Лиро-эпические новообразования в творчестве севернорусских сказителей 1930-1950-х годов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Козлова, Ирина Владимировна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 357
Оглавление диссертации кандидат наук Козлова, Ирина Владимировна
Введение
Глава 1. Лиро-эпические новообразования 1930-1950-х годов как явление советского фольклора
1.1. Предпосылки, история возникновения, развития и исчезновения лиро-эпических новообразований
1.2. История собирания и издания лиро-эпических новообразований
1.3. Типология советского сказителя
1.4. Работа со сказителями
1.5. Проблемы определения жанра. История вопроса
Глава 2. Тематика и проблематика лиро-эпических новообразований 19301950-х годов
2.1. Политические и общественные деятели
2.1.1. Ленин
2.1.2. Сталин
2.1.3. Киров
2.1.4. Калинин
2.1.5. Крупская
2.1.6. Дзержинский и Жданов
2.1.7. Общественные деятели (Горький, Крюкова, Соколов)
2.2. Войны и герои войн
2.2.1. Гражданская война и ее герои
2.2.2. Локальные военные конфликты 1938-1940 гг. Изменение границ СССР в 1939-1940
2.2.3. Великая Отечественная война и ее герои
2.2.4. Холодная война
2.3. Счастливая советская жизнь и героизм мирного времени
2.3.1. Покорение Арктики и развитие авиации
2.3.2. Новая жизнь советского человека
Заключение
Библиография
Приложения
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Эпическая традиция зимнего берега Белого моря: история собирания и проблемы текстологии2009 год, кандидат филологических наук Комелина, Наталья Геннадьевна
Сюжетно-мотивный состав русского эпоса: модели эпического нарратива2007 год, кандидат филологических наук Петров, Никита Викторович
Русская былина в культурно-историческом контексте: проблемы интерпретации в XX веке2005 год, кандидат исторических наук Букатина, Юлия Евгеньевна
Текстология шорского героического эпоса: На примере материалов Н. П. Дыренковой и А. И. Чудоякова1998 год, кандидат филологических наук Арбачакова, Любовь Никитовна
Текстология олонхо "Могучий Эр Соготох": сравнительный анализ разновременных записей2006 год, кандидат филологических наук Илларионова, Туяра Васильевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Лиро-эпические новообразования в творчестве севернорусских сказителей 1930-1950-х годов»
ВВЕДЕНИЕ
В последние два десятилетия творчество советских сказителей1, как и советская культура в целом, привлекает внимание многих отечественных и зарубежных исследователей. Это внимание кажется закономерным, поскольку в постсоветское время появилась возможность посмотреть на различные феномены советского прошлого, в том числе и на советский фольклор с определенной временной и идеологической дистанции. В наши дни очевидно, что понятие «советский фольклор» является сложным и неоднородным и что творчество советских сказителей занимает в нем особое место, не являясь фольклором ни в традиционном, ни в современном понимании этого термина. Произведения советских сказителей функционировали в большей степени по законам литературы, чем фольклора, но как специфический литературный феномен они до сих пор не изучались. Интерес исследователей к творчеству сказителей об их современности в последние годы очевиден, однако их произведениям до сих пор не было найдено собственного места в словесной культуре русских крестьян. Показательно в этом смысле замечание Ю. И. Смирнова, поясняющее отказ включения сочинений сказителей в круг текстов русского эпоса: «Нет необходимости включать в систематический указатель <...> и приснопамятные "новины" - тексты, сочинявшиеся некоторыми севернорусскими сказителями преимущественно в 30-е гг. XX в. и посвященные вождям и героям советского времени. <...>. Их пропагандировали, их издавали большими тиражами, но ни одна из "новин" не была подхвачена даже соседями какого-нибудь сказителя. "Новины"
остались знанием их сочинителей, Они, конечно же, никак не пригодны для
2
познания историческои ретроспективы русского эпоса» .
1 «Советскими сказителями» в 1930-1950-е гг. принято было считать исполнителей, складывающих эпические и лиро-эпические произведения на советские темы. Шире «советскими сказителями» могли называть и исполнителей традиционного эпического и лиро-эпического фольклора, живших в советское время, но они останутся за рамками нашего исследования.
2 Смирнов Ю. И. Былины. Указатель произведений в их вариантах, версиях и контаминациях. М., 2010. С. 5.
3
Понятие «советский фольклор» можно рассматривать в широком смысле - как фольклор советского времени3, и в узком - как явление, проникнутое определенной идеологией. В узком значении советский фольклор оказывается в ряду других элементов советской культуры, формировавших и составлявших искусство соцреализма. А. А. Панченко предложил разделение фольклора (не только советского, но и принадлежащего культуре других тоталитарных государств XIX-XX вв.) на «фольклор 1» и «фольклор 2». Под «фольклором 1» исследователь подразумевает «низовую словесность», не контролируемую социальной и культурной элитой, а под «фольклором 2» - «тексты, получившие соответствующую общественную санкцию, официально и/или конвенционально признанные фольклорными»4. Опираясь на эту концепцию, мы можем определить собственно «советский фольклор» в узком значении как один из двух пластов «фольклора 2». Вторым пластом «фольклора 2» окажутся в таком случае фольклорные жанры, выделенные еще дореволюционной наукой.
