Личностный статус покаяния как проблема философской антропологии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Петровых, Дмитрий Сергеевич
- Специальность ВАК РФ09.00.13
- Количество страниц 158
Оглавление диссертации кандидат философских наук Петровых, Дмитрий Сергеевич
Введение.
Глава 1. Личностное измерение философской антропологии.
1. Личность как пример закона в философии И. Канта.
2. Онто — психологическое обоснование личности в «Науке о человеке» В.И. Несмелова.
3. Богословское понимание человеческой личности.
4. Типология способов понимания личности в гуманитарных науках и тайна личности в покаянии.
Глава 2. Покаяние как преображение человеческой личности.
1. Обращение к философии есть осознание самосознания: пример античной философии.
2. Психологическое видение основ раскаяния и онто - эсхатологическая взаимосвязь личности и покаяния.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Исповедальное начало в христианском мировоззрении2008 год, кандидат философских наук Тарасов, Павел Григорьевич
Проблема человека в восточной патристике: Культурологический анализ1999 год, доктор философских наук Чистякова, Ольга Васильевна
Опыт новомученичества в Русской православной Церкви XX века: религиозно-этический анализ: По трудам игумена Дамаскина (Орловского)2004 год, кандидат философских наук Капура, Наталия Владимировна
С.Н. Булгаков и Г.В. Флоровский: два пути рецепции святоотеческой традиции2012 год, кандидат наук Хамдеева, Гульфия Абдулбариевна
Русская религиозно-философская антропология второй четверти XX века и ее православные истоки2003 год, кандидат философских наук Коробкова, Юлия Евгеньевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Личностный статус покаяния как проблема философской антропологии»
Актуальность исследования. Понимание человека в современной философии весьма разрозненно и выражает ту или иную убежденность в данности собственного опыта самопознания. Изменения в обществе сказываются превратным образом, неожиданно поражая человека осознанием себя беззащитным, никому ненужным, одиноким существом. В то же время общественное сознание наводняется различными возможностями отвлечения от действительного осознания себя тем, кто есть человек на самом деле. Философская антропология устанавливается в качестве научной дисциплины и практики решением основополагающего вопроса, который можно задать здесь так: «Кто и что есть человек?». Исследуя указанное различие, ей можно обратиться к изучению православного видения человека. Продолжая традицию русской религиозной философии, мы вводим понятия «человеческой личности» и «человеческой природы» с целью выяснения целостности человека и его греховности. Многообразие личностей, разделенных между собою, заставляет многих аналитиков отказаться от концептуализации человеческой личности и ввести понятие индивидуума. Через это понятие осуществляется слияние смыслов различия природы и личности и проводится стратегия самоутверждения индивидуума как собственника части природы в противопоставлении другому индивидууму. Если принимать различие человеческой природы и личности в отношении их друг к другу как соответственно то, чем распоряжаются, к инстанции, которая распоряжается, то в таком определении есть значительное преимущество: оно препятствует сужению понятия природы. Однако оно не показывает особенности понятия личности. Г.Э. Хенгстенберг устанавливает подобное определение в своем исследовании «К ревизии понятия человеческой природы» [110, 251-250].
Во избежание разделения природы и ради утверждения бытия личностей необходимо истолкование пути, который позволяет не сводить личность к природе, а сверхпонятийным, или благодатным, действием, преобразуя различие личности и природы, соединять их. Таким путем и является покаяние. В опыте исследования устанавливается личностный статус покаяния, указывающий на соотнесенность жизни человека как создания к своему Создателю. Проблемный уровень изъяснения покаяния в рамках философской антропологии обусловлен возможной крайностью, называемой в исследовании «интеллектуализацией», т.е. когда идея обожения человека остается на уровне мысли и рассуждения, оформляемых попытками составить схемы и понятия, не относясь к обожению как личному делу и участию в таинственной спасительной жизни Церкви.
Чтобы осознать покаяние как действенное средство, нам необходимо будет рассмотреть учение о человеческой личности, бытующее в христианской традиции. Выбор христианского понимания личности обусловлен как исторически, так и понятийно. В качестве категории особого бытия человеческой реальности личность в истории начинает осмысляться с появлением христианства, причиной которого является Тайна Боговоплощения. Именно факт Боговоплощения позволяет иначе, чем было принято в философии, понимать устроение человека в перспективе Пресвятой Троицы. В истории русской философии есть подобный опыт разработки учения о личности, представленный в «Науке о человеке» проф. В.И. Несмелова. Современный кризис гуманитарных наук и, в частности, философии в России вызван искусственным прерыванием русской философской традиции, поэтому своевременным и необходимым является обращение к образцам мысли из несправедливо забытого русского наследия. Вопрос, на который в исследовании предпринята попытка ответить, можно задать таким образом: Как человек из индивидуума преображается в личность?
