Куртуазный маньеризм: особенности рифменного дискурса тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Черкасская, Анастасия Александровна

  • Черкасская, Анастасия Александровна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2013, Орел
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 218
Черкасская, Анастасия Александровна. Куртуазный маньеризм: особенности рифменного дискурса: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Орел. 2013. 218 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Черкасская, Анастасия Александровна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ФЕНОМЕН КУРТУАЗНОГО МАНЬЕРИЗМА В КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ.

1.1. Куртуазный маньеризм в системе современной русской художественной эстетики.

1.2. Генетический код куртуазной рифмы.

ГЛАВА 2. АРХИТЕКТОНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РУССКОЙ РИФМЫ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ НОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЭСТЕТИКИ.

2.1. Архитектоника и композиция: к постановке проблемы.

2.2. Архитектонические модели русской рифмы.

ГЛАВА III. РИФМЕННАЯ СТРАТЕГИЯ КУРТУАЗНОГО МАНЬЕРИЗМА

3.1. Архитектонические модели куртуазной рифмы.

3.2. Функциональные модели куртуазной рифмы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Куртуазный маньеризм: особенности рифменного дискурса»

Переломная эпоха конца XX - начала XXI столетий в России характеризуется необычайной вспышкой творческой активности, а также -интенсивным поиском новых средств и форм художественной выразительности. Смена эпох почти всегда неизбежно сопровождается и перестройкой всей литературной системы, определяющей направленность современного литературного процесса. Не случайно поэтому, что на современном поэтическом Олимпе в последние десятилетия появилось огромное количество школ и течений, каждое из которых стремится выразить себя, индивидуализировать свой авторский почерк. Как и в эпоху Серебряного века, в конце XX - начале XXI столетия произошла глобальная переоценка всех культурных ценностей, которая затронула поэтический язык и вновь поставила вопрос об обновлении всей русской поэзии. В этом закономерном процессе «смены парадигм», носящем «от эпохи к эпохе то более медленный, то скачковой характер»1, заключается определенный исторический смысл: «Каждый последующий этап литературного сознания, понимания, раскрытия истины неизбежно и необходимо предрешен развитием противоречий внутри этого предшествующего этапа, растет и готовится в его недрах, и все-таки, являясь на свет, выступает как могильщик своего предшественника, как его враг и разрушитель, входит в жизнь революционно».2

По отношению к современной поэзии это означает ломку и трансформацию в рамках постмодернистской эстетики всех уровней классической модели русского стиха - начиная от экспериментов на метроритмическом уровне и заканчивая радикальными метаморфозами стиховой графики. Рифма, являющаяся одним из наиболее консервативных элементов

1 Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино / Подг. текста Е.А. Тодес, А.П. Чудаков, М.О. Чудакова. - М.: Наука, 1977. - С. 281.

2 Гуковский Г.А. О стадиальности истории литературы // Новое литературное обозрение. -2002. -№3(55). -С. 122. стихотворной формы3, естественно, не могла не отразить столь бурно развивающиеся процессы выработки новой эстетики и поэтики.

Современный этап литературной эволюции в отношении рифмы характеризуется отчетливо выраженной двойственностью: с одной стороны, наметилась тенденция полного или частичного отказа от рифмованного стиха, уступившего место различным формам верлибра, представляющимся авторам-постмодернистам более свободными и подходящими для выражения максимально широкого спектра идей и переживаний, с другой стороны - на этом фоне особенно выделяется иная поэтическая стратегия, заключающаяся не только в сохранении рифмой ее привычной роли важнейшего структурного и эвфонического элемента поэзии, но и в предельном расширении ее функций, а также - в сознательном усложнении форм рифменной организации.

Самым крупным и ярким поэтическим течением конца XX - начала XXI столетия, придерживающимся второго пути, является куртуазный маньеризм, который выступает в исторической перспективе как своеобразный наследник лириков и философов «чистого искусства». Однако идеи и эстетические концепции второй половины XIX века существенно видоизменяются и трансформируются современными поэтами. Энергия смелого эпатажа, сконцентрированная не только в текстах представителей этого поэтического направления, но и в самом их стиле жизни, в манере общения с публикой и, собственно - факт стремления к публичным выступлениям при большом скоплении зрителей, - все это роднит куртуазных маньеристов с русскими футуристами начала прошлого века. При этом Орден Куртуазных Маньеристов, как новый тип игры в 4 литературу, - явление эпохи постмодернизма, и его художественная

Ковалев П.А. Поэтический дискурс русского постмодернизма: дис. . докт. филол. н. -Орел, 2010. -С.407.

4 В истории русской литературы известен также «Орден имажинистов» (1918-1926), во главе которого стоял «Верховный совет Ордена имажинистов» (А. Мариенгоф, В. Шершеневич, С. Есенин. Рюрик Ивнев, художники Г. Якулов и Б. Эрдман). См.: Поэтыэстетика определяется спецификой постмодернистского художественного дискурса, характеризующегося игровой природой текстов, богатой аллюзивностью и многоуровневой интертекстуальностью.

Поэтика куртуазного маньеризма предполагает обращение к рифме как к традиционному и обязательному элементу классической модели стиха, возрождаемой и культивируемой представителями Ордена, а также - как к источнику усиления особой эстетической маркированности поэтического текста. При этом на содержательном уровне новые маньеристы достаточно часто оказываются близки к разговорной и снижено-бытовой стихии языка: поэты активно используют просторечные слова и выражения, обсценную лексику, обращаются к откровенным темам, связанным с «телесным низом». Однако формальная сторона их произведений практически всегда оказывается близкой самым высоким классическим образцам. И в этом отношении вполне допустимо говорить о классической ориентации куртуазного маньеризма.5

Критики и литературоведы единогласно признают масштабность и значимость явления куртуазного маньеризма как особого феномена современной поэтической действительности. Так И.С. Скоропанова указывает, что «после митьков только куртуазные маньеристы сумели создать оригинальный групповой имидж, продолжить свои литературные устремления во внетекстовом измерении <.>, предложить новый тип поведения, новый образ жизни, разыгрываемый в игровом ключе. Митьки шаржируют примитив, бескультурье, социальный идиотизм; куртуазные маньеристы пародируют претензии на интеллектуальный аристократизм, сексуальную неотразимость, порочность. Философия куртуазных маньеристов направлена против пуританского закрепощения личности, имажинисты / Сост. и подг. текста, биограф, заметки и примечания Э.М. Шнейдермана. -СПб.: Пб. Писатель; М.: Аграф, 1997. - С. 454-460.

5 См. определение куртуазного маньеризма как постмодернистский феномен новой классики. Ковалев П.А. Поэтический дискурс русского постмодернизма. - С.254-296. предполагает реабилитацию плоти, чувственных наслаждений, жизненных удовольствий»6.

Специфичность положения Ордена Куртуазных Маньеристов в контексте отечественной литературы последних лет отмечают и журналисты: «На фоне пейзажа современной российской поэзии, где часто принципы деструкции, декомпозиции, эстетической энтропии и эгалитаризма приобретают силу универсальной парадигмы художественного мышления, творчество Степанцова и его группы кажется стоящим особняком и несоответствующим общему "мэйнстриму". Тем не менее несомненный факт, что популярность группы, образовавшейся в 1988 году, достаточно высока; их выступления всегда имеют аншлаг, а сборники расходятся п довольно быстро» .

Помимо признания за куртуазным маньеризмом статуса значительного и чрезвычайно яркого поэтического явления конца XX столетия, пишущие о них критики сходятся в определении поэтики нового маньеризма как синтетического и полистилистического феномена: «Заметим — куртуазный маньеризм в отдельных его составляющих не есть нечто новое. Иронический, лирический и эротический жанры существуют с незапамятных времен. Основная идея - идея синтеза. Синтеза любовной лирики и декаданса. А если шире - возвышенной формы и не слишком возвышенного содержания. о

Эффект и достигается благодаря такому синтезу» .

Некоторые исследователи находят в творчестве куртуазных маньеристов признаки средневекового стиля, ренессансные традиции европейской поэзии: «Декларируя "новейший сладостный стиль", активно используя образно-тематические анахронизмы и эстетику эротической чувственности, основатели нового течения обозначили пересечение в своем

6 Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература: Учеб. пособие. - 3-е изд., изд., и доп. - М.: Флинта: Наука, 2001. - С.356.

7 Стрельцов А. Гримасы изящной словесности// Нижегородские новости. - 2002. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.okm.ru/artcl/argrim.php

8 Там же. художественном методе сразу нескольких литературных традиций»9. Определяя феномен куртуазного маньеризма как транстекстуализацию (реконструкцию и пародирование не только утраченных, но и лакунных для русской литературы традиций), П.А. Ковалев видит в поэтической стратегии этой школы «футуристические принципы эпатажа в сочетании с культивированием изысканных и с формальной точки зрения усложненных поэтических структур».10

В современной российской поэзии рифменное строение, в противоположность верлибризации, является одним из важнейших элементов классического дискурса.11 Присутствие рифмы неизменно накладывает на текст ряд дополнительных ограничений, создавая в нем особые структуры, способные приобретать семантически значимый статус. Поэтому тот факт, что, вопреки многим тенденциям развития современной стиховой культуры в России, куртуазные маньеристы не отказываются от рифмы, красноречиво свидетельствует о том, что они видят в ней особый «куртуазирующий», наравне с образно-тематическим планом, феномен, позволяющий на уровне формы максимально дистанцировать их поэтический стиль от постмодернистского контекста, стремящегося к разговорной естественности. В дихотомии формы и содержания, когда классические схемы европейской строфики используются для выражения откровенно эротического фривольного содержания, можно видеть попытку возвращения к эстетике Франсуа Вийона и Ивана Баркова, ведущей традицию неподцензурной поэзии из античности в нашу современность.12

Эстетика контрастов, которую культивируют куртуазные маньеристы, восходит к традициям Серебряного века, когда соотношение между формой и содержанием приобретало особый эстетический статус. Достаточно в этом

9 Ковалев П.А. Поэтический дискурс русского постмодернизма. - С.286.

