Культурологическая доминанта национально-регионального компонента в системе высшего образования Якутии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Мурзина, Ольга Викторовна

  • Мурзина, Ольга Викторовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2004, Нерюнгри
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 163
Мурзина, Ольга Викторовна. Культурологическая доминанта национально-регионального компонента в системе высшего образования Якутии: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Нерюнгри. 2004. 163 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Мурзина, Ольга Викторовна

Введение

Глава 1. Научно-теоретические обоснования культурологического образования в системе высшего педагогического образования Якутии

1.1. Педагогическое образование в системе высшего образования

России

1.2. Культурологическое образование в системе высшего педагогического образования России

1.3. Система высшего педагогического образования Якутии. Особенности подготовки учителя начальных классов

1.4. Культурологическое образование в системе высшего педагогического образования Якутии на примере Якутского государственного университета кафедры «Педагогика и методика начального образования»

Глава II. Соотношение федерального и национально-регионального компонентов культурологического образования в подготовке учителя начальных классов в системе высшего образования Якутии

2.1. Федеральный и национально-региональный компоненты содержания культурологического образования в подготовке учителя начальных классов в системе высшего образования

2.2. Результаты преподавания федерального и национально-регионального компонентов культурологического образования в подготовке учителя начальных классов в системе высшего образования

2.3. Ценности федерального и национально-регионального компонентов в подготовке учителя начальных классов в системе высшего образования

2.4. Необходимые дополнения в содержание преподавания федерального и национально-регионального компонентов культурологического образования в подготовке учителя начальных классов в системе высшего педагогического образования Якутии

Глава III. Организация и методика внедрения культурологического практикума «Культуротворческая драматизация в фольклоре»

3.1. Формирование культурологических знаний у будущих учителей начальных классов через культуротворческий подход

3.2. Необходимость внедрения практикума как формы преподавания дисциплин национально-регионального компонента культурологического образования в подготовке учителя начальных классов в системе высшего образования

3.3. Методы организации культурологического практикума

3.4. Результаты, к которым привело изучение культурологического практикума

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Культурологическая доминанта национально-регионального компонента в системе высшего образования Якутии»

Актуальность разрабатываемой тематики исследований, связанных с национальными традициями определяется проводимой в настоящее время разработкой долговременной образовательной стратегии, начальный этап которой совпадает с процессом модернизации в сфере высшего педагогического образования. Однако следует признать, что разработка современных моделей национального образования, учитывающих этнопедагогические и этнопсихологические особенности формирования общечеловеческих и национальных ценностей, фактически находится на начальном этапе. Отсутствие четкого понимания места и роли национальных институтов образования в происходящих сегодня социокультурных процессах диктует необходимость теоретического осмысления и практической реализации различных моделей национально-регионального компонента системы образования. Важно, чтобы в этой реформе были' учтены национальные традиции и культурное своеобразие каждого народа.

Международные правительственные организации, общественные и педагогические движения, такие как ООН и ЮНЕСКО в своих основополагающих документах рассматривают воспитание детей и молодежи в духе ненасилия, мира и уважения к другим народам как ведущую задачу современного образования. Благодаря усилиям учителей-энтузиастов, объединенных международной ассоциацией исследователей воспитания в духе мира накоплен определенный практический опыт такого воспитания.

В настоящее время наряду с особенностями, которые обусловлены различными причинами (своеобразием целей, этнопсихологическими и этонопедагогическими факторами, национальными традициями обучения, воспитания и т.д.), существуют общие методологические принципы анализа теоретических положений, общие философские основания и подходы к формированию современной концепции национально-регионального компонента культурологического образования в системе высшего педагогического образования.