Степень теоретической разработанности проблемы представляется в двух направлениях. Покаяние как учение и как практика имеет непосредственное осмысление человеческой личности в богословии. В качестве определенных богословских мнений о человеческой личности представляются важными труды философа проф. В.И. Несмелова, богослова проф. В.Н. JIoc-ского, священника Павла Флоренского, прот. Сергия Булгакова, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, JLA. Тихомирова, П.Н. Евдокимова. В XX в. повышенный интерес к проблемам человека определил множество попыток обобщения понятия личности православных богословов: митрополита Иоанна (Зи-зиуласа), архимандрита Софрония (Сахарова), X. Яннараса, исследователей: О. Клемана, К.Х. Фельми, Яна А. Клочовски, Димитру Станилоае, свящ. о. Андрея Jlopryca и западных христиан, среди которых можно назвать труды таких учёных богословов, как Э. Жильсон, Ж.Маритен, свящ. Бержерон, свящ. Урс фон Бальтазар, Р.Уильямс, а так же философов-персоналистов Э. Мунье, М. Недонсель, Ж. Лакруа. Не менее существенными в этом смысле являются работы М. Шелера,Э. Левйнаса, Г. Марселя, М. Бубера, П. Т. де Шардена, П. Л. Энтральго, Д. фон Хильдебранда, П. Рикёра.
Современное теоретическое осмысление антропологической стороны покаяния находим в сочинениях проф. С.С. Хоружего, В.А. Подороги, П.Д. Тищенко, глубокое осмысление аскетического наследия - у историка Церкви проф. А.А. Сидорова. Тема исповеди в культурологическом рассмотрении представлена в трудах Л.М. Баткина, М.М. Бахтина, В.Л. Рабиновича, М.С. Уварова; исследования об исповеди как жанре литературы известны работы таких авторов, как Г. Миш, С. Цвейг, Ж. Деррида, Ю. Хабермас. Особое внимание в диссертации уделяется психологическому осмыслению феномена раскаяния в работах психолога Т. А. Флоренской.
Цель исследования состоит в том, чтобы представить личностное измерение философской антропологии, показать взаимосвязь личностных структур и покаяния, для чего вводятся понятия: личностный статус, индивидуум, индивидуальные пределы, преображающее различие-соединение. Задачи исследования:
1) представить современные проблемы понимания человеческой личности и показать методологический статус покаяния в составе философской антропологии;
2) исследовать соотношение понятий о человеческой личности и человеческой природе;
3) проанализировать «Науку о человеке» В.И. Несмелова с целью выявления его учения о личности;
4) описать антропологический ракурс современного православного богословия;
5) ввести понятие покаяния как пути преображения личности, сопоставить библейское представление совести с представлениями и понятиями о совести в истории западной философии;
6) выявить взаимосвязь покаяния и исповеди.
Объект исследования: действенные связи между опытом самопознания и объективными мыслительными формами при различии природы и личности.
Предмет исследования: личностный статус покаяния в сверхпонятийном сознании индивидуальных пределов.
Методологическая основа исследования определяется различием научно-понятийного мышления и экзистенциального сознания человека, совмещением феноменологии и герменевтики самопознания в опытах догматического сознания и критического осмысления их. Совмещение феноменологии и герменевтики самопознания позволяет в объяснении фактов самопознания создать персонифицированные модели покаяния, которые оказываются дидактически и педагогически значимыми. Положения, выносимые на защиту:
1. Личностные структуры человека возникают в момент преодоления самости и кристаллизуются в процессе покаяния.
2. Феномен личности указывает на разрыв в бесконечной цепочке причин и следствий и самим собой начинает новый ряд явлений.
3. Личностный статус покаяния заключается в том, что совесть указывает на индивидуальные пределы в процессе формирования личности.
4. Совесть человека, требуя к себе внимания, располагает личностно воспринимать пример подражания как истину своей жизни, которым в полной мере является Иисус Христос. Отступление же от истины совесть обличает как неправду жизни и побуждает к исправлению, восстановлению образа жизни через действия, поступки и борьбу с ничто.
5. Началом исправления жизни является очищение совести через признание своей вины, искреннюю исповедь осознанной вины при свидетеле и прошение об извинении. Покаяние располагает человека быть строгим к себе в самосознании и исправлении своей жизни, и в то же время простым и милостивым в общении с ближними.
Научная новизна диссертации заключается в следующем:
1. Показано, что личностный статус в философской антропологии может быть осмыслен не только как феномен культуры, а также, исходя из духовного опыта, как фактор покаяния. Традиционно в философской антропологии личность представлялась только феноменом культуры.
2. Установлено, что самость, являющаяся результатом обособления человека, — это не столько итог формирования личностного статуса, сколько её начальный этап. Преодоление самости является завершающим этапом формйрования самости и, следовательно, личности.
3. Введен ряд терминов (личностный статус, индивидуальные пределы, преображение), позволяющих приоткрыть онто -эсхатологическую взаимосвязь личности и покаяния.
4. Проведенный анализ учения В.И. Несмелова о личности позволил установить, что в этом учении сводится к минимуму синергийное представление о человеке, а реализована субстанциальная концепция человека; упоминание тайны личности представляется на уровне сознания, которое, приобщаясь к христианской вере, открывает истину самосознания в Иисусе Христе Сыне Божием.
5. Показано, что личностный статус может вступать в противоречие с социальной ролью индивида, а индивидуальные пределы могут изменяться под воздействием взаимного общения людей друг с другом.