10 Там же - С.411.

11 Там же - С.12-14.

12 См.: Илюшин А. Иван Барков и другие // Три века поэзии русского Эроса. - М.: издательский центр театра «Пять вечеров», 1992. - С.4-22. отношении вспомнить о культуре левосторонней рифмы, которую разрабатывал В.Я. Брюсов в рамках теории «новой рифмы» для деавтоматизации созвучия: «Я пользовался неточными рифмами не потому, чтобы они для меня, для моего слуха, заменяли точные, а потому, что мне казалось сильнее, красивее иметь в рифме и сходство звуков, и несходство

13 звуков».

Представление о рифменной архитектонике в исторической перспективе позволяет более полно и адекватно оценить и сам феномен рифмы, которая выступает элементом, активно проявляющим себя на всех уровнях построения поэтического произведения. Рифменное созвучие так или иначе взаимодействует с самыми разными структурными планами, выполняя при этом важнейшую функцию создания вертикального контекста, а также участвует и в оформлении композиции поэтического текста: «Роль рифмы в стереотипной модели русского стиха оказывается в целом структурообразующей: система формируемых ею корреспондирующих рядов как правило отличается большей упорядоченностью и в метрическом, и в ритмическом отношении, что особенно отчетливо ощущается именно при ее

14 отсутствии» .

Анализ специфики поэтики куртуазных маньеристов, культивирующих особенный рифменный дискурс, выдвигает на первый план исследование тех элементов стихотворной формы, которые в нем участвуют и в первую очередь - рифменного созвучия. Особая архитектоническая функциональность рифменного созвучия в поэзии куртуазного маньеризма предполагает создание классификации разнообразных и разнородных механизмов, образующих рифменный профиль поэтического текста и являющихся отражением новой эстетики лирического высказывания.

Для точного определения направленности этих тенденций нами была предложена классификации рифм, основанная на традиционных типологиях

13 Брюсов В.Я. Собр. Соч.: В 7 т. / Под общ. ред. П.Г. Антокольского. - Т.6. - М.: Худ. лит., 1975.-С.552.

14 Ковалев П.А. Поэтический дискурс русского постмодернизма. - С. 16. созвучий, оцениваемых с точки зрения представлений об архитектонике поэтического текста. При построении классификации нами учитывались:

- ритмические параметры рифмы. Различные каталектические формы рифм создают разные ритмические модели и по-разному работают на уровне поэтической архитектоники. В первую очередь учитывалось тяготение тех или иных каталектических форм к определенным строфическим позициям в тексте;

- грамматичность созвучия. С учетом данного параметра в классификацию были введены такие основные архитектонически значимые феномены, как синтаксическая инверсия, стихотворный и межстрофический перенос, грамматически однородные формы;

- эвфоническая структура созвучия предполагает описание всех эвфонических моделей: формы со сплошными точными рифмами, формы со сплошными неточными и приблизительными созвучиями, формы с архитектонически значимым чередованием точных и неточных созвучий, а также ряд маргинальных и редких форм (монорим, тавтологическая, омонимическая и однокорневая рифма, а также составные и разнословные созвучия).

Каждый классификационный параметр рифменного арсенала куртуазных маньеристов рассматривается в диссертации с точки зрения участия в построении архитектонического модуля. Классификация рифменных созвучий, сформированная таким образом, является не столько описательной системой, регистрирующей различные рифменные формы, сколько функциональной моделью архитектонических механизмов.

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена необходимостью изучения процессов, происходящих в русской поэзии на рубеже ХХ-ХХ1 столетий, так как именно в переломные моменты культурного развития в рамках вновь создающихся теорий деавтоматизации эстетически значимого художественного слова осуществляется закономерное переосмысление всех структурообразующих элементов поэтического текста.

Эмпирические наблюдения современной критики нуждаются в детальном изучении и подтверждении с позиций исторической перспективы, что дает возможность реально оценить степень художественности и соответственно -эстетической значимости феномена куртуазного маньеризма.

Степень разработанности темы исследования может быть охарактеризована как незначительная. Творчеству куртуазных маньеристов посвящено несколько критических статей и соответствующие параграфы диссертаций И.С. Скоропановой и П.А. Ковалева.

Объектом исследования является творчество куртуазных маньеристов как продолжение традиций «чистого искусства» и модернизма, переосмысленных в системе постмодернистского дискурса.

Предметом диссертационного исследования выступают особенности поэтики куртуазного маньеризма в контексте эволюции русского поэтического дискурса, воплощенные в рифменной стратегии, создающей особый эффект полифункциональности и организуемой на основе архитектонических моделей русской рифмы.

При работе с текстами куртуазных маньеристов использовались как издания отдельных авторов (А. Добрынин «Черепословье: Избранные стихотворения», К. Григорьев «Курзал», Д. Быков «Призывник: Стихотворения и поэмы» и др.), так и коллективные сборники («Езда в остров любви. Русская куртуазная муза», «Красная книга маркизы. Венок на могилу всемирной литературы», «Клиенты Афродиты, или Вознагражденная чувственность», «Триумф непостоянства. Куртуазные маньеристы: Антология»), а также - материалы интернет-сайтов.

Цель данной работы заключается в определении места куртуазного маньеризма в истории русской литературы посредством выявлении специфики рифменной стратегии, представляющей один из структурообразующих элементов его поэтики. Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

1. определение особенностей поэзии куртуазного маньеризма как эстетического феномена новой художественной парадигмы;

2. анализ особенностей поэтической стратегии куртуазного маньеризма как постмодернистского течения;

3. изучение рифменного дискурса куртуазного маньеризма как гетерогенного феномена, проявляющегося на уровне композиции и архитектоники стихотворного текста;

4. выявление и классификация формируемых посредством рифменного созвучия архитектонических моделей в русской и мировой поэтической традиции, послуживших источником формирования рифменного дискурса куртуазного маньеризма;

5. изучение инновационных рифменных механизмов, влияющих на архитектонические особенности произведений куртуазных маньеристов.

Научная новизна. Данная работа является первым опытом исследования поэтики куртуазного маньеризма в рифменном аспекте. Вписанный в широкий исторический контекст классификации рифменных механизмов, поэтический дискурс куртуазного маньеризма придает статус легитимности новой художественной эстетике и способствует расширению представлений об особенностях литературного процесса современности.

Теоретическая значимость работы связана с тем, что в ней обосновано выдвижение рифмы в качестве ведущего архитектонического элемента художественной стратегии; создана принципиально новая классификация рифменных созвучий, основанная на участии рифмы в архитектоническом строении поэтического текста, выявлена роль рифменных механизмов в формировании поэтики куртуазного маньеризма.

Практическая значимость определяется возможностью использования результатов данного исследования в системе общих курсов истории русской литературы, спецкурсах, спецсеминарах, посвященных творчеству куртуазных маньеристов и современной российской поэзии.

Основные концептуальные положения исследования использовались при чтении лекций и проведении практических занятий в рамках курсов «Филологический анализ текста», «Введение в литературоведение» и «История русской литературы XX-XXI вв.» на филологическом факультете ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет».

Методологической базой диссертации выступают историко-литературный, историко-типологический, сравнительно-исторический и структурно-семантический методы исследования, используемые в рамках комплексного подхода.

Теоретико-методологической основой для изучения поэтического дискурса куртуазных маньеристов послужили работы современных ученых в области теории и практики постмодернизма - Р. Барта, О.В. Богдановой, Е. Деготь, И.П. Ильина, П.А. Ковалева, И.В. Кукулина, В.Г. Кулакова, В.Н. Курицына,. H.JI. Лейдермана, M.J1. Липовецкого, H.A. Малишевской, Н.Б. Маньковской, В.П. Руднева, А.Э. Скворцова, И.С. Скоропановой, М.Н. Эпштейна и др.

В ходе исследования мы опирались на работы ученых, занимавшихся проблемами типологии и генезиса русской рифмы - В.М. Жирмунского, М.Л. Гаспарова, А.П. Квятковского, Ю.М. Лотмана, Ю.И. Минералова, Л.И. Тимофеева, Б.В. Томашевского, О.И. Федотова, Г.А. Шенгели и др.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Куртуазный маньеризм как феномен смены культурных парадигм выступает своеобразным наследником теории «искусства для искусства», восполняя тем самым утраченные традиции «чистой лирики» и модернизма и развивая их в рамках игрового и зачастую пародийного постмодернистского дискурса.

