Hofer R. Указ. соч.
26 Hobe К. Указ. соч.
27 Spinelli A. Vita, teoria e valore nel pensiero di Emil Lask. Tübingen, 2010.
28 Beiser F. Emil Lask and the End of Southwestern Neo-Kantianism // The German Historicist Tradition. Oxford University Press, 2011.
29 Oakes G. Die Grenzen kulturwissenschaftlicher Begriffsbildung, Frankfurt/Main 1990
30 Schumann K., Smith B. Two idealisms. Lask und Husserl // Kant-Studien. №84, 1993.
31 Crowell S.G. Husserl, Lask, and the idea of transcendental logic // Edmund Husserl and the phenomenological tradition. Washington, 1988.
связи можно выделить статью Т. Кизиля «Why students of Heidegger will have to read Emil Lask?»32. В ней, как и в своей монографии, посвященной Хайдеггеру33, Т. Кизиль поднимает вопрос о влиянии философии Ласка на Хайдеггера. Исследовав работы Ласка, а также ранние рукописи Хайдеггера, Кизиль обнаружил преемственность, связанную с выделением дорефлексивного уровня познания, что, на его взгляд, позволяет лучше понять ранние этапы становления хайдеггеровской философии. Теме соотнесения и сравнения философской системы Ласка с Хайдеггером посвящены также работы М. Фехера34, С.Г. Кроуэлла35, Г. Имдала36.
Кроме того, важно выделить ряд работ, посвященных Ласку, на итальянском языке: К. Туоцолло37, Ф. Маси38, Д. Петрелла39, А. Спинелли40.
Что касается русскоязычных исследований философии Ласка, то в этой области обнаруживается значительный пробел. Специальных трудов, посвященных его философии, не удается найти. Однако следует выделить главу в книге русского философа начала XX в. Б. Вышеславцева в книге «Этика Фихте»41, в которой значительная часть уделена проблеме иррационального в философии Ласка. Вышеславцев критически рассматривает учение Ласка. Глава очень ценна в том смысле, что написана в период работы самого Ласка. Важными являются критические замечания в отношении логики философии Ласка в книге еще одного русского философа начала XX в. Б.В. Яковенко42. С биографической точки зрения очень ценны воспоминания русского философа Ф. А. Степуна43.
32 Kisiel T. Why students of Heidegger will have to read Emil Lask // Man and World. №28, 1995.
33 Kisiel T. The Genesis of Heidegger's Being and Time. University of California Press. Berkeley, Los Angeles, London, 1995.
34 Feher M. I. Lask, Lukacs, Heidegger: The Problem of Irrationality and the T heory of Categories. 1992.
35 Crowell S.G. Lask, Heidegger, and the Homelessness of Logic // Journal of the British Society for Phenomenology, №23, 1992.
36 Imdahl G. Das Leben verstehen Heideggers formal anzeigende Hermeneutik in den frühen Freiburger Vorlesungen (1919 bis 1923) Würzburg, 1997.
37 Tuozzolo C. Emil Lask e la logica della storia. Milano, 2004.
38 Masi F. Emil Lask. Il pathos della forma. Macerata, 2010.
39 Petrella D. La "silenziosa esplosione del neokantismo". Emil Lask e la mediazione della fenomenologia di Husserl. Roma, 2012.
40 Spinelli A. Указ. соч.
41 Вышеславцев Б. П. Этика Фихте. М, 1914.
42 Яковенко Б.В. Мощь философии. СПб., 2000.
43 Степун Ф.А. Из писем прапорщика артиллериста. Прага, 1926.
Из современных работ можно отметить диссертацию Н.С. Соколовой44, посвященную Баденской школе неокантианства, в которой одна из частей отводится исследованию философии Э. Ласка.
В русскоязычных историко-философских исследованиях Ласк фигурирует в качестве второстепенной фигуры, но при этом нельзя сказать, что о нём совсем ничего не написано. Авторы, исследующие творчество Риккерта, Виндельбанда, Хайдеггера, Лукача, так или иначе упоминают и Ласка или посвящают ему отдельные главы. Следует упомянуть словарные статьи о Ласке Т.И. Ойзермана45 и И.А. Михайлова46. Общая тенденция в русскоязычных исследованиях такова, что фигура Э. Ласка всегда предполагается как самостоятельная и заслуживающая внимания, но специальных трудов по «Логике философии» пока не появилось.
Объект исследования
Объектом исследования является проект логики философии Э. Ласка, изложенный в зрелых работах философа.
Предмет исследования
Предметом исследования являются предпосылки (неокантианские и феноменологические, философские учения Канта, Гегеля, Фихте), этапы становления и развития проекта логики философии Ласка, а также степень его влияния на последующие философские системы (например, М. Хайдеггера).
44 Соловьева Н.С. Философия как метафизика: И. Кант и баденская школа неокантианства. Екатеринбург, 2010.
45 Философская Энциклопедия. В 5тт. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960— 1970.
