Лирическая циклизация в аспекте исторической поэтики: на материале русской поэзии XVIII - XX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.08, кандидат филологических наук Никандрова, Ольга Владимировна

  • Никандрова, Ольга Владимировна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2009, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.08
  • Количество страниц 221
Никандрова, Ольга Владимировна. Лирическая циклизация в аспекте исторической поэтики: на материале русской поэзии XVIII - XX вв.: дис. кандидат филологических наук: 10.01.08 - Теория литературы, текстология. Москва. 2009. 221 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Никандрова, Ольга Владимировна

Введение.

Глава 1. Лирическая циклизация. Теоретический аспект.

Раздел 1. Понятие циклизации.

§ 1. История вопроса.

§ 2. Общее понятие о циклизации.

Раздел 2. Циклические образования и их место в жанровой системе. $ 1. Жанровая теория. ХУШ-ХХ века. 2. Типология циклических образований.

Раздел 3. Из истории циклизации.

Глава 2. Лирическая циклизация в поэзии XVIII - XIX веков.

Раздел 1. Циклизация XVIII - начала XIX веков. 1. Циклизаторские тенденции в поэзии классицизма. $ 2. Циклизация и распад жанровой системы.

Раздел 2. Циклизация в пределах книжной формы в XIX веке.

§ 1. Собрания стихотворений начала XIXвека. 2. «Сумерки» Е. Баратынского. $ 3. «Итоговая» книга.

Раздел 3. Циклизация малых форм в XIX веке. $ 1. «Цикл отрывков». $ 2. Эволюция тематической подборки. $ 3. Распад романтической поэмы и становление цикла. $ 4. Многочастные стихотворения и вариации.

Глава 3. Лирическая циклизация в XX веке.

Раздел 1. Типы циклических структур в поэзии символистов. $ 1. Циклизация в раннем творчестве символистов.

§ 2. Новые веяния в литературе и их влияние на принципы лирической циклизации.

§ 3. Идея «тотальной циклизащи».

Раздел 2. Циклические формы в творчестве A.A. Блока.

§1. «Лирическая трилогия» как единое циклическое образование.

§2. «Снежная и маска» и «Заклятие огнем и мраком». Ансамбль и цикл.

Раздел 3. Циклизация в постсимволистской поэзии.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория литературы, текстология», 10.01.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Лирическая циклизация в аспекте исторической поэтики: на материале русской поэзии XVIII - XX вв.»

Циклические формы характерны для всех родов литературы (и не только для литературы), но максимального многообразия они достигли именно в лирике. Потому естественным представляется, что значительное количество работ посвящено лирическим циклам/циклическим образованиям. Однако это главным образом исследования теоретического плана или же посвященные циклизации в «синхронном срезе»: одному циклу, одному автору, одной эпохе. В данной же работе предпринято рассмотрение лирической циклизации в ее эволюции. О необходимости обобщающих исследований на данную тему в трудах последних лет говорилось немало, некоторыми учеными предпринимались шаги в этом направлении. Актуальность данной работы заключается в том, что в ней делается попытка такого обобщения накопленного материала на основе теории стадиального развития литературы.

Лирическая циклизация выходит на авансцену, когда нормативная поэтика заменяется авторской, образуя новый тип литературного канона. Он достаточно гибок, чтобы позволять бесчисленные вариации, не ограничивающие авторских устремлений, но в то же время придает им определенную оформленность. Даже в эпоху нормативной поэтики циклизаторские тенденции заметны в творчестве тех поэтов, у кого индивидуальное начало особенно ярко проглядывает сквозь поэтический канон (Петрарка, Шекспир). Все это делает лирическую циклизацию важным объектом для рассмотрения ее в аспекте исторической поэтики.

Научная новизна исследования, как представляется его автору, состоит в соединении диахронного подхода к циклизации с представлениями об эволюции жанровых систем. Во-первых, предпринят опыт построения интегративной теории циклизации на основе системного описания различных типов циклических образований, существовавших на разных этапах литературного процесса. Во-вторых, охарактеризована лирическая циклизации в России в ее стадиальном развитии, что позволило говорить о различных типах цикличности и разграничить собственно циклы и другие виды циклических образований, а также дать описание процессов, приведших к формированию цикла как жанра.

В качестве методологии исследования выступает историзм, понимаемый как рассмотрение явления в связи с литературной ситуацией эпохи, «не только изучение литературного процесса, но также и изучение самой структуры произведения в динамике, в функциональной изменчивости ее элементов», «изучение литературного процесса в его причинных связях, в его соотношениях с исторической действительностью»1, — по словам Л.Я. Гинзбург, а также соединение типологического и генетического подходов. В русле этой методологии, укорененной в литературоведении последних двух столетий, находится историческая поэтика А.Н. Веселовского. Задачу данной дисциплины ученый видел в том, чтобы «определить роль и границы предания в процессе личного творчества» и проследить «эволюцию поэтического л сознания и его форм» . В том же русле характеризовали поиски ученого В.М. Жирмунский, И.К. Горский, И.О. Шайтанов, - исследователи его научного наследия.

Нами учтены также статьи Ю.Н. Тынянова о литературном факте и литературной эволюции, в частности его замечания о перемещении жанров с периферии в центр литературного процесса, о канонизации и о наследовании через поколение, а также его представления о «революциях» в литературном процессе, дополняющие «эволюционность», актуализированную А.Н. Веселовским: где у создателя исторической поэтики речь идет об эволюции и стадиальности литературного процесса, у

1 Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. - Л., 1977. - С. 3; Гинзбург Л.Я. Тынянов-ученый // Воспоминания о Ю.Н. Тынянове: портреты и встречи. — М., 1984. — С. 145-156.

2 Веселовский А.Н. Поэтика сюжетов // Веселовский А.Н. Историческая поэтика. — М., 2004. — С. 493. ВеселовскийА.Н. Из введения в историческую поэтику // Веселовский А. Н. Историческая поэтика. — М., 2004.-С. 53.

Ю.Н. Тынянова — революционность и прерывистость: «Не планомерная эволюция, а скачок, не развитие, а смещение»3.

Еще один важный источник понимания нами исторической поэтики - статья коллективного авторства (С.С. Аверинцев, М.Л. Андреев, М.Л. Гаспаров, П.А. Гринцер и А.В. Михайлов) «Категории поэтики в смене литературных эпох». Опорным для данного исследования является членение литературного процесса на три стадии и выделение внутри последней из них (от середины XVIII века до наших дней), к которой и относится бурный расцвет циклизации, нескольких периодов.

Рассматривая лирическую циклизацию в русской поэзии, мы опирались прежде всего на достижения таких ученых, как И.В. Фоменко и М.Н. Дарвин (теоретические проблемы), а также на работы О.В. Мирошниковой и Л.Е. Ляпиной.

Основным материалом работы послужили прижизненные поэтические книги и сборники русских поэтов ХУ1П-ХХ веков, издания серии «Библиотека поэта», а также факсимильные копии прижизненных изданий. Иногда привлекались более поздние издания, по возможности репринтные.

Объектом исследования являются циклические образования в русской литературе ХУШ — XX веков. В тексте диссертации так или иначе упоминается более двухсот циклических образований приблизительно ста поэтов.

Предмет исследования — лирическая циклизация в многообразии ее форм и циклические образования как результат процесса циклизации.

Целью работы было рассмотреть стадиальное развитие лирической циклизации на материале русской литературы в период с ХУШ по XX в., время активной эволюции циклических образований в русской литературе. Цель эта распадается на несколько более локальных задач:

3 Тынянов Ю.Н Литературный факт// Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. — М., 1977. — С. 256.

• Установление взаимосвязей между эволюцией жанровых систем и динамикой циклических явлений.

• Определение места различных циклических образований в лирической поэзии XVIII — XX веков.

• Иллюстрирование теоретических положений о динамике циклических явлений конкретными примерами русской литературы XVIII — XX столетий.

Цель работы определила ее построение. В первой, собственно теоретической, главе рассматривается история изучения феномена циклизации и предлагается система рабочих определений, необходимая для описания конкретных исторических форм циклизации. Вторая глава посвящена лирической циклизации в ранний, говоря условно, «дожанровый» для цикличности период, когда складывались основные разновидности циклических образований, когда поэты искали новых путей художественной выразительности, способных передать не отдельное настроение, а целостный взгляд личности на мир. Третья глава посвящена циклическим образованиям как жанровым/сверхжанровым явлениям, когда найденные в XIX веке возможности объединения текстов обрели устойчивость.