С середины 1990-х годов XX века на территории России, в том числе и в Якутии, разрабатываются с учетом глобальных, региональных и национальных особенностей этносов региональные образовательные структуры. Многие исследователи обращают внимание на то, что для успешного внедрения педагогических новшеств в обозначенный аспект образования необходимо создавать специальные условия. Среди них в качестве значимых выделяют формирование у будущих педагогов-практиков потребности в освоении новых знаний, развитие их творческой инициативы, научно-методическое обеспечение учебного процесса, финансовую поддержку и др. Необходимо также ориентация на вариативность инновационных моделей, учитывающих местные условия.

Во второй половине 1990-х годов в России в целом и в ее ЗападноСибирском регионе в частности проводились многочисленные научные и научно-практические семинары, конференции, рассматривающие проблемы модернизации высшего образования, в том числе в области культурологии.

Проблема разработки различных аспектов национально-регионального компонента культурологического образования в системе высшего педагогического образования Якутии требует междисциплинарного анализа философской, культурологической, этнокультурологической, социально-педагогической, этнопедагогической, психолого-педагогической, этнопсихологической литературы. Антропологические подходы к образованию изучались в трудах мыслителей, философов, педагогов Конфуция, Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, И. Канта, К.Д. Ушинского, М. Мамардашвили, В.П. Зинченко и др.

В работах отечественного ученого-педагога, философа С.И. Гессена осмысливаются многовековой опыт мировой педагогики, лучшие традиции национальной школы России, обосновываются перспективные идеи педагогики.

Общий теоретико-методологический подход к анализу этнологического образования обосновывается в исследованияхЕ.П. Белозерцева, Е.П. Жиркова, Г.И. Петровой.

В работах А.Е. Кулаковского, П.А. Ойунского, А .Я. Уваровского, И.В. Пухова, B.J1. Серошевского, A.M. Ишкова содержится значительный методологический, фактологический и методический материал по обоснованию и развитию культурологической доминанты в современной системе образования, отражающей динамику социокультурной ситуации.

Основные исходные положения исследования соотнесены с идеями М.М. Бахтина культуры как диалога, положениями философской «логики культуры» B.C. Библера.

Различные аспекты проблемы использования национальной идеи как основы в системе образования и воспитания подрастающего поколения рассматривалось в трудах Н.А. Бердяева, П.Ф. Каптерева, Д.С. Лихачева, Н.К. Рериха и других ученых.

Современный этап культурологического образования развивается в трудах А.П. Валицкой, М.С. Кагана, Г.А. Кузьминой, JI.M. Мосоловой, И.Л. Набока, С.Н. Токарева, А.В. Чайковской.

Важное значение в осмысление современного этапа модернизации культурологического образования Республики Саха (Якутии), развитие социально-культурной деятельности внесли работы отечественных педагогов, мыслителей Н.Е. Архипова, Р.И. Броминой, У.А. Винокуровой, Н.А. Корякиной, А.Г. Новикова, А.А. Сосина, К.Д. Уткина и др.

В периодической печати последнего десятилетия ведутся научно-теоретические и опытно-практические разработки становления и развития национального образования (М. Алексеев-Дапсы, В.Ф. Афанасьев, В.И. Дьяченко, М.Е. Николаев, Т.С. Попова, В.И. Хатылаева, Н.И. Шарин). В них обосновывается необходимость этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса, определяются ориентации на развитие, саморазвитие и социализацию личности как части этноса и как гражданина многонационального государства, способного к самоопределению в новых социокультурных условиях.

Важное значение для более широкого развития культурологического образования в системе высшего педагогического образования Якутии имеет проект ЮНЕСКО и Министерства общего и профессионального образования России «Развитие национальной школы», включающий программы «Образование как фактор обеспечения стабильности общества путем воспитания детей в духе ненасилия, согласия и мира».

Вместе с тем в отечественной педагогике не было специального исследования, посвященного рассмотрению культурологической доминанты как одного из составляющих национально-регионального компонента в системе высшего образования Якутии с позиции современного этапа развития общества.

Объектом диссертационного исследования является культурологическое образование в системе высшего педагогического образования Якутии.

