«Лингвокогнитивные особенности концепта «ВОЗРАСТ» в произведениях Чарльза Диккенса» тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Иванова Юлия Владимировна

  • Иванова Юлия Владимировна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2023, ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 176
Иванова Юлия Владимировна. «Лингвокогнитивные особенности концепта «ВОЗРАСТ» в произведениях Чарльза Диккенса»: дис. кандидат наук: 00.00.00 - Другие cпециальности. ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет». 2023. 176 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Иванова Юлия Владимировна

Введение

Глава 1. Теоретические основы исследования концепта «ВОЗРАСТ» в художественной картине мира Чарльза Диккенса

1.1. Языковая личность и антропоцентрический подход к языку как предпосылки концептуализма в лингвистике

1.2. История становления термина концепт и его понимание на современном этапе

1.3. Общая характеристика структуры и содержания концепта

1.4 Место концепта в иерархии когнитивно-языковых категорий

1.4.1 Концепт и единицы классификации, ориентированной на когнитивную психологию

1.4.2 Концепт и понятие

1.4.3 Концепт и значение

Выводы к главе

Глава 2. Концептуальные исследования в рамках художественного текста

2.1 Общие положения о тексте

2.2 Художественный текст как компонент общей типология текстов

2.3 Художественный концепт как единица анализа

2.4 Взаимосвязь картины мира, художественной картины мира и внутреннего мира художественного произведения

2.5 Метод анализа художественного концепта «ВОЗРАСТ» в произведениях

Ч.Диккенса

Выводы к главе

Глава 3. Семантико-когнитивный анализ концепта «ВОЗРАСТ» в

произведениях Ч.Диккенса

3.1 Концепт «ВОЗРАСТ» как объект лингвистических

исследований

2

3.2 Субконцепт «детство» как компонент сложного концепта «ВОЗРАСТ»

3.3 Субконцепт «юность» как компонент сложного концепта «ВОЗРАСТ»

3.4 Субконцепт «зрелость» как компонент сложного концепта «ВОЗРАСТ»

3.5 Субконцепт «старость» как компонент сложного концепта «ВОЗРАСТ»

Выводы к главе

Заключение

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему ««Лингвокогнитивные особенности концепта «ВОЗРАСТ» в произведениях Чарльза Диккенса»»

Введение

В настоящий момент концептологические исследования характеризуются разработанностью и частичной завершенностью теоретической базы, что дает возможность широкого применения этих знаний на практике: определено содержания концептов, обозначена область их функционирования, разработаны методы анализа. Исследования в этой области достаточно востребованы, так как они помогают проникнуть в многообразие коннотаций, стоящих за языковым знаком.

Применение концептологического подхода к изучению художественных текстов крайне популярно среди современных исследователей, так как в рамках концепта происходит интеграция языкового и ментального компонентов, изучение концепта является анализом языковых средств, вербализующих его, с дальнейшим обращением к более глубоким слоям, стоящим за языковым знаком. Построение художественного текста предполагает взаимосвязь плана выражения и плана содержания, нуждающегося в декодировании и анализе, и поэтому многие методы анализа концептов целесообразно применять в процессе анализа художественных текстов. С целью проникновения в сознание представителя культуры при помощи анализа языка исследователи прибегают к методам когнитивной лингвистики, лежащим в основе данного исследования.

Данная работа посвящена изучению лингвокогнитивных особенностей концепта «ВОЗРАСТ» в произведениях Чарльза Диккенса. Произведения Ч. Диккенса, являющиеся мировой классикой художественной литературы, представляют особый интерес. На сегодняшний день установлено, что ключевыми концептами в его творчестве являются «реализм», «проблема добра и зла», «Рождество», «мораль», «дом» и пр. [Бондаренко 2019: URL: http://e-koncept.ru/2019/191005.htm; Киселева 2018; Потанина 2012].

Концепт «ВОЗРАСТ» является универсальным концептом, а художественные произведения - это зачастую повествование, связанное с историями жизни персонажей, либо совокупность людей разного возраста,

взаимодействующих между собой. Изучение концепта «ВОЗРАСТ» особенно актуально для произведений Ч. Диккенса, т.к. один из его компонентов -субконцепт «детство» - является ключевым в творчестве автора.

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что степень разработанности темы определяется тем, что в области изучения детских характеров в произведениях Ч. Диккенса существует ряд работ [Хэнсон, 2007; Бабукб 2016; Бячкова, 2016; Лиан, 2018]. Тем не менее, субконцепты «юность», «зрелость» и «старость» недостаточно изучены, исследования героев юного, зрелого и пожилого возраста носят частный характер, проанализированы характеристики отдельно взятых персонажей, принадлежащих к данным возрастным группам, но общего, собирательного портрета представителя каждой возрастной группы не существует, так же как отсутствует описание общего содержания концепта «ВОЗРАСТ» [Маклуф, Маррони, 2020; Бячкова, 2016].

На фоне уже выполненных работ заметно отсутствие комплексного лингвокогнитивного анализа концепта «ВОЗРАСТ». На наш взгляд, подобный анализ позволит дополнить и расширить уже существующие знания особенностей написания Чарльзом Диккенсом его произведений, а также выявить базовые, фреймовые черты в образах персонажей, что способно внести вклад в интерпретацию произведений автора.

Таким образом, новизна данного исследования заключается в том, что впервые объектом комплексного лингвокогнитивного исследования становится вербализация концепта «ВОЗРАСТ», представленного в художественной картине мира Чарльза Диккенса.

Впервые исследуется структура и содержание данного концепта, представленные совокупностью субконцептов «детство», «юность», «зрелость», «старость». Выявлены и описаны языковые единицы, вербализующие данные субконцепты; изучены особенности индивидуально-авторского определения границ возрастных периодов.

Актуальность данного исследования определяется следующими факторами:

- востребованностью исследований концептологической направленности по причине антропоцентрического характера современной науки о языке и возрастающей необходимостью изучения скрытых смыслов, стоящих за языковым знаком в художественном тексте;

- необходимостью комплексного лингвокоогнитивного анализа концепта «ВОЗРАСТ» в произведениях Чарльза Диккенса, обусловленной важностью систематизации уже имеющихся знаний о субконцепте «детство», и дальнейшего изучения эволюции признаков, характерных для данного субконцепта в рамках следующих возрастных периодов;

- необходимостью изучения особенностей вербализации субконцептов «детство», «юность», «зрелость», «старость» как компонентов концепта «ВОЗРАСТ»;

- востребованностью новых, более точных подходов к анализу художественного текста, предполагающих синкретизм качественного и количественного подходов к художественному тексту.

Объектом исследования является вербализация концепта «ВОЗРАСТ» в произведениях Чарльза Диккенса.

Предметом изучения являются когнитивные признаки, образующие структуру концепта «ВОЗРАСТ» в произведениях Ч. Диккенса.

Цель исследования - комплексное лингвокогнитивное описание содержания и структуры концепта «ВОЗРАСТ» в произведениях Ч. Диккенса.

Для достижения поставленной цели было необходимо решить ряд задач:

1. Изучить историю концепта в науке о языке, а также рассмотреть особенности восприятия термина «концепт» на современном этапе; изучить имеющиеся результаты исследования концепта «ВОЗРАСТ» и входящих в его состав субконцептов «детство», «юность», «зрелость», «старость».

2. Исследовать номинативные поля субконцептов «детство», «юность», «зрелость», «старость» и установить возрастные рамки каждого субконцепта с целью формирования ядерных признаков субконцептов.

3. Провести когнитивную интерпретацию сем, связанных с признаками субконцептов «детство», «юность», «зрелость», «старость».

4. Определить способы номинации когнитивных признаков, входящих в состав субконцептов «детство», «юность», «зрелость», «старость».

Гипотеза исследования: концепт «ВОЗРАСТ» является сложным концептом, состоящим из субконцептов «детство», «юность», «зрелость» и «старость», содержание которых позволяет им, с одной стороны, функционировать независимо, но в то же время поля субконцептов частично пересекаются в области признаков, характерных для всего концепта «Возраст». Содержание концепта «ВОЗРАСТ» представлено ядром и периферией в виде когнитивных признаков, отражающих картину мира Ч. Диккенса, а также частично совпадающих с содержанием лингвокультурного концепта «ВОЗРАСТ» в рамках номинативного поля.

