Литературное наследие Касыма Тыныстанова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат филологических наук Пайзуллаева, Курбанжан Убайдуллаевна
- Специальность ВАК РФ10.01.03
- Количество страниц 139
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Пайзуллаева, Курбанжан Убайдуллаевна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. Стихотворения и поэма «Жацыл Мырза».
ГЛАВА II. Проза, публицистика и драматургические произведения Касыма Тыныстанова
2.1. Прозаические опыты К. Тыныстанова.
2.2. Драматургия К. Тыныстанова.
2.3. Публицистика К. Тыныстанова.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК
Поэзия Хабаса Бештокова: основные мотивы, жанровая система, поэтика2011 год, кандидат филологических наук Хавжокова, Людмила Борисовна
Поэзия Османа Хубиева: Проблематика и поэтика2004 год, кандидат филологических наук Айсандырова, Земфира Алашевна
Жанровое своеобразие и художественный мир произведений Бориса Укачина2003 год, кандидат филологических наук Киндикова, Альбина Викторовна
Лезгинское литературоведение: Зарождение, становление и развитие2004 год, кандидат филологических наук Курбанова, Заира Гаджиевна
Творческое наследие Георгия Гадоевича Малиева: проблематика и жанровое многообразие2006 год, кандидат филологических наук Балоева, Ирина Казбековна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Литературное наследие Касыма Тыныстанова»
Зарождение, становление, развитие профессиональной литературы Киргизстана (как и целого ряда других народов) совпали с советской эпохой, с бурным и драматичным XX веком.
Обобщение и осмысление этого культурно-исторического опыта приобретает особую научно-теоретическую значимость, так как в нем нашел свое выражение неповторимый период драматической истории. Новый взгляд, освобожденный от догм и канонов прошлого, диктует необходимость объективного исследования историко-литературного процесса и непредвзятого отношения к творчеству его представителей.
Выбор в качестве исследования темы «Литературное наследие К.Тыныстанова» не случаен. Выявление особенностей формирования и становления разностороннего писателя Киргизстана, культурного и научного деятеля-первопроходца поможет увидеть процесс создания новописьменной литературы в целом. При этом следует учесть, что лирика, в какой проявил себя Тыныстанов, как никакой другой род литературы, способна выразить движение времени.
Киргизская литература в течение многих веков существовала в изустной форме, о чем свидетельствуют монументальный эпос «Манас», другие многочисленные произведения устного творчества, памятники акынской поэзии.
Вхождение Киргизии в состав России во второй половине XIX века и последующие исторические события резко изменили социальный и духовный облик народа, втянув его в круговорот мировой истории, превратив его из объекта истории в ее субъект. Становление, формирование и развитие киргизской литературы тесно связано с исторической реальностью Советского Союза, в составе которого была и Киргизия.
Сейчас идет переосмысление истории литературы, о чем свидетельствуют бурные дискуссии на рубеже 80-90-х годов.1 Политическая реабилитация писателей, в том числе киргизских - Т. Джолдошева, К.Тыныстанова, С. Карачева и др. - заставляет историков литературы пересмотреть пути ее развития, отойти от стереотипов и догм мышления, переставить акценты в оценке произведений и даже целых периодов литературного процесса.
Научное освещение проблемы возникновения и формирования киргизской литературы до недавнего времени отличалось определенной заданностью, ибо связывалось с судьбоносной ролью Великой Октябрьской революции.2
Литературоведы Киргизстана в своих исследованиях также исходной посылкой считали положение о судьбоносной роли Октябрьской революции в развитии профессиональной киргизской литературы: это и авторы коллективного труда «История киргизской советской литературы»3, и К.Артыкбаев в «Истории киргизской советской литературы» (1982)и др.
До поры до времени у большинства киргизских литераторов не возникало сомнений по поводу метода социалистического реализма. Скорее наоборот, довольно долго они дискутировали по поводу возникновения и проявления метода соцреализма в киргизской советской лите
См.: А. Гангнус. На руинах позитивной эстетики. Е.Сергеев. Несколько застарелых вопросов // Новый мир, 1988, № 9; И. Золотусский. Крушение абстракций // Новый мир, 1989, № 1; Избавление от миражей: Социалистический реализм сегодня. - М., 1990.
2 См.: В. Ерофеев. Поминки по советской литературе // Литературная газета, 1990, 4 июля; О. Ибраимов .Остановиться, оглянуться.// Литературная газета, 1990,7 марта.
Так, литературовед М. Пархоменко писал: «.Октябрьская социалистическая революция открыла для всех литератур . одинаковые возможности, а советская действительность создала общие условия и предпосылки развития, при которых должна была сложиться общая для всех национальных литератур советская идейная платформа, коммунистическая направленность, содействующая формированию литератур единого социального и художественного типа». (Пархоменко М. Пути развития советской многонациональной литературы. - М.: Наука, 1967. - С. 43).
3 История киргизской советской литературы. В 2-х томах. / Редколлегия: А. Сады-ков и др. Т. 1. - Ф.: Илим, 1987. - На кирг. яз. ратуре, но сходились на том, как и авторы сборника «Закономерности развития новописьменных литератур и проблемы социалистического реализма» (1985), что становление и формирование киргизской советской литературы неотрывно связано с методом соцреализма.1
Были, однако, и другие точки зрения, утверждавшие, что для молодых литератур, сравнительно недавно включившихся в мировой художественный процесс, характерна полистадиальность, стяжение различных исторических и культурных формаций в одну.
Так, литературовед О. Ибраимов пришел к заключению, что история формирования профессиональной киргизской литературы гораздо сложнее и драматичнее, нежели прямолинейное привязывание ее к социальному заказу и идеологии.
1 В новейшем исследовании академика А. Эркебаева «Малоизученные страница истории киргизской литературы» (Б., 1999) дана точная и справедливая оценка одностороннего подхода литературоведческой науки советского периода к истории формирования и развития киргизской литературы:
Что же касается литературы советского периода, в частности, 1920-1930-х годов, то и она изучалась далеко не в полном объеме, а в теоретическо-методологическом отношении объяснялась даже односторонне: все диссертации и опубликованные на их основе труды, появившиеся в киргизском литературоведении за последние сорок лет, а также коллективные «Очерки» и «История» киргизской советской литературы, их концепции основывались исключительно на одних и тех же фактах и произведениях, давно и хорошо известных широкому кругу читателей.
История киргизской советской литературы в этих трудах начиналась, как правило, 7 ноября 1924 года - со времени выхода первой киргизской газеты «Эркин Too» и опубликовании в ее первом номере стихотворения А. Токомбаева «Время прихода Октября», история прозы - с рассказа «Ажар» К. Баялинова (1928). Далее указывались только произведения А. Токомбаева, К. Баялинова, М. Токобаева, М.Элебаева, Дж. Турусбекова, Дж. Боконбаева, К. Маликова, Т. Сыдыкбекова, Т.Уметалиева, А. Осмонова. При этом совершенно не учитывались другие имена и факты, произведения первых киргизских авторов, публиковавшиеся в 1918-1924 годах на страницах казахской и татарской печати; сборники стихов, прозы и пьес, переводы из русской литературы С.Карачева, К. Тыныстанова, Ш. Кокенова, Б. Кенен-сариева, С. Наматова, критические статьи Т. Джолдошева и И. Тойчинова, первый коллективный сборник киргизских поэтов «Красный цветок» (1927).