2. Понятие о функциональной специфике современного русского рифменного дискурса должно быть расширено посредством анализа ее архитектонического потенциала. Новая классификация рифменных отношений, основанная на рассмотрении всех традиционных и новаторских приемов, создает основу для определения генезиса новой художественной эстетики.

3. Рифма в поэзии куртуазных маньеристов представляет собой сложный гетерогенный феномен, участвующий как в организации содержательной композиции поэтического произведения, так и в его формальной структурной организации.

4. В поэтической системе куртуазных маньеристов находят отражение все, даже самые редкие, модели рифменного арсенала классического и модернистского поэтического дискурса, что свидетельствует об особой значимости рифмы как эстетического феномена в художественной парадигме современности.

Степень достоверности полученных данных определяется классификационным материалом, представленным в диссертации, а также -серией публикаций, посвященных проблеме формирования и функционирования рифменной стратегии ведущих поэтов-постмодернистов конца XX - начала XXI века.

Апробация работы. Апробация полученных результатов диссертационного исследования осуществлялась в виде докладов на научных конференциях: «Орловский текст российской словесности» (Орел, 2009, 2010, 2011, 2012), «Русская поэзия: проблемы поэтики и стиховедения» (Орел 2007, 2008, 2009, 2010), «Детская литература: прошлое и настоящее» (Орел, 2008), «Творчество Леонида Андреева: современный взгляд» (международная научная конференция, посвященная 140-летию со дня рождения писателя. Орел, 2011), IV Международная научно-практическая конференции «Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество. М.В. Ломоносов и изучение русской литературы XVIII века в школе и вузе (к 300-летнему юбилею ученого-энциклопедиста и писателя)» (Москва, 2011), «Гуманитарные науки глазами молодых исследователей» (Орел, 2009), «Фетовский текст русской литературы» (Орел, 2010), Клушинских чтениях (Орел, 2009), Тютчевских чтениях (Орел, 2013).

По теме диссертации опубликовано 9 статей, в том числе две - в рецензируемых журналах, аккредитованных ВАК, а также - 4 раздела коллективной монографии «Поэтический дискурс куртуазного маньеризма».

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, имеющих внутреннюю рубрикацию, заключения и библиографического раздела.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Черкасская, Анастасия Александровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Несмотря на то, что современные поэты все чаще отказываются от рифмы в пользу различных экспериментальных и более свободных форм, рифменное созвучие продолжает играть важнейшую роль в формировании структуры поэтического текста. Это прекрасно понимают представители одного из самых влиятельных современных поэтических течений -куртуазного маньеризма. В своей эстетике стиха они ориентируются на самый широкий спектр художественных феноменов (от трубадуров и миннезингеров до поэзии чистого искусства и модернизма), предельно расширяя и усложняя основания своей поэтики.

Культура рифменного созвучия (как и отказ от нее) играет важную роль в процессе смещения художественных парадигм. Такие заметные поэтические течения конца XX - начала XXI столетия, как концептуализм, метареализм и мелоимажинизм, культивируют особую рифменную стратегию, направленную на девальвацию художественного статуса созвучия. Однако наряду с тенденциями фонетического ослабления рифмы или полного отказа от нее в современной русской поэзии существует и иная линия развития, заключающаяся в нарочитом использовании рифменного созвучия как формы апелляции к классической традиции, а также -источника создания особого эстетического эффекта.

Орден Куртуазных Маньеристов - одно из наиболее примечательных и крупных явлений современной литературной жизни в России. Являясь своеобразным наследником эстетики и поэтики «чистого искусства», куртуазный маньеризм выступает в истории отечественной литературы как совершенно особый феномен «новой классики». Открытое и настойчивое декларирование приоритета формы над содержанием, а искусства над жизнью, выводит новых маньеристов за пределы магистральных тенденций современной литературы в сторону реконструкции утраченных линий развития русской поэзии. Все то, за что критика клеймила их предшественников — поэтов «чистого искусства», куртуазные маньеристы нарочито провозглашают основами своего творчества. С другой стороны, энергия нарочитого эпатажа, сконцентрированная не только в творчестве представителей куртуазного маньеризма (В. Степанцов, В. Пеленягрэ, К. Григорьев, А. Добрынин, Д. Быков, А. Бардодым и др.), но и в самом стиле их литературной жизни, манере общения с публикой и собственно факте стремления к публичным выступлениям - все это роднит куртуазных маньеристов с футуристами и имажинистами начала XX столетия. Не случайно, что факт образования Ордена Куртуазных Маньеристов со своим Манифестом и поэтическими декларациями, активная издательская и концертная деятельность, многочисленные сайты в Интернете - все это оценивается критиками и исследователями как новый тип игры в литературу, а шире - как проявление постмодернистской стратегии.

Установка на усложненный стиль, языковую игру и формальные украшения обуславливает тот факт, что новые маньеристы практически никогда не отказываются от рифмования. Рифма служит для авторов Ордена не только эвфоническим средством инструментовки стиха, но и значимым способом оформления усложненного архитектонического объекта, призванного передавать усложненное культурными ассоциациями содержание.

Понимание природы и значимости рифменного созвучия как особого содержательного элемента, играющего существенную роль и на уровне архитектоники, и на уровне композиции поэтического текста, позволяет куртуазным маньеристам выработать собственную рифменную стратегию, соответствующую декларируемой ими эстетике и выделяющую феномен рифмы в отдельную категорию на фоне всех прочих механизмов эвфонии.

Особенности рифменного дискурса куртуазного маньеризма во многом определяются многофункциональностью и структурной неоднозначностью русской рифмы: с одной стороны, рифменное созвучие является элементом поэтической формы, участвующим в работе текстообразующих механизмов и особенно - в эвфонической организации лирического высказывания, с другой - безусловна связь рифмы с содержанием, значимость ее как семантически активного компонента. Сама история возникновения и становления рифмы как элемента, перешедшего в область поэтической формы из эпидейктической прозы, доказывает ее изначальную связь с содержанием.

Рифма представляет собой один из наиболее сложных структурообразующих уровней стиха. Но при этом проблема определения архитектонических функций рифмы в современном литературоведении остается относительно малоизученной, что сказывается на возможностях изучения поэтического дискурса как отдельных авторов, так и целых литературных направлений. Творческая стратегия наиболее последовательно проявляет себя в архитектонике поэтического текста, эстетике рифменного созвучия, аккумулирующего в себе содержательный и формальный план художественного произведения.

Сложность здесь прежде всего заключается в том, что, говоря об архитектонических функциях рифменного созвучия, необходимо определиться с содержательностью самого понятия «архитектоника». Традиция употребления данного термина весьма противоречива, так как на протяжении всей истории бытования этого понятия оно составляло особую корреляцию с термином «композиция». Разграничение этих, безусловно, родственных категорий представляется достаточно важной задачей. Важность подобной терминологической дифференциации обусловлена тем, что понятия «архитектоника» и «композиция» играют существенную роль не только для квалификации рифменной области и характеризации поэтических текстов, но и для литературоведческого анализа классических и новаторских форм художественного творчества.

Выделение архитектоники как особого уровня структурной организации стихотворного произведения предполагает формирование системы активных на этом уровне элементов. Рифма представляется именно тем композиционно значимым явлением, которое оказывает существенное влияние и на архитектонику стиха. В связи с этим традиционная классификация функций рифменного созвучия нуждается в некотором расширении, так как роль рифмы в построении структуры текста не исчерпывается делимитативной функцией.

Архитектонический потенциал русской рифмы проявляется в творчестве куртуазных маньеристов многообразно, так как задействует весь потенциал рифменного созвучия - и ритмические особенности, и эвфоническое качество, и грамматическую принадлежность. Так, связь рифменного созвучия с метром и ритмом выражается в оформлении различных семантических ореолов размеров, в усилении вторичного ритма или монотонизации стиховых рядов. Эвфоническая структура рифмы может формировать особые архитектонические модели, где неточными формами маркированы определенные стиховые позиции. Грамматическая структура рифмы напрямую связана с такими композиционно и архитектонически значимыми механизмами, как стиховой перенос и инверсия. Кроме того, морфологический состав рифмы у куртуазных маньеристов способен формировать самые различные структуры, разнородные или монотонизированные в семантическом отношении.

Новая классификация рифменных механизмов, предложенная в диссертации для описания рифменного дискурса куртуазного маньеризма, позволяет оценивать как особенные эстетические феномены различные рифменные формы, становясь при этом не столько описательной системой, регистрирующей наличную практику, сколько функциональной моделью нового поэтического дискурса, в которой каждый теоретический параметр рифмы характеризуется с точки зрения его участия в архитектонических механизмах, культивируемых куртуазными маньеристами в рамках декларируемой ими эстетики.

В этом отношении нами выделяются ритмические особенности рифмы, которые определяют специфические архитектонические механизмы куртуазной эстетики:

- монотонизированные формы, предельным случаем которые выступает чрезвычайно распространенный в творчестве куртуазных маньеристов монорим.

- формы с альтернансом различных каталектических типов. Подобные структуры более характерны как для поэзии куртуазных маньеристов, так и для классической традиции русской лирики в целом. Примечательным представляется тот факт, что мужские и женские формы не просто составляют основной репертуар каталектических модификаций маньеристов, но и практически исчерпывают его. Дактилические созвучия встречаются редко, а гипердактилические почти не употребляются - ни в монотонизированных моделях, ни в альтернансных моделях.

