Культурное наследие декабристов в Забайкалье тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Полетаева, Людмила Григорьевна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 174
Оглавление диссертации кандидат культурологии Полетаева, Людмила Григорьевна
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения роли и места декабристов в развитии Забайкалья: культурологический аспект.
1.1. Социокультурная среда: исходные понятия и термины.
1.2.Специфика социокультурной среды
Забайкалья додекабристского периода.
1.3. История исследования декабристского наследия в российской науке.
Глава 2. Культурное наследие декабристов периода забайкальской ссылки.
2.1.Основные мировоззренческие установки и их влияние на культуру края.
2.2. Культурное наследие декабристов: содержание и виды деятельности.
2.3.Роль декабристского наследия в развитии региональной культуры.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Декабрист как социокультурный тип человека2005 год, кандидат культурологии Балахнина, Валерия Юрьевна
Политическая культура декабристов в контексте российской истории XIX в.2002 год, доктор исторических наук Серова, Майя Игнатьевна
Образ декабриста в русской журнальной прессе во второй половине XIX - начале XX вв.2008 год, кандидат исторических наук Васильева, Елена Борисовна
Влияние просветительской и педагогической деятельности декабристов на развитие просвещения народов Бурятии, 1830-1860 гг.1998 год, кандидат педагогических наук Дондокова, Римма Батомункуевна
Декабрист В. К. Кюхельбекер на поселении в Забайкалье, 1836-1844 гг.2000 год, кандидат исторических наук Ваганова, Екатерина Викторовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Культурное наследие декабристов в Забайкалье»
Актуальность исследования. Необходимость специального исследования культурного наследия ссыльных декабристов в Забайкалье диктуется не только задачами истории науки, преемственностью нравственных начал в процессе обновления общества, но и требованиями современной жизни, в которой довольно отчётливо просматриваются признаки кризиса, проявляющегося в разных сферах человеческой деятельности, в том числе и культурной. Социокультурный кризис оказывает заметное негативное влияние на нравственное состояние общества и изменение менталитета. Заметно ослабевают культурообразующие функции образования. В этих условиях анализу деятельности институтов культуры придаётся фундаментальное значение. Всё острее, по выражению B.C. Библера, осознаётся необходимость «сдвига культуры и её проблем в эпицентр человеческого существования» [22, 261].
В поисках причин кризисных явлеиий в современном обществе исследователи истории и культуры сталкиваются с необходимостью воссоздания живой картины происходивших ранее событий не только общероссийского масштаба, но и регионального. Новое общество не создаёт своей морали на «чистом листе», имея в своём распоряжении моральные ценности, обретённые предшествующими поколениями. Мораль как самая древняя форма общественного сознания имеет общечеловеческие элементы -нравственные требования, необходимые каждому человеку. При наличии и на основе преемственности становится возможным нравственный прогресс, который и будет способствовать полному и правильному пониманию истории развития отечественной культуры. Пренебрежение к своему историческому прошлому, отвержение декабристских идей, политический нигилизм, нередко приводят к обретению уродливых форм познания этого прошлого. В декабристской программе впервые с такой силой раскрывается роль гуманизма в человеческих, нравственных отношениях. Декабристы поставили вопрос о связи школьного дела с проблемами нравственного воспитания, о соотношении общественного и семейного участия в решении вопросов нравственности. В борьбе за утверждение нравственных идеалов и гармонизацию человеческих отношений, к обоснованию и практической реализации которых они шли постепенно, но неуклонно, декабристы сегодня могут выступать как наши современники. Память о них - это огромный нравственный потенциал россиян. Восстановление интереса к науке и истории своего народа должно стать стимулом к пониманию сущности декабристского наследия, как одного из интересных вопросов этой истории, ибо сегодняшние высказывания отдельных исследователей сводятся к ненаучному подходу: зачем изучать декабризм и историю вообще? Без анализа опыта культурного прошлого невозможно выработать критерии оценок событий, происходящих сегодня.
Актуальность данной проблемы определяется её региональным фактором, указующим на необходимость восстановления, сохранения и приумножения историко-культурных традиций Забайкалья, сформировавшихся в условиях большого исторического периода. Культурная жизнь Забайкалья рассматриваемого периода (первая половина XIX века) является наиболее интересным и цельным историко-культурным феноменом, в котором значительное место занимали сосланные сюда декабристы. В анализируемых культурных «текстах» их многогранной деятельности в условиях ссылки прослеживается желание декабристов быть максимально полезными. При наличии многочисленных работ о них проблема инкультурации декабристов в социокультурной забайкальской среде ещё не была предметом специального комплексного исследования и не получила монографического освещения в контексте поставленной проблемы. Необходимость оптимизации культуросозидательных функций в воспитании человека культуры, способного реализовать себя в быстро меняющейся жизни современной России, актуализирует прикладной характер исследования проблемы инкультурации личности в полиэтническом регионе на примере прошлого XIX века. Предпринятый автором работы анализ ряда культурологических «текстов» позволил выдвинуть предположение об оптимизирующем и инкультурирующем влиянии декабристов на разные сферы жизни Забайкалья и тем самым определить перспективы дальнейшего изучения комплексной темы по культуре края.
Транслирующая система образования и просвещения, включающая в себя уже существующую культуру, становится носителем определённого образа жизни. Переход на новый, качественно отличный от предыдущего уровень развития делает очевидным достижение мировым сообществом определённого предела. Трудно предугадать путь его в будущее, но попытаться найти разумно созидательные способы выхода из такой ситуации можно и необходимо российским обществом. Переживаемые перестроечные времена, поменявшие истинные ценности, уничтожившие связь с культурным прошлым, во многом обеднили и ограничили идею возрождения России. Как и весь мир, наша страна стоит перед выбором нового пути, и здесь культурная, духовная консолидация в её многомерно сложном характере состава-* российской культуры может обеспечить целостность и устойчивость общества. В связи с этим особую актуальность для реформирования -российского общества обретают теоретические и практические изыскания в контексте поисков идеи возрождения России, выражающей особенности менталитета и самобытности народов, исходящей из синтеза традиционного и инновационного.
Именно идея национального возрождения сплачивала всех декабристов, чему способствовал и универсализм их образованности. Эта идея была связана с коренным преобразованием государственного строя, разрывом с устоями старого общества. Новые критерии цели и смысла жизни, новый взгляд на политические, экономические, этические и культурные вопросы, бережное отношение к национальному своеобразию России, её истории и духовной жизни народа - такое раскрытие декабристского понимания возрождения, принадлежащее Б.С.Мейлаху, поддерживает и С.Ф.Коваль. Автору данного исследования импонирует эта точка зрения, суть которой связана с историей гуманистической идеи. Она рассматривалась в своё время просвещёнными умами Запада и Востока (Аристотель, Конфуций, М.Монтень, П.Гольбах, Дидро, Вольтер, И.Кант, Т.Мор и др.). Гуманистический аспект развития личности, раскрывающий оптимистический взгляд на природу человека, разрабатывался в трудах европейских психологов: Э.Фромма, К.Юнга и др. Он находит своё глубокое обоснование в исследованиях А.Маслоу, выдвинувшего идею самоактуализации как желания человека стать тем, кем он может стать. Полнота и зрелость декабристских высказываний по данному вопросу, думается, может быть ценной и поучительной для современной науки и практики. В этом плане интересен подход и к аграрному вопросу, где положения декабристских разработок оказались достаточно близкими к объективным тенденциям развития аграрного строя России, основанного на общинном начале хозяйственного и культурного быта.