Теоретическое и практическое значение диссертации определяется тем, что в ней намечен путь выхода из кризисного состояния, в котором в последнее время находилась философская антропология. Свидетельство современной значимости этого результата представляет не просто теоретический интерес в смысле возможности концептуализации, но может иметь применение в различных психопрактиках. Результаты исследования могут быть использованы в учебных целях при чтении общих и специальных курсов по философской антропологии и религиоведению.
Апробация диссертации. Исследование учения В.И. Несмелова о человеческой личности было зачитано в виде доклада на дне творчества на философском факультете МГУ им. М.В. Ломоносова в 2002г. и издано в составе сборника «Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: материалы 3 Российского философского конгресса», а также статья «Психологические основания антропологии В.И. Несмелова» в сборнике «Актуальные проблемы социально-гуманитарного знания», Выпуск XXII, М., 2003г.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав (шести разделов), заключения, библиографии с приложением списка трудов В.И. Несмелова и литературы о В.И. Несмелове.
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Идеи педагогической антропологии в трудах В.И. Несмелова2011 год, кандидат педагогических наук Шпак, Алексей Павлович
Понимание творчества и культуры в восточнохристианской патристике2011 год, доктор культурологии Шустров, Андрей Григорьевич
Метафизика человека в творчестве В. И. Несмелова2003 год, кандидат философских наук Замилов, В. Н.
Сравнительный анализ философской антропологии П.Д. Юркевича и В.И. Несмелова2004 год, кандидат философских наук Фёдорова, Марина Владимировна
Самобытность русской философии: Аспект мировоззренческого поступка1998 год, доктор философских наук Худякова, Галина Павловна
Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Петровых, Дмитрий Сергеевич
Заключение
В ходе исследования был установлен ряд основ для построения и задания методологических решений проблем философской антропологии. Методология философской антропологии связана с опытом самопознания исследователя, и является неотъемлемой частью его философского решения. Различием понятий «человеческая природа» и «человеческая личность» определяется различие научно-понятийного мышления и экзистенциального сознания человека. Совмещение феноменологии и герменевтики самопознания позволяет в объяснении фактов самопознания создать персонифицированные модели покаяния, которые оказываются дидактически и педагогически значимыми.
В первой главе диссертации было показано, как личностное измерение философской антропологии можно представить для решения философских проблем.
В первом параграфе показано, что понимание И. Кантом личности происходит из определения нравственного закона и связано с поиском в самом разуме ресурсов для обоснования свободы разумной деятельности личности. Подлинно моральным чувством, по Канту, является уважение к нравственному закону, личность же человека - примером закона. Объясняя самостоятельность личности через цель в себе, он нисходит даже к христианской догматике, говоря об автономии разумного существа. Но в объяснении уважения к закону в перспективе его всеобщности, он предпочитает говорить о нём в терминах самодостаточности. Понятие долга и связанная с ним практика дисциплины разума и волевого принуждения превозносится при опущении учения о человеке как образе Божием из-за стремления ренес-сансного умонастроения к обособлению общества от Церкви.
Во втором параграфе установлено, что предложенный В.И. Несме-ловым метод психологии живых фактов основан на естественном личном рассмотрении факта бытия личности как самосознания. Философ указывает на исключительную данность личности человека в непосредственной данности идеи Бога в сознании человека. Бытие человеческой личности поясняется в терминах «выражения», «образа» бытия Безусловной Сущности. В условиях физической жизни личность необходимым образом выражается в жизнедеятельности психического организма при сознании противоречия между бытием личности как идеальным и реальной жизни человека, обусловленной законами физического существования. Объяснение опосредованно-сти противоречия сознаётся в развитии мышления, нацеленного на обращение к библейскому учению о создании человека и учению о грехопадении первых людей в раю, а также на принятие и усвоение христианского Богооткровения. Однако путь от самосознания к богосознанию в развитии нравственного учения о бытии человеческой личности не достигает поставленной цели - научиться жить по истине самосознания. Отстаивая утверждение о происхождении нравственного сознания из религиозного сознания, Несмелов видит своей задачей указание места нравственного закона. Из нравственного сознания человек познаёт идеальную природу своей личности в отношении к условиям её действительного существования. В этом сознании человек непосредственно познаёт себя в качестве реального образа Бога — итог размышления Несмелова. Проведенный анализ учения В.И. Несмелова о личности позволил установить, что в этом учении осуществлен уклон в нравственность «естественного» устроения человека, то есть после грехопадения; упоминание тайны личности представляется на уровне сознания, которое, приобщаясь к апостольской вере, открывает истину самосознания в Иисусе Христе Сыне Божием. В создании учения о человеческой личности необходимо принимать во внимание содействие Святого Духа в нравственном совершенствовании и в целом освящении человека.