Материалом исследования послужили следующие произведения Чарльза Диккенса: романы 'Oliver Twist' («Оливер Твист»), 'Hard times' («Тяжелые времена»), 'Little Dorrit' («Крошка Доррит»); повесть 'Christmas Carol in Prose' («Рождественская песнь в прозе»), рассказы 'Our English Watering-place' «Наш английский курорт», 'A Christmas Tree' («Рождественская елка»), 'The Poor Relation's Story' («Рассказ бедного родственника»),'A walk in the Workhouse' («Прогулка по работному дому»).

Теоретическая значимость работы состоит в следующем:

1) в работе получило развитие применение семантико-когнитивного подхода к исследованию концептов на материале художественного текста, что может быть использовано как основа исследования других художественных концептов;

2) исследование выявляет индивидуально-авторскую специфику содержания субконцептов «детство», «юность», «зрелость», «старость» в произведениях Ч.Диккенса, что позволяет внести уточнения в интерпретацию произведений автора, а также представляет обобщенную модель концепта «ВОЗРАСТ», включающую в себя совокупность признаков, входящих в него субконцептов;

3) работа решает ряд вопросов, связанных с понимнием термина концепт и его разновидностей, в частности, художественного концепта, и помимо этого вносит вклад в расширение представлений о понятиях современной когнитивной лингвистики, таких как языковая картина автора и его идиостиль.

Практическая ценность исследования состоит в возможности использования результатов исследования в теоретических дисциплинах и практических курсах по стилистике, когнитивной лингвистике, анализу текста, на занятиях по домашнему чтению, а также в процессе обучению когнитивному концептуальному анализу художественных текстов.

Поставленные задачи обусловили использование следующих методов исследования:

а) семантико-когнитивного метода изучения концептов, который включает в себя следующие этапы: 1) построение номинативного поля; 2) анализ семантики языковых средств; 3) обобщение схожих по значению сем в более крупные классы или когнитивные признаки; 4) составление графической полевой модели концепта и ее словесная расшифровка.

б) контекстуальный анализ был использован для определения семантических значений, сопровождающих случаи вербализации концепта «ВОЗРАСТ»;

в) метод составления конкорданса применялся для составления списка случаев вербализации каждого семантического значения;

г) метод когнитивной интерпретации употреблялся для формирования когнитивных признаков;

д) количественный анализ был проведен для построения иерархии когнитивных признаков и «слоев»;

е) описательный метод был использован для описания полученной графической модели концепта «ВОЗРАСТ» и входящих в его состав субконцептов.

Теоретико-методологическую базу исследования составили положения, разработанные в трудах по когнитивной лингвистике [Бабушкин 1996, 2001; Болдырев 2001, 2002, 2016; Кубрякова 2001; Попова, Стернин 2007; Огнева 2009; и др.], лингвокультурологии [Алефиренко 2005, 2006; Воркачев 2001, 2003, 2004, 2005; Карасик 2001, 2004, 2007; Красных 1998; Маслова 2001, 2014; Степанов 1997; и др.], поэтике [Виноградов 1959; Катермина 2016; Лихачев 1993; Лотман 1970, 1998, 2000; Потебня 1976 и др.].

На защиту выносятся следующие положения:

1) Концепт «ВОЗРАСТ» в картине мира Чарльза Диккенса обладает антропоцентрической природой, имеет сложную структуру, образованную четырьмя компонентами «детство», «юность», «зрелость», «старость», способными функционировать как отдельно взятые концепты, но, в то же время, взаимосвязанные друг с другом. Номинативные поля субконцептов «детство», «юность», «зрелость», «старость» совпадают с номинативными полями одноимённых лингвокультурных концептов, но возрастные границы данных субконцептов носят индивидуально-авторский характер: отмечается отсутствие компонента «отрочество»; понятие «молодость» синонимично понятию «нестарый» и не подходит для обозначения периода между детством и зрелостью, в отличии от понятия «юность»; нижняя граница субконцепта «старость» приходится на сорокалетний возраст и носит условный характер;

2) Когнитивные признаки субконцепта «детство» в составе художественного концепта «ВОЗРАСТ» организованы вокруг ядра,

обозначающего возрастные границы субконцепта (от рождения до 16 лет), и представлены следующей иерархией: доброта, счастье, основа для жизни, порок, несчастье, учеба/игра.

3) Ядром субконцепта «юность» как компонента концепта «ВОЗРАСТ» является возрастной период от 16 до 30 лет; полевая структура субконцепта образована рядом когнитивных признаков: наполненность любовью, положительный герой, порочность, занятия взрослого человека, красота, создание семьи, беззаботность и веселье, несчастная судьба, внешняя непривлекательность, связь с родителями.

4) Структура субконцепта «зрелость» как одного из частей концепта «ВОЗРАСТ» также состоит из ядра (возраст от 30 до 40 лет) и организованной вокруг него периферии в виде когнитивных признаков многообразие судеб, дела и заботы, наличие семьи, любовь, работа и статус, увядание, имущество.

5) Ядерным когнитивным признаком субконцепта «старость» в структуре концепта «ВОЗРАСТ» является возраст от 40 лет; к остальным когнитивным признакам относятся любовь в семье, положительный персонаж, отрицательный персонаж, воспоминания, физическая изношенность, расплата, мысли о смерти, уважение, плохо выглядящий человек.

6) Способы номинации когнитивных признаков каждого субконцепта с высокой частотностью вербализации представлены трехкомпонентной моделью, включающей в себя прямую и косвенную способы номинации, а также сюжетную коннотацию. Способы номинации когнитивных признаков этих же субконцептов с меньшей частотностью вербализации представлены двухкомпонентными моделями, в которых отсутствует один из способов номинации, а также встречается однокомпонентная модель.

Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на кафедре общего и славяно-русского языкознания Кубанского государственного университета, были изложены в десяти статьях, три из которых рекомендованы списком ВАК РФ, одна из статей относится к перечню SCOPUS, а также были

представлены на научно-практических конференциях: «Филология в контексте коммуникации и современной культуры» (Краснодар, 2020), «Современное состояние и перспективы развития современной филологии» (форум), «Актуальные вопросы современной науки и образования» (международная научно-практическая конференция), «Высшая школа:научные исследования» (научный крнгресс).

Структура диссертации определена целью и задачами исследования. Данная работа состоит из введения, основной части, состоящей из трех глав с выводами, заключения, списка литературы.

Во введении обозначены цели, задачи, объект и предмет исследования, актуальность темы исследования, источники материала и методы исследования, формулируется научная новизна, практическая и теоретическая значимость исследования, раскрываются основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические основы исследования концепта «возраст» в художественной картине мира Чарльза Диккенса» раскрываются основные на сегодняшний день подходы к исследованию концептов, аргументируется анализ концепта с позиций когнитивной лингвистики и лингвокультурологии. Рассматривается структура концепта, его классификации.

Во второй главе «Концептуальные исследования в рамках художественного текста» приводится анализ особенностей общего понимания понятия «текст», рассматриваются особенности художественного текста. Также изучается понятие «художественный концепт», который представляется как единица интегрированного характера, совмещающая в себе признаки концепта, сформированные и организованные по законам построения художественного текста. В данной главе описываются особенности методики исследования художественного концепта.

Третья глава «Семантико-когнитивный анализ концепта «ВОЗРАСТ» в произведениях Ч.Диккенса» анализирует авторскую репрезентацию концепта «ВОЗРАСТ». В главе отдельно изучаются субконцепты «детство», «юность»,

«зрелость», «старость». В результате поэтапного анализа входящих в состав концепта «ВОЗРАСТ» субконцептов создается общая графическая и словесная модель концепта «ВОЗРАСТ».

В заключении подводятся итоги исследования, а также определяются дальнейшие перспективы изучения выбранной нами темы.

Глава 1. Теоретические основы исследования концепта «ВОЗРАСТ» в художественной картине мира Чарльза Диккенса

1.1 Языковая личность и антропоцентрический подход к языку как предпосылки концептуализма в лингвистике

Отличительной чертой современных исследований языка является отхождение от автономного изучения языковых знаков. Перечисляя вопросы, которые изучает современная лингвистика, Е.Н. Лучинская говорит о «взаимоотношениях языка и культуры, места человека в культуре, взаимосвязи языковой личности, текста, дискурса» [Лучинская 2020: 35]. Как мы видим, язык как отдельная система перестал привлекать внимание исследователей, обратившихся к более глубинным пластам, стоящим за языковым знаком. Упомянутая ориентированность на языковую личность является ведущим принципом современной науки о языке, ориентация на личность человека, стоящего за языковым знаком - это не что иное, как антропоцентрический подход.