Положения, выносимые на защиту:

• Лирическая циклизация больших и малых форм проходит несколько этапов эволюции, «поворотными точками» которой оказываются рубеж XVIII - XIX и рубеж XIX - XX веков.

• До XIX века циклизация играет лишь вспомогательную роль, но с выходом категории личности на первый план литературного процесса, становится активно используемым художественным средством.

• В XIX веке существуют многочисленные разновидности циклических образований, это по преимуществу «циклоиды» предшественники цикла), но собственно «цикл» и «книга стихов» как устойчивые формы еще не сложились.

• На рубеже XIX - XX веков лирическая циклизация становится активной жанрообразующей силой.

• Под действием этой силы возникают новый жанр: «лирический цикл», а также явление, близкое к нему, но не имеющее жанрового статуса: «ансамбль».

Апробация результатов работы проводилась на нескольких международных, всероссийских и региональных конференциях во Владимире («Художественный текст и культура», ВГПУ), в Иваново («Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания XX века» ИвГУ) и в Нижнем Новгороде («Грехневские чтения», НГУ им. Лобачевского).

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория литературы, текстология», 10.01.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория литературы, текстология», Никандрова, Ольга Владимировна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нами была рассмотрена эволюция лирической циклизации в русской литературе на протяжении почти двух столетий: с конца XVIII до последних десятилетий ХХ-ого.

Если в XVIII веке (и ранее) циклизация являлась лишь вспомогательным композиционным приемом (пусть изначально содержавшим в себе мироустроительное значение), то в XIX веке она выходит на авансцену, постепенно охватывая все более широкие области поэтического творчества.

Это во многом связано с общелитературным переломом, переходом от традиционалистской поэтики к индивидуально-авторской, с приходом в литературу личности, осознающей себя индивидуальности.

Строгая жанровая система не была пригодна для выражения сиюминутных переживаний, которые становятся центром поэтической рефлексии в начале XIX века, и поэты ищут новые формы, соответствовавшие новому содержанию. Начинается период экспериментов, задействовавших то, что ранее оставалось на периферии, в том числе и циклизацию.

На первый план циклизация выдвигается далеко не сразу: приблизительно до середины XIX века мы встречаемся лишь с попытками найти иной способ построения сборника стихотворений, отличный от традиционного: жанрового — в больших формах, и со стихийно возникающими циклоидными явлениями (часто существующими лишь в рукописях) — в малых.

Позднее циклические формы используются авторами широко и осознанно, что связано как с усилением европейского влияния в этой области, так и осознанием достижений предшествовавшего периода отечественной поэзии. В больших циклических формах этот сдвиг выражается в появлении «авторизованного» собрания сочинений и «завершающего» сборника стихотворений — «итоговой» и последней книг.

Малые циклические образования обретают большую устойчивость, формируясь как из отдельных стихотворений, тяготеющих друг к другу, так и из распадающихся «больших» форм (романтическая поэма). Постепенно сливаясь, эти циклоидные разновидности (нами их выделено шесть), подготавливают появление ансамбля и цикла — двух наиболее устойчивых циклических форм в лирике XX века.

Окончательное формирование этих двух форм было связано со сдвигом в сознании, имевшим место на рубеже Х1Х-ХХ веков. Индивидуальность оборачивается индивидуализмом, личность стремится подчинить себе все доступные сферы бытия. Поэты пытаются не просто выразить себя, но воплотиться в поэзии — творят миф о собственном «я».

Именно миф и становится тем стержнем, вокруг которого окончательно оформляются циклические образования: изначально присущее цикличности значение мироустроения, соединяясь с концепцией-мифом, и породило стойкие циклические формы: ансамбль, цикл и книгу стихов.

Лирический цикл, обретая все большую законченность, постепенно становится жанром, ансамбль же, более аморфный и тяжеловесный, часто растворяется в разделе «книги стихов», а позднее (приблизительно с середины 1910-х годов), когда на смену «грузным томам» символистов приходят малые поэтические книги, практически исчезает, сливаясь с последними.

Эволюция книги стихов в это время значительно более активна: идет апробация разных типов построения и структур разной степени сложности. К 30-м годам XX века складывается две более-менее стабильные разновидности: малая, написанная «на одном дыхании» и более крупная, поделенная на разделы, структурированная. Постепенно начинает преобладать первая разновидность, однако обе они сосуществуют поныне.

Собственно, наименование «книга стихов» включает в себя целый конгломерат различных типов образований, эволюция которых продолжается и до сих пор. Описание и типология этих явлений могли бы стать темой дальнейшего исследования.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Никандрова, Ольга Владимировна, 2009 год

1. Апухтин А.Н. Стихотворения. — СПб.: тип. Ф.С. Сущинского, 1886.

2. Ахматова А. А. Сочинения в 2 т. — М.: Правда, 1990.

3. Бальзак О. Неведомый шедевр.

4. Приводится по: http://lib.ru/INOOLD/BALZAK7shedevr.txt; обращение от 21.01.09.

5. Бальмонт К.Д. Полное собрание стихов. Т. 1: Под северным небом; В безбрежности; Тишина. Изд. 3-е. -М.: Скорпион, 1909.

6. Бальмонт К.Д. Полное собрание стихов. Т. 2: Горящие здания. Изд. 3-е. -М.: Скорпион, 1908.

7. Бальмонт КД. Собрание сочинений в 2 т. — Можайск: Можайск-Терра, 1994. Т.1.

8. Баратынский Е.А. Стихотворения. — М.: тип. А. Семена при Имп. мед.-хирург. акад., 1827.

9. Баратынский Е.А. Стихотворения. — М.: тип. А. Семена при Имп. мед.-хирург. акад., 1835.

10. Баратынский Е.А. Сумерки. М.: тип. А. Семена при Имп. мед.-хирург. акад., 1842.

11. Батюшков КН. Опыты в стихах и прозе. СПб.: тип. Н. Греча, 1817.

12. Белый А. Золото в лазури. Репр. изд. - [М.: Прогресс-Плеяда, 2004] -М.: Скорпион, 1904.

13. Белый А. Стихотворения. — Берлин, Петербург, Москва: Изд. З.И. Гржебина, 1923.

14. Блейк У. Песни невинности и опыта. — билингва. СПб.: Азбука-классика, 2006.

15. Блок A.A. Собрание сочинений в 6 т. JL: Худож. лит.: Ленингр. отд-ние, 1982. Т. 5.

16. Блок A.A. Собрание сочинений в 8 т. — М.-Л.: Худ. лит., 19601963. Т. 1,2,3,5.

17. Блок A.A. Стихи о Прекрасной Даме. — М.: Гриф, 1904.

18. Бобров С. С. Таврида, или Мой летний день в Таврическом Херсонисе.: Лирико-эпическое песнотворение / Сочиненное капитаном Семеном Бобровым. — Николаев: Черномор, адмиралт. тип., 1798.

19. БогдановичИ.Ф. Лира. — СПб.: Акад. тип. при Имп. акад. наук, 1773.

20. Бодлер Ш. Цветы зла. — М.: Заратустра, 1908.

21. Бродский И.А. Конец прекрасной эпохи. СПб.: Пушк. фонд, 2000.

22. Бродский И.А. Часть речи. — СПб.: Пушк. фонд, 2000.

23. БрюсовВ.Я. Me eum esse. — М.: т-во тип. А.И.Мамонтова, 1897.

24. Брюсов В.Я. Tertia vigilia. — М.: Скорпион, 1900.

25. Брюсов В.Я. Urbi et orbi. — М.: Скорпион, 1903.

26. Брюсов В.Я. Полное собрание сочинений и переводов. — СПб.: Сирин, 1913-1914. Т.1.

27. Брюсов В.Я. Пути и перепутья. — М.: Скорпион, 1908-1909.

28. Брюсов В.Я. Собрание сочинений в 7 т. — М.: Худ. лит., 1973. Т.6.

29. Брюсов В.Я. Среди стихов. — М.: Сов. писатель, 1990.

30. Вяземский П.А. Сочинения в 2 т. М.: Худ. лит., 1982. Т. 1.

31. Гейне Г. Книга песен. — СПб.: Всемирное слово, 1993.

32. Гете И.В. Римские элегии. — М.: Книга, 1982.