В третьем параграфе описана точка зрения православных богословов на человеческую личность. Обнаружено, что православная антропология XX в. строится на той же основе, что и триадология и христология - на учении о личности. Богословие и жизнь Церкви включает в себя определенную концепцию человеческого существа. Эта концепция может быть выражена одним словом: личностность — способность быть личностью. В качестве характерных особенностей богословского понимания человеческой личности можно указать на такие, как несводимость личности к природе, свобода, открытость, творчество, уникальность. Личность человека непознаваема, поскольку непостижим Бог и поскольку именно в личност-ности заключается образ Божий. Апофатический путь мышления исходит из учения о сотворении человека по образу и подобию Божию, и связано с проникновением в антропологию через троическое богословие, чтобы увидеть, как догмат о Триедином Боге изображается в положении о человеке как образе Божием. Поэтому апофатизм, столь необходимый для созерцания Триединого Бога, применяется в рассмотрении человеческой личности, отрицая какую бы то ни было зависимость Бога от любых сколь угодно тонких и возвышенных категорий тварного мира и утверждая тем самым Его абсолютную трансцендентность.
В четвертом параграфе представлен разбор и типология способов понимания личности в гуманитарных науках. Выявлено три позиции понимания в зависимости от области исследования и усмотрения исследователя, установление взгляда которого зависит от самопознания.
Во-первых, линия атомизированного, эгоцентрированного представления личности, имеющая среди философской традиции образцы мысли такие, как монадология Лейбница, антропология Канта, идеализм Фихте и др.
Во-вторых, линия инкорпорированного представления личности, задаваемого понятием отношения к некой общности и понятием производности личности из отношения с системой (культурой, обществом, капиталом). Философские образцы такого уклона понимания личности — Гегель, Маркс.
В-третьих, линия диалогического понимания личности, воспитывающего наличное «я» человека через общение с возведением к осознанию духовного «я» в себе, выражаемого в любви к другому. Представители философии этого направления - это Фейербах, Бубер, М.М. Бахтин. В этой линии есть различное, вплоть до противоположного, отношение к вере в Бога.
Персоналистическое направление имеет особое значение, которое ближе всего подходит к христианскому пониманию личности, минуя крайности трех выше указанных линий. Способ понимания персоналистов таких, как Мунье, Недонсель, Лакруа, а так же Левинаса, Марселя, характеризуется сознанием тайны человеческой личности, непроизводностью ее от чего бы то ни было, верой в онтологическую свободу личности и обращенность ее к вечности, открывающейся единственно только в Боге. Через покаяние вскрывается то, что человек - это целостное существо и личность; путь различия позволяет творчески соотнестись к себе.
Во второй главе рассмотрен феномен покаяния в сопоставлении с практиками самопознания и раскаяния в истории философии и результатами психологических исследований.
В первом параграфе охарактеризована деятельность Сократа в качестве примера философа - воспитателя. Философия является, согласно Сократу, поиском подлинного себя и стремлением к нравственному самосовершенствованию. Самопознание проходит через две стадии: сокрушения самодовольства и самомнения в осознании своего незнания и попытки определения понятия блага как руководства в добродетельной жизни. Постоянное испытание себя в верности своему призванию есть выражение Сократом любви к согражданам. Критическое отношение к себе представляется органичным такому феномену личностного определения жизни, как раскаяние. Объяснение совести в пределах философской традиции предстает действием внутреннего разделения «я» на то, которое осуждается, и на то, которое осуждает. Раскаяние, с этой точки зрения, представляется самоличным человеческим действием. Но пример Сократа позволяет утверждать, что самоопределение подчинено не только разуму, но голосу даймония, подобно голосу совести. Преображение личности никогда не бывает окончательным, оно требует неустанного труда
Во втором параграфе результаты исследований психолога Т.А. Флоренской по описанию феноменов совести и раскаяния сопоставлены с православным учением о покаянии. Оказывается, что личностные структуры человека возникают в момент преодоления самости и кристаллизуются в процессе покаяния. Феномен личности указывает на разрыв в бесконечной цепочке причин и следствий и самим собой начинает новый ряд явлений. Антропологический ракурс покаяния составляет личностный статус, который осуществляется в указании совести на индивидуальные пределы, преодолеваемые в борьбе со страстями, пороками, помыслами. Совесть человека, требуя к себе внимания, располагает личностно воспринимать пример подражания как истину своей жизни - отступление же от истины совесть обличает как неправду жизни и побуждает к исправлению, восстановлению образа жизни через действия, поступки и борьбу со злыми помыслами. Началом исправления жизни является очищение совести через признание своей вины, искреннюю исповедь при свидетеле осознанной вины и прошение об извинении. Покаяние располагает человека быть строгим к себе в самосознании и исправлении своей жизни, и в то же время простым и милостивым в общении с ближними. Путь покаяния включает в себя стадии онтологической характеристики: рас-слышание призыва Божия к личности, самопознание, Богопознание, видение греха, раскаяние, обличение совестью, прощение обид от ближнего, примирение с ближними, самоосуждение и исповедание грехов с надеждой на исправление от Бога.
В общем и целом, в процессе исследования было установлено, что личность в философской антропологии может быть представлена внекуль-турным феноменом. Традиционно в философской антропологии личность мыслилась как феномен культуры. Выявлено, что самость — это не итог формирования личности, а её начальный этап. Преодоление самости и является завершающим этапом на пути формирования личности. Выражена роль покаяния в преодолении границ самости. Введен ряд терминов (личностный статус, индивидуальные пределы, преображающее различие-соединение), позволяющий приоткрыть взаимосвязь личности и покаяния.