Только такая идея сможет определить содержание и направление тех социальио-культурных действий, которые будут способствовать возрождению России. К сожалению, исследования в области поисков национальной идеи пока не дали ощутимых результатов. Обеспокоенные судьбой Отечества, многие учёные как федерального, так и регионального уровня высказывали разные, порой полярно противоположные точки зрения на обозначенную проблему (Г.В. Вернадский, Г.Д. Гачев, Н.Я. Данилевский, Б.С. Ерасов, И.А. Ильин, H.H. Моисеев, В.А. Кобылянский, А.И. Солженицын, П.Я. Чаадаев и др.). Данный факт объясняет жизненную необходимость наличия такой идеи, допускающую многообразие трактовок, что позволяет различным общественно - культурным течениям находить в ней нечто своё, особенное. Среди множества точек зрения на данную проблему, выступающих в качестве своеобразных компонентов общенациональной идеи, может иметь место и такая, как феномен инкультурации, сущность которого связана с процессом смешения культурных традиций и образования культурного синтеза. И это имеет общественно - историческое и современное значение.
Сегодня очевидна важность глубокого философского анализа этого феномена инкультурации, в корне которого лежит понятие культа, как поклонения общечеловеческому началу, способному реально воздействовать на решение проблем современной России и органично войти в состав общенациональной идеи. Освоение истинных ценностей культуры ведёт человека к его духовному развитию, к становлению его как творческой личности, в формировании которой важнейшую роль играет память, она является нравственной категорией (Д.С.Лихачёв). Познание и восприимчивость культурных ценностей настоящего идёт через прошлое, тесно соприкасающегося с будущим.
Творческое наследие декабристов, волею судьбы сосланных в Забайкалье, многое объясняет в его культуре. Именно они, представляющие «цвет просвещённой России», внесли ощутимый вклад в развитие культуры каторжного края. Взяв всё лучшее, что было накоплено человечеством в разных областях жизни, они устремились к развитию идеи самоусовершенствования, саморазвития личности, предполагающей глубокий-интерес не только к мировой истории, но и к истории своей страны, её самобытной культуре. При единстве чувственного и нравственного в человеке декабристы, будучи романтиками, предполагали и жертвенность его ради высших морально-нравственных целей. Обращение к данной проблеме может способствовать формированию степени доверия к будущему, служить жизненно необходимым средством самоиндентификации и ориентиром ответственного поведения в настоящем. «Быть человеком как раз и значит быть ответственным» (Антуан де Сент - Экзюпери).
Декабризм как многогранное общественно-культурное явление жизни русского дворянства первой половины XIX века породил целую плеяду культурных деятелей, судьбы которых переплелись с Забайкальем. «Декабристы всегда интересны и вызывают самые серьёзные мысли и чувства» (Л.Толстой), - с этим высказыванием великого писателя земли русской трудно не согласиться. И сегодня, когда идёт серьёзный разговор о возрождении лучших традиций русской культуры, декабризм вновь волнует своей неоднозначной оценкой, разновекторными подходами к пониманию сущности этого явления.
Актуализация значительного вклада ссыльных декабристов в культуру Забайкалья, их заметного влияния на развитие края обусловлена рядом причин. В творческом наследии декабристов - научные и литературные труды, музыкальные произведения, живописные полотна, педагогические исследования, археологические раскопки, архитектурные замыслы, сельскохозяйственные опыты, в числе которых и решение столь важного в любые времена аграрного вопроса. Проблема декабризма имеет не только культурно- историческое, но современное значение, и, несмотря на обилие научной и популярной литературы, сегодня является до конца не исследованной. Об этом говорят и документы последних лет (С.Ф.Коваль, В.В.Гапоненко и др.), где чётко обозначились наиболее важные проблемы по изучению наследия декабристов, в том числе периода ссылки и каторги в комплексном их исследовании.
Воссоздание цельной историко-культурной картины жизни Забайкалья предусматривает анализ разных видов и форм культурной деятельности•• декабристов - людей высокой культуры и широкой образованности, истории адаптации их к новым условиям жизни и последующего интеллектуального и духовного влияния их наследия на местную культуру. Декабристское творческое наследие - это «уникальная источниковая база» (Коваль) масштабности их мышления и широты кругозора, это неисчерпаемый источник знаний по разным вопросам гуманитарных, точных и естественных наук. С учётом отличительной черты поколения декабристов - универсализм познания и новаторский подход - следует рассматривать их просвещённость и мировоззрение.
Актуальность рассматриваемой проблемы определяется и необходимостью исследования истории региональной культуры, выявления роли и влияния культурного наследия декабристов на культуру Забайкалья.
Степень разработанности проблемы. Проблема декабризма давно привлекает внимание учёных различных областей знаний, и пути её исследования многообразны, ибо декабризм был не только революционным, общественно-политическим, но и широким идейным и общекультурным движением. Это подтверждает замечание учёного о том, что «декабризм находился на самом высоком уровне культуры для того времени» [121,23]. Изучение культурного наследия ссыльных декабристов невозможно без использования опыта исследований различных вопросов российской культуры и мировоззрения. Литература, посвящённая декабристам, поистине огромна и достижения в области изучения декабризма бесспорны. Заявленная тема потребовала изучения большого пласта культурологической, философской, исторической, краеведческой и литературоведческой литературы. Объектом исследования культурное наследие декабристов становится с момента формирования его в качестве особой элитарной формы культуры (субкультура). Осмысление комплекса вопросов данной проблемы, получившей освещение в многочисленных трудах, привело к констатации того факта, что историческая эпоха и исторические события в нашей стране способствовали излишней идеологизации рассмотрения феномена декабризма в ущерб его объективному изучению.
В последнее время предметом глубокого интереса учёных социальных и гуманитарных наук стала проблема вхождения человека в культуру, в связи с чем усилилось их внимание к исследованию механизмов культурного освоения и воспроизводства. Литература по теме исследования может быть разделена на три группы:
1) общая, посвящённая философским, историко-культурологическим и другим научным проблемам, рассматриваемым в диссертации;
2) специальная, т.е. произведения самих декабристов;
3) краеведческая.
Анализ культурологической литературы способствовал пониманию и обоснованию процесса инкультурации личности в определённой социокультурной среде, и здесь автору помогли труды отечественных и зарубежных учёных: В.С.Библера, В.С.Соловьёва, П.А.Флоренского, М.Хайдеггера, А.Швейцера, К.Ясперса, антрополога К.Вальверде и др. По вопросам теоретико-методологического анализа феномена инкультурации личности было обращено внимание на труды Ю.А. Аверина, А.И. Арнольдова, М.М. Бахтина, И.А. Ильина, К. Клакхона, Э.В. Соколова, А. Тойнби, О. Шпенглера, М. Херсковица и др. В целях углублённого понимания проблемы инкультурации личности в процессе социокультурного воздействия были рассмотрены идеи М.Вебера, К.Леви-Стросс, Д.Мида, М.Мосса, П.Сорокина, Ю.Хабермаса, а также труды С.Галлигана и Р.Мертона, в которых ставится вопрос о взаимодействии социализации и инкультурации. По проблеме субъектного и интерсубъектного опыта при инкультурации личности обращено внимание на исследования И.С.Якиманской. Использовались труды психологической направленности А.А.Леонтьева, Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, А Маслоу и др., рассматривающие вопрос специфики инкультурации личности. Сохранение культурных традиций инкультурированной личностью - ещё один интересный аспект, нашедший своё выражение в работах С.А.Артюнова, Э.Б.Тайлора и др. Для уяснения методологических основ историко-культурологических исследований автор воспользовался трудами А.Я. Гуревича, М.С. Кагана, И.В. Кондакова, В.Л. Кургузова, Д.С. Лихачева, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана и др.