Куртуазные маньеристы используют весь арсенал рифменных механизмов, работающих на уровне архитектоники, а также расширяют его посредством изменения семантических коннотаций и игры на уровне транстекстуальности. Активно используя все позиционные модели рифменной архитектоники, они часто прибегают, наряду с концевыми созвучиями, и к иным формам расположения рифм в горизонтально-вертикальном пространстве поэтического текста (внутренняя рифма, эпистрофа и т. д.), что позволяет им усилить выразительность художественного диссонанса.

Наиболее частотной и продуктивной формой в этом отношении является внутренняя рифма, функционирующая в поэзии куртуазных маньеристов в виде двух основных механизмов:

- объединение созвучием элементов, расположенных в одной и той же строке;

- объединение созвучием элементов соседних строк.

Грамматичность созвучия формирует в текстах куртуазных маньеристов особые архитектонические механизмы, основанные на синтаксической инверсии, хиазме, стиховом и межстрофическом переносе. Архитектонические модели, формируемые различными видами переносов, способствуют вынесению в рифменную область служебных частей речи и даже частей слов, которые, оказавшись в семантически актуализированной позиции, приобретают особую смысловую нагрузку. Стиховые и межстрофические переносы обуславливают перемещение смысловых и акцентологических явлений, в результате изменения длины пауз между строками и строфами.

Эвфоническая структура рифмы влияет на оформление таких архитектонических моделей, как формы со сплошными точными созвучиями - данная модель является наиболее распространенной в творчестве авторов куртуазного маньеризма; формы со сплошными неточными и приблизительными рифмами встречаются у куртуазных маньеристов относительно редко, что особенно показательно на фоне поэтической практики других современных течений, активно разрабатывающих зачастую именно фонетически ослабленные созвучия. В связи с заметным тяготением к точным рифмам в рамках постмодернистской установки на создание игровых форм стиха, в произведениях куртуазных маньеристов довольно часто используются такие маргинальные приемы, как монорим, представленный двумя модификациями - сплошной (классический) монорим (встречается реже) и моноримными композициями, в котором рифменными тождествами охватывается не весь текст целиком, а отдельно взятая строфа или группы строф (чрезвычайно популярная форма), тавтологическая, омонимическая, однокорневая рифма и др.

Таким образом, можно говорить о том, что рифменный дискурс куртуазного маньеризма характеризуется усложнением архитектонических моделей русского стиха, активным использованием сложных рифменных цепей, различных форм рифменной монотонии для создания «нового сладостного стиля». Именно в рифменной стратегии видят куртуазные маньеристы, возрождающие и культивирующие экзотические жанры и художественные формы, источник усиления стилистической и эстетической маркированности лирического высказывания. И в этом отношении, как ни парадоксально, именно куртуазный маньеризм, представляющий одно из самых агрессивных и влиятельных постмодернистских течений в России, способствует развитию архитектонического потенциала рифменного созвучия в его классической ипостаси.

194

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Черкасская, Анастасия Александровна, 2013 год

1. Апухтин А.Н. Полн. собр. стихотворений / А.Н.Апухтин; Вступ. ст. М.В. Отрадина; Сост., подготовка текста и примеч. P.A. Шацевой. -Изд. 3-е. - JL: Сов. писатель, 1991. - 444 с. (Библиотека поэта).

2. Асеев H.H. Стихотворения / H.H. Асеев; Сост., послесл. и примеч. В.И. Милькова. М: Сов. Россия, 1983. - 272 с.

3. Бальмонт К.Д. Избранное / К.Д. Бальмонт. М.: Сов. Россия, 1989. -496 с.

4. Бальмонт К.Д. Избранное: Стихотворения. Переводы. Статьи / К.Д. Бальмонт; Сост. Д.Г. Макогоненко. М.: Правда, 1990. - 606 с.

5. Батюшков К.Н. Сочинения / К.Н. Батюшков; Ред., вступ. ст. и коммент. Д.Д. Благого. М.; Л.: Academia, 1934. - 747 с.

6. Блок A.A. Собр. соч.: В 8 т. / A.A. Блок Под общ. ред. В.Н. Орлова, A.A. Суркова, К.И. Чуковского. Т. 1. - М.;Л.: Худ. лит., 1960. - 715 с.

7. Быков Д. Отсрочка: Книга стихов. Изд. 2, доп. / Д. Быков. СПб.: Геликон Плюс, 2000. - 163 с.

8. Быков Д. Последнее время: Стихи, поэмы, баллады / Д. Быков. М.: Вагриус, 2006.-512 с.

9. Быков Д. Призывник: Стихотворения и поэмы / Д. Быков. СПб.: Амфора, Геликон Плюс, 2002. - 424 с.

10. Ю.Вагурина Л. О многом и об одном: Стихи / Л. Вагурина. М., 1991. -75 с.

11. П.Григорьев К. Одна из жизней: избранные стихотворения /К. Григорьев. Москва: Водолей, 2009. - 287 с.

12. Григорьев К. Курзал: / К.Григорьев. М.: Время, 2010. - 640 с. (Поэтическая библиотека)

13. Данте А. Божественная комедия / А. Данте; с итал. М. Лозинского / Вступ. ст. К. Державина. -М.: Правда, 1982. 640 с.

14. Н.Добрынин А. Регулярные парки: Избранное. 1975-2000 / А. Добрынин.- М.: Водолей Publishers, 2008. 736 с.

15. Добрынин А. Черепословье: Избранные стихотворения. 2000-2005 / А. Добрынин. М.: Водолей Publishers, 2009. - 656 с.

16. Езда в остров любви. Русская куртуазная муза. Поэтический сборник XVIII-XX вв. М.: «Х.Г.С.», 1993.-384 с.

17. Кантемир А.Д. Собрание стихотворений. / А.Д.Кантемир; Вступ. ст. Ф.Я. Приймы, Подготовка текста и примеч. З.И. Гершковича. JL: Сов. писатель, 1956. - 345 с. (Библиотека поэта; Большая серия)

18. Красная книга маркизы. Венок на могилу всемирной литературы. М.: Изд. дом «Александр Севастьянов», 1995. - 304 с.

19. Лермонтов М.Ю. Соч.: В 6 т. / М.Ю. Лермонтов. Т. 2. Стихотворения, 1832—1841 / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин, дом); Ред. Н. Ф.Бельчиков. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1954. - 386 с.

20. Ломоносов М.В. Избр. произведения / М.В. Ломоносов; вступ. ст., сост., примеч. А.А. Морозова; подгот. текста М.П. Лепехина, А.А.Морозова. Л.: Сов. пис., 1986. - 560 с.( Библиотека поэта. Большая серия : 3-е изд.).

21. Некрасов Н.А. Полн. собр. стихотворений / Н.А.Некрасов; Сост., подготовка текста и примеч. К.И.Чуковский; Ред. К.И.Чуковский. М.- Л.: Государственное издательство, 1929. 580 с.

22. Новиков И. А. Духу Святому. Дыхание земли: репринтное воспроизведение изданий 1908 г., 1910 г. / И.А. Новиков;Послесл. М.В. Михайловой. Мценск: Центральная городская библиотека им. И. А. Новикова, 2006. - 288 с.

23. Орден куртуазных маньеристов. Клиенты Афродиты, или Вознагражденная чувственность. М: АСТ-ПРЕСС, 1999. - 336 с.

24. Песни сложных устройств: сб. стихотворений. М.: Материк, 2003. -531 с.

25. Полонский Я. П. Стихотворения. Поэмы.- М.: «Правда», 1986. 480 с.

26. Пушкин A.C. Собр. соч.: В 10 т. Изд. 2-е. / A.C. Пушкин; Под общ. ред. Д.Д. Благого и др.. -М: Гослитиздат, 1959.

27. Северянин И. Стихотворения / И. Северянин; Вступ. ст. В.А.Рождественского. JI.: Советский писатель, 1975. (Библиотека поэта. Малая серия).

28. Тредиаковский В.К. Избранные произведения / В.К. Тредиаковский; Вст. ст. и подг. текста Л.И. Тимофеева. М.-Л.: Сов. писатель (Библиотека поэта- Большая серия- 2-е изд.).

29. Триумф непостоянства. Куртуазные маньеристы: Антология. М.: Букмэн, 1997.-304 с.

30. Фет A.A. Поли. собр. стихотворений / А.А.Фет; Вступ. ст., ред. и примеч. Б.Я. Бухштаба. Л.: Советский писатель, 1959 (Библиотека поэта. Большая серия. 2-е изд.)

31. Хроники Ордена. Канцлер вспоминает. М.: Александр Севастьянов. 1995.-56 с.

32. Цветаева М.И.Стихотворения. Поэмы. М.: Дрофа (Серия: библиотека отечественной классической литературы), 2008. - 304с.1.

33. Андреевский С.А. Вырождение рифмы: Заметки о современной поэзии / С.А. Андреевский. Спб.: тип. Спб. акц. общ. Е. Евдокимова, 1901. -62 с.

34. Аристотель. Поэтика / Аристотель; пер. М.Л. Гаспарова // Аристотель. Соч.: В 4 т. / Общ. ред. А.И. Доватура М.: Мысль, 1984. - Т.4. -С.645-680.

35. Барокко и классицизм в истории мировой культуры: Материалы Международной научной конференции. Серия «Symposium». СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. -Вып.17. - 146 с.