Антропоцентрический подход предполагает нечто большее, чем работу с осязаемой стороной языка и включает в себя многообразие невидимых экстралингвистических факторов, повлиявших на выбор единиц языка. Данный симбиоз видимого и невидимого, языкового и экстралингвистического является главной отличительной чертой большинства современных лингвистических учений.

Зачатки антропоцентризма можно наблюдать в работах В. фон Гумбольдта, писавшего о том, что развитие человека и его жизнедеятельность неразрывно связаны с языком. [Гумбольдт 1984: 378]. Продолжая идеи В. фон Гумбольдта, Й.Л. Вайсгербер отмечал коллективную природу языка. [Вайсгербер 2009: 8]. А.А. Потебня писал о том, что «человек понимает самого себя, только испытавши на других понятность этих слов» [Потебня 1976: 126].

Э. Бенвенист в своем труде «Общая лингвистика» подчеркивал невозможность разграничения языка и человека [Бенвенист 1974: 223].

Художественный текст имеет прямую связь с понятием антропоцентризма и языковой личности. В.В. Виноградов, которого многие исследователи считают основоположником учения о языковой личности, ввел понятие «образа автора» или, другими словами, «включил человека в текст» [Тарасенко 2021: 269; Эфтор 2013: 118].

Ю.Н. Караулов, не ограничиваясь рамками художественного текста, в работе «Русский язык и языковая личность» окончательно сформулировал главный постулат антропоцентризма - «за каждым текстом стоит языковая личность» [Караулов 1987: 5]. Автор предложил трехуровневую структуру:

1) вербально-семантический уровень (лексикон) - нормальное владение языком;

2) лингво-когнитивный уровень (тезаурс) - понятия, идеи, концепты, складывающиеся в картину мира;

3) мотивационный уровень (прагматикон) - цели, мотивы, интересы, установки, интенциональности личности [Большакова 2007: 13; Караулов: 1989].

Г.И.Богин разработал лингводидактическую модель языковой личности, включающая следующие уровни владения языком:

1) уровень правильности - построение высказываний в соответствии с правилами языка и на основе большого лексического запаса;

2) уровень интериоризации - наличие внутреннего плана речевого поступка, в соответствии с которым реализуются и воспринимаются высказывания;

3) уровень насыщенности - отражает разнообразие языка с точки зрения фонетики, грамматики, лексики;

4) уровень адекватного выбора - соответствие используемых языковых средств коммуникативной ситуации;

5) уровень адекватного синтеза - соответствие порожденного личностью текста содержательным и коммуникативным задачам, лежащим в его основе [Богин 2001].

В.А. Маслова, говоря об уровневой модели языковой личности, отмечает, что она отражает обобщенный тип, хотя в культуре существует огромное количество конкретных языковых личностей, для которых характерна вариативность каждого из уровней. Поэтому исследователь предлагает рассматривать языковую личность как совокупность речевых личностей -языковых личностей «в парадигме реального общения, в деятельности» [Маслова 2001: 109]. На уровне речевой личности, по мнению исследователя, проявляется как национально-культурная специфика языковой личности, так и национально-культурная специфика самого общения.

О.Е. Павловская и Н.Ю. Зимина подчеркивают «синтез психологического и языковедческого знания» как отличительную черту концепции языковой личности [Павловская, Зимина 2012].

В целом можно отметить, что к настоящему времени понятие языковой личности получило глубокое развитие в нескольких направлениях, каждое из которых рассматривает данное понятие под определенным ракурсом.

В рамках лингводидактики многоуровневая структура языковой личности взаимосвязана с речевой деятельностью, в которой эта личность актуализируется. При этом в центре внимания находится индивид как совокупность речевых способностей [Аникин 2004: 14-16; Игнатова:URL http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Vmuvnz/2008_13/st13/08ignstr.pdf; Литвинова 2009: 56-57].

Лингвокулътурологические исследования строятся на понятии словарной или этносемантической личности или «прототипе носителя языка», которого сравнивают с «фотороботом, составляемым на основе мировоззренческих установок, ценностных приоритетов и поведенческих реакций, отраженных в словаре» [Воркачев 2001; Литвинова, там же].

В рамках социолого-коммуникативного направления для исследователей важным является вопрос о корреляции понятия языковая личность с понятием личности как члена различных социальных структур. Исследователи противопоставляют понятия индивидуальной и коллективной языковой личности. В основе первого понятия лежат индивидуальные характеристики личности. Второе понятие основано на характеристике индивида как члена коллектива.

Как говорилось выше, «образ автора» постепенно перестал быть категорией, связанной с художественным текстом. Произошла трансформация как самого термина, так и его содержания. Однако для лингвистов, работающих над анализом художественного текста, крайне важно наличие понятия, обозначающего авторские особенности организации и частоты употребления лексических единиц, синтаксических конструкций, а также особенности организации повествования и отсылок к другим текстам [Баранов 2021: 374]. С этой целью исследователи языка оперируют таким понятием, как идиостилъ.

К сожалению, на сегодняшний день не существует единого определения понятия идиостилъ. Принято считать, что его понимание зависит от научного подхода к его исследованию. [Старкова 2015; Вахрушева 2021; Бонадык 2021].

Традиционно выделяют следующие подходы:

1) Семантико-стилистический подход ориентирован на изучение лексических единиц и вытекает из определения, данного В.В. Виноградовым: «...стиль писателя - это система индивидуально-эстетического использования, свойственного данному периоду развития художественной литературы, средств словесного выражения» [Виноградов 1959: 85].

2) Лингвопоэтический подход связан с изучением разноуровневых аспектов идиостиля и их последующим объединением в единую картину. [Некрасова 1991; Фатеева 2007: 15]. В качестве примера можно рассмотреть сложную структуру, предложенную А.В. Болотновым. По мнению автора,

идиостиль - это комплекс культурно-речевого, коммуникативного, когнитивного стилей [Болотнов 2016: .23].

3) Системно-структурный подход рассматривает идиостиль во взаимосвязи с идиолектом. Среди исследователей нет единого мнения по вопросу взаимоотношений этих понятий. Ряд ученых считают их тождественными [ЛЭС 1990: 234; Щукин 1978: 149]. В то же время существует большое количество исследований, разделяющих данные понятия. Т.А. Чернышева предлагает проводить разграничение по критерию устная речь (идиолект)/писъменнаяречь (идиостиль) [Чернышева 2007: 11]. Е.В. Корниенко противопоставляет идиолект и идиостиль по принципу язык (идиолект)/речъ (идиостиль) [Корниенко 2019: 269].

4) Коммуникативная стилистика ориентирована на диалог автора с читателем. За исходное берется языковая репрезентация концептов, являющихся основой идиостиля в тексте. Данный подход, основанный на теории речевой деятельности и включающий учение о целях и мотивах, опирается на концепцию языковой личности Ю.Н.Караулова.

5) Когнитивный подход, в рамках которого проходит данное исследование, рассматривает идиостиль с позиций когнитивной лингвистики. При изучении идиостиля вектор исследований направлен от ментальных структур к их языковому выражению, учитывается концептуально-семантическая организация текста и многообразие когнитивных процессов в сознании автора [Болотнова 2004: 20; Болотнова 2007: 75; Тарасова 2006].

Таким образом, современная тенденция комплексного характера языковых исследований, изучающих язык неразрывно от носителя языка, как отдельного индивида, так и культурной нации в целом, тесно взаимосвязана с особенностями функционирования художественного текста.

Современные языковые исследования носят комплексный характер, в соответствии с чем язык изучают в неразрывной связи с его носителем, являющимся, с одной стороны, отдельным индивидом, а с другой стороны -

представителем культурной нации в целом. Указанная тенденция отчетливо проявляется в изучении функционирования художественного текста.