Предметом исследования является национально-региональный компонент культурологического образования в системе высшего педагогического образования Республики Саха.

Цель исследования: исследование методов освоения культурологической доминанты содержания национально-регионального компонента культурологического образования в системе высшего педагогического образования Якутии.

Данная цель требует решения ряда задач исследования:

1. Раскрыть научно-теоретические основы разработки содержания культурологической доминанты в системе высшего педагогического образования.

2. Изучить принципы соотношения федерального и национально-регионального компонентов в культурологическом образовательном пространстве Якутии.

3. Определить и разработать некоторые подходы к овладению культурологической доминанты содержания национально-регионального компонента системы высшего образования Республики Саха.

4. Апробировать разработанную модель преподавания культурологической доминанты национально-регионального компонента в процессе подготовки учителя начальных классов.

Гипотеза. Включение культурологического практикума «Культуротворческая драматизация в фольклоре» в национально-региональный компонент культурологического образования системы высшего педагогического образования Якутии обеспечит приобщение студентов к национальной культуре, формирование у них опыта организации культуротворческой деятельности школьников, что в результате повысит качество обучения будущих учителей начальных классов предметам общественно-гуманитарного и художественно-эстетического цикла.

Методы исследования.

В ходе исследования использовались теоретические и эмпирические методы:

- теоретический анализ литературы по определению цели и задач исследования для более эффективного использования потенциала народных традиций в учебно-воспитательном процессе вуза;

- сравнительный анализ различных точек зрения и взглядов на проблемы актуализации национальных традиций в культурологическом образовании, на психолого-педагогические условия их внедрения в образовательное пространство;

- системный анализ культурологической доминанты национально-регионального компонента как аспекта процесса подготовки учителя начальных классов в системе высшего образования;

- педагогическое моделирование национально-регионального компонента в системе высшего образования Якутии, корректировка методической модели культурологического образования в условиях высшего педагогического образования Якутии; - комплекс эмпирических методов исследования: беседы, опросы, анкетирование, интервьюирование, а также констатирующий и формирующий контрольный эксперименты, педагогический мониторинг этапов опытно-экспериментальной работы (наблюдение за деятельностью студентов в учебно-воспитательном процессе и в период педагогической практики, изучение продуктов творческой деятельности студентов в ходе проведения творческих заданий, анализ результатов экспериментальной работы).

Основной метод исследования - педагогический эксперимент.

Организация исследования. Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (1999-2000 гг.) на основе теоретического анализа проблемы разработана программа исследования, определены концептуальные положения, цели, задачи и рабочая гипотеза. Итогом первого этапа явилось накопление теоретического материала по изучаемой проблеме.

На втором этапе (2000-2001 гг.) теоретическое осмысление предмета исследования совмещалось с опытно-экспериментальной работой по разработке модели культурологической доминанты в системе высшего педагогического образования; изучались духовно-творческий потенциал, интересы и потребности студентов - будущих учителей начальных классов; был подготовлен и проведен эксперимент по разработке и реализации развивающей культурологической технологии на основе культурологического практикума "Культуротворческой драматизации в фольклоре" с учетом национальных и культурных особенностей народов Якутии; формирующий этап исследования предусматривал апробацию экспериментальной программы, позволяющей в единстве развивать технологические и творчески-развивающие направления культурологической доминанты образования в национально-региональном компоненте у будущих учителей начальных классов; анализировались полученные результаты, уточнялись критерии эффективности по внедрению технологических основ программы.

На третьем этапе (2001-2002 гг.) методика исследования включала комплекс различных методов: беседы, опросы, анкетирование студентов; продолжался формирующий эксперимент и был проведен контрольный замер; систематизировались результаты опытно-экспериментальной работы. Итогом третьего этапа является апробация и внедрение методической модели, которая включает культурологический практикум "Культуротворческая драматизация в фольклоре".

Экспериментальная база исследования: Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова, педагогическое отделение; Технический институт (филиал) Якутского госуниверситета в г. Нерюнгри, кафедра «Педагогика и методика начального образования».