Анализ исторической и философской литературы по проблеме декабризма способствовал пониманию и обоснованию места декабристов и их наследия в истории культуры России и сибирско-забайкальского региона. В этом плане следует считать первыми исследователями изучения «движения 14 декабря 1825 года» самих декабристов, в «Записках» которых находят отражение исторический, биографический, духовно-нравственный, мировоззренческий аспекты. Определяя место декабристов в истории русского общества, А.И. Герцен - организатор «потаённой печати» второй половины XIX века - писал о «нравственном действии» событий 14 декабря на целое поколение, которое было разбужено пушками Исаакиевской площади. Позже революционными демократами и народовольцами декабризм рассматривался в том же ключе. В период трёх русских революций XX в. декабризм явился важным предметом исследования отечественных общественных деятелей и ученых, в трудах которых содержатся основополагающие сведения об особенностях развития российской истории и культуры. К их числу можно отнести М.В. Алпатова, В.О. Ключевского, П.Н. Милюкова, П.Г.Фёдорова и др.
Особо следует отметить ленинскую оценку декабризма, ставшую официальной на долгие годы. В одной из первых работ революционной печати «Памяти Герцена» (1912) В.И. Ленин, определяя место и значение декабристов в истории России, писал и об их ошибках, и об удачах, называя их «революционерами, страшно далекими они от народа», дело которых было не напрасным. Ленинская оценка декабризма в русской революционной истории отличалась односторонним подходом к выявлению сущности этого многогранного явления, рассмотрению его вне общего контекста социального и культурного развития. Большой вклад в историю изучения декабризма в послереволюционный период (с 1918г.) внесли такие крупные учёные-историки и литературоведы, как Г.Г. Гуковский, А.И. Гессен, Б.С. Мейлах, М.В. Нечкина, Э.А. Павлюченко, Ю.Н. Тынянов, П.Е. Щёголев, Н.Я. Эйдельман и др., в работах которых раскрываются отдельные вопросы многогранной деятельности декабристов. Их труды составили существенную теоретико-методологическую базу диссертационного исследования, где центром внимания являются проблемы духовно-нравственных и мировоззренческих установок декабристов и их воздействия на развитие гражданского общества.
Неутраченный интерес к декабризму отмечается и в последующий период российской истории, он получает новые оттенки исследования данной проблемы. Выпущенный к 100-летию (1925) восстания 14-го декабря 1825 года читинский юбилейный сборник «Декабристы в Забайкалье» под редакцией A.B. Харчевникова содержит богатейшие (неизданные до того времени) материалы о движении и творческом наследии «первых реформаторов». Главная мысль этого труда сосредоточена в следующих словах Предисловия: «Декабристы поняли на десятки лет раньше многих необходимость государственного переустройства, но тем не менее они были и остались людьми первой четверти XIX века. Узнать декабристов, понять условия, в каких выработалось их движение, уяснить обстановку, в какой оно протекало, значит установить теснейшую преемственную связь развития революционного движения, найти его истоки. Сохранившиеся архивы дают для этого материал» [189, 7].
Юбилейный сборник научных материалов, выпущенный к 150-летию восстания на Сенатской площади (1976), открывается Предисловием, в котором говорится о пересмотре ряда поставленных ранее вопросов и выдвижении новых, одним из них является вопрос о разносторонности интересов декабристов и об их вкладе в развитие русской культуры. Уже тогда ставился вопрос о рассмотрении этой проблемы в ряду других как комплексной. Даже биографический аспект приобретает большую глубину при рассмотрении его в контексте социального и культурного развития.
Историк культуры В.В. Гапоненко в Предисловии к Юбилейному сборнику научных материалов, посвященному 175-летию начала декабристского движения, чётко обозначила актуальные аспекты темы «Декабристы и Сибирь», среди которых и изучение жизни декабристов на широком фоне социокультурной сибирской среды. Обращает на себя внимание статья сборника известного иркутского декабристоведа С.Ф. Коваля, недавно ушедшего из жизни, где говорится о желании некоторых лиц перевернуть нашу историю, представить её однобоко, что ощутимо сказывается на содержании и уровне духовной жизни, просвещении и культуре. Он замечает, что переживаемые нами перестроечные времена уже ощутимо сказываются на содержании и уровне духовной жизни, просвещении и культуре. Учёного беспокоит пренебрежение к историческому прошлому
России, ведущее к искаженным формам его познания по писаниям монархического толка и восхваления роли религии в истории России. «Одно обращение к религиозности декабристов, к их мыслям и высказываниям о религии уже могло бы умерить пыл поборников духовного возрождения посредством только религии, а не общего подъема образованности и культуры» [82, 6].
В последние годы получил особенно интенсивное развитие краеведческий аспект, начало которому было положено ещё в 20-е годы учёным М.К. Азадовским. В его работах, как и в более поздних трудах других исследователей: М.Ю. Барановской, Е.В. Вагановой, Г.В.Гапоненко, В.П. Изгачёва, С.Ф. Коваля, А.Н. Копылова, М.Д. Сергеева, Г.П. Шатровой и др. доказывается положение о том, что культурное наследие декабристов сыграло значительную роль в развитии производительных сил сибирского региона, просвещения, образования, сельского хозяйства, семейных отношений.
В работах В.Е. Гусева, Т.И. Михалёвой, Т.А. Роменской и других исследуются проблемы практической реализации просветительских идей декабристов, их литературной, этнографической и музыкальной деятельности. Так, в исследованиях Т.И. Михалёвой делается акцент на литературную деятельность ссыльных декабристов, характеризуется романтический герой в произведениях А.И.Одоевского и H.A. Бестужева [123, 220]. Недавно отмеченный 180-летний юбилей декабризма (2006) показал, что интерес к изучению этого многогранного явления историко-культурной жизни России XIX века не угас. Для всестороннего освещения роли декабристов в развитии культуры забайкальского региона автор использовал работы краеведов О.М. Баркиной, В.Ф. Балабанова, Н.Е. Дворниченко, Е.Ф. Калашниковой, Е.Ф. Куренной-Берцик, И.Г. Куренной, В.Н. Немерова, Е.Д. Петряева, Р.П. Цуприк, и др.
Таким образом, осмысление комплекса вопросов данной проблемы получило освещение в социально-философских, исторических, культурологических, литературоведческих и краеведческих исследованиях.
При многочисленности работ о декабризме проблема влияния декабристов на развитие культуры края и инкультурации их в социокультурной забайкальской среде ещё не была предметом специального комплексного исследования и не получила монографического освещения в контексте поставленной проблемы.
Объектом исследования является культурное наследие декабристов периода забайкальской ссылки и каторги (первая половина XIX века).
Предметом исследования - влияние культурного наследия декабристов на развитие культурной жизни региона.
Целью исследования становится выявление роли культурного наследия декабристов в динамике культурной жизни Забайкалья.
Для раскрытия цели исследования предполагается решение следующих задач:
• уточнение содержания понятий «социокультурная среда», «инкультурация» и «феномен декабризма» на примере русской дворянской культуры, деятельности декабристов в частности;
• выявление специфики социокультурной среды Забайкалья додекабристского периода (нач. XIX века);
• определение теоретико-методологической основы изучения места и роли декабристов в развитии региональной культуры Забайкалья;
• раскрытие основных мировоззренческих, поведенческих принципов образа жизни декабристов и их влияние на развитие культуры региона;
• осмысление значения культурного наследия декабристов для развития забайкальского региона.
Территориальные рамки исследования включают территорию Забайкалья в его современных географических границах.
Хронологические рамки исследования определяются периодом ссылки декабристов (II пол. 20-х - сер. 50-х годов XIX века).