Кроме того, до сих пор ни в библиографическом, ни в литературоведческом плане не были описаны и не осмыслены многие стихотворения, рассказы, фельетоны, публицистические и литературно-критические статьи, напечатанные в 19201930-е годы в киргизских газетах и журналах, и не вошедшие затем в сборники и книги» (С. 6).
Следует отметить, что в последние десятилетия к читателю возвращается немало забытых имен и среди них особое место принадлежит К.Тыныстанову. Человек большого интеллектуального мышления и кругозора, поэт, драматург, переводчик, ученый-лингвист, заложивший основы киргизского языкознания, создавший первые учебные пособия по родному языку и книги для чтения, первый киргизский профессор, он разделил судьбу сотен и тысяч репрессированных.
Изъятие из литературного процесса и общественно-культурной жизни нынешнего столетия, а также необоснованное забвение деятеля такого масштаба, как К. Тыныстанов, нанесло ущерб национальному культурному развитию. Опыт развития многонациональной советской литературы показал, что достаточно одного партийного постановления о, якобы, идейной порочности того или иного писателя, чтобы о нем забыли, его имя исчезло из истории литературы. Жесткая партийная цензура не пропускала в открытую печать даже имя репрессированного писателя, возникало некое табу на его литературное наследие. Реабилитация и возвращение репрессированных писателей, как правило, осложнялось упорным отстаиванием сложившихся стереотипов. Так, робкие попытки вернуть имя К. Тыныстанова киргизской культуре (уже после 1985 года) встретили сильное сопротивление со стороны деятелей культуры старшего поколения. Тем большее значение имеет целостное изучение литературного наследия К. Тыныстанова, как и его вклада в развитие культуры Киргизстана.
Сейчас уже немало сделано в связи с юбилейными датами - 90-летием и 95-летием Касыма Тыныстанова: были проведены и научно-теоретические конференции, литературные чтения, опубликованы его произведения. Но все это носит, к сожалению, не систематический характер.
Настало время углубленного изучения творчества К. Тыныстанова с тем, чтобы выявить его вклад в развитие национальной культуры.
И, конечно, не только К. Тыныстанова, но и многих других, необоснованно репрессированных и забытых деятелей киргизской культуры -С.Карачева, О. Лепесова, Б. Кененсариева, Т. Джолдошева и других. Тогда картина становления и развития киргизской поэзии и литературы в целом станет объективной и полной.
Отметим, что попытки осмысления поэтического наследия К. Тыныстанова предпринимались и раньше - в далекие двадцатые годы, когда вышел единственный - первый и последний - прижизненный сборник его стихотворений «Касым ырларынын жыйнагы» (1925). Но столь тенденциозно воспринимались его произведения с такой предвзятой, обусловленной наспех усвоенной молодыми критиками идеологией того времени, что очевидна необходимость пересмотра прежних оценок, иного подхода к творчеству, к критическим откликам на него. Историография вопроса о ценности литературного наследия К. Тыныстанова по-своему поучительна и драматична, как драматична была судьба поэта и его творений.
Когда в 1925 году вышла книга стихотворений поэта, она была воспринята читателями по-разному. Писатель Т. Сыдыкбеков, тогда еще только вступающий на литературную стезю, впоследствии вспоминал: «В то время все, кто умел читать, знали стихи К. Тыныстанова, носили сборник с собой. Молодежь знала его стихи наизусть».1
Но первая же рецензия на сборник Тыныстанова была резко отрицательной. А. Убукеев в рецензии «Касым арларынын жыйнагы», опубликованной в газете «Кызыл Кыргызстан» (16 февраля 1928 г., № 28) упрекал автора в сочувствии байству, в восхвалении прошлого. Стремление Тыныстанова проникнуть в живую душу современника, его внутренний мир объяснялось критиками весьма пристрастно - как отказ от классовой борьбы, уход в прошлое и восхваление его.
1 Сыдыкбеков Т. Мезгил сабактары. - Ф., 1982. - С. 103.
Т. Сыдыкбеков на вопрос литературоведа и критика С. Джигитова «Как проходили литературные споры в 20-30-е годы?» ответил, что первой критической статьей, которую он прочитал, была статья А. Убукеева по поводу сборника стихотворений Тыныстанова. И каково же было его удивление, когда он узнал о вредном идейно-политическом контексте стихотворений Тыныстанова, тех стихотворений, которые радовали душу, пробуждали светлые чувства, напоминая о прошлой жизни кочевого народа,и призывали к строительству новой жизни.
В названии «Эр Алаш» я никогда б не увидел и во сне контрреволюционную партию, - вспоминал писатель, - не подумал бы, что под названием «Эр Алаш» можно подразумевать контрреволюционную партию «Алаш», ибо тогда все - от простого бедняка до аристократической верхушки - знали, что киргизы и казахи - потомки одного алача, что мы один народ,., что алач - единый праотец этих двух народов. Прочитав статью Убукеева, я не последовал ей, до меня не дошли обвинения рецензента в национализме Тыныстанова, упреки, что он тоскует о прошлом». «Но такие обвинения, - продолжает далее Т. Сыдыкбеков, - что он националист, сторонник бай-манапов, жалеет о прошлом и хочет вернуть его, положили начало серии критических статей с выпадом в адрес Тыныстанова, в приписывании ему политических ошибок».1 Т. Сыдыкбеков недвусмысленно полагает, что если бы Тыныстанов написал стихотворение на злобу дня, оно бы спасло его. Но такова была жесткая установка все более ожесточавшейся классовой борьбы в жизни и литературе, и если не было классового врага, его выдумывали.
Справедливости ради надо сказать, что в двадцатые годы рецензии на сборник были не сплошь отрицательными. В предисловии к сборнику, написанному Б. Данияровым, говорилось о новаторстве поэта, свое
1 Сыдыкбеков Т. Мезгил сабактары. - Ф., 1982. - С. 359-360. образии его тематики и мастерства, о его весомом вкладе в становление киргизской поэзии.
Дж. Джамгырчиев аргументированно вступил в спор с А. Убукее-вым, давшим, как мы помним, резко отрицательный отзыв о сборнике Тыныстанова. Отзыв был построен на выявлении идейно-политических заблуждений поэта и начисто отрицал положительное начало в его творчестве, его поисках.