В исследовании принимали участие студенты 1, 2, 3 курсов педагогического отделения.

Научная новизна исследования:

• Раскрыты научно-теоретические основы разработки содержания культурологической доминанты в системе высшего педагогического образования.

• Изучены принципы соотношения федерального и национально-регионального компонентов в культурологическом образовательном пространстве Якутии.

• Создан и определен культуротворческий подход к овладению содержанием культурологической доминанты национально-регионального компонента.

• Экспериментально апробирована разработанная модель преподавания культурологической доминанты национально-регионального компонента в подготовке учителя начальных классов.

Теоретическая и практическая значимость исследования

Полученные культурологические знания применяются студентами -будущими педагогами, учителями начальных классов г. Нерюнгри и других регионов Якутии для разработки различных аспектов культуротворческого подхода по изучению фольклора в учебно-воспитательном процессе с детьми младшего школьного возраста.

Результаты исследования могут быть использованы:

• при чтении общих и специальных курсов по этнологии, этнопедагогике, мировой художественной культуре, устному народному творчеству в гуманитарных вузах;

• для совершенствования учебно-воспитательного процесса согласно национально-региональному компоненту в системе педагогического образования Якутии;

• в разработке инновационных подходов и концепций, касающихся системы культурологического образования студентов;

• при совершенствовании стратегии государственной региональной политики Республики Саха (Якутия) в образовательном пространстве.

Апробация.

Разработан культурологический практикум "Культуротворческая драматизация в фольклоре", проходивший апробацию на кафедре "Педагогика и методика начального образования" Технического института ЯГУ в 20002001 учебном году.

Основные положения исследования обсуждались и прошли апробацию на IV Международной научно-образовательной конференции "Проблема здоровья семьи - 2000" (г. Пенза, 2000 г.); на 1 городской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых посвященной 25-летию г. Нерюнгри (г. Нерюнгри, 2000г.); на Международной научной конференции "Человек в информационном пространстве цивилизации: культура религия, образования" (г. Краснодар, 2000г.); на III Международной научно-практической конференции "Экология и жизнь" (г. Пенза, 2000г.); на III Всероссийском научно-практическом семинаре "Досуг. Творчество. Культура" (г. Омск, 2000г.); на Международной научно-практической конференции "Реальность этноса. Национально-региональный компонент в образовании: содержание, структура, функции" (г. Санкт-Петербург, 2000г.); на Межрегиональной научно-практической конференции "Социальная политика в Дальневосточном регионе России" (г. Хабаровск, 2001 г.); на 2-ой республиканской школы-конференции "Молодежь и пути России к устойчивому развитию" (г. Красноярск, 2001 г.), на III Международной научно-практической конференции "Реальность этноса-2001. Национальные школы в этнологии, этнографии, культурной антропологии: наука и образование" (г. Санкт-Петербург, 2001г.); на 2-ой Городской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых г. Нерюнгри, посвященной 20-летию профессионального образования в Южной Якутии (г. Нерюнгри, 2001 г.); на научно-методической конференции "Проблемы профессионального образования в связи с переходом на новый государственный стандарт" (г. Нерюнгри, 2001 г.).

В декабре 2000 года проводимая нами научно-исследовательская работа была отмечена грантом на конкурсе аспирантов и молодых ученых в Департаменте по высшей школе и науке при правительстве Республики Саха.

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических положений; разнообразием источников информации; применением комплекса методов, адекватных объекту и предмету исследования, его задачам. На защиту выносятся следующие положения:

1. В процессе модернизации образования обеспечивает формирование творческой активности личности будущего учителя начальных классов. При таком подходе актуализируются работы по научно-теоретическому обоснованию структуры и содержания национально-регионального компонента культурологического образования в системе высшего педагогического образования Якутии.

2. Применение культурологической составляющей национально-регионального компонента системы высшего педагогического образования будет способствовать формированию творческой активности личности будущего педагога начальных классов.