33. Голенищев-Кутузов A.A. На закате. — СПб.: тип. A.C. Суворина, 1912.

34. Готье Т. Эмали и камеи. — М.: Радуга, 1989.

35. Григорьев A.A. Стихотворения. — Репр. изд. — [М.: Прогресс-Плеяда, 2003] — М.: изд-во К.Ф. Некрасова, 1915.

36. Гюго В. Собрание сочинений в. 15 т. М: Худож. литература, 1956. Т.1, 12, 13, 14.

37. Дельвиг A.A. Стихотворения. — СПб.: тип. деп. нар. просвещения, 1829.

38. Державин Г.Р. Сочинения Державина в 9 т. СПб., 1871. Т.5.

39. Державин Г.Р. Сочинения Державина. СПб.: тип. Шнора, 1808-1816. Ч. 1-5.

40. Дмитриев И.И. И мои безделки. — М.: Унив. тип., у Ридигера и Клаудия, 1795.

41. Дмитриев И.И. Сочинения и переводы. М.: университетская типография, 1810.

42. Еременко A.B. Opus magnum. — М.: Подкова: Деконт+, 2001.

43. Жемчужников A.M. Песни старости. — СПб.: тип. М.М. Стасюлевича, 1900.

44. Жемчужников A.M. Прощальные песни. — СПб.: тип. М.М. Стасюлевича, 1908.

45. Заболоцкий Н. Избранное. — М.: Худ. литература, 1972.

46. Иванов В.Н Cor Ardens. М.:Скорпион, 1911-1912.

47. Иванов В.И Прозрачность. М.: Скорпион, 1904.

48. Иванов В.И. Эрос. СПб.: Оры, 1907.

49. Иванов Г.В. Сады. СПб.: Изд. Петрополис, 1921. Приводится по:http://www.kuHchki.com/~risunokyiiteratu/silver age/ivanov georgy/sady.html; обращение от 29.01.09.

50. Иванов Г.В. «Сады» и «Розы». СПб.: Logos, 1993.

51. Капнист B.B. Лирические сочинения. СПб.: тип. Ф. Дрехслера, 1806.

52. Клычков С. А. Песни: Печаль-Радость. Лада. Бова. — Москва: Альциона, 1911.

53. Красов В.И. Стихотворения. -М.: П. Шейн, 1859.

54. Крестовский В.В. Стихи. СПб.: А. Озеров и К°, 1862. Т. 1,2.

55. Кузмин М.А. Сети. М.: Скорпион, 1908.

56. ЛизандерДК Перед закатом. — М.: Унив. тип., 1892.

57. Льдов К.Н. Отзвуки души. — СПб.: тип. В.В. Комарова, 1899.

58. Майков А.Н. Очерки Рима. СПб.: тип. И. Глазунова и К°, 1847.58. v Майков А.Н. Стихотворения: в 2. книгах. — СПб.: гр. Г.А. Кушелев-Безбородко, 1858. кн. 1-2.

59. Мережковский Д.С. Символы (Песни и поэмы). СПб.: тип. А.С. Суворина, 1892.

60. Мережковский Д.С. Стихотворения. — СПб.: тип. Тренке и Фюсно, 1888.

61. Минский Н.М. Полное собрание стихотворений в 4 т. — СПб.: Издание В. М. Пирожкова, 1907.

62. Минский Н.М. Стихотворения. СПб.: тип. B.C. Балашева, 1887.

63. Мятлев И.П. Полное собрание сочинений в 2 т. СПб.: Д. Федоров, 1857. Т. 1-2.

64. Некрасов Н.А. Последние песни. СПб.: тип. Ф. Викторова, 1877.

65. Нелединский-Мелецкий Ю.А. Стихотворения. — СПб.: тип. 2-го Отд-ния собств. е. и. в. Канцелярии, 1876.

66. Новалис Гимны к Ночи. — М.: Энигма, 1996.

67. Огарев Н.П. Стихотворения и поэмы. — М.: Сов. писатель, 1956.

68. Омулевский И.В. Песни жизни. — СПб.: Б-ка А. Иванова, 1883.

69. Павлова K.K. Полное собрание стихотворений. — M.-JL: Сов. писатель, 1964.

70. Плещеев А.Н. Песни старого друга — М.: тип. И.Д. Сытник и Ко, 1891.

71. Полонский Я.П. Стихотворения. — JL: Сов. писатель, 1954.

72. Поэзия Плеяды. — М.: Радуга, 1984.

73. Поэты 1790-1810-х годов. — JI.: Сов. писатель, 1971.

74. Поэты 1820-1830-х годов. В 2 т. М.: Сов. писатель, 1972. Т. 1,2.

75. Поэты 1840-1850-х годов. — М.: Сов. писатель, 1962.

76. Поэты 1860-х годов. — JL: Сов. писатель, 1968.

77. Поэты 1880-1890-х годов. Л.: Сов. писатель, 1972.

78. Поэты английского возрождения. — СПб.: Наука, 2006.

79. Пушкин A.C. Стихотворения. — СПб.: тип. Деп. нар. Просвещения, 1826.

80. Пушкин A.C. Стихотворения: в 4 ч. СПб.: тип. Деп. нар. Просвещения, 1829-1835.

81. Ронсар Пьер де Избранная поэзия. — М.: Худ. лит., 1985.

82. Русская романтическая поэма. М.: Радуга, 1985.

83. РылеевК.Ф. Думы. -М.: тип. С. Селивановского, 1825.

84. Рылеев К.Ф. Сочинения. Л.: Худ. лит.: Ленинградское отд-ние, 1987.

85. Северянин КВ. Громокипящий кубок. Ананасы в шампанском. Соловей. Классические розы. М.: Наука, 2004.

86. Седакова O.A. Собрание сочинений в 2 т. — М.: Эн эф Кью / Ту принт, 2001. Т. 1.

87. Седакова O.A. Китайское путешествие. Стелы и надписи. Старые песни. -М.: Carte Blanche, 1991.

88. Сидни Ф. Астрофил и Стела. Защита поэзии. -М.: Наука, 1982.

89. Случевский K.K. Стихотворения в 6 т. — СПб: изд-е А.Ф. Маркса, 1898. Т. 1,2.

90. Случевский КК. Стихотворения. М.-СПб.: Летний сад, 2001.

91. Сологуб Ф. Пламенный круг. — Репр. изд. — [М.: Прогресс-Плеяда, 2008] М.: журн. "Золотое руно", 1908.

92. Сологуб Ф. Собрание сочинений в 6 т. — М.: Интелвак, 2003. Т. 7.

93. Сологуб Ф. Собрание сочинений. — СПб.: Шиповник, 19091912.

94. Спенсер Э. Amoretti. — М.: Грааль, 2001.

95. Сумароков А.П. Избранные произведения. — Л.: Сов. писатель, 1957.

96. Тепляков В.Г. Стихотворения. — М.: тип. С. Селивановского, 1832.

97. Толстой А.К. Стихотворения. СПб.: тип. Мор. м-ва, 1869.

98. Тютчев Ф.И. Собрание сочинений в 2 т. М.: Правда. 1980.

99. Фет A.A. Вечерние огни. — М.: Наука, 1979.

100. Фет A.A. Вечерние огни. — М.: тип. А. Гатцука, 1883. Вып. 1.

101. Фофанов K.M. Иллюзии. СПб.: A.C. Суворин, 1900.

102. Хемницер И.И. Басни и сказки N. N. СПб.: тип. И.К. Шнора, 1782.

103. Херасков ММ Новые оды. М.: Унив. тип., 1762.

104. Ходасевич В.Ф. Счастливый домик. — М.: Альциона, 1914.

105. Цветаева М. Книги стихов. М.: Эллис Лак 2000, 2004.

106. Языков Н.М. Стихотворения. — СПб.: тип. Вдовы Плюшар с сыном, 1833.

107. Языков Н.М. Новые стихотворения. — М.: Унив. тип., 1845.

108. Языков Н.М. Стихотворения и поэмы. М.: Сов. писатель, 1988.

109. Научно-критическая литература

110. XVTIIb. Язык. Жанр. Стих. Донецк: Донецкий гос. университет., 1996.

111. XVIII в.: Судьбы поэзии в эпоху прозы. М.: изд-во МГУ, 2001.

112. Аверинцев С.С. «Скворечниц вольных гражданин». Вячеслав Иванов. Путь поэта между мирами. — СПб.: Алетейя, 2001.