46 Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
Цель исследования
Целью исследования является осуществление целостной систематичной реконструкции философского проекта логики философии Э. Ласка. Целостная реконструкция предполагает выявление предпосылок появления проекта, анализ и представление этапов становления идеи логики философии, а также анализ влияния логики философии Э. Ласка на последующее развитие философии (на примере М. Хайдеггера).
Задачи исследования
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть и проанализировать основные этапы философского становления Э. Ласка, а также основные идеи его логики философии;
- проанализировать общие неокантианские предпосылки логики философии Ласка;
- рассмотреть влияние ранней феноменологии Э. Гуссерля на логику философии Ласка;
- оценить степень влияния логики философии Ласка на раннюю философию М. Хайдеггера.
Источники
Исследование опирается главным образом на произведения Э. Ласка, опубликованные в собрании сочинений 1923 г. (под ред. Е. Herrigel)41, ранние феноменологические произведения Э. Гуссерля («Логические исследования»48, «Философия как строгая наука»49), ранние сочинения М. Хайдеггера50.
47 Lask. E. Gesammelte Schriften. Hrsg. von E.Herrigel. 3 Bde. Tübingen 1923 (Bde. I und II) / 1924 (Bd.III).
48 Husserl E. Logische Untersuchungen, Leipzig, 1900-1901.
49 Husserl E. Die Philosophie als strenge Wissenschaft // Logos №1, 1911.
50 Heidegger M. Gesamtsausgabe, Bde. 1, 2, 56/57.
Диссертационное исследование проводилось с учетом зарубежной и отечественной исследовательской литературы, посвященной общему анализу философии Ласка, рассмотрению и соотнесению философских систем Ласка и Гуссерля, Ласка и Хайдеггера.
Методологическая основа исследования
Основной методологией исследования является историко-философский анализ, в соответствии с которым учение Ласка представляется в контексте развития философии на рубеже XIX-XX вв. Историко-философский анализ включает в себя сравнительный анализ для выявления содержательных связей между философскими разработками Ласка и Гуссерля, Ласка и Хайдеггера, метод критической реконструкции. Также применяется метод генетического анализа, позволяющий представить учение Ласка как неотъемлемую и органичную часть философской эпохи.
Научная новизна исследования
1. Впервые в отечественной литературе осуществлена всесторонняя и целостная реконструкция проекта логики философии Э. Ласка как органичной части философского контекста своей эпохи — рубежа Х1Х-ХХ вв.
2. Произведён анализ источников, оказавших наибольшее влияние на развитие идеи логики философии Э. Ласка, в частности неокантианство и ранняя феноменология Э. Гуссерля.
3. Философские идеи Ласка представлены как переходные от неокантианской точки зрения к феноменологической.
4. Осуществлён также анализ влияния логики философии Э. Ласка на последующее развитие философии (на примере М. Хайдеггера).
Теоретическое и практическое значение диссертации
Теоретическое значение диссертации состоит в целостном представлении малоизученного в России философского учения Э. Ласка как важной неотъемлемой части истории западной философии начала XX века.
Практическое значение диссертационного исследования состоит в том, что данная работа может быть использована при создании лекционных курсов по истории западноевропейской философии, неокантианской философии, ранней философии Хайдеггера. Результаты диссертации могут быть использованы при исследованиях по истории западной философии начала XX века.
Положения, выносимые на защиту
1. Ранние работы Ласка имеют ярко выраженные общие неокантианские предпосылки, но также в них можно обнаружить начальные стадии разработки его собственных философских взглядов. На раннем этапе творчества Ласка формируются методологические основания для дальнейшей разработки логики философии.
2. Основной идеей логики философии Ласка становится разработка методологической установки, заключающейся в выделении логически организованной структуры в сфере значащего (Geltende), наполнением которой будут находящиеся в изначальном отношении к алогичному материалу логические категории (или формы). Результатом подобного отношения становится предмет, обладающий свойством логос-имманентности. Такая методологическая установка должна стать основой для построения строгой науки (наукоучения) и условием любого философского и научного познания.
3. В логике философии Ласка можно выделить несколько основных направлений влияния ранней феноменологии Э. Гуссерля: перенесение исследовательского взгляда на область нечувственных объектов (сфера значащего)
и на сам акт познания, постулирование логос-имманентности предмета, выделение «первичных объектов» в суждении.
4. Ласк оказал влияние на раннюю философию М. Хайдеггера прежде всего своим движением к преодолению доминирующей теоретико-познавательной перспективы философии конца XIX века, через введение «дотеоретической» точки зрения, с помощью которой можно прояснить основания теоретической области познания, производной от неё. Всякому теоретическому познанию предшествует дотеоретический этап, связанный с областью «первоначального нечто», или сферы значащего, в которой, по мнению Ласка и Хайдеггера, можно обнаружить первичное категориальное различение.
Апробация диссертации
Основные выводы диссертационного исследования отражены в следующих статьях, опубликованных в журналах, включенных в перечень ВАК:
1. Корнилаев Л.Ю. Философский проект Эмиля Ласка // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. 2017. № 13-32.