3. В педагогических институтах процесс определения и уточнения содержания национально-регионального компонента культурологического образования необходимо выстраивать на новой интегративной основе, в качестве которой может выступать культуротворческий подход. Преподавание культурологического практикума «Культуротворческая драматизация в фольклоре» в условиях полиэтнической среды способствует формированию творческой активности личности будущего преподавателя начальных классов.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Мурзина, Ольга Викторовна

Заключение

Результатом исследовательской работы по названной теме является выявление культурологической доминанты национально-регионального компонента культурологического образования в системе высшего педагогического образования.

Национально-региональный компонент культурологического образования в системе высшего педагогического образования Якутии призван обеспечивать передачу из поколения в поколение многовекового опыта народа, нравственных устоев этноса. Для этого необходимо создание разноуровневую, многопрофильную систему высшего педагогического, в том числе и культурологического образования, обеспечивающего каждому студенту возможность формирования и развития национального самосознания.

Методы сравнительного и системного анализа, анкетирование студентов - будущих педагогов начального образования, а также положительные результаты разработанного нами опытно-экспериментального культурологического практикума «Культуротворческая драматизация в фольклоре» позволяют утверждать, что использование национально-регионального компонента культурологического образования с опорой на национальные традиции русского, якутского и эвенкийского народов позволяет более эффективно формировать единые социокультурные механизмы в процессе совершенствования системы высшего педагогического образования.

Изучение содержания и структуры развития национально-регионального компонента культурологического образования, а также современного состояния подготовки будущих учителей начальных классов в условиях становления парадигмы личностно-центрированного образования, позволило выявить новые аспекты осмысления проблемы научнотеоретической модернизации культурологического образования будущих специалистов начального образования.

Определены человекообразующие факторы с учетом культуротворческого подхода:

• гуманистический, закладывающий механизмы понимания, взаимопонимания, общения, сотрудничества;

• культурообразующий, позволяющий реализовать интеграцию культуры и образования, закладывающий механизмы культурной идентификации;

• социализирующий, основывающий механизмы рефлексии, обеспечивающей сохранение индивидуальности, творческого начала.

Содержание национально-регионального компонента культурологического образования расширяется за счет удовлетворения экзистенциальных потребностей человека, т.е. потребностей в свободе, в формировании мировоззрения, самораскрытии, самоопределении, самореализации.

Культура студентов педагогического отделения предполагает многокомпонентное образование, которое включает в себя систему средств, способов, результатов деятельности, направленную на создание воспроизведение и распространение социально-значимых художественно-эстетических и педагогических ценностей.

Национально-региональный компонент культурологического образования в подготовке учителей начальных классов необходимо рассматривать во взаимосвязи духовно-эстетических и психолого-педагогических явлений культуры. Эта взаимосвязь реализуется средствами развития традиций народного творчества, путем привлечения отечественной педагогики и освоения современных технологий культурологического образования.

Методология целостного и системного подходов на основе культуротворческой педагогики позволила разработать культурологическую модель педагогического образования в условиях полиэтнической среды.

В основу курса подготовки будущего учителя нами положена творческая активность субъектов педагогического процесса, атрибутом которого является свобода в совместной эвристической деятельности. Благодаря приобретению студентами личного культуротворческого опыта у него вырабатываются новые педагогические навыки. Культуротворческое начало при этом является трансформирующей силой, способствующей формированию положительной самооценки, обеспечивающей творческое становление индивидуальности. Такое начало является духовно-насыщающим процессом, создающий опыт эстетического наслаждения новым. Мы рассматриваем драматизацию в культурологическом цикле предметов как сущностную характеристику педагогической деятельности будущих специалистов начального образования.