Рецензия Дж. Джамгырчиева «О сборнике стихов Касыма» также была опубликована в газете «Кызыл Кыргызстан» в конце февраля 1928 года. В ней автор, не поддаваясь эмоциям тенденциозного плана и аргументированного спора с оппонентами, убедительно раскрывает своеобразие поэтического мира Тыныстанова, говорит о его мастерстве. Эта статья выгодно отличалась от других критических статей того времени по своему научно-теоретическому уровню, гармонично увязывала литературно-исторические и теоретические положения с рассматриваемыми фактами.
Следует отметить и принципиальный, профессиональный подход Т.Джолдошева к творчеству Тыныстанова. В статье «Октябрь и киргизская литература» Т. Джолдошев признает его несомненные заслуги, говоря, что с его казахоязычных стихотворений начинается художественная литература».1
На этом, пожалуй, и ограничилась позитивная критика тех лет. Все остальные отзывы носят тенденциозный, необъективный характер, даже очернительный, прямо обвиняя поэта в игнорировании классовой борьбы в современной жизни, идейности в литературе, в недооценке марксиу стской идеологии, к примеру, в составлении словарей (Ыдырыс уулу) , в
1 См.: Джолдошев Т. Октобур жана кыргыз адабияты. (Октябрь и киргизская литература). // Жа?ы маданият жолунда, 1928, № 6-7. - С. 27-33.
Ыдырыс уулу Аскар. Бороться за ленинский путь в литературе. // Кызыл Кыргызстан, 1932, 12 июня. - На кирг. яз. контрреволюционности (А. Токомбаев)1 и др.
Один из самых непримиримых оппонентов Тыныстанова А. Токомбаев усмотрел в сборнике следующую эволюцию: вначале якобы автор вдохновлялся наступлением Деникина, Колчака и других белогвардейцев, надеялся на восстановление эпохи Ормон-хана, Кененсары и других ханов, но видя, что советская власть сильна, что сокрушены лучшие надежды алашцев, «впал в уныние», «начал плакать», видя, что «прошлое не вернется», о чем свидетельствуют стихотворения «Невольная разлука», «Не пой, красавица, не мучь», «Разлука».
По мнению Токомбаева, в 1924 году поэт окончательно «убедился в непоколебимости большевиков» и начал откровенно восхвалять прошлое, что подтверждается стихами «Джайлоо», «Джацыл Мырза» и другими произведениями этого рода.
Эта откровенно предвзятая, очернительски-вульгаризаторская критика имеет свои давние корни, свои истоки. Историк литературы К.Артыкбаев посчитал, что перегибы в высказываниях Токомбаева по поводу произведений Тыныстанова объясняются горячностью молодого з поэта и тем, что не первым начал это противостояние.
Серьезные политические обвинения, предъявленные А. Токомбае-вым и его единомышленниками Тыныстанову в пылу ли полемики, или по злому умыслу, способствовали развертыванию репрессий.
Трагические уроки, к сожалению,' не были извлечены из этого и позже. Уже после реабилитации Тыныстанова в 1957 году в учебниках и учебных пособиях продолжали звучать обвинения в недостаточной идеологической выдержанности его произведений.
1 Токомбаев А. Итоги «Академических вечеров». // Кызыл Кыргызстан, 1932, 6 марта. - На кирг. яз. Он же. Очистить литературу от враждебных идей. // Кызыл Кыргызстан, 1933, 6 августа. -Накирг. яз.
2 Там же.
3 Артыкбаев К. Аалы Токомбаев и Касым Тыныстанов. См.: Артыкбаев К. Талант сыры (Тайна таланта). - Б.: КЭ, 1994. - С. 78. - На кирг. яз.
Так, в «Истории киргизской советской литературы» (1970) говорится об идеологических упущениях Тыныстанова.1
Видимо, в некоторых работах киргизских литературоведов и критиков 70-80-х годов сказывался налет принципа классовой эстетики, сложившийся еще в 20-30-е годы, которая строилась на вмешательстве в творческий процесс, на опеке над творчеством писателей, на идеологическом контроле за ними, предписании им определенных классовых нормативов.
Новое слово в изучении творчества К. Тыныстанова, как и всей киргизской литературы, принесли 90-е годы. И сказалось это не только в том, что прежние исследователи во многом переменили свои взгляды, но и наметились принципиально новые пути в тыныстановедении.
О необходимости пересмотра устоявшихся взглядов на творчество К.Тыныстанова высказались многие литературоведы. Здесь можно назвать работу Джигитова С. «Обретение новых традиций», статью «Рано угасший талант».2
Следует отметить новые исследования литературоведов: к примеру, книгу О. Ибраимова «История киргизской советской лирики» (1991) и особенно монографию А. Эркебаева «Малоизученные страницы истории киргизской литературы»3.
Важную роль в познании судьбы Тыныстанова сыграли и подборки воспоминаний о нем, как это сделал Журнал «Эл агартуу» («Народное образование»), 1991, № 27. Собранные воедино воспоминания его родных и близких позволили ярче и глубже увидеть его прекрасную, отданную людям трагическую жизнь.
1 История киргизской советской литературы. - М.: Наука, 1970.
Джигитов С. Обретение новых традиций. - Ф.: Кыргызстан, 1984. Он же. Рано угасший талант // Жаштык жарчычы, 1991, 24 октябрь. - На кирг. яз.
3 Эркебаев А. Малоизученные страницы истории киргизской литературы. - Б.: «ЖЭКА» ЛТД, 1999. - 200 с.
Значительным шагом вперед в изучении творческого наследия К.Тыныстанова стала республиканская научно-теоретическая конференция, прошедшая 17-18 октября 1991 года и посвященная 90-летию со дня его рождения. Были опубликованы тезисы докладов участников конференции в двух частях. Впервые К. Тыныстанов предстал как ученый энциклопедического уровня: и как лингвист, и как драматург, и как переводчик, и как критик, и как преподаватель, автор учебников и т.д.
Некоторые проблемы литературного наследия К. Тыныстанова освещены в работах К. Байджигитова, М. Тулегабылова, А. Молдоева, А.Тилеухановой, А. Калчаевой.1
Так, К. Байджигитов в докладе «Поэзия К. Тыныстанова и литературная критика» рассматривает поэтическое творчество Тыныстанова в зеркале критики 20-х годов. В исследовании А. Калчаевой «Использование фольклорных мотивов в драматических произведениях Касыма Тыныстанова» можно увидеть попытку охарактеризовать историю «Академических вечеров» как первой киргизской пьесы, созданной на фольклорной основе. Но сказалось отсутствие текста самой пьесы, сведения о ней почерпнуты лишь из свидетельств рецензентов и работ о киргизском театре (как, например, из книги Н. Львова «Киргизский театр»).
Как видим, исследование творчества Тыныстанова начато, немало уже сделано, но предстоит сделать гораздо больше: подготовить к печати и издать неопубликованные произведения писателя (к примеру, «Академические вечера»), перевести на русский язык, осмыслить все сделанное Тыныстановым в культурном контексте эпохи. Эта задача немалая, она требует коллективных усилий лингвистов, историков культуры, издателей, ученых.