2. Корнилаев Л.Ю. Логика философии Э. Ласка и ранняя феноменология Э. Гуссерля // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина 2016. № 3. С. 49-58
3. Корнилаев Л.Ю. Э. Ласк и неокантианство // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. №1. С. 125-129.
Другие статьи:
1. Корнилаев Л.Ю. Влияние логики философии Э. Ласка на раннего М. Хайдеггера // Философские науки. 2016. № 12. С. 73-82.
Диссертационная работа была обсуждена на заседании кафедры истории зарубежной философии философского факультета Московского государственного
университета имени М.В. Ломоносова 13 марта 2017 года и рекомендована к защите.
Структура диссертации
Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии.
Используемые сокращения
При цитировании работ Ласка, Гуссерля и Хайдеггера использовались следующие обозначения.
GS I/II/III — Gesammelte Schriften, 3 Bände
GA — Gesamtsausgabe
1з
Глава I. Творческая биография Э. Ласка и предпосылки логики философии
§1. Основные этапы жизни и творчества Э. Ласка
Эмиль Ласк родился 25 сентября 1875 года в г. Вадовице — маленьком городе в австрийской Галиции, расположенном на юго-западе от Кракова. Его родители были немецко-говорящими евреями из провинции Позен, которая располагалась на севере Германии. Отец был совладельцем бумажной фабрики, а мать была домохозяйкой, посвятившей всю жизнь воспитанию детей. У Эмиля были две сестры — Берта и Хелена. Берта Ласк станет известна как коммунистическая писательница.
В 1885 году семья переселяется в г. Фалькенберг (Бранденбург), где отец возглавил маленькую бумажную фабрику. Отец хотел, чтобы его дети получили немецкое воспитание. Рядом в соседнем городе Фраенвальд-на-Одере Ласк посещал городскую гуманистическую гимназию, которую осенью 1894 г. закончил с аттестатом зрелости.
На следующий год в летнем семестре он поступает во Фрайбургский университет. Сначала записывается на юридический факультет. Но позже начинает заниматься философией, которой увлекался со школы. Об этом есть запись в анкете, которую он составлял по случаю своей габилитации: «Сначала поступил на юридический факультет с намерением заниматься философией, которой увлекался с детства»51.
Уже в начале своей учёбы во Фрайбурге Ласк испытал влияние профессора Г. Риккерта, под руководством которого позднее будет написана первая диссертация. С Риккертом Ласк общался до самого конца жизни и поддерживал научные и дружеские контакты. Об этом свидетельствует их переписка,
51 ^t. no Glatz U.B. Emil Lask. Philosophie im Verhältnis zu Weltanschauung, Leben und Erkenntnis. Würzburg, 2001. S.13.
сохранившаяся в Гейдельбергском университете52. В обеих главных работах Ласка присутствуют многочисленные ссылки на Риккерта.
Кроме лекций Риккерта, Ласк слушал во Фрайбурге курс А. Риля по философии, курс М. Вебера по национальной экономии.
В 20 лет Ласк по совету своей сестры становится протестантом, тогда как в его родительском доме исповедовался иудаизм.
После года в армии Ласк решает продолжить свою учебу в Страсбурге в зимнем семестре 1896/1897. Там он посещает занятия по политической экономии Г. Кнаппа и по философии Т. Циглера. Важной для этого периода стала встреча с В. Виндельбандом, который впоследствии станет вторым учителем Ласка.
В 1898 г. Ласк возвращается во Фрайбург, где под руководством Риккерта готовил свою диссертацию «Идеализм Фихте и история». Риккерт отзывался о диссертации Ласка как об очень самостоятельной и зрелой, по сравнению с
53
остальными, написанными под его руководством53.
В 1901 г. Э. Ласк отправляется в Берлин заниматься «позитивным правом». В результате этих занятий он пишет свою «Философию права», которая будет опубликована в юбилейном сборнике, посвященном Куно Фишеру. С этой работой Ласк проходит габилитацию под руководством Виндельбанда. Виндельбанд уже в 1903 г. пригласит Эмиля Ласка в Гейдельберг.
К. Хоб в своей монографии предлагает делить творчество Эмиля Ласка на три периода54. С этим делением нельзя не согласиться. Первый период объединяет работы, изданные с 1902 по 1905 гг. В этот период основное внимание уделяется истории философии и философии права, а также появляются исследования по философии науки. Сюда входит диссертация Ласка о Фихте и габилитационная
52 Nachlass Emil Lask, Universitätsbibliothek Heidelberg, Heid Hs 3820. В Гейдельбергском университете собран письменный архив Эмиля Ласка. Он включает в себя в числе прочего переписку Ласка с Г. Риккертом, письма к матери и сестрам, письмо к Гуссерлю и др. Сохранившаяся корреспонденция Ласка помогает прояснить некоторые вопросы, касающиеся философии Ласка, а также позволяет лучше сформировать образ философа. Рукописи и транскрипции писем представлены на сайте библиотеки Гейдельбергского университета. http://digi.ub.uni-heidelberg.de/diglit/heidhs3 820
53 Rickert H. Persönliches Geleitwort // Lask E. Bd.1, S. VIII-IX.
54 Hobe К. Emil Lask. Eine Untersuchung seines Denkens. Heidelberg, 1968. S.1-3.
работа по философии права. Далее наступает трёхлетний перерыв, в течение которого Ласк ничего не публикует.