Именно на примере художественного текста легко проследить, насколько велико влияние языковой личности на выбор языкового материала, особенности его грамматического оформления и пути реализации установок текста. Неудивительно, что антропоцентрическое направление и само понятие языковая личностъ зародились именно в процессе анализа художественных произведений, приобретая в дальнейшем всеобъемлющие масштабы.

Позднее понятие языковая личность, применимое к создателю любого типа текста, получило дополнительную, более узкую разновидность -идиостилъ, под которым мы пониманием проявление языковой личности в виде уникальных особенностей построения текста, созданного данной личностью.

1.2 История становления термина концепт и его понимание на

современном этапе

Сдвиг научной парадигмы с языкового знака в чистом виде в сторону языковой личности потребовал от исследователей введения «оперативной единицы» нового уровня. Появилась потребность в комплексном образовании, включающем в себя языковую составляющую, а также ментальный компонент как отдельной языковой личности, так и совокупности языковых личностей в масштабах отдельно взятой культуры. Такой многогранной оперативной единицей в рамках современной научной парадигмы является концепт. Становление и укрепление позиций данного понятия не отличалось стихийным характером и происходило поэтапно.

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Иванова Юлия Владимировна, 2023 год

- 23 с.

64. Демьянков, В.З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода / В.З. Демьянков // Вопросы языкознания. -Вопросы языкознания. - Москва: Российская академия наук, 1994. - № 4. -С.17-33.

65. Демьянков, В.З. Понятие и концепт в художественной литературе и в научном языке [Электронный ресурс] / В.З. Демьянков // Вопросы филологии.

- 2001. - №1 - С. 35-47. - Режим доступа: http//www.infolex.ru/Concept.html (дата обращения: 05.10.2021).

66. Демьянков, В.З. Стереотип // Краткий словарь когнитивных терминов [Электронный ресурс] / Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. - М.: Филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. - 1996. - С.177-179. - Режим доступа: http://www.infolex.ru/Cs23.html (дата обращения: 05.10.2020).

67. Демьянков, В.З. Схема/ В.З. Демьянков, Е.С. Кубрякова, Ю.Г. Панкрац, Л.Г. Лузина // Краткий словарь когнитивных терминов / Под общей редакцией Е.С. Кубряковой. - Москва: Филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996. - С.179-181.

68. Демьянков, В.З. Термин «концепт» как элемент терминологической культуры / В.З. Демьянков // Язык как материя смысла: Сборник статей в честь академика Н.Ю. Шведовой / Отв. ред. М.В. Ляпон. - Москва: Издательский центр «Азбуковник», 2007. - С. 606-622.

69. Джандар, Б.М. Текст как основа для формирования устной связной речи / Б.М. Джандар // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - Майкоп: АГУ, 2012. - С. 198-204.

70. Диас, Е., Арсентьева, Е. Фразеологические единицы, обозначающие старый возраст человека, в английском и русском языках / Е. Диас, Е. Арсентьева // Филология и культура. - Казань: Казанский (Приволжский) федеральный ун-т, 2018. - № 1(51). - С. 57-62.

71. Друзина, Н.В. Концепт: понятие, структура, типология / Н.В. Друзина // Вестник Саратовского социально-экономического университета. -Саратов: Саратовский гос. социально-экономический ун-т, 2005. - С. 148-152.

72. Дубенец, Н.Б. Языковые средства репрезентации концепта «победа» в американском внешнеполитическом дискурсе / Н.Б. Дубенец // Политическая лингвистика. - Екатеринбург: УрГПУ, 2021. - № 2 (86). - С. 8188. - DOI 10.12345/1999-2629_2021_02_07.

73. Дуркина, Г.С. Фреймовая организация художественного текста (на материале русской классической и современной литературы) / Г.С. Дуркина //

Известия Волгоградского педагогического государственного университета. -Волгоград: ВГСПУ "Перемена", 2013. - № 9 (84). - С. 90-93.

74. Дымарский, М.Я. Проблемы русского текстообразования: сверхфразовый уровень организации художественного текста: автореф. дисс. . канд. филол. наук: 10.02.01/ Дымарский Михаил Яковлевич. - СПб., 1999. - 44 с.

75. Елисеева, О. В. Когнитивный аспект символического компонента в структуре концептов Бог и Дьявол в русской, французской и английской лингвокультурах: автореф. дисс... канд. филол. наук: 10.02.19 / Елисеева Ольга Вячеславовна. - Саратов, 2008. - 12 с.

76. Енева, М.В. Эмоциональный концепт восторгМе^Ы: в сочинениях К. Г. Паустовского и Д. Б. Пристли / М.В. Енева // Вестник Челябинского государственного университета. - Челябинск: Челябинский гос. ун-т, 2015. -№20 (375). - С. 36-40.

77. Еременко, И.А. К вопросу о статусе понятия «художественный концепт» / И.А. Еременко // Ученые записки национального университета им. В.И. Вернадского. Серия «Филология». - Симферополь: Таврический нац. ун-т им. В. И. Вернадского, 2006. - № 19 (58). - С. 120-124.

78. Ерофеева, Е.В., Кудлаева А.Н. К вопросу о соотношении понятий ТЕКСТ и ДИСКУРС [Электронный ресурс]/ Е.В. Ерофеева, А.Н. Кудлаева. -Режим доступа: http://psychsocling.narod.ru/erkudl.htm (дата обращения: 23.12.2020).

79. Залевская, А.А. Психолингвистический подход к проблеме концепта / А.А. Залевская // Методические проблемы когнитивной лингвистики. - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 2001. -С. 36-44.

80. Зорькина, О.С. О психолингвистическом подходе к изучению текста: Язык и культура [Электронный ресурс] / О.С. Зорькина. - Новосибирск, 2003. - С. 205-210. - Режим доступа: http://www.philology.ru/linguistics1/zorkina-03.htm (дата обращения: 03.02.2019).

81. Зырянова, М.Н. К вопросу о типологии концептов // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ [Электронный ресурс] / М.Н. Зырянова. - 2019. - № 4 (19) октябрь-декабрь. - Режим доступа: http://e-joumal.omgau.ru/images/issues/2019/4/00796.pdf - ISSN 2413- 4066 (дата обращения: 03.02.2020).

82. Игнаткина, А.Л. Специфика репрезентации концепта PR фразеологическими средствами американского и британского вариантов английского языка: автореф. дисс. ... канд. филол. наук: 10.02.04 / Игнаткина Анастасия Львовна. - Саратов, 2004. - 25 с.

83. Игнатова, И.Б. Структура языковой личности в лингводидактическом аспекте [Электронный ресурс] / И.Б. Игнатова. - Режим доступа:

http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Vmuvnz/2008_13/st13/08ignstr.pdf (дата обращения: 01.06.2020).

84. Имамгаязова, Д.И. Фреймирование киберпреступлений в медиатекстах на русском и английском языках / Д.И. Имамгаязова // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. - Самара: Самарский ун-т,2020. -№ 4 (26). -С. 109-114. - DOI: http://doi.org/10/12287/2542-0445-2020-26-4-109-114.

85. Казакова, Т.А. Практические основы перевода / Т.А. Казакова. -СПб.: Союз, 2005. - 318 с.

86. Казарина, В.И. Понятие концепта и синтаксического концепта в лингвистике / В.И. Казарина // Предложение и слово: Сборник статей. -Саратов: Изд-во Сар. ун-та, 2002. - С. 211-216.

87. Калинина, В.В., Сонголова, Ж.Г. Синкретизм концепта 'anxiety'// Вестник Марийского государственного университета / В.В. Калинина, Ж.Г. Сонголова. - Йошкар-Ола: МарГУ,2020. - Т.14. - №1. - С. 69-74.

88. Калуженина, Д.В. Художественный гиперконцепт ПРОСТРАНСТВО в поэзии конца ХХ века (на материале лирики К. Кинчева,

Д. Ревякина, Ю. Кузнецова и А. Кушнера): автореф. дисс. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / Калуженина Дарья Васильевна. - Саратов, 2008. - 19 с.

89. Карасева, Ю.А. Художественный текст как источник национально-культурной информации и выразитель национальной ментальности: на материале произведений художественной литературы стран Андской культурно-исторической зоны: автореф. дисс. ... канд. филол. наук: 10.02.05 / Карасева Юлия Александровна. - Москва, 2003. - 23 с.