113. Аверинцев С. С. Греческая "литература" и ближневосточная "словесность" // Типология и взаимосвязь литератур древнего мира. — М.: Наука, 1971. С. 202-266.

114. Аверинцев С. С. Древнегреческая поэтика и мировая литература // Поэтика древнегреческой литературы. — М.: Наука, 1981. — С. 3-14.

115. Аверинцев С. С. Жанр как абстракция и жанры как реальность: диалектика замкнутости и разомкнутости // Взаимосвязь и взаимовлияние жанров в развитии античной литературы. М.: Наука, 1989. - С. 3-25.

116. Аверинцев С.С. Историческая подвижность категории жанра // Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения. — М.: Наука, 1986. — С. 104-116.

117. Аверинцев С.С. Поэзия Вячеслава Иванова // Вопросы литературы. 1985. №8. - С. 145-192.

118. Аверинцев С.С., АндреевM.JJ., ГаспаровM.JI., ГринцерП.А., Михайлов A.B. Категории поэтики в смене литературных эпох // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. — М.: Наследие, 1994. — С. 3-38.

119. Алексеев М.П. Русско-английские литературные связи: XVIII в. — первая половина XIX в. — М.: Наука, 1982.

120. АлъмиИ.Л. Сборник Е.А. Баратынского «Сумерки» как лирическое единство // Вопросы литературы. Метод. Стиль. Поэтика.: Вып. 8. -Владимир: ВГПУ, 1973. С. 23-81.

121. Аникин В.П. Циклы и циклизация в русском фольклоре // Русский фольклор: Материалы и исследования. СПб.: Наука, 1999. Т. 30. -С. 3-14.

122. Аникин Г. В. Эстетика Джона Рескина и английская литература. -М.: Наука, 1986.

123. Античная литература. / под ред. A.A. Тахо-Годи — М.: Просвещение, 1986.

124. АрининаЛ.М. Жанровая специфика лирического цикла в поэзии Ф.И.Тютчева // Жанры в историко-литературном процессе. — Вологда: Вологод. ГПИ, 1985. С.59-70.

125. БаевскийВ.С. История русской поэзии 1790-1980. Компендиум. — М.: Интерпракс, 1994.

126. БаевскийВ.С. К эволюции стиха некрасовской лирики // Некрасов и русская литература: Сборник 2. Выпуск 40. — Ярославль: Ярославский пединст. им. К.Д. Ушинского, 1975. — С. 128-146.

127. Базанов В.В. Сергей Есенин и книгоиздательство «Московская Трудовая Артель Художников Слова» // Есенин и современность.— М.: Современник, 1975.— С. 120-141.

128. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М.: Худож. лит., 1975. С. 234407.

129. Бегунов Ю.Н. Русско-европейские литературные связи эпохи предромантизма. // На путях к романтизму. Л.: Наука:, 1984. — С. 237-278.

130. Белецкий А.И. В мастерской художника слова. — М.: Высш. шк., 1989.

131. Белинский В.Г. Стихотворения Е. Баратынского II Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. М.: АН СССР, 1955. Т. 6. - С. 456-488.

132. Белъская JI.JI. О сюжетно-комтюзиционном единстве лирического цикла («Персидские мотивы» С. Есенина) // Сюжетосложение в русской литературе. — Даугавпилс: Даугавпилс. ГПИ, 1980. — С. 97-104.

133. Вельская JI.JI. Проблема стихотворного цикла и циклизации в творчестве С.Есенина // Проблемы реализма. Вологда: ВГПУ, 1979. Вып. 6.-С. 21-33.

134. Белъская JI.J7. Структура лирического цикла (С.Есенин. "Любовь хулигана") // Проблемы сюжета и жанра художественного произведения. — Алма-Ата: Каз. пединст. им. Абая, 1977. С. 38-44.

135. Берков П.Н. Введение в изучение истории русской литературы XVIII в. — Л.: изд-во Лен. пединст-та, 1964.

136. Благой Д.Д. Мир как красота: (О «Вечерних огнях» А. Фета) // Фет A.A. Вечерние огни. -М.: Наука, 1979. С. 495-635.

137. Богомолов H.A. История одной рецензии // Philologica. — M., 1994. T. 1, № 1/2.-С. 135-147.

138. Богомолов H.A. "Любовь — всегдашняя моя вера" // КузминМ.Н. Стихотворения. М.- СПб.: Академич. проект, 2000. — С. 552.

139. Бройтман С.Н. Историческая поэтика // Теория литературы. — М.: Академия, 2004. Т. 2.

140. Бройтман С.Н. Поэтика книги Бориса Пастернака «Сестра моя жизнь». - М.: Прогресс-Традиция, 2007.

141. Бройтман С.Н. Русская лирика XIX — начала XX века в свете исторической поэтики. Субъекгно-образная структура. — М.: РГГУ, 1997.

142. Брюсов В.Я. Примечания // Верлен П. Собрание стихов. — М.: Скорпион, 1911.-С. 158.

143. Бухаркин П.Е. Любовно-трагедийный цикл в поэзии Ф.ИЛютчева // Рус. лит. 1977. №2. - С. 118-121.

144. Буштаб Б.Я. A.A. Фет // Фет A.A. Стихотворения и поэмы. — Л.: Сов. писатель, 1986. С. 5-62.

145. Вацуро В.Э. Лирика пушкинской поры. СПб.: Наука, 2002.

146. Вацуро В.Э. Циклы // Лермонтовская энциклопедия. — М.: Большая российская энциклопедия, 1999.

147. Введение в литературоведение. М.: Высшая школа, 2004.

148. Венгерова З.А. Поэты символисты во Франции // Вестник Европы. 1892. № 9. - С. 115-143.

149. ВеселоваН.А. Оглавление в структуре текста // Актуальные проблемы филологии в вузе и школе: Материалы 8-ой Тверской межвуз. конф. -Тверь: ТГУ, 1994. С. 127-128.

150. ВеселоваН.А. Смыслообразующая функция заглавий лирических контекстов. К постановке проблемы // Понимание и интерпретация текста: Сб. науч. тр. Тверь: типография тв. Университета, 1994.-С. 72-79.

151. ВеселоваН.А. Смыслообразующая функция оглавления // Исследования по художественному тексту. — Саратов: изд-во саратовского ГПУ.-С. 15-17.

152. Веселовский А.Н. Избранное: Историческая поэтика. — М.: Российская политическая энциклопедия, 2006.

153. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. — М.: Едиториал УРСС, 2004.

154. Веселовский А.Н. Петрарка в поэтической исповеди Canzoniere. СПб.: Имп. Акад. наук, 1912.

155. Виноградов В.В. О литературной циклизации // Виноградов В.В. Поэтика русской литературы. — М.: Наука, 1976. — С. 4-62.

156. Волошин М.А. Лики творчества. — Л.: Наука: Ленинградское отд-ние, 1989.

157. Вроон Р. Еще раз о понятии «Лирический цикл» // Искусство поэтики искусство поэзии. К 70-летию И.В. Фоменко: Сб. науч. тр. / Твер. гос. ун-т; - Тверь: Лилия Принт, 2007. - С. 5-38.

158. ГаркавиА.М. Композиция стихотворных циклов Н.А.Некрасова // Жанр и композиция литературного произведения. Вып. 5. -Калининград, 1980. С. 3-12.

159. Гаспаров Б.M. Из наблюдений над мотивной структуройромана М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" // Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы: Очерки русской литературы XX века. — М.: Наука: Изд. Фирма «Вост. Лит.», 1994. С. 28-82.

160. Гаспаров M.JI. Очерк истории русского стиха. М.: Фортуна Лимитед, 2002.

161. Гаспаров M.JI. Историческая поэтика и сравнительное стиховедение // Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения. — М.: Наука, 1986. С. 188-209.

162. Гаспаров M.JI. Очерк истории европейского стиха. — М.: Фортуна Лимитед, 2003.

163. ГачевГ.Д. Содержательность литературной формы. Эпос. Лирика. Театр. — М.: Просвещение, 1968.

164. ГерчукЮ. Художественная структура книги. — М.: Книга, 1984.

165. Гинзбург JI. Я. О психологической прозе. — Л.: Худ. лит., 1977.

166. Гинзбург Л.Я. О лирике. М.: Интрада, 1997.

167. Гинзбург Л.Я. Тынянов-ученый // Воспоминания о Ю.Н. Тынянове: портреты и встречи. — М.: Сов. писатель, 1983. С. 145156.