В 1908 году к III международному философскому конгрессу он подготовил небольшое выступление «Существует ли примат практического разума в логике?» Эта статья открывает самый плодотворный этап в творчестве Ласка. В этот период Ласк становится профессором Гейдельбергского университета и публикует две свои самые объемные работы — в 1910 году «Логику философии» и через год «Учение о суждении». Кроме того, в эти годы издается несколько его рецензий. В «Логосе» 1910/1911 Ласк публикует небольшую рецензию на книгу Бергмана и Готтарда о Больцано. В «Логосе» 1913 выходит рецензия на второе издание «Границ естественнонаучного образования понятий» Риккерта, а также рецензия на «Логику» Зигварта, переизданную Майером. Больше он ничего не публиковал. В зимнем семестре 1911/1912 гг. им были написаны лекции о Платоне. После завершения «Учения о суждении» Ласк сконцентрировался на разработке общей картины своей философской системы, но она так и осталась незаконченной. Второй период творчества Ласка характеризуется сдвигом к проблематике теории познания и логики.
Третий, совсем короткий, период творчества Ласка составляют два текста, которые готовились им для «Логоса». Этот период начинается с первой статьи 1913 г. и заканчивается в августе 1914 г. работой над второй статьёй. Позднее эти тексты будут обработаны издателем О. Херригелем и изданы под названиями «К системе логики», «К системе философии», «К системе наук» в 3 томе «Собрания сочинений».
В августе 1914 г. Ласк уходит добровольцем на фронт. После недолгой гарнизонной службы в Виттенберге он отправляется в феврале 1915 г. на восточный фронт в Карпаты. 25 мая 1915 года, будучи унтер-офицером пехотного полка, Эмиль Ласк убит в бою в Галиции недалеко от своей родины. Многие с большой болью восприняли эту потерю. Сохранились дневниковые записи
Риккерта и жены Макса Вебера Марианны, с которыми Ласк был в близких дружественных отношениях55.
Русский философ Ф. Степун в 1902-1910 гг. изучал философию в Гейдельбергском университете. Там он познакомился с Э. Ласком. В Первую мировую войну они воевали по разные стороны фронта. В своих письмах Степун оставил ценные воспоминания, где, осознавая всю бессмысленность войны, с большим сожалением отзывался о смерти Ласка: «Это у нас! А там, у немцев, убит Ласк. Это ужасная, в сфере философии, быть может, роковая, потеря. Он был крайне странный и глубоко оригинальный человек. Небольшой, сутулый, с опущенной и слегка на сторону склоненной, как бы к чему-то прислушивающейся головой, весь какой-то напряженный и нудящийся. В нем все было крайнею противоположностью легкости и радости. Его отношение к философии было роковою присужденностью к ней. Он любил только философию, но эта любовь при всей своей продуктивности была в известном смысле безблагодатна. Он страшно мучился ею. Она заставила его отказаться от той пышности и того богатства многомотивной жизни, соблазн которой жил у него в душе. Она надломила непосредственность его воли к личному счастью. Она заперла его одного, без прислуги, в его маленькую квартиру на одной из самых по весне благоуханных улиц Гейдельберга.
Когда он думал, он ходил на цыпочках, дабы не спугнуть своей нарождающейся мысли. В это время его правая рука каким-то судорожным движением старалась не то что-то схватить, не то что-то отстранить от себя, а тяжелый взор больших, темных, еврейских глаз неподвижно повисал в пустоте. Особенно же характерна была его манера говорить: взойдя на кафедру, он вначале долго молчал; в эти минуты лицо его застывало в египетской неподвижности; затем по лицу пробегала какая-то скорбная тень: (то была мука мысли, принуждаемой войти в звуки и образы слов; наконец, у него раздвигались усы (усы как у Ницше), раскрывались толстые, почти негритянские губы, и лищь много позднее с
55 Glatz U.B. Emil Lask. Philosophie im Verhältnis zu Weltanschauung, Leben und Erkenntnis. Würzburg, 2001. S.17-19.
громадным трудом, разжимались крепко стиснутые зубы. Первые слова он выталкивал с громадным трудом, но затем он начинал говорить все углубленнее, страстнее и вдохновеннее. Его лекции были бесконечно изощрены. Он запечатлевал в изумительно находимых им словах не то, чтобы мысли, но как бы заревые отблески будущих мыслей. Он говорил со страшною пластичностью о царстве невидимых истин; он был визионером логических схем — и эти схемы цвели у него в мозгу с яркостью каких-то фантастических цветов, пролетали над ним в образах фантастических птиц...