Каждая личность целостна и неделима, уникальна и неповторима. Очевидным следствием уникальности и неповторимости личности является ее непознаваемость, что определяет личностное понимание покаяния. Совесть - это нравственная интуиция. Ее можно развивать, как всякую другую способность, и таким образом приближаться к реализации в себе потенциального духовного Я. Другим проявлением духовного Я является творческая интуиция художника, поэта, философа, ученого. Она сродни совести. Для человека преображение начинается с просветления ума благодатью по образу Христову. Преображение человеческого ума Христом является условием преображения человеческого естества. Это — эсхатологический уровень покаяния предваряется онтологическим исправлением человека своего нрава, по Христу. Исполнение заповедей, добрые дела христианин совершает в покаянии, потому что, не являясь самоцелью, человек имеет склонность приписывать их исполнение своему достоинству. Присвоение себе значимости умаляет человека в глазах Божиих, представляя самовосхваление и не являясь служением Христу. Служение Христу есть подражание Христу. Согласно же православной традиции, подражание Христу заключается в синергии Бога и человека, возрожденного благодатью, для достижения кающимся бо-гоподобия и обожения.
Возвращаясь к намеченному замыслу М. Шелера о философской антропологии, остается заключить, что нет ничего более верного в самопознании, чем встреча человека с Иисусом Христом в таинственном неизреченном измерении личностного бытия. Итак, отдадим же кесарево кесарю, Божие Богу (Мф.22:21).
БИБЛИЯ. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. — М.: Российское Библейское Общество, 1997.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Петровых, Дмитрий Сергеевич, 2003 год
1. Адо П. Что такое античная философия? / Пер. с франц. В.П. Гайдамака. — М.: Изд-во гуманитарной литературы, 1999. — 320 с.
2. Адорно Теодор В. Проблемы философии морали / Пер. с нем. M.JI. Хорькова. М.: Республика, 2000. — 239 с. - (Б-ка этической мысли).
3. Алмазов А. Тайная исповедь в православной восточной Церкви: в 3-х т. М.: «Паломник», 1995. - Репринт: Одесса, 1894. - Т. 1: 604 с.
4. Антоний (Блум), митрополит Сурожский. Труды / Пер. с англ. и франц. E.JI. Майданович T.JI. Майданович при участии А.И. Кырлежева Е.В. и Е.В. Шохиной. М.: Практика, 2002. - 1080 е., 51 илл.
5. Антоний (Блум), митрополит Сурожский. Учитесь молиться! / Пер. с англ. Т.Л. Майданович. — Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2003. -158 с.
6. Антоний (Храповицкий), митрополит. Исповедь. Издание 2-е.-М.: Даниловский благовестник, 1996. 96 с.
7. Арсеньев. А.С. Философские основания понимания личности: Цикл популярных лекций-очерков с приложениями: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: «Академия», 2001. - 592 с.
8. Асмус В.Ф. Античная философия; 3-е изд. - М.: Высш. шк., 2001.-400 с.
9. Афанасьев Николай, протоиерей. Вступление в Церковь. — М.: «Паломник», 1993. 208 с.
10. Бодрийар Ж. Забыть Фуко / Пер. с франц. Д. Калугин. СПб.: «Владимир Даль», 2000. — 90 с.
11. Булгаков С.Н. Сочинения в 2-х томах / составление , вступительная статья , примечания С.С. Хоружия. М.: Наука, 1993. - Т. 1, 603 с. — (Журнал «Вопросы философии» Серия «Из истории отечественной философской мысли»)
12. Вальверде К. Философская антропология. — М.: «Христианская Россия», 2000.-412 с.
13. Василий Великий, святитель. Творения. — М.: Паломник, 1993. — Репринт: М.: типография Августа Семена, 1846. Часть 111:496 е., Часть IV: 404 с.
14. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов/ Под ред. Проф. В.И. Добренькова. М.: Гардарики, 2002. - 432 с.
15. Вышеславцев Б.Г. Этика преображенного Эроса / Вступ. ст., со-сот. и коммент. В.В. Сапова. М.: Республика, 1994. - 368 с. (Б-ка этической мысли).
16. Гиренок Ф.И. Антропологические исследования: Кант и Гегель// Труды лаборатории виртуалистики. Выпуск 17. М.: Путь, 2001. - 82 с.
17. Гиренок Ф.И. Антропология конфигурации философии //Философия хозяйства. Альманах Центра общественных наук и экономического факультета МГУ им. Ломоносова. М.: ИТРК, 2001. -№ 1(13) С.26-52.
18. Гиренок Ф.И Философский манифест археоавангарда. //Философия хозяйства. Альманах Центра общественных наук и экономического факультета МГУ им. Ломоносова. М.: ИТРК, 2001. - № 2(14) С. 162-179.
19. Григорий Нисский. Об устроении человека. / Пер., прим. И послесловие В.М.Лурье. СПб.: Аксиома, Мифрил, 1995. - 176 с.
20. Гуроян В. Воплощенная любовь: Очерки православной этики / Перевод с англ. О. Корнеева, Э. Ямзиной. М.: ББИ, 2002. - 269 с. - (Современное богословие).