90. Карасик, В.И. Языковый круг: личность, концепты, дискурс / В.И. Карасик. - Москва: Гнозис, 2004. - 309 с.

91. Карасик, В.И. Языковые ключи / В.И. Карасик. - Волгоград: Парадигма, 2007. - 520с.

92. Карасик, В.И., Прохвачева, О. Г., Зубкова, Я. В. [и др.]. Иная ментальность / В.И. Карасик, О.Г. Прохвачева, Я.В. Зубкова, Я.В. Грабова. -Москва: Гнозис, 2005. - 352 с.

93. Карасик, В.И., Слышкин Г. Г. Лингвокультурный концепт как единица исследования / В.И. Карасик, Г.Г. Слышкин // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: Сб. науч. тр. / Под ред. И. А. Стернина. -Воронеж: ВГУ, 2001. - С. 75-80.

94. Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность/ Ю.Н. Караулов // Отв. редактор Д. Н. Шмелев; АН СССР, Отд-ние лит. и яз. - Москва: Наука, 1987. - 261 с.

95. Караулов, Ю.Н. Русская языковая личность и задачи её изучения [Электронный ресурс] / Ю.Н. Караулов. - Режим доступа: //destructioen.narod.ru/karaulov_jasikovaja_lichnost.htm (дата обращения: 16.11.2019).

96. Карпунина, Е.Д. Репрезентация концепта «деньги» во фразеологических единицах финского и эрзянского языков / Е.Д. Карпунина // Финно-угорский мир. - Саранск: МГУ им. Н. П. Огарёва, 2021. - Т. 13. - №1. -С. 29-37. - 001: 10.15507/2076-2577.013.2021.01.

97. Касавин, И.Т. Текст, контекст, индивид [Электронный ресурс] / И.Т. Касавин. - Режим доступа: http://journal.iph.ras.ru/textkontextindivid.html (дата обращения: 23.12.2019).

98. Касевич, В.Б. О когнитивной лингвистике/ В.Б. Касевич // Общее языкознание и теория грамматики. Материалы чтений, посвященных 90-летию со дня рождения С.Д.Канцельсона. - СПб.: Наука, 1998. //Актуальные проблемы современной лингвистики. - Москва: «Флинта», «Наука», 2009. -С.192 - 200.

99. Катермина, В.В. Номинации человека: национально-культурный аспект (на материале русского и английского языков) / В.В. Катермина. -Москва: Флинта, 2016. - 222 с.

100. Киселева, И.А. Сопоставительный анализ концепта «детство» в английской и русской лингвокультурах: автореф. дисс. ... канд. филол. наук: 10.02.20/ Киселева Ирина Александровна. - Мытищи, 2019. - 27 с.

101. Киселева, Я.В. Концепт «мораль» и его модальное отражение в романе Чарльза Диккенса «Оливер Твист» / Я.В. Киселева // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2018. - № 1. - С. 48-53.

102. Клюкина, Ю.В., Тишкина, И.А., Циленко, Л.П., Шиповская, А.А. Репрезентация концепта «карантин» в англоязычных и русскоязычных произведениях юмористических жанров / Ю.В. Клюкина, И.А. Тишкина, Л.П. Циленко, А.А. Шиповская // Мир науки, культуры, образования. - Горно-Алтайск: РМНКО, 2021. - № 3 (88). - С. 496-499.

103. Козько, Н.А. К вопросу о лингвокультурном концепте / Н.А. Козько // Проблемы истории, филологии, культуры. - Магнитогорск: Магнитогорский Дом печати, 2013. - С. 256-262.

104. Колесникова, В. В. Художественный концепт «Душа» и его языковая репрезентация: автореф. дисс. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / колесникова виктория владимировна. - Краснодар, 2008. - 21 с.

105. Колесов, В.В. Язык и ментальность / В.В. Колесов. - СПб: Петербургское Востоковедение, 2004. - 315 с.

106. Колиева, И.Г., Ловянникова, В.В. Концепты «душа»/ «seele»/ «уд» в русском, немецком и осетинском языках / И.Г. Колиева, В.В. Ловянникова // Международный научно-исследовательский журнал. - № 5 (107). Часть 3. - С. 163-168.

107. Кольцова, Л.М., Лунина О. А. Художественный текст в современной лингвистической парадигме: учебно-методическое пособие для вузов / Л.М. Кольцова, О.А. Лунина. - Воронеж: Воронежский Государственный Университет, 2007. - 51 с.

108. Кондрашева, Е.В. Любовь как концепт художественной концептосферы В. Токаревой (на примере рассказа «За рекой, за лесом» и повести «Жена поэта») / Е.В. Кондрашева // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2020. - Т. 13. № 7. - C. 22-28.

109. Коннова, И.В. Структура лингвокультурного концепта методы выявления и механизмы семантизации / И.В. Коннова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. - СПб; Пушкин: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2012. - С. 49-60.

110. Кончакова, С.В. «Лики ангелов»: изображение женских характеров в позднем творчестве Ч. Диккенса / С.В. Кончакова // Вестник ТГУ. - Томск: Изд-во ТГУ, 2011. - № 1 (93). - С. 32-42.

111. Корниенко, Е.Р. Идиолект и идиостиль: к вопросу о соотнесении понятий / Е.Р. Корниенко // Филология: научные исследования. - Москва: НБ-Медиа,2019. - № 1. - С. 265-271.

112. Костарева, Е.В., Стринюк, Е.А. Концепт «Североирландский конфликт» («The Troubles»): методика исследования и репрезентация на материале медийного и художественного дискурсов / Е.В. Костарева, Е.А. Стринюк // Вестник Томского государственного университета. Филология. -Томск: Томский гос. ун-т, 2017. - № 48. - С.19-47.

113. Кошелев, А.Д. Об основных парадигмах изучения естественного языка в свете современных данных когнитивной психологии / А.Д. Кошелев // Вопросы языкознания. - Москва: Российская академия наук, 2008. - № 4. -С.15-40.

114. Красавский, Н.А. Эмоциональные концепты в немецкой и русской лингвокультурах / Н.А. Красавский. - Волгоград: Перемена, 2001. - 494 с.

115. Красных, В.В. Виртуальная реальность или реальная виртуальность? Человек. Сознание. Коммуникация / В.В. Красных. - Москва: АО «Диалог-МГУ», 1998. - 350 с.

116. Крысин, Л.П. Толковый словарь иноязычных слов / Л.П. Крысин. -Москва: Русский язык, 2003. - 856 с.

117. Кубрякова, Е.С. О когнитивной лингвистике и семантике термина «когнитивный» / Е.С. Кубрякова // Вестник ВГУ, Серия Лингвистика и Межкультурная коммуникация. - Воронеж: Изд-во Ворнеж. гос. ун-та, 2001. -№ 1. - С. 4-11.

118. Кубрякова, Е.С. О тексте и критериях его определения [Электронный ресурс] / Е.С. Кубрякова. - Текст. Структура и семантика. Т. 1. -Москва, 2001. - С. 72-81. - Режим доступа :http://www.philology.ruЛmgшstics1/kubryakova-01.htm (дата обращения: 21.01.2020).

119. Лаптева, О.Е. Вербализация концепта «возраст» в португальском языке: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.05 / Лаптева Ольга Евгеньевна. -Москва, 2021. - 246 с.

120. Левицкий, Ю.А. Лингвистика текста: Учебное пособие / Ю.А. Левицкий. - Москва: Высшая школа, 2006. - 207 с.

121. Лили, С. Концепт «упорство» в русском языковом сознании: моделирование содержания и структуры / С.Лили. // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2021. - Т. 21. № 1. - С. 9-13.

122. Литвинова, В.В. Индивидуально-авторские концепты в структуре художественного мира Рэя Бредбери: дисс. ... канд. филол. наук: 10.02.19 / Литвинова Вероника Владимировна. - Краснодар, 2009. - 233 с.

123. Лифантьева, Е.В. Реализация текстовой категории ретроспекции в англоязычном художественном тексте: автореф. дисс. ... канд. филол. наук: 10.02.04 / Лифантьева Екатерина Викторовна. - Москва, 2009. - 17 с.

124. Лихачев, Д.С. Концептосфера русского языка / Д.С. Лихачев // Известия РАН. Серия Литературы и языка. - Москва: Российская академия наук, 1993. - Т. 52. № 1. - С.3-9.