Насколько я слышал, Ласк убит во время большого немецкого наступления от Горлицы к Сану. Тело его не найдено»56.
§2. Предпосылки логики философии
Логика философии — философский проект, появившийся на перекрестке эпох и под влиянием целого ряда философских обстоятельств. Для того чтобы понять, на какой почве Ласк начинает выстраивать свою систему, необходимо прояснить круг основных философских влияний на Ласка.
Первым и основным таким кругом становится Баденская школа неокантианства. На первом и последующих этапах своего творчества Ласк испытывал непосредственное влияние своих учителей, Риккерта и Виндельбанда. На момент активной фазы творчества Ласка уже были изданы многие важные работы Риккерта (Der Gegenstand der Erkenntnis, 1892; Die Grenzen der naturwissenschaftlichen Begriffsbildung, 1896; Kulturwissenschaft und Naturwissenschaft, 1899) и Виндельбанда (Präludien, 1884, 1911; Geschichte der Philosophie, 1882; доклад Beiträge zur Lehre vom negativen Urteil, 1884; статья Vom System der Kategorien, 1900). Ласк был хорошо знаком с этими работами. В работах Ласка имеются многочисленные отсылки на эти тексты. Ласк далеко не всегда принимает точку зрения своих учителей, а зачастую вступает в полемику с ними.
Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Обоснование Э. Кассирером гуманитарного знания2000 год, доктор философских наук Кравченко, Адель Анатольевна
Русское неокантианство: теоретические истоки и исторические трансформации2006 год, доктор философских наук Дмитриева, Нина Анатольевна
Время и возможность опыта: Кант, Гуссерль, Хайдеггер2008 год, кандидат философских наук Белоусов, Михаил Алексеевич
Проблема «подлинности» в философии религии М. Хайдеггера до «поворота»2024 год, кандидат наук Вишняков Владимир Петрович
Генрих Ланц в истории неокантианства2010 год, кандидат философских наук Попова, Ольга Андреевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Корнилаев, Леонид Юрьевич, 2017 год
Библиография
1.Altwickler N. Geltung und Genesis bei Lask und Hegel. Frankfurt am Main, 1971.
2.Bärthlein K. Der Neukantianismus. // Von Kant bis zur Gegenwart. Wurzburg,
1983.
3..Baumgartner H.M. Kategorie, Kategorienlehre // Historische Wörterbuch der Philosophie. Bd 4, Basel, 1976.
4.Begus O.R. Emil Lasks Urteilstheorie. Versuch einer Kritik. Frankfurt a. M.,
1968.
5.Beiser F. Emil Lask and the End of Southwestern Neo-Kantianism // The German Historicist Tradition. Oxford University Press, 2011.
6.Beiser F. Emil Lask and Kantianism // The philosophical forum Volume №39, Issue 2, Summer 2008.
7. Bericht über den III. internationalen Kongreß für Philosophie zu Heidelberg 1. Bis 5. September 1908. Heidelberg, 1909.
8.Borda M. Knowledge, Science, Religion. Philosophy as a critical Alternative to Metaphysiks. Wurzburg, 2006.
9.Brelage M. Transzendentalphilosophie und konkrete Subjektivitat. Eine Studie zur Geschichte der Erkenntnistheorie im 20. Jahrhundert. / Studien zur Transzendentalphilosophie. Berlin, 1965.
10.Dal, I. Lasks Kategorienlehre im Verhältnis zu Kants Philosophie, Hamburg,
1926.
11.Diwo A. Das Problem einer Logik der Philosophie. Im Anschluss an der Versuch von Emil Lask dargestellt und gewurdigt. Heidelberg, 1923.
12.Cohen H. System der Philosophie. 3 Bde, 1902, 1904, 1912.
13.CrowellS.G. Emil Lask: Aletheiology as Ontology // Kant-Studien №87, 1996.
14.Crowell S. G. Husserl, Heidegger, and the Space of Meaning, Northwestern University Press, 2001.
15.Crowell S.G. Husserl, Lask, and the idea of transcendental logic // Edmund Husserl and the phenomenological tradition. Washington, 1988.
16.CrowellS.G. Lask, Heidegger, and the Homelessness of Logic // Journal of the British Society for Phenomenology №23, 1992.
17.Crowell S.G. Meaning and the ontological difference // Tulane Studies in Philosophy №32, 1984.
18.Crowell S. G. Neo-kantianism // A companion to continental philosophy. Oxford, 1998.
19.Cruz-Cruz J. Historische Individualität. Die Einführung einer Kategorie Fichtes in die Badische Schule // Der transzendentale Gedanke Hg. Von K. Hammacher, Hamburg, 1981.
20.Drummond J. Historical dictionary of Husserl's philosophy.Husserl und Kant: Eine Untersuchung über Husserls Verhältnis zu Kant und zum Neukantianismus, 1964.
21. Gadamer G. Erinnerungen an Heideggers Anfänge // Dilthey Jahrbuch №4, 1986-87.
22.Gadamer G. Heideggers Wege. Studien zur Spatwerk. Tubingen, 1983.