Т. Г. Иванова в статье «О фольклорной и псевдофольклорной природе советского эпоса» подчеркивает, что «фольклор советской эпохи <...> был как антисоветский <...>, так и просоветский»5. В фольклористике XX в., а также и в большинстве работ о советском фольклоре, написанных в постсоветское время6, под «советским фольклором» подразумевался обычно именно просоветский фольклор, причем только та его часть, которая отвечала как идеологическим, так и эстетическим критериям времени, то есть, если пользоваться терминологией А. А. Панченко, советскому «фольклору 2». Об антисоветских текстах в 1920-1930-е гг. говорилось как о
3 То есть весь фольклор, фиксируемый на территории СССР (1922-1991).
4 Панченко А. А. Культ Ленина и «советский фольклор» // Одиссей. Человек в истории. Время и пространство праздника. М., 2005. С. 334.
5 Иванова Т. Г. О фольклорной и псевдофольклорной природе советского эпоса // Рукописи, которых не было. Подделки в области славянского фольклора. М., 2002. С. 403.
6 См.: Богданов К. A. Vox populi: Фольклорные жанры советской культуры. М., 2009; Миллер Ф. Сталинский фольклор. СПб., 2006; Панченко A.A. Культ Ленина и «советский фольклор»... С. 334-366; ЮстусУ. Возвращение в рай: соцреализм и фольклор // Соцреалистический канон. СПб., 2002. С. 70-86; Архипова A.C., Неклюдов С. Ю. Фольклор и власть в закрытом обществе // Новое литературное обозрение. 2010. № 101. С. 84-108.
«кулацком», «блатном» и «мещанском» фольклоре, с которым следует бороться7. С конца 1930-х гг. упоминания об антисоветском фольклоре постепенно исчезают из научных работ и вновь возникают уже после смерти Сталина.
Само понятие «советский фольклор» входит в научную и общественную мысль предположительно в первой половине 1930-х гг. и закрепляется к середине 1930-х. В пользу последнего говорит хотя бы тот факт, что с 1934 г. начинает выходить периодическое издание «Советский фольклор. Статьи и материалы». A.A. Горелов отмечал, что в 1930-е гг. «происходила подмена классического научного термина "фольклор" двусоставным синонимом "советский фольклор" и трехсоставным "советское народное творчество" <...>. Практика отдавала первенство синонимам,
v 8
несшим смысл обедняющий и, как правило, политизированный» . Интересующее же нас явление советского фольклора - произведения советской тематики, создаваемые сказителями - появляется на страницах периодики начиная с 1937 г. и исчезает в середине 1950-х. Предмет данного исследования ограничен лиро-эпическими новообразованиями, создаваемыми советскими сказителями в 1930-1950-е гг. Под лиро-эпическими новообразованиями здесь понимаются все произведения сказителей, являющиеся продуктом их собственного творчества, посвященные советской действительности и ориентированные на эпические и лиро-эпические жанры традиционного фольклора: былину, песню, причитание. Безусловно, этот пласт советского фольклора можно рассматривать как составляющую часть «советского фольклора 2». Необходимо заметить, что по мнению автора данного исследования, официальное признание текстов фольклорными, вовсе не приравнивает их к фальсификатам, равно как и не означает их аутентичности. Официально
7 Например, Ю. М. Соколов в качестве одной из задач, стоящих перед советской фольклористикой, в докладе 1933 г. указывал на необходимость «заострить борьбу <...> против кулацкого, блатного и мещанского фольклора» (доклад Ю. M. Соколова «Современное состояние фольклора в СССР и советская фольклористика»// Советская этнография. 1934. №1-2. С. 205).
8 Горелов А. А. Из истории отдела русского фольклора // Горелов А. А. Соединяя времена: Исследования. Разыскания. Научно-популярные статьи. Книга II. СПб., 2011. С. 879.
признанными, изучаемыми и тиражируемыми могут быть и аутентичные, и фальсифицированные тексты. Определение их как части «фольклора 2» необходимо для того, чтобы показать границы предмета данного исследования, поскольку в поставленные здесь задачи не входит рассмотрение «фольклора 1» советского времени, который, безусловно, существовал.
Актуальность темы исследования. Выбор в качестве основного объекта исследования лиро-эпических новообразований (далее - ЛЭН) обусловлен тем, что они представляют собой особую группа текстов, оказавшуюся сначала самой репрезентативной группой советского фольклора, а затем подвергшуюся наиболее резкой критике уже в 1950-е гг., и забытую исследователями почти на полвека.
Повышенное внимание к новому творчеству сказителей со стороны фольклористов и общественности в 1930-е гг. было обусловлено, во-первых, тем, что именно оно наиболее ярко отражало официальную советскую идеологию «устами народа», во-вторых, что отражение этой идеологии облекалось в эпическую (лиро-эпическую) форму, которая одновременно считалась наиболее высокохудожественной среди форм фольклора9 и наиболее созвучной времени10. Л. И. Емельянов отмечал, что «сказительское новотворчество <...> было в высшей степени удобной иллюстрацией того, что существует новый, советский фольклор, сохраняющий со старым непосредственную творческую преемственность»11. Во многом это явление типологически близко другим формам официальной советской культуры (литература, кино, архитектура), однако оно занимает особую нишу, в
9 См. хотя бы такие оценки классического эпоса советскими фольклористами: «Среди бесконечно-разнообразных произведений русского народного творчества (фольклора) одно из самых видных и почетных мест принадлежит старинным эпическим песням <...> в науке известных под именем "былин"» (Соколов Ю. М. Русский фольклор. М., 1941. С. 223); «Былина, один из самых высоких по идейному и художественному значению фольклорных жанров» (Астахова А. М. Русский былинный эпос на Севере. Петрозаводск, 1948. С. 28); «Героический эпос представляет собой драгоценнейшую сокровищницу каждого из народов» (Пропп В. Я. Русский героический эпос. М., 1958. С. 57). Такая оценка былин является преемственной от дореволюционной фольклористики.