Изучение литературного наследия К. Тыныстанова важно во многих отношениях, и прежде всего для воссоздания творческой биографии
1 См.: Тезисы докладов республиканской научно-теоретической конференции 17-18 октября 1991 года. Ч. 1. - Б, 1991. самобытного таланта, его роли в становлении литературы Киргизстана. Освобожденный от догм прошлого, объективный взгляд на его творчество способен выявить как особенности художественного мира самого писателя, поэта, ученого, так и особенности литературного процесса в целом, закономерности движения от изустных форм творчества к письменной литературе. Тем самым определяется актуальность исследования.
Переосмысление литературной истории связано с переосмыслением как творчества отдельных ее представителей, так и переоценкой литературных фактов, явлений, взятых в совокупности и связи с новыми сведениями о них. И творчество К. Тыныстанова в этом плане наглядно. Оно позволяет увидеть всю сложность и драматичность этого процесса.
Актуальность проблематики данного научного исследования не только не угасает, наоборот, резонирует, свидетельством чему служат публикации произведений К. Тыныстанова, проведение научных и читательских конференций, выход в свет научных трудов, посвященных его творчеству.
Основным методом данного научного исследования стал структурно-функциональный анализ литературного наследия Касыма Тыныстанова, представляющий возможность рассмотреть своеобразие литературного произведения и его функционирование в контексте времени.
Наряду с этим, творчество К. Тыныстанова освещается в сравнительно-типологическом аспекте, в сравнении с другими произведениями писателей того времени, что позволяет выделить типологические черты процесса зарождения, становления и развития профессиональной литературы, важными признаками которого стали не только связь с устным творчеством и развитие фольклорных традиций, но и диктат складывающейся эстетики соцреализма с ее жесткими идеологическими установками. При этом творческий путь писателя рассматривается с исторической точки зрения.
Целью данного научного исследования стало решение проблемы эстетической и социально-культурной значимости литературного наследия К. Тыныстанова, его вклада в демократическую культуру Киргиз-стана. Исходя из цели данного исследования, сформулированы следующие задачи:
- выявить круг литературных интересов К. Тыныстанова, разыскав и обозначив по возможности все значительное из творчества писателя: стихи, поэмы, драмы, литературно-публицистические статьи и т.д.;
- проанализировать эти произведения, пользуясь критериями высокой художественности и актуальности в контексте времени, в процессе становления и развития киргизской литературы;
- исследовать творчество Тыныстанова-поэта, драматурга, публициста, особо останавливаясь на роли художественных средств и приемов в передаче нового социального, психологического и общечеловеческого содержания;
- пользуясь методом сопоставительного анализа, выявить достоинства и недостатки всего сделанного Тыныстановым-литератором.
Анализ критической литературы по К. Тыныстанову, данный во введении, свидетельствует, что изучение его творчества, в том числе литературного, находится в начальной стадии, сделаны только первые шаги в научном осмыслении его наследия. Разысканы и опубликованы далеко не все произведения Тыныстанова, в частности, «Академические вечера» (опубликована только одна часть). Ждут публикации на русском языке его стихи, переведенные М. Рудовым и В. Шаповаловым.
Новизна предложенного научного исследования как раз и заключается в целостном и полном анализе литературного наследия Касыма Тыныстанова, определении его значимости в контексте литературного развития и становления культуры Киргизстана. Сделана попытка проанализировать поэзию, прозу, драматургию К. Тыныстанова, показать его новаторство в стихосложении, раскрытии чувственных переживаний в лирических произведениях. Личные переживания индивида, его внутренний мир впервые становятся объектом художественного отображения именно в творчестве К. Тыныстанова.
Адресность широкому кругу читателей, в том числе студентам, учащимся, научным работникам выделяет аспект проблемы значимости литературного наследия Тыныстанова как один из важнейших в выявлении закономерностей становления профессиональной литературы Кир-гизстана, а шире - культуры в целом.
Основное содержание работы может быть использовано как в практике преподавания киргизской литературы в вузах и школах, так и в складывающемся на наших глазах тыныстановедении, а также в исследованиях по истории киргизского театра, у истоков которого значатся пьесы К. Тыныстанова.
Основные положения диссертации в форме докладов и сообщений были апробированы на научных конференциях и в публикациях:
- на конференции молодых ученых и аспирантов, состоявшейся 2122 ноября 1995 года в Бишкекском гуманитарном университете;
- на конференции, посвященной 95-летию К. Тыныстанова, в Национальной академии наук Киргизской Республики, в институте языкознания (октябрь 1996 г.);
- на «Озмителевских чтениях - 96» в Бишкекском гуманитарном университете;
- на конференции, посвященной эпосу «Манас» 16 ноября 1997 года (Киргизско-Российский Славянский университет, Институт регионального славяноведения);
- на конференции «Молодежь и наука: проблемы и перспективы» (ноябрь 1997 г.) в Бишкекском гуманитарном университете;
- на Международной конференции, посвященной 200-летию A.C. Пушкина (апрель 1998 г.) в Бишкекском гуманитарном университете;
- на Международной конференции, посвященной 70-летию Ч. Айтматова (10-11 декабря 1998 г.) в Бишкекском гуманитарном университете.
На основе исследования опубликованы следующие статьи:
1. Пайзуллаева К.У. Поэзия К.Тыныстанова. В сб.: «Озмителевские чтения-96». / Материалы филологической конференции. - Б., 1997-С. 45-51.
2. Пайзуллаева К.У. Поэзия К. Тыныстанова в критике. В сб. «Касым Тыныстанов жана анын «Академиялык кечелери» - Б., 1998.-С.67-74.
3. Пайзуллаева К.У. Публицистика К. Тыныстанова. / Материалы Международной конференции, посвященной 200-летию A.C. Пушкина-(Находится в печати).
4. Пайзуллаева К.У. Проза К. Тыныстанова. / Материалы Международной конференции, посвященной 70-летию Ч. Айтматова. - Б., 1999-С.62-66.
5. Пайзуллаева К.У. Становление жанра поэмы в киргизской литературе: на материале творчества К. Тыныстанова. / Тезисы докладов I научной конференции молодых ученых и аспирантов БГУ. 21-22 ноября 1995 г.-Б., 1996.-С. 57-58.
6. Пайзуллаева К.У. Поэма «Жаныл Мырза» Касыма Тыныстанова. В сб. «Касым Тыныстанов жана анын «Академиялык кечелери» - Б., 1998.-С. 57-66.