125. Лотман, Ю.М. Внутри мыслящих миров / Ю.М. Лотман. - СПб: «Искусство-СПБ», 2000. - 703 с.

126. Лотман, Ю.М. Об искусстве / Ю. М. Лотман. - СПб: Искусство, 1998. - 702 с.

127. Лотман, Ю.М. Структура художественного текста [Текст] / Ю. М. Лотман. - Москва: Искусство, 1970. - 384 с.

128. Лукина, М.П. Языковая репрезентация концепта «солнце» в лингвокультуре народов Севера (на материале якутского и юкагирского языков) / М.П. Лукина // Гуманитарный вектор. - Чита: Забайкальский гос. ун-т,2021. - Т. 16. №1. - С. 102-110.

129. Лучинская, Е.Н. Язык культуры в дискурсе постмодерна / Е.Н. Лучинская // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: гуманитарные и социальные науки. - Архангельск: САФУ имени М. В. Ломоносова, 2020. -№2. - С. 34-42.

130. Лю, М. Концептуальное переосмысление наименований конечностей в паремиологическом фонде китайского языка [Электронный ресурс] / М. Лю. - Litera. - 2021. - № 9. - Режим доступа: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=36073 (дата оращения 19.12.2021).

131. Любина, И.М. Аксиология концепта «возраст» в русской, британской и американской лингвокультурах: дисс. ... канд. филол. наук: 10.02.19 / Любина Ирина Михайловна. - Краснодар, 2006. - 205 с.

132. Макерова, С.Р. Когнитивный механизм импликации и грамматические способы его реализации в художественном тексте: автореф. дисс. ... д-ра филол. наук: 10.02.19 / Макерова Сусанна Рашидовна. - Ростов-н-д., 2016. - 49 с.

133. Маслова, В.А. Лингвокультурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.А. Маслова. - Москва: Издательский центр «Академия», 2001. — 208 с.

134. Маслова, В.А. Когнитивный и коммуникативный аспекты художественного текста: монография / В.А. Маслова. - Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2014. - 104 с.

135. Стернин, И.А. Методологические проблемы когнитивной лингвистики / И. А. Стернин. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2001. - 182 с.

136. Мещанова, Н.Г. Метафорический образ игры на музыкальном инструменте сквозь призму структурной типологии концептов / Н.Г. Мещанова // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. -Самара: Самарский ун-т, 2018. - Т. 24. №1. - С. 149-153.

137. Минский, М. Фреймы для представления знаний / М. Минский -Москва: Энергия, 1979. - 152 с.

138. Митрофанова, О.И. Понятие концепта и его эволюция на примере концепта «вера» / О.И. Митрофанова // II Международные Бодуэновские чтения: Казанская лингвистическая школа: традиции и современность (Казань, 11-133 декабря 2003г.): Труды и материалы: В 2 т. / Под общей редакцией К.Р. Галиуллина, Г.А. Николаева. - Казань: Изд-во Казанского Ун-та, 2003. - Т.1. -С.163-165.

139. Моисеева, И.Ю. Коммуникативная функция языка и проблема понимания художественного текста: дисс. ... канд. филол, наук: 10.02.05 / Моисеева Ирина Юрьевна. - Москва, 2002. - 150 с.

140. Морозова, Е.В. Грамматическая категория пространственно -временного континуума в художественном тексте (на материале английского языка): автореф. дисс. ... канд. филол. наук: 10.02.04 / Морозова Елена Владиславовна. - Саратов, 2008. - 36 с.

141. Мотыгуллина, З.А., Нургалиева, Л.А. Репрезентация концепта «молодость» в английском и татарском языках / З.А. Мотыгуллина, Л.А. Нургалиева // Филологические науки. Вопросы теории и практики. -Тамбов: «Грамота», 2016. - №9 (63). - С. 126-129.

142. Мухаммедова, Х.Э. Женские образы в произведениях Ч.Диккенса / Х.Э. Мухаммедова // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сборник статей по материалам XXIII международной научно-практической конференции - Новосибирск: СибАК, 2013. - С. 158-164.

143. Некрасова, Е.А. Приёмы языковой изобразительности в стихотворных текстах / Е.А. Некрасова // Поэтика и стилистика. 1988-1990. -М.: Наука, 1991. - С.64 - 93.

144. Нестерова, О.Б. Концепт 'America' как фрагмент концептосферы языковой личности Барака Обамы / О.Б. Нестерова // Научный диалог. -Екатеринбург: Центр научных и образовательных проектов, 2021. - №3. - С. 86-105. - DOI: 10.24224/2227-1295-2021-3-86-105.

145. Огнева, Е.А. Когнитивно-сопоставительное моделирование концептосферы художественного текста: автореф. дисс. ... канд. филол. наук: 10.02.19, 10.02.20 / Огнева Елена Анатольевна. - Белгород, 2009. - 42с.

146. Олешков, М.Ю. Основы функциональной лингвистики: дискурсивный аспект / М.Ю. Олешков. - Нижний Тагил: Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, 2006. - 146 с.

147. Орлова, О.В. О когнитивно-стилистическом и когнитивно-дискурсивном подходах к изучению концептов / О.В. Орлова // Сибирский филологический журнал. - Новосибирск: Ин-т филологии СО РАН, 2009. - .№2. -С. 206-212.

148. Павловская, О.Е., Зимина, Н.Ю. Специфика орнаментального идиостиля постмодернизма (на примере романа В. Пелевина «Generation П») / О.Е. Павловская, Н.Ю. Зимина // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. - Майкоп: АГУ, 2012. - №2.- С. 215-218.

149. Пешкова, Н.П. Психолингвистические аспекты типологии научного текста: автореф. дисс. ... канд. филол. наук: 10.02.19 / Пешкова Наталья Петровна - Уфа, 2002. - 24 с.

150. Писаренко, В.И. О когнитивной лингвистике и семантике термина «когнитивный» / В.И. Писаренко // Актуальные проблемы современной лингвистики. - Москва: «Флинта», «Наука», 2009. - С.200-205.

151. Позняк, Л.П., Звада, О.В. Художественный концепт revenge в романах С. Шелдона / Л.П. Позняк, О.В. Звада // Вестник Волжского университета им. В.Н Татищева. - Тольятти: Волжский ун-т им. В. Н. Татищева, 2016. - № 3. - С. 46-54

152. Попова, З.Д., Стернин, И.А. Когнитивная лингвистика / З.Д. Попова, И.А. Стернин. - Москва: АСТ: Восток-Запад, 2007. - 314 с.

153. Потанина, Н.Л. Диккенс в современной России: актуальные итоги и перспективы исследования (к 200-летию со дня рождения писателя) / Н.Л. Потанина // Вестник ТГУ. - Томск: Изд-во ТГУ, 2012. - № 5 (109). - С. 9-16.

154. Потебня, А.А. Эстетика и поэтика / А.А. Потебня. - Москва: Искусство, 1976. - 615 с.

155. Приходько, А.И. Фрейм как тип лексического концепта / А.И. Приходько // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики.

- Владикавказ: Изд-во Сев.-Осет. гос. ун-та им. К.Л. Хетагурова, 2014. - № 16.

- С. 110-113.

156. Провоторов, В.И. Очерки по жанровой стилистике текста (на материале немецкого языка) / В.И. Провоторов. - Курск: Изд-во РОСИ, 2001. -140 с.

157. Пятковская, Е.С. Типология и специфика вербальных интерпретаций произведений живописи Китая и Японии: дисс. ... канд. филол. наук: 10.02.19 / Пятковская Екатерина Сергеевна. - Саратов, 2009. - 235 с.

158. Рогозина, И.В. Плюрализм картин мира [Электронный ресурс] / И.В. Рогозина - Режим доступа: http://elib.altstu.ru/elib/books/Files/2001-02/34/pap_34.html (дата обращения: 15.12.2019).

159. Садченко, В.Т. Текст как объект лингвистической семиотики / В.Т. Садченко // Вестник Челябинского государственного университета. -Челябинск: Челябинский гос. ун-т, 2009. - № 5 (143). Вып. 29. - С. 104-111.

160. Салашник, Т.В. Национально-культурная специфика концептов времен года (на материале русского и английского языков): автореф. дисс. ... канд. филол. наук: 10.02.19 / Салашник Татьяна Викторовна. - Саратов, 2007. -20 с.