10 См. об этом: Богданов К. A. Vox populi: Фольклорные жанры советской культуры. M., 2009. С. 127-139.
11 Емельянов Л. И. Методологические вопросы фольклористики. Л., 1978. С. 75.
которой официальные штампы, попадая в «фольклорный» контекст, часто обретали дополнительный смысл и оказывались наиболее понятными для «простого народа». До сих пор ЛЭН не еще не рассматривались комплексно как отдельный предмет исследования и особое дискурсивное образование советской культуры, чем и объясняется актуальность темы исследования.
Степень разработанности проблемы. Для отечественной фольклористики 1930-1940-х гг. творчество сказителей представляло собой живое явление, которому был посвящен ряд работ. Однако фольклористы того времени рассматривали новые произведения сказителей как аутентичный фольклор, являющийся развитием былой традиции, что с современной точки зрения не верно. Кроме того, им было сложно дать адекватную характеристику явлению, которое находилось еще в процессе формирования. Начиная с 1950-х гг. исследователи фольклора уже считали новины конъюнктурными текстами сталинского времени, не достойным внимания. Научный интерес к произведениям сказителей как к явлению культуры сталинского времени первыми проявили американские ученые: в 1973 г. была опубликована статья Ф. Ойнаса «Фольклор и политика в Советском Союзе»12, а в 1976г. защищена диссертация Ф.Миллера «Фольклор сталинской эпохи в Советском Союзе», изданная в виде
13
монографии под названием «Фольклор для Сталина» в 1990 г. . Миллер первым провел серьезный научный анализ определенного корпуса лиро-эпических новообразований и сопоставил их с аутентичным фольклором. В его работе также рассматриваются этапы возникновения, расцвета и угасания ЛЭН и советских сказок.
Вскоре интерес к ЛЭН появился и в российской фольклористике: Т. Г. Иванова в рецензии на монографию Ф. Миллера, заметила, что явление советского эпического фольклора несколько сложнее, чем это кажется
12 Oinas F. J. Folklore and Politics in the Soviet Union // Slavic Review. 1973. Vol. 32. № 1. P. 45-58.
13 Miller F. Folklore for Stalin. Russian Folklore and Pseudofolklore of the Stalin Era. Armonk; New York; London, 1990. (В русском переводе: Миллер Ф. Сталинский фольклор. СПб., 2006).
американскому ученому14. Вышел сборник «Фольклор России в документах советского периода 1933-1941 гг.», который собрал стенограммы докладов фольклористов, сделанных в указанные годы15. Среди докладов были опубликованы исследования, посвященные как общим проблемам советского фольклора, так и отдельным современным фольклорным жанрам, в том числе эпическим, а также доклады собирателей об индивидуальной работе со сказителями по созданию новых произведений. Начиная со второй половины 1990-х гг., вышло несколько статей, посвященных отдельным советским сказителям или «творческим парам» (сказитель и собиратель), к этим вопросам обращались: В. С. Бахтин, Т. Г. Иванова, Н. Г. Комелина, Е. В. Марковская, Л. И. Петрова, В. Г. Смолицкий16.
В 2000-е гг. появилось несколько работ посвященных советскому
фольклору в целом как одной из составляющих культуры сталинского
11
времени (К. А. Богданова, У. Юстус, А. С. Архиповой и С. Ю. Неклюдова) , и статей, посвященных отдельным героям советского лиро-эпического
фольклора в социокультурном контексте своего времени (А. А. Панченко,
18
У. Юстус, Т. Г. Ивановой) .
14 Иванова Т. Г. Американский ученый о советском фольклоре // Живая старина. 1994. № 2. С. 60-61.
15 Фольклор России в документах советского периода 1933-1941 гг.: Сборник документов/ Сост. Е. Д. Гринько, Л. Е. Ефанова, И. А. Зюзина, В. Г. Смолицкий, И. В. Тумашева. М., 1994.
16 Смолицкий В. Г. Рябинин-Андреев в работе над «советскими былинами» // Материалы международной научной конференции «Рябининские чтения-1995». Сборник научных докладов. Петрозаводск, 1997. С. 5863; Бахтин В. С. Последний в династии сказителей? // Материалы международной научной конференции «Рябининские чтения-1995». Сборник научных докладов. Петрозаводск, 1997. С. 64-73; Иванова Т. Г. Сказитель и официальная политика в области фольклористики в 1930-е годы (о жанровой природе песенного советского эпоса) // Мастер и народная художественная традиция русского севера: Доклады III международной конференции «Рябининские чтения-99». Петрозаводск, 2000. С. 84-91; Иванова Т. Г. О фольклорной и псевдофольклорной природе... С. 410^123; Петрова Л. И. Из истории собирательской и издательской работы ленинградских фольклористов (по материалам протоколов, отчетов, писем 30-х годов XX в.) // Из истории русской фольклористики. Вып. 6. СПб., 2006. С. 248-262; Комелина Н. Г. Из переписки Э. Г. Бородиной-Морозовой и М. С. Крюковой // Из истории русской фольклористики. Вып. 7. СПб., 2007. С. 62-87; Комелина Н. Г. Создание образа советского сказителя в 1930-1940-е годы (на примере М.С.Крюковой) // Образный мир традиционной культуры. М„ 2010. С. 276-285; Марковская Е. В. Сказители Карелии и новые произведения эпического склада 1930-1950-х годов // Калевала в контексте региональной и мировой культуры. Материалы международной научной конференции, посвященной 160-летию полного издания «Калевалы». Петрозаводск, 2010. С. 221-226.