Методологические основы исследования. В качестве базового методологического принципа было избрано сочетание исторического и логического методов познания, способствовавших обобщению и систематизации научных положений по теме исследования. Междисциплинарный подход к изучению декабристов позволяет определить следующие общенаучные методы исследования: описания, анализа, синтеза. Сочетание этих методов позволило выявить общее и особенное в процессе развития культуры Забайкалья в прошлом, где декабристы были своеобразным адаптером между двумя полюсами «Восток» - «Запад». Использовался герменевтический подход при осмыслении мемуаров декабристов, воспоминаний современников. Методологическую основу исследования составили труды зарубежных и отечественных учёных, в которых раскрывается информационно-культурологическое понимание культурного наследия декабристов и обосновывается культурологический подход к изучению социокультурной среды и инкультурации личности, С.А.Артюнова, Н.А.Бердяева, В.Л.Кургузова, К.Клакхона, Б.Малиновского, Э.В.Соколова, А.Тойнби, О.Шпенглера, О.Флиера, М.Херсковица и др.
Источники по теме включают: ^ , а) сочинения декабристов; б) материалы следствия и суда; в) сочинения шестидесятников, включая герценовско-огаревские издания; г) воспоминания, мемуары, дневники, эпистолярное наследие современников декабристского и разночинского этапов освободительного движения.
Научная новизна исследования заключается в следующем: выявлена специфика социокультурной среды Забайкалья додекабристского периода (начало XIX века);
- выделены этапы изучения декабристского наследия и основные детерминации их осмысления;
- определены теоретико-методологические основы изучения места и роли декабристов в развитии Забайкалья на протяжении XIX века; проанализированы основные мировоззренческие установки декабристов, которые сыграли важную роль в распространении их идей на территории Забайкалья;
- описано и проанализировано культурное наследие декабристов периода забайкальской ссылки, оказавшее инкультурирущее влияние на культуру региона.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Теоретическое значение предлагаемой диссертации определяется тем, что её материалы и результаты могут быть использованы при дальнейшем изучении и разработке проблемы декабризма, его места и роли в социальной и культурной жизни страны. Исследование раскрывает разносторонний потенциал такого феномена, как «декабризм» в контексте его влияния на региональную культуру, показывает необходимость изучения культуросозидательных функций данной субкультуры. Анализируется природа культурного феномена, ставшего носителем социально значимого образа жизни, заложившего системообразующие потенции для развития региональной культуры. В работе конкретизируются теории инкультурации и оптимизации социокультурной среды. Углубляется и акцентируется внимание на область знаний, связанных с комплексным изучением творчества декабристов в условиях ссылки. Разносторонняя образованность лучших дворян русского общества 20-30-х годов XIX века - это не только следствие их страстного интереса к познанию мира, но и показатель особого типа мышления, универсального по своей сути. Отсюда возникает вопрос о неких типологических особенностях личности и её психологии.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в общетеоретических и специальных курсах культурологии, литературы, краеведения; в разработке программ и методических рекомендаций по названным дисциплинам, а также в средствах массовой и электронной информации с целью знакомства с самобытной культурой Забайкалья XIX века. Они могут способствовать выработке социокультурной модели развития региона с учетом рассмотренных в работе историко-культурных особенностей края.
Апробация исследования. Материалы диссертационного исследования апробированы на международных, всероссийских и региональных научных и научно-практических конференциях (Чита, Иркутск, Улан-Удэ, Пенза). Под руководством автора диссертации выполнены и успешно защищены выпускные квалификационные работы. Отдельные материалы данного исследования были использованы на уроках по литературному краеведению и культуре Забайкалья в педагогических колледжах г. Читы и Балея, экспериментальной культурологической школе № 13 г. Читы и юношеского туристического центра г. Читы. По теме диссертационного исследования опубликовано 30 статей, материалы его вошли в 4-х томное издание «Энциклопедии Забайкалья» (СО РАН г. Новосибирск, 2000 - 2006), учебное пособие по теме «Литературно-просветительская деятельность декабристов в Забайкалье» (1изд.: 2004; 2 изд.: 2006 г.).
Основные публикации по теме исследования:
1. Декабризм как явление культурной жизни Восточного Забайкалья (литературный аспект) // Вестник Бурятского университета. Серия 8: Теория и методика обучения в вузе и школе. Вып. 11. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2006. С.294-301. - ISBN 5-85213-447-3.
2. Нравственно-этический аспект творческой деятельности декабристов // Народы Забайкалья: возрождение и развитие: сб. материалов научн. конф. -Чита, 1997. - С.87-95.
3. Декабристы и народное образование в Забайкалье // Народное образование Забайкалья: история и опыт. - Чита, 2000. - С.40-42.
4. Декабристы в социокультурной среде забайкальской ссылки. - Россия - Азия: проблемы интерпретации текстов русской и восточных культур. Материалы международной научной конференции. - Улан-Удэ: БГУ, 2002. -188-190.
5. Этнокультура в воззрениях декабристов. - Языковые и культурные контакты различных народов. Сборник статей Всероссийской научно-методической конференции. - Пенза, 2003. - 213-215.
6. Этнокультурные мотивы в творчестве ссыльных декабристов. - Время в социальном, культурном и языковом измерении. Тезисы докладов международной научной конференции. Иркутск: ИГУ, 2004. - 51-55.
7.3абайкальские мотивы в творчестве В.К.Кюхельбекера. -Трансграничье в изменяющемся мире: Россия - Китай - Монголия. Материалы международной научно-практической конференции. - Чита: ЗабГГПУ, 2006. -226-230.
8. Литературно-просветительская деятельность декабристов в Забайкалье. Учебное пособие. - Чита: ЗабГПУ, 1-е изд. 5.6. п.л., 2004; Чита: ЧитГУ, 2-е изд. доп и испр. 7 п.л., 2006.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых содержит три параграфа, заключения, библиографии- и приложений, включающих тексты художественных произведений самих декабристов, тексты забайкальских и русских поэтов о них, а также рисунки, созданные декабристами в период забайкальской ссылки.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Политическая ссылка в Минусинском округе, 1825-1895 гг.2000 год, кандидат исторических наук Шулбаев, Олег Никитович
Место польских политических ссыльных в хозяйственной и культурной жизни Забайкалья: 30-е-50-е гг. XIX века2005 год, кандидат исторических наук Семенов, Евгений Владимирович
Михаил Андреевич Зензинов - краевед, естествоиспытатель Забайкалья: 20-70 годы XIX в.2003 год, кандидат исторических наук Суркова, Наталья Александровна
Декабристы и культурно-политические традиции Франции конца XVIII - начала XIX вв.2002 год, доктор исторических наук Парсамов, Вадим Суренович
Религия и политические ссыльные Западной Сибири в XIX в.: 20-е - первая половина 70-х гг.2006 год, доктор исторических наук Никулина, Ирина Николаевна
Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Полетаева, Людмила Григорьевна
Заключение
Подводя итог всему диссертационному исследованию, можно сделать следующие обобщения,. Культура является целью преобразования и результатом преобразующей деятельности человека. Каждое культурное пространство формирует внутри себя законы человеческой деятельности, создавая историко-культурную самобытность, анализируя которую, исследователь сталкивается с калейдоскопом поведенческих норм. Любая культура в рамках своего пространства, в процессе своего развития создаёт различные системы знаков, которые являются своеобразными её носителями.
Таким образом, проблема вхождения человека в культуру - предмет глубокого интереса учёных социальных и гуманитарных наук, которые в последнее время усилили внимание к исследованию механизмов культурного освоения и воспроизводства. Изучение проблемы культурного наследия ссыльных декабристов в Забайкалье показывает, что она весьма актуальна в современных условиях.