168. Гиршман М.М. Литературное произведение. Теория художественной целостности. — М.: Язык славянских культур, 2007.

169. Голенищев-Кутузов И.Н. Творчество Данте и мировая культура. М.: Наука, 1971.

170. Горский И.К. Александр Веселовский и современность. — М.: Наука, 1975.

171. Горский И.К. Историческая поэтика в ее соотношении с другими литературоведческими дисциплинами // Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения. — М.: Наука, 1986. С. 128-210.

172. Гофман M.JI. Отзывы о Боратынском // Боратынский Е.А. Полное собрание сочинений: В 2 т. / Под ред. и с примеч. М. Л. Гофмана. —

173. СПб.: Изд. Разряда изящной словесности Имп. акад. наук, 1914-1915. — С. 325-348.

174. Грехнев В. А. Лирика Пушкина. О поэтике жанров. — Горький: Волго-вятское кн. изд-во, 1985.

175. Грешных В.Г. Ранний немецкий романтизм, фрагментарный стиль мышления. JI.: Изд-во ЛГУ, 1991.

176. Гринцер П.А. Древнеиндийский эпос: генезис и типология. — М.: Наука, 1974.

177. Гринцер П.А. Литературы древности и средневековья в системе исторической поэтики // Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения. -М.: Наука, 1986. С. 72-103.

178. Гришунин А.Л. Исследовательские аспекты текстологии. — М.: Наследие, 1998.

179. Громов 77.77. Каролина Павлова // Павлова К. Полное собрание стихотворений. М.-Л.: Советский писатель, 1964. — С. 5-72.

180. Громов 77.77. А. Блок, его предшественники и современники. — Л.: Сов. писатель, 1986.

181. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М.: Худ. Литра, 1965.

182. Гуковский Г.А. Русская поэзия 18 века. — Л.: Academia, 1927.

183. Гуковский ГА. О русском классицизме // Поэтика: 18 кн., т. 5. — Л.: Academia, 1929. С. 21-65.

184. Гумилев Н.С. Письма о русской поэзии. М.: Современник, 1990.

185. Гуревич А.Я. Вопросы культуры в изучении исторической поэтики // Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения. — М.: Наука, 1986.-С. 154-167.

186. Дарвин М.Н. «Стихи на разный случай» В. К. Тредиаковского: «свое» и «чужое» // Циклизация литературных произведений. Системность и целостность. Кемерово: Изд-во Кемеров. гос. ун-та, 1994. — С. 23-30.

187. Дарвин М.Н. Проблема цикла в изучении лирики. — Кемерово: Изд-во Кемер. гос. ун-та, 1983.

188. Дарвин М.Н. Русский лирический цикл: Проблемы истории и теории. — Красноярск.: Изд-во Краснояр.ун-та, 1988.

189. Дарвин М.Н. Художественная циклизация лирики // Теория литературы. Роды и жанры. М.: ИМЛИ, 2003. Т. 3. - С. 467-515.

190. Дарвин М.Н., Тюпа В.И. Циклизация в творчестве Пушкина. — Новосибирск: Наука, 2001.

191. Делсуров A.C. «Книга песен» Генриха Гейне // Зарубежная литература XIX в. Практикум для студентов, аспирантов, преподавателей-филологов и учащихся старших классов школ гуманитарного профиля. — М.: Флинта; Наука, 2002. С. 104-122.

192. Дейч А. Поэтический мир Генриха Гейне. М.: Гос. Изд-во Художественной литературы, 1963.

193. Дмитриев A.C. Проблемы иенского романтизма. — М.: Изд-во МГУ, 1975.

194. Дмитровский A.JI. Жанр эссе. Орел: ОГУ, 2006.

195. Долгополое JI.K. На рубеже веков. — Л.: Советский писатель, 1985.

196. Долгополое JI.K. Поэмы Блока и русская поэма конца XIX — начала XX веков. — М.: Наука, 1964.

197. Евреинова H.H. Цикл стихов А.Блока "На поле Куликовом" и его источники в древнерусской литературе // Русская советская поэзия и стиховедение. -М.: МОПИ им. Крупской, 1969. С. 151-172.

198. Егоров Б.Ф. Аполлон Григорьев — поэт, прозаик, критик // Григорьев А. Сочинения. М.: Художественная литература, 1990. — С. 5-27.

199. Егоров Б. Ф. Аполлон Григорьев. М.: Молодая гвардия, 2000.

200. Ермилова Е.В. Поэзия на рубеже двух веков // Смена литературных стилей. М.: Наука, 1974. — С. 58-120.

201. Ермоленко С.И. Лирика М.Ю. Лермонтова. Жанровые процессы. Екатеринбург: УрГПУ, 1996.

202. Жанр и литературное направление: вып.2. — СПб.: Дума, 2007.

203. Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. — Л.: Наука: Ленинградское отд-ние, 1978.

204. Жирмунский В.М. Историческая поэтика А. Н. Веселовского // Веселовский А.Н. Историческая поэтика. — М.: Едиториал УРСС, 2004. С. 3-37.

205. Жирмунский В.М. Поэзия Александра Блока // Жирмунский В. М. Поэтика русской поэзии. — СПб.: Азбука-классика, 2001.

206. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение. — М.: УРСС, 2004.

207. Жирмунский В.М. Из истории западноевропейских литератур. — Л.: Наука: Ленинградское отд-ние, 1981.

208. Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. СПб.: тип. A.C. Суворина, 1914.

209. Жирмунский В.М. Творчество Анны Ахматовой. — Л.: Наука, 1973.

210. Цит. по: http://philology.ruslibrary.ru/default.asp?trID=487 обращение от 12.01.08.

211. Заборов П.Р. Шарль Мильвуа в русских переводах и подражаниях первой трети XIX века // Взаимосвязи русской и зарубежных литератур. Л.: Наука, 1983. - С. 100-128.

212. Западов A.B. Поэты XVIII века: А. Кантемир, А. Сумароков, В. Майков, М. Херасков. Лит. очерки. — М.: изд-во МГУ, 1934.

213. Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX века. М.: изд-во МГУ, 1987.

214. Зейферт Е.И. Жанр отрывка: структура и содержание: учеб.-метод. пособие. — Караганда: Санат-Полиграфия, 2004.

215. Зелинский А.Э. Концепция искусства и проблемы лирической циклизации в творчестве В.Я.Брюсова // Брюсовские чтения 1983 года. — Ереван: Советакан грох, 1985. С. 29-40.

216. Золотарева О.Г. Проблема несобранного" стихотворного цикла 40-60-х гг. 19 века: Автореф. дис. канд. филол. наук. — Томск, 1982.

217. Золотарева К.А. Между хаосом и космосом: книга стихов H.A. Заболоцкого «Столбцы». — Воронеж: издат. Воронежского гос. ун-та, 2008.

218. Измайлов Н.В. Очерки творчества Пушкина. — JL: Наука, 1975.

219. Ингарден Р. Литературное произведение и его конкретизация. // Ингарден Р. Исследования по эстетике. М.: Ин. литература, 1962.

220. Историческая поэтика жанра и образа. — Караганда: Кар-ГУ, 1993.

221. Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. — М.: Наследие, 1994.

222. История русской литературы. XX век. Серебряный век. — Москва: Прогресс-Литера, 1995.

223. ИсуповК.Г. О жанровой природе стихотворного цикла // Целостность художественного произведения и проблемы его анализа. — Донецк: Донецк, гос ун-т, 1977. — С. 163-164.

224. Капинос Е.В. Лирические сюжеты в стихах и прозе XX века. — Новосибирск: Ин-т филологии СО РАН, 2006.

225. Карпов А. Книга стихов // Литературная учеба М., 1979, № 4 — С.179-186.

226. Кихней Л.Г. Из истории жанров русской лирики: Стихотвор. послание нач. XX в. — Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1989.

227. Кихней Л.Г. К герменевтике жанра в лирике // Герменевтика литературных жанров. — Ставрополь: Ставропольский гос. ун-т: Ставропольское кн. изд-во, 2007. С. 36-67.

228. Клинг O.A. Художественные открытия Брюсова в творческом осмыслении А. Ахматовой и М. Цветаевой // Брюсовские чтения 1983 года: Сб. статей. Ереван: Совет. Грох., 1985. - С. 235-247.