36. Барт Р. Нулевая степень письма / Р. Барт; пер. Г. К. Косикова // Семиотика. М.: Радуга, 1983. - С. 306-349.

37. Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов / Р.Барт; пер. Г. К. Косикова // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв.: Трактаты, статьи, эссе. М.: МГУ, 1987. - С.: 387-422.

38. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / Р.Барт; Сост., общ. ред., вступит, статья Г.К. Косикова. М.: Прогресс, 1989. - 616 с.

39. Бахтин М.М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве / М.М. Бахтин // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.1975. С.6-71.

40. Вельская Л.Л. О типологии современной рифмы / Л.Л. Вельская // Филологические науки. 1988. - №2. - С.3-8.

41. Богданова О.В. Постмодернизм и современный литературный процесс: Дис. . докт. филол. наук / О.В.Богданова. СПб., 2003. - Т. 1-2.

42. Ю.Боклерк Ф. Избранники или мужество игры / Ф. Боклерк // Красная книга маркизы. Венок на могилу всемирной литературы. М.: Изд. дом «Александр Севастьянов», 1995. - С.247-283.

43. Большая советская энциклопедия: В 30 т. / Гл. ред. A.M. Прохоров, 3-е изд. М., «Сов. энциклопедия», 1969 Электронный ресурс. - Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/~KHHrH/BC3/ApxHTeKTOHHKa/

44. Боткин В.П. Литературная критика. Публицистика. Письма / В.П. Боткин; сост., подготовка текста, вступ. статья и примечания Б.Ф. Егорова. М.: Сов. Россия, 1984.

45. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.slovopedia.com/10/208/980615.html

46. Брюсов В.Я. Основы стиховедения / В.Я. Брюсов. М., 1924. - Ч. 1-2. Общее введение; метрика и ритмика.

47. Брюсов В.Я. О рифме // Брюсов В.Я. Собр. Соч.: В 7 т. / Под общ. ред. П.Г. Антокольского. -Т.6. -М.: Худ. лит., 1975. -544-556.

48. Вальцель О. Проблемы формы в поэзии / О. Вальцель; авториз. пер. с нем. M.JI. Гурфинкель, под ред. и с вступ. ст. В.М. Жирмунского «К вопросу о формальном методе». Пб.: Academia, 1923. - 71 с.

49. Вишневский К.Д. Архитектоника русского стиха XVIII первой половины XIX века / К.Д. Вишневский // Исследования по теории стиха. - Л.: Наука, 1978. - С.48-66.

50. Вишневский К.Д. Введение в строфику / К.Д. Вишневский // Проблемы теории стиха. М.: Наука, 1984. - С.37-57.

51. Вишневский К.Д. Разнообразие формы русского сонета / К.Д. Вишневский // Russian verse theory / Ed. В. P. Scherr, D. S. Worth. -Columbus, Ohio, 1989. P.458-460.

52. Власов K.A. Эволюция системы стиха И.А. Бродского: Метрика. Ритмика. Переносы: дисс. . канд. филол. наук / К.А. Власов. Орел, 2005.-284 с.

53. Гавриленко Т.А. Программа «чистого искусства» в русской критико-эстетической мысли середины XIX века / Т.А. Гавриленко. М.: МГОПУ, 2001.-252 с.

54. Гавриленко Т.А. Романтическая поэзия чистого искусства. Монография / Т.А. Гавриленко. Уссурийск: Изд-во УГЛИ, 2011. - 194 с.

55. Гаспаров М.Л. Избранные труды: В 3 т. Т.З. / М.Л. Гаспаров. - М., 1997.-603 с.

56. Гаспаров М.Л. Метр и смысл: Об одном механизме культурной памяти / М.Л. Гаспаров. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2000. - 289 с.

57. Гаспаров М.Л. Оппозиция «стих проза» и становление русского литературного стиха / М.Л. Гаспаров // Русское стихосложение: Традиции и проблемы развития. - М., 1985.

58. Гаспаров М.Л. Очерк истории европейского стиха / М.Л. Гаспаров; Отв. ред. Н.К. Гей. М.: Наука, 1989. - 304 с.

59. Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха: Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика. 2 изд., доп. / М.Л. Гаспаров. - М.: Фортуна Лимитед, 2000. - 352 с.

60. Гаспаров М.Л. Русский стих 1890-1925 годов в комментариях / М.Л. Гаспаров. М.: Высш. шк., 1993. - 271 с.

61. Гаспаров М.Л. Эволюция русской рифмы / М.Л. Гаспаров // Проблемы теории стиха. Л., 1984.

62. Гаспаров М.Л., Скулачева Т.В. Структура стихотворной строки: ритм и синтаксис / М.Л. Гаспаров, Т.В. Скулачева // Проблемы стиховедения и поэтики. Алма-Ата, 1990.

63. Гильдебранд А. Проблема формы в изобразительном искусстве и собрание статей / А. Гильдебранд. М.: Изд-во МПИ, 1991. - 137 с.

64. Гриневич П.Ф. Якубович П.Ф. Очерки русской поэзии: Пушкин. Некрасов. Фет. Тютчев. Надсон. Современные миниатюры. О старом и новом настроении. 2-е изд. / П.Ф. Гриневич. - СПб., 1911. - 404 с.

65. Грюбель Р. Проблема ценности и оценки в творчестве Бахтина / Р. Грюбель // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 2001. №1. - С. 32-67. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://ww^v.nevmenandr.net/dkx/?y=2001&n=l&abs=Gruebel

66. Губский Е.Ф. Телеология // Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2003. - С.449-450.

67. Гуковский Г. О стадиальности истории литературы / Г. Гуковский // Новое литературное обозрение. -2002. -№ 3(55).-С. 106-131.

68. Деготь Е. Русское искусство XX века / Е.Деготь. М.: Трилистник, 2000.-224 с.

69. Жирмунский В.М. Рифма, ее история и теория. Петербург: Academia, 1923.-337 с.

70. Жирмунский В.М. Композиция лирических стихотворений. СПб., 1921.- 107 с.

71. Жирмунский В.М. О русской рифме XVIII в. / В.М. Жирмунский // Роль и значение литературы XVIII века в истории русской культуры: К 70-летию со дня рождения члена-корреспондента АН СССР П.И. Беркова. М.; Л., 1966. - С.417-427.

72. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика: Избр. тр. -Л.: Наука, 1977.-407 с.

73. Ильин И. Постмодернизм. Словарь терминов. М: ИНИОН РАН (отдел литературоведения) - INTRADA, 2001. - 384 с.

74. Илюшин A.A. О внутренних рифмах и слоговых созвучиях в стихе / A.A. Илюшин // Русский язык в школе. 1986. - №6. - С. 50-54.

75. Квятковский А.П. Поэтический словарь / А.П. Квятковский. М.: Советская энциклопедия, 1966. - 376 с.

76. Квятковский А.П. Русский свободный стих / А.П. Квятковский // Вопросы литературы. 1963. - № 12. - С.63-85.

77. Ковалев П.А. Альтернативная линия развития русского стиха / П.А. Ковалев // Вестник Воронежского государственного университета.- 2009. №3. - С.46-50.

78. Ковалев П.А. Графические возможности стихотворного текста / П.А. Ковалев // Славянский сборник. Орел, 2004. - Вып.З. - С.339-350.

79. Ковалев П.А. Постмодернистская модель стиха в русской поэзии XX века / П.А. Ковалев // Вестник Брянского государственного университета: История. Литературоведение. Право. Философия. Языкознание. 2010. - №2. - С.75-79.

80. Ковалев П.А. Поэтический дискурс русского постмодернизма / П.А. Ковалев // Вестник Южно-уральского государственного университета. 21(197): серия Лингвистика. 2010. - Вып. 11. -Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ. - С.9-14.

81. Ковалев П.А. Поэтический дискурс русского постмодернизма: дис. . докт. филол. н. / П.А. Ковалев. Орел, 2010. - 507 с.

82. Ковалев П.А. Принципы анализа поэтического текста 3 / П.А. Ковалев // Гуманитарные проблемы глазами молодых: Мат-лы конф. молодых ученых Орловского государственного педагогического университета. - Орел, 1995. - Вып.З. - С.52-62.

83. Ковалев П.А. Современный русский стих: Актуальные аспекты стихосложения / П.А. Ковалев. Орел, 2001. - 142 с.

84. Ковалев П.А. Техника стиха и техника в стихе. Поэзия русского постмодернизма / П.А. Ковалев. Орел, 2008. - 164 с.

85. Ковалев П.А. Центонное письмо как один из принципов постмодернистской стратегии поэтического текста / П.А. Ковалев // Ученые записки Орловского государственного университета. — 2010. — №3. С.181-185.

86. Ковалева Т.В. Русский стих 80-90-х годов XIX века: Дисс. . канд. филол. наук / Т.В. Ковалева. Алма-Ата, 1993. - 193 с.

87. Кожинов В.В. Основы теории литературы: Краткий очерк / В.В. Кожинов. М.: Знание, 1962. - 48 с.

88. Козлов В.И. Архитектоника художественного мира лирического произведения: на материале цикла И. Бродского «Часть речи»: дис. . канд. филол. наук / В.И. Козлов. Ростов на Дону, 2006. - 214 с.

89. Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. М.: Сов. энцикл., 1962-1978.

90. Кузьмин Д.В. Литературный периодический самиздат рубежа 80-90-х гг. / Д.В. Кузьмин // Вопросы онтологической поэтики. Потаенная литература. Исследования и материалы. Иваново: Ивановский государственный университет. 1998. - С.208-214.

91. Кукулин И. «Сумрачный лес» как предмет ажиотажного спроса, или Почему приставка «пост-» потеряла свое значение // Новое литературное обозрение. 2003. - №59. - С.359-391.

92. Кулаков В.Г. Неофициональная поэзия 1950 1980-х гг.: История и поэтика: Дис. . канд. филол. наук / В.Г. Кулаков. - М., 2000. - 201 с.

93. Кулаков В.Г. Поэзия бронзового века: принципы художественной типологии / В.Г.Кулаков // Вопросы онтологической поэтики. Потаенная литература. Исследования и материалы. Иваново: Ивановский государственный университет. 1998. - С. 180-189.

94. Кулаков В.Г. Поэзия как факт / В.Г.Кулаков. М.: Новое литературное обозрение, 1999. - 400 с.

95. Культурология. XX век. Энциклопедия Текст.: В 2 т. / Сост. С.Я. Левит. СПб.: Университетская книга: Алетейя, 1998. — Т.1. — 447 с.

96. Курицын В. Русский литературный постмодернизм / В. Курицын. М., ОГИ (Объединенное гуманитарное изд-во), 2001. - 288 с.

97. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Л. Современная русская литература: 1950-1990-е годы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 2 т. Т. 1: 1953-1968 / Н.Л. Лейдерман, М.Л. Липовецкий. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 416 с.

98. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. М.: НПК «Интелвак», 2001. - 800 с.

99. Литературное наследство. Т. 103. A.A. Фет и его литературное окружение. - Кн. 2. / Отв. ред. Т.Г. Динесман. - М.: ИМЛИ РАН, 2011. -1038 с.

100. Литературные манифесты от символизма до наших дней: Антология / Сост. С. Джимбинов. М.: Издательский дом «XXI век - согласие», 2000.-608 с.

101. Литературный центр конструктивистов // Википедия Электронный ресурс. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki^HTepaTypHbiHueHTpKOHCTpyKTHBHCTOB

102. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. -М.: Энциклопедия, 1987. 752 с.

103. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста: Структура стиха / Ю.М. Лотман. Л.: Просвещение, 1972. - 271 с.

104. Лотман, Ю.М. Лекции по структуральной поэтике / Ю.М. Лотман // Ю. М. Лотман и тартусско-московская семиотическая школа. М.: «Гнозис», 1994.-С. 17-246.

105. Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики / Ю.М. Лотман. Таллин: "Ээсти Раамат", 1973. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://lib.ru/CINEMA/kinolit/LOTMAN/kinoestetika.txt

106. Марков В.Ф. О свободе в поэзии: статьи, эссе, разное / В.Ф. Марков. -СПб., 1994.-336 с.

107. Маркова Д.А. Постмодернистский исторический дискурс русской литературы рубежа XX XXI веков и его истоки: дис. . канд. филол. наук / Д.А. Маркова. - М., 2004. - 174 с.

108. Малишевская Н. Игровые практики в дискурсе постмодерна: Автореферат дисс. . докт. филос. наук / H.A. Малишевская. Ростов на Дону, 2007.-37 с.

109. Малишевская H.A. Игровые практики в дискурсе постмодерна: монография / H.A. Малишевская. Ростов-на-Дону: РГУПС, 2007. -245 с.

110. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма / Н.Б. Маньковская -СПб.: Издательство «АЛЕТЕЙЯ», 2000. 347 с. - (серия "Gallicinium")

111. Матяш С.А. Стихотворный перенос: к проблеме взаимодействия ритма и синтаксиса / С.А. Матяш // Русский стих: Метрика, ритмика, рифма, строфика: В честь 60-летия М.Л.Гаспарова. М., 1996. - С. 189-202.

112. Минералов Ю.И. Фонологическое тождество в русском языке и типология русской рифмы / Ю.И. Минералов // Studia métrica et poética, I.-Тарту, 1976. С.55-77.

113. Минералов Ю.И. О путях эволюции русской рифмы / Ю.И. Минералов // Studia métrica et poética, II. Тарту, 1977.

114. Минералов Ю.И. О статусе «исключений» в поэтике: Из истории русской рифмы / Ю.И. Минералов // Русское стихосложение: Традиции и проблемы развития. М., 1985. - С.155-167.

115. Монгилева Н.В. Семантическое пространство поэтического дискурса: дисс. . канд. филол. наук / Н.В.Монгилева. Челябинск, 2004. - 168 с.

116. Москвин В.П. Выразительные средства современной русской речи: Тропы и фигуры. Общая и частные классификации: Терминологический словарь. 2 изд., существенно перераб. и доп. / В.П. Москвин. - М.: ЛЕНАНД, 2006. - 376с.

117. Небольсин С.А. В поисках стилевой соразмерности: Из опыта русской поэзии нач. XX века / С.А.Небольсин // Многообразие стилей советской литературы: Вопросы типологии. М.: «Наука», 1978. - С. 73-111.

118. Невзглядова Е. Метр и смысл / Е. Невзглядова // Новое литературное обозрение. 2000. -№4. - С. 359-365.

119. Недоброво Н. В. Ритм, метр и их взаимоотношение / Н. В. Недоброво // Труды и дни, 1912. -№ 2. -С. 14-23.98.0вчаренко О. Русский свободный стих / О. Овчаренко. М.: Современник, 1984. - 198 с.

120. Онуфриев B.B. Словарь разновидностей рифмы Электронный ресурс. Режим доступа: http://rifma.com.ru/SLRZ-01.htm

121. Орлицкий Ю.Б. Взаимодействие стиха и прозы: типология переходных форм Автореферат дис. . докт. филол. наук / Ю.Б. Орлицкий. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 1992. - 52 с.

122. Орлицкий Ю.Б. Визуальный компонент в современной русской поэзии / Ю.Б. Орлицкий // Новое литературное обозрение. 1995. -№16. - С.181-192.

123. Орлицкий Ю.Б. Динамика стиха и прозы в русской словесности / Ю.Б. Орлицкий. М.: РГГУ, 2008. - 845 с.

124. Орлицкий Ю.Б. Современный русский стих. 1990-2000-е годы / Ю.Б. Орлицкий // Проблемы поэтики и стиховедения. Алматы, 2003. -4.1. - С.57-68.

125. Орлицкий Ю.Б. Стих и проза в русской литературе / Ю.Б. Орлицкий. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1991. - 199 с.

126. Орлицкий Ю.Б. Стих и проза в русской литературе / Ю.Б. Орлицкий; Российск. гос. гуманит. Ун-т. М.: РГГУ, 2002 - 685 с.

127. Останкович A.B. Гармоническая структура русского классического сонета XVIII первой половины XX века: Автореферат дис. . канд. филол. наук / A.B.Останкович. - М., 2009. - 32.с.

128. Очерки истории языка русской поэзии XX века. Поэтический язык и идиостиль: Общие вопросы. Звуковая организация текста / В.П. Григорьев, И.И. Ковтунова, О.Г. Ревзина и др. / Под ред. В. П. Григорьева. М.: Наука, 1990. - 304 с.

129. Панарин A.C. Русская культура перед вызовом постмодернизма / A.C. Панарин; Российская акад. наук, Ин-т философии. М.: ИФ РАН, 2005.- 189 с.

130. Панарина М.А. Нетрадиционные строфические формы в поэзии И.Бродского и его современников: Дис. . канд. филол. наук / М.А. Панарина. Самара, 2006. - 228 с.

131. Панов С.И. История стиховедческих концепций в России XVIII-первой четверти XIX вв. и стих лицейской лирики A.C. Пушкина: Автореферат дис. . канд. филол. наук / С. И. Панов; Тверской государственный университет. Тверь, 1995. - 20с.

132. Пейсахович М.А. Строфическое строение безрифменного стиха / М.А. Пейсахович // Русское стихосложение: Традиции и проблемы развития. -М., 1985. С. 277-292.

133. Подорога В. Выражение и смысл / В.Подорога. М.: Ad Marginem, 1995. - 426 с.

134. Поливанов Е. Общий фонетический принцип всякой поэтической техники / Е. Поливанов // Вопросы языкознания. 1963. - № 1. - С.97-112.

135. Пономарева Т.А. Интертекстуальность как одно из типологических свойств современного поэтического дискурса / Т.А.Пономарева // Вестник Луганского университета им. Т.Шевченко. Луганск, 2010. - №2. - С.63-71.

136. Попкова H.H. Доминанты идиостиля поэта-ирониста (на материале текстов Игоря Иртеньева): Автореферат дисс. . канд. филол. наук / Н.Н.Попкова. Екатеринбург, 2007. - 23 с.

137. Поспелов Т.Н. Теория литературы: Учебник для ун-тов / Т.Н. Поспелов. -М.: Высш. школа, 1978. 351 с.

138. Постмодернизм: Энциклопедия. Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. - 1040 с.

139. Потебня A.A. Из записок по теории словесности / A.A. Потебня. -Харьков: изд. М.В. Потебни, 1905. 652 с.