В тексте настоящей работы были определены теоретико-методологические основы изучения роли и места декабристов в развитии региональной культуры Забайкалья; уточнено и проанализировано содержание таких понятий, как «социокультурная среда» и «феномен декабризма» на примере русской дворянской культуры, деятельности декабристов в частности; описана история изучения наследия декабристов в российской науке; определена специфика социокультурной среды Забайкалья додекабристского периода; проанализированы основные мировоззренческие, поведенческие, принципы образа жизни декабристов и их влияние на развитие культуры региона. Системно описаны разные аспекты деятельности декабристов (литературно-просветительское, научно-педагогическое, художественное, хозяйственное), составившие их культурное наследие, определена роль их деятельности в культурной жизни забайкальского региона, в частности их влияние на духовно-нравственное развитие региона.
На основе анализа культурного наследия ссыльных декабристов, содержания разных видов их деятельности сделан вывод о декабризме как культурном феномене, который заложил системообразующие потенции для развития региональной культуры.
Декабризм как явление культурной жизни обобщает деятельность представителей русской культуры, основными мировоззренческими установками которых явились высокая гражданственность и свободолюбие, универсализм знаний и гуманизм. Среди нравственных ориентиров декабристов - воплощение социальной справедливости в России. Культурное влияние декабристов на среду проявлялось как в идейных установках, которые исповедовали декабристы, их образе жизни, в личном поведении, так и во внутренней организации сообщества. Творческое наследие декабристов в разные времена вызывало разное к себе отношение. Глубокий интерес к нему был проявлен во второй половине XIX и начале XX веков, в юбилейные годовщины разного времени, и сегодня, в так называемый постперестроечный период российского реформирования, декабристский вопрос вновь волнует общественное сознание. Представляется что, декабристов вполне можно назвать первыми реформаторами России нового времени, имея в виду классическую классификацию. Богатое социально-философскими идеями культурное наследие декабристов и в современной жизни дает многое для осмысления общественно-культурных явлений.
Опирающееся на позиции и принципы гражданственности, гуманизма, образованности, самодостаточности, культурное наследие декабристов может сослужить верную службу и в сегодняшнем преобразовательном процессе. Россия - особый мир, в тесной связи сосуществующий с другими мирами -цивилизациями, признание и принятие этого ведёт к необходимости развиваться. И здесь культурная, духовная консолидация России в её многомерно сложном характере состава российской культуры может обеспечить целостность и устойчивость общества, которая немыслима без сохранения и упрочения межнациональных отношений
Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Полетаева, Людмила Григорьевна, 2007 год
1. Лверинцев, С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции / С.С. Аверинцев. - М., 1996. - 343 с.
2. Лзадовский, М.К. Страницы истории декабризма. Кн.1 / М.К. Лзадовский. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1991. - 496 с.
3. Лзадовский, М.К. Очерки литературы и культуры Сибири / М.К. Лзадовский. Иркутск, 1947. - 200 с.
4. Лзадовский, М.К. Странички краеведческой деятельности декабристов в Сибири // В сердцах Отечества сынов / М.К. Азадовский. Иркутск, 1975.-С. 27-58 .
5. Базанов, В.Г. Учёная республика / В.Г. Базанов. М.; Л., 1964. - 463 с.
6. Балабанов, В.Ф. Исследователи Восточного Забайкалья / В.Ф. Балабанов. Чита, 2000. - 211 с.
7. Балабанов, В.Ф. История земли Даурской / В.Ф. Балабанов. Чита. 2003.-400 с.
8. Бараев, В.В. Древо: декабристы и семейство Кандинских / В.В. Бараев. -М., 1991.-270 с.
9. Ю.Барановская, М.Ю. Декабрист Николай Бестужев / М.Ю. Барановская. -М: Госкультпросветиздат,1954. 294 с.
10. Басаргин, Н.В. Воспоминания, рассказы, статьи / Н.В. Басаргин. -Иркутск, 1988. (Серия «Полярная Звезда»). - 544 с.
11. Бабеф, Г. Соч. в 4-х гг. Т.2. / Г. Бабеф. М., 1975-1977.
12. П.Бахт, В.М. Проблема аккультурации в современной этнографической литературе США // Современная американская этнография / В.М. Бахт. -М., 1963.
13. Бахтин, M.M. Литературно-критические статьи / сост. С. Бочаров, В. Кожинов. М.: Художественная литература, 1986. - 543 с.
14. Бачинип, В.А. Культурология. Энциклопедический словарь / В.А. Бачинип. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005. -288 с.
15. Беляев, Л.П. Воспоминания // Своей судьбой гордимся мы.- Иркутск, 1973.-344 с.
16. П.Бердяев, H.A. Философия свободы. Смысл творчества / H.A. Бердяев. -М., 1989.
17. Бестужев, М.А. Поездка в Кяхту // Дум высокое стремленье. Декабристы в Сибири / М.А. Бестужев. Иркутск, 1975. - С. 114-124.
18. Бестужев, A.A. Знакомство мое с Грибоедовым // A.C. Грибоедов, его жизнь и гибель в мемуарах современников / A.A. Бестужев. Л.: Красная газета, 1929.
19. Бестужев, H.A. Сочинения и письма / H.A. Бестужев. Иркутск: Мемориальный музей декабристов. Серия «Полярная Звезда», 2003.
20. Библер, B.C. Культура. Диалог культур (Опыт определения) / B.C. Библср // Вопросы философии, 1989. № 6.
21. Библер, B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век / B.C. Библер. - М.: Политиздат, 1990. -413 с.
22. Болоиев, Ф.Ф.Старообрядцы в XVIII XIX вв. / Ф.Ф. Болонев. -Новосибирск, 1994. - 148 с.
23. Бурятская этничность в контексте социокультурной модернизации. -Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН. -Иркутск, 2003. 244 с.
24. Ваганова, Е.В. В.К.Кюхельбекер на поселении в Сибири 1836-1846 гг. / Е.В. Ваганова. Улан-Удэ, 2001. - 167 с.
25. Вебер, М. Избранное. Образ общества / М. Вебер. М.: Юрист, 1994. -702 с.
26. Воспоминания Е.П.Оболенского // Мемуары декабристов. Северное общество. М.: Изд-во МГУ, 1981.
27. Воспоминания Бестужевых. M.; JL: Изд-во АН СССР, 1951. - 680с.
28. Воспоминания Полины Анненковой. Красноярск: Красноярское кн. изд-во, 1977. 328 с.
29. Восстание декабристов: в 18 т. T. XIII. М., 1975. - 471 е.; T. XIV.- М., 1976. - 507 е.; T. XV. - М., 1979. - 350 с.
30. В сердцах Отечества сынов. Декабристы в Сибири. Иркутск, 1975.328 с.
31. В потомках ваше племя оживёт. Воспоминания о декабристах в Сибири. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд., 1986. - 350 с.
32. Волк, С.С. Исторические взгляды декабристов. M., JL, 1958. - 461 с.
33. Вы1отский, J1.C. Собрание сочинений: в 6-ти томах. Т.2. Проблемы общей психологии / под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. -504 с.
34. Гадамер, Х.-Г. Актуальность прекрасного / Х.-Г. Гадамер. М.: Искусство, 1991. - 367 с.
35. Ганин, С.П. Декабристы первые кооператоры Забайкалья / С.П. Ганин // Проблемы краеведения. Вып. 2. Материалы к II Забайкальской краеведческой конференции. - Чита, 1967. - С. 43-47.
36. Гапоненко, В.В. Комплексная проблема «Декабристы и Сибирь» и ее библиографическое обеспечение // Декабристы и Сибирь. Вып. 5. / В.В. Гапоиенко. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1988. - С. 218-226.