Эффективная организация внедрения культурологической модели в образовательный процесс педагогического вуза предлагает реализацию следующих условий:

• ориентацию на изучение основ педагогики общечеловеческих ценностей;

• * ориентацию на изучение отечественной культуры как части общечеловеческого художественного наследия;

• ориентацию на изучение народного русского, якутского и эвенкийского творчества;

• опору на гармонизацию человековедения и искусствознание;

• опору предметов культурологического цикла на культуротворческий подход;

• мотивационно-ценностную, личностно-ориентированную направленность культуры студентов;

• ориентацию на освоение диалогических отношений в культуре;

• ориентацию на развитие самостоятельности и творческой активности студентов;

• опору на комплексное использование научной и художественно-эстетической информации для расширения и обогащения технологий развивающего обучения;

• включение культурологического практикума «Культуротворческая драматизация в фольклоре» в контекст изучения проблем воспитания, обучения, развития младших школьников;

• обеспечение единства эмоционального, когнитивного и творческого развития будущих учителей.

Включения всех видов народного творчества в учебно-воспитательный процесс высшей педагогической школы позволяет осуществить интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоционально-волевое воспитание студентов путем активного приобщения их к разнообразным видам культуротворческой деятельности на основе народных обрядов и обычаев.

Разрабатывая содержание, эффективные формы и методы преподавания культурологического практикума, мы опирались на широкий спектр социально-эстетических функций народного искусства в жизни общества. Поэтому в содержании практикума используются народные традиции в их гуманистической направленности, необходимой для формирования основ духовной национальной и интернациональной культуры.

В диссертации выявлены место и роль преподавания культурологического практикума, направленного на формирование культуры студентов педагогического вуза в процессе профессионально-педагогической подготовки.

При разработке культурологического практикума определены основные виды деятельности, ориентирующие студентов на синтез духовного и эстетического в профессиональной деятельности. Установлено, что осуществление внутрипредметных и межпредметных связей на занятиях по философии, педагогики, этнопедагогики, психологии, этнопсихологии, эстетики, этики, методики музыкального воспитания, культурологии, мировой художественной культуры, методики преподавания ИЗО, русское и якутское народное музыкальное творчество позволяет осмыслить целостность духовного и эстетического в различных аспектах - философском, психолого-педагогическом, культурологическом и искусствоведческом, усвоить нравственно-эстетические категории и понятия, сформировать не только знания, но и личностные установки, необходимые для роста духовной культуры студентов, в том числе и в условиях полиэтнической среды.

Проведена экспериментальная апробация разработанного культурологического практикума, в частности, форм и методов преподавания русского, якутского и эвенкийского народного творчества; изучена роль культуротворческой драматизации в процессе формирования эстетической культуры студентов - будущих специалистов начального образования. Результаты преподавания культурологического практикума подтвердили эффективность его в культурологический блок предметов.

Исследование подтвердило выдвинутое нами предположение о том, что преподавание культуротворческой драматизации в педагогическом вузе позволяет интегрировать курсы этнопедагогики, этнопсихологии, "РНК" и "ЯНК" и "Русского и якутского народного музыкального творчества". Изучение данного практикума способно формировать интерес к народным традициям русского, якутского, эвенкийского и других народов.

Не претендуя на исчерпывающее решение затронутых проблем, диссертация, тем не менее, освещает определенный круг вопросов теории и практики развития культурологической доминанты национально-регионального компонента в системе высшего образования Якутии. г f

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Мурзина, Ольга Викторовна, 2004 год

1. Аверинцев С.С. Попытка объясниться. Беседы о культуре. -М.: Правда, 1988.

2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика Любви и Свободы. -М.,1993.

3. Азаров Ю.П. 100 тайн детского развития. -М.: ИВА, 1996.

4. Алексеев А.А. Забытый мир предков (очерки традиционного мировоззрения эвенов Северо-западного Верхоленья). -Якутск: КИФ «Ситим», 1993.

5. Алексеев-Дапсы М. Духовность народа Саха связана с понятием Айыы // Вестник Академии духовности PC (Я), 1997. № 1 (3).