17 Богданов К. А. Фольклористика и т.д. // Новое литературное обозрение. 2001. № 50. С. 120-142; Богданов К. А. Наука в эпическую эпоху: классика фольклора, классическая филология и классовая солидарность // Новое литературное обозрение. 2006. № 78. С. 86-125; Богданов К. A. Vox populi: Фольклорные жанры советской культуры. M., 2009; ЮстусУ. Возвращение в рай: соцреализм и...; Архипова А. С., Неклюдов С. Ю. Фольклор и власть...
18 Панченко A.A. Культ Ленина и «советский фольклор»...; ЮстусУ. Вторая смерть Ленина: функции плача в период перехода от культа Ленина к культу Сталина // Соцреалистический канон. СПб., 2002. С.
Значимой вехой в изучении ЛЭН стало появление книги «Рукописи, которых не было. Подделки в области славянского фольклора» (2002), содержащее публикации 107 текстов ЛЭН, сопровождающихся комментариями Т. Г. Ивановой и предваряемые ее обстоятельной вступительной статьей, в которой рассматривались вопросы жанровой классификации произведений сказителей, и в том числе зарождение новых текстов в связи с их жанровой ориентацией, а также методы работы собирателей со сказителями19. Некоторые положения вступительной статьи были позже дополнены и углублены исследовательницей в монографии «История русской фольклористики XX века: 1900 - первая половина 1941 гг.» (2009)20, где кроме развития уже поднимаемых ранее тем, был рассмотрен вопрос политики публикаций произведений сказителей. В частности, затрагиваются вопросы цензуры на примере рассмотрения правки некоторых произведений21. В целом методологические подходы Т. Г. Ивановой к анализу советского эпического фольклора строятся по тем же принципам, что и работа с любыми фольклорными источниками.
Совершенно иной подход к ЛЭН представлен в указанных работах К. А. Богданова, А. А. Панченко и У. Юстус, для которых важен не столько сам материал, сколько его функции в идеологии и культуре советского общества и рецепция его советской аудиторией. Например, в монографии
926-952; Иванова Т. Г. Плачи о Ленине в свете фольклорной традиции и советской идеологии // Вестник Санкт-Петербургского университета. (Сер. 2: История). СПб., 2006. Вып. 1. С. 100-106; Иванова Т. Г. Образ Сталина в русских причитаниях советского времени II Художественный текст: Восприятие. Анализ. Интерпретация. № 6 (1). Сборник научных статей в честь 70-летия профессора Ю. А. Новикова. Вильнюс, 2008. С. 61-70.
19 Иванова Т. Г. О фольклорной и псевдофольклорной природе... С. 410^123; комментарии к публикациям тестов ЛЭН и советских сказок // Рукописи, которых не было. Подделки в области славянского фольклора. М., 2002. С. 896-968.
20 Иванова Т. Г. История русской фольклористики XX века: 1900 - первая половина 1941 гг. СПб., 2009. Интересующему нас явлению посвящена глава 7 «Фольклор в культурной жизни страны в 1930-е гг. Вмешательство фольклористов в фольклорные процессы» раздела III «Фольклористика в 1929 - первой половине 1941 гг.». С. 645-687.
21 Вопросы цензурного редактирования затрагивались Т. Г. Ивановой и раньше, но только в качестве комментариев к текстам, здесь же они вынесены в отдельный пункт главы книги. Интересно, что один из примеров цензуры, который приводит Иванова, сопоставляя разные публикации текста М. С. Крюковой «Поколен-Борода и ясные соколы» - замена В. К. Блюхера неизвестным красноармейцем (см. об этом Иванова Т. Г. История русской фольклористики XX века... С. 680-681), - рассматривался также в связи с вопросами цензуры А. В. Блюмом на примере публикации этого текста без фрагмента о Блюхере. Блюм предполагает, что этот фрагмент был изъят во всех публикациях данного произведения Крюковой, что не верно. (См. об этом подробнее: Блюм А. В. Запрещенные книги русских писателей и литературоведов 19171991. Индекс советской цензуры с комментариями. СПб., 2003. С. 265).
К. А. Богданова «Фольклорные жанры советской культуры» (2009) советский русскоязычный эпический фольклор рассматривается как одна из составляющих общего «советского эпоса» в который он включает не только фольклорные произведения разных народов СССР, но и литературу, кинематограф, живопись и публицистику. Представляется важным учесть в диссертации и анализ материалов, проделанный Т. Г. Ивановой, и наблюдения над социокультурным контекстом, в котором осуществлялось бытование ЛЭН, выявленные К. А. Богдановым, А. А. Панченко и У. Юстус.
Объектом исследования являются тексты, сложенные советскими сказителями в 1930-1950-х гг., определяемые как «лиро-эпические новообразования» (ЛЭН). Предметом исследования является своеобразие жанрово-видовой специфики ЛЭН и принципов их функционирования в культуре.
Основной целью исследования является анализ соотношения литературной, фольклорной и социокультурной составляющих в творчестве советских сказителей на материале всего доступного нам корпуса ЛЭН.