23.Gadamer G. Wahrheit und Methode. Tubingen, 1973.
24.Glatz U.B. Emil Lask. Philosophie im Verhältnis zu Weltanschauung, Leben und Erkenntnis. Würzburg, 2001.
25.Gurvitch G. Fichtes System der konkreten Ethik, Tübingen, 1924.
26.Gurvitch G. Phénoménologie et Criticisme (Une confrontation entre les deux courants dans la philosophie d'Émile Lask et de Nicolaï Hartmann) // Revue Philosophique de la France Et de L'Étranger, №108, 1929.
27.Fehér M. I. Lask, Lukacs, Heidegger: The Problem of Irrationality and the Theory of Categories. L.; N. Y., 1992.
28.Ferraz S. Die Zweidimensionale des Rechts als Vorraussetzung für den Methodendualismus von Emil Lask. Meisenheim am Glan, 1970.
29.Flach W.H., Holzhey H. Erkenntnistheorie und Logik im Neukentianismus. Hildesheim, 1979.
30.Franchini R., Die Logik der Philosophie bei Hegel, Croce, Lask und Weil // Hegels Logik der Philosophie. Stuttgart, 1984.
31.Häusser H.D. Transzendentale Reflexion und Erkenntnissgegenstand // Mainzer philosophishe Forshungen, Bd.35., Bohn, 1989.
32.Heidegger M. Gesamtsausgabe, Bd. 1,2,56/57.
33.Herrigel E. Emil Lasks Wertsystem, Versuch einer Darstellung aus seinem Nachlass // Logos.№12, 1923-24.
34.Herrigel E. Vorwort des Herausgebers // E. Lask, Gesammelte Schriften. Tübingen, 1923.
35.Hobe K. Emil Lask. Eine Untersuchung seines Denkens. Heidelberg, 1968.
36.Hobe K. Zwischen Rickert und Heidegger. Versuch über eine Perspektive des Denkens von Emil Lask // Philosophisches Jahrbuch №78. Freiburg, 1971.
37.Hofer R. Gegenstand und Methode. Untersuchungen zur frühen Wissenschaftslehre Emil Lasks. Würzburg, 1997.
38.Husserl E. Logische Untersuchungen, Leipzig, 1900-1901.
39.Imdahl G. Das Leben verstehen Heideggers formal anzeigende Hermeneutik in den frühen Freiburger Vorlesungen (1919 bis 1923) Würzburg, 1997.
40.Karadi E., Emil Lask in Heidelberg oder Philosophie als Beruf / Heidelberg im Schnittpunkt intellektueller Kreise (hrsg. H. Treiber und K. Sauerland), Opladen 1995.
41.Kaufmann E. Kritik der neukantischen Rechtsphilosophie. Tubingen, 1921.
42.Kern I. Husserl und Kant: Eine Untersuchung über Husserls Verhältnis zu Kant und zum Neukantianismus (Phaenomenologica). Den Haag, 1964.
43.Kim J. «Methodentrialismus» und «Natur der Sache» im Denken Gustav Radbruchs zugleich Quellenstudien zu ihren kulturfhilosophischen Vorfragen bei Windelband, Rickert und Lask. Diss. Freiburg i. Br. 1966.
44.Kisiel T. Das Kriegsnotsemester 1919. Heideggers Durchbruch zur hermeneutischen Phanomenologie. // Philosophisches Jahrbuch №99, 1992.
45.Kisiel T. Das Entstehen des Begriffsfeldes «Faktizität» im Fruhwerk Heideggers Dilthey Jahrbuch №4, 1986-87.
46.Kisiel T. Heideggers Dankesschuld an Emil Lask. Sein Weg vom Neufichteanismus zu einer Hermeneutik der Faktizität, «Studia Phaenomenologica. Romanian journal for phenomenology» №1, 2001.
47.Kisiel T. The genesis of Being and Time. Berkeley, 1993.
48.Kisiel T. Why students of Heidegger will have to read Emil Lask // Man and World №28, 1995.
49Kisiel T. Heideggers Dankesschuld an Emil Lask. Sein Weg vom Neufichteanismus zu einer Hermeneutik der Faktizität // Studia Phaenomenologica. Romanian journal for phenomenology №1, 2001.
50..Kreis F. Zu Lasks Logik der Philosophie // Logos № 10, 1921-22. 51..Krijnen Ch., Orth E.W. Sinn, Geltung, Wert Neukantianische Motive in der Modernen Kulturphilosophie Christian. Würzburg, 1998.
52.Krijnen Ch., Pätzold D. Der Neukantianismus und das Erbe des deutschen Idealismus: die philosophische Methode Studien und Materialien zum Neukantianismus. Würzburg, 2002.
53.Krijnen Ch. Nachmetaphysischer Sinn. Eine problemgeschichtliche und systemati-sche Studie zu den Prinzipien der Wertphilosophie Heinrich Rickerts. Würzburg, 2001.