229. Коган A.C. Типы объединения лирических стихотворений в условиях перехода от жанрового к внежанровому мышлению (на материале русской поэзии первой половины XIX века): автореферат диссертации на соискание степени кандидата наук. Киев, 1988.

230. Коган A.C. Формы циклизации стихотворений в творчестве Тютчева // Целостность художественного произведения и проблемы его анализа в школьном и вузовском изучении литературы. — Донецк: Донецк, гос. ун-т, 1977. С. 181-182.

231. Коган П.С. Очерки по истории западноевропейской литературы в 4 т. -М.: тип. В.М. Саблина, 1909. Т.1.

232. Кожина H.A. Заглавие художественного произведения: онтология, функции, параметры типологии // Проблемы структурной лингвистики. 1984. -М.: Наука, 1988.-С. 167-183.

233. Козлик И.В. Своеобразие композиции «денисьевского» цикла Ф.И. Тютчева // Эволюция жанрово-композиционных форм: Межвуз. тематич. сб. науч. трудов. Калининград, 1987. — С. 31—42.

234. Комарова Г.С. Лирические циклы Н.П.Огарева // Из истории русской и зарубежной литературы. Саранск: Мордовский универ-т, 1976. -С. 31-35.

235. Комаров Г.С. Структура лирических циклов Н.П. Огарева // Проблемы творчества Н.П. Огарева. Саранск: Мордовский ГУ, 1980. — С. 44-57.

236. Корман Б. О. Избранные труды. Теория литературы. Ижевск: Ижев. полигр. комб., 2006.

237. Коробка Н. Поэма конца века («В безбрежности» К. Бальмонта) // Коробка Н. Очерки литературных настроений. — СПб.: Винеке, 1903.-С. 1-23.

238. Краснов Г.В. Последние песни. М.: Книга, 1981.

239. Кржижановский СД. Искусство эпиграфа // Кржижановский С.Д. "Страны, которых нет": Ст. о лит. и театре. Записные тетради. — М.: ТОО Радикс, 1994.-40-61.

240. Кржижановский С.Д. Поэтика заглавий // Кржижановский С Д. "Страны, которых нет": Ст. о лит. и театре. Записные тетради. — М.: ТОО Радикс, 1994.-13-39.

241. Кузъмичев И.К Литературные перекрестки. — Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1983.

242. Куприяновский П.В., Молчанова H.A. Поэт с утренней душой. Жизнь, творчество, судьба Константина Бальмонта. — М.: Индрик, 2003.

243. Куприяновский П.В., Молчанова H.A. Константин Бальмонт и его литературное окружение. Воронеж: ФГУП ИПФ «Воронеж», 2004.

244. Куприяновский П.В., Молчанова НА. Поэт Константин Бальмонт. Биография. Творчество. Судьба. — Иваново: Издательство «Иваново», 2001.

245. Кушнер A.C. Книга стихов // Вопросы литературы. М., 1975. №3. - С. 178-189.

246. Лавров A.B. «Ангел бури -Азраил» // Лавров A.B. Этюды о Блоке. СПб.: изд-во Ивана Лимбаха, 2000. - С. 210-214.

247. Лавров A.B. «Другая жизнь» в стихотворении Блока «Было то в темных Карпатах.» И Лавров A.B. Этюды о Блоке. — СПб.: изд-во Ивана Лимбаха, 2000. С. 215-229.

248. Лавров A.B. Мотивы «Заратустры» в цикле «Заклятие огнем и мраком» // Лавров A.B. Этюды о Блоке. СПб.: изд-во Ивана Лимбаха, 2000.-С. 179-185.

249. Лахманн Р. Демонтаж красноречия. — СПб.: Акад. проект, 2001.

250. Левин Ю.Д. Восприятие английской литературы в России. — JL: Наука: Ленингр. отд-ние, 1990.

251. Лейдерман Н.Л. Движение времени и законы жанра. — Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1982.

252. Лекманов O.A. Книга стихов как большая форма в русской поэтической культуре начала XX века. О. Э. Мандельштам "Камень" (1913): автореферат дис. кандидата филологических наук / Ин-т мировой литературы РАН-М., 1995.

253. Лекманов O.A. Книга стихов: "Единство, ничего о себе не знавшее" // Лекманов O.A. Книга об акмеизме и другие работы. — Томск: Водолей, 2000. С. 267-268.

254. Лекманов O.A. Красное и золотое. О книге М Зенкевича «Дикая порфира» // Лекманов O.A. Книга об акмеизме и другие работы. — Томск: Водолей, 2000. С. 384-401.

255. Лекманов OA. О книге Владимира Нарбута "Аллилуйя" (1912) // В .Я. Брюсов и русский модернизм. М.: ИМЛИ РАН, 2004. - С. 158-181.

256. Липовецкий М. Ересь Еременко // Еременко A. Opus magnum. — М.: Подкова, Деконт, 2001. С. 325-366.

257. Литературное произведение и литературный процесс в аспекте исторической поэтики. Кемерово: Изд-во Кемеров. гос. ун-та, 1988.

258. Литературные манифесты западноевропейских классицистов. — М.: Изд-во МГУ, 1980.

259. Литературный энциклопедический словарь / под ред. В.М. Кожевникова и П.А. Николаева. — М., 1987.

260. Литературоведение на пороге XXI века. — М.: Рандеву-АМ, 1998.

261. Лихачев Д.С. Историческая поэтика русской литературы. — СПб.: Алетейя, 1999.

262. Лотман Л.М. Лирическая и историческая поэзия 50-х-70-х годов // История русской поэзии. — Л.: Наука, 1969. Т. 2. — С. 124-190.

263. Левин Ю.Д. Восприятие английской литературы в России. — JL: Наука: Ленингр. отд-ние, 1990.

264. Лейдерман Н.Л. Движение времени и законы жанра. -Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1982.

265. Лекманов O.A. Книга стихов как большая форма в русской поэтической культуре начала XX века. О. Э. Мандельштам "Камень" (1913): автореферат дис. кандидата филологических наук / Ин-т мировой литературы РАН М., 1995.

266. Лекманов O.A. Книга стихов: "Единство, ничего о себе не знавшее" // Лекманов O.A. Книга об акмеизме и другие работы. — Томск: Водолей, 2000. С. 267-268.

267. Лекманов O.A. Красное и золотое. О книге М Зенкевича «Дикая порфира» // Лекманов O.A. Книга об акмеизме и другие работы. — Томск: Водолей, 2000. С. 384-401.

268. Лекманов OA. О книге Владимира Нарбута "Аллилуйя" (1912) // В .Я. Брюсов и русский модернизм. М.: ИМЛИ РАН, 2004. - С. 158-181.

269. Липовецкий М. Ересь Еременко // Еременко A. Opus magnum. — М.: Подкова, Деконт, 2001. С. 325-366.

270. Литературное произведение и литературный процесс в аспекте исторической поэтики. — Кемерово: Изд-во Кемеров. гос. ун-та, 1988.

271. Литературные манифесты западноевропейских классицистов. — М.: Изд-во МГУ, 1980.

272. Литературный энциклопедический словарь / под ред. В.М. Кожевникова и П. А. Николаева. М., 1987.

273. Литературоведение на пороге XXI века. М.: Рандеву-AM, 1998.

274. Лихачев Д.С. Историческая поэтика русской литературы. -СПб.: Алетейя, 1999.

275. Лотман Л.М. Лирическая и историческая поэзия 50-х-70-х годов // История русской поэзии. Л.: Наука, 1969. Т. 2. — С. 124-190.

276. Лотман Ю.М. H.A. Некрасов. "Последние элегии" // Анализ поэтического текста. Л.: Просвещение, 1972. — С. 204-214.

277. Лотман Ю.М. Поэзия 1790-1810-х гг. // Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб: Исскуство-СПБ, 2001. - С. 324-371.

278. Ляпина Л.Е. Лирический цикл в русской поэзии 1840-1860х гг.: Автореф. дисс. канд. филол. наук. — Л., 1977.

279. Ляпина Л.Е. Жанровая специфика литературного цикла как проблема исторической поэтики // Проблемы исторической поэтики. — Петрозаводск: ПГУ, 1990.

280. Ляпина Л.Е. Итальянские впечатления А. Майкова // Жанрово-стилевое взаимодействие лирики и эпоса в русской литературе XVIII-XIX вв. М.: МОПИ, 1986. - С. 124-140.