Поставленной целью определяются задачи исследования:
1. Собрать, систематизировать и классифицировать весь корпус доступных по опубликованным и архивным материалам ЛЭН по следующим принципам: географическому, хронологическому, по типу авторства, а также по степени близости к фольклору.
2. Проследить историю возникновения, развития и угасания традиции
создания ЛЭН.
3. Определить и описать тип советского сказителя, учитывая его социальный статус, отношение к традиционной культуре, количество сложенных им ЛЭН и популярность его текстов.
4. Рассмотреть основные принципы и механизмы текстопорождения
ЛЭН.
5. Выявить основные темы, сюжеты и проанализировать систему персонажей ЛЭН.
6. Определить своеобразие поэтики ЛЭН как сочетания элементов поэтики фольклора и языковых клише официальной советской риторики.
Основным материалом исследования стали лиро-эпические тексты, которые выявлены автором диссертации и определены как ЛЭН, сложенные советскими сказителями на русском языке в 1930-1950-е гг., публикуемые в сборниках, журналах и газетах того времени, а также хранящиеся в архивах Санкт-Петербурга (Рукописный отдел ИР ЛИ РАН) и Архангельска (фонды Архангельской областной научной библиотеки им. Н. А. Добролюбова).
Корпус текстов, рассматриваемых в данной работе в качестве объекта исследования, формировался в соответствии со следующим критериями отбора 1) присутствие в тексте индивидуального «авторского» начала, 2) отражение в тексте советской действительности, 3) ориентированность созданного произведения на фольклорную поэтику.
В связи с этим, за пределами данного исследования остались: 1) импровизации исполнителей, которые по нашему мнению, не выходят за рамки, допускаемые традицией (то есть не становятся индивидуальным творчеством); 2) произведения, не содержащие непосредственного отражения советской действительности; 3) стихи самодеятельных сельских поэтов, не ориентированные на фольклор.
В связи с ограничениями, указанными в п. 1, не рассматривались плачи, записанные в 1942-1944 гг. В. Г. Базановым, А. П. Разумовой и А. В. Беловановой на Печоре и в Карелии, а также некоторые произведения известных советских сказителей: «Плач о брате, павшем в боях с белофиннами» П. И. Рябинина-Андреева, «Я не жизнь жила - горе мыкала», «Пусть падут слова материнские», «Отдал жизнь свою не жалеючи» М. Р. Голубковой, «Уж как сердце материнское» А. Т. Конашковой, «Сказ о сыне» А. М. Пашковой, «Плач по сыну» А. В. Ватчиевой, «Последнее слово» А. Е. Рогожниковой. По причине, указанной в п. 2 в данное исследование не вошли «Пропеваньице про нашего помора, первого филостоха-мудреца, про Михайла Ломоносова», «Во Архангельском да славном городе», «Во славном
и
городе, во Киеве», «Про брата-Ивана» и большая часть «На Зимнем береге, у моря Белого» М. С. Крюковой, «О мудром поморе северянине Ломоносове» А. И. Гладкобородовой, «На большое счастье розу посадила» О. В. Антроповой, «Урал» А. Е. Рогожниковой, большинство песен К. С. Копысовой и А. П. Анисимовой. В связи с ограничениями, обозначенными в п. 3 не рассматривались произведения Е. К. Медянцевой, Т. Е. Матвеевой, М. П. Смирновой, П. Е. Сорокина, Е. Е. Ярковой, вышедшие в фольклорном сборнике «Песни и сказки Пензенской области» (1953), и др. авторов, чьи произведения ориентированы и большей степени на литературные, чем на фольклорные образцы.
В результате проведенного отбора в поле зрения данного исследования оказалось 449 произведений, соответствующие выдвинутым критериям. Поскольку все это тексты эпического и лиро-эпического характера, являющиеся авторскими новообразованиями, созданными на основе традиционных жанров, то правомерно будет применить к ним термин «лиро-эпические новообразования»22. Выбор наименования их «лиро-эпическими» обусловлен с одной стороны тем, что почти все они содержат личностную оценку происходящего, и, следовательно, не являются в полной мере «эпическими», с другой стороны, в них всегда есть или элементы повествования о каких-либо событиях, или описание жизни в СССР, или философские обобщения о чувствах и мыслях советских людей, поэтому и абсолютно «лирическими» их назвать тоже нельзя.
22 Термин «новообразования» относительно фольклорного материала использовал ещё Ю. М. Соколов в 1926 г.: «Фольклориста должны интересовать не только традиционные формы, но также и новообразования, частью, впрочем, выросшие из традиции» (Соколов Ю. М. Очередные задачи изучения русского фольклора // Художественный фольклор. Орган фольклорной подсекции литературной секции ГАХН. I. М., 1926. С. 28). Термин «Эпические новообразования» также использовался в фольклористике, например С. Ю. Неклюдовым: «... оба сюжета <...> служат источниками и моделями для многочисленных эпических новообразований, которые возникают, очевидно, следующим образом...» (Неклюдов С. Ю. Новотворчество в эпической традиции // Поэтика средневековых литератур Востока: Традиция и творческая индивидуальность. М., 1994. С. 229). О новооборазованиях в славянском эпосе писал Б. Н. Путилов: «Новообразования в полном смысле в эпосе редки и далеко не всегда обладают жизнеустойчивостью». (Путилов Б. Н. Экскурсы в теорию и историю славянского эпоса. СПб., 1999. С. 29). В пользу правомерности термина в целом отметим также статью А. М. Астаховой в «Краткой литературной энциклопедии», где новины определены именно как «эпические и лиро-эпические сказы и песни». (Астахова А. М. Новина // Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. Т. 5. М., 1968. С. 315).