140. Потебня A.A. Мысль и язык / A.A. Потебня; Ред. И.В. Пешков. -М.: Лабиринт, 1993. 268 с.

141. Поэзия русского футуризма / Вступ. ст. В.Н. Альфонсова, сост. и подгот. текста В.Н. Альфонсова, С.Р. Красицкого. СПб., Академический проект, 2001. - 752 с. (Библиотека поэта)

142. Поэтика исканий, или Поиск поэтики: материалы междунар. конф.-фестиваля «Поэтический язык рубежа XX-XXI веков и современные литературные стратегии» (16-19 мая 2003 г.) / Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова РАН. М., 2004. - 592 с.

143. Пяст В.А. Современное стиховедение: Ритмика / В.А. Пяст. JL: Изд-во писателей в Лениграде, 1931. - 377 с.

144. Ранчин A.M. A.A. Фет. «Шепот, робкое дыханье.»: стихотворение в восприятии современников. // Электронный ресурс: http://www.portal-slovo.ru/philology/39015.php

145. Редькин В.А. Русская поэзия второй половины XX века: Учебное пособие / В.А. Редькин. Тверь: Тверской государственный университет, 2006. — 280 с.

146. Реформатский A.A. Опыт анализа новеллистической композиции-М., 1922.

147. Руднев В.П. Словарь культуры XX века: Ключевые понятия и тексты / В.П.Руднев. М.: «Агаф», 1999. - 384 с.

148. Русская альтернативная поэтика: Сб. ст.. М.: МГУ, 1990. - 159 с.

149. Русская литература XIX в.: Хрестоматия критических материалов // Под. ред. М.Г.Зельдович, Л.Я.Лившиц. Изд. 3-е, испр. - М.: Высшая школа, 1967. - 536 с.

150. Русская литература XX века: В 3 т. / Под ред. проф. С.А. Венгерова. Т.З. - М., 1914.

151. Русские поэты. Антология русской поэзии в 6-ти т.М.: Детская литература, 1996.

152. Самойлов Д. Книга о русской рифме. 2 изд., доп. / Д. Самойлов. - М.: Художественная литература, 1982. - 351 с.

153. Северская О.И. Язык поэтической школы: идиолект, идиостиль, социолект / О.И.Северская. М.: Словари.ру, 2007. - 126 с.

154. Свирилин А. Куртуазный маньеризм: творчество, барышни, алкоголь / А. Свирилин // Московский вестник. 2011. №2. - С.264-272.

155. Скабичевский A.M. История новейшей русской литературы 18481906 гг. / A.M. Скабичевский. СПб.: Общественная польза, 1900. -492 с.

156. Скворцов А.Э. Литературная и языковая игра в русской поэзии 1970-1990-х годов: Автореферат дис. . канд. филол. наук / А.Э. Скворцов. Казань; Казан, гос. ун-т., 2000. - 18 с.

157. Скворцов А.Э. Игра в современной русской поэзии / А.Э. Скворцов. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2005. - 364 с.

158. Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература: Учеб. пособие 3-е изд., изд., и доп. / И.С. Скоропанова - М.: Флинта: Наука, 2001.-608 с.

159. Скулачева Т.В. Поэтический перенос в текстах разного стиля (поэмы Байрона «Корсар» и «Лара»). в сб. Проблемы поэтики и стиховедения. - Каз.НПУ имени Абая, 2003.

160. Слабухо С.И. Стратегии отношения к тексту: от классической философии к постмодернизму: Автореферат дис. . канд. филос. наук / С.И.Слабухо. - Смоленск, 2006. - 26 с.

161. Славецкий В.И. Русская поэзия 80-90-х годов XX века: тенденции развития, поэтика / В.И. Славецкий. М.: Издательство литературного института им. А.М.Горького, 1998. - 184 с.

162. Славянский стих: Лингвистическая и прикладная поэтика: Мат-лы межд. Конф. 23-27 июня 1998 гг. / Под ред. М.Л.Гаспарова, А.В.Прохорова, Т.В.Скулачевой. М.: Языки славянской культуры: Наука, 2001. - 415 с. (Studia poética).

163. Словарь архитектурных терминов. Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.archi.ru/terms/

164. Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост. Л.И. Тимофеев, C.B. Тураев. М. Просвещение, 1974. - 509 с.

165. Словарь терминов Московской Концептуальной Школы / Сост. и автор предисл. А. Монастырский. M.: AD MARGINEM, 1999. - 221 с.

166. Современная русская литература (1990 гг. начало XX века): Учеб. пособие / С.И. Тимина, В.Е. Васильев, О.Ю. Воронина и др. СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: «Академия», 2005. - 352 с.

167. Сорокин Ю.А. Поэтический текст и его коммуникативная тактика (попытка прогноза) / Ю.А. Сорокин // Вестник РУДН. 2007. - № 3-4. - С. 54-61. (Серия «Литературоведение. Журналистика»),

168. Степанов А.Г. Семантика стихотворной формы: Фигурная графика, строфика, enjambement: Дис. . канд. филол. наук / А.Г. Степанов. Тверь, 2004. - 186 с.

169. Степанов М.С. Денотация и коннотация в поэтическом дискурсе: на материале произведений классической и современной испанской поэзии: Автореферат дис. . канд. филол. наук / М.С.Степанов. М., 2007.-22 с.

170. Степанов Ю.С. Альтернативный мир, Дискурс, Факт и принцип Причинности / Ю.С.Степанов // Язык и наука конца XX века: Сб. ст. -M.: РГГУ. -1995. С.35-73.

171. Стиховедение: Хрестоматия / Сост. J1.E. Ляпина. М.:Флинта; Наука, - 1998.-245 с.

172. Суворова П.Е. Диалектика общего и индивидуального в стихотворном стиле: Автореферат дис. . докт. филол. наук / П.Е. Суворова; Бийс. гос. пед. ин-т. Екатеринбург, 1999. - 38 с.

173. Суслова Е.В. Интонация и стиль стихотворной речи: На материале поэзии XX века: Автореферат дис. . канд. филол. наук / Е.В. Суслова Самара, 2005. - 16 с.

174. Суховей Д.А. Графика современной русской поэзии: Автореферат дис. . канд. филол. наук / Д.А.Суховей. СПб., 2008. -27 с.

175. Суховей Д.А. Графика современной русской поэзии: дис. . канд. филол. наук / Д.А.Суховей. СПб., 2008. - 271 с.

176. Тамарченко Н.Д. Эстетика словесного творчества» Бахтина и русская религиозная философия . М.: РГГУ, 2001. 200 с.

177. Теория литературы: В 2 т. / Под ред. Н.Д. Тамарченко. М.: изд. Центр «Академия», 2004. - Т. 1.Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. - 512 с.

178. Теория литературы: Литературный процесс. М.: ИМЛИ РАН, «Наследие», 2001. - Т.4. - 624 с.

179. Теория литературы: Роды и жанры (основные проблемы в историческом освещении). М.: ИМЛИ РАН, «Наследие», 2003. - Т.З. -592 с.

180. Терещенко J1.B. Постмодернизм в российской культуре: специфика и особенности проявления: Автореферат дис. . канд. культуролог, наук / Л.В.Терещенко. Краснодар, 2004. - 23 с.

181. Тимофеев Л.И. Слово в стихе / Л.И. Тимофеев. М.: Сов. пис., 1982.-344 с.

182. Тимофеев Л.И. Теория стиха / Л.И. Тимофеев. М.: ГИХЛ, 1939. -232 с.

183. Тимофеев Л.И. Очерки теории и истории русского стиха / Л.И. Тимофеев. -М.: Голитиздат, 1958. -415 с.

184. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы Изд. 3-е, испр. / Л.И. Тимофеев. М.: Просвещение, 1966. - 480 с.

185. Тодоров Ц. Семиотика литературы / Ц. Тодоров // Семиотика / Сост., вступит, статья и общ. ред. Ю.С. Степанова. М., 1983. - С. 350354.

186. Токарев Т.Н. Слово в контексте стихотворной речи: Автореферат дис. . канд. филол. наук / Г.Н. Токарев. Алма-Ата, 1983. - 20 с.

187. Томашевский Б.В. Русское стихосложение: Метрика / Б.В. Томашевский. — Пг.: Academia, 1923. 156 с.

188. Томашевский Б.В. Стих и язык: Филол. очерки / Б.В. Томашевский. М.; Л.: Гослитиздат, 1959. -471 с.

189. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: Учеб. пособие / Б.В. Томашевский. М.: Аспент Пресс, 2002. - 334 с.

190. Томашевский Б.В. Стилистика и стихосложение. Курс лекций / Б.В. Томашевский. Л.: Учпедгиз, 1959. - 536 с.

191. Трофимова Е. Бурлеск, травестия, центонность куртуазных медитаций Вадима Степанцова // Дети Ра. 2008. - № 5(43)

192. Электронный ресурс. Режим доступа:http://magazines.russ.rU/ra/2008/5/trl8.html

193. Тынянов Ю. Поэтика. История литературы. Кино / Ю.Н. Тынянов; Подг. текста Е.А. Тодес, А.П. Чудаков, М.О. Чудакова. М.: Наука, 1977.-575 с.

194. Тынянов Ю.Н. Литературный факт / Ю.Н. Тынянов; Вступ. ст., коммент. В.И. Новикова; Сост. О.И. Новиковой. М.: Высшая школа, 1993.-320 с.