37. Голоса из России. Сборники А.И. Герцена и Н.П.Огарёва. Книжка X, Выпуск четвёртый. М.: Наука, 1975. - 376 с.
38. Гессен, А.И. Во глубине сибирских руд. Декабристы на каторге и ссылке / А.И. Гессен. М.: 1969. - 351 с.
39. Гессен, А.И. Всё волновало нежный ум. Пушкин среди книг и друзей /Л .И. Гессен.- М. : Наука, 1965. 510 с.
40. Горбачевский, И.И. Записки, письма / И.И. Горбачевский. М.: ЛНСССР, 1963.
41. Гордин, Я. События и люди 14 декабря. Хроника / Я. Гордин. М.: Сов. Россия, 1985.-288 с.
42. Гофман, А.Г. Традиции // Культурология. XX век. Словарь. СПБ: Универс. Книга, 1997. - 640 с.
43. Гуревич, П.С. Философия культуры / П.С. Гуревич. М., 1995.
44. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа / Н.Я. Данилевский. М., 1991.
45. Дворянов, Н.В. В сибирской дальней стороне. Очерк истории царской ссылки / Н.В. Дворянов. Минск, 1977. - 48 с.
46. Дворниченко, Н.Е. Земля за Байкалом / Н.Е. Дворниченко. Иркутск, 1970.
47. Декабристы: архивы рассказывают. Каталог документов,-исследованного сотрудниками музея. Чита: ИПК «Забтранс», 2006. -190 с.
48. Декабристы: биографический справочник / Под ред. Нечкиной М.: Наука, 1988.-448 с.
49. Декабристы в воспоминаниях современников. М., 1988.
50. Декабристы и русская культура. JL: Наука, 1976. - 356 с.
51. Декабристы: справочное пособие / сост. B.C. Пилипенко. -Новокузнецк, 2006. 336 с.
52. Декабристы и Сибирь: библиографический указатель / Под ред. С.Ф. Коваль и др.. Иркутск: ИГУ, 1985.
53. Декабристы и Сибирь: сборник материалов научной конференции в Чите, посвященной 150-летию восстанию декабристов. Новосибирск: Наука, 1977.-262 с.
54. Декабристы и Сибирь / сост. М.Д. Сергеев и др. М,: Сов. Россия. 1988.-263 с.
55. Декабристы. Антология в 2 т. / сост. В. Орлов. Л.: Худ. лит., 1975. -448 с. - 2 т.
56. Дробышевский, B.C. Национальная идея. Нужна ли она нам? / B.C. Дробышевский // Заб. рабочий. 1992. - 8 июля.
57. Дубровина, Е. На Петровском Заводе // В потомках ваше племя оживет/ Е.Дубровина. -Иркутск, 1988.-С. 173-201.
58. Дум высокое стремленье. Декабристы в Сибири. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд., 1975. - 336 с.
59. Дюма, А. Учитель фехтования. Роман из времен декабристов / А. Дюма. -Горький, 1957.-208 с.
60. Еропкин, Б.И. Декабрист Д.И. Завалишин / Б.И. Еропкин // Сибирь.-1971.-№2.-С. 78-82.
61. Ерасов, Б.С. Выбор России в евразийском пространстве / Б.С. Ерасов // Цивилизации и культуры. Вып.1. М., 1994. - 39-60 с.
62. Забайкалье: судьба провинции. Материалы научно-практ. конф.
63. Декабристы и Забайкалье». Чита: Поиск, 2001. - 88 с. 65.3агорулько, В.И. Этюды о декабристах / В.И. Загорулько. - СПБ.:
64. Избранные социально-политические и философские произведения декабристов: в 3 т. Т.1. / Под ред. И .Я Щипанова. М., 1951. - 732 е.; Т.2.-567 е.; Т.3.-466 с.
65. История Сибири. Т.2, Л., 1968.73.«Их вечен с вольностью союз»: литературная критика и публицистика декабристов. -М.: Современник, 1983. 368 с.
66. Каган, М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений / М.С. Каган. М.: Политиздат, 1988. - 319 с.
67. Каган, М.С. Философия культуры / М.С. Каган. СПб., 1996.
68. Калашникова, Е.Ф. 190 лет со дня рождения М.Н. Глебова, декабриста. // Календарь знаменательных и памятных дат Читинской области / Е.Ф. Калашникова. Чита, 1994.
69. Калашникова, Е.Ф. Смольянинова Ф. О. / Эциклопедия Забайкалья. В 4 т. Т.4. Новосибирск: НАУКА, 2006. - С. 58.
70. Карамзин, Н.М. Предание веков / Н.М. Карамзин. М.: Правда, 1987. -768 с.
71. Караш, Н. Декабрист С.Г. Волконский на вольном поселении. // Прометей №9 / Н. Караш. М.: Молодая гвардия, 1972. - С. 21-48.
72. Ключевский, В.О. Курс русской истории. В 9 т. Т.5. / В.О. Ключевский. -М., 1987.
73. Кобылянский, В.А. Русская идея и возрождение России / В.А. Кобылянский. Иркутск: Изд-во Иркутского университета, 1977. - 164 с.
74. Коваль, С.Ф. Декабристы и современность // Декабристы: их время и люди / С.Ф. Коваль. Улан-Удэ: ВСГАКИ, 2001.-238 с.
75. Кодап, С.В. Сибирская ссылка декабристов. Иркутск, 1983.
76. Козлов, И. В гостях у декабристов / И. Козлов. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1975.-120 с.
77. Кожииов, B.B. Прерывистый путь / B.B. Кожинов // Родина. 1997. - № 11.
78. Коп, И.С. В поисках себя / И.С. Кон. М., 1985.
79. Константинов, A.B. История Забайкалья (с древнейших времён до 1917 года) / A.B. Константинов, H.H. Константинова. Чита, 2002. - 248 с.
80. Константинов, A.B., А.И. Лыцусь и др. Чита. // Эциклопедия Забайкалья. В 4т. Т.4. Новосибирск: НАУКА, 2006. - С. 308-312.
81. Константииов, М.М. Забайкальский взгляд на российское общество.// Забайкальский рабочий. 2007. - 16 апр. (№ 70). - С. 4-5.
82. Конрад, Н.И. Запад и Восток / Н.И. Конрад М., 1986.
83. Копылов, А.Н. Очерки культурной жизни Сибири XVII нач. XVIII вв. /
84. A.Н. Копылов. Новосибирск, 1974.
85. Копылов, А.Н. Декабристы и просвещение Сибири в первой половине XIX века. // Декабристы и Сибирь / А.Н. Копылов, М.П. Малышева. -Новосибирск: Наука, 1977.-С. 89-107.
86. Крюков, H.A. Философские записи. // Избранные социально-политические и философские произведения декабристов: в 3 т. Т.1. / II.A. Крюков.-М., 1951.-732 с.
87. Кубалов, Б.Г. Крестьяне Восточной Сибири и декабристы // В сердцах Отечества сынов. Декабристы в Сибири / Б.Г. Кубалов. Иркутск, 1975. -С. 58-84.
88. Культурологическая энциклопедия: в 2 т. Т.1. СПБ: Университетская книга, 1988.
89. Культурология. XX век. Словарь. СПБ, 1997. - 640 с.
90. Культурология. Энциклопедический словарь. Издательство Михайлова1. B.А.-СПБ., 2005.
91. Кургузов, В.Л. Восток-Россия-Запад: теория и практика межкультурной коммуникации / В.Л. Кургузов. Улан-Удэ: ВСГАКИ, 2003.-351 с.
92. Кургузов, B.J1. Гуманитарная культура / В.Л. Кургузов. Улан-Удэ, 2001.- 184 с.