Методология исследования представляет собой совокупность нескольких подходов, обеспечивающих комплексное исследование объекта. Подготовка материала потребовала обращения к источниковедческому методу и архивным разысканиям. При анализе материала использовался историко-литературный и сравнительно-исторический метод рассмотрения материала в социокультурном контексте эпохи, что потребовало обращения и к методу культурологического анализа.
Основные положения, выносимые на защиту
1. Лиро-эпические новообразования, как и художественное творчество советских сказителей в целом, - это культурное явление, находящееся на стыке фольклора и литературы, которое требует рассмотрения как особый целостный феномен советской культуры.
2. Творчество советских сказителей является неотъемлемой частью культуры своего времени. Оно имеет свои хронологические рамки и свой сюжетно-тематический круг, тесно связанный с тематикой средств массовой информации и массовой культурой своего времени.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Музыкально-стилевые особенности беломорских старин и духовных стихов: к вопросу о территориальном членении поморской эпической традиции2013 год, кандидат наук Ковыршина, Юлия Ивановна
Родословия сказителей Южного Заонежья (Кижская волость) в контексте проблем усвоения и передачи былинной традиции2003 год, кандидат филологических наук Воробьева, Светлана Васильевна
Тувинские героические сказания: Текстология, поэтика и стиль2001 год, доктор филологических наук Орус-оол, Светлана Монгушевна
Специфика историзма в фольклоре эвенков2011 год, кандидат наук Варламов, Александр Николаевич
Эпическая традиция эвенов в контексте духовной культуры и быта кочевого народа: конец XIX - начало XXI в.2014 год, кандидат наук Петрова, Валентина Алексеевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Козлова, Ирина Владимировна, 2011 год
Библиография
I. Источники.
1. Акулыиин P.M. Три сказки / P.M. Акульшин // Новый мир. - 1925. -№ И.-С. 120-128.
2. Аиисимова А. Песни про войну 1941-1943 / А. Анисимова. - Пенза: изд-во газ. «Сталинское знамя», 1943. - 32 с.
3. Анисимова А. Песни и сказки / А. Анисимова. - М.: Советский писатель, 1947.-95 с.
4. Антропова О. В. С песней - в народ. [Рассказ участницы худож. самодеятельности, пенсионерки. Лит. запись Н. Леонтьева] / О. В. Антропова. - Архангельск: Кн.изд., 1958. - 40 с.
5. Архангельские былины и исторические песни / собранные А. Д. Григорьевым в 1899-1901 гг. с напевами, записанными посредством фонографа: В 3 т.; Рос. акад. наук, Ин-т рус. лит. (Пушк. дом.); под ред. А. А. Горелова. - [Переизд.]. - Т. I. - СПб: Тропа Троянова, 2002. - 716 с.
6. Архипова А. С., Мельниченко М. А. Анекдоты о Сталине: тексты, комментарии, исследования / А. С. Архипова, М. А. Мельниченко; Рос. гос. гум. ун-т, Центр типологии и семиотики фольклора. - М.: РГГУ; ОГИ, 2010.-398 с.
7. Базанов В. Г. За колючей проволокой. Из дневника собирателя народной словесности / В. Г. Базанов. - Петрозаводск: Гос. изд. Карело-Фин. ССР, 1945.-72 с.
8. Базанов В. Г. Поэзия Печоры / В. Г. Базанов. - Сыктывкар: Коми Госиздат, 1943. -76 с.
9. Базанов В. Г., Разумова А. П. Русская народно-бытовая лирика. Причитания Севера / В. Г. Базанов, А. П. Разумова. - М.;Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1962. - 598с.
Ю.Безыменский А. Клятва / А. Безыменский // Правда. - 1934. - 3 декабря. (№ 332). - С. 6.
11 .Беломорские былины, записанные А. Марковым / Имп. о-во любителей естествознания, антропологии и этнографии. Этногр. отд-ние; С предисл. проф. В. Ф. Миллера. - М.: т-во скоропечатни A.A. Левенсон, 1901. -618 с.
12.Бойко И. Краю дальнему / И. Бойко // Нарьяна Вындер. - 1949. -6 февраля. (№24)-С. 3.
13.Былины П. И. Рябинина-Андреева / подг. текстов к печати, статья и примечания В. Г. Базанова; под. ред. А. М. Астаховой. - Петрозаводск: Каргосиздат, 1940. - 144 с.
14.Былины Пудожского края / подг. текстов, статья и прим. Г. Н. Париловой и А. Д. Соймонова; предисл. и ред. А. М. Астаховой. - Петрозаводск: Гос. изд. Карело-Фин. ССР, 1941. - 512 с.
15.Волкова Е. Славься, Родина! Песни, стихи, сказы, частушки. Владимир: Призыв, 1947.-23 с.
16.Гладкобородова А. И. Сказы и песни / запись А. Я. Колотиловой; под. ред. С. А. Богуславского и А. Я. Колотиловой. - [Архангельск]: Арханг. обл. гос. изд., 1947. - 123 с.
17.Голубкова М. Р., Леонтьев Н. П. Два века в полвека: [Повесть] / М. Р. Голубкова, Н. П. Леонтьев. - Архангельск: Арханг. обл. гос. изд., 1952.-316 с.