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК
Функция музыки в удмуртской художественной словесности2006 год, кандидат филологических наук Красновская, Елена Георгиевна
А.М. Федоров: жизнь и творчество в контексте литературной эпохи конца XIX - начала XX веков (1885 - 1920) : 1885-19202006 год, кандидат филологических наук Сырова, Юлия Николаевна
Лирическое и эпическое в творчестве Артура Моро2005 год, кандидат филологических наук Гнатовская, Оксана Богдановна
Творчество Абасил Магомеда в контексте современной аварской литературы2002 год, кандидат филологических наук Гаджиахмедова, Маржанат Ханмирзаевна
Становление и развитие музыкально-драматического искусства Киргизии в первой половине XX в.2010 год, кандидат исторических наук Горина, Ирина Владимировна
Заключение диссертации по теме «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», Пайзуллаева, Курбанжан Убайдуллаевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение и анализ литературного наследия К. Тыныстанова позволяет сделать некоторые выводы. И, прежде всего, следует сказать о состоянии изученности проблемы. Проблема, заметим, находится на стадии первоначального осмысления. Сделаны лишь первые шаги в изучении наследия Тыныстанова-литератора. В вопросе о необходимости объективного анализа всего сделанного Тыныстановым-писателем, поэтом, драматургом, публицистом, историки и критики литературы сходятся в одном. Хорошим подспорьем для исследователей творчества Тыныстанова можно считать издание сборника его избранных произведений на киргизском языке, вышедшего в 1991 году.
Известными поэтами, литераторами республики Рудовым М.А., Шаповаловым В.И., Пустынниковым Н. стихотворения и поэма К. Тыныстанова переведены на русский язык и подготовлены к изданию, но, к сожалению, по не зависящим от них причинам, до сих пор не изданы. Особо следует отметить работы ученых-литературоведов А. Эркебаева, О. Ибраимова и С. Джигитова, подвергших обстоятельному анализу лирику Тыныстанова.
Учеными В. Плоских и С. Джигитовым сделаны серьезные заявки на создание научной биографии Тыныстанова, достаточно вспомнить статью первого - «Узел судьбы», и второго - «Рано угасший талант».
Проведены две серьезные научные конференции по творчеству К.Тыныстанова в 1991 и 1995 годах.
С трудом, но все же входят в обиход ученых архивные материалы.
Тормозом для более полного и всестороннего изучения творчества К.Тыныстанова становится тот факт, что еще не полностью собраны, изданы материалы, касающиеся наследия Тыныстанова. Например, цикл пьес «Академические вечера» существуют лишь в виде одной пьесы
Эпоха капитализма», переведенной с подстрочника, сделанного К. Ты-ныстановым, видимо, в пятидесятые годы текст других пьес существовал.1
К сожалению, публицистика К. Тыныстанова не переиздана. Настала пора издать отдельной книгой материалы полемики 20-30-х годов вокруг его произведений, тогда очевиднее станет истина.
Следует, вероятно, активизировать розыск и изучение архивных материалов, введения их в научный оборот, что позволит глубже понять Тыныстанова-литератора, создать его научную биографию.
Недостаточная критичность в отношении прежних установок мешают утверждению нового взгляда на ценность литературного наследия К.Тыныстанова.2
Лирика К. Тыныстанова - интересное явление киргизской поэзии. Он стоял у ее истоков и, по сути, первым начал создавать киргизский литературный язык и киргизскую книжную поэзию. Интуицией подлинного таланта он вышел на верные пути к художественному творчеству, для чего использовал не только фольклор, но и образцы книжной лирики братских народов - татар, казахов, русских. Конечно, не все ему удалось, есть следы заимствований. По наблюдениям литературоведов, главное, что сделало стихи Тыныстанова достоянием поэзии, подлинной поэзии, - это открытие им внутреннего мира человека, его индивидуальности. К. Тыныстанов дал образцы развитой художественной лирики во многих ее формах и жанрах, хотя путь к этому был далеко не простым и не легким. Начав с создания агиток, плакатно-призывных стихов, воспевающих советскую власть и путь к новой жизни, он пришел к созданию философской лирики.
1 Об этом говорит книга Н. Львова «Киргизский театр». - М., 1953.
2 Подобной некритичностью страдает, к примеру, учебник «История киргизской советской литературы». -М., 1970.
Конечно, К. Тыныстанову оказалось под силу освоить не только политическую тематику, но и любовную, философскую тему творчества и др. И все это содержательное богатство отражалось в жанрах посланий, стихов-призывов, бытовых зарисовок и т.д. К. Тыныстанов вполне освоил средства изобразительно-медитативной лирики, раскрывающей N мир человека, психологию личности.
Соединение традиций поэтики народного творчества и традиций письменной поэзии дало блестящие результаты именно благодаря тому, что поэт подчинил их средствам раскрытия внутреннего мира человека. Для киргизской поэзии, находящейся в стадии зарождения и становления, это расширение тематики за счет углубленного познания внутреннего мира человека имело большое значение, если не сказать, решающее.
Кроме того, Тыныстанов положил начало целым жанрово-тематическим направлениям в киргизской поэзии: агитационно-публицистической, гражданской, интимной, пейзажной, философской лирики.
Особо следует отметить новаторство К. Тыныстанова в жанре поэмы. «Жаныл Мырза» - романтическая поэма о деве-воительнице. Только в сюжет здесь вплетается тема рока, приведшего героиню к самоубийству. Воспевая лучшие качества в человеке - мужество, храбрость, патриотизм, свободолюбие, Тыныстанов использует как фольклорные традиции, так и книжные лирические традиции. Причем романтическая история любви, и смерти героини сопровождается элегически-философскими размышлениями автора о прошлом и будущем народа, о превратности судьбы, смысле жизни и достоинстве человека. «Жаныл Мырза» - лиро-эпическая поэма, она свидетельствует о том, что ее автор прошел сжатую во времени эволюцию от фольклорно-эпического до собственно-художественного поэтического сознания.
Но весь драматизм литературного процесса тех лет заключается в том, что складывающаяся политизированная эстетика требовала отсечения всего, не укладывающегося в ее рамки, отсечения всех инакомыслящих. Жестокая критика произведений К. Тыныстанова привела его к отказу от поэтического творчества (во всяком случае, от публикации новых произведений), что, конечно, обеднило киргизскую литературу.
Он был зачинателем киргизской прозы. Доказательством тому -рассказ «С Мариям на берегу озера».
Первопроходцем и новатором был Тыныстанов и в области драматургии. В этом нас убеждает анализ пьесы «Эпоха капитализма» (то же: «Шабдан», «Из того, что видели глаза»). При всей идеологической направленности и выдержанности содержания в духе пролетарской борьбы классов К. Тыныстанову удалось создать сложное драматическое произведение, синкретическое по своему строению, объединившее фольклорные сцены с искусством реалистической драмы, представившей историю Киргизстана как развивающийся процесс, движущийся пусть и с осложнениями, но неуклонно к утверждению идей добра и справедливости. Именно это стремление к утверждению справедливости в обществе продиктовало ему блестящие сатирические страницы в изображении баев, судей, волостных, их прислужников. К.Тыныстанов - мастер массовых сцен. Он сумел показать те стихийные процессы недовольства и протеста, которые зарождались, росли и крепли в народной среде. Все это делало его незаурядным драматургом, заложившим основы реалистического театра Киргизстана.