93. Курскова, Г.Ю. Пропаганда нравственных принципов декабристов в воспитательной работе с молодежью / Тезисы докладов и выступлений. Чита, 1984. - С. 42-44.
94. Кюхельбекер, В.К. Избранные произведения: В 2 т. T.l / В.К. Кюхельбекер. М.; Л., 1967. - 668 с.
95. Кюхельбекер, В.К. Путешествие. Дневник. Статьи / под ред. Н.В. Королёвой, В.Д. Рак. Л., 1979.
96. Кюхельбекер, М.К. Краткий очерк Забайкальского края. / Декабристы о Бурятии / М.К. Кюхельбекер. Улан-Удэ. 1975.
97. Лермонтов, М.Ю. Собрание соч. в 4-х т. Т. 1. / М.Ю. Лермонтов. М.: Худ. лит., 1975.-648 с.
98. Лики культуры. Альманах. -М., 1995. Т.1.
99. Литературно-критические работы декабристов. М.: Худ. лит., 1978.374 с.
100. Литературное наследство. Т. 59. 4.1. М., 1954. - 800 с.
101. Литературная Сибирь. Критико-библиографический словарь писателей Восточной Сибири: в 2 т. Иркутск, 1986.
102. Лихачев, Д.С. Раздумья / Д.С. Лихачев. М., 1991. - 318 с.
103. Лобанов, В.Г. Старая Чита / В.Г. Лобанов. Чита, 2001. - 336 с.
104. Лотман, Ю.М. Декабрист в повседневной жизни // Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVII-XI века) / Ю.М. Лотман. СПб.: Искусство, 1999. - С. 331-385.
105. Лотман, Ю.М. Бытовое поведение как историко-психологическая категория. / Литературное наследие декабристов. Л.,1975. - С. 25-74.
106. Лорср, Н.И. Воспоминания / Н.И. Лорер. Иркутск, 1984. - (серия «Полярная Звезда»).
107. Лунин, М.С. Письма из Сибири. Трактаты // Дум высокое стремленье. Декабристы в Сибири / М.С. Лунин. Иркутск, 1975. - С. 40-73.
108. Лунин, М.С. Сочинения, письма, документы / М.С. Лунин. Иркутск, 1988.-С. 40-74.
109. Лунин, М.С. Сочинения и письма / М.С. Лунин. Пг., 1923. - С.29-30.
110. Ляпкина, Т.Ф. Участие декабристов в музыкальном образовании и просвещении на каторге поселении в Забайкалье // Декабристы: их время и люди. Улан-Удэ: ВСГАКИ, 2001. - 328 с.
111. Мемуары декабристов. Северное общество. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1981.-400 с.
112. Методологические и теоретические аспекты изучения духовной культуры Востока. Вып. III. Улан-Удэ, 1998.
113. Морохоева, З.П. Личность в культурах Востока и Запада / З.П. Морохоева. Новосибирск: Наука, 1994. - 206 с.
114. Мсйлах, Б.С. Декабристская идея национального возрождения и русская культура начала века / Декабристы и русская культура. Л.: Наука, 1976.-С. 7-24.
115. Михалёва, Т.И. Литературная деятельность декабристов в Забайкалье // Литературное движение в Забайкалье Т.И. Михалева. Улан-Удэ, 1974.-С. 12-40.
116. Михалёва, Т.И. В потомках ваше племя оживёт // Народное образование / Т.И. Михалева. 1985. - № 12. - С. 77-79.
117. Моль, А. Социодинамика культуры / А. Моль. М., 1973.
118. Миропенко, М.П. Мемуарное наследие декабристов / М.П. Мироненко // Русский архив: археологический ежегодник за 1975 г. М., 1976. - С. 98-116.
119. Мятежной вольности сыны. Декабристы в поэзии: указатель литературы. Чита, 1988. - 100 с.
120. Неповски, Н. Преемственность в праве / Н. Неновски. М., 1977.
121. Нерчинск / сост.: А. Литвинцев, Л. Бянкина. М.: Панъинтер, 2002.-2VC.
122. Нерчинское Забайкалье. Архивный вестник №6 / под ред. М.В. Константинова. Чита, 2003. - 136 с.
123. Нечкина, М.В. Грибоедов и декабристы / М. В. Нечкина. М.: Худ. лит., 1977. - 735 с.
124. Нечкина, М.В. О нас истории страницы напишут. Материалы и исследования / М.В. Нечкина. Иркутск, 1982. - 352 с.
125. Нечкина, М.В. Декабристы / М.В. Нечкина. М.: НАУКА, 1983. - 184 с.
126. Нечкина, М.В. Несколько слов о сибирском трёхтомнике // В сердцах Отечества сынов. Декабристы в Сибири / М.В. Нечкина. Иркутск, 1975.-С. 5-10.
127. Обручев, В.А. Из пережитого / В.А. Обручев // В потомках ваше племя оживет. Воспоминания о декабристах в Сибири. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1986.-С. 119-128.
128. Огарёв, Н.П. Стихотворения и поэмы / Н.П. Огарев. Л.:
129. Советский писатель, 1961. -482 с.
130. Огарёв, Н.П. Избранные социально-политические и философские произведения: в 3 т. Т. 1. / Н.П. Огарев. М., 1951.
131. Окунь, С.Б. Декабристы. М.С. Лунин / С.Б. Окунь. Л.: ЛГУ, 1962. -279 с.
132. Окладников, А.П. Открытие Сибири / А.П. Окладников. М.6 Молодая гвардия, 1979.-233 с.
133. Очерки русской литературы Сибири: в 2 т. Т.1. Дореволюционный период. Новосибирск: Наука, 1982.~607с>
134. Орлов, В.Л. Литературная программа декабристов // Пути и судьбы / В.Л. Орлов Л.: Сов. Писатель, 1971. - 743 с.
135. Павлюченко, Э.А. В добровольном изгнании / Э.А. Павлюченко. М.: Наука, 1987.- 160 с.
136. Памяти декабристов. Иркутск, 1975. - 216 с.
137. Петряев, Е.Д. Живая Память / Е.Д. Петряев. М.: Молодая гвардия, 1984.-288 с.
138. Петряев, Е.Д. Люди и судьбы / Е.Д. Петряев. Чита, 1957." .
139. Петряев, Е.Д. Исследователи и литераторы старого Забайкалья. Очерки из истории культуры края / Е.Д. Петряев. Чита, 1954. - 259 с.
140. Петряев, Е.Д. Культурные гнёзда старого Забайкалья. // Проблемы краеведения. Выпуск 3 / Е.Д. Петряев. Чита, 1968.
141. Петряев, Е.Д. Кяхтинский листок: к столетию первой забайкальской газеты / Е.Д. Петряев. Улан-Удэ, 1963. - С. 4, 14, 22.
142. Писатели-декабристы в воспоминаниях современников. М., 1980.
143. Померанц, Г.С. Диалог // Культурология. XX век. Словарь / Г.С. Померанц. СПБ, 1997. - 640 с.
144. Попова, О. История жизни М.Н. Волконской / О. Попова // Звенья. -М.,Л., 1934.- № 3. С. 85-86.
145. Принцева, Г.А. Декабристы в изобразительном искусстве / Г.А. Припцева. Л.: Аврора, 1975. - 96 с.
146. Пуляевский, Л. Нерчинск / Л. Пуляевский. Чита, 1929.
147. Пушкарев, Л.Н. Неизданные заметки декабриста И.И. Горбачевского / Л.Н. Пушкарев // Вопросы истории. 1952. - № 2. - С. 127-129.
148. Пущин, И.И. Записки о Пушкине. Письма / И.И. Пущин. М.: Худ. лит., 1988. - (Серия литературных мемуаров.). - 559 с.