6. Алексеев А.Д. Русская художественная культура конца XIX начала XX века (1895-1907). Сборник статей. Ред. коллегия: д-р искусствоведения1. Vs *

7. А.Д. Алексеев и др. Кн. 1. -М.: Наука, 1968.

8. Алексеенко Е.В. Методика формирования творческой активности у студентов факультета педагогики и методики начального обучения в процессе преподавания народного искусства: Автореф. дисс. К.п.н. -М.,1994.

9. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. -Минск: Университет, 1990.

10. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. -М.: Педагогика, 1980. Т. 1/Сост. В.П. Лисенкова // Под ред. А.А. Бодалева, 1980.

11. Андрюхина JI.M. Культура и стиль: педагогические тональности. -Екатеринбург. -1995.

12. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышление. -М. 1991.

13. Н.Антонова Р.Я. Воспитание детей: идеи и опыт народной педагогики. -Якутск, 1995.

14. Арнольдов А.И. Культура: современный портрет. -М., 1997.

15. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. -М.: Нар. Акад. к-ры и общечеловеческих ценностей, 1993.

16. Арсеньев А.С. Естественнонаучное и гуманитарное знание в педагогическом процессе // Педагогика искусства и школа. -М., 1982.

17. Арсеньев Н.С. Из русской культурной и творческой традиции. // Acreative approach to Russian cultural tradition / Н.С. Арсеньев. Предисловие Серафима Милорадовича. -London: Oversras publ. inter change, 1992.

18. Арсеньев Н.С. О смысле культуры. -М., 1995.

19. Архипов Н.Е., Буслаев В.И., Николаев Б.Г. Якутия на стыке эпох//Кыым. -Сэтинньи 17 к., 1998.

20. Архэ. Культурологический ежегодник. -Кемерово. 1993.

21. Афанасьев В.Ф. Школа и развитие педагогической мысли в Якутии. -Якутск, 1966.

22. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. -М.: Культура и просвещение, 1922.

23. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. -М.: Наука, 1969.

24. Белозерцев Е.П. На пути к русскому образованию // Педагогика. -М., 1997. №1.

25. Белозерцев Е.П. О национально-государственном образовании в России// Педагогика. -М., 1998 №3.

26. Беляева Л.А. Социокультурные основания педагогической деятельности. Автореферат докт. диссертации. -Екатеринбург. 1994.

27. Бердяев Н.А. Самопознание. -М. 1991.

28. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX нач. XX века // О России и русской философской культуре. -М., 1990

29. Берулаева М.Н. Гуманизация образования: направления и проблемы // Педагогика. -М., 1996. №4.

30. Бестужев-Лада И.В. Народное образование: Куда идем? Куда идти? // Гуманитарное образование. 1994. №2.

31. Библер И.С. Нравственность. Культура. Современность: Философские размышления о жизненной проблеме. -М.: Знание, 1990.

32. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. -М.: Политиздат, 1991.

33. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. -М., 1997. №4.

34. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика/Учебник для вузов. -СПб.: Изд. Дом «Питер», 2003

35. Борисов П.П. Формирование и развитие народной педагогики якутов. -Якутск, 1992.

36. Боуэн М.В. -Б. Духовность и личностно-центрированный подход // Вопросы психологии. 1992. № 3-4.

37. Брагина Д.Г. Современные этнокультурные процессы у народа саха. -Якутск, 1996.

38. Бутиков Г.П., Ариарский М.А. Сохранение и обогащение национально-региональных традиций россиян// Педагогика. -М., 1998 №7.

39. Валеева Р.А. Теория и практика гуманистического воспитания в европейской педагогике // Автореф. докт. дис. -Казань, 1997.

40. Валицкая А.П. Философские основания современной парадигмы образования //Педагогика. -М., 1997. №3.

41. Валицкая А.П. Культуротворческая школа: концепция и модель образовательного процесса//Педагогика. -М., 1998 №4.I

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.