195. Тюленева Е.М. «Пустой знак» в постмодернизме: теория и русская литературная практика: Дисс. . докт. филолог, наук / Е.М. Тюленева. Иваново, 2006. - 322 с.

196. Тюпа В.И. Постсимволизм: Теоретические очерки русской поэзии XX в. / В.И. Тюпа. Самара: НВФ «Сенсоры. Модули. Системы», 1998.- 157 с.

197. Уеллек Р., Уоррен О. Теория литературы / Р. Уеллек, О. Уоррен; пер. с англ. М.: Прогресс, 1978. - 324 с.

198. Урусиков Д.С. Грамматология. Т.1. Нарратология / Д.С. Урусиков- Версия 1.0. Липецк: Типография "Липецк-Плюс", 2009. -224 с. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.grammatology.ru/narratology/217.html

199. Урюпина A.C. Необарокко в поэзии русского зарубежья 1960 80 годов: Автореферат дис. . канд. филол. наук / A.C. Урюпина. - М., 2006.-30 с.

200. Успенский Б.А. Поэтика композиции. СПб.: Азбука, 2000. - 352 с.

201. Фатеева H.A. Основные тенденции развития поэтического языка в конце XX века / Н.А.Фатеева // Новое литературное обозрение. -2001. №50(4). - С. 416-434.

202. Фатеева H.A. Открытая структура: о поэтическом языке и тексте рубежа XX-XXI веков / Н.А.Фатеева. М.: «Вест-Консалтинг», 2006.

203. Федин С.Н. Комбинаторная поэзия / С.Н. Федин // Новое литературное обозрение. 2002. - № 57. - С. 278-294.

204. Федотов О.И. Основы русского стихосложения: Теория и история русского стиха: в 2 кн. / О.И. Федотов М.: Флинта, Наука, 2002. - Кн.1 (Метрика и ритмика). 359 с.

205. Федотов О.И. Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха: В 2 кн. / О.И. Федотов М.: Флинта, Наука, 2002. - Кн.2 (Строфика). 484 с.

206. Федотов О.И. Основы русского стихосложения: Метрика и ритмика: Учебное пособие / О.И. Федотов. М.: Флинта, 1997. - 336 с.

207. Федотов О.И. Рифма и стих: У истоков русской стиховой культуры / О.И. Федотов // Русская литература. 1984. -№4. - С.60-69.

208. Федотов О.И. Фольклорные и литературные корни русской рифмы: Автореферат дис. . канд. филол. наук / О.И. Федотов; МПГУ им. В.И. Ленина. М., 1971. - 25 с.

209. Хализев В.Е. Теория литературы. 3 изд., испр. и доп. / В.Е. Хализев. - М.: Высшая школа, 2002. - 437 с.

210. Харлап М.Г. О стихе / М.Г. Харлап. М.: Худ. лит, 1966. - 150 с.

211. Хворостьянова Е.В. Ритмическая композиция русского стиха : историческая типология и семантика : Автореферат дис. . докт. филол. наук / Е.В. Хворостьянова. СПб., 2009. - 45 с.

212. Холшевников В.Е. Из истории русской рифмы: От Ломоносова до Лермонтова / В.Е. Холшевников // Русская литература. 1989. - № 2. - С.41-52.

213. Холшевников В.Е. Логаэдические размеры в русской поэзии / В.Е. Холшевников // Поэтика и стилистика русской литературы: Памяти академика В.В. Виноградова. Л., 1971. - С.429-436.

214. Холшевников В.Е. Основы русского стихосложения / В.Е. Холшевников. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1958. - 63 с.

215. Холшевников В.Е. Основы стиховедения: Русское стихосложение: Пособие для студентов филол. фак. / В.Е. Холшевников. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1962. - 152 с.

216. Холшевников В.Е. Проблемы метрики и интонации: Автореферат дис. канд. филол. наук / В.Е. Холшевников; ЛГУ. Л., 1964. - 17 с.

217. Холшевников В.Е. Стиховедение и поэзия / В.Е. Холшевников. -Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991. 256 с.

218. Чернышевский Н.Г. Эстетические отношения искусства к действительности / Н.Г. Чернышевский // Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч.: В 15 т. -Т.2. -М.: Просвещение, 1939. 884с.

219. Чудасов И.В. Эволюция форм русской комбинаторной поэзии XX века: Дис. . канд. филол. наук / И. В. Чудасов. Астрахань, 2009. -198 с.

220. Чудасов И.В. Эволюция форм русской комбинаторной поэзии XX века: Автореферат дис. . канд. филол. наук / И. В. Чудасов. -Астрахань, 2009. 21 с.

221. Чудовский В. Несколько мыслей к возможному учению о стихе: С примерным разбором стихосложения в I главе «Евгения Онегина» / В. Чудовский // Аполлон. 1915. - № 8/9. - С.55-95.

222. Чудовский В. Несколько утверждений о русском стихе / В. Чудовский // Аполлон. 1917. - № 4-5. - С.58-69.

223. Чуковский К.И. Некрасов как художник / К.И. Чуковский. Пг.: Эпоха, 1922. - 77 с. (Некрасовская библиотека).

224. Шалыгин А. Теория словесности и хрестоматия. 5-е изд. / А. Шалыгин. - Пг., 1916. - 216+256 с.

225. Шапир М. Эстетический опыт XX века: авангард и постмодернизм // Philologica. 1995. - Т. 2. - № 3-4.

226. Шапир М.И. «Versus» vs «prosa»: Пространство-время поэтического текста / М.И. Шапир // Philologica. 1995. - Т. 2. - № 3/4 - С.7-47.

227. Шапир М. Что такое авангард? / М.И. Шапир // Русская альтернативная поэтика. М., 1990. - С.3-9.

228. Шапир М.И. Universum versus: Язык стих - смысл в русской поэзии XVIII -XX веков / М.И. Шапир. - М.: Языки русской культуры, 2000.-Кн.1,-536 с.

229. Шенгели Г. О лирической композиции / Г.А. Шенгели // Проблемы поэтики. М., 1925. - С.97-113.

230. Шенгели Г.А. Практическое стиховедение / Г.А. Шенгели. 2 изд., испр. и доп. - Д.: Прибой, 1926. - 119 с.

231. Шенгели Г.А. Техника стиха / Г.А. Шенгели; Под ред. Л.И. Тимофеева. 2 изд. - М.: ГИХЛ, 1960. - 312 с.

232. Шульговский H.H. Занимательное стихосложение / H.H. Шульговский. М.: Издательский дом Мещерякова, 2009. - 208 с.

233. Эйхенбаум Б. М. Мелодика русского лирического стиха / Б.М. Эйхенбаум. Пб: Опояз, 1922. - 200 с. (Сборники по теории поэтич. яз.)

234. Эйхенбаум Б. М. О поэзии / Б.М. Эйхенбаум. Л.: Советский писатель, Ленингр. отд-ние, 1969. - 552 с.

235. Эпштейн М.Н. «Как труп в пустыне я лежал.»: О новой московской поэзии / М.Н. Эпштейн // День поэзии-1988: Альманах. -М.: Сов. пис., 1988. С.159-162. 89165885378

236. Эпштейн М.Н. Парадоксы новизны: О литературном развитии XIX-XX веков / М.Н. Эпштейн. М.: Сов. пис., 1988. - 416 с.

237. Эпштейн М. Истоки и смысл русского постмодернизма / М. Эпштейн // Звезда. 1996. - №8. - С. 166-188.

238. Эпштейн М.Н. Постмодерн в России: Литература и теория / М.Н. Эпштейн. М.: ЛИА Р. Элинина, 2000. - 367 с.

239. Эпштейн М.Н. Природа, мир, тайник вселенной: Система пейзажных образов в русской поэзии / М.Н. Эпштейн. М.: Высшая школа, 1990.-304 с.

240. Ю.М.Лотман и тартусско-московская семиотическая школа: Сборник. М.: Гнозис, 1994. - 547 с. (Язык. Семиотика. Культура)

241. Ягодинцева H.A. Русская поэтическая культура: сохранение целостности личности: монография / Н.А.Ягодинцева; Науч. ред. B.C. Невелева. Челябинск, 2007. - 117 с.

242. Якобсон P.O. Работы по поэтике / P.O. Якобсон. М.: Прогресс, 1987.-460 с.

243. Якобсон Р. О чешском стихе преимущественно в сопоставлении с русским / P.O. Якобсон. Берлин.; М., 1923. - [Ч.1.] (Сб. по теории поэтич. яз.). - 120 с.

244. Якобсон Р. О. Новейшая русская поэзия: Набросок первый: Подступы к Хлебникову / P.O. Якобсон // Мир Велимира Хлебникова. -М., 2000. С. 20-77.

245. Якобсон P.O. Избранные работы / Р. О. Якобсон; Пред. В. В. Иванова; Сост. и общ. ред. В. А. Звегинцева / Пер. с англ., нем., фр. яз. М.: Прогресс, 1985. - 455 с. (Языковеды мира)

246. Якобсон P.O. Лингвистика и поэтика / P.O. Якобсон // Структурализм: «за» и «против». Сб. ст. / Под ред. Е.Я. Басина, М.Я. Полякова. -М.: Прогресс, 1975. С. 193-230.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.