54.Krijnen Ch. Subjektive Logik als Grundlage von objektiver Logik? Gegenstandskonstitution bei Husserl und in der klassischen deutschen Philosophie: eine problemgeschichtliche Deutungslinie, Würzburg, 2014.
55.Kynast R. Intuitive Erkenntnis. Breslau, 1919.
56.Landmann-Kalisher E. Die Transcendenz des Erkennens. Berlin, 1923.
57.Larenz K. Rechts-und Staatsphilosophie der Gegenwart, Berlin, 1931.
58.Lask E. Fichtes Idealismus und die Geschichte. Tübingen, 1902.
59.Lask E. Rechtsphilosophie // Die Philosophie im Beginn des 20. Jahrhunderts. Festschrift für Kuno Fischer" Edited by Wilhelm Windelband. Heidelberg, 1907.
60.Lask. E. Gesammelte Schriften. Hrsg. von E.Herrigel. 3 Bde. Tübingen 1923 (Bde. I und II) / 1924 (Bd.III).
61.Lehmann K. Metaphysik, Transzendentalphilosophie und Phänomenologie in den ersten Schriften Martin Hedeggers (1912-1916) // Philosophisches Jahrbuch №71, 1963/64.
62.Lotze H. Logik. Hirzel, Leipzig, 1874
63.Lotze H. Mikrikosmus. Ideen zur Naturgeschichte und Geschichte der Menschheit. Versuch einer Antropologie. Leipzig, 1909.
64.Lukac G. Emil Lask. Ein Nahruf // Kant-Studien №22, 1918.
65.Malter R. Heinrich Rickert und Emil Lask. Vom Primat der transzendentalen Subjektivität zum Primat des gegebenen Gegenstandes in der Konstitution der Erkenntnis. // Zeischrift für philosophische Forschung, №23, 1969.
66.Masi F. Emil Lask. Il pathos della forma. Macerata, 2010.
67.Monanty J. N. Lask's theory of Judgment // Logic, Truth and the Modalities from a phenomenologicak perspective. Dordrecht, 1999.
68.Motzkin G. Emil Lask and the crisis of neo-kantianism. The rediscovery of primordial world. // Revue de Metphysique et de Morale №94, 1989.
69. Nachlass Emil Lask, Universitätsbibliothek Heidelberg, Heid Hs 3820. http://digi. ub. uni-heidelberg.de/diglit/heidhs3820
70.Nachtsheim S. Emil Lask Grundlehre. Tübingen, 1992.
71. Oakes G. Die Grenzen kulturwissenschaftlicher Begriffsbildung, Frankfurt a. M., 1990.
72.Ollig H.L. Erkenntnistheorie und logik im neukantianismus. // Theologie Und Philosophie №57, 1982.
73.Pascher M. Einführung in den Neukantianismus. Kontext-Grundpositionen-Praktische Philosophie. München, 1997.
74.Petrella D. La "silenziosa esplosione del neokantismo". Emil Lask e la mediazione della fenomenologia di Husserl. Roma, 2012.
75.Pick G. Die Ubergegensätzlichkeit der Werte. Gedanken über das religiöse Moment in Emil Lask logischen Schriften vom Standpunkt des transzendentalen Idealismus. Tübingen, 1921.
76.Przyl§bski A. Emila Laska logika filozofii. Poznan, 1990.
77.Przylebski A. Emil Lasks Logik der Philosophie als Fortführung der kritischen Philosophie Kants. Vortrag, gehalten auf dem IX. Internationalen Kant-Kongres; Berlin, 26-31. März 2000.
78.Przyl§bski A. Zwischen dem Kritizismus und einer hermeneutischen Ontologie. E.Lasks Logik als Fortführung der Kritischen Philosophie Kants // Kant und die Berliner Aufklärung. Akten des 9. Int. Kant-Kongresses. Berlin, 2001.
79.Reading Heidegger from the start 1994. Edited by Theodore Kisiel and John van Buren. Albany, 1994.
80.Rickert H. Emil Lask. Ein Nachruf // Frankfurter Zeitung und Handelsblatt. Erstes Morgenblatt, 17 Oktober 1915.
81..Rickert H. Kulturwissenschaft und Naturwissenschaft. Stuttgart, 1986.
82.Rickert H. Persönliches Geleitwort. // Lask, GS I, V-XVI.
83.Rockmore T. Fichte, Lask, Lukacs Hegelian Marxism. // Journal of the History of Philosophy №30, 1992.
84.Rosshoff H. Emil Lask als Lehrer von Georg Lukacs. Zur Form ihres Gegenstandsbegriff. Bohn, 1975.
85.Scheller M. Zusätze in Deutsche Philosophie der Gegenwart// Gesammelte Werke VII, 1973.
86.Scheschics B. Die Kategorienlehren der Badischen philosophischen Schule. Berlin, 1938.
87.Schumann K., Smith B. Neo-kantianism and phenomenology. The case of Emil Lask and Johanes Daubert // Kant-Studien №82, 1991.