21. Давыденков Олег, иерей. Катихизис: Курс лекций. М.: Изд-во ПСТБИ, 1998.-196 с.
22. Давыденков Олег, иерей. Догматическое богословие: Курс лекций. В 3-х частях. М.: Изд-во ПСТБИ, 1997. - 4.1 и 2: 159 с. Ч.З: 293 с.
23. Декарт Р. Сочинения. В 2-х т. Т. 2. М.: Мысль, 1994. - 640 с. (Философское наследие).
24. Дорофей авва, преподобный. Душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов и ответов на оные Варсануфия Великого и Иоанна Пророка. М.: Правило веры, 1999. - 378 с.
25. Жильсон Э. Избранное. Т. 2. Томизм. Введение в философию св. Фомы Аквинского. — М.; Спб: Университетская книга, 1999. — 496 с . (Книга света).
26. Жильсон Э. Философ и теология. М.: Гнозис, 1995. - 192 с.
27. Захария (Захару), архимандрит. Христос как путь нашей жизни: Введение в богословие старца Софрония (Сахорова). М.: Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь, «ЛЕПТА-ПРЕСС», Изд-во ПСТБИ, 2002 - 400 с.
28. Зеньковский В.В. История русской философии. -Ленинград, «ЭГО», 1991, -Т2 :255 с.
29. Иванов Николай, протоиерей. И сказал Бог.: Библейская онтология и библейская антропология. Опыт истолкования книги Бытия (гл. 15). Клин: Изд-во Фонда " Христианская жизнь", 1997. - 381 с.
30. Иерофей (Влахос), митрополит. Православная духовность/ Перевод с новогреческого. Сергиев Посад: Изд-во Свято-Троицкой Сергие-вой Лавры, 1999. - 133 с.
31. Иларион (Троицкий), священномученик и исповедник, архиепископ Верейский. Без Церкви нет спасения: Сборник статей М. СПб.: Изд-во Сретенского монастыря «Знамение», 1999. - 638 с.
32. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. В 2-х томах. М.: ТОО «Рарогъ», 1993. Т. 1-2. - 448 с.
33. Иоанн (Зизиулас), митрополит Пергамский. Личностность и бытие / Пер. с англ. С. Чурсанова // Богословский сборник. М.: Изд-во ПСТБИ, 2002. - Выпуск 10. С.22-50.
34. Иоанн Лествичник, св. преподобный. Лествица, возводящая на Небо. М.: Изд-во «Лествица», 1999. - 671с.
35. Иустин (Попович), архимандрит. О первородном грехе. — Пермь: Пермское епархиальное управление. Православное общество «Панагия», 1999.-80 с.
36. Иустин Философ и святой мученик. Сочинения. М.: Благовест, Паломник, 1995. - 485 с. - (Библиотека отцов и учителей Церкви).
37. Каллист (Уэр), епископ Диоклийский. Бог и человечество /Перевод с англ. Галины Вдовиной // Страницы, 2000. — Т. 5. Выпуск 3. С. 353-376.
38. Каллист (Уэр), епископ Диоклийский. Православный опыт покаяния. //Соборность. Сборник статей из журнала содружества SOBOR-NOST. -М.: Бби, 1998. С. 210-221.
39. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. Спб.: Наука, 1999. - 471 с. (Сер. «Слово о сущем»).
40. Кант И. Критика способности суждения. М.: Искусство, 1994. — 367 с. (История эстетики в памятниках и документах).
41. Кант И. Критика чистого разума. — М.: Мысль, 1994. — 591 с. (Филос. наследие).
42. А. Судаковым (Москва), Б. Тушлингом и У. Фогелем (Марбург). М.: Московский философский фонд, 1997. — 784 с.
43. Кашменский С., протоиерей. Систематический свод учения св. отцов Церкви о душе человеческой. //Святоотеческая христология и антропология. — Пермь : ПО «Панагия», 2002. -264 е., Выпуск 3.
44. Кессиди Ф.Х. Сократ. Ростов н/Д: «Феникс», 1999. - 320 с.
45. Кирилл (Павлов), архимандрит. Время покаяния: Проповеди. — М.: Изд-во Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2000.-189 с.
46. Киприан (Керн), архимандрит. Антропология св. Григория Па-ламы. М.: «Паломник», 1996. — 450 с.
47. Клеман О. Личность по учению русских философов XIX-XX веков // Православная община. 1992 - № 6 (12). С. 52-62.
48. Клеман О. Тема личности в Священном Писании // Православная община. 1992 - № 4 (10). С 55-62.
49. Клеман О. Тема личности у греческих отцов Церкви // Православная община. 1992 - № 5 (11). С. 42-50.
50. Лаговский И. Возвращение в отчий дом. // Живое предание. Православие в современности. М.: Свято-Филаретовская московская высшая православно-христианская школа, 1997. С.46-70.
51. Лега В.П. Плотин, патристика и современность. Апологетические очерки. М.: Свято-Тихоновский Богословский институт, 2002. — 124 с.
52. Липовецкий Ж. Эра пустоты. СПб.: «Владимир Даль», 2001. -336 с.
53. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993.-959 с.
54. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М.: Центр "СЭИ", 1991. - 288 с.
55. Лосский В.Н. Богословие и боговидение: Сборник статей / Под общей ред. В. Пислякова. -М.: Изд-во Свято-Владимировского Братства, 2000. — 631 с. Православная богословская библиотека. Вып. 2).
56. Лука (Войно-Ясенецкий), святитель , архиепископ Крымский. Дух, душа и тело. М. - Клин: Изд-во «Сибирская Благозвонница», Фонд "Христианская жизнь", 2003. - 127 с.
57. Макарий (Булгаков), архиепископ Харьковский. Православно-догматическое богословие: в 2-х тт. — Коломна: Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, 1993. Репринт: СПб., 1883. - Т. 1: 598 с. Т. 2: 674 с.
58. Макаров Д.И. Антропология и космология св. Григория Паламы ( на примере гомилий). СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2003. — 544 с. (Библиотека христианской мысли. Исследования.).
59. Мамардашвили М.К. Необходимость себя. / Лекции. Статьи. Философские заметки. / Под общей редакцией Ю.П. Сенокосова. — М.:«Лабиринт», 1996. 432 с.
60. Мандзаридис Г. Обожение человека по учению святителя Григория Паламы. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2003. - 128 с.
61. Марсель Г. Трагическая мудрость философии. Избранные работы / Пер. с франц., сост., вступ. ст. и примеч. Г.М. Тавризян. М.: Издательство гуманитарной литературы, 1995. — 216 с. — (Французская философия XX века).
62. Мейендорф Иоанн, протопревитер. Иисус Христос в восточном православном богословии / Пер. с англ. свящ. Олега Давыденкова, при участии Л.А. Успенской, примечания А.И. Сидорова. М.: Изд-во ПСТБИ, 2000.-318 с.
63. Мейендорф Иоанн, протопревитер. Человечество Христа: Пасхальная тайна / Перевод с англ. Иерея Константина Польскова // Богословский сбороник. М.: ПСТБИ, 2000. Выпуск 5. С. 5-50.
64. Мелик-Пашаев А.А. Художественное творчество и «художество из художеств» И Современная психология: Сборник, Раздел 4 Развитие личности, М.: Изд-во Института психологии, 2000. Сс. 36-47 (электронный вариант)
65. Мунье Э. Манифест персонализма / Перевод с французского И.С. Вдовиной и В.М. Володина; вступит. Статья И.С. Вдовиной. М.: Республика, 1999. -559 с. - (Мыслители XX века)
66. Мунье Э. Что такое персонализм?. М.: Издательство гуманитарной литературы, 1994. - 128 с.
67. Нектарий (Антонопулос), архимандрит. Возвращение: покаяние и исповедь / Пер. с новогреческого. Сергиев Посад: Изд-во Свято- Троицкой Сергиевой Лавры, 1999. — 77 с.
68. Николаева О. Православие и свобода: Сборник статей. М.: Издательство Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2002.-400 с.
69. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины: издание 4-е. М.; Сретенский м-рь, 2002. - 432 с.
70. Платон. Собрание сочинений в 4-х т. Т.1 М.: Мысль, 1994. -860 с. - (Филос. наследие).
71. Платон. Собрание сочинений в 4-х т. Т.2 М.: Мысль, 1993. -528 с. - (Филос. наследие).
72. Покаяние и исповедь на пороге XXI века. Составитель Ведяни-чев В.П. Спб.: «Общество святителя Василия Великого», 2001. - 763 с.
73. Преподобний Силуан и его ученик архимандрит Софроний. -Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2001. 272 с.
74. Реати о.Фьоренцо Э. Проблема человека сегодня. Введение в антропологическую философию. — М.: Колледж св. Фомы Аквинского, 1999. 104 с.
75. Рикёр П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтики. — М.: «Academia-Центр» «Медиум», 1995. 413 с.
76. Сергий (Старогородский), архиепископ. Православное учение о спасении. — М.: «Просветитель», 1991. Репринт: Казань, 1898. - 266 с.
77. Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. — М.: «Православный паломник», 1996. — 528 с.
78. Симеон (Брюшвайлер), архимандрит. Тайна и измерение личности. II Московский церковный вестник. 2003. - №12(265), С. 11-12; №13-14(266-267), С. 12.
79. Симеон (Гаврильчик), иеромонах. О домостроительстве нашего спасения (Учение о человеческой природе Христа в творениях отцов Православной Церкви). //Святоотеческая христология и антропология. Пермь : ПО «Панагия». - 2002 - Выпуск 1. С. 109-128.
80. Смирнов С.И., проф. Духовный отец в Древней Восточной Церкви: История духовничества на востоке. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2003. - 528 с.
81. Софроний (Сахаров), архимандрит. Видеть Бога как Он есть. -Essex: Stavropegic Monastery of St. John the Baptist, 1985-2000, M.: «Путем зерна», 2000. 255 с.
82. Софроний (Сахаров) архимандрит. Рождение в Царство Непоколебимое. Essex: Stavropegic Monastery of St. John the Baptist, 1999. - 224c.
83. Софроний (Сахаров), архимандрит. Старец Силуан: Жизнь и поучения. М.: Изд-во «Воскресение» и др., 1991. - 436 с.