161. Самситова, Л.Х., Ташбулатова, Р.М. Концепт в современной лингвистической литературе: основные подходы и направления его изучения / Л.Х. Самситова, Р.М. Ташбулатова // Вестник Башкирского университета. -Уфа: БГУ, 2015. - Т. 20. № 1. - С. 220-226.

162. Седых, Э.В. Концепт «детство» в английской народной поэзии (на примере Nursery Rhymes) / Э.В. Седых // Филология и человек. - Барнаул: Изд-во Алтайского университета, 2014. - №2.- С. 125-137.

163. Семухина, Е.А. Концепт «грех» в национальных языковых картинах мира: автореф. дисс. ... канд. филол. наук: 10.02.19 / Семухина Елена Александровна. - Саратов, 2008. - 22 с.

164. Серебренников, Б.А. Роль человеческого фактора в языке. Язык и мышление / Б.А. Серебренников. - Москва: Наука, 1988. - 244 с.

165. Серкова, Н.И. Предпосылки членения текста на сферфразовом уровне / Н.И. Серкова // Вопросы языкознания. - Москва: Российская академия наук, 1978. - № 3. - С. 75-82.

166. Слышкин, Н.Н. Лингвокультурные концепты и макроконцепты / Н.Н. Слышкин. - Волгоград: Перемена, 2004. - 304 с.

167. Смурова, О.В. Гештальт-функция лингвистического концепта «эпистемическая оценка» (на материале The British National Corpus) / О.В. Смурова // Вестник МГЛУ. Гуманитарные науки. - Москва: ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2017. - № 11 (784). - С. 37-47.

168. Сорокина, Т.С. Концепт «состояние» как гештальт и когнитивная схема языковой интерпретации / Т.С. Сорокина // Вестник МГЛУ. Гуманитарные науки. - Москва: ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2018. - №10 (803). - С. 161-173.

169. Старкова, Е.В. Проблема понимания феномена идиостиля в лингвистических исследованиях / Е.В. Старкова // Вестник Вятского государственного университета. - Киров: ВятГУ, 2015. - № 5. - С. 75-81.

170. Степанов, Ю.С. Константы. Словарь русской культуры / Ю.С. Степанов. - Москва: Школа «Языки русской культуры, 1997. - 824 с.

171. Стернин, И.А. Концепт и значение [Электронный ресурс] / И.А. Стернин. - Режим доступа: http://sternin.adeptis.ru/articles2_rus.html (дата обращения: 05.10.2019).

172. Стешина, Е.Г. Концепты «богатство» и «бедность» в молодежном языковом сознании русских и англичан: автореф. дисс. . канд. филол. наук: 10.02.19 / Стешина Елена Геннадьевна. - Саратов, 2008. - 11с.

173. Судина, Л.В. Особенности концепта «еда» в рекламном радиодискурсе / Л.В. Судина // Вестник СВФУ. - Архангельск: САФУ имени М. В. Ломоносова, 2021. - № 2 (82). - С. 70-81.

174. Судина, Л.В. Специфика функционирования концепта «автомобиль» в Российских рекламных радиотекстах / Л.В. Судина // Вестник САФУ. Лингвистика. - Архангельск: САФУ имени М. В. Ломоносова, 2021. -Т. 21. № 4. - С. 72-82.

175. Табакова, З.П. Художественный концепт «Как хороши, как свежи были розы» (философия жизни и гармония языка) / З.П. Табакова // Вестник Челябинского государственного университета. - № 3 (437). - Вып. 120. - С. 105-112.

176. Тарасенко, Е.В. Аспектуализация теории языковой личности / Е.В. Тарасенко // Современное педагогическое образование. - Москва: КноРус, 2021. - №4. - С. 269-271.

177. Тарасова, И.А. Идиостиль Георгия Иванова: когнитивный аспект / И.А. Тарасова. - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2003. - 280 с.

178. Тарасова, И.А. Когнитивная поэтика футуристического текста [Электронный ресурс] / И.А. Тарасова. - Сборник второй международной конференции по когнитивной науке. - СПб., 2006. - Режим доступа : http: //www.cogsci.ru/cogsci06/docs/vol2_for%20inet2 .pdf (дата обращения: 08.04.2020).

179. Тарасова, И.А. Концептуализация в поэтическом языке / И.А. Тарасова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Филология. Журналистика. - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2018. - Т. 18. - №. 1. - С. 4-8.

180. Тарасова, И.А. Концептуальное моделирование как методологическая основа анализа корпусных данных / И.А. Тарасова // Вестник Томского государственного университета. Филология. - Томск: Томский гос. ун-т, 2020. - № 63. - С. 178-190.

181. Тимофеева, Н.П. Семантизация и эволюция концептов в отраслевой терминологии (На материале терминов экономики и права английского языка) / Н.П. Тимофеева // Вопросы структурной, функциональной и когнитивной

лингвистики: теория и практика // Материалы докладов Международной научно-методической конференции. - Саратов: «Наука», 2007. - С. 353-360.

182. Тимощенко, С.А. Лексико-семантическая экспликация концепта ДОМ в русской фразеологии и художественных текстах: автореф. дисс. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / Тимощенко Светлана Алексеевна. - Краснодар, 2007. -35 с.

183. Томберг, О.В. Аксиологические характеристики художественных образов в англосаксонской поэтической лингвокультуре: дисс. ... канд. филол. наук: 10.02.04 / Томберг Ольга Витальевна. - Волгоград, 2019. - 486 с.

184. Тугушева, М. Чарльз Диккенс / М. Тугушева. - Москва: Детская литература, 1979. - 208 с.

185. Тураева, З.Я. Лингвистика текста: (Текст: структура и семантика) / З.Я. Тураева. - Москва: Просвещение, 1986. - 126 с.

186. Уилсон, Э. Мир Чарльза Диккенса / Э. Уилсон. - Москва: Прогресс, 1970. - 319 с.

187. Урысон, Е.В. Языковая картина мира VS Обиходные представления (модель восприятия в русском языке) / Е.В. Урысон // Вопросы языкознания. -Москва: Российская академия наук, 1998. - № 2. С. 3-22.

188. Фатеева, Н.А. Интертекст в мире текстов. Контрапункт интертекстуальности / Н.А. Фатеева. - Москва: КомКнига, 2007. - 280 с.

189. Фомина, Ж.В., Борисенко, Е.Г., Кравченко, О.А. Метафорическая диффузность возрастных концептов «молодость» и 'youth' в текстах Российских и Американских молодежных журналов и интернет-форумов / Ж.В. Фомина, Е.Г. Борисенко, О.А. Кравченко // Известия ВГПУ. - Воронеж: ВГП, 2016. - № 2(106). - С. 153-157.

190. Хасимова, Г.Г. Диалог как компонент художественного текста (на материале художественной прозы В.М. Шукшина): автореф. дисс. ... д-ра филол. наук: 10.02.01 / Хисамова Галия Гильмулловна. - Уфа, 2009. - 50 с.

191. Хачмафова, З.Р. Индивидуальная лексическая система женского персонажа как средство экспликации женской языковой личности / З.Р. Хачмафова // Научная мысль Кавказа. - Ростов-на-Дону: Северо-Кавказский научный центр высшей школы Южного федерального ун-та, 2010. - № 2 -СЛП-116.

192. Черепанов, Н.В., Орлова, Н.М. О формировании концептов «свет» и «тьма» / Н.В. Черепанов, Н.М. Орлова // Предложение и слово: Сборник статей. - Саратов: Изд-во Сар. ун-та, 2002. - С.557-559.

193. Черкасова, И.П. Концепт как смысловой фокус художественного дискурса // Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики в контексте межкультурной коммуникации: сборник статей III Международной научно-прктической конференции. - Армавир: АГПУ, 2015. - С. 57-62.

194. Чернышева, Т.А. Идиостиль в газетно-публицистическом дискурсе: на материале газеты «Известия»: дисс... канд. фил. наук: 10.02.01 / Чернышева Татьяна Александровна. - Череповец, 2007. - 205 с.

195. Чернявская, В.Е. Текст в когнитивно-дискурсивной парадигме: к вопросу о градуальном характере текстуальности / В.Е. Чернявская // Acta Lingüistica Petropolitana. Труды Института лингвистических исследований. -СПб.: ИЛИРАН, 2007. - Т. 3. - № 1. - С. 303-314.