88.Schumann K., Smith B. Two idealisms. Lask und Husserl // Kant-Studien. №84,
1993.
89.Siegers J. Das Recht bei Emil Lask. Untersuchungen zur Rechtstheorie des Neukantianismus. Bohn, 1964.
90.Sommerhäuser B. Emil Lask in der Auseinandersetzung mit Heinrich Rickert. Zürich, 1965.
91.Sommerhäuser B. Emi Lask 1875-1915 Zum 90. Geburtstag des Denkers. // Zeitschrift für philosophiesche Forschung. №21, 1967.
92.Scweitz M. Emil Lasks Kategorienlehre vor dem Hintergrund der Kopernikanischen Wende Kants. // Kant-Studien №75, 1984.
93..Seidel H. Wert und Wirklichkeit in der Philosophie Heinrich Rickerts. Eine kritische Untersuchung als Beitrag zur Theorie der Beziehung. Bohn, 1968.
94.Spinelli A. Vita, teoria e valore nel pensiero di Emil Lask. Tübingen, 2010.
95.Szilasi W. Das logisch Nackte. Bemerkung zu einem Grundbegriff des Philosophen Emil Lask // Natur und Geschichte. Karl Löwith zum 70.Geburtstag. Stuttgart, 1967.
96. Themann Th. Emil Lasks Philosophie und ihre Aufnahme durch Georg Lukacs. // Dialektik. Enzyklopädische Zeitschrift für Philosophie und Wissenschafte №1, 1996.
97.Treiber H. Fedor Stepun in Heidelberg (1903-1955) // Heidelberg im Schnittpunkt intellektueller Kreise, 1995.
98.Tuozzolo C. Emil Lask e la logica della storia. Milano, 2004.
99. Wust P. Die Auferstehung der Metaphysik. Leipzig, 1920.
100.Белоусов М.А. К проблеме значения в феноменологии Гуссерля: понятие предельного осуществления // Ежегодник по феноменологической философии. .№4, 2015.
101.Бибихин В.В. Ранний Хайдеггер. Материалы к семинару. М., 2009.
102.Виндельбанд В. Избранное: Дух и история. М., 1995.
103Виндельбанд. В. История новой философии. Том 2. От Канта до Ницше: История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. М.: Канон-пресс-Ц; Кучково поле, 1998.
104.Вышеславцев Б. П. Этика Фихте. М, 1914.
105.Гайденко П.П. Проблема интенциональности у Гуссерля и экзистенциалистская концепция трансценденции // Современный экзистенциализм. М., 1966. С.77-107.
106.Гуссерль Э. Избранные работы / Сост. В. А. Куренной. М., 2005.
107.Гуссерль Э. Избранная философская переписка. Под ред. Е. В. Ознобкина, О. А. Шемякина. М., 2004.
108.Гуссерль Э. Картезианские медитации. М., 2010.
109.Гуссерль Э. Логические исследования. М., 2011.
110.Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994.
т.Дмитриева Н.А. Хайдеггер и неокантианство. (сводный реферат) // Социальные и гуманитарные науки. отечественная и зарубежная литература. Серия 3: Философия. Реферативный журнал №1, 2012.
И2.Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. М, 1994-2014.
113.Михайлов И.А. Ранний Хайдеггер: между феноменологией и философией жизни М., 1999.
114.Молчанов В.И. Время и сознание. Критика феноменологической философии. М.: Высшая школа, 1998.
115.Молчанов В.И. Различение и опыт. Феноменология неагрессивного сознания. М., 2004.
116.Мотрошилова Н.В. Интенциональность в «Логических исследованиях» Э. Гуссерля. Вопросы философии №4, 2000.
111.Мотрошилова Н.В. Работы разных лет: избранные статьи и эссе. М., 2005.
118.Неокантианство немецкое и русское: между теорией познания и критикой культуры / [под ред. И. Н. Грифцовой, Н. А. Дмитриевой]. М., 2010.
119.Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
120.Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий. СПб.,
1991.
121.Риккерт Г. Введение в трансцендентальную философию. Предмет познания. пер. Г. Шпета // Риккерт Г. Философия жизни. Киев, 1998.
122.Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М.: Республика, 1998.
123. Савин А.Э. Становление трансцендентально-феноменологической концепции истории Эдмунда Гуссерля. Автореферат, 2009.
124.Соловьева Н.С. Философия как метафизика: И. Кант и баденская школа неокантианства. Екатеринбург, 2010.
125.Степун Ф.А. Из писем прапорщика артиллериста. Прага, 1926.
126.Фалёв Е.В. Герменевтика Мартина Хайдеггера. М., 2008.
121. Фалёв Е.В. Эволюция метода в философии Мартина Хайдеггера. Автореферат, 2015.
128. Философская Энциклопедия. В 5тт. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
129.Фихте И.Г. Философские произведения. М., 2013. 130Хайдеггер М. Бытие и время. М., 2013.
131.Яковенко Б.В. Мощь философии. СПб., 2000.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.