84. Столяров А.А. Феномен совести в античном и средневековом сознании (К постановке проблемы) // Историко-философский ежегодник 1986 /ответ. Ред. д. ф. н. Н.В. Мотрошилова. М.: Наука, 1986. - Сс. 21-35.
85. Торубарова Т.В. О сущности человеческой свободы в немецком классическом идеализме. — Спб.: Наука, 1999. — 261 с.
86. Тихомиров JI.A. Христианство и политика.- М.: ГУП «Облиз-дат», ТОО «Алир», 1999. 616 с.
87. Уваров М. Архитектоника исповедального слова. — Спб.: «Але-тейя», 1998.-245 с.
88. Уильяме Р. Богословие личности: анализ мысли Христоса Янна-раса. //Соборность. Сборник статей из журнала содружества SOBORNOST. -М.: Бби, 1998.-С. 170-188.
89. Фейербах JI. Сочинения: В 2-х т. Пер. с нем./ Ин-т философии. — М.: Наука, 1995. Т.1. 502 с.
90. Фейербах J1. Сочинения: В 2-х т. Пер. с нем./ Ин-т философии. — М.: Наука, 1995. Т.2. 502 с.
91. Фельми К.Х. Введение в современное православное богословие \ перевод с немецкого Е.М. Верещагина. М.: Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата, 1999. - 302 с.
92. Феофан Затворник, святитель. Путь ко спасению: краткий очерк аскетики. — М.: "Правило веры", Московский Сретенский монастырь, 1998. 667 с.
93. Филарет Московский, святитель. Пространный Христианский Катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви. М.: Подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря в г. Москве, 1995.-143 с.
94. Флоренская Т.А. Диалоги о воспитании и здоровье: духовно ориентированная психотерапия. М.: Школьная Пресса, 2001. - 96 с. - (Тема
95. Тематический выпуск журнала «Духовно-нравственное воспитание» № 3, II полугодие 2001 г.).
96. Флоренская. Т.А. Мир дома твоего: материалы к программе «Этика и психология семейной жизни» в новой, 1997 г., редакции. М.: Школа-Пресс, 1999. — 127 с. - («Воспитание школьников». Библиотека журнала. Вып. 6).
97. Флоренский П.А., священник. Сочинения. В 4-х т. Т. 3(2)/ Сост. Игумена Андроника (А.С. Трубачева), П.В. Флоренского, М.С. Трубаче-вой;ред. игумен Андроник (А.С. Трубачев). М.: Мысль, 1999. - 623 с. (Филос. наследие).
98. Флоровский Георгий, протоиерей. Пути русского богословия. -Вильнюс: 1991. Репринт: Париж, 1937. - 600 с.
99. Флоровский Георгий, протоиерей. TENEBRAE NOCTUM. Точка зрения христианина Русской Православной Церкви. / Пер. с англ. К.Польскова. // Богословский сборник, Выпуск №2. М.: ПСТБИ, 1999. — 9-18 сс.
100. Франк С. Л. Реальность и человек / Сост. П.В. Алексеев; Прим. Р.К. Медведевой. М.: Республика, 1997. - 479 с. - (Мыслители XX века).
101. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: «Наука», 2000. - 384 с.
102. Холл Кэлвин С., Линдсей Гарднер. Теория личности. М.: «КСП+», 1997. 720 е., илл.
103. Хомяков А.С. Церковь одна. М.: Свято-Тихоновский Богословский институт, 2001. — 254 с.
104. Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. — Спб.: «Алетейя», 1994. 448 с. (Сер. «Наши современники»),
105. Хоружий С.С. К феноменологии аскезы. М.: Изд-во гуманитарной литературы, 1998. - 352с.
106. Хоружий С.С. О старом и новом. — СПб.: Алетейя, 2000. — 477 с.
107. Хоружий С.С. Человек и его три дальних удела. Новая антропология на базе древнего опыта. / Вопросы философии №1, 2003. — Сс.38-62.
108. Чурсанов С.А. Дискурс о культуре в православной теологии XX века: дипломная работа. — М.: Институт европейских культур, 2003. — 49 с.
109. Шелер М. Избранные произведения. М.: «Гнозис», 1994. — 490 с.
110. Это человек: Антология / Сост., вступ. ст. П.С. Гуревича. М.: Высш. шк., 1995.-320 с.
111. Яннарас X. Вера Церкви: Введение в православное богословие / Пер. с новогреческого Г.В. Вдовиной под ред. А.И. Кырлежева. — М.: Центр по изучению религий, 1992. — 232 с.
112. Staniloae Dimitru. The Experience of God / Dimitru Staniloae. Translated and edited by loan Ionita and Robert Barringer. Foreword by Bishop Kallistos Ware. Brookline (Massachusets): Holy Cross Orthodox Press? 1994/ - 280 p.
113. Zizioulas John D. Being as Communion: Studies in Personhood and the Church / John D. Ziziouias; With a forew. by John Meyendorff. Crestwood (NY): St. Vladimir's Seminary Press, - 269 p. - (Contemporary Greek Theologians; N. 4).
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.