Публицистика также представляет собой знаменательное явление своего времени. Она привлекает не только своей искренностью, открытостью, но и при всей страстности, неравнодушии, стремлением к объективности и доказательности в своих суждениях. Это мы видим не только в рецензии на сборник А. Токомбаева «О Ленине», но и в критике собственных ошибок. Да, Тыныстанов не избежал ошибок своего времени. Но в каждом его выступлении было зерно истины, было живое человеческое чувство любви и сострадания к своему народу, желание помочь ему в строительстве нового общества.
Касым Тыныстанов стоял у истоков киргизской профессиональной литературы. Соответственно, ему принадлежит место в научном обозрении истории киргизской литературы, разработка которой без предвзятости и идеологической заданности стоит на повестке дня.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Пайзуллаева, Курбанжан Убайдуллаевна, 1999 год
1. Тыныстанов К. Письмо Кировскому и Фрунзенскому ГК ВКП(б) от 14 марта 1932 г. - ЦГАПД. Фонд 10. Опись 1. Д.514.
2. Тыныстанов К. Автобиография. 15 октября. 1926 г. 1ДГПАД. Фонд 10. Опись 15. Д. 2743. Л.12-14.
3. Тыныстанов К. Заявление в бюро Киробкома ВКП (б) члена ВКП (б) Тыныстанова К. ЦГПАД. Фонд 10. Опись 1. Д. 514. (К заявлению приложена копия отзыва на сборник А. Токомбаева «О Ленине»).
4. Тыныстанов К. Трактор: Стихотворение. Архив МНЕ KP. Арх. уголовное дело № 7376-су. Т.к.д. 2а. Л. 127.
5. Консультации, прочитанные на «Академических вечерах» в январе 1932 г. Отдел рукописей HAH KP. Инв.№70.
6. Личное дело К.Тыныстанова. ЦГА КФФД.Фонд 869.0пись 3. Д. 199.
7. Поливанов Е. Отзыв о научной деятельности К. Тыныстанова. ЦГА КФФД. Фонд. 869. Опись 3. Д. 199. Л.8.
8. Характеристика, данная на К. Тыныстанова руководством КГПИ. -ЦГА КФФД. Фонд 869. Опись 3. Д.199. Л.5.
9. Тыныстанов К. Касым ырларынын жыйнагы. (Сборник стихов Касы-ма).- М.: Центральное издательство народов СССР, 1925. -113 с.
10. Тыныстанов К. Адабий чыгармалар. (Литературные произведения). -Б.: Адабият, 1991. 192 с.
11. Тыныстанов К. Мен баскан жол, менин чыгармам, менин бетим. // Кызыл Кыргызстан, 1932, 9 июля. На кирг. яз.
12. Тыныстанов К. Мой путь, мое творчество, мое лицо. // Советская Киргизия, 1933, 3 июня. На русс. яз.
13. Тыныстанов К. Десять лет борьбы за новый алфавит в Киргизии. // Литературный Киргизстан, 1991, № 9, 10. С. 187-196.
14. Тыныстанов К. Джаныл Мырза. Поэма (Перевод В. Шаповалова). В кн.: В. Шаповалов. Заложник. Б., 1997.
15. Тыныстанов К. Сверстнику. Море акын, сердце - волна, ветер -вдохновение. // Слово Кыргызстана, 1991,15 октября. - На русск. яз.
16. Тыныстанов К. Алачу. Иссык-Кулю. Ала Too. // Литературный Кыргызстан, 1991, № 8. С .81-85.
17. Тыныстанов К. Кыргыз искусствосунун тарыхына арналган уч акаде-миялык кече. // Ала Too, 1990, № 6.
18. БИБЛИОГРАФИЯ: I. Монографии
19. Аристотель. Поэтика. М.: ГИХЛ, 1957. - 184 с.
20. Артыкбаев К. История киргизской советской литературы. Автореферат диссертации д.ф.н. Ф., 1983. - 45 с.
21. Артыкбаев К. Талант сыры: Адабий изилдеелер, адабий портрет-тер (Секрет таланта: Литературные исследования, литературные портреты). Б., 1991, 334 с.
22. Артыкбаев К. Кыргыз акындарынын чыгармачылыгы (Творчество киргизских акынов).- Ф., 1988.
23. Алгачкы кадамдар. Кыргыз жаауучуларынын 20-30 жылдардагы прозасы (Первые итоги. Проза киргизских писателей в 20-30 годы). -Ф., 1981.
24. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. М.: Художественная литература, 1975. - 810 с.
25. Борбугулов М. Пути развития киргизской советской драматургии. Ф.: Кыргызстан, 1958.
26. Борбугулов М. Учу кыйырсыз жол. (Бесконечная дорога). Ф.: Кыргызстан, 1968. - 184 с. - На кирг. яз.
27. Борбугулов М. Единство национального и интернационального. -М.: Советский писатель, 1979. 272 с.
28. Борбугулов М. Теория литературы. Б., 1996.
29. Брудный Дм. Из истории русско-киргизских литературных и театральных связей. Ф.: Киргизучпедгиз, 1960. - 208 с.
30. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М.: ГИХЛ, 1959.-656 с.
31. Гачев Г. Содержательность художественных форм: Эпос. Лирика. Театр. М.: Просвещение, 1968 - 302 с.
32. Гачев Г. Чингиз Айтматов: В свете мировой культуры. Ф.: Ада-бият, 1989.-488 с.
33. Гегель. Эстетика. Т.З. М.: Искусство, 1971.
34. Гинзбург. О лирике. Изд. 2-е, доп. Л.: Советский писатель, 1974.-488 с.
35. Жирмунский В. Теория литературы: Поэтика. Стилистика. Л.: Наука, 1977.-408 с.
36. Жигитов С. Обретение новых традиций. Ф.: Кыргызстан, 1984. -192 с.
37. Ибраимов О. История киргизской советской лирики. Б.: Кыргызстан, 1991. -306 с.
38. История киргизской литературы. М.: Наука, 1970.
39. История киргизской советской литературы. В 2-х томах. Т.1. Ф.: Илим, 1987. - На кирг. яз.
40. Киргизская советская литература. / КСЭ под ред. Д. Орусбаевой. -Ф., 1982 С. 360.
41. Кекиликов Т. Достор арасында (Среди друзей) Ф.: Адабият, 1990.-69 с.
42. Львов Н. Киргизский Театр: Очерк истории. М., 1953.
43. Лотман Ю. Анализ поэтического текста: Структура стиха. Л.: Просвещение, 1972. - 272 с.
44. Лотман Ю. Структура художественного текста. М. Искусство, 1970,-384 с.
45. Лотман Ю. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М.: Просвещение, 1988.
46. Методология анализа литературного процесса. М.:Наука,1989,-240 с.
47. Озмитель Е. Обновленная суть национальной поэзии. Ф.: Кыргызстан, 1984.- 188 с.
48. Пархоменко М. Пути развития советской многонациональной литературы. -М.: Наука, 1967.
49. Писатели советского Киргизстана: Справочник. Ф.: Адабият, 1989.-С .556-558.