149. Пушкин, A.C. Собрание соч. в 10 т. Т. 1. / A.C. Пушкин. М.: Худ. лит., 1974.- 744с,
150. Прыжов, И.Г. Очерки, статьи, письма. М., Л., 1934. - 400 с.
151. Розен, А.Е. Записки декабриста / А.Е. Розен. Иркутск, 1984.
152. Ромеиская, Т.А. Музыка в жизни и деятельности декабристов. // Декабристы и русская культура / Т.А. Роменская. Л.: Наука, 1976. - С. 295-324.
153. Руденко, Ю.Т. Чита перекресток миров / Ю.Т. Руденко // Заб. рабочий. - № 22. - 2007. - С. 6.
154. Рудепко, Ю.Т. Паллас Пётр Симон. / Энциклопедия Забайкалья. Т.З, гл. ред. Р.Ф. Гениатулин. Новосибирск: Наука, 2006. - С. 410-411.
155. Русская критика от Карамзина до Белинского. Сб. статей. М., 1981.
156. Русские мемуары 1800-1825. М.: Правда, 1989. - 624 с.
157. Саижиева, Т.Е. Особенности формирования евразийской цивилизации в Байкальской Азии. // Россия Азия: проблемы интерпретации текстов русской и восточных культур. - Улан-Удэ: БГУ, 2002. - С. 22-25.
158. Сафонов, М.М. Неистовый Лунин / М.М. Сафонов. Иркутск: Вост.-Сиб. кп. изд. 1993.-208 с.
159. Сафонова, Н.И. Акварели декабриста П.И. Борисова / Н.И. Сафонова. М.,1986.
160. Своей судьбой гордимся мы. Декабристы в Сибири. Иркутск, 1976.-344 с.
161. Сибирь и декабристы. Выпуск 1 5. - Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд. 1976-1988.-283 с.
162. Семенова, A.B. Временное революционное правительство в планах декабристов. М.: Мысль, 1982. - 206 с.
163. Сергеев, М.Д. Перо поэта / М.Д. Сергеев. Иркутск, 1975. - 288 с.
164. Сергеев, М.Д. Подвиг любви бескорыстной / М.Д. Сергеев. М.: Мол. гв., 1975.-208 с.
165. Сорокин, П. Социальная и культурная динамика: исследования измеиений в больших системах искусства, этики, права и общественных отношений / П. Сорокин. СПб.: Изд-во Рус. Христианского гуманитарного института, 2000. - 1056 с.
166. Тимофеева, М.Ю. И.И. Горбачевский // К России любовью горя / М.10. Тимофеева. Иркутск, 1976.
167. Тойиби, А.Д. Постижение истории. Сборник / сост. А.П. Огурцов. -М.: Прогресс, 1992. 735 с.
168. Трухипа, B.C. Читинский острог: повесть-хроника / B.C. Трухина, И.С. Попков. Иркутск, 1985. - 384 с.
169. Трухина, B.C. Изгнание. Петровский каземат / B.C. Трухина. Чита: Стиль, 2005.-392 с.
170. Трушкин, В.П. Пути и судьбы. Литературная жизнь Сибири 1900-1911 гг. / В.П. Трушкин. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1972. - 437 с.
171. Тынянов, 10. Кюхля / Ю. Тынянов. М.: Сов Россия, 1975. - 639 с.
172. Фёдоров, В.А. Декабристы и их время / В.А. Федоров. М.: МГУ, 1992.-384 с.
173. Фейербах, Л. Сущность христианства / Пер. с нем. / Л. Фейербах. М.: Мысль, 1965.-416 с.
174. Философско-психологические предположения Школы диалога культур / Под общей ред. B.C. Библера. М.: РОССПЭН, 1998. - 216 с.
175. Флиер, А.Я. Культурология для культурологов / А.Я. Флиер. М.,2002.-492 с.
176. Флоренский, П.А. Сочинения. Т.2. У водоразделов мысли / П.А. Флоренский. М.: Правда, 1990. - 390 с.
177. Франк, С.Л. Духовные основы общества / С.Л. Франк. М.: Республика, 1992. - 512 с.
178. Фризмаи, Л.Г. Поэзия декабристов / Л.Г. Фризман. М.: Знание. 1974. -64 с.
179. Хайдеггер, М. Бытие и время / Пер. с нем. / М. Хайдеггер- М.: Фолио,2003.-216 с.
180. Халетский А.Н. Смольянинов Семён Иванович и его семейство / А.Н. Халстский. Забайкалье: судьба провинции. Выпуск второй. - Чита,2001 -С, 2.1
181. Харчевников, A.B. Предисловие. Декабристы в Забайкалье. Неизданные материалы. / A.B. Харчевников. Чита, 1925.- С.3-7.
182. Хорунженко, K.M. Культурология: энциклопедический словарь / K.M. Хорунжеико. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 640 с.
183. Хрестоматия по истории Читинской области / Под ред. Василевского В. И. Чита, 1972.-С. 28.
184. Чернышевский, Н.Г. Полн. собр. соч. в 15-ти тт. Т.14, М., 1949.
185. Шарапина, А. Рукотворный памятник // Чита город во времени / сост. и ред. И. Куренная. - Чита: Стиль, 2001. - 360 с.
186. Шатрова, Г.П. Декабрист И.И. Горбачевский / Г.П. Шатрова. -Красноярск, 1973. 198 с.
187. Шахеров, В.П. Сибирь в жизни и творчестве В.И. Штейнгеля / Сибирь и декабристы. Выпуск 2. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. издат., 1981. - С. 5677.
188. Шишкин, А.Ф. Человеческая природа и нравственность: историко-кри гический очерк / А.Ф. Шишкин. М.: Мысль, 1979. - 268 с.
189. Шпенглер, О. Закат Европы / О. Шпенглер. М., 1993. - 584 с.
190. Чехов, А.П.Сочинения. В 18 т. Т.8, М.: Наука, 1977. - 527 с.
191. Энциклопедия Забайкалья. Читинская область. Т. 1. Общий очерк / гл. ред. Р.Ф. Гениатулин. Новосибирск: Наука, 2000. - 302 с.
192. Энциклопедия Забайкалья. Читинская область. Т. 2. А-3 / гл. ред. Р.Ф. Гсииатулин. Новосибирск: Наука, 2004. -480 с.
193. Эйдельман, Н.Я. Герцен против самодержавия / Н.Я. Эйдельман. М., 1973.-367 с.
194. Эйдельман, Н.Я. Пушкин и декабристы. Из истории взаимоотношений /II.Я. Эйдельман. М.: Худ. лит. 1979. - 422 с.
195. Эиов, А. Декабристы в Забайкалье. Краткий очерк // Декабристы в Забайкалье. Неизданные материалы / под ред. А.В.Харчевникова. -Чита, J925.-С. 9-24.
196. Ясиерс К. Смысл и назначение истории. Пер. с нем. / К. Ясперс. М.: Политиздат, 1991. - 527 с.1. Электронные ресурсы:
197. Болоцких, В.Н. Декабристы о перспективах экономического развития Сибири и проблемы ее современной модернизации Электронный ресурс. / В.Н. Болоцких. Режим доступа: http: // www. history, nsc. ru. - Загл. с экрана.
198. Чуковская Л. Декабристы исследователи Сибири Электронный ресурс. / Л. Чуковская. - Режим доступа: http: // www. chukfamily. ru. - Загл. с экрана.
199. Декабристы воспели Сибирь в стихах Электронный ресурс. / Российский информационный портал «Родноверие». Режим доступа: http: // www. rodno. ru. - Загл. с экрана.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.