18.Голубкова М. Р., Леонтьев Н. П. Мать-Печора: [Повесть] // Голубкова М. Р., Леонтьев Н. П. Мать-Печора: Трилогия. - М.: Арханг. обл. гос. изд., 1952-С. 393-475.
19.Голубкова Маремьяна. Слово - силушка большая: [Сказы] / вступ. ст. Л. Скорино. - Архангельск: Арханг. обл. гос. изд., 1949. - 116 с.
20.Громов Л., Чистов В. Плачи о Ленине / Л. Громов, В. Чистов // Советский фольклор. - 1939. -№ 6. - С. 86-102.
21.Гусев В. Горе сжимает наши сердца / В. Гусев // Ленинградская правда. -1934. - 5 декабря. (№282). - С. 1.
22.Заветные частушки. Из собрания А. Д. Волкова. В 2 т. / [сост., предисл., прим., словарь ругательств (в 1 т.)] А. В. Кулагина. - М.: Научно-изд. центр «Ладомир», 1999. - Т. 2: Политические частушки. - 500 с.
23.Иванова Т. Г. Комментарии / Т. Г. Иванова // Рукописи, которых не было: Подделки в области славянского фольклора / подгот. А. Л. Топорков и др. - М.: Ладомир, 2002. - С. 432-968.
24.Исаковский М. Живой родник / М. Исаковский // Правда. - 1946. - 4 июня. (№ 132).-С. 2.
25.Исторические песни XIX века: [Тексты] / Издание [и комм.] подготовили Л. В. Домановский, О. Б. Алексеева, Э. С. Литвин. - Л.: «Наука» Ленингр. отд-е, 1973.-284 с.
26.Карелия в художественной литературе: [Сборник] / сост. В. Г. Базанов, С. С. Шлеймович. - Петрозаводск: Гос.изд. Карело-Фин. ССР, 1940. -314 с.
27.Киров в народном творчестве: [Сборник] / сост. В. Чистов. -Петрозаводск: Каргосиздат, 1939. - 54 с.
28.Киров в поэзии: [Сборник поэм, стихов и переводов] / под ред. Я. Акимина, А. Алдана, М. Боревой. - Киров: Обл. изд., 1936. - 188 с.
29.Косыгин А. Нашими успехами мы обязаны Великому Сталину / А. Косыгин // Правда. - 1949. - 21 декабря. (№ 335). - С. 10.
30.Красильников Н. Наша граница закрыта на крепкий замок. (Из переписки сказительницы М. Р. Голубковой с бойцами и командирами РККА) / Н. Красильников // Нарьяна Вындер. - 1939. - 23 февраля. (№ 44). - С. 4.
31.Красноармейский фольклор / сост. В. М. Сидельников; под ред. Ю. М. Соколова. - М.: «Сов. писатель», 1938. - 208 с.
32.Крестьянские частушки / Запись и подготовка текста В. Бахтина // Фольклор Гулага / сост. В. С. Бахтин и Б. Н. Путилов. - СПб., Края Москвы, 1994.-С. 47-52.
33.Кривошеева Е. П. Как мне горе выплакать? (перевод с мордовского) / Е. П. Кривошеева // Правда. - 1936. - 1 декабря. (№ 330). - С. 1.
34.Крюкова М. С. На Зимнем береге, у моря Белого: [Автобиография]. / записала летом 1939 г. Э. Г. Бородина-Морозова. - Архангельск: Архгиз, 1940.-140 с.
35.Крюкова М. С. О богатырях старопрежних и нынешних / запись Э. Г. Бородиной-Морозовой и А. А. Морозова; вступ. ст. А. Морозова. -Архангельск: Арханг. изд-во, 1946. - 155 с.
36.Леонтьев Н. П. Фольклорист / Н. П. Леонтьев // Леонтьев Н. П. У песенных родников. Стихи. - М., 1968. - С. 60.
37.Лидов П. Кем была Таня / П. Лидов // Правда. - 1942. - 18 февраля. (№ 49). - С. 2.
38.Лидов П. Таня / П. Лидов // Правда. - 1942. - 27 января. (№ 27). - С. 3.
39.Меч правды. Фольклор казаков-некрасовцев о Великой Отечественной войне / запись, предисл. и сведения о сказителях Ф. В. Тумилевича. -Ростов-на-Дону: Ростиздат, 1945. - 56 с.
40.Молодцова Д. Наш заполярный театр / Д. Молодцова // Нарьяна Вындер. -2010.-20 марта.
41.Народное творчество в годы Великой Отечественной войны: [Сборник] / сост. [и авт. вступ. статьи] В. А. Тонков. - Воронеж: Воронеж.обл. кн-во, 1951.-141 с.
42.Народное творчество в дни Великой Отечественной войны: [Сборник] / сост. к.ф.н. В. А. Тонков. - Воронеж: Воронеж.обл. кн-во, 1945. - 104 с.
43.Никитина М. «Песнь во славу земли русской» // Нарьяна Вындер. - 2007. - 24 мая.
44.Народное творчество Карело-Финской ССР: Записи 1937-1938 гг. / подгот. текстов, вступ. статья и примеч. В. Чистова; под ред. А. Н. Лозановой. - Петрозаводск: Гос. изд. Карело-Фин. ССР, 1940. -212 с.
45 .Новины Марфы Семеновны Крюковой / запись, обработка и послесл. Викторина Попова. М.: Госполитиздат, 1939. - 192 с.
46.Новины Марфы Семеновны Крюковой: [Поэмы-пропевания] / запись и
ред. Викторина Попова. - Архангельск: Архгиз, 1939. - 72 с. 47.0 советской литературе. Доклад А. М. Горького // Правда. - 1934. - 19 августа. (№ 228). - С. 2.