196. Чжан, И.О термине «концепт» в исследованиях Российских и Китайских ученых / И.О. Чжан // Гуманитарные и социальные науки. - 2021. -№ 4. - С. 189-199.

197. Чиговская-Назарова, Я.А. Текстообразующие категории проспекции и ретроспекции в научном тексте (сравнительно с художественным) / Я.А. Чиговская-Назарова // Вестник Пермского университета, Российская и зарубежная филология. - Пермь: ПГНИУ, 2009. -№ 6. - С. 31-34.

198. Чиркова, Е.И. Altera lingua. Язык художественных произведений: монография /Е.И. Чиркова. - СПб.: СПбГАСУ, 2018. - 204 с.

199. Шафиков, С.Г. Категории и концепты в лингвистике / С.Г. Шафиков // Вопросы языкознания. - Москва: Российская академия наук, 2007. - № 2. - С. 3-18.

200. Штолер, А.В. Концепт «книга»: дискурсы социокультурной интерпретации / А.В. Штолер// Вестник КемГУКИ. - Кемерово: Изд-во КемГУКИ, 2021. - №56. - С. 50-59.

201. Шувалова, О.О. Структурообразующая роль лейтмотивов и символов в романах Ч. Диккенса: дисс. ... канд. филол. наук: 10.01.03 / Шувалова Ольга Олеговна. - Москва, 2003. - 238 c.

202. Щукин, В.Г. Лингвистические аспекты проблемы идиолекта: автореф. дисс. ... канд. филол. наук: 10.02.21 / Щукин Валерий Георгиевич. -Ленинград, 1978. - 18 с.

203. Эфтор, О.В. О подходах к изучению языковой личности / О.В. Эфтор // Вестник Челябинского государственного университета. - Челябинск: Челябинский гос. ун-т,2013. - №37 (328). Вып. 86. - С. 117-120.

204. Beaugrande, R., Dressler, W. Introduction to text linguistics [Электронный ресурс] / R. Beaugrande, W. Dressler. - Ржим доступа :http:// www.beaugrande.com/introduction_to_text_linguistics.htm (дата обращения 10.10.2019).

205. Hanson, M. Dickens and the Death of Childhood. PhD Thesis / M. Hanson. - Oxford Brookes University, 2007.

206. Lian, M. Analysis of Dickens' Critique and Humanity Spirit in Oliver Twist Based on the Appraisal Theory / M. Lian // Theory and Practice in Language Studies. - 2018. - Vol. 8. No. 8. - PP. 1050-1054.

207. Lynn, C. Cognitive Sociolinguistics: a viable approach to variation in linguistic theory [Электронный ресурс] / C. Lynn. - Режим доступа : https: //ir.canterbury.ac. nz/bitstream/handle/10092/8755/12638217_COGNITIVE% 20SOCIOLINGUISTICS.pdf;sequence=1 (дата обращения: 28.10.2019).

208. Mahlberg, M., Stockwell, P., de Joode, J., Smith, C., & O'Donnell, M. B. CLiC Dickens: Novel uses of concordances for the integration of corpus stylistics and cognitive poetics / M. Mahlberg, P. Stockwell, J. de Joode, C. Smith, M.B. O'Donell // Corpora. - 2016. - № 11(3). - PP. 433-463.

209. Makhloof, S. The Character Development of Louisa Gradgrind in Charles Dickens's Hard Times: A Statistical Syntactic Analysis of Sentence Type [Электронный ресурс] / S. Makhloof. - Режим доступа: https://www.journals.aiac.org.au/index.php/alls/issue/view/251 (дата обращения: 27.09.2021).

210. Marroni, M. Against the Return of Fagin. Dickens and the Persistence of the Principle of Goodness / M. Marroni // Annali di Ca' Foscari. Serie occidentale. -2020. - № 54. - PP. 239-254.

211. Mays, K. The Norton Introduction to Literature/ K. Mays. - Las Vegas: University of Nevada, 2016.

212. Ozutku, H., Tekinkaya, Y., Viral, T. Reflections of Industrial Revolution on Work Life in England and Its Projections in Literature: An Analysis on Charles Dickens's Hard Times / H. Ozutku, Y. Tekinkaya, T. Viral // Business and Economics Research Journal. - 2018. - Vol. 9. № 4. - PP. 839-853.

213. Ruano, P.A Corpus-based approach to Charles Dickens's use of direct thought presentation / P.A. Ruano // Corpora. - 2018. - № 13(3). - PP. 319-345.

214. Ruano, S.A corpus-stylistic approach to Dickens' use of speech verbs: Beyond mere reporting / S.A. Ruano // Language and Literature. - 2016. - № 25 (2). - PP. 113-129.

215. Yekini, I. Industrialisation and Human Social Development: Charles Dickens' Hard Times as a Conscience to Sciences / I. Yekini // International Journal of English Literature and Social Sciences (DELS). - 2018. - Vol. 3. - PP. 1227-1228.

Справочная литература

216. Большой Энциклопедический Словарь. - Москва: Сов. Энцикл., 1991. - 863 с.

217. Лингвистический энциклопедический словарь / под редакцией В.Н. Ярцевой. - Москва: Сов. Энцикл., 1990. - 682 [3] с.

218. Cambridge Dictionary Online [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://dictionary.cambridge.org (дата обращения: 21.08.2020).

219. Merriam Webster Dictionary Online [Электронный ресурс] - Режим доступа: http// https://www.merriam-webster.com (дата обращения: 21.08.2020).

220. Oxford Dictionary Online [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.lexico.com (дата обращения: 21.08.2020).

Источники языкового материала

221. Dickens, Ch. A Christmas Tree [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.dickens-online.info/some-short-christmas-stories.html] (дата обращения: 1.04.2022).

222. Dickens, Ch. A walk in the Workhouse [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://victorianweb.org/authors/dickens/poorlaw.html (дата обращения: 1.04.2022).

223. Dickens, Ch. Christmas Carol in Prose [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://eng360.ru/a-christmas-carol (дата обращения: 1.04.2022).

224. Dickens, Ch. Hard times [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www. literaturepage. com/read/dickens-hard-times. html. (дата обращения: 1.04.2022).

225. Dickens, Ch. Little Dorrit [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.gutenberg.org/files/963/963-h/963-h.htm.

226. Dickens, Ch. Oliver Twist [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.literaturepage.com/read/olivertwist.html (дата обращения: 1.04.2022).

227. Dickens, Ch. Our English Watering-place [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://bookscafe.net/read/dickens charles-short stories-250229.html#p1 (дата обращения: 1.04.2022).

228. Dickens, Ch. The child's story [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL:https://americanliterature.com/author/charles-dickens/short-story/the-childs-story (дата обращения: 1.04.2022).

229. Dickens, Ch. The Poor Relation's Story [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://americanliterature.com/author/charles-dickens/short-story/the-poor-relations-story (дата обращения: 1.04.2022).

230. Диккенс, Ч. Крошка Доррит [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=681039&p=1 (дата обращения: 1.04.2022).

231. Диккенс, Ч. - Текст: электронный [Электронный ресурс] - Режим доступа: : https://www.litmir. me/br/?b=7065&p= 1 (дата обращения: 1.04.2022).

232. Диккенс, Ч. Оливер Твист. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://lib.ru/INPROZ/DIKKENS/oliver.txt (дата обращения: 1.04.2022).

233. Диккенс, Ч. Прогулка по работному дому [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=7085&p=1] (дата обращения: 1.04.2022).

234. Диккенс, Ч. Рассказ бедного родственника [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=7087&p=1 (дата обращения: 1.04.2022).

235. Диккенс, Ч. Рассказ мальчика [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://mir-knig.com/read_298838-1] (дата обращения: 1.04.2022).

236. Диккенс, Ч. Рождественская елка [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://mir-knig.com/read_323116-1] (дата обращения: 1.04.2022).

237. Диккенс, Ч. Рождественская песнь в прозе [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=7096&p=1] (дата обращения: 1.04.2022).

238. Диккенс, Ч. Тяжелые времена. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://lib.ru/INPROZ/DIKKENS/d19_1.txt] (дата обращения: 1.04.2022).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.