50. Поспелов Г. Лирика. -М.: МГУ, 1976.-206 с.
51. Сыдыкбеков Т. Мезгил сабактары (Уроки времени). Ф.: Кыргызстан, 1982. - 424 с. - На кирг. яз.
52. Теория стиха. (Редколлегия: Жирмунский В. и др.). Л.: Наука, 1968.-316 с.
53. Тынянов Ю. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977.-576 с.
54. Эркебаев А. Становление новописьменной литературы в условиях социализма: На материале киргизской советской литературы 1920 -30-х годов. / Автореферат диссертации к.ф.н. М., 1983. - 27с.
55. Эркебаев А. Азыркы учур жана кыргыз поэзиясы: Адабий-сын ма-калалар (Современность и киргизская поэзия: Литературно-критические статьи). Ф.: Кыргызстан, 1980. - 140 с. - На кирг. яз.
56. Эркебаев А. Малоизученные страницы истории киргизской литературы.-Б., 1999.- 198 с.
57. Жацы маданиятыбыздын кеч башы (Основоположник нашей новой культуры). В кн.: Касым Тыныстан уулу: Адабий чыгармалар. (Касым Тыныстанов. Литературные произведения). Б.: Адабият, 1991.-С. 177-191.1.. Статьи и публикации
58. Абдукаримов М. Ырлар жыйнагы кайда? (Где сборник стихов?) // Кыргыз-Туусу, 1991, 30 июля.
59. Акбартегин А. Элуу уч жыл чептердун козу менен (53 года глазами растений// Жаштык жарчысы, 1991, 24 октября.
60. Акматов С. Ак ийилип сынган жок (Согнулся, но не сломался) // Кыргыз маданияты, 1989, 19 января, № 3. С.2.
61. Арып Женишбек. Эз доорунан озгон инсан (Личность, обогнавшая эпоху). // Заман-Кыргызстан, 1993, 15 ноября, №1.
62. Айдаров Ч. Тарыхый улуу инсан (Исторически великая личность). // Эл жарчысы, 1991, 16 октября, № 12.'
63. Акыры мойнуна алды (Наконец признался). // Кызыл Кыргызстан, 1952, 28 февраля.
64. Айткулу. «Касым ырларынын жыйнагы тууралу» (О «Сборнике стихов Касыма»), // Кыргызстан маданияты, 1993, 11 февраля
65. Байжигитов К. К.Тыныстанов поэзиясы жана адабий сын (К. Тыныстанов и литературная критика). / Материалы научно-теоретическойконференции, посвященной 90-летию профессора К.Тыныстанова. 4.1.-Б., 1991.
66. Байджиев М. Чындык ийилсе ийилээр, бирок. Молдо Кылыч жана К.Тыныстанов адабий чыгармалары тууралу. (Правда может согнуться, но. О литературных произведениях Молдо Кылыча и К.Тыныстанова). // Кыргызстан коммуниста, 1989, № 5. С.85-96.
67. Бектенов 3. Жарыгы ечпейт жакшынын (Негаснущий свет). // Кыр-гыз маданияты, 1991, № 41, 10 октября.
68. Бектенов 3. Туцгуч окумуштуу-тилчи (Первый ученый-лингвист). // Ала Too, 1988, № 12.
69. Касым кандай киши эле? (Каким был Касым?). Предисловие к кн.: К.Тыныстан уулу. Адабий чыгармалар (Касым Тыныстанов. Литературные произведения). Б., 1991. - С.5-14.
70. Бегалиев Н. Гулсуз булбул куну жок (Не жить соловью без розы). // Кыргыз руху, 1991, № 51, 30 декабря.
71. Беспалов А. Хрестоматия К.Тыныстанова. // Русский язык и литература в киргизской школе, 1991, № 6.
72. В ЦК КП Киргизии: Бюро ЦК КП Киргизии рассмотрело вопрос о творческом наследии Молдо Кылыча и Касыма Тыныстанова. // Пропагандист и агитатор Киргизии. Б., 1989, № 5. - С. 12.
73. В ЦК КП Киргизии : Изложение постановления о творческом наследии Молдо Кылыча (Шамырканова) и Касыма Тыныстанова. // Советская Киргизия, 1989, 4 января; Вечерний Фрунзе, 1989, 5 января.
74. Даутов К. Касым ырлары кантип сындалган? (Как критиковались стихи Касыма?) // Кыргыз маданияты, 1992, 18 июня, № 25.
75. Джакишев У. Порочное произведение. // Советская Киргизия, 1949, 27 февраля.
76. Джолдошев Т. Октобур жана кыргыз адабияты (Октябрь и киргизская литература). // Жаны маданият жолунда, 1928, № 6-7. С. 27-33.
77. Догдуров М. Ленин тууралу: кыргыз тилиндеги ырлар (О Ленине: стихи на киргизском языке). // Эркин Too, 1927, 14 марта.
78. Догдуров М. Предисловие к «Сборнику стихов Касыма».- М., 1925.
79. Догдуров М. Тыныстановдун тазалоосунда (На разборе дела Тыны-станова). // Кызыл Кыргызстан, 1935, 23 февраля.
80. Жамгырчы уулу. «Касымдын ырларынын жыйнагы тууралу (О «Сборнике стихов Касыма). // Кызыл Кыргызстан, 1928, 23 февраля.
81. Жапаров Ш. К.Тынынстановдун эмгектеринин библиографиясы (Библиография трудов Касыма Тыныстанова). / Материалы научно-теоретической конференции, посвященной 90-летию профессора К.Тыныстанова. 4.1. Б., 1991. - С. 29-36.
82. Жигитов С. Рано угасший талант. // Жаштык жарчысы, 1994, 24 октября.
83. За ленинскую оценку культурного наследия. // Советская Киргизия, 1960, 24 января.
84. Ибраимов О. К. Тыныстанов жана ал жашаган доор (К. Тыныста-нов и его эпоха). //Кыргыз маданияты, 1991, 10 октября, № 91. -С.4-5.
85. Ибраимов О. О литературной судьбе К. Тыныстанова. // Русский язык и литература в национальной школе, 1991, № 6. С. 43-47.
86. Карасаев К. Мен билген Касым (Касым, которого я знал). // Кыргыз маданияты, 1991, № 3. С.4-5.
87. Карасаев К. К Тынынстан уулу женунде (О К. Тыныстанове). // Фрунзе шамы, 1990, 22 января.
88. Кекиликов Т. Ак жерден айыпталган (Безвинно осужденный). // Ленинчил ;аш, 1988, 28 ноября.
89. Коконов Ж. «Академийе кечеси» («Академические вечера»), (Статья, посвященная постановке пьесы К.Тыныстанова, опубликованная в газете «Кызыл Кыргызстан», 1932, № 7. Подготовила С. Эгембер-диева. // Кыргыз маданияты, 1991, 31 октября, № 44. С. 13-16.