48.Песни северян [Ноты]: сб. песен самодеятельных композиторов и участников худож. самодеятельности Арх.обл. / Сост. А. П. Белозерова. -Архангельск: Архангельское книжное издательство, 1956. - 64 с.
49.Песни, частушки, сказы. Репертуар государственного русского народного хора Воронежской области / под ред. К. И. Масалитинова, М. А. Певцова. - Воронеж: Воронеж, обл. изд., 1944. - 64 с.
50.Печорские былины и песни / зап. и сост. Н. П. Леонтьев. - Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1979. - 351 с.
51.Печорский фольклор: [Сборник] / предисл., ред. и прим.
B.М. Сидельникова. - Архангельск: Архгиз, 1939. - 172 с.
52.Пинежские сказители: [Сборник] / сост. Л. А. Житов, Н. Л. Ряхина. Архангельск: Правда Севера, 2008. - 196 с.
53.Плач о Кирове (перевод с ненецкого) // Известия. - 1936. - 1 декабря. (№ 278). - С. 3.
54.Пунух П. Певцы Севера / П. Пунух // Север. Альманах. - 1947. - № 9. -
C. 207-217.
55.Речь т. Мануильского (от исполкома коммунистического интернационала) // Правда. - 1934. -7 декабря. (№ 336). - С. 2.
56.Рогожникова А. Е. Русь советская, непобедимая: [Стихи] / А. Е. Рогожникова; ред. и предисл. В.Гусева. - Челябинск: Челябгиз, 1948.-44 с.
57.Рогожникова А. Е. Сказы и песни / [вступ. статья В. Савиных]. -Новосибирск: Новосибгиз, 1949. - 96 с.
58. Русские плачи Карелии / подг. текстов и прим. М. М. Михайлова; под. ред. М. К. Азадовского. - Петрозаводск: Гос.изд. Карело-Фин.ССР, 1940. -321 с.
59.Русский советский фольклор: Антология / сост. и прим. JT. В. Домановского и др.; предисл. Б. Н. Путилова. - Д.: «Наука» Ленингр. отдел-е, 1967. - 190 с.
60.Рябинин-Андреев П. И. Спеть былины о нашей радостной жизни / П. И. Рябинин-Андреев // Красная Карелия. - 1935. - 28 февраля. (№49). -С. 3.
61.Сказания Марфы Семеновны Крюковой / Запись, обраб. и послесл. Викторина Попова. - М.: Госполитиздат, 1937. - 98 с.
62.Сказания о героях Арктики / сост. А. Карельский. - Петрозаводск: Каргосиздат, 1938. - 37 с.
63.Сказания-поэмы Марфы Семеновны Крюковой / Записал и обраб. В. Попов. - Архангельск: Облгиз, 1937. - 52 с.
64.Сказки Анны Куприяновны. Барышниковой. - [Воронеж]: Воронеж, обл. кн-во, 1939.-120 с.
65.Сказы и плачи о Ленине. - Изд. 2-е. - Петрозаводск: Карел, научн. иссл. ин-т культуры, 1938. - 50 с.
66.Сказы ткачихи Морозовой / А. В. Морозова; Предисл. Ф. Стекловой. -Калинин: Обл. лит. изд-во, 1939. - 68 с.
67.Советский фольклор Чкаловской области / сост. к.ф.н. А. В. Бардин; под ред. Н. И. Рождественской. - Чкалов: Обл. изд., 1947. - 168 с.
68.Творчество народов СССР: [Сборник] / под ред. A.M. Горького, Л. 3. Мехлиса, А. И. Стецкого. - М.: ред. «Правды», 1937. - 533 с.
69.Творчество народов СССР о Сталине и Красной Армии: [Сборник]. - М.: Воениздат, 1939. - 344 с.
70.Терещенко М. М. Море Белое, да студеное / М. М. Терещенко // У Белого моря. - 2001. - 5 июля. (№ 26). - С. 4.
71.Фольклор советской Карелии / подгот. текстов к печати и прим. А. Беловановой и А. Разумовой; вступ. статья В. Базанова. -Петрозаводск: Гос. изд. Карело-Фин.ССР, 1947. - 137 с.
72.ЦК ВКП (б) и Совет Министров союза ССР. Товарищу Сталину -великому вождю и учителю, продолжателю бессмертного дела Ленина // Правда. - 1949. -21 декабря. (№> 335). - С. 1.
73.Чичаева Е. И. Сказы и сказки / Зап. и подг. к печати А. Гуревич; вступит, статья проф. В. М. Сидельникова. - Красноярск: Кн. изд-во, 1954. - 136 с.
74.См. приложения 2, 2а, 26, 2в, 2г, 2д.
II. Архивные источники
1. Протокол обсуждения творческого содружества Голубковой и Леонтьева. Участвуют: Леонтьев, Рождественская, Сидельников, Богомолов, Куразов, Булатов, Жислина, Колтунова, Корабельников, Розанов, Лукин // РО ИР ЛИ РАН. Неописанный архив Н. П. Леонтьева.
2. Суховерхова А. Е. Сказы и песни. [Архангельск, 1975]. Машинопись. Сборник хранится в фондах Архангельской областной научной библиотеки им. А. И. Добролюбова. (Ф. 868692).
3. Смирнов В. Н. Легенда о Конашкове // Из личного архива Мартыновой H.A.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.