281. Ляпина Л.Е. Литературная циклизация // Русская литература. -1998. №1-С. 170-188

282. Ляпина Л.Е. Циклизация в русской литературе XIX века. — СПб.: изд-во СПбГУ, 1999.

283. МагомедоваД.М. Блок и гностики // Магомедова Д.М. Автобиографический миф в творчестве А. Блока — М.: Мартин, 1997. — С. 70-83.

284. Максимов Д.Е. Идея пути в поэтическом сознинии Блока // Максимов Д. Е. Поэзия и проза А. Блока. — Л.: Советский писатель, 1975. — С. 6-173.

285. Марьева М.В. Книга К.Д. Бальмонта «Будем как солнце»: вопросы поэтики: автореферат, дис. канд. филол. наук. — Иваново, 2003.

286. Медведев П.Н. (Бахтин М.М.). Формальный метод в литературоведении // Бахтин М.М. (Под маской) — М.: Лабиринт, 200. — С. 186-348.

287. Мекш Э.Б. Сюжетно-композиционная система книги стихов С. Есенина «Москва Кабацкая» // Сюжетосложение в русской литературе. -Даугавпилс: Даугавпилс. 111И, 1980. С. 105-113.

288. Мелетинский Е.М. «Эдда» и ранние формы эпоса. М.: Наука, 1968.

289. Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М.: Наука, 1986.

290. Мелетинский Е.М. Историческая поэтика новеллы. — М.: Наука, 1990.

291. Мильчина В.А. Поэтика примечаний // Вопросы литературы. — М., 1978. № 11. С. 229-247.

292. Минц З.Г. «Снежная маска» — «Фаина» «Вольные мысли» // Минц З.Г. Поэтика Александра Блока. - СПб.: Искусство, 1999. — С. 99-180.

293. Минц З.Г. О некоторых «неомифологических» текстах в творчестве русских символистов // Блоковский сборник Ш. Творчество Блока и русская культура XX века: вып. 459. — Тарту: Учен. зап. Тарт. гос. ун-та, 1979. С. 79-85.

294. Мирошникова О.В. Анализ и интерпретация лирического цикла: «Мефистофель» К.К. Случевского. — Омск: изд-во ОмГу, 2003.

295. Мирошникова О.В. Анализ лирического цикла и книги стихов: Канонические структуры и маргинальные формы циклизации в поэзии последней трети XIX века. Омск: Изд. ОмГУ, 2001.

296. Мирошникова О.В. Ансамбль итоговых книг в русской поэзии: проблема метациклизации // Европейский лирический цикл. Историческое и сравнительное изучение. Москва: изд-во PI 1 У, 2003. — С. 149-160.

297. Мирошникова О.В. Лирическая книга: архитектоника и поэтика (на материале поэзии последней трети XIX века): Учебное пособие. — Омск: изд-во ОмГУ, 2002.

298. Михайлов A.B. Западно-Восточный Диван Гете: смысл и форма // Гете КВ. Западно-Восточный Диван. М.: Наука, 1988. — С. 600-680.

299. Михайлов A.B. Проблемы исторической поэтики в истории немецкой культуры. М.: Наука, 1989.

300. Мочулъский КВ. Блок. Белый. Брюсов. М.: Республика, 1997.

301. Нарбут В., Зенкевич М. Статьи. Рецензии. Письма. — М.: ИМЛИ РАН, 2008.

302. Наследие Александра Веселовского и современность. Исследования и материалы. — СПб.: Наука, 1992.

303. Некрасова Е.А. Творчество Уильяма Блейка. — М.: Изд-во МГУ, 1962.

304. Непомнящий КБ. Несобранный цикл Ф.И. Тютчева и проблема контекста. Автореф. дисс. . канд. фил. наук. — Брянск, 2002.

305. Новалис Фрагменты // Литературная теория немецкого романтизма: Документы. Л.: Изд-во писателей в Ленинграде, 1934. - С. 121-148.

306. Нолъман М. Шарль Бодлер. Судьба. Эстетика. Стиль. — М.: Худ. Лит-ра, 1979.

307. Обломиевский Д.Д. Очерки французского классицизма. М.: Наука, 1968.

308. Обломиевский ДД Французский символизм. -М.: Наука, 1973.

309. От классицизма к романтизму: из истории международных связей русской литературы. — Л.: Наука, 1970.

310. ПавераЛ. Текст. Жанр. Интерпретация. — М.: Университетская кн., 2008.

311. Панченко A.M. Русская стихотворная культура XVII в. Л.: Наука, 1973.

312. Песков A.M. Буало в русской литературе XVIII первой трети XIX века. - М.: Изд-во МГУ, 1989.

313. Пешкова Г. Т. Поэтика лирического цикла в творчестве Марины Цветаевой: дис. канд. филол. наук. -М., 1994.

314. Полевой. Н. Поэтическая чепуха, или отрывки из нового альманаха «Литературное зеркало» // Русская стихотворная пародия XVIII-начала ХК в. — Л.: Сов. писатель, 1960. — С. 322-323.

315. Поляков М.Я. В мире идей и образов. М.: Сов. писатель, 1983.

316. Поспелов Г.Н. Теория литературы. — М.: Высшая школа, 1978.

317. Правдина ИИ. История формирования цикла "Страшный мир" // В мире Блока. — М.: Сов. писатель, 1981. — С. 209-224.

318. ПршодъкоИ.С. Александр Блок и русский символизм. Мифопоэтический аспект. — Владимир: изд-во ВГПУ, 1999.

319. Приходъко И.С. Мифопоэтика А. Блока Историко-культурный и мифологический комментарий к драмам и поэмам: Монография. — Владимир: ВГПУ, 1994.

320. Проблемы исторической поэтики в анализе литературного произведения. — Кемерово: КГУ, 1987.

321. Проблемы исторической поэтики литератур Востока. — М.: Наука, 1988.

322. Проблемы исторической поэтики. Петрозаводск: ПГУ, 1990.

323. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. — М.: Лабиринт, 2002.

324. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. — М.: Лабиринт, 1998.

325. Пумпянский Л.В. Сентиментализм // История русской литературы в 10 т. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1947. Т. 4. Ч. 2. - С. 430-445.

326. Ройзман В.П. Стихотворный цикл Некрасова "Ночлеги" // Ученые записки ЛГПИ им. А.П. Герцена. Л.: ЛГПИ, 1958. Т. 164. Ч. 3. -С. 3-17.

327. Русская культура ХУ1П в. и западно-европейские литературы. -Л.: Наука, 1980.

328. Русская силлабическая поэзия ХУГ-ХУШ вв. — Л.: Сов. писатель, 1970.

329. Русско-европейские литературные связи. СПб.: Фил. фак. СПбГУ, 2008.

330. Сазонова Л. И. Поэзия русского барокко. — М.: Наука, 1991.

331. Сандомирская В.Б. «Отрывок» в поэзии Пушкина двадцатых годов // Пушкин: Исследования и материалы. JL: Наука, 1979. Т. 9. - С. 69-82.

332. Сапогов В.А. «Снежная маска» Александра Блока // Блок A.A. собрание сочинений в 12 т. — М.: Прогресс-Плеяда, 1997. Т. 2. С. 262-272.

333. Сапогов В.А. Вторая книга A.A. Блока «Нечаянная радость» // Блок A.A. Собрание сочинений в 12 т. — М.: Прогресс-Плеяда, 1997. Т. 2. — С. 250-261.

334. Сапогов В.А. К проблеме стихотворной стилистики лирического цикла // Русская советская поэзия и стиховедение. — М.: МОПИ им. Крупской, 1969. С. 237-243.

335. Сапогов В.А. Лирический цикл и лирическая поэма в творчестве А.Блока // Русская литература XX века (дооктябрьский период). -Калуга: ТГПИ им. Толстого, 1969. С. 174-189.

336. Сапогов В. А. О некоторых структурных особенностях лирического цикла А.Блока // Язык и стиль художественного произведения. — М.: Наука, 1966. С. 90-91.

337. Сапогов В.А. Сюжет в лирическом цикле // Сюжетосложение в русской литературе. — Даугавпилс: Даугавпилс. ГПИ, 1980. — С. 90-97.

338. Сапогов В.А. Цикл // Литературный энциклопедический словарь. -М.: Советская энциклопедия, 1987.