90. Мануйлов П. Разбить до конца остатки буржуазно-кулацкого национализма. // Советская Киргизия, 1933, № 63, 17 марта.
91. Манукова Г. Капаста (В неволе). // Ала Too айымы, 1991, № 1.
92. Мусаева Д. Ата-журт темасы К.Тыныстановдун поэзиясында (Тема родины в поэзии К.Тыныстанова). // Эркин Too, 1992, 30 сентября.
93. Мурадымов И. Роль К. Тыныстанова в развитии краеведческих знаний в республике. / Материалы научно-теоретической конференции, посвященной 90-летию профессора Касыма Тыныстанова. 4.1. -Б., 1991.
94. Нарынбаева Н. К.Тыныстановдун котормочулук онеру (Переводы К.Тыныстанова). // Ала Too, 1991, № 41. С.10. На кирг. яз.
95. Орокчиев Г. Турдубубу энени айткандарынан (Со слов Турдубюбю эне). //Кыргыз маданияты, 1991, №41. -С.10.
96. Пайзуллаева К. Поэзия К.Тыныстанова. В сб.: «Озмителевские чте-ния-96» / Материалы фил. конф. Б., 1997. - С. 174.
97. Пайзуллаева К. Становление жанра поэмы в киргизской литературе на материале творчества К.Тыныстанова. / Тезисы докладов первой научной конференции молодых ученых и аспирантов БГУ 21-22 ноября 1995 г. Б., 1995. - С.34.
98. Пайзуллаева К., Каракеев К., Акматалиев А. «Академические вечера» Касыма Тыныстанова. // Кут билим, 1998, 17-24 апреля.
99. Павлович. Наши дни и литература. // Советская Киргизия, 1933, 23 апреля.
100. Плоских В. Последний зигзаг судьбы. // Литературный Киргизстан, 1991,№ 9-10.-С. 45-51,181-186.
101. Плоских В. Узел судьбы: По материалам следственного дела. // Слово Кыргызстана, 1991,12 октября.
102. Плоских В. Тагдырдын белгисиз барактары (Неизвестные страницы судьбы. // Ала Too, 1991, № 9-11. С.268-273.
103. Рахматуллин К. Путь развития киргизской литературы. // Советская Киргизия, 1934, 12-16 декабря.
104. Рудов М. Наследие, возвращенное народу: к 90-летию К. Тыныста-нова. // Слово Кыргызстана, 1991, 15 октября.
105. Рудов М. В те времена.// Литературный Киргизстан, 1991, №7-8,-С. 80-81.
106. Рудов М. «Академические вечера» К. Тыныстанова. В сб.: «Озми-телевские чтения 96» / Материалы фил. конф. - Б., 1997. - 174 с.
107. Рудов М. Басня И. Крылова «Стрекоза и муравей» в переводе К.Тыныстанова. / Материалы научно-теоретической конференции, посвященной 90-летию профессора Касыма Тыныстанова. 4.1. Б., 1991.-C.il.
108. Рысбаев С. Агартуубуздун алгачкы кыштарын койгон. Даректуу баян (Заложил фундамент народного образования). // Мугалимдер га-зетасы, 1989, 16 июня.
109. Рысбаев С. К,Тыныстановдун эки емуру (Две жизни К. Тыныстанова. // Эл агартуу, 1991, № 7. С.5-10.
110. Станалиев С. Тыныстандын тун уулу (Первенец Тыныстана). // Кут билим, 1933, 5 января, № 1.
111. Сартбаев К. Чыныгы окумуштуу, чыгаан инсан. Б., 1991,14 октября.
112. Сартбаев К. «Кызыл профессордун» кымбат мурастары (Дорогое наследие «красного профессора»). // Мугалимдер газетасы, 1991, 11 октября.
113. Сартов И. Куткенубуз келди: К.Тыныстанов жонунде (Исполнение желаний: О К.Тыныстанове). // Кыргыз маданияты, 1989, 19 января, №13.
114. Сасыкбаев С. Академия кечтери. // Кыргызстан Туусу, 1991, 19 июня.
115. Стамбеков С. Знаете ли вы К.Тыныстанова? // Бишкек шамы, 1991, 24 мая.
116. Станалиев С. Заман саясатынын курмандыгы. (Жертва политики эпохи). // Эркин Too, 1992, 6 июня.
117. Станалиев С. Кундуздай чачым куу болду. К. Тыныстановдун жары Турдубубу эненин ангемеси. // Кыргыз маданияты, 1989, 3 августа, № 38. С.4-5,10.
118. Садыгалиев Ж. Касым Тыныстанов. // Ала Too, № 9-10.
119. СыдыкбековТ., Карасаев К. Чыныгы акыйкат деп ушуну айтат. Молдо Кылыч жана К. Тыныстанов жэнунде маек (Маектешкен Э.Калдаров). // Советтик Кыргызстан, 1989, 5 января.
120. Сыдыкбеков Т. Адилдик болот. (Справедливость есть). // Советтик Кыргызстан, 1988, 13 сентября.
121. Сыдыкова К. Тыныстан уулу: жалган жалаа менен репрессиялан-ган (К.Тыныстанов: репрессирован по ложному доносу). // Кыргызстан маданияты, 1989, 10 января. С.6-7.
122. Токомбаев А. Академия кечеси тууралу (Об «Академических вечерах»), //Ленинчил жаш, 1932, 16 февраля.
123. Токомбаев А. Академия- кечесинин тыянагы (Итоги «Академических вечеров»), // Кызыл Кыргызстан, 6 марта.
124. Токомбаев А. Касымдын каты тууралуу (О письме Касыма). // Кызыл Кыргызстан, 1933, 22 августа.
125. Токомбаев К. Доклад на первом съезде киргизских писателей. // Кызыл Кыргызстан, 1934, 28 апреля.
126. Убукеев А. «Касым ырларынын жыйнагы» («Сборник стихов Касыма»), // Кызыл Кыргызстан, 1928, № 20. На кирг. яз.
127. Шеримкулов М. Мы помним славного сына киргизского народа. // Свободные горы, 1991, № 17.
128. Ыдырыс уулу А. Адабияттагы Ленин жолу учун кур ©шел у (Бороться за ленинский путь в литературе). // Кызыл Кыргызстан, 1932, 12 июня.
129. Ыдырыс уулу А. Пармалистик методологияга карты (Против формалистической методологии). // Кызыл Кыргызстан, 1932, 29 июня.
130. Эркебаев А. Возвращая наследие: О литературном наследии Мол-до Кылыча и Касыма Тыныстанова. // Вопросы литературы, 1989, №10. -С.8-13.
131. Эркебаев А. Требует правда истории: О возвращении литературного наследия акына-песенника Молдо-Кылыча и Касыма Тыныстанова. // Советская Киргизия, 1988, 6 октября.
132. Элебаев М. Дагы биздин акын, жазуучулар жонундо (Еще раз о наших акынах и писателях). // Кызыл Кыргызстан, 1932, 17 мая.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.