339. Сапожков С.В. Русская поэзия 1880-1890-х годов в свете системного анализа: от С. Я. Надсона к К. К. Случевскому (течения, кружки, стили): Автореф. дис. . докт. филол. наук. — М., 1996.

340. Селицкая З.Я. К вопросу о соотношении книги стихов и лирического цикла (С. Клычков «Песни») // Сюжет и художественная система: Межвуз. сб. науч. тр. — Даугавпилс: Даугавпилс. пед. ин-т., 1983. -С. 145-151.

341. Силантьев И.В. Поэтика мотива. М.: Яз. славян, культуры, 2004.

342. СилардЛ. «Орфей растерзанный» и наследие орфизма // Вячеслав Иванов. Архивные материалы и исследования. — М.: Русские словари, 1999. С. 210-249.

343. Сквозников В Д. Лирика // Теория литературы. Роды и жанры. -М.: Наука, 1964. С. 173-237.

344. Современные зарубежные исследования по литературе XVII-XVIII веков.: вып. 5. М.: изд-во АН СССР, 1980.

345. Соловьева H.A. Английский предромантизм и формирование романтического метода —М.: Изд-во МГУ, 1984.

346. Соловьева H.A. У истоков английского романтизма. — М.: Изд-во МГУ, 1988.

347. Спесицевцева JI.B. Жанр лирической поэмы. Астрахань: Астраханский ун-т, 2006.

348. СпивакР.С. Русская философская лирика: Проблемы типологии жанров. — Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1985.

349. СпрогеЛ.В. Проблема жанровых новообразований в литературоведческих исследованиях // Семантика на разных языковых уровнях. Рига: Лат. гос ун-т им. П. Стучки, 1979. — С. 98-109.

350. Спроге Л.В. Лирический цикл как «поэмообразная» структура (А. Блок«0 чем поет ветер») // Жанры в литературном процессе. — Вологда: ВГПУ, 1986. С. 28-39.

351. Стеблин-Каменский М.И. Историческая поэтика. — Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1978.

352. Страшное С.Л. Анализ поэтического произведения в жанровом аспекте. — Иваново: ИвГУ, 1983.

353. Теория литературы, литературный процесс. — М.: Наследие, 2001.

354. Теория литературы. М.: Наука, 1962, 1964, 1965. Т. 1-3.

355. ТгшенчикР.Д. О составе сборника Иннокентия Анненского "Кипарисовый ларец" // Вопросы литературы. М., 1978. №8. — С. 307-316.

356. Титов В.Е. О путях создания целостного единства в лирическом цикле А.Блока "Пузыри земли" // Вопросы русской литературы. — Львов: ЛГУ, 1979. — С. 47-55.

357. Толстых Г.А. Книготворческие взгляды русских поэтов-символистов // Книга. Исследования и материалы: Сборник 68. — М.: Терра, 1994.-С. 98-109.

358. Троицкий В. Древнеегипетский «анх» в символике поэтический произведений В. Иванова // Вячеслав Иванов. Архивные материалы и исследования. — М.: Русские словари, 1999. — С. 433-442.

359. Тынянов Ю.Н. Блок // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. -М., 1977. С. 118-123.

360. Тынянов Ю.Н. Литературный факт // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. — С. 255-270.

361. Тынянов Ю.Н. О литературной эволюции // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. — М.: Наука, 1977. С. 270-282.

362. Тынянов Ю.Н. О пародии // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. -М.: Наука, 1977. С. 284-309.

363. ТюпаВ.И. О научном статусе исторической поэтики // Целостность литературного произведения как проблема исторической поэтики. Кемерово: Кем. ГУ, 1986. — С. 3-7.

364. Тюпа В.И., Фуксон Л.Ю., Дарвин М.Н. Литературное произведение: проблемы теории и анализа: Выпуск 1. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997.

365. УрновД.М. Национальная специфика литературы как предмет исторической поэтики // Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения. М.: Наука, 1986. - С. 168-187.

366. Уэллек Р., Уоррен О. Теория литературы. М.: Прогресс, 1978.

367. Фоменко И.В. О принципах циклической организации в лирике // Миропонимание и творчество романтиков. — Калинин: Калинин, гос. унт, 1986.-С. 110-124.

368. Фоменко И.В. Понятие "цикл" в литературном обиходе начала 20 века // Проблемы истории и методологии литературоведения и литературной критики. — Душанбе: Дониш, 1982. — С. 31-32.

369. Фоменко ИВ. Лирический цикл: становление жанра, поэтика. — Тверь: ТГУ, 1992.

370. Фоменко И.В. О поэтике лирического цикла. Калинин: Калинин, гос. ун-т, 1984.

371. Фоменко И.В. Путешествие как одна из моделей авторского цикла // Роктюа-КозБюа-СусПса. — М.: Дом интеллектуал. Кн., 2001. — С. 229-239.

372. Фоменко ИВ. Цикл стихотворений А. Блока "Пляски смерти": заметки к интерпретации // Вопросы романтического миропонимания, метода, жанра и стиля. — Калинин: Калинин, гос. ун-т, 1986. — С. 57-70.

373. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. — М.: Лабиринт, 1997.

374. Фризман Л.Г. Жизнь лирического жанра. Русская элегия от Сумарокова до Некрасова. — М.: Наука, 1973.

375. Фризман Л.Г. Поэт и его книги // Баратынский Е.А. Стихотворения. Поэмы. — М.: Наука, 1983. — С. 497-558.

376. Хаев Е. С. Проблема композиции лирического цикла (Б.Пастернак "Тема с вариациями") // Природа художественного целого и литературный процесс. — Кемерово: КГУ, 1980. С. 56-68.

377. Хализев В.Е. А. Блок как постсимволист (Цикл «О чем поет ветер» и родственные.) // Постсимволизм как явление культуры. Вып.4. -М., 2003. С. 27-32.

378. Хализев В.Е. Перспективы разработки исторической поэтики и наследие Веселовского // Наследие Александра Веселовского и современность. Исследования и материалы. СПб.: Наука, 1992. - С. 86111.

379. Ходасевич В.Ф. Колеблемый треножник. Избранное. М.: Сов. писатель, 1991.

380. Целостность литературного произведения как проблема исторической поэтики. — Кемерово: Кем. ГУ, 1986.

381. Чернец JI.B. Литературные жанры. М.: Изд-во МГУ, 1982.

382. Чернец JT.B. Судьбы теоретической поэтики в российском литературоведении (вторая половина XIX — начало XX в.) // Живая мысль. Сб. к 100-летию со дня рождения Г.Н. Поспелова М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999.

383. Шайтанов И.О. Проблемы жанровой поэтики // Литературоведение на пороге XXI в. Материалы международной научной конференции МГУ. М.: изд-во МГУ,1998. - С. 47-52.

384. Шеллинг Ф.В.Й. Об отношении изобразительных искусств к природе // Литературная теория немецкого романтизма: Документы. — Л.: Изд-во писателей в Ленинграде, 1934. С. 289-326.

385. Шкловский В.Б. Искусство как прием // Шкловский В.Б. Гамбургский счет. — М.: Сов. писатель, 1990. С. 58-72.

386. ШлегелъФ. Фрагменты // Литературная теория немецкого романтизма: Документы. — Л.: Изд-во писателей в Ленинграде, 1934. — С. 169-186.

387. Щенникова Л.П. Русская поэзия 1880-1890х гг. как культурно-исторический феномен. — Екатеринбуг: Изд-во Урал, ун-та, 2002.

388. Эйхенбаум Б.М. Роман-лирика // Эйхенбаум Б. М. О литературе. — М.: Сов. писатель, 1987. — С. 351-352.

389. Эллис Русские символисты. — Томск: Водолей, 1996.

390. Энциклопедия литературных терминов и понятий / гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. — М.: НПК «Интелвак», 2001.

391. Hirsch E.D. Innocence and Experience. An introduction to Blake. — London: New Hawen London univ. press, 1964.

392. Mustard H.M. The Lyric Cycle in German Literature. New York: Kings crown press, 1946.

393. Sloane D.A. Aleksandr Bloc and the Dynamics of the Lyric Cycle. — Columbus, Ohio State University Press, 1988.

394. Vroon R. Sumarokovs elegic. // Slavic review 59 2000 r. №9. -P. 521-546.

395. Vroon R. The Renaissances of the Lyric Cycle in Russian Modernism // Proceedings of the International Conference Zyklusdichtung in den slavischen Literaturen — Magdeburg: Lang, 2000 P. 563-580.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.